Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к – 0871-0880

Тест по теме «Расы»

Тестирование

1. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления:

а) к использованию различной пищи;

б) наземному образу жизни;

в) жизни в различных природных условиях;

г) невосприимчивости к различным заболеваниям.

2. Какое значение имело приобретение людьми негроидной расы темного цвета кожи?

а) Предохранение от ультра фиолетовых лучей;

б) усиление обмена веществ;

в) приспособление к морскому климату;

г) улучшение дыхательной функции кожи.

3. О единстве человеческих рас свидетельствует:

а) их приспособленность к жизни в разных климатических условиях;

б) одинаковый набор хромосом, сходство их строения;

в) их расселение по всему земному шару;

г) их способность преобразовывать окружающую среду.

4. Укажите человеческую расу, представители которой имеют следующие признаки: темный цвет кожи, курчавые волосы, темные глаза, толстые губы, широкий и плоский нос:

а) европеоидная;

б) негроидная;

в) монголоидная.

5. Укажите человеческую расу, представители которой имеют следующие признаки: узкое лицо, узкий и сильно выступающий нос, мягкие волосы, светлый или смуглый тип кожи, тонкие губы, волосяной покров на лице и теле:

а) европеоидная;

б) негроидная;

в) монголоидная.

6. Под воздействием биологических и социальных факторов происходит эволюция предков:

а) птиц;

б) человека;

в) млекопитающих;

г) пресмыкающихся.

7. Человеком современного типа был:

а) неандерталец;

б) кроманьонец;

в) питекантроп;

г) синантроп.

8. Основные человеческие расы:

а) европеоиды и монголоиды;

б) европеоиды, индейцы, негроиды и монголоиды;

в) европеоиды, негроиды и монголоиды,

г) европеоиды, негроиды, монголоиды и неандертальцы.

9. Человек в системе органического мира:

а) представляет собой отряд класса млекопитающих;

б) выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа;

в) представляет особый вид, который входит в отряд приматов, класс млекопитающих, царство животных;

г) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира.

10. Пример биологического фактора эволюции человека:

а) общение друг с другом с помощью устной и письменной речи;

б) способность передавать приобретенные признаки по наследству,

в) трудовая деятельность;

г) использование одежды.

infourok.ru

Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс

Разделы: Биология


Учебное занятие рассчитано на сдвоенный урок (90 минут), в рамках которого повторяются и обобщаются знания, полученные по теме. А также повторяется учебный материал, изученный ранее в курсе “Биология–8. Человек”. Главная цель учебного занятия вывести учащихся через содержание учебного материала на цефализацию, как основное направление антропогенеза. Это понятие в дальнейшем будет опорным при изучении темы “Ноосфера”. Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга.

Цели урока.

Образовательные: систематизировать и обобщить знания учащихся об антропогенезе, биологических и социальных факторах эволюции человека, выявить качество их усвоения школьниками.

Раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению; содействовать формированию знаний о далеких предках человека, их развитии в связи с изменяющимися условиями обитания.

Повторить и обобщить знания о строении основных отделов головного мозга: продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего мозга,  и выполняемых данными отделами мозга функциях.

Развивающие: продолжить формирование навыков самостоятельного анализа источников информации, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: cформировать убеждённость в том, что в основе процесса происхождения и исторического развития человека лежат естественные природные закономерности.

Закрепить материалистическое понимание работы головного мозга; понимание необходимости освоения наук о человеке как уникальном живом организме на нашей планете.

Показать значимость возникновения социальной среды, ее роль на этапах эволюции человека.

Тип урока: комбинированный.

Учебное пособие: Биология. Общая биология. 10-11 классы. П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая, Г. М. Дымшиц и др. – уч. для общеобр. учреждений, профильн. уровень. Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2009.

Список литературы.

1. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (Дарвинизм): Учеб. для биол. спец. Вузов. — 4-е изд., стер.- М.: Высш. шк., 1998. -336 с.: ил.

2. Журналы “Биология в школе” № 3 за 1986 г.  № 6 за 1990 г.  № 3 за 2002 г.

3. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Биология 3 том, Москва, “Мир”, 1990 г.

4. Н.Н.Воронцов, А.Н.Сухорукова. Эволюция органического мира. Москва, “Просвещение”, 1991 г.

6. М.Ф.Ивахненко, В.А.Корабельников. Живое прошлое земли. Москва, “Просвещение”, 2004 г.

7. Ч. Дарвин. Происхождение человека и половой отбор. 

Материалы образовательного видеопортала «Interneturok.ru»

1 этап урока – организационный

Мотивационный этап. (Учитель обращается к классу):

Зачем мы изучаем данную тему?

Высказывания учащихся суммируются по направлениям:

Чтобы знать своё происхождение и не терять связи с живой природой.

Чтобы знать, как наука объясняет вопрос о происхождении человека, поскольку в обычной жизни мы порой сталкиваемся с научно необоснованными взглядами.

2 этап урокаработа с учебником: п.84. Происхождение человека. Обсуждение основных этапов эволюции приматов.

Просмотр фрагментов видеоурока “Эволюция человекообразных приматов”, “От обезьян к архантропам” и фрагментов видеопрезентации “Филогенетическое дерево рода Homo”

П. 85. Первые представители рода Homo. Обсуждение влияния социальных факторов на развитие представителей рода Homo. Олдовайская культура.

Просмотр фрагмента видеоурока “Появление палеоантропов” и фрагментов презентации “Биологические и социальные факторы антропогенеза”.

П. 86. Появление человека разумного. Работа со схемой эволюции гоминид, картой расселения человека.

Просмотр фрагмента видеоурока “Становление человека разумного”.

Аналитическая работа со схемой и ответы на вопросы:

  1. Назовите основные этапы эволюции приматов.
  2. Почему вымерли австралопитеки?
  3. Почему человека умелого относят не к австралопитекам, а к роду человек?
  4. Что позволяет считать, что человек прямоходящий мог владеть речью?
  5. Чем принципиальное отличие человека неандертальского от его предшественников?
  6. Почему кроманьонец более развит в социальном плане, чем неандерталец? В чем причина такого различия?
  7. Если между человеком и приматами много общего, то почему нельзя человека отнести к обезьянам с научной точки зрения?
  8. Назовите основные факторы антропогенеза. 
  9. Какой континент можно считать прародиной человека и почему?
  10. Какие научные данные генетики подтверждают этот вывод?

3 этап урока – Проверка знаний по теме “Антропогенез”. В форме тестового опроса.

1. В каком порядке появились на Земле люди?

А) неандерталец, человек умелый, человек прямоходящий, кроманьонец;

Б) человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец;

В) человек прямоходящий, человек умелый, кроманьонец, неандерталец.

2. Общими предками человека и человекообразных обезьян были:

А) лемуры;

Б) австралопитеки;

В) дриопитеки;

Г) гориллы.

3. Череп человека отличается от черепа обезьян:

А) массивными, вытянутыми вперед челюстными костями;

Б) преобладанием мозговой части черепа над лицевой;

В) преобладанием лицевой части черепа над мозговой;

Г) развитием гребня, к которому прикрепляются шейные мышцы.

4. Человек отличается от человекообразных обезьян:

А) наличием волосяного покрова;

Б) развитым большим пальцем, противопоставленным остальным;

В) наличием ногтей;

Г) формой ушей.

5. Освобождение руки в процессе эволюции человека способствовало:

А) прямохождению; Б) лазанию по деревьям; В) собиранию пищи; Г) копанию

6. Установите порядок последовательности, согласно которой появлялись люди на Земле.

а) неандерталец; б) питекантроп; в) австралопитек; г ) кроманьонец; д) дриопитек.

7. Результатом эволюции является:

а) дрейф генов; б) многообразие видов; в) мутационная изменчивость;

г) приспособленность организмов к условиям внешней среды;

д) повышение организации живых существ; е) борьба за существование.

8. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о

а) возникших мутациях; б) о проявлении атавизма;

в) нарушении развития плода в организме; г) происхождении человека от животных.

9. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к

а) использованию различной пищи; б) наземному образу жизни;

в) жизни в различных природных условиях;

г) невосприимчивости к различным заболеваниям.

10. В отличие от человекообразных обезьян у человека

а) имеется резус – фактор; б) появилась рассудочная деятельность;

в) имеется четырёхкамерное сердце; г) развито абстрактное мышление;

4 этап урока – Решение открытой задачи методом учебного мозгового штурма (проблемная работа с текстом): учащимся предлагается ознакомиться с содержанием стихотворного текста.

Первый мост

И вот он вырвался из чащи
По следу зверя. Но поток,
В глубокой трещине урчащий,
Ему дорогу пересек.

На берегу другом — добыча, —
Для всей семьи его — еда:
Нетронутые гнезда птичьи,
Косуль непуганых стада…

Себе представив на мгновенье
Закрытый для него простор,
Затылок он в недоуменье
Косматой лапою потер.

