Каким образом фонетика связана с орфографией и графикой – План-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме: Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография». | скачать бесплатно

Глава 13. Теория и методика

изучения фонетики и графики

§ 43. Цели и принципы обучения фонетике и графике

Фонетика — раздел языкознания, изучающий звучащую речь, графика — наука о письме.

Основные цели изучения этих разделов, традиционно изучаемых в школе совместно, таковы:

1) дать учащимся представление о звуковой системе языка:

а) научить их расчленять звучащую речь на звуки, воспринимать и воспроизводить их вне речевого потока;

б) на этой основе преодолеть возможные представления о тожде­- стве звука и буквы, научить учащихся видеть соответствия и несоответствия между произношением и написанием;

в) добиться осознания учащимися основных фонетических процес­- сов русского языка (без введения соответствующих терминов): качественная редукция безударных гласных, позиционное оглу­- шение, озвончение и смягчение, выпадение, диссимиляция со­- гласных, произношение [в] на месте буквы «г» в словах типа

его;

г) использовать осознанные фонетические процессы для обучения вы­ разительному чтению и орфоэпическим нормам русского языка;

2) дать представление о русской графике как науке, устанавливаю­щей общие принципы передачи звучащей речи на письме:

а) закрепить знание алфавита,

б) добиться осознания учащимися количественного соотношения букв и звуков в русском языке: превосходящее количество глас-

152

153

ных букв над гласными звуками и согласных звуков над со­гласными буквами — и причин этого несоответствия;

в) изложить основные особенности русской графики:

— обозначение мягкости согласных на письме,

  • обозначение звука [j] в разных позициях,

  • функции твердого и мягкого знаков.

Хотя фонетика и графика изучаются в один этап в 5 классе и на них отводится относительно небольшое количество часов, познавательное и практическое значение этого раздела очень велико: фонетика в наибо­лее явном виде представляет язык системно, то есть в виде взаимосвя­занных единиц; кроме того, именно на основании знания о расхождении звучания и написания формируется орфографическая зоркость.

При изучении фонетики используются как общеметодические, то есть актуальные для изучения разных разделов лингвистики, принципы, так и частнометодические — применяющиеся именно при обучении фонетике.

К общеметодическим относятся экстралингвистический принцип (соотнесение звуковой последовательности непосредственно с реалией, обозначенной рисунком), функциональный

принцип (фиксация вни­мания на том, что звуки в сильных позициях — фонемы — выполняют смыслоразличительную роль, обращение к смыслоразличительной роли русского ударения) и системный принцип (установление связей между единицами фонетического уровня и морфемами и словами).

К частнометодическим фонетическим принципам относят опору на речевой слух учащихся, сопоставление звуков и букв и рассмотрение звука в морфеме.

§44. Содержание раздела «Фонетика, Графика»

Во всех трех учебных комплексах раздел фонетики изучается в один этап в 5 классе. В комплексе 1 он называется «Фонетика. Графика. Ор­фография. Культура речи»; поскольку орфография и культура речи вхо­дят как составляющие во все разделы, изучаемые в 5 классе, можно счи­тать, что реальное название раздела «Фонетика. Графика»; на изучение раздела отводится 12 часов. В комплексе 2 раздел называется также «Фонетика. Графика»; на изучение раздела отводится 16 часов. В ком­плексе 3 есть два раздела, затрагивающих фонетико-графические про­блемы: «Фонетика. Орфоэпия. Графика» (12 часов) и «Письмо. Орфо­графия»; реально второй из них лишь предваряется текстом о значении письменности и целиком посвящен орфографии.

Фонетика — раздел языкознания, изучающий звучащую речь. Раздел фонетики во всех трех комплексах не содержит сведений о фонологии

и соответственно не различает абстрактных и конкретных фонетических единиц (фонем и звуков). Графика — наука о письме, о различных ти­пах письма и их происхождении; из этих аспектов в школе изучается принцип обозначения звучащей речи буквами: обозначение мягкости на письме, функции твердого и мягкого знака, назначение йотированных гласных букв. Орфоэпия — наука, изучающая правила произношения слов и предложений.

Содержание раздела фонетики во всех трех комплексах прибли­зительно совпадает. Так, в них изучаются следующие лингвистиче­ские понятия: звук речи, гласные звуки, ударные и безударные глас­ные звуки, согласные звуки, согласные глухие и звонкие (парные и непарные), оглушение / озвончение согласных, твердые и мягкие согласные (парные и непарные), шипящие согласные, слог, ударе­ние. Изучаемый в курсе фонетики раздел графики описывает прин­ципы обозначения звучащей речи на письме, орфоэпия описывает произносительные нормы русского языка.

Изучение фонетики в 5 классе опирается на изученное в начальной школе. После начальной школы учащиеся должны знать следующее:

  1. слова состоят из звуков,

  2. звуки делятся на гласные и согласные,

  3. гласные бывают ударные и безударные,

  4. гласный образует слог,

  5. согласные делятся на глухие и звонкие (парные и непарные), твердые и мягкие,

  6. звонкие парные в конце слова и перед глухими заменяются глухими,

7) на письме звуки обозначаются буквами, которые составляют алфавит. В начальной школе у учащихся должны быть сформированы следу­- ющие умения:

  1. выделять на слух звуки и называть их,

  2. устанавливать последовательность и количество звуков,

  3. различать глухие и звонкие согласные, определять их парность,

  4. различать твердые и мягкие согласные,

  5. определять ударение в слове,

  6. называть ударные и безударные гласные,

  7. правильно называть буквы алфавита,

  8. записывать слова в их графическом облике.

Раздел фонетики, расположенный после повторения изученного в на­чальной школе, начинает систематический курс русского языка в 5-9 клас­сах, и именно с этим связана его важность и сложность для учителя: учитель не работал с данным классом ранее, кроме того, в младших классах сегодня, как и в средних, действует не один учебный комплекс. С этим связано то, что в разделе фонетики содержится не так много но-

154

155

вого материала, а основное место занимает повторение, обобщение, при­менение на более сложном языковом материале уже полученных в на­чальной школе знаний.

Новым в разделе фонетики в 5 классе для учащихся будет следую­щий теоретический материал:

  1. особенности образования гласных и согласных звуков,

  2. парность согласных по твердости / мягкости,

  3. позиционное смягчение согласных (без введения термина),

  4. позиционное озвончение согласных (без введения термина). Учащиеся должны овладеть следующими новыми умениями:

  1. определять парность твердых и мягких согласных,

  2. правильно делить слова на фонетические слоги,

  3. устанавливать звуковое значение букв алфавита в словах.

studfiles.net

фонетический разбор 10 слов дать характеристику звукам слова можно любые ( но только адекватные)

до́м — слово из 1 слога: дом. Ударение ставится однозначно на единственную гласную в слове.
Транскрипция слова: [дом]
д — [д] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
м — [м] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
В слове 3 буквы и 3 звука.

семья́— слово из 2 слогов: семь-я. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [с’им’й’а]
с — [с’] — согласный, парный глухой, парный мягкий
е — [и] — гласный, безударный
м — [м’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
ь — не обозначает звука
я — [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
[а] — гласный, ударный
В слове 5 букв и 5 звуков.

любо́вь — слово из 2 слогов: лю-бовь. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [л’убоф’]
л — [л’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
ю — [у] — гласный, безударный
б — [б] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
в — [ф’] — согласный, парный глухой, парный мягкий
ь — не обозначает звука
В слове 6 букв и 5 звуков.

ле́то — слово из 2 слогов: ле-то. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [л’эта]
л — [л’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
е — [э] — гласный, ударный
т — [т] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
о — [а] — гласный, безударный
В слове 4 буквы и 4 звука.

но́чь — слово из 1 слога: ночь. Ударение ставится однозначно на единственную гласную в слове.
Транскрипция слова: [ноч’]
н — [н] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
ч — [ч’] — согласный, непарный глухой, непарный мягкий, шипящий
ь — не обозначает звука
В слове 4 буквы и 3 звука.

де́нь — слово из 1 слога: день. Ударение ставится однозначно на единственную гласную в слове.
Транскрипция слова: [д’эн’]
д — [д’] — согласный, парный звонкий, парный мягкий
е — [э] — гласный, ударный
н — [н’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
ь — не обозначает звука
В слове 4 буквы и 3 звука.

Сме́х — слово из 1 слога: Смех. Ударение ставится однозначно на единственную гласную в слове.
Транскрипция слова: [см’эх]
с — [с] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
м — [м’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
е — [э] — гласный, ударный
х — [х] — согласный, непарный глухой, парный твёрдый
В слове 4 буквы и 4 звука.

со́лнце — слово из 2 слогов: сол-нце. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [сонцэ]
с — [с] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
л — не образует звука в данном слове
н — [н] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
ц — [ц] — согласный, непарный глухой, непарный твёрдый
е — [э] — гласный, безударный
В слове 6 букв и 5 звуков.

луна́ — слово из 2 слогов: лу-на. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [луна]
л — [л] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
у — [у] — гласный, безударный
н — [н] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
а — [а] — гласный, ударный
В слове 4 буквы и 4 звука.

пари́ж — слово из 2 слогов: па-риж. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [пар’иш]
п — [п] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
р — [р’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
и — [и] — гласный, ударный
ж — [ш] — согласный, парный глухой, непарный твёрдый, шипящий
В слове 5 букв и 5 звуков.

otvet.mail.ru

Персональный сайт Куликовой Е. А.

Русский язык, 10 класс (Конспект урока)

Тема: «Выразительные средства русской фонетики».

I) Приветствие

II) Повторение, проверка знаний

    — Фонетика (графика, орфоэпия), Орфография, Лексика и фразеология, Словообразование , Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Стилистика, Культура речи

Отправить http://www.tutoronline.ru/blog/razdely-nauki-o-jazyke-i-izuchaemye-v-nih-ponjatija.aspx

2)Что изучает Фонетика? (Графика, Орфоэ́пия? )

  • Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Изучаемые понятия: звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел.

  • Графика – совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами). Отправить http://russkiyyazik.ru/208/_

    Идеальной Г., в к-рой каждая буква соответствовала бы отдельному звуку (фонеме), а каждый звук (фонема) выражался бы одним буквенным знаком, не существует. Совр. русск. Г. в это.м отношении одна из самых совершенных, т. к. большинство букв рус. алфавита однозначны.(приближенное соотношение букв и звуков)

  • Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός — «правильный» и греч. ἔπος — «речь»)— наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

3) Каким образом фонетика связана с орфоэпией и графикой?

  • Графика регулирует изображение, написавние звуков(фонем), а орфоэпия — их произношение или произнесение.

III) Новый материал

Выразительные средства русской фонетики (урок 9)

1. Проблема

1) Прочитайте отрывок из поэмы.

Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы:
Теперь не то, и мы, как дамы
Скользим по лаковым доскам. .

(А.Пушкин «Евгений Онегин»)

    2) Можете определить границу, разделяющую отрывок на две части? Какими словами проведено разделение? (Тепеть не то…)

    3) Пушкин говорит о том, что мужчины сильно изменились в сравнении с былыми временами, стали более похожи на дам.

— В чем это выражается? (были более воинственны, суровы, поэтому их чувства в танце выражались шумно, громко, с топаньем, а теперь движения плавные)

4) Какими средствами достигается передача мысли? ( учтите при ответе тему урока )

— Какие звуки повторяются и преобладают в глаголах в первой и второй части? (звонкие твердые, сонорные даже шипящий [рррр] —

рычащий / мягкие [л, з,з,з,] — звенящий, жужжащий)

2. Лекция, урок 9 (эл. учебник) Прочитайте тему урока, пожалуйста.

5) Как думаете, о какой стороне фонетики пойдет речь? (о выразительности)

5) Где и кому особенно нужна выразительность речи?

    (Особенно нужна выразительность речи в литературном творчестве)

с.1 Читать

    с.2 Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.
    Языковая выразительность — это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление. В основе языковой выразительности всегда лежит новизна, своеобразие, некоторая необычность, отступление от привычного и обыкновенного.
    Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности, основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений.

    6) Какие понятия обсуждаются в статье?

    (Для достижения языковой выразительности используются, например, такие средства, как эпитет, метафора, олицетворение, в основе которых лежит содержание, значение слова; а в художественной изобразительности в качестве главного выспупает форма; из глины можно вылепить кувшин, кистью или карандашом написать картину или букву, а звуком тоже можно изобразить картину)

    с.3 Читать

    Дополнительный вопрос (Следовательно, можно использовать языковые фонетические особенности с целью воздействия на слушателя, достижения какого-либо результата. Где можно использовать? ……..)

    (в колыбельной не должно быть «рычащих» звуков.)

    с.4 Основным выразительным средством фонетики является звукопись — художественный прием, связанный с созданием звуковых образов и основанный на использовании звуковых повторов (повторов звуков или их сочетаний), которые могут имитировать в тексте звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т. п.), а также вызывать ассоциации с какими-либо чувствами и мыслями.
    Использование звуковых повторов с целью подражания с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы называется звукоподражанием.

    7) Понятно значение слов звукопись и звукоподражание? Какие корни этих сложных слова помогают понять? (писать звуком, подражание звукам)

    8) Понятно значение слова ассоциация?

    Словарь:

    Ассоциация — книжн.
    Связь между отдельными психическими актами (представлениями, мыслями, чувствами),
    при которой один вызывает другой. А. по сходству, по смежности. А. между звучанием и значением слова. Прошлое вызывает самые неожиданные ассоциации с настоящим. Запоминать английские имена по ассоциации с русскими
    (по ассоциативной связи). < Ассоциационный, -ая, -ое.

    с. 5 Способность звуков языка вызывать не только слуховые, но и зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые представления, а также различные чувства и эмоции называется звуковым символизмом.
    Существует два основных вида звукописи: ассонанс и аллитерация.
    Ассонанс — это прием усиления выразительности текста, основанный на одинаковых или похожих гласных звуков.

    (Ответ на задание -мне показалось, что таинственность создается зажатыми протяжными гласными [э] у Блока)

  • с.6 Аллитерация — это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих согласных звуков.

    ( Ответ на задание. 8) Почему Есенин использует эпитет «серебряный ветер» (не только звукопись)? — звук фольги)

IV) Проверка усвоения

  • Какую роль играет звукопись как средство художественной изобразительности? Где применяется?

    (Используется для более полной, точной, яркой и образной передачи мыслей, чувств и оценок. Применяется в литературе, чтобы привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление.

    (повторение гласных звуков/ повторение согласных звуков с целью усиления языковой выразительности)

V) Закрепление

  • с.7 Звукопись придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя.

  • Ассонанс и аллитерация как разновидности звукописи относятся к средствам художественной выразительности и используются в художественных и художественно-публицистических текстах.

VI) Рефлексия

VII) Оценка работы

  1. Д/з: 1)Вспомним пунктуацию ; 2) упр. 11; 3) упр.12. (по скайпу или в эл. журнал)

kulikovaea.ucoz.ru

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ

Фонетика — это наука о звуках речи, о том, как они образуются, сочетаются и чередуются, а также участвуют в формировании и различении значимых единиц языка: морфем и слов.

Звук — это минимальная, нечленимая единица речи.

Звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.

Гласные звуки — звуки, образуемые в гортани работой голосовых связок. При образовании гласных воздушная струя беспрепятственно проходит через ротовую полость. В составе гласных присутствует только тон (голос). В русском языке 6 гласных звуков, встречающихся под ударением (в сильной позиции): [а], [о], [у], [и], [э], [ы].

Согласные звуки — звуки, при образовании которых воздушная струя преодолевает какие-либо препятствия. В составе согласных присутствуют либо только шум (глухие), либо шум и тон (звонкие).

Звонкие и глухие согласные звуки различаются участием/неучастием тона (голоса) в образовании согласного звука. Согласные образуют 12 пар противопоставленных по звонкости/глухости звуков.

Согласные

Звуки

Парные

Непарные

Звонкие

[б][б’][в][в’][д] [дЧ

[л] [л’] [м] [м’1 [н]

Глухие

[п][п’][ф][ф’][т][т’]

[X] [X’]

Звонкие

[з][з’][ж][ж’][г][г’]

[н’][р][р’][й] (Ш)

Глухие

[с][с’][ш][ш’][к][к’]

[Ц] К]

Твердые и мягкие согласные звуки различаются артикуляцией (работой органов речи при образовании звуков). Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости/мягкости звуков.

Согласные

Звуки

Парные

Непарные

Твердые

[б] [в] [Г] [Д] [3] [п] [ф] [к]

[Ц] [ш]

Мягкие

[б’][в’][г’][д’][з’][п’][ф’][к’]

[ч’] [ш’]

Твердые

[т] [с] [м] [н] [р] [Л] [X]

[ж]

Мягкие

[т’][с’][м’][н’][р’] [л’] [X’]

[ж’][й](Ш)

Слог. Слова делятся на слоги. В состав слога в русском языке обязательно входит гласный: хо-ро-шо, ре-шить, о-гу-рец.

Ударение — выделение одного из слогов в слове усилением голоса.

Орфоэпия — раздел науки о русском языке, занимающийся нормами литературного произношения.

Графика занимается звуковым значением (или звуковыми значениями) букв и соотношением букв и звуков.

Алфавит — совокупность букв, расположенных в установленном порядке. Русский алфавит содержит 33 буквы.




sochinenienatemupro.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *