Грамматическая синтаксическая норма нарушена в предложении – Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы) . ( в пояснении варианты ответа)

нарушение синтаксических норм | В помощь школьнику

Как правило, в задании А5 контрольно-измерительных материалов необходимо из четырех предложенных предложений выбрать одно с грамматической ошибкой (нарушение синтаксических норм). Умение находить и исправлять грамматические ошибки при построении предложений позволяет учащимся не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Можно выделить несколько примеров ошибок, встречающихся в этой части задания. Итак, ошибки в построении предложений:

1) с однородными членами;

2) с причастными оборотами;

3) с именами собственными, заключенными в кавычки и являющимися названием газе­ты, журнала, книги, картины, фильма;

4) с производными предлогами «благодаря», «согласно», «вопреки» и непроизводным предлогом «по», употребленным в оборотах речи «по окончании», «по приезде», «по за­вершении», «по прибытии»;

5) с двойными союзами «не только…, но и…», «как…, так и…»;

6) с использованием цитат;

7) начинающихся со слов: «все, кто…», «те, кто…», «никто из тех, кто…».

Довольно часто на ЕГЭ по русскому языку встречаются примеры, в которых допущены

следующие грамматические ошибки:

1) Неправильное построение предложений с однородными членами:

А) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И причастный оборот и придаточное определительное, начинающееся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ:

Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Не могут выступать в качестве однородных причастный оборот и придаточное предло­жение. Союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два прича­стных оборота, либо два придаточных определительных. Следовательно, правильными будут следующие варианты построения этого предложения:

1) Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.

2) Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запом­нилась всем.

Помните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И.

Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения, как:

«Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о вой­не, мне понравился».

«Людям, увлекающимся туризмом и которые пожелают увидеть эту удивительную зем­лю своими глазами, автор предлагает множество интересных туристских маршрутов».

Б) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И дополнение, выражен­ное именем существительным, и придаточное предложение:

Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не бу­дет.

Не могут выступать в качестве однородных дополнение, выраженное именем существи­тельным, и придаточное предложение. Союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два дополнения, выраженных именами существительными, либо два при­даточных предложения. Следовательно, правильными будут следующие варианты построения этого предложения:

1) Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задер­жек по зарплате.

2) Экономисты говорят о том, что не предвидится снижение инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.

Обратите внимание: только однотипные синтаксические конструкции могут быть од­нородными и сочетаться с союзом И.

Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения, как:

В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю.

Книга рассказывает, как правильно содержать аквариумных рыбок и об устройстве их дома.

В) Нельзя в одном предложении сочетать как однородные члены имя существительное и инфинитив:

Я люблю музыку и кататься на коньках.

Помните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И. Следовательно, правильным будет следующий вариант построения этого предложения: Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.

Г) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И сказуемые, если идущее за ними имя существительное грамматически связано только с одним из них (недопустимо, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы):

Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и рассуждает (О ЧЕМ?) о природе света.

В этом предложении сказуемые имеют одно и то же зависимое слово «о природе», одна­ко от первого сказуемого к нему задается вопрос ЧТО?, а от второго — О ЧЕМ?. Такое по­строение предложения недопустимо, поскольку общее, зависимое от однородных чле­нов предложения слово должно отвечать на один и тот же вопрос. Следовательно, пра­вильными будут следующие варианты построения этого предложения: Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и изучает (ЧТО?) природу света. Автор в этой статье исследует (ЧТО?) природу света и рассуждает (О ЧЕМ?) о ней.

В предложениях, в которых сказуемые имеют при себе одно и то же зависимое слово и соединяются союзом И, от каждого из сказуемых должен задаваться один и тот же вопрос к общему зависимому слову.

Неправильными с грамматической точки зрения будут следующие предложения, так как в них общее зависимое слово, которое по смыслу и по форме должно быть согласовано с каж­дым из однородных сказуемых, фактически связывается только с ближайшим из них:

Слушатели передачи ожидали (ЧЕГО?) и надеялись (НА ЧТО?) на встречу с известным телеведущим.

Каждый день я поливал (ЧТО?) и любовался (ЧЕМ?) любимым цветком.

Д) Недопустимо, чтобы части двойных союзов не только…, но и…; как так и… связывали разные понятия (части двойного союза должны соединять только однородные чле­ны, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос):

На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.

Двойной союз «не только…, но и …» должен соединять однородные члены предложе­ния. В данном случае этого не происходит: части двойного союза соединяют имя существи­тельное «кинофильмы» и краткое страдательное причастие «поставлено», которые не являют­ся однородными членами из-за того, что принадлежат к разным частям речи и отвечают на разные вопросы. Следовательно, такое построение предложения недопустимо. Правильнее было бы сказать так:

На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.

Неправильным с точки зрения грамматики будет построение предложения с двойным союзом «как…, так и…»:

Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Части двойного союза соединяют краткое имя прилагательное «интересен» и имя суще­ствительное «образ», которые не являются однородными членами из-за того, что принадлежат к разным частям речи и отвечают на разные вопросы. Следовательно, такое построение пред­ложения недопустимо. Правильнее было бы сказать так:

Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Е) Однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в том же па­деже, что и обобщающее слово:

Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благород­ство, простота.

В данном предложении обобщающее слово «душевными качествами» стоит в форме Т.п., а все однородные члены: «справедливость, благородство, простота» — в форме Им.п. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильным будет следующий вари­ант построения этого предложения: Автор наделяет Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: (ЧЕМ ИМЕННО?) справедливостью, благородством, простотой.

Ё) Нельзя при перечислении однородных членов опускать разные предлоги:

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в», так как это слово не упот­ребляется с предлогом «на». Правильный вариант:

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

При перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги; раз­ные предлоги опускать нельзя.

Неправильным с грамматической точки зрения будет и такое предложение, как: Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии и Кипре.

education-club.ru

Синтаксические нормы — урок. Единые государственные экзамены, ЕГЭ по русскому языку.

Синтаксические нормы русского литературного языка

1. Понятие синтаксической нормы

Синтаксические нормы – это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами формируют грамматические нормы.

Синтаксические нормы регулируют как посторенние отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).

2. Порядок слов в предложении

В русском языке порядок слов в предложении относительно свободный. Основным является принятый в нейтральном стиле прямой порядок слов: подлежащие + сказуемое:

Пример:

Студенты пишут лекцию.

Изменения в порядке слов зависят от актуального членения предложения – движения мысли от известного (темы) к новому (реме).

Пример:

Сравним: Редактор прочитал рукопись. – Рукопись прочитал редактор.

Изменения в порядке слов называется инверсией.

Инверсия – стилистический приём выделения отдельных членов предложения путём их перестановки.

Обычно инверсия используется в художественных произведениях:

Пример:

Судьбы свершился приговор (М.Ю. Лермонтов), Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням (А.С. Пушкин).

Возможна и так называемая неоправданная инверсия – нарушение порядка слов в ущерб содержанию:

Пример:

Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии (только: Он отказался участвовать в мероприятии со всеми студентами).

Неоправданную инверсию следует устранять путём использования прямого порядка слов.

3. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

Связь между подлежащим и сказуемым носит название координации и выражается в том, что подлежащее и сказуемое согласуются по своим общим категориям: роду, числу. Однако существуют и трудные случаи координации. Обычно в таких случаях подлежащее имеет сложную структуру – в него входит несколько слов.

 

1. Счётный оборот + существительное (двое студентов, пять часов и т.д.) Единств. число (подчеркивает общность, а также для числительных на 1). Множественное число (указывает на отдельность предметов).   

Пример:

В Олимпиаде участвуют / участвует двадцать пять студентов.

2. Слова: больше / меньше, много / мало / большинство / меньшинство, несколько (приблизительное количество) Единств. число
(подчеркивает общность, также для числительных на 1, также часто вместе с одушевленными сущ., также если есть слова только, лишь, всего).
Множественное число (указывает на отдельность предметов). 

Пример:

Большинство студентов уже сдали экзамен.
На экскурсию записалось только восемь отдыхающих.

3. Однородные подлежащие.  Единственное число (однородные подлежащие соединяются предлогом С). Множественное число (однородные подлежащие соединяются союзом И). 

Пример:

Спортсмен и тренер отправились на соревнования.
Директор с сотрудниками института подготовил этот проект.

4. Существительное + приложение. Согласуется с главным словом (то есть с существительным). 

Пример:

Журнал «Наука и жизнь» опубликовал серию материалов.
Студентка-химик проводила эксперимент.

4. Согласование определений с определяемым словом

Определение выражает характеристику предмета, чаще всего является прилагательным или причастием. Определение согласуется с главным словом по категориям рода, числа и падежа.

1) Определение + счётный оборот (= числительное + существительное).
Важна позиция, которую занимает определение!

• Определение впереди счётного оборота: в форме Именительного падежа.

Пример:

последние два года, новые пять писем, молодые три девушки

• Определение внутри счётного оборота: в Родительном падеже для существительных мужского и среднего рода, а для существительных женского рода – в Именительном падеже:

Пример:

два последних года, пять новых писем, три молодые девушки

 2) Однородные определения + существительное (обозначает похожие, но раздельные объекты):

• существительное в единственном числе, если предметы и явления тесно связаны по смыслу или имеют терминологический характер:

Пример:

В правой и левой половине дома. Промышленный и аграрный кризис.

• существительное во множественном числе, если нужно подчеркнуть различность предметов и явлений:

Пример:

Биологический и химический факультеты.

Любительский и профессиональный турниры.

3) Определение + однородные существительные: определение стоит в единственном числе или во множественном числе в зависимости от того, относится оно по смыслу к ближайшему слову или ко всему словосочетанию:

Пример:

Русская литература и искусство.
Способные ученик и ученица.

4) Определение + существительное с приложением: определение согласуется главным словом (то есть с существительным):

Пример:

новый вагон-лаборатория

5. Согласование приложений с определяемым словом.

Приложения имеет добавочное значение по отношению к существительному (профессия, статус, род занятий, возраст, национальность). По этой причине оно воспринимается как единое целое с существительным:
1) приложение, которое пишется через дефис, согласуется с определяемым словом: на новом диване-кровати.
2) приложения, которые пишутся отдельно от определяемого слова, не согласуются с определяем словом:

Пример:

в газете «Рабочий край».

Изменяется норма, связанная с согласованием географических названий.
Можно согласовывать с определяемым словом русские географические названия и названия на –ия:

Пример:

В городе Смоленске, в селе Горюхине, на реке Волге, в Республике Индии.

Однако нет такого согласования в случае с иноязычными географическими названиями и астрономическими названиями:

Пример:

В штате Техас, на горе Эльбрус, на планете Венера.

6. Особенности употребления однородных членов

1) Нельзя делать однородными членами неоднородные по смыслу слова.

Пример:

Неправильно: К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека.

2) Нельзя делать однородными членами слова с родовым и видовым значением (только: род → вид!).

Пример:

Неправильно: Выпуск аппаратуры (родовое понятие), устройств и приборов (видовое понятие).

3) Нельзя делать однородными членами лексически и грамматически несочетаемые слова.

Пример:

Неправильно: Высказаны пожелания и выводы (только: Высказаны пожелания и сделаны выводы).
Контролировать и руководить работами (только: Контролировать работы и руководить ими).

4) Нельзя делать однородными членами грамматически и синтаксически разные слова (разные части речи, слово и часть сложного предложения).

Пример:

Неправильно: Книги помогают нам в учёбе и вообще узнавать много нового (только: Книги помогают нам в учёбе, дают возможность узнавать много нового).
Неправильно: Декан говорил об успеваемости и что скоро начинаются экзамены (только: Декан говорил об успеваемости и об экзаменах, которые скоро будут).

5) Если перед однородными членами есть предлог, его следует повторять перед каждым однородным членом.

Пример:

Сведения получены как из официальных, так и из неофициальных источников.

7. Употребления причастного и деепричастного оборотов

Необходимо соблюдать правила построения предложений с причастным и деепричастным оборотом:

1) Причастный оборот не должен включать в себя определяемое слово.

Пример:

Неправильно: Выполненный план заводом (только: план, выполненный заводом или выполненный заводом план).

2) Причастия согласуются с определяемым словом в форме рода, числа и падежа, а со сказуемым – в форме времени.

Пример:

Неправильно: Он пошёл по пути, проложенным его отцом (только: проложенному).
Неправильно: Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на вопросы (только: выступивший).

3) Причастия не могут иметь формы будущего времени и не сочетаются с частицей бы.

Пример:

Неправильно: Студент, сумеющий скоро получить диплом.

Неправильно: Планы, нашедшие бы поддержку руководства.

В случае затруднения в коррекции предложения с причастным оборотом, предложение можно перестроить в СПП с придаточным определительным (с союзным словом который).

1) Действия сказуемого и деепричастного оборота выполняются одним субъектом.

Пример:

Неправильно: Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа (только: когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа).

2) Деепричастный оборот не должен присоединяться к безличным и страдательным конструкциям.

Пример:

Неправильно: Открыв окно, мне стало холодно (только: открыв окно, я замерз).

В случае затруднения в коррекции предложения с деепричастным оборотом, предложение можно перестроить в СПП с придаточным обстоятельственного значения (с союзами когда, если, потому что).

www.yaklass.ru

синтаксическая норма

Синтаксическая норма

Синтаксические нормы — это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Соблюдение синтаксических норм — важнейшее условие правильности речи.

Синтаксические нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием.

Нарушение синтаксических норм приводит к синтаксическим ошибкам разного типа.

Например, нарушение синтаксических норм имеется в следующих предложениях:

Читая книгу, возникает вопрос о будущем страны.

Поэме характерен синтез лирического и эпического начал.

Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.

Вариант 1

1 Нормой русского языка является грамматическое согласование определяемого слова с главным словом в словосочетании (большая удача, большой успех) и сказуемого с подлежащим (Мать сказала; Отец сказал). Но в некоторых случаях выбор зависимой формы вызывает трудности и требует учёта целого ряда условий.

1. В разговорной речи частотно использование смыслового (а не грамматического) согласования при существительных мужского рода, характеризующих лиц женского пола.

Врач пришла; Профессор сказала; Директор школы уволилась.

Однако в официальной речи замена грамматического согласования смысловым не допускается, за исключением тех случаев, когда такое существительное имеет при себе имя собственное, например: врач Петрова. В таких конструкциях определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным.

Например: Опытный врач Петрова внимательна к больным. Определение-причастие всегда согласуется с именем собственным: вошедшая в палату врач Петрова.

Если подлежащее – собственное имя – имеет при себе обособленное приложение, выраженное нарицательным существительным, то сказуемое согласуется с подлежащим:

Мария Ивановна, учитель математики, заболела.

2

1.По окончанию школы я могу идти на второй курс института.

По окончании — именно так образуется это устойчивое сочетание предлогов

2. Ряд рижских школ точно будет бастовать (по правилам грамматики русского языка ряд-будет бастовать)

3.Начав писать в это время, в его первых стихах четко выражены мотивы протеста и тоски. Начав писать в это время, в его стихах четко выражались мотивы протеста и тоски.

4.Потерпевшего Юрия соседи утверждают, что около полудня в квартире был слышен шум.здесь порядок слов режет слух: правильнее будет писать «соседи потерпевшего Юрия… »

5.Беседа с заведующим финансового отдела прошла безрезультатно.

заведовать нужно финансовым отделом, а не финансового отдела, так что «.. с заведующим финансовым отделом» — нужно просто выбрать другой падеж

studfiles.net

Синтаксические нормы. Согласование | Коллекции учебных материалов

Синтаксические нормы. Согласование

1. Понятие синтаксической нормы

Итак, на предыдущих лекциях мы познакомились с четырьмя видами литературных норм: нормами ударения и произношения, лексическими и морфологическими нормами. На сегодняшней нашей лекции мы будем говорить о синтаксических нормах.

Синтаксические нормы – это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами формируют грамматические нормы.

Синтаксические нормы регулируют как посторенние отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).

 

2. Порядок слов в предложении

В русском языке порядок слов в предложении относительно свободный. Основным является принятый в нейтральном стиле прямой порядок слов: подлежащие + сказуемое: Студенты пишут лекцию.

Изменения в порядке слов зависят от актуального членения предложения – движения мысли от известного (темы) к новому (реме). Сравним: Редактор прочитал рукопись. – Рукопись прочитал редактор.

Изменения в порядке слов называется инверсией. Инверсия – стилистический приём выделения отдельных членов предложения путём их перестановки. Обычно инверсия используется в художественных произведениях: Судьбы свершился приговор (М.Ю. Лермонтов), Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням (А.С. Пушкин). Возможна и так называемая неоправданная инверсия – нарушение порядка слов в ущерб содержанию: Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии (только: Он отказался участвовать в мероприятии со всеми студентами). Неоправданную инверсию следует устранять путём использования прямого порядка слов.

3. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

Связь между подлежащим и сказуемым носит название координации и выражается в том, что подлежащее и сказуемое согласуются по своим общим категориям: роду, числу. Однако существуют и трудные случаи координации. Обычно в таких случаях подлежащее имеет сложную структуру – в него входит несколько слов. Рассмотрим основные трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого (в форме таблицы).

 

1. Счётный оборот + существительное (двое студентов, пять часов и т.д.)

Единств. число

(подчеркивает общность, а также для числительных на 1).

Множ. число

(указывает на отдельность предметов). 

В Олимпиаде участвуют / участвует двадцать пять студентов.

2. Слова: больше / меньше, много / мало / большинство / меньшинство, несколько (приблизительное количество)

Единств. число

(подчеркивает общность, также для числительных на 1, такжечасто вместе с одушевленными сущ., также если есть слова только, лишь, всего).

Множ. число

(указывает на отдельность предметов).

Большинство студентов уже сдали экзамен.

На экскурсию записалось только восемь отдыхающих.

3. Однородные подлежащие

Единств. число

(однородные подлежащие соединяются предлогом С).

Множ. число

(однородные подлежащие соединяются союзом И).

 

Спортсмен и тренер отправились на соревнования.

Директор с сотрудниками института подготовил этот проект.

4. Существительное + приложение

Согласуется с главным словом (то есть с существительным).

Журнал «Наука и жизнь» опубликовал серию материалов.

Студентка-химик проводила эксперимент.

 

4. Согласование определений с определяемым словом

Как мы помним, определение выражает характеристику предмета, чаще всего является прилагательным или причастием. Определение согласуется с главным словом по категориям рода, числа и падежа. Мы обратимся к трудным случаям такого согласования.

1) Определение + счётный оборот (=числительное + существительное). Важна позиция, которую занимает определение!

  • Определение впереди счётного оборота: в форме Именительного падежа: последние два года, новые пять писем, молодые три девушки .
  • Определение внутри счётного оборота: в Родительном падеже для существительных мужского и среднего рода, а для существительных женского рода – в Именительном падеже: два последних года, пять новых писем, три молодые девушки.

2) Однородные определения + существительное (обозначает похожие, но раздельные объекты):

  • существительное в единственном числе, если предметы и явления тесно связаны по смыслу или имеют терминологический характер: В правой и левой половине дома. Промышленный и аграрный кризис.
  • существительное во множественном числе, если нужно подчеркнуть различность предметов и явлений: Биологический и химический факультеты. Любительский и профессиональный турниры.

3) Определение + однородные существительные: определение стоит в единственном числе или во множественном числе в зависимости от того, относится оно по смыслу к ближайшему слову или ко всему словосочетанию: Русская литература и искусство. Способные ученик и ученица.

4). Определение + существительное с приложением: определение согласуется главным словом (то есть с существительным): новый вагон-лаборатория.

 

5. Согласование приложений с определяемым словом

Приложения имеет добавочное значение по отношению к существительному (профессия, статус, род занятий, возраст, национальность). По этой причине оно воспринимается как единое целое с существительным:

1)                        приложение, которое пишется через дефис, согласуется с определяемым словом: на новом диване-кровати.

2)                        приложения, которые пишутся отдельно от определяемого слова, не согласуются с определяем словом: в газете «Рабочий край».

þ Изменяется норма, связанная с согласованием географических названий. Сегодня можно согласовывать с определяемым словом русские географические названия и названия на –ия: В городе Смоленске, в селе Горюхине, на реке Волге, в Республике Индии.

Однако нет такого согласования в случае с иноязычными географическими названиями и астрономическими названиями: В штате Техас, на горе Эльбрус, на планете Венера.

 

 

 

 

6. Особенности употребления однородных членов

Есть свои правила в построении предложений с однородными членами:

1)            Нельзя делать однородными членами неоднородные по смыслу слова. Не правильно: К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека.

2)            Нельзя делать однородными членами слова с родовым и видовым значением (только: род → вид!). Не правильно: Выпуск аппаратуры (родовое понятие), устройств и приборов (видовое понятие).

3)            Нельзя делать однородными членами лексически и грамматически несочетаемые слова. Не правильно: Высказаны пожелания и выводы (только: Высказаны пожелания и сделаны выводы). Контролировать и руководить работами (только: Контролировать работы и руководить ими).

4)            Нельзя делать однородными членами грамматически и синтаксически разные слова (разные части речи, слово и часть сложного предложения). Не правильно: Книги помогают нам в учёбе и вообще узнавать много нового (только: Книги помогают нам в учёбе, дают возможность узнавать много нового). Не правильно: Декан говорил об успеваемости и что скоро начинаются экзамены (только: Декан говорил об успеваемости и об экзаменах, которые скоро будут).

5)            Если перед однородными членами есть предлог, его следует повторять перед каждым однородным членом: Сведения получены как из официальных, так и из неофициальных источников.

 

7. Употребления причастного и деепричастного оборотов

Необходимо соблюдать правила построения предложений с причастным и деепричастным оборотом:

1) Причастный оборот не должен включать в себя определяемое слово. Не правильно: Выполненный план заводом (только: план, выполненный заводом или выполненный заводом план).

2) Причастия согласуются с определяемым словом в форме рода, числа и падежа, а со сказуемым – в форме времени. Не правильно: Он пошёл по пути, проложенным его отцом (только: проложенному). Не правильно: Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на вопросы (только: выступивший).

3) Причастия не могут иметь формы будущего времени и не сочетаются с частицей бы. Не правильно: Студент, сумеющий скоро получить диплом. Не правильно: Планы, нашедшие бы поддержку руководства.

þ В случае затруднения в коррекции предложения с причастным оборотом, предложение можно перестроить в СПП с придаточным определительным (с союзным словом который).

1) Действия сказуемого и деепричастного оборота выполняются одним субъектом. Не правильно: Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа (только: когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа).

2) Деепричастный оборот не должен присоединяться к безличным и страдательным конструкциям. Не правильно: Открыв окно, мне стало холодно (только: открыв окно, я замерз).

þ В случае затруднения в коррекции предложения с деепричастным оборотом, предложение можно перестроить в СПП с придаточным обстоятельственного значения (с союзами когда

 

Задания. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).

 

1) Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

2) Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

3) Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочет все знать.

4) Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах.

 

Вариант № 1. В этом предложении нарушены нормы управления: вместо уделять большое внимание (чему?) развитию используется уделять большое внимание на развитие. Вариант № 2. Нарушены правила употребления двойного союза: вместо не только…но и употребляется не только… а Вариант № 3. Предложение построено с учетом всех грамматических правил. Вариант №4. Нарушены нормы при употреблении однородных членов предложения: глагол уважает требует зависимое слово в винительном падеже (кого? что?), а глагол заботится – в предложном (о ком? о чем?). При этом у них одно общее дополнение свои фронтовые товарищи. Таким образом, правильный ответ – вариант № 3.

 

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

 

1) Большинство зданий, определяющих исторический центр города, было построено еще в 17 веке.

2) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеют простудными заболеваниями.

3) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре».

4) Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие ученые-физики как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.

 

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

2) В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.

3) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К.Паустовского «Орест Кипренский».

4) Многие, кто бывал в Переяславле-Залесском, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.

 

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче.

2) Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта.

 3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной сцене.

 4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай.

 

Ответы: 3, 1, 2.

xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai

Синтаксические нормы

Синтаксические нормы, наряду с морфологическими, относятся к грамматическим нормам литературного языка. Синтаксические нормы – это исторически сложившиеся и теоретически осмысленные правила и тенденции связи слов в грамматические конструкции, такие, как словосочетание и предложение.

В современном русском языке в ходе исторического развития установился свободный порядок слов. Это совсем не значит, что слова в пределах высказывания могут быть расположены в любом порядке. Различают прямой и непрямой порядок слов. При прямом порядке слов сказуемое следует за подлежащим; согласованное определение ставится перед определяемым словом, а несогласованное после; дополнение идёт после сказуемого; обстоятельство начинает или завершает конструкцию: На берегу моря седой старик плёл сеть для ловли рыбы. Чтобы построить высказывание правильно, лучше всего придерживаться прямого порядка слов.

Однако иной прямой порядок слов в высказывании не является ошибкой. Непрямой порядок слов называют инверсионным. Изменение порядка слов в высказывании всегда связано с изменением смысла, чаще всего с усилением экспрессии (выразительности), вносимой грамматическими средствами языка:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор (А.С .Пушкин).

В некоторых случаях порядок слов определяет смысл высказывания: Добро побеждает зло – Зло побеждает добро.

Не совсем правы те, кто утверждает, что порядок слов в русском языке не так уж важен. Спору нет: он гораздо свободнее, чем, скажем, в английском, французском, немецком. Например, предложение, состоящее из пяти знаменательных слов: Ученик вчера старательно выполнил задание – допускает 120 вариантов в зависимости от перестановки членов предложения. Мы запросто можем поменять местами сказуемое и подлежащее, и смысл сказанного от этого практически не изменится. И вообще, считают многие – не место в предложении «красит» слово; в любом положении главное слово останется главным, а зависимое сохранит свою зависимость. Но вот это как раз опасное заблуждение. Это только в математике от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. А в русском языке, то забегая вперед, то становясь позади, смысл того, что говорится о «главных», меняют как раз «примкнувшие к ним» слова.

Но примыкающее словечко отнюдь не раболепствует перед главным, оно – как личный камердинер короля, без которого правящий монарх так и останется «голым», то есть будет лишен отличающих его от других признаков. Обычно признаки существительных определяют прилагательные, но определениями могут стать и примостившиеся скраешку от главного слова такое же, как оно, существительное, или глагол в инфинитиве (неопределенной форме), или наречие, или числительное. Продолжим аналогию: примыкающие к определяемому существительному слова, неся за собой «шлейф» смыслов, сообщают о его «королевском величестве» нечто очень конкретное. И горе тому, кто бездумно поменяет местами «свиту»: смысл тут же изменится.

К примеру, кофе по-турецки – вовсе не то же самое, что турецкий кофе. Первое выражение называет конкретный способ приготовления кофе, второе – страну, из которой кофе был привезён. Кофе может быть турецким, а может – итальянским или французским.

Удовольствие видеть всегда связано с конкретным человеком или ситуацией: видеть наших детей за работой – всегда удовольствие. А вот видимое удовольствие – кажущееся, а не реально испытываемое удовлетворение.

На первый взгляд, шляпа отца мало чем отличается от отцовской шляпы. Но, согласитесь, первые выражение звучит более конкретно, второе — чуть абстрактнее, метафоричнее. Отцовская шляпа – это не только принадлежащая отцу вещь, но и символ, например, солидности, элегантности зрелого мужчины. Разница между шляпой отца и отцовской шляпой – такая же, как и между «Шинелью» Гоголя и гоголевской шинелью, так многое определившей в литературной судьбе поколения Булгакова.

Ряд этих примеров можно продолжить.

Когда мы говорим, что рабочие завода вышли на субботник, мы подразумеваем рабочих определенного завода, а когда рассказываем о заводских рабочих – даём определение социальной группы.

Сожалея, что решётка сада повреждена, мы имеем в виду конкретный сад, решётка которого пострадала от вандалов, а говоря о садовых решётках, мы имеем в виду ограды вообще.

Словом, заменив примкнувшие к определяемому слову существительное, глагол или наречие однокоренным прилагательным, мы сразу от конкретики переходим к абстракциям.

Так что не относитесь к порядку легкомысленно: и в жизни, и в русском языке порядок стоит соблюдать.

Грамматическая система русского языка включает в себя три основных типа подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. Согласование представляет собой приобретение зависимым словом грамматических значений главного слова: глубокое чувство. Прилагательное приобретает те же грамматические значения, что и существительное: средний род, единственное число, именительный падеж. При изменении формы существительного должна меняться и форма зависимого прилагательного: глубоким чувствам.

Управление предполагает использование зависимого слова в определённой форме, требуемой главным словом: благодарность (кому?) учителю (от кого?) от учеников.

Особый тип согласования сказуемого с подлежащим называется координацией. Трудность вызывает выбор формы сказуемого, если подлежащее выражено количественно-именным существительным. Высказывание тысяча жалоб со всей страны поступили в министерство содержит синтаксическую ошибку. Определяющим в данном случае является слово тысяча, поэтому сказуемое должно быть согласовано с подлежащим в единственном числе.

Если первой частью количественно-именного сочетания являются числительные тысяча, миллион, миллиард, глагол согласуется с ними в единственном числе. То же относится и к случаям согласования глагола-сказуемого с наречиями, существительными и местоимениями с количественным значением (много, мало, сколько, несколько): Много книг прочитано за два года обучения. Сколько студентов принимает участие в конференции?

Если глагол, выражающий сказуемое, стоит в форме прошедшего времени или условного наклонения, то сказуемое согласуется с местоимением кто в мужском роде и единственном числе, а с местоимением что в среднем роде и единственном числе: Кто пришёл? (даже если речь идёт о нескольких лицах). Что произошло?

Неправильное сочетание слов может быть вызвано контаминацией (смешением) именного и глагольного управления. При глаголе зависимое слово может употребляться в одной грамматической форме, а при отглагольном существительном – в другой: обсуждать проблему, НО обсуждение проблемы.

В современной речи часто встречаются синтаксические ошибки. Они заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложнённых и сложных предложений. В качестве типичных отступлений от нормы в области синтаксиса можно назвать:

1) нарушение порядка слов;

2) неверное согласование и управление;

3) употребление обособленных членов предложения в недопустимых для них конструкциях;

4) неверное построение конструкций с прямой и косвенной речью (см. подробно Русский язык и культура речи: Учебник. Под ред. В.Д. Черняк. СПб., 2004. – С. 201 — 211; Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Книга, 1989. – С. 229 — 301; Русский язык и культура речи: Учебно-методический комплекс для вузов/Под ред. доц. А.Г. Антипова. – Кемерово, 2002. – С. 138 — 142).

studfiles.net

Тест. Синтаксические нормы (подготовка к егэ)

Тест. Синтаксические нормы (подготовка к ЕГЭ)

Проверяются и отрабатываются умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка (нормы согласования, нормы управления, построение предложений с однородными и неоднородными членами, построение сложноподчинённого предложения и т. д. )

1.Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы) А) В театре шёл премьерный показ спектакля. Б) На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше. В) Мы надеялись, что кто-нибудь останется и сможет смотреть за домом. Г) все обсуждали хорошую тёплую осень и что зима наступит нескоро.

2.Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы. А) Бойцы верили и надеялись в победу. Б) С утра шёл дождь, и крыши домов блестели. В) Части общей темы называются микротемами. Г) Пьесы А. П. Чехова ставят в многих театрах мира.

3.Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы) А) Я люблю и наслаждаюсь морем. Б) Стебли цветов подрезают наискось острым ножом. В) Синонимы – это богатство языка. Г) Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни.

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). А) Мы выписываем журнал «Природа» Б) Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен. В) Одни задавали вопросы, а другие на них отвечали. Г) Все думали о случившемся, но никто ничего не говорил.

5.Укажите предложение с грамматической ошибкой. А) В «Вишнёвом саде есть и грустное, и смешное, и трагичное. Б) Журналисты получили ответы на все интересующие их вопросы. В) Мы увлекаемся и любим посещать выставки филателистов. Г) Сюжет рассказа интересен во многих отношениях.

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы) А) В своих пьесах драматург ставит ряд вопросов, волнующие зрителей. Б) Все желающие могут пройти в зал. В) Он хотел вникнуть во все тайны мироздания. Г) Закрыв книгу, я задумался.

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). А) Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат. Б) Критики приняли спектакль благосклонно. В) Для берегов отчизны дальней ты покидала край чужой. Г) Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться.

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы) А) Колька не столько пел, сколько раскрывал рот и делал вид, что поёт. Б) В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях – повсюду заливались цикады. В) Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то героев И. С. Тургенева. Г) Согласно приказа командира батальона, солдаты должны были идти в наступление.

9. Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). А) На экскурсии мы узнали много нового о своём городе. Б) Вышивка получилась не так красива, чем у подруги. В) Рядом с домом раскинулся великолепный сад. Г) Эвакуация продолжалась до утра.

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой. А) В «Новом мире» можно найти статьи на интересующую вас тему. Б) Многие средства массовой информации писали о случившемся. В) Сажать и ухаживать за цветами совсем не просто. Г) В описании Рудина недоставало красок.

11. Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). А) С этой ролью он справился не так удачно, чем другой актёр. Б) Ворота отворились, и несколько полицейских вошли во двор. В) Девушка села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок. Г) Молодые дамы блистали всею роскошью моды.

12. Укажите предложение, в котором синтаксические нормы не нарушены. А) От струй фонтана, которые искрились на солнце и бившие, казалось, в само небо, веяло прохладой. Б) Самолёт, подмигивавший Земле яркими огоньками, идёт на посадку. В) При прыжке белка – летяга вытягивает свои лапки в стороны, между которыми натянута кожистая перепонка. Г) Весной 1823 года А. С. Грибоедов, который служил чиновником по дипломатической части, приехал из Персии в Москву.

13. Укажите предложение, в котором грамматические нормы не нарушены. А) Благодаря ливням пшеница полегла. Б) Последующие рассказы были более удачнее его первых опытов. В) Мой друг недавно приехал с Кавказа. Г) Мы решили поехать отдыхать на Крым.

14. Укажите предложение, в котором грамматические нормы не нарушены. А) Благодаря введения новых технологий качество обработки деталей улучшилось. Б) М всё-таки я поступил вопреки воле родителей. В) Учительница указала мне мои ошибки. Г) Тренер подчеркнул о необходимости регулярных занятий бегом.

15. Укажите предложение, в котором грамматические нормы не нарушены. А) Благодаря болезни я пропустил занятия в школе. Б) В партизанских движениях участвовали люди разных поколений. В) В нашей школе работают отличные учители. Г) Вопреки прогнозу метеорологов погода установилась хорошая.

16. Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). А) По окончанию отпуска сразу отправляйтесь к нашим партнёрам в Новосибирск. Б) Сестра вышла замуж, но сохранила девичью фамилию. В) Существует взаимосвязь современной экологии с эволюционным учением и генетикой. Г) Большинство выпускников нашей школы поступило в вуз.

17. Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). А) Разоблачение ханжества, пустоты жизни, социальной несправедливости – всё это литература делала и делает. Б) На дорожных работах в Москве техники не меньше, чем на нашем участке. В) Все, кто побывал в этом музее, удивляется количеству экспонатов, находящихся в запасниках. Г) Большая полукруглая веранда разделяла дом на две половины.

18. Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания не расставлены). А) Большая тёмная туча растёт за рекой. Б) Этот тихий жалобный голосок разбудил и во мне мистическое предчувствие приближающегося страха. В) Всплывало из-за деревьев неизвестно откуда взявшееся большое облако. Г) Вдруг по вершинам деревьев прошёлся сильный свежий ветер.

19. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены). А) Третий день живём в большой недавно отремонтированной квартире. Б) В окна льётся тёплый солнечный воздух. В) Вокруг всей поляны стояли густые высокие ели. Г) Лес был разукрашен в жёлтые красные золотистые краски осени.

20. По количеству грамматических основ предложения характеризуются как А) восклицательные и невосклицательные В) простые и сложные Б) двусоставные и односоставные Г) нераспространённые и распространённые

21. В каком предложении можно выделить словосочетание с подчинительной связью УПРАВЛЕНИЕ? А) Время вперёд устремилось. В) Не шелохнётся речки гладь. Б) Смолкли птичьи разговоры. Г) Листья облетают последние

22. В каком предложении можно выделить словосочетание с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ? А) Росинки падают неловкие. В) Зима в городах неказиста. Б) В темноте голоса умолкли. Г) Как пышно и грозно пылают куртины!

23. В каком предложении можно выделить словосочетание с подчинительной связью ПРИМЫКАНИЕ? А) Сад грустил о лете. В) Город просыпается едва-едва. Б) Смолк голос трактора. Г) Раздаётся мерный шаг.

24. . В каком предложении можно выделить словосочетание с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ? А) Скрежещут над парком трамваи . В) Проснулся я впотьмах. . Б) Лил дождь осенний. Г) Чаек качал простор.

25. В каком предложении можно выделить словосочетание с подчинительной связью ПРИМЫКАНИЕ? А) Навстречу мне бежала река. В) Цепляются за звёзды облака. Б) Смутная тревога нарастала. Г) С размаху вширь простёрлось поле.

26. По наличию второстепенных членов предложения характеризуются как А) полные и неполные В) двусоставные и односоставные Б )простые и сложные Г) нераспространённые и распространённые

27. Сколько грамматических основ в предложении? Первое, что ребята увидели при входе в краеведческий музей, были именно бивни мамонта: изогнутые, желтоватые, они украшали маленький вестибюль музея, свидетельствуя, что и эта область не отстала от других по части мамонтов. А) 5 Б) 2 В) 3 Г) 4

28. Сколько грамматических основ в предложении? Лыков бежал, волоча винтовку, и кричал в том возбуждённом состоянии, какое бывает у солдата, только что вышедшего из боя, ещё оглушённого, ещё пылающего его огнём. А) 5 Б) 2 В) 3 Г) 4

29. Укажите верную характеристику предложения. И тут случилось то, о чём не догадался ни начальник порта, ни пожарные: горящие крысы нырнули под склады, под пакгаузы, и через полчаса в Батумском порту начался пожар. А) сложное бессоюзное с сочинительной и подчинительной связью между частями Б) сложноподчинённое В) сложносочинённое Г) сложное с бессоюзной и союзной (сочинительной) связью между частями

30. Укажите ошибку в характеристике предложения. Бесшумно, точно стыдясь своей громогласности, двинулся поезд, и только за версту от тихой платформы, когда бесследно сгинула она в зелени леса и полей, загрохотал он всеми звеньями своего железного туловища. А) В предложении 3 грамматические основы. Б) Это сложноподчиненное предложение. В) Первая часть осложнена деепричастным оборотом. Г) Все сказуемые – простые глагольные.

Ответы

Зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Отв.

Б

В

В

Б

В

А

А

Г

Б

В

Зад.

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Отв.

А

Г

В

Б

Г

А

В

Б

В

В

Зад.

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Отв.

В

А

В

Б

Г

Г

Г

Б

А

Б

Источники. 1. Бисеров А. Ю. ЕГЭ -2010 Тематические тренировочные задания Москва Эксмо 2009 2. Мальцева Л. И. Тематические тесты — подготовка к ЕГЭ Ростов-на-Дону – Москва 2009 3. Егораева Г. Е., Сергеева Е. М. ЕГЭ Тематические тренировочные задания Москва Издательство «Экзамен» 2009 4. Мамона Т.Н., Сергеева Е. С.и др. ЕГЭ Практикум Реальные тесты 2010 Москва Издательство «Экзамен» 2010 5. Угроватова Т. Ю. ЕГЭ Учебно – тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса Москва «АСТ»- Санкт- Петербург «Астрель – СПб» 2007

МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная )общеобразовательная школа Кошелева Евдокия Павловна, учитель русского языка и литературы koshelevaep @

gigabaza.ru

Синтаксические нормы

Синтаксис – раздел языкознания, исследующий закономерности соединения слов в высказывание. Синтаксис – высший грамматический уровень, использующий фонетические, морфологические и другие средства языка как «стандартные детали» для сборки различных механизмов речи в процессе коммуникации.

Хорошая речь – это удачно подобранные слова, гармонично выстраивающиеся одно за другим, нанизывающиеся одно на другое. Знаменитая лермонтовская строка «На мысли, дышащие силой, Как жемчуг нижутся слова» — это не что иное, как лаконично и образно сформулированный закон речевого мастерства.

Нанизываться слова должны не как придется, а в полном соответствии с законами построения отдельных предложений и целого текста, то есть по правилам русского синтаксиса.

Законы синтаксической организации не так строги, как законы орфоэпии, морфологии, они допускают возможность выбора. Если бы было иначе, человеческий язык не смог бы выразить все богатство мыслей и чувств, многообразие знаний о мире. Но наряду со свободой выбора формы высказывания в синтаксисе существуют регуляторы, обеспечивающие соблюдение законов логики в речи, а также поддерживающие нормы и традиции употребления синтаксических единиц.

§ 1. Порядок слов в предложении

Грамматическая функция порядка слов заключается в установлении очередности членов предложения, расположении союзов, предлогов, в организации членов словосочетаний.

В русском языке порядок слов имеет свои особенности. Здесь за каждым членом предложения не закреплено строго определенное место, как в других национальных языках. Русский язык – язык флективного типа, то есть связь слов в предложении выражается с помощью личных окончаний (падежных окончаний существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов). Наряду с личными окончаниями для выражения связи слов в составе высказывания используются предлоги, союзы, интонация. Например: разбираться в математике, зависеть от обстоятельств, способный от рождения; Так как масса Солнца велика, то запаса водорода хватит надолго; Мы смеялись, много танцевали.

Еще в начале ХХ в. известный русский ученый-языковед Лев Владимирович Щерба в предложил своим ученикам, студентам МГУ, сочиненную им самим фразу: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Выдуманные ученым слова соединяются по законам флективной грамматики. Мы не понимаем их, но легко можем найти знакомые суффиксы и окончания, определить члены предложения. В результате таких наблюдений любой человек способен составить представление о приблизительном смысле слов. Л. Успенский в книге «Слово о словах» дал шутливый перевод этой фразы: «Нечто женского рода в один прием совершило что-то над существом мужского рода, а потом начало что-то такое вытворять с его детенышем».

Действительно, флективность русского языка дает возможность варьировать порядок слов в предложении. Эта особенность — свидетельство богатства русского языка, одно из средств его выразительности. Говорящий получает почти неограниченные возможности в построении фразы, в выражении тончайших оттенков чувств или состояний.

Однако порядок слов остается частью грамматической системы русского языка. Последние научные изыскания1 свидетельствуют о том, что в русском языке есть нормы и закономерности размещения слов. Любое необдуманное перемещение слова, словосочетания может исказить смысл высказывания.

Порядок слов определяет место каждого слова в составе высказывания в соответствии с его синтаксическим, смысловым и стилистическим значением.

В русском языке прямой порядок слов используется только в ряде случаев.

1) Если возникает двусмысленность вследствие грамматической омонимии. Сравните:

Бытие определяет сознание. – Сознание определяет бытие.

Мать любит дочь. – Дочь любит мать.

Дуб перерастает клен. – Клен перерастает дуб.

Хорошая погода. – Погода хорошая.

2) При употреблении местоимений. Местоимение в литературном языке заменяет ближайшее к нему существительное. Например: Мы хотим погулять с детьми в парке, который находится недалеко от школы. Если местоимение оторвано от заменяемого существительного, это может привести к неадекватности восприятия, комичности высказывания. Например: * Лыжи есть только беговые, для спортсменов-разрядников, выпуск которых освоил наш мебельный комбинат.

3) При размещении служебных слов. Не на месте употребленное служебное слово может стать причиной неточности, сметить смысловые акценты. Выделительные частицы только, именно, усилительные частицы даже, уже, союзы также, тоже обязательно должны стоять перед словом, которому они относятся. Сравните выдержки из русской классической литературы с произвольным размещением частицы в спонтанной речи: Лицо ее было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев). Они собирали цветы, растения, но уже не для букета, а для познания мира (Солоухин). — * Великий трагик бывал у актрисы в гостях и посвятил даже ей стихотворение (возник оскорбительный для актрисы смысл).

4) При употреблении причастного оборота. Последний может нарушить логику, если окажется в отрыве от определяемого слова: * Студент не решил задачи из-за незначительной ошибки, предложенной на экзамене.

6) Для актуализации определенного слова или словосочетания. Сравните: Лодка с парусом была продана. – Лодка была продана с парусом. Часто наиболее важное для говорящего слово выносится на первое место в научной и деловой речи. Например: Грамматически обусловлен порядок слов в составных сказуемых. Обстоятельство грамматически вынесено в начало предложения с привычного для него места — после сказуемого обусловлен.

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.