Механика. Конспекты по физике 10-11 класс. Гравитация
Механика. Конспекты по физике 10-11 класс. Гравитация
Здесь представлены конспекты по теме «Механика» для 10-11 классов.
!!! Конспекты с одинаковыми названиями различаются по степени сложности.
1. Гидростатика ( повторение 7-8 класса) …….. смотреть
2. Гидростатика и гидродинамика ……… смотреть
3. Законы Ньютона — Механика ……… смотреть
4. Законы сохранения в механике — Механика ……… смотреть
5. Законы сохранения в механике — Механика ……… смотреть
6. Кинематика материальной точки — Механика ……… смотреть
7. Кинематика материальной точки — Механика ……… смотреть
8. Механические колебания ……… смотреть
9. Механические колебания ……… смотреть
10. Основные понятия кинематики (повторение 8-9 класса) ……… смотреть
12. Работа и энергия ……… смотреть
13. Работа и энергия ……… смотреть
14. Силы в механике ……… смотреть
15. Силы в механике ……… смотреть
16. Статика …….. смотреть
Дополнительные конспекты по физике 10-11 класс — Класс!ная физика
Механика —
Электродинамика —
Термодинамика —
Оптика —
Квантовая механика
—
Астрономия
Знаете ли вы?
Знаете ли Вы, что Кеплер задолго до Ньютона склонялся к мысли о «тяжести», действующей между небесными телами, и именно ею объяснил приливы, приписывая их притяжению вод океана Луной.
… до сих пор существуют сомнения в реальности опытов Галилея по бросанию тел с вершины Пизанской падающей башни. Однако известно, что еще при его жизни эту башню использовал один из сторонников Аристотеля для демонстрации различия в падении тел. Как бы то ни было, Галилею удалось установить независимость ускорения свободного падения от природы падающих тел.
… по Аристотелю, сила тяготения по мере приближения к центру Земли сохраняет численное значение, но при его прохождении скачком изменяет направление на противоположное. Именно так описывал Данте свое путешествие через самое глубокое место ада (центр Земли). По теории же Ньютона, сила притяжения должна там обратиться в ноль, поскольку им было показано, что помещенное в тонкую сферическую оболочку тело не испытывает на себе действия сил.
… почти 200 лет назад, в 1801 году, немецкий астроном И.Зольднер рассчитал, опираясь на теорию Ньютона, как должны отклоняться световые лучи в поле тяготения Солнца. Более чем через 100 лет английский астроном О.Лодж ввел термин «гравитационная линза», предсказав, что протяженные космические тела, например галактики, отклоняя лучи от далеких объектов, могут создавать несколько их изображений. В 1979 году такая «линза» была впервые обнаружена.
… на поверхности внутренних спутников Юпитера кратеров намного меньше, чем на поверхности внешних. Объясняется это тем, что из-за приливного влияния и магнитного поля гигантской планеты у ближайших спутников выше тектоническая активность, поэтому их поверхность активно «перерабатывается» и старые кратеры исчезают.
… несмотря на то, что на Землю ежесуточно выпадает примерно десять тысяч тонн космического вещества в виде метеоритов и пыли, такой прирост массы за все время эволюции нашей планеты практически не отразился на периоде ее оборота вокруг своей оси.
… под действием приливного «трения» Земля замедляет свое суточное вращение и через миллиарды лет будет смотреть на Луну все время одной стороной, как смотрит Плутон на свой спутник Харон. Луна к тому времени уйдет, по расчетам, на 553 тысячи километров от Земли, а новый месяц станет равным 47,2 суток.
Источник: журнал «Квант»
class-fizika.ru
Конспект по физике на тему «Механика. Динамика» (подготовка к ЕГЭ)
Раздел 1.2. Динамика.
Тема 1. Три закона Ньютона.
Динамика изучает причины движения тел и способы определения ускорения.
Инерция – явление, при котором тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения (т.е. в этих случаях отсутствует ускорение). Иначе говоря, инертность – это явление сохранения скорости тела.
Инерциальные системы отсчета (ИСО) – это системы отсчета, относительно которых наблюдается инерция, а также те, которые движутся равномерно и прямолинейно относительно ИСО.
ИСО – системы, ускорение которых равно нулю.
Инертность – физическое свойство, заключающееся в том, что любое тело оказывает сопротивление изменению его скорости (как по модулю, так и по направлению).
Проявление инертности чаще всего наблюдается в движущемся транспорте. Например, при резком увеличении скорости все пассажиры отклоняются назад, при резком торможении – вперед, при повороте направо все отклоняются влево и т.д.
Масса m (кг) – физическая величина, являющаяся мерой инертности тела. Измерительный прибор – весы.
Сила F (Н) – количественная характеристика воздействия одного тела на другое.
Сила – векторная величина, которая имеет числовое значение, направление в пространстве, точку приложения.
Точкой приложения всех сил (кроме веса) является центр тяжести тела. Измерительный прибор – динамометр.
Законы Ньютона
Законы Ньютона справедливы только в ИСО.
Равнодействующая сила – векторная сумма всех сил, действующих на тело:
Тема 2. Сила всемирного тяготения.
Сила всемирного тяготения – это сила, с которой тела притягиваются к друг другу. Это сила наиболее заметно проявляется при взаимодействии массивных тел (звезд, планет, их спутников).
Закон всемирного тяготения: все тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной произведению масс этих тел и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними:
, где
G=6,67*10-11 Hм2/кг2 – гравитационная постоянная, численно равная силе гравитационного притяжения двух тел массой по 1 кг каждое , находящихся на расстоянии 1м одно от другого;
r – расстояние между центрами тел.
Сила всемирного тяготения направлена по линии, соединяющей центры тел:
Тема 3. Сила тяжести
Сила тяжести – это сила, с которой планета (Земля) притягивает к себе окружающие тела. Сила тяжести имеет гравитационную природу. Направление силы тяжести – вертикально вниз:
Искусственный спутник планеты (ИСЗ) – это тело, которое обращается вокруг планеты. Движение искусственных спутников происходит по эллипсам, но для удобства рассматривают упрощенный случай – движение по окружности. Линейную скорость такого движения называют первой космической скоростью.
М – масса планеты,
m – масса спутника,
R –радиус планеты,
H –высота спутника над поверхностью планеты,
r – расстояние от центра планеты до спутника (r=R+H – радиус орбиты),
vI – первая космическая скорость спутника.
Закон движения ИСЗ – второй закон Ньютона:
Тема 4. Сила упругости
Сила упругости – это сила, возникающая при деформации тел, как ответная реакция на внешнее воздействие. Сила упругости имеет электромагнитную природу.
Деформация – изменение формы или объема тела.
Виды деформации:
Растяжение –это вид деформации, при котором нагрузка прикладывается продольно от тела, то есть соосно или параллельно точкам крепления тела.
Сжатие –это вид деформации, аналогичный растяжению, с одним отличием в способе приложения нагрузки, ее прикладывают соосно, но по направлению к телу.
Изгиб – это вид деформации, при котором нарушается прямолинейность главной оси тела.
Сдвиг – это вид деформации, при котором нагрузка прикладывается параллельно основанию тела. В ходе деформации сдвига одна плоскость тела смещается в пространстве относительно другой.
Упругие деформации исчезают после снятия нагрузки.
Пластические деформации остаются после снятия нагрузки.
Закон Гука: модуль силы упругости , возникающей при деформации тела, пропорционален его удлинению
где:
k – жесткость пружины, зависящая от его размеров, формы и материала. Единица измерения (H/m).
Закон Гука выполняется только для упругих деформаций.
Сила упругости направлена противоположно перемещению частиц при деформации.
Сила реакции опоры (N) всегда перпендикулярна опоре.
Сила натяжения нити (T) всегда направлена вдоль оси подвеса.
Архимедова сила (FA) всегда противоположна силе тяжести.
Основные понятия и величины, характеризующие деформацию.Деформация или абсолютное удлинение тела х (м):
где:
l0 – начальная длина тела, l – длина деформированного тела.
Относительное удлинение тела :
.
Механическое напряжение (Н/м2):
Жесткость пружины k (H/м):
, где:
E – модуль упругости (модуль Юнга).
Тема 5. Силы трения.
Сила трения возникает при движений тел или при попытке сдвинуть их с места.
Она действует на поверхности тел и затрудняет их перемещение относительно друг друга.
Относится к силам электромагнитной природы.
Трение бывает сухое и жидкое.
Сухое делится на три вида: трение покоя, трение скольжения и трение качения.
Трение скольжения возникает при скольжении одного тела по поверхности другого.
Направление трения скольжения противоположно скорости движения :
Трение скольжения находится по формуле:
,где:
– коэффициент трения.
Если движение происходит по гладкой поверхности, то силу трения учитывать не надо. Если тело преодолевает границу между гладкой и шероховатой поверхностью, то сила трения равна:
.
Трение покоя возникает при попытке сдвинуть предмет с места. Трение покоя противоположно приложенной силе или направлению возможного движения.
Жидкое трение (сила сопротивления) возникает при движении в жидкостях и газах. Направление жидкого трения противоположно скорости движения:
.
Жидкое трение зависит от формы тел.
При малых скоростях :
При больших скоростях:
.
Тема 6. Вес тела
Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле, действует на опору или подвес (сила, с которой тело давит на опору или растягивает подвес).
Относится к силам электромагнитной природы.
Измеряется динамометром.
Единица измерения – ньютон (Н).
Вес тела, опускающегося с ускорением или поднимающегося с замедлением:
Р = m(g – a).
Вес тела, поднимающегося с ускорением или опускающегося с замедлением:
Р = m(g + a).
Перегрузка при подъеме с ускорением или спуске с замедлением:
,где :
n — перегрузка (безразмерная),
Р — вес (Н),
m — масса (кг),
g — ускорение свободного падения (м/с2).
Тема 7. Импульс тела
Импульс тела р (кг*м/с) – это векторная физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость.
.
Направление импульса совпадает с направлением скорости, так как масса есть величина положительная:
.
Импульс равен нулю, если тело не движется (v=0).
Суммарный (полный) импульс системы тел – это векторная сумма импульсов всех тел:
Изменение импульса тела – векторная разность между конечным и начальным импульсом тела:
.
Второй закон Ньютона:
Закон сохранения импульса: полный импульс замкнутой системы сохраняется.
Систему называют замкнутой, если тела, входящие в нее, взаимодействуют только друг с другом, а влиянием внешних сил можно пренебречь.
infourok.ru
Конспект «Механическое движение. Траектория» — УчительPRO
«Механическое движение. Траектория и путь»
Механическое движение — это изменение положения тела или его частей относительно других тел с течением времени. Механическое движение — это изменение положения тела или его частей относительно других тел с течением времени. Изучение механики традиционно начинают с кинематики.
Кинематика — раздел механики, в котором рассматривают способы описания механического движения тел без выяснения причин изменения характера их движения. Сами причины рассматриваются в других разделах механики.
Траектория движения — это линия, вдоль которой движется тело.
Перемещением точки за промежуток времени называют направленный отрезок прямой, начало которого совпадает с начальным положением точки, а конец — с конечным положением точки. Перемещение точечного тела определяется только конечной и начальной координатами тела и не зависит от того, как двигалось тело в течение рассматриваемого промежутка времени.
Путь — это длина траектории, пройденной телом. Путь — всё расстояние, пройденное точечным телом за рассматриваемый промежуток времени.
Если тело в процессе движения не меняло направления движения, то пройденный этим телом путь равен модулю его перемещения. Если тело в течение рассматриваемого промежутка времени меняло направление своего движения, путь больше и модуля перемещения тела, и модуля изменения координаты тела.
Путь всегда величина неотрицательная. Он равен нулю только в том случае, если в течение всего рассматриваемого промежутка времени тело покоилось (стояло на месте).
Виды траекторий. Если тело движется вдоль прямой, движение называют прямолинейным. Траектория в этом случае — отрезок прямой. Если же траектория — кривая линия, движение называют криволинейным.
Относительность движения
Для того чтобы описать положение данного тела в пространстве, необходимо:
- выбрать тело отсчёта и начало отсчёта на нём;
- связать с ним координатную ось, проходящую через начало отсчёта в нужном направлении, и указать единицу длины.
При этом расстояние от начала отсчёта до данного тела, выраженное в выбранных единицах длины и взятое с соответствующим знаком, называют координатой этого тела.
Система отсчета
Поступив так, мы будем говорить, что описали положение данного тела относительно выбранного тела отсчёта. Если мы выберем в качестве тела отсчёта другое тело или другую ось координат, то и координата данного тела может стать другой. Совокупность тела отсчёта, с которым связана ось координат, и часов называют системой отсчёта.
Если координата тела не изменяется с течением времени в выбранной системе отсчёта, то говорят, что это тело в данной системе отсчёта неподвижно, или покоится.
Если координата тела выбранной системы отсчёта увеличивается со временем, то говорят, что тело движется в положительном направлении координатной оси. Напротив, если координата тела в выбранной системе отсчёта со временем уменьшается, то говорят, что тело движется в отрицательном направлении координатной оси.
Нельзя сказать, как движется тело, если не сказать, в какой системе отсчёта рассматривается это тело. Иначе говоря, одно и то же тело в разных системах отсчёта может двигаться по-разному (в том числе и покоиться).
Механическое движение. Углубленное изучение.
Конспект по теме «Механическое движение. Траектория». Следующая тема: Прямолинейное равномерное движение
Механическое движение. Траектория
5 (100%) 3 votesuchitel.pro
Конспект урока по физике на тему «Механика. Механическое движение» (9 класс)
ПЛАН — КОНСПЕКТ
Тема урока: «Механика. Механическое движение»
Тип урока: Изучение нового материала
Задача урока: объяснить необходимость изучения механики.
Цели урока:
образовательная: показать возможности практического применения механики, сформировать у учащихся представление о материальной точке
развивающая: формировать у учащихся логическое мышление; развивать познавательный интерес к предмету; развивать умение оперировать ранее полученными знаниями; развивать умение планировать свою деятельность.
воспитательная: воспитывать умение самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы.
Оборудование: разные предметы, автомобиль игрушечный, тележка, груз.
План урока.
Организационный момент (2 мин).
Актуализация знаний (10 мин).
Введение нового материала (20 мин).
Закрепление изученного материала (10 мин).
Домашнее задание (3 мин).
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика, записи на доске, в тетради.
Организационный момент.
Проверка посещаемости, готовности класса к уроку, запись темы и домашнего задания на доске.
Тема: «Механика. Механическое движение»
Д/З: § 1, вопросы. Упражнение 1.
Актуализация знаний
Учитель: Давайте вспомним, что такое физика?
Учитель: Физика – это наука экспериментальная, ее цели:
Отыскать наиболее общие законы природы
Объяснить конкретные процессы действием этих фундаментальных законов
В то же время физика и количественная наука. Все основные законы физики формируются на математическом языке. И этот язык надо знать, а он не прост.
Учитель: Основные разделы физики:
Учитель: Самым древним и самым сложным разделом физики является механика. Механика – это наука о движении и взаимодействии тел. Само название происходит от греческого слова mechanike, что означает наука о машинах, искусство постройки машин. Первые простейшие машины (рычаг, клин, колесо, наклонная плоскость), которые теперь называют простыми механизмами, появились в древности. Первое орудие человека – палка – это рычаг. Каменный топор – сочетание рычага и клина.
Ученики: Физика- это наука, занимающаяся изучением самых общих свойств окружающего нас материального мира.
Ученики:
Введение нового материала
Учитель: Движение — очень важное явление, движение это значит какие то изменения в природе. Движение — это развитие. Отсутствие движения означает отсутствие не только живой, но и неживой природы.
Самый простой вид движения — механическое движение.
Демонстрационный опыт. Разместим на столе несколько предметов, запустим игрушечный автомобиль.
Учитель: В каком состоянии находятся тела и автомобиль на поверхности стола?
Учитель: Почему вы считаете тела неподвижными, а автомобиль подвижным?
Учитель: Очевидно, что автомобиль можно рассматривать как точку. В этом случае пользуются термином материальная точка. Это абстрактное понятие, введенное для упрощения изучения многих физических явлений.
Материальной точкой называют тело, размерами и формой которого можно пренебречь.
Учитель: Из курса природоведения, вам известно, что такое механическое движение.
Механическое движение — это изменение положения тела в пространстве.
Как выяснить, что тело двигается? Ответ на этот вопрос является очень важным.
Представьте себя в вагоне поезда, который остановился на станции. Вы смотрите на соседний поезд, который стоит напротив вашего. Время идет. Вы с нетерпением ожидаете, когда же остановка закончится. Но наконец ваш поезд двигается. Но проходит несколько минут и вы замечаете, что в промежутках между вагонами соседнего поезда появляется одна и та же картинка неподвижный вокзал. Только тогда вы понимаете, что начал двигаться соседний поезд, а не ваш.
Учитель: Что нужно учесть, определяя, двигается тело или нет?
Учитель: Механическое движение — это изменение со временем положения тела относительно других тел.
Демонстрационный опыт: продемонстрируем механическое движение тележки, на которой лежит груз.
Учитель: Определите, относительно каких тел тележка двигается, а относительно которых находится в состоянии покоя?
Учитель: Как же определить положение тела?
В одном древнем документе сказано: «Стань у восточной стены крайнего дома лицом на север и, пройдя 120 шагов, повернись лицом на восток. Затем, пройдя 200 шагов, вырой яму в 10 локтей и найдешь 100 золотых монет»
Если бы этот документ попал в Ваши руки, смогли бы найти клад?
Учитель: Необходимо тело отсчета. Тело (предмет), относительно которого рассматривают движение данного тела, называют телом отсчета.
Следовательно, для определения положения тела, в любой момент времени сначала надо выбрать тело отсчета, потом связать с ним систему координат.
Учитель: Еще нужно иметь прибор для измерения времени (часы). Тело отсчета, система координат, часы образуют систему отсчета.
Тело во время движения перемещается из одной точки пространства в другую. Такой переход происходит постепенно, так, что тело описывает определенную линию.
Траектория — линия, которую описывает тело в процессе движения.
Учитель: Какие виды траектории вы знаете?
Учитель: приведите примеры движений с видимыми траекториями.
Учитель: Кроме формы, траектория характеризуется еще, и количественной мерой — путем.
Путь — это физическая величина, которая равняется длине траектории, описанной телом за определенный интервал времени.
Для измерения пути используют приборы, предназначенные для измерения линейных величин. Это линейки, рулетки, мерные ленты, и т.д.
Учитель: Все вместе: тело отсчета, система координат, прибор для определения времени, — образуют систему отсчета.
Система отсчета может быть одномерной, двумерной, трехмерной.
Учитель: Основной единицей длины является метр (м). Используют также кратные и дольные единицы длин
1 км=1000м=103 м
1 дм =0,1м=10-1м
1 см=0,01 м=10-2м
1мм=0,0001м=10-3м
В астрономии применяют такие единицы длины, как
1 парсек: (1пк=3,08×1016м)
1 световой год: (1 св.г. ≈ 9,46 ×1015м).
Если какое-то тело за одинаковые промежутки времени проходит одинаковые пути, то его движение называют равномерным. Равномерное движение встречается в природе очень редко. Приблизительно одинаковый путь за одинаковое время проходит Земля, вращаясь вокруг Солнца, конец стрелки часов.
Большинство движений не являются равномерными. Например, поезд, выходя от станции, проходит за одинаковые промежутки времени все большие и большие пути. Приближаясь к станции он, напротив, за одинаковые промежутки времени проходит каждый раз меньшие пути. Такое движение является примером неравномерного движения.
Ученики: автомобиль подвижен, а остальные тела нет.
Записи в тетрадях: Материальной точкой называют тело, размерами и формой которого можно пренебречь.
Записи в тетрадях: Механическое движение — это изменение положения тела в пространстве.
Ученики: Положение тела относительно других тел.
Записи в тетрадях: Механическое движение — это изменение со временем положения тела относительно других тел.
Ученики: Отвечают
Ученики: У каждого человека разные шаги и локти. Не указан населенный пункт. Местность сильно изменилась. Нет дома, от которого нужно считать.
Записи в тетрадях: Тело (предмет), относительно которого рассматривают движение данного тела, называют телом отсчета.
Записи в тетрадях: Траектория — линия, которую описывает тело в процессе движения
Ученики: В зависимости от формы траектории движения разделяют на прямолинейное и криволинейное.
Записи в тетрадях: Путь — это физическая величина, которая равняется длине траектории, описанной телом за определенный интервал времени.
Записи в тетрадях:
1 км=1000м=103 м
1 дм =0,1м=10-1м
1 см=0,01 м=10-2м
1мм=0,0001м=10-3м
Закрепление изученного материала
Учитель: В каких из перечисленных случаев можно считать тела материальными точками, а в каких – нельзя?
На станке изготавливают спортивный диск.
Тот же диск после броска спортсмена летит на расстояние 55 м.
Фигурист выполняет упражнения произвольной программы.
За движением космического корабля следят из Центра управления полетов на Земле.
Земля вращается вокруг свое оси.
Земля движется по круговой орбите вокруг Солнца.
Ученики: Не материальная точка
Ученики: Материальная точка
Ученики: Не материальная точка
Ученики: Материальная точка
Ученики: Не материальная точка
Ученики: Материальная точка
Домашнее задание
§ 1, вопросы. Упражнение 1.
infourok.ru
Физика. 10 класс — Конспекты
Физика. 10 класс — Конспекты
«Физика — 10 класс»
По учебнику «Физика. 10 класс» — базовый и профил. уровни, авторы Мякишев, Буховцев, Сотский.
Введение
Физика и познание мира ………. смотреть
Механика ………. смотреть
КИНЕМАТИКА
Кинематика точки и твёрдого тела
§ 1. Механическое движение. Система отсчёта ………. смотреть
§ 2. Способы описания движения ………. смотреть
§ 3. Траектория. Путь. Перемещение ………. смотреть
§ 4. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения ………. смотреть
§ 5. Примеры решения задач по теме «Равномерное прямолинейное движение» ………. смотреть
§ 6. Сложение скоростей ………. смотреть
§ 7. Примеры решения задач по теме «Сложение скоростей» ………. смотреть
§ 8. Мгновенная и средняя скорости ………. смотреть
§ 9. Ускорение ………. смотреть
§ 10. Движение с постоянным ускорением ………. смотреть
§ 11. Определение кинематических характеристик движения с помощью графиков ………. смотреть
§ 12. Примеры решения задач по теме «Движение с постоянным ускорением» ………. смотреть
§ 13. Движение с постоянным ускорением свободного падения ………. смотреть
§ 14. Примеры решения задач по теме «Движение с постоянным ускорением свободного падения» ………. смотреть
§ 15. Равномерное движение точки по окружности ………. смотреть
§ 16. Кинематика абсолютно твёрдого тела. Поступательное и вращательное движение ………. смотреть
§ 16. Кинематика абсолютно твёрдого тела. Угловая скорость. Связь между линейной и угловой скоростями ………. смотреть
§ 17. Примеры решения задач по теме «Кинематика твёрдого тела» ………. смотреть
ДИНАМИКА
Законы механики Ньютона
§ 18. Основное утверждение механики ………. смотреть
§ 19. Сила ………. смотреть
§ 19. Инертность тела. Масса. Единица массы ………. смотреть
§ 20. Первый закон Ньютона ………. смотреть
§ 21. Второй закон Ньютона ………. смотреть
§ 22. Принцип суперпозиции сил ………. смотреть
§ 23. Примеры решения задач по теме «Второй закон Ньютона» ………. смотреть
§ 24. Третий закон Ньютона ………. смотреть
§ 25. Геоцентрическая система отсчёта ………. смотреть
§ 26. Принцип относительности Галилея. Инвариантные и относительные величины ………. смотреть
Силы в механике
§ 27. Силы в природе ………. смотреть
§ 28. Сила тяжести и сила всемирного тяготения ………. смотреть
§ 29. Сила тяжести на других планетах ………. смотреть
§ 30. Примеры решения задач по теме «Закон всемирного тяготения» ………. смотреть
§ 31. Первая космическая скорость ………. смотреть
§ 32. Примеры решения задач по теме «Первая космическая скорость» ………. смотреть
§ 33. Вес. Невесомость ………. смотреть
§ 34. Деформация и силы упругости. Закон Гука ………. смотреть
§ 35. Примеры решения задач по теме «Силы упругости. Закон Гука» ………. смотреть
§ 36. Силы трения ………. смотреть
§ 37. Примеры решения задач по теме «Силы трения» ………. смотреть
§ 37. Примеры решения задач по теме «Силы трения» (продолжение) ………. смотреть
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ
Закон сохранения импульса
§ 38. Импульс материальной точки ………. смотреть
§ 38. Закон сохранения импульса ………. смотреть
§ 38. Реактивное движение. Успехи в освоении космоса ………. смотреть
§ 39. Примеры решения задач по теме «Закон сохранения импульса» ………. смотреть
Закон сохранения энергии
§ 40. Механическая работа и мощность силы ………. смотреть
§ 41. Энергия. Кинетическая энергия ………. смотреть
§ 42. Примеры решения задач по теме «Кинетическая энергия и её изменение» ………. смотреть
§ 43. Работа силы тяжести. Консервативные силы ………. смотреть
§ 43. Работа силы упругости. Консервативные силы ………. смотреть
§ 44. Потенциальная энергия ………. смотреть
§ 45. Закон сохранения энергии в механике ………. смотреть
§ 46. Работа силы тяготения. Потенциальная энергия в поле тяготения ………. смотреть
§ 47. Примеры решения задач по теме «Закон сохранения механической энергии» ………. смотреть
Динамика вращательного движения абсолютно твёрдого тела
-
§ 48. Основное уравнение динамики вращательного движения ………. смотреть
§ 49. Закон сохранения момента импульса. Кинетическая энергия абсолютно твёрдого тела, вращающегося относительно неподвижной оси ………. смотреть
§ 50. Примеры решения задач по теме «Динамика вращательного движения абсолютно твёрдого тела» ………. смотреть
СТАТИКА
Равновесие абсолютно твёрдых тел
§ 51. Равновесие тел ………. смотреть
§ 52. Примеры решения задач по теме «Равновесие твёрдых тел» ………. смотреть
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Почему тепловые явления изучаются в молекулярной физике ………. смотреть
Основы молекулярно-кинетической теории
§ 53. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул ………. смотреть
§ 54. Примеры решения задач по теме «Основные положения МКТ» ………. смотреть
§ 55. Броуновское движение ………. смотреть
§ 56. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел ………. смотреть
Молекулярно-кинетическая теория идеального газа
§ 57. Идеальный газ в МКТ. Среднее значение квадрата скорости молекул ………. смотреть
§ 57. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов ………. смотреть
§ 58. Примеры решения задач по теме «Основное уравнение молекулярно-кинетической теории» ………. смотреть
§ 59. Температура и тепловое равновесие ………. смотреть
§ 60. Определение температуры. Энергия теплового движения молекул ………. смотреть
§ 60. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул ………. смотреть
§ 61. Измерение скоростей молекул газа ………. смотреть
§ 62. Примеры решения задач по теме «Энергия теплового движения молекул» ………. смотреть
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы
§ 63. Уравнение состояния идеального газа ………. смотреть
§ 64. Примеры решения задач по теме «Уравнение состояния идеального газа» ………. смотреть
§ 65. Газовые законы ………. смотреть
§ 66. Примеры решения задач по теме «Газовые законы» ………. смотреть
§ 67. Примеры решения задач по теме «Определение параметров газа по графикам изопроцессов» ………. смотреть
Взаимные превращения жидкостей и газов
§ 68. Насыщенный пар ………. смотреть
§ 69. Давление насыщенного пара ………. смотреть
§ 70. Влажность воздуха ………. смотреть
§ 71. Примеры решения задач по теме «Насыщенный пар. Влажность воздуха» ………. смотреть
Твёрдые тела
§ 72. Кристаллические тела ………. смотреть
§ 72. Аморфные тела ………. смотреть
Основы термодинамики
§ 73. Внутренняя энергия ………. смотреть
§ 74. Работа в термодинамике ………. смотреть
§ 75. Примеры решения задач по теме «Внутренняя энергия. Работа» ………. смотреть
§ 76. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса ………. смотреть
§ 77. Примеры решения задач по теме: «Количество теплоты. Уравнение теплового баланса» ………. смотреть
§ 78. Первый закон термодинамики ………. смотреть
§ 79. Применение первого закона термодинамики к различным процессам ………. смотреть
§ 80. Примеры решения задач по теме: «Первый закон термодинамики» ………. смотреть
§ 81. Второй закон термодинамики ………. смотреть
§ 81. Статистический характер второго закона термодинамики ………. смотреть
§ 82. Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия (КПД) тепловых двигателей ………. смотреть
§ 83. Примеры решения задач по теме: «КПД тепловых двигателей» ………. смотреть
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ
Что такое электродинамика ………. смотреть
Электростатика
§ 84. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения заряда ………. смотреть
§ 85. Закон Кулона. Единица электрического заряда ………. смотреть
§ 86. Примеры решения задач по теме «Закон Кулона» ………. смотреть
§ 87. Близкодействие и действие на расстоянии ………. смотреть
§ 88. Электрическое поле ………. смотреть
§ 89. Напряжённость электрического поля. Силовые линии ………. смотреть
§ 90. Поле точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции полей ………. смотреть
§ 91. Примеры решения задач по теме «Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей» ………. смотреть
§ 92. Проводники в электростатическом поле ………. смотреть
§ 92. Диэлектрики в электростатическом поле ………. смотреть
§ 93. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле ………. смотреть
§ 94. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов ………. смотреть
§ 95. Связь между напряжённостью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности ………. смотреть
§ 96. Примеры решения задач по теме «Потенциальная энергия электростатического поля. Разность потенциалов» ………. смотреть
§ 97. Электроёмкость. Единицы электроёмкости. Конденсатор ………. смотреть
§ 98. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов ………. смотреть
§ 99. Примеры решения задач по теме «Электроёмкость. Энергия заряженного конденсатора» ………. смотреть
Законы постоянного тока
§ 100. Электрический ток. Сила тока ………. смотреть
§ 101. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление ………. смотреть
§ 102. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников ………. смотреть
§ 103. Примеры решения задач по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединения проводников» ………. смотреть
§ 104. Работа и мощность постоянного тока ………. смотреть
§ 105. Электродвижущая сила ………. смотреть
§ 106. Закон Ома для полной цепи ………. смотреть
§ 107. Примеры решения задач по теме «Работа и мощность постоянного тока. Закон Ома для полной цепи» ………. смотреть
Электрический ток в различных средах
§ 108. Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов ………. смотреть
§ 109. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость ………. смотреть
§ 110. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости ………. смотреть
§ 111. Электрический ток через контакт полупроводников с разным типом проводимости. Транзисторы ………. смотреть
§ 112. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка ………. смотреть
§ 113. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза ………. смотреть
§ 114. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды ………. смотреть
§ 115. Плазма ………. смотреть
§ 116. Примеры решения задач по теме «Электрический ток в различных средах» ………. смотреть
Источник: «Физика — 10 класс», 2014, учебник Мякишев, Буховцев, Сотский
class-fizika.ru
«Конспект урока Механика » — физика, уроки
Механика – часть физики, в которой изучаются закономерности механического движения и причины, вызывающие или изменяющие это движение.
Кинематика— раздел физики, описывающий движение тел, не рассматривающий причин, вызвавших это движение.Система отсчета-тело отсчета, система координат, прибор для измерения времени. Тело отсчета- тело, по отношению к которому рассматривается данное механическое движение. Материальная точка- тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь. Механическое движение- изменение взаимного положения тел или их частей в пространстве с течением времени. Твердое тело- система материальных точек, расстояние между которыми не изменяется при движении. Траектория- линия, описываемая в пространстве движущейся материальной точкой. Длинна пути S- сумма длины всех участков траекторий, пройденных материальной точкой за рассматриваемый промежуток времени. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Перемещение- направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с ее последующим положением. Ускорение- величина, характеризующая быстроту изменения скорости. Равномерное движение- движение, при котором тело за любые промежутки времени совершает одинаковые перемещения. Равноускоренное движение-движение, при котором скорость тела за любые равные промежутки времени изменяется одинаково. Вращательное движение Угловое перемещение- угол поворота радиуса-вектора за время dt Угловая скорость- векторная величина, модуль которой равен первой производной по времени от угла поворота радиуса вектора. Период обращения Т- время одного полного поворота тела вокруг оси вращения. Угловое ускорение- векторная величина, модуль которой равен первой производной по времени от угловой скорости.
Динамика— раздел механики, изучающий законы движения тел Первый закон Ньютона: Всякое тело сохраняет состояние относительного покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока внешнее воздействие не изменит это состояние. Инерциальные системы отсчета- системы отсчета, в которых выполняется первый закон Ньютона. Инертность- свойство тела сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Масса- физическая величина, являющаяся мерой инертности тела при поступательном движении. Скалярная величина. Сила F- векторная физическая величина, являющаяся мерой механического воздействия на тело со стороны других тел. Принцип независимости действия сил: если на тело одновременно действуют несколько сил, то каждая из сил действует независимо от других. Второй закон Ньютона: ускорение, приобретаемое телом в инерциальной системе отсчета, пропорционально действующее на тело силе и обратно пропорционально массе это тело. Третий закон Ньютона: Силы, с которыми две материальные точки действуют друг на друга равны по модулю и направлены в противоположные стороны вдоль прямой, соединяющей эти точки. Закон всемирного тяготения: две любые материальные точки притягиваются друг к другу с силой, пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Сила тяжести — сила, с которой тело притягивается Землей. Сила тяжести равна произведению массы тела т на ускорение свободного падения g Вес тела — сила, с которой тело вследствие притяжения к вращающейся Земле действует на опору или подвес, удерживающие его от свободного падения. Импульс тела р — векторная величина, равная произведению массы тела на скорость его движения Замкнутая система тел — система тел, на которую не действуют внешние тела (внешние силы), т. е. тела, не входящие в эту систему.
Закон сохранения импульса справедлив и для незамкнутой системы, если: 1. результирующая всех внешних сил, действующих на систему, равна нулю: 2. проекция суммы всех внешних сил на какую-либо координатную ось равна нулю, тогда сохраняется проекция импульса незамкнутой системы на эту координатную ось. Потенциальная энергия Е- энергия, которая определяется взаимным расположением тел или частей одного и того же тела. Кинетическая энергия Ек — энергия, которой обладает тело вследствие своего движения. Мощность N – скалярная физическая величина, характеризующая скорость выполнения работы. Закон сохранения энергии в механических процессах. Любое тело или система тел может одновременно обладать как потенциальной Е, так и кинетической Ек энергией. В механических явлениях возможен переход кинетической энергии системы тел в потенциальную и наоборот, но полная энергия замкнутой системы тел сохраняет неизменное значение с течением времени.
kopilkaurokov.ru
Конспект и презентация для урока физики на тему «Механика»
Вид: Интегрированный, бинарный (физика+математика+ информатика)
Урок решения задач эвристического, практического и исследовательского типа.
Тип: Комбинированный (совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного, обобщения и систематизации знаний, умений и навыков) .
Оборудование: Нетбуки (один на стол для парной работы) , интерактивная доска, демонстрационный набор «Равноускоренное движение» лаборатории L-микро с датчиками.
Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Механика», углубление учебного материала, закрепление навыков решения задач.
Задачи:
Обучающая-
Закрепление знаний по физике («Механика»), математике (квадратичная функция, ее свойства и график, свойства геометрических фигур) , информатике (работа в приложении EXEL) , применение предметных и метапредметных знаний в комплексе .
Развивающая-
развитие умений поиска и нестандартного подхода к решению задач, навыков моделирования задачи, гибкости мышления и ценностно-смысловых компетенций, общекультурных, метапредметных и межпредметных компетенций.
Воспитывающая-
воспитание стремления к самосовершенствованию, инициативы в образовательных действиях.
Методы и приемы обучения: На различных этапах урока применяются диалогический метод с использованием вопросов по нестандартным ситуациям, ставятся исследовательские задачи, используются алгоритмы выполнения практических и лабораторных заданий.
Ход урока:
Организационный момент. Тема урока предполагает, что тема «Механика» уже усвоена, сегодня мы будем использовать для ее обобщения и углубления задачи, решаемые способом моделирования (математического и компьютерного) . Эффективность способа можно будет оценить по итогам нашего урока.
Актуализация темы.
( Выяснение сути понятия модели вообще и применительно к физике) .
Задание (разминка) : Рассмотрите глобус. Дайте определение глобуса. Глобус, как модель Земли.
С помощью глобуса можно представить себе вращение Земли вокруг оси, наклон земной оси к плоскости орбиты. А главное, на глобусе мы наблюдаем в уменьшенном виде всю поверхность нашей планеты.
Теперь немного истории.
Первый упоминаемый в литературе земной глобус — глобус Кратеса из Пергамы — был сделан во II в. до н. э. Однако ни сам глобус, ни его изображение не найдены.
Первым из сохранившихся считается глобус, изготовленный в 1492 г. немецким географом М. Бехаймом. На нем еще не было Америки, и расстояние между западным побережьем Европы и восточным побережьем Азии было в два раза меньше, чем в действительности.
Уникальным памятником отечественной науки и техники XVIII в. является большой академический глобус, диаметр которого составляет 3 м 10 см. На наружной поверхности его нанесена карта Земли, а на внутренней- звездного неба. Глобус укреплен на железной оси, нижний конец которой упирается в пол, а верхний с помощью специальных растяжек крепится к стенам зала. Внутри глобуса на его оси смонтированы стол и скамья. Здесь могут разместиться одновременно 10-12 человек. С помощью особого механизма глобус вращается вокруг оси, а сидящие внутри зрители, оставаясь на неподвижной скамье, могут наблюдать движение небесных светил. Этот глобус хранится в музее М. В. Ломоносова в Санкт-Петербурге.
Глобус как картографическая модель земного шара позволяет рассматривать Землю как бы со стороны, но не издалека и не окутанную в облачный покров, какой она видна из космоса, а расположенную рядом, доступную для непосредственного изучения, измерений и решения различных задач.
Воспитательный момент: Какие мысли у вас возникают при рассматривании глобуса? Обычно о путешествиях! Кто-то представил себя на околоземной орбите?Не создается у вас, ребята, ощущения уязвимости нашей планеты, когда вы держите в руках этот шар? Какая она уникальная, беззащитная в масштабах нашей Галактики и Вселенной, и как мы должны ее беречь для потомков.
Вывод: Модель- это упрощенная версия объекта или явления. Модели физических объектов отличаются динамичностью и должны строиться на основе математических сравнений с объектом. Моделировать (упрощать) можно и физические задачи.
Основная часть.
Задание: Просмотреть фронтальный эксперимент. Проанализировать таблицу данных эксперимента, поставить возможные задачи (например, определить ускорение катящейся тележки, или, проанализировав график скорости, составить уравнение).
Экспериментальная модель движения тела с ускорением. L-микро
Задание: Вова двигался по странной траектории, при этом его скорость менялась вполне закономерно. Можете ли Вы представить себе траекторию и саму ситуацию? Определите перемещение тела по графику (полуокружность) . Описать способы, которыми можно это сделать.
Весь материал – смотрите архив.
videouroki.net