Как написать сложный план – СЛОЖНЫЙ ПЛАН ГОТОВОГО ТЕКСТА — ТЕКСТ — РЕЧЬ — Русский язык 6 клас — Е.И. Быкова — Освіта 2014 рік

Как составить план текста: универсальная формула и примеры

Привет всем, кто решил познавать искусство письма! С вами Анна – копирайтер с двухлетним стажем, написавший более 500 статей. Сегодня у нас важный урок.

Думаю, вам не раз встречались тексты в интернете, в которых сложно уловить суть. Автор резко переходит от одной мысли к другой, отходит от темы. Хочется закрыть этот кошмар и забыть о нем.

Чтобы вы избежали участи горе-писателя, работы которого никому не нужны, я вам покажу, как составить план текста просто и правильно, также объясню, что это такое.

Пользуйтесь моими советами, чтобы подняться на новый уровень в копирайтинге.

Что такое план текста и зачем он нужен?

План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.

Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.

Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:

  • избавиться от каши в голове, разложить всю информацию по полочкам;
  • сделать материал полезным, увлекательным для читателя;
  • благодаря продуманной структуре, читатель легко найдет нужный ему блок информации;
  • количество клиентов, восторженных отзывов вырастет вместе с вашим доходом.

Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.

Составляем структуру правильно: подробная инструкция

Когда первый раз садишься писать план, обычно в голове начинается хаос, сложно выделить основную мысль. В итоге пункты, которые должны быть короткими, раздуваются до целых абзацев.

Для справки. Основная мысль – задача статьи/произведения, а тема – обобщенное название содержания.

С чего начать и как закончить:

  1. Прочитайте текст 2 – 3 раза. Делайте пометки, записывайте идеи по ходу чтения. Если пишете из головы, и вам не нужно изучать конкурентные статьи, тогда пропускайте этот шаг.
  2. Задайте себе два вопроса: какова его тема, для чего написан материал. Так вы сразу определитесь с главной мыслью.
  3. Присмотритесь к каждому абзацу и подумайте, где ключевой момент, в чем его смысл? Часто абзац – это уже законченная мысль, которую можно внести в структуру как подзаголовок. Не останавливайтесь на деталях. Нас интересуют только действие, сюжетный поворот.
  4. Оставьте список на несколько минут, отдохните. Перечитайте его. Понимаете ли вы, о чем работа, только взглянув на него? Да – вы все хорошо проработали, нет – надо дорабатывать.
  5. Перепишите план в чистовик, используйте по назначению.

Несколько советов на дорожку:

  1. Незнакомые слова, понятия, которыми будете пользоваться, выписывайте отдельно. Обязательно уточните их значение.
  2. Не повторяйтесь. Если одно и то же слово напрашивается несколько раз, замените его синонимом.
  3. Не бойтесь доработок. Если, вернувшись к списку через несколько минут, вы хотите внести правки, то делайте это.
  4. План текста для публичного выступления должен быть коротким. Один пункт состоит максимум из 2 – 3 слов.
  5. Оформляйте пункты цифрами, а подпункты маркированным списком.

Заведите отдельный блокнотик для планов. Записывайте туда все свои наработки. Это хороший источник вдохновения, перечитывая который, вы будете отслеживать свой прогресс.

Мы окинули взглядом обобщенный способ структурирования статьи. Теперь усложним задачу и разделим план на несколько видов, каждый из которых создается по-особому.

Какие виды планов существуют?

План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

Тезисный

Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.

Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.

Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:

  1. Жил старче небогато со своей старушкой.
  2. Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
  3. Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
  4. Недовольная старуха послала старика за избой.
  5. Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
  6. Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
  7. Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
  8. Старик и его жена остались с разбитым корытом.

Каждая 1 000 знаков = 1 тезису. Если вы пишете статью на 6 000 символов, вам нужно выделить 6 пунктов. Так вы не переборщите с водой в тексте, материал будет приятно читать.

Вопросительный

Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

Такой план идеально подходит для информационных статей, мастер-классов, инструкций, анализа.

Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:

  1. Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
  2. Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
  3. Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
  4. Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
  5. Что произошло со стариком и его женой в конце?

Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

Назывной

Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.

Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:

  1. Встреча старика и золотой рыбки.
  2. Прихоти старухи.
  3. Старик и старуха у разбитого корыта.

Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

Опорный

Опорный план пишется без правил. Это небольшой пересказ статьи, состоящий из главных информативных частей. Он предназначен для личного пользования. Важно, чтобы вам было удобно и понятно работать с ним. Все пункты – опоры, вызывающие яркие, детальные картины, передающие содержание статьи.

Вы можете писать его развернуто или сжато. Все зависит от вашей цели, возможностей, памяти, ассоциаций.

Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:

  1. Первая встреча старика и золотой рыбки.
  2. Три желания старухи.
  3. Отказ рыбки.
  4. Разбитое корыто.

Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

Смешанный

Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.

Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:

  1. Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
  2. Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
  3. Три желания старухи.
  4. Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
  5. Старик и его жена вернулись к прежней жизни.

Можете им пользоваться для любых целей.

Простой и сложный

Какой план вам нужен: развернутый или простой. Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?

Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.

Например, сказку “Колобок” можно представить так:

Простая структураСложная структура
  • Лепка колобка.
  • Колобок встретился с зайцем.
  • Колобок встретился с волком.
  • Колобок столкнулся с медведем.
  • Колобок попался лисе.
  • Лиса съела его.
  • Появление колобка.
    • Кто испек колобка?
    • Когда ожил колобок?
    • Что сделал оживший колобок?
  • Путешествие колобка.
    • Как ушел колобок от зайца?
    • Встреча волка и колобка.
    • Колобок столкнулся с медведем.
    • Чем закончилась встреча колобка и лисы?

Тренируйтесь писать простой план. Как только у вас начнет получаться, пробуйте сделать развернутый.

Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

Как жанр статьи влияет на создание структуры?

Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:

  1. Научная работа строится так, чтобы пошагово доказать определенную теорию, закономерность. Автор излагает аргументы, в подтверждение приводя документы, ссылаясь на авторитетные источники. Читатель постепенно идет к выводу – основной идеи материала, которая находится в конце.
  2. Яркая заметка, новость и обзор пишется в другой последовательности. Первые пункты – важная, привлекающая внимание информация, середина подробно раскрывает изложенное в начале, а конец – обобщение, дополнительные сведения.

Все дело в характере текстов. Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку.

Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.

Типичные ошибки + примеры

В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. Самообучение опасно тем, что автор не всегда вовремя замечает свои слабые места, привыкает к ним, начиная писать в едином стиле последующие планы. Наставник необходим на этом этапе. Где его найти? Не надо далеко ходить, шерстить интернет, мы уже давно занимаемся обучением копирайтингу и готовы вам помочь.

А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:

  1. Нарушение логической связи, каждый пункт живет отдельной жизнью.
  2. Пункты пересекаются между собой, смысловые границы нарушены. Автор не смог разделить текст на ключевые моменты или слишком детально описал содержание.
  3. Все пункты указывают на второстепенную информацию. Скорее всего автор не сумел определить идею, тему статьи.
  4. Пропущены вступление, заключение.
  5. Автор подобрал неправильные слова для названия пунктов. Невозможно понять, о чем идет речь.
  6. Длина пункта превышает 9 слов, напоминает абзац.
  7. Размер пунктов, вид слишком различаются. Это допустимо только при написании комбинированного плана.

Выпишите список ошибок и повесьте на рабочий стол. Каждый раз, когда садитесь готовить план или проверять его, пройдитесь по списку.

Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.

Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”

  1. Когда ребенок учится говорить?
  2. Ребенок не говорит.
  3. Что нужно говорить малышу?
  4. Как научить ребенка говорить быстро и четко?
  5. Частые ошибки, которые совершают родители: мало читают ребенку, заставляют учиться, ругают.

Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.

Какие ошибки здесь допущены:

  • Пункт 1 – лишнее. Мы ведь говорим о том, как научить малыша разговаривать, а не когда. Про это лучше написать отдельный текст.
  • Пункт 2 – тезисный, а мы оформляем все вопросами. Выглядит аляписто, нелогично.
  • Пункт 3 можно сделать подпунктом для удобства восприятия.
  • Пункт 5 длинный, однородные члены после запятой надо оформить подпунктами.

А вот исправленная версия:

  • Вступление.
  • Как научить говорить ребенка быстро и четко:
    • чтение вслух,
    • развивающие скороговорки,
    • артикуляционная гимнастика,
    • много общения,
    • словесные игры.
  • Почему ребенок не разговаривает?
  • Типичные ошибки родителей:
    • назойливое обучение,
    • недостаток внимания.
  • Заключение.

Учитесь писать подобные тексты для биржи статей, чтобы зарабатывать.

Заключение

План – опора, помогающая собрать мысли в кучку. Когда я начинала на бирже статей, я и понятия не имела, как он упрощает жизнь копирайтера. Практикуйтесь как можно больше: пишите сами, анализируйте чужие работы. Помните, что упорство и опыт – ваше подспорье.

А вы уже пробовали составлять планы? Заметили, как проще пишутся статьи? Пишите комментарии. Поделитесь своим опытом.

Подписывайтесь, чтобы стать независимым, свободным фрилансером! У нас целый цикл статей по копирайтингу и фрилансу.

Я желаю вам удачи!

iklife.ru

Как составить сложный план текста

Понятие сложного плана

       План представляет собой логически связанный, последовательный перечь основных мыслей автора. Систематизация текстового материала не только облегчает запоминание, работу с ним, но и помогает уяснить смысл и цель написания, выделить основные мысли, вкладываемые в текст автором.
Основные требования к сложному плану:

  • структурированность – план должен соответствовать структуре текста, иметь начало и заключение;
  • грамотная формулировка мыслей - название пунктов и подпунктов должны отражать или дополнять основную тему, не наслаиваться и не дублировать друг друга;
  • информативность – название должны содержать необходимую информацию для последующего воспроизведения, не быть слишком общими;
  • последовательность – каждый пункт или подпункт следует из предыдущего, не нарушая логику и целостность изложения мыслей.

Порядок составления сложного плана

       При составлении сложного плана необходимо обращать внимание на абзацы и наиболее яркие образы, описываемые автором – акцентирование внимание на них способствует облегчению процесса выполнения данной работы:

  • прочитать текст, выявить главную тему;
  • выделить основные смысловые текстовые части и озаглавить их – они станут пунктами плана;
  • среди крупных смысловых частей выделить мысли, вкладываемые автором, и также озаглавить их – это подпункты. В каждом пункте должно присутствовать минимум два подпункта;
  • проверить формулировку названий пунктов и подпунктов – они должны быть не отрывками из предложений, а заголовками, сформулированными самостоятельно для смысловых частей текстового материала;
  • проверить, раскрывает ли план основную мысль текста и отображает ли его структуру.

       Например, один из вариантов плана по теме «Феодальная раздробленность Руси»:
1.Причины появления феодальной раздробленности;
а) социально – экономические причины;
б) политические причины.
2. Развитие Руси в период раздробленности;
а) специфика развития русских княжеств;
б) культура периода раздробленности;  
в) борьба с иноземными захватчиками.
3. Последствия феодальной раздробленности.

 

shkolnikru.com

Как составить сложный план текста

Понятие сложного плана

       План представляет собой логически связанный, последовательный перечь основных мыслей автора. Систематизация текстового материала не только облегчает запоминание, работу с ним, но и помогает уяснить смысл и цель написания, выделить основные мысли, вкладываемые в текст автором.
Основные требования к сложному плану:

  • структурированность – план должен соответствовать структуре текста, иметь начало и заключение;
  • грамотная формулировка мыслей - название пунктов и подпунктов должны отражать или дополнять основную тему, не наслаиваться и не дублировать друг друга;
  • информативность – название должны содержать необходимую информацию для последующего воспроизведения, не быть слишком общими;
  • последовательность – каждый пункт или подпункт следует из предыдущего, не нарушая логику и целостность изложения мыслей.

Порядок составления сложного плана

       При составлении сложного плана необходимо обращать внимание на абзацы и наиболее яркие образы, описываемые автором – акцентирование внимание на них способствует облегчению процесса выполнения данной работы:

  • прочитать текст, выявить главную тему;
  • выделить основные смысловые текстовые части и озаглавить их – они станут пунктами плана;
  • среди крупных смысловых частей выделить мысли, вкладываемые автором, и также озаглавить их – это подпункты. В каждом пункте должно присутствовать минимум два подпункта;
  • проверить формулировку названий пунктов и подпунктов – они должны быть не отрывками из предложений, а заголовками, сформулированными самостоятельно для смысловых частей текстового материала;
  • проверить, раскрывает ли план основную мысль текста и отображает ли его структуру.

       Например, один из вариантов плана по теме «Феодальная раздробленность Руси»:
1.Причины появления феодальной раздробленности;
а) социально – экономические причины;
б) политические причины.
2. Развитие Руси в период раздробленности;
а) специфика развития русских княжеств;
б) культура периода раздробленности;  
в) борьба с иноземными захватчиками.
3. Последствия феодальной раздробленности.

 

vashurok.ru

СЛОЖНЫЙ ПЛАН ГОТОВОГО ТЕКСТА


РЕЧЬ

ТЕКСТ

§ 52. СЛОЖНЫЙ ПЛАН ГОТОВОГО ТЕКСТА.

Подробный устный пересказ научно-популярного текста по сложному плану

327. Прочитайте и сравните две памятки по написанию простого и сложного планов текста. По результатам сравнения определите, чем отличается сложный план от простого.

Памятка по составлению простого плана

Памятка по составлению сложного плана

1. Прочитайте текст.

1. Прочитайте текст.

2. Разделите текст на смысловые части и выделите в каждой из них основную мысль.

2. Разделите текст на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. Озаглавьте каждую часть.

3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте их (подпункты плана).

4. Просмотрите текст, проверяя, все ли главные мысли вы выделили и отразили в плане.

4. Просмотрите текст, проверяя, полностью ли в плане отражено основное содержание.

5.


Запишите план.

5. Запишите план.

– Сложный план, как и текст, состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Он более полно отражает содержание и дает читателю ясное представление о логике и композиции текста.

Сложный план отличается от простого тем, что отдельные его пункты, являющиеся заглавиями значительных частей текста, включают в себя подпункты (т. е. заголовки более мелких частей), в которых тема раскрывается более детально.

328. I. Прочитайте текст. Докажите, что он является связным и цельным.

Мой знакомый вместе со своими товарищами-инженерами занимается проблемами машинного зрения. В поисках подходящих глаз для роботов они изучали глаза разных живых существ, их строение, достоинства и недостатки. Были исследованы глаза лягушки, затем – кошки, голубя, человека. Каждый раз открывались удивительные вещи.

Выяснилось, например, что, вопреки всеобщему мнению, кошка видит в темноте немногим лучше, чем мы с вами. А голубь может рассмотреть зернышко пшеницы за несколько сот метров, замечает разницу в величине шариков, даже если она составляет сотые доли миллиметра!

Больше всего поразил исследователей глаз человека. Главная его часть – сетчатка – состоит из множества светочувствительных элементов – палочек и колбочек. Палочки воспринимают черно-белое изображение, колбочки – цветное. Они настолько малы, что на участке сетчатки, равном по своим размерам точке на этой странице, размещается двадцать тысяч палочек и колбочек.

Сколь же трудной была задача инженеров – создать устройство, которое могло бы соперничать с человеческим глазом! Тем не менее, такой прибор был сконструирован – это телевизионная камера.

(С. Зигуненко)

II. Определите, из каких смысловых частей состоит текст. Озаглавьте их и составьте простой план, запишите его.

III. Найдите средства связи между предложениями первого абзаца.

IV. Объясните значение слов робот, инженер. Проверьте себя по словарю.

329. I. Рассмотрите схему сложного плана. Расскажите, как пунктуационно оформляется сложный план.

Схема сложного плана текст

I. Вступление.

II. Основная часть (развитие действия).

2. …

3. …

III. Заключение.

II. Сравните данный на с. 218 сложный план сочинения по теме “Почему книгу называют другом” с простым планом, составленным вами к тексту предыдущего упражнения.

Почему книгу называют другом

План

I. “Книга – лучший друг” (Пословица).

II. Почему книгу называют другом.

1. “…Книга учит людей хорошему” (Н. Носов).

2. Книга – источник знаний.

3. Книга – наша помощница.

4. “Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает” (Пословица).

III. Книгу надо беречь, как друга.

330. I. Определите структурные части (вступление, основную часть, заключение) в тексте из упр. 328.

II. Определите и сформулируйте кратко, о чем говорится в основной части. Запишите эти краткие формулировки.

III. Используя памятку и теоретический материал, составьте сложный план текста упр. 328.

IV. Устно перескажите содержание текста в соответствии с составленным сложным планом.



predmety.in.ua

Ответы@Mail.Ru: Как пишется сложный план!

Светланка Шевцова Ученик (100), на голосовании

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *