Эволюция развития экономической мысли до появления экономических школ – 1.2. История экономической мысли. Этапы и направления развития экономической теории.

Этапы развития экономической мысли

В своем развитии экономическая наука прошла долгий путь. Остановимся на основных этапах ее формирования.

Появление первых экономических концепций связано с именами античных ученых Ксенофонта (430 – 354 гг. до н.э.), автора трактата «Экономикос» и «Доходы», Платона (428 – 347 гг. до н.э.), написавшего «Государство» и «Законы», Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), экономические идеи которого изложены в «Никомаховой этике» и «Политике». Именно трактат Ксенофонта «Экономикос» дал первое название экономической науке: по-гречески «ойкос» – дом, хозяйство, и «номос» – правило, закон. Ксенофонт выявил принципы наилучшего управления рабовладельческим хозяйством, Платон уделил особое внимание проблемам налогообложения, Аристотель был пионером изучения таких фундаментальных категорий, как товар, деньги, капитал. Он обосновал классификацию всех видов экономической деятельности на естественные (экономика), направленные на удовлетворение насущных потребностей людей (земледелие, ремесло, мелкая торговля) и неестестсвенные (хрематистика), направленные на обогащение, получение прибыли за счет бесчестных крупных торговых, ростовщических и посреднических операций. Аристотель заявлял, что ростовщичество вызывает у него ненависть.

В период раннего средневековья вся экономическая жизнь регулировалась нормами религиозно-этического свойства. Правила хозяйственной жизни, установление «справедливых цен», достижение эквивалентного обмена опирались на изложенные в Ветхом и Новом Заветах принципы. Основными представителями средневековой экономической мысли являются Августин Блаженный (353 – 430) и Фома Аквинский (1225 –

1274). Накопление золота и серебра, торговая прибыль и ростовщический процент осуждались канонистами как небогоугодные, т.е. грешные явления.

Подлинный расцвет экономической науки начался в Западной Европе в XV-XVII вв., в период первоначального накопления капитала. Прежние духовные ценности, созданные средневековой церковью, в результате Реформации уступили место индивидуалистскому и рациональному видению мира в духе кальвинизма и пуританства. Протестантская этика не осуждала богатство, как прежняя церковь, а восхваляла его, если оно было результатом личных усилий и бережливости. В этот период появилась первая экономическая школа –

меркантилизм. Предметом изучения меркантилистов была сфера обращения. Они считали богатством золото, а источником богатства – торговлю, а самыми полезными для государства людьми – купцов. Меркантилисты выступали за увеличение вывоза товаров за границу и ограничение их ввоза в страну. Меркантилисты обосновали экономическую политику протекционизма. Наиболее известными меркантилистами были англичанин Томас Ман (1571 – 1641) и француз Жан Батист Кольбер (1619 – 1683). Французский меркантилист Антуан де Монкретьен (1576 –1621) вошел в историю как автор следующего названия экономической теории: «Политическая экономия» Он впервые использовал его в 1615 г. в «Трактате о политической экономии». В России на позициях меркантилизма стоял ученый И.Т. Посошков (1652 – 1726), а государственную политику меркантилизма проводил Петр I.

Французские учёные Франсуа Кенэ (1694 – 1774) и Анн Тюрго (1727 – 1781) явились основателями школы физиократов, представители которой считали, что только земля продуктивна и только труд сельскохозяйственных работников способен создать доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество. Учёные – физиократы вместе с представителями английской классической школы (18 век) относятся к классикам политической экономии. Основоположниками английской классической политической экономии являются Уильям Петти (1623 – 1687), Адам Смит (1723 – 1790), Давид Рикардо (1772 – 1823). Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического», главная цель которого – увеличение своего богатства, собственная выгода. Но в условиях рыночной экономики существует механизм, который побуждает производителя, стремящегося к собственной выгоде, одновременно приумножать богатство общества. Ведь для того, чтобы товаропроизводитель мог получить прибыль он должен произвести товар хорошего качества и доступный по цене, иначе покупатель приобретёт товар у конкурента. Таким образом, производитель должен производить нужные для общества товары, к этому его ведёт «невидимая рука», как назвал А. Смит механизм самонастройки рыночной экономики. Свои научные взгляды А. Смит изложил в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). У. Петти, А. Смит и их последователи разработали экономическую теорию, в основе которой лежала концепция трудовой стоимости. Они считали, что богатство создается не только земледелием, но и трудом всех других классов. Классики впервые выдвинули принцип экономического либерализма, включающий полную экономическую свободу личности и свободную конкуренцию.

В середине XIX века в Германии возникло альтернативное классической политэкономии направление экономической мысли, получившее название «немецкая историческая школа» К числу ее представителей относятся К. Книс (1821 – 1898), Г. Шмоллер (1838 – 1917), В. Зомбарт (1863 – 1940), М. Вебер (1864 – 1920). Предметом исследования ученых этой школы было все многообразие социально-экономических факторов, определяющих хозяйственную жизнь общества и экономическое поведение отдельных индиввидов. Они критиковали классиков за их абстракции, абсолютизацию принципов экономического либерализма, сделали попытку опровергнуть основные теоретико-методологические упущения классической политэкономии. В то время этого сделать не удалось, и в начале ХХ века эта школа перестала существовать. Но благодаря этой школе зародилось социально-историческое направление экономической мысли, которое впоследствии развилось в социально-ориентированные концепции.

В последней трети XIX века в Германии появилось еще одно направление экономической мысли — марксизм, которое в значительной степени определило ход мировой истории в ХХ веке и сыграло роковую роль в судьбе России. Его основоположником был великий немецкий ученый экономист К. Маркс (1818 -1883), На основе трудовой теории стоимости он создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства (капитализма), «краеугольным камнем» которого было открытие прибавочной стоимости. Согласно марксистской теории только труд наёмных рабочих создаёт богатство общества, а прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд рабочего класса. Внутренние законы развития капитализма ведут к созреванию внутри самой капиталистической системы предпосылок для гибели капитализма и переходу к социализму. Многие положения и прогнозы К. Маркса, носившие утопический характер, не подтвердились практикой развития капитализма, а попытка реализовать В.И. Лениным и его последователями идею Маркса о построении идеального (коммунистического) общества в России обернулась неисчислимыми бедствиями для нашей страны.

Во второй половине 19 века появилась теория маржинализма, её родоначальниками явились англичанин Уильям Джевонс (1835 – 1882), австрийцы Карл Менгер (1840 – 1921), Фридрих фон Визер (1851 – 1926) и Евгений фон Бем-Баверк (1851 – 1914) и француз Л. Вальрас (1834 – 1910).

Применяемый ими метод исследования получил название субъективно-психологического. Маржиналисты изучили мотивы поведения потребителя, и пришли к выводу о связи психологической ценности того или иного блага для потребителя с количеством данного блага, уже имеющегося в его распоряжении. Разве можно, например, признать равными полезность одних единственных сапог, без которых нельзя выйти на улицу, с полезностью седьмой пары, если есть уже шесть. Очевидно, что полезность следующих – восьмой, десятой, сотой пары сапог будет оцениваться покупателем все ниже и ниже. На профессиональном языке эта закономерность получила название закона «убывающей предельной (маржинальной) полезности». Открытие этого закона изменило понятие создаваемого нацией богатства. Оказалось, что достижением производителей можно считать не все то, что они могут произвести, а только нужное потребителям количество.

Следующее направление экономической теории получило название неоклассического. Его основоположником был английский экономист Альфред Маршалл (1842 – 1924). В 1890 г. вышла его книга «Принципы экономики», в которой излагалось основное содержание неоклассической теории и вводилось новое (уже третье) название экономической науки «экономикс». Предметом анализа Маршалла является теория цены, а механизм ценообразования рассматривается с точки зрения соотношения спроса и предложения. Маршаллу удалось «примирить» классическую политэкономию, которая считала, что стоимость определяется издержками производства товара и маржинализм, считающий, что стоимость определяется полезностью вещи. Маршалл показал, что на рынке встречаются две цены: цена предложения (определяемая издержками), которую предлагает производитель и цена спроса (определяемая полезностью вещи для покупателя), которую предлагает покупатель. В результате конкуренции происходит образование равновесной цены, которая устраивает как продавцов, так и покупателей.

Серьезной критике подвергли основные положения неоклассиков институционалисты, школа которых возникла в конце XIX – начале XX века в США и развивается вплоть до настоящего времени. Институционализм называют «бунтом против формализма» классических и неоклассических традиций, в которых экономические процессы объясняются с помощью небольшого числа формализованных параметров (цена, процент, спрос и др.), а сложная, часто внеэкономическая природа поведения человека и закономерности организации человеческого общества не учитываются. Представителями институционального направления являются Торстейн Веблен (1857 -1929), Джон Коммонс (1862 -1945), Уэсли Митчелл (1874 -1948), Джон Гэлбрейт (род. в 1908). Институционалисты определяют объект экономического исследования как «институты» — структурные элементы экономики, определяющие «правила игры», по которым в ней протекают процессы. Все институты своими корнями связаны с коллективной психологией общества. Институционалисты рассматривают человека не изолированного, как в классической школе, а в зависимости от его среды поэтому «человека экономического» они заменили «человеком социологическим», находящимся в центре совокупности общественных отношений, или «человеком в конкретной ситуации». Эта ситуация, по мнению институционалистов, состоит из институтов в самом широком смысле этого слова, т.е. из совокупности писаных и неписаных законов, из совокупности учреждений, административных групп, которые содействуют её формированию. К числу институтов относятся такие явления, как государство, семья, профсоюзы, общественное мнение, мода, высшее образование и т.д. Институционалисты считают, что понять и правильно оценить тенденции развития общества можно лишь на путях междисциплинарного анализа, который, кроме экономики, должен включать социологию, политологию и др. гуманитарные услуги. Инстуционалисты выступают за необходимость ограничений стихийного развития рынка и государственное вмешательство. Разработанные институционалистами инструмены государственого регулирования были использованы при выводе США из Великой депрессии.

Великая депрессия 1929-33 гг. показала неспособность рыночного механизма обеспечить нормальное функционирование экономики.

В этот период появляется новая экономическая теория, автором которой был англичанин Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946). В 1936 г. он опубликовал книгу «Общая теория занятости, процента и денег», где обосновал необходимость государственного регулирования экономики и предложил механизм этого регулирования. Эта теория получила название «кейнсианство»,

она была очень популярна вплоть до последней трети ХХ века. Но кейнсианство не сумело полностью вытеснить неоклассический подход. В 70-80 годы 20 века новые направления неоклассики (монетаризм, новая классическая экономика, теория общественного выбора) начинают теснить кейнсианство.

Монетаризм отводит деньгам решающую роль в саморегулировании рыночной экономики, ставит деньги в центр макроэкономической политики. Главный теоретик монетаризма Милтон Фридмен (род. в 1912) формулирует основной принцип монетаризма таким образом: «Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяет его танец». Задача государства в области управления экономической сводится, с точки зрения современных монетаристов, к контролю над эмиссией денег и денежной массой, достижению сбалансированности государственного бюджета, установлению высокого банковского процента для борьбы с инфляцией.

Монетаристам противостоят неокейнсианцы и неоинституционалисты, которые развивают теории своих основоположников. Лауреат Нобелевской премии американский ученый Поль Самуэльсон сделал попытку объединить современные экономические школы – осуществил так называемый «великий неоклассический синтез». Но на этом история экономической науки не завершилась. Экономика – это постоянно развивающаяся наука. Изменяются условия экономической жизни, появляются новые подходы к ее изучению, формируются новые научные школы.

8

studfiles.net

1.Эволюция экономической мысли. Основные экономические течения.

1.Эволюция экономической мысли. Основные экономические течения.

2.Предмет,методы и функции экономической науки. Микро- и макроэкономика.

3.Понятие благ, их виды . Факторы производства.

4.Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость.

5.Экономическая система : понятие ,виды.

6.Основные проблемы экономики. Способы координации хозяйственной деятельности : иерархия и стихийный порядок.

7. Хозяйствующие субъекты и схема экономической активности.

8. Рынок: понятие, функции и основные характеристики.

9.Спрос, его закон, неценовые факторы,.

10.Предложение, его неценовые факторы, закон предложения.

11.Равновесная цена и механизм её формирования.

12. Эластичность спроса: понятия ,виды и факторы на нее влияющие.

13. Эластичность предложения по цене: понятия и факторы на нее влияющие

14.Эволюция денег, их виды, функции.

15. Спрос на деньги: кейнсианский и монетаристский подходы. Уравнение обмена

16. Предложение денег: агрегаты денежной массы

17.Собственность: понятие и формы.

18. Основные организационно-правовые формы предприятий в рыночной экономике.

19. Виды предпринимательской деятельности, лизинг, венчур, франчайзинг.

20.Понятие издержек и прибыли. Характеристика экономической, бухгалтерской и нормальной прибыли.

21. Поведение средних и предельных издержек в краткосрочном периоде. Условие равновесия фирмы.

22.Долгосрочные средние издержки фирмы. Эффект масштаба и факторы на него влияющие.

23.Конкуренция. Понятие и виды рыночных структур.

24.Совершенная конкуренция: понятие и поведение фирмы.

25.Монополия : понятие и виды. Поведение монополиста на рынке

26. Олигополия : понятие и виды. Поведение фирмы в условиях олигополии.

27. Монополистическая конкуренция: понятие, дифференциация продукта. Поведение фирмы.

28. Антимонопольная политика государства: понятие, цели, реализация в РФ.

29. Спрос на факторы производства и его особенности

30. Заработная плата понятия, виды и причины дифференциации

31.Спрос и предложение на рынке труда.

32.Земельная рента: сущность, виды, условия образования.

33.Рынок капитала и ссудный процент. Дисконтирование.

34.Доходы: понятие и причины дифференциации. Измерение неравенства в доходах.

35.Формирование предмета макроэкономики. СНС: Основные макроэкономические показатели.

36.ВНП: понятие, методика расчета. Виды ВНП.

37. Совокупный спрос и его формирование. Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос.

38. Совокупное предложение: Классическая и Кейнсианская модели. Факторы сдвигающие кривую совокупного спроса.

39.Равновесие совокупного спроса и предложения (модель «AD – AS»). Классический подход к установлению равновесия.

40. Инфляция: понятие, причины, виды, измерение.

41. Последствия инфляции и антиинфляционная политика.

42.Безработица: формы и естественный уровень.

43. Последствия безработицы. Закон Оукена. Активные и пассивные меры борьбы с безработицей.

44. Промышленный цикл и его фазы. Факторы, влияющие на цикл. Теории экономических циклов.

45. Экономический рост: сущность, типы и факторы.

46.Бюджетная политика. Государственный бюджет: понятие и структура. Способы финансирования бюджетного дефицита.

47. Денежно — кредитная политика государства и ее инструменты. Политика дешевых и дорогих денег.

1.1. Эволюция экономической мысли

Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Истоки же экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. 

Вершина   доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.),Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин «экономика», обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем. В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрногохарактера.

 Как наука экономическая теория возникает в XVI-XVII вв. Истоками ее классического периода стало развитие меркантилизма (от итальянского «мерканте» — торговец), который, по утверждению Т.Негиши, представляет собой не теоретическую школу, а систематизированную политику, направленную на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышленности и торговли. Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее  известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.

Особую популярность среди меркантилистов имели английский экономист Томас Ман, признававший единственным источником богатства торговлю, и французский исследователь Антуан де Монкретьен, который в 1615 г. ввел в употребление термин «политэкономия», что означало «управление государственным имуществом города».

В середине XVIII начинают формироваться собственно экономические школы. Физиократы (от греческого «власть природы») отвергали учение меркантилистов, считая, что источником богатства является превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Виднейшим представителем этой школы был Франсуа Кенэ (1694-1774), который в своих «Экономических таблицах» сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Переходным мостиком от меркантилистов и физиократов к классической политэкономии стали работы Вильяма Петти (1623-1686). Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства , а земля — его мать».

Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии. Ее основная идея — либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, которое А. Смит назвал «невидимой рукой». Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества.

Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.

Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921),Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914). Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

studfiles.net

Краткая история развития экономической мысли

ТОП 10:

Истоки экономической науки зародились в глубокой древности. Термин «экономика» происходит от слова «ойкономия», которое употреблялось в трудах древнегреческих мыслителей – Ксенофонта (430-355 г. до н.э.) и Аристотеля (384-322 г. до н.э.). Буквально оно означает «домоведение» (от

«ойкос» — дом, домашнее хозяйство и «номос» — учение, закон). «Ойкономия» — это свод правил и практических советов по управлению домашним хозяйством, представляющим основную хозяйственную единицу древности и раннего средневековья.

Образование централизованных государств в средние века потребовало осмысления процесса функционирования общенационального, государственного хозяйства. В 1615 г. француз Антуан Монкретьен опубликовал «Трактат политической экономии», в котором содержались советы королю Людовику XIII, как управлять государственным имуществом, чтобы обеспечить процветание государства. С этого времени берет начало наука «политическая экономия», что означает в переводе с греческого «искусство государственного управления экономикой» (politikē– искусство управления государством). Название это было выбрано Монкретьеном с определенной целью противопоставить современный ему взгляд на экономику как на теорию общественного хозяйства воззрениям древних, понимавших под этим словом управление разрозненными частными хозяйствами.

Первой научной школой эпохи первоначального накопления капитала, одним из представителей которой являлся Монкретьен, был меркантилизм(от итальянского «мерканте» – торговец, купец). Сущность учения меркантилистов заключается в том, что богатство государства возрастает за счет внешней торговли. Они утверждали, что благосостояние людей зависит от золота, за которое все можно купить, и поэтому богатеют те государства, которые поощряют вывоз товаров и ввоз золота. Советуя ограничивать импорт товаров и проводить политику протекционизма, меркантилисты считали, что «делание денег» – определяющий мотив любой деятельности людей, а самые полезные для государства люди – торговцы, приносящие в страну золото.

Однако со временем, по мере развития капиталистических отношений, становилось все более очевидным, что сама по себе торговля, будучи по сути процессом обмена товара на товар с помощью денег, не может обеспечить приращения богатства. Развитие торговли все больше ограничивается и определяется производством, в связи с чем начинается бурное развитие мануфактур. Внимание экономистов переключается на сферу производства. Наибольшее значение в развитии экономической теории этого периода имели труды Вильяма Петти (1623-1686). Именно он впервые объяснил возникновение богатства взаимосвязью труда и земли (природы). Во все учебники вошло его знаменитое изречение: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать». Что касается торговой деятельности, то купцы, по мнению В. Петти, «не доставляют никакого продукта, а играют лишь роль вен и артерий, распределяющих туда и назад кровь и питательные соки государственного тела, а именно продукцию сельского хозяйства и промышленности»*.

Дальнейшее развитие этой идеи нашло свое отражение в учении физиократов (от греческого выражения, означающего «власть природы»), которое базировалась на том, что истинным богатством нации являются не деньги, а продукты сельского хозяйства. Глава школы физиократов Франсуа Кенэ, придворный врач и протеже госпожи де Помпадур, в 1758 году опубликовал знаменитую «Экономическую таблицу», о которой один из его сподвижников сказал, что наряду с изобретением письменности и денег она представляет собой третье из главных изобретений человеческого ума. Таблицы Кенэ явились первой попыткой проанализировать весь процесс воспроизводства общественного продукта.

Физиократы считали, что только земля продуктивна, что только она может дать чистый продукт, т.е. обеспечить доход, превышающий затраты. Прочие виды деятельности, включая промышленность и торговлю, являются «бесплодными», так как они перерабатывают продукты, не приумножая их.

Экономическая мысль в Англии, которая в своем промышленном развитии значительно опережала Францию, придала еще большее значение роли труда в экономике. Согласно ей богатство народов создается производительным трудом, который существует не только в сельском хозяйстве, поэтому ключ к богатству народов лежит в создании условий для производительного труда. Но кто обеспечивает эти условия? Предприимчивые люди. Следовательно, главная задача власти заключается во всемерной поддержке предпринимателей, создании им условий «наибольшего благоприятствования» со стороны государства. Государство должно снять все ограничения с предпринимательской деятельности, создать простор для «естественного хода» на основе частной собственности и свободной конкуренции на рынке. Общественное производство подчиняется своим «естественным законам», которые не могут быть отменены правительством. Такая политика получила название «фритредерской» (от английского free trade – свободная торговля).

Самым видным представителемклассической школы буржуазной политической экономии был Адам Смит, опубликовавший в 1776 году всемирно известный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». Его вклад в экономическую науку имеет непосредственное значение вплоть до настоящего времени: он развил трудовую теорию стоимости, высказав положение, что единственным источником стоимости является труд, причем в образовании стоимости участвует не только живой, но и овеществленный труд, т.е. «перенесенная стоимость» примененных средств производства.

А. Смит — классический идеолог свободной конкуренции. Его идея о существовании в экономике «саморегулирующего естественного механизма», вопреки всем случайностям восстанавливающего «естественный порядок», благодаря «невидимой руке», широко применяется и в современных теориях.

По мнению А. Смита, постоянное и одинаковое у всех людей стремление улучшить свое положение – это основной фактор, способный обеспечить естественное развитие в сторону улучшения общего положения, вопреки чрезмерным расходам правительства и величайшим ошибкам администрации, подобно тому как некая неизвестная людям жизненная сила организма восстанавливает здоровье и силу, вопреки не только болезни, но и нелепым предписаниям врача. Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении. Все остальное сделает естественный ход вещей.

Давид Рикардо (1772-1823) продолжил и развил идеи А. Смита. Его труды представляют собой вершину английской классической буржуазной политической экономии. Рикардо выступил идеологом промышленной буржуазии в ее борьбе с земельной аристократией в период промышленного переворота. Развивая учение Смита о трудовой природе стоимости, Рикардо доказал, что стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов буржуазного общества – заработной платы, прибыли, процента и ренты. Он также пришел к выводу, что прибыль капиталиста есть неоплаченный труд рабочего.

Создание трудовой теории стоимости явилось результатом более чем полуторавековых исследований классической политической экономии, которая, по мнению К. Маркса, начинается с Вильяма Петти в Англии и Буагильбера во Франции и завершается в Англии трудами Рикардо, а во Франции – Сисмонди. Опираясь на достижения классической буржуазной политической экономии, К. Маркс при непосредственном творческом участии Ф. Энгельса развил трудовую теорию стоимости и показал происхождение прибавочной стоимости как исторической формы прибавочного продукта и форм ее проявления: прибыли, процента, ренты.

В 30-е годы прошлого века на смену классической буржуазной политической экономии появились теории, в совокупности названные вульгарной политической экономией. Ее основатели и первые, наиболее видные представители – Т. Р. Мальтус, Ж. Б. Сэй, Дж. Милль, Н. У. Сениор. Название этого научного течения происходит от латинского vulgaris, что значит «простой, обыкновенный». Оно отражает тот факт, что его представители ограничиваются описанием и поверхностной классификацией внешней видимости экономических процессов, не раскрывая их сущности. Рассмотрения вопросов развития экономических отношений, их непостоянства и неизбежного отмирания вульгарная политическая экономия принципиально избегает.

Успехимарксизма, обосновавшего историческую обреченность класса буржуазии и ставшего инструментом борьбы рабочих за свои экономические и политические права, вызвали к жизни теории, призванные доказать, в противовес марксизму, непреходящую «естественную», а значит вечную природу капитализма. Карл Менгер, Бем-Баверк и Фридрих фон Визер в 70-80-е годы прошлого столетия положили началотеории предельной полезности, или маржинализму. Обе школы – марксизм и маржинализм — лежат в основе всех современных экономических теорий, поэтому в данном кратком историческом очерке нет необходимости раскрывать их содержание.

На рубеже ХIХ и XX веков антагонизм между трудом и капиталом достиг своего апогея. Наступательная позиция рабочего класса в теории выразилась вленинизме с его ярко выраженной убежденностью в паразитизме и загнивании капитализма. В.И. Ленин обосновал практическую возможность создания общества без капиталистов, т.е. социалистического общества, а также выработал организационные принципы управления таким обществом.

Растерянность обороняющегося класса буржуазии охарактеризовалась возникновением множества экономических школ и теорий, первоначально ищущих выхода из проблем, вызванных общим кризисом капитализма, посредством микроэкономического анализа, и нашедших его в теории государственно-монополистической экономики, выразившейся наиболее отчетливо вкейнсианстве.

В период государственного противостояния двух систем по мере бюрократизации социалистического государства творческий марксизм стал вырождаться в марксизм догматический. Между тем буржуазные теории продолжали строить оборонительные укрепления, долженствующие доказать вечность и незыблемость капитала. К их числу относятся изучаемые ныне в Россиимикроэкономика, макроэкономика и объединяющая их в единую наукуэкономикс. Характерным общим признаком этих теорий, как повелось со времени перехода от классической буржуазной политической экономии к вульгарной, является отрицание определяющей роли труда в создании общественного богатства и подмена анализа сложного взаимодействия системы общественных экономических отношений спекулятивными теориями рыночного обмена.

Кризис социализма вполне доказал несостоятельность догматического марксизма. Но ущербность современных рыночных теорий тоже очевидна. Их главным недостатком является то, что они, по выражению американского экономиста Роберта Карсона, «идеализируют несуществующую реальность», т.е. неправомерно отрываются от реальной действительности и, что особенно недопустимо, абстрагируются от социальной среды, в условиях которой осуществляются рыночные отношения. По мнению другого известного американского экономиста, Джона Гэлбрейта, экономикс, оставаясь в узких рамках рыночного микро- и макроанализа, абстрагирующегося от реальностей социально-политической жизни, перестает быть наукой и превращается в «консервативно используемую систему верований, претендующую на наименование наукой». Помимо того, как показал итальянский экономист Пьеро Сраффа, маржиналистские теории заработной платы, прибыли, ренты и цен страдают серьезными методологическими недостатками, вызывающими критику изнутри, с позиций самих рыночных подходов к экономике.

 




infopedia.su

1.2. История экономической мысли. Этапы и направления развития экономической теории.

Экономическая наука не является сводом застывших обобщений и догм. Она прошла длительный путь своего становления, развиваясь вместе с

обществом, отражая в теоретических построениях изменения в экономической жизни общества, уточняя или отказываясь от устаревших представлений и приходя к новым.

Этапы становления экономической теории отражают специфику хозяйственной деятельности той или иной эпохи, представляют попытку ее теоретического осмысления с целью выработки практических рекомендаций, направленных на преодоление проблем и противоречий экономического развития.

Познание становления экономической теории необходимо для адекватного восприятия современной экономической реальности и дальнейшего развития экономических знаний.

Знакомство со всем разнообразием экономических концепций является непременным условием формирования экономической культуры.

1.2.1. Зарождение экономической мысли. Развитие экономической теории в работах меркантилистов, физиократов и представителей классической политической экономии. Вклад медиков в экономическую теорию

Когда человек впервые задумался над тем, почему горит огонь или гремит гром? Вероятно, много тысяч лет назад. Столь же давно он, видимо, стал задумываться над явлениями, составлявшими экономику первобытного строя. Уже в этот период первобытные люди имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, а являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

Первые попытки теоретически осмыслить экономические явления общества обнаруживаются в работах мыслителей Древнего мира, прежде всего стран Древнего востока, считающихся колыбелью мировой цивилизации. Так древнеиндийские мыслители отмечали классовое неравенство, основанное на частной собственности, а в трудах древнекитайских ученых, особенно Конфуция, проводилось различие между физическим и умственным трудом, высказывалась мысль о социальном равенстве людей, о необходимости владения землей не только представителями знати, но и простолюдинов.

Дальнейшие попытки расширить экономические знания можно обнаружить в трудах таких великих представителей древнегреческого общества, как Ксенофонт, Платон, Аристотель.

В истории экономической науки первым экономистом стал, по сути, Аристотель. Он впервые предпринял попытку определить некоторые экономические категории, пытался найти основу соизмерения продуктов труда, рассматривая обмен эквивалентов. Разделение людей на рабов и свободных он полагал естественным и считал, что рабы должны заниматься тяжелой физической работой.

Однако как наука, то есть система знаний о хозяйственной деятельности людей, выражаемая с помощью экономических категорий и экономических законов, экономика начала формироваться в XVI-XVIII вв.

Это был период великих географических открытий, захвата колоний, роста городов, но самое главное – разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений.

В этот период экономические знания накапливаются и объединяются под названием политическая экономия, под которой понималась наука о законах ведения домохозяйства.

Первый значительный вклад в экономическую науку внесли меркантилисты. Меркантилизм стал главным направлением экономической политики и экономической мысли в XVI-XVIII вв. Если попытаться предельно кратко выразить его сущность, то она сводится к следующему: в экономической политике – всемерное накопление драгоценных металлов в стране и в государственной казне; в теории – поиски экономических закономерностей в сфере обращения (торговле, денежном обороте). Важнейшим представителем меркантилистов был Томас Манн. Как

подлинный меркантилист богатство он видит преимущественно в его денежной форме, в форме золота и серебра. Капитал он представляет себе только в виде денег. Источником богатства, по мнению меркантилистов, являлась торговля. Исходя из этого меркантилисты считали, что торговлей должны заниматься купцы не только внутри страны, но, что не менее важно, государству необходимо поощрять международную торговлю с обязательным превышением экспорта над импортом, используя меры протекционизма. Это должно обеспечивать приток иностранной валюты в страну. Развитие производства, согласно взглядам Т. Манна необходимо лишь для того, чтобы расширять торговлю.

В России представителями школы меркантилизма был боярин А.Л. Ордин-Нащокин и сторонник преобразований Петра I выходец из крестьян, ставший в последствии купцом И.Т. Посошков.

Меркантилизм не стал подлинно научной экономической теорией, поскольку изучал внешние хозяйственные формы, ограничиваясь описанием видимости их проявления, не в состоянии исследовать глубинных закономерностей экономического развития. Однако для своего времени он был прогрессивным явлением, поскольку способствовал развитию международной торговли, развитию производительных сил, становлению капиталистического способа производства. Меркантилизм как направление в экономической теории сошел со сцены в начале XVIII в. в связи с развернувшейся промышленной революцией и развитием фабричной индустрии.

Под влиянием промышленного переворота меняются и экономические взгляды людей. Они переходят к анализу внутренних закономерностей капиталистического способа производства и поискам экономических законов его развития. Особое место в развитии экономической теории как науки в этот период занимает английский врач Уильям Петти. Наряду с французом Буагильбером он явился родоначальником классической (подлинной) политической экономии, которая стала научной теорией. Жизнь У. Петти была интересной и необычной. Получив медицинское образование в университете, У. Петти занялся медицинской практикой. Он был довольно успешным медиком, имел солидную клиентуру. К тому же его имя стало известно всей стране после того, как он был назначен одним из участников казни через повешение девушки, по мнению правосудия, совершившей тяжкое преступление, в качестве врача, который должен был удостоверить факт казни. Однако веревка оборвалась и У. Петти воспрепятствовал продолжению казни, а позже он доказал невиновность осужденной.

В дальнейшем, после освоения медицинской профессии, У. Петти забывает, что он врач. Ему становится тесно в рамках своей профессии и его гибкий ум обращается к экономике и политике. Он исследует такие экономические понятия, как стоимость, рента, заработная плата, разделение труда. Заслуга У. Петти состоит в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение о том, что труд есть отец богатства, а земля его мать. У. Петти также заложил основы такой экономической науки, как статистика. Кроме У. Петти экономической наукой успешно занимались и другие медики: Барбон, Мандевиль, Кенэ. Это объясняется следующим: медицина в XVI-XVIII вв. была единственной естественнонаучной специальностью и привлекала людей мыслящих и энергичных.

В частности, французский врач Франсуа Кенэ (медик Людовика XV) и его соотечественник Тюрго создали классическую французскую политическую экономию. Кенэ и Тюрго стали основателями такого течения экономической мысли, как физиократия (термин придумал Кенэ и в этом сказалось его медицинское образование). Физиократия переводится как «власть природы». В чем же особенности взглядов физиократов? Они считали, что богатство общества создается только в земледелии. Деньги трактовали как бесполезное богатство, объявляя их только посредником в обмене, тем самым отрицая основополагающий тезис меркантилистов. Источником богатства они объявили не просто труд в земледелии, а превышение произведенного продукта над потребленным в сельском хозяйстве. Этот избыток продукции над издержками ее производства меркантилисты назвали «чистым продуктом», открыв таким образом, производство прибавочного продукта, являющегося основой экономического роста. Этим они показали, что богатство общества создается не в обращении, а в сфере производства. В этом заслуга физиократов. На таких же позициях стояли и другие видные классики политэкономии: А. Смит и Д. Риккардо. Ошибка Кенэ и других представителей физиократии заключается в том, что из экономического анализа они исключили промышленность. Почему физиократы обнаружили прибавочный продукт только в земледелии? Потому, что там процесс производства прибавочного продукта в значительной степени выглядит как результат действия естественных сил природы.

Заслуга Ф. Кенэ заключается также в том, что он создал «Экономическую таблицу», в которой показал необходимость соблюдения пропорций создаваемого общественного продукта, что является условием его бесперебойного воспроизводства. Эти идеи Кенэ нашли отражение при составлении межотраслевых балансов народного хозяйства в СССР. Таким образом, Ф. Кенэ заложил основы макроэкономики.

Подводя итоги развития классической политэкономии следует подчеркнуть, что ее главным достижением явилась разработка трудовой теории стоимости. Исследуя источники богатства, наиболее яркие ее представители А. Смит и Д. Риккардо приходят к выводу, что источником богатства является труд. В наиболее законченном виде это утверждается в трудах Д. Риккардо.

И, наконец, еще одной важнейшей заслугой классиков (особенно А. Смита) стало то, что они научно раскрыли роль рынка как сложной системы организации общественного хозяйства. А Смит выделил механизм конкуренции, дал ему образное название «невидимой руки», которая незримо управляет поведением всех экономических агентов.

В России идеи физиократов разделял П.И. Пестель – участник восстания декабристов, считавший источником богатства нации труд в земледелии. Полагал, что для повышения благосостояния страны необходимо дать землю всем, кто готов ее обрабатывать.

Н.А. Бестужев и Н.И. Тургенев считали, что для процветания России мало наделить всех желающих землей. Необходимо уничтожение крепостничества и деспотической власти как главного тормоза экономического развития России.

Русскими представителями классической политической экономии можно считать Н.С. Мордвинова и М.М. Сперанского, которые выступали за необходимость развития в России промышленности и превращения ее в аграрно-индустриальную страну. По мнению М.М. Сперанского основа независимости и благосостояния России связана с разработкой природных богатств, развитием просвещения, промышленным освоением новых территорий России.

Следующий этап в развитии экономической теории связан с именем великого немецкого экономиста К. Маркса, экономические идеи которого вошли в историю экономической мысли под названием марксизм. Развивая теорию трудовой стоимости, К. Маркс провел исследование товарного производства вообще и его капиталистической формы с тем, чтобы раскрыть сущность капиталистической системы хозяйствования и определить исторические границы ее развития. Исследование экономических законов капиталистического общества К. Маркс проводил с позиций пролетариата, что явилось основой разработки им концепции социализма как новой экономической системы. Она представлена совокупностью социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому плану.

Идеи марксизма в России стали распространяться в 70-х годах XIХ в. Наиболее яркие их представители – Г.В. Плеханов и В.И. Ульянов (Ленин). Г.В. Плеханов в своих работах осуждал имущественное расслоение общества, усиливавшееся по мере развития капитализма, что явилось главной причиной неприятия и критики им капитализма.

Поддерживал политическую борьбу против капитализма, явившись основателем РСДРП и газеты «Искра». Выступал за уничтожение частной собственности.

В.И. Ульянов (Ленин) развил учение Маркса применительно к новым историческим условиям существования капитализма. Полагал, что в конце XIХ – начале ХХ вв. капитализм вступил в свою последнюю стадию – империализм, развитие противоречий которого неизбежно приведет к социализму. Руководил Октябрьским переворотом в ноябре 1917 г. разработал основные этапы социалистического преобразования общества – ликвидацию частной собственности, индустриализацию, кооперацию крестьянства, достижение более высокого, чем при капитализме, уровня производительности общественного труда.

За ликвидацию частной собственности на землю выступал крупный советский экономист А.В. Чаянов, разработавший теорию развития кооперации в сельском хозяйстве в России. Был против перекачки средств из сельского хозяйства на нужды ускоренной индустриализации, чем вызвал недовольство Сталина, был арестован и расстрелян.

Попытка построить социалистическое общество впервые была предпринята в СССР. При этом идеологи социализма опирались на догматическое изложение главных идей марксизма, что оказало плохую услугу этому великому учению.

Развитие экономической теории во второй половине XIХ в. во многом шло под знаком идейной борьбы с марксизмом. Главным ее результатом стало создание нескольких теорий на базе новой идеологии – маржинализма (от англ. Marginal – предельный). Они дали начало практически всем современным экономическим теориям стран Запада.

Представители маржинализма попытались создать новую теорию стоимости на основе предельной полезности благ. Согласно последней, их ценность определяется ограниченностью, редкостью и пользой, которую может принести последний экземпляр товарного запаса. Таким образом, в объяснении проблемы стоимости (а значит, и цены) закладывались субъективные и психологические оценки полезности благ со стороны индивидуального потребителя. На основе этого экономисты «американской школы» создали теорию (популярную и сейчас) «предельной производительности факторов производства», согласно которой с последовательным увеличением фактора (при неизменности других) его производительность падает. Таким образом, маржиналисты пытались объяснить динамику прибыли, ренты, процента и зарплаты. Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели.

studfiles.net

Основные этапы развития экономической мысли

Поиск Лекций

Краткий курс лекций.

Экономика и экономическая теория.

В системе общественных отношений ведущее место принадлежит экономическим отношениям. Экономика возникла существенно раньше, нежели экономическая наука. Сам термин «экономика» впервые был введен в научный оборот мыслителями Древней Греции. Он включает сочетание двух греческих слов: «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – учение, закон. То есть в дословном переводе экономика означает законы, искусство управления домашним хозяйством. В современных условиях этот термин трактуют более широко, чем его буквальный перевод, поскольку экономика имеет дело с законами не одного лишь домашнего хозяйства, а всего общества в целом.

Экономика связана, прежде всего, с производством материальных благ. Причем она возникает не просто из производства, а из общественного производства – производства, по поводу которого люди вступают в общение друг с другом. Экономика ныне означает совместно организованное производство как процесс, удовлетворяющий потребности людей в разнообразных благах с учетом их предварительного распределения, обмена и потребления; она воплощает общеисторическую связь производства и потребления, составляет материальную основу общества.

В настоящее время термин «экономика» употребляется в разных значениях: 1) экономика как исторически конкретная совокупность общественных отношений между людьми, связанная с их хозяйственной деятельностью. В зависимости от характера этих отношений, форм собственности, принципов ведения хозяйства различают традиционную, командную, рыночную экономику; 2) экономика как хозяйственная система (отдельного человека, семьи, предприятия, региона, страны, группы стран или всего мира), обеспечивающая удовлетворение потребностей людей путем создания необходимых жизненных благ; 3) экономика как отрасль знаний, сложная система экономических наук, занимающаяся изучением законов развития общества, выработкой практических рекомендаций в различных сферах человеческой деятельности.

Экономическая жизнь общества сложна и противоречива. И именно экономическая наука призвана помочь понять, как функционирует реальная экономика, способствовать выбору таких политических решений и действий, которые позволяют ориентировать развитие общества в нужном направлении. Сама экономическая наука представлена в виде соответствующей структуры, поэтому можно говорить о системе экономических наук. Основу этой системы образует ее теоретическая часть – экономическая теория1.

В системе экономических наук выделяются общие (общеэкономические) и конкретные науки. К общим наукам относят экономическую теорию, историю экономических учений, историю экономики, теорию управления экономикой и др. Конкретные экономические науки изучают определённые сферы хозяйственной жизни общества. Они классифицируются по межотраслевому (функциональному) признаку – финансы, кредит, денежное обращение, ценообразование, бухгалтерский учет, маркетинг и др.; отраслевому – экономика той или иной отрасли хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.п.; территориальному (региональному, страноведческому) признаку – экономика отдельных стран, регионов и т.п1.

Основные этапы развития экономической мысли

Экономическая мысль, начиная с Древнего мира, развивалась под решающим воздействием интересов общественных сил. Новые идеи порождались социально-экономическими и политическими проблемами своего времени.

Первый, самый длительный по времени, этап развития экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории и охватывает Древние цивилизации, Эллинизм, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. – V в. н.э.), эпоху Средневековья вплоть до конца XVII в. В первой половине этого этапа, соответствовавшего эпохе Древних цивилизаций, для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых воззрений. В социально-философских трактатах отдельных лиц, сводах законов, договорах, текстах Торы, Ветхого и Нового Завета, позже – Корана, в основном рассматриваются проблемы функционирования хозяйства, управления, ответственности за собственность.

Второй подэтап пришелся на период разложения феодализма и формировался в основном на европейском континенте и отчасти в Северной Америке. Ведущее учение того времени – меркантилизм. Эпоха Возрождения изменила прежние социальные идеалы, породила новые представления о богатстве, его природе и причинах. Меркантилизм явился экономико-теоретическим обоснованием формирования и развития национального государства, его функций. Меркантилисты, будучи представителями торговцев и выражая их интересы, выдвигали идеи обогащения науки, видели богатство нации в росте золота, денег.

Вслед за меркантилизмом появилось учение физиократов (дословно – «власть природы»), считавших, что богатство возникает естественным путем, и «матерью богатства» выступает природа, сельскохозяйственное производство, дававшее в те времена (XVIII в.) практически весь национальный продукт. Источником богатства была объявлена не деятельность по обмену, а труд в земледелии и его результат, названный «чистым продуктом».

Вслед за меркантилистами и физиократами на историческую сцену выходит классическая школа политической экономии, идеи которой не потеряли своего значения до наших дней. Расцвет этого направления пришелся на XVIII в., особенно его вторую половину и начало XIX в. Первым представителем этого направления считают Вильяма Петти, главными фигурами – Адама Смита и Давида Рикардо, а завершителем – Джона Ст. Милля. В работах А. Смита и Д. Рикардо особенно четко показаны роль труда как созидателя богатства, выработаны основные понятия экономической науки (цена, разделение труда, стоимость, капитал, продукт и его структурные части, рента и т.д.). Сама экономическая теория впервые предстала как целостная система, как особая отрасль знаний.

В канун XIX в. произошла французская буржуазная революция, затем в первой его трети наблюдался скачок в развитии производительных сил, связанный с промышленным переворотом. Одновременно формируется промышленный пролетариат, происходят его первые классовые битвы (1830, 1848).

Все это создало благоприятную почву для появления марксизма – радикальной экономической теории, трактовавшей ход истории как классовую борьбу, обосновывавшей экономическую необходимость экспроприации экспроприаторов, заложившей теоретический фундамент коммунистической общественно-экономической формации и ее первой фазы – социализма. Этой теории, получившей по имени своего создателя название «марксизм», суждено было в ХХ в. стать государственной идеологией для трети человечества и в конце века потерпеть крушение вместе с мировым социализмом и распадом СССР.

В последней трети XIX в. в рамках немарксистской политэкономии была предпринята и увенчалась успехом «маржиналистская революция», суть которой сводилась, во-первых, к модификации предмета экономической теории: от труда – к полезности, от производства – к потреблению, от объективного – к субъективному, и, во-вторых, к применению нового, математического метода и принципа предельных величин, равновесия, оптимума. Возникают австрийская школа предельной полезности (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк) и другие школы маржинализма в Англии (У. Джевонс), во Франции (А. Курно, Л. Вальрас), в Германии (Н. Тюнен, Г. Госсен). Затем пришла вторая волна маржинализма в конце XIX в., создавшая обновленную систему категорий и законов, получившую название «Экономикс».

ХХ век начался с мирового кризиса (1900), скачка концентрации промышленности и банков, качественных изменений в переделе сфер влияния и вывозе капитала, а вскоре и первой мировой войной. Капитализм эпохи свободной конкуренции сменился эпохой империализма. Все эти сдвиги в общественной жизни привели к возникновению новых экономических теорий, школ и направлений.

Одним из заметных среди них явилось институциональное направление. Суть его состояла в критике капитализма и попытке его реформирования (практическая функция), а также в критике «Экономикс» и его методологии — маржинализма за излишнюю формализацию, абстрактность и догматизацию постулата о рыночном равновесии и совершенной конкуренции в эпоху обозначившихся трансформационных сдвигов. За счет включения в предмет исследования экономической науки проблем исторической динамики, социологии, права и т.п. институционалисты приблизили экономическую теорию к жизни, к социально-экономической политике.

В первой трети ХХ в. возникло еще одно направление западной экономической мысли – так называемая «теория регулируемой экономики», или, по имени ее создателя Дж. М. Кейнса, кейнсианство. Следует учитывать, что маржиналисты недостаточно адекватно «реагировали» и на новую стадию развития капитализма, и на факт усиления государственного регулирования экономики в период первой мировой войны, и на Октябрьскую революцию в России, и на первые пятилетки, и на Великую депрессию (мировой экономический кризис 1929-1933 гг.). Все эти события никак не соответствовали их представлениям о роли и месте рынка, внутренней сбалансированности экономики через механизм спроса и предложения и др. Налицо были масштабные «провалы рынка». Все это и привело к появлению кейнсианской теории вмешательства государства в экономику.

В современной экономической мысли Запада возрастает удельный вес глобальных теорий «открытой экономики», увеличивается число специальных теорий – экономики благосостояния, региональной экономики, теории развития и др. Основные теоретические течения обогатились идеями посткейнсианства, «рациональных ожиданий», человеческого капитала, политэкономии прав собственности и т.д. Под влиянием поражения СССР в холодной войне распалась мировая система социализма, переживает глубокий кризис марксизм. Его возрождение как «неомарксизма» в будущем, по-видимому, возможно в синтезе с социал-демократическими воззрениями.




poisk-ru.ru

Этапы развития экономической мысли — Мегаобучалка

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЭКЗАМЕН).

Методы экономических исследований.

Методы экономических исследований

— наблюдение и сбор фактов;

— эксперимент;

— моделирование;

— метод научных абстракций;

— анализ и синтез;

— системный подход;

— индукция и дедукция;

— исторический и логический;

— графический.

Как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический (от греч. empeiria — опыт) характер, т. е. основываются на практическом опыте. Это предполагает наблюдение, т. е. восприятие экономических процессов в их реальном виде и сбор фактов, происходящих в действительности.

В отличие от наблюдения и сбора фактов эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально создан-ные и контролируемые условия.

Метод моделирования (от лат. modulus — мера, образец) предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели).

Метод научных абстракций (от лат. abstractio — отвлечение), или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий — так называемых абстракций, или категорий (от греч. Kategoria — признак, обобщение, теоретическое, отвлеченное от конкретности понятие).

Метод анализа (от греч. analysis — разложение, расчленение) и синтеза (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез).

Индукция (от лат. inductio — наведение, обобщение) и дедукция (от лат. deductio — выведение) представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу — это индукция, или обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция).



Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оцепить эти процессы в целом и сделать общие выводы.

Наконец, широкое применение в экономических науках имеет графический (от греч. grapho — пишу, черчу, рисую) метод отображения хозяйственных процессов и явлений. Он основан на использовании различных чертежей и рисунков — схем, таблиц, графиков, диаграмм и т. д.

Этапы развития экономической мысли.

Основные этапы развития экономической мысли.

1. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья.

2.Экономическая мысль нерегулируемых рыночных отношений.

3.Экономическая мысль регулируемых рыночных отношений.

4.Экономическая мысль в современных условиях.

1.В своем развитии экономическая наука прошла долгий путь. Остановимся на основных этапах ее формирования. Появление первых экономических концепций связано с именами античных ученых Ксенофонта (430 – 354 гг. до н.э.), автора трактата «Экономикос» и «Доходы», Платона (428 – 347 гг. до н.э.), написавшего «Государство» и «Законы», Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), экономические идеи которого изложены в «Никомаховой этике» и «Политике». Именно трактат Ксенофонта «Экономикос» дал первое название экономической науке: по-гречески «ойкос» – дом, хозяйство, и «номос» – правило, закон. Ксенофонт выявил принципы наилучшего управления рабовладельческим хозяйством, Платон уделил особое внимание проблемам налогообложения, Аристотель был пионером изучения таких фундаментальных категорий, как товар, деньги, капитал. Он обосновал классификацию всех видов экономической деятельности на естественные (экономика), направленные на удовлетворение насущных потребностей людей (земледелие, ремесло, мелкая торговля) и неестестсвенные (хрематистика), направленные на обогащение, получение прибыли за счет бесчестных крупных торговых, ростовщических и посреднических операций. Аристотель заявлял, что ростовщичество вызывает у него ненависть.

2.Французские учёные Франсуа Кенэ (1694 – 1774) и Анн Тюрго (1727 – 1781) явились основателями школы физиократов, представители которой считали, что только земля продуктивна и только труд сельскохозяйственных работников способен создать доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество. Учёные – физиократы вместе с представителями английской классической школы (18 век) относятся к классикам политической экономии.

Основоположниками английской классической политической экономии являются Уильям Петти (1623 – 1687), Адам Смит (1723 – 1790), Давид Рикардо (1772 – 1823). Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического», главная цель которого – увеличение своего богатства, собственная выгода. Но в условиях рыночной экономики существует механизм, который побуждает производителя, стремящегося к собственной выгоде, одновременно приумножать богатство общества. Ведь для того, чтобы товаропроизводитель мог получить прибыль он должен произвести товар хорошего качества и доступный по цене, иначе покупатель приобретёт товар у конкурента.

3.Серьезной критике подвергли основные положения неоклассиков институционалисты, школа которых возникла в конце XIX – начале XX века в США и развивается вплоть до настоящего времени. Институционализм называют «бунтом против формализма» классических и неоклассических традиций, в которых экономические процессы объясняются с помощью небольшого числа формализованных параметров (цена, процент, спрос и др.), а сложная, часто внеэкономическая природа поведения человека и закономерности организации человеческого общества не учитываются. Представителями институционального направления являются Торстейн Веблен (1857 -1929), Джон Коммонс (1862 -1945), Уэсли Митчелл (1874 -1948), Джон Гэлбрейт (род. в 1908). Институционалисты определяют объект экономического исследования как «институты» — структурные элементы экономики, определяющие «правила игры», по которым в ней протекают процессы. Все институты своими корнями связаны с коллективной психологией общества.

4. Постсоветская Россия сделала ставку на доминирующую на планете рыночную модель развития. Этот исторический поворот вновь вынес на повестку дня вопрос об адекватной отечественным реальностям общей экономической теории. Российское общественное сознание оказалось «зацикленным» на «мэйнстримной» неоклассической парадигме; она стала и идейной основой государственной экономической политики, предопределив главное содержательное наполнение вузовских учебных курсов. При этом были проигнорированы реальности ведущих национальных экономик, являющихся экономиками смешанными, не говоря уже о приоритетных установках соответствующих правительств на защиту национальных интересов, которые можно защитить средствами государственной экономической политики.

megaobuchalka.ru

Этапы развития экономической теории. Экономические школы

Экономическая теория является одной из древнейших наук, привлекавшей внимание ученых и всех образованных людей. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами.

Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями.

Как наука экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения.

В XIX веке экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов.

В XX веке появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, экономику начинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируется круг профессиональных экономистов.

В прошлом веке А.С. Пушкин, которому царь Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего, высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию.

И сегодня интерес образованных людей к экономической теории не иссякает. Видный американский ученый П. Самуэльсон назвал ее «королевой наук», а создатели пролетарской политэкономии считали ее «анатомией человеческого общества». И действительно, как нет хорошего врача без знания анатомии, так нет хорошего экономиста, коммерсанта, предпринимателя без знания основ экономической теории.

П. Самуэльсон в известной всему миру книге «Экономикс» писал, что человек, который систематически не изучал экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего, стран Древнего Востока. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.

Экономика — это такая наука, которая изучает использование различных ограниченных ресурсов с целью обеспечения удовлетворения потребностей человека и людей в целом, а так же взаимоотношения между сторонами хозяйственной деятельности; а так же само хозяйство, как совокупность средств производства, которые используют люди с целью удовлетворения потребностей.

Экономика разделяется на две части научную и прикладную. Научная экономика еще называется экономической теорией — наукой о том, как отдельные люди так и общество в целом избирают способ использования дефицитных ресурсов, которые имеют многоцелевое значение. Прикладная экономика изучает возможности использования экономических законов, теорий и т.д., которые были разработаны экономической теорией, для работы разных элементов экономических систем.

Экономические школы

Первые экономические школы начинают зарождаться в XVI-XVII вв.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.

Экономические школы

Период развития

Представители

Меркантилизм

16-17 вв.

Томас Ман (1571-1641)

Физиократы

18 век.

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Классическая политическая экономика

конец 18 — 1-я пол.19 вв.

Адам Смит (1723-1790)

Марксизм

2-я пол. 19 — 20 вв.

Карл Маркс (1818-1883)

Неоклассическая экономическая теория

конец 19 — начало 21 вв.

Альфред Маршал (1842-1924)

Кейнсианство

20 — начало 21 вв.

Джон Кейнс (1883-1946)

Институционализм

20 — начало 21 вв.

Джон Гелбрейт (1908-2006)

Неоконсерватизм

(монетаризм)

20 — начало 21 вв.

Милтон Фридмен (1912-2006)

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XVI в. – середина XVII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Ман, А. Монкретьен) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

Меркантилизм возник во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний.

Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, направленная на увеличение золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров.

Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

С выходом в свет книги Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория более 350 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что, источником богатства является только труд в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как «бесплодная» сфера, не создающая «чистого продукта».

Представители школы: Франсуа Кенэ, Робер Тюрго.

Школа классической политэкономии

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда, затраченного на его изготовление. Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма (марксизм)

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость. С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, в которой все хозяйственные решения принимаются центральным аппаратом.

Маржинализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно маржинализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями маржинализма (школы предельного анализа) являются: Менгер, Визер, Вальрас.

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют стоимость любого блага или товара в зависимости от его предельной полезности для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикардо и представителей школы Маржинализма.

Представители неоклассической школы: Альфред Маршал, Артур Пигун.

Основная идея — экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы.

С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.

Дж.Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.

Экономическая школа Институционализма

Институционализм (от лат. institutum — установление, учреждение) — экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще.

Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов управления и права, общества.

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.

Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Представители школы институционализма: Веблен, Митчелл, Гэлбрейт.

Школа Неоконсерватизма

Неоконсерватизм – (монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий) – защита идей свободного предпринимательства и принципа саморегулирования рыночной системы. Рынок признается наиболее эффективным способом организации хозяйства, роль государства сводится к обеспечению условий для свободной конкуренции.

Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридмен.

newinspire.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о