Этапы развития экономической теории таблица – 1. Основные этапы развития экономической теории.

2.Основные этапы развития экономической науки

Зарождение экономических идей следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. До н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

В развитии предмета экономической теории условно можно выделить три этапа: экономия, политэкономия и экономикc (таб. 1).

История возникновения и развития экономической науки очень интересна, она изобилует многочисленными драматическими событиями, научными революциями и периодами затишья. Интерес к экономическим проблемам возник еще в древних обществах Месопотамии, Индии, Китая, Египта, Греции, Рима. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Уже в Библии вы найдете правила хозяйственной жизни древнего общества, понятия справедливости, собственности, принципы распределения произведенного продукта.

Во всех воззрениях экономистов – от древних мыслителей до современных ученых – просматривается одна общая черта: предметом их интереса всегда остается исследование путей рационального (от лат. rationalis – разумный, целесообразный) хозяйствования, которые должны привести к росту богатства общества и благосостояния нации.

Основные труды крупнейших деятелей экономической науки представлены в таблице 3

Название школы

Период

Особенности предмета изучения

Основоположники (или видные представители)

Экономическая мысль периода античного рабства

Домашнее хозяйство, способы его увеличения, умение его разумного использования

Разделение хозяйственной сферы на два направления:

Экономика (позитивно оцениваемая деятельность людей в земледелии, ремесле и мелкой торговле)

Хрематистика (негативно оцениваемая деятельность людей в сфере крупных торговых сделок с целью спекуляции и ростовщичества)

Ксенофонт

(430-350гг. до н.э.)

Аристотель

(384-322гг. до н.э.)

Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах

IV-XIV вв.

Религиозно-этический подход к экономическим проблемам и категориям (богатство, обмен, деньги и т.д.)

Крупная торговля, ссудные операции осуждались как явления грешные

Фома Аквинский (1225-1274)

Меркантилизм

XIV –XVIII вв.

Деньги в форме капитала как источник богатства

Государственное хозяйство, координирующее и регулирующее хозяйственную жизнь

Протекционистская экономическая политика, нацеленная на усиление роли торгового капитала в экономике

Создание благ в результате обмена и торговли

Т. Ман

(1571-1641)

А.Монкретьен

(1576-1621) Ж. Б. К. Кольбер

(1619-1683)

Физиократы

ХVIII вв.

Происхождение богатства, закономерности его роста и распределения

Анализ экономики на основе естественного (т.е. близкого принципам природной системы) порядка

Труд землевладельца как единственный источник всего богатства

Кругооборот в хозяйственной жизни

Создание благ в производстве, земледелии

Ф. Кенэ

(1694-1774)

У. Петти

(1623-1687)

А.Тюрго

(1727-1781)

Классическая экономическая теория

XVIII –ХIХ в.в.

Наука о происхождении богатства и его распределении между трудящимися, землевладельцами и капиталистами

Политическая экономия – наука об экономических законах (Д.Миль)

Проблема экономического развития общества и повышение его благосостояния

Приоритетное исследование проблем сферы производства

Понятие «экономический человек» и «невидимая рука рынка» (А.Смит)

Теория разделения труда

Теория денег

Теория доходов

Теория капитала

Теория воспроизводства

А. Смит

(1723-1790) Д. Рикардо

(1772-1823)

Ж. Сисмонди

(1773-1842)

Ж.Б. Сей

(1767-1832)

Д.С. Миль

(1806-1873)

Историческая школа

XIXв.

Наука о развитии производительных сил с учетом социально-экономических особенностей каждой страны

Отрицание ортодоксальной, «космополитической» теории А.Смита и Д. Рикардо. Экономическая система должна опираться на достоверные исторические факты

Разработка теории производительных сил

Концепция стадийного экономического развития

Положение об активной экономической политике государства (первые основы теории экономической политики)

Ф.Лист

(1789-1846)

В. Рошер

(1817-1894)

Б. Гильдебрант (1812-1878)

К.Книс

(1821-1898)

Г. Шмоллер

(1838-1917)

А.Вагнер

(1835-1917)

К. Бюхер

(1847-1930)

Марксистская политическая экономия

XIX – XX в.в.

Производственные отношения между людьми, возникающие в производстве, и экономическое противосостояние классов

Приоритетное исследование сферы производства

К. Маркс

(1818-1883) Ф. Энгельс

(1820-1895) В. И. Ленин

(1870-1924) Н. И. Бухарин

(1888-1938)

Маржинализм (австрийская школа)

XIX вв.

Удовлетворение потребностей в условиях ограниченных ресурсов с использованием предельных выгод

Теория стоимости или ценности

Теория ожидания

Приоритетной в экономике я вляется не сфера производства, а сфера потребления

К. Менгер

(1840-1921) Е. Бем-Баверк

(1851-1914)

Неоклассическая (2 этап маржинальной революции)

Конец XIX начало XX в.в.

Наука об изучении принципов, в соответствии с которыми происходит оптимальное размещение редких ресурсов для удовлетворения потребностей

Теория стоимости и ценообразования на рынке. Цена равновесия

Концепция эластичности спроса

Учение о статике и динамике

Макроэкономическое равновесие

Разложение всего дохода на отдельные части

Общественная максимальная полезность

Приоритетное исследование проблем сферы обращения, а не производства

А. Маршал

(1842-1924) Л. Вальрас

(1834-1910)

Дж.Б. Кларк

(1847-1938)

В. Парето

(1848-1923)

Институционализм

ХХ в.

Институты – первичный элемент движущей силы общества в экономике и вне ее.

Предмет анализа – как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития

Государственное вмешательство в экономику

Т.Веблен

(1857-1929)

Д.Р. Коммонс

(1862-1945)

У.К. Митчелл

(1874-1948)

Дж. Гелбрейт

(1908-2006)

Кейнсианство

Первая половина XX в.

Анализ экономики в состоянии депрессии

Замена принципа ограниченных ресурсов условием недоиспользования мощностей и безработицей в условиях депрессии

Экономическая политика государства

Экономикс. Поиск оптимальных методов регулирования экономики

Д.М. Кейнс

(1883-1946)

Монетаризм

Начало XX в.

Анализ денежного обращения в рыночном хозяйстве

Законы движения денежной массы, являющийся «первоосновой экономического развития»

Деньги как экономическая субстанция, «играющая, определяющую роль в колебательном движении экономики»

Взаимосвязи между объемом денежной массы и объемом производства

М. Фридмен

(1912-2006)

И. Фишер

(1867-1947)

Новая политическая экономия

XX в.

Поиск оптимального порядка в рыночном хозяйстве

Дж. Ф. Мут

(1930-2005)

Р. Лукас

(1937) П. Самуэльсон

(1915-2009)

studfiles.net

Основные этапы развития экономической теории

Экономическая теория начала зарождаться и формироваться в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями.

В самостоятельную сферу знаний экономическая теория выделилась лишь в эпоху становления буржуазных отношений. В 1615г. А. Монкретьен опубликовал книгу «Трактат политической экономии» и с этого момента экономическая теория существует как самостоятельная наука.

Этапы развития экономической теории:

Меркантилизм – (от итал. mercante – торговец). Источником богатства меркантилисты считали торговлю и в первую очередь внешнюю торговлю. Общественное богатство отождествлялось с денежным металлом (золотом), которого тем больше поступало в страну, чем быстрее развивался экспорт товаров. Меркантилисты проповедовали политику активного протекционизма в целях обеспечения превышения вывоза товаров из страны над ввозом.

Физиократия (hysis – природа, kratos – власть). Известнейшие представители — Ф. Кенэ, А. Тюрго. Источником богатства физиократы признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.

— Классическая экономическая школа – У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо — объектом исследования выступает производство как таковое независимо от его отраслевых особенностей. Классическая школа стала основателем трудовой теории стоимости, глубоко исследовала такие экономические категории, как товар деньги, закон стоимости, прибыль, рента и т.д.

Марксизм – развил теорию прибавочной стоимости, заработной платы, средней прибыли, цены производства, ренты, цены земли и т.д.

Вульгарная политическая экономия – создала теорию трех факторов производства – земли, труда и капитала.

Современный этап развития экономической теории:

Неоклассическое направление – положен принцип невмешательства государства в экономику. Неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил.

Неокейнсианство – базируется на идеях Дж. М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы. Сторонники этого направления выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику. Идеи государственного регулирования экономики придерживаются также монетаристы. Монетаризм — экономическая теория (сер. 50-х гг.) приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта.

— Институционально – социологическое направление – рассматривает экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием как экономических, так и политических, социально-психологических, социальных факторов.

Объектом исследования считаются такие «институты», как корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (обычаи, привычки, инстинкты и т.д.)

 Основные термины и понятия экономической теории | Описание курса | Общественное производство и его структура 

   

profmeter.com.ua

Вопрос 3. Основные этапы развития экономической теории

Ответ

Экономическая теория как наука начинается с того момента, как она стала выступать в качестве системы знаний о развитии экономики, общества со своими законами и закономерностями, принципами и методами. По мнению историков экономической мысли, это произошло на рубеже 17 – 18 веков – в период становления капитализма.

Первой школой экономической теории был меркантилизм. Это понятие в научный оборот ввел представитель данной теории А. Монкретьен в работе «Трактат политической экономии» (1615). Основными объектами исследования у меркантелистов были сфера обращения, торговля, особенно внешняя. Экономика, хозяйство рассматривались как объект государственного управления. Источником богатстсва меркантелисты признавали внешнюю торговлю.

Вторая школа экономической теории 18 века представлена физиократами. Учение физиократов нашло отражение в работах Ф. Кенэ и А. Тюрго. Физиократы перенесли исследование на сельскохозяйственное производство, считая его основным, а единственно производительным трудом – земледельческий. Ф. Кенэ создал первую в истории экономической мысли модель общественного воспроизводства. В знаменитой «Экономической таблице» дал классический анализ процесса воспроизводства и реализации с учетом классовой структуры общества, показал значение макроэкономических пропорций, положив начало классической политической экономии во Франции.

Подлинное развитие экономической теории начинается с классической школы. В основных работах ее представителей – У. Петти («Трактат о налогах и сборах» 1662), Ф.Кенэ («Экономическая таблица», 1758), А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776), Д. Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения», 1817) дана история становления и формирования экономической теории как науки. Классическая школа перенесла исследование из сферы обращения в сферу производства и воспроизводства, положила начало трудовой теории стоимости, провела исследования производственных отношений в тесной связи с производительными силами – с развитием земледелия, мануфактуры, промышленного переворота.

Во второй половине 19 – началу 20 века из классической школы выделилось несколько направлений. Одно из направлений – неоклассическое – представлено работами К. Менгера, Э. Бем – Баверка, Л. Вальраса, Дж. Кларка, А. Маршалла. В неоклассическом направлении выделяют историческую школу (В. Замбарт, М. Веблен), институционализм (Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт), маржинализм (Дж. Кларк, К. Менгер, Ф. Хайек). Неоклассики исследуют конкретные хозяйственные процессы, поведение предприятий и фирм, механизм свободного рынка, конкуренции. Представителями неоклассического направления созданы теории предельной полезности, частичного равновесия, совершенной конкуренции, чистой монополии, общего равновесия.

Одним из постклассических направлений конца 19 века стал марксизм – ленинизм. К. Маркс в «Капитале», Ф. Энгельс в «Анти – Дюринге», В. Ленин в «Империализме, как высшей стадии капитализма» исследовали зарождение, развитие и трансформацию капитализма в империализм.

Неоклассическое направление как теория свободного предпринимательства возродилось в 70 – 80-е годы 20 века в монетаризме (М. Фридман, Ф. Хайек) – теории, где деньги и денежное обращение признаются главными пружинами рыночного регулирования и саморегулирования, способными обеспечить бескризисное развитие экономики.

В 30–е годы 20 века в экономической теории как самостоятельное направление выделилось кейнсианство. В работах Дж. Кейнса ( в частности, «Общая теория занятости, процента, денег», 1936 г.) обоснованы методы государственного регулирования экономики, которые позволяют избежать безработицы.

В первой половине 1950–х годов неокейнсианство (Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен) восприняло основные положения теории Дж. Кейнса, разработало теории темпов и факторов роста, модели экономического роста.

В последние годы экономисты все чаще приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования производства и свободного рыночного государственного регулирования, рыночного стимулирования. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Дж. Хикс, П. Самуэльсон), как сочетание государственного и рыночного регулирования экономики. Симбиоз государственного производства и частного предпринимательства дает смешанный тип экономики.

Вопрос 4. Потребности, экономические блага и интересы

Ответ

Целью производства является удовлетворение потребностей людей. Потребность- это состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить, или состояние неудовлетворенности, из которого он желает выйти. Спектр потребностей весьма широк. Они могут быть личными и общественными. По степени неотложности потребности можно классифициро­вать на основные (или существенные), безопасности, социальные, стоимостной оценки, развития. В современной экономической литературе потребности чаще всего подразделяются на материальные (пища, одежда, жилище и др.) и нематериальные (образование, искусство, развлечения и т. п.). Их еще называют первичными (необходимые, незаменяемые) и вторичными (избыточные, заменяемые). В зависимости от субъекта потребности можно разделить на потребности индивида, потребности отдельных групп общества, потребности общества в целом. Потребности бывают экономическими и неэкономическими. Экономические – это те потребности, для удовлетворения которых необходима трудовая деятельность. Неэкономические потребности могут быть удовлетворены без приложения труда (например, потребность в воздухе, чтобы дышать).

Потребности можно представить в виде пирамиды. Такой подход был предложен американским экономистом Маслоу. Согласно Маслоу, выделяют следующие потребности:

— базисные – голод, жажда, сон, жилище;

— гарантированные – направленные на то, чтобы обеспечить удовлетворение базисных потребностей в будущем;

— социальные – вытекают из социальных контактов индивида и представляют собой стремление жить в обществе, общаться с себе подобными;

— оцененные – проявляются в стремлении признания индивида другими людьми, в подтверждении его значимости;

— в развитии – нацелены на саморазвитие и удовлетворяются путем признания индивида обществом.

Потребности создают заинтересованность в производственной деятельности, предопределяют направленность развития производства.

Производство призвано удовлетво­рять потребности путем создания благ и услуг. Совокупность благ и услуг делится на экономические бла­га и естественные. Экономическое благо – это вещь или услуга, способная удовлетворять какую – либо человеческую потребность и являющаяся результатом производства. Естественные или свободные блага — это созданные и предоставляемые природой блага. Неотъемлемое свойство всех благ – полезность, т. е. способность благ удовлетворять потребность.

Экономические интересы как экономическая категория выражают отношения людей по поводу производства и присвоения материальных и духовных благ и услуг. Интересы бывают реальные, идеальные, материальные и духовные, экономические и социальные. Интересы подразделяют на личные, семейные, групповые, классовые, национальные, интернациональные.

 

Вопрос 5. Ресурсы и факторы производства

Ответ

Процесс создания благ и услуг – это производство. Чтобы производство состоялось, экономика должна располагать определенными ресурсами. Экономическая теория различает ресурсы и факторы производства. Ресурсы производства – это совокупность природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания различных благ. Ресурсы производства подразделяются на четыре группы: природные, материальные, трудовые и финансовые. Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому их называют базовыми. Возникшие на рыночной ступени развития финансовые ресурсы называются производными. Ресурсы в каждый момент времени ограничены по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть абсолютной (ресурсы вообще невозможно увеличить) либо относительной (ресурсы можно увеличить, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей).

Факторы производства – это уже вовлеченные в процесс производства ресурсы. Понятие «ресурсы производства» более широкое, чем «факторы производства». В экономической теории существует два подхода к классификации факторов производства.Марксистская теория ха­рактеризует производство взаимодействием вещественного и личного факторов: к вещественному принадлежат средства труда и предметы труда, к личному — рабочая сила. Предметы труда – это вещь или комплекс вещей, которые подвергаются воздействию человека в процессе производства. Средства труда – это комплекс вещей, с помощью которых человек непосредственно осуществляет производство материальных благ (здания, сооружения, машины, оборудование). Средства труда и предметы труда, вместе взятые, составляют средства производства. Рабочая сила – это способность человека к труду. Рабочая сила и средства производства составляют производительные силы общества.

Второй подход к классификации факторов производства распространен в западной экономической теории. Он основан на теории «трех факторов». Теория «трех факторов» изначально опиралась на естествен­ный фактор — землю (и природные ресурсы), капитал (инвести­ционные ресурсы) и труд (физические и умственные способ­ности, применяемые в производстве). В настоящее время учитыва­ется еще один фактор — предпринимательские способности.

Земля — естественный фактор производства, означающий все используемые в производственном процессе природные ресурсы. Природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества. В эту категорию входят пахотные земли, леса, месторождения природных ископаемых и т.д.

Капитал – это созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг. Это сырье, материалы, машины, оборудование, технологии, интеллектуальный продукт и др.

Труд – целенаправленная деятельность человека, применение совокупности его физических и умственных способностей для достижения какого–либо результата.

Предпринимательская деятельность – особый вид деятельности по координации всех факторов производства и поиску их новых сочетаний.

В теории «Экономикс» факторы производства отождествляются с экономическими ресурсами.

 




infopedia.su

Основные этапы развития экономической теории

Количество просмотров публикации Основные этапы развития экономической теории — 287

 

Экономическая мысль возникла в глубокой древности, прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы отдельной науки. Самостоятельное развитие экономика начала в эпоху зарождения капитализма. Ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в данном развитии. Остановимся на некоторых вехах развития экономической теории (табл. 1.1).

Изучив общественные характеристики базовых направлений развития экономической теории, можно сделать вывод, что ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в какой-либо мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции определœенной социальной группы и определœенного периода.

Таблица 1.1 Характеристика базовых школ и направлений развития экономической теории

Школы, направления н их представители Период формирования Основные идеи
Меркантилизм — первая школа экономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин XVI-XVII вв. 1.Главное богатство общества— это деньги (золото и серебро). 2.Источник богатства — сфера обращения (торговля и денежный оборот). 3.Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать нужно только сферу обращения
Школа физиократов (природа и власть). Франсуа Кенэ(1694- 1774), француз XVII в. 1.Истинным богатством нации выступает продукт, произведенный в сельском хозяйстве. 2.Первыми попытались вывести прирост богатства из процесса производства, а не обращения
Английская классическая политэкономия. Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане XVII-XIX вв. 1.Богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере обращения. 2.Главный источник богатства — труд. 3.Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всœех товаров. 4.Заложила основы трудовой теории стоимости
Марксизм. Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немцы С середины XIX в. 1.Разработаны теория стоимости и теория прибавочной стоимости. 2.Открыт закон стоимости как закон развития товарного производства. 3.Разработана теория воспроизводства и экономических кризисов. 4.Открыты экономические законы капиталистического способа производства
Неоклассическое направление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин С конца XIX в. 1. Частнопредпринимательская рыночная система, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. 2. Государство создает благоприятные условия для функционирования рыночной экономики
Кейнсианство. Джон Кейнс (1883-1946), англичанин С 1930-х гᴦ. 1. Разработана теория спроса и предложения, а также равновесной цены. 2. Государство должно активно регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать социально-экономическую стабильность общества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства. 4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эффективного инвестирования
Неоклассический синтез. Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы С 1950-х гᴦ. 1. Учитывая зависимость отразвития экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор — денежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм способен сам устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением
Монетаризм. Милтон Фридман (1912), американец С 1970-х гᴦ. 1. Выдвинул монетарную теорию национального дохода и новый вариант количествен ной теории денеᴦ. 2. Главный способ воздействия на экономику — государственное регулирование через эмиссию, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы

1.5. Типы экономических систем: рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика

В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы экономических систем: дверыночные (рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм)) и две нерыночные системы (традиционная и административно-командная).

Рыночная экономика — это экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения.

Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла высокого уровня развития, стала цивилизованной и социально ограниченной. Основные черты рыночной экономики представлены в таблице 2.1.

Таблица Характеристика рыночной экономики

Основные черты рыночной экономики: 1)основа экономики — частная собственность на средства производства; 2)многообразие форм собственности и хозяйствования; 3)свободная конкуренция; 4)рыночный механизм ценообразования; 5)саморегулирование рыночной экономики; 6)договорные отношения между хозяйствующими субъектами; 7)минимум вмешательства государства в экономику  
Основные достоинства: Основные недостатки:
1)стимулирует высокую эффективность производства; 2)справедливо распределяет доходы по результатам труда; 3)не требует большого аппарата управления и др. 1) усиливает социальное неравенство в обществе; 2) вызывает нестабильность в экономике; 3) безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др

Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась в XVIII в., но значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную экономику. Основные черты рыночной экономики свободной конкуренции:

1) частная собственность на экономические ресурсы;

2) рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции;

3) большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателœей каждого товара.

Современная рыночная экономика (современный капитализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраиваться, приспосабливатьсяк изменяющимся внутренним и внешним условиям. Ее основные черты:

1) многообразие форм собственности;

2) развитие научно-технического прогресса;

3) активное воздействие государства на развитие национальной экономики.

Традиционная экономика — это экономическая система, в которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями. Основные черты традиционной экономики:

1) частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев;

2) крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов;

3) общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;

4) преобладание ручного труда. Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика) — это экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, берущим на себя функции организатора хозяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Для административно-командной экономики характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из ʼʼцентраʼʼ управления плановыми заданиями.

Основные черты административно-командной экономики:

1) основа — государственная собственность;

2) абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы;

3) жесткая централизация в распределœении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности;

4) существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства.

Положительные стороны административно-командной экономики.

1. Путем концентрации ресурсов она может обеспечить достижение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).

2. Административно-командная экономика в состоянии обеспечить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа͵ стабильная и постоянно возрастающая зарплата͵ бесплатное образование и медицинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.

3. Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).

Отрицательные стороны административно-командной экономики.

Исключает частную собственность на экономические ресурсы.

Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

Государство полностью контролирует производство и распределœение продукции, благодаря чему исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

Смешанная экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определœенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.

Смешанная экономика — тип современной социально-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной собственностью (20-25%) На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства (крупное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)).

Смешанная экономика — это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны.

Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь представлено в значительно меньшей степени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. По этой причине здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определœенная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных законов.

Россия практически первая в мире применила опыт административно-командной экономики в форме государственного социализма. На современном этапе Россия начинает использовать основные элементы смешанной экономики.

1.6. Модели экономических систем: американская, шведская, японская. Российская модель переходной экономики

Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Рассмотрим некоторые наиболее известные национальные модели экономических систем.

Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и культуры, обогащения наиболее активной части населœения. Малообеспеченным слоям населœения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

Шведская модель отличается сильной социальной направленностью, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счёт перераспределœения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населœения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.

Главной для шведской модели является социальная направленность за счёт высокого налогообложения (более 50% ВНП). Достоинство шведской модели — сочетание относительно высоких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населœения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населœения, высок уровень социального обеспечения граждан.

Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населœения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счёт этого достигают снижения себестоимости продукции и резкого повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интересам конкретного человека, готовности населœения идти на определœенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер.
Размещено на реф.рф
Планы представляют из себягосударственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при этом активное заимствование из других стран всœего, что нужно для развития страны.

Российская модель переходной экономики. После длительного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 — начале 1990-х гᴦ. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача российской модели переходной экономики — это формирование эффективной рыночной экономики с социальной направленностью.

Условия для перехода к рыночной экономике сложились неблагоприятными для России. Среди них:

высокая степень огосударствления экономики;

2) почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении теневой экономики;

3) долгое существование нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населœения;

4) искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хозяйства была снижена;

5) неконкурентоспособность отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Основные условия формирования рыночной экономики в России:

1) развитие частного предпринимательства на базе частной собственности;

2) создание конкурентной среды для всœех хозяйствующих субъектов;

3) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для эффективного роста;

4) эффективная система социальной защиты населœения;

5) открытая, конкурентоспособная на мировом рынке экономика.

1.7. Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить? Для кого производить?

Любое общество независимо от того, насколько оно богато или бедно, решает три базовых вопроса экономики: какие товары и услуги крайне важно производить, как и для кого.

Эти три основополагающих вопроса экономики являются решающими (рис. 2.1).

Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном районе и в данное время?
Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу? Как должен быть распределœен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?
При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги ?

Рис. 2.1. Основные вопросы экономики

Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить всœе и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что крайне важно в данный момент производить: мороженое или рубашки? Небольшое количество дорогих качественных рубашек или много дешевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или крайне важно больше выпускать товаров производственного назначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в будущем поднимут производство и потребление?

Иногда выбор должна быть достаточно трудным. Существуют слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия большей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить и одеть населœение. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населœения, крайне важно наращивать объёмы производства, но для этого необходимы перестройка национального хозяйства, модернизация производства.

Как должны быть произведены товары и услуги? Существуют различные варианты производства всœего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строительства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание должна быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие — государство. Решение о выпуске автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой — частные фирмы.

Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределœения. Чтобы удовлетворить всœе потребности, крайне важно понять механизм распределœения продукта. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать пользу? Должны всœе члены общества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет — интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судьбы? Решения данных проблем определяют цели общества, стимулы его развития.

Основные экономические проблемы в различных социально-экономических системах решаются по-разному. К примеру, в рыночной экономике всœе ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предложение, цена, прибыль, конкуренция.

ʼʼЧтоʼʼ решается платежеспособным спросом, голосованием денеᴦ. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять желания потребителя.

ʼʼКакʼʼ решается производителœем, который стремится получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

ʼʼДля когоʼʼ решается в пользу различных групп потребителœей с учетом их доходов.

referatwork.ru

Основные этапы развития экономической теории

 

Экономическая наука является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономической теории – это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от древности до сегодняшних дней. Интересно вспомнить, что Пушкин А.С., которому царь Николай 1 поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию. В конце XIX в. Н.Бунге в книге «Основания политической экономии» отмечал, что политическая экономия не существует у тех народов, которые стоят на низкой ступени общечеловеческого развития.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории (политической экономии) не только не иссяк, но активно возрастает. И объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и в Беларуси в частности. Видный американский ученый П. Самуэльсон назвал экономическую теорию королевой наук. Лауреат Нобелевской премии М. Фридмен писал, что экономика – очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты и могут быть записаны на одном листе бумаги, тем не менее их понимают немногие. Данная наука, отражающая сложный мир хозяйствования, требует от читателя, по словам известного в мире немецкого специалиста по истории экономической мысли А.Хейлброннера, «выносливости верблюда и терпения святого».

В отечественной и зарубежной литературе выделяют следующие периоды (этапы) развития экономической теори:

меркантилизм (поиск источников богатства в обращении)

физиократизм (поиск источников богатства в производстве)

классицизм (отрицание регулирования рынка государством)

марксизм (теория трудовой стоимости; исследование рынка с позиции производителя)

кейнсианство (государственное регулирование рынка, создание макроэкономики).

Выпускники высших учебных заведений в современных условиях должны уметь разобраться в широком круге экономических вопросов, оценить консервативные и позитивные тенденции общественного развития, чтобы самостоятельно определить свою позицию в преобразованиях, быть готовыми к практической деятельности и иметь определенное миропонимание. Эту задачу призваны решить ряд курсов общественных наук, в том числе и курс экономической теории.

Современные школы и направления экономической теории

Экономикс

Современная экономическая теория, известная под названием «Экономикс», имеет в своей основе маржинальную экономическую теорию, представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм.

Курс «Экономикс» впервые начал читаться в Кембриджском университете А.Маршаллом в 1902г., он сменил курс политической экономии классической школы Дж.С.Милля. В 1890 г. вышла книга Альфреда Маршалла (1842 – 1924) «Принципы Экономикс», которая у нас переведена как «Принципы политической экономии», и здесь нет ошибки, так как А.Маршалл под термином «Экономикс» подразумевал политическую экономию. Дж.М.Кейнс, ученик А.Маршалла, назвал своего учителя величайшим экономистом XIX в.

Экономический кризис в конце XIX столетия и почти двадцатилетняя депрессия показали несостоятельность государственного вмешательства в экономику, и А.Маршалл, воспевавший идею свободной конкуренции и рынка, не мог не ограничивать роль государства в рыночной экономике, что и получило отражение в новом термине, в котором исчезла первая часть прежнего названия науки.

Сегодня под таким названием выходят в свет многочисленные учебники по экономической теории.

При более внимательном изучении курса «Экономикс» можно отметить, что «Экономикс» — многозначное понятие, характеризующее:

1)специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро-, мезо- и макроуровнях;

2)науку, носящую более прикладной характер по сравнению с политической экономией, имеющей более абстрактный характер;

3)цикл учебных дисциплин в вузах США и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.

Сегодня выделяют четыре важнейших направления экономической теории:

— неоклассическое;

— неокейнсианское;

— марксистское;

— институционно-социологическое.

Неоклассика

Неоклассическое направление формулирует субъективную теорию стоимости (в отличие от трудовой теории стоимости в классической политэкономии) и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступают спрос и предложение, потребность и потребление. Основные представители этого направления – А.Маршалл, К.Кобб, П.Дуглас.

К неоклассическому направлению примыкают современные теории монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета, установлению высокого кредитного банковского кредита.

Американский ученый-экономист Милтон Фридмен (р.1912) – один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г.

В России с монетаристской теорией связывают имя Егора Гайдара.

Неолиберализм – течение, согласно которому необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип классической политической экономии А.Смита), ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и увеличить благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы предпринимателям — торговцам в хозяйственной деятельности.

Главными теоретиками концепции экономического либерализма XX в. являются американский экономист австрийского происхождения Людвиг фон Мизес (1881 – 1973) и его блестящий ученик Август фон Хайек (1899 – 1992).

Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик, государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард (1897 – 1977) создал теорию социально ориентируемого рыночного хозяйства, воплотил ее на практике. Основные положения этой теории: необходимость свободной цены, свободной конкуренции, правильное соотношение спроса и предложения, равновесие экономики, государство призвало гарантировать эти условия в рыночном хозяйстве и обеспечить социальную направленность в его развитии. Эта теория изложена в книге «Благосостояние для всех», опубликованной в 1956 г.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является лорд Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А.Смита и К.Маркса. В его главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) изложены теория и программа государственного регулирования экономики. Эта теория получила широкое распространение в правосоциалистической литературе и приобрела многочисленных сторонников (У.Беверидж, С.Харрс, А.Хансен, Р.Харрод, Дж.Робинсон, А.Лернер и другие), оказав существенное влияние на экономическую политику ряда западных стран. Дж.Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Рикардо, а также из экономической теории марксизма (в частности, из марксистской теории воспроизводства), что дало повод для утверждения о возможности «перебросить мост» между кейнсианством и марксизмом. Главной ключевой проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективного спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости, предельная эффективность капитала и нормы процента.

В современном кейнсианстве доминируют две тенденции: американская, связанная с именами ряда экономистов США, и европейская, связанная прежде всего с исследованиями французских экономистов. В числе американских последователей учения Дж.Кейнса чаще всего упоминаются Э.Хансен, С.Харрис, Дж.М.Кларк и др.

Марксизм

Третьим направлением современной экономической мысли, чрезвычайно популярным в ряде мировых стран до недавнего времени, был марксизм, который дополнен и несколько переработан советскими экономистами и экономистам стран бывшей мировой социалистической системы до 80-х годов 20века.

Основными теоретическими составляющими марксистской теории являются: теория трудовой стоимости, теория прибавочной стоимости, теория воспроизводства, теория капитала, процента и денег, формационная концепция развития цивилизации и др. Основной труд «Капитал» в 4-х томах (три тома «Капитала» и четвертый под названием «Теории прибавочной стоимости»). Сегодня мы обвиняем марксизм в догматизме. Нельзя не признать, что марксизм – это существенный этап в развитии экономической теории. Поль Самуэльсон особо выделяет в истории экономической мысли лишь трех выдающихся мыслителей, оказавших определяющее влияние на развитие экономической теории: А.Смита, К.Маркса, Дж.Кейнса. Другой видный американский ученый, Дж. Гэлбрейт, считал, что ученее К.Маркса слишком ценно, чтобы его целиком отдать марксистам. Йозеф Шумпетер также относил К.Маркса к великим ученым, но это не мешало ему критиковать марксизм. В начале XX в. учение К.Маркса подвергалось критике в работах русских экономистов (например, Туган-Барановского, Рубина, Железнова и др.).

Нельзя не отметить, что накопление догм представляет собой явление неизбежное в любой науке. Так, была абсолютизирована теория условных рефлексов Павлова И.П., пик этой абсолютизации пришелся на 50-е годы XX столетия. Догма – это бесполезная истина. То, что было истиной на одном этапе движения мысли в процессе познания, на другом ее этапе абсолютизируется, становится аксиомой с застывшим содержанием и является уже бесполезной. Но жизнь меняется, не могут не меняться и наши представления о жизни, тогда и возникает потребность в новых концепциях, новых подходах, новой парадигме, требующих изменения самого хода общественной мысли.

Институционализм

Четвертым и все более привлекающим внимание ученых в конце XX в. является институционально-социологическое направление, его представители: Т.Веблен, У.Митчелл, Дж.Гэлбрейт. Название концепции происходит от латинского слова institutum – установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношение между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внешнеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и юридической нормы. В этом направлении экономической теории отмечаются недостатки капитализма: засилье монополий, недостатки свободной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, отдельные пороки «общества потребления» (такие, как бездуховность и т.д.).

 

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя термин «экономика»?

2. Что изучает экономическая теория?

3. Что объединяет политическую экономию, экономикс, экономическую теорию?

4. Определите логическую зависимость понятий: экономическая наука, экономическая теория, экономическая политика, хозяйственная практика

5. Дайте определение экономическому закону и приведите известные Вам классификации экономических законов

6. Определите понятия «методология», «методика» и приведите примеры правильного их употребления

7. Дайте краткую характеристику основным этапам становления экономической теории как науки

8. Коротко охарактеризуйте современные направления экономической теории

 

Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в
экономике.

 

2.1. Понятие и классификация потребностей.

2.2. Производство и экономика. Простые элементы процесса труда

2.3. Ресурсы и факторы производства

2.4. Проблема выбора в экономике

2.5. Экономический рост: сущность, значение, типы

2.6. Понятие экономической и социальной эффективности. Показатели, пути и факторы повышения эффективности.

 

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ

 

Понятие и классификация потребностей, ресурсы (факторы) производства, проблема выбора в экономике, кривая производственных возможностей, вмененных издержек, экономического роста, экономической и социальной эффективности




infopedia.su

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *