Гласные в причастиях перед нн и н – Гласные перед Н и НН в причастиях

Гласные перед суффиксами -нн- и -н- страдательных причастий

Гласные «а», «я», «е»  перед суф­фик­са­ми -нн- и -н- стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни выбе­рем в зави­си­мо­сти от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла.

Часто воз­ни­ка­ет сомне­ние, какая глас­ная пишет­ся перед суф­фик­са­ми -нн- или -н-  стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни::

  • заме́шанный, заме́шан или заме́шенный, заме́шен;
  • рас­к­ле́енный или рас­к­ле́янный, рас­к­ле́инный.

Гласные «а», «я», «е» обо­зна­ча­ют гла­голь­ный сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный суф­фикс, кото­рый чаще все­го явля­ет­ся без­удар­ным:

  • вы́слуш-а-ть — вы́слушанный;
  • наве́-я-ть — наве́янный;
  • вы́смотр-е-ть — вы́смотренный;

С этой целью обра­ща­ем­ся к неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла и выде­ля­ем её осно­ву, отбро­сив окон­ча­ние -ть, -ти:

  • спи­лить — спи­ли-ть,
  • оби­деть — оби­де-ть,
  • при­не­сти — при­нес-ти,
  • собрать — собра-ть,
  • высме­ять — высмея-ть.

От осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с помо­щью суф­фик­са -нн- обра­зу­ем стра­да­тель­ное при­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни, сохра­няя при этом конеч­ные глас­ные -а, -я, -е-:

  • собра-ть — собр-а-нн-ый вовре­мя,
  • высмея-ть — высме-я-нн-ый порок,
  • увиде-ть — увид-е-нн-ый.

Если же гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -и-ть, -е-ть, или име­ет в осно­ве соглас­ный, то в фор­мо­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ет суф­фикс -енн-/ённ:

  • спил-и-ть — спил-енн-ый,
  • раскле-и-ть — раскле-енн-ый;
  • принес-ти — принес-ённ-ый;
  • при­в­лечь — привлеч-ённ-ый.

Сделаем вывод

Если гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -ать, -ять, то пишем «а», «я» перед суф­фик­сом -нн-(-н-) при­ча­стий.

Если гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -ить, -еть, то пишем бук­ву «е».

Гласные в краткой форме страдательных причастий

Краткие фор­мы стра­да­тель­ных при­ча­стий сохра­ня­ют глас­ный суф­фик­са пол­ной фор­мы, напри­мер:

  • навешанные порт­ре­ты — порт­ре­ты навешаны;
  • навешенная калит­ка — калит­ка навешена;
  • рас­к­леенные афи­ши — афи­ши рас­к­леены;
  • при­стреленный волк — волк при­стрелен;
  • взъерошенные воло­сы — воло­сы взъерошены вет­ром;
  • напоенный теле­нок — теле­нок напоен моло­ком;
  • посеянное семя — семя посеяно вовре­мя;
  • затеянная игра — игра затеяна за сто­лом.

Гласные перед суффиксом -нн- причастий в сложных случаях

В кон­тек­сте по смыс­лу раз­ли­ча­ем пары гла­го­лов:

  • замешать в исто­рию — замесить тесто, цемент, рас­твор;
  • выкачать воду, нефть, воз­дух — выкатить боч­ку, гла­за от испу­га;
  • навешать  порт­ре­ты в два ряда — навесить калит­ку;
  • навешать рубаш­ки, поло­тен­ца, бельё — навесить фона­ри­ки у вхо­да;
  • помешать ложеч­кой чай — помесить тесто;
  • обвешать покуп­ка­ми — обвесить поку­па­те­ля;
  • вывалять рыбу — вывалить песок;
  • при­стрелять ружьё — при­стрелить вол­ка.

Правильно выбран­ная неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла помо­жет в напи­са­нии глас­ной в суф­фик­сах при­ча­стий. Сравним:

  • замешанный в исто­рию — замешенный цемент;
  • выкачанный воз­дух — выкаченная из под­ва­ла боч­ка;
  • навешанные порт­ре­ты, меда­ли — навешенная калит­ка, фор­точ­ка, дверь;
  • навешанное на верев­ку бельё — навешенные фона­ри­ки у вхо­да;
  • помешанный ложеч­кой чай — помешенное тесто;
  • обве­шан­ный покуп­ка­ми муж­чи­на — обвешенный поку­па­тель;
  • вывалянная в муке рыба — вываленный песок, торф, мусор из кузо­ва;
  • при­стрелянное ружье к мише­ни — при­стреленный волк.

Обратим вни­ма­ние на напи­са­ние отгла­голь­но­го при­ла­га­тель­но­го:

  • стрелять — стреляный воро­бей.

СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ


russkiiyazyk.ru

Урок по русскому языку » Правописание гласных перед Н и НН в причастиях»

Инфоурок › Русский язык › Конспекты › Урок по русскому языку » Правописание гласных перед Н и НН в причастиях»

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-170109

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Гласные перед Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени

Урок № 21 класс: 7 дата:__________

Тема: «Гласные в причастиях перед нн»

Цель: создать условия для открытия новых знаний, составить алгоритм написания гласных перед н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и научить применять его

Задачи:

— обучающие: формирование умения верно писать гласные перед Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

-развивающие: развитие логического мышления учащихся;

воспитательные: развитие чувства ответственности, формирование познавательного интереса.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Создание проблемной ситуации.

1. Хорошо замешенное тесто — оказаться замешанным в неприятную историю.

2. Выкаченный из сарая велосипед — выкачанная из цистерны нефть.

3. Плотно завешенное окно — завешанные картинами стены.

4. Подстреленная птица — хорошо пристрелянная цель

В чем разница? (Разные суффиксы: -енн, -а+нн, -я+нн)

  1. Актуализация знаний.

От глаголов какого вида образуются причастия пршедшего времени? (И действительные, и страдательные — от глаголов совершенного и несовершенного вида)

От переходных или непереходных глаголов они образуются? (Страдательные причастия и настоящего, и прошедшего времени образуются только от переходных глаголов).

Что вы знаете о написании безударной гласной перед суффиксом -вш в действительных причастиях прошедшего времени? (Перед суффиксом действительных причастий прошедшего времени пишем ту гласную, что и в глаголе прошедшего времени, от которого причастие образовано, или проверяем по инфинитиву).

Вставить пропущенные гласные (по цепочке, объясняя):

Подта…вший снег, почу…вший добычу, замет…вший нас человек, давно наскуч..вший разговор, стро…вшийся на берегу санаторий, се…вший редкие растения, беспоко…вшаяся о здоровье ребенка мать, слыш…вшаяся вдали песня.

5. Открытие новых знаний

Что же нужно знать для решения проблемы: написание гласных перед н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени ? (Условия выбора в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени гласных а, я, е перед н и нн )

Как вы думаете будет ли действовать правило написания безударной гласной перед суффиксом -вш в действительных причастиях прошедшего времени применительно к страдательным причастиям прошедшего времени?

Выполним задание письменно : Образуйте от приведенных ниже глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Выделите суффиксы и гласный, производящий основы. Отдельно собери глаголы, от которых страдательные причастия не образуются, объясни, почему

(на экране слова):

Оглушить, прочитать, бросить, бросать, купить, покупать,окружать, окружить, засеять, сорвать, подарит, нарисовать, украсить, воспитать

( Самопроверка после открытия правильно записанных причастий, т. е.: Оглушенный, прочитанный, брошенный, купленный, окруженный, засеянный, сорванный, подаренный, нарисованный, украшенный, воспитанный

Нельзя образовать: бросать, покупать, окружатьпричина в ударении, которое падает на -ать и остается неизменным в образованных от данных глаголов причастий . (Подготовленный ученик рассказывает о данном языковом явлении).

Учитель задает вопросы, проверяющие глубину освоения правила.

Какие буквы могут писаться перед Н-НН?

Как взаимосвязаны инфинитив и гласная перед НН и Н?

Что происходит с конечной гласной основы глагола в неопределенной форме перед суффиксом —енн (ЁНН)? (Обычно отсекается, например: укрепить — курепленный).

Учащиеся самостоятельно формулируют закономерности написания гласных перед н и нн в страдательных причастиях.

Составляем алгоритм:

Причастия: -а+НН(Н), -яНН(Н) ——- от глаголов на -ать, -ять я+НН(Н)

-ЕНН(Н), ЁНН(Н)————— -ить, -еть

Обращаемся к учебнику «Теория», читаем §15, убеждаемся в верности собственных выводов, отвечаем на на вопросы:

1) Какие буквы пишутся перед нн и н?

2) Почему необходимо находить форму инфинитива?

Уделяем внимание графическому обозначению орфограммы.

6. Развитие орфографических умений (Отработка умений и навыков. Формирование действий по алгоритму. Введение новых знаний в систему изученного материала).

Учимся находить слова с изученной орфограммой. Выполняем упражнение

Обозначаем условия выбора гласной перед н и нн

Делаем вывод о том, что необходимо учитывать, что страдательные причастия и настоящего, и прошедшего времени образуются только от переходных глаголов (на предыдущем уроке мы повторили данную тему)

Задание: вставь пропущенные буквы с указанием способа проверки орфограммы.

Просмотр…нный альбом, задерж…нный на работе, наполн…нный доверху, взвеш…нный товар, запачк…нный грязью, усе…нное поле, запломбиров…нный зуб, раскро…нный материал, изобрет…нный прибор, прослуш…нный курс лекций, слыш…нная когда-то сказка, заброш_нный замок, взлеле_нный матерью, прикле_нный к стене

7. Подведение итогов. Рефлексия


— Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

— Что на уроке вы узнали нового?

— Что вы считаете самым трудным в этой теме?

– Считаете ли вы своё участие на уроке достаточным для достижения поставленной цели?

Домашнее задание: упр. 121

kopilkaurokov.ru

Гласные в причастиях перед –н- и –нн- — Уроки Русского

В причастиях перед –н- и –нн- пишется:

  • буква –а- (если причастие образовано от глагола на –ать). Например:

 

вспахать →вспаханный

Глагол вспахать заканчивается на –ать, в причастии вспаханный перед –нн— пишется буква –а

 

прочитать → прочитанный

Глагол прочитать заканчивается на –ать

, в причастии прочитанный перед –нн— пишется буква –а

 

спрятать →спрятанный

Глагол спрятать заканчивается на –ать, в причастии спрятанный перед –нн— пишется буква –а

 

  • В причастиях перед –н- и –нн- пишется буква –я- (если причастие образовано от глагола на –ять). Например:

 

сеять → сеяный

Глагол сеять заканчивается на –ять, в причастии сеяный перед –н— пишется буква –я

 

навеять → навеянный

Глагол навеять заканчивается на –ять, в причастии навеянный перед –нн— пишется буква –я-

 

  • В причастиях перед –н- и –нн- пишется буква –е- (если причастие образовано от любых других глаголов). Например:

 

изучить → изученный

Глагол изучить заканчивается на –ить, в причастии изученный перед –нн— пишется буква –е-

 

приготовить → приготовленый

Глагол приготовить заканчивается на –ить, в причастии приготовленный перед –нн— пишется буква –е

 

Повторим

 

Перед –н- и –нн- в причастиях пишется:

  • буква –а- (если причастие образовано от глагола на –ать).
  • буква –я- (если причастие образовано от глагола на –ять).

 

  • буква –е- (если причастие образовано от любых других глаголов).

urokirusskogo.ru

«Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях» — ВИОП Аксиома. СМИ ЭЛ № ФС 77

выполнила:

Ищенко Анна Николаевна

МБОУ «Константиновская школа»

Республика Крым, Симферопольский район, с. Константиновка

 

План-конспект урока по русскому языку в 7 классе

Тема: Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях. Практикум

Тип урока: комбинированный

Цель: усвоение орфограммы «Гласная перед Н и НН в причастиях», отработка алгоритма применения правила; совершенствование навыков нормированного употребления причастных форм и конструкций.

Конкурсы для музыкальных руководителей

Планируемые результаты:

Личностные: развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.      

Метапредметные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учатся удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Предметные: формирование правописных умений.

Оборудование: учебник.

 

Ход урока.

I этап. Организационный момент.

II этап. Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности.

  1. Беседа по вопросам.

-Как различить страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных?

-От каких глаголов образованы полные страдательные причастия прошедшего времени?

  1. Выполнение заданий по вариантам.

I вариант.

Задание: образовать страдательные причастия прошедшего времени от глаголов. Расположить, поставить, рассеять, выслушать, узнать, уставить, зарисовать вывести, высмеять.

II вариант.

Задание: вставить пропущенные гласные перед суффиксом – НН- в страдательных причастиях прошедшего времени.

Поставл..нный, высказ..нный, сожж..нный, заброш..нный, увид..нный, прове..нный, зате..нный, распах..нный, накормл..нный.

  1. Индивидуальное задание: выписать из данных слов только страдательные причастия прошедшего времени, объяснить написание гласных перед НН: солом..нный, составл..нный, освещ..нный, свящ..нный, ове..нный, врем..нный, завал..нный, безветр..нный.

III этап. Лингвистическая разминка.

Задание (выполняется по рядам): сконструировать из двух предложений одно, заменив глагол во втором предложении причастием.

Получившееся предложение записать, расставить знаки препинания и объяснить их постановку.

1 ряд. Облачко превратилось в тучу.

Туча постепенно охватила полнеба.

2 ряд. На мысе виднелась палатка.

Мыс возвышался над поверхностью моря.

3 ряд. Улица заканчивалась недавно выстроенным домом.

Дом выкрасили в зелёный цвет.

Вопрос: какое из образованных причастий будет примером к изучаемой на уроке орфограмме?

IV этап. Актуализация знаний.

  1. Творческая работа.

Задание выполняется в парах с последующей самопроверкой:

(записать предложения, образовав от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и согласуя их с определяемыми словами).

  1. Владимир ехал полем (пересечь) глубоким оврагом.
  2. У крыльца стояли (оседлать) кони.
  3. Последняя туча (рассеять) бури!
  4. Здесь увидел Михаила Пущина (ранить) в прошлом году.
  5. Волосы у Веры гладко (причесать).

(Прочитайте предложения, в которых вы поставили знаки препинания, объясните).

Физминутка

  1. Орфоэпическая разминка.

прочитать причастия, следя за ударением; проверить себя по словарю.

Поживший, отживший, новоприбывший, заслуженный, принятый, звонящий, изогнутый, созданный, занявший, приведённый, повторённый, произнесённый, внесённый, премированный, начатый.

  1. Выборочный диктант.

Задание выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой: выписать причастия, которые соответствуют изучаемой орфограмме.

I вариант – с гласными а, я перед суффиксом – НН –

II вариант – с гласными е, ё в суффиксах – ЕНН -, -ЁНН –

Лучи солнца осветили его тщедушную фигурку, седые растрёпанные волосы и чистые глаза. В его руках корзинка, наполненная виноградом.

Я снял свой потрёпанный кожаный ранец.

Патроны запихал в карман моей поношенной гимнастёрки.

Я поцеловал его в заплаканные глаза.

Через полчаса я находился недалеко от сожжённой Чабановки.

К отряду я пробирался после проведённой по заданию работы.

— Выделите морфемы, «доставшиеся» причастию от прилагательного;

— Выделите морфемы, «доставшиеся» причастию от глагола;

— Выделите морфемы, которые «принадлежат» только причастию.

V этап. Самостоятельная работа.

Деловая игра «Корректор»

(выполняется по вариантам)

 «Гласная перед Н и НН в причастиях»

I вариант – вставить пропущенные буквы в данных словосочетаниях:

Расе..нные тучи, посаж..нный сад, вырубл..нный лес, ове..нный славой, услыш..нный разговор, скле..нный накрепко, потер..нное время, подстрел..нные утки, расстрел..нные патроны, пойм..ннные птицы.

—Составить два предложения с причастными оборотами, данными в задании, и записать

II вариант – вставить пропущенные буквы в данных словосочетаниях:

Разве..нные ветром, услыш..нный шорох, постро..нный дом, выкач..нная из подвала бочка, размеш..нное тесто, размеш..нные краски, смеш..нные леса, замеш..нные в преступлении, посе..нная рожь, взлеле..нное дитя.

— Составить два предложения с причастными оборотами, данными в задании, и записать

VI этап. Рефлексия.

— Анализ листка контроля, выведение итоговой оценки за урок.

— Итоговая оценка.

VII этап. Дифференцированное домашнее задание:

1) Для слабых – упр. 113. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий.

Для сильных – упр.112 1) Выпишите сначала причастия с буквами а и я на месте пропусков перед –нн и –н, затем с буквой е.

2) Составьте 2-3 словосочетания «причастие + существительное» и 1-2 предложения со сказуемым – кратким причастием

ped-aksioma.ru

Карточки-задания по теме «Гласные перед Н (НН) в полных и кратких страдательных причастиях»

Гласные перед Н (НН) в полных и кратких страдательных причастиях

Остриж..нный щенок, засе..нное поле, замеш..нное тесто, заброш..нный сад, выслуш..нные предложения, подерж..нные книги, высуш..нные грибы, просе..нная мука, огорож..нная территория, размеш..нные краски, покраш..нные стены, потер..нная брошь, взвеш..нный товар, изуч..нные темы, дерево посаж..но, улицы застро..ны, насто..нный на травах, замеш..нный в преступлении, закруч..нный шарф, окно занавеш..но, напо..нный конь, выкач..нный из гаража автомобиль, выкача..нная из бака вода.

Гласные перед Н (НН) в полных и кратких страдательных причастиях

Остриж..нный щенок, засе..нное поле, замеш..нное тесто, заброш..нный сад, выслуш..нные предложения, подерж..нные книги, высуш..нные грибы, просе..нная мука, огорож..нная территория, размеш..нные краски, покраш..нные стены, потер..нная брошь, взвеш..нный товар, изуч..нные темы, дерево посаж..но, улицы застро..ны, насто..нный на травах, замеш..нный в преступлении, закруч..нный шарф, окно занавеш..но, напо..нный конь, выкач..нный из гаража автомобиль, выкача..нная из бака вода.

Гласные перед Н (НН) в полных и кратких страдательных причастиях

Остриж..нный щенок, засе..нное поле, замеш..нное тесто, заброш..нный сад, выслуш..нные предложения, подерж..нные книги, высуш..нные грибы, просе..нная мука, огорож..нная территория, размеш..нные краски, покраш..нные стены, потер..нная брошь, взвеш..нный товар, изуч..нные темы, дерево посаж..но, улицы застро..ны, насто..нный на травах, замеш..нный в преступлении, закруч..нный шарф, окно занавеш..но, напо..нный конь, выкач..нный из гаража автомобиль, выкача..нная из бака вода.

Гласные перед Н (НН) в полных и кратких страдательных причастиях

Остриж..нный щенок, засе..нное поле, замеш..нное тесто, заброш..нный сад, выслуш..нные предложения, подерж..нные книги, высуш..нные грибы, просе..нная мука, огорож..нная территория, размеш..нные краски, покраш..нные стены, потер..нная брошь, взвеш..нный товар, изуч..нные темы, дерево посаж..но, улицы застро..ны, насто..нный на травах, замеш..нный в преступлении, закруч..нный шарф, окно занавеш..но, напо..нный конь, выкач..нный из гаража автомобиль, выкача..нная из бака вода.

Гласные перед Н (НН) в полных и кратких страдательных причастиях

Остриж..нный щенок, засе..нное поле, замеш..нное тесто, заброш..нный сад, выслуш..нные предложения, подерж..нные книги, высуш..нные грибы, просе..нная мука, огорож..нная территория, размеш..нные краски, покраш..нные стены, потер..нная брошь, взвеш..нный товар, изуч..нные темы, дерево посаж..но, улицы застро..ны, насто..нный на травах, замеш..нный в преступлении, закруч..нный шарф, окно занавеш..но, напо..нный конь, выкач..нный из гаража автомобиль, выкача..нная из бака вода.

www.prodlenka.org

Правописание гласных перед нн и Н

скачать Учитель МОУ «АРХАНГЕЛЬСКАЯ ООШ»

Комарова Ирина Сергеевна

Урок русского языка по технологии ЛОО в 7 классе

Тема: Правописание гласных перед НН и Н.

Цели:


  1. Знать: орфограмму «Гласные перед НН и Н в причастиях»;

Уметь: применять правило написания гласных перед НН и Н в причастиях;

  1. Развивать: память, внимание, мышление, грамотную монологическую речь, навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе, умение формулировать выводы;

  2. Воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к учению, культуру учебного труда.

Оборудование:

  • Алгоритм;

  • листы самооценки;

  • карточки с заданиями;

  • инструкции;

  • «дерево знаний»

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент.

Да здравствует радость рассветного часа!

Вхожу в тишину приумолкшего класса,

Открою журнал на заветной странице,

Здесь дата и тема. Давайте учиться.

Давайте учиться свободно и строго

Владению словом. Пора нам в дорогу.

Тому, что случилось и может случиться

Давайте учиться? Давайте учиться!



  1. Актуализация знаний.

  1. Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного

В.И.Даль

  • Прочитайте высказывание.

  • О какой части речи так сказал Даль?

Предложение (Хорошо продуманный ответ приятно слушать)

  • Найдите причастие.

  • Докажите, что оно причастно к глаголу, чем похоже на прилагательное?

  1. Дома вы повторяли орфограмму «Гласная перед -Л- в глаголах и –ВШ- в ДППВ»

  • От чего зависит написание гласной перед этими суффиксами? (Чтобы проверить…, нужно поставить глагол в начальную форму. Пред –Л- и –ВШ-

пишется та же гласная, что и в инфинитиве)

Растаял быстро, видел далеко, слышавший шорох, обидевший ребенка, оттаявшая земля, выпавший снег, раскаявшийся преступник, ненавидевший ложь, рассыпавшийся песок.


  • Проверим написанное

  1. Сообщение темы и целей урока.

Года прошли,

А помню, как теперь,

Фанерой заколоч..нную дверь,

Напис..нную мелом цифру «шесть»,

Светильника замасл..нную жесть

(В.Тушнова)

(Вероника Тушнова вспоминает дом, где прошло ее детство)


  • Над какой орфограммой мы сегодня будем работать?

Знать :правило…..

Уметь: применять правило….

У нас с вами все получится!


  • Предположите, какие гласные надо вставить в словах. К стихотворению мы вернемся в конце урока.

  1. Изучение нового материала.

  1. Изучить новый материал можно с учителем или самостоятельно. Я предлагаю вам право выбора.

СВЕТА: самостоятельно чтение п. 138,О.П. с.60

АЛЕША и ЭДИК: чтение п. 138 по абзацам, ответ на вопросы учителя + ОП



  • Когда перед НН и Н пишется а и я? (выборочное чтение)

  • Когда перед НН и Н пишется е?

  • Как будем рассуждать, чтобы не допустить ошибку? (вместе с учителем)

Задание: заполнить алгоритм с пропусками.

СВЕТА (самостоятельно на доске)

— Согласны ли вы с тем, как Света заполнила алгоритм?

При выполнении задания пользуйтесь алгоритмом.



  1. Первичное закрепление.

  1. Отработка умения объяснять орфограмму по алгоритму с громким проговариванием- упр.157

Работа в паре (Света и Алеша)

Работа с учителем- Эдик



  1. Предупредительный диктант.

СВЕТА: самостоятельно на карточке

Алеша и Эдик « проговаривая вместе с учителем»

Рассчит..нный, озар..нный, остановл..нный, раста..нный, сооруж..нный, рассе..нный, растер..нный, перекач..нный, обиж..нный, сорв..нный, увлеч..нный,.

Проверьте, как справилась Света.

+образуйте от полных СППВ 3 кратких. Сделайте вывод (перед Н в кратких причастиях пишется такая же гласная, как и перед НН в полных причастиях)


  1. Индивидуальная работа.

Инструкция при организации работы с разноуровневыми заданиями (у каждого на парте)

  • Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал- выбирает задание 1-«3»

  • Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно- выбирает задание 2-«4»

  • Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности- выбирает задание 3- «5»

Задание 1. Упр.158. задание: спишите, объясняя выбор гласной в суффиксах причастий.

Задание 2. Образуйте от глаголов полные и краткие страдательные причастия, обозначьте орфограмму.

Услышать, просеять, перевести, прислать, скосить, сломать, решить, подхватить, увидеть расстрелять, высушить, намаслить.

Задание 3. Замените глаголы причастными оборотами, впишите их. Обозначьте изученную орфограмму.



  1. Стоило ли нам беспокоиться ради двух десятков горожан, которых вооружили кирками(……..)

  2. После этого завтрака друзья условились собраться вечером и там закончить дело, котрое они задумали(……………)

  3. Арамис невольно покраснел, взяв письмо, которое было написано (….) неуклюжим почерком и с орфографическими ошибками.

  4. На миг душевные силы оставили женщину, которая была закалена самыми сильными испытаниями (……………………)

  1. Работа по тексту.

  • О каком народном промысле рассказывается в тексте?

  • К какому типу речи принадлежит текст?

  • Найдите причастия с изученной орфограммой. Объясните их написание.

  • Найдите предложение, соответствующее схеме___________________

  1. Тестирование

Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется «е», обведите кружочком номер правильного ответа.

  1. Просмотр..нный альбом 6. Застрел…нный в упор

  2. Задерж..нный преступник 7. Раскро…нный материал

  3. Наполн..нный сосуд 8. Избр…нный президент

  4. Усе..нное поле 9. Озар…нный мечтой

  5. Взволнов..нный ответ 10.Прслуш…нный курс лекций

Оцените работу.

  1. Подведение итога урока.

«Неоконченное предложение»

  1. Причастие объединяет в себе признаки прилагательного и ……..

  2. Причастия, которые обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета называется………….

  3. СППВ имеют суффиксы……………..

  4. Если СППВ образовано от глагола на –еть, -ить, и т.д…….. ( обратиться к стихотворению Тушновой)

Работа со стихотворением. Вставьте пропущенные гласные в причастиях перед НН и Н.

Выставление отметок (лист самооценки).



  1. Постановка Д/З.

— П. 138, П-62, упр.163

— Написать мини-сочинение « Краски осени», используя причастия с изученной орфограммой.

РЕФЛЕКСИЯ.

Листья трех цветов:



  • Красные — в этой теме для меня осталось много непонятного.

  • Желтые — в этой теме некоторые вопросы я не понял.

  • Зеленые — эту тему я понял очень хорошо.
скачать

nenuda.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *