8 принципов подготовки к Всероссийской олимпиаде (победа в ней стоит того)
Всероссийская олимпиада школьников — главный интеллектуальный конкурс страны. Победитель заключительного этапа получает не только денежный приз и несколько минут славы, но и выбирает любой вуз по профилю олимпиады. Онлайн-школа «Фоксфорд» рассказывает о том, что поможет покорить вершину Всероса.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Согласитесь, приятно, когда МГУ, НИУ ВШЭ и МГИМО приглашают учиться у них, а вы говорите: «Ну, не знаю, я ещё думаю». Что же нужно сделать, чтобы выиграть олимпиаду и сказать эту заветную фразу? Много и упорно работать. Схема простая: берёте и учите. Забываете про сон, про отдых и работаете не покладая рук. Совет верный, но уж очень размытый. Так и хочется спросить, ну а что именно делать-то? Может, какой секрет есть? Есть, и не один.
1. Влюбитесь в предмет
Чтобы хорошо подготовиться к ВсОШ, выберите предмет, которым горите. Допустим, вас хлебом не корми — дай теорию Ньютона проверить или сто новых слов по французскому выучить. Часто ребята идут на олимпиады по тем предметам, в которых больше достигли. И зря. Не всегда успехи говорят об истинных пристрастиях. Поэтому выбирайте самый любимый предмет, даже если к началу олимпиадного пути вы знаете чуть меньше, чем ничего. Подготовка к олимпиаде это не 2-3 часа в день, а образ жизни. Олимпиадники вместо кино в выходной день слушают лекции по истории России или читают новую книжку Юрия Вяземского. Не потому что думают только о победе, просто такое времяпрепровождение для них и есть отдых.
2. Определитесь
Победа в олимпиаде стоит немалых усилий. Не распыляйтесь, чтобы не пролететь. Может, вы и возьмёте призовые места на региональном этапе, но когда до участия в заключительном не хватит нескольких баллов, будет очень обидно. Конечно, есть ребята, которые в один год умудряются выиграть сразу по трём предметам, но это, скорее, исключение, чем правило. Если уж очень хочется одержать победу в нескольких дисциплинах, распределите силы. В девятом классе участвуйте во ВсОШ по английскому, а в десятом — по истории.
3. Анализируйте
Изучите требования разработчиков олимпиады. Вместе с заданиями прошлых лет обычно вывешивают и ключи. Научитесь видеть логику олимпиадных заданий. Не удивляйтесь, она там есть. Разделите задания на типы, выберите из них самые весомые по баллам и самые часто встречающиеся. Формулировка заданий вряд ли будет повторяться, а вот структура вполне может попасться вновь. Внимательно посмотрите критерии оценки и выполняйте олимпиадные задания в соответствии с ними. При таком аналитическом подходе вы поймёте, какой объём знаний требуется для каждого уровня ВсОШ. Обязательно найдите ответы победителей и призёров олимпиады. Полезно увидеть, как выглядят работы реальных людей, а не просто критерии, заранее прописанные разработчиками заданий.
4. Мыслите критически
Олимпиада сильно отличается от ЕГЭ. Здесь недостаточно понять формат и выполнить задания по шаблону. Нужно уметь думать нестандартно. Чтобы развить гибкость мышления, выходите из зоны комфорта. Критическое мышление развивается, когда вы придумываете вопросы. Вот вы послушали лекцию преподавателя, и в конце он спрашивает: «Есть ли вопросы?». Если у вас их нет — это плохо, но не безнадёжно. Чтобы исправить положение, сначала придётся выдавливать из себя вопросы. Но со временем они станут возникать естественным образом. Это будет означать, что вы немного освоили метод критического мышления. Когда у вас легко появляются вопросы к предложенной информации — вопросы по содержанию, а не «можно ещё раз повторить? Я чихнул и не услышал» — это означает, что мозг работает добросовестно, пытается связать услышанное с прежними знаниями или усомниться в отдельных фактах. Умение логически мыслить тоже появляется благодаря тренировкам. Прочтите вузовский учебник по логике и выполните задания к каждой главе.
5. Пишите разборчиво
Учитесь писать аккуратно. Поставьте себя на место преподавателя, который оценивает невнятно написанную работу. Если вы дали верный ответ к заданию, но зашифровали его каракулями, вместо заслуженного балла получите минус. Чтобы избежать досадного недоразумения, пишите понятно.
6. Составьте график
В подготовке к олимпиаде главное — начать. Для новичков это проблема, потому что информации нужно запомнить много. Школьный этап через неделю, а на завтра ещё из-за рэп-батла Оксимирона и Гнойного нужно стихотворение Гумилёва выучить. Ученик в такой ситуации паникует.
С приёмами тайм-менеджмента вы возьмёте себя в руки, справитесь и с эмоциями, и с предстоящими задачами. Распределите работу равномерно: сегодня изучите Древнюю Грецию, завтра закрепите материал и переходите к Римской империи. Если учить каждый день хотя бы немного, ваши знания и уверенность в себе возрастут. Чтобы лучше запомнить прочитанное, пересказывайте информацию друзьям или родственникам, на крайний случай — коту.
7. Окружите себя победителями
Общайтесь с победителями. Ребята, которые успешно прошли все круги Всероссийской олимпиады, помогут советами и личными историями. Каждый предмет имеет свою специфику, поэтому нужно обращаться именно к призёрам и победителям олимпиад в вашем предмете. Победители и абсолютные победители — самые подходящие собеседники, так как они готовились к олимпиаде целенаправленно и заработали победу своим трудом.
8. Познайте дзен
На олимпиаде часто бывают ситуации, которые выводят из равновесия неподготовленных участников. Вы пытаетесь сосредоточиться, но сосед шелестит обёрткой от шоколадки. А ещё кто-нибудь обязательно сдаст задания раньше всех. Они уже закончили, а вы только приступаете ко второму листку. Здесь главное не паниковать. Кто знает, может, они не написали и половину и просто решили уйти? Или в спешке наделали ошибок. В любом случае, ничто и никто не должен отвлекать вас от выполнения заданий. Отключитесь от окружающего мира на время олимпиады: есть только задания и вы.
Тренируйте концентрацию. Чаще участвуйте в олимпиадах, чтобы набраться опыта. Каждая олимпиада — это выход из зоны комфорта и стресс для организма. Если мини-стресс случается часто, вы будете меньше волноваться и обрастёте защитным панцирем. Чем больше тренировок — тем лучше результат.
Фото: mos.ru, iStockphoto, Unsplash
mel.fm
Материалы для подготовки – Олимпиада школьников «Высшая проба» – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Часто участники олимпиады задаются вопросом, как лучше подготовиться к состязаниям олимпиады «Высшая проба». Олимпиадные задания отличаются от школьных. Мы предлагаем участникам олимпиады задачи, решение которых не требует специфических знаний за пределами школьной программы, а лишь поощряет искусно владеть этими знаниями и творчески перерабатывать имеющуюся информацию.
Предлагаем ознакомиться с перечнем и содержанием тем, разработанных по каждому профилю и для каждого класса. Получить представление о структуре и уровне сложности заданий помогут демонстрационные версии заданий. Демоверсии заданий первого (отборочного) этапа доступны на странице профилей. Участник, прошедший регистрацию, может войти в тестирующую систему и выполнить задания первого (отборочного) этапа. Заодно вы получите опыт работы в тестирующей системе, что позволит сэкономить важные для вас минуты во время состязаний. На этой странице и на страницах предметов олимпиады вы найдете также архив заданий второго (заключительного) этапа с решениями за несколько лет.
Полезно познакомиться и с работами победителей и призеров олимпиады «Высшая проба» прошлых лет.
К состязаниям по некоторым профилям помогут подготовиться занятия в «Интернет-школе» НИУ ВШЭ.
Школьники 8-10 классов из всех регионов страны, а также стран СНГ и Балтии могут принять участие в предметных школах, организуемых университетом для школьников в каникулярное время. Те, кто живет и учится в Москве, могут заниматься в факультетских школах и клубах для юных, таких как открытая правовая школа, школа коммуникаций для юных и других. Такие школы юных есть на многих образовательных программах НИУ ВШЭ, многие из них начали осваивать дистанционные формы работы со школьниками. Ознакомиться с перечнем таких школ можно на странице https://shkolnikam.hse.ru/summer.
Успехов и победы в олимпиаде!
olymp.hse.ruПодготовка к олимпиадам по истории
Олимпиада «Высшая проба» по истории проводится для школьников 7–11 классов
Олимпиада вошла в Перечень на 2018/2019 уч. год с уровнем 1.
Основная цель проведения олимпиады по истории — поиск ребят, увлеченных красотой исторического знания, проявляющих способности к занятию исторической наукой и привлечение таких ребят на образовательные программы НИУ ВШЭ. В привлечении талантливых, способных студентов на программы подготовки заинтересован любой университет – было бы странно, будь это по-другому. Но не менее важную задачу мы видим в том, чтобы показать участникам олимпиады, что значит заниматься историей, какие знания, умения и навыки нужны студентам-историкам, чему их учат. Поэтому, если вы станете участником олимпиады по истории, вам обязательно предложат задания, связанные с анализом исторических источников, ведь историки занимаются именно этим. Чтобы справиться с таким заданием, следует, прежде всего, внимательно прочесть текст, который лежит в основе задания: даже «мелкие» на первый взгляд детали в исторической науке исключительно важны, а порой и важнее так называемых «крупных». Затем нужно сосредоточиться и понять, когда и зачем мог быть написан прочитанный вами текст, а также кто, в каких обстоятельствах и с каким целями мог «такое» сочинить — спрашивать будут, в той или другой форме, именно про это.
Еще один важный навык историка — умение видеть логику событий. Предположим, вас спрашивают, кого из русских святых не стало раньше — св. Владимира или св. Бориса. На первый взгляд, вопрос безумно сложный, ведь если верить справочникам и Интернету между смертью первого (15 июля 1015 г.) и убийством второго (24 июля того же года) прошла от силы неделя. Но на самом деле, ответить на данный вопрос легко: достаточно знать, что св. Борис погиб от руки наемных убийц во время междоусобицы, разгоревшейся между наследниками св. Владимира, а она — естественно подумать — началась уже после смерти последнего. Это значит, св. Владимир, скорее всего, умер раньше, чем св. Борис. Вот и выбирайте среди предложенных ответов именно такой порядок!
Наконец, историк не может быть узким специалистом, знающим только «про князей» или только «про войну». Надо обязательно хорошо представлять себе историю искусства, знать классические литературные тексты, иметь базовое представление об этапах развития науки и техники… это такая же часть прошлого, как войны, революции, географические открытия и трудовые свершения. И вас обязательно будут об этом спрашивать.
Как готовиться к Олимпиаде? Во-первых, внимательно читайте учебники. Во-вторых, не учебником единым. Почитайте, как минимум, классический «Курс русской истории» В.О. Ключевского, загляните в «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина… Другие полезные книги перечислены в методических рекомендациях для участников. Интернет тоже может быть полезен. Обратите внимание на сайт «Руниверс» (http://www.runivers.ru/), почитайте тексты, представленные в электронной библиотеке Исторического факультета МГУ (http://hist.msu.ru/ER/Etext/index.html). Полезно стать регулярным посетителем открытого лектория для школьников по истории. И обязательно порешайте демоверсии, которые выложены на нашем сайте. По содержанию они, конечно же, отличаются от «рабочих» вариантов, но число и типология заданий и в демонстрационных, и в реальных вариантах заданиях, которые предстоит выполнить участникам олимпиады, одинаковы.
За составление заданий олимпиады отвечают методическая комиссия, за проверку работ — жюри. И в разработке заданий, и в проверке работ заключительного этапа обязательно участвуют авторы школьных учебников, «действующие» школьные учителя, федеральные эксперты ЕГЭ, преподаватели специализированной магистратуры НИУ ВШЭ для учителей «Информационные ресурсы исторический науки».
Немного советов всем участникам олимпиады:
Внимательно вчитывайтесь в формулировку вопроса и в ответе пишите именно про то, о чем вас спрашивают. Пространные рассуждения не по теме не только не принесут вам баллов «за общую эрудицию» (таких мы вообще не присуждаем), но и дадут членам жюри повод для снижения итоговой оценки, ведь станет понятно, что участник не видит, не чувствует сути поставленной проблемы. Не пытайтесь написать «красиво» и «креативно», «продемонстрировать личностный подход» и т.п. На пафосные, но бессодержательные фразы расходуются чернила и место на бумаге, однако о знаниях ваших они не говорят ничего (а если пафос еще и не к месту — то много говорят о незнании).
Соблюдайте указанную форму ответа. Если просят написать название документа, не надо добавлять еще дату его создания. Ошибетесь в дате — можете лишиться балла. Если просят назвать фамилию человека, не надо дописывать его имя, отчество, даты жизни, место рождения, должность, государственные награды и почетные звания. Вдруг «герой» задания был генералом не от кавалерии, а от инфантерии, лауреатом не Сталинской, а уже Ленинской премии (для историков это разница огромного масштаба), не Трофимовичем, а Терентьевичем… Ошибка в том, о чем не спрашивали, — это все равно ошибка; она повлияет на итоговый результат.
Ну и главное: не расстраивайтесь, если что. В конце концов, неуспешное выступление в олимпиадных состязаниях – это лишь повод проявить упорство, засесть за учебники, книги и сделать следующий шаг. Наши требования рассчитаны на лидеров, они жесткие и будут еще жестче, зато и победа в таких состязаниях – победа «высшей пробы»!
Видеолекции
Видеозаписи лекций и онлайн-лекции преподавателей факультета гуманитарных наук по профильным направлениям факультета: истории, культурологии, лингвистике, филологии и философии.
sochi-edu.ru
Материалы для подготовки к олимпиаде «Высшая проба»
Материалы для подготовки к олимпиаде «Высшая проба» 2013-2014 уч. года публикуются по мере готовности.
Востоковедение
Дизайн
Журналистика
История
История мировых цивилизаций
Литература
Математика
Обществознание
Право
Психология
Русский язык
Современные информационные технологии
Физика
Экономика
Электроника
Востоковедение
Класс | 1 этап (отборочный) | 2 этап (заключительный) |
9 | ||
10 | ||
11 | ||
Дизайн
Перечень материалов, которыми разрешено пользоваться участникам олимпиадного состязания по дизайну, приведен в данном документе.
Класс | 1 этап (отборочный) | 2 этап (заключительный) |
9 | ||
10 | ||
11 | ||
Журналистика
Класс | 1 этап (отборочный) | 2 этап (заключительный) |
9 | ||
10 | | |
11 | ||
История
История мировых цивилизаций
Класс | 1 этап (отборочный) | 2 этап (заключительный) |
9 | ||
10 | | |
11 | ||
Литература
Класс | 1 этап (отборочный) | 2 этап (заключительный) |
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
Математика
Класс | 1 этап (отборочный) | 2 этап (заключительный) |
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
Обществознание
Класс | 1 этап (отборочный) | 2 этап (заключительный) |
9 | ||
10 | ||
11 | ||
Право
Класс | 1 этап (отборочный) | 2 этап (заключительный) |
9 | ||
10 | ||
11 | ||
Психология
Класс | 1 этап (отборочный) | 2 этап (заключительный) |
9 | ||
10 | ||
11 | ||
Русский язык
Современные информационные технологии
Класс | 1 этап (отборочный) | 2 этап (заключительный) |
9 | ||
10 | ||
11 | ||
Физика
Класс | 1 этап (отборочный) | 2 этап (заключительный) |
9 | | |
10 | ||
11 | ||
Экономика
Класс | 1 этап (отборочный) | 2 этап (заключительный) |
9 | | |
10 | ||
11 | ||
Электроника
Класс | 1 этап (отборочный) | 2 этап (заключительный) |
9 | ||
10 | ||
11 | ||
Предлагаем также воспользоваться следующими материалами:
olymp.hse.ru
Обобщение опыта работы по теме «Подготовка обучающихся к олимпиадам по истории, праву, обществознанию»
Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к участию в олимпиадах по истории, обществознанию и праву
Требования, предъявляемые сегодня к учителю истории чрезвычайно широки и многогранны. Это и высокий процент качества знаний по предмету, и необходимость подготовки учащихся к участию в научно-практических конференциях, и обилие различного рода конкурсов исследовательских работ учащихся, и участие в районных и окружных олимпиадах по предмету, и воспитание личности школьника и т.п. Однако в условиях существования концентрической системы это сделать практически невозможно. Имея всего два-три урока в неделю, мы вынуждены в течение года изучать параллельно два курса – всемирную и российскую историю (соответственно, два учебника). Дефицит времени огромный. Некогда даже охватить огромный теоретический материал, не то, чтобы научить их самостоятельно добывать информацию, отстаивать свою точку зрения, систематизировать полученные знания. Поэтому систематизировать знания и формировать необходимые учебные умения школьников возможно, только используя рычаги внеурочной деятельности.
В своем докладе я не ставлю цель проанализировать или раскрыть подробно все имеющиеся методики работы с сильными учениками, а попытаюсь рассказать, как это делаю я.
Уже с первых уроков истории древнего мира в 5 классе становится ясно, кто из ребят выделяется более развитой речью, хорошей памятью и прочными знаниями. Этих ребят я стараюсь взять на заметку и максимально заинтересовать их своим предметом. Они на уроке получают индивидуальные, усложненные задания, выполняют творческие работы (первоначально это рисунки, ребусы, кроссворды). Постепенно эти ребята становятся помощниками учителя, в дальнейшем – экспертами. Но времени для работы на уроке не хватает, поэтому я вовлекаю сильных ребят в кружковую работу. Как правило. Это кружок разновозрастной (например, 5-6 10-11 классы). Ребят объединяет в кружке только интерес к истории.
Тематика кружков в 5-7 классах, как правило, определялась так: «Судьба семьи в судьбе страны», «Знай свои корни», «Путешествие в свое прошлое» и др. На этих занятиях ребята приучаются работать самостоятельно, отбирать материал, составлять родословную. Таким образом, формируются первичные навыки исследовательской работы уже в среднем звене.
Утрата историками права преподавания пропедевтического курса в 5 классе губительно сказывается на формировании картографических умений, хронологических навыков. Катастрофически не хватает времени на уроке для отработки навыков работы с памятками-алгоритмами (по составлению плана, характеристике государственного деятеля, по работе с первоисточником и др.) Все это в старших классах приводит к большим пробелам в знаниях. Когда я это осознала, то кружковую работу стала строить в этом направлении. Состав членов кружка на протяжении нескольких лет практически не обновляется, тем самым, в ходе работы происходит формирование у ребят ряда важных знаний, умений и навыков. В 8 классе переходим к формированию умений написания эссе, доклада, в 9 классе работаем над структурой реферата, пишем первые рефераты и на итоговых занятиях кружка защищаем их. Отдельные ребята в ходе переводных экзаменов выбирали экзамен в форме защиты реферата.
Как правило, постоянные члены исторического кружка ежегодно сдавали экзамен по истории, что само по себе уже является хорошей тренировкой и способствует систематизации исторического материала.
Внеурочная работа по истории в 9-11 классах, пожалуй, самая сложная и ответственная. В этот период на плечи учеников ложится большая нагрузка по участию в конкурсах исследовательских работ. Безусловно, эта работа и полезна, и необходима старшеклассникам. В последнее время все мы ощутили, что в системе среднего образования все больше внимания уделяется организации научной работы старшеклассников. На всех уровнях российского образования от школьного до всероссийского проходят конференции, на которых главные действующие лица – ученики. Исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые выпускникам для успешной учебы в вузе и научной карьеры. Опыт такой работы пригодится на любом интеллектуальном поприще. Кроме того, это как раз та сфера деятельности, где ученик занимается не только получением и освоением новой информации, но и имеет возможность применить свои знания и способности так, что это выходит за рамки учебного процесса. Т.е., еще будучи учениками, ребята получают возможность убедиться в том, что знания, полученные в школе, имеют реальную ценность.
Однако, проведение и организация исследовательской работы со школьниками довольно-таки затруднительны, т.к. имеющийся незначительный опыт в написании исследовательских работ в старшей школе просто не соответствует этому обилию конкурсов, проводимых, с одной стороны РОО, с другой ЦДО. Учитель-историк сегодня загружен до основания, и то, что он отчаянно принимает участие в этой деятельности, свидетельствует о том, что он беспокоится о будущем своих выпускников.
А где можно сформировать в современной школе навыки исследовательской работы? Естественно, только на дополнительных занятиях (причем, совершенно бескорыстно). На этих же дополнительных занятиях я готовлю старшеклассников к олимпиадам. Чем мы занимаемся на этих занятиях?
В первую очередь, повторяем ранее весь изученный ранее теоретический материал посредством разного рода познавательных, проблемных и дискуссионных заданий. Благо, что подбор этих заданий в настоящее время проблемой не является, т.к. в продаже имеется большое количество книг, содержащих задания по самым актуальным и дискуссионным проблемам российской истории, а также специальные выпуски методических пособий с олимпиадными заданиями. Поэтому каждый учитель может по своему выбору варьировать блоки заданий. В методическом журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» публикуются олимпиадные задания и комментарии к ним. Надо признать, что эти задания гораздо сложнее заданий, предлагаемым нашим ученикам на районной исторической олимпиаде.
На последнем подготовительном этапе большим подспорьем выступает тестирование. Сегодня среди преподавателей усиленно обсуждается вопрос о продуктивности и результативности исторического тестирования как формы контроля знаний. Я во многом разделяю мнение ряда педагогов о том, что эта форма контроля знаний на уроке истории вытесняет устную речь, что многие тесты бывает, составлены некорректно, а иной раз даже содержат исторические ошибки. Но при всем при этом следует признать, что при наличии дефицита учебного времени у учителя нет возможности предоставить каждому ученику время для выражения личной позиции по той или иной проблеме; причем не каждый ученик выразит готовность участия в диалоге. А оценить нужно всех. Поэтому использование тестов просто удобно. И необходимо, учитывая необходимость подготовки к единому государственному экзамену. Поэтому когда основной исторический материал усвоен и повторен, его остается только проверить и закрепить. А без тестов здесь не обойтись.
Для осуществления проверочного тестирования накануне олимпиады или экзаменов я использую тесты – варианты государственного тестирования, составленные в соответствии с программой средней общеобразовательной школы («Тесты. История.11 класс. Варианты и ответы государственного тестирования» под редакцией Зайцевой, Слуцкой, Студеникина). Тесты распечатаны по темам (50 тем), систематизированы по периодам в соответствующих папках, что очень удобно в обращении. Каждый работает индивидуально, после чего в ходе коллективной беседы ответы по необходимости обсуждаются, уточняются или исправляются.
В моей творческой лаборатории накоплен объемный раздаточный материал, систематизированный по классам и тематическим блокам, большим подспорьем являются образовательные ресурсы сети Интернет, предлагающие различные варианты заданий, в том числе онлайн-тестирование.
Систематическая работа с одаренными детьми позволила добиться определенных успехов в олимпиадной деятельности.
Мои ученики ежегодно принимают участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, стабильно занимая призовые места. Постоянный участник олимпиады по истории Шмыгун Андрей пять лет участвовал в муниципальной олимпиаде по истории, из них только один раз занял второе место, а четырежды стал победителем муниципальной олимпиады. Два года подряд Андрей участвовал в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников, первый год получил сертификат участника, во второй год – диплом призера региональной олимпиады.
В последнее время становится все более актуальными различного рода конкурсы и олимпиады, проводимые на всероссийском уровне в дистанционном режиме. Мои ученики охотно принимают участие во Всероссийском молодежном чемпионате (г. Пермь), выполняют задания мультитеста Института развития школьного образования (г. Калининград). В этом направлении достигли определенных успехов.
infourok.ru
Как подготовиться к олимпиаде по истории?
Транскрипт
1
2 Как подготовиться к олимпиаде по истории?
3 Главные особенности олимпиадных заданий по истории: Не учитывают прохождение школьной программы. Охватывают историю России и всеобщую историю. Шире школьной программы по содержанию. Проверяют эрудицию. Требуют умения внятно излагать своё мнение письменно.
4 Главные особенности олимпиадных заданий по истории: Не учитывают прохождение школьной программы. Всероссийская олимпиада школьников по истории уч. г. Школьный этап. 9 класс.
5 Главные особенности олимпиадных заданий по истории: Содержат вопросы по всеобщей истории.
6 Главные особенности олимпиадных заданий по истории: Шире школьной программы по содержанию. Всероссийская олимпиада школьников по истории уч. г. Школьный этап. 9 класс.
7 Главные особенности олимпиадных заданий по истории: Проверяют эрудицию. Всероссийская олимпиада школьников по истории уч. г. Школьный этап. 9 класс.
8 Главные особенности олимпиадных заданий по истории: Проверяют эрудицию. Всероссийская олимпиада школьников по истории уч. г. Школьный этап. 9 класс.
9 Главные особенности олимпиадных заданий по истории: Требуют умения внятно излагать своё мнение письменно. Всероссийская олимпиада школьников по истории уч. г. Школьный этап. 9 класс.
10 Главные особенности олимпиадных заданий по истории: Требуют умения внятно излагать своё мнение письменно. Всероссийская олимпиада школьников по истории уч. г. Школьный этап. 9 класс.
11 Задания олимпиад проверяют прежде всего знания. Историческое знание это текст. Задания олимпиад всегда проверяют опыт работы с текстом.
12 Читать учебники и выполнять задания в них.
13 Читать учебники и выполнять задания в них.
14 Читать учебники и выполнять задания в них.
15 Пользоваться атласами и работать с контурными картами. В заданиях олимпиад всегда есть задания к картам.
16 Пользоваться атласами и работать с контурными картами.
17 Пользоваться атласами и работать с контурными картами 17
18 Пользоваться атласами и работать с контурными картами 18
19 Пользоваться атласами и работать с контурными картами 19
20 Пользоваться атласами и работать с контурными картами 20
21 Пользоваться картографическим тренажёром в интернете:
22 Поэтому важно набрать опыта анализа визуальных образов различных исторических эпох. В олимпиадах всегда есть задания, проверяющие визуальную эрудицию обучающихся.
23 Пользоваться электронными формами учебников истории 23
24 Удобная и простая в использовании, насыщенная объектами электронная форма учебника Анимация Тематические ролики Карты 3D модели 24
25 В олимпиадах всегда есть задания на работу и источниками. Проверяется опыт их анализа.
26 Работать с хрестоматиями по истории 26
27 Работать с хрестоматиями по истории Хрестоматии с заданиями к текстам 27
28 Быть активным на уроках истории.
29 Участвовать в олимпиадах по истории
30 Обращаться к официальным интернет ресурсам Всероссийской олимпиады школьников:
31 Обращаться к официальным интернет ресурсам Всероссийской олимпиады школьников: РЕШАТЬ ЗАДАНИЯ ПРОШЛЫХ ЛЕТ!
32 Пользоваться региональными интернет-ресурсами Всероссийской олимпиады школьников6 решать задания прошлых лет
33 Как научиться решать олимпиадные Их нужно решать. Чем больше, тем лучше. Но не только выявлять правильные ответы. задания?
34 Как научиться решать олимпиадные задания? Не только выявлять правильные ответы, но и пояснять все остальные элементы задания.
35 Как научиться решать олимпиадные задания? Не только выявлять правильные ответы, но и пояснять все остальные элементы задания.
36 Как научиться решать олимпиадные задания? Не только выявлять правильные ответы, но и пояснять все остальные элементы задания.
37 Как научиться решать олимпиадные задания? Не только выявлять правильные ответы, но и пояснять все остальные элементы задания.
38 Как научиться решать олимпиадные задания? Не только выявлять правильные ответы, но и пояснять все остальные элементы задания.
39 Что ещё почитать? историк. рф
40 Что ещё почитать? «Отцы истории». Повесть временных лет. Н.М.Карамзин. История государства Российского. С.М.Соловьёв. История России с древнейших времён. В.О.Ключевский. Курс русской истории.
41 Что ещё почитать? История России IX-XVII вв. А.С.Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Ян В. Батый. А.К.Толстой. Князь Серебряный А.В.Иванов. Сердце Пармы М.Ю.Лермонтов. Песня о купце Калашникове А.С.Пушкин. Борис Годунов В.М.Шукшин. Я пришел дать вам волю
42 Что ещё почитать? История России в XVIII веке А.С.Пушкин. Полтава А.Н.Толстой. Пётр I А.В.Иванов. Тобол И.И.Лажечников. Ледяной Дом В.Ф.Ходасевич. Державин
43 Что ещё почитать? История России в XVIII веке А.С.Пушкин. Капитанская дочка А.В.Иванов. Вилы Ю.Н.Тынянов. Подпоручик Киже Н.Я.Эйдельман. Твой восемнадцатый век Н.Я.Эйдельман. Грань веков
44 Что ещё почитать? История России в XIX веке Н.Я.Эйдельман. Прекрасен наш союз Ю.Н.Тынянов. Кюхля Ю.Н.Тынянов. Смерть Вазир-Мухтара Ю.Н.Тынянов. Пушкин А.И.Герцен. Былое и думы
45 Что ещё почитать? История России в XIX веке Л.Н.Толстой. Севастопольские рассказы Л.Н.Толстой. Хаджи-Мурат Н.Лесков. Путешествие с нигилистом Д.Мамин-Сибиряк. Кормилец А.П.Чехов. Дом с мезонином
46 Что ещё почитать? История России в XX веке Л.Н.Андреев. Губернатор Саша Чёрный. Отбой Н.С.Гумилёв. Записки кавалериста А.А.Блок. Двенадцать В.В.Маяковский. Левый марш А.П.Гайдар. Школа А.Н.Толстой. Гадюка Ильф и Петров. Двенадцать стульев. Золотой телёнок. А.П.Гайдар. Судьба барабанщика
47 Что ещё почитать? Россия в XX веке П.Д.Коган. Лирическое отступление Г.С.Эфрон. Дневники К.М.Симонов. Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины, Жди меня, Если дорог тебе твой дом В.О.Богомолов. Момент истины (В августе 44-го) И.Г.Эренбург. Годы. Люди. Жизнь А.И.Солженицын. Один день Ивана Денисовича В.Аксёнов. Апельсины из Марокко В.Астафьев. Сон о белых горах. Л.Петрушевская. Свой круг. Новые робинзоны. А.Кабаков. Невозвращенец.
48 Что посмотреть? «Москва под снегом» (Франция, 1908 г.) «Кино-глаз» (СССР, 1924 г., реж. Дзига Вертов) «Человек с киноаппаратом» (СССР, 1929 г., реж. Дзига Вертов) «Энтузиазм: Симфония Донбасса» (СССР, 1930 г., реж. Дзига Вертов) «Три песни о Ленине» (СССР, 1934 г., реж. Дзига Вертов) «Новая Москва» (СССР, 1938 г., реж. Александр Медведкин)* «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (СССР, 1942 г. реж. Леонид Варламов, Илья Копалин)
49 Что посмотреть? «Парад Победы» (СССР, 1945 г., реж. Владимир Беляев и др.) «Обыкновенный фашизм» (СССР, 1966 г., реж. Михаил Ромм) «И всё таки я верю» (СССР, 1972 г., реж. Михаил Ромм) «Великая Отечественная» 20 серий (СССР, 1978 г., реж. Роман Кармен) «Легко ли быть молодым?» (СССР, 1987 г., реж. Юрис Подниекс) «Так жить нельзя» (СССР, 1990 г., реж.станислав Говорухин) «Россия, которую мы потеряли» (Россия, 1992 г., реж.станислав Говорухин)
50 Что посмотреть? «Великая криминальная революция» (Россия, 1993 г., реж.станислав Говорухин) «Прокляты и забыты» (Россия, 1997 г., реж. Сергей Говорухин) «Частные хроники» (Россия, 1999 г., реж. Виталий Манский) «Русский ковчег» (Россия, 2002 г., реж. Александр Сокуров)* «Первые на Луне» (Россия, 2004 г., реж. Алексей Федорченко)* «Граждане Беслана» (Россия, 2005 г., реж. Вадим Цаликов)
51 Что посмотреть? «И на камнях растут деревья», реж. Станислав Ростоцкий, 1985 г., Норвегия СССР «Сказание о княгине Ольге», реж. Юрий Ильенко, 1983 г., СССР «Александр Невский», реж. Сергей Эйзенштейн, 1938 г., СССР «Андрей Рублёв», реж. Андрей Тарковский, 1966 г., СССР «Иван Грозный», реж. Сергей Эйзенштейн, 1944 г., СССР
52 Что посмотреть? «Борис Годунов», реж. Сергей Бондарчук, 1986 г., СССР- Чехословакия «Пётр I», реж. Владимир Петров, 1938 г., СССР «Капитанская дочка», реж. Владимир Каплуновский, 1958 г., СССР «Война и мир», реж. Сергей Бондарчук, 1967 г., СССР «Звезда пленительного счастья», реж. Владимир Мотыль, 1975 г., СССР
53 Что посмотреть? «Ревизор», реж. Владимир Петров, 1952 г., СССР «Адмирал Нахимов», реж. Всеволод Пудовкин, 1946 г., СССР «Герои Шипки», реж. Сергей Васильев, 1954 г., СССР «Турецкий гамбит», реж. Джаник Файзиев, 2005 г., Россия «Софья Перовская», реж. Лео Арнштам, 1967 г., СССР
54 Что посмотреть? «Агония» режиссёр Элем Климов. «Бег» режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов «Золотой телёнок» режиссёр Михаил Швейцер «Время вперёд» режиссёры Михаил Швейцер и Софья Милькина; «Поднятая целина» режиссёр Александр Иванов «Светлый путь» режиссёр Григорий Александров; «Строгий юноша» Абрам Роом; «Мой друг Иван Лапшин» режиссер Алексей Герман «Живые и мёртвые» режиссёр Александр Столпер, «Двадцать дней без войны» режиссёр Алексей Герман, «Горячий снег» режиссёр Гавриил Егиазаров, «Иди и смотри» режиссёр Элем Климов, «Освобождение», «Солдаты свободы» Юрия Озерова
55 Что посмотреть? «Весна» режиссёр Григорий Александров, «Кубанские казаки» режиссёр Иван Пырьев, «Холодное лето 1953 года» режиссёр Александр Прошкин «Застава Ильича (Мне 20 лет)» режиссёр Марлен Хуциев «Дочки-матери» режиссёр Сергей Герасимов «Бакенбарды» режиссёр Юрий Мамин «Брат» режиссёр Алексей Балабанов «Сёстры» режиссёр Сергей Бодров «Горько» режиссёр Жора Крыжовников
56 Что послушать? Улетай на крыльях ветра (Хор невольниц из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь») Вставайте, люди русские (Хор С.С.Прокофьева из фильма «Александр Невский», реж. С.М.Эйзенштейн) Ревела буря, гром гремел (Народная песня на стихи Кондратия Рылеева) Из-за острова на стрежень (Народная песня на стихи Дмитрия Садовникова)
57 Что послушать? Дубинушка… (Народная песня) Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг» (музыка А.С.Турищева, слова Р.Грейнца, перевод Е.М.Студенской) Вставай проклятьем заклеймённый («Интернационал», слова Э.Потье, музыка П.Дегейтера, перевод Аркадия Коца) Я не знаю зачем и кому это нужно («То, что я должен сказать», Александр Вертинский)
58 Что послушать? Сентиментальный марш (Булат Окуджава) Песня о встречном (музыка Дмитрия Шостаковича, слова Бориса Корнилова) В парке Чаир (музыка К.Листова, слова А.Погодина) Вальс 2 (Джазовая сюита Д.Д.Шостаковича) Если завтра война (музыка братьев Покрасс, стихи В.И.Лебедева-Кумача)
59 Зачем слушать? Пример. В парке Чаир распускаются розы, В парке Чаир расцветает миндаль. Снятся твои золотистые косы, Снится веселая звонкая даль. «Милый, с тобой мы увидимся скоро», — Я размечтался над любимым письмом. Пляшут метели в полярных просторах, Северный ветер поет за окном. В парке Чаир голубеют фиалки, Снега белее черешен цветы. Снится мне пламень весенний и жаркий, Снится мне солнце, и море, и ты. Помню разлуку так неясно и зыбко. В ночь голубую вдаль ушли корабли. Разве забуду твою я улыбку, Разве забуду я песни твои? А.Погодин
60 Что послушать? Священная война (музыка А.В.Александрова, слова В.А.Лебедева-Кумача) Тёмная ночь (музыка Никиты Богословского, слова Владимира Агатова) Синий платочек (музыка Ежи Петербуржского, слова Якова Галицкого) Последний бой (Михаил Ножкин) Враги сожгли родную хату (музыка М.Блантер, слова М.Исаковского) Хотят ли русские войны (музыка Э.Колмановского, стихи Е.Евтушенко) В полях за Вислой сонной (музыка А.Эшпая, стихи Е.Винокурова)
61 Что послушать Лучший город земли (музыка А.Бабаджаняна, слова А.Дербенёва) Прощание с Братском (музыка А.Пахмутовой, слова С.Гребенникова и Н.Добронравова) Песня про зайцев (музыка А.Зацепина, слова А.Дербенёва) Ты припомни Россия (слова М.Анчарова, музыка И.Катаева) Перемен (Кино) Этот поезд в огне (Аквариум) Атлантида (Александр Городницкий)
62 Распрашивать взрослых
63 Как готовиться к олимпиаде по истории: Принимать активное участие в уроках истории в школе Решать Читать Смотреть Слушать Распрашивать Участвовать в олимпиадах Жить полной жизнью
64
docplayer.ru
Методика подготовки учащихся к олимпиадам по истории
Методика подготовки учащихся к олимпиадам по истории
Наступление новой технологической эры, и осознание возрастающей роли передовых технологий в повседневной жизни поднимают проблему развития талантов. Для решения этой проблемы многие педагоги разрабатывают различные варианты, одним из которых является олимпиада.
Олимпиадное движение – это часть большой и серьёзной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости. Олимпиада по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одарённые дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одарённых детей, олимпиада – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.
Решение проблемы заключается в создании механизмов дифференцированного подхода в обучении подростков.
В основном олимпиады целесообразно проводить как внеурочное мероприятие, чтобы не нарушать обучающий процесс. Да и составление вопросов к олимпиаде требует от преподавателя немалой подготовки. В тоже время, участие в олимпиаде требует специальной подготовки обучающихся. В настоящее время очень важно уметь ориентироваться в море информации, отличить верную версию от ложной, находить причины ошибок. Для этого необходимо развивать критическое мышление. Готовясь к олимпиаде по истории, учащиеся должны не просто прочитать материал, а разобраться в сути событий, которые предложены источником. История – это один из тех предметов, который просто заучивать бессмысленно. Поэтому подготовка к олимпиаде требует внимательности. Нужно не упустить ни одной мельчайшей подробности, которую предлагает нам источник.
Подготовка к олимпиаде, её организация и проведение занимают много учебного времени. Как правило, олимпиада проводится в несколько туров:
- подготовительный;
- внутри учебного заведения;
- областной.
На подготовительном этапе преподаватель разрабатывает задания и предоставляет информацию обучающимся. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определённых усилий. Всевозможные “почему” и “как” ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.
Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.
На втором этапе проводится олимпиада внутри учебного заведения, где просматриваются результаты знаний участников олимпиады специально созданной для этого комиссии. После чего отбираются лучшие результаты, и начинается подготовка к третьему туру олимпиады, областному. Кроме учебников, учащиеся должны прочитывать дополнительную литературу. А задача преподавателей помочь ребятам в её подборе. И, конечно же, подготовка к олимпиаде – это развитие познавательной деятельности у учащихся, развитие интереса к предмету.
Олимпиады бывают различных видов, такие как предметные, тематические. Их можно проводить в различных формах: игр, соревнований (в команде и индивидуально).
В своей работе я предоставляю разработки тематических олимпиад разных форм. А также несколько видов исторических задач, каждый из которых имеет свои особенности: историко-событийные, биографические и другие. Часть задач направлена на углубленное изучение достаточно известных, хотя, как правило, лишь по фамилии, личностей. Отработка предлагаемых задач поможет не только усвоить исторические знания, но и в чём-то научить жить на основе богатейшего исторического опыта.
Цели олимпиад:
- Развитие познавательной активности учащихся;
- Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла;
- Выявления уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла.
- Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления.
- Формирование творческой активности обучающихся.
- Развитие способности к нахождению аналогий.
multiurok.ru