Дизонтогенеза это – Психический дизонтогенез — Википедия

Содержание

Дизонтогенез

Онтогенез — развитие человека, обусловленное качественным и количественным изменением характеристик организма.

Каждый этап онтогенеза представляет собой эволюцию качественных характеристик организма, которая происходит благодаря его перестройке при условии сохранения характеристик, достигнутых на предыдущем уровне.

К. Бер в 1826 г. предложил рассматривать следующую периодизацию психофизического развития:

1) ранний — от 0 до 3 лет;

2) дошкольный — от 4 до 6 лет;

3) школьный — от 7 до 10 лет;

4) пубертатный — от 12 до 14 лет.

В процессе развития ребенка различают три критических периода: от 2 до 4 лет; от 7 до 8 лет; от 12 до 14 лет. Во время этих периодов происходят значительные изменения в развитии психики и функционировании всего организма. Именно вследствие этих изменений увеличивается риск проявления или обострения различных заболеваний, в том числе и нарушения психики.

Дизонтогенез (аномальное развитие) — нарушение нормального психического развития. Дизонтогенез — патологии развития организма во время одного из периодов онтогенеза. Психический дизонтогенез — аномалия психического развития с нарушениями последовательности и скорости развития психических функций.

Патологии развития, относящиеся к дизонтогенезу, характеризуются искажениями интеллекта и психики в целом. Искажения психики могут заключаться в ускоренном или, наоборот, задержанном развитии.

Дизонтогенез может быть следствием влияния различных внутренних и внешних факторов, а также их комбинаций. Одна из главных причин возникновения дизонтогенеза — минимальная мозговая дисфункция. Органические причины возникновения дизонтогенеза — патологии опорно-двигательного аппарата, органические и функциональные нарушения деятельности мозга. К факторам, вызыва¬ющим дизонтогенез, относятся комплекс эмоциональной привязанности и депривация.

В.В. Ковалев предложил следующую классификацию форм дизонтогенеза:

— задержанное или искаженное психическое развитие;

— нарушения, возникшие вследствие повреждений головного мозга на ранних стадиях онтогенеза;

— дизонтогенез, обусловленный аномалиями анализаторов (зрения, слуха) или депривации;

— дизонтогенез, возникший вследствие недостатка информации с раннего возраста из-за социальной депривации.

Далее, несмотря на многочисленность форм психического дизонтогенеза, В. В. Ковалев объединил их в две группы: дизонтогенез с негативными синдромами (например, олигофрения, ЗПР, акселерация, инфантилизм и т.п.) и дизонтогенез с продуктивными симптомами (возникновение различных фобий, энурез, энкропрез, потеря навыков ходьбы, речевой функции, гиперактивность и пр.).

Сравнительно недавно ученые выделили еще одну разновидность дизонтогенеза — диатез, характеризующийся наличием предрасположенности к какому-либо психическому заболеванию (например, шизотипический диатез — наследственная предрасположенность к шизофрении). В настоящее время ведутся исследования по выявлению связи между неспецифическим психическим дизонтогенезом и другими нарушениями психики.

Таким образом, психический дизонтогенез — это совокупность нарушений психики, наблюдаемых в раннем возрасте, которые принято относить к эволютивным аномальным состояниям.

Нарушения психики при дизонтогенезе следует отличать от таких патологий развития, как постшизофренический Дефект, деменция вследствие органического церебрального заболевания. В этом случае дизонтогенез будет одним из синдромов главного заболевания. Недостатки психического развития, зарождающиеся в раннем детстве, могут стать причиной психологических расстройств, проявляющихся в более старшем возрасте.

К параметрам дизонтогенеза, определяющим тип нарушения психического развития (выделены В.В. Лебединским на основе положений Л.С. Выготского) относят:

1) время;

2) функциональную локализацию нарушения;

3) соотношение между первичным и вторичным дефектами;

4) нарушение межфункциональных взаимодействий.

studfiles.net

это совокупность нарушений психики. Классификация, виды, факторы и особенности дизонтогенеза

То, что в современной дефектологии именуют аномалией развития, в зарубежной медицине называется дизонтогенез. Это заболевание представляет собой нарушение развития психики человека или ее компонентов, которое происходит по многим причинам. В разное время разными авторами изучалась данная проблема, сегодня этим термином принято обозначать разные формы расстройств психического онтогенеза, вызванные биологическими или социальными факторами.

Характеристика и описание проблемы

Дизонтогенез — это неправильное развитие психики, что возникает под влиянием патогенных факторов на организм человека и приводит к такому ущербу, при котором становится невозможным нормальное развитие без специальной помощи.

Важной составляющей постнатального (после рождения) онтогенеза выступает психический онтогенез, который заключается в психическом развитии человека. Самым важным периодом его становления является детский и подростковый возраст, когда формируются функции психики и сама личность. Дизонтогенез — это расстройство процесса становления психики на любом этапе индивидуального развития человека.

Причины развития патологии

Расстройства нервной системы могут быть спровоцированы многими причинами как биологического, так и социального характера.

Биологические факторы дизонтогенеза:

  1. Аномалии развития головного мозга в результате генных мутаций, наследственных дефектов, хромосомных аберраций.
  2. Родовые травмы.
  3. Инфекционные и воспалительные заболевания.
  4. Травмы и повреждения головы, интоксикация организма.
  5. Доброкачественные или злокачественные новообразования в раннем детском возрасте.

Важным моментом в этом случае является время повреждения головного мозга, локализация и интенсивность патологического процесса, а также степень его распространения.

Социальные факторы дизонтогенеза:

  1. Неправильное воспитание, например гипер- или гипоопека.
  2. Длительные стрессы и эмоциональные напряжения.
  3. Депривация разной этиологии.

Чувствительность психики к негативным воздействиям определяется, прежде всего, особенностями возрастного периода развития ребенка. Чем меньше ребенок, тем в большей степени проявляются признаки дизонтогенеза.

Классификация психического дизонтогенеза

В психологии и психиатрии принято выделять несколько форм дизонтогенеза:

  1. Регресс, который характеризуется возвратом психических функций на ранний период развития. Он может быть временным или стойким, сопровождающимся повреждением функций. Такое явление наблюдается при соматических патологиях в первые годы жизни, аутизме, сильной психической травме, остром развитии шизофрении. Чем сильнее поражена нервная система, тем стойче будет регресс, при этом возникает риск необратимого вытеснения функций из психики.
  2. Распад характеризуется выпадением психических функций, их дезорганизацией.
  3. Ретардация обуславливается задержкой психического развития. Она может быть тотальной или частичной. При частичной ретардации происходит приостановка развития только некоторых функций психики и отдельных свойств личности.
  4. Искажение (асинхрония) – нарушение гармоничности и пропорциональности психического развития, при котором происходит опережение развития некоторых функций и отставание созревания других свойств психики. Обычно такое явление происходит при перестройке отношений внутри системы.

Разновидности патологии

В психиатрии существует множество вариантов данной патологии. По Г. Е. Сухаревой выделяют три вида дизонтогенеза: задержанное развитие, поврежденное и искаженное. В. В. Лебединский утверждает, что нарушения в развитии происходят неравномерно. Сначала страдают те функции, что наиболее интенсивно развиваются на данный период времени и являются наиболее уязвимыми к негативным воздействиям. Потом начинают страдать те функции, которые связаны с ранее поврежденными. Поэтому у человека при нарушении психического развития одни функции сохраняются, другие повреждаются, а третьи задерживаются.

Виды психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому:

  1. Недоразвитие психики, в результате которого развивается олигофрения.
  2. Задержка психического развития.
  3. Повреждение развития, деменция.
  4. Нарушение развития анализаторных систем.
  5. Искажение развития, аутизм.
  6. Диасгармоничное развитие, в частности эмоционально-волевой сферы, психопатия.

Особенности патологии

В психиатрии многие авторы рассматривали особенности дизонтогенеза. Сегодня выделяют несколько параметров, которые определяют типы психических нарушений:

  1. Функциональное месторасположение дефекта. В данном случае может происходить расстройство взаимодействия коры и подкорки головного мозга, что проявляется в недостаточном развитии некоторых функций.
  2. Время поражения, от которого зависит характер нарушения развития психики, а также сила негативного воздействия.
  3. Взаимоотношения между первичными и вторичными нарушениями.
  4. Расстройство взаимодействия между функциями психики в результате протекания аномального системогенеза.

Закономерности аномального развития

Учитывая все вышеперечисленные факторы, дизонтогенез — это аномальное развитие психики, при котором у человека снижается способность к приему, переработке и хранению информации, возникает трудность передачи и принятия информации посредством речи, замедляется процесс формирования понятий. Детям с нарушением психического развития присущи следующие моменты:

— расстройство умственных способностей;

— нарушение развития речевой функции;

— недоразвитие двигательной активности.

Дизонтогенез — это процесс нарушения развития психики человека или ее составляющих, которое происходит в результате воздействия биологических и социальных негативных факторов. Патология может быть выражена в виде умственной отсталости, задержки психического развития, его искажения и иных расстройств, а также аутистических нарушений, акселерации, психического инфантилизма, соматопатий или гиперкинетического синдрома.

Точный диагноз и выявление структуры поражения дают возможность психологу или психиатру, а также родителям направить свои усилия на преодоление расстройства психического развития или адаптацию ребенка в социуме.

www.nastroy.net

Основные виды дизонтогенеза

Для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы еще не достигли зрелости, представителями клинической медицины был введен термин «дизонтогенез».

Первым термин «дизонтогения» употребил Швальбе в 1927г. Для обозначения отклонений в формировании структур организма в период внутриутробного развития.

Одной из первых научных технологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Выготским.

Любой дефект он рассматривал с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка.

В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выпол­няющих различные функции:

воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств),

ответный, или рабочий, аппарат (связанный с рабо­чими органами тела, мышцами, железами)

и центральная нервная сис­тема.

Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на разви­тие ребенка и его воспитание.

Соответственно этому следует различать три основных типа дефекта: повреждение или недостаток воспринима­ющих органов (слепота, глухота, слепоглухота),

повреждение или не­достаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки)

и недо­статок или повреждение центральной нервной системы (слабоумие).

Наиболее широко используется в настоящее время классификация видов психического дизонтогенеза, предложен­ная В.В.Лебединским, в основе которой лежат представления отечественных и за­рубежных ученых (Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, Л. Каннер) об основных направлениях нарушений психического развития человека:

Классификация видов психического дизонтогенеза В.В.Лебе­динского.

Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию со­зревания:

общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести),

задержанное развитие (задержка психического развития).

Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу повреждения:

поврежденное развитие (органическая деменция),

дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).

Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых на­рушений:

искаженное развитие (ранний детский аутизм),

дисгармоническое развитие (психопатии).

В последние годы все больше появляется детей с так называемыми сложными недостатками в развитии, у которых имеется сочетание двух и более направлений отклоняющегося развития. Фактически сейчас все больше можно гово­рить лишь о преобладании ведущей линии в дизонтогенезе ребенка.

На тип возникшей у ребенка дизонтогении по представлениям клиницистов Г.Е.Сухаре­вой и М. С. Певзнер влияют следующие факторы:

1) время и длительность воздействия повреждающих агентов (воз­растная обусловленность дизонтогении),

2) их этиология,

3) рас­пространенность болезненного процесса — локальность или сис­темность патогенного воздействия,

4) степень нарушения межфункциональных связей.

Это так называемые параметры дизонтогенеза.

studfiles.net

Психический дизонтогенез, факторы возникновения и его клинические проявления (типы, формы).

Подробности
Категория: Клиника интеллектуальных нарушений. Ответы.

Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза.

Психический дизонтогенезпатология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. Разработка содержания этого понятия в отечественной детской психиатрии связана с именами Г. Е. Сухаревой, М. Ш. Вроно, Г. К. Ушакова, В. В. Ковалева, А. Е. Личко.

Дизонтогенез психического развития может возникать под влиянием многих внутренних и внешних факторов (генетических, биологических, психогенных и микросоциальных), а также при их сочетании и взаимодействии. Подтверждена трехосевая, или трехуровневая структура этиологии психических расстройств, когда взаимодействуют три вида равных по значимости факторовгенетические, экзогенно-церебральные и психосоциальные.

Генетическим фактором является фактор темперамента. Он начинает действовать и определяется с 1-го месяца жизни ребенка. Выделено 9 составляющих темперамента:  активность, ритмичность (цикличность), чувствительность (реактивность), интенсивность, подвижность, коммуникативность, адаптивность, настроение, внимание (его объем). Каждая из этих характеристик определяет различное поведение и реакции ребенка в любой жизненной ситуации. По типу реакций младенца при исследовании темперамента можно определить группу так называемых трудных детей (психический диатез), которые предрасположены к психическому дизонтогенезу.

Экзогенно-церебральные факторы.  К органическим факторам возникновения дизонтогенеза традиционно относят церебральную патологию, структурные, т.е. органические поражения мозга и функциональные нарушения мозговой деятельности. Но при последних допускают наличие «мягких» органических признаков. Именно в этом случае говорят об уже упоминавшейся минимальной мозговой дисфункции.

Психосоциальными являются тесно связанные между собой последние два фактора дизонтогенеза.  

Комплекс эмоциональной привязанности возникающий с первых часов и дней жизни новорожденного между ним и матерью оказывает решающее влияние на формирование всех других связей и привязанностей и их различную эмоциональную глубину, которые во многом определяют психологическую реактивность и поведение индивида в течение всей жизни.

Депривация (лишение, дефицит чего-либо, в том числе частичное сиротство — смерть «одного из родителей, развод) может быть полной и частичной, сенсорной и эмоциональной. Но в любом из вариантов она оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, приводя к его нарушению, т.е. дизонтогенезу.

Проявления психического дизонтогенеза.

Изменения отношения между социальным и биологическим наблюдаются при различных типах психического дизонтогенеза. Дизонтогенез психики выражается (проявляется) в нарушениях темпа, сроков ее развития в целом и отдельных составных частей, а также в диспропорциях компонентов развивающейся психики (В.В.Ковалев, 1976).

Г.К. Ушаков (1973) выделяет основные клинические типы дизонтогенеза психики:

1. Ретардация (запаздывание или приостановка) развития всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики, т.е. стойкое психическое недоразвитие (общее или парциальное) или замедленное психическое развитие. Отсутствует инволюция ранних форм психического развития. Отдельные периоды развития незавершенны. Это явление характерно для олигофрений, а также задержки психического развития. При ретардации запаздывает переход от простых, преимущественно природно-психических свойств к более сложным — социально-психическим. Это проявляется в степени социализации ребенка.

2. Асинхрония (неравномерность, диспропорция, дисгармоничное психическое развитие) развития, при которой одни компоненты психики развиваются со значительным опережением, а другие запаздывают. Она включает признаки ретардации и акселерации отдельных функций. При асинхронии  происходит неравномерное развитие компонентов и свойств психики ребенка с болезненным обнажением и усилением природно-психических компонентов и явлений (темперамента, влечений, потребностей), опирающихся на инстинктивные механизмы. При этом отдельные социально-психические компоненты (запас знаний, отвлеченное мышление, нравственные установки) могут развиваться с той или иной степенью опережения (акселерации).

В. В. Ковалев (1981) выделяет типа дизонтогенеза:

1) задержанное или искаженное психическое развитие;

2) органический дизонтогенез — как результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза;

3) дизонтогенез вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной депривации;

4) дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное воспитание).

Признавая многообразие типов психического дизонтогенеза В.В. Ковалев тем не менее объединяет их в 2 основных варианта:

— дизонтогенез с негативной симптоматикой:  синдромы психического недоразвития — необратимого тотального (олигофрения) и временно запаздывающего (задержки психического развития), акселерацию, различные формы инфантилизма, невропатии;

— дизонтогенез с продуктивными синдромами: случаи, когда на фоне клинических проявлений негативных дизонтогенетических нарушений развиваются такие феномены как страхи, патологические привычные действия, энурез, энкропрез, повышенная неряшливость, утрата навыков ходьбы, речи, самообслуживания, переход психического функционирования на более ранние этапы развития, а также аффективные расстройства, нарушения влечений, гиперактивность, патологическое фантазирование, гебоидный, кататонический и другие синдромы.

Клинические формы патологии психического развития (психического дизонтогенеза) могут быть систематизированы следующим образом:

  • Умственная отсталость
  • Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
  • Искажения и другие нарушения психического развития

o          Аутистические расстройства

o          Акселерация

o          Психический инфантилизм

o          Соматопатии

o          Гиперкинетический синдром

o          Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого риска по психической патологии

 

lartdoll.net

Дизонтогенез – это что такое?

Дизонтогенез – это состояние, при котором наблюдаются отклонения от нормального личностного развития в определенный период жизни. Оно может проявиться в любом возрасте. Существует несколько типов этого состояния: асинхрония, ретардация, а также регрессия. Рассмотрим их подробнее.

Регрессия

Регрессия – это утрата некоторых навыков, грубо говоря, возвращение на предыдущий возрастной уровень. Она может быть как временной, так и постоянной, при которой наблюдается повреждение той или иной функции. К первому виду, например, относится утрата возможности самостоятельно передвигаться и следить за собой. Данные нарушения могут быть следствием соматической болезни, перенесенной в раннем детстве.

Ретардация

Ретардация – это задержка или пауза в психическом развитии. Она бывает двух видов: полная (иначе говоря — общая) и парциальная (другими словами – частичная). Во втором случае происходит задержка или пауза в формировании отдельных личностных функций. Все виды дизонтогенеза опасны, но многие считают, что этот хуже всего.

Асинхрония

Асинхрония представляет собой нарушенное, «асимметричное», неравномерное психическое развитие. В этом случае наблюдается значительное опережение формирования одних личностных качеств и сильная задержка сроков и скорости созревания других свойств. В результате это становится базой неравномерной личностной структуры, да и вообще психики. Необходимо понимать, что данное состояние и в качественном, и в количественном смысле не похоже на физиологическую гетерохронию, иными словами, формирование церебральных функций, а также структур в разные периоды времени.

Классификация, составленная В. В. Лебединским

Классификация дизонтогенеза, которую создал В. В. Лебединский, выделяет следующие типы: полное психическое недоразвитие, а также застывшее, поврежденное, дефицитарное, искаженное и неравномерное развитие.

Полное психическое недоразвитие

Что относится к первому? Полная пауза в психическом развитии, наблюдающаяся при поражениях серого вещества на ранних этапах. Встречается она достаточно часто. Поражения бывают наследственными, родовыми, внутриутробными и полученными вскоре после рождения. Таким образом, недоразвитие является первичным и всеобъемлющим. Сильно искажены высшие функции (в особенности речь и ум), также угнетены, хотя и в меньшей степени, элементарные (способность запоминать, чувства, произвольное восприятие, моторика). Следует отметить, что все типы дизонтогенеза определенно не представляют собой ничего хорошего.

Застывшее психическое развитие

Застывшее психическое развитие – это уменьшение скорости формирования сфер, отвечающих за эмоции и познавательную функцию. Встречается нередко. Человек словно застывает на раннем этапе развития. Это настоящая трагедия как для него, так и для его родственников. Часто развитие застывает по наследственным причинам, а также из-за хронических недугов, отравлений, инфекций, повреждений серого вещества. Но и это еще не все. Иногда виной всему психогенные факторы, например, тяжелое детство. Если до трех лет ребенок воспитывается в плохих условиях, это может оказать негативное влияние на его дальнейшую жизнь. В частности, у него может развиться инфантилизм. Психический дизонтогенез – это действительно ужасно.

Поврежденное психическое развитие

Поврежденное развитие является следствием перенесенных инфекционных заболеваний, отравлений, травм ЦНС, обменных и дегенеративных наследственных недугов мозга и характеризуется транзиторностью расстройств. Нельзя путать это состояние с олигофренией. Оно отличается от последней тем, что малыш начинает развиваться вовремя и правильно, однако потом с ним что-то случается, например, он заражается, отравляется, переживает повреждение серого вещества, и после этого у него возникают нарушения. Обязательно должна быть прослежена связь между перенесенным потрясением и нарушением психики. Дизонтогенез – это настоящая проблема, требующая принятия своевременных мер.

Дефицитарное психическое развитие

Дефицитарное развитие является следствием изначальной неполноценности некоторых систем: опорно-двигательной, зрения, речи, слуха. В группу риска также входят дети с ДЦП и некоторыми соматическими недугами, ограничивающими возможности человека (сердечно-сосудистыми заболеваниями, бронхиальной астмой, эндокринными болезнями и др.). Дизонтогенез – это состояние, часто встречающееся у малышей со слабым здоровьем.

Искаженное психическое развитие

Искаженный тип представляет собой замысловатую совокупность общего недоразвития, застывшего, поврежденного и убыстренного развития некоторых функций психики, влекущую за собой сочетание своеобразных патологических образований, не являющихся характерными для видов, включенных в клиническую картину. Это довольно распространенное нарушение.

Неравномерное психическое развитие

Неравномерное психическое развитие по многим параметрам похоже на искаженное. Но базой для его формирования является не текущее болезненное состояние, влекущее за собой всевозможные нарушения межфункциональных связей в разные периоды времени, а непропорциональность психики, главным образом в волевой и эмоциональной плоскостях. Такое неравномерное развитие встречается у многих детей. Необходимо понимать, что дизонтогенез – это нарушение, при котором человек часто становится недееспособным, а значит, нуждается в особой поддержке. Хорошо, если родственники в состоянии возложить на себя такую ответственность.

fb.ru

Понятие «дизонтогенез» и основные типы психического дизонтогенеза — МегаЛекции

Термин «дизонтогенез» (от греч., «dys» — приставка, означающая отклонение от нормы, «ontos» — сущее, существо, «genesis» — развитие) впервые был употреблен Швальбе в 1927-м году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода развития. В отечественной дефектологии данные состояния объединяются в группу нарушений (отклонений) развития.

В настоящее время понятие «дизонтогенез» включает в себя также постнатальныйдизонтогенез, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. В широком смысле слова термин дизонтогенез-отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Психическийдизонтогенез — нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер.

Основными типами психического дизонтогенеза являются регрессия, распад, ретардация и асинхрония психического развития.

Регрессия (регресс) — возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия). Склонность к регрессу более характерна для менее зрелой функции. В то же время регрессу могут быть подвержены не только функции, находящиеся в сенситивном периоде, но также и функции, уже в достаточной степени закрепленные, что наблюдается при более грубом патологическом воздействии: при шоковой психической травме, при остром начале шизофренического процесса.

Явления регресса дифференцируют от явлений распада, при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.

Ретардация — запаздывание или приостановка психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности.



Асинхрония, как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом.

2. Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского

Классификация психическогодизонтогенеза предложенная В.В. Лебединским имеет следующий вид:

· Общее психическое недоразвитие;

· Задержанное психическое развитие;

· Поврежденное психическое развитие;

· Дефицитарное психическое развитие;

· Искаженное психическое развитие;

· Дисгармоничное психическое развитие.

Общее психическое недоразвитие — общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).

Наиболее типичной моделью психического недоразвития являются состояния олигофрении. Олигофрения (от греч. «olygos» — малый, «phren» — ум) — особая форма психического недоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей -олигофренов различают три группы состояний: наиболее тяжелая — идиотия, менее тяжелая — имбецильность и относительно легкая — дебильность. Если две первые (глубокая и выраженная) степени психического недоразвития нуждаются преимущественно в социальной опеке, то легкая степень недоразвития — дебильность — позволяет обучать такого ребенка по программе вспомогательной школы, проводить с ним воспитательную работу и профессиональную подготовку по несложным видам труда.

В педагогическом плане наиболее приемлемой является классификация олигофрений по М. С. Певзнер, предложенная в 1959-м году и доработанная к 1979-му году. Автор (М. С. Певзнер, 1979) выделяет пять основных форм состояния:

· неосложненная форма олигофрении;

· олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики;

· олигофрении с нарушением различных анализаторов;

· олигофрении с психопатоподобными формами поведения;

· олигофрении с выраженной лобной недостаточностью.

Дефицитарное психическое развитие. Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной — при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.). Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других, связанных с пострадавшей опосредованно.

Наиболее показательной моделью аномалий развития по дефицитарному типу является психическийдизонтогенез, возникающий на почве поражений сенсорной либо моторной сферы.

Слепые дети — у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков).

Слабовидящие дети — обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (например, резкое сужение границ зрения). Дефицитарность развития у лиц с нарушениями зрения главным образом проявляется в вербализме мышления, нарушениях пространственных представлений, недоразвитию психомоторной сферы. Прогноз и коррекционные возможности у таких детей индивидуальны и зависят от ряда факторов, таких как степень нарушения зрения и время возникновения дефекта, уровень интеллектуального развития ребенка, своевременности коррекционного обучения и успешности тифлотехнической коррекции.

Глухие дети — с глубокими, стойкими двусторонними нарушениями слуха, врожденными или приобретенными в раннем детстве. Среди глухих выделяют две категории детей: глухие без речи (ранооглохшие) и глухие, сохранившие речь (позднооглохшие).

Слабослышащие дети — с частичным снижением слуха, приводящим к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с понижением слуха от 15-20 дБ до 75 дБ.

Дефицитарность развития таких субъектов определяется прежде всего нарушением речевого развития и, вследствие этого, вторичной задержкой психического развития. Как и в случаях детей с нарушением зрения, здесь также играют первостепенную роль время возникновения дефекта, степень его выраженности, наличие и своевременность коррекционного воздействия.

Общим для любого вида дефицитарного развития является своеобразие в развитии и формировании личности. Последнее может проявляться и как следствие основного дефекта, затрудняющего полноценный контакт со сверстниками и другими людьми, так и как результат неправильного воспитания. Согласно Л. С. Выготскому, любой телесный недостаток, будь то слепота, глухота или умственная отсталость реализуются как социально ненормальное поведение. Образуется своеобразный социальный вывих. Изменяется отношение окружающих людей по отношению к дефективному ребенку, изменяется и его отношение к окружающему миру. Основная задача коррекционной педагогики — вправить социальный вывих.

Искаженное психическое развитие. Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т.

РДА — это болезненное состояние психики ребенка, характеризующееся сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. При аутизме часто нарушается ориентировка во времени, появляется отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; гулять по одному и тому же маршруту и т. п. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

 Дизонтогенез. Этиология. Типы психического дизонтогенеза

Поделись с друзьями

Термин «дизонтогенез» (от греч., «dys» приставка, означающая отклонение от нормы, «ontos» — сущее, существо, «genesis» — развитие) впервые был употреблен Швальбе в 1927-м году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода развития. В отечественной дефектологии данные состояния объединяются в группу нарушений (отклонений) развития.

В настоящее время понятие «дизонтогенез» включает в себя также постнатальный дизонтогенез, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. В широком смысле слова термин дизонтогенез -отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Психический дизонтогенез — нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер.

Основными типами психического дизонтогенеза являются регрессия, распад, ретардация и асинхрония психического развития.

Регрессия (регресс) — возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия). Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни. Примером стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем детском аутизме. Склонность к регрессу более характерна для менее зрелой функции. В то же время регрессу могут быть подвержены не только функции, находящиеся в сенситивном периоде, но также и функции, уже в достаточной степени закрепленные, что наблюдается при более грубом патологическом воздействии: при шоковой психической травме, при остром начале шизофренического процесса.

Явления регресса дифференцируют от явлений распада, при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.

Ретардация — запаздывание или приостановка психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности.

Асинхрония, как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом. Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральных структур и функций. Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. Перестройка и усложнение протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии -разновременностью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая из психических функций имеет свою «хронологическую формулу», свой цикл развития. Наблюдаются сенситивные периоды более быстрого, иногда скачкообразного развития функции и периоды относительной замедленности ее формирования.

 Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского

Классификация психического дизонтогенеза предложенная В.В. Лебединским имеет следующий вид:

  • Общее психическое недоразвитие;
  • Задержанное психическое развитие;
  • Поврежденное психическое развитие;
  • Дефицитарное психическое развитие;
  • Искаженное психическое развитие;
  • Дисгармоничное психическое развитие.

students-library.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *