Ответы@Mail.Ru: что такое вассальная клятва?
Существует множество документов, свиделельствующих о клятве верности, даваемой при вступлении в вассалитет. Например, Тассилон, герцог Баварский, вступая в вассальные отношения с Пиппином Коротким в 757г. «поклялся многообразными и многочисленными клятвами, взложив руки на святые мощи. И он пообещал верность королю Пиппину, как по закону это должен делать вассал. » (Аналлы, год 757). «В то же время пришел Бернард, сын его брата Пиппина, и клятвенно обещал ему верность… » -гласят «Деяния императора Людовика. » (год 813.)Или другой текст : «Я клянусь в моей верности быть преданным с этого мгновения графу Гийому и хранить ему перед всеми и полностью свое почтение по совести и без обмана. » В 1110 г. Бернар Аттон в таких выражениях клянется в верности Леону, аббату Нотр-Дам-де-ля-Грасс: «Во имя всех и каждого я приношу оммаж и клятву верности тебе, монсеньор Леон» Или еще текст 1109г. – «…и путь все люди, которые держат от тебя фьеф, или примут его в будущем, пусть все поклянутся тебе в верности и станут твоими вассалами уст и рук. »
Нарушение клятвы верности делает вассала клятвопреступником и изгоем общества, ставя его вне закона и лишая его звания рыцаря.
Верность, в первую очередь, выражается готовностью защищать своего сеньора в войне. Он должен сражаться за своего сеньора «против всех мужчин и женцин. » Вассал обязан явиться на войну по зову своего сеньора «людно, конно и оружно…» . «И все те, кто держат бенефиции, в первую голову должны идти в войско. » — гласят Капитулярии Карла Великого. Во вторых вассал становится обязанным не причинять вреда своему сеньору, не покушаться ни на его жизнь, ни на его честь, ни на его семейство, ни на его имущество. Положительные обязанности вассала выражались сначала словом «служение» (service), а впоследствии «помощь и совет» (aide et conseil). Совет (conseil) заключался в том, что вассал должен был участвовать в курии сеньора, с помощью которой тот отправлял юрисдикцию. Помощь (aide), помимо военной службы, заключалась в финансовой поддержке сеньора в оговоренных случаях – выкуп сеньора из плена, выдача замуж его дочери, или посвящение в рыцари старшего сына сеньора. Вассал также входил в свиту сеньора, сопровождая его в поездках.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
otvet.mail.ru
Фуа (клятва) Википедия
Омма́ж (фр. hommage), или гоминиум (лат. homagium или hominium) — в феодальную эпоху одна из церемоний символического характера; присяга, оформлявшая заключение вассального договора в Западной Европе Средних веков; заключавшаяся в том, что будущий вассал, безоружный, опустившись на одно колено (два колена преклоняли только рабы и крепостные) и с непокрытой головой, вкладывал соединённые ладони в руки сюзерена с просьбой принять его в вассалы. Сюзерен поднимал его, и они обменивались поцелуем.
С VIII века оммаж стал сочетаться с клятвой верности — фуа.
До XI века связь, устанавливавшаяся между сеньором и вассалом в результате оммажа и фуа, носила преимущественно личный характер, впоследствии обе церемонии стали сопровождаться, как правило, инвеститурой — передачей сеньором вассалу земельного феода (лена).
Описание церемонии
Обряд гоминиума был следующий: сеньор встречал будущего вассала сидя или стоя; вассал преклонял перед ним колено, вкладывал свои руки в его руки и объявлял себя его «человеком» за известный лен; сеньор давал ему поцелуй мира в губы и поднимал его.
Этим обрядом вассал брал на себя известные обязанности, соблюдение которых скреплялось особой присягой на верность.
Обязанности после церемонии
Положительные обязанности, устанавливавшиеся обрядом, сводились к consilium и auxilium (conseil и aide, совет и помощь): явка ко двору сеньора, чтобы составлять его феодальную палату (cour), военная служба и денежное вспомоществование в некоторых случаях, например для выкупа сеньора из плена.
Отрицательные обязанности вассала — не поднимать руки против сеньора, не выдавать его тайн, не злоумышлять ни против него, ни против его крепостей, ни против его владений и т. п.
Виды присяги
Гоминиум требовался от каждого нового ленника при раздаче ленов и при переходе их из рук в руки. В феодальную эпоху различали гоминиум обыкновенный и усиленный (hominium ligium, ligeitas, hommage lige).
Homme lige — усиленный — должен был, например, за свой счёт служить сеньору все время, пока тот вёл войну против своих врагов, между тем как простой вассал нёс, по обычаю, только сорок дней военной службы в год, на счёт сюзерена.
Акты, в которых упоминается гоминиум, появились на юге Франции с X века.
См. также
Литература
wikiredia.ru
Вассальная присяга — Posmotre.li
« | — Мессир, король Франции, мой сеньор, принял у вас графство Фуа и виконтство Беарн, каковые вы получили от него, и вы становитесь его вассалом как граф де Фуа и виконт Беарнский, согласно форме, установленной его предшественниками, королями Франции и вашими. Преклоните колена. Наступило молчание. Потом раздался ясный голос Феба: — Не могу. Присутствующие замерли от удивления, кто от искреннего, кто от притворного, но не без примеси удовольствия. Не так уж часто во время принесения вассальной присяги происходит такое. — Не могу. — И добавил все тем же ясным голосом: — Одно колено у меня сгибается, я имею в виду Фуа. Но Беарнское согнуться не может. Тут заговорил король, и в голосе его зазвучала злоба: — Я принимаю вашу присягу и от Фуа, и от Беарна. По рядам присутствующих прошла дрожь любопытства. Еще бы, начался спор, и какой спор. Феб: — Сир, Беарн — внесеньоральное владение, и вы не можете получить от меня того, над чем вы не сюзерен. | » |
— Морис Дрюон «Проклятые короли» |
Вассальная присяга — юридический акт, игравший роль исключительной важности в системе феодализма, являвшийся тем клеем, которым склеивались воедино феодальные государства. Принося вассальную присягу, безземельный будущий феодал получал от своего сеньора землю с населением и право на защиту. Сам же он обязывался по первому требованию сеньора выходить за него на войну, конно, людно и оружно, с войском, набранным из населения полученной земли [1]. Часто к этому основному обязательству присовокуплялись еще и дополнительные, например, обязанность выкупать сеньора из плена на свои средства или заседать в суде у сеньора.
Принудить к вассальной присяге могли и вполне земельного микрогосударя — владельца аллода, а то и целого полноценного государя. В этом случае новоиспеченный вассал никакой новой земли не получал, а получал только покровительство сеньора и обязательства по отношению к нему, а земля его меняла статус с аллода на феод.
До Столетней Войны английский король являлся вассалом французского в качестве герцога нормандского (так как герцог Нормандии в своё время завоевал королевства англосаксов и стал королём Англии), а также имел своих вассалов во Франции.
Права и обязательства, связанные с вассальной присягой, передавались по наследству. То есть, если первый граф Фубар получил титул и земли в результате вассальной присяги герцогу Доу, то все последующие графы Фубары остаются вассалами всех последующих герцогов Доу. Обычно для передачи вассальных отношений по наследству требовалась личная встреча наследника вассала с сеньором или вассала с наследником сеньора, на которой вассальная присяга подтверждалась; неявка на такое мероприятие могла повлечь за собой разрыв вассальных отношений и потерю феода.
Где встречается[править]
Литература[править]
- В ПЛиО упоминается регулярно. Как соблюдение оной, так и нарушение… Ну, сеттинг обязывает. Послушать вассальную присягу в сериале можно в сцене, где Бриенна присягает Сансе, а Санса от волнения не может вспомнить все слова, и оруженосец Бриенны ей подсказывает.
- Морис Дрюон «Проклятые короли» см. цитату в эпиграфе
- «Тина Хэдис» Антона Орлова — вассальную присягу Лиргисо дал пилот-гиперпространственник Хинар, потомственный кедисэйтху, шиайтианский воин-аристократ. Исключительно ради высокого стиля: перед вами не галактический преступник с приспешником, а два аристократа — сеньор и вассал.
- Сага о Форкосиганах: именно на такой система строится устройство Барраяра. А ещё аристократам могут присягать на верность обычные люди, становясь их непосредственными вассалами до своей гибели.
Видеоигры[править]
- Crusader Kings II — игра ясно показывает, как работает феодальная система.
- Mount & Blade — вассальная присяга одному из королей кальрадийских государств является важной вехой в возвышении героя. В Warband теоретически можно обойтись без неё и скакнуть из простолюдинского быдла сразу в микрогосудари, если как следует озаботиться пропагациями. Но лучше так не делать, ибо замок, полученный в лен, вещь полезная для прокачки армии.
- Сама присяга никаких мега-земель не даёт — только вонючую кем-то разграбленную деревушку с крепостными, если персонаж игрока — мужчина, и ничего, если женщина. Плюс дворянское звание и связанную с ним саму теоретическую возможность получить какие-то земли. Простому наёмнику (и даже осколку аристократии, подавшемуся в наёмники) ни за что не дадут город или замок, даже если он самолично, без посторонней помощи этот город или замок возьмёт для своего работодателя. Некруто быть наёмным работником при феодализме! Платят кстати тоже сущие копейки.
- ↑ Существовал лимит (40 дней в год), который вассал был обязан отбарабанивать, воюя за сеньора безвозмездно. Если намечались более длительные военные действия, вассал имел право потребовать компенсацию расходов или вообще свалить к себе в замок со всем войском.
posmotre.li
Оммаж — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Омма́ж (фр. hommage), или гоминиум (лат. homagium или hominium) — в феодальную эпоху одна из церемоний символического характера; присяга, оформлявшая заключение вассального договора в Западной Европе Средних веков; заключавшаяся в том, что будущий вассал, безоружный, опустившись на одно колено (два колена преклоняли только рабы и крепостные) и с непокрытой головой, вкладывал соединённые ладони в руки сюзерена с просьбой принять его в вассалы. Сюзерен поднимал его, и они обменивались поцелуем.
С VIII века оммаж стал сочетаться с клятвой верности — фуа.
До XI века связь, устанавливавшаяся между сеньором и вассалом в результате оммажа и фуа, носила преимущественно личный характер, впоследствии обе церемонии стали сопровождаться, как правило, инвеститурой — передачей сеньором вассалу земельного феода (лена).
Обряд гоминиума был следующий: сеньор встречал будущего вассала сидя или стоя; вассал преклонял перед ним колено, вкладывал свои руки в его руки и объявлял себя его «человеком» за известный лен; сеньор давал ему поцелуй мира в губы и поднимал его.
Этим обрядом вассал брал на себя известные обязанности, соблюдение которых скреплялось особой присягой на верность.
Положительные обязанности, устанавливавшиеся обрядом, сводились к consilium и auxilium (conseil и aide, совет и помощь): явка ко двору сеньора, чтобы составлять его феодальную палату (cour), военная служба и денежное вспомоществование в некоторых случаях, например для выкупа сеньора из плена.
Отрицательные о
ru.wikipedia.org
Верность — сеньору, честь — никому
Присяга вассала на верность сеньору
Церемония оммажа (от лат. «чело -век», в значении «вассал») оформляла заключение вассального договора между рыцарем и его сеньором. Во время этой церемонии коленопреклонённый рыцарь, безоружный, с непокрытой головой, вкладывал свои ладони в руки сеньора с просьбой принять его в вассалы. Сеньор поднимал его, и они обменивались поцелуями. Оммаж сопровождался клятвой верности ( фуа), которую вассал приносил, положив руку на Библию или святые мощи.
С XI в. оммаж и фуа сопровождались инвеститурой — передачей сеньором вассалу земельного владения — лена, или феода, когда сеньор вручал вассалу штандарт, жезл, кольцо или перчатку. В ответ на обещание службы и признания вассалом своего зависимого положения сеньор брал на себя обязательства опеки и покровительства. В результате оммажа устанавливались взаимоотношения, не имевшие срока давности: после смерти вассала клятву верности сеньору приносил его наследник.
Нарушение данной клятвы, то есть вероломство, считалось едва ли не самым тяжким прегрешением, какое только мог совершить рыцарь. Между тем в жизни случалось всякое.
1248 г. к хозяину замка Фрауэнбург, отдыхавшему после бани, приехали два его вассала — рыцари Пилигрим и Вейнгольд. Удалив под благовидным предлогом дворню сеньора, «гости» напали на него, жестоко изранили ножами, связали и заточили в башню.
Вероломные вассалы выгнали из замка жену, детей и челядь (здесь — слуги) своего господина, оставив у себя в заложниках сына сеньора. Друзьям не удалось вызволить несчастного хозяина замка из неволи. Больше года томился он в тюрьме, ежедневно с трепетом ожидая смерти. Наконец имперские власти силой вызволили горемычного сеньора из заточения. Тем не менее ему пришлось заплатить рыцарям-разбойникам немалый выкуп.
Феодальная мораль предписывала рыцарю свято блюсти верность своему сеньору. Вместе с тем идеал рыцаря — сильный и смелый воин, который «одним ударом меча разрубает воина на коне и в доспехах, от макушки донизу вместе с лошадью» и «без труда разгибает зараз четыре подковы».
Он дорожит своей репутацией: «Лучше умереть, чем быть названным трусом». Чтобы не заслужить имени труса, рыцарь способен на всякое насилие. Честь обязывает его не допускать ничего, что, по его мнению, кем-то может быть понято как отступление. На практике это чувство превращается в обязанность драться со всяким, кто оспаривает у него какое-нибудь право, на которое он претендует. Таким образом, честь сталкивается с верностью, и феодальная мораль не разрешает этого противоречия.
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Почему принесение вассальной клятвы осуществлялось публично?
ВААХ сперла) ) шучу. если че дам списать потом) Для любой клятвы всегда характерен определенный ритуал. Как показал Д. Д. Фрэзер, животное рассекалось пополам, и клянущиеся стороны проходили между половинами или приносили клятву, стоя на одном или нескольких животных или их частях. Существует множество вариантов этого ритуала. В средневековье клятву давали, положив руку на священные предметы. Особый ритуал существовал при принесении клятвы вассальной верности. Вступая в вассальную зависимость, отмечает Жан Ибелин, вассал должен стать перед сеньором на колени, «соединить свои руки и, вложив их в руки сеньора, сказать ему: «Сир, вот я становлюсь вашим ближним вассалом за такой-то феод.. . и вот я обещаю вам защищать и оберегать все против всех людей, какие только будут жить… » А сеньор в ответ ему должен сказать: «Принимаю вас в вассальную зависимость с соблюдением верности богу и мне при условии ненарушения прав моих». И должен облобызать его в уста в ознаменование верности… «. Клятвы, как правило, приносились публично, открыто при заключении мира, союза или, что было реже, во время мистерий, ночью. Публичные клятвы произносились в строго отведенных местах, храмах. Так, по Павсанию, некоторые клятвы давались в подземном святилище храма Палемона, и кто бы ни поклялся, «коринфянин или иноземец, то нет ему никакой возможности избежать наказания за ложную клятву». В отдельных случаях клятвы, скрепляющие договор, увековечивались.
Для любой клятвы всегда характерен определенный ритуал. Как показал Д. Д. Фрэзер, животное рассекалось пополам, и клянущиеся стороны проходили между половинами или приносили клятву, стоя на одном или нескольких животных или их частях. Существует множество вариантов этого ритуала. В средневековье клятву давали, положив руку на священные предметы. Особый ритуал существовал при принесении клятвы вассальной верности. Вступая в вассальную зависимость, отмечает Жан Ибелин, вассал должен стать перед сеньором на колени, «соединить свои руки и, вложив их в руки сеньора, сказать ему: «Сир, вот я становлюсь вашим ближним вассалом за такой-то феод.. . и вот я обещаю вам защищать и оберегать все против всех людей, какие только будут жить… » А сеньор в ответ ему должен сказать: «Принимаю вас в вассальную зависимость с соблюдением верности богу и мне при условии ненарушения прав моих». И должен облобызать его в уста в ознаменование верности… «. Клятвы, как правило, приносились публично, открыто при заключении мира, союза или, что было реже, во время мистерий, ночью. Публичные клятвы произносились в строго отведенных местах, храмах. Так, по Павсанию, некоторые клятвы давались в подземном святилище храма Палемона, и кто бы ни поклялся, «коринфянин или иноземец, то нет ему никакой возможности избежать наказания за ложную клятву». В отдельных случаях клятвы, скрепляющие договор, увековечивались.
touch.otvet.mail.ru
ВАССАЛ И СЮЗЕРЕН
а). ВАССАЛ (от лат. «слуга») – в средневековой Западной Европе: землевладелец-феодал, получивший от сюзерена феод, лично зависящий от него и обязанный нести определенные повинности, в первую очередь военную службу. Вассалы верховного сюзерена имели в свою очередь своих вассалов.
б). СЮЗЕРЕН (от лат «старший») — в Западной Европе в средние века крупный феодал, верховный сеньор территории (король, герцог, князь), являвшийся государем по отношению к зависимым от него вассалам. Власть сюзерена была основана на пожаловании им вассалу феода (земельного владения).
в). ОБЯЗАННОСТИ ВАССАЛА
В 1020 г. епископ Фюльбер из Шартра изложил обязанности рыцаря по отношению к своему сюзерену в шести пунктах. Присягнувший на верность был обязан не допускать причинения какого-либо ущерба телу сюзерена, его достоянию, его чести, его интересам, не ограничивать его свободу и дееспособность. Кроме соблюдения этих негативных условий, вассал обязан был верно служить своему господину советами; того же во всем обязывала взаимность.
В «ConsuetudinesFeudorum» (Свод ломбардского феодального права), которые складывались на протяжении XII-XIII веков, рассматриваются многочисленные примеры вероломства (felonia) рыцаря по отношению к сюзерену. Например: бросить сюзерена в бою; оставить его на поле боя живым и не тяжело раненным; оскорбить его действием; совершить прелюбодеяние или только попытаться склонить жену сеньора или его наложницу к прелюбодеянию; лишить чести или покуситься на честь дочери, внучки, невесты сына, сестры сеньора, если они были девицами, воспитывавшимися в его доме; наконец, сознательно выдать тайну сеньора.
г). ОТНОШЕНИЯ ВАССАЛА И СЮЗЕРЕНА
«Сеньор — человек, окруженный приближенными дружинниками, вассалами, служащими ему, поддерживающими его и выполняющими его повеления. Могущество знатного сеньора определяется численностью его подданных и верных ему людей. Без этого он не senior, не «старший», «высший», не повелитель и глава. Разумеется, сеньор — землевладелец, господствующий над крестьянами и получающий с них доходы. Не будь у него поступлений от зависимых держателей земель он не был бы в состоянии содержать свиту и кормить толпу прихлебателей. Рента, собираемая им со своих владений, дает ему возможность устраивать пиры, празднества, принимать гостей, раздавать подарки — словом, жить на широкую ногу. Нормой считается поведение, заключающееся в том, что сеньор щедро, не считая, раздает и растрачивает богатство, не вникая, не превышают ли расходы поступления. Разницу между приходом и тратами можно покрыть дополнительными поборами с крестьян, вымогательствами, штрафами, грабежом, военной добычей. Расчетливость, бережливость — качества, противопоказанные ему сословной этикой. О его доходах заботятся бейлиф, управляющий, староста, его же дело — проедать и пропивать полученное, раздаривать и расточать имущество, и чем шире и с большей помпой он сумеет это сделать, тем громче будет его слава и выше общественное положение, тем большим уважением и престижем он будет пользоваться…
Отношения между сеньором и вассалом мыслятся поэтами как отношения взаимного служения, помощи и дружбы. «Служить», в их понимании, часто означало не «брать», а «давать», «тратить». В песнях старопровансальских поэтов постоянно встречается словосочетание «служить и дарить» или даже «служить и дарить что-либо из своего имущества». Рыцарские поэты не устают подчеркивать, что основа могущества господ состоит в их щедрости. «Неблагородно поступает тот, кто не служит, не дарит и не предоставляет, как разум нам повелевает» (Бертран Карбонель)…
Понятие «частный собственник» неприменимо в средние века ни к сеньорам, ни к вассалам. Землевладелец считался не собственником (possessor), а держателем (tenens), которому земля вручена вышестоящим господином на определенных условиях. Права его всегда ограничены. Даже в тех случаях, когда владелец обладал землей фактически независимо, считалось, что он держит ее от сеньора, и в некоторых областях феодальной Европы действовал принцип «нет земли без сеньора». Такие независимые владения, сеньоры которых не были известны, назывались «воздушными фьефами»…
Вассал, вступая под покровительство сеньора, приносит ему присягу верности и клянется во всем ему помогать, защищать его от врагов, выполнять его приказания и нести порученную ему службу. Сеньор со своей стороны обязывался охранять вассала, заботиться о нем и не давать его в обиду. Обмен взаимными клятвами и обещаниями мог сопровождаться пожалованием лена, — за этот лен вассал должен был нести рыцарскую или иную «благородную» службу. Ленное пожалование обычно заключалось в земельном владении. Но оно могло состоять в передаче права сбора доходов с земли без пожалования ее самой либо в праве сбора пошлин и поборов, судебных прав и доходов и т.д. Существенным был не объект пожалования, а самый факт его: получение лена было сопряжено с обязанностью вассала нести службу и повиноваться сеньору. Лен давал вассалу материальное обеспечение, необходимое для исполнения службы. Но сеньор мог достичь той же цели и без всякого пожалования — он мог взять вассала на свое содержание, с тем чтобы тот кормился при его дворе. Таким образом, существо феодального отношения между сеньором и вассалом заключалось прежде всего в установлении личной связи, отношений господства — подчинения, покровительства и службы…
Обмен подарками, участие в пирах, установление вассально-ленных отношений оформлялось ритуалом; наряду с обменом присягами совершались специальные процедуры, которые закрепляли создававшиеся личные связи и придавали им юридическую силу и нерушимость. Вассал становился на колени и вкладывал свои руки в руки сеньора. Это и буквально означало, что он «шел к нему в руки», делался его «человеком». При пожаловании лена сеньор вручал вассалу ветвь или другой предмет, символизировавший передачу владения. Глубокий символизм этих процедур нашел своеобразное выражение и в изобразительном искусстве.
На средневековых миниатюрах, иллюстрирующих сборники права, нередко встречаются изображения многоруких и двуликих людей. Но это не гротеск в привычном его значении. Рисунки такого рода имеют целью реальное воспроизведение действительных юридических актов: инвеституры, омажа, коммендации, вступления вассала в зависимость от сеньора. Художник отступает от действительности и пририсовывает человеческой фигуре лишние руки, для того чтобы в одном изображении воплотить весь юридический акт в его полноте. Сеньор, сидящий на стуле, держит в своих руках руки присягающего ему на верность вассала и одновременно указывает «дополнительной» рукой на землю, которую он вручает этому вассалу в качестве лена. Стремление изобразить сразу все существенные стороны этого акта вынуждает художника наделить фигуру сеньора лишними руками. На другом рисунке сеньор приобретает облик двуликого Януса: слева он держит в своих руках руки вассала, а справа вручает символ земельного владения другому человеку. Изображена передача сеньором лена, которым владеет один вассал, другому, без ведома первого. Двуличие сеньора выражено буквально: у него два лица и две пары рук. На таких рисунках совмещены акты, в действительности происходившие в разные моменты, своего рода «синхронная диахрония». Средневековый художник дает их симультанное изображение, подчеркивая тем самым их внутреннюю связь и символичность, которые были понятны его современникам.
Символическими процедурами сопровождались и передача лена по наследству, и возобновление присяги при смене сеньора (если сеньор умирал, его вассалы должны были присягать его сыну, точно так же как и наследники умерших вассалов могли получить лен своих отцов, только принеся присягу верности сеньору), и даже расторжение вассального договора. Отношения феодальной верности были насквозь символизированы и ритуализованы — они имели от начала до конца знаковый характер и вне этих формул и процедур были немыслимы и не приобретали юридической силы. Социально значимыми отношения земельного пожалования и вассальной службы могли стать только в этой символической форме. Но тем самым эти социальные и политические институты делались также и фактами культуры. Культурный символизм, универсальная черта духовной жизни средневековья, вбирал в себя и эту сферу общественной действительности, придавая ей более высокий смысл и возводя социальные связи на уровень этических ценностей».
А.Я.Гуревич «Категории средневековой культуры» (выдержки).
yos.ru