Интернальность это – 1.1 Интернальность как психологическая проблема. Интернальность и мотивация как вероятность достижения успеха студента в учебной деятельности

Экстернальность — интернальность — это… Что такое Экстернальность — интернальность?


Экстернальность — интернальность
(от лат. externus — внешний, internus — внутренний) — см. Локус контроля.

Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.

  • ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ
  • Экстраверт—интроверт

Смотреть что такое «Экстернальность — интернальность» в других словарях:

  • экстернальность — (экстернальность и интернальность) предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • экстернальность — интернальность — (от лат. externus внешний, internus внутренний) предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Экстернальность — интернальность — [лат. externus внешний, internus внутренний] предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением,… …   Психологический лексикон

  • Локус контроля — (от лат. locus место и controle проверка), теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Ответственность — – 1. самоконтроль с позиций принятых в определённой культуре норм и правил. Синоним: Чувство долга; 2. контроль индивида за исполнение возложенных на него обязанностей со стороны окружающих. * * * – специфическая для зрелой личности форма… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Консультирование по вопросам досуга (leisure counseling) — К. по в. д. появилось как специализация в рамках профессии консультанта лишь в 70 е гг. вместе с собственной литературой, профессиональными журналами и практикующими специалистами. Здесь все еще недостает как независимой теорет. базы, так и… …   Психологическая энциклопедия

  • Локус контроля — У этого термина существуют и другие значения, см. Локус (значения). Локус контроля понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом… …   Википедия

  • Список черт личности — В списке перечисляются устойчивые характеристики личности. В него входят как черты попавшие в категорию «Черты личности», так и черты, информации на отдельную статью не набирающие. В список не должны попадать черты, характеризующие не личность, а …   Википедия

  • Миннесотский многопрофильный личностный опросник (ММРI) — самоотчётный опросник оценки личности, первый его вариант из 6 шкал был предложен в 1942 г. Несмотря на возникшие сомнения в его объективности, опросник совершенствовался и ныне он имеет более 200 различных шкал, измеряющих такие черты и качества …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Черты личности — стабильные устойчивые характеристики личности, практически неизменно и при этом отчетливо проявляющиеся на поведенческом уровне вне зависимости от меняющихся внешних обстоятельств жизнедеятельности субъекта. Как правило, исследователи черт… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

pedagogical.academic.ru

Интернальность-экстернальность (по Дж. Роттеру)

Поиск Лекций

ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Субъект жизни и деятельности – человек, осознанно и целенаправленно преобразующий окружающий мир и самого себя (инициатор, творец, распорядитель).

Субъектность человека – способность индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования: — способность управлять своими действиями;

-реально практически преобразовывать

действительность;

— планировать способы действий;

— реализовывать намеченные программы;

— контролировать ход и оценивать результаты

Своих действий.

Становление субъекта жизни и деятельности есть процесс освоения индивидом ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира.

Субъект управленческой деятельности проявляет свою субъектность в целом ряде дименсий (единицы измерения менеджерского поведения по Г.Юклу):

1) внимание к дисциплине;

2) содействие работе;

3) решение проблем;

4) постановка целей;

5) ролевое уяснение;

6) акцентирование эффективности;

7) планирование;

8) координация;

9) делегирование автономии;

10) подготовка;

11) воодушевление;

12) внимание;

13) участие в решении;

14) одобрение;

15) возможность варьирования вознаграждения;

16) содействие общению;

17) представительство;

18) работа с информацией, ее обработка, распространение информации;

Управление конфликтами: преобразование деструктивных конфликтов в конструктивные.

Интернальность-экстернальность (по Дж. Роттеру)

Экстернал или интернал: где находится кнопка управления жизнью?

УСК – уровень субъективного контроля

Локус контроля [от лат. locus — место, местоположение и франц. contrôle — проверка] — личностная характеристика, отражающая предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи своей активности либо внешним обстоятельствам, условиям и силам, либо самому себе, своим усилиям, своим недочетам, рассматривать их в качестве собственных достижений или результатов собственных просчетов, а также попросту отсутствия соответствующих способностей или недоработок.

При этом данная индивидуально-психологическая характеристика является достаточно устойчивым, слабо поддающимся изменениям личностным качеством, несмотря на то, что окончательно формируется в процессе социализации. Во многом эта стабильность локус контроля обусловлена тем, что он практически напрямую связан с таким показателем социальной ориентации личности, как экстернальность (экстернальный, или внешний локус контроля) и интернальность (интернальный, или внутренний локус контроля). Принято считать, что само понятие «локус контроля» введено в социальную психологию и психологию личности американским психологом Д. Роттером. Уже впоследствии был разработан методический инструментарий, позволяющий психологу-экспериментатору, с одной стороны, определять характер локус-контроля, свойственный конкретному испытуемому, а с другой — фиксировать те закономерности и зависимости, которые раскрывают связь этой личностной характеристики с другими.

ИНТЕРНАЛ. Человек с внутренним локусом контроля. Он более уверен в себе, последователен, настойчив в достижении поставленных целей, склонен к самоанализу, уравновешен, общителен, доброжелателен и назависим. Организаторские и коммуникативные характеристики интернала хорошо развиты. Высокий уровень самоценности.Достаточно однозначно в целом ряде экспериментальных исследований показано, что индивиды, демонстрирующие свою приверженность к внутреннему локус-контролю, как правило, обладают адекватной самооценкой, у них чаще всего (если это не сугубо ситуативные обстоятельства) не проявляется неоправданные тревога, чувство вины и страха, они склонны к достаточно последовательному решению поставленных задач, умеют постоять за себя, оправданно доброжелательны к окружающим, коммуникабельны и испытывают готовность к взаимодействию на партнерских началах.

ЭСКТЕРНАЛ. Человек, которого характеризует внешний локус контроля; они нередко избыточно тревожны и подвержены неоправданной фрустрации, неуверенны как в своих способностях в целом, так и в отдельных своих возможностях и потому чаще всего не готовы решать стоящие перед ними задачи в логике «сегодня и здесь», а склонны скорее подходить к их решению по схеме «завтра и где-нибудь».У них проявляются такие характеристики как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, подозрительность, конфликтность и агрессивность. Организаторские возможности минимальны, способность общения с людьми деформирована. Помимо этого они, как правило, не способны на личностное самоопределение в группе, адекватную атрибуцию ответственности в условиях совместной деятельности, демонстрируют отсутствие действенной групповой идентификации. Следует специально отметить, что локус контроля личности нередко предопределяет ее статус в неформальной структуре власти сообщества. Так, в группах высокого уровня социально-психологического развития чаще всего именно внутренний локус контроля оказывается одним из оснований психологически благоприятной позиции индивида, в то время как, например, в корпоративных группировках внешний локус контроля в сочетании с официальной высокой властной позицией, как правило, характеризует именно лидера группировки.

Исследования локуса контроля проводились главным образом с использованием разработанной Дж. Роттером шкалы интернальности — экстернальности. Они позволили не только конкретизировать различия между интерналами и экстерналами относительно приписывания контроля над собственной жизнью внутренним или внешним источникам, но и выявили ряд интересных закономерностей. Так, Б. Стрикланд, К. Вэлстоун и Б. Вэлстоун установили, «…что интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы будут активно искать информацию о возможных проблемах здоровья. Интерналы также в большей степени, чем экстерналы предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье, например, бросают курить, начинают заниматься физическими упражнениями и регулярно показываются врачу». Это означает, что вопреки созданному некоторыми писателями образу убежденного фаталиста, которому «море по колено», не расстающегося с рюмкой и трубкой и отличающегося при этом феноменальным здоровьем в действительности внешний локус контроля, помимо всего прочего, существенно повышает риск серьезных заболеваний.

Более того, в случае болезни, интернальный локус контроля способствует выздоровлению, в то время, как экстернальный, порождающий в крайних случаях, так называемый синдром приобретенной беспомощности, напротив, препятствует ему. Как отмечает в данной связи Д. Майерс, «в больницах “хорошие пациенты” не звонят в звонок, не задают вопросов, не контролируют то, что происходит. Такая пассивность может быть хороша для “эффективности” госпиталя, но плоха для людей. Ощущение силы и возможности контролировать свою жизнь способствует здоровью и выживанию».

Также зафиксирована взаимосвязь типа локуса контроля с психическим здоровьем индивида. В частности, «исследования … показывают, что у людей с экстернальным локусом контроля чаще бывают психические проблемы, чем у людей с интернальным локусом контроля. Например, Фарес сообщает, что тревога и депрессия у экстерналов выше, а самоуважение ниже, чем у интерналов. Также вероятность проявления психических заболеваний у интерналов ниже, чем у экстерналов. Было даже показано, что уровень самоубийств позитивно коррелирует (r = 0,68) со средним уровнем экстернальности населения».

Кроме того, интернальность и экстернальность отчетливо связаны с проблемой конформизма и нонконформизма. По сообщению Л. Хьелла и Д. Зиглера, «…многочисленные исследования показывают, что экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы. Действительно, Фарес обнаружил, что интерналы не только сопротивляются постороннему воздействию, но также, когда представляется возможность, стараются контролировать поведение других. Также интерналам обычно нравятся люди, которыми они могут манипулировать, и не нравятся те, на кого они не могут повлиять. Короче, интерналы, по-видимому, более уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения других».

При том, что из всего сказанного напрашивается вывод о предпочтительности внутреннего локус контроля над внешним, было бы глубоко ошибочным воспринимать экстернальность как страшное и необратимое «проклятие», а интернальность, напротив, как «благословение доброй феи».

Прежде всего, интернальность и экстернальность не являются личностными чертами — врожденными и неизменными. В своих работах «…Роттер ясно показывает, что экстерналы и интерналы не есть “типы”, поскольку каждый имеет характеристики не только в своей категории, но и, в небольшой степени, другой. Конструкт следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную “экстернальность”, а на другом — “интернальность”, убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части в середине».312 Именно эта, своего рода «спутанность» интернальности и экстернальности, свойственная большинству людей, лежит в основе неоднократно экспериментально зафиксированного феномена, известного в социальной психологии как предрасположение в пользу своего Я.

Суть данного феномена заключается в том, что люди склонны видеть причины своих успехов в собственных способностях, личностных качествах, усилиях, т. е. используют внутренний локус контроля и, наоборот, приписывают неудачи действию внешних причин, прибегая к внешнему локусу контроля. При этом подобное наблюдается даже в тех случаях, когда социальная цена ошибки ничтожно мала. В одном из исследований, студентам четвертого курса, изучающим психологию, было предложено самостоятельно в течение недели выполнить творческое задание средней степени сложности. Им было сказано, что задание является факультативным, т. е. не обязательным и его невыполнение никоим образом не повлияет на успеваемость студента. Как и ожидалось, абсолютное большинство студентов проигнорировало задание. При ответе на вопрос о причинах невыполнения задания менее 10% респондентов указали на внутренние детерминанты такие, как «нежелание», «лень», «отсутствие интереса». Все остальные сослались на внешние обстоятельства — от банальной «нехватки времени», до «скверного характера заведующей университетской библиотекой». Выполнившие же задание, все без исключения обосновывали свои действия внутренними причинами: желанием узнать что-то новое, привычкой доводить все до конца, интересом и т. п.

Таким образом, большинству людей одновременно свойственны в той или иной степени и интернальность и экстернальность, а граница между ними является подвижной — в одних случаях доминирует интернальный, в других экстернальный локус контроля. Кроме того, некоторые современные исследования дают основания утверждать, что преобладание интернальности или экстернальности обусловлено социальным научением. Так, в ходе изучения взаимосвязи локуса контроля и отношения к собственному здоровью, Р. Ло, «…сравнивая экстерналов и интерналов, обнаружил, что последние в большей степени поощрялись родителями, если следили за своим здоровьем — придерживались диеты, хорошо чистили зубы, регулярно показывались стоматологу. В результате этого раннего опыта интерналы больше, чем экстерналы, знают о том, что может послужить причиной заболевания, и в большей мере заботятся о своем здоровье и благополучии».313 Это означает наличие потенциальной возможности смещения локуса контроля за счет социального переучивания. Не случайно самоэффективность, повышение которой является основной задачей психотерапии, с точки зрения А. Бандуры, в современной социальной психологии напрямую связана с локусом контроля.

Для практического социального психолога крайне важно учитывать тот факт, что такая индивидуально-психологическая характеристика как локус контроля в условиях реального взаимодействия в рамках контактной группы чаще всего связана с готовностью и способностью конкретных членов общества к адекватной атрибуции ответственности за успех и неудачу в совместной деятельности и общении.

 

Кто мы – заложники жизненных обстоятельств или хозяева своей судьбы? Происходящее с нами – это результат действия внешних сил или же нашей собственной деятельности (бездеятельности)? Каждый из нас по-разному отвечает на эти вопросы. В зависимости от того, какие ответы мы на них даем, мы делимся на экстерналов и интерналов.

Впервые поделил людей на эти две категории американский психолог Джулиан Роттер в середине прошлого века. Он же ввел понятие «локус контроля», характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним или внешним факторам.

Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru

Интернальность—экстернальность

Спорт Интернальность—экстернальность

Количество просмотров публикации Интернальность—экстернальность — 480

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Интернальность—экстернальность
Рубрика (тематическая категория) Спорт


Интернальность или экстернальность — это не частная личностная черта͵ а определœенный личностный паттерн, целостная личностная комбинация.

Сравнительная характеристика людей с интернальным и экстернальным локусом контроля.

ИИ — информация, имеющаяся у субъек­та͵ на основании которой он может судить о возможности удовле­творения потребности.

ИН — ин­формация необходимая

П — актуальная потребность личности

Э — эмоции

Параметр Характеристика людей с различным локусом контроля
Интернального типа Экстернального типа
Атрибуция ответственности Человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жиз­ни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способно­стями Человек склонен приписывать ответственность за всœе внешним факторам: другим людям, судьбе или случайности, окружающей среде
Временная перспектива Широкие временные перспективы, охватывающие большое количество событий как прошлого, так и будущего. Более широкий диапазон будущего. Стратегическая поведенческая ориентация. Предпочтение ориентации на прошлое, на накопленный опыт. Будущие события кажутся неопределœенными. Тактическая поведенческая ориентация.
Мотивация достижения Успехи или неудачи не случайны, они зависят от компетентности, целœеустремленности, уровня способностей и являются закономер­ным результатом целœенаправленной деятельности и самодеятельности. При этом поведение направлено на последовательное дости­жение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки всœе возрастающих по своей сложности задач. Характерные свойства: настойчивость, планомерность, старательность, ответственность, аккуратность и упо­рядоченность В качестве атрибуции ситуации предпочитается иметь шанс на успех. Неудачи — результат невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Характерные свойства: апатичность, небреж­ность, безответственность и необязательность
Тревожность Более уве­рены в себе, более спокойны и благожелательны, более терпимы, более популяр­ны Повышенная тревожность, обес­покоенность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрес­сивность, меньшая популярность
Конформность Низкая конформность. Менее склонны подчиняться давлению дру­гих, сопротивляются, когда чувствуют, что ими манипу­лируют и утрате личной свободы. Лучше работают в одиночестве Высокая конформность.

по каузальным (детерминист­ским) областям:

ответственность за причины неудач
ответ­ственность за преодоление неудач

Вопросы по теме: ʼʼЛокус контрольʼʼ

1)Понятие Локус контроля?

2)Назвать типы локуса контроля?

3)Кем было введено понятие локус контроль?

4)Назвать формулу эмоций Н.В. Симонова?

5)Что характерно для экстерналов?


Интернальность—экстернальность — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Интернальность—экстернальность» 2014, 2015.

referatwork.ru

интернальность — это… Что такое интернальность?


интернальность

(心理学)内控倾向

Русско-китайский словарь. 2013.

  • экстернальность
  • Седна

Смотреть что такое «интернальность» в других словарях:

  • интернальность — сущ., кол во синонимов: 1 • свойство принимать ответственность на себя за свою (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • интернальность — internalumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kontrolės lokuso forma – kai kurių žmonių polinkis atsakomybę už savo gyvenimo įvykius prisiimti daugiausia sau; šių įvykių priežastimis žmogus laiko savo paties elgesį, charakterį …   Sporto terminų žodynas

  • Интернальность — личностное образование, присущее людям, которые принимают ответственность за то, что происходит с ними, за свои поступки на себя …   Психология человека: словарь терминов

  • экстернальность — интернальность — (от лат. externus внешний, internus внутренний) предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Интернальный локус контроля (интернальность) —  – приписывание индивидом причинности и ответственности, касающихся результатов какой л. деятельности, себе. Расценивая успех коллективной работы, человек может думать про себя или заявлять вслух, что ему принадлежит основная заслуга в этом, даже …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Экстернальность — интернальность — (от лат. externus внешний, internus внутренний) см. Локус контроля …   Педагогический словарь

  • Экстернальность — интернальность — [лат. externus внешний, internus внутренний] предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением,… …   Психологический лексикон

  • Локус контроля — (от лат. locus место и controle проверка), теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Ответственность — – 1. самоконтроль с позиций принятых в определённой культуре норм и правил. Синоним: Чувство долга; 2. контроль индивида за исполнение возложенных на него обязанностей со стороны окружающих. * * * – специфическая для зрелой личности форма… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Консультирование по вопросам досуга (leisure counseling) — К. по в. д. появилось как специализация в рамках профессии консультанта лишь в 70 е гг. вместе с собственной литературой, профессиональными журналами и практикующими специалистами. Здесь все еще недостает как независимой теорет. базы, так и… …   Психологическая энциклопедия

  • Локус контроля — У этого термина существуют и другие значения, см. Локус (значения). Локус контроля понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом… …   Википедия

russian_chinese.academic.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫРАЖЕННОСТИ ЭКСТЕРНАЛЬНОСТИ-ИНТЕРНАЛЬНОСТИ В ТЕКСТЕ

М.М. СМИРНОВА

Проблема изучения выраженности индивидуально-психологических и личностных особенностей субъекта речевой деятельности в ее продукте, тексте имеет давние научные традиции в психологии. Так, общеизвестна предложенная еще З. Фрейдом интерпретация речевых оговорок, шуток, каламбуров с точки зрения их обусловленности мотивационной сферой говорящего.

В современной психологии накоплен богатейший материал по данному вопросу.

Эти работы подразделяются на несколько направлений. К первому из них относятся исследования репрезентации в тексте половозрастных, социальных и национальных признаков субъекта ([12], [14] и др.).

Другое направление представлено исследованиями выраженности эмоциональной сферы ([1], [2], [6] и др.) в тексте, в котором найден целый ряд лингвистических маркеров, например состояния эмоциональной напряженности. К этому направлению примыкают исследования проявлений особенностей интеллектуальной и мотивационной сфер субъекта в тексте. К примеру, установлена выраженность интеллекта в выборе лексических, логико-грамматических и стилистических средств ([15] и др.). Отмечается также связь потребностно-мотивационных параметров говорящего с особенностями его высказываний ([8] и др.).

И наконец, к третьей группе принадлежат работы, посвященные изучению выраженности в тексте собственно личностных характеристик ([10], [17] и др.). Однако следует отметить, что в основном авторы рассматривают представленность в речевом высказывании частных личностных черт. Например, С.С. Дашкова [3] установила взаимосвязи между общим объемом высказывания и такими свойствами личности человека, как замкнутость, озабоченность, осмотрительность, принципиальность, властность и т.д. А. Гилман и Р. Браун [13] проследили влияние на выбор лексических средств биполярных качеств субъекта: аналитичности—синтетичности, конкретности—абстрактности, пассивности—активности, агрессивности—доброжелательности и др. Безусловно, подобный ракурс проблемы заслуживает внимания и способствует накоплению эмпирического материала. Вместе с тем одни и те же «частные» свойства личности могут характеризовать совершенно разные личностные конструкты. Констатация отдельных черт еще ничего не говорит о личности как целостном образовании. Изучение более генерализованных личностных образований, например направленности, самооценки или структуры самосознания, существенно меняет подход как к общей проблеме личности, так и к исследованию ее объективации в тексте. Первые шаги в этом направлении уже предприняты. Так, имеются данные относительно связи экстраверсии — интроверсии с целым рядом текстовых параметров ([10] и др.). Экстраверсия — интроверсия, конечно, не является фактором, определяющим личность в целом, однако представляет собой некоторую обобщенную характеристику совокупности единичных свойств субъекта.

Обращает также на себя внимание разработанность проблемы выраженности в тексте субъекта речевой деятельности в основном относительно его индивидуально-психологических особенностей, имеющих анатомо-физиологические корреляты, в то время как в данном контексте особый интерес представляет исследование объективации в тексте собственно личностных феноменов, среди которых важное место занимает экстернальная—интернальная ориентация как показатель социальной направленности личности.

Понятие «локус контроля» было введено американским ученым, принадлежащим к необихевиористской ориентации в психологии, Дж. Роттером в 1956 г. на базе предложенной им теории социального научения. Согласно его концепции, основополагающие виды поведения проявляются в социальных ситуациях и неразрывно связаны с потребностями, которые могут быть удовлетворены лишь при посредничестве других лиц ([18] и др.). По теории Дж. Роттера, подкрепление способствует формированию ожидания определенного социального поведения, обеспечивающего то же подкрепление. Сложившиеся вследствие подобного научения ожидание сочетаний «действие — подкрепление» угасает, если отсутствует дальнейшее подкрепление. Важнейшим параметром любого ожидания сочетания «действие — следствие» является субъективное отношение к влиянию собственной деятельности на последующие события. Дж. Роттер назвал этот феномен внутренним — внешним локусом контроля.

Интернальность (внутренний локус контроля) — экстернальность (внешний локус контроля) представляют собой устойчивые структуры личности, сформированные в процессе ее социализации. На основе прошлого опыта у человека складывается некоторая система ценностей и ожиданий определенного подкрепления. Аккумулируя социальный опыт личности, локус контроля отражает отношение субъекта к различным событиям как к внешне детерминированным (экстернальная ориентация) или внутренне детерминированным (интернальная ориентация). Дж. Роттер полагает столь высокую степень обобщенности ожиданий внешней и внутренней контролируемости происходящего, что они охватывают весь жизненный спектр и приобретают характер личностной диспозиции.

Экстернальность—интернальность проявляется прежде всего в атрибуции социальной ответственности ([7], [18] и др.).

Атрибуция ответственности за успех и неудачу различна у экстерналов и интерналов. Экстерналы склонны приписывать ответственность внешним факторам, вплоть до полного фатализма. В неуспехе винят лишь ситуацию: трудность задачи, недостаток времени для ее решения, помехи и т.д. У экстерналов часто занижен или завышен уровень притязаний в зависимости от внешней оценки, на которую они ориентированы. Они активизируются после неуспеха и становятся менее деятельны после успеха. Кроме того, экстерналы недостаточно верят в себя, в достижимость поставленных целей, намечая цели, не адекватные своим возможностям, но вместе с тем довольствуются близкими и незначительными успехами, ближними целями.

Интерналы, наоборот, берут всю ответственность на себя, часто даже «перегибая палку», видя причину неуспеха только в своих недостатках. Обладают средним уровнем притязаний, который у них не зависит от самооценки. Интерналы повышают активность после успеха и снижают после неудачи, которая их фрустрирует. Они стремятся к решению трудных проблем. Успех в этом случае вызывает у них положительные самооценочные эмоции, которые обладают мотивирующей функцией ([7], [16] и др.).

Безусловно, не существует чисто интернальной или экстернальной ориентации субъекта, так как в каждом человеке присутствуют элементы каждой из них ([7]. [9], [18] и др.). Можно говорить лишь о различных их сочетаниях, которые определяют направленность общего «поля» локуса контроля, представляющего многомерное, неоднозначное мотивационно — смысловое образование, характеризующее вектор социальной направленности личности и соответствующее высшему уровню личностной структуры.

В контексте данной работы интересен подход В.В. Столина [9] к феномену экстернальности—интернальности, который трактуется им в рамках представлений о самосознании. Поскольку самосознание, согласно В.В. Столину, существует в форме внутреннего диалога, то, следовательно, и локус контроля, связанный со смыслом «я» как составным элементом самосознания, также диалогичен по способу функционирования. Иными словами, экстернальная— интернальная ориентация проявляется во внутренней речи субъекта. Правомерно предположить, что это личностное образование находит отражение не только во внутренней, но и во внешней форме речевой деятельности и объективируется в ее продукте — речевом высказывании, тексте.

Принимая во внимание то обстоятельство, что понятие «текст» раскрывается в психологической литературе по-разному (А.П. Доблаев, Т.М. Дридзе, А.А. Леонтьев и др.), мы исходили в своей работе из его интерпретации, содержащейся в концепции речевой деятельности И.А. Зимней [4], [5], которая рассматривает последнюю именно как деятельность с присущими ей структурной организацией, предметным содержанием, механизмами и другими психологическими характеристиками. По отношению к «речи» и «языку» речевая деятельность интерпретируется автором как более общее понятие: «„язык» рассматривается как средство, а речь как способ формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности индивида» [4; 27].

Наряду с предметом (мыслью), средством (языком) и способом (речью) в психологическое содержание речевой деятельности входит ее продукт, т.е. то, в чем она воплощается. Продуктом деятельности говорения и письма является речевое высказывание, текст. Согласно И.А. Зимней, текст представляет собой объективацию предмета, средств, способа продуктивных видов речевой деятельности (говорения и письма), а также психологических особенностей субъекта этой деятельности, к которым относятся «его ценностные ориентации, мотивация, цели деятельности, условия общения, отношения к партнеру и характер воздействия на него» [5; 156].

В соответствии с таким определением текста И.А. Зимняя трактует его структурное содержание как многоплановое, многоуровневое образование, выделяя следующие уровни (планы). I. Мотивационный уровень и уровень коммуникативного намерения, отражающие мотив субъекта и характер его воздействия на партнера общения. II. Предметы действительности. III. Уровень смыслового содержания, смысловых (предикативных) связей как субъективного отражения в тексте связей и отношений предметов и явлений объективной действительности. IV. План языкового оформления речевого высказывания, т.е. совокупность языковых, лексических и грамматических средств. V. План речевого оформления текста — «своеобразие способов формирования и формулирования мысли, отражающих этносоциокультурный фактор, форму и условия общения и индивидуальные особенности говорящего» [5; 156].

Перечисленные планы текста предстают в нем не изолированными сущностями, а находятся в тесной внутренней взаимосвязи, обусловливая и дополняя друг друга. Однако психологическое исследование субъекта речевой деятельности, его личности как «внутреннего момента деятельности» (А.Н. Леонтьев) через «психологический анализ текста или его распредмечивание как продукта деятельности» [5; 156]. возможно лишь путем поуровнего рассмотрения текста.

Теоретический анализ проблемы локуса контроля, а также принятый нами подход к тексту как многоуровневому образованию позволили сформулировать следующую гипотезу исследования: локусу контроля субъекта речевой деятельности наиболее релевантны мотивационно-целевой и смысловой уровни текста, на которых экстернальность и интернальность характеризуются различными текстовыми параметрами.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

При исследовании экстернальности — интернальности была использована шкала локуса контроля Дж. Роттера в частичной адаптации В.А. Ядовым и К. Муздыбаевым [7], а также модифицированная Т.Д. Шевеленковой [11]. Для определения экстернальной—интернальной ориентации Дж. Роттер разработал тест-анкету, состоящую из ряда утверждений, с которыми испытуемый либо соглашается, либо отвергает их. Каждое утверждение направлено на выявление либо экстернальной, либо интернальной ориентации личности. В.А. Ядов и К. Муздыбаев частично адаптировали содержание утверждений, предложенных Дж. Роттером, учитывая различие в социокультурных традициях США и СССР. Проведенная Т.Д. Шевеленковой модификация текста состояла, с одной стороны, в более четкой формулировке ряда высказываний, а с другой — в самой процедуре эксперимента: испытуемым предлагалось не просто выбрать из двух альтернативных суждений одно, наиболее соответствующее убеждениям человека, а оценить каждое утверждение шкалы Роттера по трехбалльной системе («согласен с утверждением» — 2 балла, «не согласен» — 0 баллов, «не знаю» — 1 балл), что позволяет выявить более тонкие различия в проявлениях экстернальной и интернальной ориентации личности. Обработка данных проводится по соответствующему ключу [11].

Для получения текстов перед испытуемыми ставилась задача свободного описания предметной ситуации «Карандаш на бумаге». (Данный материал получен в рамках НИР кафедры психологии МГИИЯ им. М. Тореза.) Выбор коммуникативной задачи описания обусловлен тем, что в силу своей незначительной коммуникативности описание других, более коммуникативных задач (объяснения, доказательства, убеждения и др.) нейтрально по отношению к личностной сфере субъекта. Следовательно, подтверждение выраженности экстернальности — интернальности в тексте описательного типа может заведомо служить доказательством их проявления во всех других видах текстов. Характер стимульного материала определен аналогичными требованиями: индифферентности к эмоциональной, мыслительной, мотивационно — потребностной сферам испытуемых, а также минимальной связанности с социальными ситуациями.

Полученные в результате тексты 35 испытуемых (студентов и преподавателей МГИИЯ им. М. Тореза) были проанализированы с позиции представления в тексте как многоплановом многоуровневом образовании по текстовым параметрам, выделенным И.А. Зимней [4], [5].

А. Мотивационный уровень и уровень коммуникативного намерения, который «пронизывает» и детерминирует все другие уровни текста, может раскрываться характеристиками, составляющими ядро мотивационно-целевого «поля» высказывания, но воплощающимися, естественно, в языковой форме, имеющей, однако, семантическую специфику: 1) субъективно-личностного отношения говорящего к предмету высказывания — по параметрам деятельностно-, предметно- и личностно-ориентированной оценочности, размерности, модальности — уверенности—неуверенности, долженствования возможности, эмоциональности и т.д.;

2) коммуникативной ориентированности говорящего — по параметрам побудительности, обращенности, самоконтролируемости (подтверждение, уточнение, усиление), направленности (включения себя в ситуацию).

Б. Уровень предметного содержания представлен анализом денотатной структуры текста (Г.Д. Чистякова, А.И. Новиков).

В. На уровне смыслового содержания рассматривались следующие характеристики: 1) отношения действия — по параметрам процессуальности-стадийности, адресованности, обстоятельственности, инструментальности; 2) отношения состояния лиц и предметов; 3) пространственно-временные отношения; 4) отношения причинности, следственности, условности, целеположенности, результативности; 5) определительные отношения — по параметрам предметно- и деятельностно-ориентированной качественности, относительности эпитетов, сопоставительности, принадлежности, количественности, указательности, неопределенности.

Г. Уровень языкового оформления характеризовался объемом словаря (общее количество слов и количество значимых слов), лексической сочетаемостью и выбором адекватных лексических единиц.

Д. Уровень речевого оформления определялся характеристиками лексической насыщенности (% однократно употребляемых слов по отношению к общему количеству слов), логичности, комплексированности и связности.

Далее результаты анализа текста количественно и качественно сопоставлялись с показателями экетернальности-интернальности субъекта с целью подтверждения гипотезы о выраженности локуса контроля личности в тексте.

В зависимости от соотношения экстернальной (э) и интернальной (и) ориентации, выделены 10 групп испытуемых, хотя теоретически их может быть больше (по избранному основанию группировки — 16).

1-я группа: э>66%, 33%<и<50%; 2-я группа: э>66%, 50%<и<66%; 3-я группа: э>66 %; и>66 %; 4-я группа: 50 %<э<66 %; 33 %<и<50 %; 5-я группа: 50%<э<66%, 50%<и<66%; 6-я группа: 50 %<э<66 %, и>66 %; 7-я группа: 33%<э<50%, и<33 %; 8-я группа: 33 %<э<50 %, 50 %<и<66 %; 9-я группа: 33%<э<50 %, и>66 %; 10-я группа: э<33%, и>66%.

Тексты выделенных групп испытуемых были попарно сопоставлены по критерию Стьюдента по каждому текстовому уровню в отдельности, что обеспечило достоверность и надежность результатов исследования, а также обоснованность сделанных выводов.

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Сопоставительный анализ уровневых характеристик текстов позволил установить разную степень выраженности локуса контроля в текстовых параметрах по пяти уровням текста.

Отметим также, что статистически достоверной зависимости предметного плана текста от экстернальности—интернальности говорящего не обнаружено. Это обусловлено, вероятно, как жестко фиксированным, ограниченным содержанием стимульного материала, так и особенностями коммуникативной задачи описания.

В результате были выявлены 24 параметра текста, наиболее диагностичных для экстернальности—интернальности говорящего. Сопоставление выделенных параметров, характеризующих уровни у текста, с показателями локуса контроля выявило наиболее значимую выраженность экстернальности—интернальности на мотивационном уровне и уровне коммуникативного намерения (статистически значимые результаты получены в 76 % попарных сравнений текстов), а также на уровне смысловых связей текста (по критерию Стьюдента, статистическая достоверность — в 67 % сопоставлений). Локус контроля проявляется, хотя менее отчетливо, и на других уровнях текста, среди которых его объективирует в наибольшей мере план языкового оформления высказывания. Однако, поскольку на языковом уровне экстернальность—интернальность коррелирует лишь с двумя из пяти свойственных этому уровню параметрами, причем наиболее формальными общим объемом слов и количеством знакомых слов, то допустимо говорить о релевантности локусу контроля только количественных характеристик словаря говорящего, но не языкового плана текста в целом.

На уровне речевого оформления текста экстернальность—интернальность проявляется еще незначительнее, выражась в показателях комплексированности и связности высказывания, по которым установлены значимые различия текстов лишь в 17 % их попарных сопоставлений.

Таким образом, мотивационно-коммуникативный и смысловой уровни текста могут быть определены как релевантные, а речевой и языковой уровни — как иррелевантные экстернальной—интернальной ориентации субъекта говорения. При этом следует отметить, что смысловой план текста, раскрываемый через его предикативную структуру, оказался почти нейтральным по отношению к локусу контроля говорящего, в то время как экстернальность—интернальность субъекта отчетливо воплощается в характере смысловых связей текста. Предикативная структура высказывания более непосредственно связана с его предметным содержанием, которое в нашей экспериментальной ситуации не отражает локус контроля субъекта. Характер смысловых связей высказывания, напротив, является максимально детерминированным мотивационно-коммуникативным планом текста и, следовательно, личностными особенностями говорящего, в том числе его экстернальностью— интернальностью.

Предпринятый сопоставительный анализ выраженности в тексте экстернальности— интернальности субъекта речевой деятельности позволил установить специфику воплощения в тексте локуса контроля как многомерного личностного образования. Однако обращает на себя внимание то, что значения ряда параметров очень близки между собой, во-первых, при равновысоких экстернальности и интернальности говорящего: параметры подтверждения, адресованности и обстоятельственности действия и некоторые другие; во-вторых, при равнонизких экстернальности и интернальности: параметры деятельностно-ориентированной оценочности, сослагательности, усиления, инструментальности действия и некоторые другие; в-третьих, в случае высокой интернальности и низкой экстернальности или наоборот: параметры размерности, подтверждения, уточнения, усиления, обстоятельности и инструментальности действия и другие. Таким образом, очевидна необходимость выделения тех параметров текстов, которые наиболее отчетливо объективируют различные градации экстернальности и интернальности говорящего. Без этого невозможна адекватная диагностика личностного феномена локуса контроля, проводимая по продукту речевой деятельности субъекта — тексту. Примечательно, что для различных степеней выраженности как экстернальности, так и интернальности определены специфические, только им присущие текстовые маркеры, что, безусловно, повышает надежность и дифференцированность идентификации локуса контроля говорящего по тексту.

Как показал анализ динамики объективации экстернальности-интернальности в параметрах мотивационно-целевого и смыслового уровня текста, являющихся релевантными локусу контроля говорящего, для высоковыраженной экстернальности (э>66 %) наиболее диагностичными оказались параметры сослагательности, самоконтролируемости в форме усиления, пространственности, причинности и результативности. При этом высокую экстернальность характеризуют максимальные в нашей выборке значения сослагательности, усиления, причинности и результативности, а минимальные — пространственности. Высокой интернальности (и>66 %) соответствуют иные показатели: незначительные — размерности, а наибольшие — модальности высказывания (повторы) и самоконтролируемости типа уточнения.

Слабовыраженные экстернальность—интернальность говорящего рельефнее воплощаются в текстовых параметрах, отличных от объективирующих высокие уровни экстернальности—интернальности. Кроме того, наблюдается внутренняя дифференциация параметров на релевантные экстернальности и интернальности. Так, для низкой интернальности (и<33 %) симптоматичным является полное отсутствие фиксации модальности высказывания, самоконтролируемости в виде подтверждения и уточнения, темпоральных и причинных связей, отношений принадлежности и неопределенности. Наряду с этим, низкоинтернальный субъект чаще других указывает на обстоятельственность действия и на отношения состояния лиц и предметов окружающей действительности. Низкая экстернальность говорящего (э<33 %) объективируется в тексте в более завуалированных формах: не удалось выявить каких-либо отдельных параметров, характерных именно для слабовыраженных экстерналов. Однако существуют определенные сочетания текстовых показателей, свойственные данному уровню экстернальности, к которым относятся: максимальная разница между значениями деятельностно- и предметно-ориентированной оценочности и между показателями сопоставительности и принадлежности. Слабовыраженную экстернальность говорящего отличают также близкие по количественным признакам параметры предметно-ориентированной оценочности и отношений состояния, пространственности и предметно-ориентированной качественности.

Наиболее трудным оказалось выделить особенности текстовой репрезентации средних значений экстернальности-интернальности субъекта говорения (33 %<э/и<66 %), ибо показатели параметров текста, объективирующие средний уровень экстернальности и интернальности, очень близки либо между собой либо крайним полюсам экстернальной и интернальной ориентации. Следует, однако, отметить, во-первых, отсутствие нулевых значений параметров. Во-вторых, средневыраженные экстернальность—интернальность проявляются в максимальном употреблении отношений предметно-ориентированной качественности. В-третьих, эту степень экстернальности—интернальности говорящего характеризует относительно меньший разброс значений показателей параметров мотивационно-целевого уровня текста, более «плавная линия» динамики воплощения в нем экстернальности — интернальности. Таким образом, по совокупности перечисленных признаков представляется возможным диагностировать средневыраженный локус контроля субъекта речевой деятельности. Но возникает вопрос: как отличить проявления в тексте средней экстернальности от средней интернальности? Средняя интернальность по сравнению со средней экстернальностью объективируется в более высоких показателях предметно-ориентированной оценочности, причинности и результативности, связей принадлежности и неопределенности.

Полученные данные представлены в таблице.

Итак, определены пути и способы диагностики и исследования личностного феномена локуса контроля, свидетельствующие о релевантности различных параметров текста разной выраженности экстернальности и интернальности субъекта речевой деятельности.

Значения параметров, выделенных в результате рассмотрения текстовой выраженности локуса контроля говорящего, носят относительный характер в том смысле, что они оцениваются лишь в сопоставлении друг с другом, в частности в «кроссуровневом» сравнении параметров. Это полностью согласуется с принятым нами подходом к изучению текста как целостного образования, структурно представленного взаимосвязанными планами.

Проведенное экспериментальное исследование подтвердило точку зрения на локус контроля как на многозначную личностную характеристику, некоторое «поле», определяемое сочетаниями различных градаций экстернальной и интернальной ориентации человека. Анализ объективации локуса контроля говорящего позволяет считать доказанным это положение, так как каждому уровню выраженности экстернальности и интернальности говорящего релевантны специфические показатели и параметры текста.

Итак, основываясь на полученных результатах исследования выраженности экстернальности—интернальности в тексте субъекта речевой деятельности, сформулируем

Таблица
Схема выраженности в тексте экстернальности — интернальности говорящего

некоторые выводы относительно характера объективации локуса контроля в тексте.

ВЫВОДЫ

1. Экстернальная-интернальная ориентация субъекта, объективируясь в продукте его речевой деятельности — тексте, в основном проявляется на мотивационно-целевом и смысловом его уровнях, являющихся в силу этого релевантными локусу контроля личности.

2. Наиболее диагностичные для локуса контроля субъекта отдельные текстовые параметры — оценочность, размерность, сослагательность, самоконтролируемость, обстоятельственность, качественность и некоторые другие.

3. Каждая из ориентации локуса контроля субъекта характеризуется специфической выраженностью в тексте, причем разным градациям экстернальности и интернальности соответствуют только им присущие показатели и параметры текста.

1. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения // Вопр. психол. 1981. № 4. С. 60-69.

2. Галунов В.И. Речь, эмоции и личность:

проблемы, перспективы // Речь, эмоция и личность: материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума. Л., 1978.

3. Дашкова С.С. Устная речь как источник информации о человеке: Автореф. канд. дис. Л., 1982.

4. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. 2-е изд. М., 1985.

5. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989.

6. Леонтьев А.А., Носенко Э.Л. Некоторые психолингвистические характеристики спонтанной речи в состоянии эмоциональной напряженности // Общая и прикладная лингвистика. М., 1973.

7. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1984.

8. Сергеев А.А. Определение ложности показаний в условиях допроса // Тезисы VI Всесоюзного съезда психологов. Ч. II. М., 1983.

9. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

10. Хараева Л.А. Психологический анализ способа решения коммуникативных задач взрослыми в разных условиях педагогического общения: Автореф. канд. дис. Тбилиси, 1982.

11. Шевеленкова Т.Д. Определение локуса контроля личности // Задания к лабораторным занятиям по психологии. Вып. 4. М., 1987.

12. Bolinger D. Language — the loaded weapon. L., 1980.

13. Gilman A., Brown R. Emerson and Thoreau: Personality style in concord // Simon M., Parsons. The legacy of trancendentalism. Ann Arbor: Univ. of Michigan, 1966. 

14. Milroy G. Regional accents of English. Belfast, 1981.

15. Northdurft W. Das Muster im Rorf? Zur Rolle von Wissen und Denken bei der Konstitution interaktiver Muster / Kommunikation typologie. Dusseldorf, 1986. 

16. Phares E.Y. Locus of control in personality. Marrinston, 1976.

17. Ramsay R. W. Speech patterns and personality // Language and Speech. 1968. N 11. P. 54—63.

18. Rotter G.B. Generalized expectances for internal versus external control of reinforcement // Psychol. Monogr. 1966. V. 80. N 1.

< Предыдущая   Следующая >

www.vash-psiholog.info

Локус контроля |

Понятие «локус контроля» настолько вошло из психологии в повседневную жизнь, что смысл его существенно размывается и теряется. Локус контроля в обыденном сознании путается с такими понятиями, как ответственность, экстраверсия и интроверсия, — хотя на деле это в чем-то пересекающиеся, но разные феномены. Попробуем вспомнить и разобраться, что же такое локус контроля и каковы сферы применения этого понятия в психологии.

Теория Дж. Роттера — это теория социального научения, которую можно отнести к когнитивно-бихевиоральному направлению в психологии. Таким образом, локус контроля — это характеристика когнитивной сферы человека, иными словами, некая особенность восприятия и мышления человека.

Согласно Дж. Роттеру, локус контроля — это обобщенное (генерализованное) ожидание того, в какой мере человек контролирует подкрепления в своей жизни. В свою концепцию социального научения понятие «локус контроля» Роттер ввел с целью прогнозировать поведение человека в той или иной ситуации. При этом локус контроля — это всего лишь один из видов «генерализованных ожиданий» людей.

Экстернальный и интернальный локус контроляИтак, одни люди ожидают (полагают, думают, уверены), что сами контролируют подкрепления в своей жизни. Иными словами, они уверены, что получат ли они награду или наказание за свои действия, — зависит только от них самих. Такие люди проявляют интернальную позицию и условно могут быть названы интерналами.

Другие люди ожидают (полагают), что какие бы усилия они ни предпринимали, получение подкрепления от них не зависит. Накажут их или поощрят, зависит от всевозможных внешних факторов, начиная от погоды, заканчивая мнением и волей других людей. Таких людей условно можно назвать экстерналами.

Таким образом, зная, каким ожиданием (интернальным или экстернальным) обладает тот или иной человек в той или иной ситуации, мы можем прогнозировать его поведение. От интернала мы ожидаем большей усточивости, целеустремленности и независимости в конкретной ситуации, а от экстернала — большей социальной конформности, стремлением идти на контакт и искать общий язык с другими людьми.

Важно помнить, что экстернального и интернального типа личности не существует! Экстернальность-интернальность — это единая шкала с двумя полюсами. Экстернальность и интернальность — это не тип личности, это характеристика восприятия и мышления человека.

Один и тот же человек в одной ситуации может быть склонен к интернальному полюсу шкалы и считать, что вот здесь-то все зависит только от него; а в другой ситуации будет склоняться к экстернальному полюсу, полагая, что есть ряд ситуаций, над которыми он не волен. И это нормально, так и должно быть.

Что же мы имеем в сухом остатке?

  1. Локус контроля — это далеко не универсальная характеристика, которую можно «прикрепить» и которой можно «объяснить» любую реальность. Напротив, эта характеристика довольно узка, сфера применения ее существенно ограничена.
  2. Понятие «локус контроля» необходимо для того, чтобы в конкретной ситуации предсказывать поведение человека: в зависимости от того, насколько свободным (интернальным) он себя полагает в той или иной ситуации, так он и будет себя вести.
  3. «Локус контоля» — это характеристика когнитивных процессов человека: восприятия и мышления.
  4. Не существует экстернального и интернального типов личности. Один и тот же человек в одной ситуации будет проявлять экстернальную позицию, в другой — интернальную. И это правильно.

psy-resource.com

6. Развитие ответственности личности. Концепция локуса контроля. Интернальность как компонент личностной зрелости.

Локус контроля: а) понятие, принятое для выявления склонности человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе; б) устойчивая характеристика личности, сформированная в процессе ее социализации и характеризующая склонность человека приписывать ответствен­ность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.

Представление о локусе контроля в его современном понимании было введено американским психологом бихевиористской ориента­ции Д. Роттером. При этом предполагалось, что существует конти­нуум, крайними точками которого выступают индивиды с ярко вы­раженными внешними или внутренними стратегиями атрибуции. Остальные люди занимают промежуточные позиции между этими крайностями. В соответствии с тем, каково здесь место индивида, ему приписывается определенное значение локуса контроля.

Выделяют два его типа — иптерпалъный и экстерналъпый.

Об интернальном локусе говорят, когда человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями. «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать» — вот жизненное кредо и постулаты такой личности.

Экстернальный же — это такой локус, когда человек склонен при­писывать ответственность за все внешним факторам, другим людям, судьбе или случайности, окружающей среде. В качестве других лю­дей, на которых возлагается ответственность как за неудачи, так и за

успехи личности, выступают родители, учителя, а в будущем — кол­леги, начальство, знакомые. В обыденных ситуациях, на языке жи­тейских понятий второй тип ответственности обозначается не иначе как безответственность.

Во многих исследованиях установлено, что интерналы увереннее в себе, спокойнее и благожелательнее, они более популярны. Суще­ствует положительная корреляция между интернальностью и нали­чием смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в жизни зави­сит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере находит он в жизни смысл и цели.

Экстерналов же отличают повышенная тревожность, обеспокоен­ность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, конформность, меньшая популярность. Все это, конечно, естествен­ным образом связано с их позицией зависимости от внешних обстоя­тельств и неспособностью управлять своими делами. Имеются дан­ные о большей склонности экстерналов к обману, к совершению амо­ральных поступков.

Нельзя абстрагироваться и от такого обстоятельства, как измен­чивость локуса контроля. Ответственность — это важная составля­ющая, компонент личностной зрелости. Исследования показывают, что интернальность коррелирует с социальной зрелостью и просоци-альным поведением; экстернальность — с недостаточной социальной зрелостью и асоциальным поведением. Интерналы отличаются боль­шей терпимостью, большей целеустремленностью, самостоятельно­стью, меньшей агрессивностью, более благожелательным отношени­ем к окружающим, чем экстерналы.

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *