Гуманисты в европе – Великие гуманисты европы | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Возрождение гуманизма в Западной Европе. — Мегаобучалка

· Возрождение (Ренессанс) считается эпохой переходной от Средневековья к Новому времени. Отличительными чертами культуры Ренессанса являлись: светский (нерелигиозный) характер, гуманизм, обращение к античному культурному наследию.
Культура Возрождения возникла и эпоху, когда в условиях возросшей деловой активности на первый план выдвигалась человеческая личность, обязанная своими успехами и положением не знатности предков, а уму, знаниям, усилиям. Человека уже не устраивали многие сословно-феодальные порядки, церковно-аскетическая мораль, традиции.
Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Переживания человека, его внутренний мир, его земная жизнь становятся главными темами литературы и искусства. Стал формироваться идеал гармоничный, свободной, всесторонне развитой творческой личности.

Великие гуманисты.
Выдающимся гуманистом раннего Нового времени был Эразм Роттердамский, ученый, филолог, богослов. Он создал стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа». В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отношении к Богу, их нравственных обязательствах человека перед Богом. Такие проблемы, как сотворение мира, троичность Бога, гуманист считал неразрешимыми и не имеющими жизненно важного значения.

К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой отразился суть развития гуманистической мысли, надежды, победы и пора-Кения гуманистов. В первых книгах больше веселости, над всем Доминирует вера в победу разумного и доброго в жизни людей, о последующих же книгах больше трагизма.
Еще одним величайшим писателем-гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений являлась правда чувств.
Испанский писатель-гуманист Мигель Сервантес стал автором бессмертного произведения «Дон Кихот». Герой Сервантеса живет иллюзий и пытается воскресить золотой век рыцарства.
Писатель красочно описывает, как мечты Дон Кихота разбиваются о действительность,
Томас Мор является выдающимся английским мыслителем-гуманистом. Он создал трактат об идеальном государстве. Мор описывает сказочный остров Утопия, где живут счастливые люди, отказавшиеся от собственности, денег и войн. В «Утопии» Мор обосновал целый ряд демократических требований к организации государства. Утопийиы могут свободно выбрать ремесло или другое занятие. Но люди обязаны работать везде, где проживут больше одного дня.
Согласно учению английского философа Джона Локка, чело, век является общественным существом. Локк говорит о «естественном» состоянии человека. Это состояние является не своеволием, а обязанностью сдерживать себя и не наносить ущерба другим людям. Человек имеет право на собственность. Однако право на землю и потребление продуктов труда часто порождает конфликты, поэтому оно является предметом специального договора между людьми. Верховная власть, согласно Джону Локку, не может лишить человека какой-либо части его собственности, если последний не согласен. Локк заложил основу идеи разделения гражданского общества и государства.



«Титаны Возрождения».
Культура эпохи Возрождения отличается чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Творцы культуры того времени — ученые, художники, писатели -были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титанами, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы
природы.
Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой личности. В области механики Леонардо сделан первые попытки определять коэффициенты трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой. Анатомические рисунки Леонардо являются изображениями, позв

· оляющими судить об общих закономерностях строения организма.
Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период творческой зрелости великого скульптора открывают статуя Д’1′ вида и статуя Мадонны. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Риме воплотившая его представления о жизни и ее противоречив Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме. Живописец и архитектор Рафаэль Санти прославил земное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отражена серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной картиной художника является «Сикстинская мадонна».
Испанский художник Эль Грека воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологической характеристикой персонажей. Другой испанский живописи, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличающиеся жесткостью письма. Религиозным картинам художника свойственны народность и реализм типов.

Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства выразительности, отвечающие требованиям гуманистического мировоззрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и механикой.
Известным нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером является Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового характера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости.
Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн, мастер портрета, картин на библейские и мифологические темы. Высочайшее мастерство позволило художнику создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.

megaobuchalka.ru

Великие гуманисты Европы

Развитие науки, культуры, политики невозможно без изменений во взглядах людей на окружающий мир, его восприятии.

На этом уроке нам предстоит узнать, что такое гуманизм и познакомиться с самыми выдающимися гуманистами эпохи Возрождения.

Начнем с определения понятия гуманизм — это система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности. Давайте сделаем его более понятным для себя. Что такое система взглядов? Люди всегда имеют свое мнение, или взгляд, касающийся какого-либо вопроса. А когда все эти мнения собираются вместе и приводятся к чему-то общему, получается система. В нашем случае это были взгляды на место человека в мире. Таким образом, мы подходим ко второй, возможно, непонятной части определения — «самоценность человеческой личности». Гуманисты ставили в центр внимания человека, который интересовался науками, литературой, искусством, умел правильно общаться. Это был в первую очередь образованный человек. Следовательно, человек стал ценностью, и именно он мог изменить окружающий мир.

Скачать видеоурок «Великие гуманисты Европы»

Скачать видеоурок «Великие гуманисты Европы» с яндекс-диска

Время, когда зародился гуманизм, называется эпохой Возрождения. Люди вернулись к культуре античности, словно возродили ее, забытую в период средневековья. Это коснулось и архитектуры, и скульптуры, и литературы. Но самым главным стало то, что именно человек, его чувства и переживания стали объектом изучения.

Человек с новыми взглядами и интересами не мог появиться из ниоткуда. Важную роль в эпоху гуманизма играло воспитание и образование детей. Одним из первых это понял Витторино де Фельтре, который основал в XV веке гуманистическую школу «Дом радости». Школа была окружена природой, дети в процессе обучения не находились в темных помещениях, они были на воздухе. В процессе обучения не применялись физические наказания. Обучаться здесь могли не только дети аристократов, но и дети простых людей, если они проявляли способности к учебе. А что самое важное, уделялось внимание разностороннему развитию человека, как интеллектуальному, так и физическому. Прообразом такой системы стали античные школы.

Эразм Роттердамский написал трактат «О приличии детских нравов», в котором через вопросы и ответы предлагал детям изучить правила поведения. Так, во время беседы с человеком Эразм Роттердамский невежливым считал поднимать брови, морщить нос, зевать, трясти головой, ковыряться в ушах. Согласитесь, эти правила вполне действуют до сих пор.

Давайте познакомимся с Эразмом Роттердамским и его произведениями более подробно. Родился он 28 октября 1469 года неподалеку от Роттердама. Имя Эразм переводится с греческого — «любимый, желанный», а на латинский переводится — disidenus. Объединив эти слова, философ стал известен миру как Дезидерий Эразм Роттердамский. В 19 лет он стал послушником монастыря. Здесь Эразм Роттердамский открыл для себя огромную библиотеку, в которой он прочел немало книг. Через пять лет пребывания в монастыре ему удалось покинуть его стены, став секретарем епископа. В скором времени Эразм стал студентом богословского факультета в Париже. Во время путешествия в Лондон он подружился с Томасом Мором, тогда еще начинающим адвокатом. На протяжении всей жизни они будут самыми преданными друг другу друзьями. Эразм Роттердамский работал в Кембриджском университете, был советником испанского короля. Им было совершено множество путешествий по всей Европе и везде его ждали признание и успех. Умер он в Базеле 12 июля 1536 года.

Одним из самых знаменитых произведений Эразма Роттердамского является «Похвала Глупости», написанная в 1509 году. В этом сочинении нам представлено выступление Глупости перед людьми. Она следует пословице «Сам выхваляйся, коли люди не хвалят». Отцом глупости был Плутос — бог богатства, выкормили ее Опьянение и Невоспитанность. В свиту Глупости входят Лесть, Забвение, Лень, Наслаждение, Безумие, Чревоугодие, Разгул и Непробудный сон. Родилась Глупость на Счастливых островах, где «не сеют, не пашут, а в житницы собирают». На этих островах не было ни старости, ни болезней. В этой части Эразм Роттердамский показывает нам, что порождает глупость и сопутствует ей.

Далее он высмеивает пороки общества, которые также порождены Глупостью. Женщины глупы, поэтому, чтобы нравиться, они красятся и всячески себя украшают. Именно Глупость изобрела застольные обряды. Люди не устают льстить друг другу, восхищаясь пороками друзей, закрывая глаза на их недостатки и слабости. Глупость подогревает в людях желание прославиться. «Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, суд». Перед нами предстает человеческая двуличность, все люди носят маски, а под ними скрывается оборотная сторона каждого. Высмеиваются суеверия, люди готовы бесконечно слушать рассказы о знамениях и чудесах, басни о призраках. Избавления от глупости не дают богатые приношения в церковь. Война порождена глупостью. На ней потребны силачи, здоровяки, у которых побольше отваги и поменьше ума.

В следующей части Эразм Роттердамский показывает истинное лицо тех, кто относится к высшим слоям населения, а также ученых и богословов. Грамматические училища Глупость называет «размышляльниками». Грамматики устрашают детей своим видом и голосом, бьют их прутьями и розгами. Поэты ласкают уши глупцов нелепыми баснями. Юристы очень самодовольны, они цитируют законы, которые вообще не относятся к делу. Королей и Пап Глупость называет «обезьянами, рядящимися в пурпур, и ослами, щеголяющими в львиной шкуре». Короли живут в довольстве и веселии, допускают к себе лишь тех, кто говорит им приятные вещи. За деньги они продают должности и чины. Вельможи предстают раболепными и гнусными. Епископы и папы не имеют представления о праведной жизни и хотят только денег.

Таким образом, в этом произведении через сатиру показаны все стороны жизни и общества, которым уже давно необходимы перемены. Это было первым голосом нового общества, которое опиралось на разум.

Следующий гуманист, с которым мы познакомимся — это Томас Мор. Он родился 7 февраля 1478 года в Лондоне. Образование получил в Оксфорде. Впоследствии работал адвокатом довольно высокого ранга. В 26 лет Томас Мор стал членом Парламента. Через несколько лет он вошел в состав Тайного совета и получил рыцарское звание. В 1525 году он стал Лордом-канцлером. Разногласия с королем начались из-за развода Генриха VIII и непринятия Мором англиканской церкви. 6 июля 1535 года его казнили.

Величайшим произведением Томаса Мора стала «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Основная ее идея состоит в критике современного ему общества и построении модели идеального общества в идеальном государстве.

В первой части говорится о положении в Англии и других государствах. Основной причиной всех бед является собственность и деньги. Короли гораздо более обеспокоены увеличением государственных территорий, чем хорошим управлением тем, что им уже принадлежит. Томас Мор рассуждает о суровых законах против воров. Хотя, по его мнению, необходимо сделать так, чтобы люди не были вынуждены воровать, чтобы им всего хватало. Острым является вопрос распространения огораживаний и постоянного желания получения прибыли от продажи шерсти. Когда речь заходит о Франции, упоминается ее многочисленное войско, состоящее из наёмных солдат. Французы постоянно ищут войны, чтобы у неопытных солдат появился опыт в военном деле.

Во второй части книги описывается модель идеального государства — Утопия. Находится оно на острове и включает в себя 54 города, в которых язык, нравы и законы одинаковые. Число 54 появилось не случайно, именно столько было городов в Англии и Уэльсе в то время. Дома здесь трехэтажные, а их крыши покрыты специальным составом, который защищает от пожаров. Помните пожары в Лондоне и других городах, когда разрушался практически весь город.

Очень интересным является государственное устройство. Главой является князь, который избирается пожизненно. Сместить его можно только в случае подозрения его в тирании. Все законы и решения принимаются на Народных сборах, на которые собираются по 3 старых гражданина от каждого города. Люди объединены в семьи. Во главе каждых 30 семей — филарх, который следит, чтобы никто не бездельничал. У филархов очень красивые дворцы, в которых ежедневно устраиваются обеды для представителей семей. Дома почти никто не ест.

Все жители обучаются земледелию и одному ремеслу по выбору. Семьи поочередно отправляются в деревню на работу. Там они проводят два года, после чего возвращаются в город. Все взрослые граждане обязательно работают. День у них выглядит примерно следующим образом: 3 часа работы до полудня, обед, 2 часа отдыха, 3 часа работы, ужин. Таким образом, рабочий день составляет всего 6 часов. Вспомните, что в то время в Англии работали от рассвета до заката.

В каждом городе есть общие склады, куда все семьи отвозят то, что производят. Каждый житель может в случае необходимости взять оттуда любую вещь бесплатно.

Внимательно относятся в Утопии к больным людям. Для них устроены специальные больницы за пределами городов, чтобы они не пересекались со здоровыми гражданами и не могли их заразить.

Интересно отношение утопийцев к золоту. По их мнению, оно не может быть более ценным, чем железо, вода или воздух. И чтобы люди не испытывали желания накапливать его себе, золото сделали соответствием позора. Из него делали ночные горшки, кандалы для рабов, опозорившиеся люди носили в ушах золотые кольца, на шее золотые цепи, на голове золотой обруч.

Очень мало средств тратится на одежду, так как есть специальная одежда для работы, для улицы. В результате одно платье может носиться 2 года. Князь внешне отличается только тем, что везде появляется с пучком колосьев, а перед епископом несут большую свечу. Вспомните, какое огромное количество нарядов в Европе собиралось в гардеробных знати и духовенства в XVI-XVII веках.

В Утопии каждый может выбрать себе ту религию, которую хочет. В городах очень мало храмов, но они очень вместительные. В них каждый молиться тому богу, которому пожелает. А ведь в то время в Европе уже начался раскол церкви, когда религия стала насаждаться насильственно.

Как видите, Томас Мор вообразил абсолютно идеальное государство, построить которое представляется невозможным. А слово «утопия» до сих пор является синонимом чего-то несбыточного, фантастического.

Еще один гуманист, который оказал влияние на развитие общественного сознания — Франсуа Рабле. Родился он в маленьком французском городке Шинон в 1494 году. В детстве находился в монастыре, где выучил латинский и греческий языки. Затем поступил в университет в Пуатье, где изучал медицину. На протяжении всей жизни он занимался литературой и считал, что вылечить все болезни способен только смех. Все его произведения были сатирическими. Он высмеивал пороки общества и королей.

Самым известным его произведением стала книга «Гаргантюа и Пантагрюэль». В центре сюжета книги — добрые великаны. События, которые происходят с ними, хоть и преувеличены, но они отражают дух того времени и проблемы, с которыми сталкивалось общество. Например, высмеивается старый метод образования. Воспитанием Гаргантюа занимались богословы, которые заставляли его все заучивать наизусть, без понимания, зачем. В результате он стал еще глупее, чем был до этого. Тогда его отдают на обучение гуманистам, которые и раскрывают перед ним мир науки и искусства.

Рабле высмеивает систему управления государством. Для этого он использует слишком доброго короля Гаргантюа и злого и грубого правителя Пирохла, которые ведут между собой войну из-за плюшек. Ни первый, ни второй тип правителя не кажется Рабле идеальным. Таким становится сын Гаргантюа Пантагрюэль. Он очень спокоен и уравновешен. Отличается гумманостью.

В книге встречаются и народные персонажи. Например, Панург. Это житель города. Он достаточно умен и упрям, но при этом жуткий авантюрист и плут, который знает множество способов, как раздобыть деньги. Этот образ является пародией на типичного городского бродягу.

Еще один друг Пантагрюэля — брат Жан, который носит рясу скорее по привычке, чем по призванию. Он все время занят делом, и руки его покрыты мозолями. Этот монах очень добрый и храбрый. Брат Жан выступает за свободу личности и основывает Телемское аббатство, над входом в которое висит надпись «Делай, что захочешь».

В книге представлены все отрицательные стороны папства, судей, богословов и правителей.

Как видите, в эпоху гуманизма люди по-новому взглянули на свою жизнь, смогли подвергнуть критике все ее основы. Многие предлагали свои варианты построения общества, в котором именно человек являлся основной ценностью. Но главным стало стремление к образованности, уважение к тем, кто стремится к знаниям и помощи людям.

www.videouroki.by

Великие гуманисты Европы

Великие гуманисты Европы

 

Понятие «гуманизм»

Воспитание детей

Эразм Роттердамский

Томас Мор

Франсуа Рабле

 

Развитие науки, культуры, политики невозможно без изменений во взглядах людей на окружающий мир, его восприятии.

На этом уроке нам предстоит узнать, что такое гуманизм, и познакомиться с самыми выдающимися гуманистами эпохи Возрождения. 

Понятие «гуманизм». Начнем с определения понятия.

Гумани́зм – это система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности.

Давайте сделаем его более понятным для себя. Что такое система взглядов? Люди всегда имеют свое мнение или взгляд, касающийся какого-либо вопроса. А когда все эти мнения собираются вместе и приводятся к чему-то общему, получается система. В нашем случае это были взгляды на место человека в мире. Таким образом, мы подходим ко второй, возможно, непонятной части определения – «самоценность человеческой личности». Гуманисты ставили в центр внимания человека, который интересовался науками, литературой, искусством, умел правильно общаться. Это был, в первую очередь, образованный человек. Следовательно, человек стал ценностью, и именно он мог изменить окружающий мир.

 

 

Время, когда зародился гуманизм, называется эпохой Возрождения. Люди вернулись к культуре античности, словно возродили ее, забытую в период Средневековья. Это коснулось и архитектуры, и скульптуры, и литературы. Но самым главным стало то, что именно человек, его чувства и переживания стали объектом изучения.   

Воспитание детей. Человек с новыми взглядами и интересами не мог появиться из ниоткуда. Важную роль в эпоху гуманизма играло воспитание и образование детей. Одним из первых это понял Виттори́но да Фе́льтре, который основал в XV веке гуманистическую школу «Дом радости». Школа была окружена природой, дети в процессе обучения не находились в темных помещениях, они были на воздухе. В процессе обучения не применялись физические наказания. Учиться здесь могли не только дети аристократов, но и дети простых людей, если они проявляли способности к учебе. А что самое важное: уделялось внимание разностороннему развитию человека, как интеллектуальному, так и физическому. Прообразом такой системы стали античные школы.

 

 

Эра́зм Роттерда́мский написал трактат «О приличии детских нравов», в котором через вопросы и ответы предлагал детям изучить правила поведения. Так, во время беседы с человеком Эразм Роттердамский невежливым считал поднимать брови, морщить нос, зевать, трясти головой, ковыряться в ушах. Согласитесь, эти правила вполне действуют до сих пор.

Эра́зм Роттерда́мский. Давайте познакомимся с Эразмом Роттердамским и его произведениями более подробно.

 

 

Родился он 28 октября 1469 года неподалеку от Роттердама. Имя Эразм переводится с греческого как «любимый, желанный», а на латинский переводится – disidenus. Объединив эти слова, философ стал известен миру как Дезидерий Эразм Роттердамский. В 19 лет он стал послушником монастыря. Здесь Эразм Роттердамский открыл для себя огромную библиотеку, в которой он прочел немало книг. Через пять лет пребывания в монастыре ему удалось покинуть его стены, став секретарем епископа. В скором времени Эразм стал студентом богословского факультета в Париже. Во время путешествия в Лондон он подружился с Томасом Мором, тогда еще начинающим адвокатом. На протяжении всей жизни они будут самыми преданными друг другу друзьями. Эразм Роттердамский работал в Кембриджском университете, был советником испанского короля. Им было совершено множество путешествий по всей Европе, и везде его ждали признание и успех. Умер он в Базеле 12 июля 1536 года.

Одним из самых знаменитых произведений Эразма Роттердамского является «Похвала Глупости», написанная в 1509 году.

 

 

В этом сочинении нам представлено выступление Глупости перед людьми. Она следует пословице «Сам выхваляйся, коли люди не хвалят». Отцом глупости был Плутос – бог богатства, выкормили ее Опьянение и Невоспитанность. В свиту Глупости входят Лесть, Забвение, Лень, Наслаждение, Безумие, Чревоугодие, Разгул и Непробудный сон. Родилась Глупость на Счастливых островах, где «не сеют, не пашут, а в житницы собирают». На этих островах не было ни старости, ни болезней. В этой части Эразм Роттердамский показывает нам, что порождает глупость и сопутствует ей.    

Далее он высмеивает пороки общества, которые также порождены Глупостью. Женщины глупы, поэтому, чтобы нравиться, они красятся и всячески себя украшают. Именно Глупость изобрела застольные обряды. Люди не устают льстить друг другу, восхищаясь пороками друзей, закрывая глаза на их недостатки и слабости. Глупость подогревает в людях желание прославиться. «Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, суд». Перед нами предстает человеческая двуличность, все люди носят маски, а под ними скрывается оборотная сторона каждого. Высмеиваются суеверия, люди готовы бесконечно слушать рассказы о знамениях и чудесах, басни о призраках. Избавления от глупости не дают богатые приношения в церковь. Война порождена глупостью. На ней потребны силачи, здоровяки, у которых побольше отваги и поменьше ума.

В следующей части Эразм Роттердамский показывает истинное лицо тех, кто относится к высшим слоям населения, а также ученых и богословов. Грамматические училища Глупость называет «размышляльниками». Грамматики устрашают детей своим видом и голосом, бьют их прутьями и розгами. Поэты ласкают уши глупцов нелепыми баснями.

 

Юристы очень самодовольны, они цитируют законы, которые вообще не относятся к делу. Королей и пап Глупость называет «обезьянами, рядящимися в пурпур, и ослами, щеголяющими в львиной шкуре». Короли живут в довольстве и веселии, допускают к себе лишь тех, кто говорит им приятные вещи. За деньги они продают должности и чины. Вельможи предстают раболепными и гнусными. Епископы и папы не имеют представления о праведной жизни и хотят только денег.

 

 

Таким образом, в этом произведении через сатиру показаны все стороны жизни общества, которым уже давно необходимы перемены. Это было первым голосом нового общества, которое опиралось на разум.

Томас Мор. Следующий гуманист, с которым мы познакомимся, – это То́мас Мор. Он родился 7 февраля 1478 года в Лондоне. Образование получил в Оксфорде. Впоследствии работал адвокатом довольно высокого ранга. В 26 лет Томас Мор стал членом Парламента. Через несколько лет он вошел в состав Тайного совета и получил рыцарское звание. В 1525 году он стал Лордом-канцлером. Разногласия с королем начались из-за развода Генриха VIII и непринятия Мором англиканской церкви. 6 июля 1535 года его казнили.  

 

Величайшим произведением Томаса Мора стала «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Основная ее идея состоит в критике современного ему общества и построении модели идеального общества в идеальном государстве.

 

 

В первой части говорится о положении в Англии и других государствах. Основной причиной всех бед является собственность и деньги. Короли гораздо более обеспокоены увеличением государственных территорий, чем хорошим управлением тем, что им уже принадлежит. Томас Мор рассуждает о суровых законах против воров. Хотя, по его мнению, необходимо сделать так, чтобы люди не были вынуждены воровать, чтобы им всего хватало. Острым является вопрос распространения огораживаний и постоянного желания получения прибыли от продажи шерсти. Когда речь заходит о Франции, упоминается ее многочисленное войско, состоящее из наёмных солдат. Французы постоянно ищут войны, чтобы у неопытных солдат появился опыт в военном деле.

Во второй части книги описывается модель идеального государства – Утопия. Находится оно на острове и включает в себя 54 города, в которых язык, нравы и законы одинаковые. Число 54 появилось не случайно: именно столько было городов в Англии и Уэльсе в то время. Дома здесь трехэтажные, а их крыши покрыты специальным составом, который защищает от пожаров. (Вспомните пожары в Лондоне и других городах, когда разрушался практически весь город.)

Очень интересным является государственное устройство. Главой является князь, который избирается пожизненно. Сместить его можно только в случае подозрения его в тирании. Все законы и решения принимаются на Народных сборах, на которые собираются по 3 старых гражданина от каждого города. Люди объединены в семьи. Во главе каждых 30 семей – фила́рх, который следит, чтобы никто не бездельничал. У фила́рхов очень красивые дворцы, в которых ежедневно устраиваются обеды для представителей семей. Дома почти никто не ест.

 

 

Все жители обучаются земледелию и одному ремеслу по выбору. Семьи поочередно отправляются в деревню на работу. Там они проводят два года, после чего возвращаются в город. Все взрослые граждане обязательно работают. День у них выглядит примерно следующим образом: 3 часа работы до полудня, обед, 2 часа отдыха, 3 часа работы, ужин. Таким образом, рабочий день составляет всего 6 часов. Вспомните, что в то время в Англии работали от рассвета до заката.

 

 

В каждом городе есть общие склады, куда все семьи отвозят то, что производят. Каждый житель может в случае необходимости взять оттуда любую вещь бесплатно. 

Внимательно относятся в Утопии к больным людям. Для них устроены специальные больницы за пределами городов, чтобы они не пересекались со здоровыми гражданами и не могли их заразить.

Интересно отношение утопийцев к золоту. По их мнению, оно не может быть более ценным, чем железо, вода или воздух. И чтобы люди не испытывали желания накапливать его себе, золото сделали соответствием позора. Из него делали ночные горшки, кандалы для рабов, опозорившиеся люди носили в ушах золотые кольца, на шее золотые цепи, на голове золотой обруч.

 

Очень мало средств тратится на одежду, так как есть специальная одежда для работы, для улицы. В результате одно платье может носиться 2 года. Князь внешне отличается только тем, что везде появляется с пучком колосьев, а перед епископом несут большую свечу. (Вспомните, какое огромное количество нарядов в Европе собиралось в гардеробных знати и духовенства в XVI-XVII веках.)

 

 

В Утопии каждый может выбрать себе ту религию, которую хочет. В городах очень мало храмов, но они очень вместительные. В них каждый молиться тому богу, которому пожелает. (А ведь в то время в Европе уже начался раскол церкви, когда религия стала насаждаться насильственно.)

Как видите, Томас Мор вообразил абсолютно идеальное государство, построить которое представляется невозможным. А слово «утопия» до сих пор является синонимом чего-то несбыточного, фантастического.

Франсуа Рабле. Еще один гуманист, который оказал влияние на развитие общественного сознания, – Франсуа́ Рабле́. Родился он в маленьком французском городке Шино́н в 1494 году. В детстве находился в монастыре, где выучил латинский и греческий языки. Затем поступил в университет в Пуатье, где изучал медицину. На протяжении всей жизни он занимался литературой и считал, что вылечить все болезни способен только смех. Все произведения Рабле были сатирическими. Он высмеивал пороки общества и королей.

 

 

Самым известным произведением Франсуа Рабле стала книга «Гаргантюа́ и Пантагрюэ́ль». В центре сюжета книги – добрые великаны.

 

 

События, которые происходят с ними, хоть и преувеличены, но они отражают дух того времени и проблемы, с которыми сталкивалось общество. Например, высмеивается старый метод образования. Воспитанием Гаргантюа занимались богословы, которые заставляли его все заучивать наизусть, без понимания зачем. В результате он стал еще глупее, чем был до этого. Тогда его отдают на обучение гуманистам, которые и раскрывают перед ним мир науки и искусства.

Рабле высмеивает систему управления государством. Для этого он использует слишком доброго короля Гаргантюа и злого и грубого правителя Пикро́хла, которые ведут между собой войну из-за плюшек. Ни первый, ни второй тип правителя не кажется Рабле идеальным. Таким становится сын Гаргантюа — Пантагрюэль. Он очень спокоен и уравновешен. Отличается гуманностью.

В книге встречаются и народные персонажи. Например, Пану́рг. Это житель города. Он достаточно умен и упрям, но при этом жуткий авантюрист и плут, который знает множество способов, как раздобыть деньги. Этот образ является пародией на типичного городского бродягу.

Еще один друг Пантагрюэля – брат Жан, который носит рясу скорее по привычке, чем по призванию. Он все время занят делом, и руки его покрыты мозолями. Этот монах очень добрый и храбрый. Брат Жан выступает за свободу личности и основывает Телемское аббатство, над входом в которое висит надпись «Делай, что захочешь».

В книге представлены все отрицательные стороны папства, судей, богословов и правителей.

Как видите, в эпоху гуманизма люди по-новому взглянули на свою жизнь, смогли подвергнуть критике все ее основы. Многие предлагали свои варианты построения общества, в котором именно человек являлся основной ценностью. Но главным стало стремление к образованности, уважение к тем, кто стремится к знаниям и помощи людям.  

 

 

www.videouroki.by

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ- ГУМАНИСТЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Многие писатели-гуманисты резко осуждали феодальные порядки и обосновывали в своих трудах возможность существования нового, справедливого общества.
 Английский писатель Томас Мор (1478-1535) получил прекрасное образование, хорошо знал древние языки. Будучи юристом, он часто защищал бедняков. В 1516 г. им была издана «Золотая книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Мор описал придуманную им страну на далеком острове Утопия (в переводе с греч. — «нигде», «несуществующее место»), В Утопии имеются прекрасные города и цветущие поля. Там нет эксплуатации одних людей другими, нет богатых и бедных, все жители острова обязаны трудиться и получают жизненные блага в строгом соответствии со своими потребностями.
Мор явился основоположником нового жанра литературы — утопического романа, повествования о лучшем, более справедливом устройстве человеческого общества.
Французский писатель-сатирик Франсуа Рабле написал книгу «Гаргантюа и Пантагрюэль», которая до сих -пор привлекает внимание читателей. В книге высмеиваются законы феодального государства, обличается католическая церковь.
С театром была связана вся жизнь великого писателя Вильяма Шекспира! (1564-1616). Он был актером, а затем одним из владельцев театра «Глобус» в Лондоне. Шекспир написал 37 пьес: трагедий, комедий, исторических драм. Глубокое проникновение в психологию человека обеспечило произведениям Шекспира долгую жизнь: его пьесы до сих пор ставятся в театрах и служат основой для многочисленных кинофильмов.
Свой бессмертный роман «Дон Кихот» великий испанский писатель Мигель Сервантес (1547-1616) создал сидя в тюрьме по ложному обвинению. В этом романе с замечательной силой и остротой передана нравственная трагедия человека, оказавшегося на стыке эпох, при переходе от средних веков к новому времени.
 В произведениях писателей-гуманистов, наряду с критикой отживавшего свой век феодального уклада, отразился интерес к личности человека, к самым тонким проявлениям его душевной жизни. Произведения Шекспира, Сервантеса и других авторов стали основой для творчества писателей нового времени.

www.examen.ru

Урок «Великие гуманисты Европы»

Великие гуманисты Европы

Цели: охарактеризовать особенности интеллектуальной жиз­ни Европы в XVI—XVII вв.; познакомить с мировоззренческими установками раннего Нового времени.

Планируемые результаты: сформировать представления о гуманистических идеалах раннего Нового времени; оценить значение философских идей изучаемой эпохи; анализировать и сравнивать различные философские идеи; оценить деятельность гуманистов, описывать нравственные ценности, которыми они руководствовались; научиться обосновывать свои суждения; да­вать определения понятий.

Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку дея­тельности гуманистов, нравственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое отношение к их философским взглядам, ценностям, которые оставила нам эпоха Возрождения и гуманизма; определить значение достижений великих гумани­стов в жизни человечества, влияние идей гуманистов на развитие общества.

Оборудование: карта «Европа в XVI—XVII вв.», мультимедийное оборудование, портреты гуманистов XVI—XVII вв.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

  1. Огораживание — процесс, который был необходим для развития капитализма в Англии. Приведите два аргумента в пользу этого утверждения и два аргумента против. (Ответы учеников. Сообщения учащихся на тему «Жизнь Лон­дона в XVII в.». Проверка выполнения задания в тетради. Мотивационно-целевой этап

В трактате флорентийского философа XV в. Пико делла Ми- рандолы «Речь о достоинстве человека» говорится о том, что Бог задумал сотворить человека, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы (т. е. сотворение мира), любил бы ее красоту, восхищался ее размахом. Согласно Пико делла Мирандо- лы, Бог сказал человеку: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы от­туда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образ, который ты предпочитаешь». Сегодня на уроке мы попро­буем ответить на вопрос: «Какое место в мире отводили человеку гуманисты раннего Нового времени?»

Тема урока: «Великие гуманисты Европы».

План урока

  1. Гуманист из Роттердама.

  2. Первые утопии.

  3. «Противны мне и владычество и покорность».

  4. Прогулки по Вечному городу.

  1. Работа по теме урока

Развитие капиталистического общества приводило к переме­нам в сознании. Человек стал думать не только о том, как он будет жить в загробном мире, но и о своем месте в земной, мирской жизни.

  1. Гуманист из Роттердама

  • Работая с § 7 учебника (с. 67, 68) и презентациями одно­классников на тему «Эразм Роттердамский», определите основные гуманистические идеи Эразма Роттердамского. Ответ запишите в тетрадь.

Запись в тетради

Эразм Роттердамский (1469—1536) комментировал Библию, святых отцов, античных философов. Он не отказывается от ре­лигиозных сюжетов, но в центре его сочинений — человек, наде­ленный свободой воли, имеющий право выбора. Одна из наиболее известных работ Эразма Роттердамского — «Похвала глупости», которая представляет собой сатирическое произведение, развен­чивающее мифы и предрассудки средневековой Европы.

  1. Первые утопии

  • Работая с § 7 учебника (с. 68—70), дополнительным материа­лом и презентациями одноклассников на тему «Томас Мор и Франсуа Рабле», запишите определение понятия «утопия». Ответьте на вопрос: «Какие утопические идеи содержались в произведениях Томаса Мора и Франсуа Рабле?»

Дополнительный материал

Можно ли назвать справедливым и благодарным такое общество, ко­торое столь расточительно одаряет так называемых благородных, золотых дел мастеров и остальных людей этого рода, ничего не делающих, живу­щих только лестью и изобретающих никчемные удовольствия, а с другой стороны, не выказывает ни малейшей заботы о земледельцах, угольщи­ках, поденщиках, ломовых извозчиках и рабочих, без которых не было бы вообще никакого общества? Мало того, обременяя их работою в цве­тущую пору их жизни, оно не вспоминает об их неусыпном старании, забывает о принесенных ими многих и великих благодеяниях, а когда на них обрушатся старость, болезни и тяжкая нужда, с самой черствой неблагодарностью вознаграждает их жалкой смертью. Далее, из поденной платы бедняков богачи ежедневно урывают кое-что не только личными обманами, но также и на основании государственных законов. Таким образом, если раньше представлялось несправедливым отплачивать чер­ной неблагодарностью за усердную службу на пользу общества, то они извратили это так, что сделали справедливостью путем обнародования особых законов.

При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вы­веской государства о своих личных выгодах. Они измышляют и изобрета­ют всякие способы и хитрости, во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами. Но и тут, когда эти омерзительные люди, в силу своей ненасытнойалчности, подели­ли в своей среде все то, чего хватило бы на всех, как далеки они все же от благоденствия государства утопийцев! Выведя деньги из употребления, они совершенно уничтожили всякую алчность к ним, а какая масса тя­гостей пропала при этом! Какой посев преступлений вырван с корнем! Кто не знает, что с исчезновением денег совершенно отмирают все те преступления, которые подвергаются ежедневной каре, ноне обузданию, а именно: обманы, кражи, грабежи, ссоры, восстания, споры, мятежи, убийства, предательства, отравления; вдобавок вместе с деньгами мо­ментально погибнут страх, тревога, заботы, труды, бессонница. Даже сама бедность, которая, по-видимому, одна только нуждается в деньгах, немедленно исчезла бы с совершенным уничтожением денег.

(Мор Т. «Утопия»)

Вопросы к тексту

  • В чем заключается новаторство Т. Мора? (Он полагал, что «с исчезновением денег совершенно отмирают все те пре­ступления, которые подвергаются ежедневной каре», т. е. обманы, кражи, грабежи, ссоры, восстания, споры, мятежи, убийства, предательства, а также будет уничтожена и сама бедность.)

  • Как можно охарактеризовать социальную модель, предла­гаемую Т. Мором? (В своей «Утопии» Томас Мор предлага­ет создать социальную модель общества, в котором не будет ни бедных, ни богатых.)

Запись в тетради

Дословно, по-гречески, утопия — место, которого нет. Этот термин взят из произведения английского мыслителя и госу­дарственного деятеля Томаса Мора (1478—1535) «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве го­сударства и о новом острове Утопия». В данной работе обрисо­вывается идеальное общественное и политическое устройство.

По мнению Т. Мора, основная причина всех бед и несчастий Европы — это частная собственность. С ее упразднением исчез­нут социальные, политические конфликты, всевозможные чело­веческие пороки. Люди ттолучат возможность для гармоничного развития. Процветание острова Утопия было обеспечено фактом коллективной собственности и социального равенства всех его жителей.

Своеобразный вариант утопии предложил французский писа­тель Франсуа Рабле (1494—1553). В его книге «Гаргантюа и Панта­грюэль» создан мифический образ мира, где ключевую роль игра ют мудрые короли-великаны — совершенные люди, беспощадно искореняющие всевозможные предрассудки.

  1. «Противны мне и владычество и покорность»

  • Работая с § 7 учебника (с. 71, 72) и презентациями одно­классников на тему «Мишель Монтень», запишите опре­деления понятий «мораль» и «личность». Ответьте на во­просы: «Какие идеи изложил Мишель Монтень в своем труде «Опыты»? Что им критиковалось, а что он считал правильным?»

Запись в тетради

Мораль — это действия человека в обществе: нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений. Она проводит границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бес­честием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненор­мальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Личность — это человек, который проявляет активную жиз­ненную позицию, несет ответственность за свой выбор и свою деятельность.

Мишель Монтень (1533—1592) выступал против суеверий, бесцельного существования, безделья. Он ратовал за гармонич­ное развитие личности, веротерпимость, считая, что главным в человеке является не его богатство, звания и вера, а его личные качества. Главное произведение М. Монтеня — «Опыты». Это его рассуждения о морали, основанные на личном жизненном опыте, это попытка познать и оценить мир через самопознание и само­оценку.

  1. Прогулки по Вечному городу

  • Работая с § 7 учебника (с. 72—74) и презентациями одно­классников на тему «Рим эпохи Возрождения», запишите, что было построено в Риме в рассматриваемый период, и ответьте на вопрос: «Почему Рим называют Вечным го­родом?»

Запись в тетради

  1. Сикстинская капелла; 2) церковь Темпьетто; 3) собор Свя­того Петра.

В Риме XVI в. рядом с античными зданиями строились но­вые, католические храмы. Например, собор Святого Петра, одним из создателей которого был Микеланджело. Это подчеркивало связь далекого прошлого и современности, что создавало Риму славу Вечного города.

  1. Закрепление изученного материала

  1. Какое техническое изобретение способствовало становле­нию философии гуманизма? (Изобретение книгопечатания, которое содействовало распространению образования и зна­нийв Западной Европе.)

  2. Почему в эпоху гуманизма появляются первые утопии? {Внимание к человеку заставляло задуматься и о возможно­сти совершенствования политического и социального устрой­ства.)

  1. Подведение итогов урока

Великие гуманисты XVI в. ставили человека в центр мира. Не отрицая религиозных ценностей, они считали, что судьба человека зависит только от него самого. Критикуя современное общество, они пытались представить черты такого обществен­ного устройства, в котором люди смогут исправить все пороки человечества.

Домашнее задание

  1. Прочитать § 7.

  2. Подготовить сообщение о жизни и взглядах одного из гу­манистов Нового времени.

Подготовить презентации о деятелях культуры Возрождения.

infourok.ru

Как заполнить таблицу «Великие гуманисты Европы » (см)?

1) Петрарка, 1304 — 1374.

2) эссе и философские работы («О презрении к миру», «Письма без адреса»), в которых он отразил свое понимание и свои взгляды на христианство, на основы морали, описал деятельность государственных деятелей Древней Греции и Рима. Но славу ему принесли его знаменитые Сонеты.

3) пытался примирить гуманизм с христианской верой, рассматривая его как основу человеческой нравственности, развивал и интерпретировал идеи классической философии. В сонетах воспевал свою идеализированную любовь к Лауре.

**

1) Эразм Роттердамский, 1466-1536.

2) «Похвала глупости», «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного» и др.

3) Эразм считал себя, прежде всего, проповедником праведности, он был убежден, что в возрождении Европы важнейшую роль играет образование, поскольку только образованные люди могут достойно выполнять как государственные, так и церковные функции.

**

1) Томас Мор, 1478-1535

2) «История Ричарда III», «Утопия».

3) Его взгляды были близки к взглядам Эразма, он выступал против Мартина Лютера и протестантской Реформации, защитник католической ортодоксии. Его «Утопия» — изображение фантастической страны, управляемой разумом и котрастирующей с противоречивой современной реальностью.

**

1) Мишель Монтень, 1533-1592.

2) «Опыты»

3) Монтень исследует различные аспекты человеческой природы и жизни, одновременно донося до читателей свои мысли по поводу таких насущных и важных тем как искусство разговора, любовь к чтению, воспитание детей, горечь утрат и способность переносить горе, обращение с противоположным полом и т.д.

**

1) Франсуа Рабле, предположительно между 1483-1494 –1553.

2) «Гаргантюа и Пантагрюэль»

3) Был ярким выразителем гуманистических идеалов своего времени: его проникнутые сатирой и юмором произведения знакомят читателей с социальными и политическими проблемами и событиями, разворачивающимися в первой половине 16 века.

www.bolshoyvopros.ru

Великие гуманисты Европы. Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле



Вопросы в начале параграфа

Вопрос. Почему деятелей новой культуры называли гуманистами, а время, когда возникла и развивалась новая культура, – Возрождением? Как гуманисты относились к античной культуре, природе, человеку? Что нового внесла в общественную жизнь культура Возрождения?

Деятелей новой культуры называли гуманистами, потому в центре их мировоззрения, их внимания находился человек (по латыни «студиа хуманитатис» означает «познание человеческого»).

Эпоху называли Возрождением, потому что гуманисты за вдохновением и за идеалами обращались к эпохе Античности, тем самым возрождая ее после средневековья.

Античная культура служила для гуманистов образцом, а также источником знаний. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.

В природе гуманисты видели божественное начало, саму природу нередко отождествляли с Богом.

Человек, наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, как считали гуманисты, поставлен в центр мироздания самой природой Человек для гуманистов был венцом божественного творения, поэтому обладал возможностями достичь счастья уже в земной жизни.

В общественную жизнь культура Возрождения привнесла понимание достоинства человеческой жизни, новые взгляды на устройство общества, новые подходы в обучение, изменила принципы искусства.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Как вы понимаете слова: «Я ставлю тебя в центре мира»?

Эти слова можно понять так, что для гуманистов в центре мироздания находился не Бог, как считали средневековые схоласты, а человек, т.к. он обладает безграничными способностями, а также свободной волей.

Вопрос 2. Кого называли гуманистом в раннее Новое время? Можно ли считать гуманистом Джованни Морелли? Почему?

В раннее Новое время гуманистами называли образованных людей, которые изучали античную литературу, пытались переосмыслить положения средневековых схоластов об устройстве мира и о роли человека. Да, Джованни Морелли можно считать гуманистом, т.к. гуманисты не были выходцами из какого то определенного социального слоя, поэтому купец Дж. Морелли которые советует читать и размышлять над поучениями древних авторов безусловно является гуманистом.

Вопрос 3. Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле?

Эразм Роттердамский — будучи выдающимся знатоком латыни, он комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры. Главное его произведение – Похвала глупости.

Томас Мор — политик и первый министр английского короля. Пытаясь разобраться в устройстве современного ему обществе, он написал книгу, которая получала название «Утопия». В первой части описывается современная автору Англия. С болью и состраданием рассказывает он о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английского крестьянства, несправедливых законах против бедняков. Источник всех несчастий Англии писатель видит в частной собственности. Во второй части книги он описал идеальное государство, продумав мельчайшие детали устройства жизни его граждан. Однако, как воплотить мечту в реальность, он не знал.

Франсуа Рабле — врач и один из самых образованных людей своего времени. В своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» возрождал старинные традиции народных представлений, высмеивал жестокость, тупость, уродство, ханжество власть имущих. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой – невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.

Идеалы античной культуры были близки гуманистом, потому что античные философы также ставили человека в центр своего мировоззрения.

Вопрос 2. Как вы считаете, какую цель мог преследовать Пётр I, давший распоряжение о переводе и печатании «Похвалы Глупости»?

Петр I, который стремился перестроить свое царство по европейскому образцу, должен был показать несостоятельность прежних традиционных ценностей, которые во многом и высмеивались в романе Эразма Роттердамского. Это произведение должно было распространить новые ценности об устройстве общества, государства, власти монарха, высмеять противников Петра в среде бояр, духовенства, которые держались за средневековые традиции.

Вопрос 3. Как вы думаете, что могло заинтересовать в книге Т. Мора его современников? Чем она интересна читателю сегодня?

Современников могли заинтересовать идеи устройства идеального общества. В Англии XVI в. было много социальных проблем, вызванных огораживанием, ростом числа бедняков. Т. Мор в своем романе как раз пытался найти решение этих проблем. Книга интересна тем, что многие проблемы, о которых писал Т. Мор, остаются актуальными и сегодня, например проблема бедности.

Вопрос 4. Начните работу над проектом «Возрождение человека». Подготовьте рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов (Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень).

Эразм Роттердамский — http://www.hrono.info/biograf/bio_e/erazm_rot.php

Томас Мор — http://www.hrono.info/biograf/bio_m/mortomas.php

Франсуа Рабле http://www.hrono.info/biograf/bio_r/rable.php

Мишель де Монтень — http://www.hrono.info/biograf/bio_m/montenm.php

Вопросы к документу

Вопрос 1. Как вы думаете, почему рассказ, посвящённый Монтеню, озаглавлен «Противны мне и владычество и покорность»? Аргументируйте свою позицию.

Потому что Мишель де Монтень призывает человека к саморазвитию, к самосовершенствованию, а не к слепой покорности и не к стремлению властвовать над другими. Его идеал развитая личность

Вопрос 2. Найдите и назовите архитектурные детали, характерные для эпохи Античности.

Характерные архитектурные детали для эпохи античности: колонна, арка, купол, строгие геометрические формы, строгость и гармоничность форм.

Вопрос 3. Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра и Версальского дворца (см. иллюстрацию на с. 39).

Общими чертами организации пространства являются строгие геометрические формы, четкое разделение всех архитектурных элементов, соблюдение симметрии.

Вопрос 4. Как вы думаете, почему Рим называют Вечным городом? Свой ответ обоснуйте.

Рим называют Вечным городом, почти тысячу лет он не был захвачен, но даже после захвата и разграбления 476 г., он сохранил свое величие и вернул политическое, религиозное и культурное значение в качестве главного города Европы в эпоху средневековья — резиденции Папы Римского.

resheba.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *