Этапы развития организма – Вопрос № 1. Основные этапы роста и развития организма. Возрастная периодизация. Основные этапы роста и развития организма

Содержание

1.Индивидуальное развитие организма. Стадии развития зародыша.

Онтогенезом называют совокупность процессов, протекающих в организме, с момента образования зиготы до смерти.

Его подразделяют на два этапа: эмбриональный и постэмбриональный.

Эмбриональный период Эмбриональным считают период зародышевого развития с момента образования зиготы до выхода из яйцевых оболочек или рождения, в процессе зародышевого развития эмбрион проходит стадии дробления, гаструляция, первичного органогенеза и дальнейшей дифференцировки органов и тканей. Дробленое. Дроблением называют процесс образования многоклеточного однослойного зародыша - бластулы. Для дробления характерно: 1) деление клеток путем митоза с сохранением диплоидного набора хромосом; 2) очень короткий митотический цикл; 3) бластомеры не дифференцированы, и в них не используется наследственная информация;4) бластомеры не растут и в дальнейшем становятся все меньше; 5) цитоплазма зиготы не перемешивается и не перемещается. 

Стадии развития зародыша.

1. Период одноклеточного зародыша, или зиготы, кратковременный, протекающий с момента оплодотворения до начала   дробления   яйца. 2. Период дробления. В этот период происходит размножениеклеток, Получившиеся при дроблении клетки называют бластомерами. Вначале образуется кучка бластомеров, напоминающая по форме ягоду малины,— морула, затем шаровидная однослойная бластула; стенка бластулы — бластодерма, полость — бластоцеле. 3. Гаструляция. Однослойный зародыш превращается в двухслойный — гаструлу, состоящую из наружного зародышевого листка — эктодермы и внутреннего — энтодермы. У позвоночных уже в ходе гаструляции возникает и третий зародышевый листок — мезодерма. В ходе эволюции у хордовых процесс гаструляции усложнился возникновением осевого комплекса зачатков (закладка нервной системы, осевогоскелетаи мускулатуры) на спинной стороне зародыша. 4. Период обособления основных зачатков органов и тканей и их дальнейшее развитие. Одновременно с этими процессами усиливается объединение частей в единое развивающееся целое. Из эктодермы образуетсяэпителийкожи, нервная система и частичноорганы чувств, из энтодермы — эпителий пищеварительного канала и его железы; из мезодермы — мышцы, эпителий мочеполовой системы и серозных оболочек, из мезенхимы — соединительная, хрящевая и костная ткани, сосудистая система и кровь.

Последствия влияния алкоголя никотина наркотических веществ на зародыш человека.

Систематическое употребление наркотических веществ, к которым относится алкоголь, и даже никотин, вызывает повреждение зародышевых клеток – сперматозоидов и яйцеклеток. Может родиться ребенок с отставанием в длине и массе тела, плохо развивающийся физически, предрасположенный к развитию каких-либо заболеваний. Чем сильнее наркотическое вещество, употребляемое родителями, тем серьезнее могут быть изменения в организме детей. Особенно опасно употребление этих веществ женщинами.

2. Борьба за существование. Предпосылка естественного отбора. Формы борьбы за существование.

Борьба за существование– сложные и многообразные взаимоотношения особей внутри вида, между видами и с неблагоприятными условиями неживой природы. Ч. Дарвин указывает, что несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов – главная причина борьбы за существование. Борьба за существование бывает трех видов:

Билет №22

studfiles.net

Вопрос № 1. Основные этапы роста и развития организма. Возрастная периодизация. Основные этапы роста и развития организма

Похожие главы из других работ:

Биосфера. Этапы эволюции биосферы

1.0 Основные этапы развития биосферы

Если рассматривать уровни содержания кислорода в атмосфере как границы этапов развития биосферы, то с этой точки зрения биосфера прошла три этапа: 1. Восстановительный; 2. Слабоокислительный; 3. Окислительный...

Возрастные периоды развития человека

1. Основные этапы индивидуального развития человека

При изучении развития человека, его индивидуальных и возрастных особенностей в анатомии и других дисциплинах руководствуются научно обоснованными данными о возрастной периодизации. Схема возрастной периодизации развития человека...

Возрастные периоды развития человека

4. Индивидуальные различия в процессе роста и развития

Индивидуальные различия в процессе роста и развития могут варьироваться в широких пределах. Существование индивидуальных колебаний процессов роста и развития послужило основанием для введения такого понятия, как биологический возраст...

Выращивание из семян некоторых видов рода Рододендрон (Rhododendron L.) – рододендрон крупнейший (Rh. maximum L.) и японский (Rh. japonicum (A. Gray) Suring)

Глава 1. Особенности роста и развития рододендронов

Рост побегов у рододендрона разных видов начинается неодновременно. У большинства растений рост побегов начинается в первой половине мая и завершается образованием цветочной или вегетативной почки в конце лета...

Методы генетических исследований человека

1.1 Основные этапы развития генетики

Истоки генетики, как и всякой науки, следует искать в практике. Генетика возникла в связи с разведением домашних животных и возделыванием растений, а также с развитием медицины...

Общая биология

Жизненные циклы развития. Онтогенез и его периодизация: предэмбриональный, эмбриональный, постэмбриональный периоды. Прямое и непрямое развитие

Индивидуальное развитие организма, или онтогенез, - это совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до смерти...

Основные законы образования человека и их следствия для социологии, психологии и педагогики

2. Периодизация развития

Вся жизнь человека, как и его образование, делится на две части -- две жизни: жизнь в становлении, или в интенсивном развитии, собственно образование в узком смысле слова, и жизнь в реализации собственной зрелости, или в экстенсивном развитии...

Основные понятия современного естествознания

1. Что изучает химия, каковы основные этапы ее развития? Дайте понятие структурной и эволюционной химии

Химия - наука, изучающая вещества и их превращения. Превращения веществ происходят в результате химических реакций. Первые сведения о химических превращениях люди получили, занимаясь различными ремеслами, когда красили ткани...

Основные этапы индивидуального развития человека

1. Основные этапы индивидуального развития человека (онтогенеза)

Развитие организма человека. Индивидуальное развитие человека (онтогенез) начинается с момента оплодотворения, когда происходит слияние женской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоид) половых клеток...

Основы генетики

1.1 Основные этапы развития генетики

До конца XIX в...

Профилактика здоровья школьника

Глава II. Общие закономерности роста и развития школьников

...

Сущность и структура естествознания

Возникновение науки и основные этапы её развития.

В обыденном языке слово "наука" употребляется в нескольких смыслах и обозначает: - систему специальных знаний; - вид специализированной деятельности - общественный институт (совокупность специализированных учреждений...

Что такое естествознание и его отличие от других циклов науки

2. Основные этапы развития естествознания

Основные этапы развития естествознания могут быть выделены, исходя из различных соображений. По моему мнению, в качестве основного критерия следует рассматривать доминирующий среди естествоиспытателей подход к построению их теорий...

Эволюционные учения

6. Вопрос о переходных теориях организма

После повсеместного распространения учения Ч. Дарвина одним из первых критиков, указавших на слабое место в теории, был шотландский исследователь Ф. Дженкинс. В 1867 г. он заметил, что в дарвиновской теории нет ясности в вопросе о том...

Этапы развития естествознания и общества

1.1 Основные этапы развития естествознания и общества

На всех этапах развития человеческого познания наблюдается сложная взаимосвязь результатов исследований общества и естественных наук. Первичное знание о мире, накопленное в течение многих столетий первобытно-родового общества...

bio.bobrodobro.ru

Основные этапы роста и развития организма

  Вопрос № 1. Основные этапы роста и развития организма. Возрастная периодизация  3
Вопрос № 2. Физико-биологические и социальные факторы эволюции человека разумного. 8
Вопрос 3. Антропологический состав народов мира. 10
Список литературы.. 20
Возрастная антропология изучает закономерности становления и развития анатомических структур и физиологических функций на протяжении онтогенеза - от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни.

Рост и развитие организма

Рост и развитие организма - сложные явления, результат многих метаболических процессов и размножения клеток, увеличения их размеров, процессов дифференцировки, формообразования и т.д. Этими проблемами занимаются специалисты самого разного профиля: эмбриологи, морфологи, генетики, физиологи, медики, биохимики и др.
Существуют два вида морфологических исследований процесса роста у человека: продольные и поперечные. При продольных исследованиях (индивидуализирующий метод) в течение ряда лет измеряют ежегодно или несколько раз в год одних и тех же детей. При поперечных исследованиях (генерализирующий метод) - за короткий промежуток времени обследуются дети разных возрастов. Поперечные исследования дают возможность установить нормальные ростовые показатели и границы нормы для каждого возраста, однако в отличие от продольных они не вскрывают индивидуальных различий в динамике роста. На основании продольных исследований можно выявить взаимосвязь морфологических и функциональных показателей, а также понять роль эндогенных и экзогенных факторов в регуляции роста.
Процесс роста и развития организма характеризуется следующими закономерностями:
1.      Дифференциация и интеграция частей и функций, автономизация развития, возрастающая в ходе филоонтогенеза человека.
2.      Диалектическое единство непрерывного и прерывистого, постепенность и цикличность. Типичное для человека постепенное замедление роста после рождения и последующее скачкообразное его ускорение («пубертатный спурт») свойственны, видимо, и некоторым другим антропоидам, например, шимпанзе. На кривой роста человека можно выделить три основных цикла в постнатальном развитии: а) от рождения до 10-13 лет при постоянном снижении скорости; б) пубертатный спурт; в) падение скорости ниже уровня допубертатного периода и прекращение роста. Сочетание периодов ускоренного развития и относительной стабилизации можно выявить даже на коротких отрезках онтогенеза, например, при долговременном наблюдении с недельными интервалами детей от рождения до 2 лет. Нелинейность роста (мини-скачки) прослеживается примерно у 70% детей и подростков при еженедельном обследовании в течение 6-10 месяцев.
3. Гетерохрония (разновременность) в созревании разных систем организма (или тканей) и разных признаков в пределах одной системы. Согласно концепции системогенеза П.К. Анохина, опережающими темпами созревают жизненно важные функции, обеспечивающие первоочередное формирование комплексных адаптивных реакций, специфических для каждого конкретного этапа взаимоотношений организма с внешней средой. Значительное индивидуальное разнообразие возрастной динамики в пределах выделенных этапов онтогенеза, в определенной мере зависящее от уникальности наследственной программы.

Общая периодизация онтогенеза

Разработка научно-обоснованной периодизации онтогенеза человека исключительно сложна. Очевидно, что только одни какие-либо признаки - морфологические, физиологические или биохимические - не могут быть положены в основу периодизации. Необходим комплексный подход. Кроме того, при периодизации следует учитывать не только биологические, но и социальные факторы, связанные, например, с обучением детей или уходом на пенсию лиц пожилого возраста.
Детальная схема периодизации онтогенеза человека была предложена В.В. Бунаком в 1965 г. По этой схеме весь период онтогенеза делится на три стадии: прогрессивную, стабильную и регрессивную. Для их разграничения предлагаются следующие показатели: для прогрессивной стадии - продольный рост тела, прекращение которого означает конец стадии; для стабильной стадии - увеличение жирового слоя, нарастание веса, стабильный уровень функциональных показателей; для регрессивной стадии - падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменения покровов, осанки, скорости движений.
Сходная схема возрастной периодизации постнатального развития человека была принята на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиолопш и биохимии, состоявшейся в 1965 г. Эта схема нашла широкое применение в антропологии, педиатрии, педагогике.
Пренатальный период подразделяется на два: эмбриональный и фетальный (плодный). В течение первого периода, который продолжается 8 недель, происходит формирование органов и частей тела, свойственных взрослому человеку. В фетальный период главным образом увеличиваются размеры и завершается органообразование. Скорость роста плода возрастает до 4-5 месяцев. После 6 месяцев скорость роста линейных размеров уменьшается. По-видимому, одна из причин замедления роста в конце внутриутробного периода - ограниченные размеры полости матки. По данным Дж. Таннера, скорость роста близнецов замедляется в тот же период, когда их общий вес становится равным весу одиночного 36-недельного плода.
Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности. Основанием для его выделения служит тот факт, что в это время имеет место выкармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней.
Следующий период - грудной - продолжается до 1 года. Начало его связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года примерно в 1,5 раза, а вес утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы.
Период раннего детства длится от 1 года до 3 лет. На 2-3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.
С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. В этот период некоторые исследователи отмечают небольшое увеличение скорости роста, называя его первым ростовым скачком; однако было обращено внимание, что этот скачок свойственен не всем детям. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр и центральный резец на нижней и верхней челюстях, латеральный резец на нижней челюсти.
Возраст от 1 года до 7 лет называют также нейтральным детством, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Следует отметить, что уже в этот период количество жира у девочек больше.
Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек - с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Примерно в 10 лет девочки обгоняют мальчиков по длине и весу тела, ширине плеч. В этот период у девочек быстрее растут нижние конечности, происходит интенсивное увеличение показателей массивности скелета. В среднем к 12-13 годам у мальчиков и девочек заканчивается смена зубов.
В период второго детства повышается секреция половых гормонов, в результате чего начинают развиваться вторичные половые признаки. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек сначала формируется грудная железа, затем появляются волосы на лобке, а потом в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием грудных желез. Средний возраст развития грудных желез у девочек различных этнических групп колеблется от 9 до 10 лет. Средний возраст появления волос на лобке приходится на самый конец периода второго детства.
В гораздо меньшей степени в этот период процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу периода второго детства у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем полового члена. По данным болгарских медиков, длина полового члена в возрасте от 8 до 10 лет практически не меняется и увеличивается к 12 годам всего на 0,7 см.
Следующий период - подростковый - называют также периодом полового созревания, или пубертатным. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет. Датировку этого периода нельзя считать окончательной, поскольку по уровню полового созревания 13-летние мальчики соответствуют не 12-, а 11-летним девочкам. Поэтому у мальчиков к началу подросткового периода только начинается половое созревание, напротив, у девочек оно в значительной степени захватывает еще и предшествующий период. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста - пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки по длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по весу тела - между 12 и 13 годами; у мальчиков соответственно между 13 и 14 и 14 и 15 годами. Особенно велики скорости роста большинства размеров у мальчиков, в результате чего к 13,5-14 годам они обгоняют девочек по длине тела. К концу подросткового периода размеры тела составляют 90-97% своей окончательной величины. В подростковый период происходит перестройка основных физиологических систем организма (мышечной, 1фовеносной, дыхательной и др.). К концу периода основные функциональные характеристики подростков приближаются к характеристикам взрослого организма. У мальчиков в это время особенно интенсивно развивается мышечная система.
В подростковый период формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие грудных желез, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является менструация (менархе). Она обычно начинается после того, как пройден максимум скорости роста тотальных размеров тела. В 70-80-х гг. возраст появления менархе у городского населения большинства европейских стран был около 13 лет. У девочек, живущих в сельской местности, отмечены более поздние сроки менархе: разница с городским населением составляет от 6 до 10 месяцев. Наиболее поздние сроки первой менструации характерны для подростков, живущих в экстремальных условиях обитания. Например, у девочек высокогорья Киргизии первая менструация наступает в 15 лет, что связывают с адаптацией к гипоксии.
В подростковый период происходит интенсивное половое созревание у мальчиков. Продолжается рост яичек и полового члена, особенно интенсивно в 13-14 лет. К 13 годам происходит мутация голоса и появляются волосы на лобке; к 14 годам наблюдается пубертатное набухание сосков и появляются волосы в подмышечных впадинах. К 15 годам начинается рост волос на верхней губе и подбородке. В 14-15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольное извержение семени).
Следует заметить, что у мальчиков по сравнению с Девочками более продолжителен предпубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок. Дж. Таннер считает, что «различия в размерах тела между взрослыми-мужчинами и женщинами в значительной степени зависят от времени наступления, продолжительности и интенсивности пубертатного скачка роста. До этого скачка различия в росте между мальчиками и девочками не превышают 2 %, а после него они достигают в среднем 8 %».
Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, у девушек - от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма, и все основные размерные признаки достигают дефинитивной (окончательной) величины.
В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Правда, у 20-30-летних людей еще продолжается рост позвоночного столба за счет отложения новых слоев костного вещества на верхних и нижних поверхностях позвонков. Однако этот рост незначителен и не превышает в среднем 3-5 мм. Между 30 и 45-50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте происходят инволютивные изменения организма.
Большое значение для изучения вопроса имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли.
Одна из «революционных» теорий о месте человека в природе и истории принадлежит Ч. Дарвину. С момента публикации в 1871 г. его книги «Происхождение человека и половой отбор» уже не ставятся под сомнение и не вызывают возмущения доказательства происхождения человека от животных, в частности от обезьян. Но при этом столь же естественна и оговорка, что ни одна из нынешних обезьян не может рассматриваться как непосредственная предковая форма человека.
Т.Гексли в 1863г. показал, что анатомическое своеобразие человека укладывается в рамки родового критерия и должно быть поднято до уровня семейства гоминид с родом homo внутри него, к которому относится современный человек.
Т.о., цепочка выглядит следующим образом: отряд приматов – семейство человекообразные – семейство гоминид – род homo – вид человек современного типа – Homo sapiens. Ископаемые формы человека объединяются во второй вид – вид ископаемого или примитивного человека – Homo primigenius или erektus.
Биологическая общность гоминид. Морфологические признаки гоминизации.
•        Прямохождение (бипедия или ортоградность).
•        Приспособленная к тонкому манипулированию кисть с противопоставляющимся большим пальцем.
•        Высокоразвитый относительно крупный мозг.
Все эти признаки составляют так называемую «гоминидную триаду», но возникли они хронологически неравномерно.
Лазающая по деревьям и иногда спускавшаяся на землю, склонная к выпрямленному положению тела и изредка передвигавшаяся на задних конечностях форма с объемом мозга в 450-500 см. куб., размерами и силой близкая к шимпанзе, не имевшая крайне выраженных специализаций, стоит у истоков антропогенеза и образует исходную форму для формирования семейства гоминид. Переход от этой формы к австралопитеку относится к концу плиоцена или самому началу плейстоцена, около 2-3 млн. лет назад. Начало антропогенеза (греч. anthropos – человек, genesis – возникновение) – процесс возникновения человека датируют 2,5-3 млн. лет.
Причины антропогенеза.
1.      Переход к прямохождению.
2.      Рука.
3.      Развитие мозга.
4.      Социальный фактор, а именно трудовая деятельность.
Весьма сложным представляется вопрос о прародине человека. Из искомой территории, бесспорно, могут быть исключены, по крайней мере, три континента – обе Америки и Австралия, отделенные огромными морскими пространствами (изоляция Австралии до появления высших млекопитающих, эволюционное развитие не пошло далее сумчатых животных, в Америке нет близких человеку узконосых обезьян, широконосые обезьяны Южной Америки другая, далекая от человеческой эволюционная линия). Некоторые ученые помещают прародину туда, где было найдено наибольшее количество останков предков человека. Существуют, по крайней мере, две точки зрения в вопросе о прародине:
1.      Азиатская прародина (останки питекантропов и синантропов, находки в Индии).
2.      Африканская прародина (объясняется сходством человека именно с африканскими человекообразными обезьянами).
Социальность, наибольшее приспособление к жизни в коллективе, создающийся при этом наиболее благоприятный для нее морфофизиологический и психологический тип (большой объем мозга, с особо развитыми лобными долями, отвечающими за ассоциативное мышление и социальность, специфическое строение кисти, приспособленной к сложным трудовым операциям и манипуляциям, иные пропорции тела). Это в совокупности обусловило наиболее резкое отличие человека от других представителей животного мира, определили, можно предполагать и следующий этап эволюции человека – выделение человека современного типа как наиболее совершенного организма с точки зрения требований социальной организации.
Этническая антропология (расоведение) изучает антропологический состав народов мира в настоящее время и в прошлом. Антропологические исследования позволяют получить материалы, дающие возможность выяснить родственные отношения между расами, а также древность, место и причины возникновения расовых типов. Эти материалы имеют значение для разрешения ряда вопросов истории народов.
Так, отличие той или иной группы населения по антропологическому типу позволяет реконструировать миграцию предков данного этноса (народа), либо предков его соседей. В данном случае информация антрополога заменяет отсутствующие письменные источники. Так, культура и язык народности айну (Южный Сахалин и Курильские острова) отличаются от других народностей Северо-Восточной Азии. Антропологические исследования живых людей и скелетного материала показали тяготение айнов к народностям Индонезии и Океании. Это легло в основу гипотезы о южном генезисе народности айну. По степени расчлененности населения той или иной территории на типы можно судить о времени ее заселения. Так, сравнение коренного населения Америки с населением Старого Света, в плане разнообразия их расового состава, дает основание сделать вывод, что среди аборигенов Америки нет резковыраженных расовых типов, и на этом основании подтвердить точку зрения археологов об относительно позднем заселении Нового Света.

coolreferat.com

Основные этапы роста и развития организма

Возрастная антропология изучает закономерности становления и развития анатомических структур и физиологических функций на протяжении онтогенеза - от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни.

Рост и развитие организма - сложные явления, результат многих метаболических процессов и размножения клеток, увеличения их размеров, процессов дифференцировки, формообразования и т.д. Этими проблемами занимаются специалисты самого разного профиля: эмбриологи, морфологи, генетики, физиологи, медики, биохимики и др.

Существуют два вида морфологических исследований процесса роста у человека: продольные и поперечные. При продольных исследованиях (индивидуализирующий метод) в течение ряда лет измеряют ежегодно или несколько раз в год одних и тех же детей. При поперечных исследованиях (генерализирующий метод) - за короткий промежуток времени обследуются дети разных возрастов. Поперечные исследования дают возможность установить нормальные ростовые показатели и границы нормы для каждого возраста, однако в отличие от продольных они не вскрывают индивидуальных различий в динамике роста. На основании продольных исследований можно выявить взаимосвязь морфологических и функциональных показателей, а также понять роль эндогенных и экзогенных факторов в регуляции роста.


Развитие зародышей

Процесс роста и развития организма характеризуется следующими закономерностями:

1.   Дифференциация и интеграция частей и функций, автономизация развития, возрастающая в ходе филоонтогенеза человека.

2.   Диалектическое единство непрерывного и прерывистого, постепенность и цикличность. Типичное для человека постепенное замедление роста после рождения и последующее скачкообразное его ускорение («пубертатный спурт») свойственны, видимо, и некоторым другим антропоидам, например, шимпанзе. На кривой роста человека можно выделить три основных цикла в постнатальном развитии: а) от рождения до 10-13 лет при постоянном снижении скорости; б) пубертатный спурт; в) падение скорости ниже уровня допубертатного периода и прекращение роста. Сочетание периодов ускоренного развития и относительной стабилизации можно выявить даже на коротких отрезках онтогенеза, например, при долговременном наблюдении с недельными интервалами детей от рождения до 2 лет. Нелинейность роста (мини-скачки) прослеживается примерно у 70% детей и подростков при еженедельном обследовании в течение 6-10 месяцев.

3. Гетерохрония (разновременность) в созревании разных систем организма (или тканей) и разных признаков в пределах одной системы. Согласно концепции системогенеза П.К. Анохина, опережающими темпами созревают жизненно важные функции, обеспечивающие первоочередное формирование комплексных адаптивных реакций, специфических для каждого конкретного этапа взаимоотношений организма с внешней средой. Значительное индивидуальное разнообразие возрастной динамики в пределах выделенных этапов онтогенеза, в определенной мере зависящее от уникальности наследственной программы.

Общая периодизация онтогенеза


Схема онтогенеза

Разработка научно-обоснованной периодизации онтогенеза человека исключительно сложна. Очевидно, что только одни какие-либо признаки - морфологические, физиологические или биохимические - не могут быть положены в основу периодизации. Необходим комплексный подход. Кроме того, при периодизации следует учитывать не только биологические, но и социальные факторы, связанные, например, с обучением детей или уходом на пенсию лиц пожилого возраста.

Детальная схема периодизации онтогенеза человека была предложена В.В. Бунаком в 1965 г. По этой схеме весь период онтогенеза делится на три стадии: прогрессивную, стабильную и регрессивную. Для их разграничения предлагаются следующие показатели: для прогрессивной стадии - продольный рост тела, прекращение которого означает конец стадии; для стабильной стадии - увеличение жирового слоя, нарастание веса, стабильный уровень функциональных показателей; для регрессивной стадии - падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменения покровов, осанки, скорости движений.


Онтогенез трилобитов

Сходная схема возрастной периодизации постнатального развития человека была принята на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиолопш и биохимии, состоявшейся в 1965 г. Эта схема нашла широкое применение в антропологии, педиатрии, педагогике.

Пренатальный период подразделяется на два: эмбриональный и фетальный (плодный). В течение первого периода, который продолжается 8 недель, происходит формирование органов и частей тела, свойственных взрослому человеку. В фетальный период главным образом увеличиваются размеры и завершается органообразование. Скорость роста плода возрастает до 4-5 месяцев. После 6 месяцев скорость роста линейных размеров уменьшается. По-видимому, одна из причин замедления роста в конце внутриутробного периода - ограниченные размеры полости матки. По данным Дж. Таннера, скорость роста близнецов замедляется в тот же период, когда их общий вес становится равным весу одиночного 36-недельного плода.

Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности. Основанием для его выделения служит тот факт, что в это время имеет место выкармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней.

Следующий период - грудной - продолжается до 1 года. Начало его связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года примерно в 1,5 раза, а вес утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы.

Период раннего детства длится от 1 года до 3 лет. На 2-3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.

С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. В этот период некоторые исследователи отмечают небольшое увеличение скорости роста, называя его первым ростовым скачком; однако было обращено внимание, что этот скачок свойственен не всем детям. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр и центральный резец на нижней и верхней челюстях, латеральный резец на нижней челюсти.

Возраст от 1 года до 7 лет называют также нейтральным детством, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Следует отметить, что уже в этот период количество жира у девочек больше.

Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек - с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Примерно в 10 лет девочки обгоняют мальчиков по длине и весу тела, ширине плеч. В этот период у девочек быстрее растут нижние конечности, происходит интенсивное увеличение показателей массивности скелета. В среднем к 12-13 годам у мальчиков и девочек заканчивается смена зубов.

В период второго детства повышается секреция половых гормонов, в результате чего начинают развиваться вторичные половые признаки. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек сначала формируется грудная железа, затем появляются волосы на лобке, а потом в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием грудных желез. Средний возраст развития грудных желез у девочек различных этнических групп колеблется от 9 до 10 лет. Средний возраст появления волос на лобке приходится на самый конец периода второго детства.

В гораздо меньшей степени в этот период процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу периода второго детства у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем полового члена. По данным болгарских медиков, длина полового члена в возрасте от 8 до 10 лет практически не меняется и увеличивается к 12 годам всего на 0,7 см.

Следующий период - подростковый - называют также периодом полового созревания, или пубертатным. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет. Датировку этого периода нельзя считать окончательной, поскольку по уровню полового созревания 13-летние мальчики соответствуют не 12-, а 11-летним девочкам. Поэтому у мальчиков к началу подросткового периода только начинается половое созревание, напротив, у девочек оно в значительной степени захватывает еще и предшествующий период. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста - пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки по длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по весу тела - между 12 и 13 годами; у мальчиков соответственно между 13 и 14 и 14 и 15 годами. Особенно велики скорости роста большинства размеров у мальчиков, в результате чего к 13,5-14 годам они обгоняют девочек по длине тела. К концу подросткового периода размеры тела составляют 90-97% своей окончательной величины. В подростковый период происходит перестройка основных физиологических систем организма (мышечной, 1фовеносной, дыхательной и др.). К концу периода основные функциональные характеристики подростков приближаются к характеристикам взрослого организма. У мальчиков в это время особенно интенсивно развивается мышечная система.

В подростковый период формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие грудных желез, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является менструация (менархе). Она обычно начинается после того, как пройден максимум скорости роста тотальных размеров тела. В 70-80-х гг. возраст появления менархе у городского населения большинства европейских стран был около 13 лет. У девочек, живущих в сельской местности, отмечены более поздние сроки менархе: разница с городским населением составляет от 6 до 10 месяцев. Наиболее поздние сроки первой менструации характерны для подростков, живущих в экстремальных условиях обитания. Например, у девочек высокогорья Киргизии первая менструация наступает в 15 лет, что связывают с адаптацией к гипоксии.

В подростковый период происходит интенсивное половое созревание у мальчиков. Продолжается рост яичек и полового члена, особенно интенсивно в 13-14 лет. К 13 годам происходит мутация голоса и появляются волосы на лобке; к 14 годам наблюдается пубертатное набухание сосков и появляются волосы в подмышечных впадинах. К 15 годам начинается рост волос на верхней губе и подбородке. В 14-15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольное извержение семени).

Следует заметить, что у мальчиков по сравнению с Девочками более продолжителен предпубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок. Дж. Таннер считает, что «различия в размерах тела между взрослыми-мужчинами и женщинами в значительной степени зависят от времени наступления, продолжительности и интенсивности пубертатного скачка роста. До этого скачка различия в росте между мальчиками и девочками не превышают 2 %, а после него они достигают в среднем 8 %».

Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, у девушек - от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма, и все основные размерные признаки достигают дефинитивной (окончательной) величины.

В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Правда, у 20-30-летних людей еще продолжается рост позвоночного столба за счет отложения новых слоев костного вещества на верхних и нижних поверхностях позвонков. Однако этот рост незначителен и не превышает в среднем 3-5 мм. Между 30 и 45-50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте происходят инволютивные изменения организма.



biofile.ru

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА - это... Что такое СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА?


СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА
— различают 5 стадий индивидуального развития организмов: 1) эмбриональную, или зародышевую; 2) непионическую, или младенческую; 3) неаническую, или юношескую; 4) эфебическую, или взрослую; 5) геронтическую, или старческую. Установление С. р. вымерших организмов по их остаткам имеет большое значение для установления историй развития организмов.

Геологический словарь: в 2-х томах. — М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978.

  • СТАДИИ МЕТАМОРФИЗМА УГЛЕЙ
  • СТАДИИ ТЕКТОНИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Смотреть что такое "СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА" в других словарях:

  • Стадии развития поведения ребенка (children's behavioral stages) — Исследования челов. развития указывают на наличие фундаментальных законов, лежащих в основе всех процессов развития и проявляющихся в последовательности стадий, к рую, как можно предположить, проходит в своей жизни каждый чел. Эти законы имеют… …   Психологическая энциклопедия

  • Стадии развития человека — – разграничение разных этапов жизни человека, начиная с момента его зарождения и завершая окончанием его физического существования. Представим такую их последовательность: 1. Гаметогенез – период созревания половых клеток. На этой стадии… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Стадии развития —         фазы развития, последовательные периоды в индивидуальном развитии Онтогенезе животных или растительных организмов, сопровождающиеся морфологическими, физиологическими и биохимическими преобразованиями (в пределах нормы реакции (См. Норма… …   Большая советская энциклопедия

  • Эриксонианские стадии развития (Eriksonian developmental stages) — Теория развития Эрика Эриксона не только строится на принадлежащем Фрейду описании психосексуального развития, но и расширяет его в нескольких важных отношениях. Эриксон дает нам теорию психосоциального развития на протяжении всей жизни чел. и… …   Психологическая энциклопедия

  • Стадии жизни человека — согласно Е.Erixon (1963), существует восемь стадий жизни человека, на каждой из которых индивид проявляет (или не способен проявить) «качества Эго – тот критерий, который свидетельствует, что на данной стадии Эго индивида достаточно сильно для… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Стадий развития — Стадии развития, фазы развития, последовательные периоды в индивидуальном развитии ≈ онтогенезе ≈ животных или растительных организмов, сопровождающиеся морфологическими, физиологическими и биохимическими преобразованиями (в пределах нормы… …   Большая советская энциклопедия

  • МЕХАНИКА РАЗВИТИЯ — МЕХАНИКА РАЗВИТИЯ. Содержание: История......................18 Материалы и методы исследования........20 Проблема детерминации.............22 Два основных типа формообразования......26 М. р. и регенерация................30 Практическое значение М …   Большая медицинская энциклопедия

  • Уровень группового развития — качественная характеристика процесса группообразования, которая определяется степенью сформированности, зрелости межличностных отношений в конкретном сообществе. В мировой социальной психологии существует достаточно большое число самых разных… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Генетика развития растений — (биология развития растений) частная отрасль генетики, изучающая особенности развития растений, гены, экспрессирующиеся и обеспечивающие нормальное формирование и функционирование тканей и органов растений. Генетика развития растений является… …   Википедия

  • Психология развития — Ганс Бальдунг. Три возраста и смерть. 1540 1543. Музей Прадо. Мадрид Психология развития (Возрастная психология)  отрасль психологии, изучающая психологические …   Википедия


dic.academic.ru

основные этапы онтогенетического развития организма. Психофизиологическое созревание.

Онтогенез (гр. Он(онтос) – сущее, генезис – рождение) – индивидуальное развитие организма от зарождения (оплодотворение яйцеклетки, начало жизни органа вегетативного размножения, деление материнской особи) до конца жизни особи. У многоклеточных организмов онтогенез, как правило, сопровождается сложной перестройкой с множественными периодами: эмбриональным, его подразделениями, метаморфозом и т.д. Термин «онтогенез» ввел немецкий биолог Э. Геккель (1834 - 1919) в 1866 г.

Во внутриутробном периоде, от зачатия и до рождения, зародыш развивается в теле матери. В течение первых восьми не­дель происходят основные процессы формирования орга­нов, частей тела. Этот период получил название эмбрионального, а организм будущего человека – эмбрион (зародыш). С девятой недели развития, когда начинают обо­значаться основные внешние человеческие черты, организм называют плодом, а период – плодным.

На 3-й неделе беременности (с 15-17-го дня эмбриогенеза) зародыш приобретает трехслойное строение, развиваются его осевые органы и начинают формироваться нервные трубки, а также в дальнейшем собственно кожа.

Из ресурсов зародыша [мезодермы (спланхнотома)] образуются неисчерченная гладкая мышечная ткань, соединительная ткань, кровеносные и лимфатические сосуды, клетки крови. Из мезенхимы спланхнотомов развиваются также сердце, почки, корковое вещество надпочечника, половые железы и другие структуры.

К концу первого месяца внутриутробного развития завершается закладка основных органов зародыша, который имеет длину 6,5 мм.

На 5-8-й неделе у зародыша появляются плавникоподобные зачатки вначале верхних, а затем нижних конечностей в виде кожных складок, в которые позднее врастают закладки костей, мышц, сосудов и нервов.

На 6-й неделе появляются закладки наружного уха, на 6-7-й неделе начинают формироваться пальцы рук, а затем ног. На 8-й неделе закладка органов заканчивается. Начиная с 3-го месяца развития зародыш принимает вид человека и называется плодом. На 10-м месяце плод рождается.

В течение всего плодного периода происходит рост и дальнейшее развитие уже образовавшихся органов и тканей. Начинается дифференцирование наружных половых органов. Закладываются ногти на пальцах. В конце 5-го месяца появляются брови и ресницы. На 7-м месяце открываются веки, начинает накапливаться жир в подкожной клетчатке. После рождения ребенок быстро растет, увеличивается масса и длина его тела, площадь поверхности тела Рост человека продолжается в течение первых 20 лет его жизни. У мужчин увеличение длины тела заканчивается, как правило, к 20-22-м, а у женщин – к 18-20 годам. Затем до 60-65 лет длина тела почти не изменяется. Однако в пожилом и старческом возрасте (после 60-70 лет) в связи с увеличением изгибов позвоночного столба и изменением осанки тела, истончением межпозвоночных дисков, уплощением сводов стопы длина тела ежегодно уменьшается на 1-1,5 мм.

В течение первого года жизни после рождения рост ребенка увеличивается на 21-25 см.

В периоды раннего и первого детства (1 год-7 лет) скорость роста быстро уменьшается, в начале периода второго детства (8-12 лет) скорость роста составляет 4,5-5,5 см в год, а затем возрастает. В подростковом возрасте (12-16 лет) годичная прибавка длины тела у мальчиков составляет в среднем 5,8 см, у девочек – около 5,7 см.

При этом у девочек наиболее интенсивный рост наблюдается в возрасте от 10 до 13 лет, а у мальчиков – в подростковом возрасте. Затем рост замедляется. Масса тела к 5-6 месяцам после рождения удваивается. Утраивается масса тела к году и увеличивается примерно в 4 раза к двум годам. Увеличение длины и массы тела идет примерно с одинаковой скоростью. Максимальное годичное увеличение массы тела наблюдается у подростков: у девочек на 13-м, а у мальчиков – на 15-м году жизни. Масса тела увеличивается до 20-25 лет, а затем стабилизируется. Стабильная масса тела обычно сохраняется до 40-46 лет. Считается важным и физиологически оправданным сохранять массу тела до конца жизни в пределах цифр 19-20-летнего возраста.

В грудном возрасте (10 дней-1 год) тело ребенка растет наиболее быстро. Примерно с 6-ти месяцев начинается прорезывание молочных зубов. За первый год жизни некоторые органы и системы достигают размеров, характерных для взрослого (глаз, внутреннее ухо, центральная нервная система). В течение первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная, дыхательная системы.

В период раннего детства (1-3 года) прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», то есть увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессируют психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течение второго-третьего годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга, масса которого к концу периода достигает уже 100-1200 г, быстро развиваются умственные способности, мышление, длительно сохраняется способность узнавания, ориентация во времени, в днях недели.

В раннем и в первом детстве (4-7 лет) половые различия (кроме первичных половых признаков) почти не выражены.

В период второго детства (8-12 лет) вновь преобладает рост в ширину. Однако в это время начинается половое созревание, а к концу периода усиливается рост тела в длину, темпы которого больше у девочек.

Прогрессирует психическое развитие детей. Развивается ориентация в отношении месяцев и календарных дней. Начинается половое созревание, более раннее у девочек, что связано с усилением секреции женских половых гормонов.

В подростковом возрасте (12-16 лет) быстро растут и развиваются половые органы, усиливаются вторичные половые признаки. В подростковом возрасте развивается механическая и словесно-логическая память.

Юношеский возраст (16—21 год) совпадает с периодом созревания. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершаются, все аппараты и системы органов практически достигают морфофункциональной зрелости.

В зрелом возрасте (22-60 лет) строение тела изменяется мало, а в пожилом (61-74 года) и старческом (75-90 лет) прослеживаются характерные для этих возрастов перестройки, которые изучает специальная наука – геронтология (от греч. geron — старик). Временные границы старения варьируют в широких пределах у различных индивидуумов. В старческом возрасте происходит снижение адаптивных возможностей организма, изменение морфо-функциональных показателей всех аппаратов и систем органов, среди которых важнейшая роль принадлежит иммунной, нервной и кровеносной системам.

Активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процесс старения. Однако это возможно в пределах, обусловленных наследственными факторами.

Социальный опыт, приобретаемый ребенком в процессе обучения и воспитания, является главным источником психического развития. Биологические факторы (генетические, морфологические, физиологические) выступают как условия, обеспечивающие возможность развития психики. Эти условия в ходе онтогенеза изменяются, создавая на каждом этапе специфические предпосылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей. Но не все системы организма имеют равное значение для нормального функционирования психики.

Психофизиологическое созревание – это процесс, определяющий последовательность возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций.

Созревание охватывает длительный период времени, поэтому для характеристики отдельных этапов развития используется понятие зрелости или степени зрелости. Эта характеристика меняется в ходе онтогенеза до тех пор, пока не достигнет конечного уровня, т.е. уровня полной зрелости, характерной для взрослого человека. С понятием зрелости связан один из основных принципов возрастной физиологии – принцип гетерохронности развития. Он означает, что до достижения полной зрелости каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую психофизиологические возможности данного возраста.

Оценка зрелости может проводиться на морфологическом и функциональном уровнях, т.е. можно говорить о зрелости как самого субстрата (тех или иных мозговых образований), так и его функций (в том числе поведенческих, например способности к произвольной caморегуляции). К числу основных функциональных критериев относятся возрастные изменения биоэлектрической активности головного мозга, поведенческие критерии (из них наиболее изучены показатели, отражающие возрастную динамику рефлекторной деятельности, т.е. рефлекторные критерии) и локомоторные критерии (с психофизиологическим созреванием связывают также возникающие на определенном этапе раннего онтогенеза способности к перемещению в пространстве (локомоции)).

Темп созревания характеризует интенсивность процессов возрастного развития ЦНС и других систем организма на отдельных отрезках онтогенеза. Темп возрастных преобразований изменяется в ходе развития, и ребенок переживает периоды ускорения и замедления биологического созревания.

Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе позволяет говорить о существовании нормы, которую можно рассматривать как диапазон колебаний, как конкретную, исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития, последние могут группироваться в типы и образовывать типологические нормы.

studfiles.net

Этапы индивидуального развития организмов

Понятие об индивидуальном развитии

В современной биологии существует несколько категорий, касающихся развития. Мы знаем, что процесс непрерывного развития живой природы носит название биологической эволюции.

Определение 1

Последовательные этапы развития всех форм органического мира от низших к высшим называется филогенетическим развитием или филогенезом.

Но существует еще понятие индивидуального развития организмов. Он начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и закачивается прекращением процессов жизнедеятельности организма в результате его смерти.

Определение 2

Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от его зарождения до смерти.

У различных групп организмов онтогенез имеет свои особенности. У одноклеточных организмов процесс индивидуального развития совпадает с клеточным циклом. Продолжительность онтогенеза также может существенно отличаться у разных групп живых организмов. Некоторые растения (например, секвойя) могут жить более $3000$ лет, другие организмы могут просуществовать несколько часов.

Изучая индивидуальное развитие организмов, ученые заметили, что в ходе онтогенеза организм проходит стадии развития органического мира. Знаменитый филогенетический закон утверждает, что онтогенез является кратким повторением филогенеза. Это является красноречивым подтверждением эволюционной теории.

Начало онтогенеза

Вопрос о начале развития организма касается не только биологии, но и философии. При вегетативном размножении вообще можно сказать. Что организм продолжает свое существование лишь в несколько другом виде ( ведь генотип сохранился полностью).

Поэтому сегодня в биологии принято считать началом онтогенеза при вегетативном размножении начало дифференциации клеток и органов многоклеточного зачатка (фрагмента тела, почки и т.п.) и роста. В случае размножением спорами (грибы, бактерии, водоросли, споровые растения) спора представляет собой единственную клетку, которая затем быстро делится на множество дочерних клеток. Новообразованные клетки дифференцируются. Поэтому спора может быть отправной точкой отсчета.

При половом размножении исходной стадией онтогенеза является образование зиготы – оплодотворенной яйцеклетки. В случае партеногенеза за начальную стадию принимают начало развития неоплодотворенной яйцеклетки

Этапы индивидуального развития

Индивидуальное развитие это сложный процесс. У каждого вида организмов он имеет свои особенности. В целом большинство ученых условно делят процесс онтогенеза на два важных этапа:

  1. эмбриогенез,
  2. постэмбриогенез.

Каждый из этих этапов имеет свои особенности и тоже делится на определенные стадии.

Определение 3

Эмбриогенез (зародышевое развитие) – это период развития живого организма с момента слияния гамет и образования зиготы и до рождения или вылупления организма (прорастания семени у растений).

Определение 4

Постэмбриональное развитие (постэмбриогенез или послезародышевое развитие) – это период жизни организма от момента его рождения (вылупления или прорастания) и до смерти.

Некоторые ученые считают, что постэмбриональное развитие следует рассматривать как период от рождения организма до приобретения им способности к размножению.

Ввиду неоднозначности точек зрения часто постэмбриональный период делят на возрастные этапы. Например, в постэмбриональном развитии человека выделяют детство, юность, зрелость, старость. Каждый этап характеризуется особенностями физического развития, физиологических и психических процессов в организме, их интенсивностью.

Постэмбриональное развитие живых организмов изучается специалистами различных дисциплин. Вопросы возрастных изменений в человеческом организме изучает наука геронтология.

spravochnick.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *