Клише сочинения -рецензии — Анализ
Клише сочинения –рецензии
I вступление
____! Сколько написано об этом! Но этой, казалось бы, избитой теме автор придаёт новое звучание. | С интересом прочитал статью о… | Фамилия ….. известна нам с детства. Его произведения захватывают, заставляют задуматься над…. Интересен в этом смысле и очерк, лежащий передо мной. Здесь писатель обратился к проблеме, которая вышла сейчас на одно из первых мест, к проблеме…. | Культура… Система ценностей… Эти слова мы часто слышим по телевизору, они встречаются нам в газетах, на страницах книг. Но каждый понимает их по-своему. Для одного культура – это просто манера поведения, для другого – это литература и живопись, для третьего – образование… Так что же такое культура? Что такое культура как система ценностей? Именно об этом размышляет В. Непомнящий в данном тексте. |
Нет сомнения в том, что…. (Анализируется проблема (Проблема чего? Круг каких проблем?).Дается истолкование (Чего?), описание (Чего?), критика, критическая оценка (Чего?), характеристика основных черт (Чего?). Излагается история (Возникновения, формирования, зарождения, развития, создания(Чего?)). Исследуется комплекс вопросов (Каких?). Подвергается критике (Что?), рассмотрению (Чего?), анализу (Что?). Характеризуется состояние (Чего?).Показывается важная роль (Чего?), огромное значение (Чего? Для чего?). |
Что такое ………? Почему……? Возможно ли……….? Именно об этом заставляет задуматься нас писатель. (Размышления автора заставляют каждого из нас еще раз задуматься о ……
II позиция писателя и её комментарий (проблемный пересказ с комментарием)
Раскрывая своё отношение к проблеме, автор рассказывает, описывает , приводит (сравнивает, анализирует, доказывает)… Он считает, что… (стремится показать… автор утверждает, что….)
Далее он рассказывает о… Для доказательства своей мысли автор обращается к … По его мнению, …. Подтверждается эта мысль конкретным примером…. В заключении автор приходит к выводу, что…(Всем содержанием текста он утверждает, что … подводит нас к мысли, что…в заключение можно сказать, что… ) следует отметить, что…
необходимо признать, что…
надо подчеркнуть, что…
хочется выделить…
автор дает оценку
автор выявляет сущность
автор излагает свой подход к…
автор исходит из того, что…
автор разграничивает понятия
автор обращает внимание на то, что…
приведенные примеры автор характеризует, как…
автор убедительно доказывает, что…
подчеркивая актуальность проблемы, автор обращает внимание на то, что…
по мнению автора, важное значение имеет…
Чувствуется, что автор… обеспокоен, восхищается …(чем?),(негодует по поводу….(чего?), Приём… пронизывает весь текст, что позволяет автору подчеркнуть главное… Лаконичным и естественным ( ярко и образно, простым и доступным, искренне) языком автор излагает свои мысли., используя приёмы …….. ( Это яркий образец…..(публицистики, художественного стиля, научно-популярного стиля) Чувствуется ярко выраженная авторская позиция и индивидуальность манеры высказывания
III выразить свое собственное мнение Прочитав текст, начинаешь понимать, что …(Думается, что трудно не согласиться с автором. По-моему,….) (Читая текст…, я вспомнила…Невозможно не согласиться с автором текста в том, что… …Мне кажется, что…Наверное, автор…Но мне никогда не приходило в голову…Автор текста заставил меня задуматься об этом, разбудил воспоминания… Как жаль, что…Как прекрасно, что есть писатели, способные напомнить об этом. Теперь уже невозможно не думать о… , и эта переоценка произошла во мне благодаря статье…)трудно не согласиться с такой точкой зрения автора на проблему о…
по-моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что…
мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…
не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автора.
IV сделать вывод по представленному тексту.
1. Хочется отметить в заключение , что автор в небольшом тексте смог поставить проблему, над которой стоит задуматься каждому: …..
2. Споры о …. будут всегда. Но мне точно известно, что …..
gigabaza.ru
Учимся писать рецензию (Клише – шаблон, или алгоритм филологического анализа?)
Не свои – наши мысли заставляет писатель петь внутри нас.
А.Франс
Не так много в литературе произведений, которые волнуют и лечат одновременно. Ещё меньше тех творений, где непонятность не терзает, а влечёт. Общепринято в таких случаях применять слово «гений». Говоря о гении (Достоевского), следует отметить такое свойство: он заставляет думать не о прочитанном, а о настоящем. При этом не надо искать водораздел между автором и и нами. Важно, что авторская мысль продолжается сегодня……
…(милосердие) – это одна из сквозных тем русской литературы. Мотив (чести, поиска смысла жизни, переоценки ценностей….) питал творчество многих мастеров слова (вспомним пушкинского «Медного всадника», «Униженные и оскорблённые» Достоевского, «Воскресение» Льва Толстого, «Очарованного странника» Лескова….)
Чтобы легче было проникнуть в идейно-тематическое пространство рассказа (Достоевского), позволим себе его этюдное восприятие, связанное с несколькими уровнями прочтения.
ПРОЧТЕНИЕ ПЕРВОЕ: «АВТОРСКАЯ УСТАНОВКА».
И в опьянении, наперекор уму заветным именем будить ночную тьму.
А.Фет
Само заглавие рассказа богато//небогато смыслами: это …. и …Заранее задаётся впечатление (лёгкости и светлости, загадочности, жизненной обыденности…)
Герои не поименованы. Этим подчёркивается, что их внутренняя жизнь гораздо сложнее внешней суеты и социальных связей.
Интонационный строй речи напоминает (сказку, стихотворение в прозе, элегическое раздумье о смысле жизни, простую житейскую историю…)
Ориентация языка на (лиризм, философичность, задушевную беседу) служит дополнением к эмоционально-оценочной характеристике созданного автором мира….
Авторская позиция видна и в символических деталях(Волосы цвета «гаванны»,т.е. табачного дыма, сирень – знак любви и красоты, лучистые глаза – олицетворение кротости и чистоты…)
Автор вводит два плана повествования: реальный мир, где живут….и символический мир…(идеалов, мечты, где тот же герой….)
Завораживает мысль:….Голос рассказчика убедительно звучит среди….(суеты жизни, тишины «равнодушной природы»…)
Обозначение времени и пространства здесь (максимально неопределённо, но весьма символично,…обыденно просто:….) Пространственно-временные рамки (расширяются //сужаются ,когда герой вспоминает…,рассуждает, представляет…, осмысливает прожитое…) События (льются плавно, как «река времён», что «В своём стремленье уносит все дела людей»(Державин),…передаются фрагментарно, обрывисто, пульсируют с душой, которая бьётся «на пороге как бы двойного бытия» (Тютчев))
ПРОЧТЕНИЕ ВТОРОЕ: «СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ».
… Тебя я увидел, но тайна твои покрывала черты.
А.Толстой
Круг
персонажей можно условно разделить на (три)
Отсутствие ярких внешних характеристик и биографических деталей подчёркивает типичность образов. Но ярко врезаются в память особенности психологического портрета:(волнение мыслей, сбивчивые слова, показное равнодушие…)Основным средством характеристики героев является их речь. …говорит образно, видно, что ему присуще «шестое» поэтическое чувство экзистенциальной личности. А… произносит односложные скомканные фразы, от которых веет холодом серого существования. Становится жаль это бескрылое существо.
Вся история построена на сопоставлении….и ….Интересен смысловой контраст: красота мечты о.. и проза жизни, где…, прошлое, где… ,и настоящее, в котором….,) ОН…. ОНА.. Повествование ведётся от лица… Это…
ПРОЧТЕНИЕ ТРЕТЬЕ: «СКРЕПЫ».
…Но мы попробуем спаять его любовью, а там увидим, что прочней.
Ф.Тютчев
Рассмотрим внимательно, как автор добивается композиционной цельности при внешней разрозненности узоров повествования. В каких «скрепах» проявляются особые смысловые связки?
Кольцевая композиция символизирует замкнутый круг, из которого героями не найдено выхода… нам с самого начала известно завершение истории, но до последней строки звучит нота (тихой грусти:…)
Прямое композиционное движение похоже на течение реки. Исток (завязка) — ….Разлив (развитие действия) -…Порог(кульминация) — … Устье(развязка) — … А после остаётся впечатление тихой журчащей грусти, «как о воде протекшей будешь вспоминать» (Бунин), но в одну воду не войти дважды, потому каждое новое прочтение даёт иной ракурс восприятия текста. Нарушение фабульного течения, как камень, брошенный в тихую заводь. (Это ретроспекция//лирическое отступление , где идёт речь о…)
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Волшебной властию созвучий дойдёт до сердца твоего.
И.Аксаков
В рассказе не найти на поверхности ярких тропов, зато обнаруживается гармония реальной картины с тонко подмеченными подробностями…. Фоника передаёт ритм повествования….Нельзя не отметить, насколько точно и умело построен семантический ряд, намеченный переливами ключевых слов:…..(Доброта – зов – вечность – тоска – счастье…)Редкие средства выразительности подобны драгоценным камням, удачно оттенённым изысканной дорогой оправой идеи (обыграть интересные ИВС)На морфологическом уровне можно отметить преобладание(сущи прил – статичность мира, глаголов – динамика сюжета). Синтаксическое строение текста оттеняет( простоту и естественность героев//глубокие философские раздумья героев…)
Вспоминаются(прозревший в предсмертный час Андрей Болконский, излечившийся от болезни сверхличности Родион Раскольников, жаждущий послужить Отечеству Иван Флягин, герои других произведений), которые тоже мучились над проблемой( истинного чувства, смысла жизни). Такая рефлексия – признак «диалектики души». Автор, пробуждая в сознании читателей систему ассоциативных связей, пытается сказать¸ что вечны (ПРОСТОТА, ДОБРО И ПРАВДА)
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Правда и красота… всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на Земле.
А.Чехов
Рассказ (Бунина»Холодная осень») можно назвать лирической новеллой). Доказательство тому – наличие перелома, поворотного момента, когда…
Автор хочет сказать: «,,,,»(ИДЕЯ: ЦИТАТА И КОММЕНТАРИИ)
Такие произведения, помимо эстетического наслаждения, несут читателям очищающее причащение мудрости из целительного источника Истины….
Приложение 4
Рецензия на текст Распутина
(Тест №1, стр. 140-141 пособия «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10-11: грамматика. Речь / Л.И.Пучкова, Ю.Н.Гостева. – М.: Просвещение, 2006)
«Славное море, священный Байкал», — так поётся в знакомой русской песне. Считают ли сегодняшние люди природу священной? Над этимпроблемным вопросом, как мне кажется, и размышляет писатель Валентин Распутин. Его известные повести «Пожар», «Прощание с Матёрой» проводят читателей сложным путём раздумий от экологии окружающей природы до экологии наших очерствевших душ.
Анализируемый текст проблемно-публицистичен, он рассчитан на откровенный диалог с большой читательской аудиторией. Распутин готов показать глубину трагедии противостояния человека и окружающего его естественного мира.
Байкал упоминается не просто как географический объект, огромное море-озеро, Это образ живого великана, в котором «всё широко привольно и загадочно». Ну чем не эпитеты для описания самого русского характера?! Природный гигант не подавляет человека, а даёт ему «одухотворённость» (невольно представляешь современника равнодушным существом, кричащим о своём царствовании над природой, вот и приходится природе лечить нас, заблудших, от этого греха бездуховности ). Распутин возвращает нас к прапамяти, когда человек обожествлял окружающие его явления. Читая метафорический ряд, характеризующий преображение человека, («тебя коснулась тайная печать», «обдало дыханием всесильного присутствия», « в тебя вошла доля магического секрета»), я невольно затаила дыхание и старалась с автором идти путём раскрытия «тайны за семью печатями», а точнее, воссоединения заплутавшего человека с всесильной матерью – природой.
Цитируя слова Льва Толстого врачующей силе природной красоты, автор данного текста хотел подчеркнуть, что многие конфликты нашего бытия, в том числе и межличностные, и психологические, и социальные, начинаются со сверхличностной трагедии отчуждения человека от природы. Оторвавшись от живого, мы и становимся бесчувственными и злыми, в том «несоответствие наше той земле, на которой живём». Именно эта смысловая антитеза Распутина, на мой взгляд, является одной из ключевых. Следующее высказывание автора достойно называться философским афоризмом: «Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать только человек.
Разве может читатель остаться равнодушным, прочитав риторические вопросы –восклицания Распутина ( предл. 7 и 11) ? Всякий «остаток чувства сохранивший» почувствует глубину олицетворения природы, удерживающей нас «в разумных рамках», а тот, кто ещё чувствует себя ответственным за всех, «кого приручил», остановит равнодушную руку, занесённую над берёзкой и над самим «батюшкой Байкалом».
Авторская позиции звучит не декларативно (кого сегодня удивишь и тронешь лозунгами?), а как тихая молитва с поэзией устаревших слов «её благости», «наше благоразумие и благодеяние», «денно и нощно»… Ведь молился же когда — то эвенк прежде чем срубить «по надобности берёзку»… Может, и мы пересмотрим всем миром свой «круг нравственного бытия», и будем жить по заповеди писателя Распутина:» За добро – добром, за милость милостью»… Именно такую жизнь поэт Н.Рубцов называл «Русский огонёк»: «За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»…
Понимаю, что одними рассуждениями о нравственности мир не изменить, и Байкал от экологической катастрофы не спасти самыми проникновенными молитвами. Но это по одиночке не изменить и не спасти. Потому и выбирает писатель Распутин возможность публицистически постучаться в сознание и души всех и каждого. В своём сердце я слышу отголоски его призыва удержать занесённую над природой руку с мечом. Думаю, сегодня эта мысль стала понятной многим. Убеждена, что немалый вклад в развитие экологического движения внесли писатели второй половины двадцатого века; Распутин, Астафьев, Белов… Они разбудили в людях человечность, чего не сделать одним учёным и политикам, но без чего невозможно решение глобальных проблем.
Клише для рецензий
Для вступления:
— Что такое… ? Почему…? Над этими вопросами предлагает нам поразмышлять (Фамилия автора текста)
Своё отношение к проблеме (чего…) автор передаёт языком неравнодушного оратора. Моё внимание привлекли следующие слова и выражения ( …) Думаю, что это ключевые фразы, отражающие авторскую позицию.
— Данный текст прежде всего служит функции общения. Какую мысль наш незримый собеседник старается донести до читателя?
-Я считаю, что он обращает наше внимание на (…)
— Первое впечатление от прочитанного – ощущение (чего?…)
— Необычный авторский стиль заставляет задуматься о том (что…, как…, где…)
— (Фамилия автора текста) делится своими мыслями и чувствами с читателями. Нам передаётся его неравнодушное отношение к миру.
— Я бы назвал(а) это текст…, обратив внимание заглавием на следующую мысль автора : (цитата)
Для основной части
В худож.тексте:
— Перед нами текст художественного стиля . Данная миниатюра отличается образностью. Зримо предстают ( Байкал, красота природы….)
— Все средства изобразительной выразительности подчинены основной функции стиля — эстетической.
— Прочитав метафору (…), я представил(а.) (,,,) Эпитеты (,,,) пробуждают наше внимание и дают возможность яснее увидеть необычное в привычном, ощутить себя частицей земного бытия и постараться понять и почувствовать его смысл. Олицетворения (,,,) оживляют картину. Ассоциации мелькают, словно кадры киноленты. Я представляю (…)
В публицистическом тексте
— Перед нами публицистический текст, так как сфера его употребления – социокультурные отношения, можно представить его размещённым в средствах массовой информации или произнесённым на публичном выступлении.
-Цель автора – информировать читателя о (,,,), побудить нас занять активную жизненную позицию.
— Газетно-публицистическая лексика (… ….) – знак прямого обращения (Фамилия автора текста) с открытым письмом к людям.
— Экспрессивные повторы (,,,) заостряют наше внимание на ключевых словах, которые нельзя пропустить или прочитать бегло.
-Риторические вопросы и восклицания ( в предл. ……)словно шипы тернистых раздумий автора о (,,,). Спотыкаясь на «кочках (вопросов, многоточий, частых тире…) , мы невольно начинаем анализировать окружающую действительность (… параллельные примеры из жизни и литературы) Автор экспрессивно передал свои чувства (предл.2, 9…)
Это сделано рукой виртуоза слова, потому выводы ненавязчивы, они приходят в голову сами, как вереница цветных картинок из любимой книжки детства: нельзя (,,,), надо (,,,), любите (,,,,), и тогда (,,,)
Заключение
Прочитанный текст, конечно, не поставит решительной точки в моих размышлениях о (чём?), но автор и не ставил такой задачи, он вызывает читателей на откровенный разговор (О ЧЁМ?,,,)
_ Я стал(а)острее чувствовать (что…), словно мне передалось авторское волнение за судьбу (,,,ЧЕГО?)
-И даже если я на один читательский опыт стал(а) взрослее, я рад(а),что состоялось моё общение с текстом(Фамилия автора текста), потому что вдумчивое чтение всегда облагораживает и возвышает. Загруженные повседневными делами, мы редко находим время, чтобы подумать о столь глубоких вещах. Я искренне благодарю автора текста , всколыхнувшего моё сознание живым словом Он подносит к глазам читателей удивительное зеркало, где мы видим (ЧТО?,,,), в этом зеркале отражаются и наши души, точнее способность сочувствовать и сопереживать разумному и прекрасному.
Приложение 5
studfiles.net
Пример рецензии, правила написания
Самым важным днем для каждого студента является день защиты дипломной работы. Помимо самой выпускной работы, защитного слова и презентации, студенту понадобиться рецензия, которая может быть подготовлена его научным руководителем, директором предприятия, где студент проходил практику, или даже самим учащимся. В данном материале описаны основные требования к написанию отзывов, а также примеры написания рецензий на дипломную работу.
Рецензия на дипломную работу (курсовую или любую другую квалификационную работу) – это обязательный официальный документ, в котором рецензент оставляет отзыв о прочитанном. Этот документ необходим для того, чтобы студента допустили к защите. Он включает в себя множество аспектов. Достойным примером рецензии на дипломную работу служит та, в которой, помимо итоговой оценки, имеется краткое содержание работы и ее анализ. Тут же рецензент рассматривает все недочеты, ошибки и замечания, описывая их максимально подробно и объективно. Важно понимать, что от рецензии зависит очень многое. Нередко именно этот документ оказывается решающим в момент оценивания студента. Хорошая рецензия производит приятное впечатление на приемную комиссию, что в конечном счете может сыграть на руку тому, кто работал над дипломным проектом.
Кто такой рецензент?
Естественно, проверять и оценивать проект студента должен не человек с улицы, а профессионал в той теме, которой посвящена дипломная работа. Рецензент – это дипломированный специалист, который сможет объективно и непредвзято оценить работу студента. В идеале этим должен заниматься максимально независимый человек со стороны, на чье решение не сможет повлиять личное восприятие и взаимоотношения с автором работы. Обычно этим занимается директор предприятия или организации, где студент проходил практику. В этом случае рецензия оформляется на специальном документе организации. Рецензент должен в полной мере владеть темой, понимать все аспекты работы, грамотно описать все плюсы и минусы. Помимо прочего, сам документ должен быть правильно оформлен. Должно быть подтверждение в виде печати и подписи руководителя (без этого рецензия будет недействительной). Очень часто директора предприятий и преподаватели просят студента самостоятельно написать и оформить документ, а преподавателю остается лишь поставить печать и подпись. Раз такая практика имеется, то каждый студент должен быть готов самостоятельно написать отзыв. Для этого нужно ознакомиться с хорошими примерами написания рецензии и подробной инструкцией по ее оформлению.
Общая информация
Как писать рецензию? С примером готовой работы, конечно, и по установленным, общепринятым пунктам. Особых проблем с основной частью рецензии возникнуть не должно. Студент лучше, чем кто-либо, знает все преимущества и недостатки своей дипломной работы и сможет наиболее грамотно их описать.
