Каков вклад ученых эпохи возрождения в развитие биологии – ученые эпохи возрождения — HELP ME! Несколько ученых — и их вклад в Биологию во время Эпохи возрождения — 22 ответа

Ответы@Mail.Ru: HELP ME! Несколько ученых

Развитие биологии в Эпоху Возрождения---http://biofile.ru/his/4694.html

Предприимчивый авантюрист и отважный путешественник Марко Поло (1254-1324) обогатил науку массой сведений о растениях, животных и минералах Центральной, Восточной и Южной Азии. Из его сочинений жители Европы впервые узнали о зебу и яке, о белом медведе и соболе, о носороге и гепарде, о диких лошадях и многом другом; истинные рассказы были обильно сдобрены байками, услышанными на восточных базарах. Знакомство с другими странами, нравами и религиями умеряло религиозный пыл, делало людей терпимее к иным мировоззрениям, заставляло критически относиться к догматам католической церкви.

Биология развивалась в университетах на медицинских и философских факультетах. Помимо прохождения систематических курсов при университетах устраивались диспуты, привлекавшие толпы слушателей.

Большой популярностью у молодежи пользовались, например, выступления Альберта Великого (Альберт Больштадский, 1206-1280). Перу Альберта Великого принадлежит многотомное сочинение энциклопедического характера. В нем есть разделы "О растениях" и "О животных"; детальные описания представителей растительного и животного царств во многом заимствованы у ученых Античности, главным образом у Аристотеля.

За животными, равно как и за растениями, закреплялись символические знаки, толкуемые в строго определенном, не терпящем разночтений, смысле. Это во многом определяло их собственно биологическое описание. В мире животных ягнец и единорог — символы Христа; голубь — символ Святого Духа; дракон, змей и медведь — символы дьявола и т. п. В мире растений виноградная лоза — знак Христа; лилия — невинность; кедр — стойкость и т. п.

В этой связи интересен особенный принцип классификации растений и животных в трактате «О поучениях и сходствах вещей» доминиканского монаха Иоанна де Санто Джеминиано из Сиены. Расположение алфавитное, но не по объекту природы, а по символам, которыми служили те или иные растения или животные. Так, сведения о льве — символе мужества, надо было искать на слово «мужество».

otvet.mail.ru

Эпоха Возрождения: Зарождение научной биологии

  •  
      ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Новый величайший переворот в системе культуры происходит в эпоху Возрождения, которая охватывает XIV - начало XVII в. Эпоха Возрождения - эпоха становления капиталистических отношении, первоначального накоплений капитала, восхождения социально-политической роли города, буржуазных классов, складывания абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, ранних буржуазных революций, возрождения античной культуры, возникновения книгопечатания, эпоха титанов мысли и духа.

Социально-исторической предпосылкой культуры Возрождения явилось становление буржуазного индивидуализма, который приходил на смену сословно-иерархической структуре феодальных отношений. Средневековье завершает тот длительный период истории человечества, в ходе которого человек был еще привязан прямыми либо опосредованными узами к коллективу определенного типа. Этот отрыв окончательно осуществился именно в эпоху Возрождения. "Не терпеть нужды и не иметь излишка, не командовать другими и не быть в подчинении - вот моя цель", - писал Ф. Петрарка, выражая этим не только свои личные цели, но и жизнеощущение эпохи . В социально-психологическом плане ренессансный индивидуализм порождал такую особенность образа жизни, которую великий русский мыслитель А.Ф. Лосев называл "субъективистически-индивидуалистической жаждой жизненных ощущений независимо от их религиозных или моральных ценностей". Жизнь на свой страх и риск, предполагающая индивидуализм и самоутверждение личности, возможна только в условиях активно-деятельного отношения к миру.

Зарождение научной биологии

Стихийно-эмпирическое накопление знаний о мире органических явлений длилось тысячелетиями. Но долгое время знания о биологических явлениях не выделялись из общей совокупности знаний о природе в самостоятельную отрасль. Биологические знания излагались вперемешку со знаниями о химических, физических, географических, климатических, метеорологических, социально-исторических явлениях. Специфика биологического объекта просто не фиксировалась, стихийно-эмпирически накапливаясь в основном как побочный продукт деятельности ремесленников, крестьян, путешественников, алхимиков, паломников, купцов, фармацевтов, лекарей и др. Природа выступала как нерасчлененное целое.

В эпоху Возрождения ситуация в сфере познания живого изменилась. Здесь особое место принадлежит XVI в. В истории биологии этот период выделяется как начало глубокого перелома в способах познания живого. Ренессансный гуманизм, пересмотрев представление о месте человека в природе, возвысил роль человека в мире, вплоть до того, что божественность стали рассматривать как один из атрибутов человечности. В человеке видели венец, светоч природы, полагая, что уже в силу одного этого он достоин самого тщательного изучения, внимания и заботы. Отражением главной ориентации той эпохи - ориентации на человека, на совокупность его ближайших потребностей и прежде всего на решение наиболее близких ему медицинских проблем - было быстрое развитие биологического познания. Известный историк естествознания П. Таннери, характеризуя данный период развития биологии, писал: "...История науки в первой половине Х\Т столетия была в сущности только историей медицины"'. В сторону человека развернулась даже алхимия; результатом слияния алхимии с медициной стала ятрохимия. Основоположник ятрохимии Парацельс утверждал, что "настоящие цели алхимии заключаются не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств".

Особенности развития биологии в XVI-XVII вв. во многом определялись практическими потребностями развивавшегося капиталистического хозяйства, прежде всего его аграрного сектора, социально-классовыми потрясениями, ростом влияния материалистической философии на естествознание в целом и биологию в частности, институционализацией научной деятельности. На смену средневековой феодальной упрощенной культурно-бытовой сфере жизнедеятельности приходит буржуазный образ жизни, сформировавшийся в среде городской бюргерской культуры. Его важнейшими атрибутами были, в частности, цветоводство и садоводство. В XV-XVI вв. потребности медицины обусловили появление разного рода травников, а затем и создание "аптекарских садов", которые впоследствии превратились в ботанические сады; широко развивалась практика сбора гербариев. Мир животных тоже становится объектом интереса. В эпоху Возрождения значительно совершенствуется организация коневодства и конных заводов. А при дворах многих европейских правителей создаются даже настоящие зоопарки. На таком фоне повышается интерес к растению и животному как таковому. Как совершенно справедливо отмечал первооткрыватель итальянского Возрождения Я. Буркхард, "всем этим была... создана... благоприятная почва для развития научной зоологии, как и ботаники".

Значительные изменения происходят в способе биологического познания - вырабатываются стандарты, критерии и нормы исследования органического мира. На смену стихийности, спекулятивным домыслам, фантазиям и суевериям постепенно приходит установка на объективное, доказательное, эмпирически обоснованное знание. Благодаря коллективным усилиям ученых многих европейских стран такая установка обеспечила постепенное накопление колоссального фактического материала. Значительную роль в этом процессе сыграли Великие географические открытия, эпоха которых раздвинула мировоззренческий горизонт европейцев - они узнали множество новых биологических, геологических, географических и других явлений. Фауна и флора вновь открытых стран и континентов не только значительно расширили эмпирический базис биологии, но и поставили вопрос о его систематизации.

Огромная описательная накопительная работа, проведенная в XVI-XVII вв. в биологии, имела важные последствия. Во-первых. она вскрыла реальное многообразие растительных и животных форм и наметила общие пути их систематизации. Если в ранних ботанических описаниях (О. Брунфельса, И. Бока, К. Клузиуса и др.) еще отмечается множество непоследовательностей и отсутствуют четкие принципы систематизации и классификации, то уже М. Лобеллий. К. Баугин и особенно А. Цезальпино закладывают программу создания искусственной систематики (получившую свое развитие в работах Ж.Л. Турнефора, искусственная система которого была общепринятой в конце XVII - первой половине XVIII в.), а И. Юнг дает теоретический ориентир на развитие естественной систематики растений, получивший развитие в трудах Р. Моррисона и Дж. Рэя.

В это же время осуществляется и систематизация зоологического материала, прежде всего такими учеными-энциклопедистами, как К. Геснер и У. Альдрованди. Закладываются основы частных отраслей зоологии - энтомологии (Т. Моуфет), орнитологии (П. Белон), ихтиологии (Г. Рондель). Сильнейший импульс развитию зоологии был дан изобретением микроскопа. Обнаружение мира микроорганизмов А. ван Левенгуком оказало поистине революционизирующее влияние на развитие биологии, а Ф. Стелутти одним из первых применил микроскоп для изучения анатомии животных, в частности насекомых.

Во-вторых, накопительная биологическая работа в XVI- XVII вв. значительно расширила сведения о морфологических и анатомических характеристиках организмов. В трудах Р. Гука, Н. Грю, Я. Гельмонта, М. Мальпиги и др. получила развитие анатомия растений, были открыты клеточный и тканевый уровни организации растений, сформулированы первые догадки о роли листьев и солнечного света в питании растений. Установление пола у растений и внедрение экспериментального метода в ботанику - заслуга Р.Я. Камерариуса; садовод Т. Ферчаильд (не позже 1717 г.) создал первый искусственный растительный гибрид (двух видов гвоздики). На основе искусственной гибридизации совершенствовались методы искусственного опыления, закладывались отдаленные предпосылки генетики.

Важной вехой в развитии анатомии стало творчество А. Везалия, исправившего ряд крупных ошибок, укоренившихся в биологии и медицине со времен античности. М. Сервет, павший жертвой протестантского религиозного фанатизма, и У. Гарвей исследовали проблему кровообращения. У. Альдрованди обратился к традиции античной эмбриологии, а его ученик В. Койтер, систематически изучая развитие куриного зародыша, заложил основы методологии экспериментального эмбриологического исследования. Г. Фаллопий и Б. Евстахий проводят сравнение структуры человеческого зародыша и взрослого человека, соединяя тем самым анатомию с эмбриологией. На аристотелевско-телеологической основе формировались первые теоретические концепции в эмбриологии (Фабриций из Аквапенденге). В XVII в. складывается синтез анатомии и физиологии, возникает предпосылки структурно-функционального подхода (Г. Азелли, Ж. Покэ, Ф. Глиссон, Р. дс Грааф и др.)

В-третьих, важным следствием развития биологии явилось формирование научной методологии и методики исследования живого. Поиски рациональной, эффективной методологии привели к стремлению использовать в биологии методы точных наук - математики, механики, физики и химии. Сформировались даже целые направления в биологии - иатромеханика, иатрофизика и иатрохимия. В русле этих направлений были получены отдельные конструктивные результаты. Так, например, Дж. Борелли подчеркивал важную роль нервов в осуществлении движения, а Дж. Майов одним из первых провел аналогию между дыханием и горением. Значительный вклад в совершенствование тонкой методики анатомического исследования внес Я. Сваммердам.

В-четвертых, следствием накопительной работы является развитие теоретического компонента биологического познания - выработка понятий, категорий, методологических установок, создание первых теоретических концепций, призванных объяснить фундаментальные характеристики живого. Прежде всего это касалось природы индивидуального развития организма, в объяснении которой сложилось два противоположных направления - преформизм и эпигенез.

Преформисты (Дж. Ароматари, Я.Сваммердам, А. ван Левенгук, Г.В. Лейбниц, Н. Мальбранш и др.) исходили из того, что в зародышевой клетке уже содержатся все структуры взрослого многоклеточного организма, потому процесс онтогенеза сводится лишь к количественному росту всех предобразованных зачатков органов и тканей Преформизм существовал в двух разновидностях:

овистической, в соответствии с которой будущий взрослый организм предобразован в яйце (Я. Сваммердам, А. Валлисниери и др.), и анималькулистской, сторонники которой полагали, что будущий взрослый организм предобразован в сперматозоидах (А. ван Левенгук, Н. Гартсекер, И. Либеркюн и др.).

Уходящая своими корнями в аристотелизм, теория эпигенеза (У. Гарвей, Р. Декарт, пытавшийся построить эмбриологию, изложенную и доказанную геометрическим путем, и др.) полностью отрицала какую бы то ни было предопределенность развития организма и отстаивала точку зрения, в соответствии с которой развитие структур и функций организма определяется воздействием внешних факторов на непреформированную зародышевую клетку. Борьба между этими направлениями была острой, длительной, велась с переменным успехом. Каждое направление обосновывало свою позицию не только эмпирическими, но и философскими соображениями (так, преформизм хорошо согласовывался с креационизмом: Бог создал мир со всеми населяющими его существами, как теми, которые были и есть, так и теми, которые еще только появятся в будущем),

В целом же биология в XVI-XVII вв. была в зачаточном состоянии; растительный и животный миры были исследованы лишь в самых грубых чертах, биологические объяснения носили чисто механический и поверхностный характер Биологическое познание еще не выработало в это время своей собственной системы методологических установок

www.examen.ru

Эпоха Возрождения: Зарождение научной биологии

Эпоха Возрождения: Зарождение научной биологии

 

ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Новый величайший переворот в системе культуры происходит в эпоху Возрождения, которая охватывает XIV — начало XVII в. Эпоха Возрождения — эпоха становления капиталистических отношении, первоначального накоплений капитала, восхождения социально-политической роли города, буржуазных классов, складывания абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, ранних буржуазных революций, возрождения античной культуры, возникновения книгопечатания, эпоха титанов мысли и духа.

Социально-исторической предпосылкой культуры Возрождения явилось становление буржуазного индивидуализма, который приходил на смену сословно-иерархической структуре феодальных отношений. Средневековье завершает тот длительный период истории человечества, в ходе которого человек был еще привязан прямыми либо опосредованными узами к коллективу определенного типа. Этот отрыв окончательно осуществился именно в эпоху Возрождения. “Не терпеть нужды и не иметь излишка, не командовать другими и не быть в подчинении — вот моя цель”, — писал Ф. Петрарка, выражая этим не только свои личные цели, но и жизнеощущение эпохи . В социально-психологическом плане ренессансный индивидуализм порождал такую особенность образа жизни, которую великий русский мыслитель А.Ф. Лосев называл “субъективистически-индивидуалистической жаждой жизненных ощущений независимо от их религиозных или моральных ценностей”. Жизнь на свой страх и риск, предполагающая индивидуализм и самоутверждение личности, возможна только в условиях активно-деятельного отношения к миру.

Зарождение научной биологии

Стихийно-эмпирическое накопление знаний о мире органических явлений длилось тысячелетиями. Но долгое время знания о биологических явлениях не выделялись из общей совокупности знаний о природе в самостоятельную отрасль. Биологические знания излагались вперемешку со знаниями о химических, физических, географических, климатических, метеорологических, социально-исторических явлениях. Специфика биологического объекта просто не фиксировалась, стихийно-эмпирически накапливаясь в основном как побочный продукт деятельности ремесленников, крестьян, путешественников, алхимиков, паломников, купцов, фармацевтов, лекарей и др. Природа выступала как нерасчлененное целое.

В эпоху Возрождения ситуация в сфере познания живого изменилась. Здесь особое место принадлежит XVI в. В истории биологии этот период выделяется как начало глубокого перелома в способах познания живого. Ренессансный гуманизм, пересмотрев представление о месте человека в природе, возвысил роль человека в мире, вплоть до того, что божественность стали рассматривать как один из атрибутов человечности. В человеке видели венец, светоч природы, полагая, что уже в силу одного этого он достоин самого тщательного изучения, внимания и заботы. Отражением главной ориентации той эпохи — ориентации на человека, на совокупность его ближайших потребностей и прежде всего на решение наиболее близких ему медицинских проблем — было быстрое развитие биологического познания. Известный историк естествознания П. Таннери, характеризуя данный период развития биологии, писал: “...История науки в первой половине Х\Т столетия была в сущности только историей медицины”'. В сторону человека развернулась даже алхимия; результатом слияния алхимии с медициной стала ятрохимия. Основоположник ятрохимии Парацельс утверждал, что “настоящие цели алхимии заключаются не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств”.

Особенности развития биологии в XVI—XVII вв. во многом определялись практическими потребностями развивавшегося капиталистического хозяйства, прежде всего его аграрного сектора, социально-классовыми потрясениями, ростом влияния материалистической философии на естествознание в целом и биологию в частности, институционализацией научной деятельности. На смену средневековой феодальной упрощенной культурно-бытовой сфере жизнедеятельности приходит буржуазный образ жизни, сформировавшийся в среде городской бюргерской культуры. Его важнейшими атрибутами были, в частности, цветоводство и садоводство. В XV—XVI вв. потребности медицины обусловили появление разного рода травников, а затем и создание “аптекарских садов”, которые впоследствии превратились в ботанические сады; широко развивалась практика сбора гербариев. Мир животных тоже становится объектом интереса. В эпоху Возрождения значительно совершенствуется организация коневодства и конных заводов. А при дворах многих европейских правителей создаются даже настоящие зоопарки. На таком фоне повышается интерес к растению и животному как таковому. Как совершенно справедливо отмечал первооткрыватель итальянского Возрождения Я. Буркхард, “всем этим была... создана... благоприятная почва для развития научной зоологии, как и ботаники”.

Значительные изменения происходят в способе биологического познания — вырабатываются стандарты, критерии и нормы исследования органического мира. На смену стихийности, спекулятивным домыслам, фантазиям и суевериям постепенно приходит установка на объективное, доказательное, эмпирически обоснованное знание. Благодаря коллективным усилиям ученых многих европейских стран такая установка обеспечила постепенное накопление колоссального фактического материала. Значительную роль в этом процессе сыграли Великие географические открытия, эпоха которых раздвинула мировоззренческий горизонт европейцев — они узнали множество новых биологических, геологических, географических и других явлений. Фауна и флора вновь открытых стран и континентов не только значительно расширили эмпирический базис биологии, но и поставили вопрос о его систематизации.

Огромная описательная накопительная работа, проведенная в XVI—XVII вв. в биологии, имела важные последствия. Во-первых. она вскрыла реальное многообразие растительных и животных форм и наметила общие пути их систематизации. Если в ранних ботанических описаниях (О. Брунфельса, И. Бока, К. Клузиуса и др.) еще отмечается множество непоследовательностей и отсутствуют четкие принципы систематизации и классификации, то уже М. Лобеллий. К. Баугин и особенно А. Цезальпино закладывают программу создания искусственной систематики (получившую свое развитие в работах Ж.Л. Турнефора, искусственная система которого была общепринятой в конце XVII — первой половине XVIII в.), а И. Юнг дает теоретический ориентир на развитие естественной систематики растений, получивший развитие в трудах Р. Моррисона и Дж. Рэя.

В это же время осуществляется и систематизация зоологического материала, прежде всего такими учеными-энциклопедистами, как К. Геснер и У. Альдрованди. Закладываются основы частных отраслей зоологии — энтомологии (Т. Моуфет), орнитологии (П. Белон), ихтиологии (Г. Рондель). Сильнейший импульс развитию зоологии был дан изобретением микроскопа. Обнаружение мира микроорганизмов А. ван Левенгуком оказало поистине революционизирующее влияние на развитие биологии, а Ф. Стелутти одним из первых применил микроскоп для изучения анатомии животных, в частности насекомых.

Во-вторых, накопительная биологическая работа в XVI— XVII вв. значительно расширила сведения о морфологических и анатомических характеристиках организмов. В трудах Р. Гука, Н. Грю, Я. Гельмонта, М. Мальпиги и др. получила развитие анатомия растений, были открыты клеточный и тканевый уровни организации растений, сформулированы первые догадки о роли листьев и солнечного света в питании растений. Установление пола у растений и внедрение экспериментального метода в ботанику — заслуга Р.Я. Камерариуса; садовод Т. Ферчаильд (не позже 1717 г.) создал первый искусственный растительный гибрид (двух видов гвоздики). На основе искусственной гибридизации совершенствовались методы искусственного опыления, закладывались отдаленные предпосылки генетики.

Важной вехой в развитии анатомии стало творчество А. Везалия, исправившего ряд крупных ошибок, укоренившихся в биологии и медицине со времен античности. М. Сервет, павший жертвой протестантского религиозного фанатизма, и У. Гарвей исследовали проблему кровообращения. У. Альдрованди обратился к традиции античной эмбриологии, а его ученик В. Койтер, систематически изучая развитие куриного зародыша, заложил основы методологии экспериментального эмбриологического исследования. Г. Фаллопий и Б. Евстахий проводят сравнение структуры человеческого зародыша и взрослого человека, соединяя тем самым анатомию с эмбриологией. На аристотелевско-телеологической основе формировались первые теоретические концепции в эмбриологии (Фабриций из Аквапенденге). В XVII в. складывается синтез анатомии и физиологии, возникает предпосылки структурно-функционального подхода (Г. Азелли, Ж. Покэ, Ф. Глиссон, Р. дс Грааф и др.)

В-третьих, важным следствием развития биологии явилось формирование научной методологии и методики исследования живого. Поиски рациональной, эффективной методологии привели к стремлению использовать в биологии методы точных наук — математики, механики, физики и химии. Сформировались даже целые направления в биологии — иатромеханика, иатрофизика и иатрохимия. В русле этих направлений были получены отдельные конструктивные результаты. Так, например, Дж. Борелли подчеркивал важную роль нервов в осуществлении движения, а Дж. Майов одним из первых провел аналогию между дыханием и горением. Значительный вклад в совершенствование тонкой методики анатомического исследования внес Я. Сваммердам.

В-четвертых, следствием накопительной работы является развитие теоретического компонента биологического познания — выработка понятий, категорий, методологических установок, создание первых теоретических концепций, призванных объяснить фундаментальные характеристики живого. Прежде всего это касалось природы индивидуального развития организма, в объяснении которой сложилось два противоположных направления — преформизм и эпигенез.

Преформисты (Дж. Ароматари, Я.Сваммердам, А. ван Левенгук, Г.В. Лейбниц, Н. Мальбранш и др.) исходили из того, что в зародышевой клетке уже содержатся все структуры взрослого многоклеточного организма, потому процесс онтогенеза сводится лишь к количественному росту всех предобразованных зачатков органов и тканей Преформизм существовал в двух разновидностях: овистической, в соответствии с которой будущий взрослый организм предобразован в яйце (Я. Сваммердам, А. Валлисниери и др.), и анималькулистской, сторонники которой полагали, что будущий взрослый организм предобразован в сперматозоидах (А. ван Левенгук, Н. Гартсекер, И. Либеркюн и др.).

Уходящая своими корнями в аристотелизм, теория эпигенеза (У. Гарвей, Р. Декарт, пытавшийся построить эмбриологию, изложенную и доказанную геометрическим путем, и др.) полностью отрицала какую бы то ни было предопределенность развития организма и отстаивала точку зрения, в соответствии с которой развитие структур и функций организма определяется воздействием внешних факторов на непреформированную зародышевую клетку. Борьба между этими направлениями была острой, длительной, велась с переменным успехом. Каждое направление обосновывало свою позицию не только эмпирическими, но и философскими соображениями (так, преформизм хорошо согласовывался с креационизмом: Бог создал мир со всеми населяющими его существами, как теми, которые были и есть, так и теми, которые еще только появятся в будущем),

В целом же биология в XVI—XVII вв. была в зачаточном состоянии; растительный и животный миры были исследованы лишь в самых грубых чертах, биологические объяснения носили чисто механический и поверхностный характер Биологическое познание еще не выработало в это время своей собственной системы методологических установок

sbio.info

Развитие биологии в Эпоху Возрождения

Тысячелетие европейского Средневековья было неоднородно по своей структуре. Обстановка постепенно менялась, в недрах Средних веков зрели ростки Возрождения. Эпоха активной географической экспансии еще была впереди. Но первые ласточки Эпохи Великих географических открытий — купцы, путешественники, миссионеры — уже начали знакомство средневекового европейца с экзотическими странами.

Предприимчивый авантюрист и отважный путешественник Марко Поло (1254-1324) обогатил науку массой сведений о растениях, животных и минералах Центральной, Восточной и Южной Азии. Из его сочинений жители Европы впервые узнали о зебу и яке, о белом медведе и соболе, о носороге и гепарде, о диких лошадях и многом другом; истинные рассказы были обильно сдобрены байками, услышанными на восточных базарах. Знакомство с другими странами, нравами и религиями умеряло религиозный пыл, делало людей терпимее к иным мировоззрениям, заставляло критически относиться к догматам католической церкви.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) знаменуется подъемом науки и искусства, возрастает интерес к культурному наследию античности. Увлечение людей искусства красотой и гармонией человеческого тела дало толчок развитию анатомии. Этот период получил также название "Эпохи великих географических открытий". Многочисленные путешествия в дальние страны познакомили европейцев с фауной и флорой Земли. Зарождаются и начинают развиваться отдельные отрасли биологии.

Во времена Возрождения под гуманистом подразумевался энтузиаст изучения классики, который писал трактаты по греческой и латинской литературе и философии.

XIV-XVI века в Италии, XV-XVI вв. в других европейских странах получили название эпохи Возрождения — Ренессанса. В этот период было воскрешено лучшее из культурного достояния античного мира. Разрушаются каноны догматического мышления Средневековья. Развертывается напряженная борьба против сковывающей человеческий разум духовной диктатуры церкви. Творчество деятелей Ренессанса, проникнутое идеями гуманизма, утверждает безграничные возможности человека, его воли и разума, красоту и гармонию действительности, цельность и стройную закономерность мироздания. Постепенно уходят в прошлое географическая разобщенность и феодальная раздробленность — столь яркие черты времен Средневековья. Ученые умы эпохи Возрождения получают возможность обмениваться знаниями.

В середине XV в. в Италии, Голландии, Франции, Германии появляется книгопечатанье. Тем самым создаются предпосылки для аккумуляции знаний и широкого распространения научных идей. Строится и расширяется ряд крупных государственных библиотек.
В XVI-XVIII вв. возникают организационные предпосылки для развития естествознания. Увеличивается число научных учреждений и обществ. По-прежнему растет количество университетов, но многие из них в рассматриваемую эпоху занимают консервативные позиции. В конце XVI — начале XVII вв. сначала в Италии, затем и в других европейских странах организуются научные учреждения нового типа — Академии наук.

Бурный процесс возрождения испытывают все отрасли естествознания. Успехи физики, химии, географии, астрономии прямо и опосредованно сказываются на прогрессе биологических исследований. Биологи используют вновь появившиеся микроскоп, термометр, барометр и другие приборы. Усовершенствование компаса и морских карт, создание каравелл и утверждение идеи о шарообразности Земли делают возможным резкое увеличение числа морских путешествий, которые, в свою очередь, порождают огромное количество географических открытий.
Человек, запертый в стенах средневекового города, знакомый с природой лишь по окрестностям старейших университетов Европы, вынужден был довольствоваться скудным фактическим материалом. Фауна и флора Европы не слишком разнообразны. Эпоха Великих географических открытий (середина XV — середина XVII в.) познакомила европейцев с поразительным многообразием жизни в тропиках. Богатство животного и растительного мира Америки и Австралии позволило обнаружить переходные формы между разными группами живых существ, что способствовало появлению идей трансформизма.

Эпоха Возрождения подготовила научную революцию XVI-XVII вв. Начиная с Ренессанса можно уже не просто говорить о биологии как самостоятельной науке с собственной методологией, появляются и начинают активно развиваться ее дочерние подразделения — отрасли биологии.

Биология развивалась в университетах на медицинских и философских факультетах. Помимо прохождения систематических курсов при университетах устраивались диспуты, привлекавшие толпы слушателей.

Большой популярностью у молодежи пользовались, например, выступления Альберта Великого (Альберт Больштадский, 1206-1280). Перу Альберта Великого принадлежит многотомное сочинение энциклопедического характера. В нем есть разделы "О растениях" и "О животных"; детальные описания представителей растительного и животного царств во многом заимствованы у ученых Античности, главным образом у Аристотеля.

В отличие от современного ученого, ученый из средневековья не мог описывать природу без привлечения религиозного толкования наблюдаемым явлениям и описаниям. Так, уши, по словам Венсана де Боье, предназначены воспринимать слова людей, глаза же, воспринимать творение Божье. Соответственно этим задачам, глаза расположены спереди, а уши по бокам, как бы обозначая то, что наше внимание должно быть прежде всего обращено на Бога, и лишь потом на ближнего.

За животными, равно как и за растениями, закреплялись символические знаки, толкуемые в строго определенном, не терпящем разночтений, смысле. Это во многом определяло их собственно биологическое описание. В мире животных ягнец и единорог — символы Христа; голубь — символ Святого Духа; дракон, змей и медведь — символы дьявола и т.п. В мире растений виноградная лоза — знак Христа; лилия — невинность; кедр — стойкость и т.п.

В этой связи интересен особенный принцип классификации растений и животных в трактате «О поучениях и сходствах вещей» доминиканского монаха Иоанна де Санто Джеминиано из Сиены. Расположение алфавитное, но не по объекту природы, а по символам, которыми служили те или иные растения или животные. Так, сведения о льве — символе мужества, надо было искать на слово «мужество».

Источниками сведений не только о химических, но и о биологических знаниях могут служить алхимические трактаты. Алхимики оперировали не только с объектами минерального царства, но и с растительными и животными объектами. «Книга растений» знаменитого алхимика XV столетия Иоанна Исаака Голланда представляет значительный интерес как своеобразный алхимический свод биологических знаний. Изучая процессы гниения, брожения, алхимики знакомились с химическим составом растительного вещества.

В связи с врачеванием к изучению животных и растений допускалось иное, порой чисто практическое отношение. Лечебные действия трав и минеральных веществ становились предметом специального интереса монахов, натуралистов и врачевателей позднего средневековья. Однако эти работы носили лиь описательный характер. Так «Травник из Гланстобери» (первая половина X в.), содержал подробное описание лекарственных растений, труд лондонского врача Эдварда Уоттона «О различии животных» и, наконец, один из первых трудов по описательной энтомологии (XVI в.) лондонского врача Моуфета, не содержали сколько-нибудь существенных теоретических обобщений, а рассматривали представителей растений и животных только с позиций надобности для человека.

В пору зрелого средневековья пробудился заметный интерес к природе. Однако, этот интерес наблюдался не в области научного познания, а в поэзии. Описание растений и животных можно встретить в таких повествованиях как «Божественная комедия» Данте, «Витязь в тигровой шкуре» Руставели, «Искандер-Намэ» Низами. Поэту Мануилу Филлу (XIII—XIV вв.) принадлежат три стихотворных сочинения, содержавших большой познавательный биологический материал. Это поэмы «О свойствах животных», «Краткое описание слона» и «О растениях». Его поэмы хорошо отражают уровень зоологических знаний XIV в

Рост городов, ремесленного производства и товарных отношений подточили устои феодализма. После тысячелетнего существования наступил период его быстрого разложения, ускорилось развитие производительных сил, а вместе с ними и развитие науки и техники; начал изменяться и сам тип мышления. Религиозно-догматическое мышление и сопровождавшее его символико-мистическое восприятие мира начало вытесняться рационалистическим мировоззрением, верой в опыт как главный инструмент познания.

Первопроходцы биологии

Средневековая мысль еще скована страхом перед церковной ортодоксией, мистической верой, но в то же время вера иногда отступает перед мощью реального опыта, имеющего дело с фактами, составляющими содержание повседневного бытия. Это противоречие отображено в сочинениях Роджера Бэкона. Он подверг решительной критике слепую веру в авторитеты, присущую средневековому мышлению; наблюдения и опыт, утверждал он, являются источниками и мерилами подлинного научного знания. Стремление к точному мышлению, математической обработке результатов определили круг биологических интересов Р.Бэкона — он детально изучал строение и функционирование глаза. Труды Р.Бэкона были запрещены церковью и увидели свет лишь в 1733 г.

Роджер Бэкон язвительно обличал он пороки духовенства и феодальной знати, невежество. В своем главном сочинении «Ojus Majus» он утверждал, что не авторитеты, а наблюдения и опыт являются надежными источниками и мерилами подлинного научного знания. Критикуя схоластику, как отвлеченные рассуждения, он настаивал на том, что описания явлений природы должны быть математически точными.

Считая оптику важнейшей из физических наук, он занимался изучением строения и функционирования глаза. Несмотря на различие между живыми и неживыми телами, и те, и другие, по Бэкону, построены из одних и тех же материальных частиц. Живые существа, по мысли Бэкона, находятся в тесной зависимости от окружающей среды, солнечного света, тепла и т.д. Он так же изучал инстинкты и поведение животных. Сравнивая поведение животных с сознательной деятельностью человека, он считал, что животным свойственны только восприятия, возникающие независимо от опыта, тогда как человек обладает разумом. Хотя он и выступал в защиту рационального начала против мистической веры средневековья, но порвать с ней он не смог. Говоря о наблюдении и опыте как источнике знаний, он отводит им все же подчиненное место по сравнению с «внутренним опытом», озарением, исходящим от божественного начала, мистического трансцендентального разума. Вечные истины и подлинная сущность вещей постигаются лишь в божественном откровении. Запальчиво и остро критикуя схоластический метод Р. Бэкон не мог полностью отбросить его. Для этого в то время еще не хватало знаний, и Бэкону нужно было приложить большие усилия и огромную изощренность ума, чтобы раскрыть несовершенство этого метода и очистить его, по крайней мере, от веры в магические начала, предрассудков, слепого следования за авторитетами.

Развитие знаний в эпоху Возрождения

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Не последнюю роль в этом сыграл протестантизм — новое течение в христианстве. Протестантское течение в христианстве образовалось как попытка реформации католицизма. Важное место в доктрине протестантов занимает свобода в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения, Бог все знает, но не все предопределяет. Только труд самого человека формирует его поступки. Богатство становится не нареканием, а заслугой. Богатый человек не может отправится в ад, так как это сбережения являются плодом его трудов. Такое мировоззрение, способствовало развитию мануфактур, формированию буржуазии и зарождению гуманизма (общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность).

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. В 40-х г. XV в. И.Гутенберг ввел печатание при помощи наборных литер. Книгопечатание бурно развивалось, и уже к началу XVI в. было напечатано около 30 тыс. книг. Разработка технологии книгопечатания имело огромное значение для распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе, и развития науки того времени, в том числе и биологии.

Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Учёные Эпохи Возрождения

Одновременно с бурным накоплением нового материала в естествознании идет разработка новых методов познания. Одним из основоположников нового экспериментального естествознания в эпоху Возрождения был Леонардо да Винчи. Он утверждал, что знания, не рожденные опытом, бесплодны и лишены всякой достоверности. Леонардо да Винчи занимался математикой, гидромеханикой, геологией и физической географией, метеорологией, химией, астрономией, ботаникой, а также анатомией и физиологией человека и животных. Им написаны такие работы как: «О летании и движении тел в воздухе», «О свете, зрении и глазе». Первоначально он рассматривал анатомию как приложение к живописи и скульптуре, однако, занятия анатомией охватывают всю оставшуюся жизнь Леонардо да Винчи - первая рукопись относится к 1484 году, а последняя - к 1515.

Леонардо является одним из первых зарисовщиков анатомических поперечных срезов, им создана целая система изображений органов и частей тела в поперечном сечении. В дальнейшем этот прием стал широко использоваться при изучении анатомии человека. Кроме этого, Леонардо разработал технику передачи эффекта трехмерного пространства при анатомических зарисовках. Многопроекционное изображение частей человеческого тела впервые было воспроизведено Леонардо и использовано в дальнейшем другими анатомами. Однако его рисунки в течение многих лет были неизвестны, а “отцом анатомии” считали Везалия (1514-1564).

Андреас Везалий является основоположником научной медицины. Одним из первых стал изучать человеческий организм с помощью проведения вскрытий. Изучая труды Галена и его взгляды на строение человеческого тела, Везалий исправил свыше 200 ошибок канонизированного античного автора. Трупы ему приходилось тайно добывать на кладбище, так как в то время анатомия была запрещена. В 1543 году в Базеле издаёт свой главный труд «О строении человеческого тела», в котором обобщил и систематизировал достижения в области анатомии. Текст книги сопровождался 250 рисунками художника Стефана ван Калькара, постоянного иллюстратора книг Везалия.

Парацельс настоящее имя Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, знаменитый алхимик, врач и оккультист. Имя Paracelsus означает «Выше Цельса», так Гогенгейм называл себя сам, показывая, что он не согласен с Цельсом. Интересным фактом в его биографии можно указать период жизни в г. Базель. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. В 1528 г., в результате конфликта с городскими властями, Парацельс переехал в другой город и был почти на 10 лет отлучён от академии. Как врач, Парацельс изобрел несколько эффективных лекарств. Одно из его крупных достижений — объяснение природы и причин силикоза (профессиональная болезнь горняков). В 1534 году помог остановить вспышку чумы, прибегнув к мерам, которые напоминали вакцинацию.

Он одним из первых врачей, кто начал применять в лечении химические средства, так как на основе его «спагирической» медицины, созданную на базе учения Гиппократа, он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них.

Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным». Считается, что он первым обнаружил принцип подобия, лежащий в основе современной гомеопатии.

В период средневековья символо-мистического восприятия мира начинает вытесняться в период позднего средневековья зачатками рационального мировозрения, которое начинает заполняем умы людей в эпоху Возрождения. В этот период формируются первые эмперические методы познания природы: опыт, наблюдение, эксперимент. Однако окончательное становление научного метода наблюдается только в эпоху Нового Времени.



biofile.ru

ученые эпохи возрождения — HELP ME! Несколько ученых — и их вклад в Биологию во время Эпохи возрождения — 22 ответа



В разделе Прочие искусства на вопрос HELP ME! Несколько ученых - и их вклад в Биологию во время Эпохи возрождения заданный автором ..Mario.. лучший ответ это Развитие биологии в Эпоху Возрождения---ссылка
Предприимчивый авантюрист и отважный путешественник Марко Поло (1254-1324) обогатил науку массой сведений о растениях, животных и минералах Центральной, Восточной и Южной Азии. Из его сочинений жители Европы впервые узнали о зебу и яке, о белом медведе и соболе, о носороге и гепарде, о диких лошадях и многом другом; истинные рассказы были обильно сдобрены байками, услышанными на восточных базарах. Знакомство с другими странами, нравами и религиями умеряло религиозный пыл, делало людей терпимее к иным мировоззрениям, заставляло критически относиться к догматам католической церкви.
Биология развивалась в университетах на медицинских и философских факультетах. Помимо прохождения систематических курсов при университетах устраивались диспуты, привлекавшие толпы слушателей.
Большой популярностью у молодежи пользовались, например, выступления Альберта Великого (Альберт Больштадский, 1206-1280). Перу Альберта Великого принадлежит многотомное сочинение энциклопедического характера. В нем есть разделы "О растениях" и "О животных"; детальные описания представителей растительного и животного царств во многом заимствованы у ученых Античности, главным образом у Аристотеля.
За животными, равно как и за растениями, закреплялись символические знаки, толкуемые в строго определенном, не терпящем разночтений, смысле. Это во многом определяло их собственно биологическое описание. В мире животных ягнец и единорог — символы Христа; голубь — символ Святого Духа; дракон, змей и медведь — символы дьявола и т. п. В мире растений виноградная лоза — знак Христа; лилия — невинность; кедр — стойкость и т. п.
В этой связи интересен особенный принцип классификации растений и животных в трактате «О поучениях и сходствах вещей» доминиканского монаха Иоанна де Санто Джеминиано из Сиены. Расположение алфавитное, но не по объекту природы, а по символам, которыми служили те или иные растения или животные. Так, сведения о льве — символе мужества, надо было искать на слово «мужество».

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: HELP ME! Несколько ученых - и их вклад в Биологию во время Эпохи возрождения

Ответ от Особняк[гуру]
На самом деле никакой эпохи возрождения никогда не было, потому что не было эпохи упадка и регресса,. все народы и технологии, которыми они владели, развивались поступательно, по мере накопления научных знаний. Упадок на самом деле бывает только в головах "учёных" из дерьма печёных ))


Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Категория Учёные Эпохи Возрождения на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Категория Учёные Эпохи Возрождения

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Биология в Средние века и эпоху Возрождения

Биология в Средние века и эпоху Возрождения. В эпоху Средневековья биология практически не развивалась. (Вспомните характерный признак этого периода в истории человечества.) Любые попытки проникнуть в сущность природных явлений признавались еретизмом. Немногочисленные смельчаки, которые отваживались на это, подвергались гонениям или были казнены.

Среди них и выдающийся испанский анатом Мигель Сереет (рис. 16) (1511-1553), который первым указал на родственные связи между человеком и обезьяной. С XVI в. началось бурное развитие естествознания, философии, искусства. Этот период называется эпохой Возрождения. Интерес к естествознанию был одним из факторов зарождения промышленности, развитие которой было невозможно без научной революции. (Вспомните из уроков истории, какие научные открытия способствовали развитию капиталистических отношений на рубеже XV-XVI вв.)

Средневековая биология, как и античная, сначала не отделялась от философии и поэтому называлась натурфилософией (от лат. Натура - природа). Первые трактаты о сущности и явления природы, посвященные вопросам естествознания, были довольно абстрактными. Однако постепенно начинают формироваться новые подходы к познанию живой природы и получают развитие научные методы исследований - наблюдение и эксперимент. Именно на основании экспериментальных исследований биология сформировалась как наука.

Первостепенную роль в становлении биологии сыграли экспериментальные исследования по анатомии и физиологии человека, которых так нуждалась медицина.

Не довольствуясь лекциями своих учителей, которые преподавали за Галеном, Андреас Везалий (рис. 17) (1514-1564) под угрозой смертной казни тайком исследовал человеческие тела. Везалий исправил около 200 исторических ошибок Галена, в частности опроверг утверждения о том, что у мужчин на одно ребро меньше, чем у женщин, и не нашел косточку, которая не горит в огне и имеет таинственную силу, которая позволит человеку воскреснуть в день Страшного суда и предстать перед Богом, как было описано в учебниках по анатомии того времени.


worldofscience.ru

Биология эпохи Возрождения

Количество просмотров публикации Биология эпохи Возрождения - 299

Биология средних веков (феодального общества)

Биология рабовладельческого строя

Возникновение науки

Первобытного человека

Особенности мышления и биологические представления

Особенности мышления первобытного человека. Дологический (паралогический) характер мышления. Первобытная форма реалистической парадигмы: наивный реализм, его биологические основания. Возникновение объясняющего (причинного) интеллекта и фантастическая парадигма. Анимизм и антропоморфизм, их корни. Принцип партиципации (Леви-Брюль). Практические знания первобытного человека о живой природе.

Причины возникновения науки: общечеловеческие, социальные и гносœеологические. Причины отделœения науки от технологии. Противопоставление умственного и физического видов труда в связи с расколом общества на классы как крайне важно е условие возникновения науки. Предпосылки возникновения науки: античная демократия, практика аргументационных процессов, концентрация духовной жизни общества в городах.

Знания о живой природе в раннерабовладельческих государствах Древней Индии, Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья.

Античная наука. Социально-политические условия развития античной науки: наличие демократии, практика публичных аргументационных процессов, социальный статус ученого, идея гармоничного развития человека, дух состязательности. Многообразие мировоззренческих систем. Взгляды античных ученых на предмет сущности и происхождения жизни, происхождения человека и органической эволюции. Представления философов – атомистов о физиологии пищеварения. Труды школы Гиппократа по анатомии, физиологии, эмбриологии и генетике. Взгляды Аристотеля на природу наследственности, концепция формализма. Труды Аристотеля и Теофраста по систематике растений и животных.

Способ существования феодального общества, особенности мировоззрения и социально-политические условия развития науки в данный период. Особенности социального заказа. Схоластика и апологетика.

Роль религии в духовной жизни феодального общества. Основные свойства религиозного мировоззрения: консервативность и догматичность. Дедуктивная логика – главный инструмент познания средневековой науки.

Биология средних веков. Представления ученых о сущности жизни, органической эволюции, происхождении жизни. Типологическая концепция вида. Представление о естественной системе живого мира. Телœеологическая парадигма и парадигма антропоцентризма – главные объяснительные принципы средневековой биологии. Роль повсœедневной практической деятельности людей в приращении биологического знания.

Борьба между феодальным и буржуазным укладами – основной социально-политический фон развития науки эпохи Возрождения. Особенности буржуазной идеологии и буржуазного мировоззрения в данный период – идеи свободомыслия, величия человека и парадигма реализма (материалистического объяснения действительности). "Мода" на ревизионистские концепции и ее причины, на примере концепции Дж. Фракасторо. "Мода" на "косметический ремонт" средневековых концепций и его причины (на примере концепций Б. Телœезио, Кардано, Парацельса). Неявное изгнание Бога из научных концепций: философия пантеизма (Дж. Бруно).

Коперниканская революция и ее "анатомия". Социально-политические и внутринаучные предпосылки коперниканской революции. Роль концепции Н. Кузанского. Основное содержание гелиоцентрической концепции мира по Н. Копернику. Онтологические и психологические последствия коперниканской революции.

Изменение социальной базы развития науки: перенос "точки роста" в светскую область – корпорацию медиков. Причины ведущей роли медицины в развитии науки эпохи Возрождения.

Биология эпохи Возрождения. Роль великих путешествий Колумба, Магеллана, Дрейка и др.
Размещено на реф.рф
в пополнении биологических коллекций. Обращение к античной науке – другому источнику новых сведений. Экспедиции Белона и Корда в Египет и Азию. Труды Гесснера, Ронделœе, А. Везалия, М. Сервета͵ Фаллопа, Ф.Д' Аквапенденте, Евстахия и Гарвея по описанию и систематизации ботанического и зоологического материала, по морфологии, анатомии и физиологии животных и растений. Труды А. Цезальпина, Додоенса и Далешампа по классификации растений и флористике. Основание первых ботанических садов (Падуя, Пиза, Болонья, Париж) и зверинцев.

8. Биология раннебуржуазного общества (XVII – XVIII вв.)

Социально-политические условия развития науки в XVII – XVIII вв. Роль государства в развитии научных изысканий. Причины возникновения профессиональной науки. Организация первых научных обществ, академий, обсерваторий и журналов. Научные экспедиции, их цели и задачи.

Труды Ф. Бэкона. "Новый органон": выработка индуктивной логики и ее значение для развития науки. Критика Ф. Бэконом схоластики: идолы рода, пещеры, площади и театра. Теория двойственности истины и ее значение для освобождения науки из-под влияния религии. Представления Ф. Бэкона о связи науки и практики.

Труды Р. Декарта и становление картезианства. Причины "дуалистического мировоззрения" Декарта. Роль Декарта в разработке дедуктивной логики ("Рассуждение о методе"). Роль картезианских представлений в биологии XVII века. Кризис картезианства и его причины.

Возникновение дифференциального и интегрального исчислений в конце XVII – начале XVIII вв. Natura non facit saltum: новая парадигма естествознания XVIII века. Теория тяготения Ньютона и формирование рациональной механики. Учение о свете (теория истечений Ньютона и волновая теория Гюйгенса) и теория теплоты (теплорода) как примеры полезных научных фикций. Изучение магнитных явлений и электричества.

Химия Шталя: теория флогистона. Работы Блэка, Бергмана, Лавуазье, Пристли. Эксперименты Лавуазье и их значение для становления химии современного типа. Идея множественности атомов. Корпускулярная теория Ломоносова. Принцип постоянства состава химических соединœений (Бергман). Систематическая номенклатура элементов (Гитон). Закон сохранения вещества Ломоносова-Лавуазье. Значение химии XVII – XVIII вв. для развития биологических представлений: виталистические представления Шталя, "теория дыхания" Лавуазье. Применение методов "пневматической химии" для изучения физиологии растений.

Систематика – главная наука биологии XVII – XVIII вв. Классификационные схемы Ж. Турнефора, П. Магноля, Дж. Рэя, А. Бахмана. Изобретение дихотомического ключа и бинарной номенклатуры. Представления о природе вида. Типологическая и биологическая концепции вида. Значение трудов систематиков долиннеевского периода для развития морфологии растений и ботанической номенклатуры.

Представления К. Линнея о целях и задачах систематики. Понятие естественной и искусственной системы. Проблема формы систематики. Особенности системы К. Линнея. Классы животных и их диагнозы. Положение человека в системе К. Линнея. Значение трудов К. Линнея для современной систематики.

Систематика постлиннеевского (неклассического) периода. Системы Б. Жюссье, Ш. Боннэ и П. Палласа.

Возникновение естественной истории: непосредственные и косвенные свидетельства историчности природы. Появление трансформизма: труды Бюффона и Э. Дарвина. Идеи развития мира, происхождения и прогрессивной эволюции жизни, происхождения человека в трудах трансформистов XVIII в.

Креационизм XVIII века, его мировоззренческие и естественнонаучные основания. Труды Ш. Боннэ.

Эксперименты Ф. Рэди на предмет возможности самозарождения жизни.

Применение микроскопа в биологических исследованиях. Изучение микроорганизмов и тонкого строения растений и животных. Труды Р. Гука, Мальпиги, А. Левенгука, Н. Грю.

Становление и развитие эмбриологии. Труды Сваммердама, Вольфа, Кулемана. Парадокс развития: дискуссия между преформистами и эпигенетиками.

referatwork.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о