Как складывалась система крупного землевладения в раннефеодальных государствах – Проследите, как формировалась система крупного землевладения в раннефеодальных государствах. Объясните специфику землевладения и землепользования в Европе в VII-X вв.

2. Феодальное землевладение

В условиях сельскохозяйственного подъема в XIV-XV веках шел процесс увеличения значения земли как основного средства производства, что говорит о дальнейшем развитии феодального общества. Росла цена на землю, усиливалась борьба между землевладельцами. Именно в это время стали появляться судебные дела между феодалами, между феодалами и крестьянами по вопросам землевладения.

В это время было несколько категорий земельных собственников.

В распоряжении государства находились общинные, так называемые черные земли. Мы уже отмечали, что у ученых нет единства взглядов по вопросу природы черных земель. Одни из них определяют эти земли как собственность крестьян, отрицая существование феодальной собственности государства на данные земли; другие говорят о расчлененной собственности между общиной и государством, третьи — характеризуют черные земли как собственные всего класса феодалов в лице государя, подчеркивая рентный характер государственного тягла.

Не смотря на то, что крестьяне считали эту землю предоставленной им на вечные времена, тем не менее, князья передавали данные земли по своему усмотрению: могли дарить боярам и духовенству, раздавали в условное держание.

Черносотенные крестьяне платили дань в княжескую казну и выполнялиряд других повинностей. Сама дань состояла из ряда платежей. В изучаемое время выплата ордынского «выхода», других нерегулярных платежей, экстраординарные поборы и повинности тяжелым бременем лежали на плечах крестьян.

В XIV-XV вв. черные крестьяне продолжали составлять большую, или, по крайне мере, значительную часть сельского населения. Но в отдельных княжествах шел процесс уменьшения удельного веса этой сословной группы. Нельзя забывать о том, что по мере объединения русских земель вокруг Московского княжества черные земли подчиненных государств отходили, как правило, в фонд государственных земель объединенной монархии.

Значительные земельные богатства находились в личной собственности князей — так называемые доменальные земли. Например, Иван Калита был собственником более 50 сел, через 100 лет Василий Темный владел уже 125 селами. В XIV-XV веках, как и в период XII – начала XIII веков, эта форма феодальной собственности развивалась интенсивнее всего. Для доменальных владений князей-суверенов была характерна многосоставность, раздробленность по разным районам. Заметный удельный вес в хозяйстве занимало коневодство и промыслы.

Исследователи отмечают, что были распространены отработки – повинности и натуральные поборы не только с зависимого крестьянства этих доменальных владений, но и соседних черных и даже частновладельческих крестьян.

Все хозяйство домена подразделялось на «пути» – отрасли экономической деятельности, которыми ведали

«путные бояре». У нас нет данных о разделении в бюджетах князей доходов от собственных владений и от государственных налогов.

Значительные земельные богатства находились в руках бояр. По обычаю этого времени они могли служить одному князю и в то же время владеть землями, расположенными в другом княжестве, то есть на территории политически подчиненной другому владетелю. Князья обязывались предоставлять чужим боярам охрану личности и прав в той же мере, как и своим. Правда этот обычай постепенно нарушился, а при Дмитрии Донском в Москве был отменен. Кроме того, князья нередко запрещали боярам других княжеств приобретать села на своих территориях. Все это создавало известную неустойчивость боярского землевладения. Однако, с другой стороны, это форма определенной земельной собственности постоянно росла.

Во время монголо-татарского нашествия по боярскому землевладению и всему боярству был нанесен мощный удар. Но уже к концу XIV века бояре оправились от лишений.

Непрерывно росло землевладение духовенства, включавшее в себя владения митрополита, епископов и монастырей. Эта форма не понесла такого тяжелого урона, как боярская, так как по законам Чингис-хана за служителями культов сохранялись все права, привилегии и собственность. Существенную роль играло то, что данные владения не дробились между наследниками, появилась возможность постоянного их укрепления и расширения. Церковное землевладение было наиболее организованным, экономически крепким. Церковники стремились быть, а в конечном счете и становились, земельными собственниками общерусского масштаба. Объективно многие из них были кровно заинтересованы в создании единого государства.

Владения светской и духовной знати увеличивались за счет черных земель. Основными путями расширения частных владений были: дарение и продажа от князя, заклады в монастыри, покупка, насильственный захват с последующим оформлением передачи.

Господствующей формой землевладения была в это время вотчина. Данные владения можно было передавать по наследству и отчуждать. Однако следует отметить, что свобода отчуждения была ограничена:первоочередным правом родственников па приобретение продаваемой земли ; правом выкупа земли в последствии родственниками, если продажа была совершена без их ведома.

Наряду с вотчинным росло значение условного землевладения. К середине XV века оформляется поместная система. Князья, другие феодалы передавали свои земли в держание своим дворцовым и военным служилым людям при условии выполнения повинностей.

Характеризуя этот вид землевладения, следует отметить два обстоятельства. Во-первых, в условиях феодальной раздробленности земли в условное держание давали многие князья и феодалы, и потому данный слой владельцев поддерживал своего сюзерена. Во-вторых, иногда им отдавались пустоши с требованием заселить их крестьянами. Следовательно, само по себе условное землевладение содействовало восстановлению и развитию хозяйства.

Вместе с тем в изучении вопросов развития феодального землевладения существует ряд проблем. Так, из-за скудности источников трудно проследить процесс складывания вотчин, их функционирование. Исключением здесь являются монастыри. А это создает трудности при определении степениразвития феодальных отношений.

До сих пор не исследована должным образом проблема всестороннего влияния на социально-экономическое развитие Руси установления вассальных отношений с Золотой Ордой.Трудно поддается изучению вопрос о передвижке владений внутри господствующего класса.

studfiles.net

Организация крупного землевладения во Франкском государстве. Феодальная вотчина

Категория: Франкское государство. 14.01.2014

С утверждением и оформлением к началу IX в. крупной феодальной собственности на землю происходят существенные изменения в хозяйственной и социальной организации франкского общества. В VIII — начале IX в. основой ее становится феодальная вотчина — сеньория, поглотившая как свободные франкские общины, так и крупные земельные комплексы галло-римского типа. Структура крупного феодального землевладения, сложившегося в каролингский период, не была однородной. Крупные землевладельцы, как светские, так и духовные, располагали землями самого различного размера и качества. Среди их владений имелись крупные вотчины, которые занимали сплошные территории, совпадавшие с целой деревней или состоявшие из ряда деревень. Вотчины такого типа были наиболее широко распространены в северных областях Франкского государства — между Рейном и Луарой. Но и там иногда владения даже крупных землевладельцев складывались из небольших вотчин, включавших часть большой деревни или лежавших в разных деревнях, либо даже из отдельных дворов, расположенных вперемежку с владениями других собственников, иногда еще свободных крестьян. Такой тип был особенно характерен для южных областей государства.

Разнообразие в структуре крупного землевладения объяснялось тем, что как на севере, так и на юге страны далеко не всегда крупный землевладелец становился сразу собственником всей деревни. Иногда он приобретал сначала несколько мелких крестьянских
участков, а затем постепенно округлял свои владения путем обмена, покупки или прямого захвата, пока вся деревня не превращалась в его вотчину или ее часть.
Источники по истории крупной феодальной вотчины каролингского периода [полиптики, картулярии, «Капитулярий о поместьях» (Capitulare de villis) Карла Великого] более полно рисуют нам феодальную вотчину Франкского государства. Они показывают, что уже в эту эпоху она являлась организацией для эксплуатации зависимого крестьянства, для присвоения крупными землевладельцами феодальной ренты — прибавочного труда крестьян в форме оброков и барщины. Земля в феодальной вотчине обычно делилась на две части: на господскую землю, или домен (от латинского dominus — господин), на которой велось хозяйство федодала, и на землю, находившуюся в пользовании зависимых крестьян и состоявшую из наделов. На севере домен в таких вотчинах был довольно велик, составляя не менее 1/3 всех входивших в них земель.

В состав господской, или домениальной, земли входили барская усадьба — дом и двор с хозяйственными постройками, иногда с мастерскими вотчинных ремесленников, сад, огород, виноградник, скотный двор и птичник сеньора. С барской усадьбой обычно были связаны мельницы и церковь, которая считалась собственностью феодала. Пахотные земли, луга и виноградники вотчинника, разделенные на мелкие участки, в северных областях королевства лежали вперемежку (чересполосно) с участками зависимых крестьян. Часть лесных массивов и тех пастбищ, лугов -и пустошей, которые прежде принадлежали свободной общине, теперь также превратилась в собственность феодала. Вследствие чересполосицы в вотчине господствовали принудительный севооборот с выпасом скота по пару и по жнивью после снятия урожая. Обработка господской земли велась в основном зависимыми крестьянами, трудившимися на барщине со своим скотом и инвентарем, а также, хотя и в гораздо меньшей степени, дворовыми рабами, использовавшими инвентарь и скот вотчинника.

Земли, находившиеся в пользовании крестьян, делились на наделы, называвшиеся в западной части Франкского государства мансами, в восточной — туфами, а на юге — колониками. В каждый надел входили: крестьянский двор с домом и дворовыми постройками, иногда сад и виноградник, примыкавшие ко двору, и полевой пахотный надел, состоявший из отдельных полос пашни, разбросанных чересполосно с земельными участками других крестьян и самого вотчинника. Кроме того, крестьяне пользовались выпасами, оставшимися в распоряжении общины, а иногда и в руках феодала (за плату). Таким образом, общинная организация с принудительным севооборотом и коллективным пользованием неподеленными угодьями не исчезла с возникновением вотчины. Однако из свободной она превратилась теперь в зависимую, а сельский сход свободных общинников — в сход зависимых крестьян. Он проходил под председательством назначенного сеньором старосты, проводившего в жизнь требования сеньора, но вместе с тем отстаивавшего перед ним интересы крестьян.
Наделы, на которых сидели зависимые крестьяне, были тяглыми наделами, так как на них лежали определенные повинности (оброк, барщина). На землях вотчины обычно имелись и свободные держания — прекарии и бенефиции должностных лиц вотчинной администрации, которыми они пользовались как платой за свою службу, а также бенефиции мелких вассалов сеньора.

Положение зависимого крестьянства.

Крестьянское население вотчины не было единым по своему происхождению и правовому положению. Оно делилось на три основные группы — колонов (coloni, ingenui), литов и рабов-сервов (servi, mancipia). Большинство зависимого крестьянства в каролингской феодальной вотчине составляли колоны. Они не утратили полностью личной свободы, но уже находились в поземельной зависимости от вотчинника, не могли уйти со своего надела, находившегося у них в наследственном пользовании, и были ограничены в распоряжении этим наделом. Основную массу колонов этой эпохи составляли потомки ранее свободных крестьян — как франкского, так и галло-римского происхождения.
С течением времени они все больше теряли личную свободу и сливались с литами и посаженными на землю рабами в одну массу лично зависимых крестьян.

Рабы (сервы), жившие в вотчине, разделялись на две категории: дворовые рабы, не имевшие надела (mancipia non casata), и рабы, сидевшие на земле (servi casati). Первые жили и работали на барском дворе; их можно было продать и купить, и все то, что они имели или приобретали, рассматривалось как собственность господина. Рабы (сервы), наделенные землей и прикрепленные к ней, обычно не отчуждались без земли и по своему фактическому положению были уже не рабами, а лично зависимыми крестьянами. В отличие от колонов они находились не только в поземельной, но и в полной личной зависимости от феодала. В большинстве своем сервы были потомками зависимых людей позднеримского и меровингского времени — рабов, колонов и др.
Промежуточное положение между колонами и сервами занимали литы, обычно находившиеся под патронатом какого-либо светского или духовного крупного землевладельца и державшие свой земельный надел в наследственном пользовании.
В зависимости от того, кому первоначально принадлежали крестьянские наделы (мансы) — колону, литу или серву, — они назывались свободными, литскими или рабскими (mansi ingenuiles, mansi lidiles, mansi serviles). Однако в IX в. рабские или литские мансы часто попадали в руки колонов, и наоборот. При этом повинности, которые крестьяне должны были выполнять в пользу феодала, определялись не стоько правовым положением самого держателя, сколько характером манса (свободного, литского или рабского).
Грани в правовом положении отдельных категорий крестьян постепенно стирались и они все больше сливались в единую массу зависимых. Зависимые крестьяне всех категорий обязаны были нести повинности в пользу сеньора — выполнять барщину и платить оброк.

Тяжелее всех была барщина сервов, составлявшая обычно не менее трех дней в неделю. Сервы выполняли при этом особенно трудные работы. Колоны также работали на барщине, но основной ее формой у них была не недельная, а поурочная барщина, при которой они обязывались обработать в пользу помещика определенный участок земли и собрать с него урожай, выполнять извозную повинность, рубить лес и т. п.
С начала IX в. наблюдается тенденция к росту размеров барщины и у колонов. Все зависимые крестьяне обязаны были платить сеньору, кроме того, и оброк, большей частью в натуральной форме — зерном, мукой, вином, пивом, домашней птицей, яйцами, ремесленными изделиями. Иногда оброк взимался в денежной форме (например, поголовный сбор — capaticum) с лично зависимых крестьян. Однако денежная рента не имела большого распространения.
В южных областях преобладали вотчины, более мелкие по размеру. Домен занимал в них меньше места, с чем связана была и относительно небольшая барщина, зато дольше сохранял значение рабский труд на домене. При относительно значительной прослойке свободных крестьян-аллодистов положение зависимых — колонов, манципиев, вольноотпущенников — сохраняло больше позднеантичных черт, присущих рабскому состоянию, чем на Севере. В силу природных условий: горного ландшафта, теплого климата, допускавшего разнообразие возделываемых культур, — система открытых полей с чересполосицей и принудительным севооборотом на Юге не была распространена. Здесь господствовали компактные домен и крестьянские наделы, на которых велось поликультурное земледельческое хозяйство (возделывались одновременно зерновые, виноград, оливки и др.), а также было развито скотоводство.

Натуральный характер хозяйства.

В феодальной деревне каролингского периода господствовало натуральное хозяйство. Преобладание натурально-хозяйственных отношений объясняется низким уровнем развития производительных сил, в частности отсутствием общественного разделения труда между ремеслом и сельским хозяйством1.
В феодальной вотчине каролингского периода ремесленный труд был соединен с сельским хозяйством, что обеспечивало феодала также основными изделиями ремесла. Производством одежды, обуви и необходимого инвентаря занимались сами зависимые крестьяне или дворовые ремесленники, обслуживавшие также население деревни. Все что производилось в вотчине, шло

ишвным образом на снабжение всем необходимым барского двора и за редким исключением по-треблялось внутри вотчины.
Это, конечно, не значит, что в каролингский период вовсе не было торговли. Существовали рынки и даже ярмарки, денежное обращение. Но торговые связи не играли существенной роли в хозяйственной жизни вотчины и вообще деревни. Продавались излишки, в том числе иногда зерна или шерсти, а покупалось то, что нельзя было произвести в вотчине: соль, вино, металл, иногда оружие, а также предметы роскоши, пряности, привозимые иностранными купцами из заморских стран. Постоянных торговых связей между отдельными частями Каролингской империи не было. Внешняя торговля была развита слабо, удовлетворяла только потребность верхушки общества в предметах роскоши и не оказывала серьезного влияния на общий уровень экономической жизни.
Данные источников VIII—IX вв. убедительно доказывают несостоятельность утверждений авст-рийского историка А. Допша и его последователей о том, что во времена Каролингов господствовало якобы «капиталистическое хозяйство» в форме «вотчинного капитализма», всецело руководствовавшееся торговыми интересами.

vladhistory.com

Феодальное землевладение

Сущность оформления феодальных отношений

Замечание 1

Основой феодальной системы является большая земельная собственность, которая сосуществует с мелким индивидуальным землевладением крестьян. Концентрация земельной собственности стала возможной из-за появления аллода (лат. allodium) – свободно отчуждаемого земельного надела. Аллоды впоследствии превращались в держания, обложенные повинностями в пользу их номинальных владельцев.

Другой путь для формирования феодальной собственности на землю – раздача бенефиций – условных пожизненных земельных держаний. Феодалы как монопольные земельные собственники раздали большую часть своих земель в условное владение крестьянам, без труда которых земля не представляла никакой ценности. За право владеть своим наделом крестьянин платил феодалу земельную ренту, другими словами – работал на него.

Крестьяне, таким образом, имели землю (хотя и не были ее владельцами), рабочий скот, инвентарь, поэтому считались самостоятельными производителями. Добровольно, без принуждения они не работали на феодалов. Поэтому феодалы получали определенную политическую власть над крестьянами, оформленную в феодальное право. Масштабы и формы внеэкономического принуждения феодально зависимых крестьян имели значительные временные и региональные различия. Эти черты феодальной организации труда определяли специфику социальной структуры, политических и правовых институтов, идеологии.

Российская специфика феодального землевладения

В отечественной историографии считается, что общественные отношения в период $X-XVII$ вв. на территории современной России были феодальными. Главное обстоятельство, которое дает основания говорить о феодализме на русских землях, – предоставление верховным властителем земельной собственности (аналогичное феода и лена) с обязанностью личной службы, т. н. ленное, или феодальное землевладение.

Замечание 2

Процесс образования единого Российского государства происходил на феодальной основе. Главную экономическую причину образования Московской государства можно увидеть в развитии феодальных отношений «вширь» и «вглубь», что отразилось в распространении этих отношений на всю территорию северо-восточных земель и появление с вотчинами условного феодального землевладения.

Единовластию князя способствовали и взаимоотношения в высших слоях феодального общества. В их центре лежали поземельные интересы. Основой феодального землевладения была вотчина.

Определение 1

Вотчина – это земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только другим владельцам вотчины.

Владельцы вотчин (ими могли быть князь, боярин, монастырь) стали жаловать землю служилым людям – боярам – при условии несения военной или иной службы. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного.

Условность поместного владения состояла в том, что оно не было наследственным, а зависело исключительно от службы. Такие княжеские пожалования делали бояр связанными не столько с землей, сколько с князем. Следовательно, служилые люди – помещики – были зависимы от князя.

В Русском государстве существовал такой тип взаимоотношений между верховным властителем (старшим князем) и привилегированным слоем (младшими князьями, женой и боярами), который был тождественным аналогичным отношениям в Западной Европе, то есть князь выступает сюзереном, а дружинники и бояре – ленниками, или старший князь – сюзереном, а младшие – вассалами. Однако существует мало оснований для того, чтобы считать иерархические отношения патроната и зависимости в древнерусском элитной слое именно «феодальными» в узком смысле, тем более, что такие предположения не подкреплены соответствующими источниками.

Законодательное оформление крепостного права

Замечание 3

Судебник 1497 года ограничил права перехода крестьян к другому хозяину одним сроком в году — неделю до и одну неделю после «Юрьева дня»(26 ноября по старому стилю) с обязательной предварительной оплатой всех долгов и платежей. Это стало началом окончательного закрепощения крестьянства.

Судебник 1497 г. стал важной вехой на пути закрепощения крестьянства. Статья 57 Судебника «О христианском отказе» гласила:

«А христианом отказываться из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего».

Ограничение срока перехода крестьян двумя осенними неделями, связанными с Юрьевым днем (26 ноября), было продиктовано интересами помещиков, поскольку осенью после завершения сельскохозяйственных работ спрос на крестьянский труд резко снижался. Устанавливалась плата «за пожилое» («в полех за двор рубль, а в лесех полтина»). По тем временам это была значительная сумма. Свобода передвижения крестьян была заметно стеснена. Крестьяне платили помещику в основном натуральный оброк. Денежные платежи и барщина были сравнительно невелики. Барскую запашку обрабатывали страдники (холопы, посаженные на землю).

spravochnick.ru

Особенности феодального землевладения

Одной из важнейших предпосылок развития феодальных отношений явился дуализм франкской общины. Дуализм общины – это сочетание общинного землевладения с частным крестьянским хозяйством. Уже с V–VII вв. она стала поземельной, территориальной, соседской, а земля все чаще превращалась в аллод. Аллод – свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность, т.е. частная собственность на надел общинной земли. Крестьяне присваивали полученные от общины наделы в частную собственность, как только для этого появлялась возможность. Расчистки и заимки лесных участков использовались чаще всего.

Появление аллода, углубляя имущественную и социальную дифференциацию франков, стало предпосылкой формирования крупной феодальной собственности. Процессу концентрации земельной собственности, социальному расслоению способствовало вмешательство государственной власти. Государственный земельный фонд, состоявший из сохранившихся поместий римских рабовладельцев, государственных земель, земель бунтовщиков, конфискованных во время многочисленных гражданских войн, раздавался королевской властью приближенным, дружинникам, церкви в форме аллода. Государственный земельный фонд быстро сокращался, поэтому пришлось изменить принципы жалования земель.

В VIII в. в Королевстве Франков были проведены важные реформы. При Карле Мартелле (715–741) в результате военной реформы крестьян отстранили от военной службы. Основой войска стала рыцарская конница. Вооружение конного рыцаря стоило дорого. Расходы на содержание войска и снаряжение рыцарей легли на плечи крестьян. Военная реформа потребовала изменений в земельных пожалованиях. Была введена бенефициальная система. Бенефиций – форма земельного владения феодала, обусловленная определенными обязанностями(платежи и военная служба) и сроком (обычно пожизненным). Возникли отношения вассалитета: вассал зависел от сеньора, пожаловавшего бенефиций, приносил последнему клятву верности и исполнения службы. Сеньор, сохраняя право верховного собственника на пожалованную землю, мог ее отобрать, если вассал нарушал договор.

Военная служба становилась монополией феодалов. При раздаче бенефициев подданными вассалов часто становились ранее свободные люди, населявшие эти земли: они из подданных короля превращались в зависимых от частных лиц крестьян.

В IX в. бенефиции превратились в лены, или феоды, представлявшие собой условное пожалование вассалу, которое передавалось по наследству. Военная служба оставалась главным условием владения феодом, хотя последний и передавался в наследственное пользование. Ленная система – развитая форма феодального землевладения, на ее основе складывался вассалитет, феодальная иерархия знати.[10;с25]

Все условия, которые способствовали образованию крупного землевладения (феодальные междоусобицы и войны против других племен), обусловили утрату свободы крестьянами-общинниками.

Разоренный войной или неурожаем крестьянин, не найдя защиты ни у общины, ни у королевской власти, вынужден был искать покровительства местных сильных и богатых людей. Получая от них земельный участок, он терял свободу и превращался в зависимого или крепостного человека. В свою очередь, крупный землевладелец обеспечивал собственное хозяйство рабочими руками зависимых от него людей, плативших за землю и помощь своей работой (барщина) и продуктами (оброк).

При низком уровне развития производительных сил того времени требовалось много земли и рабочих рук, чтобы обеспечить достаточное количество продуктов сельского хозяйства. Господствующий класс был заинтересован не в захвате земли у крестьян, а в достаточном количестве рабочих рук. Захват земли феодалом состоял в том, что аллодист терял свое право собственности на эту землю и превращался в держателя на основе феодального права, т.е. становился обязанным платить за нее ренту и нести повинности, устанавливавшиеся либо обычаем, либо соглашением. Эта перемена в положении аллодиста и составляла содержание понятия верховной собственности феодала на определенные земли.

Захваты феодалами общинной земли и крестьянских наделов приобретали с начала IX в. массовый характер. Феодалы всеми возможными способами доводили крестьян до разорения, заставляя либо продать, либо передать землю крупному землевладельцу. Наиболее распространенной формой установления зависимости бедняка от крупного землевладельца была практика его перевода в разряд так называемых прекариев. Прекарий – дословно «переданное по просьбе», условное земельное держание, которое крупный земельный собственник передавал либо во временное, либо в пожизненное держание безземельному или малоземельному бедняку с обязательством последнего нести в пользу собственника повинности и оброки.

Существовало три вида прекариев:

а) держатель получал всю землю от собственника;

б) крестьянин отдавал собственную землю крупному землевладельцу и получал ее же обратно, но уже не как свою, а как уступленную ему землевладельцем за обязательство несения барщины и оброков, и получая при этом покровительство и необходимую помощь в случае нужды;

в) отдавая землю, держатель получал большее количество земли.

Система прекариев предполагала зависимость отдельных крестьян от феодалов, причем форма и степень зависимости устанавливались каждый раз индивидуально. Крестьянское поселение могло сразу попасть в зависимость, если деревня входила в состав бенефиция. Король, жалуя бенефиций и требуя за него несение военной службы, передавал бенефициарию доходы жителей территории, что при натуральном хозяйстве было единственным способом вознаграждения за службу. Жители становились людьми, зависимыми от бенефициария, если раньше не попали в зависимость. С превращением бенефиция в феод зависимость жителей бенефиция укрепилась, стала постоянной. Натуральное хозяйство – простое воспроизводство всех условий хозяйствования; ремесленный труд соединен и подчинен труду земледельческому; феодальная рента взимается в натуральной форме; экономические связи с территориями за пределами вотчины осуществлялись редко. Результатом роста крупного землевладения было постепенное сосредоточение в руках крупных землевладельцев судебных, административных, фискальных функций и функций военного руководства.

Эти функции получают свое юридическое оформление в виде так называемого иммунитета. Иммунитет – это привилегия, защищающая сеньоров и их земли от вмешательства короля и его представителей в дела феода. Иммунитет подтверждался иммунитетной грамотой. Иммунитетные права землевладельца включали в себя: судебную власть над подвластным населением; исполнение функций государя на иммунитетной территории; право на сбор всех фискальных сумм (налогов, штрафов и др.). Основой хозяйственной организации франкского общества в VIII–IX вв. стала феодальная вотчина – сеньория, ее размеры были различными. Земля вотчины состояла из двух частей: земли, находившейся в хозяйстве самого феодала (домена), и крестьянских наделов (держаний). Земля домена составляла, как правило, не более 1/3 всех крестьянских держаний. В состав домена входили главным образом не пахотные земли, а леса, пустоши, болота и пр. При низком уровне производительных сил необходимый труд, или труд, затрачиваемый на воспроизводство рабочей силы непосредственного производителя и его семьи и других условий производства, поглощал большую часть трудового времени крестьянина и прибавочный труд не мог быть большим, а следовательно, сфера его приложения, т.е. барская запашка, не могла быть велика.

Феодал не мог получить дохода от своей земли иначе, как путем передачи этой земли небольшими наделами в руки крестьян. Поступление феодальной ренты зависело от благосостояния крестьянского хозяйства и крестьянской общины. Следствием этого была относительная экономическая независимость и отдельного крестьянского хозяйства, и крестьянской общины в целом от хозяйства феодальной вотчины. Более того, вотчина предполагала существование общины-марки, как организации (корпорации) производителей. Производство в общине составляло основу производства в вотчине. Лежавшие чересполосно с крестьянскими наделами домениальные земли при двуполье и трехполье входили в соответствующие клинья деревни-общины и подлежали принудительному севообороту наравне с крестьянскими. Феодал не вмешивался в хозяйственные решения общины. Производственный процесс совершался при помощи индивидуальных орудий труда, само производство оставалось мелким, независимо от величины вотчины. Прогресс в сельском хозяйстве выражался в увеличении культурной площади путем мелиорации, расчистки лесных массивов, которая обрабатывалась неизменными орудиями труда. В условиях господства мелкого, малоэффективного производства получение прибавочного продукта от экономически самостоятельного хозяина возможно только с помощью внеэкономического принуждения, и личная зависимость является в этом случае средством внеэкономического принуждения.[11;с25]

В средние века различали три вида подчинения крестьянина сеньору – личную, поземельную и судебную. Крепостным в Западной Европе был человек, зависевший от одного и того же сеньора сразу в трех отношениях. Своими корнями личная зависимость уходит в античное рабство. Раб, посаженный на землю, оставался севром. Он не имел права передавать по наследству надел, не уплатив сеньору особого взноса, выплачивал «поголовный налог», все прочие повинности не были фиксированы и взимались по воле сеньора.

Поземельная зависимость вытекала из факта принадлежности крестьянского надела сеньору. Земля надела составляла часть вотчины, в силу чего крестьянин должен был нести разнообразные повинности пропорционально размерам надела и сообразно обычаям, которые закреплялись традицией и были точно перечислены в кадастрах вотчины.

Судебная зависимость крестьянина вытекала из иммунитетных прав сеньора. Эта зависимость выражалась в том, что население должно было судиться в суде иммуниста, а все судебные штрафы, равно как и те повинности, которые раньше шли королю, теперь выплачивались в пользу сеньора.

В результате развития вассалитета структура господствующего класса феодального общества представляла собой иерархическую лестницу. Каждый крупный землевладелец считался вассалом короля, и каждый феодал мог иметь вассалов путем уступки тому или другому лицу части своей земли с ее населением в качестве феода. Крупный феодал, передавая бенефиций или феод вассалу, передавал ему и феодальную ренту (или часть ее) с населением феода, которое таким образом ставилось в зависимость от нового сеньора, не теряя зависимости и от вышестоящего.

Установление вассалитета, с одной стороны, приобретало характер распределения феодальной ренты между различными слоями феодалов, а с другой – ставило непосредственных производителей в зависимость от многих сеньоров, причем зависимость от каждого из них выражалась в обязанности уплаты определенного вида повинностей и платежей. Поскольку условия хозяйствования не изменялись в течение долгого времени, феодальный держатель и его потомки несли в пользу сеньора одни и те же повинности, иногда на протяжении столетий. Сам размер и характер повинностей становились обычаем. Эти повинности рассматривались и крестьянами, и сеньорами как законные, а отступление от них – как нарушение обычая. Подобная неизменность порождала еще одно характерное для феодализма явление: превращение определенных отношений между людьми, в данном случае отношений между сеньором и его держателем, в юридическое качество самого держания. За наделом, отданным крепостному, закреплялись все повинности, свойственные сервскому держанию. Они сохранялись тогда, когда земля переходила, например, лично свободному человеку. И наоборот, крепостной мог иметь свободное держание. Эти отношения еще больше усложнились с развитием товарно-денежных отношений, когда земля и отдельные повинности феодально-зависимых людей стали объектом купли-продажи.



biofile.ru

Формы феодального землевладения

Крестьяне в феодальном обществе, получая от феодалов землю в держание, никогда не становились ее полными собственниками. Формы земельных держаний в Западной Европе многочисленны и разнообразны. В редких случаях феодалы давали крестьянам землю как бы в наследственное держание, т.е. земля могла переходить от отца к сыну. Но даже наследственная форма держания не делала землю собственностью крестьянина. Она оставалось собственностью феодала.

На полученной от феодала земле крестьянин вел свое самостоятельное хозяйство. Кроме земли, крестьяне имели орудия труда, лошадей, домашний скот. Экономически они были независимы от феодалов. Сущность производственных отношений феодализма состояла в том, что вся земля была разделена между землевладельцами, и они наделяли землей крестьян. Наделение феодалами крестьян землей при феодализме являлось своеобразной формой их эксплуатации. Земля являлась специфическим видом натуральной заработной платы, она давала крестьянину прибавочные продукты, которые поступали землевладельцу.

Экономически крестьянин был независим от феодала. Отношения, сложившиеся между феодалами-землевладельцами и крестьянами-производителями, потребовали введения нового механизма, который получил название внеэкономического принуждения. Этот механизм обеспечивал работу крестьянина на феодала. Если бы помещик не имел прямой власти над личностью крестьянина, то он никогда бы не смог заставить крестьянина работать на себя. Поэтому в феодальном праве разрабатывались нормы внеэкономического принуждения. Они были разными в разных странах. Одной из таких форм было крепостное право. В более позднее время это была форма сословной неполноправности и сословной неполноценности крестьянина. Первой формой внеэкономического принуждения являлось иммунитетное право феодала, которое он получал от своего сеньора вместе с землей. Иммунитетные права обеспечивали полную судебную власть феодала над крестьянином и над крестьянской общиной. Первые формы внеэкономического принуждения сводились только к судебной зависимости крестьянина от феодала, но эта форма была одной из главных, она удерживала крестьянина от малейшей попытки любого неподчинения. Иммунитетные права были серьезной формой внеэкономического принуждения. Сохранялись они очень долго и сохранялись, когда появились уже другие формы внеэкономического принуждения.

Рассматривая особенности форм феодального землевладения я выделила следующие аспекты. Это условный характер феодальной земельной собственности и связанное с ним разделение права собственности на землю между несколькими феодалами по знаменитой схеме «вассал моего вассала — не мой вассал». Феод давался феодалу за обязательное несение военной службы и выполнение некоторых других обязательств (как правило, военных) в пользу вышестоящего сеньора. Феод уходил из рода со смертью его получателя. По особому разрешению феодала, он оставался в семье с условием, если старший сын продолжит военную службу отца на феодала. Если в роду были сыновья, продолжившие службу отца, то феод (лен) мог считаться наследственным.

Крупным земельным сеньориальным дарением была вотчина. Вотчина являлась наследственным держанием, т.е. передавалась из поколения в поколение и никогда не отчуждалась, не уходила из рода. Как правило, вотчину получали крупные феодалы, служившие королю или крупному феодалу. В первых своих периодах феодализм имел военно-поземельную окраску. Со временем военная окраска будет исчезать, поземельная сохранится долго, вплоть до первых революций XVI-XVIII вв.

Такое распределение земельной собственности (выделение феода и лена) в феодальном обществе формировало его иерархическую структуру. Эта структура определяла вассально-ленные связи, которые являлись производными от специфики распределения земельной собственности внутри самого господствующего класса. Феодальная иерархия как бы цементировала феодальное общество.

Эксплуатация крестьянства во всей своей полной форме осуществлялась не в феодах (ленах), а в высшей форме феодального землевладения — вотчине. В Западной Европе названия этой формы феодального держания были разными: вотчина, сеньория, манор (в Англии). Наиболее полно различные формы эксплуатации крестьянства реализовались в вотчинах, и именно в вотчинах могла полностью раскрыться картина производственных и личных отношений феодалов-землевладельцев и крестьян. В отличие от феода и лена вотчина была продуктивно организована для взимания феодальной ренты. Феодально-земельная рента — это часть прибавочного труда, продукта зависимых крестьян, которая присваивалась феодалом-землевладельцем. Феодальная рента являлась экономическим механизмом реализации собственности феодала на землю. Средством реализации являлось и внеэкономическое принуждение, которое проявлялось в личных отношениях феодала и крестьянина.

В феодальном обществе рента выступала в трех видах:

 ·   барщина, или отработочная рента;

 ·   продуктовая рента, или натуральный оброк;

 ·   денежная рента, или денежный оброк.

На разных этапах 12-ти столетий феодализма преобладал то один, то другой вид ренты. В начале феодализма наиболее распространенной была отработочная рента, почти одновременно с ней появляется натуральный оброк и позднее денежная рента.[9;с25]

В раннем средневековье, когда феодалы в своих вотчинах вели домениальное хозяйство, преобладала барщинная система хозяйства и связанный с ней натуральный оброк, или продуктовая рента. В классическом и позднем феодализме в большинстве стран Западной и Центральной Европы наряду с отработочной и продуктовой рентой начинает преобладать третий вид ренты, денежный оброк, или денежная рента. Появление денежной было вызвано ростом городов как центров ремесла и торговли и оформлением товарно-денежных отношений. Реализация ренты продуктами и, особенно, денежной ренты подрывала барщинное хозяйство. На смену феодальной денежной ренты приходит капиталистическая форма ренты. В некоторых странах Западной Европы к концу феодализма возрождается барщинное хозяйство, а в других странах эта система хозяйства свертывается, потому что сам феодал-землевладелец переставал заниматься своим хозяйством, и в этих хозяйствах оставались два вида ренты; натуральный оброк и феодальная денежная рента.

Такая ситуация, когда землевладелец отказывался от ведения собственного хозяйства и жил на ренту, особенно характерна для Франции и для стран с сильной королевской властью и обширным придворным штатом. Ради блестящей карьеры при королевском дворе феодалы бросали свои поместья и из глубокого захолустья устремлялись в Париж, меняя тем самым и свой социальный статус.

На протяжении 12-вековой истории феодализма ослабевали механизмы внеэкономического принуждения, исчезало крепостное право, нормализовались размеры ренты.

Феодальные государства складывались как государства антагонистические, с двумя основными классами — феодалов и крестьян. Как в любом антагонистическом обществе, эти классы с самого начала их становления находились в острых и зачастую враждебных отношениях. В период раннего феодализма против феодалов выступали крестьяне. Позднее, во втором периоде феодализма, когда выросли и укрепились города, в положение противостояния феодалам вступили и города Западной Европы. Борьба городов началась с борьбы цеховых ремесленников с городским патрициатом, затем в эту борьбу включилось городское плебейство против цеховой олигархии. В позднее средневековье городские выступления стали органической частью раннебуржуазных революций. При постоянном отсутствии феодала крестьянин становился все более самостоятельным, чувствовал себя хозяином, работал больше, и его хозяйство процветало.

В Англии возникла мaнорная система феодальных отношений. Манор – феодальное владение сеньора. Собственно хозяйство сеньора, включая усадьбу, пахотные земли, места охоты – это домен, полная собственность сеньора. Вторая часть – хозяйства крестьян; их наделы разбиты на полосы, расположенные по полям манора. Эта земля крестьянских дворов и она же – собственность манора. Кроме того, в общем пользовании находятся луга, пастбища, пустоши, представляющие собственность общины, но остающиеся под контролем «сеньора.

Под влиянием норманнского завоевания в Англии сложилась система, в ходе развития которой усиливалась роль частного владения землей. Владельцем выступало не «домохозяйство», а отдельное лицо (мужчина или женщина). Со временем здесь сформировалось несколько категорий крестьян, в их числе йомены и джентри, которые станут основой нового дворянства в XV веке, связанного с рынком.

Система частного хозяйства Англии была тесно связана с системой политического управления, что позволило ей опередить в экономическом развитии другие страны Европы. По мере эволюции производительных сил главным направлением развития феодализма в сельском хозяйстве Западной Европы становится рост товарного производства. Постепенно феодальное хозяйство начинает терять замкнутость и свой натуральный характер. Идет процесс ликвидации натуральных форм феодальной ренты и перевод ренты на деньги (коммутация).



biofile.ru

Эволюция феодального землевладения . Образование поместной системы

Крестьяне, приносящие оброк в монастырь. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского». Конец XVI в.

В результате перемен в экономической жизни (и прежде всего в связи с ростом внутреннего рынка) с конца XV и особенно с середины XVI в. v землевладельцев возрос интерес к земле, необходимой для расширения барского хозяйства.

Поэтому в XVI в. происходил интенсивный процесс перераспределения земель между феодалами и крестьянами, сущность которого заключалась в захвате феодалами крестьянских земель. Это перераспределение земельного фонда гало как внутри владений феодалов, так и вне их.

В первом случае оно означало уменьшение крестьянских наделов и увеличение за их счёт барской пашни, во втором — захват «чёрных», т. е. государственных, земель частными землевладельцами.

Процесс сокращения размера крестьянской запашки протекал неодинаково в различных районах Русского государства. Наиболее резкое сокращение наблюдалось в пентре государства, где оно достигло к концу XVI столетия по сравнению с серединой этого века 40%, и в Новгородско-Псковской области.

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px»
data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px»
data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>

Здесь крестьянская запашка сократилась с 8—10 четвертей до 2—3 четвертей на один крестьянский двор.

В южных районах государства запашка тоже сократилась, но и теперь она продолжала оставаться значительно большей, чем в других районах государства, — 5—6 четвертей на один двор.

Этот процесс не затронул Поморья, которое по-прежнему оставалось районом черносошных земель.

В конце XV и в XVI в. происходили крупные изменения в соотношении различных форм феодального землевладения. Наряду с прежней формой феодальной собственности на землю — вотчинной — получала развитие другая форма — поместная. Ко второй половине XVI в. поместье стало самым распространённым видом землевладения.

В отличие от вотчины, т. е. полной и наследственной собственности, поместье являлось условным владением, которое нельзя « было ни продавать, ни менять, ни передавать тем или иным образом в другие руки.

Владение поместьем юридически носило личный характер, оно продолжалось лишь до смерти владельца или до прекращения им службы. Условные формы феодального землевладения были известны и ранее, но для поместной системы характерны массовое испомещение дворян и регламентация их службы.

В таком виде поместная система, поглотившая все другие виды условных держаний, могла сложиться только в условиях централизованного государства.

Мелкое и среднее землевладение в большей мере приспособилось к развивающимся товарно-денежным отношениям и оказалось экономически более жизнеспособным, чем крупное землевладение феодальной аристократии.

Позднее, в XVII в., когда закладываются основы всероссийского рынка и земля вовлекается в товарный оборот, грани между поместным и вотчинным землевладением постепенно исчезают.

Развитие поместной системы привело к формированию нового слоя феодалов — поместного дворянства, являвшегося той социальной силой, которая поддерживала государственную власть в её борьбе с пережитками феодальной раздробленности.

Осуществляя волю помещиков, государство санкционировало усиление крепостнического гнёта и беспощадно расправлялось со всеми попытками социального протеста порабощённого крестьянства.

Развитие поместного землевладения изменило распределение земли внутри господствующего класса. Быстрое расширение площади поместного землевладения требовало наличия значительного земельного фонда.

С конца XV в. дворцовых земель, из которых шло наделение дворян землёй, уже не хватало. Вопрос о земле приобретал всё большую остроту, ибо лучшие земли давно были захвачены боярами и монастырями.

В этих условиях поместное землевладение неизбежно росло за счёт не только чёрной крестьянской земли, но и землевладения боярского и монастырского. Так в земельном вопросе столкнулись интересы различных групп господствующего класса.

Помехой для дальнейшего расширения поместного землевладения являлись земельные богатства церковных феодалов. В середине XVI в. церкви принадлежала одна треть всех населённых земель.

У одного только Волоколамского монастыря было более 30 тыс. десятин пахотной земли. Церковные вотчины продолжали расти эа счёт вкладов на «помин души», путём покупки земель и другими способами.

Правительство дважды (в 1503 и 1550 гг.) пыталось провести секуляризацию церковных земель. Эти попытки натолкнулись на сильную оппозицию церкви и потерпели неудачу. Всё же в середине XVI в. было осуществлено некоторое сокращение источников роста церковного землевладения.

С уничтожением самостоятельных феодальных княжеств высший слой класса феодалов состоял из московского боярства, многочисленных потомков великих и удельных князей и их бояр и некоторого количества выходцев из Литвы, Золотой Орды и других стран. Родовитые княжата в конце XV в. составляли около половины всех боярских фамилий.

В конце XV — начале XVI в. произошли существенные изменения в положении этой части господствующего класса; их экономическое и политическое значение стало падать.

Бывшие удельные князья и их потомки, а также представители крупного боярства вели борьбу за сохранение своих прав и привилегий, являвшихся наследием порядков времён феодальной раздробленности. Постепенно феодальная аристократия превращалась в тормоз, задерживающий развитие страны.

Вместе с тем позиции боярства в экономической и политической жизни страны ещё были довольно сильны. В его руках находился огромный земельный фонд с многочисленным зависимым крестьянским населением. Боярские дворы с отрядами вооружённой челяди представляли серьёзную угрозу для великокняжеской власти.

Основными видами землевладения были наследственная вотчина и условное поместье. Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское).

Вотчины по субъектам делились на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие, а по способу приобретения — на родовые (для них устанавливался особый порядок приобретения и отчуждения: эти сделки осуществлялись с согласия всего рода), выслуженные и купленные (здесь субъектом собственности выступала семья: муж и жена).

Чаще всего круг правомочий жалованного вотчинника определялся в жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество.

Типы: 1. родовая вотчина наделялось двумя привилегиями- 1.–право родового выкупа,2- право родового наследования. Родовую в.- нельзя было просто так продать или обменять, она считалась собственностью рода в целом и операции с ней требовали согласия всех родственников, которые имели и приоритет при покупке ее у других своих родственников).

купленные вотчины-в. приобретенные кем-либо не у своих сородичей. Приобретать в. имели право дворяне, купецеская верхушка, по соборному уложению 1649 г.

служивые люди.

3. жалованные( выслуженные) в. за службу и героич. заслуги. При смене монарха вотчины отбирались, если не были оформлены жалованные грамоты.

4.княжеские в.- ограничение при передаче по наследству — передавать только по муж.линии,В противном случае переходили в царский домен.

Развитие вотчинного землевладения шло по пути преобладания жалованных вотчин над родовыми.

Ограничение прав вотчинников шло параллельно с расширением прав поместий.

С 15в. широко распространяются поместья, т.е. условные (даваемые за гос. службу) землевладения, поместья, сначала давались на время службы, но в последствии приблизились к вотчине, но по наследству передавалась полностью только сыну, а при отсутствии такового только часть отдавалась дочерям и супруге.

Поместья нельзя было продавать, но можно было обменять на вотчину. Термин «поместье» впервые употреблен в Судебнике 1497. Поместья раздавались из дворцовых земель, черных, поросших земель, размеры были различны, соотносились занимаемому положению.

Объектом поместного землевладения являлись не только пахотные земли, но и рыбные, охотничьи угодья, городские дворы и т.п.

На пути развития помест.

4.Поместная система

землевладения в 16 в царем разрешено оставлять опред. часть поместья близким родственникам после смерти владельца. Во 2ой четв. 16 в. разрешается мена поместьями, при условии равнозначности площади. Уложение 1649 г. разрешил обмен вотчин поместьями. При этом в.

становится п., а поместье –в отчиной. С 17 в. распространен обмен поместий на денежный оклад.

Вопросы феодального землевладения подробно регламентировались главой 16 (о поместьях) и главой 17 (о вотчинах) Соборного Уложения 1649. Так, устанавливалось, что владельцами поместий могли быть и бояре, и дворяне; поместье передавалось сыновьям по наследству в определенном порядке; часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери.

В 1714 г.

для проведения реформы феодального землевладения Петр I издал Указ «О единонаследии», которым был введен майорат, означающий, что вся помещичья и вотчинная земля по наследству могла перейти только старшему сыну.

Наследникам предо­ставлялось право выкупа недвижимого имущества в те­чение 40 лет. Указом от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» окончательно был уравнен правовой статус поместий и вотчин.

Вся недвижимость переходила по наследст­ву старшему сыну, а движимое имущество делилось между сыновьями умершего вотчинника (помещика).

В связи с этим государство получало необходимые кад­ры, т.к. младшие сыновья умершего дворянина, лишив­шись наследства должны были добывать средства к существованию на государственной службе. Но только один сын мог идти на гражданскую службу.

В ходе проведения реформы феодального земле­владения был установлен запрет на продажу и иное отчуждение (кроме наследования) земельных имений.

В это время в праве земельные имения стали имено­ваться вотчинами, а в быту и обыденной жизни — по­местьями.

Поместья предоставлялись только за реальные заслуги перед государством. В результате проведе­ния реформы феодального землевладения сформи­ровалось единое служилое помещичье землевла­дельческое сословие (шляхетство).

Первоначально обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с 15-летнего возраста.

Поступивший на службу сын помещика «припускался» к пользованию землей, но при отставке отца поместье поступало к нему же на оброк вплоть до его совершеннолетия.

С середины 16в. этот порядок изменился — поместье оставалось в пользовании отставника-помещика до тех пор, пока его сыновья не достигали нужного возраста; вместе с тем, к наследованию поместья стали допускаться и родственники по боковой линии. Женщины не участвовали в наследовании поместий. Они наделялись землей только в форме пенсионных выплат, размеры которых поначалу устанавливались государством произвольно, а с 16в.

— нормировано.

Не следует отождествлять бояр и вотчинников, а также, соответственно, дворян и помещиков. В основной своей массе, действительно, бояре владели вотчинами, а дворяне — поместьями, но уже в 15в.

появляются бояре-помещики, в последующем их становится все больше, и, напротив, немало дворян получают вотчины.

В16-17вв., в период сословно-представительной монархии, происходит сближение правового режима поместья и вотчины, а в результате этого и правового положения дворянства и боярства, хотя определенные различия все еще сохраняются в Соборном Уложении 1649 (до периода петровских преобразований).

Вопросы феодального землевладения подробно регламентировались главой 16 (о поместьях) и главой17 (о вотчинах) Соборного Уложения 1649.

Так, устанавливалось, что владельцами поместий могли быть и бояре, и дворяне; поместье передавалось сыновьям по наследству в определенном порядке; часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери; разрешалось давать поместье дочери в качестве приданого и обменивать поместье на поместье и на вотчину.

Однако помещики не получили права свободной продажи земли (только по специальному царскому приказу), не могли они ее и заложить. Правда, ст.3 главы XVI Соборного Уложения 1649 допускала обмен большего поместья на меньшее и тем самым давала возможность под прикрытием этой сделки продавать поместные владения.

На содержание этой и других статей Соборного Уложения 1649 воздействовали «челобитные» дворян, требовавших увеличения прав на поместные земли.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 8833 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Особенности поместной формы землевладения в XVI  в

Поместное землевладение формировалось в России, как разновидность земельного владения, в конце XV — начале XVIIIв. Однако, изначально поместное землевладение имело существенные отличия от вотчинного землевладения. Если вотчины имели наследственный характер, передавались в роду из поколения в поколение, могли быть отчуждаемы, продаваться, отдаваться в залог, дариться, то поместье такими привилегиями не пользовалось.

Поместье выдавалось за несение государственной службы и только на период этой службы, поместье не могло передаваться по наследству (вплоть до Петра I).

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПОМЕСТНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ СЛУЖБОЙ

Служба могла также носить различный характер: военный или гражданский. Как отмечал В. О. Ключевский, поместье – это «участок казённой или церковной земли, данный государем или церковным учреждением в личное владение служилому человеку под условием службы, то есть как вознаграждение за службу и вместе как средство для службы. Подобно самой службе, это владение было временным, обыкновенно пожизненным. Условным, личным и временным характером своим поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца».

Можно говорить о том, что параллельно шел процесс формирования дворянского служилого сословия и формирование поместной формы землевладения.

Эти процессы были тесно взаимосвязаны. Дворянство относилось к классу феодалов, но в отличие от боярства, не имело множества привилегий получаемых по признакам происхождения или родства, дворянство формировалось как служилое сословие, из приближенных к князьям вольных людей, несущих службу.

Например, В. О. Ключевский так описывает данный процесс становления дворянского сословия: «Мы видели, что при дворе удельного князя было два рода слуг:

1) слуги вольные, военные,

2) слуги дворные, дворцовые, называвшиеся еще «слугами над дворским».

Слуги вольные составляли боевую дружину князя и служили ему по договору.

Обязательства, какие они на себя принимали, не простирались на их вотчины: служебные отношения слуг вольных были совершенно обособлены от отношений поземельных. Слуга вольный мог покинуть князя, которому он служил, и перейти на службу к другому князю, не теряя своих владельческих прав на вотчину, находившуюся в покинутом княжестве… Слуги под дворским, дворецким, составляли хозяйственную службу князя. Эта служба, напротив, обыкновенно обусловливалась землевладением. Слуги дворные были ключники, тиуны, разные дворцовые приказчики, псари, конюхи, садовники, бортники и другие ремесленники и рабочие люди.

Они резко отличались от слуг вольных, военных, и князья в договорах обязывались не принимать их, как и черных людей, т.е. крестьян, в военную службу. Одни из этих слуг дворных были лично свободные люди, другие принадлежали к холопам князя. Тем и другим удельный князь за их службу или для обеспечения исправного ее отбывания давал участки земли в пользование».

С началом процесса централизации русских земель вокруг Московского княжества процесс формирования поместного землевладения ускорился.

Московским князьям было необходимо укреплять собственные позиции в присоединяемых удельных княжествах, поэтому часть земель в этих княжествах шла в раздачу дворянам, состоящим на службе у московского князя.

Оформляется система поместного землевладения, правила несения службы, правила пожалования новыми землями, правила испомещения (пользования землями на период несения службы).

Государство и великий князь были заинтересованы в том, чтобы земельные владения находились у служилых людей на определенных основаниях.

Прежде всего, у государства не было средств для содержания войска. Каждый воин, несущий службу в пользу государства, должен был на собственные средства приобретать вооружение и коней, а так как они стоили очень дорого, то служилое дворянство должно было иметь земельные владения в качестве источника этих средств.

Великий князь из своего земельного фонда раздавал земельные пожалования. Особенно много пожалований было в период присоединения к Московскому княжеству новгородских земель и Тверского княжества.

Земли отдавались исключительно как поместья, так как наследственные владения могли позднее быть утрачены (измельчались, дарились, передавались монастырям и т.д.), иными словами они выходили из владений государя. Земля, отданная в поместье, не меняла формально своего верховного собственника великого князя всея Руси; менялся лишь адресат повинностей. Правительство же, отдавая черную землю помещику, а не вотчиннику, могло не страшиться, что она перейдет затем к монастырю.

Особое внимание вопросам отчуждения вотчин уделял судебник 1550 г., который упрощал процедуру купли-продажи вотчины и разрешал отчуждение родовых земель без согласия родичей.

И, хотя законодательно было закреплено право выкупа родовых земель, процесс «оскудения» родовых владений шел в России достаточно быстрыми темпами. Фактически правительство заинтересованное в поместном землевладении и укреплении служилого дворянства, проводило иную политику в вотчинном землевладении.

Размеры поместий были неодинаковы.

Чтобы иметь представление о поместном землевладении после взятия Казани в России были созданы списки служилых людей по их рангам, размерам владений, количества десятин пашни, а также количества крестьян, в соответствии с его земельными владениями определялось количество людей, с которыми помещик обязывался являться на службу в случае необходимости (примерно 1556 г.).

Для того, чтобы в данной сфере соблюдался порядок был создан Поместный приказ.

В его обязанности входили вопросы феодального землевладения. Приказ оформился в середине XVI в. «Поместный приказ был тесно связан с Разрядным приказом, так как оформлял отводы земель служилым людям в соответствии с установленным Разрядом объемом их поместных окладов. В компетенцию Поместного приказа входила и регистрация всех изменений как в поместном, так и в вотчинном землевладении. Приказ имел также функции судебного учреждения по земельным делам. Сферой деятельности Поместного приказа были центральные уезды государства.

Ведал проведением описаний земли и переписей населения на подведомственной ему территории».

Такой учет и контроль были крайне необходимы, так как по количеству земли, даваемой во владение служилому человеку, можно было определить и степень его обязательств перед государством.

Как отмечал В.

О. Ключевский, который занимался данным вопросом, «служебные обязанности служилого человека падали не только на его поместье, но и на вотчину, следовательно, служба была не поместная, а поземельная. В половине XVI в. была точно определена самая мера службы с земли, т.е.

тяжесть ратной повинности, падавшей на служилого человека по его земле. По закону 20 сентября 1555 г. с каждых 100 четей доброй, угожей пашни в воле, т.е. со 150 десятин доброй пахотной земли, должен был являться в поход один ратник «на коне и в доспехе полном», а в дальний поход – с двумя конями. Землевладельцы, у которых было больше 100 четвертей пашни в поместьях и вотчинах, выводили с собой в поход или выставляли, если не шли сами, соразмерное пашне количество вооруженных дворовых людей.

Поместные оклады или наделы назначались «по отечеству и по службе», по родовитости служилого лица и по качеству его службы, а потому были очень разнообразны.

Притом новику, начинавшему службу, обыкновенно давали не весь оклад сразу, а только часть его, делая потом прибавки по службе. Поэтому оклады отличались от дач. Размеры тех и других определялись различными условиями. Оклады были прямо пропорциональны чинам: чем выше чин служилого человека, тем крупнее его поместный оклад.

Размер дачи обусловливался размером вотчины и продолжительностью службы; дачи были обратно пропорциональны вотчинам: чем значительнее была вотчина у служилого человека, тем меньше его поместная дача, ибо поместье было, собственно, подспорьем или заменой вотчины.

Наконец, и к окладу и к даче делались придачи по продолжительности и исправности службы. Все эти условия схематически можно выразить так: оклад – по чину, дача – по вотчине и служебному возрасту, придача и к окладу и к даче – по количеству и качеству службы».

Подтверждением исследований В. О. Ключевского может служить и Лебедевская летопись, в которой за 1556 г.

можно найти отрывок «О рассмотрении государском», где четко говорится о решении царя в вопросах поместного землевладения и несения службы: «Которые вельможи и всякие воини многими землями службою оскудеша, не против государева жалования и в своих вотчин служба их.

Государь же уровнение творяше: в поместьях землемерие учини им, комуждо достоино что, так и устроил, преизлишки же роздели неимущим. А с вотчин и с поместиа уложенную службу учини же: сто ста четвертеи добрые угожие земли на кони и в доспехе полном, а в далнои поход о дву конь.

И хто послужит по земли, и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложенные люди дает денежное жалование, а кто землю держит, а службы с нее не платят, на тех, на самых имати денги за люди: а хто дает люди лишние перед землею через уложенные люди, и тем от государя болшое жалование самим, а людем их перед уложенными в полтретья давати денгами.

И все государь строяше, как бы строение воинству и служба бы царьская безо лжи была и без греха в правду, и подлинные тому розряды у царских чиноначальников, у приказных людей».

Господство государственной собственности стало одним из главных факторов объединения страны в условиях, когда русские земли были разобщены экономически.

Принцип государственного регулирования дворянского землевладения не приостановил процесс дробления имений.

Казна обязалась обеспечить помещиков и их потомков землями, что сулило им благоденствие во всем обозримом будущем.

Дворянство верило в защищенность собственных интересов со стороны государства. Несостоятельность их надежд стала ясна уже к концу XVI в. Фонд свободных земель был исчерпан, а дробление поместий породило острый кризис служилого дворянства. На данный процесс наложила отпечаток и политика опричнины, проводимая в государстве с 1564 г.



Основными видами землевладения были безусловная вотчина и условное поместье.

Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчинное землевладение пошло от резолюции Любечского снема 1097 года: «Каждый да держит (в)отчину свою» Вотчины фактически были в свободном гражданском обороте земли.

Вотчины по субъектам делились на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие, а по способу приобретения – на родовые (для них устанавливался особый порядок приобретения и отчуждения: эти сделки осуществлялись с согласия всего рода), выслуженные (жалованные) и купленные (здесь субъектом собственности выступала семья: муж и жена).

Чаще всего круг правомочий жалованного вотчинника определялся в жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество.

Поместное землевладение

По сути, купленная вотчина по правовому статусу приравнивалась к выслуженной.

С XVв. широко распространяются поместья, т.е. условные (даваемые за государственную службу) землевладения. Сам термин «поместье» впервые употреблен в Судебнике 1497.

Особым образом рассчитывался поместный оклад, определявшийся, прежде всего, объемом возложенных на помещика государственных обязанностей.

Объектом поместного землевладения являлись не только пахотные земли, но и рыбные, охотничьи угодья, городские дворы и т.п.

Первоначально обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с 15-летнего возраста.

Поступивший на службу сын помещика «припускался» к пользованию землей, но при отставке отца поместье поступало к нему же на оброк вплоть до его совершеннолетия. С середины XVIв. этот порядок изменился – поместье оставалось в пользовании отставника-помещика до тех пор, пока его сыновья не достигали нужного возраста; вместе с тем, к наследованию поместья стали допускаться и родственники по боковой линии. Женщины не участвовали в наследовании поместий.

Они наделялись землей только в форме пенсионных выплат, размеры которых поначалу устанавливались государством произвольно, а с XVIв. были нормированы.

Не следует отождествлять бояр и вотчинников, а также, соответственно, дворян и помещиков. В основной своей массе, действительно, бояре владели вотчинами, а дворяне – поместьями, но уже в XVв. появляются бояре-помещики, в последующем их становится все больше, и, напротив, немало дворян получают вотчины.

В XVI-XVIIвв., в период сословно-представительной монархии, происходит сближение правового режима поместья и вотчины, а в результате этого и правового положения дворянства и боярства, хотя определенные различия все еще сохраняются в Соборном Уложении 1649 (до периода петровских преобразований).

Вопросы феодального землевладения подробно регламентировались главой XVI (о поместьях) и главой XVII (о вотчинах) Соборного Уложения 1649.

Так, устанавливалось, что владельцами поместий могли быть и бояре, и дворяне; поместье передавалось сыновьям по наследству в определенном порядке; часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери; разрешалось давать поместье дочери в качестве приданого и обменивать поместье на поместье и на вотчину.

Однако помещики не получили права свободной продажи земли (только по специальному царскому приказу), не могли они ее и заложить. Правда, ст.3 главы XVI Соборного Уложения 1649 допускала обмен большего поместья на меньшее и тем самым давала возможность под прикрытием этой сделки продавать поместные владения.

На содержание этой и других статей Соборного Уложения 1649 воздействовали «челобитные» дворян, требовавших увеличения прав на поместные земли.

Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 138 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

ekoshka.ru

Организация крупного землевладения. Феодальная вотчина

Организация крупного землевладения. Феодальная вотчина

С утверждением и оформлением к началу IX в. феодальной собственности на землю происходят существенные изменения в хозяйственной организации франкского общества. Если до начала переворота в поземельных отношениях основой его хозяйственной организации оставалась свободная сельская община-марка, то к концу VIII — началу IX в. ее место занимает феодальная вотчина и подчиненная ей крепостная община.

Структура крупного феодального землевладения, окончательно сложившегося в каролингский период, не была однородной. Крупные землевладельцы, как светские, так и духовные, располагали землями самого различного размера и качества. Среди их владений имелись крупные вотчины, которые занимали сплошные территории, совпадавшие с целой деревней или состоявшие из ряда деревень. Вотчины такого типа были наиболее широко распространены в северных областях Франкского государства — между Рейном и Луарой. Но иногда владения даже крупных землевладельцев складывались на небольших вотчин, включавших часть большой деревни или лежавших в разных деревнях, либо даже из отдельных дворов, расположенных вперемежку с владениями других собственников, часто еще свободных крестьян. Такой тип существовал повсюду, но более характерен был для южных областей государства.

Разнообразие в структуре крупного землевладения объяснялось тем, что далеко не всегда крупный землевладелец становился сразу собственником всей деревни. Иногда он приобретал сначала несколько мелких крестьянских участков, а затем постепенно округлял свои владения путем обмена, покупки или прямого захвата, пока вся деревня не превращалась в его вотчину или ее часть.

Источники по истории феодальной вотчины каролингского периода [полиптики, картулярии, «Капитулярий о поместьях» (Capitulare de villis) Карла Великого] показывают, что уже в эту эпоху она являлась организацией для эксплуатации зависимого крестьянства, для присвоения крупными землевладельцами феодальной ренты — прибавочного труда крестьян в форме оброков и барщины. Земля в феодальной вотчине обычно делилась на две части: на господскую землю или домен (от латинского dominus — господин), на которой: велось хозяйство феодала, и на землю, находившуюся в пользовании зависимых крестьян и состоявшую из тяглых наделов.

В состав господской или домениальной, земли (terra dominica, mansus indominicatus) входили барская усадьба — дом и двор с хозяйственными постройками, где иногда находились мастерские вотчинных ремесленников, сад, огород, иногда виноградник, скотный двор и птичник сеньора. С барской усадьбой обычно были связаны мельницы и церковь, которая считалась собственностью феодала. Пахотные земли, луга и виноградники вотчинника, разделенные на мелкие участки, лежали чересполосно с участками зависимых крестьян. Часть лесных массивов и тех пастбищ, лугов и пустошей, которые прежде принадлежали свободной общине-марке, теперь также превратилась в собственность феодала. Вследствие чересполосицы в вотчине господствовали принудительный севооборот с выпасом скота по пару и по жнивью после снятия урожая, чему вынужден был подчиняться и сам феодал. Обработка господской земли велась в основном трудом вависимых крестьян, работавших на барщине со своим скотом и инвентарем. Использовался также, хотя и в гораздо меньшей степени, труд дворовых рабов, работавших с инвентарем и скотом вотчинника-сеньора.

Земли, находившиеся в пользовании крестьян, делились на наделы, называвшиеся в западной части Франкского государства «мансами», а в восточной — «гуфами». В каждый надел входили: крестьянский двор с домом и надворными постройками, иногда огород, сад и виноградник, примыкавшие к двору, и полевой пахотный надел, состоявший из отдельных полос пашни, разбросанных чересполосно с земельными участками других крестьян и самого вотчинника. Кроме того, крестьяне пользовались оставшимися в распоряжении общины выпасами. Таким образом, общинная организация с принудительным севооборотом и коллективным пользованием неподеленными угодьями не исчезла с возникновением вотчины. Однако некогда свободная община-марка превратилась теперь в зависимую, крепостную общину, а сельский сход свободных общинников — в сход зависимых крестьян, происходивший под председательством назначенного сеньором старосты, проводившего в жизнь требования сеньора.

Наделы, на которых сидели зависимые крестьяне, были тяглыми наделами, так как на них лежали определенные повинности (оброк, барщина). На землях вотчины обычно имелись и свободные держания — сохранившиеся еще кое-где крестьянские аллоды, прекарии и бенефиции должностных лиц вотчинной администрации, которыми они пользовались как платой за свою службу, а также бенефиции мелких вассалов феодала-вотчинника.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *