Эклектическая концепция – 1.1. Проблема локализации высших психических функций, Раздел 1. Мозговые механизмы высших психических функций, Часть II. Основы нейропсихологии. Основы клинической психологии. Репина Н. В. Страница 20. Читать онлайн

термины по нейропсихологии

Терминологический
словарь

по
дисциплине «Основы нейропсихологии»

1.
Нейропсихология

— это отрасль психологической науки,
сложившаяся на стыке психологии, медицины
(нейрохирургии, неврологии) и физиологии,
изучающая мозговые механизмы высших
психических функций на материале
локальных поражений головного мозга.

2.
Высшие психические функции

— сложные психические процессы,
прижизненно формирующиеся, социальные
по своему происхождению, опосредствованные
по психологическому строению и
произвольные по способу своего
осуществления (Л.С. Выготский).

3.
Функциональная система

— динамическая совокупность различных
органов и систем, формирующаяся с целью
достижения приспособительного (полезного)
для организма результата (П.К. Анохин).

4.
Нейропсихологический симптом

– нарушение психической функции,
возникающее вследствие локального
поражения головного мозга (или вследствие
иных патологических причин, приводящих
к локальным изменениям в работе мозга).

5.
Мозговые механизмы высшей психической
функции

(морфофизиологическая основа психической
функции) – совокупность морфологических
структур (зон, участков) в коре больших
полушарий и в подкорковых образованиях
и протекающих в них физиологических
процессов, входящих в единую функциональную
систему и необходимых для осуществления
данной психической деятельности.

6.
Нейропсихологический синдром

– закономерное сочетание нейропсихологических
симптомов, обусловленное поражением
(выпадением) определенного фактора (или
нескольких факторов).

7.
Нейропсихологический фактор

– структурно-функциональная единица
работы мозга, характеризуется определенным
принципом физиологической деятельности,
нарушение которой ведет к появлению
нейропсихологического синдрома.

8.
Синдромный анализ

– анализ нейропсихологических синдромов
с целью обнаружения общего основания
(фактора), объясняющего происхождение
различных нейропсихологических
симптомов; изучение качественной
специфики нарушений различных психических
функций, связанных с поражением
(выпадением) определенного фактора;
качественная квалификация
нейропсихологических симптомов (синоним
– факторный анализ).

9.
Нейропсихологическая диагностика

– исследование больных с локальными
поражениями головного мозга с помощью
клинических нейропсихологических
методов с целью установления места
поражения мозга (топического диагноза).

10.
Локализация высшей психической функции
(мозговая
организация высшей психической функции)
– центральное понятие теории системной
динамической локализации высших
психических функций, объясняющее связь
мозга с психикой как соотношение
различных звеньев (аспектов) психической
функции с разными нейропсихологическими
факторами (т.е. принципами, присущими
работе той или иной мозговой структуры
– корковой или подкорковой).

11.
Полифункциональность мозговых структур

способность мозговых структур (и прежде
всего ассоциативных зон коры больших
полушарий) перестраивать свои функции
под влиянием новых афферентных
воздействий, вследствие чего происходит
внутрисистемная и межсистемная
перестройка пораженных функциональных
систем.

12.
Норма функции

– понятие, на котором базируется
нейропсихологическая диагностика
нарушений высших психических функций;
показатели реализации функции (в
психологических единицах продуктивности,
объема, скорости и т.д.), которые
характеризуют средние значения в данной
популяции.

13.
Межполушарная
асимметрия мозга

– неравноценность, качественное различие
того «вклада», который делают левое и
правое полушария мозга в каждую
психическую функцию; различия в мозговой
организации высших психических функций
в левом и правом полушариях мозга.

14.
Функциональная специфичность больших
полушарий

– специфика переработки информации и
мозговой организации функций, присущая
левому и правому полушариям мозга и
определяемая интегральными полушарными
закономерностями.

15.
Межполушарное взаимодействие

– особый механизм объединения левого
и правого полушарий мозга в единую
интегративную целостно работающую
систему, формирующийся под влиянием
как генетических, так и средовых факторов.

16.
Узкий локализационизм

— нейропсихологическое направление, в
котором психологические функции
рассматриваются как единые и неразложимые
на составные части «психические
способности» и которые реализуются
за счет работы узко локализованных
участков коры головного мозга.

17.
Антилокализационизм

— нейропсихологическое направление, в
котором признается, что мозг представляет
собой единое и недифференцированное
целое, работа которого в равной степени
обусловливает функционирование всех
психических процессов.

18.
Эклектическая концепция

— нейропсихологическое направление,
согласно которому локализовать в
определенных участках можно лишь
относительно элементарные сенсорные
или моторные функции. Однако высшие
психические функции связаны со всем
мозгом равномерно.

19.
Симультанность

психологии) [лат. simul — в одно и то же
время] — практическая одновременность
протекания каких-либо психических
процессов ввиду их свернутости и
автоматизированности. Например,
симультанным является смысловое
восприятие устной речи на родном и
иностранном языке переводчиком —
синхронистом. Если человек недостаточно
владеет иностранным языком, процесс
смыслового восприятия и перевода
иноязычной речи становится развернутым
(сукцессивным). При некоторых психопатологиях
(например, афазии, акалькулии, амузии и
др.) в основе всех нарушений лежит распад
симультанного анализа и синтеза.

20.
Сукцессивность

(в психологии) [англ. successive — последующий,
следующий один за другим] — развернутая
последовательность протекания какого-либо
процесса. Например, речь или движение
руки представляют собой сукцессивный
процесс. Однако при некоторых видах
патологий (например, персеверациях)
сукцессивный процесс может нарушаться,
и тогда у больного наблюдаются сбои при
переключении от одного движения к
другому, проявляются инертность, речевые
затруднения и т. п. (Л.А. Карпенко).

21.
Клиническая нейропсихология

– изучает общее структурирование
головного мозга, причины нарушения
деятельности.

22.
Экспериментальная нейропсихология

– задействует помимо психологических
механизмов, эмоциональную сферу,
двигательные и когнитивные функции.

23.
Реабилитационная нейропсихология

– рассматривает динамику восстановления
психических процессов у нейрохирургических
больных.

24.
Психофизиология локальных поражений
мозга

– позволяет проследить отдельные
аспекты нарушений.

25.
Нейропсихология нормы и индивидуальных
различий

– прослеживает изменение нейропсихологического
фона у здоровых людей.

26.
Кора
больших полушарий головного мозга или
кора головного мозга (
лат.
cortex cerebri)

структура головного
мозга,
слой серого
вещества
толщиной 1,3—4,5 мм, расположенный по
периферии полушарий
большого мозга,
и покрывающий их.

27.
Архитектоникой
коры головного мозга

называют учение об особенностях
морфологической структуры различных
областей коры. Цитоархитектоника
изучает особенности клеток коры,
миелоархитектоника
— особенности различных участков коры
в отношении мякотных нервных волокон.

28.
Конвекситальная кора

— поверхность головного мозга, прилегающая
к лобным, теменным, височным и затылочным
костям черепа. (т.е. расположена снаружи,
она обеспечивает работу третьего блока
и связана с двигательными механизмами).

29.
Базальная кора

— поверхность мозга, прилегающая к
основанию черепа.

30.
Медиальная кора

— срединная плоскость (поверхность)
мозга.

31.
Первичные зоны

— участки коры головного мозга, куда
непосредственно поступают нервные
импульсы (раздражения, сигналы) от всех
органов чувств человека. Находятся как
на поверхности тела (зрение, слух,
обоняние и т.д.), так и внутри его (рецепторы
боли, давления…). В этих первичных зонах
происходит обработка всей поступающей
информации и принятие первичных решений;
это либо рефлекторный
ответ (например, отдергивание руки при
ожоге), либо передача этой информации
в лобные доли для принятия осмысленного
решения, (как поступить, увидев знакомого
человека). Это может быть также сочетание
рефлекторного ответа плюс осмысленная
реакция в дальнейшем на произошедшее
событие.

32.
Вторичные поля,

или периферические зоны анализаторов,
которые связаны с отдельными органами
только через первичные поля. Они служат
для обобщения и дальнейшей обработки
поступающей информации. Отдельные
ощущения синтезируются в них в комплексы,
обусловливающие процессы восприятия.
При поражении вторичных полей сохраняется
способность видеть предметы, слышать
звуки, но человек их не узнает, не помнит
их значения. 

33.
Третичные поля

находятся в задней половине коры — на
границах теменных, височных и затылочных
ее областей и в передней половине — в
передних частях лобных областей. Здесь
происходят процессы высшего анализа и
синтеза. В третичных полях на основе
синтеза всех афферентных раздражении
и с учетом следов прежних раздражении
вырабатываются цели и задачи поведения.
Согласно им происходит программирование
двигательной деятельности.

studfiles.net

Эклектический подход

При
исследовании тех или иных психических
процессов и состояний часто применяется
эклектический подход, синтезирующий
точки зрения различных школ
.
По сути
происходит интеграция разных представлений
о психических процессах в общую концепцию.
Интеграция (от лат. integer –
целый) представляет собой процесс
объединения частей в целое. Для эклектизма,
в отличие от интеграционизма, характерна
ориентация на эмпирическую эффективность
выбранных методов из различных
психотерапевтических систем. Эклектическая
психотерапия ориентирована на реальный
результат, который не всегда теоретически
осмыслен и чаще не подвергается научной
рефлексии. Следует отметить, что
большинство из современных
психотерапевтических направлений
(число которых насчитывается по разным
источникам от 250 до 400), относятся к сугубо
практической деятельности, очень
отдаленно связанной с
теоретической. Это свидетельствует об
объективной необходимости синтеза
разнородного и чрезмерного по масштабам
психотерапевтического материала в
некой общей теоретической системе,
отличающейся более высокой степенью
абстракции, чем предыдущие, и опирающейся
на ясную методологическую базу. Таких
интегративных моделей так же может быть
достаточно много, но все же их
предположительное число будет значительно
меньше существующего, что значительно
облегчит усвоение психотерапевтических
знаний и создаст условия для взаимопонимания
между представителями различных школ
и направлений.

Существует
принципиальное отличие интегративной
психотерапии от
эклектической:

        
эклектическая
психотерапия ориентирована на метод и
ситуативный результат;

        
интегративная
психотерапия ориентирована на идею,
стоящую за любым методом, и предвосхищаемый
результат.

Другими
словами,
интегративная
психотерапия не работает с методом
отдельно от идеи.

Резюме

Представления
о человеке в разных психологических
школах неоднородно и напрямую связано
с выбором основополагающей концепции
личности и её развития. Наиболее ярко
выделяются три направления:
психоаналитическое,
бихевиоральное и гуманистическое
.

Психологи
бихевиорального направления сделали
объектом научного изучения стимулы
внешней среды и соответствующие им
ответные реакции организма –
поведение.

В психоанализе
объектом изучения являются врожденные
бессознательные инстинкты и возникающие
вследствие попыток их реализации
конфликты.

Гуманистическая
психология – психологическая
концепция, основное внимание уделяющая
изучению сознательного опыта человека,
а также целостного характера природы
и поведения человека.

Отечественные
психологи за основу изучения личности
человека принимают понятие деятельности,
которая определяет специфику
общественной жизни людей, и состоит
в целенаправленном преобразовании
объективной природы и социальной
действительности.

По
существу, каждый из этих различных
подходов характеризуется собственным
представлением о человеке, его
происхождении и формировании. Это
вызывало множество конфликтов между
школами, но сейчас они постепенно
затихают. Все больше и больше психологов
избирают эклектический
подход.

studfiles.net

Проблема мозговых основ психики. — МегаЛекции


Проблема соотношения психики и мозга принадлежит к числу важнейших проблем естествознания. Долгое время мозг считался своеобразным «черным ящиком», а в сознании большинства людей принципиальное различие между душой и телом было незыблемо. Но постепенно мозг стали рассматривать как материальный субстрат психики, имеющий сложную организацию. Первые попытки представить психические процессы как функции определенных участков мозга предпринимались еще в средние века, когда философы и натуралисты считали возможным поместить такие функции, как воображение, мышление и память, в три мозговых желудочка . Но истинное исследование проблемы взаимосвязи мозга и психических функций началось в XIX в., и в настоящее время можно выделить четыре основных подхода, сложившихся в науке, которые по-разному отвечали на главный вопрос: как же связаны психические функции с мозгом.

-Узкий локализационизм (или психоморфологическая концепция).

-Антилокализационизм (или концепция эквипотенциальности).

-Эклектическая концепция

-Теория системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ).

Появление узкого локализационизма связывают с именем известного австрийского анатома Фрэнсиса Галля (1758— 1828). Заметив, что отдельные заболевания связаны с повреждением тех или иных участков мозга, он предположил, что «сложные способности человека интимно связаны с отдельными, строго ограниченными участками мозга, которые, разрастаясь, образуют соответствующие выпуклости на черепе, позволяющие определять индивидуальные различия в способностях человека» /цит. по 22/. Ф. Галль считал, что существуют определенные соотношения между особенностями психического склада людей и формой их черепа. Эту зависимость он объяснял различиями в интенсивности роста разных областей коры .

Сотрудник Галля Шпурцхейм распространял данные идеи под названием «френология» и добился их широкого признания.

По сути это была первая попытка привязать конкретную функцию к строго ограниченному участку мозга, но, к сожалению, теория не опиралась на серьезные исследования и подверглась обоснованной критике.


Но коренной перелом в исследовании мозга наступил в 1861 г., когда французский анатом Поль Брока описал больного с грубым нарушением моторной речи (больной не мог произнести ни одного слова при полной сохранности движений губ, языка и гортани). Сделав после смерти больного вскрытие, Брока предположил, что этот дефект был вызван опухолью в задней трети нижней лобной извилины левого полушария. Таким образом впервые клинически была доказана связь психической функции с определенным участком мозга. Последовавшие затем годы вошли в историю науки под названием «блистательные 70-е» по тому количеству открытий, которые были сделаны в этот период. В 1873 г. немецкий психиатр Карл Вернике описал случай, когда поражение другого участка мозга (задней трети верхней височной извилины левого полушария) вызывало четкую картину нарушения понимания слышимой речи. В эти же годы были найдены «центр понятий», «центр письма», «центры ориентировки в пространстве». Узкий локализационизм стал наиболее популярным направлением в науке о мозге. Одна из наиболее серьезных попыток узкой локализации психических функций была предпринята немецким психиатром К. Клейстом в 1934 г. На материале черепно-мозговых ранений времен первой мировой войны он составил карту локализации психических функций.

В противовес локализационизму появился антилокализационизм (эквипотенциальная концепция). Наиболее яркими представителями данного направления были физиологи М. Флуранц, К. Гольдштейн, Гольц, К. Лешли и психологи Вюрцбургской школы. Мишель Флуранц утверждал, что мозг неразделим на отдельные части, кора однородна и равноценна, как любая железа, например, печень. И мозг продуцирует психику так же, как печень — желчь. Результаты, полученные Флуранцом, противоречили опытам френологов. Он обнаружил, что частичное разрушение коры не влияет на поведение и что надо удалить весь конечный мозг, чтобы нарушить такие высшие психические процессы, как восприятие и регуляция произвольных движений.

Открытия тех или иных «мозговых центров» в 70-80-е годы XIX в. поставили под сомнение правомерность представлений о мозге как примитивной, недифференцированной нервной массе. Оппонентом как узких локализационистов, так и их противников стал английский невролог Дж. Хьюлингс Джексон, высказавший предположение, что к мозговой организации сложных форм психических процессов следует подходить с позиции уровня их построения, и предложивший иерархический подход к строению нервных центров . Эти положения были развиты позже (в первой половине XX в.) фон Монаковым , Хэдом и Гольдштейном . Они попытались объединить оба подхода, что привело к появлению эклектической концепции, согласно которой локализовать в определенных участках можно лишь относительно элементарные сенсорные или моторные функции. Однако высшие психические функции связаны со всем мозгом равномерно .

К сожалению, ни одно из рассмотренных направлений исследования не позволяло выявить подлинные механизмы психической деятельности человека. Для решения этой задачи необходимо было пересмотреть методологическую основу изучения взаимосвязи психических функций и мозга. Итогом стало появление теории системной динамической локализации психических функций А. Р. Лурия.

Данная концепция основана на понимании психических явлений как системных качеств физиологических функций. Основополагающим является принцип динамической организации психических функций, сформулированный И. П. Павловым и развитый А. Р. Лурия и Л. С. Выготским. Проведенные ими исследования показали, что любая сложная психическая деятельность обеспечивается работой сложных констелляций мозговых зон, составляющих звенья единой системы. Некоторые из этих звеньев являются «жесткими», т. е. принимают постоянное участие в реализации психических функций, другие — «гибкими», которые включаются в работу лишь при определенных условиях. «Гибкие» звенья системы составляют подвижный динамический аппарат, благодаря которому достигается изменчивость функций.

Благодаря этому подходу психическую функцию стали рассматривать не как простую способность, не как отправление той или иной ткани мозга, а как психологическую систему, обладающую сложным психологическим строением и включающую много психологических компонентов. Такое понимание функции как функциональной системы основывается, во-первых, на представлении о подвижности входящих в ее состав частей (наличие постоянной задачи, осуществляемой с помощью меняющихся средств) и во-вторых, на том, что сложный состав функциональной системы всегда включает целый набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов.

Основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций:

— каждая психическая функция представляет собой сложную функциональную систему и обеспечивается мозгом как единым целым. При этом различные мозговые структуры вносят свой специфический вклад в реализацию этой функции;

— различные элементы функциональной системы могут находиться в достаточно удаленных друг от друга участках мозга и при необходимости замещают друг друга;

— при повреждении определенного участка мозга возникает «первичный» дефект — нарушение определенного физиологического принципа работы, свойственного данной мозговой структуре;

— как результат поражения общего звена, входящего в разные функциональные системы, могут возникать «вторичные» дефекты.

В настоящее время теория системной динамической локализации высших психических функций является основной теорией, объясняющей взаимосвязь психики и мозга.



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Создание эклектических концепций

Опубликовано Октябрь 19, 2015, автор admin





Наряду с двумя основными направлениями в римской философии — стоицизмом и эпикуреизмом — на Западе нашли себе место еще учения скептиков, а также академиков и перипатетиков. Смешение всех этих философских теорий привело к созданию эклектических концепций.

Эклектика, выступая как самостоятельное направление, заняла важнейшее место в римской философии. Это объясняется тем, что нисходящий класс рабовладельцев уже не был в состоянии выдвинуть новые оригинальные идеи и системы воззрений.

Появились признаки оскудения теоретической мысли, неспособности ставить и решать повью философские проблемы. Кроме того, шло преодоление догматизма скептицизмом, а скептицизма — римским практицизмом, точнее, утилитарным началом в философии. Скептицизм уничтожал незыблемость догматики, приводил к мысли о недостоверности существующих философских ИСТИН, к сомнению в правильности систем воззрений различных школ.

И все же разрушение скептицизмом догматики еще не снимало необходимости создания всеобщих философских систем. Но в условиях деградации общества неспособность к оригинальному творчеству неизбежно вела к появлению эклектики, той философской продукции, которую Гегель характеризовал как «нечто, похожее на платье, сшитое из разноцветных кусков материи». В выборе же «кусков материи» сказался римский практицизм. Созданная здесь эклектическая философия отвечала потребностям римской практики. В процессе общения Рима с Востоком из различных эллинистических учений были заимствованы отдельные мысли и идеи, смешение и соединение которых создавало представление о целостном учении.

Еще интересные статьи :


devchurka.ru

Проблема происхождения философии | Мудрый Философ

Все статьи сайта → Философия Проблема происхождения философии

Вопросы генезиса философии

Для того, чтобы иметь возможность говорить о генезисе философии, необходимо ответить на вопросы: из чего, как, когда, где и почему возникает философия? Ответы на них выявляют различные точки зрения. Вопрос о том, где возникла философия, — это вопрос о степени теоретичности древнеиндийской, древнекитайской, вообще древневосточной философии. Вопрос о том, когда возникла философия — не только о хронологии, но и о том, на какой ступени общественного развития становится возможной философия как новая форма общественного сознания и новый вид мировоззрения и на какой ступени эта возможность реализуется. Далее в статье мы кратко рассмотрим эту проблему.

При ответе же на вопрос, из чего возникла философия, все концепции генезиса философии делятся на две группы. Возникают мифогенная и гносеогенная концепции генезиса философии (схема 1).

Схема 1. Концепции происхождения философии

Согласно мифогенной концепции, философия возникает из мифологии путем внутреннего (имманентного) развития последней за счет изменения одной лишь формы: личностно-образная форма сменяется на безлично-понятийную. Согласно гносеогенной концепции, философия возникает как простое обобщение знания. «Мифогенники» (Гегель, Ф. Корнфорд, А. Ф. Лосев и др.) правильно видят в социоантропоморфическом комплексе духовный источник философии. В их пользу говорит несомненное наличие переходных форм между мифологией и философией. Но ошибочно полагать, что мифология — единственный источник философии. «Гносеогенники» (Г. Спенсер, А. А. Богданов и другие позитивисты) видят источник философии в знании, однако они неправы, думая, что философия возникла из одного лишь знания.

Существует также эклектическая концепция генезиса философии, согласно которой философия возникает не как таковая, а как философский материализм и философский идеализм. Материализм — продолжение «линии знания», идеализм — продолжение «линии веры». Эта концепция неверна в своем схематическом упрощении. Конечно, материализм и идеализм принципиально различны и противоположны, но исторически философия возникает как таковая, а ее поляризация на материализм и идеализм — достижение определенной, достаточно зрелой стадии. Для генезиса философии первостепенную роль играет изменение уровня мировоззрения. Распадание же философии по типам — явление вторичное.

Гносеогенно-мифогенная концепция. Эта концепция стремится учесть и роль мифологического мировоззрения, и роль знания и связанного с ним мышления. Таким образом, гносеогенно-мифогенная концепция генезиса философии признает два и даже три источника возникновения философии — мифологическое мировоззрение, знание и само обыденное сознание, ходячую нравственность, которая может быть непосредственным источником философии.

 Генезис философии: предпосылки и источники формирования философской мысли

Скачок в развитии производительных сил в связи с переходом от бронзы к железу увеличил возможности людей и повысил их уверенность в своих силах перед лицом подавляющего их мира богов-деспотов, еще более активизировал их практическую деятельность, привел к дальнейшему увеличению знания и развитию мышления.

Товар как чувственно-сверхчувственная вещь (*1) и то, что «монета, помимо своего действительного бытия в виде отдельного куска золота определенного веса, получает идеальное бытие, вытекающее из ее функции» (*2), способствовали абстрагированию общественного бытия и общественного сознания, столь важному для подъема мировоззренческого сознания на второй уровень.

Развернувшаяся политическая классовая борьба подрывала авторитет традиции, в том числе и мировоззренческой. Ведь во всех обществах века бронзы, где религиозно-мифологическое мировоззрение стало исполнять охранительную социально-идеологическую функцию, дальнейшее углубление мировоззрения посредством знания и критического мышления было заторможено. Их достигнутый уровень был ограничен узкой сферой специального знания. Последнее же, став делом жреческого сословия, было сакрализовано, засекречено, и развитие его остановилось. Выход на политическую арену новых классов, дальнейшие войны и революции разрушали традицию. В результате возникла общественная потребность в ином мировоззрении, отвечавшем уровню, образу жизни, интересам новых общественных сил, слоев, классов. Заложенная в предфилософии возможность философии стала реализовываться.

Генезис философии (или зарождение и развитие философской мысли) следует понимать как возникновение второго уровня мировоззрения. Подъем на второй уровень для мировоззрения стал возможным благодаря росту наук, что стимулировало зарождение высшей части идеологической надстройки.

Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Иначе говоря, философия зарождается как распространение мышления с узкой сферы специального знания на все мироздание. Само по себе мышление не есть философия. Философия — это мировоззренческое мышление или мыслящее мировоззрение. Основной вопрос мировоззрения принимает в философии форму основного вопроса философии.

Авторитет разума занимает место авторитета традиции. Поиски генетического начала мира дополняются поисками субстрата, субстанции, отчего само генетическое начало приобретает качественно иной характер. Понятие субстрата и тем более субстанции становится основой системности философии, которая невозможна без рационализировашюстп мышления. Так возникает философиякак системно-рационализированное мировоззрение. Природа деантропоморфизируется и демифологизируется.

Однако все это происходило постепенно и не везде одинаково. Генезис философии — длительный процесс. Философия возникает непосредственно не из мифологии как таковой, а из переходных форм, характерных для обществ бронзового века. Переходные мировоззренческие формы — это уже не первобытная стихийная мифология, а мифология с элементами самосознания и систематизации, с понятийными вкраплениями, с элементами демифологизации и деантропоморфизации. Если говорить образно, то можно сказать, что на уровне переходных мировоззренческих форм от мифологии как таковой к философии как таковой в мантии мифологического мировоззрения появляются первые дыры, сквозь которые кое-где начинает просвечивать реальная, немистифицированная природа.

Возникает философия в середине І тыс. до н. э. в трех цивилизациях: Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае. Зарождение философии произошло на базе мифологии. Этапы формирования философии изображены на рисунке ниже (схема 2).

Схема 2. Этапы формирования философии

 

Особенности генезиса философии на Востоке и на Западе

Во всех трех частях полосы древней цивилизации в первой половине первого тысячелетия до н. э. сложилась в общем одинаковая мировоззренческая предфилософия. Но уровень предфилософской науки был не везде одинаков. В Древнем Китае и в Древней Индии такой уровень был ниже, чем в Вавилонии и в Древнем Египте. Расхождение, возможно, определялось тем, что, как говорилось, античный способ производства проявился на Востоке слабее, чем на Западе. На Востоке сама граница между веком бронзы и веком железа была стертой. Длительное господство древнеазиатского способа производства в Азии и в Северной Африке (Египет) увековечило связанные с бронзовым веком духовные мировоззренческие формы. Сила традиции в Афразии была сильнее, чем в Европе, где в те времена так и не сложилось сословие жрецов — в Древней Греции жрецы существовали при храмах, посвященных разным богам и находившихся в разных местах, и объединены не были, как это имело место особенно в Индии, а также и в других государствах Афразии, например в Египте, где жрецы как первостепенная идеологически-политическая сила иногда противостояли царям-фараонам.

В силу всех этих причин, а может быть, и благодаря некоторым психологическим различиям народов Древнего Китая, Древней Индии, Вавилонии, Сирии и Финикии, Иудеи и Израиля, Древнего Египта философия в Афразии не получила тех классических форм, которые она получила в Древней Греции, т. е. в Европе. Под классическими формами философии здесь понимается гармоничное соотношение мировоззренческого и рационально-системного аспектов философии, ее связь с науками и развитие внутри нее логического аппарата, что в целом позволяет философии четко отчлениться от пред- и парафилософии. В Древнем Китае и в Древней Индии в силу слабого проявления там античного способа производства и слабой связи философии с науками философия существовала в несколько иных формах, чем на Западе. В Вавилонии и Египте она вовсе не возникла. Древневосточная философия была недостаточно вычленена из предфилософии и недостаточно отчленена от парафилософии, часто сливаясь с обыденным нравственным сознанием (в Китае) и с религиозно-мифологическим мировоззрением (в Индии).

В других регионах философия развивалась на базе философии трех стран: Индии, Китая и Греции.

Периоды развития философии

В истории философии выделяют следующие периоды:

1. Эпоха Древнего Мира (середина І тыс. до н. э. — 476 г.)

2. Эпоха Средневековья (476г. — середина XIV в.)

3. Эпоха Возрождения (середина XIV — начало XVII вв.)

4. Эпоха Нового времени (XVII — XXI вв.)

  • Начало Нового времени (XVII — 1688 г.)
  • Эпоха Просвещения (1688—1789гг. )
  • Немецкая классическая философия (ок. 1770—1850 гг.)
  • Современная философия (XIX -XXI вв.)

В период своего формирования философия включала в себя все научные знания. Позже начали определяться отдельные научные дисциплины:

  • в IV в. до н. э. в Древней Греции — логика;
  • ко II в. до н. э. — математика, астрономия;
  • позже — филология и др.

В последствии философия приобрела роль методологического фундамента всех наук и образовалась сложная структура философского знания.

*1.  См : Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 81.
*2.  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е нзд, т. 13, с. 91.

Литература:

1. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. Фак. И отделений ун-тов. – М.: Высш. Школа, 1981. – 374 с.

Автор схем: www.mudriyfilosof.ru

Читайте также:
Предмет философии
Соотношение философии и мировоззрения
Основные функции философии
Специфика и структура философского знания
Основной вопрос философии и две его стороны

Сохранить

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

www.mudriyfilosof.ru

Проблема происхождения философии. Исторические формы мировоззрения, их взаимосвязь и различия -Философия

Метаданные:

Enottt Администратор

Концепции происхождения философии,исторические типы мировоззрения.

Проблема происхождения философии

Философия возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Философия – это, таким образом, не просто новая дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода философский эмоциональный настрой, система мировоззрения чувств.

Имеется ли внутреннее деление философской проблематики, в целом ориентиованной на выявление отношеий человека с миром? Еще в античности такое деление было намечено, хотя оно и не совпадает с соврем. структкрой философского знания, и прежде всего потому, что античная философия включала в себя тот состав знания, который в последствии отошел к естественным наукам.

И все же уже в античности говорилось об онтологии — учении о бытии и о гносеологии или эпистемологии- учении о познании, и о логике — учении о формах мышления.

Для того, чтобы иметь возможность говорить о происхождении философии, необходимо ответить на вопросы: из чего, как, когда, где и почему возникает философия? Ответы на них выявляют различные точки зрения. Вопрос о том, где возникла философия, — это вопрос о степени теоретичности древнеиндийской, древнекитайской, вообще древневосточной философии. Вопрос о том, когда возникла философия — не только о хронологии, но и о том, на какой ступени общественного развития становится возможной философия как новая форма общественного сознания и новый вид мировоззрения и на какой ступени эта возможность реализуется. Далее в статье мы кратко рассмотрим эту проблему.

При ответе же на вопрос, из чего возникла философия, все концепции генезиса философии делятся на две группы. Возникают мифогенная и гносеогенная концепции генезиса философии.

Религиогенная, мифогенная, социальная, эклектическая, гносеогенная концепции:

Религиогенная концепция происхождения философии заключается в том, что философия не возникает как совершенно новое явления, но есть по своей природе тем же, чем является и религия, различия только формальные. Если в религии это представления, то в философии это понятия.  Согласно ей, проблематика и содержание первых философских систем было заимствовано из религии.

В ней дается трактовка природных явлений как явлений этических, в которых человек стремится распознать безличные нормы природы, обращаясь не к богам, а к разумным формам совместной жизни, зависящих от нравов этноса. Окружающая человека реальность всегда существует в определенных нормах, подчиняется определенным законам, поэтому поведение человека детерминируется разумным основанием.

Мифогенная концепция — её суть заключается в предположении о том, что философия является вершиной мифа.

Разберем эту концепцию подробней. Изначально человек придумал вымыслы и легенды, которые по своей сути являются аффективным, эмоциональным способом постижения мира. Затем совершенно естественное развитие мифов породило отдельное направление, которое направленно на понимание бытия при помощи разума и логики. У этой концепции, раскрывающей происхождение философии, есть важное преимущество. Она учитывает тот факт, что изучение и понимание жизни невозможно лишь при помощи одной логики. Философия, как вершина мифа, — это не просто разумный способ познания, но и постижение бытия при помощи эмоциональной составляющей мышления личности. То есть, концепция признает, что мыслитель должен пользоваться не только логикой, но и всеми другими инструментами, которые есть в его распоряжении. В частности, имеется в виду индивидуальный чувственный опыт философа, а не просто теоретические рациональные схемы.

Социальная концепция —  концепция М.К. Петрова, показывающая, как дом Одиссея послужил основой построения системы устройства греческого государства — полиса, и бросающая свет на чудо зарождения философии из особых социально-политических и экономических условий.

Эклектическая концепция — согласно ей философия возникает не как таковая, а как философский материализм и философский идеализм. Материализм — продолжение «линии знания», идеализм — продолжение «линии веры». Эта концепция неверна в своем схематическом упрощении. Конечно, материализм и идеализм принципиально различны и противоположны, но исторически философия возникает как таковая, а ее поляризация на материализм и идеализм — достижение определенной, достаточно зрелой стадии. Для генезиса философии первостепенную роль играет изменение уровня мировоззрения. Распадание же философии по типам — явление вторичное.

Гносеологическая концепция. Концепция происхождения философии, исходящая из осмысления греками существования мира, Космоса, получила название гносеологической концепции. Ее суть:

  1. 1. Философия зарождается как натурфилософия, ее интересуют вопросы, касающиеся устройства мироздания, природы, космоса.
  2. 2. Философию более интересуют не вопросы о происхождении, а вопросы о существовании этого Космоса, о подчинении этого Космоса разумным нормам.
  3. 3. Поведение человека как микрокосмоса также строится на разумных началах.
  4. 4. Гносеологическая концепция подчеркивает различие мифа и Логоса.

Исторические формы мировоззрения, их взаимосвязь и различия

Несмотря на то, что в процессе истории меняются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

1. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.

Мифология (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) — тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев — с последующим его возрождением. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

2. Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию — оценочно-регулятивную. Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало — созидающее, творящее, производящее. Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств.

3. Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем — философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo – люблю, Sophia -мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Это становится возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении. Также важнейшими признаками философского рассмотрения мира являются: универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).

Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях, что в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?

27.05.2016, 1911 просмотров.

www.myfilology.ru

Эклектический подход

Новые рефераты:

  • Повышение пенсионного возраста.

  • Безработица и её социально-экономические последствия.

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.

  • Колебательные реакции.

  • Предмет формальной логики.

  • Роль и значение времени в управлении.

  • Античная философия.

  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).

  • Рыночные структуры.

  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.

  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.

    Психология
    Эклектический подход

    Количество просмотров публикации Эклектический подход — 239

     Наименование параметра  Значение
    Тема статьи:Эклектический подход
    Рубрика (тематическая категория)Психология

     

    Помимо рассмотренных нами, существует и много других разновидностей психотерапии. Некоторые из них приведены в табл. 16.5. Большинство психотерапевтов не являются абсолютными приверженцами какого-то одного метода. Скорее, их подход — эклектический, вобравший в себя элементы из многих методов, которые они считают наиболее подходящими с учетом личности данного клиента и ᴇᴦο конкретных симптомов. Хотя теоретическая ориентация представителей эклектического направления склоняется к тому или иному методу или школе (например, скорее к психоанализу, чем к бихевиоризму), они чувствуют себя вправе отбросить представления, которые сочтут не чересчур полезными, или заимствовать методику у других школ. Кроме того, при работе с клиентами, имеющими серьезные проблемы, многие психотерапевты пользуются как психотерапевтическими приемами, так и лекарственной терапией (психотерапевты, не являющиеся врачами, работают в сотрудничестве с психиатрами, прописывающими лекарства их пациентам).

    Таблица 16.5. Другие подходы в психотерапии

    Название Направленность Основные методики
    Гештальт-терапия Осознание личности в целом путем проработки неразрешенных конфликтов и раскрытия тех аспектов бытия индивида, которые недоступны сознанию. Акцент на силе осознания своих чувств и поведения в данный момент. Терапия проводится а окружении группы, но терапевт каждый раз работает с одним индивидом. Лучшее осознание достигается разыгрыванием содержания фантазий, снов или представлением двух сторон конфликта. Сочетание психоаналитического акцента на разрешении внутренних конфликтов с бихевиористским акцентом на осознании своего поведения и гуманистическими соображениями о самоактуализации.
    Реалистическая терапия Выяснение ценностей индивида, оценка текущего поведения и будущих планов в их связи с этими ценностями. Принуждение индивида к тому, чтобы принять на себя ответственность. Терапевт помогает индивиду увидеть последствия возможного хода действий и выбрать реалистичное решение или цель. После того как план действий выбран, можно подписывать контракт, в котором клиент соглашается пройти курс терапии.
    Рационально-эмоциональная терапия Замена некоторых иррациональных идей (важно, чтобы все всегда меня любили и мной восхищались; я должен быть компетентен во всем; у человека нет контроля над своей печалью и несчастьем) реалистичными. Предполагается, что когнитивные перемены вызовут эмоциональные изменения. Терапевт критикует идеи индивида и выдвигает противоречащие им (иногда тонко, иногда прямо), пытаясь убедить ᴇᴦο взглянуть на ситуацию более рационально. Близко к когнитивной терапии Бека, но здесь терапевт более прямо противостоит клиенту.
    Трансактный анализ Осознание намерений, с которыми индивид вступает в общение, снятие уверток и обмана, так чтобы он смог верно интерпретировать свое поведение. Групповая терапия. Отношения внутри брачной пары или между членами группы анализируются в терминах личностной компоненты говорящего — ʼʼродителяʼʼ, ʼʼребенкаʼʼ или ʼʼвзрослогоʼʼ (аналогично фрейдовским суперэго, оно и эго) и намерения, стоящего за сообщением. Выявляются деструктивные социальные взаимодействия и игры на предмет выяснения того, что они собой представляют.
    Гипнотерапия Снятие болезненных симптомов и укрепление процессов эго путем оказания помощи индивиду в отвлечении от реальности и конструктивном использовании воображения. Терапевт применяет различные гипнотические процедуры, чтобы ослабить переживание конфликта и сомнений путем переключения внимания человека, скорректировать симптомы прямым внушением или вытеснением и укрепить способность индивида к преодолению ситуации.

    Приведены некоторые виды психотерапии, не обсуждающиеся в тексте.


    Эклектический подход — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Эклектический подход» 2014, 2015-2016.

    Читайте также

  • — Эклектический подход

    При исследовании тех или иных психических процессов и состояний часто применяется эклектический подход, синтезирующий точки зрения различных школ. По сути происходит интеграция разных представлений о психических процессах в общую концепцию. Интеграция (от лат. integer –… [читать подробнее].

  • — Интегративно-эклектический подход к анализу социально-психологической феноменологии и его специфика

     
    Интегративная эклектика – постижение природы феномена через сопровождаемое критической рефлексией интегрирование, эклектику различных традиций, подходов, логик и инструментов, при сохранении их автономии в последующем развитии. Методологический подход к анализу… [читать подробнее].

  • — Эклектический подход

    При исследовании тех или иных психических процессов и состояний часто применяется эклектический подход, синтезирующий точки зрения различных школ. По сути происходит интеграция разных представлений о психических процессах в общую концепцию. Интеграция (от лат. integer –… [читать подробнее].

  • — Эклектический подход

     
    Помимо рассмотренных нами, существует и много других разновидностей психотерапии. Некоторые из них приведены в табл. 16.5. Большинство психотерапевтов не являются абсолютными приверженцами какого-то одного метода. Скорее, их подход — эклектический, вобравший в себя… [читать подробнее].

referatwork.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о