Кардинер а – Понятия «модальной личности» и «базовой личности». Психологическая антропология и кросс-культурные исследования. (А. Кардинер, М. Мид, Р. Бенедикт).

Кардинер (Kardiner) А. — это… Что такое Кардинер (Kardiner) А.?


Кардинер (Kardiner) А.

(1898-1962)

американский психиатр и культуролог, глава этнопсихологической школы (см.) в американской этнографии, автор известных трудов «Индивид и общество» (1945), «Психологические границы общества» (1946). К. является основателем признанной на Западе концепции, согласно которой национальная культура оказывает сильное влияние на развитие этнических групп и отдельных их представителей, иерархию их ценностей, формы общения и поведения. Он ввел в научный обиход понятие «базисной личности» (см. «Базисной (модальной) личности теория») в этнопсихологии.

К. подчеркивал, что в формировании этой личности решающую роль играют механизмы, названные им «проективными системами». Последние проявляются в результате отражения в сознании людей первичных жизненных влечений, связанных с потребностью в жилье, пище, одежде и т. д. Отличие культур и общностей друг от друга К. видел в степени господства «проективных систем», во взаимоотношении их с так называемыми системами «внешней реальности».

Исследуя влияние, например, европейской культуры на развитие личности, он пришел к выводу, что длительная эмоциональная забота матери, жесткая сексуальная дисциплина европейцев формируют в человеке пассивность, безразличие, интровертность 1, неспособность адаптироваться в природной и социальной среде и другие качества. В определенных своих теоретических обобщениях К. пришел в окончательном итоге к идее культурного релятивизма, психологической несовместимости представителей отдельных культур.

1 самоуглубленность, замкнутость, склонность к ограничению контактов с другими людьми.

Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999.

  • Карсавин Л. П.
  • категоризация этносоциальная

Смотреть что такое «Кардинер (Kardiner) А.» в других словарях:

  • КАРДИНЕР (KARDINER) Абрам — (1892 1981) американский психиатр, этнолог, психоаналитик и социолог. Доктор наук. В 1921 1922 прошел курс дидактического психоанализа у Фрейда и работал с ним в Вене. По возвращении в Нью Йорк начал практиковать психоанализ. Входил в группу… …   Социология: Энциклопедия

  • КАРДИНЕР —         (Kardiner) Абрам (1891 1981) – амер. психиатр и психоаналитик. Получил мед. образование в Нью Йорке; в 1917 защитил докт. дис. по медицине в Корнеллском ун те. В 1921 22 изучал психоанализ у Фрейда. Работал в Психоаналитич. ин те в Нью… …   Энциклопедия культурологии

  • КАРДИНЕР — (Kardiner) Абрам (1892 1981) американский психиатр, этнолог, психоаналитик и социолог. Д р наук. В 1921 1922 гг. прошел курс дидактического психоанализа у 3. Фрейда и работал с ним в Вене. По возвращении в Нью Йорк начал практиковать психоанализ …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ —         основаны на понятии “нац. характера”, обычно используемого для описания устойчивых личностных особенностей, характерных для членов той или иной нац. (или этнич.) группы; при этом исследуются доминирующие в группе паттерны внешнего… …   Энциклопедия культурологии

  • НЕОФРЕЙДИЗМ — обозначение новых течений, выделившихся из ортодоксального фрейдизма к кон. 1930 х гг. Первоначально от фрейдизма отпочковались два крупных направления: психология личности (индивидуальная психология) А. Адлера и цюрихская школа аналитической… …   Философская энциклопедия

  • Национальный характер — Национальный характер  сложное социальное явление и понятие в философии, культурологии, социальной психологии, этнологии и этнополитологии, описывающее устойчивые особенности, характерных для членов того или иного национального (этнического) …   Википедия

  • этнопсихологическая школа — направление в этнографии США, сложившееся в середине XX в. Представители этнопсихологической школы  А. Кардинер (A. Kardiner), P. Бенедикт (R. Benedict), М. Мид и др.  связывали сущность этнической культуры с психическими особенностями «основной» …   Энциклопедический словарь

  • Психологическая антропология — П Психологическая антропология (этнопсихология) направление в культурной антропологии и одновременно междисциплинарная область исследований, использующая для интерпретации фактического материала ряд психологических теорий с целью получения… …   Википедия

  • РАСИЗМ — совокупность антинаучных реакционных представлений о разделении человечества на низшие и высшие расы, на полноценные и неполноценные в биологич. и психич. отношениях народы. Главное назначение Р. заключается в обосновании колониализма, нац. и… …   Советская историческая энциклопедия

  • ЭТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — в этнографии направление в антропологической (т. е. этнографической) науке США, господствовавшее в 30 50 х гг. 20 в. Сложилось как реакция против агностицизма и индетерминизма, преобладавших в исторической школе в амер. этнографии, хотя взгляды… …   Советская историческая энциклопедия

ethnopsychology.academic.ru

А. Кардинер: концепция основной личностной структуры

А. Кардинер:

концепция основной личностной структуры

Концепция основной личностной структуры | Иерархическая система основной личностной структуры | Проективная система личности | Методика полевых исследований

В течении двадцатых первой половины тридцатых годов материалы полевых исследований в психологической антропологии накапливались. Все острее чувствовалась потребность в общей психоантропологической теории. (Концепция Р. Бенедикт подавляющему большинству антропологов казалось слишком поверхностной и частной, не затрагивающей большинства насущных проблем) Такую теорию и попытался сформулировать А. Кардинер (Kardiner, 1891 — 1981), предложив свою модель взаимосвязи практики детского воспитания, типа личности, доминирующего в той или иной культуре и социальных институций, присущих этой культуре.

Концепция основной личностной структуры

Концепция «основной личностной структуры » возникла в рамках психоанализа (сам Кардинер изначально был медикомпсихоаналитиком) и лишь затем была перенесена на антропологическую почву. В 1936 году Кардинер провел серию семинаров по проблемам Культуры и Личности, на которых различные психоантропологи делали доклады об изучаемых ими народах. В заключении каждого из этих семинаров Кардинер давал свою оригинальную интерпретацию изложенному материалу. Новая концепция казалась удобным объяснительным механизмом для интерпретации данных полевых исследований.

В качестве внутрикультурного интегратора было предложено понятие «основной личностной структуры » (basic personality structure), которая формируется на основе единого для всех членов данного общества опыта и включает в себя такие личностные характеристики, которые делают индивида максимально восприимчивым к данной культуре и дают ему возможность достигнуть в ней наиболее комфортного и безопасного состояния. «Термин «basic » в употреблении Кардинера отражал социокультурные матрицы, а не те, которые являются в человеке наиболее глубинными. «Основная личность » должна быть общей (или модальной) для общества и психологически центральной в том смысле, что она является генетическим источником различных поведенческих проявлений. И что самое важное, предполагалось, что эта личностная структура является наиболее удобной для преобладающих институций и этосов общества. Другими словами, основная личностная структура состоит из тех диспозиций, концепций, способов отношения с другими и т.п., которые делаю человека максимально восприимчивым к культурным моделям и идеологиям, что помогает ему достигнуть адекватности и безопасности в рамках существующего порядка. «[1]

Ценность понятий, предложенных Кардинером, должна была быть проверена посредством их применения к этнологическим данным. В «Психологических границах общества » обсуждаются три культуры Команчи, Алор и Пленвиль.[2] В «Индивидууме и его обществе » представлен краткий обзор пяти культур: Тробрианд, Квакиутл, Цуни, Алор и Эскимосы, а также более длинное рассуждение о двух культурах, написанных Ральфом Линтоном Маркезас и Танала.[3]

А. Кардинер отрицал классическую теорию лебидо и предлогал эгоцентрированный подход. Одна из его основных концепций концепция индивидуальной системы безопасности, то есть способов адаптации, посредством которых индивид достигает одобрения и поддержки своей социальной группы. Кардинер сохранил многие фрейдовские тезисы, но имплицитно модифицировал их. Так, хотя он отрицал фрейдовскую теорию психосексуального развития, он говорил об «оральных » и «анальных » типах взрослого характера и усматривал их источник в соответствующем периоде детского развития.

Карадинер предполагал, что основная личностная структура имеет четыре компонента: «созвездие идей «, индивидуальную систему безопасности, суперэгоформацию и установки по отношению к сверхестественному бытию. «Эти идеи заслуживают серьезного рассмотрения, но они не исчерпывают перечня концепций, которые он практически использовал.[4]

«Основная личностная структура » формируется через так называемые «первичные общественные институции «, которые включают в себя способы жизнеобеспечения, семейную организацию, практику ухода за детьми, их воспитания и социализации — формирование человека в качестве члена определенного общества, усвоение им черт характера, знаний, навыков и т.п., принятых в данном обществе. «Первичные общественные институции «, таким образом, определяют степень тревожности, характер неврозов и способы психологической защиты, характерные для членов данного общества. «Вторичные общественные институции » — фольклор, мифология, религия — являются проекцией «основной личностной структуры «, ее порождением. (Заметим в скобках, что понятие «институция » определялось Кардинером следующим, операционально удобным способом: как средство с помощью которого на индивид, в процессе его роста и развития, оказывается определенной влияние.)

Структурообразующим стержнем общества или культуры (поскольку до сороковых годов Кардинер прилагал свою теорию только к племенам, существовавшим достаточно изолированно, в его теории подразумевалось, что понятия общества и культура синонимичны) оказывается у Кардинера не тема или этос, как у Рут Бенедикт, а психологический склад личности, характерный для данного общества и обусловливающий все поведенческие особенности членов общества. По мнению Кардинера, в каждом обществе есть один доминирующий тип личности, который может быть выявлен с помощью психологических и психотерапевтических методик и который определяет все культурные проявления общества. В основании идей Кардинера лежало предположение о том, что наличие в том или ином обществе, в той или иной культуре «основной личностной структуры «, присущей в большей или меньшей степени всем членам данного общества, объясняется тем, что на ее формирование влияет единая культурная практика. Ведь модели семейной организации, ухода за младенцами, воспитания детей, представляющие собой «первичные общественные институции «, по мнению Кардинера, различны для разных культур, и относительно единообразны в рамках одной культуры, а потому способствуют выработке схожих психологических черт у всех членов того или иного общества. Так в частности, дети в одном обществе испытывают одни и те же психологические травмы, поскольку растут в пределах единой системы «первичных общественных институций «, а потому все члены данной культуры имеют приблизительно одни и те же психологические комплексы.

Адаптируясь к этим «первичным общественным институциям «, человеческая психика получает специфическую коррекцию, особым образом деформируется ее психологическая структура, ее эгоструктура. Результат этой деформации и является «основной личностной структурой » данного общества.

«Вторичные социальные институции » — то есть мифология, искусство, фольклор, политические учреждения, экономическая система — это результат попыток индивида компенсировать полученные им в раннем детстве травмы. Поскольку у всех эти травмы примерно сходны, то сходны и модели их компенсации, а это определяет, в частности стиль культуры данного народа.

Иерархическая система основной личностной структуры

Иерархическая система основной личностной структуры может быть представлена следующим образом.

1. Проекивные системы, основанные на бессознательном опыте. К этой категории относится система психологической защиты индивида и система его «суперэго «.

2. Выученные нормы, относящиеся к допустимым моделям проявления импульсов.

3. Выученная система моделей деятельности.

4. Система табу, воспринятая как часть реального мира.

5. Реальность, воспринятая чисто эмпирическим путем.

Первый уровень «основной личностной структуры » (проективная система) вполне бессознателен и может проявляться только посредством трансфера бессознательного комплекса на реальный объект. Эти проективные системы мало подвержены трансформации, если только не подвергается трансформации сама та институция, которая послужила для них основанием. Последний, пятый, уровень «основной личностной структуры » (эмпирический опыт личности) вполне сознателен и может меняться в зависимости от обстоятельств. Остальные группы находятся как бы посередине между этими двумя комплексами личностных характеристик.

То что обычно называют ценностной системой, не относится ни к одному из вышеперечисленных уровней, а как бы дробится между ними. Часть ценностей относятся к области идеалов — например, «честность «; другие — вытекать из образов, связанных с деятельностью, и, следовательно, являются результатом научения — например, «чистоплотность «. Третьи — вытекают из социальных комплексов, которым приписывается высокое значение в одни периоды, а в другие периоды они игнорировались вовсе. Такова ценность «свободы «, которую невозможно определить в абсолютных терминах, а только по отношению к тем или иным условиям. Разные общества имеют разные концепции свободы. Вопрос об идеологиях связан с теми же трудностями, что и вопрос о ценностях. Идеология соотнесена с проективными системами и по сути является рационализацией бессознательного опыта.

Проективная система личности

Понятию «проекция «, использовавшемуся Фрейдом и другими аналитиками, Кардинер придавал особое значения. Сам Фрейд определял проекцию как защитный процесс, посредством которого «эго » приписывало свои собственные побуждения и чувства другим личностям или объектам и таким образом была способна оставаться сознательно не осознающей их. Фрейд писал: «Проекция не создается специально с целью зашиты, она возникает вне зависимости от конфликта. Проекция внутренних ощущений (перцепций) на внешней мир является примитивным механизмом, который в значительной мере определяет наше видение внешнего мира. «[5] Кардинер же под проекцией понимал «общие психосимволические процессы, посредством которых бессознательный материал трансформируются и пропускаются в сознательную область. Это делает возможными взаимоотношения между проективной подсистемой личности и вторичными институциями. Проективная подсистема личности детерминирует, через этот бессознательный механизм, большую часть мотиваций участии индивида во вторичных институцияах его культуры. «[6]

Формирование «проективной системы » Кардинер описывает следующим образом. Исходный опыт, который определяет восприятие и эмоциональным образом направляет интенции (интересы) личности, обобщается и начинает выступать в качестве внешней объективированной реальности. Эта реальность влияет на поведение человека, вызывает в нем страх перед определенными поступками. В качестве реакции на это, в рамках проективной системы человек приписывает себе определенные качества, в результате чего страхи становятся преодолимыми. Затем следует рационализация, в результате которой создается система, внутри которой страхи как бы психологически снимаются.

Человек живет одновременно и в проективной, и в объективной реальности. При этом уровень противостояния этих двух систем может быть очень высок и вызывать в целом невротическое состояние общества. Все общества имеет институциональные модели, которые основываются одновременно и на проективных, и на рациональных системах. Нет культуры, которая бы доминировала только в одной из них: вопрос в мере их расхождения или в мере их совместимости друг с другом, в том, насколько они составляют понятия, раздробляющие психологическую реальность.[7]

Методика полевых исследований

На основании своей концепции Кардинер попытался организовать сравнительные исследования общественных институций и типов личности различных культурах, а также исследования процессов социальных изменений, соотнося последние с личностными изменениями членов культуры. Эти изменения, в свою очередь, по мнению Кардинера, являются следствием изменения первичных общественных институций, например, практики пеленания младенцев. Он утверждал, что изменение хотя бы одной из первичных общественных институций, вызовет изменение структуры личности, доминирующей в данной культуре.[8]

Такая личностноопосредованная взаимосвязь между первичными и вторичными институциями называются «интеграциональными сериями «. Идентификация «интеграциональных серий » являлась главной проблемой полевых исследований Кардинера. Для изучаемой культуры он предлагает параллельно использовать три независимые теоретические процедуры: клинический анализ этнографического материала с целью выявить содержание проективных подсистем личности; анализ «вторичных институций » также с целью выяснить содержание проективных подсистем личности; наконец, интерпритация специалистамипсихиаторами протоколов проективного тестирования (типичным было использование теста Роршаха), собранных этнографом, с целью получить заключения относительно личностей испытуемых. Если результаты трех независимых заключений оказывались согласованными, и если, кроме того, содержание тестов могли рассматриваться как продукты «интеграциональных серий «, то концепция основной личностной структуры для изучаемой культуры считалась обоснованной.

Несмотря на усилия Кардинера и немалого числа его единомышленников — этнологов и психологов — существование непосредственной связи между практикой детского воспитания и структурой личности доказать не удалось, и сама эта связь в конце концов была поставлена под сомнение. «Возможно, — замечают Рудольф и Феликс Кисинги, — обучение культуре протекает не столько в рамках воспитательной практики, сколько вопреки ей «, и уж во всяком случае очевидно, что «последующие ступени образования не просто добавляют какоето новое содержание в уже заданную структуру психологического типа обучающихся, но изменяют саму эту структуру «[9]. Возможно также, что исследователи переоценили пластичность личностной структуры и сходство детского опыта даже при одной и той же воспитательной практике, но «основная личностная структура » осталась абстрактным понятием. Тем более, что общепринятого метода фиксации «основной личностной структуры » не существовало (процедура, предложенная Кардинером была слишком громозкой), и антропологи, «пытаясь описать типичные личностные структуры, излагали в действительности свои личные впечатления «.[10]

В рамках психологической антропологии была высказана идея, усвоенная этнопсихологией, психологические особенности, характерные для членов той или иной культуры касаются, в частности, бессознательных комплексов, присущих каждому из членов общества и сформировавшихся в процессе социализации. Эти бессознательные комплексы влияют как на поведение человека, так и на характер восприятия человеком окружающего его мира. Более того, они требуют себе определенного противовеса, компенсации в рамках той культурной системы, в которых находится человек. Однако историческая этнология не проводит непосредственной связи между потребностью человека в психологической компенсацией с фольклором, мифологией и, тем более, религией. Она предлагает иную концепцию психологической компенсации человеком и человеческим коллективом травмирующего воздействия внешней среды. Этнопсихология отрицает наличие в какойлибо этнической культуре «модальной личностной структуры «, ставит под сомнение исключительное значение для формирования личности ранней социализации и принципиально исключает саму возможность существования в рамках какой бы то ни было культуры единой системы «первичных общественных институций «, поскольку отрицает гомогенность культуры, рассматривает последнюю как меняющуюся с течением времени и предстающую в рамках одного и того же общества в один и тот же период в разных модификациях. Для энопсихологии особую важность имеет то, что в трудах Кардинера на примере формирование «проективной системы » впервые было показано действие психологических защитных механизмов не применительно к индивиду, а применительно к обществу. Представление о «проективной системе » Кардинера приближается к тому, что в последствии именовалось в антропологии и этнопсихологии «этнической картиной мира » — а это, в свою очередь одно из важнейших понятий этнопсихологии.

— История психологической антропологии —

[1] Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character: the Study of Madal Personality and Sotiocultural System. In: G. Lindzey, E. Aronson (eds.) The Handbook of Sotial Psuchology. Reading, Mass, Menlo Pork, Calif., L.: 1969, vol. 4, р. 425.

[2] Kardiner A. Phycyological Frontier of Society. New York: Columbia University Press, 1939.

[3] Kardiner A. and Lipton R. The Individual and His Society. New York: Columbia University Press, 1945.

[4] Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character: the Study of Madal Personality and Sotiocultural System. In: G. Lindzey, E. Aronson (eds.) The Handbook of Sotial Psuchology. Reading, Mass, Menlo Pork, Calif., L.: 1969, vol. 4, р. 432.

[5] Freud, Sigmund. Totem and Taboo. In: Brill, A. A. (ed.), Basic Writings of Sigmund Freud. New York: Modern Library, 1938, p. 857.

[6] Steven Piker. Classical Culture and Personality. In: Handbook of Psychological Anthropology. Philip K. Bock (ed.) Westport, ConnecticutLondon; Greenwood Press, 1994, р. 10.

[7] Kardiner A. Психологические границы общества.

[8] Kardiner A. and Lipton R. The Individual and His Society. New York: Columbia University Press, 1945.

[9] Keesing R. M. and Keesing F. M. New Perspectives in Cultural Anthropology. New York etc.: Holt, Rinehant and Winston, Inc., 1971, р. 340.

[10] Kottak C. Ph. Cultural Anthropology. New York: Random Hause, 1982, р. 229.

hr-portal.ru

КАРДИНЕР (Kardiner) Абрам это кто такой КАРДИНЕР (Kardiner) Абрам — Психология.НЭС

КАРДИНЕР (Kardiner) Абрам

(1891— 1981) — американский психиатр, этнолог, психоаналитик и социолог. Д-р наук. В 1921—1922 гг. прошел курс дидактического психоанализа у 3. Фрейда и работал с ним в Вене. По возвращении в Нью-Йорк начал практиковать психоанализ. Сотрудничал с К. Оберндорфом. Был членом Нью-Йоркского психоаналитического общества. Входил в группу лидеров Ассоциации психоаналитической медицины Колумбийского ун-та, в котором первым начал подготовку врачей-психоаналитиков. В 1933 г. организовал семинар по социологическим работам 3. Фрейда. Совместно с антропологом Ральфом Линто-ном исследовал особенности психики и личности людей, принадлежащих к различным этническим, расовым и культурным группам. Разработал психодинамическое понимание национального характера. Изучал положение негров в системе американской демократии, проблемы агрессивности, воспитания,религии,травматические неврозы военного времени (1941), адаптационные возможности личностных структур и др. Первым предложил осуществить интеграцию психоанализа и антропологии на основе эгопси-хологии и ее понятийного аппарата. Особое внимание уделял исследованию проблем личности, общества и культуры. В развитии собственных представлений исходил из психоаналитического понимания природы, структуры и формирования личности. В дальнейшем осуществил его культурологическую и социологическую модернизацию. Считал, что формирование личности осуществляется под влиянием культуры и различных социальных институтов, развитие которых, в свою очередь, обусловливается географическими, экономическими,этническими и др. факторами. Создал концепцию базисной структуры личности. Полагал, что базисная структура личности и типичные черты группового характера, свойственные всем индивидам данной культуры или субкультуры, являются продуктом специфического способа воспитания людей (в особенности в период детства). Считал, что понятие базисная структура личности является эффективным операциональным инструментом анализа в социальных науках. На основе психоаналитически ориентированного сравнительного анализа культур пришел к выводу, что культурное развитие в значительной мере определяется используемыми обществом методами выживания и самосохранения. Установил и продемонстрировал связь между религией и детскими переживаниями. Считал, что в каждой конкретной культуре религиозные системы представляют собой своеобразный слепок с переживаний ребенка, связанных с родительским воспитанием. Отмечал, что при наличии относительной универсальности понятия божества, способы, при помощи которых люди домогаются божественной помощи, изменяются в зависимости от специфики детских переживаний и особых жизненных целей, определяемых обществом. В связи с культурологической и социологической акцентировкой психоаналитически ориентированных концепций К. иногда относят к лидерам неофрейдизма. Автор книг Индивид и его общество (1939), Психологические границы общества (1945) и др. В. И. Овчаренко

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

КАРДИНЕР Абрам

(1891-1981) — американский психиатр и культуролог, глава этнопсихологической школы (см.) в американской этнографии, автор известных трудов «Индивид и общество» (1945), «Психологические границы общества» (1946). К. является основателем признанной на Западе концепции, согласно которой национальная культура оказывает сильное влияние на развитие этнических групп и отдельных их представителей, иерархию их ценностей, формы общения и поведения. Он ввел в научный обиход понятие «базисной личности» (см. «Базисной (модальной) личности теория») в этнопсихологии. К. подчеркивал, что в формировании этой личности решающую роль играют механизмы, названные им «проективными системами». Последние проявляются в результате отражения в сознании людей первичных жизненных влечений, связанных с потребностью в жилье, пище, одежде и т. д. Отличие культур и общностей друг от друга К. видел в степени господства «проективных систем», во взаимоотношении их с так называемыми системами «внешней реальности». Исследуя влияние, например, европейской культуры на развитие личности, он пришел к выводу, что длительная эмоциональная забота матери, жесткая сексуальная дисциплина европейцев формируют в человеке пассивность, безразличие, интровертность 1, неспособность адаптироваться в природной и социальной среде и другие качества. В определенных своих теоретических обобщениях К. пришел в окончательном итоге к идее культурного релятивизма, психологической несовместимости представителей отдельных культур.

Оцените определение:

Источник: Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c

vocabulary.ru

КАРДИНЕР — это… Что такое КАРДИНЕР?

        (Kardiner) Абрам (1891-1981) – амер. психиатр и психоаналитик. Получил мед. образование в Нью-Йорке; в 1917 защитил докт. дис. по медицине в Корнеллском ун-те. В 1921-22 изучал психоанализ у Фрейда. Работал в Психоаналитич. ин-те в Нью-Йорке (1922-44), преподавал психиатрию в Корнелл. ун-те (1923-29). Работал в Колумбийском ун-те (1929-61); в 1955-61 заведовал психоаналитич. клиникой. В 1961-68 — проф. ун-та Эмори в шт. Атланта.         В 1922-44 К. проводил в Психоаналитическом ин-те семинары, посвященные проблеме взаимодействия культуры и личности в разных обществах, в к-рых принимали участие ведущие антропологи того времени (Линтон, Дюбуа, Бенедикт, Бунзель и Др.). По рез-там работы этих семинаров изданы книги “Индивид и его об-во” (1939) и “Психол. границы об-ва” (1945), в к-рых была разработана концепция “базисных типов личности” — одна из первых серьезных попыток применения психоанализа в области антропологии. Под базисным типом личности понималась совокупность склонностей и особых черт характера, свойственных большинству индивидов того или иного об-ва. Каждая культура характеризуется своим особенным типом личности. Структура базисной личности складывается под влиянием доминирующих в данной культуре методов воспитания (“первичных институтов”), определяющих установки индивидов по отношению к таким важным аспектам жизнедеятельности, как сексуальность, агрессия, организация семьи, взаимодействие с другими людьми и т.д. С др. стороны, структура базисной личности благодаря действию “проективных систем” отражается в религии, фольклоре и искусстве (“вторичных институтах”). “Интегративные системы”, входящие в структуру базисной личности, обеспечивают единство и устойчивость культуры, согласованность образующих ее институтов (“первичных” и “вторичных”), конгениальность личности тем природным и культурным условиям, в к-рых она формируется и функционирует. Концепция базисных типов личности сама по себе не была чем-то новым, поскольку продолжала давнюю традицию изучения нац. характера. Новизной отличалась разработанная К. методология выявления базисного типа личности: в ее основу были положены принципы психодинамики, развитые в работах Фрейда; однако К. несколько модифицировал их, поставив в центр своего подхода понятие адаптации. Структура личности рассматривалась как результат адаптации индивида к условиям, в к-рых он родился и вырос; идентичность переживаний раннего детства, определяемая доминирующими в данном об-ве методами воспитания, находит далее выражение в общих чертах характера, свойственных индивидам данного об-ва (базисном типе личности), а также в особенностях религии, мифологии и т.д. Т.о., становилось возможным выявление базисной структуры личности при помощи психодинамич. анализа первичных и вторичных институтов; для такого анализа использовался разнообр. фактич. материал (этногр. отчеты, биографии, рез-ты проективных тестов).         Применение этой методологии было продемонстрировано на примере нескольких “примитивных” культур (команчи, маркизцы, танала, алорцы и др.). В 1946-51 К. опробовал эту методологию на материале совр. амер. об-ва; предметом исследования был базисный тип личности амер. негра. Рез-ты опубликованы в книге “Клеймо угнетения” (1951), написанной совместно с Л. Оувси; в ней выявлены две осн. особенности, характерные для личности амер. негра: заниженная самооценка и агрессивность. Эти две психол. “констелляции”, к-рые тесно связаны друг с другом и образуют “ядро” характера, доминирующее среди чернокожего населения США, объяснялись как рез-т адаптации негров к условиям их жизни в Америке, т.е. условиям бесправия, угнетения и расовой дискриминации. В этой же книге К. рассмотрел и проанализировал разл. превращения, происходящие с агрессивностью вследствие ее вытеснения (пассивность, заискивание, снижение аффективного потенциала, сдерживаемая ярость, ненависть, страх, уступчивость, раздражительность, дерзость и т.д.); анализ паттернов агрессивности имел опр. теор. значение.         Концепция базисных типов личности занимает осн. место в научных изысканиях К. Пик ее известности пришелся на 40-е гг., после чего интерес к ней практически иссяк. Критики этой концепции апеллировали гл. обр. к тому, что она не может быть использована для анализа совр. об-в, обладающих сложной социальной структурой. Понятие “базисная личность” было вытеснено другими понятиями: “нац. характер” (М. Мид), “модальная личность” (К. Дюбуа), “статусная личность” (Р. Линтон). Среди других тем исследований К. — травматич. неврозы у участников войны, соотношение сексуальности и морали и др.

Соч.: The Individual and His Society (with R. Linton). N.Y., 1939; The Traumatic Neuroses of War. N.Y.; L., 1941; The Psychological Frontiers of Society (with R. Linton et al.). N.Y., 1945; War Stress and Neurotic Illness (with H. Spiegel). N.Y., 1947; The Mark of Oppression (with L.Ovesey). N.Y., 1951; Sex and Morality. Indianapolis, 1954; They Studied Man (with E. Preble). Cleveland, 1961; My Analysis with Freud. N.Y., 1977.

В. Г. Николаев

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

dic.academic.ru

КАРДИНЕР — это… Что такое КАРДИНЕР?

КАРДИНЕР(Каrdiner) Абрам (1892-1981) — американский психиатр, этнолог, психоаналитик и социолог. Доктор наук. В 1921-1922 прошел курс дидактического психоанализа у Фрейда и работал с ним в Вене. По возвращении в Нью-Йорк начал практиковать психоанализ. Входил в группу лидеров Ассоциации психоаналитической медицины Колумбийского университета, в котором первым начал подготовку врачей-психоаналитиков. Совместно с антропологом Р. Линтоном исследовал особенности психики и личности людей, принадлежащих к различным этническим, расовым и культурным группам. Разработал психодинамическое понимание национального характера. Изучал положение негров в системе американской демократии, проблемы агрессивности, воспитания, религии, травматические неврозы военного времени (1941), адаптационные возможности личностных структур и др. Первым предложил осуществить интеграцию психоанализа и антропологии на основе эгопсихологии и ее понятийного аппарата. Особое внимание уделял исследованию проблем личности, общества и культуры. В развитии собственных представлений исходил из психоаналитического понимания природы, структуры и формирования личности. В дальнейшем осуществил его культурологическую и социологическую модернизацию. Считал, что формирование личности осуществляется под влиянием культуры и различных социальных институтов, развитие которых в свою очередь обусловливается географическими, экономическими, этническими и др. факторами. Создал концепцию базисной структуры личности. Полагал, что базисная структура личности и типичные черты группового характера, свойственные всем индивидам данной культуры или субкультуры, являются продуктом специфического способа воспитания людей (в особенности в период детства). Считал, что понятие «базисная структура личности» является эффективным операциональным инструментом анализа в социальных науках. На основе психоаналитически ориентированного сравнительного анализа культур пришел к выводу, что культурное развитие в значительной мере определяется используемыми обществом методами выживания и самосохранения. Установил и продемонстрировал связь между религией и детскими переживаниями. Считал, что в каждой конкретной культуре религиозные системы представляют собой своеобразный слепок с переживаний ребенка, связанных с родительским воспитанием. Отмечал, что при наличии относительной универсальности понятия божества, способы, при помощи которых люди домогаются божественной помощи, изменяются в зависимости от специфики детских переживаний и особых жизненных целей, определяемых обществом. В связи с культурологической и социологической акцентировкой психоаналитически ориентированных концепций К. иногда относят к лидерам неофрейдизма. Автор книг «Индивид и его общество» (1939), «Психологические границы общества» (1945) и др.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

dic.academic.ru

Кардинер, Абрам Википедия

Абрам Кардинер (англ. Abram Kardiner; 17 августа 1892, Нью-Йорк — 20 июля 1981, Истон, Коннектикут) — американский антрополог и психоаналитик. Основатель психологической антропологии.

Жизнь

Абрам Кардинер родился в Нью-Йорке, в Нижнем Ист-Сайде в семье эмигрантов. Закончил Городской колледж Нью-Йорка, затем Корнеллскую медицинскую школу. В 1921—1922 годах был студентом-пациентом Зигмунда Фрейда в Вене. Общение с Фрейдом, Отто Ранком и другими психоаналитиками многому его научило, позже Кардинер рассказал об этом опыте в книге воспоминаний «Мой анализ с Фрейдом» (1977).

Был одним из основателей Нью-Йоркского психоаналитического института в 1930 году и добился назначения директором его образовательных программ известного венгерского психоаналитика Радо Шандора. В 1941 году в институте произошёл раскол, Кардинер покинул его. В 1945 году они вместе с Радо и Девидом Леви основали Университетский центр психоаналитических исследований и подготовки при клинике Колумбийского университета. Кардинер был его директором, а с 1957 года — профессором клинической психиатрии Колумбийского университета. Исследовал проблемы посттравматического стрессового расстройства (т. н. «военный невроз»), социальной адаптации. Пришёл к выводу, что развитие «военного невроза» в значительной мере является результатом дезадаптации участников боевых действий в послевоенных условиях. Его исследования легли в основу современной теории социальной травмы. Ближайшим коллегой Кардинера был этнопсихолог и антрополог Ральф Линтон (1893—1953).

Научная деятельность

Абрам Кадинер объединил психоанализ, клиническую психиатрию и культурную антропологию и стал таким образом ключевой фигурой для нескольких научных школ. Его полагают неофрейдистом, однако точнее его подход можно определить как психоаналитическую антропологию (или психологическую антропологию), поскольку он в своей работе широко привлекал материал полевых антропологических исследований. Внёс вклад в формирование школы «культура и личность» (Р. Бенедикт, М. Мид) с концепцией «базовой личности». Его исследования травматического невроза стали основой и для практической клинической работы, и для теоретических разработок. Эта школа, благодаря большому влиянию работ Маргарет Мид, легла в основу сравнительной этнографии детства.

Также Кардинер повлиял своей разработкой проблем адаптации на исследования расовых отношений в США, хотя современные критики указывают на откровенно расистские рассуждения в его анализе «базовой личности» архаичных этносов.

Основные работы

  • Kardiner, Abram. (1939). The individual and his society. New York: Columbia University Press.
  • Kardiner, Abram. (1941). The traumatic neuroses of war. New York: Paul B. Hoeber.
  • Kardiner, Abram.(1945). The psychological frontiers of society. New York: Columbia University Press.
  • Kardiner, Abram; and Spiegel, Herbert. (1947). War, stress and neurotic illness. New York: Paul Hoeber.
  • Kardiner, Abram; and Ovesey, Lionel. (1951). The mark of oppression. New York: W.W. Norton.
  • Kardiner, Abram; Ovesey, Lionel; and Karush, Aaron. (1959). A methodological study of Freudian theory I—IV. In: Journal of Nervous and Mental Diseases, 129 (1), 11-19; 129 (2), 133—143; 129 (3), 207—221; 129 (4), 341—156.

О нём

Примечания

wikiredia.ru

Кардинер, Абрам — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Абрам Кардинер (англ. Abram Kardiner; 17 августа 1892, Нью-Йорк — 20 июля 1981, Истон, Коннектикут) — американский антрополог и психоаналитик. Основатель психологической антропологии.

Жизнь

Абрам Кардинер родился в Нью-Йорке, в Нижнем Ист-Сайде в семье эмигрантов. Закончил Городской колледж Нью-Йорка, затем Корнеллскую медицинскую школу. В 1921—1922 годах был студентом-пациентом Зигмунда Фрейда в Вене. Общение с Фрейдом, Отто Ранком и другими психоаналитиками многому его научило, позже Кардинер рассказал об этом опыте в книге воспоминаний «Мой анализ с Фрейдом» (1977).

Был одним из основателей Нью-Йоркского психоаналитического института в 1930 году и добился назначения директором его образовательных программ известного венгерского психоаналитика Радо Шандора. В 1941 году в институте произошёл раскол, Кардинер покинул его. В 1945 году они вместе с Радо и Девидом Леви основали Университетский центр психоаналитических исследований и подготовки при клинике Колумбийского университета. Кардинер был его директором, а с 1957 года — профессором клинической психиатрии Колумбийского университета. Исследовал проблемы посттравматического стрессового расстройства (т. н. «военный невроз»), социальной адаптации. Пришёл к выводу, что развитие «военного невроза» в значительной мере является результатом дезадаптации участников боевых действий в послевоенных условиях. Его исследования легли в основу современной теории социальной травмы. Ближайшим коллегой Кардинера был этнопсихолог и антрополог Ральф Линтон (1893—1953).

Видео по теме

Научная деятельность

Абрам Кадинер объединил психоанализ, клиническую психиатрию и культурную антропологию и стал таким образом ключевой фигурой для нескольких научных школ. Его полагают неофрейдистом, однако точнее его подход можно определить как психоаналитическую антропологию (или психологическую антропологию), поскольку он в своей работе широко привлекал материал полевых антропологических исследований. Внёс вклад в формирование школы «культура и личность» (Р. Бенедикт, М. Мид) с концепцией «базовой личности». Его исследования травматического невроза стали основой и для практической клинической работы, и для теоретических разработок. Эта школа, благодаря большому влиянию работ Маргарет Мид, легла в основу сравнительной этнографии детства.

Также Кардинер повлиял своей разработкой проблем адаптации на исследования расовых отношений в США, хотя современные критики указывают на откровенно расистские рассуждения в его анализе «базовой личности» архаичных этносов.

Основные работы

  • Kardiner, Abram. (1939). The individual and his society. New York: Columbia University Press.
  • Kardiner, Abram. (1941). The traumatic neuroses of war. New York: Paul B. Hoeber.
  • Kardiner, Abram.(1945). The psychological frontiers of society. New York: Columbia University Press.
  • Kardiner, Abram; and Spiegel, Herbert. (1947). War, stress and neurotic illness. New York: Paul Hoeber.
  • Kardiner, Abram; and Ovesey, Lionel. (1951). The mark of oppression. New York: W.W. Norton.
  • Kardiner, Abram; Ovesey, Lionel; and Karush, Aaron. (1959). A methodological study of Freudian theory I—IV. In: Journal of Nervous and Mental Diseases, 129 (1), 11-19; 129 (2), 133—143; 129 (3), 207—221; 129 (4), 341—156.

О нём

Примечания

wikipedia.green

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *