Формулы кислот по химии таблица – Важнейшие классы неорганических веществ. Оксиды. Гидроксиды. Соли. Кислоты, основания, амфотерные вещества. Важнейшие кислоты и их соли. Генетическая связь важнейших классов неорганических веществ.

Название кислот и кислотных остатков и их формулы

Формула кислоты Название кислоты Формула
кислотного остатка
Название
кислотного остатка
HF Фтороводород (Плавиковая кислота) F Фторид
HCl Хлороводород (Соляная кислота) Cl Хлорид
HBr Бромоводород (Бромистоводородная кислота) Br Бромид
HI Йодоводород (Йодоводородная кислота) I Йодид
H2S Сероводород (Сероводородная кислота) S2- Сульфид
HCN Циановодород (Синильная кислота) CN Цианид
HNO2 Азотистая NO2 Нитрит
HNO3 Азотная NO3 Нитрат
H3PO4 Ортофосфорная (Фосфорная кислота) PO43- Фосфат
H3AsO4 Мышьяковая (Ортомышьяковая) AsO43- Арсенат
H2SO3 Сернистая SO32- Сульфит
H2SO4 Серная SO42- Сульфат
H2CO3 Угольная
CO32-
Карбонат
H2SiO3 Кремниевая SiO32- Силикат
H2CrO4 Хромовая CrO42- Хромат
H2Cr2O7 Дихромовая Cr2O72- Дихромат
HMnO4 Марганцовая MnO4 Перманганат
HClO Хлорноватистая ClO- Гипохлорит
HClO2 Хлористая ClO2 Хлорит
HClO3 Хлорноватая ClO3 Хлорат
HClO4 Хлорная ClO4 Перхлорат
HCOOH Метановая, Муравьиная HCOO Формиат
CH3COOH Этановая, Уксусная CH3COO Ацетат
H2C2O4 Этандиовая, Щавельная C2O42- Оксалат

worldtable.info

Урок химии по теме: «Основные классы неорганических соединений»

Разделы: Химия


ВВЕДЕНИЕ.

Данная разработка включает лекционный материал по теме “Основные классы неорганических соединений”. На изложение материала отводится один урок, причём данный урок является уроком обобщением изученного материала. В 8 классе, учащиеся уже достаточно подробно ознакомлены с классами неорганических соединений, их свойствами и способами получения соединений. Предлагаемый авторский вариант лекции целесообразно провести в 11 классе, на выходе учащихся из школы, в рамках закрепления уже изученного материала. Тем более что эта тема включена в вопросы экзаменационных билетов, как за курс средней школы, так и экзаменационных билетов ВУЗов, в том числе и ВУЗов химического направления. Учитель последовательно излагает приведённый в разработке материал, используя в качестве наглядного пособия стандартную таблицу “Кислоты” (в которой не только приведены формулы кислот и кислотных остатков, изучаемых в школьном курсе химии, но и даны названия солей, образуемых этими кислотами, валентности кислотных остатков и т.д.). А так как данный урок является уроком повторением изученного материала, то в процессе изложения материала, учитель может периодически вызывать учащихся к доске и просить написать уравнения той или иной реакции, например, получения средней соли, оценивая по ходу урока знания учащихся. Творчески работающий учитель может поэкспериментировать с данным материалом и предложить провести обобщающий урок – повторение заинтересованному учащемуся, а сам выступить в роли наблюдателя. Наверняка в каждом классе найдётся нестандартная личность, увлечённая химией, фанатично преданная своему учителю и возможно мечтающая о поступлении на химический факультет местного педагогического ВУЗа. Этот урок и будет, что называется “картами в руки”, пробой сил учащегося, психологической проверкой на способность к преподаванию столь сложной дисциплины, как химия!

Так в нашей школе уже традиционно в ноябре месяце ежегодно проводится, так называемый, день дублёра. В этот день все уроки ведут учащиеся 11 классов, из их же числа выбирается и администрация школы. Самые разнообразные темы выбирают учащиеся при проведении уроков химии. Эта тема, на мой взгляд, не сложна и не занудна, вполне доступна для изложения хорошо подготовленным учащимся классной аудитории. Попробуйте доверить изложение этого материала учащемуся – дублёру для всего класса, а на следующий день проверьте степень его усвоения. Поделитесь своими наблюдениями с учеником, проводившим урок, поинтересуйтесь его мнением по поводу проведённого урока.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Форма урока: Урок – лекция.

Цели урока:

  1. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений (построение названий соединений, классификация, способы их получения).
  2. Развитие познавательного интереса к химической дисциплине у учащихся.
  3. Формирование всесторонне развитой, гармоничной личности.

Изучив материал, учащиеся должны будут:

  1. Знать:
  • классификацию неорганических соединений
  • построение названий веществ разных классов
  • отличительные особенности веществ разных классов
  • способы получения веществ разных классов
  1. Уметь:
  • строить вещества разных классов по названиям
  • называть вещества разных классов по приведённой формуле
  • составлять уравнения реакций, с помощью которых можно получить то или иное вещество
  • Фронтальная работа с классом:

    1. Определение темы урока
    2. Выявление цели урока
    3. Регламент работы на уроке*
    4. Изложение материала в форме лекции учителем или учителем – дублёром (учеником)

    *

    в силу достаточно большого объёма, громоздкости материала рекомендуется отводить на изучение материала 50 минут учебного времени, причём начать урок следует не с проверки заданного к уроку домашнего задания (если таковое было задано), а с определения темы (совместно с учащимися) и непосредственного изложения материала в лекционной форме.

    Наглядный материал:

    Рекомендуется заранее на доске или любом видном месте в классе вывесить два плаката – “Схема классификации неорганических соединений” и “Кислоты, кислотные остатки, их названия и валентность”. Эти плакаты стандартные и обычно входят в комплект наглядных готовых пособий (таблиц). При отсутствии таких таблиц их несложно изготовить самому, либо использовать на уроке кодоскоп, с заранее нанесённым материалом на полиэтиленовую плёнку, проектируя таблицу и схему в течение урока на экран

    Щёлочи образуют лишь 10 элементов периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: 6 щелочных металлов – литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций и 4 щелочноземельных металла – кальций, стронций, барий, радий.

    В). Кислоты – сложные вещества, образованные одним или несколькими атомами водорода, соединёнными с кислотным остатком.

    Таблица “Формулы, названия кислот и кислотных остатков”.

    Кислота

    Кислотный остаток.

    название

    формула

    название

    формула

    Соляная (хлороводородная)

    HCl

    Хлорид

    Cl

    Плавиковая (фтороводородная)

    HF

    Фторид

    F

    Бромоводородная

    HBr

    Бромид

    Br

    Иодоводородная

    HI

    Иодид

    I

    Хлорноватистая

    HClO

    Гипохлорит

    ClO

    Хлорноватая

    HClO3

    Хлорат

    ClO3

    Хлорная

    HClO4

    Перхлорат

    ClO4

    Азотистая

    HNO2

    Нитрит

    NO2

    Азотная

    HNO3

    Нитрат

    NO3

    Сероводородная

    H2S

    Сульфид

    Гидросульфид

    S2

    HS

    Сернистая

    H2SO3

    Сульфит

    Гидросульфит

    SO3 2 –

    HSO3

    Серная

    H2SO4

    Сульфат

    Гидросульфат

    SO42 –

    HSO4

    Угольная

    H2CO3

    Карбонат

    Гидрокарбонат

    СО3 2 –

    НСО3

    Кремниевая

    H2SiO3

    Силикат

    SiO32 –

    Ортофосфорная

    H3PO4

    Ортофосфат

    Гидроортофосфат

    Дигидроортофосфат

    РО43 –

    НРО42 –

    Н2РО4

    Муравьиная

    НСООН

    Формиат

    НСОО

    Уксусная

    СН3СООН

    Ацетат

    СН3СОО

    Г). Соли – сложные вещества, образованные атомами металлов, соединёнными с кислотными остатками.

                                                                                            двойной сульфат калия и алюминия

    Чтобы правильно назвать кислую соль необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидро- или дигидро- в зависимости от числа атомов водорода, входящих в состав кислой соли.

    Например, KHCO3 – гидрокарбонат калия

    КH2PO4 – дигидроортофосфат калия

    Нужно помнить, что кислые соли могут образовывать двух и более основные кислоты, как кислородсодержащие, так и бескислородные кислоты.

    Чтобы назвать основную соль необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидроксо- или дигидроксо- в зависимости от числа ОН — групп, входящих в состав соли.

    Например, (CuOH)2CO3 — гидроксокарбонат меди (II)

    Нужно помнить, что основные соли способны образовывать лишь основания, содержащие в своём составе две и более гидроксогрупп.

    Однако, следует понимать, что многие из кислых и основных солей могут существовать лишь только теоретически, реально же в растворах такие соли, как правило, нестабильны.

    Основные способы получения солей разных типов:

    1. Нормальных (средних):

    3КОН + Н3РО4 = К3РО4 + 3Н2О

    Основание и кислота взяты для взаимодействия в стехиометрических количествах (т.е. реагируют друг с другом без остатка).

    Mg + H2SO4 = MgSO4 + H

    CuO + 2HCI = CuCI2 + H2O

    Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO

    Fe + S = FeS

    CuSO4 + Zn = Cu v+ ZnSO4

    K2O + SO3 = K2SO4

    CuOHCI + HCI = CuCI2 + H2O

    KHCO3 + KOH = K2CO3 + H2O

    2KOH + SO3 = K2SO4 + H2O

    CuSO4 + Zn = ZnSO4 + Cuv

    Na2CO3 + SO2 = Na2SO3 + CO2^

    1. Кислых:

    2КОН + Н3РО4 = К2НРО4 + 2Н2О
    мало        много    гидрофосфат калия

    ОН + Н3РО4 = КН2РО4 + Н2О
    Очень мало оч. много    дигидрофосфат калия

    Для получения кислых солей кислота берётся в избытке, а основание в недостатке.

    К2О + Н3РО4 = К2НРО4 + Н2О
    Мало     Много     гидрофосфат калия

    К2О + 2Н3РО4 = 2КН2РО4 + Н2О
    Очень мало Очень много дигидрофосфат калия

    K2CO3 + H3PO4 = K2HPO4 + H2O + CO
    мало       много          гидрофосфат калия

    K2CO3 + 2H3PO4 = 2KH2PO4 + H2O + CO
    Очень мало оч. много дигидрофосфат калия

    K2HPO4 + H3PO4 = 2KH2PO4

    (СuOH)2SO4 + 3H2SO4 = 2Cu(HSO4)2 + 2H2O
    дигидроксосульфат меди (11)      гидросульфат меди (11)

    (AI(OH)2)2SO4 + 5H2SO4 = 2AI(HSO4)3 + 4H2O
    дигидроксосульфат алюминия          гидросульфат алюминия

    AlOHSO4 + 2H2SO4 = AI(HSO4)3 + H2O
    гидроксосульфат алюминия      гидросульфат алюминия

    Mg + 2H2SO4 = Mg(HSO4)2 + H
    мало     много          гидросульфат магния

    2Ca(H2PO4)2 + (CaOH)3PO4 = 5CaHPO4 + 3H2O
    гидроортофосфат кальция

    K2O + SO3 + H2O = 2KHSO4
    гидросульфат калия

    Fe + 2H2SO4 = Fe(HSO4)2 + H2^
    много гидросульфат железа (II)

    KOH + SO3 = KНSO4

    1. Основных:

    Al(OH)3 + 2HCI = AlOHCI2 + 2H2O
    много              мало          гидроксохлорид алюминия

    AI(OH)3 + HCI = Al(OH)2CI + 2H2O
    очень много очень мало      дигидроксохлорид алюминия

    Для получения основных солей основание берётся в избытке, а кислота в недостатке.

    AIOHCI2 + AI(OH)3 = 2AI(OH)2CI
    гидроксо хлорид алюминия      дигидроксо хлорид алюминия

    AI(HSO4)3 + 2AI(OH)3 = 3AI(OH)SO4 + 3H2O
    гидросульфат алюминия          гидроксосульфат алюминия

    AI(HSO4)3 + 5AI(OH)3 = 3(AI(OH)2)2SO4 + 3H2O
    гидросульфат алюминия              дигидроксосульфат алюминия

    AI(HSO4)3 + 2(AI(OH)2)2SO4 = 5AI(OH)SO4 + 4H2O

    1. Двойных:

    КОН + 2NaOH + H3PO4 = KNa2PO4 + 3H2O
                                                   двойной фосфат калия и натрия

    K2O + 2Na2O + 2H3PO4 = 2KNa2PO4 + 3H2O

    3Mg + 3Zn + 4H3PO4 = Mg3Zn3(PO4)4 + 6H
                                                        двойной фосфат магния и цинка

    K2CO3 + 2Na2CO3 + 2H3PO4 = 2KNa2PO4 + 3H2O + 3CO

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г., Химия 11, М., Просвещение, 1989
    2. Семёнов И. Н., Химия, пособие для поступающих в ВУЗ. Л., ЛГУ, 1986
    3. Хомченко Г. П., Цитович И. К., Неорганическая химия, М., Высшая Школа, 1978
    4. Словарь химических терминов под ред. Бусева А. И., М., Просвещение, 1971
    5. Химия, справочные материалы, под ред. Третьякова Ю. Д., М., Просвещение, 1989

     

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Таблица названий (наименований) кислот и их солей — сборник таблиц

    Формула кислоты Название кислоты Название соответствующей соли
    HAlO2 Метаалюминиевая Метаалюминат
    HBO2 Метаборная Метаборат
    h4BO3 Ортоборная Ортоборат
    HBr Бромоводородная Бромид
    HCOOH Муравьиная Формиат
    HCN Циановодородная Цианид
    H2CO3 Угольная Карбонат
    H2C2O4 Щавелевая Оксолат
    H4C2O2    (CH3COOH) Уксусная Ацетат
    HCl Хлороводородная Хлорид
    HClO Хлорноватистая Гипохлорит
    HClO2 Хлористая Хлорит
    HClO3 Хлорноватая Хлорат
    HClO4 Хлорная Перхлорат
    HCrO2 Метахромистая Метахромит
    HCrO4 Хромовая Хромат
    HCr2O7 Двухромовая Дихромат
    HI Иодоводородная Иодид
    HMnO4 Марганцевая Перманганат
    H2MnO4 Марганцовистая Манганат
    H2MoO4 Молибденовая Молибдат
    HNO2 Азотистая Нитрит
    HNO3 Азотная Нитрат
    HPO3 Метафосфорная Метафосфат
    HPO4 Ортофосфорная Ортофосфат
    H4P2O7 Двуфосфорная (Пирофосфорная) Дифосфат (Пирофосфат)
    H3PO3 Фосфористая Фосфит
    H3PO2 Фосфорноватистая Гипофосфит
    H2S Сероводородная Сульфид
    H2SO3 Сернистая Сульфит
    H2SO4 Серная Сульфат
    H2S2O3 Тиосерная Тиосульфат
    H2Se Селеноводородная Селенид
    H2SiO3 Кремниевая Силикат
    HVO3 Ванадиевая Ванадат
    H2WO4 Вольфрамовая Вольфрамат

    www.funtable.ru

    Общая характеристика кислот — урок. Химия, 8–9 класс.

    Кислотами называют сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться металлами, и кислотных остатков.

    Кислотным остатком называют часть молекулы кислоты, соединённую с атомами водорода.


    При замещении водорода в кислотах металлами в состав образующихся солей кислотные остатки переходят в неизменном виде. Если кислотный остаток в кислоте соединён с одним атомом водорода, то он одновалентен, если с двумя — двухвалентен, если с тремя — трёхвалентен и т. д.

    Валентность кислотного остатка определяется количеством атомов водорода, способных замещаться металлами.

    Формулы и названия некоторых кислот приведены в таблице.


    Важнейшие неорганические кислоты

                                                                                     

    Название кислоты

    Формула кислоты

    Формула

    кислотного остатка

    Название соли этой кислоты

    Фтороводородная (плавиковая)

    HF

    −F

     Фторид

    Хлороводородная (соляная)

    HCl

    −Cl

     Хлорид

    Бромоводородная

    HBr

    −Br

     Бромид

    Угольная

    h3CO3

    =CO3

     Карбонат

    Кремниевая

    =SiO3

     Силикат

    Азотная

    HNO3

    −NO3

     Нитрат

    Ортофосфорная

    (фосфорная)

    h4PO4

    ≡PO4

     Ортофосфат

     (фосфат)

    Серная

    h3SO4

    =SO4

     Сульфат

    Сернистая

    h3SO3

     Сульфит

    Сероводородная

    h3S

    =S

     Сульфид

    Представителем органических кислот является уксусная кислота Ch4COOH. Хотя в молекуле этой кислоты — четыре атома водорода, только один из них (входящий в состав группы СООН) может быть замещён металлом. Поэтому кислотный остаток уксусной кислоты является одновалентным.

     

    Источники:

    Оржековский П. А. и др.  Химия: 8-й класс. — Москва: АСТ: Астрель, 2013.

    Габриелян О. С. Химия: 8-й класс. — Москва: Дрофа, 2002.

     

    www.yaklass.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *