Кимы по русскому языку для 5 класса фгос – Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему: КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ РУССКИЙ ЯЗЫК 5 класс | скачать бесплатно

измерительные материалы по русскому языку, 5 класс ФГОС

22.09.2016 Вводный диктант

Осенью

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

(90 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – На голых листьях …;

2 вариант -  Вдруг среди листвы…

2) Выпишите 3-4 слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.

3) Выполните фонетический разбор слова желудь

19.10.2016 Контрольный диктант по темам:

«Правописание. Морфемика и словообразование»

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришел в движение, показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у нее с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.

(98 слов) (По В. Арсеньеву)

Грамматические задания:

  1. Озаглавьте текст.

  2. Выполните морфемный анализ слов:

 вариант I- рассмотрел, утренний, зарослями;

вариант II- пробежал, спокойной, опасность.

  1. Выпишите 3-4 слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.

  2. Выполните синтаксический разбор первого предложения: «Утренний ветерок пробежал по лесу

23.12. 2017 Контрольный диктант по теме «Синтаксис».

Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула её и вскрикнула от удивления.

Ураган занёс домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зелёный лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.

На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зелёные попугаи и кричали странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебристые рыбки.

Вдали виднелась целая толпа маленьких мужчин и женщин. Они стояли, перешёптывались и переглядывались. Эти робкие люди приветливо улыбнулись девочке.

(По А. Волкову) (96 слов.)

Грамматические задания.

  1. Выполнить синтаксический разбор 4-ого предложения, составить схему предложения.

  2. Найти однородные члены и подчеркнуть их.(2 абзац)

  3.  Выполнить морфемный разбор слов: домик, кричали, серебристые.

Слова для справок: Элли, порхали, красногрудые, золотисто-зелёные, невдалеке.

25.01. 2017 Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».

Фомка и Барин.

По дороге топал ёж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку, принёс домой и назвал Фомкой.

В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по столу. Вскоре гость нашёл за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенке любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. Из валенка выкатился колючий клубок, а кот со страху прыгнул на шкаф. Я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю ёж и кот уже частенько ужинали вместе.

По А. Баркову (103 слова.)

Грамматические задания.

1) Выпишите 3 словосочетания из 1-го абзаца, выполните синтаксический анализ одного из них (на выбор).

2) Выполните синтаксический анализ предложения:

Вариант I – В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по столу.

Вариант II - Закатил я колючего зверька в кепку, принес домой и назвал Фомкой.

3) Составьте схему предложения с прямой речью.

09.03.2017 Контрольный диктант по теме «МОРФОЛОГИЯ. Глагол»

Дуб

 

Дуб — удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.

 

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

 

В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

 

Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли.

( По Г. Снегиреву.) (109 слов)

 

Грамматические задания.

  • Выполнить синтаксический разбор предложения«Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле».

  • Выполнить морфологический разбор слова «кормятся».

  • Разобрать слова по составу: удивляешься, опадают, дубовой, листочки.

  • Определить спряжение глаголов:

  • вариант I- распустятся, припрятала, удивляешься;

  • вариант II- наступит, забыла, распускаться.

14.04. 2017 Контрольный диктант

по теме: « Морфология. Имя существительное»

Стоянка Владимира Дубровского была в дремучем лесу. На узкой лужайке было маленькое укрепление. Стояла осенняя ночь. Из-за туч показалась багровая луна, и края облаков сделались красноватыми. На дворе толпились люди. По одежде и вооружению их можно было принять за разбойников. На валу около маленькой пушки сидел караульный. В шалаше на походной кровати лежал Дубровский. Вдруг он вздрогнул. В укреплении произошла тревога. Дубровский вскочил, схватил оружие и вышел из шалаша. При его появлении наступило глубокое молчание. Он приказал готовиться к бою. Правительство разыскало Дубровского и напало на верный след. За сведения о Дубровском была объявлена большая денежная награда.

(По А.С. Пушкину)

Грамматические задания.

1.В первых трёх предложениях найдите существительные, определите их склонение.

2.В тексте диктанта найдите и выделите орфограмму «Гласные е-и в окончании имён существительных», объясните выбор написания.

3.Определите, к какой части речи относится слово «караульный».

4.Существительное разберите морфологически:

вариант I- на лужайке; вариант II- к бою.

15.05.2017 ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ ЗА ГОД. 

 

  В тростнике вдоль речки бежит небольшая стройная птичка. У неё длинные тонкие ноги и очень длинный хвост. Она беспрестанно покачивает своим чёрным хвостиком, на ходу склёвывает насекомых.

  Трясогузки прилетают к нам с юга ранней весной. Только реки начинают освобождаться ото льда, а трясогузки уже здесь. Небольшими стайками бегают они по люду, по берегам рек, разыскивают себе пропитание.

  Через месяц после прилёта трясогузки вьют гнёзда из стеблей и листьев растений недалеко от воды.

  Внутри гнёздышко выстилают шерстью животных и конским волосом. Через месяц там появляются птенцы. Они ужасные обжоры. Заботливым родителям приходится более трёхсот раз в день приносить своим ненасытным деткам еду.

  Отличить птенцов от взрослых птиц нетрудно: у них куцые хвостики и неяркое оперение. В конце лета трясогузки собираются в небольшие стаи и улетают зимовать в тёплые страны.

По В.Кологриву (120 слов)

Грамматические задания.

  1. Определите тему текста. Озаглавьте текст.

  2. Выпишите из текста 4 слова с орфограммой в корне. Орфограмму выделите.

  3. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

4.Выполните морфемный анализ слов: гнёздышко, появляются, заботливым, пропитание.

4

videouroki.net

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 5 класс. ФГОС

Контрольно-измерительные материалы к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык для 5 класса ФГОС.

( Тесты прилагаются )

Тема: «Вспоминаем, повторяем, изучаем».

Контрольный диктант №1.

Тест№5.

Я ехал с охоты вечером. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника. Я подвигался с трудом. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро вынужден был остановиться и приютиться к широкому кусту. Я терпеливо ожидал конца ненастья. Вдруг на дороге почудилась мне высокая фигура. Неизвестный словно вырос из-под земли.

86 слов. (По И.С.Тургеневу)

Грамматическое задание. Подчеркните грамматические основы сложных предложений 7 и 8.

Тема: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

Контрольный диктант №2.

За грибами.

Вчера целый день шёл проливной дождь. На другой день Витя сказал: «Ребята, пойдёмте в лес, там много грибов!» Мы согласились и пошли в лес. В лесу были разные грибы: и маслята, и подберёзовики, и сыроежки, и подосиновики. Мы складывали грибы в корзину, и вскоре под елями и соснами начались белые.

Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками. Каждый листок травинка блестели и улыбались глазками. Солнце поднималось над деревьями и успело высушить дождь. Все кусты и ёлочки были в паутинках, сверкали крошечные жемчужинки. Мы сразу промокли, но вставали на колени, копали мох и вытаскивали маленьких крепышей с толстой шапочкой на ножке. Потом мы спешили дальше. 106 слов (По В.Бианки.)

Грамматическое задание.

  1. Произведите синтаксический разбор предложения, надпишите части речи: 1в.-1-ое предл. 1-ого абзаца;

1в.-Все кусты и ёлочки были…

2 . составьте схему предложения с прямой речью.

Тема: «Фонетика, орфография, культура речи».

Контрольный диктант №3. Тест №14. ( См. приложение контрольных уроков 81,82.)

Тема: «Морфемика, орфография, культура речи».

Контрольный диктант №4. Тест №20.

Окна были из разноцветных стёклышек, и от этого комната старушки была освещена удивительным радужным светом. На столе стояла корзина с чудесными вишнями. Пока Герда ела, Старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое личико девочки.

Старушка умела колдовать. Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов, и они ушли глубоко в землю. Колдунья боялась, что Герда вспомни о Кае и убежит от неё.

Потом старушка повела Герду в цветник. Тут росли цветы всех сортов и времён года. Герда прыгала от радости и играла, пока солнце не село за высокими деревьями. Тогда её уложили в чудесную постельку с шёлковыми перинками, и девочка заснула.

110 слов (По Г.Х.Андерсену)

Грамматическое задание:

  1. Морфемный разбор – 1в. - окружали; 2в. – вспомнит.

  2. Синтаксический разбор – 1в. 3-ье предл.; 2в. – 6-ое предл. – схемы предложений.

  3. Выписать по 2 примера на чередование гласных в корне слова.

Тема: «Морфология, орфография, культура речи». Имя существительное.

Контрольный диктант №5. Тест №23.

Петя вырвал из тетради листок и принялся писать бабушке письмо, он просил передать привет тёте и дедушке. Мальчик сообщал, что по примеру дедушки он хочет стать героем, его влечёт карьера военного. Мальчик просил прислать ему мундир дедушки.

Прошло два месяца, а посылки от бабушки не было. В ожидании посылки от бабушки Петя пошёл к Гаврику. С утра до вечера мальчики бродили по чёрным дворам, тёмным галереям, тенистым аллеям, становились гостями трущоб, колесили по окраине города. Вид у Пети был приличный. Он был в шинели и с ранцем за плечом. Но во время дождя они укрывались одним плащом. А ещё мальчики любили ходить по узким улочкам города. Здесь было много интересного и любопытного.

113 слов. (По В. П. Катаеву)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор предложения - 1в. -2-ое предл. 2-ого абзаца; 2в. – Но во время дождя они…

2.Обозначить падеж сущ. 1в. – 1и2 предл. 1 абз. ; 2в. – 1и 2 предл. 2абз.

3. Морфологический разбор – 1в. – из тетради; 2в. – от бабушки.

Имя прилагательное. Контрольный диктант №6. ( См. приложение «Уроки 161, 162).

Тест №25.

Глагол. Контрольная работа. Подготовленный диктант по упр. 703 (учебник, часть 2).

Глагол. Контрольная работа. Работа с текстом.

Текст: На п…мост(е,и) стоит г…мнастический конь. Рядом с ним наход(Е,и)т…ся (не) большой мос…тик. Спорт…мен ра(с,з)б…га(е,и)т..ся, о…талкива(е,и)т…ся и взл(и,е)та(и,е)т над конём.

Зрители (не) успели огл…нут…ся, как г…мнаст мощ…но о…толкнулся руками от снаряда, пер…вернулся в воздух(и,е) и приз…млился на обе ноги. При приз…млени(е,и) (не)обходимо зам…реть на месте, иначе спорт…мен (не) до…итает…ся др…г…ценных долей ба (л,лл)а.

Задания:

  1. Вставьте пропущенные буквы.

  2. Морфологический разбор - 3 глагола разного времени.

  3. Подчеркните в 3-ем предл. слова, которые связывают его со 2-ым предл., укажите их морфологическую принадлежность.

Глагол. Контрольный диктант №7 (См. приложение).

Тесты №28, 29.

Тема: «Повторение и систематизация изученного».

Итоговый тест № 30.

Контрольный диктант №8 (См. приложение «Уроки 202,203).

infourok.ru

Контрольно- измерительные материалы по русскому языку. 5 класс. ФГОС

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ №1

по теме : «Повторение изученного в начальных классах»

Вариант 1

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути. (88 слов)

Грамматическое задание.

  1. Озаглавьте текст.

  2. Обозначить части речи в предложении Над ближним лесом встает солнце. (1 вариант),

Мы входим в зеленую чащу. ( 2 вариант).

  1. Разберите слова по составу:

Входим, пушистые, ветки. (1 вариант)

Сверкает , редкий, дорожке (2 вариант)

Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова

Контрольный диктант (№2)

по теме : «Синтаксис и пунктуация»

Вариант 1

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)

(По В. Астафьеву)

  1. Грамматическое задание:

Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов

1 вар. – в 1-ом абзаце

2-ой вар. – во 2-ом абзаце

Графически объяснить пунктуацию в предложениях

1 вар. - «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.

Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.

2-ой вар. –

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.

Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Вариант 2

О пословицах

Пословица – это краткое мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что они похожи на короткие стихотворения и песни.

В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.

Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжёлой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.

В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка даёт яркую оценку событиям или человеку.

Грамматическое задание:

Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях

1 вар. – в 1-ом абзаце

2-ой вар. – во 3-ем абзаце

Произвести синтаксический разбор предложения

1 вар. - Пословица – это краткое мудрое изречение народа.

2-ой вар. – В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.

Разобрать по составу слова:

1 вар – поговорка

2 вар. - выдумка

Контрольный тест по русскому языку для 5 класса по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Вариант № 1

  1. Сколько гласных звуков в русском языке?

  1. 4 2) 6 3) 8 4) 10

  1. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) жизнь 2) приятель 3) степь 4) пишешь

  1. В каком слове все согласные звуки глухие?

1) посадка 2) яшма 3) ёж 4) клуб

  1. В каком слове произносится звук [с]?

1) изморось 2) изморозь 3) воз 4) сидеть

  1. В каком слове произносится звук [с’]?

1) мороз 2) восемь 3) всадить 4) сбежать

  1. В каком слове произносится звук [т]?

1) отголосок 3) тишина 3) молотьба 4) подкоп

  1. В каком слове произносится гласный [а]?

1) прямой 2) порядочный 3) пояс 4) тучами

  1. В каком слове произносится звук [т’]?

1) медь 2) учиться 3) отдел 4) том

  1. В каком слове произносится звук [п’]?

1) глуп 2) вглубь 3) коробки 4) бьют

  1. В каком слове произносится звук [ж]?

1) нож 2) намажьте 3) ближе 4) резче

  1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) якорь 2) земля 3) пояс 4) считать

  1. В каком слове буква Ю обозначает два звука?

  1. полюс 2) карбюратор 3) жюри 4) юла

  1. В каком слове выделенная буква правильно обозначает место ударения?

1) избАловать 2) пОняла 3) кашлянУть 4) звонИт

  1. Что такое орфоэпия?

  1. Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков речи буквами.

  2. Раздел лингвистики, изучающий правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.

  3. Раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

Тест по русскому языку для 5 класса по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Вариант № 2

  1. Сколько согласных звуков в русском языке?

  1. 30 2) 33 3) 36 4) 39

  1. В каком слове все согласные звонкие?

1) мороз 2) южный 3) вглубь 4) вдруг

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) улыбаться 2) деревья 3) счастье 4) местность

  1. В каком слове произносится звук [с]?

1) сбросить 2) счёт 3) извлечь 4) близко

  1. В каком слове произносится гласный [о]?

  1. загородный 2) причёска 3) шелковистое 4) пощадить

  1. В каком примере произносится согласный [з]?

1) из школы 2) с берега 3) безвкусный 4) сжать

  1. В каком слове произносится звук [дʼ]?

1) отголосок 2) молотьба 3) отнять 4) редька

  1. В каком слове произносится гласный [а]?

1) счастье 2) частички 3) яйцо 4) щадить

  1. В каком слове произносится звук [п’]?

1) глуп 2) вглубь 3) коробки 4) бьют

  1. В каком слове есть непроизносимый согласный?

1) опас?ный 2) прекрас?ный 3) чудес?ный 4) ус?ный

  1. В каком примере произносится согласный [в]?

1) вскоре 2) в шубе 3) вдруг 4) здоров

  1. В каком слове буква Ё обозначает два звука?

  1. вертолёт 2) подъём 3) окрылённый 4) вёрткий

  1. В каком слове выделенная буква правильно обозначает место ударения?

1) алфАвит 2) понЯл 3) звОнит 4) красИвее

  1. Что такое графика?

  1. Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков речи буквами.

  2. Раздел лингвистики, изучающий правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.

  3. Раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

2 вар. - стена

ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. ВАРИАНТ 1

1. Словарный состав языка -

2. Слово, имеющее несколько ЛЗ, называют

  1. омоним б. синоним в.многозначное г. антоним

3. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками ЛЗ и употреблением в речи.

  1. омонимы б.антонимы в.синонимы г.многозначные слова

4. Словарный запас одного человека –

5. Определите лексическое значение слова изморось:

  1. похожий на иней осадок, образующийся в ту­манную, морозную погоду на ветвях деревьев, проводах и т. п.;

  2. морозные узоры на стекле;

  3. очень мелкий дождь.

6. Укажите, какие из слов являются однозначными:

а. ряска б. айсберг; в.брошюра; г. квартал д.земля е.арена

7. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют пере­носное значение:

а) строить дом; б) часы бегут, в) мягкое кресло; г) острый нож д) убить время; е) тяжелый характер;

8. Укажите группу слов, в которой правильно приведены сино­нимы к слову смелость:

  1. отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гор­дость;

  2. отважный, храбрый, мужественный, бес­страшный;

  3. отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;

  4. отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гор­дость.

9. Выберите пары антонимов:

  1. смелый — грубый;

  2. мудрость — глупый;

  3. щедрый — скупой;

  4. рассеянность — сосредоточенность;

  5. благородный — подлый;

  6. отзывчивый — вспыльчивый.

10. Списать текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами, вставляя пропущенные буквы и расставляя, где надо, знаки препинания.

Р..бина небольшое красивое дерево с ажурными листьями1. Плоды р..бины круглые красные бл..стящие. Растет р..бина по лесным опушкам и обрывистым берегам рек4. Можно видеть рябину у домов по огородам.

* Выполнить задания, обозначенные цифрами.

ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. ВАРИАНТ 2

  1. Перечислите способы толкования ЛЗ слова

  2. Как узнать в толковом словаре, что слово многозначное?

  1. все значения расположены в одной словарной статье и пронумерованы

  2. каждое значение приводится отдельной статьёй

  1. ЛЗ слова изучается в

  1. фонетике б. лексике в.грамматике г.морфологии

  1. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

  1. Многозначные б. синонимы в.омонимы г.антонимы

  1. Определите лексическое значение слова озимь:

  1. всходы, посевы озимых культур;

  2. первые дни зимы;

  3. вьюга, во время которой дует низовой ветер.

  1. Укажите слова, которые являются многозначными:

  1. жюри;

  2. серебряный;

  3. квартал;

  4. сизый;

  5. гнездо;

  6. кроссворд.

  1. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют пря­мое значение:

  1. Твёрдая воля;

  2. Бегут ручьи;

  3. Горят костры;

  4. Зерно пшеницы

  5. Золотое кольцо

  6. Ледяной взгляд

  1. Выберите группу слов, в которой правильно указаны синони­мы к слову жестокий.

  1. беспощадный, бессердечный, безжалостный, слабовольный;

  2. беспощадность, бессердечность, безжалост­ность, бесчеловечность;

  3. слабовольный, бесчеловечный, безжалостный;

  4. бесчеловечность, безжалостность, слабоволь­ность;

  5. бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный.

  1. Укажите пары антонимов:

  1. угрюмый — веселиться;

  2. гигант — карлик;

  3. робкий — смелый;

  4. холодный — вспыльчивый;

  5. благородный — подлость;

  6. скромный — хитрый.

10. Списать текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами, вставляя пропущенные буквы и расставляя, где надо, знаки препинания.

Р..бина небольшое красивое дерево с ажурными листьями1. Плоды р..бины круглые красные бл..стящие. Растет р..бина по лесным опушкам и обрывистым берегам рек4. Можно видеть рябину у домов по огородам.

* Выполнить задания, обозначенные цифрами.

ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. ВАРИАНТ 3

  1. ГЗ слова изучается в

  1. морфологии б.лексикологии в.грамматике г.лексике

  1. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по ЛЗ

  1. синонимы б.антонимы в.многозначные г.омонимы

  1. Что такое лексическое значение?

  2. Наука, изучающая словарный состав языка

а)лексикон б)лексикология в)грамматика д)морфология

  1. Укажите неверные утверждения.

  1. Все слова языка образуют его словарный со­став, или лексику.

  2. Слова в словарях располагаются по алфави­ту.

  3. То, что обозначает слово, есть его лексичес­кое и грамматическое значение.

  4. Лексическое значение слова можно узнать в «Орфографическом словаре».

  5. Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

6. Найдите слова, которые являются многозначными:

а) земля; б) кабинет; в) айсберг; г) хмурый; д) манок; е) жюри.

7. Укажите, в каких примерах выделенные слова имеют пере­носное значение:

  1. мягкий мох;

  2. мягкий диван;

  3. мягкий климат;

  4. мягкая игрушка.

  5. мягкий свет;

  6. мягкий знак;

8. Найдите синонимы к слову учебник:

а)книга; б)руководство; в)пособие; г)словарь; д) журнал; е)энциклопедия.

9. Не зная лексического значения слов, ученик неверно употре­бил их в предложениях. Укажите эти предложения.

  1. Мы смотрели на землю в иллюминатор.

  2. У меня большая библиотека книг.

  3. У березы очень нежные лепестки.

  4. Высоко в небе реет орел.

  5. У проталины окон был виден лес.

10. Списать текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами, вставляя пропущенные буквы и расставляя, где надо, знаки препинания.

Р..бина небольшое красивое дерево с ажурными листьями1. Плоды р..бины круглые красные бл..стящие. Растет р..бина по лесным опушкам и обрывистым берегам рек4. Можно видеть рябину у домов по огородам.

* Выполнить задания, обозначенные цифрами.

Тест для учащихся по разделу «Морфемика. Орфография.Культура речи.

1.В каком ряду выделенная буква обозначает правильное произношение.

А. щавЕль, тортЫ, позвонИт.

Б.кАучук, квартАл, магазИн.

В.докУмент,алфавИт, цемЕнт.

2.Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания.

А.Голубоватой.

Б.Перевозчик.

В.Дружок

Г.Подкачаем.

3.Наидите ряд, в котором во всех словах беглые гласные.

А.Лоб, угол, ремень.

Б.Носик, сучок, узел.

В.Городок, домик, купец.

4.Укажите ряд, в котором на конце приставки пишется –с

А.Ра…бить, ра…шить, ра..пилить

Б.Ра…говаривать, ра…шифровка, ра..вал.

В.Ра…фасовать, ра…клеить, ра…пахать.

5.Укажите в каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква.

А.Ра..свет,…десь, ра…счёт.

Б.К…мпьютер, к…смонавт, к…рзина.

Б.Сп…ртакиада, трен…роваться, ш…колад.

6.Укажите ряд, в котором все глаголы относятся к глаголам 2 спряжения.

А.Кле..м, кол…т, игра…м.

Б.Сошь…т, стел…т, руга…т

В.Леп…шь, смотр…ть, пил…шь

7.Укажите ряд, в котором во всех словах в корне пропущена буква – а

А.Р…сток, сл…гаемое,выр…с.

Б.Р…стение, выр…щенный, отр…сль.

В. Изл…гать, пол…жить, водор…сли.

8.Укажите ряд слов, в котором во всех словах пишется одна та же буква.

А.Ш…лк, ж…рдочка, ж…лудь.

Б.Ш…пот, ш…к, пч…лы.

В.Ч…рный, ш…мпол, заш…л.

9.Укажите ряд слов, в котором пишется одна и та же буква.

А.Ц…линдр, цариц…н, ц…тата.

Б.Ц…ган, сестриц…н, для падчериц…

В.Ц…рк, конференц…я, ц…ц

10. Укажите слово, имеющее следующее лексическое значение:

Запас слов и выражений человека.

А.Лекторий.

Б.Жёрнов.

В.Квартал.

Д.Лексикон.

Тест для учащихся по разделу «Морфемика. Орфография.Культура речи.

1.В каком ряду выделенная буква обозначает правильное произношение.

А. щавЕль, тортЫ, позвонИт.

Б.кАучук, квартАл, магазИн.

В.докУмент,алфавИт, цемЕнт.

2.Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания.

А.Голубоватой.

Б.Перевозчик.

В.Дружок

Г.Подкачаем.

3.Наидите ряд, в котором во всех словах беглые гласные.

А.Лоб, угол, ремень.

Б.Носик, сучок, узел.

В.Городок, домик, купец.

4.Укажите ряд, в котором на конце приставки пишется –с

А.Ра…бить, ра…шить, ра..пилить

Б.Ра…говаривать, ра…шифровка, ра..вал.

В.Ра…фасовать, ра…клеить, ра…пахать.

5.Укажите в каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква.

А.Ра..свет,…десь, ра…счёт.

Б.К…мпьютер, к…смонавт, к…рзина.

Б.Сп…ртакиада, трен…роваться, ш…колад.

6.Укажите ряд, в котором все глаголы относятся к глаголам 2 спряжения.

А.Кле..м, кол…т, игра…ем.

Б.Сошь…т, стел…т, руга…т

В.Леп…шь, смотр…ть, пил…шь

7.Укажите ряд, в котором во всех словах в корне пропущена буква – а

А.Р…сток, сл…гаемое,выр…с.

Б.Р…стение, выр…щенный, отр…сль.

В. Изл…гать, пол…жить, водор…сли.

8.Укажите ряд слов, в котором во всех словах пишется одна та же буква.

А.Ш…лк, ж…рдочка, ж…лудь.

Б.Ш…пот, ш…к, пч…лы.

В.Ч…рный, ш…мпол, заш…л.

9.Укажите ряд слов, в котором пишется одна и та же буква.

А.Ц…линдр, цариц…н, ц…тата.

Б.Ц…ган, сестриц…н, для падчериц…

В.Ц…рк, конференц…я, ц…ц

10. Укажите слово, имеющее следующее лексическое значение:

Запас слов и выражений человека.

А.Лекторий.

Б.Жёрнов.

В.Квартал.

Д.Лексикон.

Тест для учащихся 5 класса по разделу «Морфемика. Орфография.Культура речи.

1.В каком ряду выделенная буква обозначает правильное произношение.

А. щавЕль, тортЫ, позвОнит.

Б.кАучук, квартАл, магазИн.

В.докумЕнт,алфавИт, цемЕнт.

2.Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса.

А.Пригородный.

Б.Перевозчик.

В.Дружок

Г.Подкачаем.

3.Наидите ряд, в котором во всех словах беглые гласные.

А.Сон, ров, пень.

Б.Носик, сучок, узел.

В.Городок, домик, купец.

4.Укажите ряд, в котором на конце приставки пишется –з

А.Ра…бить, ра…шить, ра..пилить

Б.Ра…говаривать, ра..девать, ра..вал.

В.Ра…фасовать, ра…клеить, ра…пахать.

5.Укажите в каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква.

А.Ра..свет,…десь, ра…счёт.

Б.К…мпьютер, к…смонавт, к…бинет..

Б.Ж…нглёр, ш…фёр, ш…колад.

6.Укажите ряд, в котором все глаголы относятся к глаголам 1 спряжения.

А.Кле..м, кол…т, игра…м.

Б.Сошь…т, стел…т, руга…т

В.Леп…шь, смотр…ть, пил…шь

7.Укажите ряд, в котором во всех словах в корне пропущена буква – 0

А.Р…сток, сл…гаемое, выр…с.

Б.Р…стение, выр…щенный, отр…сль.

В. Изл…жить, пол…жить, водор…сли.

8.Укажите ряд слов, в котором во всех словах пишется одна та же буква.

А.Крыж…вник, ж…рдочка, ж…лудь.

Б.Ш…пот, ш…к, пч…лы.

В.Ч…рный, жж…т, заш…л.

9.Укажите ряд слов, в котором пишется одна и та же буква.

А.Ц…линдр, цариц…н, ц…тата.

Б.Ц…ган, сестриц…н, для падчериц…

В.Ц…рк, конференц…я, ц…ц

10. Укажите слово, имеющее следующее лексическое значение:

Мельничный каменный круг для размола зерна.

А. Лекторий.

Б.Жёрнов.

В.Квартал.

Д.Лексикон.

Контрольный диктант (№3)

по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».

Вариант 1

Летняя гроза

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голу­беть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горя­чее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слов.)

(ПО Б. Т и м о ф е е в у.)

  1. По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.

  2. Разобрать по составу слова:

1 вариант Набегают, крупные, дождинки

2 вариант Затихает, туманная, порыв

Контрольный диктант (№4)

по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».

Охраняйте леса!

      У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.
      За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
      Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

Г р а м м а т и ч е с к ое з а д а н и е:

  1. По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.

  2. Разобрать по составу слова:

1 вариант лесовод, бросают, десятки

2 вариант лесорубы, отводит, посадками

Контрольный диктант (№5)

по теме: «Имя существительное.».

Вариант 1

Переполох в лесу

На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка.

Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.

По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами.

Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер.

На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.

Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.

Синтаксический разбор предложения «На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.» - 1в , «На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве.» - 2в .

  1. Морфологический разбор слова  «в траве» - 1 в , «на полянке»- 2 в.

Разобрать слова по составу «лисёнок »,  «сосновой»,  «бросился» - 1 в. «полянке», «колючий», «поднял» – 2 в

В-2

Фомка и Барин.

     По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.

     В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил по полу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенки любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. (103 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.

  2. Синтаксический разбор предложения «Закатил я колючего зверька в кепку» - 1в , «По дороге топал еж» .

  3. Морфологический разбор слова  «Фомкой» - 1 в , «Барин»- 2 в.

  4. Разобрать слова по составу «рассвета»,  «колючего»,  «закатил» - 1 в. «Ножками», «колючий», «ужинал» – 2 в

Контрольный диктант (№6)

по теме: «Имя прилагательное».

В-1

Ёжик

Однажды поздней осенью я до темноты бродил по лесу. Надвигалась долгая осен­няя ночь. Под гигантской сосной соорудил я шалаш, чтобы ночью не дрожать от холода.

На рассвете около меня зашелестели листья. Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск.

Я выглянул из шалаша. Мимо меня пробежал кругленький шарик с колючими иголками на спине. Еж! Он проскользнул под низкий кустик и долго возился там. Потом он вылез из-под куста и скрылся в лесной чаще.

Вскоре ежик вернулся. Я увидел на его колючках маленькое яблочко. Он напра­вился к своему тайнику и исчез в нем.

Все утро таскал еж в норку грибы, лесные яблоки. (97 слов)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

  1. Произвести синтаксический разбор предложения

Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск. – 1 в

На рассвете около меня зашелестели листья. – 2в

  1. Произвести морфологический разбор прилагательного:

Маленькое (яблочко) – 1 в

Осен­няя (ночь) – 2 в

  1. Обозначить род и падеж имён прилагательных в 1 абзаце текста.

В-2

Весеннее утро

Хорошо весеннее утро! Вот из-за синей полоски леса появляется солнце. В его утренних лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой расстилается туман. Но вот он начинает клубиться золотистым дымом.

Скоро туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает прозрачную гладь реки. Синее небо глядится в зеркальную воду. На яркой листве деревьев блестит роса.

Весеннему утру радуются птицы, деревья, цветы. Белоснежные облака иногда бросают легкую тень на зеленую травку, синюю гладь реки. Но подует ветерок, и тени исче­зают.

В селах начались весенние работы. (94 слова.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

  1. Произвести синтаксический разбор предложения

На яркой листве деревьев блестит роса.– 1 в

Синее небо глядится в зеркальную воду. – 2в

  1. Произвести морфологический разбор прилагательного:

(На) зеленую (травку) – 1 в

(На) синюю (гладь) – 2 в

  1. Обозначить род и падеж имён прилагательных в 1 абзаце текста.

Контрольный диктант (№7) по теме: «Глагол»

В-1

      Еще хмурится небо, но в просветах облаков пробивается сверкающим мечом луч солнца. Весна набирает скорость. Проясняются дали. Зимним цветом белеют еще поля, а уже зеленеют островками сосновые боры.
      В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника серебрятся осины. От их корявых веток на мартовском снегу появляются извилистые синие тени. Вокруг деревьев и пней обтаяли круглые лунки. На зеленом фоне хвои сережки ольхи. В ее ветвях суетятся говорливые чечетки. Раздаются свирельные вздохи снегирей.
      Граница снегов отступает к северу, а за ней по пятам возвращаются к себе на родину птицы. Скоро журчащая песня жаворонка и гомон грачей объявят о приходе весны.
      Прощай, зима! Здравствуй, весна! (105 слов)

(По Д. Зуеву)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

  1. Произвести синтаксический разбор предложения

В потемках ельника серебрятся осины – 1 в

В лесу встречаются зима и весна. – 2в

  1. Произвести морфологический разбор глагола:

отступает – 1 в

краснеют – 2 в

  1. Произвести разбор глаголов по составу:

обтаяли, хмурится – 1 в

набирает, серебрятся – 2 в

В-2

    Быстро наступает вечер в глухом лесу. Темные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.
      Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но еще не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступит в лесу темная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы.
      Глухая, беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо.
      Потрескивает костер, и колышутся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотник. (99 слов)

      (ПоИ. Соколову-Микитов)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

  1. Произвести синтаксический разбор предложения

    Быстро наступает вечер в глухом лесу.– 1 в

Темные тени ложатся под деревьями. – 2в

  1. Произвести морфологический разбор глагола:

чернеют – 1 в

наступает– 2 в

  1. Произвести разбор глаголов по составу:

Прошуршала, вертятся – 1 в

Подбирают, колышутся – 2 в

Тест по теме : «Глагол»

Вариант 1.

  1. Укажите неопределённую форму глагола.

  1. бег 2)бегун 3)бегать 4)беготня

  1. Укажите глагол совершенного вида.

  1. идёшь 2) занесут 3)стережём 4)беречь

  1. Укажите глагол в форме сложного будущего времени.

1) будет открывать 3) сможет читать

2) полетит 4) шью

  1. Установите соответствие между глаголом и формой времени, в которой он употреблён: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А. засох (без воды) 1) наст.вр

Б. заметить (ошибку) 2) прош.вр

В. забежит (за дерево) 3) буд.вр

4) нет врем.

  1. Укажите, какой глагол НЕ ОТНОСИТСЯ к I спряжению.

  1. мыться 2)поём 3)строят 4)расти

  1. Укажите, какой глагол НЕ ОТНОСИТСЯ ко II спряжению.

  1. вытащим 2)проложат 3)постелем 4)держат

  1. Укажите глагол I спряжения в форме настоящего времени, множественного числа, 2-го лица.

  1. зарисуют 2) плачешь 3) напишем 4)берёте

  1. В каком случае при образовании формы глагола допущена ОШИБКА?

  1. ездю 2) пылесошу 3)лазаю 4) отвечу

  1. Укажите глагол, в котором НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

  1. положИл 2)нАчать 3)позвонИшь 4)облегчИт

  1. Укажите глагол, который пишется слитно с НЕ.

  1. (не)здоровится 2) (не)хочу 3) (не)подведёт 4) (не)стал

  1. В каком случае в глаголе на месте пропуска пишется буква Ь?

  1. алмаз искрит..ся 3) брат учит..ся

  2. незачем хвалит..ся 4) руки не отнимут..ся

  1. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

  1. Леле..л, чу..л 3) ве..л, чин..л

  2. Вид..л, слыш..л 4) смотр..л, терп..л

  1. В каком ряду в окончаниях всех глаголов пропущена буква И?

  1. обид..т, нес..шь 3) бренч..т, вытеч..т

  2. пряч..тся, гор..т 4) крут..т, верт..тся

  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. сд..раю, расст..лет

  2. забл..стела, выж..гает

  3. приб..рала, б..рет

  4. бл..стаю, зам..рает

  1. В каком случае безударный гласный в корне глагола можно проверить ударением?

  1. прот..реть окно 3) пост..лить ковёр

  2. уц..питься руками 4) выж..гать рисунок

  1. Укажите глагол, который состоит из приставки, корня, суффикса и окончания.

  1. продрог 2) читаем 3) переедешь 4) испугает

  1. Укажите ОШИБОЧНОЕ утверждение.

1) В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

2) Начальной формой глагола является неопределённая форма.

3) В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется Ь.

4) Неопределённая форма указывает на время, число, лицо глагола (или род).

18. Выполните морфологический разбор глагола из приведённого ниже предложения.

По озеру плавали белые лебеди.

Ответы к заданиям

1

3

2

2

3

1

4

243

5

3

6

3

7

4

8

1

9

2

10

1

11

2

12

4

13

4

14

4

15

2

16

4

17

4

18

(3 балла)

  1. Плавали (что делали?)-глаг.

  2. Н.ф. – плавать, нес.в, 1 спр, прош.вр.,3л, мн.ч

  3. Лебеди (что делали?) плавали (сказуемое)

«2»

«3»

«4»

«5»

0-7

8-12

13-16

17-20

Контрольный диктант (№8) ( без грамматического задания)

В-1

Скоро весна

В природе чувствуется приближение весны. Уже раньше поднимается солнце. На осине, берёзе и тополе набухают почки.. Звенят весёлые ручейки. Скоро расцветут подснежники, незабудки, ландыши.

Прилетели первые вестники весны. Скворцы расселяются в домиках, которые сделали им заботливые ребята. Вот по пашне ходит белоногий грач, заливается в небе жаворонок.

Радостно встречают весну и воробьи. Они чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке.

Около речки толпятся ребятишки и смотрят на ледоход. Льдины бьются друг о друга и исчезают под водой. От речки веет свежим весенним ветерком. С наслаждением играешь в мяч, собираешь первые весенние цветы.

Хорошо дышится весной! Весна – счастливое время года.

В-2

Русский лес

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
      В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
      Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
      Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

infourok.ru

КИМы по русскому языку в 5 классе, Реутова Людмила Вячеславовна

Контрольно-измерительные материалы

для проведения аудита качества обученности учащихся

по русскому языку в 5 классе

за 1 полугодие на основе учебно-методического комплекса М.Разумовской

Автор: Реутова Л.В.

Характеристика содержания работы.

Тестовая работа включает 4 содержательных блока, которые представлены в таблице:

Блоки

Часть «А»

количество заданий

Часть «В»

количество заданий

Часть «С»

количество заданий

Фонетика, орфография, орфоэпия, лексика

8

3

Состав слова, морфология

4

2

Синтаксис и пунктуация

6

2

Развитие речи

2

1

Распределение заданий по уровню сложности:

Уровень сложности заданий

Число заданий

Цена одного задания

Максимальное количество баллов

Процент выполнения заданий по различным уровням сложности

Базовый

20

1

20

42%

Повышенный

8

2

16

33%

Высокий

1

12

12

25%

Итого

29

48

100%

Система оценивания части «С»:

1.Умение писать данным типом речи – 2 балла.

2.Остутствие ошибок по содержанию – 2 балла(1 ошибка – 1 балл; 2 и более – 0 баллов).

3. Отсутствие речевых ошибок – 2 балла(1 ошибка – 1 балл; 2 и более – 0 баллов).

4. Отсутствие грамматический ошибок – 2 балла( 1 ошибка – 1 балл; 2 и более – 0 баллов).

5. Отсутствие орфографических ошибок – 2 балла( 2 ошибки – 1 балл; 3 и более – 0 баллов).

6. Отсутствие пунктуационных ошибок – 2 балла( 2 ошибки – 1 балл; 3 и более – 0 баллов).

Система оценивания:

«отлично» - от 85 до 100%

«хорошо»- от 65 до 84%

«удовлетворительно» - от 35 до 64%

«неудовлетворительно» - меньше 35%

Вариант №1

Ключи-ответы к заданию «А»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

г

в

б

а

г

в

в

в

б

г

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

г

а

а

б

б

а

б

а

б

в

Кючи-ответы к заданию «В»

1

2

3

4

5

6

7

8

гигантскую

госпитале

Филолог, языковед

Слов, слова

Он, им

Посвятил собиранию

Толковый словарь - дело

рассуждение

Контрольная работа по русскому языку – 5 класс за 1 полугодие

1 вариант

Часть «А» (Выберите правильный вариант ответа из четырёх предложенных).

А1.В каком слове количество букв и звуков совпадает?

А) южный Б) объявить В)яма Г)вперёд

А2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?

А) г...роический, в…сёлый, обл…ка

Б) м…гучий, ч…ловек, пор…зительный

В) пок…заться, вост…ргаться, обв…нять

Г) напр…женный, фи…летовый, б…гряный

А3. В каком ряду во всех словах пишетсямягкий знак ?

А) с..есть, об…явить, бул…он

Б) обез…яна, сер…ёзный, в…юга

В) об…езд, трёх…этажный, вороб…и

Г) без…облачный, об…явление, от…езд

А4. В каких словах не пишется мягкий знак?

1) встречают…ся 2)двигат…ся 3)брит…ся 4)зазнаёт…ся

А) 2,3 Б) 1,4 В) 2,4 Г) 1,3

А5. В каких словах пишется мягкий знак?

www.prodlenka.org

КИМы по русскому языку 5 класс Ладыженская, Баранов


№ 1. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ЧАСТИ СЛОВА. ОРФОГРАММА»
Волга.
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.
Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.
Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.
Грамматические задания к тексту:
1.Выполнить морфемный разбор слов «подземный», «покрыт».
2.Выполнить морфологический разбор « на берегу».
№ 2. Контрольный диктант по теме: «Части речи»
В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. Это синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет.
Много разных жуков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.
Люди называют синицу сторожем наших садов.
Грамматическое задание.
Озаглавьте текст.
Обозначить части речи в первом предложении (1 вариант),
В сад она прилетела за жучками ( 2 вариант).
Разберите слова по составу:
Наносят, фруктовых, грудка. (1 вариант)
Разломишь,  маленькой,  шапочка (2 вариант)
Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова№ 3. Контрольный диктант по теме «Простое и сложное предложение».
Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака.  Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», -  проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)
(По В. Астафьеву)
Грамматическое задание:
Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов
1 вар. – в 1-ом абзаце
2-ой вар. – во 2-ом абзаце
Графически объяснить пунктуацию в предложениях
1 вар. - «Дождь пойдёт», -  проговорила Нина.
Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.
        2-ой вар. –
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.    
Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
№ 4. Диктант с грамматическим задан

weburok.com

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса

Контрольно – измерительные материалы

Контрольный диктант по теме “Правописание корней слов».

Люди научились говорить, потому что они остро нуждались в общении.Им был просто необходим хороший способ хранить знания и передавать их друг другу.
Прошло не мало времени, пока люди научились передавать словами, как надёжнее всего добывать еду, охотиться на диких животных, договариваться о совместных делах и т.д.
При помощи слов они могли вместе вспоминать о прошлом и строить планы на будущее.Слова помогали людям объединяться, обмениваться разными сведениями.(70 слов).

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Морфология».

Родина арбуза –тропическая Африка. Человек выращивает арбузы уже более тысячи лет. Свидетельством этому может послужить тот факт ,что художники и мастера Древнего Египта часто делали его героем своих произведений. Арбуз -представитель семейства тыквенных .У саженцев арбузов каждый год появляются красивые ,похожие на колокольчики, цветы. Для того .чтобы арбузы могли полностью вызреть, им нужен жаркий климат и долгий период созревания .Их сажают после того, как земля прогреется и прекратятся заморозки.
Обычно арбузы подаются к столу в свежем виде, но их можно и законсервировать .В странах востока семена арбуза считаются своеобразным деликатесом.( 90 слов)

Грамматические задания.

1.Обозначьте орфограммы в словах:арбуз,послужить,героем,красивые.

2.Выпишите из текста 3 глагола,выделите их окончания,определите спряжение глаголов.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Синтаксис.Пунктуация.Культура речи».

Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.
      Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет.
      Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины! (101 слово)

Грамматические задания.

1.Произведите синтаксический разбор простого предложения с однородными членами.

2.Произведите синтаксический разбор сложного предложения.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Фонетика.Орфоэпия.Графика».

Много столетий считалось, что вылечиться от укуса тарантула можно только музыкой. Врач являлся к больному с музыкантами. Звучал быстрый, веселый мотив. Больной вставал с постели и танцевал. Считалось, что яд тарантула выделяется с потом. Поэтому чем быстрее и дольше танцевал больной, тем успешнее шло выздоровление. Составлялся даже список музыкальных произведений. Но подходящих мелодий было все-таки мало. Стали сочинять специальные для излечения от тарантизма. Они так и назывались - "тарантелла". Это были быстрые, веселые мотивы, под которые хорошо танцевалось. Они полюбились людям, и музыканты стали их исполнять не только у постели больных, но и на свадьбах, именинах, разных праздниках. Так родился веселый народный итальянский танец "тарантелла".(105 слов)(По Ю. Дмитриеву)

 Грамматические задания.

1. Что же общего у ядовитого паука тарантула и веселого танца тарантелла?

2. Выполните фонетический разбор слов мотив, яд, являлся.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Морфемика».

Случится в лесу страшный пожар. На большом участке выгорит вся растительность. Первым деревом, которое вырастет на пепелище, будет береза. Она любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, встречается на вечной мерзлоте. 

  Растет береза быстро, недаром лесоводы называют ее гонким деревом. Уже через несколько лет после пожара поднимется на горелом месте молодая поросль. Пройдет еще несколько лет, и многие светолюбивые березки зачахнут в тени своих рослых собратьев. Тогда появятся под пологом березового леса молоденькие ели, пихты, лиственницы и сосны. А через 60 - 80 лет березу полностью вытеснят. Зашумит здесь хвойный бор.
А на опушке или поляне береза проживет долго и станет настоящей великаншей. Возраст таких отдельных деревьев достигает 150 лет.(114 слов)

 Грамматические задания.

  1) Найдите слова с корнем -раст-, -рос-. Графически объясните выбор гласной в корне.
2) 1-й вариант: найдите сложное предложение и подчеркните его грамматические_основы.
2-й вариант: найдите предложение с однородными членами и подчеркните их.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Имя существительное».
Кайры

Над шумным, пенным морем поднимается скала. У неё нет обычной вершины. Солёная морось, хлёсткие долгие дожди, тающие по весне тяжёлые снега и ураганы с Тихого океана точили, размывали, выдували её. На месте острой вершины образовалось каменистое плато.

На плато множество чёрно – белых птиц. Это кайры.

Яйцо кайры тяжёлое. Скорлупа у него толстая, крепкая. Белок – голубой, словно сгусток морского воздуха. Кайры заботливы, хлопотливы.

Они великолепные ныряльщики, и под водой крылья для них служат как широкие крепкие плавники.

Птицы у самого дна гоняются за рыбёшками, а яйца их остаются лежать на плоской вершине скалы. Они разные: голубые и голубовато – зелёные, белые и коричневые. И все в тёмных кляксах. Солнце лучами греет яйца сбоку, сверху. Дотронешься до скорлупы – тёплая. («Всё о птицах»; 116 слов)

Грамматические задания:

1.Синтаксический разбор простого предложения

1 вариант: Над шумным, пенным морем поднимается скала. 2 вариант: На месте острой вершины образовалось каменистое плато.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: поднимается над морем; 2 вариант: каменистое плато.

3.Морфологический разбор существительного:

1 вариант: (над) морем; 2 вариант: плато.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Имя прилагательное».

Павлиний глаз.

Бывают в августе душные вечера. Ждёшь восхода луны, но и луна не приносит прохлады. В такие вечера прилетает ко мне в избушку большой ночной павлиний глаз. Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями. Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.

Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, зачем зажигаю свечу.

Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что он опалит крылья. Но поймать его никак не могу. Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать другие окна и свечи. (Коваль Ю. И. «Поздним вечером ранней весной» ( Рассказы, повести.) (93 слова)

Грамматические задания:

1.Синтаксический разбор простого предложения

1 вариант: Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями.2 вариант: Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сухими крыльями; 2 вариант: садится на стол.

3.Морфологический разбор прилагательного:

1 вариант: сухими; 2 вариант: письменный.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Глагол».

Грибной дождь.

Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. После него начинают буйно лезть грибы: липкие маслята, жёлтые лисички, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы.

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и до жидкого звона в водосточной трубе.

К. Г.Паустовский «Золотая роза»)( 118слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор сложного предложения

1 вариант: Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. 2 вариант: Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сыплется из туч; 2 вариант: попахивает дымком.

3.Морфологический разбор глагола:

1 вариант: сыплется; 2 вариант: попахивает.

4. Морфемный разбор

1 вариант: возится, трогает; 2 вариант: следить, ловится.

Итоговый контрольный диктант.

В самолёте во время грозы

Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.

Все пассажиры молчат. Многие задёргивают шёлковые шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.

Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.

Это продолжается минут пять. Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке. (В. Железников «Мальчик с красками»» )(103 слова )

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор сложного предложения

1 вариант: Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. 2 вариант: Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: от встречного ветра; 2 вариант: по бетонной дорожке.

3.Морфологический разбор:

1 вариант: гудят; 2 вариант: (по) дорожке.

4. Морфемный разбор

1 вариант: шёлковые, видеть, лётчик; 2 вариант: волшебная, несётся, самолёт.

5. Фонетический разбор:1 вариант: пять; 2 вариант: часто

Контрольное изложение по рассказу А.И.Куприна «Ю-ю».

Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой ,клубком ниток, собственным хвостом...И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.

Выросла, словом, всем кошкам кошка .Тёмно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках ,хвост как ламповый ёрш.

Бывали у меня с Ю-ю особенные часы спокойного семейного счастья. Это тогда ,когда я писал по ночам .Царапаешь, царапаешь пером ,вдруг не хватает какого-то очень нужного слова. И вздрогнешь от мягкого упругого толчка. Это Ю-ю легко вскочила с пола на стол.

Поворочается немного на столе, помнётся, облюбовывая место ,сядет рядышком со мною у правой руки, пушистым, горбатым комком; все четыре лапки подобраны и спрятаны, только две передние бархатные перчаточки чуть-чуть высовываются наружу.(134 слова)(По рассказу Куприна «Ю-ю».

Контрольное изложение «Шоколадный торт».

videouroki.net

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о