Карта арабский халифат и его распад – Распад арабского халифата карта – Контурная карта Завоевания арабов в 7-9 веках, распад арабского халифата Государство арабов при Мухаммеде Районы крупнейших народных восстаний против владычества

Содержание

Технологическая карта. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Тема: Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Класс: 6

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Оборудование:

  1. Презентация с познавательными вопросами, иллюстрациями, схемами.

  2. Иллюстрации по теме «Культура стран Арабского халифата».

  3. Карта «Арабы в VII-XI вв.»

  4. Мультимедийная аппаратура, экран.

Литература.

  1. Агибалова Е.В. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2016.

  2. Е.А. Крючкова. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История Средних веков». 6 класс. — М.: Просвещение, 2016.

  3. Галиуллина Т. Технологические карты по истории Средних веков: 6 класс. — Волгоград.: Учитель, 2017.

Электронные издания:

  1. Клоков В.А. Пономарев М.В. История Средних веков. Интерактивное наглядное пособие. 6 класс. — М.: Дрофа, 2008.

Педагогические цели: создать условия для формирования представлений об особенностях жизни арабских племен, влиянии ислама в объединении арабских племен, причинах распада Арабского халифата; познакомить с понятиями «ислам», «Коран», «мусульмане», «шариат», «халифат».

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: имеют представление об особенностях жизни арабских племен, влиянии ислама в объединении арабских племен, причинах распада Арабского халифата.

Метапредметные:

Познавательные: строят логические рассуждения в устной и письменной форме, владеют умением работать с историческим источником, текстом, таблицей, иллюстрацией.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и четкостью, строят монологические высказывания, умеют аргументировать собственную позицию, работают в группе на основе толерантности и дисциплинированности.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают оценку учителя.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают религиозное и культурное многообразие мира, проявляют уважение к вере, традициям других народов.

Организационная структура урока.

Формы организации совзаимодействия на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля

предметные

формируемые умения

(УУД)

Организационный этап

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Фронтальная.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Беседа.

Учитель: В наше время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива.

В VII-VIII вв. на этой огромной территории существовало огромное государство – Арабский халифат.

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи.

На экран выводится проблемный вопрос на урок:

Установите, в чем заключалось сходство феодальных порядков в Арабском халифате и в Западной Европе, каковы различия между ними?

Формулируют учебные задачи.

Фронтальная.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи.

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Работа с картой

Объяснение учителя

Природа и занятия населения Аравии.

Учитель показывает Аравийский полуостров, границы Арабского халифата.

Задания обучающимся:

Найдите и покажите моря, которыми омывается полуостров.

(Красным и Аравийскими морями, а также водами Персидского залива.)

Какую еще информацию о жизни арабов может нам дать карта?

(По территории Аравии проходили торговые пути из Византии в Африку и Индию. Самыми крупными городами были Мекка и Медина.)

Арабы издавна жили на Аравийском полуострове, который омывался Красным и Аравийским морями, а также водами Персидского залива. Климат в Аравии сухой и жаркий. На больше территории полуострова существуют степи и пустыни, земли, пригодной для земледелия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. Кочевые арабы занимались разведением верблюдов, овец, лошадей. Особую роль в их жизни играл верблюд. Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь. Важное значение для арабов имел город Мекка, т. к. здесь проходили ярмарки, где шла бурная торговля. В центре города находился священный храм Кааба. Таким вот образом природа Аравии определила занятия ее жителей.

Работают с картой, отвечают на вопросы учителя

Слушают учителя, смотрят на презентацию

Фронтальная

Фронтальная

.

Характеризуют природные условия Аравии и связанные с ними занятия населения

Познавательные: используют знаково-символические средства.

Регулятивные: используют ориентиры, предложенные учителем для достижения необходимого результата.

Работа с терминами

Ислам и его роль в объединении арабских племен.

Что означает понятие «Коран»?

Запись в тетрадь:

Коран — священная книга мусульман.

Что означает понятие «ислам»?

Запись в тетрадь:

Ислам – мировая религия, исповедующая учение, изложенное Мухаммедом.

Что означает понятие «мусульмане»?

Запись в тетрадь:

Мусульмане – последователи религии, проповедуемой Мухаммедом.

Что означает понятие «шариат»?

Запись в тетрадь:

Шариат – правила поведения людей мусульман.

Для того, чтобы объединить арабов и защитить свою независимость житель Мекки Мухаммед основал новую религию – ислам.

Защита мини-проекта по теме «Мухаммед — основатель ислама», подготовленный одним из обучающихся дома согласно опережающему заданию.

На экран выводятся вопросы:

Что вы узнали об основателе ислама Мухаммеде?

Как утвердился ислам среди арабских племен?

Пытаются формулировать определение понятий, делают записи в тетрадях.

Слушают докладчика, отвечают на вопросы.

Фронтальная

Фронтальная

Знают основные положения учебного материала

Знают основные положения учебного материала

Личностные: понимают религиозное многообразие мира, проявляют уважение к вере, традициям других народов.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: понимают религиозное многообразие мира, проявляют уважение к вере, традициям других народов.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Записи в тетради

Работа в группах с историческими источниками.

Класс делиться на две группы. Обучающиеся должны ознакомиться с выдержками из Корана.

Первой группе дается задание выделить основные обязанности мусульман.

Второй группе дается задание найти в тексте нормы мусульманской морали

Основные

обязанности

мусульманина

Нормы мусульманской морали

Беседа по вопросам – анализ источников – заполнение таблицы – отчет членов групп о проделанной работе.

Какое значение имело появление новой религии – ислама?

(Новая религия помогла объединить арабские племена, укрепить государство арабов. В рамках новой религии установились главные обязанности верующих, их каноны поведения.)

Читают документы и анализируют источники, заполняют таблицу, отчитываются о проделанной работе

Групповая

Знают основные обязанности мусульманина и нормы мусульманской морали

Познавательные: владеют умением работать с ист. источником, заполнять таблицу.

Коммуникативные: выражают мысли с достаточной полностью и четкостью.

Личностные: проводят осмысление опыта предыдущих поколений.

Работа с картой.

Работа с иллюстрацией.

Завоевательные походы арабов.

Учитель показывает на карте территорию, завоеванную арабами.

Посмотрите на иллюстрацию «Арабские воины» в учебнике на с. 79 и назовите главное преимущество арабского войска.

(Главную силу арабского войска составляла стремительная, легкая конница.)

Объяснение учителя.

Причинами сравнительно легких успехов арабов в их борьбе с соседними государствами стали:

Так в течение VII и первой половине VIII века образовалось огромное государство арабов – Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая.

Изучают иллюстрации учебника, формулируют устные ответы на поставленные вопросы

Работа в парах

Характеризуют главную силу арабского войска – конницу.

Познавательные: умеют использовать иллюстративный материал

Устные ответы

Групповая работа с текстом учебника на с. 75-77.

Арабский халифат и его распад.

Первой группе дается задание ответить на вопросы по теме «Организация управления в Арабском халифате»

Второй группе дается задание определить причины распада Арабского халифата.

Отчет членов групп о проделанной работе.

На экран выводятся вопросы:

Кому принадлежали все земли в халифате?

Какие функции выполняли эмиры?

Назовите главную повинность крестьян.

Кто в халифате освобождался от уплаты налогов?

Подумайте, каковы могли быть причины распада халифат?

Читают документы и анализируют текст учебника, отвечают на вопросы, выделяют причины, отчитываются о проделанной работе

Групповая

Выделяют причины распада халифата, характеризуют организациюуправления в Арабском халифате.

Познавательные: владеют умением работать с текстом учебника, выделять причины событий.

Коммуникативные: выражают мысли с достаточной полностью и четкостью.

Личностные: проводят осмысление опыта предыдущих поколений.

Записи в тетрадях, устные ответы

  1. Этап первичной проверки понимания изученного

Беседа с обучающимися.

Работа с кроссвордом

Чем можно объяснить военные успехи арабов?

Как относились арабы к покоренным народам?

Почему распалось государство Арабский халифат?

Какие территории отделились от Арабского халифата?

Проблемный вопрос: Установите, в чем заключалось сходство феодальных порядков в Арабском халифате и в Западной Европе?

Черты сходства процессов развития феодализма в Западной Европе и на Ближнем востоке:

  • образование крупного землевладения;

  • эксплуатация зависимых крестьян;

  • усиление независимости крупных феодалов и последующее феодальное раздробление государства.

Отгадай головоломку.

Один обучающийся работает с интерактивной доской, остальные – самостоятельно в тетрадях.

  1. Правила поведения людей мусульман.

  2. Последователи религии, проповедуемой Мухаммедом.

  3. Путешествие с целью посещения святых мест.

  4. Священная книга мусульман.

  5. Основатель ислама.

*Мировая религия, исповедующая учение, изложенное Мухаммедом.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Фронтальная, индивидуальная

Сравнивают феодальных порядков в Арабском халифате и в Западной Европе

Знают основные понятия по изученной теме

Познавательные: устанавливают аналогии.

Коммуникативные: умеют аргументировать собственную позицию.

Личностные: осваивают гуманистические традиции и ценности

Познавательные: владеют умением работать с кроссвордом

Записи в тетрадях

Этап информации о домашнем задании

Изучить §9, заполнить контурную карту «Завоевания арабов в VII-VIII веках» в РТ

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Этап подведения итогов учебного занятия

Обобщающая беседа

Сегодня на уроке мы узнали, каковы были природные условия и население Аравии; познакомились с мировой религией – ислам и ее ролью в объединении арабских племен; рассмотрели причины распада Арабского халифата.

Характеристика работы обучающихся.

Выставление оценок.

Слушают учителя

Фронтальная

Этап рефлексии

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние

Фронтальная

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают оценку учителя.

Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности

infourok.ru

Халифат, Его Карта, История Возникновения, Образование и Распад, Арабская Империя, Кордовский Эмират, Какие Страны Входили, Состояние на Сегодня

30.09.2018

В июне 2014 года один из лидеров «Исламского государства» Абу Бакром аль-Багдади заявил об образовании общемирового халифата со столицей в сирийской Ракке. Но уже через два года этот город оказался в окружении, а против самого ИГ выступили самые крупные мировые государства. Какую роль играл ИГ прежде и что с ним стало к сегодняшнему дню?

Халифат ИГ вчера и сегодня

Так называемое «Исламское государство» (запрещенное в РФ) начало свое формирование в 2013 году на территории Ирака и Сирии. В 2014 году боевики ИГ уже контролировали 35% сирийской территории и большинство ее нефтегазовых залежей. В сумме территория, контролируемая группировкой, доходила до 90 тысяч кв. км, но к 2016 году ИГ лишилось около 22% всех территорий. В ИГ состояло приблизительно 33 тысячи наемников. В декабре 2015 года сообщалось о примерно 2 000 российских граждан, которые сражаются за халифат. Что же представляет собой халифат?

История Халифата: появление

Из основных общемировых религий самой молодой является ислам. Его зарождение в VII веке н.э. связано с пророком Мухаммедом, исповедовавшим единобожие. В Хаджизе (Западная Аравии) была основана единоверная община (умма), ставшая прообразом будущего государства. Дальнейшее покорение аравийских территорий, а также прочих держав определило появление могущественного Арабского халифата. В него вошли многие земли, принявшие тем самым ислам.

Халифат: что это такое

Наименование «халифат» (замещение, наследование) в арабском переводе обладает двумя значениями. Это название великого государства того времени, основанного последователями пророка после отхода его в мир иной, а также титул верховного правителя, во власти которого были все государства халифата.

Время бытия этого государственного образования было отмечено расцветом научных и культурных областей, а также периодом так называемого исламского Золотого века в 632–1258 годах.

Конфессиональные споры и завоевания новых территорий

Появление халифата спровоцировали дебаты о преемнике Мухаммеда после его кончины. В результате повелителем и конфессиональным лидером стал близкий друг пророка — Абу Бакра ас-Саддика. Свое правления он начал с того, что развязал военные действия против вероотступнического движения, члены которого отошли от учений Мухаммеда и стали приверженцами лжепророка Мусайлимы. Все их сорокатысячное войско было разбито в сражении при Аркабе.

Следующие за Абу Бакром халифы-праведники продолжали покорение народов и расширяли границы халифата. Последним был Али ибн Абу Талиб, ставший жертвой восставших хариджитов. На этом закончилась выборность правителей, поскольку овладевший властью халиф Муавия I поставил своего преемника – сына. Это установило в государстве наследственную монархию ― Омейядский халифат.

Новая империя, второй халифат

Этот исторический период в арабском мире связан с династией Омейядов, представителем которой был и Муавия I. Сын, унаследовав всю полноту власти, еще более расширил границы халифата. Он захватил многие страны, такие как Афганистан, Северную Индию, Кавказ, а также части Франции и Испании.

И только лишь византийскому императору Льву Исавру и болгарскому хану Тервелу удалось положить предел территориальной экспансии халифата. Спасение от арабских захватчиков европейские летописцы приписывают военачальнику Карлу Мартелю. Армия франков под его командованием наголову разгромила войска завоевателей в прославленной битве при Пуатье.

Переход от воинствующего сознания на мирное

Началу периода Омейядского халифата свойственно то, что положение арабов на захваченных ими же территориях было очень сложным. Их быт напоминал обстановку военного лагеря в постоянной боеготовности. Это произошло вследствие чрезвычайно религиозного рвения одного из правителей той поры Умара I. Из-за него ислам стали называть воинствующей церковью.

Арабский халифат породил бесчисленные группы воинов-профессионалов. Это были люди, единственной деятельностью которых было участие в завоевательных походах. Для того, чтобы мышление этих воинов не могло перестроиться на мирную стезю, им запрещалось владеть землей и вести оседлый образ жизни. В конце правления династии Омейядов все изменилось. Запреты были отменены, и многие ветераны стали владеть землей, отдав предпочтение мирному жизнеустройству.

Возникновение халифата Аббасидов

Подлинное величие наряду с культурным расцветом и наибольшей славой исламская империя обрела именно в Аббасидском халифате. Даже сегодня о нем помнит большая часть мусульман. Любые воспоминания о той поре укрепляют гордостью их дух. Аббасиды — династия, подарившая народу немало выдающихся государственных деятелей. Они были и полководцами, и финансистами, и подлинными ценителями многих видов искусств.

Аббасиды ликвидировали всех Омейядитов, однако избежавший преследования внук Хишама  Абд ар-Рахман ибн Муавия образовал в Испании Кордовский халифат.

Халифы — покровители ученых и поэтов

Принято считать, что арабский халифат Харуна ар Рашида — одного из самых ярких правителей своей династии — добился наивысшего расцвета. Харун ар Рашид был известным покровителем ученых, литераторов и поэтов. Тем не менее, отдав себя целиком духовному развитию государства, халиф проявил  плохие администраторские, а тем более полководческие качества.

Торговые связи и развитие экономики

Арабское покорение народов поспособствовало развитию торговых взаимоотношений, а также распространению мусульманского государственного уклада. На огромных восточных и европейских территориях воссоздавались и укреплялись торговые направления, проторенные еще в античные времена. По ним перемещалось множество торговых караванов с самыми разнообразными видами грузов и товаров. Пик расцвета торговли приходился на IX–XII века.

Торговые лавки европейских государств наполнялись пряностями, экзотическими фруктами, восточными сладостями, изделиями арабского ремесленничества, драгоценными камнями и золотыми украшениями. Вследствие развития ремесел и торговых отношений множество государств, находящихся в составе Арабского халифата, испытывали экономический и культурный подъем. На маршрутах трансарабских торговых связей появлялись все новые и новые города.

Кроме того, улучшалась жизнь самих арабов. Благодаря оживленной коммерции, старинная Мекка превратилась в крупнейший торгово-ремесленнический центр. Карта халифата той поры обзавелась многими новыми торговыми центрами, а прославленные восточные базары становились воплощенными легендами.

Распад халифата

Со второй половины IX века, вслед за смертью Харуна ар Рашида, в политической жизни халифата обозначились процессы, которые в итоге произвели к его распаду. Так, еще в 833 году правитель Мутасим сформировал преторианскую тюркскую гвардию. С течением времени гвардия превратилась в настолько мощную политическую силу, что правители-халифы попадали в зависимое от нее положение и почти утрачивали свои права на самостоятельность в принятии решений.

Именно в тот же самый период шло возрастание национального самосознания у зависимых от халифата персов. Это стало основанием для их сепаратистских воззрений, что обернулось в дальнейшем отсоединением иранской части халифата. Всеобщему распаду халифата послужил также и быстрый темп отделения от него на западе египетских и сирийских государственных образований. Ослабленная централизованная власть не могла уже противостоять многим претензиям на независимость.

Увеличение религиозного натиска

Потеряв былую власть, халифы предприняли попытку найти поддержку у правоверных духовных лидеров. Правители, начиная с Аль-Мутаваккиля (847 год), своими главными политическими линиями избирали борьбу с любым вольнодумством.

Государство, ослабленное подрывом авторитета властных структур, приступило к активной фазе религиозного гонения философской и прочих научных областей, не осталась без внимания и математика. Арабский халифат с его распадом явился наглядным образчиком того, в какой мере благодетельно воздействие науки во взаимодействии со свободой мышления на формирование государственности, и в какой степени пагубны травля и гонение мыслителей для цивилизационного прогресса империи.

Кордовский халифат

В 711–718 годах Пиренейский полуостров в большинстве своем был завоеван полчищами арабского халифата. Образовалась и столица только что сформированной провинции аль-Андалус с наименованием Кордова. Позже, уже в 755 год,у аль-Андалус была отделена от Арабского халифата, после чего оказалась первым самостоятельным эмиратом. Исторически сложилось так, что это государство приобрело название по имени своей столицы – Кордовский эмират (755-1031). Этот период характеризуется самыми яркими историческими страницами Кордовы.

Кордова оказалась маленьким отражением всего государства. Доминирующим положением в нем обладали мусульманские граждане. Самой привилегированной и богатой их частью были, естественно, арабы, из которых и сформировалась чиновническая, офицерская и придворная элита. Первоначально маленькой, но с течением времени интенсивно увеличивавшейся группой народонаселения являлись берберы, которые были и тогда и сейчас кочевым североафриканским народом. Они, как правило, пребывали на службе в качестве солдат или мелких чиновников.

Религиозные ограничения, с которыми столкнулась большая часть местных жителей-немусульман, и выгоды, которые предоставляло новое верование, поставили их перед необходимостью принять ислам. В особенности с удовольствием переходило в ислам аристократическое сообщество, которое при таком раскладе могло сохранять свои высокие положения. Мусульмане здешнего происхождения получали название мувалладады или мулады.

В противоположность европейцам, андалусские мусульманские знатные и чиновничьи верхушки предпочитали проживать не в пригородных поместьях, а на территории крупных городов, например, в Кордове. Там они тратили немалые деньги на роскошную жизнь. Это предоставляло работу местному ремесленничеству, а также многим творческим людям. Культурное развитие жизни в Кордове вследствие этого находилось в необыкновенно оживленном состоянии, а внешние городское обличье поражало всех гостей своими красотами.

Невзирая на доминирующее положение, мусульманские правители были вполне снисходительны к прочими религиозным группам. Иноверцы обязаны были уплачивать дополнительные налоги, и не имели права быть на государственных должностях. Однако в прочей своей деятельности были всецело свободными в выборе своего вероисповедания, они могли свободно отправлять любые религиозные обряды. При таком мягком отношении все религиозные общины жили в добром согласии.

Переход к исламу происходил не под натиском местной власти, а из-за социальных преимуществ этого вероисповедания и привлекательности арабского образа проживания. Немногие христианские граждане, сохранившие свое вероисповедание, получили название мосарабы (от измененного арабского мустаараб – «приравнивавшиеся арабам») за усвоение многих восточных обычаев. Старшее поколение мусульман часто жаловалось на то, что христианская молодежь умела высказываться по-арабски с высшим уровнем изящности и сочиняла стихотворения на их языке более красиво и искусно, чем само арабское население.

Кордовский халифат к тому же населяло множество евреев, поскольку это была единственная европейская страна, в которой они не преследовались за свое вероисповедание.

Наивысший расцвет Кордовский халифат достиг как империя при правлении Абд ар-Рахмана III ан-Насира, а также одного из его сыновей аль-Хакама II.

Крах периода правления арабских халифатов

Уже к X веку количество полководцев тюркского происхождения, а также месопотамских эмиров, до такой степени увеличилось, что от ранее могущественных аббасидских халифов не осталось ничего. Они стали мелкими багдадскими князьками, единственной гордостью которых осталась лишь память о том, какая у них была империя. Это стало следствием феодальной раздробленности, разделения земель между многочисленными сыновьями арабской аристократии.

Дошло даже до того, что поднявшаяся западно-персидская буидская династия шиитского происхождения, собрала достаточное количество войск, с помощью которых был захвачен Багдад. Эта династия фактически привла в течение сотни лет,  при том, что номинальным властителем все еще оставалась аббасидская династия. Больше унизить ее гордость было невозможно.

Однако уже в 1036 году для всего азиатского региона наступили чрезвычайно тяжелые времена. Турки-сельджуки начали беспрецедентные захватнические походы, которые послужили поводом для истребления арабского населения во множестве стран мусульманского цивилизованного мира, а к 1055 году были выбиты и изгнаны из Багдада правившие тогда Буиды. Таким образом, установилось полное господство турок-сельджуков.

Тем не менее, и их господству однажды наступил конец. Так, в самом начале XIII столетия по всей территории когда-то могущественного арабского халифата прошлись бесчисленные полчища захватчиков под командованием Чингисхана. Татаро-монгольские захватчики бесповоротно ликвидировали былые достижения восточной культуры за предыдущие столетия. Арабский халифат с его распадом до нынешней поры остался всего лишь страницей в учебниках истории.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Богуславский Сергей

Я бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

§9 «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад» Рабочая тетрадь История Средних веков Крючкова 6 класс

Главная › 6 класс › История › Рабочая тетрадь История Средних веков Крючкова 6 класс 1. Заполните контурную карту «Завоевания арабов в VII-VIII веках».

1. Закрасьте территорию Арабского государства, возникшего около 630 года.
2. Подпишите на карте названия стран: Аравия, Египет, Иран, а также городов: Мекка, Медина, Дамаск, Талас, Багдад, Кордова, Пуатье.
3. Раскрасьте стрелки, указывающие направления основных завоевательных походов арабов, отметьте места и подпишите даты важнейших сражений (Внимание, на карте места сражений отмечены крестиком и цифрой. В примечании ниже указаны даты и места отмеченных сражений).
4. Закрасьте территории, завоеванные арабами к 750 году.
5. Обозначьте границы Арабского халифата в 750 году.
6. Закрасьте территории, захваченные арабами после 750 года.

Цифрами на карте обозначены места крупнейших сражений:

1. 20 августа 636 года. Битва при Ярмуке между византийцами и арабами;
2. 2 декабря 636 года. Битва при Кадисии между персами и арабами;
3. 19 июля 711 года. Битва при Гвадалете между вестготами и арабами;
4. 717-718 год. Осада Константинополя;
5. 10 октября 732 года. Битва при Пуатье между франками и арабами;
6. Июль 751 года. Битва при Таласе между армией танского Китая и арабами.



2. Заполните контурную карту «Распад халифата».

1. Обведите границы Арабского халифата в 750 году.
2. Подпишите на карте названия: Багдадский халифат, Кордовский халифат, Багдад, Кордова, Тигр, Евфрат, Нил.
3. Обозначьте границы государств, возникших в результате распада Арабского халифата в начале IX века.
4. Покажите приблизительные границы государства турок-сельджуков в конце XI века.


3. О чем или о ком идет речь?

1. Территория первоначального расселения арабов.
Аравийский полуостров.

2. Арабское государство на Пиренейском полуострове.
Кордовский халифат.

3. Герой сказок «Тысяча и одна ночь».
Харун ар-Рашид.

4. Противники арабов в битве при Пуатье.
Франки под командованием Карла Мартелла.

5. Река, на которой располагалась столица халифата Аббасидов.
Тигр.



4. Напишите даты событий из истории арабов. В клеточках проставьте номера пунктов во временной последовательности.

1. Вторжение арабов на Пиренейский полуостров……..711 год.
2. Захват турками-сельджуками Багдада……..1055 год.
3. Хиджра……..622 год.
4. Соглашение между знатью Мекки и Мухаммедом……..630 год.
5. Битва при Пуатье……..732 год.
6. Власть переходит к династии Аббасидов……..750 год.


Вспомним, что узнали §10 «Культура стран халифата»

dourokov.ru

Великий Арабский халифат распался классическим образом

Великий Арабский халифат распался классическим образом

Как проявляется теория роста и распада империй.
Многие историки уверены, что в эти десятилетия наше страна не просто так переживает многочисленные катаклизмы. Просто Россия в очередной раз подтверждает постулаты теории роста и распада империй. Для того, чтобы попытаться подтвердить или опровергнуть эту точку зрения, достаточно обратить внимание на характер развития и распада подобного типа политических формирований прошлых тысячелетий.


Например, те, кому знакомы Таис Афинская и история её отношений с Александром Македонским, легко, просто прочитав роман, могут найти проявления чрезвычайно короткого и бурного роста империи великого древнего полководца. Ведь Таис Афинская следила за Александром во время всего его краткосрочного великого завоевательного похода. Именно муж легендарной гетеры, Птолемей, похищает прах Македонского и невольно становится одним из виновников быстрого распада государства, охватившего почти весь известный тогда жителям Европы и Азии мир. Начал развал, просто став еще одним могущественным властителем территорий империи, который претендует если не на управление всей этой территорией, то на право считать её часть только своим владением. Наследники Александра Македонского и его последователи так и не смогли «договориться», как управлять этим огромным новым миром. Быстро созданная империя быстро начала распадаться под воздействием центробежных сил, который становятся неизбежной причиной развала любой подобного формирования.
Достаточно вспомнить Арабский Халифат и его историю. Эта империя смогла прожить более долгий срок. Она просуществовала на карте планеты больше 600 лет, но, как и империю Александра Македонского, её постиг крах. Великий Арабский халифат распался классическим образом. Центробежная сила большого государства, окраины которого слишком редко и все менее охотно принимают приказы центра, и борьба за власть властителей окраин, в отсутствии приказов все более уверенно чувствующих себя полноправными главами государств, разорвала этот колоссальный государственный механизм. Кстати, существовавший почти в тех же границах, что и империя Александра Македонского.
Россия еще дольше формировалась в образе одной шестой части суши. Больше тысячи лет, наконец заняв почти всю Евразию. Но даже в век компьютерных технологий приказы из центра в такой большой стране все менее уверенно достигали и достигают окраин. В очередной раз, подтверждая постулаты теории рождения, роста и гибели империй.


Закладки в Атласе

www.infokart.ru

Ответы к параграфу § 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Готовое домашнее задания к рабочей тетради по Истории 6 класса «История Средних веков». Крючкова Е. А.
Ответы на задания из § 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад
Решая с нами домашние задания по истории, можно получить хорошие отметки при проверки тетради учителем.

Задание № 1.
Заполните контурную карту «Завоевания арабов в VII—VIII веках».
1. Закрасьте территорию Арабского государства, возникшего около 630 года.
2. Подпишите на карте названия стран: Аравия, Египет, Иран, а также городов: Мекка, Медина, Дамаск, Талас, Багдад, Кордова, Пуатье.
3. Раскрасьте стрелки, указывающие направления основных завоевательных походов арабов, отметьте места и подпишите даты важнейших сражений (Внимание, на карте места сражений отмечены крестиком и цифрой. В примечании ниже указаны даты и места отмеченных сражений).
4. Закрасьте территории, завоеванные арабами к 750 году.
5. Обозначьте границы Арабского халифата в 750 году.
6. Закрасьте территории, захваченные арабами после 750 года.
Цифрами на карте обозначены места крупнейших сражений:
1. 20 августа 636 года. Битва при Ярмуке между византийцами и арабами;
2. 2 декабря 636 года. Битва при Кадисии между персами и арабами;
3. 19 июля 711 года. Битва при Гвадалете между вестготами и арабами;
4. 717-718 год. Осада Константинополя;
5. 10 октября 732 года. Битва при Пуатье между франками и арабами;
6. июль 751 года. Битва при Таласе между армией танского Китая и арабами.

Задание № 2.
Заполните контурную карту «Распад халифата».
1. Обведите границы Арабского халифата в 750 году.
2. Подпишите на карте названия: Багдадский халифат, Кордовский халифат, Багдад, Кордова, Тигр, Евфрат, Нил.
3. Обозначьте границы государств, возникших в результате распада Арабского халифата в начале IX века.
4. Покажите приблизительные границы государства турок-сельджуков в конце XI века.

Задание № 3.
О чем или о ком идет речь: территория первоначального расселения арабов, арабское государство на Пиренейском полуострове, герой сказок «Тысяча и одна ночь», противники арабов в битве при Пуатье, река, на которой располагалась столица халифата Аббасидов?
1. Территория первоначального расселения арабов. Аравийский полуостров.
2. Арабское государство на Пиренейском полуострове. Мордовский халифат.
3. Герой сказок «Тысяча и одна ночь». Харун ар-Рашид
4. Противники арабов в битве при Пуатье. Франки под командованием Карла Мартелла.
5. Река, на которой располагалась столица халифата Аббасидов. Тигр.

Задание № 4.
Напишите даты событий из истории арабов: вторжение арабов на Пиренейский полуостров, захват турками-сельджуками Багдада, Хиджра, соглашение между знатью Мекки и Мухаммедом, битва при Пуатье, власть переходит к династии Аббасидов. В клеточках проставьте номера пунктов во временной последовательности.
1. Вторжение арабов на Пиренейский полуостров 711 год.
2. Захват турками-сельджуками Багдада 1055 год.
3. Хиджра 622 год.
4. Соглашение между знатью Мекки и Мухаммедом 630 год.
5. Битва при Пуатье 732 год.
6. Власть переходит к династии Аббасидов 750 год.
Даты по последовательности: 3, 4, 1, 5, 6, 2.

5urokov.ru

Урок мастер-класс по истории «Возникновение Ислама.Арабский халифат и его распад»

Урок мастер-класс на тему:

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Пояснительная записка.

Изучение данной темы можно связать с современностью. В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство — Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

Цели и задачи: Охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI-VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата.

Планируемые результаты

предметные: научиться объяснять причины возникновения новой религии; овладевать целостными представлениями об историческом пути арабов; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников; давать образную характеристику исторических ценностей;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точка зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; составлять простой план; формулировать и обосновывать выводы; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в различных формах; личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Тип урока: изучение нового материала с использованием ФГОС.

Оборудование: карты «Завоевания арабов», «Распад халифата»; и иллюстрации учебника; мультимедийная презентация. карточки с заданиями,

Ключевые понятия: бедуины, Ислам, мечеть, халиф, эмир, мусульмане.

В течение всего урока учитель переключает слайды презентации на интерактивной доске, соответственно каждой части объясняемого материала.

 

Ход урока

Организационный момент. Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.

Проверка домашнего задания (§8 Образование славянских государств). Блиц-опрос. Работа по карточкам

    III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

    Что такое религия?

    Когда и почему она зародилась?

    Когда появилось христианство?

    Какую роль оно сыграло в жизни античного мира? (Ответы учеников.) 

    Мы начинаем знакомство с новой страной, которая стала родиной новой мировой религии.

    — Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на нашем уроке.

    IV.Постановка целей и задач урока

    Объявление темы, учебных результатов и хода занятия

    (презентация)

    Учитель открывает доску, на которой заранее написан план урока, знакомит с планом учащихся (Слайд 1).

     

    План

    1) Аравия

    2) Судьба пророка (c.а.с.)

    3) Ислам и его распространение

    4) Арабский халифат и его распад

    Знакомство с темой и планом урока, делают соответствующие записи в тетради

    Формулирование проблемных вопросов урока. Почему арабы так

    легко покоряли соседние страны? Что способствовало объединению арабских племен? Почему произошел распад Арабского халифата?

    Мотивация УД

    Ислам — самая молодая из мировых религий, возникшая и VIIв. в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеиединобожия (монотеизма) и пророческих мессий, свойственных христианству и иудаизму, а также некоторым другим верованиям народов Ближнего Востока и Средиземноморья. О религии, которая играет важную роль в мире, и пойдет речь на нашем уроке.

    Родиной арабов был обширный Аравийский полуостров.

    Аравия (слайд 2).

    Работа с картой.

    Арабы издавна жили на Аравийском полуострове, который омы­вался Красным и Аравийским морями, а также водами Персидского залива. Климат в Аравии сухой и жаркий. (Слайд 3) На большей территории по­луострова существуют степи и пустыни, (слайд 4) земли пригодной для зем­леделия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. (Слайд 5) Кочевые арабы занимались разведением верблюдов, овец, лошадей. Особую роль в их жизни играл верблюд. Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь. (Слайды 6, 7) Важное значение для арабов имел го­род Мекка, т. к. здесь проходили ярмарки, где шла бурная торговля. (Слайды 8, 9) В центре города находилась Кааба – черный камень в Мекке, посланный Аллахом. Арабы по большей части были язычниками. Однако, постепенно среди арабов распространилось и единобожие.

    Беседа с учащимися:

    Вопрос-загадка. Как вы думаете, почему именно верблюдов разводили бедуины?

    (Ответы учеников.)

    Физминутка

    Продолжение изучения нового материала

    Текст учебника прочитать (стр.75) факт разложения родового строя у арабов.

    (Слайды 10, 11, 12) Какие изменения начинают происходить в жизни кочевников бедуинов?

    К началу 7 века в жизни кочевников – бедуинов начинают происходить изменения:

    — выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами-пленными.

    — появляется очень много бедняков

    Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

    1.Прекращение вражды племён между собой.

    2.Борьба с внешними врагами.

    3.Упадок торговли.

    4.Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

    5.Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

    Судьба Пророка.

    Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда (с.а.с).

    Запись в тетради: 570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда (с.а.с).

    Мухаммед (с.а.с) родился около 570 года в знатной купеческой семье. (Слайд 13) В 6 лет он осиротел. Воспитывался сначала своим дедушкой, затем дядей. Смолоду Мухаммед (с.а.с) отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (в переводе — Заслуживающий доверие). Позднее Мухаммед (с.а.с) вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду (с.а.с) вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью. Он любил уединяться для молитв и размышлений. Мухаммед (с.а.с) удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 г. с Мухаммедом (с.а.с), которому было тогда около 40 лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь. В нахлынувшем внезапно ведении перед ним предстал ангел Джабраил и указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухаммед (с.а.с) воспротивился, заявив, что неграмотен и не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать и Пророку (с.а.с.) вдруг открылся смысл этих слов. Ему было велено выучить их и в точности передать остальным людям. (Слайды 14, 15) Он вступил с проповедью, что нет других богов, кроме всемогущего Аллаха, а себя называл «посланником Бога» — его Пророком. Мухаммед (с.а.с) призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Себя Он называл третьим Пророком.

    — Как вы думаете, после кого? (Мусса, Иса)

    Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда(с.а.с). (Слайд 16) В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.

    Запись в тетради: 622 г.- год хиджры.

    Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда (с.а.с). Ясриб был переименован в Город Пророка – Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда (с.а.с) – мечеть. В 630 г. Мухаммед (с.а.с) покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.

    Проблемное задание. Чем можно объяснить, что зарождениие классов и возникновение государства сопровождались появлением новой религии: франки приняли христианство, а арабы ислам?

    (Ответы учеников.)

    Ислам.

    Какие мировые религии вы знаете? (Христианство, Ислам, Буддизм).

    (Слайд 17) Объединению арабских племен способствовала новая религия — Ислам. Переводится с арабского «предание себя Богу». (Слайд 18) Основы вероучения записаны в Священной книге Коран (в переводе значит «чтение»). (Слайд 19) Коран состоит из 114 глав, называемых суры. Это свод откровений, полученных Мухаммедом от Бога. Впоследствии, уже после смерти пророка, они по памяти были записаны учениками Мухаммеда. Помимо Корана. Большинство мусульман почитает Сунну — собрание рассказов о жизни Мухаммеда(с.а.с.) и его изречения. Основное положение Ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед (с.а.с.) — пророк Его». Согласно положениям Ислама, у мусульманина пять основных обязанностей:

    Запись в тетради:

    -Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме него.

    -Намаз (пять раз в день)

    -Закят (пожертвование)

    -Пост в месяц Рамадан

    -Паломничество в Священный город Мекку (хадж)

    Существовали и частные ограничения: например, запрет есть свинину и пить вино; женщинам раскрывать свое лицо и фигуру перед посторонним. (Слайд 20) На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название «шариат» (в переводе «правильный путь»).

    Запись в тетради:

    Шариат — совокупность религиозных и юридических норм, основанных на Коране, мусульманское право.

    Перед арабами после смерти Мухаммеда(с.а.с.) встала задача распространение «истинной веры» среди неверных. За сравнительно короткий период в VII в. были покорены Сирия, Палестина, Египет, завоевали огромное Иранское царство.

    — Кому прежде принадлежали эти территории? (Византии)

    В начале VIII в. арабы возобновили наступление. В Северной Африке они подчинили племена берберов и вынудили их принять Ислам. Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским.

    (Слайд 21) В 711-714 гг. — арабы покорили Испанию. На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии. (Слайд 22)Лишь направив большие армии и пользуясь раздорами между племенами, арабы покорили Северный Кавказ, но их власть была здесь непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем, и в 751 году нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

    (Слайд 23) Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов — Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. (Слайд 24) Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран.

    Арабский халифат и его распад

    Запись в тетради: 632 г. — год основания; 1258 г.— год распада.

    (Слайд 25) После смерти Мухаммеда (с.а.с.) во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф — «заместитель пророка». Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата.

    (Слайд 26) При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница.

    Серьезный внутренний кризис затронул систему власти в Арабском халифате в период правления Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда (с.а.с). После его смерти к власти приходят представители старой арабской аристократии — род Омейя. В 661-750 гг. установился Халифат Омейядов со столицей в Дамаске.

    Запись в тетради: 661-750гг. – Халифат Омейядов.

    С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов суннитов. Сунниты получили свое название от священного текста Сунна. Сунниты считали, что имамом — верховным главой всех мусульман – должен быть халиф, светский глава государства. Шииты отрицали сам титул халифа и настаивали на том, что имамом мог быть лишь потомок Али. Эта борьба заметно подрывала силы Арабского халифата.

    (Слайд 27) В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов — потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.

    Запись в тетради: 750 год — воцарение династии Аббасидов.

    Во время их правления арабы проникли на такие важные территории, как острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Своих родственников и приближенных он назначал наместниками провинций. Наместники – эмиры — за счет налогов с населения содержали чиновников и войско, руководили завоевательными походами. Крестьяне в завоеванных областях были обложены высокими налогами. (Слайды 28, 29) Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809).Он был героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь». В них Харун предстает справедливым государем. На самом деле он был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.

    Распад халифата

    (Слайд 30) Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. (Слайд 31) В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. Чтобы успешно подавлять народное восстание, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок – жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.

    Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.

    (Слайд 32) В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании — Кордовский эмират (с X века — Кордовский халифат).

    (Слайд 33) В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифата осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.

    (Слайд 34) К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. (Слайд 35) В 1055 году они захватили Багдад. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил свое существование.

    Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед (с.а.с.) остается самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога – такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммед (с.а.с.) – совершенный человек, и жизнь Его – наилучший пример для подражания.

    Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    V. Рефлексия

    Что нового узнали на уроке?

    Какие умения и навыки отрабатывали?

    С какими новыми терминами познакомились?

    Что понравилось и что не понравилось на уроке?

    Какие выводы сделали?

    Домашнее задание (дифференцированное)

    Для сильных учеников — § 9, подготовить проект на тем «Мировые религии».

    Для средних учеников — § 9, написать рассказ на тему «Мусульманские и христианские порядки: сходство и различия».

    Для слабых учеников — § 9, задания и вопросы к параграфу

       

      Подготовил учитель

      истории и обществознания

      Цицкиев Ваха Хусейнович.

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Конспект по истории Средних веков «Арабский халифат и его распад»

      Урок № __ «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА.
      АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И ЕГО РАСПАД»

      6 класс Дата______________

      Цели:

      1. Дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации.

      2. Выяснить роль ислама в объединении арабских племен; ознакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке.

      3. Продолжить формирование умения работы с картой.

      4. Сравнить аналогичные явления (распад империи Карла Великого и Арабского халифата).

      Основные понятия и термины: ислам, Коран, пророк, мусульмане, халиф, халифат, экспансия.

      Оборудование: карта «Арабский халифат в VII-XI вв.», карты в атласе «Завоевания арабов в VII-IXвв.», «Распад Арабского халифата».

      Ход урока
      I. Проверка домашнего задания.

      Рекомендуется провести дифференцированно по вопросам:

      => Раскрыть причины распада Римской империи на Западную и Восточную и укрепления ее восточной части.

      => Раскрыть особенности развития Византии.

      => Рассказать о системе управления в Византийской империи.

      => Сравнить законы франков и законы византийцев (общее и особенное).

      => Деятельность (внутренняя политика) Юстиниана I.
      => Власть императора и церковь.
      => Внешняя политика Юстиниана I.
      => Личность Юстиниана I.

      Обязательно проверить знание понятий и терминов.

      П. Изучение нового материала.

      ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

      1. Древняя Аравия (природа, образ жизни и занятия населения).

      2. Ислам и его роль в объединении арабских племен.

      3. Завоевательные походы арабов.

      4. Арабский халифат и его распад.

      1. Древняя Аравия (природа, образ жизни и занятия на-
      селения.).

      Изучение данной темы рекомендуется связать с современностью. Учитель отмечает, что в наше время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв.
      на этой огромной территории существовало могущественное государство — Арабский халифат. Учащимся предстоит узнать, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

      [Т]Работа с картой:

      Далее на карте учитель показывает Аравийский полуостров, границы Арабского халифата в период его могущества и упадка и сообщает, что родиной арабов был Аравийский полуостров.

      => Найдите в атласе и покажите государства, которые были соседями арабов к началу VII века. (Византия, Франкское государство, Хазарское царство).

      => Найдите и покажите моря, которыми омывается полуостров. (Красное море, Аравийское море, Средиземное море, Каспийское море).

      От характеристики географического положения Аравийского полуострова необходимо перейти к характеристике природных условий.

      => Как природа и географическое положение Аравии повлияли на занятия ее населения?

      Рассказ учителя.

      Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского полуострова. Оседлые арабы жили в оазисах на юге и западе Аравии. Они выращивали хлопчатник, возделывали сады, виноградники, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб.

      Кочевые арабы — степняки, или бедуины — занимались кочевым скотоводством. Они разводили овец, лошадей, верблюдов.

      Самым крупным городом была Мекка.

      Учитель обращает внимание учащихся на рисунок в учебнике (с. 75) «Караван-Сарай на торговом пути».

      Мекка расположена в узкой котловине между горами. Богатые горожане жили в каменных домах, бедняки — в лачугах. Богачи Мекки скупали у кочевников товары и дважды в год снаряжали
      караваны в Сирию и Йемен. Купцы нанимали бедуинов погонщиками верблюдов. Это приносило бедноте небольшие заработки.

      Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации на

      Мекка превращается в центр караванной торговли. Весной здесь проводились ярмарки. Во время проведения ярмарок в Мекке и ее окрестностях наступал мир, запрещались вооруженные столкновения и ссоры. Каждый год в Мекку приходило много бедуинов с целью принять участие в ярмарке. Бедуины пригоняли скот и обменивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду. Во время этих ярмарок бедуины старались поклониться святыне: в центре Мекки располагался храм Кааба — святое место для всех арабов.

      Далее учитель привлекает учащихся к работе с текстом учебника (п. 2). Опираясь на текст учебника, учитель уточняет факт-разложения родового строя у арабов.

      К началу VII века в жизни кочевников-бедуинов начинают происходить изменения:

      — выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, и большими стадами и рабами-пленными.

      — появляется очень много бедняков.

      Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

      1. Прекращение вражды племен между собой.

      2. Борьба с внешними врагами.

      3. Упадок торговли.

      1. Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

      2. Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

      2. Ислам и его роль в объединении арабских племен.

      Учитель продолжает свое объяснение. Вопрос о возникновении ислама — важнейший вопрос темы. Рассказ учителя строится на основе учебника или дополнительной литературы.

      Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда.

      Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье.

      В 6 лет Мухаммед осиротел. В юности он занимался караванной торговлей. Затем поступил на службу к вдове богатого купца. Женившись на Хадидже, Мухаммед стал богатым человеком.
      Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамадане (по лунному арабскому календарю) произошло важное событие.

      Ночью на горе Хире около Мекки Мухаммед общался с Аллахом (верховным богом арабов), после чего начал публично проповедовать открывшиеся ему истины — Коран.

      Коран (от араб, «ал-куран» — чтение вслух наизусть) — проповедь от имени Аллаха.

      Ислам — «покорный Аллаху».

      Мусульманин (от араб, «муслин») — уверовавший.

      Провозглашается вера в единого бога — Аллаха, который сотворил мир.

      Главные ценности новой религии:

      • покорность богу;

      • частная собственность;

      • нравственные заповеди.

      Имя Мухаммеда встало в один ряд с именами Будды, Моисея, Иисуса Христа.

      Мусульманство оказалось последней по времени возникновения мировой религией, а Мухаммед — последним пророком и, по мнению мусульман, самым «правильным».

      Ислам — единая религия, средство объединения арабов.

      Основные положения ислама:

      • разделение общества на богатых и бедных общинников;

      • терпение и покорность властям и знати;

      • власть мужчин над женщинами;

      • отказ от свинины, вина, азартных игр и ростовщичества;

      • призыв к «священной войне» против неверных;

      • идея бессилия человека перед всемогущим Аллахом.

      Мухаммед призывает арабов прекратить враждовать и объединиться, приняв одну веру — ислам.

      В самых первых проповедях Мухаммед говорил о приближении Страшного суда и наказании грешников — муках геенны, ада, а также о воздаянии праведникам — в раю, с водой и садами (мечта
      всех кочевников).

      Мухаммед призывал богатых помогать сиротам, бедным, вдовам, освобождать рабов.

      У Мухаммеда появились сторонники, которые увидели в нем посланника небес. Но многие не воспринимали Мухаммеда всерьез. Его начали преследовать купцы. Опасаясь за свою жизнь, Мухаммед в 622 году вместе со своими сторонниками переселился в ближайший оазис, позже названный Мединой, или «городом Пророка».
      Этот год, называемый Хиджра (от араб, «переселение»), стал началом мусульманской эры.

      В Медину стекалось много последователей Мухаммеда. Началась борьба Медины с Меккой. В борьбе с Меккой последователи Мухаммеда одержали верх. Нападение мекканцев на Медину
      было отбито.

      В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение, ворота Мекки были открыты для Мухаммеда. Арабские племена приняли ислам и подчинились власти Мухаммеда.

      Мекка превратилась в священный город всех мусульман.

      Мухаммед стал главой арабского государства и мусульманской церкви.

      Сообщив дату объединения арабов и образования у них государства (около 630 года), учитель сопоставляет ее с другими фактами:

      => Насколько позже возникло государство у арабов, чем у франков?
      (На 130 лет.)

      => Сколько лет прошло от образования Арабского государства до провозглашения империи Карла Великого? (170 лет.)

      Делается вывод:

      • В руках Мухаммеда сосредоточилась вся власть над мусульманами: он стал верховным правителем, судьей и военачальником.

      • На Аравийском полуострове образовалось арабское государство.

      3. Завоевательные походы арабов.

      Изучая вопрос об арабских завоеваниях, учителю необходимо раскрыть причины сравнительно легких успехов арабов в их борьбе с соседними государствами — Византией и Ираном.

      Причины военных успехов арабов

      1. Слабость Византии и Ирана из-за войны друг с другом.

      2. Многочисленность арабских войск.

      U

      Образование Арабского халифата

      Византия и Иран были ослаблены длительной войной друг с другом. Население этих стран не оказывало сопротивления арабам. Жители Сирии и Палестины неохотно участвовали в обороне городов против арабов. Они вступали в переговоры с арабскими военачальниками и сдавали крепости и города «с условием сохранить свою жизнь, свое имущество, своих детей и с условием оплачивать
      поголовный налог».

      Византийские войска неизменно терпели поражение в битвах с арабами, после чего укрывались за стенами больших городов.

      Многочисленное арабское войско состояло из народа, у которого внутренние противоречия не достигли такой остроты и конфликтности, как у соседей. Арабские отряды, располагая большим числом верблюдов и лошадей, были гораздо подвижнее, чем
      византийские и иранские, они очень быстро передвигались на значительные расстояния.

      К концу VII века, использовав недовольство византийским владычеством, арабы двинулись из Египта в Северную Африку.
      Жившие там племена после долгой борьбы подчинились арабам и приняли ислам.

      Захват Испании и выход к Пиренеям открыл арабам путь в Галлию. В 732 году арабы, перейдя Пиренейские горы, вторглись во Франкское королевство и стали продвигаться на север. В Пуатье они атаковали большое франкское войско, но их легкая конница потерпела неудачу и битва была проиграна. Поражение при
      Пуатье положило конец продвижению арабов вглубь Франкского государства.

      На востоке арабы завоевали часть Закавказья, Среднюю Азию и северо-западную часть Индии.

      4. Арабский халифат и его распад.

      Приступая к изложению материала о феодальном строе в халифате, учитель дает проблемное задание:

      => Установить, в чем заключалось сходство феодальных порядков в
      халифате и в Западной Европе, каковы различия между ними?

      Установление феодального строя в халифате было ускорено завоеванием соседних стран, где наряду с рабством существовало уже и феодальное угнетение. Одна из особенностей феодального
      строя в халифате состояла в том, что почти все земли были собственностью главы государства -халифа.

      Наместники (эмиры) сначала лишь управляли областями, получая земли во временное владение на срок службы. Собирая налог с живущего на данной земле населения, эмир содержал на эти
      средства чиновников и воинов. Другая особенность состояла в том, что главной повинностью крестьян была уплата налогов. Все покоренное население в завоеванных странах было обложено тяжелым
      поземельным налогом; от уплаты этого налога освобождались только сами завоеватели — арабы.

      Распад халифата рекомендуется изучать с помощью карты «Распад халифата» к § 9. Учащиеся находят на ней территории, отделившиеся от халифата.

      Учитель помогает учащимся определить одну из
      причин распада.

      • Народные восстания ослабляли силу завоевателей.

      Чтобы выяснить вторую причину, учитель предлагает вспомнить, почему распалась империя Карла Великого.

      Вместе с учащимися учитель проводит сопоставление и отмечает следующее.

      В халифате было объединено много стран и народов, которые жили по своим обычаям, говорили на разных языках. Торговые связи между различными частями халифата хотя и существовали, но были недостаточно прочными. С развитием феодального строя крупные феодалы становились все более могущественными и независимыми. Каждый наместник провинции (эмир) стремился передать свою должность сыну, а вместе с ней и земли, полученные на срок службы. Постепенно области, которыми управляли эмиры, превратились в наследственные владения их семей, а затем стали
      отделяться от халифата.

      Проверяя выполнение проблемного задания, учитель вместе с учащимися выясняет черты сходства процессов развития феодализма в Западной Европе и на Ближнем Востоке:

      • образование крупного землевладения;

      • эксплуатация зависимых крестьян, владевших собственным хозяйством;

      • усиление независимости крупных феодалов и последующее феодальное раздробление государства.

      III. Закрепление изученного материала.

      Вопросы и задания:
      Выполнить задание по описанию жизни, быта и занятий арабов.

      => Объяснить объединяющую роль ислама.

      => Выявить причины распада Арабского Халифата.

      IV. Итог урока.

      Домашнее задание: § 9, ответить на вопросы 1-9, с. 83.
      * Творческое задание: «Сравнить основные обязанности христиан
      и мусульман».

      infourok.ru

      Author: alexxlab

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *