Как составлять планы по обществознанию – «35. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается составить план не по тексту,». Скачать бесплатно и без регистрации.

Методические рекомендации по выполнению задания С8 Единого государственного экзамена по обществознанию

Разделы: История и обществознание


1. Понятие «план».

План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. По образному выражению, – это «скелет произведения». Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда, для развития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей.

2. Достоинства и недостатки плана.

Достоинства плана Недостатки плана

1) Самая краткая запись.
2) Отражает последовательность изложения и обобщает.
3) Хорошо составленный план раскрывает и само содержание произведения.

4) Восстанавливает в памяти содержание источника.
5) Заменяет конспекты и тезисы.
6) Помогает составлению записей.
7) Улучшает сделанную запись.
8) Ускоряет проработку книг.
9) Помогает при длительной работе над источником.
10) Организует самоконтроль.
11) Сосредотачивает внимание и стимулирует знания.

1) Не передает фактического содержания источника, а лишь скупо напоминает о нем, о схеме расположения материалов в нем.
2) Планом можно пользоваться, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст или воспроизвести в памяти слабо запоминающийся текст, вскоре после составления плана.

3. Виды планов и их выполнение.

Планы подразделяются на простые и сложные. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. Сложный план полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

Как составлять простой план. Как составлять сложный план

1) Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5) Запишите план.

1) Внимательно прочитайте изучаемый материал
2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом.

1) Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2) Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста

4. Требования к плану.

1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться.
2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.
3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.
4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки.

а) План должен полностью охватывать содержание текста (темы).
б) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Не пренебрегайте графической культурой записи плана! Схема записи плана может выглядеть так:

I. —————————————
1. —————————————
2. —————————————
3. —————————————

а) —————————————
б) —————————————
в) —————————————

II. —————————————
III. —————————————

5. Развитие умений и навыков по составлению плана.

Предлагаем организовать развитие умений по составлению планов на уроках истории и обществознания следующим образом.

1-4 классы – развитие умений по составлению простого плана.

5-6 классы – учащиеся постепенно учатся расчленять отдельные вопросы плана на подпункты и переходят к составлению сложного плана.

7- 9 классы – учащиеся справляются с составлением сложного плана по тексту учебника или рассказа учителя.

10-11 классы – старшеклассники развивают умения по составлению сложного плана к докладам, рефератам, устным выступлениям.

6. Алгоритм работы по развитию ЗУН учащихся.

1) Учитель сам составляет на уроке сложный план и разъясняет основные принципы его построения.
2) Затем можно дать простой план темы урока и продолжить учащимся развернуть его путем детализации наиболее важных вопросов.

3) Далее, одному из сильных учеников поручить во время опроса написать на доске развернутый план, а затем разобрать его при участии всего класса.
4) Уч-ся самостоятельно составляют на уроке сложный план по одному-двум разделам параграфа.
5) Только после этого можно предложить школьникам составить развернутый план, по какой либо теме, охватывающий целый параграф, а потом и по сквозной теме.

7. Выполнение части С8 Единого государственного экзамена по обществознанию.

Задание С8. Вам предстоит подготовить развернутый план по теме «Политический режим». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Предлагаем вашему вниманию два варианта плана на заданную тему.

1 вариант 2 вариант
1. Понятие политического режима.

а) Политические ценности.
б) Политические нормы.
в) Политические структуры.

2. Демократические и антидемократические режимы.

а) Признаки демократического режима.
б) Авторитаризм и его признаки.
в) Тоталитаризм и его признаки.
г) Военный режим и его признаки.

3. Политические режимы в современном обществе.

а) Демократия в странах Западной Европы и США.
б) Переход России от авторитаризма к демократии.
в) Тоталитаризм в Северной Корее.
г) Военные режимы в странах Африки.

1. Понятие политического режим.

2. Демократический режим и его признаки.

а) Народ – источник власти.
б) Наличие представительных органов власти.
в) Равенство граждан перед законом.
г) Независимость судебной власти.
д) Идеологический и политический плюрализм.

3. Авторитаризм и его особенности.

а) Народ отчужден от власти.
б) Централизация власти.
в) Запрещение политической оппозиции.
г) Невмешательство во внешнеполитические сферы.

4. Характерные черты тоталитаризма.

а) Наличие единой партии.
б) Официальная государственная идеология.
в) Массовый террор к «врагам народа».
г) Централизованная экономика.

5. Политические режимы в современном обществе.

Список литературы:

  1. Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г. по обществознанию. Федеральный институт педагогических измерений.
  2. Как составлять выписки, планы и тезисы. Библиотечный урок для учащихся старших классов / ЦРБ им. 1 Мая; сост. зав.  ИБО Т.В. Виноградова. — Н. Новгород, 2002. — 8с.
  3. Клементёнок В. Сборник учебно-методического и дидактического материала (памяток, схем, характеристик) для учащихся, преподавателей http://1september.ru/.
  4. Лейбенгруб П.С. О повторениях на уроках истории СССР в 7-10 классах. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1987.
  5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание /авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.- М.:АСТ: Астрель, 2010.

8.04.2011

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Памятка по составлению сложного плана по обществознанию

Памятка для составления сложного плана по обществознанию.

1. Как правило, начинаем составлять план с понятия (можно раскрыть, можно не раскрывать, а использовать «Понятие о……» . Что такое…..….)

2. Отталкиваясь от понятия, выделяем важнейшие аспекты, без которых это понятие нельзя раскрыть. ( Можно использовать технику «Кластер» на экзамене, на черновике удобно набросать главные мысли и только, ведь времени в обрез).

3.План может и должен содержать больше подпунктов, чем заявлено в требовании (там указан МИНИМУМ).

4. Есть позиции, обя­за­тель­ные для рас­кры­тия пред­ло­жен­ной темы, без которых план не сможет быть зачтен. То есть он обязан раскрывать основное содержание темы.

5. Хорошо, если одна формулировка будет вытекать из другой.

6. Проверяем план на грамотность, исключаем повторения.

7. Прямо на черновике выверяем логическую последовательность изложения материала.

8. Обязательно завершаем план, чтобы он выглядел законченным, подводим итог.

Варианты планов.

Вам пред­сто­ит под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Гло­баль­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­сти».

Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах. Пункты плана могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. При ана­ли­зе от­ве­та учи­ты­ва­ют­ся:

— кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме;

— пол­но­та от­ра­же­ния ос­нов­но­го со­дер­жа­ния в плане;

— со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа. Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. Как правило, начинаем составлять план с понятия (можно раскрыть, можно не раскрывать, а использовать «Понятие о……» . Что такое…..….)

1) Какие про­бле­мы стали гло­баль­ны­ми для че­ло­ве­че­ства?

2. Отталкиваясь от понятия, выделяем важнейшие аспекты, без которых это понятие нельзя раскрыть. ( Можно использовать технику «Кластер» на экзамене, на черновике удобно набросать главные мысли и только, ведь времени в обрез). Таким образом, выделяем виды, причины возникновения, общие черты, проявления, последствия, пути решения, т.к любая проблема должна иметь пути решения.

4. Есть позиции, обя­за­тель­ные для рас­кры­тия пред­ло­жен­ной темы, без которых план не сможет быть зачтен. То есть он обязан раскрывать основное содержание темы.

5. Хорошо, если одна формулировка будет вытекать из другой. В нашем случае это: виды, причины возникновения, вза­и­мо­связь, общие черты, пути решения.

2) Сущ­ность и вза­и­мо­связь не­ко­то­рых гло­баль­ных про­блем:

а) меж­ду­на­род­ный тер­ро­ризм как угро­за ми­ро­во­му со­об­ще­ству

б) про­бле­ма Се­ве­ра и Юга

в) эко­ло­ги­че­ский кри­зис

г) Со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ские про­бле­мы со­вре­мен­но­сти

3) При­чи­ны воз­ник­но­ве­ния:

а) вестернизация, навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира

б) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира

в) ускорение процессов общественного развития, НТР

г) рост масштабов хозяйственной деятельности людей и потребительское отношение к природе

4) Про­яв­ле­ния и по­след­ствия гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти:

а) ис­поль­зо­ва­ние ре­ли­ги­оз­ных и со­ци­о­куль­тур­ных про­грамм­ных уста­но­вок, террористические акты

б) без­ра­бо­ти­ца и ми­гра­ция в эко­но­ми­че­ски бла­го­по­луч­ные стра­ны мира.

в) изменение климата, появление озоновых дыр

г) «де­мо­гра­фи­че­ский взрыв» — рост на­ро­до­на­се­ле­ния мира за счет раз­ви­ва­ю­щих­ся стран. Старение ряда европейских наций — снижение рождаемости

5) Пути ре­ше­ния гло­баль­ных про­блем:

а) уста­нов­ле­ние но­во­го ми­ро­во­го эко­но­ми­че­ско­го по­ряд­ка

б) раз­ви­тие на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний по при­ро­до­охран­ной и при­ро­до­вос­ста­но­ви­тель­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка

в) осу­ществ­ле­ние про­ду­ман­ной де­мо­гра­фи­че­ской политики

г) меж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ство в ре­ше­нии гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти

Вариант 2:

1.Понятие о глобальных проблемах человечества

2. Причины возникновения:

А) Целостность современного мира, всемирная общность людей — превращение локальных проблем в мировые

Б) Изменение образа жизни людей со вступлением в информационную эпоху

В) Активно-преобразующей деятельности человека не всегда соответствует уровень общественной организации, политического мышления и экологического сознания

3. Виды:

а) Интерсоциальные (проблема Север-Юг, войны и мира и др.)

б) Проблемы, появившиеся в результате взаимоотношения общества и природы (энергетические, продовольственные, экологические)

в) возникающие в системе отношений человека и общества (демографическая проблема, проблема здоровья человека и др.)

3. Общие черты:

а) создают угрозу для настоящего и будущего человечества.

б) проявляются как объективный фактор развития общества

в) требуют для своего решения объединённых усилий, совместных действий всех государств и народов.

г) от их решения зависит судьба человеческой цивилизации

4.Пути решения:

а)Информирование широких слоев населения об опасности, грозящей всему человечеству.

б)Объединение усилий мирового сообщества в борьбе с терроризмом

в)Пропаганда необходимости гармоничного сосуществования природы и общества.

г)Формирование нового политического мышление, предусматривающее отказ от политики силы во взаимоотношениях между странами.

д)Поддержка социально-экономических преобразований в развивающихся странах с целью предотвращения углубления неравенства между богатыми и бедными странами и регионами.

е)Осу­ществ­ле­ние про­ду­ман­ной де­мо­гра­фи­че­ской политики.

ж)Разработка эффективных лекарственных средств против инфекционных, сердечнососудистых и онкологических заболеваний.

infourok.ru

Составление плана. ЕГЭ по обществознанию.

План по обществознанию ЕГЭ задание 35

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие «индивид»

2. Признаки личности:

мировоззрение

сознание

статусы и роли

3. Институты социализации:

семья

церковь

школа

4. Агенты социализации:

родители

священники

учителя

Правила написания задания 35.

Итак, смотрим в план.

1. У нас 4 пункта, а не 3, как сформулировано задание. Почему? Как эксперт ЕГЭ, советую подстраховываться и здесь, как в любом письменном задании ЕГЭ. Лишний пункт спасет и сохранит максимальный балл, если один из пунктов не зачтут.

2. Мы показали свое понимание основного термина предложенной темы — социализацияВсе наши пункты раскрывают это понятие.

3.  Социализация — процесс, поэтому мы начали с индивида, а закончили личностью (итогом социализации индивида).

4. Проще всего начинать план с понятия. Его мы, как видим, не расписываем. Просто показываем его наличие. остальные пункты раскрываем.

5. Показываем понимание конкретики: мировоззрение, школа, родители.

6. Один пункт плана вытекает из другого. 3й — из 4го, агенты социализации соответствуют институтам социализации: семья — родители, церковь — священники.

7. Все задание строим в столбик, не в строчку. Показываем эксперту, что мы детализируем пункты в подпунктах.

Как строить сложные трехсоставные планы в задании 35?

Мы привели пример двухсоставного плана по обществознанию ЕГЭ (индивид — личность). А как поступать с более сложными конструкциями планов? Например:

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Реализация престижных потребностей человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Принцип тот же: выберем самое важное (обширное) понятие, и начнем его углублять, доходя до менее важного. Расставим приоритеты по объемности терминов: 1) Потребность человека 2) Престижные потребности (вид по классификации А. Маслоу) 3) Их реализация.

В тоже время, чувствуйте тему. Кажется, можно начать с понятия «человек», но суть — в потребностях, начинаем с них!

Теперь, отталкиваясь от понятия и видов потребностей, начинаем строить сложный план:

1. Понятие «потребность»

2. Виды потребностей человека по А.Маслоу:

а) физиологические

б) экзистенциальные

в) социальные

г) престижные

д) духовные

3. Престижные потребности:

а) власть

б) богатство

в) карьера

4. Способы реализации престижных потребностей:

а) вступление в политическую партию

б) занятие предпринимательской деятельностью

в) прохождение курсов повышения квалификации

Показываем знание теории (по Маслоу). Снова 4й пункт вытекает из 3го, показываем знание социальной реальности. Как добиться власти? Как заработать богатство? Как сделать карьеру? Мы отвечаем на эти вопросы четко и коротко!

И последнее. Более четырех пунктов строить не стоит, умейте остановиться во-время. Во-первых, на ЕГЭ по обществознанию дорога каждая минута (задание части С еще придется переписывать на чистовик). Во-вторых — больше содержание ответа — больше шансов ошибки.

multiurok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *