Читать онлайн «История [учебник для студентов учреждений среднего проф. образования]» автора Артемов Виктор Владимирович — RuLit
С самого начала в христианстве возникло множество течений, представители которых вели яростную борьбу между собой. Так, споры вызывало учение о Троице. Бог представляется христианам в виде единства Бога Отца, Бога Сына (Христа) и Бога Святого Духа. Все три лица Троицы равны и едины. Этот догмат вошел в Символ веры — краткий свод вероучения, принятый на Первом Вселенском соборе в городе Никея в 325 г. Однако борьба внутри христианской церкви продолжалась и после Никейского собора.
Вопросы и задания к разделу II.
1. Каковы современные взгляды на антропогенез человека? Как люди заселяли землю?
2. Опишите основные источники наших знаний о древнейшей истории человечества. Каковы достижения эпохи палеолита? Какова была социальная организации эпохи палеолита?
3. Что такое неолитическая революция? В чем состояли ее последствия в экономике, социальной структуре общества?
4. Какие перемены происходили в жизни первобытных племен в период их перехода к цивилизации? В чем причины зарождении государств?
5. Каковы особенности развития древних государств в Египте, Месопотамии, на восточном побережье Средиземного моря?
6. В чем причины появления великих военных держав древности? Какую роль они сыграли в развитии человечества?
7. Каковы особенности древних государств Индии и Китай?
8. В чем состоял особый путь развитии древнегреческой цивилизация?
9. Что такое полис? Как было организовано управление в полисе?
10. Дайте характеристику основных городов-государств Древней Греции
11. Назовите главные достижения древних греков.
12. Каковы основные этапы развития Римского государства?
13. Что позволило римлянам создать огромную державу?
14. Почему произошел переход от республики к империи? Как было организовано управление в Римской республике и Римской империи?
15. В чем причины гибели Западной Римской империи?
16. Дайте характеристику культуры Древнего Востока. Назовите известные памятники культуры стран Древнего Востока.
17. Каков вклад древних греков и римлян в мировую культуру? Назовите известные вам памятники Древних Греции и Рима.
18. В чем особенности религий Древнего мира?
19. Дайте характеристику христианству как мировой монотеистической религии.
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
ТЕМА 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА
§ 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
Варвары и Рим. Причины Великого переселения народов.
Гибель в 476 г. Западной Римской империи считается гранью между историей Древнего мира и Средних веков. Падение империи связано с вторжениями на ее территорию варварских темен. Варварами римляне называли всех, кто жил за пределами Римского государства, не знал латинского языка и был чужд римской культуре.
В Центральной Европе обитали воинственные племена германцев. Поначалу римлянам удавалось отражать их вторжения. В конце IV в. к германцам в их набегах присоединились многие другие варварские народы. Началось Великие переселение народов. К этому времени у варваров зарождается неравенство. Их племена объединяются в союзы во главе с вождем (герцогом, королем), власть, которою напоминает уже власть правителя государства. Варваров привлекали богатство городов и деревень, плодородные поля и тучные пастбища Римской империи.
Восточной Римской империи удалось выстоять под ударами варваров. По-иному было на Западе. Средства на содержание армии императоры собирали с большим трудом. Подати были очень Велики. В провинциях вспыхивали восстания. Жители нередко ожидали прихода варваров как освободителей.
Еще до начала широкого проникновения варваров на территорию Римской империи в их среду стало проникать христианство. Епископу Ульфиле удалось крестить германское племя готов. Для варваров был очень сложен догмат о Троице. Поэтому многие из них приняли крещения в форме арианства. Арианство было признано ересью (отступлением от догматов ортодоксального христианского вероучения) на Никейском соборе в 325 г., однако в IV–VI вв. оно было распространено среди значительной части христиан. Аркане отрицали троичность Бога, они считали, что Бог един, а Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, а лишь подобосущен ему. Именно в арианство крестил Ульфила готов. Арканами стали также вандалы, бургунды, лангобарды и ряд других племен.
www.rulit.me
антропогенез производящее хозяйство — Мегаобучалка
значение следующих понятий:
антропогенез | производящее хозяйство |
археологическая периодизация истории | присваивающее хозяйство |
искусство | рабство |
культура | разделение труда |
мировоззрение | религия |
миф | родовой строй |
неолитическая революция | фратрия |
племя | частная собственность |
протогосударство | эволюция |
Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы и задачи:
1. Какие виды периодизации истории первобытного общества используются в науке?
2. Назовите основные этапы антропогенеза.
3. Чем протогосударство отличается от государства?
4. Что такое «неолитическая революция»? Каковы её последствия?
5. Перечислите основные формы первобытной религии?
6. Какие перемены происходили в жизни первобытных племён в период их перехода к цивилизации?
7. Чем было вызвано появление государственности и права?
Решить следующие тестовые задания:
1. Органы первобытной демократии:
А) оказывали воздействие на политическую жизнь
Б) не играли определяющей роли в политической жизни
В) осуществляли законотворческую деятельность
2. Где были найдены останки самых древних людей:
А) в Австралии
Б) в Европе
В) в Африке
Г) в Антарктиде
3. Какими орудиями труда пользовался древнейший человек:
А) заострённый камень
Б) костяной гарпун
В) металлический кинжал
4. Первыми занятиями древнейшего человека были:
А) торговля
Б) охота
В) рыболовство
Г) собирательство
Д) земледелие
5. Первое разделение труда произошло на:
А) земледелие и скотоводство
Б) земледелие и ремесло
В) скотоводство и ремесло
6. Жилищем для древних людей служили:
А) землянки
Б) пещеры
В) шалаши
Г) дома
7. Человек разумный появился:
А) 100 тыс. лет назад
Б) 40 тыс. лет назад
В) 12 тыс. лет назад
8. Коллектив людей разумных назывался:
А) стая
Б) стадо
В) род
9. Человек разумный изобрёл:
А) соху
Б) лук и стрелы
В) каменное рубило
10. Зарождение земледелия и скотоводства в Передней Азии произошло:
А) 25000-30000 гг. до н.э.
Б) 10000-8000 гг. до н.э.
В) 5000-3000 гг. до н.э.
Раздел 3. Цивилизации Древнего мира.
При изучении раздела записать в конспект
значение следующих понятий:
апелла | монархия |
аристократия | монотеизм |
буддизм | ном |
государство | олигархия |
демократия | патриции |
деспотия | плебеи |
древний мир | полис |
жречество | политический строй |
илоты | республика |
иудаизм | тотемизм |
империя | традиционное общество |
колонизация | христианство |
колоны | церковь |
экклесия | |
конфуцианство | эллинизм |
магистраты | эрофат |
менталитет | язычество |
Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы и задачи:
1. Какие формы государств Древнего мира вам известны?
2. Каковы особенности развития древних государств в Египте, Месопотамии, на восточном побережье Средиземного моря?
3. В каких государствах Древнего Востока деспотическая форма правления получила наибольшее развитие?
4. В чем заключалась сословная иерархия древневосточного общества?
5. Каковы основные источники древневосточного рабства, как они различались по значению в тех или иных цивилизациях?
6. Каковы особенности древних государств Индии и Китая?
7. Как патриархальная теория происхождения государства Конфуция сочеталась с его представлениями о моральных качествах истинного гражданина?
8. Почему восточное общество так стабильно?
9. В каком государстве были приняты первые из известных нам законов?
10. В чём состоял особый путь развития древнегреческой цивилизации?
11. Что такое полис? Как было организовано управление в полисе?
12. Назовите главные достижения древних греков
13. Почему произошёл переход от Римской республики к Римской империи?
14. Каковы были специфические характеристики римского права, чем оно обогатило мировую юриспруденцию?
15. В чём причины гибели Западной Римской империи?
16. Дайте характеристику культуры Древнего Востока. Назовите известные вам памятники культуры стран Древнего Востока.
17. Каков вклад древних греков и римлян в мировую культуру?
18. Охарактеризуйте христианство как мировую монотеистическую религию.
Решить следующие тестовые задания:
1. Древние цивилизации, зародившиеся на заре истории человечества, учёные называют:
А) раннецивилизационными
Б) начальными
В) первичными
2. К приморской цивилизации относилась:
А) вавилонская
Б) финикийская
В) китайская
3. Какая из данных цивилизаций была наиболее ранней?
А) индийская
Б) египетская
В) китайская
4. Древневосточная деспотия может быть определена как следующий тип политического режима:
А) тоталитаризм
Б) демократия
В) авторитаризм
5. Последовательное расположение общественных слоев и служебных званий от низших к высшим – это:
А) монархия
Б) анархия
В) иерархия
6. Наиболее ранней религией оказался (оказалось):
А) индуизм
Б) конфуцианство
В) буддизм
7. Наиболее ранняя цивилизация в истории Древней Греции – это:
А) крито-микенская
Б) ахейская
В) собственно греческая
8. Положение рабов в античных Греции и Риме в сравнении с древневосточными деспотиями было:
А) лучше
Б) хуже
В) таким же
9. Выдающимся реформатором древних Афин был:
А) Ликург
Б) Платон
В) Солон
10. По классификации Платона правильная форма власти немногих – это:
А) аристократия
Б) олигархия
В) монархия
11. Религия брахманов, которые приспособили древнюю религию ведизма к новым сословиям и потребностям простого народа:
А) буддизм
Б) индуизм
В) конфуцианство
12. К полноправным членам римской общины относились:
А) плебеи
Б) патриции
В) пауперы
13. Государство Конфуций определял как:
А) общину
Б) коммуну
В) большую семью
14. Первые Олимпийские игры были проведены:
А) в 776 г. до н.э.
Б) в 476 г. до н.э.
В) в 386 г.
megaobuchalka.ru
Какие перемены происходили в жизни первобытных племен в период их перехода в. При изучении раздела записать в конспект. значение следующих понятий: антропогенез производящее хозяйство
Каковы современные взгляды на антропогенез человека? Как люди заселяли землю?
Опишите основные источники наших знаний о древнейшей истории человечества. Каковы достижения эпохи палеолита? Какова была социальная организация эпохи палеолита?
Что такое неолитическая революция? В чем состояли ее последствия в экономике, социальной структуре общества?
Какие перемены происходили в жизни первобытных племен в период их перехода к цивилизации? В чем причины зарождения государств?
Каковы особенности развития древних государств в Египте, Месо- потамии, на восточном побережье Средиземного моря?
В чем причины появления великих военных держав древности? Какую роль они сыграли в развитии человечества?
Каковы особенности древних государств Индии и Китая?
В чем состоял особый путь развития древнегреческой цивилизации?
Что такое полис? Как было организовано управление в полисе?
Дайте характеристику основных городов-государств Древней Греции.
Назовите главные достижения древних греков.
Каковы основные этапы развития Римского государства?
Что позволило римлянам создать огромную державу?
Почему произошел переход от республики к империи? Как было организовано управление в Римской республике и Римской империи?
В чем причины гибели Западной Римской империи?
Дайте характеристику культуры Древнего Востока. Назовите изве- стные вам памятники культуры стран Древнего Востока.
Каков вклад древних греков и римлян в мировую культуру? Назовите известные вам памятники Древних Греции и Рима.
В чем особенности религий Древнего мира?
stydopedya.ru
антропогенез производящее хозяйство — Мегаобучалка
значение следующих понятий:
антропогенез | производящее хозяйство |
археологическая периодизация истории | присваивающее хозяйство |
искусство | рабство |
культура | разделение труда |
мировоззрение | религия |
миф | родовой строй |
неолитическая революция | фратрия |
племя | частная собственность |
протогосударство | эволюция |
Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы и задачи:
1. Какие виды периодизации истории первобытного общества используются в науке?
2. Назовите основные этапы антропогенеза.
3. Чем протогосударство отличается от государства?
4. Что такое «неолитическая революция»? Каковы её последствия?
5. Перечислите основные формы первобытной религии?
6. Какие перемены происходили в жизни первобытных племён в период их перехода к цивилизации?
7. Чем было вызвано появление государственности и права?
Решить следующие тестовые задания:
1. Органы первобытной демократии:
А) оказывали воздействие на политическую жизнь
Б) не играли определяющей роли в политической жизни
В) осуществляли законотворческую деятельность
2. Где были найдены останки самых древних людей:
А) в Австралии
Б) в Европе
В) в Африке
Г) в Антарктиде
3. Какими орудиями труда пользовался древнейший человек:
А) заострённый камень
Б) костяной гарпун
В) металлический кинжал
4. Первыми занятиями древнейшего человека были:
А) торговля
Б) охота
В) рыболовство
Г) собирательство
Д) земледелие
5. Первое разделение труда произошло на:
А) земледелие и скотоводство
Б) земледелие и ремесло
В) скотоводство и ремесло
6. Жилищем для древних людей служили:
А) землянки
Б) пещеры
В) шалаши
Г) дома
7. Человек разумный появился:
А) 100 тыс. лет назад
Б) 40 тыс. лет назад
В) 12 тыс. лет назад
8. Коллектив людей разумных назывался:
А) стая
Б) стадо
В) род
9. Человек разумный изобрёл:
А) соху
Б) лук и стрелы
В) каменное рубило
10. Зарождение земледелия и скотоводства в Передней Азии произошло:
А) 25000-30000 гг. до н.э.
Б) 10000-8000 гг. до н.э.
В) 5000-3000 гг. до н.э.
Раздел 3. Цивилизации Древнего мира.
При изучении раздела записать в конспект
значение следующих понятий:
апелла | монархия |
аристократия | монотеизм |
буддизм | ном |
государство | олигархия |
демократия | патриции |
деспотия | плебеи |
древний мир | полис |
жречество | политический строй |
илоты | республика |
иудаизм | тотемизм |
империя | традиционное общество |
колонизация | христианство |
колоны | церковь |
комиция | экклесия |
конфуцианство | эллинизм |
магистраты | эрофат |
менталитет | язычество |
Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы и задачи:
1. Какие формы государств Древнего мира вам известны?
2. Каковы особенности развития древних государств в Египте, Месопотамии, на восточном побережье Средиземного моря?
3. В каких государствах Древнего Востока деспотическая форма правления получила наибольшее развитие?
4. В чем заключалась сословная иерархия древневосточного общества?
5. Каковы основные источники древневосточного рабства, как они различались по значению в тех или иных цивилизациях?
6. Каковы особенности древних государств Индии и Китая?
7. Как патриархальная теория происхождения государства Конфуция сочеталась с его представлениями о моральных качествах истинного гражданина?
8. Почему восточное общество так стабильно?
9. В каком государстве были приняты первые из известных нам законов?
10. В чём состоял особый путь развития древнегреческой цивилизации?
11. Что такое полис? Как было организовано управление в полисе?
12. Назовите главные достижения древних греков
13. Почему произошёл переход от Римской республики к Римской империи?
14. Каковы были специфические характеристики римского права, чем оно обогатило мировую юриспруденцию?
15. В чём причины гибели Западной Римской империи?
16. Дайте характеристику культуры Древнего Востока. Назовите известные вам памятники культуры стран Древнего Востока.
17. Каков вклад древних греков и римлян в мировую культуру?
18. Охарактеризуйте христианство как мировую монотеистическую религию.
Решить следующие тестовые задания:
1. Древние цивилизации, зародившиеся на заре истории человечества, учёные называют:
А) раннецивилизационными
Б) начальными
В) первичными
2. К приморской цивилизации относилась:
А) вавилонская
Б) финикийская
В) кита
religionpeace.ru
Виктор Артемов, Юрий Лубченков — История
Первоначально христианство было верой бедняков, рабов. Римские власти преследовали христиан. Однако их ряды росли. Они объединялись в общины во главе с епископами. Объединение всех общин называлось христианской церковью. Этим же словом обозначали храмы христиан. Ко второй половине III в. христианство превратилось в мощную силу, христиан было много среди воинов, крещение принимали и состоятельные люди, чиновники. В конце IV в. христианство стало государственной религией Римской империи.
С самого начала в христианстве возникло множество течений, представители которых вели яростную борьбу между собой. Так, споры вызывало учение о Троице. Бог представляется христианам в виде единства Бога Отца, Бога Сына (Христа) и Бога Святого Духа. Все три лица Троицы равны и едины. Этот догмат вошел в Символ веры — краткий свод вероучения, принятый на Первом Вселенском соборе в городе Никея в 325 г. Однако борьба внутри христианской церкви продолжалась и после Никейского собора.
Вопросы и задания к разделу II.
1. Каковы современные взгляды на антропогенез человека? Как люди заселяли землю?
2. Опишите основные источники наших знаний о древнейшей истории человечества. Каковы достижения эпохи палеолита? Какова была социальная организации эпохи палеолита?
3. Что такое неолитическая революция? В чем состояли ее последствия в экономике, социальной структуре общества?
4. Какие перемены происходили в жизни первобытных племен в период их перехода к цивилизации? В чем причины зарождении государств?
5. Каковы особенности развития древних государств в Египте, Месопотамии, на восточном побережье Средиземного моря?
6. В чем причины появления великих военных держав древности? Какую роль они сыграли в развитии человечества?
7. Каковы особенности древних государств Индии и Китай?
8. В чем состоял особый путь развитии древнегреческой цивилизация?
9. Что такое полис? Как было организовано управление в полисе?
10. Дайте характеристику основных городов-государств Древней Греции
11. Назовите главные достижения древних греков.
12. Каковы основные этапы развития Римского государства?
13. Что позволило римлянам создать огромную державу?
14. Почему произошел переход от республики к империи? Как было организовано управление в Римской республике и Римской империи?
15. В чем причины гибели Западной Римской империи?
16. Дайте характеристику культуры Древнего Востока. Назовите известные памятники культуры стран Древнего Востока.
17. Каков вклад древних греков и римлян в мировую культуру? Назовите известные вам памятники Древних Греции и Рима.
18. В чем особенности религий Древнего мира?
19. Дайте характеристику христианству как мировой монотеистической религии.
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
ТЕМА 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА
§ 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
Варвары и Рим. Причины Великого переселения народов.
Гибель в 476 г. Западной Римской империи считается гранью между историей Древнего мира и Средних веков. Падение империи связано с вторжениями на ее территорию варварских темен. Варварами римляне называли всех, кто жил за пределами Римского государства, не знал латинского языка и был чужд римской культуре.
В Центральной Европе обитали воинственные племена германцев. Поначалу римлянам удавалось отражать их вторжения. В конце IV в. к германцам в их набегах присоединились многие другие варварские народы. Началось Великие переселение народов. К этому времени у варваров зарождается неравенство. Их племена объединяются в союзы во главе с вождем (герцогом, королем), власть, которою напоминает уже власть правителя государства. Варваров привлекали богатство городов и деревень, плодородные поля и тучные пастбища Римской империи.
Восточной Римской империи удалось выстоять под ударами варваров. По-иному было на Западе. Средства на содержание армии императоры собирали с большим трудом. Подати были очень Велики. В провинциях вспыхивали восстания. Жители нередко ожидали прихода варваров как освободителей.
Еще до начала широкого проникновения варваров на территорию Римской империи в их среду стало проникать христианство. Епископу Ульфиле удалось крестить германское племя готов. Для варваров был очень сложен догмат о Троице. Поэтому многие из них приняли крещения в форме арианства. Арианство было признано ересью (отступлением от догматов ортодоксального христианского вероучения) на Никейском соборе в 325 г., однако в IV–VI вв. оно было распространено среди значительной части христиан. Аркане отрицали троичность Бога, они считали, что Бог един, а Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, а лишь подобосущен ему. Именно в арианство крестил Ульфила готов. Арканами стали также вандалы, бургунды, лангобарды и ряд других племен.
Образование варварских королевств.
В 410 г. вестготы (западные готы) под предводительством Алариха взяли Рим. Через несколько лет для поселения вестготов Рим предоставил земли на юге Галлии. Так в 418 г, появилось первое варварское Вестготское королевство. Вскоре вестготы захватили другие территории в Галлии и Испании.
Еще раньше через Галлию и Испанию в Северную Африку прошли племена вандалов и аланов. В Африке возникло вандальско-аланское королевство. В 455 г. вандалы совершили морской набег на Рим, подвергнув его страшному разгрому. В те же годы германские племена англов, саксов, ютов начади вторжение в Британию. Они разгромили существовавшие на острове после ухода римских войск королевства кельтов и образовали 7 варварских англо-саксонских королевств. В Галлии к востоку от вестготов свое королевство создали бургунды.
Варвары хозяйничали и в Италии. Римское войско здесь почти целиком состояло из варваров, вожди которых правили от имени императоров. В 476 г. один из таких вождей Одоакр сверг западного императора, а его корону отослал в Константинополь. Верховным правителем варварских королевств отныне считался восточный император. Однако реальной власти над ними он не имел. Вскоре в Италию вторглись племена остготов (восточных готов) под предводительством короля Теодориха (493–526) и, разгромив государство Одоакра, создали здесь свое королевство.
Королевство франков возникло почти одновременно с Остготским королевством. В 486 г. король салических (приморских) франков Хлодвиг возглавил их переселение в Северную Галлию. Вскоре франки подчинили себе ряд соседних германских племен — алеманов, тюрингов, разбили поиска Вестготского королевства и отвоевали у него Южную Галлию.
Готы и другие германцы забирали значительную часть земель у жителей Римской империи. Франки, в отличие от них, почти не отнимали земель у местных жителей, а поделили между собой пустующие бывшие владения императора. Поэтому галло-римское «селение относилось к франкам более дружественно, чем к другим-варварам. Кроме того, Хлодвиг и все франки приняли христианство в ортодоксальной форме, которой придерживались жители Галлии, а не в форме арианства, как другие германцы. Хлодвиг щедро раздавал епископам и монастырям ценности и земли. Политику Хлодвига по отношению к местным жителям продолжили его преемники. Из всех варварских королевств Франкское оказалось самым устойчивым.
В целом варварские королевства являлись государствами со слабой центральной властью, в них были остры противоречия между варварами и местными жителями. Это предопределило нестабильность политической ситуации в Европе.
Варварские правды.
О жизни варварских королевств можно многое узнать из записей их законов V–IX вв. Эти законы получили названия варварских правд.
Варварские правды являлись записями обычного права. Однако варварские законы испытали значительное влияние римского права. Особенно сильно было это влияние в правдах вестготов, бургундов. Во всех правдах указывались наказания за различные преступления, определялся порядок судопроизводства и т.д. В законах отражался процесс перехода от догосударственного состояния общества к государству. Наряду с полноправными свободными членами племени как особые категории населения со своими правами выделяются король, знать, с одной стороны, зависимые люди и рабы — с другой. Однако свободные общинники, занимающиеся сельским хозяйством, псе еще составляли большинство варварского населения.
Наиболее известным документом является «Салическая правда», созданная по указу короля Хлодвига примерно в 500 г. Согласно этим законам жизнь знатного человека (графа) защищал вергельд (штраф) в 600 солидов. свободного человека — 200, зависимого — 100, за убийство раба владельцу выплачивалось 30 солидов. Салическая правда свидетельствует, что франки жили общинами, которые являлись собственниками земель. Леса, пастбища, водоемы находились в совместном владении, а пахотные участки — во владении отдельных семей. Продавать эти участки было нельзя, однако наметился процесс превращения этих участков в семейную собственность.
profilib.org
Лекция — И зарождение цивилизации.
При изучении раздела записать в конспект
значение следующих понятий:
разделение труда | присваивающее хозяйство |
протогосударство | производящее хозяйство |
антропогенез | частная собственность |
родовой строй | мировоззрение |
искусство | культура |
рабство | религия |
неолитическая революция | миф |
племя | фратрия |
археологическая периодизация истории | эволюция |
Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы и задачи:
1. Какие виды периодизации истории первобытного общества используются в науке?
2. Назовите основные этапы антропогенеза.
3. Чем протогосударство отличается от государства?
4. Что такое «неолитическая революция»? Каковы её последствия?
5. Перечислите основные формы первобытной религии?
6. Какие перемены происходили в жизни первобытных племён в период их перехода к цивилизации?
7. Чем было вызвано появление государственности и права?
Решить следующие тестовые задания:
1. Органы первобытной демократии:
А) оказывали воздействие на политическую жизнь
Б) не играли определяющей роли в политической жизни
В) осуществляли законотворческую деятельность
2. Где были найдены останки самых древних людей:
А) в Австралии
Б) в Европе
В) в Африке
Г) в Антарктиде
3. Какими орудиями труда пользовался древнейший человек:
А) заострённый камень
Б) костяной гарпун
В) металлический кинжал
Г) пила
4. Первыми занятиями древнейшего человека были:
А) торговля
Б) охота
В) рыболовство
Г) собирательство
Д) земледелие
5. Первое разделение труда произошло на:
А) земледелие и скотоводство
Б) земледелие и ремесло
В) скотоводство и ремесло
6. Жилищем для древних людей служили:
А) землянки
Б) пещеры
В) шалаши
Г) дома
7. Человек разумный появился:
А) 100 тыс. лет назад
Б) 40 тыс. лет назад
В) 12 тыс. лет назад
8. Коллектив людей разумных назывался:
А) стая
Б) стадо
В) род
9. Человек разумный изобрёл:
А) соху
Б) лук и стрелы
В) каменное рубило
10. Зарождение земледелия и скотоводства в Передней Азии произошло:
А) 25000-30000 гг. до н.э.
Б) 10000-8000 гг. до н.э.
В) 5000-3000 гг. до н.э.
www.ronl.ru
Какие изменения произошли в жизни древнейших людей в эпоху…
Скопировано с веб-сайта
Мезолит (12 – 5 тыс. до н.э.) В археологической науке Казахстанаэпоха мезолита изучена недостаточно. Только в результате археологическихисследований в районе Есиля, в Кустанайской области и близ Тургая были найденынекоторые памятники мезолита. Период перехода от раннего палеолита к среднемупалеолиту совпал с таянием ледников. В природноклиматических условиях произошлисущественные изменения, многие виды гигантских животных вымерли, большиеизменения претерпел и мир растений. Изменение фауны и другие факторы обусловиливозникновение земледелия и новых элементов животноводства, а в некоторыхрегионах сложились новые формы рыболовства и охоты. Существуют различные мненияотносительно хронологии и характеристики мезолита. Однако исследователи этогопериода Ж.К Таймагамбетов, В.И. Логвин и А.М. Кисленко,основываясь на результатах археологических исследований, предлагают признатьхронологические границы среднекаменного века, относящиеся к 10-5 тысячелетиям до н.э. Неолит (5 – 3 тыс. до н.э.) В этом периоде человечество достигловысокого уровня в технике обработки камня. Произошла большая специализация впроизводстве орудий труда. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретушипоявились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление,пиление, использовались все труднообрабатываемые породы камня, изготавливалиськаменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты. Другим достижением людейэпохи неолита было изготовление различной посуды из глины. Все это ивозникновение земледелия и скотоводства способствовало ,повышениюпроизводительности труда и жизненного уровня первобытных людей. Теперь охота исобирательство превратились в дополнительные источники существования.Возникновение новых отраслей хозяйственной жизни, усовершенствование техникиизготовления орудий труда, повышение производительности труда способствовалипоявлению зачатков ткачества и горнометаллургического дела. Люди эпохи неолита жили в условияхродовой общины. Они вели коллективный образ жизни, трудились сообща. Вместе стем это было время более высокого развития форм организации общества:образования племён и племенных объединений. Племена состояли изнескольких родовых общин, объединённых кровнородственными узами и однороднымхарактером хозяйства.
Оцени ответ
shkolniku.com
Персональный сайт — Лекции по Истории, продолжение (часть 2)
…sp; 2.История средних веков; 3.История нового мира; 4.Новейшая история. Проблема данной периодизации в том, что в истории Азии, Америки, Африки существует в чем-то сходные периоды, но они не совпадали по времени с западноевропейскими, поэтому для этих регионов можно выстроить свои периодизации, также как можно разработать периодизацию историю каждой страны.Вопросы для самостоятельной работы студентов:
- Опишите основные источники наших знаний о истории человечества.
- Чем формационный подход изучения истории отличается от цивилизационного?
Д\задание: В.В.Артёмов.История. §1-2 (конспект)
Раздел 2 Первобытный мир и зарождение цивилизаций
Тема: Происхождение человека и люди эпохи палеолита
Цели и задачи урока:
- формировать у учащихся умение логически мыслить и отстаивать свою точку зрения;
- показать этапы развития древних людей;
- формировать у учащихся интерес к изучению Древней истории.
План:
1. Источники знаний о древнейшем человеке
2. Проблемы происхождения человека
3. Виды человека. Расселение древнейших людей
4. Родовая община
5. Достижение людей в период позднего палеолита
6. Стоянки палеолита на территории России.
7. Первобытная религия.
1.Большой вклад о древнейшем человеке вносит наука археология, которая позволяет
ученым получить в наше распоряжение предметы изготовленные древними жителями нашей планеты.
Археология разделяет каменный век на:
1.Древний (палеолит)
2.Средний (мезолит)
3.Новый (неолит)
Помимо орудий труда археологи раскапывают места поселения древних людей, а также их захоронения.
Для датировки предметов используются углеродный метод.
Изучаются социальные отношения первобытных людей.
2.
1.Трудовая теория (XIX в.) разработал Ф.Энгельс. Согласно этой теории трудовая деятельность, к которой, пришлось прибегнуть предкам человека привела к изменению их внешнего облика, что было закреплено в ходе естественного отбора, а потребность общения в процессе труда способствовало зарождению языка и мышлению. Эта теория оперяется на учение Дарвина о естественном отборе.
2.Мутагенная
3.Библейская
4.Инопланетная
3. Считается, что общие предки человека и обезьян жили в восточной Африки и на Аравийском полуострове. Имеют возраст 30-40млн.лет назад. В восточно-южной Африки были обнаружены останки вероятного предка-человека (австралопитека) 4-4,5 лет назад.
В Эфиопии были найдены останки человека умелого вместе с каменными орудиями (возраст 2млн 600тыс. лет). Главное занятие — охота.
В Кении были найдены останки человека прямоходящего(1млн.700 лет), рост 130-150. Главное оружие рубило (ручное). Овладел огнем.
Примерно 300тыс. лет назад впервые человек вышел за пределы Африки. На смену человеку прямоходящему приходит человек разумный (Homo sapiens).
4. Родовая община — это коллектив близких ,родственников. Родовая община состояла(100-150чел),занимались охотой, собирательством, изготовлением орудий труда, обработкой добычи. Жилища, запасы пищи, шкуры животных, орудия труда считались общей собственностью.
Во главе рода стояли самые уважаемые люди- старейшины.
Затем родовые общины стали объединяться в племена.
Родовая организация прошла 2 этапа:
1.Матриархат
2.Патриархат.
5. Поздний палеолит у древнейших людей, появляются разнообразные орудия. В качестве материала — кремень, обсидиан, яшма, рубило. Каменное скребло — обрабатывали шкуры, дырки. Изобрели каменное копье и топор.
Появилась одежда из шкур. В поселение обычно 2-3 жилища из костей. Произошло первое половозрастное разделение труда: мужчины охотились, женщины занимались собирательством, готовили еду, шили одежду; дети помогали женщинам.
40тыс. лет назад началось заселение Америки
6. На территории России первые люди появились 4млн. лет назад. На стоянках Улалинка, недалеко от Якутска, на южном Урале были обнаружены примитивные орудия труда из камня.
В Башкирии в Каповой пещере было найдено 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, дикие лошади, носорог. Возраст рисунков — 15-13тыс.лет.
В 60-х гг. XXв. раскопано два захоронения под Владимиром на стоянке Сунгирь. Возраст 25-30 тыс. лет.
7. Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить от ран и укусов ядовитых змей.
По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представления о существовании невидимых сил – духа и богах, которые влияют на природу и жизнь человека. Так зародилась религия.
Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были некими потусторонними силами, управляющими миром. Богами были и предки рода.
Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помощью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей.
С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии.
Искусство зародилось у неандертальцев. Наиболее впечатляющими памятником времен палеолита является пещерная живопись. Пещерные рисунки датируются периодом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаружены следы ударов каменными наконечниками.
В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер – небольших (5 – 15см) статуэток женщин, как правило, обнаженных, изредка одетых.
Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, танцы.
Вопросы для самостоятельной работы студентов:
- Каковы современные взгляды на антропогенез человека? Как люди заселяли землю?
- Каковы достижения эпохи палеолита? Какова была социальная организация эпохи палеолита?
Д\задание: В.В.Артёмов.История. §3-4 (конспект)
Лекция: Возникновение государства и начало цивилизации
Цели и задачи урока:
- формировать у учащихся умение логически мыслить и отстаивать свою точку зрения;
- показать значение неолитической революции для дальнейшей жизни людей;
- формировать у учащихся интерес к изучению Древней истории.
План
1. Неолитическая революция.
2. Начало формирование народов.
3. Зарождение цивилизации.
1.Несколько млн. лет назад люди существовали за счет охоты, рыболовства и собирательства, т. е. человек присваивал себе продукты природы, такой тип хозяйства называют присваивающим.
11-10тыс. лет назад зарождается животноводство и земледелие. И с этого момента люди стали самостоятельно и целенаправленно производить необходимые для их жизни продукты — производящий тип хозяйства. Этот переход начался в мезолите, закончился в неолите.
Появление производящего хозяйства за короткое время изменило жизнь человечества. Эти перемены историки называли неолитической революцией.
Причины неолитической революции:
1. 12тыс. лет назад быстро тает ледник. Территория ледника покрылась густыми лесами, вымирают крупные животные, дававшие человеку основную пищу.
2.Осваивается охота на мелкую дичь, птицу. Большое внимание уделялось ловле рыбы. Изобретают лук со стрелами. Изобрели бумеранг. Стали строить лодки и плоты.
3. До таяния ледника в период палеолита жители Передней Азии охотились на диких баранов, быков, собирали семена дикорастущих злаков — пшеницы, ячменя, проса. Для срезания колосьев изобретают серп. Во время таяния ледника в передней Азии началось страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений.
4.Экологический кризис заставил людей искать новые источники существования. Выход был найден в искусственном разведении растений и выращивания животных.
Первыми были одомашнены в 10-9 тыс. лет до н.э. козы и овцы.
В 7 тыс. до н.э. приручили свинью и корову и кошку.
Первые следы с/х найдены на севере Ирака. Датируется 10-9 тыс. до н.э.
Из растений первыми одомашнили пшеницу, ячмень, проса, чечевицу. Позже стали выращивать сливы, груши, персики, абрикосы, виноград.
Последствия неолитической революции:
1. Люди научились производить шерстяные и льняные ткани.
2.Изобретена керамика. Изобрели гончарный круг, из глины изготавливали кирпичи.
3.Для полива полей стали строить примитивные каналы и бассейны.
4.Для обработки полей придумали соху и плуг.
5.В 8-7 тыс. до н.э. научились обрабатывать медь.
6.В 5-4 тыс. до н.э. — бронзу.
7.В 1тыс. до н.э. в передней Азии появляются изделия из железной руды.
Неолитическая революция в России:
На южном Урале и в Поволжье археологи нашли кости домашних животных, которых там стали разводить 8-7 тыс. лет назад. На южном Урале найдены самые древние в мире кости домашних лошадей.
2.Посёлки земледельцев постепенно превращаются в крупные поселения. Вокруг них стали возводить для защиты от врагов стены из камня или глины. Дома делали из глины и кирпичей. В центре таких поселений строили 1 или несколько храмов. Почитали Бога Солнца, Бога Дождя, Бога Ветра.
Самое древнее поселение обнаружено в городе Иерихон в Палестине. Люди там стали селиться в 8 тыс. до н.э. Жило там до 3 тыс. человек. Найдены были остатки стен толщиной до 3 м. из камня. В окрестностях города выращивали пшеницу, чечевицу, ячмень, инжир.
Добывали асфальт и серу, которые продавали соседям.
Более крупным поселением было Чатал — Гуюк 7-6 тыс. до н.э. в малой Азии. Занимались выращиванием хлеба. Для орошения строились простейшие каналы.
В этот период стали образовываться языковые семьи. В северной Африке обитали племена, давшие начало семито-хамитским языкам. На них говорили древние египтяне, ассирийцы и вавилоняне.
В Передней Азии жили племена, давшие начало индоевропейским языкам.
У земледельцев на смену родовой общины приходит соседская. Высшим органом управления оставалось народное собрание. Совет общины составляли старейшины. На период военных действий избирался вождь.
Со временем власть вождя распространяется на мирные периоды и постепенно стала переходить по наследству. Вокруг вождя стали сплачиваться лучшие воины. Соплеменники со временем начали снабжать вождя, его приближенные всем необходимым. Вначале это были добровольные пожертвования, затем они стали обязательными, т.е. появляется неравенство.
3. Первые государства возникают, где вожди и их помощники становятся руководителями хозяйственной жизни. Ученые выделили 2 модели цивилизации древнего мира:
1.Древневосточная. Её формой стали государства в долинах великих рек: Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Хуанхэ. Для древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монархов. Преобладающим населением было крестьянство, объединенное в общины. Рабство играло второстепенную роль.
2.Античная цивилизация(их называют полисами). Правителей избирают на народных собраниях, но со временем полисное устройство было заменено монархической властью. Большая часть населения проживала в городах. Огромное значение приобрели ремесло и торговля. Большую роль играл труд рабов.
Вопросы для самостоятельной работы студентов:
- Какие перемены происходили в жизни первобытных племён в период их перехода к цивилизации?
- В чём причины зарождения государств?
Д\задание: В.В.Артёмов.История. §5-6 (конспект)
Тема: Цивилизация Древнего Востока и Античного мира.
Цели и задачи урока:
- формировать у учащихся умение логически мыслить и отстаивать свою точку зрения;
- показать, как происходило зарождение, развитие и закат древних цивилизаций;
- формировать у учащихся интерес к изучению Древней истории.
План
1. Древний Египет.
2. Вавилонское царство.
3. Великие военные державы Древнего Востока:
· Хеттское царство
· Ассирия
· Урарту
· Персидское царство
4.Конструктор сайтов — uCoz
udenkov-sergey.narod.ru