Егэ как написать эссе по обществознанию – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (8 класс) на тему: Памятка. Правила написания эссе по обществознанию | скачать бесплатно

Как писать эссе по обществознанию по новым критериям 2019

Вы всё ещё задаётесь вопросом о том, как писать эссе по обществознанию? Мой ответ – регулярно. И если вы до сих пор не решались писать мини-сочинение, начинайте сразу же после прочтения рекомендаций.


Что такое эссе? Это литературный жанр, краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу. В эссе автор делает попытку осмысления какой — либо идеи или проблемы и в непринужденной форме излагает своё отношение к ней. Неповторимый авторский взгляд на общественные процессы и явления, стиль мышления и культура речи делают эссе особенно ценным. Автор свободен в выборе логики изложения своих рассуждений, но хорошее эссе отличается многоаспектностью и парадоксальностью, внутренним единством и непротиворечивостью, в нем нет шаблонных формулировок и штампов. И, наконец, эссе — это одно из возможных мнений, поэтому оно не претендует на окончательное раскрытие проблемы.
Выполнение задания 29 ЕГЭ по обществознанию начинается с выбора одного проблемного высказывания (иногда афоризма) из пяти. Какое высказывание выбрать? Контекст, предлагаемых выпускнику тем, берётся из различных базовых наук интегрированного курса обществознания. Раскрывая идею высказывания, вы должны применить обществоведческие знания, использовать понятия, теоретические положения. Конечно, сделать это хорошо невозможно в малознакомом контексте. Поэтому первый фактор, который вы должны учесть при выборе темы эссе — это научный контекст (философский, экономический, социологический, социально-психологический, политологический, правоведческий). Второй фактор — это понимание сущности высказывания. Внимательно проанализируйте каждое высказывание. Подумайте, о чем хочет сказать автор высказывания, какую основную мысль (идею) хочет донести до нас. Выражение идеи высказывания является отправной точкой в написании эссе, поэтому её непонимание или не адекватное понимание не позволит реализовать основные требования задания 29 ЕГЭ по обществознанию. Третий фактор — это возможность создать логически связанное рассуждение. Если сделать это кажется невозможным, то нужно поменять тему. Итак, при выборе темы нужно учесть три обстоятельства: научный контекст, понимание сущности высказывания и возможность создания логически стройного эссе.
Эссе по обществознанию с 2019 года оценивается в 6 первичных баллов, а это до 12 вторичных. Успех в решении задания 29 ЕГЭ по обществознанию на максимальный балл заключается в соблюдении критериев, которые изменены с 2018 года. Их всего четыре.

Критерий 1. Раскрытие смысла высказывания. Своё мини-сочинения следует начать с формулирования основной идеи или тезиса высказывания. Для наглядности разберем эссе Марии, оценённое экспертами в 6 баллов. Тема эссе «Плановая экономика учитывает в своих планах всё, кроме экономики» (К.Макуильямз).

Для написания мини — сочинения я выбрала изречение К. Макуильямса «Плановая экономика учитывает в своих планах всё, кроме экономики». Основной идеей этого высказывания является способ организации плановой экономики как экономической системы. Автор считает, что плановая экономика не обеспечивает должного развития экономики страны, так как является далеко не самой эффективной экономической системой. Я полностью согласна с этим высказыванием. Действительно, при государственном регулировании практически невозможно обеспечить благоприятное развитие экономики.

Вот пример того, как правильно раскрыть смысл высказывания. Мария выделила основную идею высказывания, конкретизировала её и выразила своё отношение к данной идее. С идеей высказывания можно и не согласиться, главное привести убедительную аргументацию своего несогласия.
Основных идей или тезисов в высказывании может быть несколько. Сформулируйте хотя бы одну, но сделайте это верно, ведь неправильная интерпретация смысла высказывания оценивает всё ваше эссе по нулям. Поэтому соблюдение данного критерия очень важно и при подготовке к экзамену необходимо уделить достаточно времени, чтобы научиться раскрывать смысл высказывания. Правильное выполнение данного критерия принесёт вам 1 балл, а неправильное 0 баллов за всё мини-сочинение.

Критерий 2. Теоретическое содержание мини-сочинения. На следующем этапе необходимо подумать какие термины и положения из курса обществознания можно отнести к данному высказыванию и написать их. Правильное и полное выполнение данного критерия оценивается в 2 балла. Посмотрим как это сделала Мария.


Автор выделяет понятие плановой экономики как ключевое. Плановая экономика — экономическая система, при которой государство осуществляет полный контроль за экономической деятельностью страны, осуществляет централизованное планирование. Другое название этой экономической системы — административно — командная. Безусловно, у неё есть несколько плюсов, например, она хорошо функционирует в военное время, производя необходимые средства в нужном количестве. Но в мирное время для благоприятного развития страны нужна

рыночная экономическая система, при которой производитель, ориентируясь на спрос (желание покупателя купить определенный товар по определенной цене), сам решает, что производить. В командно — административной экономической системе этим вопросом занимается государство, не эффективно распределяя ресурсы. 
Директивное ценообразование — ещё один из минусов данной экономической системы. Устанавливая цены на все товары и услуги государство препятствует конкуренции и самостоятельности товаропроизводителей, что сказывается на качестве товаров и услуг, ведь производители не заинтересованы в улучшении своей работы.

Раскрывая критерий второй, Мария вводит несколько терминов, имеющих отношение к теме эссе: плановая экономика, рыночная экономика, спрос, директивное ценообразование. Она приводит плюсы и минусы плановой экономики.

Критерий 3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. Нововведение в критериях эссе 2018 года. Теперь вы можете получить 1 балл за отсутствие ошибочных положений с точки зрения науки. Поэтому необходимо обратить пристальное внимание на теоретическое содержание мини-сочинения.

Критерии 4. Качество приводимых фактов и примеров. Вы должны проиллюстрировать свои теоретические рассуждения и выводы примерами и фактами из общественной жизни, других учебных предметов или и личного социального опыта. Главное, чтобы ваши примеры были не абстрактными, а конкретными и обязательно развёрнутыми. Примеров должно быть два, используйте различные источники (к примеру, один из науки, один из социальной жизни). Ну а если столкнётесь с трудностью подбора соответствующего примера, не теряйтесь, смоделируйте (придумайте) его. Правильное и полное выполнение данного критерия оценивается в 2 балла.


Пожалуй, самым ярким примером командной экономики в истории являлся СССР. Государство самостоятельно устанавливало все цены на товары и услуги, что приводило к вечному дефициту на полках магазинов. Экономика СССР находилась в плачевном состоянии, что сказалось на менталитете её граждан, до сих пор боящихся дефицита продуктов и закупающих их впрок.
В современном мире мы тоже можем наблюдать несколько государств, где осталась эта экономическая система. Например, Северная Корея. Уровень жизни населения там оставляет желать лучшего, технический прогресс движется низкими темпами. В стране также преобладает государственная собственность на средства производства — ещё один признак этой экономической системы. Из — за централизованного планирования там отсутствует предпринимательская деятельность. У граждан существенно ограничен выбор продуктов, ведь продавец не заинтересован в производстве качественных товаров.  

Завершить эссе следует логическим умозаключением.

Таким образом, К.Макуильямз хочет донести до нас мысль о том, что плановая экономика не может принести желаемых темпов экономического роста государству. У неё много существенных недостатков, что препятствует её полноценному функционированию.


Чего не стоит делать в эссе?
  • Не надо писать о том, кем является автор!
  • Не надо подкреплять свои мысли или сравнивать цитату с афоризмами других известных людей!
Хотите писать эссе на 6 баллов? Пишите регулярно (один-два раза в неделю). Для чего? Во-первых, у вас выработается навык написания эссе по критериям, как говорится, «набьётся» рука. Во-вторых, вы наберёте свой собственный банк эссе, и вполне возможно, что сможете применить на экзамене уже готовое мини-сочинение.
Конечно, сложно научиться писать мини-сочинение по всем критериям самостоятельно. Вам нужен соответствующий анализ каждого своего эссе со стороны. Абулова Б.Т. репетитор по обществознанию 👈 поможет вам узнать сильные и слабые стороны ваших мини — сочинений и оценит их по критериям задания 29 ЕГЭ по обществознанию. Удачи!


🔎 Все темы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию  
👉 Эссе по обществознанию «Революция — варварская форма прогресса» (Ж. Жорес)
👉 Эссе по обществознанию «Свобода означает ответственность, вот почему большинство людей боится её» (Б. Шоу)
👉 Эссе по обществознанию «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его» (Б. Рассел)
👉 Эссе по обществознанию «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне)
👉 Эссе по обществознанию «Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живёт изолированно» (И. Фихте)
👉 Эссе по обществознанию «Ответственность – это та цена, которую мы платим за власть» (У. Черчилль)
👉 Эссе по обществознанию «Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом» (Юстиниан)

cknow.ru

Как писать эссе по обществознанию

Вас интересует, как проверяются эссе по обществознанию? Вы пишете эссе самостоятельно и хотите найти отклик, узнать что Вы написали правильно, и где ошиблись? У Вас есть уникальная возможность сделать это с экспертом ЕГЭ.


Как писать эссе по обществознанию? Ответ — регулярно!

Тогда Вы не только «набъете» руку при выполнении этого задания, не только получите ряд готовых эссе в свою копилку, которые сможете воспроизвести на экзамене, но и узнаете сильные и слабые стороны своих эссе. А для этого Вам нужно регулярно получать рекомендации от сильного преподавателя, способного адекватно оценить Ваше эссе в соответствие с критериями задания С9 ЕГЭ по обществознанию. Лучше всего, если Вы это будете делать с экспертом ЕГЭ.

У наших подписчиков, а также участников группы есть возможность регулярно обращаться к моим советам и рекомендациям в вопросах, как писать эссе по обществознанию. Для начала, мы рекомендуем постоянно помнить о критериальной базе этого задания. Вспомним, по каким критериям проверяется эссе:

Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. То есть эксперт видит Ваше понимание высказанной автором мысли.

Критерий 2 (К2) – Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. То есть, в своем сочинении вы используете не собственные отвлеченные представления, а мыслите понятийным аппаратом, приводите термины.

Критерий 3 (К3) – Качество аргументации своей точки зрения. То есть, у Вас есть (!) точка зрения по поднятой автором проблеме (вы поняли проблему), и обосновали ее с помощью примеров из своей жизни, социальных фактов, информации СМИ, знаний из других предметов (здесь, прежде всего, помогают литература, история).

Итак, это сложное задание, если суммировать, проверяет Ваше умение понимать мысль другого человека, мыслить и выражать мысли терминами, а также приводить примеры из окружающей общественной жизни.

В основе моего курса подготовки к написанию эссе больше 100 проработанных эссе, написанных самим экспертом, его выпускниками, абитуриентами на ЕГЭ 2013-2014 гг.

Какой план эссе применять?

Далее, важным является вопрос о выборе схемы написания эссе. Мы уже рассматривали для Вас самую простую схему, последовательного изложения аргументов с опорой на термины (во-первых, во-вторых, в-третьих).

Мы применяли написание эссе, отталкиваясь от наших знаний об авторе предлагающейся цитаты, пробовали писать полемическое эссе, в котором спорили с автором, не соглашались с его мыслью.

Давайте посмотрим на предложенные нашими участниками группы

эссе и обсудим их.

Елизавета Фомичева, https://vk.com/liza.smile

С9.4 Политология.

«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.Ж. Руссо)

Огромный простор для размышлений открывает высказывание Ж.Ж. Руссо о свободе людей. Данная проблема является актуальной в современном обществе, потому что каждая страна мира стремится защитить своих граждан, предоставить им максимально допустимую свободу.
Ж.Ж. Руссо в своем высказывании убеждает нас в том, что только сильное государство способно предоставить гражданам своей страны свободу.
На мой взгляд, автор совершенно четко отразил одну из проблем современности. Возможность государства дать гражданам свободу неразрывно связана с типом политического режима в этой стране. Политический режим — это совокупность методов и способов осуществления государственной власти. Я считаю,что для максимального предоставления гражданам свободы в стране должен быть демократический режим — политический режим, при котором народ служит источником и носителем политической власти. К примеру, США является демократическим государством и её граждане входят в число «лидеров» по объему прав и свобод. Приведем другой пример. Давайте вспомним времена правления И.В. Сталина. Это время тоталитарного режима в стране, характеризующейся всеобщем контролем и насилием. Сколько великих деятелей культуры пострадало в то время! Писатели не могли свободно печататься, а если писались неугодные власти статьи, то они и вовсе подвергались репрессиям.
Итак, подводя общую черту, я хотела бы сказать, что каждое государство должно стремится к защите прав и свобод своих граждан.

Спасибо Вам, буду очень благодарна за критику!

Что хочется отметить. Начало хорошее, актуальность темы безусловна. Но… дальше, и это самое страшное, не выполняется Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. То есть эксперт не видит Ваше понимание высказанной автором мысли.

Дается тоже самое, что и в высказывании Руссо, даже не перефразируя: «Ж.Ж. Руссо в своем высказывании убеждает нас в том, что только сильное государство способно предоставить гражданам своей страны свободу».

Как эксперт ЕГЭ, хочу отметить, что практически автор «подставляется» под удар. Формально, не увидев фразы «Смысл высказывания Руссо я вижу в том, что…», эксперт ЕГЭ может выставить 0 за все эссе. Поэтому, как эксперт ЕГЭ, я всегда рекомендую писать эту фразу!

Не очень хорошо выглядит текст без разбивки на абзацы! Каждая мысль — с новой строки! Не запутаетесь в последовательности рассуждений, покажете логику рассуждений, визуально увеличите эссе.

Далее, Вы не знаете кто такой Руссо? Как минимум известный французский философ. Напишите это, и Ваша оценка в глазах эксперта повысится, эксперты любят знающих выпускников.

французский писатель и мыслитель XVIII века. Автор теории прямой демократии, которая практикуется и сегодня в Швейцарии. Также музыковед, композитор и ботаник, в общем — гений эпохи Просвещения.

В эссе хорошо раскрываются теоретические положения, выполняется Критерий 2 (К2). Хороший пример из социальной практики о США, выражено свое мнение » Я считаю,что для максимального предоставления гражданам свободы в стране должен быть демократический режим..». Выполняется Критерий 3 (К3) – Качество аргументации своей точки зрения.

А вот со сталинским СССР пример вышел не очень. СССР времен Сталина, согласитесь, ОЧЕНЬ сильное государство. Может здесь стоило посмотреть на иной аспект проблемы?

Читаем в демоверсии:

«Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы».

Можно было зайти так: «Посмотрим на проблему с другой стороны. Давайте вспомним времена правления И.В. Сталина. Это время тоталитарного режима в стране, характеризующейся всеобщем контролем и насилием. Сколько великих деятелей культуры пострадало в то время! Писатели не могли свободно печататься, а если писались неугодные власти статьи, то они и вовсе подвергались репрессиям. Этот пример говорит нам о том, что в обществе должен соблюдаться баланс между «сильным государством» и гражданским обществом, защищенным от государственного произвола».

В нашем диалоге, Елизавета пытается переформулировать К1 и верно определить смысл высказывания:

«Смысл высказывания Ж.Ж. Руссо, известного французского философа, я вижу в том, что чем сильнее государство, тем больше прав и свобод получают граждане этой страны. А что значит сильное государство? Это прежде всего правовое государство, с сильной экономической, политической и социальной сферой».

Наше мнение: давайте вообще попробуем уйти от самой цитаты, максимальный перифраз!

«Смысл высказывания Ж.Ж. Руссо, известного французского философа, я вижу в том, что максимальную реализацию и гарантию прав человеку может обеспечить не любая власть. А что значит сильное государство? Это прежде всего правовое государство, с развитой экономической и социальной сферой.»

Суть затруднения понятна, но, поверьте эксперту, лучше уж в лоб, даже коряво перевести, затем доказав свою точку зрения в содержательной части, чем просто повторить цитату. В идеале, слова из цитаты в эссе затем не должны мелькать вообще, либо в виде перевода:

«А что значит сильное государство? Это прежде всего правовое государство, с развитой экономической и социальной сферой.»

Подведем итог:

1. Нельзя ошибиться в Критерии 1. Вы обрекаете себя на неудачу и максимальную потерю баллов.

2. Не повторяйте слова в цитате автора по возможности перефразируйте их.

3. Покажите эксперту свою интеллектуальность, это привлечет его внимание, повысит Ваш балл.

4. Не ошибайтесь в трактовке фактов.

5. Каждую мысль начинайте с нового абзаца, показывайте структуру ответа.

6. Обязательно подводите итог, выделяйте его новой строкой.

7. Регулярно практикуйте эссе, просите комментария их у опытного преподавателя, используйте наши комментарии и группу

И наше эссе сегодня оптимально выглядит следующим образом:

С9.4 Политология.

«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.Ж. Руссо)

Огромный простор для размышлений открывает высказывание Ж.Ж. Руссо о свободе людей. Данная проблема является актуальной в современном обществе, потому что каждая страна мира стремится защитить своих граждан, предоставить им максимально допустимую свободу.

«Смысл высказывания Ж.Ж. Руссо, известного французского философа, я вижу в том, что максимальную реализацию и гарантию прав человеку может обеспечить не любая власть. А что значит сильное государство? Это прежде всего правовое государство, с развитой экономической и социальной сферой.»

На мой взгляд, автор совершенно четко отразил одну из проблем современности. Возможность государства дать гражданам свободу неразрывно связана с типом политического режима в этой стране. Политический режим — это совокупность методов и способов осуществления государственной власти.

Я считаю,что для максимального предоставления гражданам свободы в стране должен быть демократический режим — политический режим, при котором народ служит источником и носителем политической власти. К примеру, США является демократическим государством и её граждане входят в число «лидеров» по объему прав и свобод.

Посмотрим на проблему с другой стороны. Давайте вспомним времена правления И.В. Сталина. Это время тоталитарного режима в стране, характеризующейся всеобщем контролем и насилием. Сколько великих деятелей культуры пострадало в то время! Писатели не могли свободно печататься, а если писались неугодные власти статьи, то они и вовсе подвергались репрессиям.

Этот пример говорит нам о том, что в обществе должен соблюдаться баланс между «сильным государством» и гражданским обществом, защищенным от государственного произвола.

Удачи Вам, работайте над эссе и другими сложными заданиями части С на нашем сайте и здесь, подписывайтесь на наш подарочный мини-курс видео-лекций.

egewin.ru

Эссе по обществознанию: ЕГЭ 2018

Измененные критерии оценки

Уже не в первый раз корпорация «Российский учебник» приглашает специалистов рассказать о задании № 29 из ЕГЭ по обществознанию. Актуальная информация постоянно трансформируется и дополняется. Например, в этом году изменилась формулировка задачи. Слово «проблема» заменили понятием «идея», и ученик может проработать не все идеи высказывания, а одну из них. Существенно поменялись критерии оценки:

  • 29.1 Раньше ребенок мог показать свое понимание темы в общем контексте сочинения. В 2018 году для этого необходимо будет выделить и сформулировать идеи высказывания. Если требование не выполнено, за все сочинение ставится 0 баллов
  • 29.2 Высший балл не будет получен, если теоретические рассуждения не связаны между собой. Поскольку все высказывания разные, нельзя сказать, сколько именно понятий должно быть раскрыто. Но для хорошей отметки, конечно, нужно выделить все тезисы.
  • 29.3 Раньше балл вычитался за наличие ошибок, теперь он начисляется бонусом за их отсутствие.
  • 29.4 По-прежнему необходимо привести два фактических аргумента из разных источников, но теперь эти примеры нужно представить развернуто и указать, как они связаны с высказыванием.

Таким образом, критериев стало больше. Максимальное количество баллов за сочинение в 2018 году: 6.

Учтем еще одно важное изменение. Раньше серьезным требованием было соответствие содержания одной науке. Но поскольку границы наук условны, теперь ученики могут рассматривать темы в разных контекстах, и это не будет ошибкой. Возьмем, например, высказывание из права: «Полное подчинение закону доброты устранит необходимость в правительстве и государстве (О. Фронтингем)» — его также можно отнести и к политике, и к социологии, и к философии.

Обществознание. 10 класс. Практикум

Практические задания, направленные на отработку подготовки к ЕГЭ на основании изучения курса «Обществознания» по учебнику Никитина А.Ф.

Купить
Распространенные ошибки

Выделим основные трудности, с которыми ученики сталкиваются в задании № 29.

    Ученику предложено 5 тем сочинения. Как сделать правильный выбор:

      • Понимать, что главный критерий — возможность выполнить все требования.
      • Заранее определить для себя основную науку. Быть готовым к смене выбора: на экзамене тема по этой науке может оказаться неприемлемой. При подготовке использовать списки тем, представленные в интернете.
      • При прочих равных условиях не выбирать образные темы. Каждый год встречаются формулировки, с которыми не справляются даже отличники. Например: «Семья это кристалл общества (В. Гюго)».
      • Ориентироваться на свои возможности и особенности, а не на рекомендации учителя. У педагога может быть предвзятое отношение к тем или иным темам. Мнения специалистов по поводу «удобства» и «неудобства» тем расходятся.
      • Ориентир на другие предметы

        Часто ученики стараются соблюсти в сочинении по обществознанию требования к сочинениям по другим предметам. Это не только не помогает, но и увеличивает вероятность ошибки. В действительности не учитываются:

          • объем (умение излагать мысли лаконично — это плюс),
          • грамматические ошибки (но не в тех случаях, когда они влияют на смысл),
          • структура,
          • стиль (уже не эссе),
          • правильная постановка проблемы,
          • знания об авторе высказывания (можно вписать, но это не оценивается),
          • моральная/идеологическая позиция (однако, нельзя нарушать законы РФ и не рекомендуется высказывать резкие позиции по любой теме).
        • Переписывание темы

        К сожалению, даже отличники из-за волнения иногда неправильно переписывают тему. Ошибкой может стать пропуск слова, пропуск или добавление частицы «не», пропуск или замена буквы, пропуск или добавление возвратной частицы, изменение знаков препинания. Все это меняет смысл темы и приводит к 0 за сочинение.

        • Шаблонные фразы

        Некоторые формулировки часто выглядят глупыми и раздражают экспертов. Например, «проблема, актуальная во все времена», «тема открывает огромный простор для размышлений» и другие. Это вовсе не значит, что их нужно непременно избегать. Главное, чтобы в тексте все было уместно и логично.

        • Неправильные примеры

        Что не засчитывается:

          • Домыслы («что было бы»).
          • Выдуманные примеры.
          • Факты, которые не являются фактами.
          • Примеры без конкретики.
          • Примеры, больше похожие на теории.
          • Пример с фактическими ошибками.
          • Примеры не из области представленной теории.
          • Примеры, опровергающие собственные теоретические положения ученика.
          • Модельные примеры (но могут быть исключения).
          • Примеры из одного вида источника.
        • Домашние заготовки

        Во многих работах встречаются лишние положения. Например, определение общества, неуместное использование определения науки — это в большинстве случаев портит работу и вызывает недовольство экспертов.

        Обществознание. 11 класс. Практикум

        Практические задания, направленные на отработку подготовки к ЕГЭ на основании изучения курса «Обществознания» по учебнику Никитина А.Ф.

        Купить
        Часто задаваемые вопросы

        Рассмотрим также распространенные вопросы по содержанию текста.

        Нужно ли соглашаться с автором? Не обязательно. Конечно, встречаются высказывания об относительности явлений, с которыми невозможно не согласиться, например: «Общество не обязательно соответствует политическим границам (С. Тернер)». Но также есть и провокационные фразы, с которыми согласиться очень сложно. В любом случае в аргументации должна прослеживаться отношение экзаменуемого к теме.

        Как сформулировать смысл высказывания и сколько идей лучше раскрывать? Все зависит от конкретного высказывания. Лучше сузить изучение аспекта до одной науки.

        Можно ли выделить только часть высказывания? Специалисты считают, что нельзя, поскольку высказывание несет определенный смысл. Ученик должен показать, что понял высказывание целиком, даже если хочет уделить основное внимание одной его части.

        Как выучить теоретические положения? Когда понять и усвоить не получается, можно использовать простой прием: «Спиши правильно». Ученик должен за короткое время найти и списать из учебника теоретические обоснования по конкретной теме — это поможет запомнить положения.

        Скольким понятиям нужно дать определение? Нужно дать определение всем понятиям из высказывания, а их количество разнится. Важно при этом не превратить работу в словарь. Подробнее — в материале «ЕГЭ по обществознанию: работа с понятиями».

        Методы подготовки

        В изданиях корпорации «Российский учебник» полностью реализована система подготовки к написанию сочинения по обществознанию. Авторы представляют памятки, примеры, списки тем, а также алгоритмы поэтапного формирования необходимых умений.

        Специалистов часто спрашивают, сколько нужно написать сочинений при подготовке. Ответ: как можно больше, чтобы «набить руку», и до 5 штук на высший балл. Кроме тренировки, ученику полезно вести копилку информации на выбранные темы, просматривать эталоны сочинений на тематических сайтах и проверять работы с учителем по пробным критериям.


        ЕГЭ. Обществознание. Полный экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ

        Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него в полном объёме включён материал курса обществознания, который проверяется на экзамене. Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию. Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены все изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.

        Купить

        rosuchebnik.ru

        Как писать эссе по обществознанию: задание 29

        Как писать эссе по обществознанию: задание 29

        Как писать эссе по обществознанию: задание 29

        Здравствуйте, дорогие друзья! В этой статье вы узнаете, как  писать эссе по обществознанию. Я приведу упрощенный вариант своей методики, которую даю на курсах подготовки. Именно эту схему вы сможете усвоить просто и быстро, и потренироваться писать сочинение. Если вы овладеете ей, то сможете писать сочинения на максимальные баллы.

        Для начала скажу небольшую новость: на сайте появились тролли. С одной стороны, мне лестно, значит сайт становится популярным. А с другой стороны — тролли всех матерят — забавно конечно, но цензуру на сайте никто не отменял. Поэтому ввел премодерацию всех комментариев. Возможно я потом сделаю подборку самых жгучих комментов от троллей, посмеемся вместе! :)))

        Теперь к теме. В этой новой статье я хочу заострить внимание на сложных заданиях . Сегодня мы поговорим о том как писать эссе по обществознанию.

        Методика

        Постоянно занимаясь со своими учениками я всё больше начал понимать, почему задание по написанию эссе по обществознанию для них так трудно. Дело в том, что нет навыка логически мыслить, то есть генерировать мысли и системно их излагать, чтобы из одного вытекало следующее. А именно таких навыков требует задание 29. 

        Есть ли какие-то шаблоны по написанию такого сочинения? Читайте дальше и узнаете.

        Что я могу вам рекомендовать? 

        Рекомендация №1. Поймите, что от вас требуется при написании сочинения: раскрыть проблему, поставленную автором высказывания и разные ее аспекты. Что такое проблема? Это ситуация, в которой есть противоречие между двумя и более элементами. Вот пример написания сочинения:

        «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)

        Попробуем написать эссе:

        В высказывании отражена проблема функционирования рынка. При рыночной системе хозяйствования действует механизм «невидимой руки рынка», который выделил ещё Адам Смит. То есть там где есть спрос со временем будет и предложение — это механизм координации. Он действует так: потребители формируют спрос на те или иные товары и услуги. Спрос означает прибыль для производителей и продавцов. А следовательно они стремятся занять незанятые рынки и ниши товаров, чтобы максимизировать свою прибыль.

        Например в России в начале 90-х годов не были так широко распространены видеомагнитофоны, компьютеры, сотовые, хотя на Западе они давно были в порядке вещей. И когда в России вместо социалистической (командно-административной) системы хозяйствования образовалась рыночная, то и здесь стали появляться все эти блага цивилизации. В настоящее время такой механизм координации, как зависимость предложения от спроса, практически мгновенен: новые телефоны,компьютеры, автомобили всё быстрее становятся доступны отечественному потребителю. Таким образом спрос рождает предложение.

        Однако бывает и так, что предложение рождает спрос. Например, если на рынке появился какой-то новый продукт, он постепенно становится брендом и рождает спрос. Так, в 2008 году на рынке появился продукт MacBook Air от компании Apple. Такого типа устройств не было на рынке: сверхтонкий, легкий, но при этом крайне мощный ноутбук стал хитом продаж, так как его без труда можно было взять с собой куда угодно. Однако начиная с 2011 года так называемые ультрабуки стали выпускать и другие фирмы производители, уже отвечая на созданный компанией Apple спрос.

        Механизм взаимного приспособления спроса и предложения, отмеченный Хейне,  также проявляется в наши дни. Например, сегодня на рынке сотовых телефонов крайне популярны смартфоны. И фирмы производители стараются расширить возможности смартфонов, чтобы был выше спрос и занять своё место на рынке. В ходе такого приспособления к конкуренции требуются немалые вложения. Так например три года назад компания Sony не была лидером продаж смартфонов, однако скупила долю производства у шведской компании Ericson за 1 миллиард долларов и наладила собственное производство смартфонов, благодаря чему сегодня лидирует в этом секторе рынка.

        Таким образом высказывание Хейне отражает глубинный рыночный механизм взаимозависимости спроса и предложения.

        В этом примере видно, что план написания сочинения такой:

        • Введение
        • Теоретическая аргументация (термины, понятия, теории)
        • Фактическая аргументация
        • Вывод

        Рекомендация 2. Таким образом из первой рекомендации о том как писать эссе по обществознанию вытекает вторая: излагайте свои мысли логично, чтобы из тезиса вытекала аргументация. Само собой, схемы могут быть разные. Но имейте в виду, что если будет только один тезис, то баллы будут снижены, так как надо раскрыть разные аспекты проблемы. То есть и тезисов естественно может быть больше двух!

        Рекомендация 3. Как вы успели заметить, в тексте приведенного сочинения есть множество фактов. Откуда я их знаю? Наверняка у вас в воображении возникла такая картина, будто я специально искал факты в сети…

        Но это далеко не так — факты это общеизвестные, я просто привел их. Как же вам знать столько фактов? Постарайтесь посмотреть новостные телеканалы и записать по каждой теме курса обществознания два-три факта. Далее их нужно просто запомнить и написать несколько эссе по этим темам!

        Рекомендация 4. Одним из требований к оценке написания эссе по обществознанию является использование терминов по данной теме. В вышеприведенном эссе такие термины использованы: они подчеркнуты. Я вам крайне рекомендую готовиться таким образом. Берете какое-нибудь тестовое задание 29, выбираете высказывание, определяете, к какой теме курса обществознание оно относится. Далее ищете ВСЕ термины, которые есть в данной теме, выписываете их, отбираете те, которые будете использовать в эссе и используете их! То есть пишете сочинение с использованием этих выбранных терминов.

        Вот например еще один пример:

         «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». (А.Г. Асмолов)

        Само собой тема «социальная психология». Термины, которые необходимо использовать: социализация (первичная, вторичная), социальные нормы, санкции (формальные, неформальные, позитивные, негативные), агенты социализации. Попробуйте написать эссе по этой теме, и согласно вышеприведенной схеме. Лучшие опубликуем с указанием авторства. Поэтому сразу присылайте фото и, например, адрес странички вконтакте, чтобы народ видел, что всё по-настоящему.

        Думаю, теперь вы поняли, что нет никаких готовых шаблонов написания сочинения по обществознанию. Нужно пользоваться вашим кругозором, знаниями курса обществознания и еще уметь связно излагать ваши мысли на бумаге. А так называемые клише — это всего лишь обороты, которые помогают вам начать абзац — новую мысль.

        Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Однако я рекомендую вам все же пойти к нам на курсы подготовки, на которых я даю расширенную методику, которая обеспечит вам максимальный балл на ЕГЭ 2019 по обществознанию. Записывайтесь на курсы здесь=>>

         С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

        ege59.ru

        Курс подготовки к написанию эссе по обществознанию

        Мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь», говорил блестящий писатель Марк Твен… А на ЕГЭ у Вас будет меньше часа, чтобы написать блестящее эссе на максимальный балл… Как это сделать???

        Ответ прост: иметь отличную подготовку!

        Для этого предлагаю Вам приобрести мой уникальный курс подготовки к написанию эссе (задание 29) на ЕГЭ по обществознанию! Курс включает в себя традиционный видео-материал, посвященный, на этот раз, эссе!

        Эксперт ЕГЭ, лучший учитель России Коцарь Евгений Сергеевич предлагает Вам свой опыт в подготовке к написанию эссе! В его основе – около 100 проработанных эссе, написанных самим экспертом, его выпускниками, абитуриентами на ЕГЭ 2013-2017 гг.

        Хотите получить этот бесценный опыт 3-х летней подготовки и апробации курса? А также:
        • наиболее подходящую Вам методику написания эссе;
        • примеры отличных и «нулевых эссе»;
        • заглянуть «на кухню» экспертов, которые будут проверять Ваше эссе на ЕГЭ 2018;
        • узнать, как проходила апелляция на ЕГЭ 2014, 2015, 2016, 2017 по эссе;
        • самостоятельно проверить эссе Ваших конкурентов;
        • ПОЛУЧИТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРОВЕРКУ СВОЕГО ЭССЕ ОТ ЭКСПЕРТА?

        Тогда, только сегодня приобретите этот уникальный курс и получите ПРОВЕРКУ СВОЕГО ЭССЕ ОТ ЭКСПЕРТА В ПОДАРОК!

        А вот и отзыв о качестве нашей работы в направлении эссе по обществознанию!

        Как пользоваться моим курсом?

        1. Вам предоставлена возможность:

        А) Проработать каждую из 12 авторских методик создания своего эссе
        Б) Выбрать на их основе свою собственную траекторию к подготовке эссе
        В) Узнать, по каким критериям эксперты (эссе крайне субъективный жанр, и от мнения экспертов будет зависеть Ваш итоговый балл).

        ЭТО СДЕЛАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ЭССЕ КРАЙНЕ ВАЖНО!

        2. Очень много зависит от регулярной практики написания эссе! 9 заданий письменной части 2 сами по себе требуют времени, обдумывания. А написать сочинение, затем переписать его на чистовик – это серьезный труд. Далеко не все выпускники справляются с предложенным регламентом ЕГЭ по обществознанию в 3 часа 55 минут. Как справиться с этой проблемой?

        Постоянно тренируйте написание эссе!

        Необходимо иметь в запасе несколько шаблонов написания эссе и массу примеров, применимых во многих темах. Раз в неделю по одной новой методике – отличный темп!!!

        Для этого проработайте каждую из предложенных моих авторских методик. Уверен, за неделю у Вас получится сделать это, а также написать к новой методике 1-2 собственных эссе! Регулярно пополняйте багаж своих эссе.

        ДОВЕДИТЕ СВОИ НАВЫКИ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ДО АВТОМАТИЗМА!

        3. Учитесь адекватно оценивать свои и чужие эссе. Для этого проработайте авторские видео-разборы курса. Вы должны видеть в обществоведческом эссе, прежде всего, не литературную красоту (поступитесь ею, пока не доведете свои навыки написания эссе до автоматизма), а

        УВЕРЕННОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ПРОВЕРКИ! ВЫУЧИТЕ ИХ НАИЗУСТЬ!!!

        4. Прежде всего, научитесь раскрывать К1 (СМЫСЛ ВЫСКАЗЫВАНИЯ РАСКРЫТ). Он – ключевой! Если он не зачтен, эксперт дальше эссе не проверяет, Вы получаете 0.
        Для этого берите любые афоризмы (в интернете, например), и тренируйтесь! Изучайте тренировочные и реальные эссе, более 50 из которых разобраны для Вас в курсе экспертом.

        Учитывайте изменения требований к мини-сочинению, предъявляемых новыми критериями ЕГЭ-2018.

        Критерий 1 задание 29 ЕГЭ 2018

        ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА КРИТЕРИЙ 1!

        Критерий 2 задание 29 ЕГЭ 2018

        5. Избегайте бытового характера рассуждений, выстраивайте систему теоретических утверждений. Применяйте в эссе 3-5 терминов, связывайте их между собой (например, понятие, его функции). Для этого необходимо сформировать свой емкий понятийный аппарат.

        Критерий 3 задание 29 ЕГЭ 2018

        Чтобы не столкнуться с трудностями, ошибками, и не потерять балл по К3, применяйте здесь наш СЛОВАРЬ терминов ЕГЭ!

        ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИМЕНЯЙТЕ ТЕРМИНЫ В ЭССЕ!

        6. При выполнении КРИТЕРИЯ 4 (практическая аргументация) возникает нехватка примеров из общественной жизни, социальной практики? Здесь можно посоветовать регулярно, 1 раз в день просматривать новости по телевидению, в интернете, использовать примеры с уроков истории, литературы,

        Критерий 4 задание 29 ЕГЭ 2018

        ЗАПОМИНАТЬ АРГУМЕНТЫ И ЗАПИСЫВАТЬ В СПЕЦИАЛЬНЫЙ БЛОКНОТ!

        7. Считаете, что Вы на верном пути, стали выполнять критерии написания эссе? Воспользуйтесь своим бонусом –

        1 БЕСПЛАТНОЙ ПРОВЕРКОЙ ЭССЕ ОТ АВТОРА КУРСА!

        8. Выявили свои ошибки, учитесь на ошибках других абитуриентов, пользуйтесь их опытом написания эссе при подготовке к ЕГЭ 2013-2017 гг. Применяйте СИЛЬНЫЕ эссе, запоминайте, конспектируйте примеры, которые применялись в них! Запоминайте ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, встретившиеся в СЛАБЫХ и НУЛЕВЫХ эссе.

        УЧИТЕСЬ НА ЧУЖОМ ОПЫТЕ ЭССЕ!

        9. Пишите 2-3 эссе неделю, показывайте их учителю, репетитору. Учитесь на своих ошибках.

        НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ И УДАЧИ ВАМ НА ЕГЭ-2015!

        10. В случае необходимости апелляции на результаты Вашего эссе на ЕГЭ 2018, воспользуйтесь СВОИМ ВТОРЫМ БОНУСОМ –

        БЕСПЛАТНЫМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ЭКСПЕРТА И АВТОРА КУРСА!

        Пример работы с эссе

        И еще один бонус Вам сегодня — новое эссе на максимальных 6 баллов от эксперта! Цитату возьмем следующую:

        Философия. «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам». (Н. Макиавелли)

        Макиавелли приписывают фразу, сделавшую его бессмертным: «Finis sanctiflcat media. Цель оправдывает средства». И она, тоже, конечно, применима в формате ЕГЭ по обществознанию. Но, сегодня мы взяли не ее, а высказывание из реального варианта ЕГЭ 2013. Начнем выполнять критерии!

        Критерий 1:

        Великий итальянский мыслитель, философ и политик эпохи Возрождения Никколо Макиавелли в своем высказывании выражает идею постоянного развития общества, социальной динамики. На его взгляд, с которым трудно не согласиться, изменение в одной подсистеме общества приведет к динамическому изменению других.

        Никколо Макиавелли. Великий философ и политик.

        Критерий 2:

        Что мы знаем о социальной системе? То, что состоя из четырех основных сфер – экономической, политической, социальной и духовной, она опутана многообразными связями взаимодействий институтов, групп и индивидов между собой. Логично предположить, что если меняются условия, например, экономической жизни людей, их уровень потребления, то изменятся и их политические установки, и социальные установки. Возьмем, к примеру, из истории, ситуацию в нашей стране, возникшую после распада СССР. Переход от централизованной экономике к рыночной модели привел к естественному для нее появлению безработицы. Если в СССР последняя биржа труда была закрыта в 1930 году, то за период с 1992 по 1999 годы она выросла с 5 до 13 процентов. Привыкшие к социальной защищенности в годы существования СССР, гарантии трудоустройства, люди искали любые возможные средства к существованию. Экономический кризис 1990-х привел к разгулу бандитизма, росту преступности, маргинализации значительной части населения. 

        И сразу переходим к фактической аргументации (Критерий 3), приводим пример из истории. Продолжаем сплетать единую систему теоретическо-фактической аргументации. Показываем иные аспекты проблемы, тем более, в этой цитате это достаточно легко (смотрим на нее с разных точек зрения).

        Критерий 2:

        Социальная динамика — это развитие, движение социума, постоянно находящегося в процессе изменения. Она заключаются в том, что необходимые ему институты развиваются, усложняя общественные отношения, а невостребованные институты отмирают. Динамика может проявляться в форме прогресса, регресса, революций. Прогресс – это поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.

        Не ошибаемся в обществоведческих терминах, теоретических построениях.

        И, до полного максимума выполняем критерий 4, фактическую аргументацию.

        Одним из ключевых факторов прогресса современного общества является НРТ. Если посмотреть на развитие науки под углом, предложенным Макиавелли, то научно-техническая революция ХХ века привела общество сегодня к иной реальности. Мы в повседневной жизни не можем жить без мобильных телефонов, персонального выхода в сеть Интернет. Например, я являюсь пользователем нескольких социальных сетей, что существенно расширяет мой круг общения. Для меня не составляет труда общаться с помощью сервисов ВКонтакте, Wats`App, Telegram с тысячью подписчиков по всему миру. А 50 лет назад человек об этом и не мог мечтать.

        Развитие духовной культуры общества – еще один важный аспект поднятой автором проблемы. Вспомним, как круто изменил русское классическое искусство «Бунт передвижников», обратившихся к истокам народной культуры. В литературе, скульптуре, живописи появился образ «маленького человека», его труда и жизни. Не дворянин, а бурлак, крестьянин, обедневший человек, студент стали главным персонажем поэм, например «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, картин великого Репина — «Бурлаки на Волге», «Арест пропагандиста».

        Привели еще и примеры из собственного жизненного опыта, искусства (литературы и живописи). Отлично, у нас есть целых ТРИ (такое редко бывает) аспекта проблемы и три аргумента из разных источников. Максимальный балл за каждый критерий нам обеспечен! Теперь подводим короткий итог.

        Таким образом, высказывание Макиавелли прекрасно иллюстрирует общественные отношения, объединяющие всех людей и подсистемы в то единое целое, что мы зовем социумом.

        А теперь все вместе. Какое эссе у нас сегодня получилось?

        Философия. «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам». (Н. Макиавелли)

        Великий итальянский мыслитель, философ и политик эпохи Возрождения Никколо Макиавелли в своем высказывании выражает идею постоянного развития общества, социальной динамики. На его взгляд, с которым трудно не согласиться, изменение в одной подсистеме общества приведет к динамическому изменению других.

        Что мы знаем о социальной системе? То, что состоя из четырех основных сфер – экономической, политической, социальной и духовной, она опутана многообразными связями взаимодействий институтов, групп и индивидов между собой. Логично предположить, что если меняются условия, например, экономической жизни людей, их уровень потребления, то изменятся и их политические установки, и социальные установки. Возьмем, к примеру, из истории, ситуацию в нашей стране, возникшую после распада СССР. Переход от централизованной экономике к рыночной модели привел к естественному для нее появлению безработицы. Если в СССР последняя биржа труда была закрыта в 1930 году, то за период с 1992 по 1999 годы она выросла с 5 до 13 процентов. Привыкшие к социальной защищенности в годы существования СССР, гарантии трудоустройства, люди искали любые возможные средства к существованию. Экономический кризис 1990-х привел к разгулу бандитизма, росту преступности, маргинализации значительной части населения. 

        Социальная динамика — это развитие, движение социума, постоянно находящегося в процессе изменения. Она заключаются в том, что необходимые ему институты развиваются, усложняя общественные отношения, а невостребованные институты отмирают. Динамика может проявляться в форме прогресса, регресса, революций. Прогресс – это поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.

        Одним из ключевых факторов прогресса современного общества является НТР. Если посмотреть на развитие науки под углом, предложенным Макиавелли, то научно-техническая революция ХХ века привела общество сегодня к иной реальности. Мы в повседневной жизни не можем жить без мобильных телефонов, персонального выхода в сеть Интернет. Например, я являюсь пользователем нескольких социальных сетей, что существенно расширяет мой круг общения. Для меня не составляет труда общаться с помощью сервисов ВКонтакте, Wats`App, Telegram с тысячью подписчиков по всему миру. А 50 лет назад человек об этом и не мог мечтать. 

        Развитие духовной культуры общества – еще один важный аспект поднятой автором проблемы. Вспомним, как круто изменил русское классическое искусство «Бунт передвижников», обратившихся к истокам народной культуры. В литературе, скульптуре, живописи появился образ «маленького человека», его труда и жизни. Не дворянин, а бурлак, крестьянин, обедневший человек, студент стали главным персонажем поэм, например «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, картин великого Репина — «Бурлаки на Волге», «Арест пропагандиста».

        Таким образом, высказывание Макиавелли прекрасно иллюстрирует общественные отношения, объединяющие всех людей и подсистемы в то единое целое, что мы зовем социумом.

        Хотите писать такие же эссе? Присоединитесь к нашему курсу подготовки к написанию эссе на ЕГЭ по обществознанию!

        Ну, а Вашим домашним заданием, будет написание эссе по следующему высказыванию: «Цель оправдывает средства». (Н. Макиавелли). Ваши эссе мы можем обсудить в соответствующем топике нашей группы

        Максимальных Вам баллов по эссе на ЕГЭ по обществознанию!

        egewin.ru

        Методические рекомендации «Как писать ЭССЕ по обществознанию на ЕГЭ»

        Методические рекомендации для учащихся 10-11 классов по выполнению задания 36 ЕГЭ по обществознанию

        (написание эссе)

              Задание 36 в ЕГЭ по обществознанию является одним из самых сложных, но интересных, творческих заданий — написание эссе. Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с какой наукой они связаны: философия, социальная психология, экономика, социология, политология.

        Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Что следует знать при написании эссе?

        ВАША РАБОТА БУДЕТ ОЦЕНИВАТЬСЯ

        ПО СЛЕДУЮЩИМ КРИТЕРИЯМ:

        Смысл высказывания раскрыт.

        ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании

        1

        Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании

        0

        К2

        Характер и уровень теоретической аргументации

        Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл

        Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы

        2

        Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения

        1

        Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют).

        ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой

        0

        К3

        Качество фактической аргументации

        Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании

        К3

        Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников)

        2

        Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.

        ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа.

        ИЛИ Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример

        1

        Фактическая аргументация отсутствует.

        ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису

        0

        Максимальный балл

        5

        Обратите внимание на критерий К1. Если вы не раскроете смысл высказывания, или раскроете неверно, и эксперт выставит ноль баллов по этому критерию, работа дальше не проверяется.

        С ЧЕГО НАЧАТЬ:

               1. Прежде всего следует внимательно прочесть инструкцию к заданию 36.

         

        2. Выбор темы. Все варианты ЕГЭ имеют одинаковую структуру. В задании 36 вам предлагается пять тем эссе в виде цитат известных личностей по следующим направлениям: философия, экономика, социология и социальная психология, политология, правоведение. Для выполнения задания, вы выбираете одну из предложенных тем.

        При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы вам наиболее знаком, насколько вы владеете терминологией данной науки, насколько убедительны вы можете быть в аргументации своих утверждений.

        3. Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований. Но общепринятой практикой является выполнение заданий 28-34 на одной стороне бланка №2, а 35-36 – на другой, при полном использовании его площади. Поэтому при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4.

         4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания, например:

        36.3 – экономика. «Деньги рождают деньги» (Т.Фуллер).

        Это позволит вам во время работы не обращаться постоянно к бланку заданий, да и проверяющему будет легче анализировать ваш труд.

        КАК ПИСАТЬ:

              5. Интерпретация цитаты. Прежде всего следует объяснить, как вы понимаете высказанную в цитате мысль. Одна и та же цитата может пониматься разными людьми по-разному или хотя бы толковаться с различными нюансами. Это позволит вам и проверяющему четко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты займет два-три предложения. Упомяните, кем являлся цитируемый, если это вам известно.

           6. Далее следует выразить свое отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию. Эта часть работы также займет несколько предложений.

               7. Основная часть работы – ваше рассуждение с использованием знаний по курсу. При этом рекомендуется использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике, в нашем примере – экономических. Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически, пару из них можно расшифровать, демонстрируя свой словарный запас. Напомним еще раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике.

             8. Аргументация. Рассуждение должно подкрепляться аргументами. В качестве аргументов могут применяться истинные, логически правильные умозаключения, примеры, ссылки на авторитетное мнение. Чаще всего в эссе школьников используются примеры. Лучше, если это будут факты из научной практики, публицистики, художественной литературы. Менее предпочтительны бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, новостного характера или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух. Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац.

               9. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли. После этого работу можно считать законченной.

              10. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике.

        ОБРАЗЕЦ ЭССЕ:

        1.Цитата:

        36.5. Правоведение. «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» ( Вольтер).

        2.Проблема, поднятая автором, ее актуальность:

        Автор затрагивает проблему правовой помощи, правового решения спорных, конфликтных, затруднительных жизненных ситуаций, возникающих в повседневной жизни.

        3.Смысл высказывания:

        Смысл данного высказывания заключается в том, что законы нужны прежде всего самим людям, для их же блага.

        4.Собственная точка зрения:

        Я согласна с автором в том, что право нужно не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им.

        Закон нужен для устрашения граждан, так как не все граждане являются законопослушными. К сожалению, часто нарушаются законы, а вместе с ними и наши права. Поэтому в законе предусмотрены меры ответственности, которые в принудительном порядке заставляют граждан осуществлять закон в полном объеме. Многих людей закон останавливает: не совершаются преступления, т.к. возникает боязнь перед уголовной ответственностью, выплачиваются налоги. Государство предложило народу законы, которые регулируют деятельность человека и которые устраивают большинство. Для того чтобы закон выполнялся максимально, существуют меры ответственности, устрашения, которые только помогают полноценно функционировать. Человек, неуверенный в возможности отстаивания своих естественных прав, таких как на жизнь и частную собственность, с помощью права, а именно государственного принуждения, чувствует себя не защищённым со стороны государства. Право является одной из самых важных составляющих современного социума.

        На мой взгляд, право изначально создавалось, как защита от абсолютной свободы, то есть вседозволенности, не обременённой обязанностями.

        5.Аргументация на теоретическом уровне: (нумерация дана для наглядности. На экзамене не используется)

        1. Закон — это общеобязательное правило, регламентирующее поведение и деятельность членов общества и(или) их отношения с государством. Нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке.

        2. Возьмем «Теорию общественного договора» Т. Гоббса и Дж. Локка.

        По их мнению люди от природы обладают неотъемлемыми естественными правами – на свободу, на имущество, на достижение своих личных целей и т.п. Но неограниченное пользование этими правами ведет либо к «войне всех против всех», то есть к социальному хаосу; либо же к установлению такого социального порядка, при котором одни жестоко инесправедливо угнетают других, что, в свою очередь, порождает социальный взрыв и опять-таки хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане добровольно отказались от части своих естественных прав и передали их государству, которое – под контролем народа – будет гарантировать законность, порядок исправедливость.

        3. Система законодательства в государстве создана именно с целью защиты граждан, их прав и свобод. Вся система законов направлена на то, чтобы упорядочить деятельность людей во всех сферах их жизни: личные права и неприкосновенности, политические права, права потребителей, сфер медицинского обслуживания.

        6.Примеры:

        1. Ежегодно в стране совершается несколько десятков миллионов различного рода административных правонарушений. Поэтому государство устанавливает и применяет меры административной ответственности. Например, за нарушение Правил дорожного движения, за самовольное занятие земельных участков, за нарушение правил лесопользования, за совершение мелкого хулиганства и т. д.

        2. Законы призваны защищать права граждан. Например «Закон о защите прав потребителей».

        3. Законы не только упорядочивают жизнь общества, но и способствуют его развитию. Например, согласно «Закона об образовании» каждый человек имеет право на получение бесплатного среднего общего образования. Это не только его право, но и обязанность. Государство в свою очередь гарантирует бесплатность общего среднего образования.

        7.Вывод:

        Административно-правовые запреты и ответственность за совершение административных правонарушений играют исключительно важную роль в установлении и обеспечении надлежащего правопорядка. Государство устанавливает для граждан и юридических лиц определенные запреты для их поведения в целях защиты личности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан, охраны окружающей среды, общественного порядка и общественной безопасности и других сфер государственной и общественной жизни общества. Ежегодно в стране совершается несколько десятков миллионов различного рода административных правонарушений. Поэтому государство устанавливает и применяет меры административной ответственности.

        ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

        1. Используй схему построения предложений:

        Я считаю (думаю, полагаю и др.), что …, так как…;

        Я считаю (думаю, полагаю и др.), что …, так как…;

        Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как …, потому что …

        Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как …, потому что ….

        По моему мнению…, я разделяю позицию автора…;

        По моему мнению…, я разделяю позицию автора…;

        В заключении можно сделать вывод, что…

        В заключении можно сделать вывод, что…

        1. выделяй абзацы; соблюдай красную строку; используй краткие, простые, разнообразные по интонации предложения.

        2. Владей набором определений по каждой теме. Уверенное владение обществоведческими терминами и понятиями – первичное условие успеха при работе над эссе.

        3. Используй черновик при написании эссе. Между предложениями полезно оставлять пустые строчки, оставлять широкие поля, где потом можно внести исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста.

        4. Обязательно выпиши высказывание по которому будешь писать эссе.

        infourok.ru

        Как написать эссе по обществознанию. Рекомендации |

        На ЕГЭ по обществознанию Вам будет предложено 5 высказываний по различным темам курса.

        Необходимо написать эссе по одному высказыванию.

        Выбор цитаты

        Как выбрать цитату

        • Сначала внимательно вдумайтесь в смысл каждой из предложенных цитат.
        • Выбирая цитату для эссе, ответьте сами себе на вопросы:
        1. Понимаю ли я смысл данного высказывания
        2. Есть у меня необходимые аргументы для доказательства  своей точки зрения
        3. Смогу ли я использовать в эссе понятия и термины, знаю ли я их
        4. Интересна ли мне эта тема

        Часто выпускники допускают огромную ошибку: выбирают цитату, которая кажется им наиболее простой. А потом получается, что и примеры приводятся слишком обобщенные или уж очень простые, и терминов практически нет.

        Главное при выборе —  не простота, а то, сумеете ли Вы написать эссе, набрав как можно больше баллов.

        Основные части эссе

        Вступление

        1 этап

        Во вступлении необходимо объяснить смысл высказывания. Как это сделать?

        Сначала напишите обобщенно, о  чём данное высказывание. Далее своими словами перескажите суть цитаты, в чём её основной смыл, что хотел донести в ней автор, какую проблему поднимает.

        ПРИМЕР

        «Прогресс технологии одаряет нас всё более совершенными средствами для движения вспять»

                                                                                                         ( О.Хаксли).

         

        СодержаниеКомментарий
        В данном высказывании известного английского писателя 20 века Хаксли О.,  автора так называемых

        « интеллектуальных романов», содержится мысль о противоречивости технического прогресса.

        1.Общие сведения об авторе цитаты только приветствуются.

        2.Вы написала обобщённо, о чём данная цитата.

        Автор отмечает, что технический прогресс, с одной стороны», одаряет человечество совершенными средствами, а с другой — способствует движению вспять. Создавая, человечество одновременно и разрушает, и технический прогресс – яркое тому подтверждение.Своими словами вы передаёте смысл высказывания, конкретизируя его.

         

        2 этап

        Далее необходимо высказать свою точку зрения, согласны ли Вы с данным высказыванием, с  той проблемой, которую поднимает автор.

        СодержаниеКомментарий
        Я согласна с проблемой, поднятой автором – прогресс, как движение от менее совершенного к более совершенному,  действительно противоречивое явление, это нужно  учитывать при разработке и создании инноваций.1.Высказана собственная точка зрения.
        1. К месту дано определение понятия «прогресс».
        Докажу свою позицию, приводя примеры из общественной жизни и собственного жизненного опыта.Данное предложение является переходом к основной части.

         

        Основная часть

        • В основной части необходимо привести не мене двух примеров из разных источников.
        • Примеры должны быть конкретными, не обобщёнными. Поэтому в течение года готовьте примеры на различные возможные темы.
        • Легче доказывать на антитезе — противопоставляя отрицательные и положительные примеры.
        • Не забывайте использовать терминологию.
        СодержаниеКомментарий
        Прогресс технологий – это пример развития человеческого разума, стремления людей познать мир, природу, самих себя, облегчить свою жизнь, сделать её более комфортной.

        В наш 21 –ый век информационные технологии стали частью жизни человека Интернет значительно расширил возможности человека: можно «путешествовать» по разным странам и континентам, знакомится с людьми, слушать любимую музыку, смотреть выступление знаменитых актёров. Всё это стало возможно благодаря изобретению компьютеров. В прекрасном издании  — в «Энциклопедии для детей» издательства «Аванта+», в томе 39, посвящённом компьютерам, авторы (главный редактор Аксёнов М.) интересно рассказывают о том, как создавались компьютеры, какие возможности они имеют, как изменилась жизнь человечества с появлением этой чудо-техники. Да, появление компьютеров – это пример технического прогресса.

        Первый пример — положительный. Взят из научно-публицистической литературы.

        Обратите внимание, что всё конкретно указано: издательство, название книги, фамилия главного редактора.

        Даны не просто общие слова о компьютерах, а приведёт чёткий пример.

        Однако появилось и такое явление, как компьютерная зависимость. Человек,  попадая в виртуальный мир, становится рабом этой техники. И тогда происходят регрессивные явления, начинается деградация человека.

        В 2005 году был выпущен фильм « Паутина»

        ( автор Михаил Крикуненко). В нём

        « паутиной» создатели фильма называют Интернет, на конкретных примерах показывают, к чему приводит интернет — зависимость, как меняется психика

        человека , и он уже не может жить в реальном мире. О многом заставляет задуматься фильм, хочется посмотреть на себя со стороны. Авторы фильма словно предупреждают молодёжь разумно пользоваться компьютером.

        Второй пример – отрицательный. Приведён уже другой источник — фильм.

         

        Аргументы – это не просто констатация фактов. Это Ваше восприятие проблемы, ваша оценка событий и явлений. Не забывайте об этом.

         

        Обратите внимание на выделенные термины.

         

         

         

        Вывод (заключение)

        В заключительной части эссе необходимо снова назвать автора цитаты, напомнить проблему, им поднятую (или основную мысль ) , высказать свои мысли по поводу того, как решить данную проблему, что необходимо сделать в стране и конкретно каждому, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия данного явления ( события).

        Если позволяет тема (особенно по политике, экономике , праву), то нужно привести в конце эссе пример из Конституции РФ, то, как решается проблема на государственном уровне.

        И помните: очень важно показать свою гражданскую позицию,  а если есть такая возможность, свою любовь к стране, гордость за свой народ.

        СодержаниеКомментарий
        Таким  образом,  прав был Хаксли О., отмечая противоречивость технического прогресса. Мы живём в демократическом государстве, по Конституции РФ

        ( статья 37) каждый имеет право на труд, на занятие любым видом деятельности. Но нужно помнить¸ что всё, что создаётся человеком, должно нести только позитивное в жизнь общества . А  если уж и могут проявляться отрицательные последствия, то сводить их к минимуму.

        Прогресс , в технике в том числе, — это факт нашей жизни. И от человека зависти, как он будет использовать то, что создают талантливые, творческие люди (чтобы не превратиться, например, в интернет- зависимых людей, а наслаждаться возможностью пользоваться Интернетом).

        1.Снова напомнили об авторе и основной мысли его высказывания.

         

         

        1. Не забыли о терминах.

         

        3.Нашли возможность  напомнить о Конституции РФ, прекрасно, если знаете наизусть номер статьи.

         

         

        Как видим, не так и трудно написать эссе по обществознанию.

        Дам  несколько советов:

        • В течение года находите примеры из различных источников по темам курса. Записывайте их в отдельную тетрадь, запоминайте фамилии авторов или людей, о которых идёт в них речь.
        • Запоминайте статьи Конституции РФ, которые Вы сможете привести в своём эссе.
        • Тренируйтесь в написании эссе. На моём сайте вы найдете примеры высказываний по темам , краткая информация об их авторах ( данная работа буде мною продолжена). Пишите по ним сочинение, проверяйте сами себя, есть ли у вас на данный момент аргументы.
        • В качестве аргументов можно взять материал из школьных предметов (географии, истории, физики, химии и других). Запоминайте авторов учебников ( Ф.И.О.),  чтобы можно было в будущем привести в пример статью из данного учебника.

        Таковы мои рекомендации. Желаю успехов!

        Мельникова Вера Александровна

         

        esse-ege.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *