Киевская русь 10 век – Киевская Русь — Википедия

Русское государствов X веке

Весь мир | Англия | Византия |
Испания | Польша |
Китай |

 

см. Русь в IX веке

907.(6415 от сотворения мира) Олег предпринял
комбинированный с суши и с моря (2000 ладей) поход
на Константинополь. Результатом похода стал торговый договор Руси с Византией: русские купцы,
вывозящие мед, меха и рабов, освобождены от
всяких пошлин, проживают в предместьях
Константинополя и получают ежемесячное
жалование. Император Лев VI Философ заплатил
выкуп славянам.
907.Первое упоминание о Чернигове.
Построен, как центр славянского племени
северян.
909 — 910Войско руссов принимало участие
в походе в качестве союзника Византии (по
договору 907 г.) против наместника Багдадского
халифа в юном и юго-западном Прикаспии. Войско
было пропущено через территорию Хазарии
(также союзника Византии), но на обратном пути
подверглось атаке и было уничтожено хазарами.
911.09.02Торговый
договор
Руси с Византией,
ставший развитием событий 907 года, а также
договор о ненападении. (См. Повесть
временных лет
)
912.После смерти князя Олега началось княжение Игоря (912 — 945). Начало
правления на Руси династии
Рюриковичей
,
которые правили на Руси по 1587 год. Все законные
князья этого периода вели свою родословную от
варяга Рюрика.
912 — 913Войско руссов принимало участие
в походе в качестве союзника Византии на
Каспийское побережье Закавказья. В связи с тем,
что казна Киевской Руси была истощена, Игорь
предпринял ряд грабительских набегов на ранее
дружественные государства Закавказья.
915.Первый поход печенегов в Русскую землю.
Заключение с ними мира.
941.Неудачный поход Игоря на Константинополь
(одновременно венгры вторглись в пределы
империи). Игорь привел в Босфор 10000 ладей и
высадил десант на побережье Вифинии, а флот
подвел к Константинополю. Но был разгромлен
Феофаном на море и Вардой на суше. Русская
флотилия была уничтожена «греческим огнем».
943.Победоносный поход князя Игоря по прикаспийским
областям Закавказья. Новый поход  на Византию
Игорь совершил вместе с печенегами. После
поражения 941 года Игорь собрал новое огромное
войско и подошел к Дунаю. Тут его встретил
император Лакапин и предложил выкуп. Игорь
согласился.
943Первая русская кириллическая
надпись. Обнаружена на острове в устье Дуная, на
спорной территории, которая часто переходила от
русов к христианам-болгарам. Сделана на
старославянском языке.
944.Новый договор
с Византией лишает
русских купцов беспошлинной торговли. Русские
обязуются оказывать военную помощь в охране
Херсонеса и в противодействии болгарам.  См. кн. А.Н. Сахарова
945.Восстание Древлян. Убийство Игоря. Игорь при сборе
полюдья воспользовался отсутствием твердых
правил и пытался собрать с народа Древлян
тройную дань. Древляне воссталии и убили Игоря с
дружинниками.  Править Киевом (944-966) начала
Великая княгиня Ольга,
его вдова.
946.Поход Ольги в Древлянскую землю.
Ольга мстя за смерть мужа изощренными способами
истребила много древлян, убила древлянского
князя Мала и разорила и сожгла его столицу
Искоростень.
946-947.Установление Ольгой твердых норм
сбора полюдья. После инцидента с Древлянами
Ольга отправилась в поездку по всему государству
и установила везде твердые пределы и время сбора
полюдья.
957.Поездка Ольги в Константинополь
(посольство из 22 купцов). Для установления
твердых дипломатических отношений с Византией Ольга встретилась с
императором Константином и приняла крещение. Ее
крестил под именем Елена лично император Константин VII
Багрянородный
.
957.Начало княжения
Святослава

(957 — 972 гг).
959.Ольга отправила послов во
Франкфурт-на-Майне к Оттону I с целью
установления торговых отношений.
961.
Византия

при помощи русских отвоевала Крит у арабов.
961.В Киеве появился монах Адальберт,
посланный Оттоном I с целью распространения
католичества. Его миссия окончилась неудачей.
961.Варяжская знать Киева выступила
против христианизации. Ольга уступила всю власть
сыну
Святославу
.
963.Святослав
совершает походы на хазар. Берет город Саркел и
укрепления на Северном Кавказе и на Кубани.
Подчиняет себе Тмутараканской княжество и
вятичей — последнее из славянских племен,
платившее дань хазарам.
965.Святослав
совершает поход на волжских болгар,
разграбляет столицу Булгар. Русь также пытается
овладеть Северным Крымом (территория Византии),
одновременно венгры (согласованно?)  совершают
рейд по византийским землям.
965.Восточный поход Святослава.
Святослав разорил Волжскую Болгарию, Хазарский
Каганат, выжег каспийское побережье Закавказья,
завоевал Таманский полуостров в Крыму и город
Саркел на Дону. Хазария
была разгромлена, Итиль разрушен (См. статью), завоеваны ясы
и касоги. 
966.Святослав вступает в полное
управление страной. Готовясь к походу, он
разеделяет государство на уделы, поручая их
своим сыновьям: Киев достался Ярополку,
древлянские земли — Олегу, а Новгород — Владимиру.
967.По просьбе императора Никиформа
Фоки Святослав
совершил поход на Дунай в Болгарию (с 967 по 969 г.),
овладел столицей и пленил кагана Бориса. Святослав переносит свою
ставку (столицу) в Переяславец на Дунае.
Начинается война Святослава с Византией.
Объединившись с болгарами, он начал расширять
зоны влияния на Дунае. Война велась с переменным
успехом. Святослав ушел на Русь с выкупом,
болгары были подчинены Византией.
967.Русь полностью поставила под
свой контроль торговый путь Волга — Каспийское
море; под ее властью оказались также ясы — предки
осетин и кубанские черкесы.
968.Нападение печенегов на Киев.
Воспользовавшись отсутствием Святослава, печенеги осадили Киев и
попытались штурмовать его.
Святослав

с дружиною вынужден был вернуться с Дуная в Киев.
Одновременно венгры нанесли удар по греческому
городу Фессалоники.
969.Умерла княгиня
Ольга
.После
этого Святослав
посадил постоянно своих сыновей на уделы:
Ярополка в Киеве, Владимира — в Новгороде, а Олега
— в земле древлян.
970. лето
Святослав

начал борьбу с Византией за Болгарию (с 970 по 971 г). Командуя
объединенным войском руссов, венгров, болгар,
печенегов (частью), занял и разграбил окрестности
Константинополя, но терпит поражение и покидает
Балканы.
970.В ходе русско-византийской войны 970-971 гг.
во Фракии произошла
Аркадиопольская битва
между
русским войском под командованием киевского князя Святослава (до 30 тыс. чел.) и византийской
армией
971.04.23Начались бои между русами
и византийским войском возле Доростола (см.
Битва при
Доростоле
). Святослав
укрылся за стенами крепости, совершая
оттуда вылазки. В итоге, 22 июля Иоанн
I Цимисхий
вынудил Святослава
покинуть Подунавье.
971.В результате военного
противодействия Святослав
заключил с греками договор, возобновляющий
статьи договора 944 г. (911 г.?)
972.По пути в Киев Святослав был убит
печенегами. Возвращаясь из похода, Святослав
отпустил большую часть своей дружины. На
днепровских порогах печенеги легко перебили
уставших после зимовки воинов и убили
Святослава. В Киеве начал править сего старший
сын Ярополк (973-980).
973.Послы
Ярополка

отправились к Оттону I в Верхнюю Саксонию.
977-980.Между сыновьями Святослава разгорается
борьба за престол: Олег Древлянский погиб в битве
с Ярополком, Владимер бежал в Скандинавию, где
получил убежище у Олафа Тругвассона. Он нанял
варягов.
979.
Владимир

вернулся в Киев с наемной варяжской дружиной и
выгнал своего брата Ярополка
из Киева и убил его, женился на его невесте
Рогнеде.
980.Началось княжение Владимира I Святославовича
Святого
(с 980 по 1015 г)
980.
Владимир

реформировал язычество, выделив единый культ
(прообраз монотеизма). Сначала он создал пантеон
языческих славянских богов. Потом попытался
объединить языческие верования разных
славянских племен и сделать язычество
государственной религией. Во главе пантеона
стоял бог войны и грома Перун.
981.Поход на вятичей и обложение их
данью. Столкновение с Польшей. Война произошла
из-за захвата польским королем Болеславом
Перемышля и соседних городов. После победы русов
был заключен брак между Святославом
Владимировичем и Ядвигой Болеславной.
Завоевание Владимиром Червенской Руси с
городами Червен и Перемышль.
983.Поход
Владимира

против литовского племени ятвягов и овладение
речными путями по Неману, Бугу и Висле в
направлении Балтийского моря. Владимир покорил
племена радимичей и вятичей.
985.Поход
Владимира

против волжских болгар, подписание договора о
мире и торговле с болгарами (а через них — с
арабами).
985.После похода на болгар Владимир установил идолов
на киевских холмах и совершил жертвоприношение
Перуну.
987.Владимир вступил в союз с Византией. Он обязуется
помочь в подавлении восстания Варды Фоки и Варды
Склира в Малой Азии, за что требует в жены Анну,
сестру императора Василия II.
988.01.(или в конце 987 г.) Владимир вступил в брак с
греческой царевной Анной и по условию,
поставленному императором, принял христианство.
988.Русская флотилия направлена в Константинополь
(для помощи). Произошло массовое крещение киевлян. Митрополитом киевским,
видимо, стал грек Феофилакт. Началось рапространение христианства на Руси.
(См. подшивку материалов Крещение
Руси
)
988.Постройка системы
оборонительных рубежей. Построены вокруг Киева
на Десне, Стугне, Остре, Суле и Трубеже для защиты
от половецких набегов. Имелось три линии обороны.
Гарнизоны набирались со всей Руси.
988.12
Владимир

осадил византийский город Херсонес (Корсунь),
принадлежавший Византии, и захватил (видимо, уже
в январе 989 г) его благодаря предательству
местного епископа. Он требовал выдать за него
императорскую дочь (отпустить ее в Киев) и
крестить Русь без вассального присоединения к
Византии.
989.Поражение у Хризополя и победа
при Абидоне над Вардой Фокой.
990.В Киеве началось (с 990 по 996 гг)
строительство  церкви Успения Богородицы
(десятинной церкви).
990.Окончательное удельное
дробление Руси. Владимир заменяет племенных
князей своими сыновьями. Новгород подчиняется Ярославу, Полоцк —
Изяславу, Туров —
Святополку, Ростов —
Борису, Муром —
Глебу, Древлянскую
Землю — Святославу,
Тьмутаракань — Мстиславу,
Волынь — Всеволоду. Таким образом каждый князь
становился хозяином удела и передавал его по
наследству.
992.В Киеве вспыхнуло восстание из-за
принятия христианства.
992.На берегах реки Трубеж к югу от Киева (левый
приток Днепра) произошло сражение между дружиной под
командованием князя Владимира Святославича (Святого) и печенежским войском.
Противоборствующие силы стояли на противоположных берегах, не решаясь начинать
атаку. Наконец печенеги предложили начать битву с поединка богатырей. Перед
схваткой печенежский боец начал смеяться над русским, поскольку тот был
значительно меньше его ростом. Однако во время поединка русский воин сжал
печенега до смерти, поднял над собой и бросил бездыханного на землю. Русские,
воодушевленные победой своего бойца, ринулись в атаку и разгромили печенежское
войско. В честь этой победы князь Владимир основал на месте битвы город Переяслав, центр будущего Переяславского княжества.
992.Разгром Владимиром печенегов на реке Суле.
Владимир, узнав о приготовлениях печенегов к
набегу на Киев, выступил с дружиной, не дожидаясь
нападения, и разбил их. Первый предупредительный
оборонительный поход. С 992 по 997 гг. нападения
происходили многократно, но были отбиты.
995.На берегах реки Стугна близ Треполя произошло сражение между дружиной киевского князя Владимира и
войском печенегов. Владимир вышел на бой с малой дружиной и потерпел жестокое
поражение. Во время бегства князь укрылся под мостом и благодаря этому спасся от
плена. После этого Владимир отправился в Новгород за новым войском, а пече­неги
получили возможность почти беспрепятственно грабить южные районы Руси. 
996.Торжественное открытие
Владимиром церкви Успения Богородицы, которой он
отдает «десятую часть от богатств своих и
своих городов». Он назначает в нее священников,
прибывших из Корсуни, и распоряжается захоронить
в ней прах Ольги (бабки
Владимира),
впоследствии причисленной к лику святых . 

 

см. Русь в XI веке

 

 

www.hrono.ru

Русь в 10 веке кратко

В конце 9 века в восточной Европе сформировалось и окрепло новое могучее государство – Киевская Русь. Центрами, вокруг которого оно образовалось, стали Киев и Новгород. Эти два крупных культурных и торговых центра позволили объединить славянские племена в две основные группы. На севере сосредоточились словене, кривичи, а также выходцы из неродственных племен и варяжские переселенцы. На юге проживали племена полян, северян и вятичей. Эти две основные группы были объединены в единое государство с захватом новгородским князем Олегом Киева.

Русь в 10-ом веке, кратко описанная в данном разделе, начала активно развиваться. Территория Руси стала массово застраиваться городами, в 903 году, согласно летописям, был основан город Псков. Князь Олег, захвативший Киев, не стал останавливаться на достигнутом, и предпринял военный поход против Византии. Впечатленные греки поспешили заключить договор с русичами, который дал возможность купцам из Киевской Руси осуществлять торговлю в греческих городах без оплаты пошлин. С 912 года князем стал Игорь, сын Рюрика, его правление продлилось до 945 года. В 941 году и 944 году он осуществил новые походы против византийцев, однако они были неудачными, и купцы Руси утратили возможность торговать без пошлин. Это вызвало смуту в государстве, и в 945 году Игорь был убит древлянами. После этого бразды правления взяла на себя его супруга, единственная княгиня на Руси – Ольга. Она усмирила древлян, и сожгла их столицу, Искоростень (современный белорусский город Коростень).

В 964 году к власти пришел сын Ольги Святослав, который осуществил ряд успешных походов против соседних государств, и отразил нашествие хазар. Однако с востока пришли новые враги – печенеги, в одной из битв с которыми Святослав был убит. После него осталось трое сыновей, вступивших в междоусобную борьбу друг с другом. Победителем, в конце концов, вышел новгородский князь Владимир, впоследствии прозванный Великим. Именно его правление принесло на Русь наиболее значимые события в десятом веке. При нем была проведена попытка унификации славянского религиозного культа, позднее он, для заключения выгодного договора с Византией, решил ввести на Руси новую веру – Христианство. Это событие предопределило путь, по которому стала развиваться Киевская Русь, и все другие государства и народы, образовавшиеся и проживающие на ее территории. При этом Владимир проявил себя как талантливый правитель и полководец, при нем было отражено вторжение половцев, а внедрение новой веры было проведено мягко и без серьезных потрясений.

antiquehistory.ru

Киевская Русь (10 — 12 вв.)

Завоевание и подчинение славянских племен новому политическому центру стало отличительной чертой начального этапа Древнерусского государства. Олег (882 — 912) покорил древлян, северян, радимичей. Игорь (912 — 945) подчинил своей власти улачей и тиверцев, Святослав (965 — 972) и Владимир (980 — 1015) воевали против вятичей. Так сложилась территория государства. Наряду с этим укрепились его границы. В 965 г. Святослав разгромил хазар и закончил соглашение с камскими болгарами. Военные действия позволили утвердить международное положение Киевской державы. Походы Олега (907), Игоря (941 — 944) на Византию, заключение мирных и торговых договоров свидетельствовали о стремлении империи жить в добрососедстве с Русью. Однако в дальнейшем внешнеполитические успехи Киева привели к обострению двухсторонних отношений. Несмотря на поражение Святослава (971) в войне с Византией, его сыну Владимиру удалось добиться в этой борьбе крупных успехов. В целом походы IX — X вв. укрепили Древнерусское государство, позволили наладить экономические и культурные связи с другими странами. Важное значение имело принятие христианства (988) в качестве государственной религии. Страна приобщилась к христианской культуре, было идеологически закреплено территориальное единство. Княжением Владимира закончился период становления Киевской Руси.

Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение. Собственники земли — князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства церковь — эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов (рабов), закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов — свободных и уже попавших в зависимость. К свободным смердам относились общинники, имеющие хозяйство и необходимые орудия труда. Разорившиеся свободные производители теряли самостоятельность и несли определенные повинности в пользу своего господина. Из их среды появились другие категории зависимого населения. Главной формой эксплуатации в X — XII вв. являлась натуральная (продуктовая) рента.

Наряду с утверждением феодальных отношений на Руси происходил рост городов. Основное население в них составляли ремесленники и торговцы.

Процесс феодализации на Руси привел к образованию местных политических центров и началу их борьбы с Киевом. Распад государства начался со смертью Ярослава Мудрого и разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата Ярославичей не спасло страну от междоусобиц и феодальных войн. Преодолеть раздробленность не удалось. Все попытки Владимира Мономаха (1113 — 1125) и его сына Мстислава (1125 — 1132) укрепить государство, опираясь на авторитет великокняжеской власти и поддержку городов, не увенчались успехом.

Усиление феодальной эксплуатации, ущемление прав сельских и городских производителей обострили классовые противоречия в Киевской Руси. Они проявлялись в вооруженных выступлениях зависимого населения. Наиболее крупными из них были восстания в Суздале (1024), Киеве (1068, 1113), Ростово-Суздальском княжестве (1071).

Внешние отношения X — начала XII в. характеризуются борьбой со степняками-кочевниками, на юге с половцами.

zubolom.ru

2. Русь в 10 — начале 12 веков. Создание и развитие Древнерусского государства в 9-12 веках.

В IX в. у славян было
2 крупных объединения:

  1. у полян в среднем
    Поднепровье с центром в Киеве;

  2. условен в Поволховье
    с центром в Ладоге.

В 862 г. в Ладогу (по
летописи — в Новгород, который, однако,
тогда еще только возник или вовсе не
существовал) призвали варяга Рюрика
для прекращения местных распрей.

Его преемник Олег
в 882 г. взял Киев и стал контролировать
путь «из варяг в греки» (из Балтики в
Черное море). 882 г. считается датой
образования Древнерусского государства.
По «норманнской теории», варяги сыграли
в этом решающую роль, но, видимо, они
лишь ускорили его создание, обусловленное
предшествующим развитием.

Во второй трети X
в. сын Рюрика Игорь и его вдова Ольга
укрепляют власть Киева над славянами.
Правда, в 945 г. Игорь был убит восставшими
древлянами, и его вдове Ольге пришлось
упорядочить сбор дани. Олег и Игорь
воевали с Византией, которой не раз
приходилось откупаться от Руси, а сын
Игоря Святослав сражался против вятичей,
хазар, болгар, Византии. Но этим он оголил
рубежи Руси перед кочевниками печенегами,
напавшими на Киев в 968 г.

В 972 г. Святослав
погиб, возвращаясь из Болгарии. Его сын
Владимир укрепил границы Руси и расширил
их. В 988 г. он принял христианство в форме
православия, что усилило его власть и
подняло престиж Руси в Европе.

Наивысшего расцвета
Киевская Русь достигла при сыне Владимира
Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были
разгромлены печенеги, издан первый свод
законов — Русская Правда.

По смерти его
правят его сыновья Изяслав, Святослав
и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники,
половцы, разбили их войско, и между
братьями начались распри. В 1078 г., после
гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве
сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри
вновь усилились. Олег Святославич
требовал вернуть ему Чернигов, отобранный
у него Владимиром Мономахом, сыном
Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались
на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111
гг. князья во главе со Святополком
Киевским и Владимиром Мономахом совершили
серию удачных походов против половцев.
В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир
Мономах. При нем и его сыне Мстиславе
Великом наблюдался последний расцвет
Киевской Руси, после которого началась
феодальная раздробленность.

      1. 3. Культура Киевской Руси

Важную роль сыграло
в развитии культуры принятие христианства.
Усилились культурные связи с Византией.
Возникли церковные школы и монастыри.
В живопись проникают греческие каноны.
Начинается строительство каменных
храмов. Христианство укрепляло власть
князя («всякая власть — от бога»).

В X в. возводится
Десятинная церковь в Киеве (не сохранилась),
в XI в. — Софийский собор в Киеве и
Новгороде, Спасо-Преображенский собор
в Чернигове. В архитектуре XII в. сочетаются
русско-византийский и романский стиль.
Во Владимире возводятся Успенский и
Дмитриевский соборы, в его окрестностях
— храм Покрова на Нерли, в Юрьеве-Польском
— Георгиевский собор, в Новгороде —
церковь Спаса на Нередице, собор св.
Николы на Ярославовом дворище.

Выдающимися
памятниками живописи являются фрески
Софийского собора в Киеве, иконы «Георгий
Воин», «Спас Нерукотворный», мозаики
«Дмитрий Солунский», «Святые Лаврентий
и Василий».

В XI в. появляется
первое крупное произведение литературы
— «Слово о законе и благодати» митрополита
Илариона. В 1073 г. из различных цитат
составлен «Изборник» Святослава
Ярос-лавича. Создается житийная
литература, в частности «Сказание о
Борисе и Глебе», «Житие Феодосия
Печерского» летописца Нестора. В начале
XII в. появляется первая русская летопись
— «Повесть временных лет». Владимир
Мономах написал «Поучение» своим
сыновьям. В Суздальской земле Даниил
Заточник создает «Слово» и «Моление».
Вершина древнерусской литературы —
«Слово о полку Игореве» (конец XII в.). О
распространении письменности
свидетельствует множество текстов на
берестяных грамотах Новгорода. В
Новгороде найдена древнейшая русская
рукопись — цера, книжечка с псалмами.
Другие древнейшие рукописи — Реймсское
и Остромирово евангелия.

Наряду с официальной,
сохранялась и народная культура —
скоморохи, народные гуляния. Влияние
церкви на народ было еще слабым.

studfiles.net

Киевская Русь в 10-11 века

Краткая историческая оценка княжения Владимира и Ярослава
автор — академик АН СССР Б. Раушенбах

В 988 году, в «сонме» европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Понятен интерес, проявляемый к этому событию и у нас в стране, и далеко за ее пределами. Знакомясь с историческими памятниками нашего Отечества, мне не однажды доводилось слушать объяснения, которые давали экскурсоводы обступившим их туристам.

Всякий раз, когда дело доходило до описания событий, связанных с введением на Руси христианства, я с удивлением замечал, что экскурсоводы старательно подчеркивают религиозную сторону происходившего и лишь попутно сообщают о социально-экономической и политической стороне этого процесса, прежде всего о приобщении Руси к европейской культуре. Между тем, по моим представлениям, почерпнутым из трудов советских историков, дело обстояло совсем не так. Суть событий тысячелетней давности заключалась в государственном развитии Киевской Руси, религиозной была лишь форма этого процесса.

Чтобы заново осмыслить, что и как происходило в те далекие века в Киевской Руси, полезно вспомнить слова Фридриха Энгельса, сказанные, правда, по поводу более поздней эпохи — Возрождения: «Это было время, которое французы правильно назвали Ренессансом, протестантская же Европа односторонне и ограниченно — Реформацией».

Из высказывания Энгельса видно, что судить о событиях такого масштаба, принимая во внимание один только религиозный компонент,- значит судить «односторонне и ограниченно». К сожалению, некоторые представители научного атеизма занимают позицию, противоречащую глубокой мысли Энгельса. Выискивая лишь «темные стороны» происшедшего 10 веков назад события, невозможно в полной мере оценить его сложность и противоречивость, его объективный смысл и значение.

Всячески подчеркивают, например, насильственный характер крещения. История распространения христианской религии в самом деле дает для этого определенные поводы. Взять хотя бы так называемое крещение языческих племен Прибалтики крестоносцами. Здесь действовали просто: выступало рыцарское войско, разбивало отряды сопротивлявшихся, захватывало земли, возводило на них свои замки, превращало свободное население в крепостных и придавало этому разбою «приличный» вид, крестив оставшихся в живых. Однако очевидно, что дело здесь было вовсе не в крещении, а в захвате земель. Аналогично крестили аборигенов испанцы в Америке. Но ничего подобного не было на Руси, где события развивались иначе и в противоположном, если можно так выразиться, направлении (об этом ниже).

То, что произошло в конце X века в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей Родины. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие последствия. Я бы сравнил ее с реформой Петра I. Как и во времена Петра, тогда нужен был рывок в развитии страны, усвоение высших достижений передовых стран той эпохи. Владимир преследовал цель встать вровень с развитыми феодальными монархиями. Для этого надо было решиться на энергичное проведение феодальной реформы и связанные с ней глубокие преобразования. Именно эту реформу «односторонне и ограниченно» называют нередко крещением Руси.

Во избежание недоразумений в самом начале подчеркну, что о феодальном характере реформ, государства, древнерусского общества в целом я говорю, пользуясь современными понятиями и отнюдь не желая представить Владимира кем-то вроде сознательного «теоретика феодализма». Он выражал объективные потребности общественного развития, которые обусловили его естественное стремление создать государство, ни в чем не уступающее известным ему монархиям, и в том числе Византии.)

Чтобы лучше понять процессы, определявшие жизнь наших предков в те далекие века, необходимо хотя бы вкратце вспомнить события предшествовавшего столетия:

Первоначально разрозненные славянские племена временами объединялись и вели военные действия с соседями, тревожа иногда и окраины Византийской империи. В середине IX века состоялся первый большой поход на Византию, связываемый летописью с именем киевского князя Аскольда. Это был период, когда шло разложение патриархального общинного строя, зарождались феодальные отношения. Они имели тогда примитивную форму — осенью и зимой дружина с князем ходила по своей территории, собирала дань; феодального землевладения еще не существовало. Весной избытки собранного (меха, воск и т. п.) отправляли по Днепру в Византию и даже в более отдаленные страны Востока. Оттуда привозили изделия, которых на Руси не производили. Аскольд осадил Константинополь, взял большой выкуп и заключил с Византией договор, вероятно содержавший какие-то выгоды для русской знати. Византия впервые столкнулась с нарождавшимся государством. Это были уже не просто «варвары», грабившие пограничные провинции, а нечто более серьезное.

В конце IX века пришедший из Новгорода Олег захватил Киев и объединил северную и южную Русь (Новгород и Киев). Возникли контуры будущего древнерусского государства. Еще непрочное объединение Руси в одно целое поддерживалось постоянными боевыми действиями против непокорных племен. Новый удачный поход на Византию завершился заключением выгодного русским договора и обеспечением ежегодной дани (платы за ненападение).

Со смертью Олега (начало X века) сразу выявилась непрочность объединения славянских племен — их союз распался. Восстанавливать его силою оружия пришлось Игорю. Он был убит в одном из походов на древлян за повторной данью. Последовала жестокая месть древлянам со стороны его жены Ольги, ставшей правительницей при малолетнем сыне Святославе. Печальный опыт заставил Ольгу упорядочить получаемые от союзных племен дань и их повинности. Это был новый шаг к регламентированному законами феодальному государству.

Придя к власти, Святослав направил свою энергию против внешних врагов нарождавшегося государства. Разгромив Хазарский каганат, войско Святослава дошло до Северного Кавказа. Победами (хотя и не всегда) сопровождался и его поход против Византии. Возвращаясь обратно, Святослав погиб в сражении с печенегами, которых византийцы предупредили о маршруте его дружины. Но потенциальные враги русских на востоке и на западе были нейтрализованы.

www.mysterylife.ru

Политический строй Древней Руси. Внутренняя, внешняя политика князей. (Первые киевские князья 9-10 веков. Расцвет Киевской Руси — конец 10 века

Великие
князья постепенно утрачивали черты
военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и,
становясь светскими правителями,
принимали участие в разработке законов,
организации суда, торговли. В обязанности
князя входили функции обороны государства,
сбора налогов, судопроизводства,
организации военных походов, заключения
международных договоров.

Князь
правил при помощи дружины, костяк которой
составляла гвардия из наемников (вначале
варяги, в киевский период — кочевники).
Отношения между князем и дружинниками
носили вассальный характер. Князь
считался первым среди равных. Дружинники
были на полном содержании и проживали
на княжеском дворе. Они подразделялись
на старших и младших. Старшие дружинники
назывались боярами, из их числа назначались
представители высших чинов княжеской
администрации. Наиболее приближенные
к князю бояре составляли княжеский
совет, который принимал важнейшие
решения.

К
10 в. в руках великого князя была
сосредоточена вся полнота законодательной,
исполнительной, судебной и военной
власти. Великий князь был представителем
киевской династии, которой принадлежало
верховное право на власть. Он правил в
Киеве, а его дети и родственники являлись
наместниками в подвластных ему землях.
После смерти великого князя власть
передавалась по старшинству от брата
к брату. Это приводило к распрям, так
как зачастую великий князь пытался
передать власть не брату, а сыну. Во
второй половине 11 в. важнейшие вопросы
внутренней и внешней политики решались
на княжеских съездах.

Постепенно
племенные сходки превратились в вечевые
собрания. Долгое время их роль была
незначительна, но в 9 веке она резко
возросла.

Русь
9-12 вв. представляла собой федерацию
городов-государств во главе с великим
киевским князем.

Значительную
политическую роль играли вечевые
собрания, на которых городские жители
решали вопросы войны и мира, законодательства,
земельного устройства, финансов и др.
Руководили ими представители знати.

Принятие христианства и распространение ислама

Под
986 г. летопись сообщает нам о «выборе
вер». К Владимиру в Киев приходили
посланцы соседних народов, каждый из
которых предлагал и расхваливал свою
религию. Первыми – волжские болгары
магометанской веры (ислам). Из перечня
особенностей этой религии Владимиру
больше всего не понравилось воздержание
от питья. Он заявил: «Руси есть веселие
пить, не можем без того быть». Пришли к
Владимиру и посланцы от папы из Рима.
Им у Владимира тоже нашелся ответ: «Идите
откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли
этого». Затем – хазарские евреи: хазарская
знать исповедовала иудаизм. Их Владимир
сразил следующим вопросом: «А где земля
ваша?» «Разгневался бог на отцов наших
и рассеял нас по различным странам».
«Как же вы иных учите, а сами отвергнуты
богом и рассеяны?» Только византийскому
«философу» удалось произнести монолог
о преимуществах его веры. Однако и после
его пространного выступления Владимир
сказал: «Пожду еще мало». Тогда в другие
страны были направлены «мужи добры и
смыслены, числом 10». Наибольшее впечатление
на послов произвело византийское
христианство.

Сама
ситуация «выбора вер» несет на себе
печать легендарности и фольклорности,
но в основе ее могут лежать реальные
исторические события, ведь Русь связывали
со всеми этими народами давние и
интенсивные контакты. Все они хотели
оказывать и оказывали политическое и
культурное влияние на Русь. Но первенство
осталось за Византией. Главную роль
сыграло не восприятие русскими
византийского церковного обряда, который
осознавался еще фактически через призму
язычества, а ведущее положение Византийской
империи на международной арене
средневекового мира. Киевская Русь
вовлекалась в контакты с Византией по
двум причинам. С одной стороны, восточные
славяне совершали частые набеги на
территорию Византии, с другой – сама
Византия втягивала Русь в свою
внешнеполитическую деятельность.
Политика временных союзов – одно из
основных орудий византийской дипломатии.
Записанные через столетие рассказы о
крещении, обросшие легендарными
подробностями, имели реальную почву.
Летопись только спрессовала разновременные
события.

Она
изображает и политическую обстановку,
предшествовавшую принятию христианства.
Для решения вопроса о принятии веры
Владимир собирает бояр и старцев
градских. Однако бояре и старцы градские
лишь предлагали решение вопроса, а
утверждалось оно народным собранием –
вечем. В скандинавской «Саге об Олаве
Трюгвассоне» говорится о том, что князь
Владимир приказал созвать народное
собрание, куда сошлись многие вельможи
и множество народа. Население Русской
земли поддержало своего князя в его
решении.

В
прямой связи с преданиями о подготовке
к принятию христианства стоит и рассказ
о крещении Владимира – так называемая
Корсунская легенда . В Византии в то
время происходили драматические события:
в 987 г. вспыхнуло восстание против
императора Василия II.
Возглавил его Варда Фока. Василий II
обратился за помощью к Владимиру, и тот
согласился с условием, что император
отдаст за него замуж свою сестру Анну.
Император вынужден был согласиться.
Летом 988 г. с помощью русского корпуса
войска мятежников были разбиты, но
Василий не спешил выполнить свое
обещание.

Тогда
Владимир пошел с войском на византийский
город Корсунь в Крыму и осадил его. После
взятия города византийцы стали
сговорчивее, а Владимир принял крещение.
Вместе с Анной на Русь прибыли и
священники, которые крестили киевлян.
По приказу Владимира в Киеве закладывается
Десятинная церковь Богородицы, куда
были переданы иконы, книги и переведены
греческие священники. На содержание
церкви Владимир выделил десятую часть
от своих доходов, что получило отражение
в так называемом Уставе Владимира.

Христианская
религия на Руси принималась, по сути, в
языческой оболочке, она стала лишь
звеном процесса развития религиозных
«реформ» X
в. Причем сравнительно мирное и спокойное
распространение христианства в Русской
земле резко отличалось от того, что
происходило в подвластных Киеву, но
отдалённых восточнославянских землях,
где христианство вводилось силой. Так
было, например, в Новгороде, который
долго и упорно сопротивлялся крещению.
В целом, христианство в эпоху Киевской
Руси лишь «скользило» по поверхности
общества, не затрагивая основ древнерусской
жизни. В тоже время нельзя и преуменьшать
значение введения христианства, уже
тогда влиявшего на русскую культуру,
во многом предопределившего дальнейший
исторический путь нашей страны.

Вместе
с введением христианства на Руси
утверждалась и церковная организация:
митрополия, делившаяся на епископии,
границы которых обычно совпадали с
границами земель. Касательно древнейшей
церковной истории на Руси взгляды
историков расходятся. М. Д. Приселков в
работе, опубликованной еще в начале XX
в., пришел к выводу о том, что до 1037 г.
русская церковь была подчинена болгарской
Охридской архиепископии, а затем
оказалась в составе Константинопольской
патриархии. Эта концепция повлияла на
последующие исследования. Но есть и
противоположная точка зрения, согласно
которой Русь с самого начала стала
митрополией Византийской патриархии.
Как бы то ни было, известно, что за весь
период Киевской Руси только два
митрополита были из русских, а остальные
присылались из Константинополя.

Остаётся
только добавить, что христианство на
Руси утвердилось не сразу, и лишь в XV
в. можно с определённой долей уверенности
говорить, что со становлением независимой
православной церкви оно укоренилось
на территориях русского государства.

Параллельно
с принятием и расширением ортодоксального
христианства на Руси, в Поволжье проникает
мусульманство. Официальной датой
принятия ислама тюркскими народами,
живущими в сегодняшней России, считается
922 г., когда из Багдада на просьбу волжских
булгар, искавших поддержки у халифа
ал-Муктадира в борьбе с хазарами, прибыло
посольство с духовными лицами для
наставления в вере и строительстве
мечетей. Дальнейший процесс распространения
ислама связан с историей Волжско-Камской
Булгарии, Золотой Орды (1312–1313) и Казанского
ханства

studfiles.net

Воины Киевской Руси 10 — 11 век.: andrewbek_1974

Представление о комплексе защитного и наступательного вооружения воинов Киевской Руси сложилось достаточно давно — еще по раскопкам конца XIX -начала XX вв. В изучении этого вопроса нашли свое отражение все этапы развития, исканий и ошибок нашей исторической науки, да и зарубежной археологии и русистики. Последним по времени подступом к данной теме были соответствующие разделы трехтомного труда А.Н. Кирпичникова «Древнерусское оружие», изданного в 1966-1971 гг. За период, прошедший со времени появления этой работы, достижения отечественной археологии и оружиеведения позволяют по новому осветить целый ряд, казалось бы, решенных вопросов, или же надежно подтвердить некоторые предположения.

А. Княжеский дружинник. Кон. IX –1-я пол. X вв. Меч, топор и защитное вооружение северо-западного типа. Колчан, налучье и пояса – юго-восточного степного типа.

Первоначальные сведения о древнем славянском оружии появляются вместе с достоверными сведениями о самих славянах — в середине 1 тыс. н.э. Византийские и арабские источники вплоть до IX в., говоря о вооружении славянских воинов упоминают дротики, небольшие луки с отравленными стрелами и большие тяжелые щиты, подчеркивают отсутствие шлемов, панцирей и мечей. Такая картина подтверждается и материалами раскопанных погребении этого периода в Среднем Поднепровье – территории формирования древнерусского государства. Правда, византийские авторы сообщают, что нападавшие на Византию и захватывавшие ее территории славяне быстро перенимали прекрасное оружие побежденных, однако полное отсутствие такового среди находок в поднепровских памятниках заставляет усомниться в этой информации. Тем не менее, нам известны единичные комплексы, где представлены и другие виды оружия. Так, на городище Хотомель в Белоруссии, в слоях VII-IX вв. найдены прямоугольные продолговатые железные пластины с отверстиями – остатки панциря ламеллярного типа – доспеха, составлявшегося из таких пластинок, соединенных между собой ремешками или тесьмой. В богатейшем Мартыновском кладе серебряных изделий, найденном в Поросье и датируемым VII в. обнаружены оковки рукояти и ножен палаша – рубище-колющего оружия с длинным прямым клинком. В обоих случаях – перед нами заимствование из арсенала аварских воинов, которые были вооружены ламеллярными панцирями, палашами (а также круглыми щитами, шлемами, мощными луками и т.д.), что дружно подтверждают письменные, археологические и изобразительные источники. И это заимствование не случайно: целый ряд славянских племен находился в вассальном подчинении у аварских ханов, поставлял многочисленную пехоту в их войско, где сами авары служили в легкой или тяжелой коннице.

Б. Княжеский дружинник-конник. Середина X в. Комплекс вооружения степного типа.

Комплекс же собственно древнерусского вооружения сложился в конце IХ-Х вв. – период формирования, расширения и культурного расцвета Киевской державы – многоплеменной империи Рюриковичей. Становление раннесредневекового государства всегда сопровождалось активной военной деятельностью – покорением родственных, но отчаянно сопротивлявшихся племен, подавлением сепаратистских сил внутри самого «домена», дальними походами, направленными не только на получение дани-выкупа, но и имевшими далеко идущие стратегические цели. Разумеется, при этом следовало учитывать вооружение противника, соответствующим образом трансформируя свое. Принимая во внимание специфическое положение Руси на стыке Европы и Азии, Запада и Востока, наличие многих и разных культурных традиций в эпоху становления древнерусской культуры, многие исследователи допускают серьезную ошибку при оценке раннесредневекового вооружения – коль скоро Русь на северо-западе имела тяжеловооруженного противника, а на юго-востоке – маневренных, легких, бездоспешных всадников, то и был выработан у нас некий средний, универсальный вариант доспеха: полегче западного и потяжелее восточного, притом выгодно отличавшийся от того и другого. Однако, здесь следует учитывать не обобщенного, а каждого конкретного противника. С одной стороны – это бездоспешные, снабженные только щитами, в основном пешие, отряды балтийских, северо-восточных славянских племен, которые использовали копья, топоры, реже мечи и большие боевые ножи; отряды скандинавов, приходивших с севера; племенные ополчения волжско-окских финнов, чьи земли служили основным объектом колонизации. С другой – это тяжелая латная конница в многоплеменном войске Хазарского каганата, защищенная шлемами, кольчугами, ламеллярными панцирями (подчас обоими доспехами одновременно), поножами, наплечниками, копьями и саблями, действующая вместе с массами легковооруженных лучников. Не забудем и дружины мадьярских племенных предводителей и, наконец, все мыслимое многообразие родов войск и комплексов вооружения византийских армий. При этом из представителей части упомянутых народов – славян, восточноевропейских финнов, скандинавов – состояло само киевское войско. Степняки: хазары, болгары, мадьяры были не только постоянными соседями, многие из них просто жили в Киеве, о чем свидетельствует раскопанный там (но пока не опубликованный) могильник «салтовского типа» (то есть погребение представителей «салтовской культуры» – культуры Хазарского каганата).

Именно на основе этого многообразия наступательного и оборонительного оружия потенциальных противников и союзников, под влиянием самых разных культурных традиций, а вовсе не в связи с абстрактным геополитическим положением Киевской державы складывался оригинальный древнерусский комплекс вооружения.
Набор вооружения киевского воина включал в качестве наступательного оружия меч, саблю, боевой топор, кистень, копье, дротик, лук и стрелы. Защитным вооружением служили шлем, щит, панцирь из металлических колец или пластинок.
Меч был главным и самым почетным оружием профессионального воина. Древнерусские мечи (рис. А, В, 1, 2, 3, 4) широко известны и по находкам и по письменным источникам. В конце X -начале XI вв. они имели широкий (около 5 см) и обычно не длинный (около 90 см) клинок с параллельными лезвиями, широким желобом и часто закругленным концом – то есть предназначались только для рубки. Рукоять имела перекрестие в виде толстого ладьевидного бруска и грибовидное уплощенное навершие. Ручка обкладывалась деревом или рогом, а сверх того обтягивалась серебром, бронзой, или обматывалась ремешком либо крученой серебряной проволокой. Очень долгим был спор о месте производства мечей – то их считали скандинавскими, то русскими. Только тщательное исследование выявило подлинную картину, весьма сложную. Во-первых были расчищены клинки многих сотен мечей, хранящихся в некоторых европейских собраниях и в наших музеях. Выяснилось, что подавляющее их большинство выковано в нескольких мастерских, расположенных на Рейне, во Франкской державе. Рукояти же и ножны обычно изготовлялись на «месте употребления», в соответствии с местными вкусами. Многие древнерусские мечи имеют рукояти, сделанные скандинавскими мастерами или в скандинавском стиле (рис. 4). Но вот, меч, имеющий самую типичную скандинавскую рукоять, снабжен клинком, на котором обнаружено имя русского кузнеца (рис. 2). Это подтверждает мысль о том, что клинки «франкского» типа могли ковать и на местах. А меч из погребения дружинника на Владимирской улице в Киеве (рис. 3), будучи, казалось, классически европейским, имеет на ручке серебряную обкладку с типично мадьярской степной орнаментацией. В этом же погребении найдены славянский боевой топор, чисто скандинавская богато декорированная фибула – застежка для плаща и богатый набор гравированных серебря иных блях, то ли от пояса, то ли от нагрудника, явно мадьярского происхождения.

Сабля, заимствованная (вместе с названием) из хазаро-мадьярского арсенала, начала применяться только с последней трети X в. Она являлась оружием всадника. Ранние образцы, использовавшиеся на Руси обычно очень богато украшены, – это говорит о том, что их владельцы были представителями высшего дружинного слоя. Декор в технике чеканки, резьбы и позолоты по серебру, гравировки и золочения по стали выполнен в степном мадьярском стиле или же развивает традиции, сложившиеся к этому времени в Киеве и Чернигове (рис. Б, 5).

1. Меч из Карабичева. Рукоять европейско — русского типа, орнамент византийского типа. 1-я пол. XIв.
2. Меч из Фощеватой. Рукоять скандинавского типа, на клинке русская надпись – «Людота Коваль». Xв.
3. Меч из погребения дружинника на Владимирской ул. в Киеве. Xв.
4. Меч скандинавского типа с днепровских порогов. X в.
5. Сабля мадьярского типа. Гочево. Xв.

В. Княжеский дружинник-конник. Кон. X — нач. XI вв. Комплект вооружения русского типа.

Боевые топоры были трех основных типов. К первому относятся топоры скандинавского происхождения с большим трапециевидным лезвием, использовавшиеся тяжелой пехотой. Богатые их образцы украшены в соответствии со скандинавской традицией, тонким узором, инкрустированным серебрянной проволокой (рис. А, 6). Ко второму типу можно отнести универсального характера топорики с небольшой оттянутой вниз бородкой и коротким молотком на обухе, либо с гладким обухом. Такие образцы были популярны во всей Центральной и Восточной Европе, особенно у славян (рис. 7, 8). Наконец, оружием всадников можно считать топорики третьего типа, имевшие степное алано-хазаро-мадьярское происхождение – у них узкий трапециевидный клинок с коротким лезвием и довольно длинный обух в виде молотка, реже клевца (рис. Б, 9). Из арсенала хазарских конников были заимствованы и кистени — металлические или роговые гирьки, соединенные ремешком с длинной деревянной рукоятью (рис. Б).
6. Боевой топор со скандинавской орнаментикой. Углы. X — XI вв.
7. Боевой топор славянского типа из погребения дружинника на Владимирской улице в Киеве. X в.
8. Боевой топор европейско-славянского типа. Гнездово. X в.
9. Боевой топор степного, хазаро-мадьярского типа. Вахрушева. X в.

Столь же разнородными были копья. Универсальные местные типы наконечников с довольно широким листовидным пером применялись наряду со скандинавскими: узкими ланцетовидными – для пробивания кольчуги и широкими плоскими ромбическими — для нанесения тяжких ран бездоспешному противнику. Всадники использовали копья с наконечниками степного типа – узкими, гранеными, которые применялись для пробивания любого панциря.

Дротики были восточно-славянского происхождения. Наконечники их, черешковые или втульча-тые, имели короткое или более вытянутое острие, снабженное довольно длинными, оттянутыми вниз жалами, чтобы попавший в тело противника дротик нельзя было безболезнено вытащить.

Воины пользовались различными луками и наконечниками для стрел. На севере луки чаще были простыми, сделанными из одного куска дерева; на юге популярнее были сложносоставные луки восточного типа, из нескольких слоев и кусков дерева, с костяными накладками, очень гибкие, упругие и мощные. Наконечники стрел – ланцетовидные, пирамидальные, ромбические, долотообразные; для стрельбы по защищенному или незащищенному противнику, по близкой или дальней цели. Луки носили с надетой тетивой в кожаном налучье, крепившимся на ремне с левого бока (рис. В), стрелы — в берестяном колчане степного типа, имевшим вид длинного, узкого, овального в сечении короба, слегка расширявшегося к низу. Он подвешивался за железные петли на левом боку устьем вперед и вверх; стрелы в нем лежали наконечниками вверх (рис. воинов А, В).

Ранние шлемы на Руси существенно различались в деталях. В Гнездовском могильнике под Смоленском были найдены два совершенно разных шлема. Первый (рис. А) склепан из двух половин, соединенных ободом внизу и такой же ширины полосой металла вдоль темени, обе полосы украшены чеканными с изнанки точками по краям. Шлем имел кольчужную бармицу. Все аналоги шлема – изобразительные и вещественные – происходят из Центральной и Западной Европы, где они датируются VII-IX вв. Второй шлем (рис. В) был склепан из четырех подтреугольных пластин, соединенных навершием, ободом и четырьмя вертикальными полосами на стыках. Он имел надбровные выкружки, переходящие в наносник. Все скрепляющие полосы позолочены и по краю вырезаны зубцами и выкружками, имеют просечки в виде сердечка. По форме и характеру декора этот шлем ближе всего к центральноазиатским образцам VIII-IX вв., хотя мог быть изготовлен и в местах более близких к Гнездову. Его кольчужная бармица имела оторочку из бронзовых колечек. В Киеве был найден крупный фрагмент полумаски с золоченым узором – часть типично скандинавского шлема. Ко второму гнездовскому близки великолепные шлемы из Чернигова, относящиеся к последней четверти X в. – сфероконической формы, склепанные из четырех пластин, вырезанных по краям, с резным навершием, ромбическими розетками-накладками, с торчащими остриями по бокам и трезубой накладкой надо лбом. Пластины шлема обтянуты золоченой медью, накладки были, видимо, посеребреными (рис. В). О происхождении черниговских шлемов издавна шли споры, так как аналоги им найдены в Польше, Венгрии и Восточной Пруссии (Самбии). А.Н. Кирпичников справедливо усмотрел их истоки в Центральной Азии. Более того, схожие образцы есть и в Корее, и в Бохае (Китай). Но все же самые близкие аналоги найдены в кочевнических погребениях Приуралья и Нижнего Поднепровья, связанных с мадьярским этносом. Мадьярская струя вообще сильно чувствуется в черниговских древностях, так что шлемы могли быть и местными изделиями.

Основным видом древнерусского панциря времен Киевской Руси была кольчуга. До сих пор существует заблуждение, что кольчуга – старинное восточное (иранское или даже ассирийское) изобретение, бытовавшее на Руси с IX в. и только в XI в. попавшее на Запад. На самом деле она была изобретена в IV в. до н.э. кельтами, и к середине I тыс. н.э. была распространена от Британии и Скандинавии до Аравии и Тянь-Шаня. Причем именно в Европе она была излюбленным и в IX-XII вв. практически единственным видом металлической брони. Видимо, на Руси ее изготовлением овладели не позднее X в. Наряду с кольчугой на Руси применялся и перешедший из хазаро-мадьярского арсенала ламеллярный доспех (рис. Б). Надо полагать, ламеллярные русские панцири, в отличие от своих прототипов, имели покрой не «корсетов-кирас», состоящих из наспинной и нагрудной частей, соединенных по бокам застежками, а удерживались на плечах лямками, или делались в виде «кафтанов» – с разрезом спереди. Вместо степных, восточных покроев, употреблялся скорее всего покрой, заимствованный у византийских бронников – наподобие «пончо», с разрезами на боках и одном плече, часто с обрамлением подола и рукавных пройм «бахромой» из рядов металлических пластин, нашитых на кожу или ткань (рис. В). Панцири византийского типа могли быть не только ламеллярными, но и чешуйчатыми, то есть с броней из металлических пластин, пришитых верхней частью к мягкой основе, располагаясь на ней внахлест по горизонтали и вертикали — чешуеобразно. Можно не сомневаться в том, что отборные конники княжеской дружины могли по хазаро-мадьярской традиции носить два панциря одновременно: кольчугу, и поверх нее – пластинчатый доспех (рис Б, В).

Щиты были круглыми, диаметром 70-90 см. Делали их из дощечек толщиной до 1 см. Дерево могло обтягиваться толстой кожей. По краю часто набивали обоймочки, а в центре всегда прикреплялся «умбон» — полусферическое или сфероконическое железное навершие с полями. Рукоять была северо-западного типа – в виде деревянного бруса или железной пластины (для того, чтобы держаться за них в доске под «умбоном» делали круглый пропил), либо юго-восточного – в виде двух мягких петель, которые также держали кистью руки (рис. А, Б). Византийским заимствованием были распространившиеся на Руси с XI в. каплевидные щиты (чаще их называют миндалевидными, что не соответствует форме), крупные – длиной более 1 м (рис. В). Делались они из тех же материалов, что и круглые и также укреплялись «умбонами».

Рисуя облик древнерусских воинов IX -начала XI вв., нельзя не упомянуть украшений – гривн, браслетов, фибул скандинавского и восточноевропейского типов, застежек кафтанов и поясов с металлическим узорным набором степного происхождения, которые завершали столь разнохарактерные, но этнически выразительные образы.
Христианизация Руси повлекла за собой мощное византийское культурное влияние. Византийская орнаментика, наложившись на существовавшие уже на Руси орнаментальные системы скандинавского и степного происхождения, способствовала появлению оригинальной, неповторимой системы древнерусского декора.

ВОИНЫ ИЗ «ЧЕРНОЙ МОГИЛЫ». X в.

В 1872-73 гг. археолог Д.Я. Самоквасов раскопал в Чернигове огромный курган Черная Могила, содержащий погребение с богатым набором оружия. Два шлема, кольчуги, два меча, сабля, более десятка копий, наконечники стрел, топор, стремена, удила – все это впервые позволило представить полный комплекс вооружения знатного воина эпохи становления державы Рюриковичей.
Погребение датируется концом X в., временем, непосредственно предшествующим крещению Руси. В кургане похоронены два воина, один из которых очень молод – почти подросток. Размеры кургана и большое количество найденного оружия свидетельствуют о высоком социальном статусе погребенных. То что в захоронении была найдена фигурка бога Тора (расчищенная недавно) указывает на их скандинавское или балтское происхождение.
Из обнаруженных в Черной Могиле шлемов, до наших дней сохранился только один. Он сфероконическом формы, склепан из четырех железных частей: передняя и задняя находят на боковые и имеют по краям волнообразные нарезы, в центре каждого из которых находится заклепка. Все четыре части шлема обтянуты медным листом. На боковых частях приклепано по одной четырехугольной розетке с небольшим шипом посередине, а на «челе» – три фигурные полосы, из которых центральная, возможно, переходила в наносник. В местах стыка пластин, а также вокруг боковых розеток и налобного трезубца проходила медная золоченая окантовка с двойным рядом небольших выпуклостей, декоративно оформлявшая эти детали. Навершие шлема снабжено втулкой для крепления султана ил конского полоса или перьев. Снизу шлем стягивался железной полосой, к котором крепилась кольчужная бармица.
Шлемы этого типа в Х-ХI вв. были широко распространены. Они известны по находкам и Польше, Восточной Пруссии. Венгрии, неоднократно встречаются на территории Древней Руси. Происхождение их несомненно восточное, что доказывают находки из погребения у села Манвеловки3, оставленное видимо древними уграми в IХ-Х вв., и курганом Карапаево4 в Башкирии того же периода.
Кольчуги из Черной Могилы спеклись под воздействием времени в одну общую массу, и покрой их выяснить пока по удалось. Вероятно он был стандартным для тех времен: без воротника, с небольшим разрезом на груди, рукавами до локтя и подолом до середины бедер. В полотне кольчуг видны медные кольца – это декоративная оторочка, известная нам по хорошо сохранившимся более поздним экземплярам. Кольчуги, как и любой другой доспех, надевались поверх плотной стеганой куртки, называвшейся «подклад».
Щиты можно представить по многочисленным аналогам. В те времена большинство щитов были круглыми, диаметром около метра, набранными из дощечек и обтянутыми кожей. В центре щита пропиливалось круглое отверстие, прикрывавшееся умбоном, крепившимся на заклепках. С внутренней стороны имелась деревянная или металлическая планка – рукоять.
Мечи, найденные в общей груде оружия, относятся к каролингскому типу, распространенному по всей Европе, от Испании до Урала. Всего такие мечи насчитывают, различаясь по рукояти, около сорока типов. Рукояти обоих мечей роскошно украшены: первый, имеет рукоять с серебряной насечкой: второй – из позолоченного серебра с гравированным орнаментом5. Мечи носились в деревянных, обклеенных кожей ножнах, украшенных в нижней части бронзовым наконечником, покрытым рельефным орнаментом.

В захоронении найдено более десяти наконечников копий. На нашей реконструкции изображен наконечник довольно крупного размера, ланцетовидной формы, ромбовидный в сечении.

Из всей конской сбруи, находившейся в Погребении, сохранились только удила и стремена. Поэтому в реконструкции художник использовал близкие по времени гарнитуры из курганов Гаевки и Гнездово.

Русские воины. Конец X в. Реконструкция выполнена художником Николаем Зубковым с использованием археологических памятников кургана «Черная могила».

Русский дружинник 10в. Курган Гульбище. Чернигов.Раскопки Д. Я. Самоквасова. 1872г. ГИМ.

Так мог выглядеть участник походов князя Святослава. Воин, вероятно, был почти двухметрового роста. Об этом говорят найденные в кургане огромного размера шлем и стремена, а также один из самых больших мечей «каролингского типа» (1 м 26 см). Четырехчастевой сфероконический шлем относится к распространенному в центральной и восточной Европе типу тому же, что и шлем из Черной Могилы, но не столь богато украшен. Топорик-чекан взят из предметов вооружения степных всадников. Пояс, украшенный серебряными с золочением бляшками, – хазаро-венгерского происхождения; сумка-ташка, шелковый кафтан с фигурными золочеными застежками придают русскому дружиннику облик восточного воина.
Реконструкция художника Олега Федорова.

Источник: Н. Зубков. «Воины Киевской Руси 10 — 11 век». Журнал Цейхгауз 05.01.1996

Взято на http://swordmaster.org/

andrewbek-1974.livejournal.com

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о