Искусство школьный предмет – Учебные предметы в России — Википедия

Почему предмет «Изобразительное искусство» нужен каждому школьнику

Хотя искусство играет огромную роль в жизни почти каждого человека, в школе с предметом ИЗО всё довольно печально. Часов на него отведено мало, да и учителя, к сожалению, редко бывают профессионалами. Почему изобразительное искусство в школе непопулярно и как изменить подход к предмету, «Мелу» рассказал Борис Неменский, народный художник России, директор Центра непрерывного художественного образования при Московском институте открытого образования.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Ответ на вопрос, как сделать так, чтобы дети с радостью ходили на урок «Изобразительное искусство», казалось бы, прост: хорошая программа, хорошие учебники и талантливый учитель. Причём хорошие учебники есть — и бумажные, и электронные, и методические пособия для учителей. Но вот учителя часто недостаточно готовы. Скажем по-другому.

Учебник — это ноты, а учитель — это исполнитель. И среди них не так часто попадаются рихтеры

Задача нашего Центра в том числе — научить учителей влюблять детей в искусство. Задача очень непростая: сегодня учителя зачастую не видят всего многообразия искусства и тех педагогических возможностей, которые оно открывает. Ведь ИЗО — это не просто рисование. Кроме основ живописи, графики и скульптуры, предмет включает в себя развитие в области разных видов дизайна, архитектуры, народных и профессиональных видов декоративно-прикладных искусств, первичное освоение компьютерной графики, художественной фотографии, а также инструментарий для понимания роли изображения во всех видах синтетических искусств — в кино и театре.

Искусство так или иначе присутствует в жизни всех людей, но в школе оно находится «на задворках». Но это не значит, что оно менее важно, чем, например, физика или математика. Есть две формы познания мира. Первая — логическая, научная или объективная, построенная на законах и закономерностях. Но есть и эмоционально-образное восприятие мира: нравится — не нравится, люблю — ненавижу, прекрасное — безобразное. Это необходимая составляющая переживания жизни человеком, и создаётся она не только политикой и наукой. Именно искусство помогает нам наследовать, передавать и осмысливать собственный опыт чувств. Искусство активно участвует в формировании нашей ценностной картины мира.

Художественное развитие в школе вводит ребёнка в наследование духовной культуры, наследование миропонимания, мироотношения

Никакими другими способами этот эмоциональный опыт поколений — опыт отношения к семье, друг к другу, к обществу — ему не перейдёт. Именно поэтому именно в школе необходимо общее художественное образование.

Я буду настаивать: изобразительное искусство в современном наполнении предмета нужно всем и до конца школы. Ну хотя бы до 9 класса. Не только для развития особых художественных способностей — именно как общеобразовательный предмет. В то же время объединение в едином уроке музыки, изобразительного искусства, поэзии, театра и других видов искусства — в корне неверное решение. Это так называемые полихудожественные или интегрированные курсы, например «Искусство» или «МХК». Мировая художественная культура — как обобщающий предмет. Он необходим в классах старшей школы, когда у учащихся сформирован определённый уровень исторического мышления. А иначе это рассказы об искусстве, а не собственно художественное развитие личности ребёнка. Вопросы истории искусства, восприятия произведений в период основной школы — важные составляющие предметов ИЗО, музыки и литературы. А вот во внеурочной деятельности все эти умения и знания прекрасно могут объединяться и в организации праздников, и в постановке спектаклей, и в историко-краеведческих проектах. Но музыку должен преподавать педагог музыки, изобразительное искусство — педагог-художник. Общегуманитарных или общехудожественных знаний здесь недостаточно.

Я не раз встречал учащихся старших классов, которые ревниво спрашивали: «А почему нас этому не учили? Это же так интересно!». Изобразительное искусство помогает учащимся ориентироваться в современной культуре, по-новому видеть окружающий их мир, именно повседневный. Но есть некоторое сопротивление директоров школ и родителей учащихся — мол, есть предметы поважнее. А там, где ИЗО ведётся по старинке, оно ведётся непрофессионалами или педагогами, не обладающими современным уровнем компетенций. Там это просто «рисование».

Почему художественная школа может лишь навредить талантливому ребёнку

Но есть изменения и в позитивную сторону. За последние 25 лет вообще изменилось многое. Предмет «Изобразительное искусство» стал базовым предметом для начальной и основной школы в соответствии с ФГОС. Он обрёл революционно новое содержание по сравнению с 80-ми годами. Это новое содержание проявилось в создании учебников для всех классов общеобразовательной школы. Раньше таких просто не было. Учебники снабжены рабочими тетрадями и учебными пособиями как для детей, так и для учителей. Они постоянно совершенствуются и перерабатываются. Сегодня они сопровождаются электронными версиями, а также специально созданными приложениями. Кроме того, мы постоянно разрабатываем курсы повышения квалификации и переподготовки для учителей.

Нашим принципом организации обучения в школе является системность. Обучающие задачи строятся как кирпичики, последовательно. Темы не повторяются, хотя каждая из них может почти неограниченно углубляться там, где это возможно или необходимо.

Важный принцип содержания предмета — опора на личный опыт ребёнка, опережающее соответствие его естественным жизненным интересам: от жизни — через искусство — к жизни.

Важно и включение в содержание предмета всех видов визуально-пространственных искусств в их социальном, то есть нужном для каждого человека значении. Эти занятия важны для введения учащегося в отечественную художественную культуру, понимания ценности многообразия культур мира. Они учат понимать человека, да и просто помогают радоваться и жить интересно.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

13 главных японских мультфильмов

Почему курсы подготовки к школе вредны для детей

7 удивительных школьных запретов

mel.fm

Зачем школе искусство?

Разделы:
Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Вся гордость учителя в учениках, в
росте посеянных им семян.

Д.И. Менделеев.


В специальных школах — художественных,
музыкальных — учат искусству детей одаренных,
увлеченных. Учат тех, которые мечтают связать
жизнь с творчеством, и родители понимают, что это
необходимо: для развития ребенка, чтобы он вырос
эстетической и гармонично развитой личностью
или просто из престижных соображений.


А зачем искусство в школе еще образовательной?
Зачем учить искусству всех? Вроде ясно — для
художественного развития. Но что должно дать это
развитие? Только «художественно грамотный»
человек может насладиться искусством. И это
истина. Что значит «художественно грамотный»?
Неужели это только умеющий немного рисовать,
лепить, конструировать? А художественная
грамота?


И в школе, где учитель относится творчески к
урокам, открывается путь к формированию
способностей личности.


Что же мне учителю необходимо сделать, чтобы
каждый ребенок мог стать способным, мог взять
эстафету великой культуры от старших поколений,
эстафету поиска, высокой духовной жизни
человека. Взять и нести ее дальше.


Преподавание изобразительного искусства в
общеобразовательных школах необходимо, для
познания жизни, для того, чтобы научить постигать
опыт великого наследия.


«Наша задача состоит в том, чтобы создать более
совершенное общество, дать молодому поколению
как можно больше истинных благ — в первую
очередь духовных, которые смогут сделать жизнь
прекрасней» — это мысли великого художника,
философа С.Рериха. И я с этим полностью согласна.


Необходимо отрабатывать умения, навыки,
которые должны стать средством достижения цели.
Я, как учитель, делаю себе установку: «познавай,
думай, трудись». Долог и тернист этот путь, чтобы
умело указать новому поколению дорогу к
творчеству, к искусству, дорогу к духовной пище.


Что нужно для того, чтобы подготовить хороший
урок?


Во-первых, я обязательно учитываю уровень
подготовленности класса, а уж потом подбираю
материал.


Это не только высокое профессиональное
мастерство и педагогическое совершенство
учителя. С этим, конечно, неразделимы высокие
нравственно-этические принципы и верность
традициям нашей культуры. Учитель школы — это
художник способный решать задачи обучения на
уроке и вне его. Это, безусловно, человек
владеющий методикой, основами дидактики, знающий
проблемы современной педагогики.


Во-вторых, для себя выделяю три подхода к
изобразительной деятельности и восприятию
искусства.

  • Первое — бытовое восприятие. Учить ценить
    произведения искусства, зная значения картины в
    мировом искусстве.
  • Второе — искусствоведческое восприятие. Что
    видели в картине, что стремился изобразить
    художник, какие художественные средства
    выразительности применены.
  • Третье — профессиональное восприятие. Учить на
    практике рисунку, «мазкам», тональным
    отношениям и т.д.

И, в-третьих, учу рисованию на реалистической
основе. Именно это считаю главным в воспитании и
подготовке творчески мыслящих поколений
рабочих, служащих, инженеров, ученых.


Предмет изобразительного искусства в школе
должен быть конкретным, иметь четкую структуру
по содержанию и выходить на практический
результат, который оформлен выставками,
презентациями, проектами для других.


Чтобы усилить эффективность обучения
рисованию необходимо четко определить и
последовательно, реализовать конечную цель
обучения.


Сначала я определяю минимальный круг вопросов,
нужных для решения поставленных задач в
обучении. Знания давать к месту, с учетом их
использования в конкретной учебной задаче, тогда
будет прочнее их закрепление. Процесс обучения
необходимо строить на широком использовании
внутрипредметных и межпредметных связей.


Обязательно создаю условия для интенсивного
развития, самостоятельности в творчестве
школьников. Веду обучение в соответствии с
индивидуальными склонностями и способностями
учащихся добросовестно, творчески и
квалифицированно.


Предельно ответственное дело учителя
изобразительного искусства — это обращение к
будущему, влияние на развитие ребенка, на его
отношение к миру, творчеству.


Уроки изобразительного искусства:

  • повышают уровень изобразительной культуры,
  • решают проблему бездуховности,
  • повышают зрительскую культуру,
  • чат воспринимать подлинное искусство,
  • усиливают радость жизни,
  • воспитывают эмоциональную отзывчивость к
    прекрасному.

Поэтому учитель общеобразовательной школы
должен обладать необходимыми сведениями по
истории искусств, должен любить искусство,
«видеть» его. Только тогда он сможет справиться
с важной ответственной задачей — развивать в
своих учениках понимание искусства, способность
заражаться им, извлекать из него все то, чем оно
может обогатить их внутренний мир.


Детские работы: Рассматриваю. Анализирую, чем
понравился он мне когда-то.


Выразительная неумелость в изображении
пространства, наивность, смелость при передаче
ситуации. Для кого нарисовал? Это просто диалог
ребенка с кем-то.


Вот передо мной рисунок «На празднике»,
выполненный учеником еще в прошлом веке. Я вижу
счастливое детство. Солнце лучезарно освещает
семью: маму, папу и ребенка, улыбающегося с
шариком в руках. Нет линии земли и неба, но я
чувствую эту линию иллюзорно. Вот она, счастливая
семья.


Маленький автор целостно воспринимает мир и
вижу, что он владеет с техникой работы красками и
фломастером.


Просматриваю рисунок, думаю об этом ученике.
Где он? Кем стал? Рисует ли? Помнит ли мои
«навязанные» правила рисования? А вдруг стал
художником и нашел свой жизненный путь в
творчестве. Тешу себя тем, что все-таки оставила
след в душе этого человека.


Я стремлюсь научить красоте детей и разбудить в
них живое отношение к искусству, учу жить.

15.03.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Статья «Искусство в школе»

«Искусство в школе»

учитель изобразительного искусства

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. 
Д.И. Менделеев
.

В специальных школах — художественных, музыкальных — учат искусству детей одаренных, увлеченных. Учат тех, которые мечтают связать жизнь с творчеством, и родители понимают, что это необходимо: для развития ребенка, чтобы он вырос эстетической и гармонично развитой личностью или просто из престижных соображений.

А зачем искусство в школе еще в образовательной? Зачем учить искусству всех? Вроде ясно — для художественного развития. Но что должно дать это развитие? Только «художественно грамотный» человек может насладиться искусством. И это истина. Что значит «художественно грамотный»? Неужели это только умеющий немного рисовать, лепить, конструировать? А художественная грамота?

И в школе, где учитель относится творчески к урокам, открывается путь к формированию способностей личности.

Что же мне учителю необходимо сделать, чтобы каждый ребенок мог стать способным, мог взять эстафету великой культуры от старших поколений, эстафету поиска, высокой духовной жизни человека. Взять и нести ее дальше.

Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных школах необходимо, для познания жизни, для того, чтобы научить постигать опыт великого наследия.

«Наша задача состоит в том, чтобы создать более совершенное общество, дать молодому поколению как можно больше истинных благ — в первую очередь духовных, которые смогут сделать жизнь прекрасней» — это мысли великого художника, философа С.Рериха. И я с этим полностью согласна.

Необходимо отрабатывать умения, навыки, которые должны стать средством достижения цели. Я, как учитель, делаю себе установку: «познавай, думай, трудись». Долог и тернист этот путь, чтобы умело указать новому поколению дорогу к творчеству, к искусству, дорогу к духовной пище.

Что нужно для того, чтобы подготовить хороший урок?

Во-первых, я обязательно учитываю уровень подготовленности класса, а уж потом подбираю материал.

Это не только высокое профессиональное мастерство и педагогическое совершенство учителя. С этим, конечно, неразделимы высокие нравственно-этические принципы и верность традициям нашей культуры. Учитель школы — это художник способный решать задачи обучения на уроке и вне его. Это, безусловно, человек владеющий методикой, основами дидактики, знающий проблемы современной педагогики.

Во-вторых, для себя выделяю три подхода к изобразительной деятельности и восприятию искусства.

  • Первое — бытовое восприятие. Учить ценить произведения искусства, зная значения картины в мировом искусстве.

  • Второе — искусствоведческое восприятие. Что видели в картине, что стремился изобразить художник, какие художественные средства выразительности применены.

  • Третье — профессиональное восприятие. Учить на практике рисунку, «мазкам», тональным отношениям и т.д.

И, в-третьих, учу рисованию на реалистической основе. Именно это считаю главным в воспитании и подготовке творчески мыслящих поколений рабочих, служащих, инженеров, ученых.

Предмет изобразительного искусства в школе должен быть конкретным, иметь четкую структуру по содержанию и выходить на практический результат, который оформлен выставками, презентациями, проектами для других.

Чтобы усилить эффективность обучения рисованию необходимо четко определить и последовательно, реализовать конечную цель обучения.

Сначала я определяю минимальный круг вопросов, нужных для решения поставленных задач в обучении. Знания давать к месту, с учетом их использования в конкретной учебной задаче, тогда будет прочнее их закрепление. Процесс обучения необходимо строить на широком использовании внутри предметных и межпредметных связей.

Обязательно создаю условия для интенсивного развития, самостоятельности в творчестве школьников. Веду обучение в соответствии с индивидуальными склонностями и способностями учащихся добросовестно, творчески и квалифицированно.

Предельно ответственное дело учителя изобразительного искусства — это обращение к будущему, влияние на развитие ребенка, на его отношение к миру, творчеству.

Уроки изобразительного искусства:

  • повышают уровень изобразительной культуры,

  • решают проблему без духовности,

  • повышают зрительскую культуру,

  • чат воспринимать подлинное искусство,

  • усиливают радость жизни,

  • воспитывают эмоциональную отзывчивость к прекрасному.

Поэтому учитель общеобразовательной школы должен обладать необходимыми сведениями по истории искусств, должен любить искусство, «видеть» его. Только тогда он сможет справиться с важной ответственной задачей — развивать в своих учениках понимание искусства, способность заражаться им, извлекать из него все то, чем оно может обогатить их внутренний мир.

Детские работы: Рассматриваю. Анализирую, чем понравился он мне когда-то.

Выразительная неумелость в изображении пространства, наивность, смелость при передаче ситуации. Для кого нарисовал? Это просто диалог ребенка с кем-то.

Вот передо мной рисунок «На празднике», выполненный учеником еще в прошлом веке. Я вижу счастливое детство. Солнце лучезарно освещает семью: маму, папу и ребенка, улыбающегося с шариком в руках. Нет линии земли и неба, но я чувствую эту линию иллюзорно. Вот она, счастливая семья.

Маленький автор целостно воспринимает мир и вижу, что он владеет с техникой работы красками и фломастером.

Просматриваю рисунок, думаю об этом ученике. Где он? Кем стал? Рисует ли? Помнит ли мои «навязанные» правила рисования? А вдруг стал художником и нашел свой жизненный путь в творчестве. Тешу себя тем, что все-таки оставила след в душе этого человека.

Я стремлюсь научить красоте детей и разбудить в них живое отношение к искусству, учу жить.

infourok.ru

Искусство ставить вопросы: что мешает МХК стать важнейшим предметом в школе / Newtonew: новости сетевого образования

Обычно уроки МХК сводятся к тренировке памяти. Упражнения с картинками и подписями учат отвечать на простейшие вопросы — кем, когда и где было создано художественное произведение. Как от набора массы знаний переключиться на их функциональное использование, почему актуальность МХК растёт с каждым годом и зачем привлекать методы математиков на уроках истории искусства, нам рассказала Анастасия Лосева.

Анастасия Лосева


Одно решение для трёх парадоксов 

Прежде чем войти в класс, учителю МХК приходится распутать для себя плотный клубок проблем. В первую очередь, парадоксален сам формат школьной «мировой художественной культуры»: при том, что в расписании эта дисциплина появляется не чаще одного раза в неделю, ученикам на ней предлагают запомнить чрезвычайно большое количество фактов. И это исходная причина выхолащивания предмета, который грозит превратиться для детей в абстрактную средневековую «сумму», абсолютно лишённую личной включённости. Это происходит очень естественно, поскольку чем меньше часов отводится учителю, тем больше информации он торопится дать.

 

Анастасия Лосева

Преподаватель курса «МХК в задачах»

Времени на то, чтобы ребята пережили сопричастность искусству, ощущение не отстранённого, а принадлежащего им знания, уже не остаётся.

Но стоит посмотреть на содержание урока, как в глаза бросается ещё более странная проблема — совершенно не понятно, как в этой гуманитарной области формулировать вопрос. Тогда как математике, химии или физике дети учатся, самостоятельно решая задачи, проводя опыты и лабораторные работы, какие задачи может поставить перед ними история искусств? 

И если эти неразрешенные проблемы учителя тяготят, то междисциплинарная природа МХК окончательно погружает его в состояние растерянности. Материал уроков должен касаться не только пластических искусств, но и музыки, и зарубежной литературы.

Это предмет о связях, общих категориях, стилях, а если говорить точнее — о мировоззрении той или иной эпохи.

Но даже когда мы добросовестно стараемся не упустить эту многоликую суть, чрезвычайно сложно связать её с конкретными темами уроков. 

Само появление МХК в школе — настоящий педагогический вызов.

 

Получается, что само появление МХК в школе — настоящий педагогический вызов. Каждый справляется с ним по-своему. На онлайн-курсе Лекториума я предлагаю собственный метод максимально честной работы в предложенных обстоятельствах: заняться придумыванием заданий. Научиться этому легко и совершенно необходимо: благодаря заданиям и преподаватель, и дети начинают воспринимать историю искусств как живой материал, из которого можно что-то создать самому. А какие вам удастся найти внутренние связи в мировой художественной культуре, зависит от вашей фантазии и типов задач. Оказывается, их может быть очень много. 


Фидий + Модильяни = ?

Чтобы оценить важность задач для МХК, достаточно заметить, как фундаментально они меняют атмосферу урока. Обычно я стараюсь уйти от системы взысканий, когда ребёнка может останавливать страх неправильно переставить картинки, и предлагаю искать ответ не индивидуально, а в небольших группах. Из этого неизбежно рождается неформальное обсуждение:

«Зачем ты поменял местами эти изображения? Почему ты считаешь, что эти две картины написаны одним и тем же художником»?

А в результате получается, что на занятиях ребята самостоятельно выполняют крошечный элемент исследовательской работы. 

 

Анастасия Лосева

Преподаватель курса «МХК в задачах»

Эта мелочь очень существенна, потому что современная доступность информации развивает в детях склонность к общей поверхностности. Они привыкают к тому, что ключ всегда очень просто достаётся. А чтобы совершенствовать навыки мышления, нужно докапываться до глубоких ответов.

Учителю же задания заметно восполняют недостаток времени. Представьте, что вы рассказываете про античность. Разумеется, 45 минут не хватает, чтобы успеть осветить также античную традицию, живущую и в современной культуре. Тут вас и выручают задания: таким способом, не читая лекцию об античной традиции в творчестве Пикассо, можно немножко эту тему приоткрыть. И так в каждом направлении: вместе изучив Византию, просим самостоятельно отличить современные мозаики от средневековых, погружаясь в готику, даем задания на витражи как вид искусства. 

А вот и пример того, как можно исследовать региональные и исторические особенности храмов.


Страх и хитрость уроков в музее

И всё же едва ли не важнейшим элементом для предмета МХК остаются уроки в музее. 

Для многих стран посещения музея учителем с детьми давно стали приятной, а главное — обычной практикой. Скажем, в Испании такие группы пускают совершенно бесплатно. Для нас же, к сожалению, пока это очень сложный процесс. 

Сперва, по нормам безопасности, для школьной группы нужно определить сопровождающих. И если раньше ими могли быть волонтеры из родительской среды, то сейчас это разрешено только работникам школы. Стоит ли говорить, как сложно найти свободных учителей, которые в удобное для вас время поедут в музей? 

Затем, попав на место, вы сталкиваетесь с требованием дополнительной оплаты за то, чтобы провести в стенах музея для класса свою лекцию. То есть учитель заранее помещается музейщиками в роль конкурента, несущего ересь и попусту заполняющего залы.

Так что если вам удалось сводить каждый свой класс в музей два раза за весь учебный сезон — это подвиг! 

Но мы все обязаны идти по этому трудному пути. Чтобы дети встретились с памятниками, стоит решиться на хитрость. Подробно об иезуитских способах проникновения в музей я расскажу на курсе, но ключевой момент в них один — нужно перевести школьную экскурсию в формат контрольной работы. 

Всё гениальное просто: вы заранее распределяете с детьми какие-нибудь пары для сравнения из одного или нескольких залов. После чего у музейных работников не остаётся возможности сказать вам слово поперёк —  ваши дети тихо ходят и пишут на листочках. А тем временем вы достигаете желаемого результата, потому что они вдумчиво общаются с определённой группой памятников и при этом видят достаточно большой художественный контекст.

Всё гениальное просто: нужно перевести школьную экскурсию в музее в формат контрольной работы.

 

Школьники относятся к контрольным работам серьёзно, стараются описать больше деталей — а чтобы их заметить, приходится многократно возвращаться к одному объекту. Это учит ребят, растущих в современной культуре клипового сознания, тому, что произведения искусства нужно смотреть долго. Поэтому, конечно, нужно стремиться ездить на архитектурные объекты и ходить в музеи. Только тогда история искусства воспринимается как живой предмет и увлекательная наука,  а не странный труд учёных, сидящих в пыльных кабинетах.


Из школы в профессию и обратно. Кто удовлетворит растущий спрос на знания? 

На мой взгляд, очень важно рассказывать о профессиях, связанных с искусством — искусствоведах закупочной комиссии, галерейщиках, кураторах. Если есть возможность, здорово будет пригласить реставратора иконописи, когда вы рассказываете про иконы.

Удивительным образом сегодня в нашей стране эта область стала считаться женской, хотя все ведущие зарубежные учёные — мужчины.

Поэтому важно открывать этот предмет для всех, объяснять, что есть разделы истории искусств, которые теснейшим образом связаны с другими дисциплинами, например с химией, физикой и ручным трудом. 

Очень важно рассказывать не только о самом искусстве, но и профессиях, с ним связанных.

 

Поднять учебный интерес к МХК у способных детей на уровень первичной профессиональной увлечённости помогли бы специализированные конкурсы или летние школы, но их пока нет. Пожалуй, единственной соревновательной площадкой для нас остается Всероссийская олимпиада школьников. На ней я замечаю оптимистичную тенденцию последних лет: задания от проверки случайного нахватанного знания уходят в сторону анализа. Это один из важнейших показателей развития предмета: педагогическая экспертная оценка начинает работать лучше. Но до появления профессионального сообщества нам всё ещё далеко.

Во многом поэтому преждевременен и разговор о ЕГЭ по МХК. Учителя предметов-аббревиатур пока не вырабатывают общих критериев оценивания и методов контроля знаний. И главная причина этому — критическое отсутствие кадров.

Преподавателями МХК в школе часто оказываются случайные люди: как правило, ими становятся любые педагоги гуманитарного цикла, учителя музыки для младших классов или даже люди, ведущие уроки технологии.

Кто из них достаточно квалифицирован, чтобы дать детям понимание базовых архетипов сознания, научить видеть связи в различных мировоззрениях?  

Между прочим, наша культура уже давно не вербальна, люди с каждым годом получают всё больше информации с помощью визуальных каналов. Так что предмет МХК сейчас должен быть очень и очень востребован, только этого почему-то никто пока не понимает. Мы только по привычке продолжаем говорить, что у нас литературоцентричное сознание, как у людей XIX века. На самом деле это далеко не так: мы постоянно заняты восприятием и истолкованием визуальных образов.

А в силу того, что люди сейчас читают существенно меньше, возникает очень сложная проблема — эмоцию или мысль при виде изображения они не могут перевести в слова.

Получается два разных текста: картинка, ощущение от которой нужно выразить на языке с вербальным кодом. Этому переводу, оказывается, теперь очень сложно научиться. Раньше мы этого не чувствовали. И тут нет никакого другого пути, кроме как пробовать делать это снова и снова. 

Следите за набором курса «Мировая художественная культура в задачах». 

2 декабря 2015, 12:10

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Искусство как один из главных предметов в школе

Украинское общество активно включается в обсуждение проблем образования и его реформирования.
Довольно существенная часть родителей считает предметы «Музыкальное искусство» и «Изобразительное искусство» теми, что являются необязательными для изучения в общеобразовательной школе.

Одна из причин — в обществе нет понимания значения художественных дисциплин для формирования личности учащихся. Родители довольно часто не осознают, что именно предметы музыкального и изобразительного искусства имеют огромный потенциал для развития творческой личности, формирование креативного мышления, развития чувственной сферы, осуществление самокорекции психоэмоционального состояния.

Во многих странах мира уже поняли, что развить у детей вышеуказанные качества, которые крайне необходимы в современном мире, лучше всего можно именно с помощью художественных дисциплин.
Поэтому, например, в Японии, Финляндии, Англии всех детей, не зависимо от их музыкальных способностей, учат играть на музыкальных инструментах.Почему музыкальное и изобразительное искусство являются одними из главных предметов в этих школах?

Прежде всего потому, что в школе на всех предметах развивают мышление рациональное, и только иррациональное мышление развивается исключительно благодаря художественным дисциплинам.
Ученик должен научиться мыслить художественными образами, различать оттенки цветов, развивать фантазию, чувственную сферу, сферу обоняния (анализировать различные запахи, духи Уфа) и так далее, для того, чтобы в любой сфере деятельности проявить свое творчество, гибкость мышления, креативность.

В конце ХХ века появился термин – эмоциональный интеллект(он был употреблен впервые в 1990 году Дж. Мейером. Развивать эмоциональный интеллект можно только через системное обучение искусству, через поэтапное овладение языком искусства, овладение средствами творческого самовыражения через художественно-творческую деятельность (рисование, лепка, пение, музыкальные импровизации и т. п), приобретение умений интерпретировать произведения искусства и прочее.

Facebook

Вконтакті

Однокласники

Google+

Если вам представилась возможность посетить чудесную страну — Польщу, то обязательно поинтересуйтесь их правилами этикета, ведь в каждой стране есть устоявшиеся нормы поведения и признаки хорошего тона, и скорее всего, они будут кардинально отличаться от правил вашей страны.

То, что 20 лет тому казалось фантастикой и чем-то сверхъестественным, теперь находится в каждодневном использовании у населения земли. Технологии и промышленность стремительно двигаются вверх, так что за несколько десятилетий население и способ жизни на Земле изменятся кардинально. Чтобы изменить будущее, начните уже сейчас и перейдите по ссылке. Так на что же будет похожа Земля, к примеру, состоянием на 2060 год.

Если вам с детства внушали, что у вас нет таланта, и вы не способны нарисовать даже солнце, то эта статья именно для вас. Здесь вы подробно узнаете, как научиться красиво рисовать и что вообще для этого нужно.

Выбор подарка – это всегда сложно и волнующе, но если для родных и любимых это сделать трудно, то как же подобрать оригинальные и необычные подарки коллегам, или, если вы начальник, подчиненным. Топ оригинальных корпоративных подарков.

Жизнь студента была бы намного проще, если бы рефераты, курсовые и дипломные не проверялись на уникальность. Система ВУЗов давно подключена к антиплагиатским программам, которые ищут совпадения во всех возможных источниках.

Читать книги намного лучше, чем просиживать время в интернете, но для большинства начать читать книгу – целая эпопея. Найдите время для книг, а эти советы помогут вам.

Перед человеком, который начинает свой бизнес стоит множество вопросов и тем, которые требуют объяснения. Но эти вопросы нужно открыть еще до запуска бизнеса, чтобы потом не было неприятных сюрпризов. Нужно сосредоточиться на главном и привести идеи к действию.

Существует много способов борьбы с лишним весом, но не всегда они увенчаны успехом. Это происходит из-за слишком резкого старта, не содержания правил похудения и постоянных сбоев. Как превратить похудение из каторги в образ жизни читайте ниже.

В поисках лучшей жизни много людей ищут возможность жить и работать за границей, но чтобы работа приносила плоды и возможность карьерного роста, она должна быть официальной, то есть, работодатель должен вас оформить как сотрудника.

Не все знают, что интернет-зависимость давно приобрела термин «фаббинг».

readbookz.net

Искусство в школе — это… Что такое Искусство в школе?



Искусство в школе

Журнал «Искусство в школе» — единственное научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное не какой-либо отдельной художественной дисциплине, а совокупности проблем преподавания искусств в школе.

Журнал рассказывает о передовых методах преподавания мировой художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, театра как в школьных, так и во внешкольных формах; литературы как предмета эстетического цикла, включающего детское литературное творчество. При поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии журнал осуществляет проект «Экранные искусства: постижение через творчество», цель которого подготовить почву для включения экранных искусств в общее образование.

Журнал «Искусство в школе» рекомендован Высшей аттестационной комиссией для публикации материалов диссертационных исследований по педагогике искусства.

Сайт журнала: http://art-in-school.narod.ru/

ссылки

Государственные образовательные стандарты

Wikimedia Foundation.
2010.

  • Физвоспитание в школе
  • Алонсо Диас, Фернандо

Смотреть что такое «Искусство в школе» в других словарях:

  • Искусство для искусства —          чистое искусство , название эстетической концепций, утверждающих самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественной жизни. Как показал Г. В. Плеханов, склонность художников и людей, живо… …   Художественная энциклопедия

  • Искусство и техника оружейного дела — Император Максимилиан I в доспешной мастерской. На столе хорошо видны инструменты. На втором плане кузнечный горн и наковальня. На стене висят готовые доспехи различных типов. Любопытно, что доспех ренцойг и рентарч предназначаются для левши, о… …   Энциклопедия средневекового оружия

  • Искусство изобразительное и декоративно-прикладное —    Древнейшие из обнаруженных на тер. У. пам. изобр. иск ва наскальные рис., металлическая пластика относятся к периоду первобытно общинного строя: от верхнего палеолита до жел. в. (наскальные изобр., савромато сарматский звериный стиль, перм.… …   Уральская историческая энциклопедия

  • искусство для искусства — эстетическая теория, сложившаяся во 2 й половине XIX в., в основе которой лежит утверждение независимости искусства от политики и общественных требований, самоцельности художественного творчества. Рубрика: художественные методы и направления… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Искусство для искусства — («Искусство для искусства», )         «чистое искусство», название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Как показал Г. В. Плеханов,… …   Большая советская энциклопедия

  • Искусство модернизма — Эта статья о направлении в искусстве. Об историческом периоде см. Эпоха модерна Модернизм (итал. modernismo  «современное течение»; от лат. modernus  «современный, недавний»)  направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся… …   Википедия

  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» — («чистое искусство»), название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Как показал Г. В. Плеханов, «склонность художников и людей, живо… …   Литературный энциклопедический словарь

  • «искусство для искусства» — «искусство для искусства», «чистое искусство», название эстетической концепций, утверждающих самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественной жизни. Как показал Г. В. Плеханов, склонность художников и… …   Художественная энциклопедия

  • Поваренное искусство — искусство приготовлять из сырых растительных и животных продуктов удобоваримые и легко усвояемые блюда. П. искусство должно отвечать всем требованиям гастрономии (см). Многочисленные геологические находки в пещерах Германии, Франции и Англии и др …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Россия. Искусство: Архитектура, живопись и гравирование — История искусства в России точно так же, как и история русской культуры вообще, распадается на два неравных, резко разграниченных периода: древний, простирающийся с незапамятных времен до эпохи преобразований Петра Великого, и новый, обнимающий… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

dvc.academic.ru

О месте школьных предметов «Музыка», «Мировая художественная культура», «Изобразительное искусство» в общеобразовательном процессе

«Искусство
наполняет жизнь значением и смыслом…

и делает это
мощно и красиво, как ничто другое».


Г.Джеймс. Письмо Г.Уэллсу.

Человек
всегда должен учиться. Таким образом, он идёт вперёд, развивается,
самосовершенствуется… Если мы посмотрим на наше сегодняшнее
образование, то поймём, что всесторонне развитую, гармоничную
личность воспитать будет очень и очень трудно.

Сегодня
школа «накачивает» головы детей знаниями (которые, в
таком количестве и качестве хорошо, если усваиваются наполовину), а
мускулы – силой (судя по приступам недомогания у многих детей
после таких уроков интенсивного «оздоровления», задаёшься
вопросом: а ТАК ЛИ надо?). Знания весьма быстро устаревают, а мускулы
чаще всего работают не на благо человека. Такое впечатление, что все
забыли, что главная цель школы – научить детей видеть и думать
творчески! Кто-то скажет, что в такой-то отдельной школе всё основано
на творчестве и созидании. Буду искренне рада за вас, уважаемые
коллеги, если ваши дела обстоят именно так. Но изучение мною данного
вопроса приводит к выводу, что всё в основном делается для отписки, а
источниками для таких отписок служат отдельные культурно-творческие
оазисы.

Просто
возмутительно звучит фраза о том, что, приходя на урок музыки, «дети
должны отдохнуть». Они должны не отдохнуть, а как бы по-другому
ощутить себя в будничной реальности, в другое самопредставление. Урок
музыки – это не попели – разошлись». Это работа
души и интеллекта. Причём, одно от другого не отделимо. Каждый ответ,
всякое проявление себя в разных видах деятельности – это
открытие для себя самого и себя же как личности для других, то есть
для одноклассников, сверстников и, в том числе, для учителя. Ведь
здесь не заглянешь в готовый ответ в учебнике-решебнике, не спишешь у
соседа. Урок музыки – это встреча и единомышленников, и
противников, и тех, кому, вроде бы, вообще ничего не интересно, но
именно на данном уроке такие дети начинают себя проявлять. Да,
по-разному, но это больше, чем тупое молчание на задаваемые вопросы,
или огульное отрицание всего, что предлагается во время урока и для
индивидуального развития.

Многие
дети именно на таких уроках раскрепощаются, так как имеют возможность
самовыразиться, стать успевающими.


Вопиющим фактором является
отсутствие Музыки, МХК, ИЗО в сёлах, тем более, деревнях. Я сама
работаю в поселковой школе и не понаслышке знаю, что творится вокруг.
Конечно, эти предметы формально присутствуют в расписании уроков, но
они отсутствуют фактически, то есть, их некому проводить. Вопрос: с
чем это связано?

Ответ:

а.
отсутствие специалистов;


б. незаинтересованность
руководителя (директора) школы.


Обосную. Конечно,
профессионал не поедет ради высокой идеи в деревенскую школу. Но ведь
я не сделаю открытие, если скажу, что и на местах есть люди,
наделённые от природы талантами в области музыки, живописи. И при
этом, у них есть желание работать именно в школе и именно по
вышеуказанным предметам! Так ведь не тут-то было! Оказывается, этот
одарённый со своими желаниями никому не нужен! Как говорится, есть
общеутверждённый план, есть общеутверждённые сметы. Почему так?
Наверно, можно написать диссертацию на тему: «Причины прихода
на руководящую должность и их последствия». Но речь не об этом.

Ведь на
сегодня мы имеем расслоение общего образования. Те родители, которые
могут оплатить полноценный курс развития своего ребёнка, отдают своё
дитя в элитные учебные заведения. Молодцы! Но! Всем остальным –
то, что необходимо для использования в дальнейшем человека как
строительного материала. В связи с этим мне на ум приходят слова А.С.
Шишкова, в прошлом министра народного просвещения, который в докладе
царю в 1824 году писал: «…обучать грамоте весь народ
принесло бы более вреда, чем пользы, науки полезны только тогда,
когда как соль употребляются в меру, смотря по состоянию (т.е.
сословию) людей».

Опять же в
городах есть театры, музеи, галереи… Но ведь сёла и деревни
лишены этого. Следовательно, урок – чуть ли не единственная
возможность прикоснуться к прекрасному, обсудить свои ощущения,
сделать свои выводы.

Однажды
прочитала такое мнение (цитирую дословно): «Если вспомнить
советскую школу, то там не было МХК, вернее было, но в разделе
истории… Но результат был гораздо лучше, чем сейчас…»
Я не стала вспоминать свои ученические годы, а нашла учебники 70 –
80-х годов. Там упоминания о некоторых художниках, композиторах
разных эпох, есть маленькие иллюстрации. Но это и всё. Как-то
маловато будет даже для того, что бы создать иллюзию культурного
развития. Изучение культуры разных народов, особенно своего, должно
быть основательным, систематичным. И в этом случае одного урока в
неделю мало.

Мы
постоянно слышим об усилении внимания к патриотическому воспитанию.
Но как можно воспитывать патриотов, если кроме красивых лозунгов и
формальных мероприятий мало что осталось? А ведь патриотизм
закладывается с колыбели любовью к своей земле и своей культуре!

Мы
становимся как узники у Платона, которые «целиком и полностью
принимают за истину тени проносимых мимо предметов». И у него
же читаем: «Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят
его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в
сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах
будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел
раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить,
что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и
обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд?
Да еще если станут указывать на ту или иную проходящую перед ним вещь
и заставят отвечать на вопрос, что это такое? Не считаешь ли ты, что
это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в
том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?»
У меня возникает ощущение, что мы идём именно по пути теней, наделяя
их псевдообликом.


Невозможно оградить детей
от влияния массовой культуры, которая в подавляющем большинстве
ориентирована на достаточно примитивный вкус. Невозможно их так же
оградить от произвольного кромсания духовных ценностей наших предков.
Так ведь и не нужно ни от чего ограждать. Наоборот, всё нужно
рассматривать, изучать, обсуждать. И тогда ребёнок пройдёт через
негативы массовой культуры не с завязанными глазами, попадая в ухабы
навязываемого духовного и нравственного минимализма, а осознанно
выбирая свою тропинку. Спрашивается, где же есть возможность
планомерно, систематически детализировать культурные явления в разных
ракурсах? Ответ приводит нас всё к тем же урокам Музыки, МХК, ИЗО.


Наши уроки должны быть
красивыми, и, как я люблю говорить, «вкусными».


Порой тема урока настолько
захватывает и меня, и ребят, что уже не понятно, где учитель, а где
ученики. Я нахожусь среди них, а они, эмоционально перемещаясь по
классу, общаются и со мной, и с одноклассниками. А когда звенит
звонок, некоторые выдыхают: «У-у-х!» Устали. Но они
устали от активной работы души, интеллекта. Такая работа может быть
только в радость. И попробуйте, увидев такие уроки, сказать, что
Музыка или МХК несут на себе функцию расслабляющую, отвлекающую от
«настоящих» предметов.


Дети хотят и любят творить.
Нам нужно их направить, показать дорогу, а там, глядишь, ребёнок
пойдёт по своему собственному пути.


А почему бы музыке не стать
в школе одним из действенных средств в борьбе против неврозов?
Раскрою более подробно данную особенность музыки.

«Болящий
дух врачует песнопенье. // Гармонии таинственная власть…»
— это фрагмент стихотворения Е.Баратынского, который будет эпиграфом
к дальнейшим моим рассуждениям.


О том, что такое музыка во
всеобщем понимании, мы можем прочесть во многих научных изданиях. По
этой теме существует огромное количество статей. Традиция – это
канон, — развивающий, обучающий, воспитывающий…. Но, даже
изучив традиции, понимаешь, что музыка – не та тема, о которой
можно просто сказать или, послушав, сделать определённый вывод.
Всегда чувствуешь, что что-то осталось за пределом понимания. Музыка
– мощнейший рычаг духовного развития. Как же приобщить к ней
обыкновенного человека, того, кому она просто безразлична с позиции
высокого искусства, чтобы он понял, что такое Музыка?

Всё, что
мы видим, слышим, воздействует на нас тем или иным образом, порой
даже незаметно для нас. Поскольку мы являемся одним из сложнейших
механизмов в структуре развития жизни на Земле, то можно утверждать,
что достаточно воздействовать на какую-то одну область организма,
чтобы постепенно задействовать в этом же ключе другие его области. В
данном случае, человек, получая энергетический музыкальный поток с
целью восстановления физических функций организма, также развивает
свои интеллектуальные возможности (причём это происходит
автоматически). Возможно, это станет первым шагом к развитию в себе
потребности слышать и видеть прекрасное, возвышенное. Пройдя путь
познания каждой клеточкой своего тела (в прямом смысле слова),
человек переведёт свои ощущения на более высокий уровень –
духовной потребности в музыке. «Внутреннюю духовную жизнь
людей, внутренние импульсы их активности труднее всего
прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и гибель,
и спасение цивилизации». (А.Д.Сахаров).


Гофман как-то сказал: «Там,
где кончается Слово, начинается Музыка». Однако Конфуций
утверждал обратное – «сначала была Музыка, а вслед за ней
появились Слова»… Музыка обращается не к тому, что лежит
на поверхности – она говорит с душой человека, с его сущностью.
Её не интересует телесная оболочка, ей не важно, во что вы одеты, как
выглядите, что говорите… Музыке нужен Человек, его внутренняя
сущность, его душа. Почему человек стал вдруг петь? Разве ему мало
было просто говорить? Музыка – порождение Бога или Дьявола?
Тот, кто сможет ответить с абсолютной уверенностью (априори!) на эти
вопросы, того можно будет назвать величайшим мудрецом.

На
протяжении многих веков люди использую магию звука. Он может и
созидать, и убивать. При помощи особого звука изгоняют из дома мышей
и змей. При помощи мантр и молитв создают высокий духовный настрой.
Зачастую наше информационное поле представляет собой океан хаоса с
отрицательной звуковой энергетикой. Нужно уметь слушать тишину, а
затем из армады звуков выбирать свою мелодию (ключ). Так можно
гармонизовать свою жизнь. Звук – ровесник Богов. Вернусь к
Аристотелю. Он утверждал, что с помощью музыки можно определённым
образом влиять на формирование человеческого характера. Авиценна
называл музыку «нелекарственным» способом лечить наряду с
диетой, запахами и смехом. Британский драматург Уильям Конгрив был
убеждён, что «музыка обладает магической силой и может усмирить
дикаря, смягчить камень и согнуть кряжистый дуб». Крупный
учёный Древнего Востока Аль Хорезми писал: «На моей родине с
давних времён применяют для лечения слово, лекарство, нож и музыку. Я
предпочитаю последнее». Древние китайцы считали, что она
избавляет порой от тех недугов, которые неподвластны врачам. Сегодня
в Китае выпускают музыкальные альбомы с весьма неожиданными для
европейца названиями: «Пищеварение», «Бессонница»,
«Мигрень», «Сердце», «Лёгкие»…,
есть даже «Концерт для почки с оркестром». Китайцы
«принимают» эти музыкальные произведения как таблетки или
лекарственные травы, чтобы поправить здоровье. Подобные сборники
музыки издаются также в Японии и США. Современные учёные так
объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные звуки создают
энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку
нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную энергию», и
она изменяет ритм нашего дыхания, кровяное давление, частоту
сердечных сокращений. Одна музыка помогает одолеть трудности,
превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы. Другая
– способна ввергнуть в коматозное состояние, заставить
паниковать или вызвать тошноту. Преподаватель музыки из США Сьюзен
Александер, интересуясь разными сторонами воздействия музыки на нашу
жизнь, обратилась за помощь к биологу из Калифорнийского университета
Д.Деймеру с вопросом: могут ли звучать молекулы ДНК? Деймер измерил
молекулярные колебания ДНК при помощи инфракрасного спектрометра,
затем преобразовал невидимые вибрации в звуковой спектр и
получил…музыку! Запись мелодии ДНК напоминала медитативные
мелодии Индии! У врачей есть теория, что существует естественный
резонанс или нота, которая подходит для всех частей тела и каждому
человеку. Направляя определённую звуковую волну к какому-либо органу,
можно попасть на идентичную частоту и восстановить нормальную
вибрацию, приведя человека в сбалансированное состояние. Учёные
университета Мак-Гилла в Монреале обнаружили, что музыка
воспринимается не одной, как считалось раньше, а разными зонами
человеческого мозга. Причём каждому стилю соответствует свой участок
коры. Расшифровав компьютерные томограммы и оценив активность
различных участков мозга в момент прослушивания определённых мелодий,
исследователи составили «музыкальную карту» мозга. Какая
именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?
Кардиологи отдают предпочтение классике: она способствует
восстановлению нормального сердечного ритма и существенно повышает
уровень иммуноглобулина. А прослушивание, например, сонаты Моцарта
для двух фортепиано в течение 10 минут позволяет страдающим болезнью
Альцгеймера лучше ориентироваться в пространстве и времени.
Романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена, Листа
помогает снять стресс, сконцентрироваться. Эту музыку лучше всего
использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и
любовь. Мажорные мелодии джаза, блюза регги поднимают настроение,
избавляют от депрессии, разряжают накал чувств. Медленная музыка в
стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) даёт ощущение
устойчивости, порядка, безопасности и создаёт духовную стимулирующую
среду, которая идеально подходит для учёбы или творчества.
Классическая музыка (Гайдн, Моцарт) отличается ясностью,
элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию,
память и пространственное восприятие. (Кстати, не все классические
произведения полезны или безобидны. Но здесь может быть только один
совет: обратить внимание на своё самочувствие во время слушания
композиции, и тогда вы «вычислите» неподходящее
произведение для вашего положительного восприятия). Восточная
медицина утверждает, что флейта, например, благотворно влияет на
печень. Таким образом, если человеку нравится звучание флейты, значит
у него есть проблемы с печенью. Выходит, что звуки этого музыкального
инструмента могут служить не только средством постановки диагноза, но
и средством лечения. У всех людей вкусы, относительно музыки, разные.
А может быть это разные потребности слушать ту музыку, которая
незримо лечит их недуги, в том числе скрытые до поры до времени?
Нельзя не сказать об удивительном воздействии колокольного звона.
Издревле было известно: через колокол мы обращаемся к высшим сферам,
к Богу, а через свист – к низшим. (Поэтому, кстати, Соловей –
именно разбойник, а в восточных единоборствах свистом сбивают с ног).
Высокие звуки выводят психику из равновесия – если взять очень
высокий тон, из глаз невольно брызнут слёзы. А низкие звуки колокола
психику стабилизируют. Рок-музыка в небольших дозах может пробудить
чувства, стимулировать активные движения, ослабить боль и напряжение.
Но здесь нужно быть очень осторожным. Мы знаем, что есть разные
направления музыки в стиле рок, и их нужно различать. Рок-музыка,
которая, воздействуя ультра- инфразвуками, а их мы не слышим, но
«слышат» все наши органы, способна воздействовать на мозг
исподволь. Слушатели могут даже упасть в обморок, если бой
барабанов-тамтамов превышает 100 децибел. «Прогнав» через
компьютер сочинения некоторых рок-групп, психологи обнаружили, что в
их музыке часто повторялось одно роковое сочетание нот, которое
способно не только разрушить организм, но и подтолкнуть к
самоубийству. Психологи утверждают, что в их музыке содержится
«звуковой яд», способный довести до сумасшествия.

Самый
большой оздоровительный эффект на пациентов оказывают мелодии
Моцарта. Этот загадочный феномен так и называется – «эффект
Моцарта».

Через
познание искусства, всех его направлений, всех его граней, человек
познаёт мир, причём, во всех его проявлениях. Итак, подведём итог и
определим, какие же функции выполняет искусство?


Познавательная функция.
Художественная культура помогает познать жизнь в сложных
противоречиях общественного развития; она помогает прошлое
приблизить, раскрыть психологию классов, наций, отдельных личностей.
Художественная культура является сугубо индивидуальным источником
получения знаний, а поэтому эти знания уникальны.

Идеологическая
функция
.
Художественная культура, в какой бы форме она не проявилась — будь то
создание произведений искусства или сфера изучения художественных
ценностей — всегда самым непосредственным образом связана с
идеологией. Через мировоззрение, включающее в себя целую систему
разнообразных оценок общественной жизни, явлений действительности,
художник выражает свое отношение к изображаемым фактам и тем самым
включается в процесс идейной жизни общества. В то же время художник
(хотел бы того или нет) всегда отражает интересы, настроения, чаяния
того или иного класса. Нельзя назвать ни одного произведения
искусства или художественного направления, которое можно было бы
назвать «безыдейным» то есть не отвечающим каким-либо
идеям.

Воспитательная
функция

основана на способности художественной культуры формировать духовный
мир человека, влиять на его разум, чувства, волю в соответствии с
теми или иными общественными идеалами, с позиции определенной
идеологии. Воспитательная функция всегда выдвигалась на одно из
первых мест прогрессивными художниками и мыслителями на всем
протяжении истории человечества. Гражданственность, нравственное
начало в различных произведениях искусства служили основой успешного
формирования передовых идеалов, распространения их в разных
общественных слоях. Воспитание с помощью художественной культуры
позволяет более эффективно развивать не только эстетические
способности человека, но и научное мировоззрение, нравственность,
общечеловеческие черты личности.

Коммуникативная
функция

означает, что художественная культура служит каналом передачи не
только знаний, но и чувств, она является средством духовного общения
людей.


В разные периоды истории на
первое место могут выдвигаться те или иные функции. Благодаря такой
полифункциональности художественная культура способна активно влиять
на социальные процессы происходящие в обществе. Это выражается в том,
что она направляет, воспитывает вкусы, идеалы, духовные потребности в
соответствии с идеалами общества; пропагандирует в художественной
форме общественно- практический и социально исторический опыт
народных масс; служит способом передачи знаний, традиций,
нравственных требований общества. Итоги развития, в том числе и
перечисленных тенденций, является реальный факт – формирование
новой личности.

Литература:


  1. Игнатов В.С. –
    «Художественная культура России ХIX — ХХ вв.» (курс
    лекций). Материалы газеты «На грани невозможного».


  2. Платон –
    «Государство».

moluch.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о