Краткое содержание Богомолов Иван для читательского дневника
Главный герой Иван Буслов – смелый мальчишка, который потерял на войне самых близких, и поэтому решил мстить врагам. На своем коротком жизненном пути мальчик увидал очень много страшных вещей. Совершенные им подвиги, непосильны многим взрослым людям. В конце концов он трагически погибает в 1943 году. Его пытаю немцы, но он героически держится до последнего. О смерти Ивана узнает командир Гальцев лишь в 1945 году. Он относился к мальчику, как к родному.
Повесть учит, что мужественным может быть не только взрослый человек, но и ребенок. Это хорошая черта характера, благодаря которой на земле царствует мир и покой.
Читать краткое содержание Иван Богомолов
События повести разворачиваются во время ВОВ (1941-1945 гг). Старшего лейтенанта Гальцева неожиданно разбудили ночью. Дело в том, что на берегу нашли мальчишку 12 лет, который трясся от голода и холода. Этого мальчика зовут Иван Буслов. Гальцев пытается выбить информацию с мальчишки, но, к сожалению, узнает лишь его фамилию. Иван настаивает на том, чтобы доложили о его прибытии в штаб. Но лейтенант сообщает о мальчишке лишь тогда, когда точно убедился в достоверности его слов. Герой назвал верно все фамилии офицеров штаба. Подполковник Грязнов на самом деле подтверждает, что мальчишка на их стороне, что о нем необходимо хорошо заботиться. Гальцев неловко себя чувствует за то, что нагрубил мальчишке, и с этого момента он готов оберегать его.
В штаб является симпатичный и веселый юноша 27 лет. Зовут его Холин. Иван повествует ему о неимоверных авантюрах, о том, как чудом выжил. Дело в том, что мальчишка не было возможности подойти к ждавшей его шлюпке из-за фашистов, и вынужден был плыть через морозный Днепр на бревне. Холин привез приятелю военную одежду, на которой были медали за заслуги. Пообедав вместе, Иван с Холином уезжают.
В скором времени Холин снова встречается с товарищем. Новый старшина батальона спокойный, уравновешенный Катасоныч. То и дело, он целыми днями стоит около наблюдательной трубы и следит за противниками. Иван с товарищем осматривают территорию. Враг совсем рядом и тщательно следит за событиями, которые происходят на берегу реки. Гальцен должен помогать Холину, но он не желает унижаться перед ним. Старший лейтенант выполняет свои служебные обязанности и контролирует работу медсестры, делая вид, что не замечает перед собой симпатичную девушку.
Иван как никогда разговорчив и приветлив. В полночь он должен отправиться во вражеский тыл, но мальчишка ничуть не боится, он спокойно сидит и читает брошюры, ест сладости. Мальчику понравился кинжал Гальцева, но тот не может его отдать, так как это память от погибшего приятеля. Лейтенант узнает о жизни мальчишки. Иван лишился отца и сестренки во время военных действий. И поэтому мстит немцам за своих родных. Этому мальчишке пришлось многое повидать. Холин был удивлен тому, что ребенок может испытывать такую ненависть. В штабе Ивана упрашивали поступать в военное училище, но он противился этому. Этот мальчик настоящий герой, многие взрослые не способны на такие мужественные поступки. После войны офицеры планировали найти мать мальчика, а в случае если ее не найдут, Ивана заберет Катасоныч в свою семью для воспитания.
Холин сообщает, что Катасонычу велели явиться в штаб. Мальчишка держит обиду на нового старшину на то, что тот даже не попрощался. В этот момент старшина был убит врагами. Вместо него будет Гальцев. После многочисленных тренировок трое храбрецов: Холин, мальчик и лейтенант отправились на военную операцию. Переплыв Днепр, они прячутся. Ивану предстоит выполнить тяжелую миссию – пройти большой путь в тылу врага. Приятели страхуют мальчишку, ждут в засаде продолжительное время, а затем возвращаются обратно.
Гальцев делает заказ для мальчика такой же кинжал, как у себя и просит передать его Ивану. Подполковник без особого желания рассказывает Гальцеву о мальчишке. По мимике военного было видно, что он что-то скрывал от Гальцева. Дело в том, что когда Ивана хотели отправить в военное училище, тот сбежал. Утверждает, что меньше о нем знают, больше он будет жить.
Мысли о мужественном Иване, не дают покоя, уже назначенному командиру, Гальцеву. Получив опасное ранение, он попадает в госпиталь в Берлин. Листая документы секретной службы, он видит фото знакомого мальчишки с худыми скулами и широко раскрытыми глазами. В заключении было написано, что в 1943 году врагами был задержан некий Иван, который следил за движением поездов. После многочисленных сопротивлений, допросов, на которых он себя хамски вел, он был убит врагами.
Оцените: Голосов: 153Читать краткое содержание Богомолов — Иван. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Картинка или рисунок Богомолов — Иван
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Николай Носов Заплатка
У мальчишки по имени Бобка были любимые штаны. Он ими гордился очень, перед ребятами хвастался, называл солдатскими, потому что они были защитной расцветки. Больше ни у кого во дворе таких штанов не было
- Житков
- Краткое содержание Белое безмолвие Лондон
Посреди бескрайних снежных просторов три человека пытаются выжить и вернуться домой. Один из них – это Мэйлмют Кид. Двое других – Мэйсон и Руфь, его жена-индианка. Запасов еды у путников совсем мало, а чем кормить собак из своих упряжек они не знают
- Краткое содержание Вересаев Записки врача В 1901 году на прилавках магазинов появилась книга, тогда еще молодого врача, который по совместительству являлся писателем, под названием Записки врача. Звали автора данной книги Викентий Вересаев.
- Краткое содержание Сердечная недостаточность Алексина
Произведение начинает своё повествование с того что Галя Андросова поступает в институт. По этому случаю её мать и её муж, которого все почему-то называли ласково, Павлуша, принимают решение дать ей путёвку в санаторий для больных сердцем
chitatelskij-dnevnik.ru
Краткое содержание Богомолов Иван за 2 минуты пересказ сюжета
Повествуя о предстоящем обходе боевого охранения, старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, поднимают с кровати раньше положенного времени из-за задержанного человека на берегу Днепра. Им оказался промокший мальчик лет одиннадцати. Назвавшись Бондаревым, он приказным тоном просит сообщить о себе в штаб.
Гальцев неуверенно докладывает капитану Маслову о происшествии. Однако мальчик настаивает на звонке начальнику разветотдела армии Грязнову и капитану Холину. По приказу Грязнова лейтенант обеспечивает Ивана всем необходимым, в том числе бумагой и чернилами. В течение часа мальчик делает подсчеты и записывает их на листе.
Уяснив обстановку, Гальцев проникается искренней жалостью и гордостью к задержанному. Он ухаживает за ним как за разведчиком. Предложив еду и теплую одежду, он укладывает его спать, а сам идет в обход через обстрелы прибрежной полосы реки. Приближаясь к местному посту охраны, Гальцев рассказывает бойцам вымышленные истории про этого мальчика, так как истинное положение его занятий должно оставаться в тайне.
Приезд Холина очень обрадовал Ивана. Из разговора товарищей становится понятно, что мальчик самостоятельно, с помощью бревна добрался по воде с противоположного берега октябрьским вечером. Привезенная мальчику форма привлекает внимание орденом и медалью «За отвагу». После разнообразного угощения капитан и Ваня садятся в машину и уезжают. Через несколько дней Гальцев принимает у себя старшину Катасонова, от которого узнает об отклонении Иваном предложения руководства поступать в суворовское училище. Мальчик готов на это лишь после окончания войны.
Представитель высшего штаба Холин приглашает Гальцева в обход. Его бесцеремонность отталкивает лейтенанта. На обратном пути он посещает военного фельдшера – молодую девушку, что становится поводом для насмешек со стороны Холина. Сам старается скрыть интерес к ней.
Собравшись в землянке, Холин, Катасонов и Иван обсуждают предстоящий поход. Грядущей ночью мальчик должен в одиночку переплыть через реку, пройти пятьдесят километров и попасть в тыл к немцам. Гальцев, проявляя инициативу, желает составить им компанию. Однако поначалу Холин высмеивает его неопытность, отказывая в разведке.
Иван обращает внимание на нож Гальцева, который является памятным подарком от погибшего друга Котьки Холодова, героически защищавшего родную страну. Лейтенант обещает Ване привезти подобный предмет.
Чтобы предупредить пост, Гальцев провожает участников разведки к лодке. Многое в этот раз узнает он от Холина о жизни Ивана: о службе в партизанском отряде, о пребывании в лагере смерти, о побеге из интерната, о погибшем его отце и сестренке.
В этот момент неожиданно приходит сообщение о том, что Катасонова вызвал командир дивизии. Мальчик обижен на капитана из-за того, что не успел с ним попрощаться. Он так и не узнал, что капитан погиб от вражеской пули. Заменяет убитого Гальцев. Получив инструктаж, он пытается написать письмо матери, но ему не удается.
Вооружившись, собрав необходимое, бойцы отправляются на операцию. Проводив Ивана, Холин и Гальцин остаются в засаде до определенного времени. Спустя час возвращаются в землянку. Гальцев сдерживает слово. Он заказывает слесарю нож, подобный своему, чтобы сделать подарок Ване.
Однажды ноябрьским днем происходит встреча лейтенанта с Грязновым, который с сожалением сообщает о побеге Вани из-за оформления его в училище. При этом убедительно поясняет никогда не упоминать имени и поступков мальчика, чтобы предостеречь его от беды. Встреча начальников становится последней. Холин также погибает во время очередной операции. Судьба Вани очень интересует Гальцева.
Некоторое время рассказчик находится в Берлине. Работая переводчиком, он случайно среди архивных документов обнаруживает фотографию Ивана. В пояснительной записке сказано, что задержание мальчика состоялось в момент его наблюдения за перемещением вражеских эшелонов. После допросов, на которых не удалось ничего выяснить, юный защитник Родины в 1943 году был расстрелян.
Рассказ учит проявлять стойкость в различных испытаниях, уметь дорожить дружбой, быть примером для подражания независимо от возраста.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Богомолов — Иван. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Фицджеральд
- Краткое содержание Тургенев Лес и степь
«Лес и степь» — полная романтики и красоты картина, написанная русским классиком Иваном Сергеевичем Тургеневым. Он считает, что самым зорким взглядом на очарование природы обладают охотники, к которым причисляет и себя.
- Краткое содержание Сорокин Норма
Роман состоит из 8 частей, помимо вступления и заключения. В начале романа описано как в дом диссидента наведываются сотрудники КГБ с обыском и изымают запрещенные рукописи. Далее идет пересказ этой самой рукописи
- Краткое содержание Носов Огородники
В рассказе описываются действия в пионерлагере. Рассказчик и его друзья прибыли в пионерлагерь для отдыха. Вожатого звали Витя. По словам Вити, каждая группа сажает в лагере свой огород
- Краткое содержание Драгунский На садовой большое движение
В Денискином доме жил мальчик по имени Ванька. Был он уже большой, как казалось второкласснику Дениске, и ходил в пятый класс. У Ванькиного отца сломался велосипед. Ему не хотелось чинить старую технику и отец отдал велик своему сыну
2minutki.ru
Краткое содержание произведения Иван Богомолов
Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.
Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.
Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Сначала в батальоне появляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он «смотрит немца», целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин вместе с Гальцевым осматривает местность и траншеи. Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег под прицелом. Гальцев должен «оказывать всяческое содействие» Холину, но ему не хочется «бегать» за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая женщина.
Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоит переправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчик восхищён финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож — ведь это память о его погибшем лучшем друге. Наконец Гальцев подробнее узнаёт о судьбе Ивана Буслова (это настоящая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце — в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…». А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушёл сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч или подполковник.
Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен: почему тот не зашёл попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперь третьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его в разведку, решается. Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются на операцию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрёпыш». Страхуя Ивана, Холин и Гальцев около часа проводят в засаде, а затем возвращаются назад.
Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Через некоторое время встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утверждённый в должности командира батальона, просит передать нож мальчику. Но оказывается, что, когда Ивана окончательно решили отправить в училище, он самовольно ушёл. Грязнов неохотно говорит о мальчике: чем меньше людей знает о «закордонниках», тем дольше они живут.
Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжёлого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.
Старший лейтенант Гальцев временно исполнял обязанности командира батальона. Как-то его разбудили среди ночи и сообщили о задержании 12-летнего мальчишки. Малец назвался Иваном и требовал, чтобы сообщили в штаб. Гальцев поверил пацаненку не сразу. Подполковник Грязнов просит создать «своему» человеку все должные условия, ибо он разведчик.
Когда приехал Холин, Иван рассказал, что из-за немцев не мог подобраться к лодке, которая его ожидала, поэтому пришлось переплывать холодный Днепр на бревне. Холин привез Ивану форму, на которой орден Отечественной войны и медаль «За отвагу».
Прошло время, и Гальцев опять встретился с Иваном. Батальон изучает немецкое расположение на другой стороне Днепра. Приехал Холин и Иван. Последнему нужно будет ночью переправиться в тыл к немцам. Мальчишке понравилась финка Гальцева, но подарить Ивану нож старший лейтенант не может, поскольку это память о друге, что погиб. Иван рассказывает о том, что отец и сестра его погибли в войну, а ему, Ивану Буслову довелось и в партизанах быть, и в лагере смерти Тростянце побывать. Подполковник Грязнов уговаривал его поехать в Суворовское училище, но Иван одержим местью немцам.
Когда Ивана решили не посылать на это опасное задание, он пошел сам. Задание не под силу даже опытным разведчикам. Решили, что если мать Ивана не найдут после войны, то пацаненка усыновят Катасоныч или подполковник.
Катасоныч убит, поэтому на операцию идут Холин, Иван и Гальцев. Сначала переплывают реку, потом прячут лодку. Ивану, одетому, как «бездомный отрёпыш», предстоит пройти в немецком тылу 50 километров. Холин и Гальцев страхуют. Гальцев заказал для Ивана такую же финку, как понравившаяся мальчику, и через время, когда уже был командиром батальона, попросил Грязнова передать нож мальчишке. Тот не может, потому что когда решили Ивана отослать в Суворовку, он самовольно ушел.
Когда Гальцев после ранения попал в Берлин для захвата немецких архивов, в документах он находит донесение с фотографией Ивана. В донесении Гальцев прочел, что в декабре 1943 яростно сопротивляясь, немцам попался «Иван», который наблюдал в запретной зоне. На допросе мальчик держался вызывающе, потом его расстреляли.
www.allsoch.ru
Владимир Богомолов, «Иван»: краткое содержание повести
Война не щадит никого, так как она бесчеловечна по своей сути. И хотя прошло уже больше полувека после страшных событий 1941-1945 гг., нельзя равнодушно читать о героях, отдавших свою жизнь ради спасения родины. Особенно если это еще ребенок. Рано познавший горе и повзрослевший до срока… Горячо любивший свою семью и страну… Поклявшийся мстить врагу даже ценой собственной жизни… Смелый, рассудительный, готовый к самым нечеловеческим испытаниям… Но все еще ребенок. Это ему посвятил свое произведение бывший фронтовик Владимир Богомолов. «Иван» (читать краткое содержание можно в этой статье) еще раз доказывает, насколько несовместимы два этих слова: «война» и «дети».
Завязка: ночной гость
Дело происходило в октябре на берегу Днепра. Исполняющего обязанности командира батальона старшего лейтенанта двадцати лет Гальцева среди ночи разбудил дежурный. Он сообщил, что на берегу кого-то задержали. Тот барахтался в воде, на вопросы отвечать отказался и потребовал отвести его к начальству. Гальцев разглядел у входа мальчишку лет одиннадцати. Он был весь мокрый и посинел от холода. А «в его взгляде… чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и… недоверие и неприязнь». Лейтенант попытался узнать у парнишки, кто он и как оказался в реке. Так начинается рассказ Богомолова «Иван».
Краткое содержание разговора героев можно свести к следующему. Игнорируя вопросы, мальчик назвал только фамилию и все требовал сообщить о нем в штаб. Гальцев долго отказывался это сделать и позвонил только тогда, когда гость назвал подполковника Грязнова и капитана Холина. Услышав фамилию Бондарев, на том конце провода засуетились. Приказали дать мальчику бумаги, чернил, а записи тут же отправить в штаб. И еще передать, что за ним уже выезжают, удивляет читателя Богомолов.
Иван (краткое содержание позволяет узнать имя мальчика раньше, чем вы сами прочитаете книгу) внимательно пересчитал вынутые из кармана зерна и хвою, потом долго что-то писал. Наконец сложил все в конверт, тщательно запечатал и приказал отправить в штаб. Гальцев, не поверивший мальчику, теперь чувствовал себя неловко и всячески хотел ему угодить. Он приготовил теплой воды и подогрел оставшийся ужин. Немного поев, мальчик прилег, а Гальцев отправился проверить посты. Он все пытался понять, что произошло. Кто такой этот Бондарев и почему в штабе о нем так беспокоятся? Как мог он в такой холод переплыть Днепр? Не каждому взрослому такое под силу. Опустим сцену разговора с солдатами, обнаружившими мальчика, это позволяет краткое содержание рассказа «Иван». Богомолов в первой части всячески подчеркивает необычность случившегося для лейтенанта, готовившего батальон к форсированию Днепра.
Приезд капитана Холина
Вернувшись, Гальцев увидел, что Бондарев уже не спит. Вскоре приехал капитан. Он бросился к мальчику, и только сейчас лейтенант узнал имя своего гостя. Иван тут же оживился и впервые улыбнулся. Холин сообщил, что его ждал Катасоныч. На это мальчик ответил: там были немцы, потому попасть к Диковке никак нельзя было. Еще добавил, что плыл на полене и чуть не утонул. Так постепенно раскрывает образ главного героя Богомолов. Иван (краткое содержание, к сожалению, может лишь поверхностно рассказать о герое) все еще казался лейтенанту маленьким и слабым.
Холин приказал убрать людей от землянки и тайком подогнать машину. Минут через десять мальчика, одетого в гимнастерку и шаровары, с медалью и орденом на груди, было не узнать. За столом они разговорились, и лейтенант выяснил, что Бондарева отправляли в суворовское, но он отказывался: не время. А когда Холин налил водки, мальчик произнес тост: «… чтоб я всегда возвращался» — и пригубил из кружки. Вскоре Иван встал и потребовал: «Поехали!» Холин растерялся, но противоречить не стал.
Перед отъездом Гальцев пожал мальчику руку и произнес: «… Ванюша, прощай!» Однако Бондарев поправил: «Не прощай, а до свидания!» — и взглянул исподлобья. Эта сцена дает понять, что героям суждено встретиться. А еще становится загадочнее.
Бондарев, «Иван»: краткое содержание событий, случившихся в последующие дни
В батальон неожиданно приехал Катасонов, руководивший взводом в разведроте дивизии. Он обходил наблюдательные пункты, изучал обстановку на другом берегу. От Катасонова Гальцев услышал фразу о Ванюшке (так ласково называл его старшина): «Ему ненависть душу жжет».
Еще через три дня приехал Холин. Он тоже осматривал войска и долго вглядывался в схему и карту обороны, в противоположный берег Днепра. Готовится что-то серьезное, дает понять Богомолов.
Иван (краткое содержание не включает детали с описанием всех действий Катасонова и Холина) появился в один из вечеров так же таинственно, как уехал.
«Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось»
Из разговора своих гостей Гальцев понял, что ночью Бондарева должны переправить на тот берег, прямо к немцам в тыл. Лейтенант попросил взять его с собой, но получил отказ. Иван вел себя доброжелательно, а увидев на поясе у Гальцева самодельный нож – память о лучшем друге, — попросил подарить его ему. Получив отказ, он начал капризничать, совсем как ребенок.
По дороге к берегу – нужно было сделать последние приготовления — Холин рассказал, как у Ивана на руках умерла сестренка. Мать пропала, а отца убили в первый день войны. Он прошел лагеря смерти, был у партизан. Сейчас горит желанием отомстить, и остановить его никто не в силах. Отправляли учиться, но он сбежал и в темноте от своих же получил пулю в плечо: Гальцев видел шрам еще при первой встрече. Теперь служил в разведроте, и равных ему не было. Прикинувшись бродягой, он мог попасть в самый тыл к фашистам и добыть ценную информацию.
Когда все приготовления были сделаны, Гальцев вернулся в землянку, где застал мальчика за обычной детской игрой. А ведь спустя несколько часов ему предстояло отправиться на задание, подчеркивает Владимир Богомолов. Иван (краткое содержание позволяет лишь упомянуть об этом) вел в этот момент себя так, как любой другой из его сверстников.
Переправа
Вошедший позже Холин вдруг сообщил, что Катасонова срочно вызвали в дивизию – это была уловка, чтобы не говорить Ивану, что старшину убили. Вместо него на тот берег отправился Гальцев.
Перебравшись через Днепр, мужчины долго ждали, пока двенадцатилетний Иван (настоящая фамилия – Буслов) минует дозор. Ему предстояло за ночь пройти около двадцати километров и затем — еще не меньше тридцати. Холин долго не решался возвращаться назад, а позже, в землянке, в сердцах отметил, что они третий год воюют, «а в глаза смерти – как Иван! — … и не заглядывали».
Погиб как герой
Гальцев все не мог забыть о мальчике. А когда оказался в Берлине, увидел учетные карточки тайной полиции. С одной из фотографий глядело знакомое лицо. На приколотом к карточке листе указывалось, что на запретной территории задержали подростка: одна из местных жительниц опознала в нем Ивана. Его допрашивали четыре дня, но он держался вызывающе и никаких сведений не сообщил. Ранним утром 25 декабря 1943 года его расстреляли. А полицейский, поймавший подростка, получил сто марок. Так заканчивает произведение Богомолов («Иван»).
Читать краткое содержание книги, чтобы в полной мере постигнуть трагизм произошедшего, недостаточно. Только полный текст поможет понять, насколько быстро взрослели дети в страшные военные годы.
fb.ru
| / Краткие содержания / Богомолов В.О. / Иван Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним. Добавил: Klose29 / Краткие содержания / Богомолов В.О. / Иван | Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
краткое содержание. Повесть В. О. Богомолова
Владимир Осипович Богомолов — советский писатель, который прошел Великую Отечественную войну от начала до конца. На фронте он служил командиром отделения разведки, поэтому про все ужасы войны Богомолов знал не понаслышке. Одним из самых известных произведений, принадлежащих его перу, является повесть «Иван», краткое содержание которой предлагается вашему вниманию.
Подозрительная личность
Заместителя командира батальона старшего лейтенанта Гальцева поднимают среди ночи. Причиной этому служит задержание мальчика, которого обнаружили рядом с берегом Днепра. На вопросы ребенок не отвечает, только говорит, что его зовут Иван Бондарев, и просит, чтобы о нем доложили в штаб. Гальцев звонит своему непосредственному начальнику и докладывает о мальчике. Однако его слова всерьез не воспринимаются. Задержанный продолжает настаивать на звонке в штаб и даже называет несколько фамилий людей, которым нужно доложить о его появлении. Гальцев звонит еще раз, теперь уже он докладывает обо всем подполковнику Грязнову. Тот отдает приказ мальчика накормить, одеть, предоставить бумагу и ручку и держать в тайне информацию о его появлении. Гальцев выполняет все, что от него требуется, и продолжает следить за Бондаревым, который сосредоточенно считает вынутые из кармана еловые иголки и зернышки, а затем записывает данные.
Затем лейтенант выходит к реке. Там он размышляет о том, как мог слабый мальчишка в ледяной воде переправиться на другой берег, если это не по силам даже взрослому мужчине.
Холин
Через некоторое время приезжает Холин, молодой черноволосый мужчина. Увидев Ивана, он сразу бросается обнимать его, словно самого близкого человека. Из их разговора Гальцев понимает, что Бондарев переплыл Днепр на полене, но не нашел лодку, которую спрятали для него Холин и Катасонов (командир взвода из разведки по прозвищу Катасоныч). Его отнесло течением на несколько километров дальше, чем рассчитывал Иван. Краткое содержание повести поведает, что же произошло дальше.
Холин просит Гальцева тайно подогнать им машину, и, пока лейтенант ищет транспорт, Иван одевается в новенькую гимнастерку, на которой красуется орден «За мужество». Холин и Иван уезжают.
Катасонов
Через три дня у Гальцева появляется Катасонов, маленький мужчина, похожий на кролика, молчаливый и стеснительный. В течение двух дней он внимательно изучает через подзорную трубу вражеский берег.
Гальцев решает спросить его об Иване, на что Катасонов отвечает, что мальчиком движет ненависть к немцам. При упоминании об Иване глаза командира взвода начинают лучиться добротой и нежностью.
Вторая встреча с Иваном
Через три дня снова приезжает Холин. Вместе с Гальцевым они идут осматривать передовую. Лейтенанту был дан приказ всячески помогать Холину, но ему не очень-то это нравится. Гальцев отправляется в санчасть проверить недавно прибывшего фельдшера. Ей оказывается симпатичная молодая девушка, которая, как признается Гальцев, в мирное время очень бы ему понравилась. Однако на войне он этого себе позволить не может, поэтому разговаривает с ней сухо и строго.
Вернувшись в свою землянку, лейтенант обнаруживает там спящего Холина и записку с просьбой его разбудить. Гальцев делает, как ему сказано. Через некоторое время в землянке появляется Иван. Краткое содержание не отражает всех деталей появления мальчика во второй раз у Гальцева.
Бондарев пребывает в хорошем настроении и очень дружелюбен. Пока мальчик отдыхает и смотрит журналы про разведчиков, Холин и Катасонов разговаривают. Гальцев узнает, что ночью они планируют переправить Ивана на вражеский берег.
Мальчик замечает у Гальцева нож, который ему очень нравится. Иван просит его в подарок. Однако Гальцеву этот нож достался от погибшего друга, он хранит финку как память и не может ее подарить. Лейтенант обещает Бондареву сделать похожий нож и отдать ему при встрече.
Холин, Катасонов и Гальцев идут посмотреть лодки, в это время Иван остается один в землянке. Вернувшись, Гальцев находит мальчика в возбужденном состоянии. Заходит разговор о жизни Ивана. Оказывается, что Бондарев был в лагере смерти и выжил. Мать, отец и маленькая сестренка погибли на его глазах. У Ивана ничего не осталось в сердце, кроме ненависти к гитлеровцам. Это чувство пронизывает всю повесть «Иван», краткое содержание которой здесь представлено.
Смерть Катасонова
Возвращается Холин. Увидев, что он пришел один, Иван спрашивает его о Катасонове. Тот отвечает, что того срочно вызвали в штаб. Мальчик недоумевает, как Катасонов мог уехать, не пожелав ему удачи. Всех тонкостей отношений между Иваном и Катасонычем не может в полной мере передать краткое содержание. «Иван» Богомолова — это не только произведение о войне, но и о человеческих отношениях.
В ходе разговора выясняется, что Холин передумал и решил взять с собой Гальцева. Они обговаривают подробности плана.
Одевшись, Холин и Гальцев ждут мальчика. Тот вновь снимает с себя всю чистую одежду и одевается в рваную и грязную. В сумку он кладет пищу, которая в случае чего не вызовет подозрений у немцев.
Они отправляются в путь. Гальцев вскоре узнает, что Катасонов погиб, его застрелили, когда он вылезал из лодки. Холин не мог допустить, чтобы об этом узнал перед важным заданием Иван. Краткое содержание не призвано заменить прочтения полноценного текста произведения, об этом важно помнить.
Операция
Переплыв реку, Холин, Гальцев и Иван тщательно маскируют лодку и отправляют мальчика в тыл к немцам. Сами они некоторое время ждут, чтобы в случае, если у Ивана не получится пройти и будет необходимо вернуться, они могли прикрыть его. Просидев какое-то время под дождем посередине реки, мужчины возвращаются.
Друзей не забывают
Прошло время. Гальцев не забыл о своем обещании сделать для Ивана нож. Он всегда носит его с собой, чтобы при удобном случае через Грязнова или Холина передать его Ивану. Через некоторое время Гальцев встречает подполковника и обращается к нему с просьбой передать нож, на что Грязнов отвечает ему, что лейтенанту следует забыть о мальчике, потому что чем меньше знают о таких людях, тем дольше они живут.
Вскоре Гальцев узнает, что Холин погиб, прикрывая отступление своих бойцов. А Грязнова перевели в другое подразделение. Чем все закончилось, вы узнаете, прочитав краткое содержание.
«Иван» Богомолова В. О. — произведение, рассказывающее о событиях Великой Отечественной войны без прикрас и романтики. Реальностью пропитано каждое слово повести.
Война почти закончилась. Гальцев при капитуляции немцев оказывается в Берлине. Там он со своими бойцами обнаруживает машину с немецкими документами. Перебирая папки, Гальцев вдруг находит дело Ивана Бондарева. В документах написано, что его поймали, пытали, а затем расстреляли.
Иван — один из многих детей-героев, которые готовы были пожертвовать своими жизнями ради родины. Например, Зина Портнова, Леня Котик, Саша Чекалин, командир Соболев Иван Васильевич. Краткое содержание повести, к сожалению, не имеет возможности перечислить все имена отважных героев этой страшной и жестокой войны. Однако каждый из нас должен помнить о них и благодарить за мирное небо над головой.
fb.ru
В. Богомолов: Иван — краткое содержание, читать онлайн в кратком изложении
- Главная
- Краткие содержания
- В. Богомолов
- Иван
Краткое содержание рассказа
Читается за 5 минут(ы)
Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.
Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.
Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Сначала в батальоне появляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он «смотрит немца», целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин вместе с Гальцевым осматривает местность и траншеи. Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег под прицелом. Гальцев должен «оказывать всяческое содействие» Холину, но ему не хочется «бегать» за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая женщина.
Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоит переправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчик восхищён финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож — ведь это память о его погибшем лучшем друге. Наконец Гальцев подробнее узнаёт о судьбе Ивана Буслова (это настоящая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце — в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…». А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушел сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч или подполковник.
Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен: почему тот не зашел попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперь третьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его в разведку, решается. Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются на операцию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрепыш». Страхуя Ивана, Холин и Гальцев около часа проводят в засаде, а затем возвращаются назад.
Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Через некоторое время встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утверждённый в должности командира батальона, просит передать нож мальчику. Но оказывается, что, когда Ивана окончательно решили отправить в училище, он самовольно ушёл. Грязнов неохотно говорит о мальчике: чем меньше людей знает о «закордонниках», тем дольше они живут.
Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжёлого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.
Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.
shkole.net