Следует взять во внимание следующие важные требования к работе, которые проверяются и описываются в рецензии:
- структурированность;
- актуальность;
- уникальность;
- полнота материала;
- оформление в соответствии с требованиями ГОСТа.
Для удобства восприятия рецензию можно условно поделить на три основных элемента:
- Вводная часть, где рецензент будет описывать актуальность темы.
- Основная часть, где более скрупулезно рассматриваются аспекты работы, достоинства и недостатки (самая большая часть).
- Заключение, где делается основной вывод (включает в себя отметку и вердикт преподавателя о том, допущен студент к защите или нет).
Лучше избегать общих фраз и различных клише. В рецензии должно быть больше конкретики и меньше воды.
Шапка
Здесь все максимально просто. В интернете существует масса примеров рецензий на произведения художественного характера и прочие схожие работы со специфичным оформлением, но когда речь идет о дипломной, все должно быть максимально аскетично.
В верхней части пишется слово «Рецензия», затем тема работы, должность и Ф.И.О. автора.
Например, «Рецензия на статью «Использование современных IT-технологий в обучении французскому языку» кандидата педагогических наук, доцента кафедры иностранных языков МВГУ Песня Ольги Петровны».
Оценка научной новизны и актуальности
Любой научный труд базируется на этих двух аспектах, и они являются наиболее важными для работы студента. Актуальность может заключаться в использовании новых методик, разработки уникального комплекса мер по устранению существующих проблем в сфере деятельности, которая рассматривается в дипломной работе, или свежем взгляде на привычные вещи. Так или иначе этот момент должен быть описан в самой работе и отражен в рецензии на нее. Если отзывом занимаетесь вы лично, то чтобы упростить себе задачу, можно найти этот пункт в своем выпускном проекте и, перефразировав, внести его в рецензию. По поводу актуальности и новизны достаточно написать 2-3 предложения.
Краткий анализ содержания
Примеры рецензий на пособия и разные типы работ сильно отличаются. Краткий анализ – это еще один немаловажный пункт, в котором будет выведена основная идея всего проекта. В чем заключалась суть работы, какова ее цель и каких результатов планировал достигнуть автор. Тут же нужно уместить информацию о том, была ли поставленная автором цель достигнута, какие идеи были реализованы в ходе исследования.
Например, автором была проведена серьезная работа по исследованию возможностей использования современных IT-технологий в обучении французскому языку. Были предложены новые средства обучения, помогающие развивать навыки чтения, говорения, слушания и письма. Цель — создать комплекс упражнений с использованием современных технологий была достигнута.
Преимущества работы
Существует масса примеров рецензий на программы исследований и дипломные работы от преподавателей и директоров различных предприятий, где этот пункт описывается достаточно сухо, так как рецензент не был особо воодушевлен проектом. Если студенту предстоит самостоятельно писать рецензию, то он получает возможность похвалить себя как следует, описав положительные стороны своего исследования и его преимущества во всей красе. Главное — не переборщить, иначе вы добьетесь лишь того, что комиссия завалит вас вопросами на защите и создаст немало проблем.
Недостатки курсовой работы или диплома
А вот тут могут начаться трудности. В самом деле, кто захочет сам на себя наговаривать и отражать какие-либо недочеты собственного проекта? Сделать это все же придется. Объективно описать проблемы и недочеты вряд ли получится. Лучше опираться на те изъяны, что были выявлены вашим научным руководителем. Посоветуйтесь с научным руководителем или руководителем практики, кому, как не им, лучше всего известно, какие недостатки есть у вашей квалификационной работы?
Главное, чувствуйте грань и не напишите про себя лишнего. Слишком критичное отношение к себе может завести в тупик и вовсе лишить возможности выступить на защите.
Практическая ценность исследования
Если вы посмотрите на примеры написания рецензий на дипломную работу, то вряд ли обнаружите там этот пункт. Обычно практическая ценность исследования указывается только в том случае, если речь идет о кандидатской работе или диссертации. Тем не менее если в вашем проекте такой пункт есть, то об этом обязательно нужно сказать. Конечно, указать факт наличия практической ценности недостаточно, рецензент обязан выразить свою позицию и сказать, чем именно может быть полезен выполненный труд.
Оценка
Оценка работы должна иметь общий и частный характер. Это значит, что рецензент в полной мере должен оценить всю работу и каждую отдельную главу.
В общую оценку входят такие моменты, как правильное оформление и соразмерность каждой главы и параграфа, логичность материала, наличие грамотно построенных выводов по каждой части. Присутствие профессиональных терминов, приложений, изображений, таблиц, гистограмм и прочих визуальных акцентов.
В первой главе оценивается то, как автор работы подает информацию, соответствие научному стилю изложения, общий уровень грамотности. Умение автора четко сформулировать мысль и донести свое мнение по исследуемой теме.
Во второй главе оценивается то, насколько глубоко изучена тема, насколько качественный анализ был проведен автором, какие выводы были сделаны в итоге. Вся деятельность студента по сбору и обработке информации из источников, статистики, интерпретация полученных данных расписываются в этом пункте.
В третьей главе описывается возможность практического применения тех рекомендаций, что дает студент в своей работе. Идеи, которые были реализованы в ходе преддипломной практики. Конкретные предложения и готовые варианты их использования в реальной жизни и работе. Эта часть может быть вписана во вторую главу, если та является практической.
Оформление рецензии
Если взглянуть на примеры рецензий на курсовую или дипломную работу, становится ясно, что визуально они оформляются так же, как сама дипломная или курсовая. Требования:
- шрифт – Times New Roman;
- размер шрифта – 14 пунктов;
- поля страницы – 2 сантиметра;
- колонтитулы – номер страницы по центру внизу.
Пример
Как написать рецензию? Проще всего сделать это с опорой на конкретную работу. Ниже будет предложен один образец, на который можно ориентироваться.
Рецензия
На выпускную квалификационную работу по теме «Использование IT-технологий в обучении французскому языку» студентки Птициной Елизаветы Сергеевны.
Актуальность представленной работы обуславливается рядом факторов. Среди них необходимость соответствия уровня образования новым требованиям, которые возлагаются на выпускников, и повсеместное распространение IT-технологий, оказывающих влияние на различные сферы жизнедеятельности.
Птицина Е.В. обработала большой массив информации, включая научные работы и учебные пособия. Методологическая и теоретическая основы находятся на высоком уровне. Информация, представленная в дипломной работе, имеет четкую последовательность, структурирована и изложена в соответствии с научным стилем. Объем дипломной работы составляет 97 страниц, среди которых 4 приложения, 7 рисунков, 2 таблицы и 5 диаграмм.
В первой главе автор провел глубокий и подробный анализ теоретической информации по выбранной теме. В деталях раскрыто само понятие IT-технологий, основные аспекты и проблемы обучения французскому языку. Определены цели работы и методика анализа эффективности использования IT-технологий в образовании.
Во второй главе определены особенности обучения в средней общеобразовательной школе. Автором представлена характеристика работы школы и предложен эксперимент по выявлению эффективности предложенной им программы обучения. Описаны инструменты, которые использовались в ходе практики. Подготовлен комплекс уроков с использованием современных IT-технологий. Автор провел анализ проделанной работы и предоставил конкретные данные по повышению эффективности обучения с использованием IT-технологий.
Студент показал способность правильно излагать свои мысли. Сформулированные выводы имеют веские обоснование и могут быть использованы на практике. Серьезных недочетов в работе найдено не было. Она выполнена в соответствии с требованиями ГОСТа. Рекомендуемая оценка – «отлично».
Этот пример рецензии на работу (курсовую или дипломную) немного упрощен, но может быть использован вместе с более подробными отзывами.
Перед написанием необходимо еще раз ознакомиться с выпускной работой. Проверить ее на соответствие требованиям. Ознакомиться с несколькими примерами рецензий на дипломные работы. По итогу проверки нужно еще раз проверить уникальность проекта и несколько раз перечитать готовый отзыв.
fb.ru
Клише сочинения рецензии I вступление
Клише сочинения –рецензии
I вступление
____! Сколько написано об этом!
Но этой, казалось бы, избитой теме автор придаѐт новое звучание.
С интересо м прочита л статью о…
Фамилия ….. известна нам с детства. Его произведения захватывают, заставляют задуматься над…. Интересен в этом смысле и очерк, лежащий передо мной.
Здесь писатель обратился к проблеме, которая вышла сейчас на одно из первых мест, к проблеме….
Культура… Система ценностей… Эти слова мы часто слышим по телевизору, они встречаются нам в газетах, на страницах книг. Но каждый понимает их по-своему. Для одного культура – это просто манера поведения, для другого – это литература и живопись, для третьего
– образование… Так что же такое культура? Что такое культура как система ценностей? Именно об этом размышляет В. Непомнящий в данном тексте.
Нет сомнения в том, что…. (Анализируется проблема (Проблема чего? Круг каких проблем?).Дается истолкование (Чего?), описание (Чего?), критика, критическая
оценка (Чего?),
характеристика основных черт (Чего?). Излагается история (Возникновения, формирования, зарождения, развития, создания(Чего?)). Исследуется комплекс
вопросов (Каких?).
Подвергается критике (Что?), рассмотрению (Чего?), анализу (Что?). Характеризуется состояние (Чего?).Показывается важная роль (Чего?), огромное значение
(Чего? Для чего?).
Что такое ………? Почему……? Возможно ли……….? Именно об этом заставляет задуматься нас писатель. (Размышления автора заставляют каждого из нас еще раз задуматься о ……
II позиция писателя и её комментарий (проблемный пересказ с комментарием)
Раскрывая своѐ отношение к проблеме, автор рассказывает, описывает , приводит (сравнивает, анализирует, доказывает)… Он считает, что… (стремится показать… автор утверждает, что….)
Далее он рассказывает о… Для доказательства своей мысли автор обращается к … По его мнению, …. Подтверждается эта мысль конкретным примером…. В заключении автор приходит к выводу, что…(Всем содержанием текста он утверждает, что … подводит нас к мысли, что…в заключение можно сказать, что… ) следует отметить, что…
необходимо признать, что…
надо подчеркнуть, что…
хочется выделить…
автор дает оценку
автор выявляет сущность
автор излагает свой подход к…
автор исходит из того, что…
автор разграничивает понятия
автор обращает внимание на то, что…
приведенные примеры автор характеризует, как…
автор убедительно доказывает, что…
подчеркивая актуальность проблемы, автор обращает внимание на то, что…
по мнению автора, важное значение имеет…
Чувствуется, что автор… обеспокоен, восхищается …(чем?),(негодует по поводу….(чего?), Приѐм… пронизывает весьтекст, что позволяет автору подчеркнуть главное… Лаконичным и естественным ( ярко и образно, простым и доступным, искренне) языком автор излагает свои мысли., используя приѐмы …….. ( Это яркий образец…..(публицистики, художественного стиля, научно-популярного стиля) Чувствуется ярко выраженная авторская позиция и индивидуальность манеры высказывания
III выразить свое собственное мнение Прочитав текст, начинаешь понимать, что …(Думается, что трудно не согласиться с автором. По-моему,….) (Читая текст…, я вспомнила…Невозможно не согласиться с автором текста в том, что… …Мне кажется, что…Наверное, автор…Но мне никогда не приходило в голову…Автор текста заставил меня задуматься об этом, разбудил воспоминания… Как жаль, что…Как прекрасно, что есть писатели, способные напомнить об этом. Теперь уже невозможно не думать о… , и эта переоценка произошла во мне благодаря статье…)
нельзя не согласиться с автором в том, что…
трудно не согласиться с такой точкой зрения автора на проблему о…
по-моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что…
мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…
не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автора.
IV сделать вывод по представленному тексту.
1. Хочется отметить в заключение , что автор в небольшом тексте смог поставить проблему, над которой стоит задуматься каждому: …..
2. Споры о …. будут всегда. Но мне точно известно, что …..
uhimik.ru
что это такое и пример написания
Писать рецензии приходится не только критикам для оценки различных художественных произведений (книг, кинофильмов, театральных постановок), но и компетентным профессионалам, чтобы высказать аргументированное и объективное мнение о научных работах.
Что такое рецензия
Рецензия – это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы – реферата, статьи, монографии, эссе, магистерской диссертации, курсовой или дипломного проекта и т. д.
Термин recensio имеет латинские корни и означает «рассмотрение, отзыв о чем-либо», поэтому основная задача рецензента – оценка произведения, его достоинств и недостатков. Главное при написании – объективность, справедливость и беспристрастность.
Формально рецензия может представлять собой:
- развернутую аннотацию, в которой раскрывается основное содержание материала, особенности его композиции;
- критическую или публицистическую статью с параллельным рассмотрением затронутых в первоисточнике актуальных общественных проблем;
- эссе – рассуждения рецензента, сделанные на основе прочтения материала;
- обзор – анализ нескольких произведений, объединенных тематикой, сюжетом, хронологией или по другому признаку.
Как писать
Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.
Структура
Приблизительный план написания рецензии:
- Данные об авторе, названии и т. д.
- Краткий пересказ содержания (одно-два предложения).
- Отзыв-впечатление о прочитанном.
- Критический анализ: оценка формы, содержания, особенностей построения композиции, мастерства автора и стиля изложения. Выделение достоинств и недостатков.
- Аргументированная оценка всего произведения.
Если рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:
- Библиографическое описание – название, автор, его место учебы или работы.
- Основная часть:
- оценка актуальности темы и полноты ее раскрытия;
- анализ текста с точки зрения логичности структуры, достаточности количества цитат, подтверждающих глубокую теоретическую проработку вопроса;
- соответствие использованных методов заявленной цели исследования;
- степень выполнения поставленных задач и достижения цели.
- Достоинства и недочеты.
- Научная и практическая ценность работы.
- Соответствие оформления нормам ГОСТ или методических рекомендаций, грамотность.
- Рекомендации:
- по итоговой оценке – для курсовых, контрольных или дипломов, рефератов и т. д.;
- о возможности публикации – для статей, тезисов, докладов и т. д.;
- о присвоении научной степени – для кандидатских и докторских диссертаций.
- Данные о рецензенте: Ф. И. О., должность, научное звание, место работы.
Особенности содержания
Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.
При написании следует:
- Избегать экспрессивно окрашенной лексики, сленга и пр. Рецензия должна быть понятной широкому кругу читателей и не содержать оскорблений автора первоисточника.
- Стараться не перегружать текст второстепенными деталями.
- Обеспечить доказательную базу. Рецензент обязан обосновать собственное мнение и отношение к предмету.
Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.
Оформление
При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.
Пример рецензии на эссе
Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.
Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.
РЕЦЕНЗИЯ на эссе Васильевой Н. Н. на тему «_____________» Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения. Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений. Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику. Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др. Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам. Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту. Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены. Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки. |
Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.
edunews.ru
Как писать рецензию на книгу: разбираем на примерах
Самую короткую рецензию на свое произведение получил французский писатель Виктор Гюго: на его запрос в издательство с текстом из одного знака вопроса пришел не менее лаконичный ответ – один восклицательный знак.
Когда в книге нравится все, лишние слова не требуются. Когда же в ней есть спорные моменты, прописные истины или новое и пугающее, нужно нечто большее, чем «палочка с точкой». Речь о рецензии, дамы и господа!
Далее теория, без которой не обойтись.
Определение
Рецензия книги – критический анализ и оценка произведения, написанного в научном, художественном, публицистическом стиле для формирования мнения о нем у целевой аудитории.Вы можете сделать разбор книги, чтобы:
- самим лучше усвоить прочитанное;
- опубликовать рецензию в блоге и привлечь дополнительный трафик;
- показать экспертность → обратить на себя внимание издательств → начать рецензировать на коммерческой основе.
Когда пишем рецензию, мы формируем окончательное мнение о книге и создаем первичное представление у других людей. А правильно ли мы это делаем?
Не спешите читать дальше! Подумайте. И добавьте что-то свое в список ниже:
Критерии правильной рецензии
- Полная информация об авторе книги, названии, теме, годе издания, ключевых моментах повествования.
- Разбор книги с ориентиром на конкретную целевую аудиторию.
- Аналитический подход: исследуется и обосновывается все хорошее и плохое, что есть в произведении.
- Достаточный объем информации для формирования мнения о книге.
- Средний объем рецензии – от 1 000 до 3 000 знаков. Если больше – это уже критическая статья, если меньше – читательский отзыв.
- Анализ недавно вышедшей книги: рецензент делает его с чистого листа, а не под воздействием мнения других людей.
- Упоминание предыдущих работ и регалий автора, без подобострастия или предвзятости.
- Недопущение переходов на личность, оскорблений, призывов к различным видам розни.
- Отсутствие любых ошибок в рецензии.
Разновидности
Рецензии можно классифицировать:
- по объекту – музыка, фильмы, театральные постановки, в нашем случае – нехудожественные книги;
- по субъекту, т. е. автору рецензии – эксперт, обычный читатель или лицо, которому автор заплатил за положительный отклик;
- по количественному признаку, т. е. числу и объему рецензируемых произведений.
Рецензии на книги можно условно разбить на:
- развернутые профессиональные разборы;
- короткие рецензии-статьи, которые пишут читатели;
- эссе с доминирующим личным мнением о книге и отношением к автору;
- авторецензии, когда автор высказывается о своем произведении;
- книжные обзоры.
Я привел только один из примеров классификации – наиболее емкий, на мой взгляд.
С необходимой теорией покончено. Теперь…
Готовимся к рецензированию
Сейчас будет воистину «капитанский» совет:
Вроде бы все очевидно, но нет же! Умудряются после беглого осмотра содержания, чтения сокращенной версии (summary) писать «рецензии», где кроме бинарного «хорошо-плохо» ничего нет.
Нужно прочесть книгу несколько раз – сначала с позиции обычного читателя, а потом с целью сделать критический разбор.
В процессе можно вооружиться ручкой с блокнотом, бумажными закладками или стикерами.
Ну что, вы уже готовы приступить к рецензированию? Погодите немного и проверьте себя:
- Не читайте других отзывов о книге, чтобы не писать чужими словами.
- Да, ваше мнение может разительно отличаться от мнения большинства. Пишите, не бойтесь «холиваров» – грамотная рецензия будет только в плюс.
- Помните правило: чем более негативное мнение у вас сложилось о книге, тем больше нужно приводить аргументов в его пользу. Рецензия в этом случае выйдет объемнее.
- Используйте в равных пропорциях логику и эмоции.
- Не испытывайте мысленного (а порой и животного физического) страха перед автором – если вы купили книгу, а не скачали с торрент-трекера, то имеете право аргументированно высказаться.
Рветесь в бой? Опять вас остановлю, уж простите!
Составьте план рецензии
Никто не мешает сделать свой план, но можно воспользоваться типовым:
- Библиографическое описание – название книги, автор, год выхода (если это переиздание – указать, какое по счету), издательство.
- Небольшой пересказ содержания в одно-три предложения.
- Непосредственно отзыв (личные впечатления).
- Аналитическая часть – разбор названия, содержимого, структуры, практических примеров и т. п.
- Выделение всех преимуществ и недостатков книги.
- Итоговая оценка и личные выводы рецензента об актуальности и «профпригодности» книги, рекомендации читателям.
Отлично! Теперь начинаем…
Процесс рецензирования
Есть поговорка: «не суди о книге по обложке». Я с ней не согласен, потому что физические данные книги напрямую влияют на удобство чтения и первое впечатление. И в связи с этим условно разделяю процесс рецензирования на две части, первая из которых…
Рецензия формы
Она хороша тем, что:
- не требует чтения книги;
- довольно быстро составляется;
- объективнее, чем рецензия содержания.
Она плоха тем, что:
- должно пройти время, чтобы дать оценку по некоторым критериям;
- все равно не лишена субъективизма, ведь есть еще одна поговорка про «на вкус и цвет…».
Когда делают обзор на гаджеты, всегда вставляют изображения в тексты. Я отобрал и сфотографировал несколько «подопытных» книг из домашней библиотеки, чтобы показать, какие составляющие формы можно рецензировать.
Формат книги
«Pocket book» – карманная книга – отличное решение для путешественников на дальние и не очень дистанции. Дома лучше читать в стандартном формате:
Формат книги сильно сказывается на восприятии. Выбирайте только тот, который удобен не по цене, а по эргономике.
Ориентация книги
Да, в нашем толерантном мире она и у книг разная – книжная или альбомная:
Ширина в 213 миллиметров делает эту книгу нетранспортируемой в большинстве сумок. «Для домашнего чтения only», друзья! А еще сильно выдается из книжной полки в стоячем виде. Возможно, нужно хранить в лежачем.
Габариты и вес книги
Посмотрите на эти «книжки-малышки»:
При габаритах 236x163x36 мм работа Портера весит 916 г. У Паундстоуна книга с габаритами 240x161x31 мм тянет «всего» на 648 г. «Конкурентное преимущество» (715 страниц) в мягкой обложке лежит в руке и чувствуется заметно тяжелее, чем «Это дорого или дешево?» в твердой обложке (432 страницы). Обе будет затруднительно читать в общественном транспорте.
Дизайн обложки
Сейчас будет созерцание прекрасного:
Ну что тут сказать: издательство «МИФ» капитально работает над внешним видом своих книг!
Цвет обложки
Какую книжку на полке вы заметили первой?
Цвет обложки – тоже маркетинговый ход для привлечения внимания покупателей в книжном магазине. Или гостей, хищно изучающих вашу домашнюю библиотеку. К слову, я первой заметил «кислотные» обложки книг Дмитрия Кота «Продающие тексты» и Тимура Асланова «Копирайтинг. Простые рецепты продающих текстов». Издательство «Питер» хорошо поработало!
Суперобложка
О, мое самое любимое! Сейчас будет кейс по эффекту хорошей упаковки.
Как-то я купил книгу Михаила Ахманова «Литературный талант. Как написать бестселлер». Кто не знает: Михаил – маститый писатель-фантаст, автор «Большой энциклопедии диабетика». Через некоторое время увидел на «Озоне» его же произведение «Как писать книги» и тоже купил. Смотрим на иллюстрацию:
Ничего удивительного в том, что у одного и того же автора вышли две книги по писательству, не увидел. Например, у Юргена Вольфа есть «Школа литературного мастерства» и «Литературный мастер-класс»…
А потом я снял суперобложку:
У книги со снятой суперобложкой ISBN 978-5-699-82148-8. У другой – 978-5-699-70076-9. Объем одинаковый – 384 страницы. Круто, да? К вопросу о маркетинге упаковки и маркетинговой политике издательства для вашей будущей рецензии.
Мягкая или твердая обложка
Обе книжки в мягкой обложке хранились только дома при комнатной температуре. На оранжевую я даже дышать боялся. Как видите, клеенчатый слой начал отходить от бумажного:
Теперь о твердой обложке. Она придает книге устойчивость на полке и защищает страницы от механических повреждений. Но кто бы спас от повреждения и термического воздействия саму обложку! Небольшой разрыв корешка, перепады влажности, и она расслаивается на пятьдесят оттенков серого:
Размер шрифта
Мне повезло – стопроцентное зрение, могу читать хоть со спичечного коробка. Однако есть люди, которым нужны большие буквы в тексте. Сравните:
Вы мне можете возразить – мол, габариты у книг разные. Я вам отвечу: когда держишь их в руках, понимаешь, какие здоровые буквы в «Пути решения», как они раздувают объем и количество затраченной на печать бумаги и конечную стоимость книги.
Будем объективны – у Александра Ивина «буковки-малышки», но и книжка-маломерка. Удобно возить в транспорте, но при не самом ярком освещении читать трудно.
Иллюстрации
Помните, как мы в детстве листали страницы в надежде увидеть картинки?.. А там один сплошной текст! В нехудожественных книгах тоже хочется обнаружить визуальную составляющую. А когда она цветная – вообще восторг:
Качество бумаги
Раньше книжки печатались на серой газетной бумаге – она невзрачная и хрупкая на ощупь. Белоснежная мелованная бумага на ее фоне выигрывает:
Обе книжки – стопроцентные шедевры. Но читать «Психологию ответственности», в том числе из-за шрифта, намного сложнее. А еще без труда можно помять или порвать страницы.
На мелованной бумаге хорошо видны отпечатки пальцев, как яблоки на снегу – розовые на белом. Или черные.
Персонализация книги
Ноу-хау издательства «МИФ» и его конкурентное преимущество:
Признаюсь – не люблю писать в книгах, даже карандашом. Но если дам почитать любую из «мифовских» книжек, быстренько заполню поля «Эта книга принадлежит» и «Контакты владельца».
Закладка
Она же ляссе. Очень сильно облегчает жизнь читателю и избавляет от необходимости засовывать календарики, фантики и кусочки фольги между страниц:
Видите, как много можно сказать о книге, не читая ее! Естественно, здесь нужно изучать бумажный вариант, а не электронный.
Рецензия содержания
Чтобы выдать достойный критический разбор, рецензент должен владеть материалом минимум на том же уровне, что и автор, а лучше – на более высоком.
После изучения нескольких вариантов рецензирования выделил общие моменты:
- В работе можно выбрать одну из следующих стратегий: взгляд со стороны, анализ без выставления положительных или отрицательных оценок, критический разбор или открытую полемику с автором.
- В обязательном порядке указывать автора и название произведения, библиографические данные. Отметить, новинка ли это или переиздание.
- Не допускать банального пересказа книги. Можно разобрать название, содержание, способ построения книги, авторский стиль и мастерство, но сделать это грамотно и интригующе.
- Высказывать свое впечатление от книги, при этом обосновать все негативные и позитивные моменты.
- Отмечать актуальность произведения и степень его попадания в целевую аудиторию.
- Указывать на стилистические, фактические, грамматические ошибки, допущенные автором. Перепроверять их наличие.
От ошибок, похоже, не застрахована ни одна книга. Даже в замечательной (кроме шуток) книге Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай» прокрались досадные опечатки:
К вопросу о том, что нет безупречных сервисов, редакторов и редактуры. И рецензентов, разумеется.
- Следить за собственной стилистикой: не использовать жаргонизмы, просторечные высказывания и канцеляризмы.
- Делать предложения лаконичнее и проще в зависимости от объема рецензии. Не допускать двусмысленных оценок.
- Стараться разделять свой опыт изучения других книг по теме и реальную полезность рецензируемой.
- Закончить рецензию обращением к будущим читателям.
По последнему пункту можно сказать подробнее.
Этика рецензирования
- Проверяйте все даты, факты, цифры, названия и имена.
- Выдерживайте деловой и доброжелательный тон послания.
- Не навязывайте свое видение автору.
- Не позволяйте влиять своему отношению к автору на мнение о книге.
- До публикации рецензии предупредите создателя произведения, чтобы он подготовил аргументированный ответ.
Помните – вы не инквизитор. Безапелляционные высказывания, выраженное нежелание диалога с автором рецензией не являются.
Итак, вы сделали критический анализ произведения. Не спешите публиковать, сначала проверьте себя на…
Ошибки рецензирования
- Отсутствие достаточных знаний по теме произведения.
- Пересказ книги вместо подробного анализа.
- Полная замена логики эмоциями.
- Приоритет личного мнения над объективной оценкой, общие оценочные суждения.
- Малое количество аргументов или их низкое качество.
- Фамильярное отношение к автору.
- Чрезмерная самоуверенность или неуверенность в себе рецензента.
Примеры рецензий
Текстовые рецензии
Вот примеры наиболее интересных, по моему мнению, рецензий:
Видеорецензии
Не путайте с отзывом!
Односложные отзывы типа «хорошая книга», «полное г%?но» мы даже не рассматриваем. Посмотрите на иллюстрации:
Пусть «Лабиринт» и считает это читательскими рецензиями, по сути это отзывы! Чтобы превратить их в рецензии, нужно в своем отклике ответить на вопросы:
- Что за книга рассматривает, кто ее автор, когда ее написали и опубликовали?
- В каком жанре она написана?
- В чем основная идея произведения?
- Какова структура повествования?
- Какое впечатление оказала книга на читателя?
Безусловно, среди откликов на книги на сайтах «Лабиринта», «Читай-города», «Озона» есть полноценные рецензии, из которых понятно, покупать книгу или нет.
Заключение
Вы поняли, что рецензирование книги – процесс столкновения двух противоречий, когда нужно соединить собственное мнение и беспристрастный профессиональный взгляд.
Когда пишешь рецензию, важно не утонуть в эмоциях. Сугубо восторженный отклик всегда будет смотреться как предвзятый и даже проплаченный. Полный негатива – как личная неприязнь рецензента к автору и нежелание видеть дальше своего носа.
Абсолютно в каждой книге можно найти жемчужину мысли. Рецензирование помогает делать это быстрее.
kak-pisat-retsenziyu-na-knigu-zhanra-non-fikshn-razbor-po-kostochkamtexterra.ru
Как писать рецензию на научную статью: пример, образец
На практике у авторов часто возникают вопросы, что примерно должна содержать рецензия на статью, рассмотрим примеры таких рецензий, а также выясним, как написать рецензию на статью. Возникает вопрос, для чего нужна рецензия на научную статью и является ли это обязательным? Необходимость рецензирования научной статьи является требованием, установленным Высшей аттестационной комиссией (далее — ВАК) для публикации статьи в журнале, включенном в перечень ВАК.
Что должна содержать рецензия
Приводится тезисный анализ статьи, дается оценка качеству содержания, соблюдениям требований к оформлению, отражается степень новаторства изыскания, релевантность исследования передовым отраслям науки, значимость данной статьи в практической деятельности.
В заключении рецензент должен написать рекомендации по публикации статьи либо указать о невозможности публикации материала. Отрицательное решение рецензента должно быть мотивировано
В заключение ставится подпись рецензента и соответствующая печать.
Отправленная по электронной почте копия рецензии не является оригинальным документом. Некоторые редакции требуют предоставления оригинала.
Поэтому необходимо заблаговременно отправить оригинал рецензии возможными способами (лично либо почтой).
По общему правилу, рецензия пишется объемом около 4 тысяч знаков (с пробелами).
Для того, чтобы рецензия являла собой стилистически грамотный документ, рекомендуем использовать следующие обороты:
- значимость данного изыскания неоспорима…
- проанализировав рецензируемую работу…
- автором в статье подробно освещена проблема…
- автор выразил достаточно смелую точку зрения …
- данная статья является образцом нестандартных методов…
- работа выполнена на высоком уровне…
- статья является примером глубокого изучения проблемы…
- название статьи емко отражает саму ее суть…
- автор пишет о проблеме…
- необходимость написать статью по указанной проблематике вызвана современным состоянием…
- необходимо отметить точно расставленные в статье акценты…
- автором изучен большой объем фактического материала…
- из рецензируемой работы следует….
- суть данной статьи заключается в том, что…
- автором сделаны весьма логичные выводы на основе полученных данных…
- выводы работы последовательно доказаны….
Примерный план рецензии
При написании рецензии следует руководствоваться определенной структурой. Рецензент должен писать отзыв, руководствуясь следующими критериями:
- Оглавление статьи, должность и фамилия, имя, отчество автора статьи;
- Тезисное освещение вопроса, которому посвящена статья;
- Актуальность выбранной темы;
- Оценка значимости результатов научных изысканий автора;
- Рекомендована ли статья к публикации;
- Обязательно писать ученое звание либо ученая степень, должность, место работы, ФИО рецензента.
Рецензия научного руководителя на статью для публикации в журнале ВАК
Часто возникает вопрос, как написать научную рецензию на статью ВАК. Такой отзыв обычно пишется по общим правилам составления рецензий, подписывается научным руководителем с печатью учреждения, где научный руководитель работает.
Рецензенты могут быть как внутренними, так и внешними. Первый вид рецензий обычно подписывается научным руководителем. На рецензии ставится печать ВУЗа, где учится, либо работает автор. Второй вид рецензий подписывается должностными лицами сторонних учреждения – редакций, специалисты других ВУЗов.
Необходима объективная оценка статьи, констатируются сильные стороны работы, а также ее недочеты.
Достоинствами статьи, как правило, является логичное и последовательное изложение сути исследования, новаторство в решении проблемы, умение донести в понятной форме суть научных результатов. Рецензенты также отмечают умение в корректной форме выражать свою точку зрения в статье, имеющей форму полемики с научными оппонентами
Также указываются промахи автора, нужно писать и о недостатках, допущенных им в работе, предлагаются пути исправления недочетов. Рассмотрим пример рецензии на научную статью ВАК.
Фрагмент рецензии на научную статью ВАК «Аспекты экономической устойчивости государства». (Пример)
Образец рецензии на научную статью
Рассмотрим образец рецензии на научную статью для публикации в журнале.
Необходимо помнить, что положительная, грамотно составленная рецензия является залогом положительного решения об опубликовании научной статьи, что в дальнейшем позволит претендовать на успешную защиту научного проекта в целом.
disszakaz.ru