Древние египтяне называли свою страну – та кемет это — Древние египтяне называли свою страну Та-Кемет – Чёрная земля? Почему? Как вы думаете, что они называли Красной землёй? — 22 ответа

Всегда ли Египет был «Египтом»?!

Всегда ли Египет был «Египтом»?!

19.02.2018 149

Направление: Египет

Мы с самого детства привыкли называть Египет именно так и никак иначе… «Египетские фараоны», «египетские пирамиды» и т.д. а ведь сами древние жители территории современного Египта свою страну так никогда не называли! Ладно, что там было в древности, скажете Вы, но ведь и современные египтяне свою страну называют … Миср! Почему? Давайте разбираться.

Те самые древние египтяне, о которых мы читаем в учебниках называли свою страну Кемет или Та-Кемет, что в переводе звучит как «чёрный» или «чёрная земля», «чернозём», если угодно. Дело в том, что в седой древности 90% жителей Та-кемета проживало в плодородной долине Нила, впрочем, и сегодня статистика та же. Земли там плодородные и чёрные, вот и весь секрет происхождения названия! Кстати себя древние египтяне называли «чёрными людьми» и звучало это вовсе не обидно, а как признак богатства и плодородия. 

Что касается пустыни, которая как раньше, так и сейчас занимает более 90% территории страны, то её называли «Красная земля». Там жизнь была возможна лишь в оазисах и в долинах высохших рек. Древняя цивилизация развивалась в нижнем и среднем течении Нила, затем распространилась на юг вплоть до нильских порогов, на Восточное Средиземноморье и на побережье Красного моря.
Да, покупая тур в Египет на побережье Красного моря, следует помнить, что все древности расположены вовсе не на курортах. 

Чаще всего с древними египтянами соприкасались их соседи – жители Аравийского полуострова, Передней Азии и Междуречья. Они-то и подарили Египту своё название, закрепившееся на века: Миср, что в переводе означает «населённое место, город». Жителям соседних территорий густонаселённая долина Нила должна была казаться человеческим муравейником. К тому же здесь было много городов, расположенных недалеко друг от друга. Жизнь кипела, кипит и сегодня. Современные египтяне до сих пор называют свою страну именно так – Аль Мисри. 

Так откуда же взялось название «Египет»? Спасибо грекам! Они проникли на территорию современного Египта в начале I тысячелетия до нашей эры. Первым городом, доступным эллинам, был Мемфис, он же Хикупта (Хет-Ка-Птах – «дом Ка Птаха»). Греки, как смогли, так и выговорили местное название – «Хикупта» или «Айгюптос». Название одного города греки использовали для всей страны. На греческой литературе и науке зиждется вся европейская цивилизация. Вот мы и называем арабский Аль Мисри Египтом.

sft.by

Самоназвание египтян: murrrc

«Чёрная»— название Египта

Кто из нас с самого детства не слышит слов: «Египет», «египтяне», «египетские иероглифы», «египетские пирамиды». Но самым удивительным является то, что ни древние, ни современные жители Египта не называли и не называют так свою родину. Древние египтяне именовали свою страну «Чёрной», а себя — «людьми Чёрной (земли)», по цвету плодородной почвы низменной долины Нила. Еще в глубокой древности соприкасавшиеся с египтянами народы Аравийского полуострова, Передней Азии и Двуречья дали Египту своё название: Миср — «Населённое место, город», так как их, видимо, поразила населённость Египта и большое количество городов, расположенных близко друг от друга. Современные египтяне свою страну тоже называют: Миср.

Почему же мы, как и многие другие европейские народы, употребляем слово «Египет»? Это название пошло от древних греков. Оно происходит от названия древнеегипетского города Мемфиса — Хикупта. В начале 1 тысячелетия до нашей эры, когда древние греки стали проникать в Египет, первым из самых больших городов, который им встретился, был Мемфис на рубеже Дельты и долины Нила. Его название (вернее — одно из названий, так как «Мемфис» тоже египетское слово) «Хикупта» или «Айгюптос» греки взяли за обозначение всей страны.

Так что наше слово «Египет» тоже очень древнее, но оно пришло в европейские языки не непосредственно из египетского языка, а из древнегреческого.

Материал из книги: Петровский Н., Матвеев В. Египет — Сын тысячелетий.— Л., 1959. С. 7.

Отсюда

murrrc.livejournal.com

Древний Египет — Циклопедия

Карта Древнего Египта
Как создавались империи. Древний Египет Час истины — Египет и египтяне // 365 Дней [1:00:51]
Гордон — Диалоги [281]: Боги Древнего Египта. Участники: д. и. н., институт востоковедения РАН профессор Андрей Зубов, д. и. н. Элеонора Кормышева 14.08.2003

Древний Египет — одно из первых государств в истории человечества, которое возникло на Африканском континенте в долине Нила примерно в начале 4 тысячелетия до н. э. Считается одной из первых так называемых «речных цивилизаций», которые отличаются сильной деспотической властью, долгим периодом существования. Название страны — «Египет» происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах — «дом Ка Птаха», греч .: Мемфис). Греки, переняв это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос». Из этого, в свою очередь, название перекочевало во все остальные европейские языки. Сами египтяне называли свою страну Та-кемет, что в переводе означает «черный» или «черная земля», а точнее — «чернозем», — в честь плодородной черной земли, которой славился Египет во все времена.

Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила. В эпоху Нового царства власть фараонов простиралась до четвертого нильского порога на юге и распространялась на значительные территории в Восточном Средиземноморье, а также на побережье Красного моря. Весь Египет делился на две большие области: Верхний и Нижний Египет. А те, в свою очередь, имели по несколько десятков областей, которые греки называли номы. Более 90 % территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля». Жизнь там была, возможно, только в оазисах и в долинах пересохших рек. Экономика Египта базировалось на продуктивном сельском хозяйстве в плодородной долине Нила.

Египет достиг вершины своего могущества во времена Нового царства, позже Египет противостоял Хеттской, Ассирийской и Митаннийской империям, после чего он вступил в период медленного упадка. В Третий переходный и Поздний периоды Египет захватывали хананеяне, ливийцы, нубийцы, ассирийцы, вавилоняне, Ахемениды и македонские греки. После смерти Александра Великого, Египтом стал править один из его военачальников, Птолемей Сатер, основавший греческую династию фараонов. Эта династия правила страной до 30 года до н. э., когда Египет был присоединен к Римской империи в качестве одной из провинций. Переходные периоды, которых было три, означают распад государства.

Нил был жизненной артерией для прилегающих земель на протяжении большей части человеческой истории[1]. Плодородная пойма Нила давала людям возможность развивать оседлую сельскохозяйственную экономику и более сложное, централизованное общество, которое стало краеугольным камнем в истории человеческой цивилизации[2]. Современный человек, в составе племен охотников и собирателей, стал жить в долине в конце среднего плейстоцена примерно 120 тысяч лет назад. В позднем палеолите засушливый климат Северной Африки становился все более жарким и сухим, заставляя население прилегающих земель концентрироваться вдоль речной долины.

[править] Раннее царство

В 4-м тыс. до н. э. многочисленные мелкие княжества объединились в два государственных образования — так называемые Верхний Египет и Нижний Египет. Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу. Столицей объединенного государства около 3000 года до н. э. стал Мемфис в южной части дельты Нила. К кон. 4 — нач. 3 тыс. до н. э. относят первые памятники, написанные египетским иероглифическим письмом.

В 30-28 веках до н. э. начались столкновения с соседями: кушитами (нубийцы) — на юге, с ливийцами — на западе и кочевниками с Синайского полуострова — на северо-востоке. В 28-23 веках до н. э. сформировалась древнеегипетская цивилизация.

[править] Древнее царство

Единство Египта воплощалось во власти фараонов — неограниченных властителей всей страны. Фараон был главой культов всех богов Египта и сам был божеством. Проявлением этого было строительство в этот период пирамид — гробниц фараона, например, всемирно известные пирамиды Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Возросло значение культа бога солнца Ра, чьими сыновьями объявляли себя все фараоны (в титулах).

[править] Первый переходный период

В 23-21 веках до н. э. Египет распадается на множество номов.

[править] Среднее царство

Новое объединение Древнего Египта началось с возвышения номархов Гераклеополя (в Среднем Египте), позднее усилились правители южного города Фивы. Фиванский фараон Ментухатеп I стал правителем объединённого Египта. В 21-18 веках до н. э. покровителем фараонов объявлен Амон. Аменемхет I перенес столицу из Фив в Иттауи в Файюмском оазисе.

[править] Второй переходный период

Новый распад Египта в 18-16 веках до н. э. привел к захвату Египта азиатскими захватчиками — гиксосами, которые захватили власть в Нижнем Египте и сделали своей столицей город Аварис в восточной части дельты Нила.

[править] Новое царство

Изгнать гиксосов смог Яхмос I. Преследуя их, он вторгся в Палестину, Сирию. Его преемники установили господство Египта в Палестине, Финикии, Сирии; страна Куш до 4 нильского порога стала египетской провинцией.

При Аменхотепе III Египет достиг наибольшего могущества. С провинций в Азии и с Куша египетское государство получает дань древесиной, медью, оловом, свинцом, серебром, а также скот, рабов, вино, ювелирные изделия, слоновую кость. Из страны Пунт, куда царица Хатшепсут направила экспедицию, в Древний Египет поступали благовония. В этот период египетская армия стала регулярной. Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) провозгласила культ единого для египтян бога Атона (солнечного диска). В честь этого бога строится новая столица Ахетатон. После смерти Эхнатона в 1335 г. до н. э. было восстановлено почитание прежних богов, и Фивы снова стали столицей Египта. Занявшись религиозной реформой, Эхнатон забросил управление государством. Упадок продолжался и после его смерти, но около 1290 до н. э. фараон Рамсес II восстановил могущество Египта. Он вел упорную борьбу с хеттами и их сирийскими союзниками. Столицей Египта при Рамсесе II стал Пер-Рамсес, построенный на месте Авариса.

[править] Третий переходный период

В 11-7 веках до н. э. укрепилась власть номархов. В 945 г. до н. э. ливийский полководец Шешонк I провозгласил себя фараоном, сделав своей резиденцией город Бубастис в дельте Нила. Он взял Иерусалим и разграбил его. В 671 г. до н. э. ассирийское войско Асархаддона захватило и разграбило Мемфис. В 667 до н. э. и 663 гг до н. э. ассирийцы овладевали Фивами.

[править] Позднее царство

Псаметих I смог вновь объединить Египет. При Неха II, сыне Псаметиха I, был прорыт канал, связавший Нил с Красным морем.

В 525 году до н. э. Древний Египет был завоеван персидским царем Камбисом и стал персидской провинцией (сатрапией). В 341 году до н. э. персы вновь вторглись в Египет, опустошив его.

[править] Эллинистический Египет

В 332 году до н. э. в Египет вошло войско Александра Македонского, страна стала частью его государства. После раздела его империи между диадохами Египет достался полководцу Птолемею I Сотеру — основателю греко-македонской династии Птолемеев (Лагидов) (305-30 до н. э.). Столицей стал город Александрия.

При Птолемеях Египет стал главным поставщиком хлеба в эллинистическом мире. В этот период египетский флот господствовал в Средиземном море. В правление царицы Клеопатры, последней из династии Птолемеев, Египет оказался втянутым в политическую борьбу в Древнем Риме. После поражения флота Египта при мысе Акций в 31 году до н. э. и самоубийства Клеопатры египетское государство было преобразовано в римскую провинцию (30 г. до н. э.). После распада Римской империи (395) Египет стал провинцией Восточной Римской империи (Византии). Потомки древних египтян — копты — восприняли христианскую религию монофизитского толка. В 639—642 годах Египет был завоеван арабами.

Искусство Древнего Египта тесно связано с религией, в том числе с поминальным культом, олицетворявшим представление о незыблемости общественного строя и сверхчеловеческого величия обожествлённого фараона.

Были осмыслены и разработаны основные средства пластических искусств: объем, масса, опора, свод, ритм — в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно — в рельефе и живописи; текстура и фактура камня и дерева — в скульптуре. В Египте были выработаны классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.). Канонические правила, неизменные изобразительные и выразительные средства, приемы строительства должны были учитывать в своей деятельности мастера всех видов искусства.

  1. ↑ Shaw (2002) pp. 17, 67-69
  2. ↑ Shaw (2002) p. 17

cyclowiki.org

Когда образовался Египет?

Древний Египет является одним из первых государств, которое возникло на Африканском континенте в долине реки Нила примерно в начале IV тысячелетия до нашей эры.

Большой Сфинкс и Пирамида Хефрена в Гизе

Название страны — Египет, произошло от названия древней столицы Хикупта (Хетт — Ка — Птах — «дом Ка Птаха, греч. — Мемфис»). Греки перефразировали это слово и назвали весь Египет «Айгюптос». Египтяне называли свою страну kmt (Кемет) или Та-кемет, что в переводе на русский язык означает «черный» или «черная земля», а точнее — «чернозем». И это неспроста: Египет во все эпохи славился плодородной черной землей.

Весь Египет делился на две больших области: Верхний и Нижний Египет. А эти, соответственно, тоже имели по несколько десятков областей, которые греки называли номами. Пустыня занимает более 90% территории Египта, так называемая «Красная земля». Естественно, жизнь там возможна была только лишь в оазисах и в долинах высохших рек.

Так как истоки Нила распложены достаточно далеко от Египта, египтяне ничего не знали о них. Однако именно Нил на протяжении тысячелетий оказывал огромное влияние на многие стороны жизни древних жителей страны. Весной, когда в Эфиопии начинает таять снег, а в Тропической Африке начинаются дожди, реки, которые питают Нил, вбирают в себя громадное количество избыточной воды. Эта вода несет мельчайшие частицы размытых горных пород, а также органические остатки буйной тропической растительности. Приблизительно в середине июля паводок достигает южных границ Египта. Поток воды постепенно затопляет весь Египет. Спад воды происходит с середины ноября, река снова входит в свои берега. Получается, что за эти четыре месяца Нил приносит органические и минеральные частицы, которые оседают на залитое пространство. Именно этот осадок и создавал постепенно почву Египта. Эта почва очень плодородная и легкая в обработке, она всегда являлась источником богатых урожаев, и грех было не поселиться здесь древним людям.

Древняя египетская империя в 1450 году до н. э.

На месте теперешних пустынь когда-то давным-давно существовала саванна с высоким травяным покровом, с богатым животным миром. В этой саванне жили племена скотоводов. Долину Нила люди заселили уже тогда, когда их каменные орудия труда были достаточно совершенны. Произошло это в эпоху медно-каменного века. Чтобы обуздать реку Нил и управлять потоком воды в период наводнения, люди укрепляли берега, возводили береговые дамбы, насыпали поперечные плотины от берегов реки до предгорий. В первой половине IV тысячелетия была создана бассейновая система орошения.

Происходит развитие египетской культуры. Появляются общественные организации — номы. Каждый такой ном имел свою хозяйственную территорию, в котором был административный центр. Последний представлял собой окруженный стенами город, место, где пребывали правители нома и его приближенные. Там же находился и храм местного божества. В Верхнем Египте каждый ном соседствовал со своими соседями, а в Нижнем Египте номы часто были изолированы друг от друга болотами. Согласно изображениям плоских сланцевых табличек, которые сохранились с тех времен, номы часто воевали между собой. На табличках изображены кровавые битвы, процессии связанных веревками пленных, угон многочисленных стад крупного рогатого скота, овец и коз. В результате такой борьбы в Верхнем и Нижнем Египте появляются крупные объединения номов. В результате во второй половине IV тысячелетия до нашей эры номы Юга и Севера страны объединились в Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царства. Цари Верхнеегипетского царства носили на голове убор белого цвета, а у царей Нижнеегипетского царства были короны красного цвета. Мало известно о борьбе за власть в Египте между двумя царствами, победу в которой одержал Верхний Египет.

Манефон, жрец, который жил в Египте после походов Александра Македонского, написал на греческом языке двухтомную «Историю Египта». Всю историю династического периода он разделил на три периода: Древнее, Среднее и Новое царства. Каждое царство делится на династии, по десять на каждое царство. Первым царем, которого позже стали называть фараоном, был Менес. Он объединил Верхнее и Нижнее царства Египта в единое государство, что символизировала двойная красно-белая корона. Столицей этого государства стал Мемфис.

Фараон Рамзес II. Деталь храма в Абу-Симбеле

Фараон в жизни египтян играл особую роль, он был богом на земле и богом после смерти.

Первым фараоном, согласно верованиям египтян был сам бог Ра. За ним были другие боги. Позже появился сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора.

В период Древнего царства обожествление фараонов, которые носили титул «Сын Солнца», достигло своего апогея. В это время были построены пирамиды-гробницы фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура).

Правление в Египте фараона Джосера считается «Золотым веком» древнего царства в Египте. Именно в этот период придворные ученые создали первый солнечный календарь.

За периодом строительства пирамид начинается время смут, власть фараонов ослабевает, Египет распадается на враждующие княжества. Страна вновь объединилась во времена Среднего царства, однако ее сотрясали восстания рабов и городской бедноты. Ослабленный Египет захватили азиатские племена — гиксосы. Однако фараоны XVIII династии сумели изгнать их и создать грандиозную державу, столицей которой были Фивы.

Египетская живопись, ок. 1400 до н. э.

Во время правления царицы Хатшепсут закончилось возрождение Египта.

Эхнатон перенес столицу страны из Фив в город Ахетатон. В его правление искореняются сами слова «бог» и «боги». Однако уже при Тутанхатоне (Тутанхамон) царский двор восстанавливает культы всех богов.

Во время правления в Египте фараона Рамсеса (Рамзеса) возрождается могущество Египта, строятся монументы.

К концу XX династии государство распалось на северную и южную части. Великая Египетская держава перестала существовать. Египет неоднократно оказывался под властью завоевателей. В конце концов, он попадает под власть Персии, которая вскоре пришла в упадок и вместе с Египтом пала под ударами войск Александра Македонского. Александра восприняли как освободителя от персидского владычества и короновали как египетского фараона. Египет вошел в состав его мировой державы. Александр Македонский основал на побережье новую торговую гавань, которую назвал Александрией.

После раздела империи Александра Египет достался одному из полководцев македонского войска — Птолемею Лагу.

Последней правительницей в древней истории была царица Клеопатра VII.

sitekid.ru

Древний Египет | Народы мира

Наше  название  страны «Египет» (современные  египтяне,  которые  говорят  по-арабски,называют свою страну «Миср») происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос»;это слово, в свою очередь, восходит, видимо, к одному из имён значительнейшего из древне-египетских городов — Мемфиса  (по-древнеегипетски, согласно принятому в науке условному произношению,— Хет-ка-Птах; судя по вавилонским данным, это название произносилось  в  действительности  как  Хэ-ку-Птах).  Сами  древние  египтяне  называли  свою  страну.«Кеме» — «Чёрная», по цвету тёмной её почвы, в противоположность «красной» земле окрестной пустыни.

Египет находится в северо-восточной части Африки. В древности  Египтом  считали  только  самую  долину  реки  Нила.  В настоящее время к нему относят не только пересекающую всю страну с юга на север долину реки, но и пустынное, сильно пересечённое Восточное, или так называемое Аравийское, нагорье (между Нилом и Красным морем), а на западе — Ливийское плоскогорье, представляющее собой безжизненную песчаную пустыню с редкими оазисами. С севера страна омывается Средиземным морем. Восточное нагорье выходит к Красному морю, которое отделяется от Средиземного лишь узким перешейком. Границы страны на западе проходят по малонаселённым пустынным местностям.

Самым поразительным явлением в Древнем Египте были периодические разливы Нила. Раскаленный ветер пустыни высушивал землю до такой степени, что она представляла собой каменистую пустыню. Дожди почти не выпадали, и жизнь Египта полностью зависела от разливов Нила. Во время ежегодного разлива реки широкая полоса земли вдоль ее берегов оказывалась под водой. Иссушенная жарким солнцем земля пропитывалась влагой, а воды реки приносили речной ил, который делал почву плодородной.

Необходимость регулировать распределение воды Нила способствовала объединению египетских поселений сначала в небольшие области номы, а затем и в единое государство. Первоначально были два государства: Верхний Египет, располагавшийся на юге в узкой долине Нила, и Нижний Египет, занимавший северную территорию и дельту Нила. Около 3000 г. до н. э. царь Верхнего Египта Менес , завоевав Нижний Египет, объединил под своей властью всю страну. С этого времени фараоны носили титул «божественного владыки обеих земель», а символом их власти стала двойная бело-красная корона Египта. Столицей объединенного государства сделали город Мемфис. Немногочисленные памятники, рассказывающие нам об объединении Северного и Южного царств, свидетельствуют об ожесточенной и кровопролитной борьбе за это объединение.

Во времена, предшествовавшие образованию объединённого государства, Египет распадался на несколько десятков отдельных областей. В позднейшие времена эти области, называвшиеся по-гречески номами, имели каждая по главному городу и своих местных богов.

Египетские цари обыкновенно называются фараонами. Имя и титул египетского царя считались священными, поэтому царя избегали называть по имени без особой к тому надобности. С середины II тысячелетия египтяне называли царя иносказательно: пер-о — «большой дом», откуда и происходит видоизменённое слово «фараон».

История  древнеегипетского  государства  делится  на  несколько  периодов—Раннее,  Древнее,  Среднее,  Новое  и  Позднее  царства.  К  Раннему  царству  относятся I и II династии по списку Манефона. Царей этого времени называют обычно по отношению к манефононским спискам династий додинастическими царями.

Всё, что мы знаем о Раннем царстве, позволяет видеть в нём сложившееся государство уже при I династии, если не раньше. Раннее царство было уже царством двуединым, но единство его было ещё непрочным. «Соединение обеих земель» — Верхнего и Нижнего Египта — справлялось царями как праздник при вступлении их на престол. Но это «соединение» было результатом завоевания верхнеегипетских правителей . Север был ещё не до конца покорён. Борьба между верхнеегипетскими правителями и Нижним Египтом красной нитью проходит через историю Раннего царства.Во главе государства стоял царь, преемник верхнеегипетских завоевателей. У царя было два  особых  головных  убора:  белый — верхнеегипетский  и  красный — нижнеегипетский. Они  имели  значение  корон,  символизирующих  царскую  власть  над  обеими  землями.  Эти «короны» надевались также вместе — одна на другую. С начала I династии надписи величают царя «обеими владычицами» — в знак соединения в его лице богинь обеих половин царства, а с середины той же династии — «принадлежащим к Тростинке и Пчеле»: первая знаменовала Верхний, а вторая Нижний Египет. Это название и стало обычным обозначением фараона как царя обеих половин Египта. Двуединый характер государства отражался и в названиях его учреждений: по цвету корон верхнеегипетская сокровищница именовалась «белым домом», а нижнеегипетская — «красным домом».

Постоянное войско, существовало в зачаточном состоянии. Полководец одного из последних царей I династии, изобразивший себя на синайских скалах с луком в руке, имел в числе званий и одно военное, надо думать — постоянное: «начальник войска». Второстепенный придворный, погребённый в числе других около склепа царя I династии, был увековечен на своём надгробии с луком в руке. Это изображение похоже на иероглиф, которым писалось слово «воин». Вероятно, он и был воином. В то время велось много войн и с непокорным Нижним Египтом и с соседними племенами, как с южными — эфиопами (или нубийцами), так и с западными (ливийцами) и северовосточными (азиатами). На Синайском полуострове Египетское государство постоянно вело войны с местными племенами, так как там находились медные рудники.

Религия-была сложным напластованием верований и представлений, возникших в разное время и в разных местах Египта. Многие из них восходят к самой глубокой древности. Фараон объявлялся живым подобием бога Солнца.

Богов в Древнем царстве было очень много: у каждого города их могло быть по нескольку. Эти городские и областные боги были олицетворением различных природных явлений: неба, земли, светил, воздуха, воды и т. п. Некоторые из них олицетворяли одновременно и явления общественного порядка, например бог Луны — Тот, покровитель города Гермополя, почитался как бог письменности. Олицетворением только отвлечённых идей были лишь не-многие из египетских богов, например Маат— «правда». Как воплощение божества почитались также животные, растения и некоторые предметы. Олицетворением  только  что  названного  Тота  были  собакоголовая обезьяна — павиан и птица ибис, а Солнце в храме в городе Гелиополе представлял каменный столб. Большим почитанием в Мемфисе пользовался бык Апис.

Боги  олицетворяли  силы  природы,  объяснение  жрецами  природных  явлений  превращалось в сложные богословские построения. Особое распространение получило учение гелиопольских жрецов. Согласно этому учению, мироздание являлось цепью порождений одними природными силами — богами — других природных сил, также считавшихся богами. Главной силой объявлялся бог Атум, отождествлённый с гелиопольским богом Солнца Ра в виде Ра-Атума. Более отвлечённым было учение, развитое жрецами города Мемфиса. Оно известно нам по  поздней  копии  культового  текста.  Однако  по  языку  и  орфографии  текст  относится  к Древнему царству. Это учение изображало бога Птаха соединением разных божеств, одно-временно  изначальным  веществом — первобытной  водой  и  почвой,  мировым  разумом.Главными  жрецами  Птаха  были  обыкновенно верховные  руководители  государственных  мастерских,  считавшиеся  как  бы «сердцем»  и «языком» разных производств.

Тесно связанным с культом царской власти оказался и культ бога Осириса. Если Солнце стало богом живого царя, то Осирис — умершего.Осирис — бог нижнеегипетского города Бусириса — был отождествлён с местным божеством верхнеегипетского города Абидоса. В основе почитания бога Осириса лежало обожествление ежегодно умирающих и оживающих сил природы. По памятникам Древнего царства можно заключить, что Осирис олицетворял воду половодья, несущую свежие силы растительности.  Почитание  Осириса  было  связано  с  земледелием.  В  надписях  пирамид  Осирис выступал  и  как  прообраз  мёртвого  царя.  Согласно  распространённому  мифу,  сын  убитого Осириса — бог Гор не только отомстил братоубийце Сету, но вместе с прочей роднёй, в частности со своей матерью богиней Исидой, воссоединил и волшебными обрядами оживил растерзанный труп отца. Повторение тех же чар над царским трупом сулило мёртвому царю,по мнению жрецов, ту же волшебную жизнь, какая была, по мифу, дана Осирису.

Забота о сохранности останков привела к приготовлению знаменитых египетских мумий. В период Древнего царства искусство приготовления мумий находилось ещё тольков начальной стадии.По учениям, господствовавшим в древнем Египте, человек наделялся несколькими душами. Одной из душ был «двойник». «Двойник» считался духовным началом человека, соединение с ним означало жизнь. В гробницах помещение, где находились изваяния, именовалось «двором двойника». Одной из душ египтяне считали также имя. Сохранение имени человека означало сохранение его личности. Отсюда желание увековечить своё имя, хотя бы нацарапав его на чужом памятнике. Надписи пирамид говорят о том, что имя мертвого царя «живёт по главе живущих». Самыми поразительными памятниками Древнего царства являются пирамиды. Своей мощью они должны были подавлять сознание подданных. Пирамиды VI династии содержат заклинания, в которых непрестанно в связи с нерушимостью царской пирамиды упоминается нерушимость царского имени. По одному из указов VI династии  на  недоступной  вершине пирамиды Микерина было помещено его имя. Чем изумительнее по высоте и прочности была пирамида, тем на более длительное время можно было увековечить через неё имя царя. Пирамиды  становились,  таким  образом,  исполинскими  знаками  нерушимости  и  вечности царской власти. Чтобы умершему и его душе-«двойнику» можно было безбедно жить и кормиться в гробнице, чтобы мертвецу «делаться блаженным» посредством заупокойных обрядов, гробница соответственно отделывалась, обставлялась и «навеки» обеспечивалась жертвами и жрецами.

narodworld.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *