Как сложилась цивилизация в китае – Когда зародилась цивилизация Китая?

Когда зародилась цивилизация Китая?

Хуанхэ в среднем течении, город Ланьчжоу

Китайская цивилизация зародилась около 3500 лет до н.э. и по праву считается одной из самых древних земных цивилизаций.

Первое китайское государство — государство Шан-Инь — возникло в конце XIV в. до н.э. в долине реки Хуанхэ. Археологи выяснили, что древние китайцы уже в то время пользовались лунным календарем и умели писать. Они, кроме всего прочего, в отличие от многих других народов, смогли собрать многочисленную и хорошо вооруженную армию. Профессиональные воины прекрасно владели копьями, луками, а также боевыми колесницами.

Закат этой цивилизация произошел в XI в. до н.э., когда она была захвачена государством Чжоу. В это время древние китайцы осваивают новые земли, ремесла, а также много занимаются философией — именно с XI до III вв. до н.э. в Китае появляются знаменитые философские школы даосизм и конфуцианство.

Какова была культура Китая?

Конфуций, гравюра 1770 года


В Китае родились одни из самых мудрых и древних философских и религиозных учений — конфуцианство и диаосизм.

Конфуций был китайским мудрецом, который жил в 551-479 гг. до н.э. Он учил свой народ, что настоящий человек, прежде всего, с уважением относится к другим людям: почитает старших в семье, заботится о них, уделяет внимание младшим, всегда справедлив ко всем и почтителен. Конфуций утверждал, что настоящее богатство человека — это не золото, а знания, которые он приобрел. Если каждый перестанет думать только о собственной выгоде и пользе, то общество очень скоро станет по-настоящему гуманным.

Даосизм возник позже конфуцианства — во II в., и создателем этого учения был философ Лао-Цзы. Он написал знаменитый трактат «Дао Дэ Цзин», в котором сказал, что по-настоящему счастливым человек может быть только тогда, когда будет следовать определенным жизненным законам и никогда не действовать наперекор «судьбе» — естественному течению жизни. Лао-Цзы утверждал, что иногда лучше ничего не делать, чем делать слишком энергично.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Когда и как сложилась цивилизация в Китае? Расскажите о…

Китай — страна одной из древнейших цивилизаций мира, возникших за несколько тысячелетий до нашей эры в бассейнах великих рек — Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Хуанхэ. Непрерывность развития китайского очага культуры, его этнических и политических традиций — одна из важных особенностей истории Китая. Вторая особенность заключается в географической отдаленности и изолированности Китая от других центров мировой культуры.

Эти черты в значительной мере способствовали тому, что китайская цивилизация стала постепенно рассматриваться как явление, возникшее целиком на местной автохтонной почве. В действительности, как свидетельствуют источники, на всем протяжении своего формирования и развития это общество не только оказывало влияние на соседние народы, но и воспринимало от них многие культурные достижения, впитывало разнородные этнические компоненты.

Первой правящей династией в Древнем Китае считается Цинь. Императора звали Цинь Шихуанди, что означало «первый император Цинь», а сам он себя называл Сыном Неба, поэтому его империю стали называть Поднебесной.

Сформированная им империя была примером восточной деспотии, вся собственность империи принадлежала императору, жизни его подданых тоже принадлежали только ему. Император мог наказать и убить любого.

Его деспотия дошла до того, что он приказал сжечь все записи и книги китайских мудрецов – он боялся, что книги заставят его подданных задуматься о своем положении и о его правлении.

Цинь Шихуанди больше всего на свете боялся заговоров, поэтому был очень подозрительным: никогда не спал в одной комнате больше двух ночей подряд, постоянно переезжал из своих дворцов.

Он вел войны с соседними государствами и сумел подчинить себе близлежащие территории, оттуда ввозились рис, слоновую кость, различные изделия. Там создавались военные поселения, а местное население заставляли работать и собирать урожай для Поднебесной.

dvoechka.com

§ 5. Китайская цивилизация. История мировых цивилизаций

§ 5. Китайская цивилизация

Самой многонаселенной и одной из самых древних стран является Китай. Китайская цивилизация возникла в долине реки Хуанхэ. Здесь, на «великой китайской равнине» около 5-го тысячелетия до н. э. появились земледельческие общины культуры Яншао. Постепенно была освоена также долина реки Янцзы, где с 4-го тысячелетия до н. э. выращивали рис, а к середине следующего тысячелетия стали разводить крупный рогатый скот, кур, овец, коз, а также буйволов для пахоты и перевозки грузов. Территория Южного Китая, гористой страны, была богата медью, оловом, свинцом, ценными породами камня.

У китайцев богатая мифология. По китайским легендам, во вселенском хаосе сначала появился великан по имени Паньгу. Огромным топором он разделил первозданный хаос. Через 18 тыс. лет чистая часть постепенно поднялась вверх и образовала небо, мутная часть постепенно опустилась вниз и образовала землю. Так зародился наш мир.

Историю Китая, подобно истории Древнего Египта, можно представить как череду династических правлений. Древнейшую, полулегендарную династию Ся сменила династия Шан (XVIII–XII вв. до н. э.), с которой принято начинать китайскую государственность.

Следует учесть, что сами китайцы, как и большинство народов, начинают свою историю со значительно более древней эпохи. «Первым богдыханом, еще полумифической личностью, летописи называют мудрого

Фу Сишы. Он царствовал за 3468 лет до Рождества Христова. Ему приписывают установление религиозных обрядов, изобретение письменных знаков и 60-летнего астрономического цикла. Он организовал первоначальное устройство гражданской жизни. Желая внушить большее доверие к изданным законам, Фу Сишы сказал, что он списал их со спины дракона, явившегося ему из глубокого озера. Этим он хотел показать, что его законы даны божеством, а потому неповиновение им есть грех перед божеством. Ему же приписывается изобретение двух музыкальных инструментов: кин, род 27-струнной лиры, и ссе – гитара о 36 струнах. Письменный памятник его называется И-Кинг – книга превращений; в ней излагается начало и происхождение всего видимого и превращения существ животного и растительного царств сообразно с временами года. Вслед за Фу Сишы после нескольких богдыханов вступил на престол воинственный Хоан Ти, при котором был изобретен
компас.
Китайские летописи говорят, что Хоан Ти с успехом пользовался им во время своих походов. При нем государство было разделено на 10 областей и введена децимальная система веса и меры. В военных, а также торговых целях, он повсюду в государстве провел дороги и улучшил способы водяного сообщения. Для поднятия нравственного уровня народа он учредил жертвоприношения Всевышнему духу»[23].

В течение длительного процесса развития сформировался «народ хуася» – так в древности называли себя представители национальности хань[24]. Долгое время китайцы считали свою страну прародиной большинства мировых культурных достижений, а все остальные народы презирали как варварские. Люди археологической культуры Хэмуду в южной части Китая 7 тыс. лет назад выращивали рис. Они изобрели технику соединения паз-шип и каркасно-столбовую конструкцию строительства деревянных домов, которые дошли до наших дней. Западные страны не имели контактов с Китаем вплоть до II в. до н. э. Китай был изолирован в географическом отношении: от остального мира его отрезали пустыни и степи Центральной Азии, а также огромные горные массивы и морские пространства.

Уже в эпоху Шан-Инь в Китае развивается орошаемое земледелие, шелководство, технику которого удалось держать в строжайшем секрете почти 2,5 тыс. лет, мясное скотоводство, рыболовство, ремесло. Китайские мастера работали с камнем (любимый – нефрит), бронзой, золотом. В эту эпоху из рисунчатого письма возникла китайская иероглифическая письменность: известно около 30 тыс. различных знаков. Китайские иероглифы служат символом преемственности и развития китайской цивилизации. Царскую власть ограничивал совет родовых старейшин. Царь также был военачальником и жрецом. Основную массу населения составляли свободные общинники, но значительные земельные богатства и рабы сосредоточивались в руках знати. В патриархальной семье господствовал муж. Многоженство дополнялось узаконенным наложничеством (конкубинат).

В эпоху Чжоу (XII–VIII вв. до н. э.) цари начинают обожествляться (стали именоваться сын Неба, заместитель Неба). Создаются управления для руководства финансами, вооруженными силами, общественными работами, царским хозяйством, судебное ведомство, ведомство культа царских предков. Так возникает централизованное государство.

После распада Чжоу и периода «Борющихся царств» возвышается династия Цинь. В III в. до н. э. при Цинь Шихуанди расширившееся за счет Маньчжурии и Монголии китайское государство разделяется на 36 областей, создается большой чиновничий аппарат, расширяется ирригационная система, строятся дороги, вводятся единая система мер и весов, упрощенное иероглифическое письмо, начинается строительство Великой китайской стены для защиты от набегов кочевников с Севера[25].

Великие дела, как это часто бывало в истории, сопровождались великими злодеяниями. Усилился экономический гнет населения. Были похоронены заживо 460 ученых-конфуцианцев, которые напоминали о прежних, более спокойных царствованиях. Заодно были сожжены и все исторические книги.

Уже к VIII в. до н. э. понятие «человек» в традиционном китайском мировоззрении постепенно стало превосходить понятие «божество», зародилось начальное гуманистическое мышление. Мыслителем, взгляды которого уже на протяжении 2,5 тыс. лет находятся в центре внимания китайского народа, стал мудрец Кун-Цзы (около 551–479 гг. до н. э.), которого на Западе принято называть Конфуцием, а его учение конфуцианством. В соответствии с одним из главных положений конфуцианства, учением о чжэн мин (о выправлении имен), каждый человек должен помнить свое место в обществе. Достойный человек должен быть гуманным (человеколюбивым, справедливым, бескорыстным, скромным, сдержанным и т. д.) и сознавать свою ответственность перед предками, семьей, государством, то есть выше всего ставить чувство долга. Конфуций призывал стремиться к трем правильным отношениям: государя к подданным, отцов к детям, мужей к женам. Основным принципом конфуцианской нравственности являлось полнейшее отсутствие крайностей и увлечений, стремление к середине, к умеренности и сдержанности[26]. Конфуций унаследовал и развил более ранние гуманистические идеи, сделал китайскую культуру глубоко гуманистической. Так считают современные китайцы.

Конфуцианство в отличие от буддизма ориентировало человека на активную посюстороннюю жизнь, в которой высшими ценностями были знания, мудрость, упорный труд и совершенствование в своем мастерстве во славу предков.

Учение Конфуция полностью соответствовало уже сложившемуся народному духу. Он был принципиальным противником коренного обновления жизни, фундаментальных реформ. «Не дай нам бог жить в эпоху великих перемен», – говорят китайцы вслед за своим духовным учителем. Поскольку для китайца главное в жизни – польза, целесообразность, соблюдение сложившихся правил, то и правители, по мнению философа, должны были управлять соответствующим образом. «Будьте всегда прилежны в делах и внимательны, старайтесь отличить ложь от правды и истину от вероятия. Будьте справедливы, бескорыстны, верны самому себе. Правосудие не ведает лицеприятия. Бескорыстие – путь к справедливости: корыстолюбец не может быть справедливым; всякое приношение и всякий дар от низших, под каким бы предлогом они ни были сделаны, есть гнусная кража. Будьте всем доступны. Не показывайте никому мрачного лица, будьте со всеми приветливы, обходительны и ласковы. Решением дела не спешите; обсуждайте его со всех сторон. Ежегодно собирайте четыре раза народ и объясняйте ему его обязанности. Если простой народ не знает, что он должен делать, то виноват ли он, если не исполнит того, что должен? Можно ли взыскивать за нарушение закона с того, кто не ведает о существовании закона? Не отвлекайте простой народ от полевых работ, заставляя трудиться над исправлением дорог и мостов. Всему свое время!»[27]

Другую религиозно-философскую систему создал Лаоцзы. Про него впоследствии рассказывали, что, странствуя в колеснице, запряженной черным быком, он «оплодотворил спящую мать Шакья-Муни, отчего родился Будда в год создания Дао Дэцзин (древнейшего произведения даосской религиозной философии)».

Слово «дао» (или «тао») означало «путь» или «основу мира». Лаоцзы прославился всеведением, молчанием, уединением и созерцанием. Как и Конфуций, он проповедовал смирение, «великое послушание», обожествлял царскую власть. «Кто царь, тот соединяется с небом; кто соединен с небом, тот будет подобен дао, которое существует от вечности. Тело его погибнет (умрет, когда настанет время), но (дух его) никогда не уничтожится». Мудрец видел болезни общества, высказывался против богатства, против отягощения народа налогами и повинностями, против войн[28].

Конфуцианство и даосизм наложили свой отпечаток на китайскую цивилизацию, способствовали консервации многих форм древней культуры и традиций на протяжении тысячелетий.

• Имена. Конфуций

Конфуций (551–479 гг. до н. э.), великий мудрец и философ.

У отца Конфуция, храброго воина, было девять дочерей от первого брака. После смерти жены он вступил в брак и стал отцом великого философа в возрасте 70 лет. По легендам, рождение Конфуция сопровождалось знамениями. В ночь, когда он родился, над холмом все время парили два дракона и стерегли холм справа и слева. Любимыми детскими забавами мальчика была игра в церемонии и жертвоприношения. В высшем училище в 17 лет он был назначен помощником своего учителя.

Государственную службу Конфуций начал с незначительной должности торгового пристава, надзиравшего за свежестью припасов на рынках и в лавках. В 19 лет он женился на девушке из знатной семьи. У него родились сын и дочь. Конфуций блестяще себя проявил на должности инспектора пахотных полей, лесов и стад, жизнь земледельцев княжества, в котором служил Конфуций, изменилась к лучшему.

После смерти матери Конфуций по обычаю ушел со службы и выдерживал трехгодичный траур, на время которого были установлены серьезные ограничения. Он жил в уединении, предаваясь научным занятиям, изучал священные книги древности, постановления древних правителей. В этот трехлетний период сформировалось его учение, распространению которого он посвятил всю свою жизнь. Он много путешествовал, по приглашению гостил у различных князей. У философа появилось множество учеников. Конфуций продолжал изучать древние сочинения и записывал свои мысли.

На 44 году жизни он был назначен правителем резиденции и ее окрестностей в княжестве Лу, затем стал верховным судьей, т. е. вторым лицом в княжестве. Однако через некоторое время Конфуций впал в нежилось князя, поставив его в неловкое положение своим замечанием. Философ вновь отправился в странствия со своими учениками. Правители не принимали его учение, уповая прежде всего на силу.

Число учеников Конфуция достигло трех тысяч. Китайцы считают, что Конфуций создал свою частную школу на 100 лет раньше Платона (427–347 гг. до н. э.), учредившего Академию в пригороде Афин. Конфуций вернулся в родное княжество Лу, пережил жену и сына и скончался на 73 году жизни. Он был похоронен с особыми церемониями. Князь Лу признал его своим учителем. В память мудреца была воздвигнута часовня. Со временем его провозгласили святым и стали поклоняться его памяти. Его изображали в императорской шапке и царских одеждах. Потомки Конфуция были возведены в звание потомственных дворян. Многие тысячи китайцев ведут родословную от своего великого предка и гордятся им.

Творчество китайцев не ограничивалось созданием религиозно-философских и этических систем, которые не только способствовали укреплению деспотической власти, но и обеспечивали устойчивость, необходимую преемственность, гибкость китайскому социуму. Значительное развитие в Китае получила астрономия. Созвездия, расположенные вокруг Полярной звезды, распределялись по «лунным домам», появились карты звездного неба. Китайские астрономы могли предсказывать лунные и солнечные затмения, появление комет. Математики знали свойства прямоугольного треугольника. Уже в VIII в. до н. э. было составлено географическое описание китайского государства: гор, рек, земель и налогов каждой из девяти частей. В X в. до н. э. при дворе чжоуского князя была учреждена должность летописца. Первую историческую хронику, созданную частным лицом, составил Конфуций. Выдающимся произведением стали «Исторические записки» Сыма Цяня (145-90 гг. до н. э.). В Китае были изобретены порох, бумага, компас, сейсмограф. Высокого уровня достигло изобразительное искусство и художественное ремесло – изготовление изделий из фарфора, бронзы, художественная резьба по дереву и слоновой кости.

Уже древнейшая китайская история в сопоставлении с судьбами других древневосточных цивилизаций позволила ряду исследователей установить повторение одних и тех же циклов, характерных для обществ Востока:

1) укрепление централизованной власти в борьбе против децентрализации, укрепление государства;

2) кризис власти, отступление перед центробежными силами;

3) упадок власти, ослабление государства;

4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев.

Похоже, что эта схема применима не только к восточным обществам.

• Мужчина и женщина в истории цивилизаций (Конфуций)

В древности считалось, что наиболее благоприятный возраст для брака не старше 30 лет для мужчины и 20 лет для женщины. По Конфуцию же, самая лучшая пора для женитьбы 20 лет для мужчины и 15 лет для женщины. Брак есть первая обязанность человека и его естественное призвание и назначение. Обязанности супругов делятся на общие и частные. Муж – голова; он повелевает, жена повинуется. Он – небо, она – земля.

Основами супружества должны быть взаимное доверие, честность и уважение, власть и руководство со стороны мужа, повиновение и покорность со стороны жены во всех тех случаях, когда муж не нарушает правил справедливости, приличия и чести. В общественной жизни жена всем обязана мужу. Сын – хранитель вдовой матери от искушений, доброго имени ее от нареканий. Обычай воспрещает женщине вторичное замужество, вдова обязана посвятить себя уединению.

Девица не должна вступать в брак: 1) с членом семьи, замешанной в заговоре против правительства; 2) с членом семьи с расстроенными делами или в которой царствует раздор; 3) с нарушителем закона или бывшим под судом; 4) с одержимым хронической болезнью или каким-либо физическим недостатком; 5) с человеком, на котором лежит забота о многочисленной семье, о братьях, сестрах, тетках и т. д. Муж имеет право отпустить от себя жену, но не иначе, как по уважительной причине. Причин же таковых семь: 1) неповиновение жены свекру или свекрови; 2) бесплодие; 3) непристойное поведение или нарушение супружеской верности; 4) внесение ею в семью мужа вражды и ссор; 5) болезнь жены, внушающая к ней отвращение; 6) болтливость и склонность к мотовству, 7) если жена обкрадет мужа.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Когда и как сложилась цивилизация в Китае? Расскажите о первых Китайских государствах.

Китай — страна одной из древнейших цивилизаций мира, возникших за несколько тысячелетий до нашей эры в бассейнах великих рек — Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Хуанхэ. Непрерывность развития китайского очага культуры, его этнических и политических традиций — одна из важных особенностей истории Китая. Вторая особенность заключается в географической отдаленности и изолированности Китая от других центров мировой культуры.

Эти черты в значительной мере способствовали тому, что китайская цивилизация стала постепенно рассматриваться как явление, возникшее целиком на местной автохтонной почве. В действительности, как свидетельствуют источники, на всем протяжении своего формирования и развития это общество не только оказывало влияние на соседние народы, но и воспринимало от них многие культурные достижения, впитывало разнородные этнические компоненты.

Первой правящей династией в Древнем Китае считается Цинь. Императора звали Цинь Шихуанди, что означало «первый император Цинь», а сам он себя называл Сыном Неба, поэтому его империю стали называть Поднебесной.

Сформированная им империя была примером восточной деспотии, вся собственность империи принадлежала императору, жизни его подданых тоже принадлежали только ему. Император мог наказать и убить любого.

Его деспотия дошла до того, что он приказал сжечь все записи и книги китайских мудрецов – он боялся, что книги заставят его подданных задуматься о своем положении и о его правлении.

Цинь Шихуанди больше всего на свете боялся заговоров, поэтому был очень подозрительным: никогда не спал в одной комнате больше двух ночей подряд, постоянно переезжал из своих дворцов.

Он вел войны с соседними государствами и сумел подчинить себе близлежащие территории, оттуда ввозились рис, слоновую кость, различные изделия. Там создавались военные поселения, а местное население заставляли работать и собирать урожай для Поднебесной.

otvetytut.com

Китайская цивилизация

Цивилизация древнего Китая

Содержание статьи:

Весь Китай разделен на две большие части: западную, покрытую высочайшими горами мира — Гималаями, Куньлунем и Тянь-Шанем, и восточную, где основная часть территории — низменности и приморские районы. Практически все реки Китая текут на восток и образуют прекрасный мягкий климат, который пригоден для земледелия. Осень в Китае — теплая и сухая, а летом дуют муссоны с океана, принося огромное количество осадков. Почва была здесь наносной и содержала речной ил.

Зарождение китайской цивилизации

Зарождение китайской цивилизации произошло в нижней долине Желтой реки (Хуанхэ), которая несколько тысячелетий назад протекала значительно южней — на 450 км, чем сейчас. Длина Хуанхэ — 4000 км и вся ее долина стала местом развития цивилизации. Она несколько раз изменяла свое русло, стирая города и племена с лица земли. В китайской литературе встречается поэтическое название Хуанхэ — «Река, надрывающая сердце».

Современное англоязычное название Китая — China, — вероятней всего, происходит от императорской династии Цинь (Qin, произносится «чин»). При правлении именно этой династии страна стала единой. «Объединителем» был император Цинь Шихуанди (259–210 до н. э.), нерушимый императорский период продлился вплоть до 1912 г.


Природные особенности

В Китае — огромнейшее количество ископаемых и довольно разнообразная флора и фауна. В древние времена почти вся территория была покрыта лесами. Это было основным отличием Китая от Месопотамии и Египта и, может быть, послужило причиной того, что древние китайцы начали заселение реки не с устья, как обычно, а с середины.

Но условия для земледелия там были тяжелыми. Дело в том, что в Китае значительны сезонные колебания климата, и зимой редко, но выпадал снег. Летом же регион страдал от сильной жары. Лес тоже стал достаточно неожиданной проблемой — бурные наводнения вырывали деревья, которые оседали на дно и с течением времени повышали его уровень — именно потому Хуанхэ так часто меняла свое русло и именно потому разливы были так катастрофичны. И конечно, для регулировки такого рода разливов требовались очень серьезные усилия всех племен хань — китайцев. Как и везде, ирригационные работы потребовали объединения племен, развития орудий труда и создания государства.

К тому же в Китае весьма оригинально решили проблему с одеждой. Как правило люди выращивали растения, из которых производили волокно. В Китае же с древних времен выводили гусениц тутового шелкопряда. Для этого выращивается тутовое дерево, чьими листьями кормят гусениц, куколку потом убивали паром, кокон увлажняли солью и сушили. После чего просто разматывали на деревянную раму.

Как известно, шелк и чай стали основными продуктами экспорта в более позднем Китае — уже к X столетию до н. э. за китайский шелк дрались все европейские страны. Вы думаете, это было просто? Великий шелковый путь связал воедино весь континент и позволил начать обмен культурами и знаниями. Но его еще следовало проложить. И позже обеспечить стоянками, проводниками…

Самая древняя цивилизация в мире?

Великий шелковый путь

Китай зачастую называют одной из самых древних цивилизаций в мире. Некоторые исторические достопримечательности, созданные на заре китайской цивилизации, ученые датируют 6000 годом до н. э.

Считается, что китайская история насчитывает 7 тысячелетий, т. е. зародилась в V-м тысячелетии до н. э. Треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации, начало которой теряется в III–II тысячелетии до н. э., а конец приходится на крушение империи Хань (220 г. н. э.). Китай оказался в изоляции, и его культура оказалась весьма своеобразной.

Даже жесткая необходимость проложить торговый путь за шелком не смогла найти короткого пути в Китай, и путешественники огибали его с севера, проходя через одну из самых опасных пустынь на планете — Гоби. Морской путь был открыт, и древние хроники много говорят о великом китайском флоте, но, тем не менее, даже с Индом связь древнего Китая не найдена.

Так же, как и в остальных местах мира, Китай проходит путь от кости и камня к меди и бронзе, и случается это несколько позднее, чем в Месопотамии.

В Китае также была прекрасная глина — каолин. Вдобавок к хорошим технологическим свойствам она еще была белого цвета и, после изобретения гончарного круга, керамика получила широчайшее распространение. В XX столетии в Яншао (город в провинции Хэнань, уезда Мяньчи) была обнаружена расписная керамика, которую датировали V–IV тысячелетиями до н э.

Интересно, что в Китае образовалась существенно другое мировоззрение и религия, нежели в Египте, Месопотамии или даже Индии. Во-первых, жрецы не приобрели подавляющего влияния на общество, во-вторых, в жизненных ситуациях доминировало рациональное рассмотрение (может быть, из-за этого китайская медицина получила столь существенное развитие еще в III тысячелетии до н. э.?) В-третьих, этика всегда имела приоритет над всеми сторонами жизни, в том числе над жрецами. Китайцы не пытались изменить природу под себя, как это сделали западные коллеги, а провозгласили необходимость жить с ней в согласии.

Китайские воздушные змеи («бумажные птицы», «Эолова арфа») были изобретены около 3000 лет назад. Изначально их использовали не в развлекательных целях, а военных. Змеи запускали в воздух для устрашения врага в бою. Марко Поло (1254–1324) в своих дневниках отмечал, что при помощи воздушных змеев моряки прогнозировали успешность рейса.

Кстати, уже к 500-м годам до н. э. Китай разрабатывал подземные жилы. Они добывали уголь из шахт глубиной до 50 м(!), природный газ, соль. Газ можно было жечь, и первые газопроводы делались из бамбука на расстояние «дня пути» от источника.

И конечно, такая упорядоченность требовала многого. К примеру, дорог, чья протяженность к III столетию до н. э. достигла 6.5 000 км. Ирригационные каналы, как и в Месопотамии, давно уже использовались не только для защиты от наводнений и орошения полей, но и как транспортные магистрали. В V веке до н. э. реки Хуанхэ и Янцзы соединили каналом длиной больше 400 км. Еще спустя два столетия через горную цепь был прорыт 200-километровый канал, который соединил север и юг страны. Еще спустя 200 лет началось строительство «Великого Канала» длиной в 2000 км. Кстати, ширина достигала 30 метров, а глубина — 9 метров, не говоря уже о Великой китайской стене…

Разумеется, все это не могло функционировать без своей письменности.

История и письменность

В отличие от Индии, Китай очень беспокоился о своей истории и стал ее записывать еще на гадальных костях и панцирях черепах в глубокой древности — еще в доиньский период, в XIV–XI вв. до н. э. Позже в качестве «бумаги» пошли бамбуковые планки (и именно тогда появился обычай писать сверху вниз) и шелк, а потом уже и рисовая бумага. Китай оставил после себя множество письменных источников, дающих возможность восстанавливать не только историю самого Китая, но и соседних стран. Империя Чжоу заимствовала письменность и продолжила ее. К XI столетию на бронзовых сосудах стали писать стихи.

Первый китайский университет был создан на 1200 лет раньше европейского — во II веке до н. э. в г. Лоян. Училось там вначале 50 человек, а спустя 100 лет — уже 3000 человек.

Последнее, пожалуй, о чем надо сказать, — это почему нельзя доверять китайским историкам. Ну, во-первых, в какой-то момент китайские династии менялись настолько быстро, что время правления некоторых императоров исчислялось месяцами, и каждый из них пытался быстро оставить свой след и свою интерпретацию истории. А, во-вторых, император Цинь Шихуанди, который в 221 году до н. э. объединил Китай. Он также очень беспокоился об истории своего государства и потому объявил, что право на существование имеют только книги по истории династии Цинь, а также по медицине, сельскому хозяйству и гаданию. А остальные следует сжечь.

В результате история Китая была переписана в угоду Шихуанди, а о том, что было в оригиналах, остается лишь гадать на тех самых оставшихся книгах. При этом была изменена датировка событий на более древнюю, что породило значительную путаницу в исследованиях. Конечно, какие-то книги остались несожженными, но их было мало. А запрет на создание библиотек и требование на сожжение держался более 50-ти лет. И позже, во времена уже следующей — Ханьской династии, — императоры все еще запрещали создание библиотек. А потом передумали и отменили запрет. И еще через несколько десятков лет император У-ди ввел систему государственных экзаменов на замещение должностей административных чиновников и учредил государственную библиотеку. По всей стране ездили люди и собирали уцелевшие книги. В 26 году до н. э. император Чен-ди издал указ о розыске ранее спрятанных книг, и был составлен первый каталог книг Китая и один из первых каталогов в мире. Но было уже поздно…

Доисторический период

Археологические находки показывают, что древние люди вида Homo erectus заселили территорию древнего Китая между 2,24 млн — 250 тысяч лет назад. В местности Чжоукоудянь вблизи Пекина были обнаружены останки так называемого синантропа, датирующиеся 550—300 тысяч лет назад. Синантропы умели изготавливать простые каменные орудия и добывать огонь.

Приблизительно 70 тысяч лет назад новые люди современного вида Homo sapiens заселили Китайскую равнину, тем самым вытеснив синантропов и их потомков. Более ранние остеологические подтверждения существования современных людей на территории Китая (человеческие останки со стоянки Люцзян) датируются 67 тыс. до н. э.

Государственность Китая имеет очень длинную историю. Легенды, возникновение которых историки относят к третьему тысячелетию до н. э. донесли до нас имена первых 3-х властителей и 5-ти китайских императоров.

Согласно современной историографии, первой династией Китая была Ся. Некоторые китайские ученые считают, что доказательством её существования служат раскопки городских поселений и могил вблизи Эрлитоу в провинции Хэнань. Эта археологическая культура датируется периодом от 2070 до 1600 года до н. э. В поселениях обнаружены мастерские для изготовления бронзовых сосудов, керамика, штампы с простейшими иероглифами. Большинство западных ученых отрицает существование этой династии..

Подведем итоги

Человеческих цивилизаций зародилось сразу 4, и произошло это в районе 5–4 тысячелетия до н. э. Зарождались они в плодородных местах рядом с широко разливающимся реками в теплом климате. Что и определило места зарождения. Это Месопотамия, Египет, Индия и Китай. И только потом появилось все остальное. В число безусловных плюсов Евразии вошла ее вытянутость вдоль широты, что дало возможность использовать уже одомашненные культуры и скот во всех похожих климатических областях.

Надо отметить, что есть данные о том, что все 4 цивилизации общались друг с другом. Так, к примеру, отдельные слова Шумера и Египта звучат одинаково, хотя языки у них — разные, и пишутся слова абсолютно по-разному. В том же Шумере были найдены амулеты, раковины и жемчужины, которые, безусловно, принадлежали Индии. Там же находили индийскую слоновую кость.

О связях с Китаем мало известно, но проникновение культур, возделывание и обработку которых знали только в Китае, также говорит само за себя.

Остаются два но! Зарождение цивилизации не означает, что именно в этих местах были первые люди. Известно, что на Аравийском полуострове или — уж тем более! — в Африке люди появились раньше. Наконец, последнее — не следует считать, что развитие цивилизаций определялось только географией и геологией. Это, безусловно, причина, и одна из важнейших, но не единственная.

 

 


 

Е.Бардина

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

Цивилизация Древнего Китая История

Одна из древнейших мировых цивилизаций, Китай – единственная на земле страна, где преемственность государства и культуры сохраняется на протяжении четырех тысячелетий. Обозначение «Китай» свойственно только русскому языку, и оно восходит к этнониму «кидани», названию племени, обитавшего на Дальнем Востоке, на северо-восточной границе Китая. В Европе эту страну называют China, что производно от обозначения китайской династии – Цинь. Во времена Римской империи, когда европейцы впервые познакомились с Китаем, этот край именовали «страна шелка» (terra setae).

Самоназвание этой страны, установившееся с древности – Чжун-го, то есть Центральное, Срединное государство, или Тянь-ся – Поднебесная страна. Жители этого государства были убеждены в том, что они обитают в центре Земли и на самой возвышенной ее части, поднятой к небу. На востоке естественной границей Китая выступают Желтое и Восточно-Китайское моря, на юге Древний Китай заканчивался долиной реки Янцзы. На севере его границами оказываются пустыни Алашань и Гоби. На западе природной границей Китая является горная система Тибета. Китай пересекают реки Хуанхэ (Желтая), более 5 тысяч км и Янцзы (Длинная), более 6 тысяч км. Они образуют обширные естественно орошаемые долины, удобные для высокопродуктивного земледелия. Хуанхэ образует мощные лессовые отложения, доходящие до 400 м глубиной и отличающиеся высоким плодородием. Китай богат уникальными флорой и фауной. Он является родиной проса, чая, тутового и лакового деревьев. Китай располагает месторождениями меди, олова, никеля, высококачественных глин, однако лишен запасов золота и серебра.

Ирригация существовала уже в государстве Инь (Шан, около 1500 год до нашей эры), где сложилась первая иероглифическая система письменности. Завоевавшая Инь династия Чжоу (XI-III века до нашей эры) достигла громадного технологического перевеса над всеми соседними племенами. Когда ее после долгого периода раздробленности свергла династия Цинь (III столетие до нашей эры), то была в общих чертах создана система общественных отношений, продержавшаяся до революции 1911 года, несмотря на смену династий.

К этому времени сложились две основные философско-религиозные системы: даосизм и конфуцианство. Человек и его творения, согласно китайским философским учениям, воспринимись, как малая частица природы. Это отразилось и на архитектуре Китая – стремлении искусно располагать здания на фоне природы, в наиболее живописных и продуманных для них местах. В IV-VI веках в Китае был сделан ряд крупнейших изобретений: фарфор, порох, книгопечатание и др., но для остального мира они были закрыты.

История древних цивилизаций →

Население Китая, исторические периоды →

godsbay.ru

Когда и как сложилась цивилизация в Китае? Расскажите о…

Китай — страна одной из древнейших цивилизаций мира, возникших за несколько тысячелетий до нашей эры в бассейнах великих рек — Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Хуанхэ. Непрерывность развития китайского очага культуры, его этнических и политических традиций — одна из важных особенностей истории Китая. Вторая особенность заключается в географической отдаленности и изолированности Китая от других центров мировой культуры.

Эти черты в значительной мере способствовали тому, что китайская цивилизация стала постепенно рассматриваться как явление, возникшее целиком на местной автохтонной почве. В действительности, как свидетельствуют источники, на всем протяжении своего формирования и развития это общество не только оказывало влияние на соседние народы, но и воспринимало от них многие культурные достижения, впитывало разнородные этнические компоненты.

Первой правящей династией в Древнем Китае считается Цинь. Императора звали Цинь Шихуанди, что означало «первый император Цинь», а сам он себя называл Сыном Неба, поэтому его империю стали называть Поднебесной.

Сформированная им империя была примером восточной деспотии, вся собственность империи принадлежала императору, жизни его подданых тоже принадлежали только ему. Император мог наказать и убить любого.

Его деспотия дошла до того, что он приказал сжечь все записи и книги китайских мудрецов – он боялся, что книги заставят его подданных задуматься о своем положении и о его правлении.

Цинь Шихуанди больше всего на свете боялся заговоров, поэтому был очень подозрительным: никогда не спал в одной комнате больше двух ночей подряд, постоянно переезжал из своих дворцов.

Он вел войны с соседними государствами и сумел подчинить себе близлежащие территории, оттуда ввозились рис, слоновую кость, различные изделия. Там создавались военные поселения, а местное население заставляли работать и собирать урожай для Поднебесной.

Оцени ответ

napyaterku.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *