Глава 13. Теория и методика
изучения фонетики и графики
§ 43. Цели и принципы обучения фонетике и графике
Фонетика — раздел языкознания, изучающий звучащую речь, графика — наука о письме.
Основные цели изучения этих разделов, традиционно изучаемых в школе совместно, таковы:
1) дать учащимся представление о звуковой системе языка:
а) научить их расчленять звучащую речь на звуки, воспринимать и воспроизводить их вне речевого потока;
б) на этой основе преодолеть возможные представления о тожде- стве звука и буквы, научить учащихся видеть соответствия и несоответствия между произношением и написанием;
в) добиться осознания учащимися основных фонетических процес- сов русского языка (без введения соответствующих терминов): качественная редукция безударных гласных, позиционное оглу- шение, озвончение и смягчение, выпадение, диссимиляция со- гласных, произношение [в] на месте буквы «г» в словах типа
г) использовать осознанные фонетические процессы для обучения вы разительному чтению и орфоэпическим нормам русского языка;
2) дать представление о русской графике как науке, устанавливающей общие принципы передачи звучащей речи на письме:
а) закрепить знание алфавита,
б) добиться осознания учащимися количественного соотношения букв и звуков в русском языке: превосходящее количество глас-
152
153
ных букв над гласными звуками и согласных звуков над согласными буквами — и причин этого несоответствия;
в) изложить основные особенности русской графики:
— обозначение мягкости согласных на письме,
обозначение звука [j] в разных позициях,
функции твердого и мягкого знаков.
Хотя фонетика и графика изучаются в один этап в 5 классе и на них отводится относительно небольшое количество часов, познавательное и практическое значение этого раздела очень велико: фонетика в наиболее явном виде представляет язык системно, то есть в виде взаимосвязанных единиц; кроме того, именно на основании знания о расхождении звучания и написания формируется орфографическая зоркость.
При изучении фонетики используются как общеметодические, то есть актуальные для изучения разных разделов лингвистики, принципы, так и частнометодические — применяющиеся именно при обучении фонетике.
К общеметодическим относятся экстралингвистический принцип (соотнесение звуковой последовательности непосредственно с реалией, обозначенной рисунком), функциональный
К частнометодическим фонетическим принципам относят опору на речевой слух учащихся, сопоставление звуков и букв и рассмотрение звука в морфеме.
§44. Содержание раздела «Фонетика, Графика»
Во всех трех учебных комплексах раздел фонетики изучается в один этап в 5 классе. В комплексе 1 он называется «Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи»; поскольку орфография и культура речи входят как составляющие во все разделы, изучаемые в 5 классе, можно считать, что реальное название раздела «Фонетика. Графика»; на изучение раздела отводится 12 часов. В комплексе 2 раздел называется также «Фонетика. Графика»; на изучение раздела отводится 16 часов. В комплексе 3 есть два раздела, затрагивающих фонетико-графические проблемы: «Фонетика. Орфоэпия. Графика» (12 часов) и «Письмо. Орфография»; реально второй из них лишь предваряется текстом о значении письменности и целиком посвящен орфографии.
Фонетика — раздел языкознания, изучающий звучащую речь. Раздел фонетики во всех трех комплексах не содержит сведений о фонологии
и соответственно не различает абстрактных и конкретных фонетических единиц (фонем и звуков). Графика — наука о письме, о различных типах письма и их происхождении; из этих аспектов в школе изучается принцип обозначения звучащей речи буквами: обозначение мягкости на письме, функции твердого и мягкого знака, назначение йотированных гласных букв. Орфоэпия — наука, изучающая правила произношения слов и предложений.
Содержание раздела фонетики во всех трех комплексах приблизительно совпадает. Так, в них изучаются следующие лингвистические понятия: звук речи, гласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, согласные звуки, согласные глухие и звонкие (парные и непарные), оглушение / озвончение согласных, твердые и мягкие согласные (парные и непарные), шипящие согласные, слог, ударение. Изучаемый в курсе фонетики раздел графики описывает принципы обозначения звучащей речи на письме, орфоэпия описывает произносительные нормы русского языка.
Изучение фонетики в 5 классе опирается на изученное в начальной школе. После начальной школы учащиеся должны знать следующее:
слова состоят из звуков,
звуки делятся на гласные и согласные,
гласные бывают ударные и безударные,
гласный образует слог,
согласные делятся на глухие и звонкие (парные и непарные), твердые и мягкие,
звонкие парные в конце слова и перед глухими заменяются глухими,
7) на письме звуки обозначаются буквами, которые составляют алфавит. В начальной школе у учащихся должны быть сформированы следу- ющие умения:
выделять на слух звуки и называть их,
устанавливать последовательность и количество звуков,
различать глухие и звонкие согласные, определять их парность,
различать твердые и мягкие согласные,
определять ударение в слове,
называть ударные и безударные гласные,
правильно называть буквы алфавита,
записывать слова в их графическом облике.
Раздел фонетики, расположенный после повторения изученного в начальной школе, начинает систематический курс русского языка в 5-9 классах, и именно с этим связана его важность и сложность для учителя: учитель не работал с данным классом ранее, кроме того, в младших классах сегодня, как и в средних, действует не один учебный комплекс. С этим связано то, что в разделе фонетики содержится не так много но-
154
155
вого материала, а основное место занимает повторение, обобщение, применение на более сложном языковом материале уже полученных в начальной школе знаний.
Новым в разделе фонетики в 5 классе для учащихся будет следующий теоретический материал:
особенности образования гласных и согласных звуков,
парность согласных по твердости / мягкости,
позиционное смягчение согласных (без введения термина),
позиционное озвончение согласных (без введения термина). Учащиеся должны овладеть следующими новыми умениями:
определять парность твердых и мягких согласных,
правильно делить слова на фонетические слоги,
устанавливать звуковое значение букв алфавита в словах.
studfiles.net
фонетический разбор 10 слов дать характеристику звукам слова можно любые ( но только адекватные)
до́м — слово из 1 слога: дом. Ударение ставится однозначно на единственную гласную в слове.Транскрипция слова: [дом]
д — [д] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
м — [м] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
В слове 3 буквы и 3 звука.
семья́— слово из 2 слогов: семь-я. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [с’им’й’а]
с — [с’] — согласный, парный глухой, парный мягкий
е — [и] — гласный, безударный
м — [м’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
ь — не обозначает звука
я — [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
[а] — гласный, ударный
В слове 5 букв и 5 звуков.
любо́вь — слово из 2 слогов: лю-бовь. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [л’убоф’]
л — [л’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
ю — [у] — гласный, безударный
б — [б] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
в — [ф’] — согласный, парный глухой, парный мягкий
ь — не обозначает звука
В слове 6 букв и 5 звуков.
ле́то — слово из 2 слогов: ле-то. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [л’эта]
л — [л’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
е — [э] — гласный, ударный
т — [т] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
о — [а] — гласный, безударный
В слове 4 буквы и 4 звука.
но́чь — слово из 1 слога: ночь. Ударение ставится однозначно на единственную гласную в слове.
Транскрипция слова: [ноч’]
н — [н] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
ч — [ч’] — согласный, непарный глухой, непарный мягкий, шипящий
ь — не обозначает звука
В слове 4 буквы и 3 звука.
де́нь — слово из 1 слога: день. Ударение ставится однозначно на единственную гласную в слове.
Транскрипция слова: [д’эн’]
д — [д’] — согласный, парный звонкий, парный мягкий
е — [э] — гласный, ударный
н — [н’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
ь — не обозначает звука
В слове 4 буквы и 3 звука.
Сме́х — слово из 1 слога: Смех. Ударение ставится однозначно на единственную гласную в слове.
Транскрипция слова: [см’эх]
с — [с] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
м — [м’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
е — [э] — гласный, ударный
х — [х] — согласный, непарный глухой, парный твёрдый
В слове 4 буквы и 4 звука.
со́лнце — слово из 2 слогов: сол-нце. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [сонцэ]
с — [с] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
л — не образует звука в данном слове
н — [н] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
ц — [ц] — согласный, непарный глухой, непарный твёрдый
е — [э] — гласный, безударный
В слове 6 букв и 5 звуков.
луна́ — слово из 2 слогов: лу-на. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [луна]
л — [л] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
у — [у] — гласный, безударный
н — [н] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
а — [а] — гласный, ударный
В слове 4 буквы и 4 звука.
пари́ж — слово из 2 слогов: па-риж. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [пар’иш]
п — [п] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
р — [р’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
и — [и] — гласный, ударный
ж — [ш] — согласный, парный глухой, непарный твёрдый, шипящий
В слове 5 букв и 5 звуков.
otvet.mail.ru
Персональный сайт Куликовой Е. А.
Русский язык, 10 класс (Конспект урока)
Тема: «Выразительные средства русской фонетики».
I) Приветствие
II) Повторение, проверка знаний
— Фонетика (графика, орфоэпия), Орфография, Лексика и фразеология, Словообразование , Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Стилистика, Культура речи
Отправить http://www.tutoronline.ru/blog/razdely-nauki-o-jazyke-i-izuchaemye-v-nih-ponjatija.aspx
2)Что изучает Фонетика? (Графика, Орфоэ́пия? )
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Изучаемые понятия: звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел.
Графика – совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами). Отправить http://russkiyyazik.ru/208/_
Идеальной Г., в к-рой каждая буква соответствовала бы отдельному звуку (фонеме), а каждый звук (фонема) выражался бы одним буквенным знаком, не существует. Совр. русск. Г. в это.м отношении одна из самых совершенных, т. к. большинство букв рус. алфавита однозначны.(приближенное соотношение букв и звуков)
Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός — «правильный» и греч. ἔπος — «речь»)— наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
3) Каким образом фонетика связана с орфоэпией и графикой?
Графика регулирует изображение, написавние звуков(фонем), а орфоэпия — их произношение или произнесение.
III) Новый материал
Выразительные средства русской фонетики (урок 9)
1. Проблема
1) Прочитайте отрывок из поэмы.
Мазурка
раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки
гром
В огромной зале все дрожало,
Паркет
трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали
рамы:
Теперь не то, и мы, как дамы
Скользим
по лаковым доскам. .
(А.Пушкин «Евгений Онегин»)
2) Можете определить границу, разделяющую отрывок на две части? Какими словами проведено разделение? (Тепеть не то…)
3) Пушкин говорит о том, что мужчины сильно изменились в сравнении с былыми временами, стали более похожи на дам.
— В чем это выражается? (были более воинственны, суровы, поэтому их чувства в танце выражались шумно, громко, с топаньем, а теперь движения плавные)
4) Какими средствами достигается передача мысли? ( учтите при ответе тему урока )
— Какие звуки повторяются
и преобладают в глаголах в первой и
второй части? (звонкие
твердые, сонорные даже шипящий [рррр]
—
2. Лекция, урок 9 (эл. учебник) Прочитайте тему урока, пожалуйста.
5) Как думаете, о какой стороне фонетики пойдет речь? (о выразительности)
5) Где и кому особенно нужна выразительность речи?
(Особенно нужна выразительность речи в литературном творчестве)
с.1 Читать
с.6 Аллитерация — это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих согласных звуков.
( Ответ на задание. 8) Почему Есенин использует эпитет «серебряный ветер» (не только звукопись)? — звук фольги)
с.2 Для
более полной, точной, яркой и образной
передачи своих мыслей, чувств и оценок
автор текста может использовать
различные средства языковой
выразительности.
Языковая
выразительность — это свойство
сказанного или написанного своей
словесной формой привлекать особое внимание читателя
или слушателя, производить на него
сильное впечатление. В основе языковой
выразительности всегда лежит новизна,
своеобразие, некоторая необычность,
отступление от привычного и обыкновенного.
Средства языковой выразительности
многообразны. Особое место среди них
занимают так называемые средства художественной изобразительности,
основанные на использовании
специальных приемов и способов сочетания
звуков, слов, словосочетаний, предложений.
6) Какие понятия обсуждаются в статье?
(Для достижения языковой выразительности используются, например, такие средства, как эпитет, метафора, олицетворение, в основе которых лежит содержание, значение слова; а в художественной изобразительности в качестве главного выспупает форма; из глины можно вылепить кувшин, кистью или карандашом написать картину или букву, а звуком тоже можно изобразить картину)
с.3 Читать
Дополнительный вопрос (Следовательно, можно использовать языковые фонетические особенности с целью воздействия на слушателя, достижения какого-либо результата. Где можно использовать? ……..)
(в колыбельной не должно быть «рычащих» звуков.)
с.4
Основным выразительным средством
фонетики является звукопись — художественный прием,
связанный с созданием звуковых
образов и основанный
на использовании звуковых
повторов (повторов звуков или их
сочетаний), которые могут имитировать
в тексте звуки реального
мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц
и т. п.), а также вызывать
ассоциации с какими-либо чувствами
и мыслями.
Использование звуковых
повторов с целью подражания с помощью
звуков языка звукам живой и неживой
природы называется звукоподражанием.
7) Понятно значение слов звукопись и звукоподражание? Какие корни этих сложных слова помогают понять? (писать звуком, подражание звукам)
8) Понятно значение слова ассоциация?
Словарь:
Ассоциация — книжн.
Связь
между отдельными психическими актами
(представлениями, мыслями, чувствами),
при
которой один вызывает другой. А. по сходству, по
смежности. А. между звучанием
и значением слова. Прошлое вызывает
самые неожиданные ассоциации с настоящим. Запоминать английские имена по
ассоциации с русскими
(по ассоциативной
связи). < Ассоциационный, -ая, -ое.
с. 5
Способность звуков языка
вызывать не только слуховые, но и
зрительные, осязательные, обонятельные
и вкусовые представления, а также
различные чувства и эмоции называется звуковым
символизмом.
Существует
два основных вида звукописи: ассонанс
и аллитерация.
Ассонанс —
это прием усиления выразительности
текста, основанный на
одинаковых или похожих гласных звуков.
(Ответ на задание -мне показалось, что таинственность создается зажатыми протяжными гласными [э] у Блока)
IV) Проверка усвоения
Какую роль играет звукопись как средство художественной изобразительности? Где применяется?
(Используется для более полной, точной, яркой и образной передачи мыслей, чувств и оценок. Применяется в литературе, чтобы привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление.
(повторение гласных звуков/ повторение согласных звуков с целью усиления языковой выразительности)
V) Закрепление
с.7 Звукопись придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя.
Ассонанс и аллитерация как разновидности звукописи относятся к средствам художественной выразительности и используются в художественных и художественно-публицистических текстах.
VI) Рефлексия
VII) Оценка работы
Д/з: 1)Вспомним пунктуацию ; 2) упр. 11; 3) упр.12. (по скайпу или в эл. журнал)
kulikovaea.ucoz.ru
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
Фонетика — это наука о звуках речи, о том, как они образуются, сочетаются и чередуются, а также участвуют в формировании и различении значимых единиц языка: морфем и слов.
Звук — это минимальная, нечленимая единица речи.
Звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.
Гласные звуки — звуки, образуемые в гортани работой голосовых связок. При образовании гласных воздушная струя беспрепятственно проходит через ротовую полость. В составе гласных присутствует только тон (голос). В русском языке 6 гласных звуков, встречающихся под ударением (в сильной позиции): [а], [о], [у], [и], [э], [ы].
Согласные звуки — звуки, при образовании которых воздушная струя преодолевает какие-либо препятствия. В составе согласных присутствуют либо только шум (глухие), либо шум и тон (звонкие).
Звонкие и глухие согласные звуки различаются участием/неучастием тона (голоса) в образовании согласного звука. Согласные образуют 12 пар противопоставленных по звонкости/глухости звуков.
Согласные Звуки | Парные | Непарные |
Звонкие | [б][б’][в][в’][д] [дЧ | [л] [л’] [м] [м’1 [н] |
Глухие | [п][п’][ф][ф’][т][т’] | [X] [X’] |
Звонкие | [з][з’][ж][ж’][г][г’] | [н’][р][р’][й] (Ш) |
Глухие | [с][с’][ш][ш’][к][к’] | [Ц] К] |
Твердые и мягкие согласные звуки различаются артикуляцией (работой органов речи при образовании звуков). Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости/мягкости звуков.
Согласные Звуки | Парные | Непарные |
Твердые | [б] [в] [Г] [Д] [3] [п] [ф] [к] | [Ц] [ш] |
Мягкие | [б’][в’][г’][д’][з’][п’][ф’][к’] | [ч’] [ш’] |
Твердые | [т] [с] [м] [н] [р] [Л] [X] | [ж] |
Мягкие | [т’][с’][м’][н’][р’] [л’] [X’] | [ж’][й](Ш) |
Слог. Слова делятся на слоги. В состав слога в русском языке обязательно входит гласный: хо-ро-шо, ре-шить, о-гу-рец.
Ударение — выделение одного из слогов в слове усилением голоса.
Орфоэпия — раздел науки о русском языке, занимающийся нормами литературного произношения.
Графика занимается звуковым значением (или звуковыми значениями) букв и соотношением букв и звуков.
Алфавит — совокупность букв, расположенных в установленном порядке. Русский алфавит содержит 33 буквы.
sochinenienatemupro.ru