И брови на глаза нависли,
И молча сел на камень он,
Весь напряженьем первой мысли,
Как судорогою, сведен.

И вдруг — голодный, низколобый —
Он встал, упорен и высок.
Уже с осмысленною злобой
В ревущий заглянул поток.

И, подойдя к сосне, что криво
Росла у самого обрыва,
И корни оглядев — гнилье! —
Он стал раскачивать ее.

И долго та работа длилась,
И камни падали в обрыв,
И с хрустом дерево свалилось,
Два берега соединив.

И он тропою небывалой
На берег перешел другой,
И пот со лба отер усталой —
Уже не лапой, а рукой.

Вадим Шефнер. Годы и миги.
Москва: Современник, 1983.

Создание банка идей (гипотезы) Критический анализ идей (обсуждение)
Записываются все объяснения, что автор и мы можем предполагать под понятием “мост” Идеи обсуждаются и анализируются до тех пор, пока кто-либо из учащихся не выскажет идею Варолиева моста. В крайнем случае, учитель наводит учащихся на эту мысль.
Выводы: Обсуждается структура, роль и значение указанного отдела головного мозга. Ретикулярная формация, как связующее звено. Другие отделы головн. мозга.

В ходе критического анализа идей используется презентация “Мозг”, в которой рассматривается строение головного мозга, структура, роль и значение его отделов. Учащиеся повторяют материал, изученный в курсе биологии человека, и углубляют полученные ранее знания. В процессе обсуждения учитель подводит учащихся к выводу: Эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга.

Домашнее задание: повторить материал § 84-86. Подготовить сообщение о роли ретикулярной формации и отделов головного мозга в формировании условных рефлексов, памяти, воображения, критического мышления.

23.06.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тест по биологии Происхождение человека 8 класс

Тест по биологии Происхождение человека с ответами для учащихся 8 класса. Тест включает в себя 2 варианта в каждом по 15 заданий.

1 вариант

1. Способность к изготовлению орудий труда проявилась впервые в антропогенезе:

1) у дриопитеков;
2) у австралопитеков;
3) у гиббонов;
4) у питекантропов.

2. Сходство человека и млекопитающих свидетельствует:

1) об их родстве и общем плане строения;
2) об одинаковом количестве хромосом;
3) об одинаковых условиях существования;
4) об их происхождении от разных предков.

3. У двухмесячного плода человека и детенышей высших приматов несколько пар сосков, а у взрослого человека только одна пара, что свидетельствует о родстве человека:

1) с рыбами;
2) с земноводными;
3) с пресмыкающимися;
4) с млекопитающими.

4. Увеличение размеров мозгового отдела черепа человека по сравнению с лицевым отделом способствовало:

1) развитию мышления;
2) развитию наземного образа жизни;
3) редукции волосяного покрова;
4) использованию животной пищи.

5. Человек и человекообразные обезьяны:

1) имеют абстрактное мышление;
2) способны к трудовой деятельности;
3) имеют сходные группы крови;
4) ведут общественный образ жизни.

6. Расовые различия у людей сформировались под влиянием факторов:

1) социальных;
2) антропогенных;
3) географических;
4) ограничивающих.

7. Какое значение имело приобретение людьми негроидной расы темного цвета кожи?

1) усиление обмена веществ;
2) приспособление к жизни в морском климате;
3) предохранение от воздействия ультрафиолетовых лучей;
4) улучшение дыхательной функции кожи.

8. Развитие на теле отдельных людей большого числа сосков в молочных железах — пример

1) ароморфоза;
2) регенерации;
3) атавизма;
4) идиоадаптации.

9. Человек в системе органического мира

1) представляет собой особый отряд класса млекопитающих;
2) выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа;
3) представляет особый вид, который входит в отряд приматов, класс млекопитающих, царство животных;
4) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира.

10. Какая часть верхней конечности человека наиболее резко изменилась в процессе его эволюции?

1) плечо;
2) предплечье;
3) кисть;
4) лопатка.

11. Человек, как и человекообразные обезьяны, имеет:

1) 4 группы крови;
2) сводчатую стопу;
3) объем головного мозга 1200-1450 см3;
4) S-образный позвоночник.

12. В головном мозге человека, в отличие от других млекопитающих, в процессе эволюции появляются центры:

1) речевые;
2) обоняния и вкуса;
3) слуха и зрения;
4) координации движения.

13. О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует:

1) их приспособленность к жизни в разных климатических условиях;
2) одинаковый набор хромосом, сходство их строения;
3) их расселение по всему земному шару;
4) их способность преобразовывать окружающую среду.

14. Человек умелый относится к:

1) древнейшим людям;
2) древним людям;
3) обезьянолюдям;
4) новым людям.

15. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Homo sapiens:

А) класс млекопитающие;
Б) тип хордовые;
В) вид Homo sapiens;
Г) отряд приматы;
Д) подкласс плацентарные;
Е) семейство гоминид.

2 вариант

1. Начальные этапы развития искусства обнаружены в антропогенезе:

1) у синантропов;
2) у кроманьонцев;
3) у австралопитеков;
4) у питекантропов.

2. Наличие у человека выроста слепой кишки — аппендикса — одно из доказательств:

1) усложнения строения человека по сравнению с животными;
2) его участия в углеводном обмене;
3) его участия в обмене белков;
4) родства человека и млекопитающих животных.

3. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:

1) наличием только одной подвижной кости — нижней челюсти;
2) наличием швов между костями мозгового черепа;
3) преобладающим развитием мозгового черепа над лицевым;
4) строением костной ткани.

4. О родстве человека и человекообразных обезьян свидетельствует:

1) способность к прямохождению;
2) сходство заболеваний;
3) наличие у них S-образного позвоночника;
4) способность к абстрактному мышлению.

5. У человека в связи с прямохождением:

1) сформировался свод стопы;
2) когти превратились в ногти;
3) срослись фаланги пальцев;
4) большой палец противопоставлен остальным.

6. Все расы человека объединены в один вид, что свидетельствует:

1) о едином уровне физического развития;
2) о генетическом единстве;
3) о едином социальном уровне;
4) о способности к наземному образу жизни.

7. Какой из перечисленных признаков проявляется у человека как атавизм?

1) удлиненный хвостовой отдел;
2) расчлененность тела на отделы;
3) дифференциация зубной системы;
4) пятипалый тип конечности.

8. Человека относят к классу млекопитающих, так как у него:

1) внутреннее оплодотворение;
2) легочное дыхание;
3) четырехкамерное сердце;
4) есть диафрагма, потовые и млечные железы.

9. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует:

1) о возникших мутациях;
2) о проявлении атавизма;
3) о нарушении развития плода в организме;
4) о происхождении человека от животных.

10. Прямохождение у предков человека способствовало:

1) освобождению руки;
2) появлению речи;
3) развитию многокамерного сердца;
4) усилению обмена веществ.

11. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления:

1) к использованию различной пищи;
2) к наземному образу жизни;
3) к жизни в различных природных условиях;
4) к невосприимчивости к различным заболеваниям.

12. Все виды деятельности человека относят к факторам:

1) абиотическим;
2) биотическим;
3) антропогенным;
4) периодическим.

13. Прямохождение с опорой на руки было характерно:

1) для австралопитека;
2) для питекантропа;
3) для синантропа;
4) для неандертальца.

14. К виду Homo sapiens относят:

1) австралопитеков;
2) питекантропов;
3) синантропов;
4) никого из перечисленных групп.

15. Установите последовательность стадий эволюции человека:

А) австралопитек;
Б) древнейшие люди;
В) дриопитек;
Г) новые люди;
Д) древние люди;
Е) человек умелый.

Ответы на тест по биологии Происхождение человека
1 вариант
1-4, 2-1, 3-4, 4-1, 5-3, 6-3, 7-3, 8-3, 9-3, 10-3, 11-1, 12-1, 13-2, 14-4, 15-БАДГЕВ
2 вариант
1-2, 2-4, 3-3, 4-2, 5-1, 6-2, 7-1, 8-4, 9-4, 10-1, 11-3, 12-3, 13-1, 14-4, 15-ВАБДГЕ

testschool.ru

Конспект открытого урока по теме


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

Конспект открытого урока по теме

«Антропогенез»

в рамках семинара заместителей директоров по УВР

Учитель: Шкаликова И.П.

г.о. Орехово-Зуево

2009-2010 учебный год

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Цели и задачи урока:

Образовательные:


  • Систематизировать и обобщить знания учащихся об антропогенезе, выявить качество их усвоения школьниками.

  • Сформировать у учащихся убеждённость в том, что в основе процесса происхождения и исторического развития человека лежат естественные природные закономерности.

Развивающие:

  • Продолжить развитие мыслительных способностей учащихся, формирование у них умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

комплект палеонтологических моделей «Происхождение человека», цветные карточки (зеленая, синяя, красная), телевизор, DVD- плеер, диск «Звуки природы», фотографии рас человека, географические карты.

^ : словесные, наглядные, работа в группах, ТРИЗ, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: география (работа в группах с использованием географических карт).


^

Методы и средства обучения

1.Организационный момент

Приветствие. Постановка целей и задач урока, психологический настрой на успешную и плодотворную деятельность.

На столах перед вам лежат цветные карточки. С их помощью ответьте мне на вопрос. С каким настроением вы сегодня пришли ко мне на урок?
^


Вступительное слово учителя

^

  • Что вы понимаете под термином «Антропогенез»?

  • К какому виду относятся все современные люди?

  • Что мы называем человеческими расами?

  • Какие факты доказывают происхождение человека от животных?

  • Выберите из предложенных вариантов биологические факторы антропогенеза.

  • Отметьте изменения в строении человека, возникшие под влиянием биологических факторов?

  • Выберите из предложенных вариантов социальные факторы антропогенеза.

  • Какой из социальных факторов можно назвать самым важным?

  • Как вы думаете, какие факторы биологические или социальные оказали наиболее сильное влияние на эволюцию человека?

Фронтальный опрос

Учащиеся работают у магнитной доски.

Беседа.

Учащиеся работают у магнитной доски.

Беседа.


^

Проводится инструктаж по правилам работы в группах. Каждая группа выбирает 2 лидеров. Они совместно оценивают учеников (их активность или пассивность в обсуждении, знание учебного материала, оригинальность высказываемых идей и т. д.) Для этого на столе у каждой группы есть ведомость, которая сдаётся учителю в конце урока.

^

Каждая группа получает текст. Определить по тексту, о какой стадии антропогенеза идёт речь, сообща дополнить эту характеристику, найти нужный бюст предка человека и по нему всё объяснить.


  • Вели стадный образ жизни, каннибалы, рост 130-150см.

  • Жили в ледниковый период, примерно 250 тысяч лет назад, владели зачаточной речью.

  • Объём мозга 1600 см³, возникновение искусства, религии.

План работы: 1.Чтение текста

2.Определение типажа.

3.Дополнение необходимых сведений.

4.Объяснение с использованием бюста.

Самостоятельная работа в группах.

(3 группы, формируются по рядам)

Группы работают одновременно.

Каждая группа выбирает из комплекта палеонтологических моделей «Происхождение человека», предка человека, в соответствии с заданием в карточке.


^

Заполнение сводной таблицы на доске.

Задание 2 по теме: «Человеческие расы»

Каждая группа получает карточку, где обозначены координаты точек на географической карте. Необходимо найти ареал обитания и определить, люди, какой человеческой расы там проживают, дать этой расе характеристику.


  • Координаты: 10 С.Ш , 20 В.Д. – по этим координатам определите расу. Свяжите с климатическими особенностями её основные признаки. Обратите внимание на то, какие признаки закреплялись в генотипе и передавались по наследству из поколения в поколение. Объясните.

  • Координаты: 40 С.Ш , 100 В.Д. – по этим координатам определите расу. Свяжите с климатическими особенностями её основные признаки. Что способствовало лучшей адаптации расы в определённых условиях. Объясните.

  • Координаты: 50 С.Ш , 20 В.Д. – по этим координатам определите расу. Свяжите с климатическими особенностями, наследственностью. Какие признаки повышали жизнеспособность расы? Объясните.

Самостоятельная работа в группах с использованием географических карт и фотографий рас человека.


^

Заполнение сводной таблицы на доске.

Задание 3 Решение творческой задачи

Группы перед работой инструктируются. Основное правило – никакой критики! Группа выбирает секретаря. Его обязанность – фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком).После обсуждения группа отбирает 2-3самых интересных решения. Затем выбирает спикера, который рассказывает о них всему классу и учителю.

^

Известно, что с развитием цивилизации человеку всё реже приходилось, есть сырую пищу – в результате у него уменьшаются размеры челюстей, укорачивается кишечник. Людям всё чаще приходилось действовать сообща, в связи, с чем происходит сильное развитие речевого и мимического аппарата. Человек начинает регулярно пользоваться одеждой, тёплыми помещениями – и как результат поредение волосяного покрова.

Сейчас условия обитания многих людей опять меняются: городской и промышленный шум, радиация, опасность химического отравления, стрессы, преимущественно мелкая моторика рук и т. п. Попытайтесь путём коллективного обсуждения спрогнозировать облик человека будущего, исходя из следующего условия: сегодняшние условия сохранятся, их признаки будут лишь усиливаться в дальнейшем.

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Самостоятельная работа в группах с последующей защитой своего варианта ответа.


Подведение итогов работы в группах по 3 заданию

Заполнение сводной таблицы на доске.

^

Часть А ( с выбором одного правильного ответа)

1.Развитие у отдельных людей большого числа сосков – пример:

а) ароморфоза;

б) рудимента;

в) атавизма;

г) идиоадаптации;

^

а) когти превратились в ногти;

б) сформировался свод стопы;

в) срослись фаланги пальцев;

г) большой палец противопоставляется всем остальным;

^

а) имеется резус – фактор;

б) появилась рассудочная деятельность;

в) имеется четырёхкамерное сердце;

г) развито абстрактное мышление;

^

а) возникших мутациях;

б) о проявлении атавизма;

в) нарушении развития плода в организме;

г) происхождении человека от животных;

^

а) использованию различной пищи;

б) наземному образу жизни;

в) жизни в различных природных условиях;

г) невосприимчивости к различным заболеваниям;

^

а) развитое мышление у млекопитающих;

б) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей;

в) питание растительной и животной пищей;

г) общественный образ жизни млекопитающих.

Часть В (с выбором нескольких верных ответов)

^

а) дрейф генов

б) многообразие видов

в) мутационная изменчивость

г) приспособленность организмов к условиям внешней среды

д) повышение организации живых существ

е) борьба за существование

^

а) неандерталец

б) питекантроп
в) австралопитек
г ) кроманьонец

д) дриопитек

Ответы.

Часть А

( за каждый правильный ответ 1 балл)


1

2

3

4

5

6

а

б

г

г

в

б

Тестирование с взаимопроверкой.

Работа сопровождается звуками природы (DVD – плеер)

Взаимопроверка.

^
2.

^
«5» — 9-10 баллов

«4» — 7-8 баллов

«3» — 5-6 баллов

«2» -менее 5 баллов

5.Общее подведение итогов.


Учитель собирает ведомости с оценками у каждой группы. Сообщает оценки за работу ученикам на уроке.

^

На «3» — Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду?


На «4» и «5» — Почему у современных человекообразных обезьян не развилась членораздельная речь? Ведь они, как и предки человека, живут группами, и им тоже необходимо общаться друг с другом?

Вопрос учителя: С каким настроением вы уходите с урока?


Ученики поднимают карточки: зеленая – хорошее; синяя – плохое; красная – тревожное

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

Модель

открытого урока по биологии

«Антропогенез»

11 класс

Подготовила: Шкаликова Ирина Петровна, учитель биологии

Дата проведения: 23 октября 2008 г.

uch.znate.ru

Эволюция живой природы 1-15

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

На этой  и последующих  4-х страницах моего блога находятся тестовые вопросы Открытого банка заданий ФИПИ

по 6-му разделу биологии «Эволюция живой природы».

Всего в этом разделе на сайте ФИПИ сначала было опубликовано  на 73 страницах 728 заданий.

После экзаменов 2017 года  и 2018 года было добавлено ещё 43 задания, которые  находятся на соответствующих станицах блога.

Чтобы проверить свой уровень подготовленности  к экзамену,  отвечайте на тесты самостоятельно, а потом  свои ответы вы можете сверить с моими ответами, заказав их здесь

Сложными для учащихся по данному разделу оказались вопросы, связанные с определением критериев вида и определению этих критериев  по описанию признаков. Например, к физиологическому критерию вместо продолжительности эмбрионального развития учащиеся относят особенности строения органов размножения.

Многие не знают, что основой целостности вида является нескрещиваемость особей с другими видами; что увеличение числа популяций вида приводит к освоению разных условий ареала, а значит, и к биологическому прогрессу; что макроэволюционные процессы характерны для надвидового уровня организации жизни и не связаны с изменениями особей и популяций.

Недостаточно усвоены знания о доказательствах и этапах эволюции органического мира. Большинство не могут сделать вывод о родстве и единстве растительного мира на основе сходства в строении и жизнедеятельности растений разных отделов; определить, что палеонтологическим доказательством родства птиц и пресмыкающихся служат находки археоптерикса; определить эру господства млекопитающих.
Слабые знания по биологии беспозвоночных животных не позволяют учащимся правильно определить признаки приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни. Они не указывают на упрощение общего уровня организации, усложнение циклов развития, наличие плотных покровов.

1.
Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это
1) свойства живой природы
2) результаты эволюции
3) движущие силы эволюции
4) основные направления эволюции «Прочитали, умилились, прослезились»… Видимо, у авторов-составителей правильным ответом является ответ 3). Но на самом деле к этому вопросу не дано  ни одного правильного ответа. Ни по Дарвину, ни по синтетической теории эволюции  наследственная изменчивость и борьба за существование не называются движущими силами эволюции (в учебной литературе они относятся к факторам эволюции).  А единственной  движущей силой эволюции является естественный отбор.

Какая часть верхней конечности человека наиболее резко изменилась в процессе эволюции его вида?
1) плечо
2) предплечье
3) кисть
4) лопатка

Установите соответствие между примером доказательств эволюции и их видом.
ПРИМЕРЫ
А) усы таракана и рыбы сома
Б) чешуя ящерицы и перо птицы
В) глаза осьминога и собаки
Г) зубы акулы и кошки
Д) нос обезьяны и хобот слона
Е) когти кошки и ногти обезьяны

ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ЭВОЛЮЦИИ
1) гомологичные органы
2) аналогичные органы

Под воздействием биологических и социальных факторов происходила эволюция предков
1) птиц
2) человека
3) млекопитающих
4) пресмыкающихся

Материалом для естественного отбора служит
1) мутационная изменчивость
2) модификационная изменчивость
3) биологический регресс
4) относительная приспособленность

Что служит доказательством исторического развития растений?
1) появление хлорофилла, возникновение фотосинтеза
2) изменение условий окружающей среды
3) клеточное строение растений
4) наличие «живых ископаемых», переходных форм

В эволюции человека начальные вехи развития искусства обнаружены среди
1) неандертальцев
2) кроманьонцев
3) австралопитеков
4) питекантропов

Укажите пример проявления идиоадаптаций у растений.
1) возникновение семени у голосеменных
2) возникновение плода у цветковых
3) возникновение нектарников для привлечения насекомых
4) появление фотосинтеза

К древним людям относят
1) неандертальца
2) питекантропа
3) синантропа
4) кроманьонца

Развитие на теле отдельных людей большого количества сосков называют
1) ароморфозом
2) регенерацией
3) атавизмом
4) идиоадаптацией

2.
В результате взаимодействия движущих сил эволюции в природе происходит
1) размножение организмов
2) изоляция
3) мутационный процесс
4) образование новых видов. Опять не совсем корректный вопрос, поскольку движущая сила эволюции  одна — естественный отбор

Особи объединяются в одну популяцию на основе
1) конвергенции
2) общности питания
3) их роли в биогеоценозе
4) свободного скрещивания

Наличие у человека аппендикса – одно из доказательств
1) усложнения строения человека по сравнению с животными
2) его участия в углеводном обмене
3) его участия в обмене белков
4) родства человека и млекопитающих животных

Приспособленность организмов к среде обитания – результат
1) стремления особей к самоусовершенствованию
2) проявления конвергенции
3) методического отбора
4) взаимодействия движущих сил эволюции. Не корректный ответ, поскольку движущая сила эволюции  одна — естественный отбор

Почему у отдельных людей появляются атавизмы?

Укажите направление эволюции, которое привело к возрастанию численности многих видов костных рыб.
1) ароморфоз
2) дегенерация
3) биологический прогресс
4) биологический регресс

В процессе эволюции паразитический образ жизни организмов приводит к
1) повышению их уровня организации
2) резкому упрощению их организации
3) мелким приспособлениям
4) их вымиранию

Приспособленность к обитанию в водной среде у дельфинов –
1) жаберное дыхание
2) обтекаемая форма тела
3) наличие плавательного пузыря
4) легочное дыхание

Что подтверждает родство человека и млекопитающих животных?
1) общий план строения и размножение
2) прямохождение и сводчатая стопа
3) изгибы позвоночника
4) строение передней конечности

Какая систематическая группа организмов реально существует в природе?
1) вид
2) род
3) класс
4) тип

3.
Какое изменение не относится к ароморфозу?
1) живорождение у млекопитающих
2) прогрессивное развитие головного мозга у приматов
3) превращение конечностей китов в ласты
4) постоянная температура тела у птиц и млекопитающих

В процессе микроэволюции образуются
1) виды
2) классы
3) семейства
4) типы (отделы)

Рудиментарные органы – пример доказательств эволюции
1) эмбриологических
2) палеонтологических
3) сравнительно-анатомических
4) биогеографических

При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате
1) распадания или расширения исходного ареала
2) искусственного отбора
3) изоляции популяций внутри старого ареала
4) дрейфа генов

Пример экологического видобразования – это формирование
1) видов синиц: большой, лазоревки, хохлатой
2) форм прострела: западной и восточной
3) видов лиственниц: сибирской и даурской
4) видов лютика: ползучего, прыщинца, едкого

Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?
1) развитие семян у голосеменных растений
2) развитие большого числа боковых  корней у капусты после окучивания
3) появление у плодов одуванчика парашютиков
4) выделение душистым табаком пахучих веществ
5) двойное оплодотворение у цветковых растений
6) появление у растений механических тканей. (После окучивания от низа стебля у капусты, томатов возможен усиленный рост придаточных корней (боковые корни растут от главного или придаточных корней).

Биологическим фактором, обеспечившим развитие мышления и трудовой деятельности человека на раннем этапе эволюции, считают
1) прогрессивное развитие мозга
2) заботу о потомстве
3) появление четырёхкамерного сердца
4) усиление лёгочного дыхания

Результатом деятельности естественного отбора нельзя считать
1) приспособленность организмов к среде обитания
2) многообразие органического мира
3) многообразие форм наследственной изменчивости
4) образование новых видов. Чтобы не путаться с ответами на подобные вопросы надо хорошо уяснить себе, что является причиной, а что следствием. «Результат» это и есть следствие. Результатом деятельности естественного отбора и являются все ответы кроме ответа 3). Формы же  наследственной изменчивости — это основа или причина действия естественного отбора 

В скелете человека в отличие от человекообразных обезьян увеличен
1) мозговой отдел черепа
2) лицевой отдел черепа
3) шейный отдел позвоночника
4) размер костей конечностей

О возникновении папоротников сотни миллионов лет назад свидетельствует
1) существование травянистых и древесных форм
2) наличие их отпечатков и окаменелостей
3) их размножение корнями
4) многообразие их видов

4.
Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:
1) превращение передних конечностей в ласты
2) дыхание кислородом, растворённым в воде
3) дыхание кислородом воздуха
4) обтекаемая форма тела
5) толстый подкожный слой жира
6) постоянная температура тела

Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение мимикрии у этих насекомых.

К движущим силам эволюции относят
1) многообразие видов
2) борьбу за существование
3) видообразование
4) приспособленность. Опять не корректно составленный  вопрос: движущая сила эволюции одна — естественный отбор.

Взаимосвязь онтогенеза и филогенеза отражает закон
1) биогенетический
2) расщепления
3) сцепленного наследования
4) независимого наследования

В процессе эволюции под действием движущих сил происходит
1) саморегуляция в экосистеме
2) колебание численности популяций
3) круговорот веществ и превращение энергии
4) формирование приспособленности организмов

Виды-двойники сходны по строению, поэтому их нельзя определить только по критерию
1) генетическому
2) географическому
3) морфологическому
4) физиологическому

Предупреждающую окраску имеет
1) божья коровка
2) полярная сова
3) майский жук
4) озерная лягушка

Социальная природа человека проявляется в
1) создании письменности
2) формировании пятипалых конечностей
3) наличии коры больших полушарий
4) образовании условных рефлексов

Отсутствие какого газа в первичной атмосфере Земли ограничивало развитие жизни?
1) водорода
2) кислорода
3) азота
4) метана

Какой из перечисленных показателей отсутствует в характеристике биологического прогресса вида?
1) экологическое разнообразие
2) высокая численность
3) забота о потомстве
4) широкий ареал

5.
К появлению каких систематических групп приводят изменения в организации видов животных и растений путем идиоадаптаций?
1) царств
2) семейств
3) типов
4) классов. Из трех направлений эволюции: ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации — наиболее «мелкими», частными приспособлениями к условиям среды   являются идиоадаптации, охватывающие таксоны невысокого ранга: виды, роды, семейства.

В процессе исторического развития животного мира Земли появлению земноводных предшествовали
1) древние птицы
2) пресмыкающиеся
3) кистеперые рыбы
4) зверозубые млекопитающие

В головном мозге человека, в отличие от других млекопитающих, в процессе эволюции появляются центры
1) речевые
2) обоняния и вкуса
3) слуха и зрения
4) координации движения

Установите соответствие между видом организмов и направлением эволю¬ции, которое для него характерно.
ВИДЫ ОРГАНИЗМОВ
А) серая крыса
Б) зубр
В) амурский тигр
Г) пырей ползучий
Д) лошадь Пржевальского
Е) одуванчик обыкновенный

НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
1) биологический прогресс
2) биологический регресс

Отбор, при котором в популяции сохраняются особи со средней нормой показателя признака, называют
1) стабилизирующим
2) движущим
3) искусственным
4) методическим

Если в популяции преобладают молодые половозрелые особи, то ее численность
1) изменяется случайным образом
2) остается постоянной
3) сокращается
4) возрастает

Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.
ПРИЗНАКИ БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА
А) органы чувств – одна пара щупалец
Б) коричневый цвет раковины
В) населяет пресные водоемы
Г) питается мягкими тканями растений
Д) раковина спирально закрученная

КРИТЕРИИ ВИДА
1) морфологический
2) экологический

В основе эволюционной теории Ч. Дарвина лежит учение о
1) происхождении человека
2) естественном отборе
3) факторах макроэволюции
4) дивергентном видообразовании

Важнейшие ароморфозы, обеспечившие выход древних земноводных на сушу, – появление
1) парных плавников и жаберного дыхания
2) чешуи и слизи на поверхности тела
3) объемной грудной клетки
4) пятипалой конечности и легочного дыхания

Человек в отличие от других живых существ
1) обладает возбудимостью
2) размножается
3) мыслит абстрактно
4) обладает раздражимостью

6.
К движущим силам эволюции не относят
1) естественный отбор
2) наследственную изменчивость
3) трофические уровни
4) борьбу за существование

В пределах ареала причинами неравномерного распределения особей одного вида являются
1) мутации и дрейф генов
2) короткие цепи питания
3) биологические ритмы
4) разнообразные экологические условия

Эмбриологическим доказательством эволюции позвоночных животных служит развитие зародыша из
1) зиготы
2) соматической клетки
3) споры
4) цисты

Филогенетический ряд лошади относят к доказательствам эволюции
1) эмбриологическим
2) палеонтологическим
3) физиологическим
4) генетическим

Ученые считают, что первые наземные позвоночные – стегоцефалы произошли от древних кистеперых рыб. Какие данные позволили сделать этот вывод?

Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?

Ароморфоз, благодаря которому древние пресмыкающиеся освоили наземную среду обитания, –
1) внутреннее оплодотворение
2) покровительственная окраска
3) пятипалая конечность
4) глаза с веками

Признаки, формирующиеся у особей в процессе естественного отбора, полезны
1) человеку
2) виду
3) биоценозу
4) окружающей среде

Приспособление вида к среде обитания – результат
1) появления мутаций
2) упражнения органов
3) отбора случайных наследственных изменений
4) высокой численности особей популяций

В направлении приспособления организмов к среде обитания действует
1) методический отбор
2) естественный отбор
3) наследственная изменчивость
4) борьба за существование

7.
Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к
1) обострению борьбы за существование
2) пищевой специализации
3) биологическому прогрессу
4) появлению комбинативной изменчивости

Видоспецифичность молекул ДНК свидетельствует о
1) роли ДНК в хранении наследственной информации
2) двуцепочечной спиральной структуре ДНК
3) наличии ДНК в клетках всех особей вида
4) идентичности состава ДНК у особей одного вида

Укажите группу организмов, сформировавшуюся в результате идиоадаптаций.
1) царство Животные
2) род Кролики
3) класс Млекопитающие
4) тип Хордовые

Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факторам эволюции
1) социальным
2) биологическим
3) антропогенным
4) биотическим

Увеличению численности популяции жертв способствует
1) сокращение численности хищников
2) увеличение численности паразитов
3) увеличение численности конкурентов
4) уменьшение численности симбионтов

Причина борьбы за существование –
1) изменчивость особей популяции
2) ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение
3) природные катаклизмы
4) отсутствие приспособлений у особей к среде обитания

Гомологичными считают органы,
1) сходные по происхождению
2) выполняющие сходные функции
3) не имеющие общего плана строения
4) различные по происхождению

Насекомые-вредители приобретают со временем устойчивость к ядохи¬микатам в результате
1) полового размножения
2) модификационной изменчивости
3) сохранения мутаций естественным отбором
4) искусственного отбора

Укажите признак, подтверждающий общность в организации человека и человекообразных обезьян.
1) прямохождение
2) способность к трудовой деятельности
3) мышление
4) структура зубной системы

Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об
1) их родстве и общем плане строения
2) одинаковом уровне их организации
3) их конвергентном сходстве
4) их происхождении от разных предков

8.
К движущим силам антропогенеза относят
1) сезонные изменения климата Земли
2) общественный образ жизни
3) высокую плодовитость
4) модификационную изменчивость

В процессе эволюции у животных-паразитов, по сравнению со свободноживущими, произошло
1) усложнение строения
2) исчезновение ряда органов
3) усиление обмена веществ
4) усложнение жизнедеятельности

Какое значение имело приобретение тёмного цвета кожи людьми негроидной расы?
1) предохранение от ультрафиолетовых лучей
2) усиление обмена веществ
3) приспособление к морскому климату
4) улучшение дыхательной функции кожи

Примером аpомоpфоза является развитие
1) второго круга кровообращения у земноводных
2) плавательных перепонок у лягушек
3) маскирующей окраски у тритонов
4) предостерегающей окраски у жерлянок

Появление какого газа в первичной атмосфере Земли вызвало бурное развитие жизни на суше?
1) сероводорода
2) кислорода
3) азота
4) углекислого газа

Появление у покрытосеменных растений цветка и плода, разнообразных тканей свидетельствует
1) о значении этого отдела растений в жизни человека
2) об усложнении растений в процессе эволюции
3) о разнообразии видов этого отдела
4) о широком их распространении на земном шаре

Какие факторы антропогенеза можно отнести к биологическим?
1) общественный образ жизни
2) естественный отбор
3) устную и письменную речь
4) способность к постройке жилища

Почему численность завезенных в Австралию кроликов возросла во много раз?
1) на новой территории у них не было врагов
2) на континенте преобладает сухой климат
3) они питались травянистыми растениями
4) для них характерна высокая плодовитость

В процессе эволюции позвоночник впервые появился у
1) ланцетника
2) членистоногих
3) земноводных
4) рыб

К ароморфным изменениям у млекопитающих относят появление
1) лёгочного дыхания
2) четырёхкамерного сердца и теплокровности
3) покровительственной окраски
4) пятипалой конечности

9.
Какие ароморфозы позволили древним земноводным осваивать сушу?

Установите соответствие между признаком отбора и его видом.
ПРИЗНАКИ ОТБОРА
А) сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями
Б) приводит к созданию новых пород животных и сортов растений
В) способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями
Г) проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе
Д) действует в природе миллионы лет
Е) приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде
Ж) проводится человеком

ВИДЫ ОТБОРА
1) естественный
2) искусственный

В промышленных районах Англии на протяжении XIX – XX веков увеличилось число бабочек березовой пяденицы с темной окраской крыльев, по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.

Проявлением атавизма считают развитие у человека
1) зубов мудрости
2) хвостового отдела
3) многососковости
4) мимической мускулатуры
5) густого волосяного покрова на лице и теле
6) кисти руки

Почему уменьшение ареала вида приводит к биологическому регрессу?

На ранних этапах эволюции человека под контролем биологических факторов происходило формирование
1) морфологических признаков
2) членораздельной речи
3) трудовой деятельности
4) мышления, развитого сознания

Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие.
ОРГАНИЗМЫ
А) страус эму
Б) серая крыса
В) домовая мышь
Г) синезеленые (цианобактерии)
Д) орел беркут
Е) уссурийский тигр

НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
1) биологический прогресс
2) биологический регресс

Пример ароморфоза у млекопитающих –
1) теплокровность
2) гетеротрофное питание
3) аэробное дыхание
4) рефлекторная нервная деятельность

На образование новых видов в природе не влияет
1) мутационная изменчивость
2) борьба за существование
3) естественный отбор
4) модификационная изменчивость

Какой критерий характеризуется совокупностью факторов среды, необходимых для жизни вида?
1) морфологический
2) физиологический
3) генетический
4) экологический

10.
Копчиковая кость, аппендикс, остаток третьего века в углу глаза человека  это
1) атавизмы
2) рудименты
3) гомологичные органы
4) аналогичные органы

Какое эволюционное явление называют дивергенцией?
1) схождение признаков у неродственных видов
2) расхождение признаков у родственных видов
3) приобретение узкой специализации
4) образование гомологичных органов

При длительном сохранении относительно постоянных условий среды в популяциях вида преобладает
1) внутривидовая борьба за существование
2) стабилизирующий отбор
3) движущий отбор
4) половой отбор

Пример экологического видообразования –
1) сибирская и даурская лиственница
2) заяц-беляк и заяц-русак
3) европейская и алтайская белка
4) популяции севанской форели. Поскольку при экологическом видообразовании популяции живут на одной территории и могут различаться сроками размножения.

В процессе эволюции стебель с листьями впервые появился у
1) водорослей
2) моховидных
3) папоротниковидных
4) плауновидных

Форма тела бабочки калиммы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?

Ластообразные конечности китов и дельфинов – это пример
1) идиоадаптации
2) дегенерации
3) ароморфоза
4) конвергенции

Увеличение численности популяций мышей приводит к увеличению численности
1) белок
2) лисиц
3) ласок
4) дроздов
5) паразитов
6) кротов

В связи с прямохождением у человека
1) освобождаются верхние конечности
2) стопа приобретает сводчатую форму
3) большой палец верхних конечностей противостоит остальным
4) таз расширяется, его кости срастаются
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого отдела
6) уменьшается волосяной покров

Какие особенности появились у земноводных в процессе эволюции в связи с выходом на сушу?
1) барабанная перепонка и веки
2) перепонки между пальцами ног
3) наружное оплодотворение
4) покровительственная окраска

11.
Способность к размножению на суше в процессе эволюции животных впервые появилась у
1) земноводных
2) пресмыкающихся
3) птиц
4) млекопитающих

Какова роль полового отбора в природе?
1) улучшает генофонд популяции
2) способствует развитию видовых признаков
3) сохраняет плодовитость самок
4) способствует высокой плодовитости особей

Какая систематическая группа формировалась путем идиоадаптации?
1) тип членистоногих
2) отряд грызунов
3) класс земноводных
4) царство животных. «Неприятность» этого вопроса в том, что идиоадаптации как наиболее мелкие приспособительные адаптации организмов к окружающей среде, как правило, характерны для более низких категорий систематики: видов, родов, семейств.

Череп человека отличается от черепа других млекопитающих
1) наличием только одной подвижной кости – нижней челюсти
2) наличием швов между костями мозгового отдела
3) более развитым мозговым отделом
4) строением костной ткани

Микроэволюция завершается образованием новых
1) семейств
2) отрядов
3) видов
4) популяций

Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о
1) возникших мутациях
2) проявлении атавизма
3) нарушении развития плода в организме
4) происхождении человека от животных

Ароморфоз, способствовавший выходу позвоночных животных на сушу в процессе эволюции, – появление
1) четырехкамерного сердца
2) двухкамерного сердца
3) легких
4) живорождения

Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов называют
1) общей дегенерацией
2) ароморфозом
3) идиоадаптацией
4) регенерацией

Человек, как и человекообразные обезьяны, имеет
1) 4 группы крови
2) сводчатую стопу
3) объем головного мозга 1200-1450 см3
4) S-образный позвоночник

Сокращение в природе ареала вида способствует
1) близкородственному скрещиванию
2) упрощению строения
3) усложнению строения
4) возникновению гибридов

12.
Упрощение в строении животных, связанное с сидячим или паразитичес¬ким образом жизни, – это
1) общая дегенерация
2) идиоадаптация
3) биологический регресс
4) ароморфоз

Самую низкую ступень в эволюции органического мира занимают
1) бактерии
2) грибы
3) голосеменные
4) членистоногие

Действием только биологических факторов эволюции нельзя объяснить появление у человека
1) диафрагмального дыхания
2) второй сигнальной системы
3) свода стопы
4) S-образного изгиба позвоночника

Результатом эволюции является
1) появление новых засухоустойчивых сортов растений
2) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды
3) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота
4) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях
5) незначительная изменчивость видов в стабильных условиях обитания
6) получение высокопродуктивных бройлерных кур

Наличие у человека, как и у других млекопитающих животных, живорож¬дения, выкармливания детенышей молоком свидетельствует
1) о более высоком уровне развития человека
2) об их дивергентной эволюции
3) об историческом развитии класса млекопитающих
4) об их родстве

Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида
1) географическому
2) генетическому
3) морфологическому
4) экологическому

Современные земноводные произошли от
1) латимерий
2) древних двоякодышащих рыб
3) зверозубых ящеров
4) стегоцефалов

Установите последовательность усложнения растений в процессе эволюции.
А) Голосеменные
Б) Водоросли
В) Псилофиты
Г) Покрытосеменные
Д) Папоротники

Пример идиоадаптации –
1) утрата червями-паразитами органов чувств
2) разнообразие парных плавников у разных видов рыб
3) появление лёгких у земноводных
4) четырёхкамерное сердце у птиц и млекопитающих

К первым земноводным, возникшим на Земле, относят
1) стегоцефалов
2) ихтиозавров
3) латимерий
4) тритонов

13.
Какие признаки характерны для человека и млекопитающих животных?
1) теплокровность
2) наличие вороньих костей
3) правая дуга аорты
4) трехкамерное сердце
5) наличие диафрагмы
6) выкармливание детенышей молоком

Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к
1) использованию различной пищи
2) трудовой деятельности
3) жизни в различных природных условиях
4) невосприимчивости к различным заболеваниям

Почему высокая численность вида способствует биологическому прогрессу?

К рудиментарным органам человека относят
1) трахею
2) копчик
3) лопатку
4) ушные раковины

Установите последовательность этапов географического видообразования.
А) возникновение изоляции между популяциями одного вида
Б) расширение или расчленение ареала вида
В) появление мутаций в популяциях
Г) сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в конкретных условиях среды
Д) утрата особями разных популяций способности скрещиваться, появление нового вида

При определении принадлежности организма к тому или иному виду необходимо учитывать
1) комплекс критериев вида
2) знания о входящих в него популяциях
3) к какому роду принадлежит вид
4) историю развития вида

Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.

Появление изгибов в позвоночнике человека, в отличие от животных,
1) делает позвоночник более жестким
2) ослабляет толчки и удары при движении
3) делает позвоночник более массивным
4) делает более болезненными последствия травм при движении

Установите соответствие между признаком голого слизня и критерием вида, для которого он характерен.
ПРИЗНАКИ ГОЛОГО СЛИЗНЯ
А) обитание в садах и огородах
Б) отсутствие раковины
В) тело мягкое мускулистое
Г) питание мягкими тканями наземных растений
Д) органы чувств – две пары щупалец
Е) наземный образ жизни

КРИТЕРИИ ВИДА
1) морфологический
2) экологический

Половое размножение организмов эволюционно более прогрессивно, так как оно
1) способствует их широкому распространению в природе
2) обеспечивает быстрое увеличение численности
3) способствует появлению большого разнообразия генотипов
4) сохраняет генетическую стабильность вида

14.
К палеонтологическим доказательствам эволюции относят
1) сходство первозверей и птиц
2) рудименты конечностей у современных китообразных
3) сходство зародышей птиц и пресмыкающихся
4) находки скелетов древних кистепёрых рыб

Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.

Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле?
1) сожительство корней растений с грибами (микориза)
2) защита семян плодовыми оболочками
3) наличие в листьях устьиц, обеспечивающих газообмен
4) наличие в клетках листьев хлоропластов

Морфологический критерий вида – это
1) область распространения вида
2) особенности процессов жизнедеятельности
3) особенности внешнего и внутреннего строения
4) определенный набор хромосом и генов

Популяцию считают элементарной единицей эволюции, так как
1) она обладает целостным генофондом, способным изменяться
2) особи популяций одного вида не скрещиваются между собой
3) особи популяции отличаются размерами
4) она не способна изменяться во времени

Пример ароморфоза у голосеменных растений  возникновение
1) плода
2) семени
3) цветка
4) корней

Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют
1) движущим
2) методическим
3) стабилизирующим
4) массовым

Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. Обитает в естественных условиях, питается семенами. Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Человек, в отличие от позвоночных животных,
1) имеет пять отделов головного мозга
2) образует различные природные популяции
3) обладает второй сигнальной системой
4) может создавать искусственную среду обитания
5) имеет первую сигнальную систему
6) может создавать и использовать орудия труда

Появление пятипалой конечности и легочного дыхания у древних земноводных позволило им
1) освоить водную среду обитания
2) быстрее размножаться
3) выйти на сушу
4) питаться разнообразной пищей

15.
Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию?
1) сокращение числа пальцев до двух у страусов
2) упрощение нервной системы у ленточных червей
3) превращение корней у растения повилики в присоски
4) развитие детенышей млекопитающих в мышечном органе – матке
5) редукция околоцветника, листьев, сосудистой системы у ряски
6) отсутствие конечностей у змей

Процесс, обеспечивающий размножение и выживание особей с полезными в данных условиях среды признаками, называют
1) искусственным отбором
2) борьбой за существование
3) естественным отбором
4) видообразованием

Приспособления бычьего цепня к паразитическому образу жизни, упрощение его организации – пример
1) общей дегенерации
2) ароморфоза
3) идиоадаптации
4) биологического регресса

Какая систематическая группа животных развивалась по пути ароморфозов?
1) вид – Прудовая лягушка
2) род – Лягушки
3) класc – Земноводные
4) отряд – Бесхвостые

Вымирание древних папоротников произошло в результате
1) их поедания животными
2) чрезмерного использования их человеком
3) понижения температуры и влажности воздуха
4) вытеснения их цветковыми растениями

Видом называется группа особей,
1) обитающих на общей территории
2) появившаяся в результате эволюции
3) скрещивающихся и дающих плодовитое потомство
4) созданных человеком на основе отбора

Определенный набор хромосом у особей одного вида считают критерием
1) биологическим
2) морфологическим
3) генетическим
4) цитологическим

Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.

Прямохождение у предков человека способствовало
1) освобождению руки
2) появлению речи
3) развитию многокамерного сердца
4) усилению обмена веществ

Возрастная структура популяции характеризуется
1) соотношением женских и мужских особей
2) численностью особей
3) соотношением молодых и половозрелых особей
4) её плотностью

***************************************************************************************

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

www.biorepet-ufa.ru

ФИЛОГЕНЕЗ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ.

 

1. ВПЕРВЫЕ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ПОЯВИЛАСЬ

1. плоские черви

2. кольчатые черви

3. моллюски

4. членистоногие

2. У ПТИЦ И МЛЕКОПИТАЮЩИХ СЕРДЦЕ РАЗДЕЛЕНО НА 4 КАМЕРЫ

1. 1 желудочек и 3 предсердия

2. 3 желудочка и 1 предсердие

3. 2 желудочка и 2 предсердия

4. 4 желудочка

3. У ВСЕХ РЕПТИЛИЙ СЕРДЦЕ 3-Х КАМЕРНОЕ, КРОМЕ

1. ящерицы

2. крокодила

3. анаконды

4. игуаны

4. АТАВИСТИЧЕСКИЕ ПОРОКИ РАЗВИТИЯ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ

1. рахисхиз

2. крипторхизм

3. шейная эктопия сердца

4. латеральные свищи шеи

5. ДВА КРУГА КРОВООБРАЩЕНИЯ, ТРЕХКАМЕРНОЕ СЕРДЦЕ ВПЕРВЫЕ ПРИОБРЕЛИ

1. птицы

2. рептилии

3. рыб

4. земноводные

6. ОСНОВНЫЕ АРТЕРИАЛЬНЫЕ СОСУДЫ,ИМЕЮЩИЕСЯ У ВСЕХ ХОРДОВЫХ

а) плечевая и локтевая артерии

б) брюшная и спинная аорта

в) брюшная аорта и сонная артерия

г) воротная и кардинальная вены

 

7. УКАЖДИТЕ КОЛИЧЕСТВО КРУГОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ У ЛАНЦЕТНИКА

1. 1

2. 2

3. не имеет

4. 3

 

8. ТРЕХКАМЕРНОЕ СЕРДЦЕ ИМЕЮТ

1. амфибии

2. человек

3. ланцетник

4. птицы

 

10. ВЕНА, КОТОРАЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОТТОК КРОВИ ОТ ГОЛОВЫ У МЛЕКОПИТАЮЩИХ

1. полая

2. сонная

3. кардинальная

4. яремная

 

11. БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ У ЧЕЛОВЕКА НАЧИНАЕТСЯ

1. Левое предсердие

2. Левый желудочек

3. Правое предсердие

4. Правый желудочек

 

РАЗДЕЛ.

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ. ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ.

1. ПЕРИОДЫ, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ ВЫСОКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗМА К ВОЗДЕЙСТВИЯМ ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ

1. критические

2. мутагенные

3. конкретные

4. тератогенные

 

2. ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К РАЗВИТИЮ ПОРОКОВ У ЭМБРИОНА ЧЕЛОВЕКА, НАЗЫВАЮТСЯ

1. тератогенными

2. альтернирующими

3. индуцирующими

4. онкогенными

 

3. ПОРОКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ДЕЙСТВИИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ НА ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ, НАЗЫВАЮТСЯ

1. эмбриопатии

2. гаметопатии

3. гетеротопии

4. фетопатии

 

4. ЧЕРЕЗМЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНА ИЛИ ИЗБЫТОЧНОЕ ЧИСЛО ОРГАНОВ

1. эктопия

2. атрезия

3. гипертрофия

4. агирия

 

5. НАРУШЕНИЯ НА СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАСТУЛЫ

1. эмбриопатии

2. бластопатии

3. фетопатии

4. гаметопатии

 

6. ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ РАЗВИТИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ТЕРАТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ РАЗЛИЧНОЙ ПРИРОДЫ

1. наследственные

2. экзогенные

3. мультифакториальные

4. экологические

7. К ФИЗИЧЕСКИМ ТЕРАТОГЕННЫМ ФАКТОРАМ ОТНОСЯТ

1. температура

2. ретинол

3. алкоголь

4. токсоплазмоз

 

8. КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ОНТОГЕНЕЗА ВОЗНИКАЮЩЕЙ НА 3-8 НЕДЕЛИ

1. плацентация

2. фетальный период

3. имплантация

4. постнатальный период

РАЗДЕЛ.

ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОНТОГЕНЕЗА.

 

1. РОСТ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО _____ ПРИЗНАК.

1. количественный

2. качественный

3. адаптивный

4. рецессивный

2. РЕГЕНЕРАЦИОННАЯ ГИПЕРТРОФИЯ ХАРАКТЕРНА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

1. внутренних органов

2. конечностей

3. соединительной ткани

4. мышечной ткани

 

3. РОСТ, ИДУЩИЙ ПУТЕМ УВЕЛИЧЕНИЯ РАЗМЕРОВ КЛЕТОК, НАЗЫВАЮТ

1. пролиферационным

2. мультипликативным

3. аккреционным

4. ауксентичным

 

4. ПРОЛИФЕРАЦИОННЫЙ РОСТ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙСЯ ТЕМ, ЧТО ОБЕ КЛЕТКИ, ВОЗНИКШИЕ ОТ ДЕЛЕНИЯ РОДОНАЧАЛЬНОЙ КЛЕТКИ, СНОВА ВСТУПАЮТ В ДЕЛЕНИЕ (ЧИСЛО КЛЕТОК РАСТЕТ В ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИИ), НАЗЫВАЕТСЯ

1. мультипликативным

2. ауксентичным

3. аллометрическим

4. аккреционным

 

5. ПУБЕРТАТНЫЙ СКАЧЕК НАБЛЮДАЕТСЯ У ЧЕЛОВЕКА В ВОЗРАСТЕ __ ЛЕТ.

1. 8-10

2. 12-14

3. 16-17

4. 21-25

 

6. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА КЛЕТОЧНОМ УРОВНЕ – ЭТО

1. уменьшение числа потовых желез

2. снижение остроты зрения

3. отложение холестерина на стенках кровеносных сосудов

4. накопление пигмента (липофусцина)

7. ОДНОЙ ИЗ ЗАДАЧ НАУКИ О ПРИЧИНАХ И ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ СТАРЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ ЯВЛЯЕТСЯ

1. продление активной жизни

2. бессмертие

3. омоложение

4. продление репродуктивного периода

 

8. РОЖДАЮЩИЙСЯ ОРГАНИЗМ В ОСНОВНОМ СХОДЕН СО ВЗРОСЛЫМ, А СТАДИЯ МЕТАМОРФОЗА ОТСУТСТВУЕТ

1. непрямое постэмбриональное развитие

2. прямое постэмбриональное развитие

3. неполный метаморфоз

4. полный метаморфоз

 

РАЗДЕЛ.

АНТРОПОГЕНЕЗ.

1. КОНЦЕПЦИЯ АНТРОПОГЕНЕЗА, СОГЛАСНО КОТОРОЙ ПЕРВОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ ДАЛЬНЕЙШАЯ ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ ЯВЛЯЮТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ИНОПЛАНЕТНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

1. креационизм

2. панспермия

3. симинальная

4. стадиальная

5. мутационная

 

2. ЧЕЛОВЕК ОТНОСИТСЯ К КЛАССУ

1. хордовые

2. млекопитающие

3. приматы

4. плацентарных

5. человека разумного

 

3. К СРАВНИТЕЛЬНО-ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТНОСЯТСЯ

1. рудименты

2. атавизмы

3. закон К.Бэра

4. гомологичные органы

5. аналогичные органы

 

4. НАЗОВИТЕ УЧЕНОГО, КОТОРЫЙ ПЕРВЫМ ПОМЕСТИЛ ЧЕЛОВЕКА В ОТРЯД ПРИМАТОВ И ПРЕДЛОЖИЛ РОДОВОЕ И ВИДОВОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА — HOMOSAPIENS (ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ).

1. Ж.Б.Ламарк

2. К.Линней

3. Ч.Дарвин

4. А.Н. Северцов

5. И. И. Шмальгаузен

 

5. УЧЕНЫЙ СФОРМУЛИ­РОВАВШИЙ БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН.

1. Э. Геккель

2. Ч. Дарвин

3. К. Бэр

4. И. И. Шмальгаузен

5. А. Н. Северцов

 

6. ОРГАНЫ, ИМЕЮЩИЕ ОДИНАКОВЫЙ ПЛАН СТРО­ЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ИЗ СХОДНЫХ ЗАЧАТКОВ И ВЫ­ПОЛНЯЮЩИЕ КАК СХОДНЫЕ, ТАК И РАЗЛИЧНЫЕ ФУНКЦИИ У РАЗНЫХ ВИДОВ ОРГАНИЗМОВ

1. гомологичные

2. негомологичные

3. аналогичные

4. альтернативные

5. нет верного ответа

 

7. ПРИМЕРОМ РУДИМЕНТОВ ЯВЛЯЕТСЯ

1. хвостовидный придаток у человека

2. сплошной волосяной покров на теле человека

3. добавочные пары молочных желез

4. зуб мудрости

5. гипертрихоз (повышенная волосатость)

 

8. КОНЦЕПЦИЯ АНТРОПОГЕНЕЗА, ДОКАЗЫВАЮЩАЯ РОДСТВО ЧЕЛОВЕКА И СОВРЕМЕННЫХ ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН, ОБЩНОСТЬ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОТ ЕДИНОЙ ДРЕВНЕЙ ФОРМЫ

1. креационизм

2. панспермия

3. симинальная

4. стадиальная

5. мутационная

 

 

9. СРАВНИТЕЛЬНО-АНАТОМИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. реликты

2. закон Геккеля-Мюллера

3. закон К.Бэра

4. гомологичные органы

5. аналогичные органы

 

10. УЧЕНЫЙ, ПЕРВЫМПРЕДЛОЖИВШИЙ ГИПОТЕЗУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ОБЕЗЬЯНОПОДОБНЫХ ПРЕДКОВ.

1. Ж.Б.Ламарк

2. К.Линней

3. Ч.Дарвин

4. А.Н. Северцов

5. И. И. Шмальгаузен

 

РАЗДЕЛ.

АДАПТИВНЫЕ ТИПЫ ЛЮДЕЙ.

1. САМАЯ МНОГОЧИСЛЕННАЯ (53%) РАСА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1. монголоидная

2. европеоидная

3.австрало-негроидная

2. УКАЖИТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ РАСУ, ПРЕДСТАВИ­ТЕЛИ КОТОРОЙ ИМЕЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ: ТЕМ­НЫЙ ЦВЕТ КОЖИ, КУРЧАВЫЕ ВОЛОСЫ, ТЕМНЫЕ ГЛАЗА, ТОЛСТЫЕ ГУБЫ, ШИРОКИЙ И ПЛОСКИЙ НОС

1. европеоидная

2. австрало-негроидная

3. монголоидная

3. НАЗОВИТЕ СТАДИЮ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕ­МЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, НА КОТОРОЙ ПРОИЗОШЛО ВЫДЕ­ЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РАС

1. австралопитеки

2. древнейшие люди (питекантропы, синант­ропы)

3. древние люди (неандертальцы)

4. новые современные люди (кроманьонцы)

4. ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РАС ШЛО В НАПРАВЛЕНИИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К

1. использованию различной пищи

2. наземному образу жизни

3. жизни в различных природных условиях

4. невосприимчивости к различным заболеваниям

 

5. ЗНАЧЕНИЕ ТЕМНОГО ЦВЕТА КОЖИ НЕГРОИДНОЙ РАСЫ

1. предохранение от ультрафиолетовых лучей

2. усиление обмена веществ

3. приспособление к морскому климату

4. улучшению дыхательной функции кожи

 

6. О ЕДИНСТВЕ, РОДСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РАС СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ

1. их приспособленность к жизни в разных климатических условиях

2. одинаковый набор хромосом и сходное строение

3. их расселение по всему земному шару

4. их способность преобразовывать окружающую среду

 

7. ФАКТОРАМИ РАСОГЕНЕЗА ЯВЛЯЮТСЯ

1. биологические факторы

2. социальные факторы

3. биологические и социальные факторы

4. экологические

 

8. ВАЖНЫМ ПРОЯВЛЕНИЕМ ЕДИНСТВА РАС И ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ОДНОМУ ВИДУ ЯВЛЯЕТСЯ

1. строение внутреннего уха

2. наличие четырехкамерного сердца

3. теплокровность

4. плодовитость потомства от смешанных браков

 

9. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ОРГАНИЗМА К ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ФАКТОРАМ ПРИРОДЫ НАЗЫВАЕТСЯ

1. адаптацией

2. органической целесообразностью

3. акклиматизацией

4. приспособленностью

 

10. НАЗОВИТЕ АДАПТИВНЫЙ ТИП, КОТОРЫЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ: ШИРОКОЙ ЛАБИЛЬНОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ СПОСОБНОСТЬ ПЕРЕЖИВАТЬ ПОСТОЯННЫЕ СТРЕССЫ И ПРИВОДЯТ К НАРУШЕНИЯМ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

1. арктический

2. тропический

3. пустынный

4. городской

РАЗДЕЛ 1.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ.

 

1. ФАКТОРЫ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ,ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ОСОБИ,ПОПУЛЯЦИИ,ВИДЫ НАЗЫВАЮТ

1. абиотические

2. биологическими

3. экологическими

4. антропогенными

5. природными

2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕДЕЛЫ ВЫЖИВАЕМОСТИ ВИДА, НАЗЫВАЮТ

1. абиотическими

2. антропогенными

3. оптимальными

4. ограничивающими

5. природными

3. СОВОКУПНОСТЬ СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ И СО СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ ВИДОВ, ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ОБИТАЮЩИХ НА ОПРЕДЕЛЁННОЙ ТЕРРИТОРИИ С ОДНОРОДНЫМИ ПРИРОДНЫМИ УСЛОВИЯМИ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ:

1. экосистему

2. тундру

3. тайгу

4. агроценоз

5. озеро

4. БИОТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ, ПРИ КОТОРОЙ ОДИН ВИД ИСПОЛЬЗУЕТ ДРУГОЙ КАК ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ И СРЕДУ ОБИТАНИЯ, НАНОСЯ ЕМУ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ВРЕД

1. хищничество

2. конкуренция

3. паразитизм

4. мутуализм

5. нейтрализм

5. ВЫБЕРИТЕ ОРГАНИЗМЫ, КОТОРЫЕ В ЭКОСИСТЕМЕ ПРЕОБРАЗУЮТ СОЛНЕЧНУЮ ЭНЕРГИЮ В ХИМИЧЕСКУЮ

1. редуценты

2. консументыI порядка

3. консументыII порядка

4. продуценты

5. редуцентыI порядка

6. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЕННУЮ ПИЩЕВУЮ ЦЕПЬ

1. семена ели-ёж-лисица-мышь

2. лисица-ёж-семена ели-мышь

3. семена ели-мышь-ёж-лисица

4. мышь-семена ели-ёж-лисица

5. мышь-еж-кролик-лисица

7. ПОКАЗАТЕЛЕМ УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОСИСТЕМЫ СЛУЖИТ

1. повышение численности хищников

2. сокращение численности популяций жертв

3. увеличение разнообразия видов

4. увеличение числа консументов

5. увеличение числаредуцентов

8. УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛЕННОГО СОСТАВА ПОПУЛЯЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ

1. высокой частотой мутаций

2. разнообразием составляющих ее организмов

3. популяционными волнами

4. преобладанием рождаемости над смертностью

5. низкой частотой мутаций

9. АГРОЦЕНОЗЫ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ЕСТЕСТВЕННЫХ БИОЦЕНОЗОВ

1. не участвуют в круговороте веществ

2. существуют за счет микроорганизмов

3. состоят из большого числа видов растений и животных

4. не могут существовать без участия человека

5. могут существовать без участия человека

 

10.ФОТОСИНТЕЗ И ДЫХАНИЕ, В ПРОЦЕССЕ КОТОРЫХ ПРОИСХОДИТ ПРЕВРАЩЕНИЕ ВЕЩЕСТВ, СОСТАВЛЯЮТ ОСНОВУ

1. обмена веществ

2. круговорота веществ

3. пищевых связей

4. территориальных связей

5. трофических связей

РАЗДЕЛ 2.

КЛАСС САРКОДОВЫЕ.

 

1. КЛИНИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ АМЕБИАЗА ВЫЗЫВАЕТ

1. форма магна

2. форма минута

3. яйца

4. личинки

5. цисты




infopedia.su

Расы и их происхождение. Факторы, вызывающие эволюционный процесс

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *