«Задание 8» ЕГЭ по русскому языку, теория
Задание 8. Правописание корней
Задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2018, теория.
Это задание на орфографию, а именно на правописание корней.
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем задание.
- Читаем все слова
- Выделяем корни
- Вспоминаем правила на каждый корень.
Скачать правила
Итак, как правильно определить корень слова:
Запомните: Корень слова — это неименяемая общая часть родственных слов, в которой заключено лексическое значение.
1) Выясните лексическое значение слова;
2) Найдите максимальное количество слов, имеющих одно значение и один корень (как правило, это другие части речи или формы слова)
Например: гора-горный-гористый.
Иногда в корнях происходит чередование согласных.
Например: река — речной.
3) Определите общую неизменную часть во всех этих словах.
!!! Если Вы имеете дело с чередующимися корнями, то их необходимо «знать в лицо». Помните, что важно запомнить примеры употребления чередующихся корней, чтобы избежать ошибки, если вы повстречаете корень-омоним.
Это такой корень, который выглядит как чередующийся, но на самом деле ее можно проверить.
Вымирать — Миротворец.
Вымирать — это слово с чередующим корнем (мер — мир), зависящим от суффикса А. Например, вымирать, вымереть.
Миротворец — это слово можно проверить при помощи слова «мир», следовательно, это корень с проверяемой гласной.
Гласные в корне:Правописание зависит:
От наличия суффикса а после корня |
От ударения |
От значения |
От сочетания букв в корне |
Правило |
|||
1. В корнях пишется и, если за корнем суффикс а Бер- / бир- Дер- / дир- Мер- /мир- Пер — / пир- Тер- /тир- Блест- /блист- Жег- /жиг- Стел- /стил- Чет- / чит-
2. В корнях пишется а, если за корнем а Лаг- / лож- Кас- /кос
3. В корнях пишется и, если за корнем а -им- //-а-(-я-) -ин- //-а-(-я-)
|
1. В безударном положении пишется о Гар- /гор- Клан-/ клон- Твар- /твор-
2. В безударном положении пишется а Зар- /зор-
3. В корнях плав-/плов-/плыв- пишется а во всех случаях, кроме исключений |
1. мак-/мок(моч_) Мак – погружать в жидкость; макать Мок – пропускать жидкость; мокнуть
2. равн-/ровн- Равн – равный, одинаковый, наравне Ровн- ровный, гладкий, прямой |
1. раст-(ращ-)/рос- Если в корне ст или щ -пишем а, если только с – пишем о
2. скак-/скоч- Скакать, выскочит |
Исключения |
|||
Сочетать Сочетание Полог
|
Пригарь Выгарки Изгарь Утварь Зоревать Зорянка Пловец Пловчиха Плывуны |
Равнина Ровесник Поровну уровень |
Росток Выросток Ростовщик Ростов Ростислав Подростковый Подросток Отрасль Скачок Скачу |
2. Написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем и значением, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Нельзя проверять глагол несовершенного вида совершенным.
Например: вода(воды, водный),сады(сад, садик),свинья(свиньи),яйцо(яйца),говорить(говор, разговор),молодой(молод, молодость, молоденький),жара(жар, жаркий),шалун(шалость).
3. Для безошибочного написания непроверяемых гласных в корне требуется проверка по орфографическому словарю.
Зачастую эти слова являются заимствованными.
libaid.ru
Задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2019: теория и практика
Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2019 по русскому языку
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть I содержит 26 заданий, часть II содержит 1 задание. В данной статье рассмотрена теоретическая часть задания номер 8 с разбором примера на практике.
#ADVERTISING_INSERT#
Часть I
Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
|
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства. |
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов. |
В) нарушение видо- временной соотнесённости глагольных форм |
3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии. |
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря. |
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова. |
6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики. |
|
7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». |
|
8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей. |
|
9) Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции. |
Теория и рекомендации
Начинайте выполнять задания с чтения предложений. Их 9, а ошибочных 5, т.е. во время первого прочтения необходимо исключить 4 или наметить предложения «на выбывание».
Если при чтении ничто «не режет слух», не кажется странным, то, скорее всего, в этом предложении нет ошибок. Для самоконтроля проверьте наличие опасных мест:
- Причастный оборот.
Существуют два правила включения причастного оборота в предложение: - согласование причастия в роде, числе и падеже с определяемым существительным;
- определяемое слово может стоять перед причастным оборотом или после него, но не разрывать причастный оборот.
- Деепричастный оборот.
Деепричастие – это часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном. Оно тесно связано с глаголом. Предложений с деепричастиями без глагола не существует. Это и определяет основное правило употребления деепричастия в предложении: у глагола и деепричастия должен быть общий деятель. То есть подлежащее (деятель при глаголе) должно по смыслу соотноситься и с деепричастием. - Однородные члены.
Ошибки в рядах однородных членов связаны с употреблением при них сочинительных союзов: не только…. но и, как…. так и. А именно их позицией по отношению к однородным членам. Главное правило: части составных союзов употребляются непосредственно перед однородными членами.
не только (одн. член) …. но и (одн. член)
как (одн. член) …. так и (одн. член) - Приложение.
Приложения, что используются в данном задании, – это названия книг, журналов, предприятий, которые пишутся в кавычках. Слова в кавычках могут изменяться (если нет родового понятия: в «Отцах и детях») и не изменяться (если употреблено родовое понятие: в романе «Отцы и дети»)
Разбор задания и практика
В первом предложении (Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства) есть причастный оборот. Проверяем, выполнены ли правила его употребления:
- Причастие «возникшая» согласовано в роде, числе и падеже с существительным «эстетика».
- Определяемое слово не разрывает причастный оборот.
Следовательно: ошибок в построении причастного оборота нет.
Во втором предложении (У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.) есть причастный оборот, построение которого не соответствует норме: определяемое слово разрывает причастный оборот.
Правильный вариант: У людей, зачитывавшихся.
Или: У зачитывавшихся в детстве русскими сказками, былинами людей дух захватывало от богатырских подвигов
Следовательно, нарушение в построении предложения с причастным оборотом во втором предложении.
В третьем предложении (Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии.) есть деепричастный оборот («Обладая более высокой надёжностью»), который относится к глаголу «потребляют». Деятель при глаголе «приёмники» также по смыслу соотносится и с деепричастием «обладая»: приёмники потребляют и обладают. Значит здесь норма не нарушена.
В четвёртом предложении (Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря) нет причастных и деепричастных оборотов, нет однородных членов, нет приложений. Прочитаем перечень ошибок (неиспользованными остались два вида):
- Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
- Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Делаем вывод, что в четвертом предложении либо все правильно, либо представлена одна из двух вышеназванных ошибок.
Прочитайте внимательно, обращая внимание на глаголы и существительные с предлогом.
Ошибка в употреблении глаголов: поступить (будущее время), приобретал (прошедшее время).
В пятом предложении обращаем внимание на слово в кавычках «Грачах», оно стоит в форме предложного падежа, родовое понятие при названии есть «картина». Следовательно, название в кавычках не должно меняться.
Норма в данном случае: в картине «Грачи».
Построение шестого предложения соответствует грамматическим нормам.
В седьмом предложении есть приложение (название в кавычках в именительном падеже «Василий Тёркин» при родовом понятии «поэма»).
Остались два предложения и две ошибки.
В восьмом – неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом: «наперерез лошадей». Наперерез не кого?, а кому? — лошадям.
В девятом предложении нарушена структура предложения с деепричастным оборотом.
Деепричастие «употребляя» связано с глаголом «была», деятелем при котором является существительное «дань». Однако слово «дань» не соотносится по смыслу с деепричастием: «дань употребляет».
Ответ: 92485.
ЕГЭ-2019. Русский язык. Сборник заданий: 1000 заданий с ответами
Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Книга адресована учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Издание содержит:
• более 1000 заданий разных типов по всем темам школьного курса;
• ответы ко всем заданиям. Пособие будет полезно учителям русского языка, так как даёт возможность эффективно организовать подготовку учащихся к ЕГЭ.
rosuchebnik.ru
Теория к заданию 8 ЕГЭ по русскому языку
Безударные гласные в корне слова
ТЕОРИЯ К ЗАДАНИЮ 8 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Проверяемые
Для того чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
# травА – трАвы
Нельзя проверять словами с суффиксами –ЫВА-/-ИВА-
#опоздАть – пОздний (НЕЛЬЗЯ: опАздывать)
Непроверяемые (словарные слова)
Их нужно запоминать:
# вокзал, комментарий
Чередующиеся
К словам с чередующимися гласными в корне НЕЛЬЗЯ подбирать проверочные слова!!!
–гар-\-гор-: в безударном положении О
# загорЕлый, загАР
Искл.: пригАрь, выгАрки, изгАрь
–клан-\-клон-: в БП – О
# приклонИть, поклОн
–твар-\-твор: в БП – О
#творИть, твОрчество
Искл.: утвАрь
–зар-\-зор-: в БП – А
#зарЯ, зОрька
Искл.: зОревать
–плав-\-плов: всегда А
#плавательный
Искл.: пловец, пловчиха, плывуны
–кас-А\-кос-НУ
#прикасаться, прикоснуться
–бер-\-бир-, -пер-\-пир-, -дер-\-дир-, -тер-\-тир-, -мер-\-мир-, -блест-\-блист-, -жег-\-жиг-, -чет-\-чит-,-стел-\-стил-: если есть суффикс А, то И, если нет или другой суффикс – пишем Е
#прибирать, постелить
Искл.: сочЕтание, сочЕтать, чЕта
С чередованием а(я)\им, а(я)\ин пишем И, если дальше идет суффикс А:
# принимать (принять)
–лаг-\-лож-: перед Г пишем А, перед Ж – О
#прилагать, изложение
Искл.: полОг
–раст-\-рос-\-ращ-: перед СТ, Щ пишем А, перед С – О
#растительность, выросший, выращивать
Искл.: ростовщик, Ростов, Ростислав, росток, подростковый, отрасль
–скак-\-скоч-: перед К пишем А, перед Ч – О
# скакать, подскочить
Искл.: скачок, скачи, скачите, скачу
–мак- «погрузить в жидкость» \ -мок- «пропускать или не пропускать»
# обмакнуть сухарь в молоко, непромокаемый плащ
–равн- «одинаковый, равный» \ -ровн- «гладкий, прямой, ровный»
# уравнение, подровнять грядки
infourok.ru
Подготовка к ЕГЭ. Задание № 8 (теория + практика)
Практика 8
1. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
б..гаж зап..раются оф..рмлять в..новатый к..ридор
2. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
обж..гаться приг..ревшая просл..влять кр..стьянин ш..птаться
3. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
зат..мнённый выт..раться бл..стеть комп..тентный м..тафора
4. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
землетр..сение прим..рить (друзей) выск..чка при..ритет пол..мист
5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
доск..нально распол..житься осв..тить (лампой) прик..снуться д..тектив
6. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
ст..рожить к..нфорка прим..рять (платье) несг..раемый эксп..нат
7. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
с..рдитый пл..вчиха эл..мент выт..равший пром..кашка
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
альм..нах д..ректива обог..щение распол..гаться пор..сль
9. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
вым..рать изд..лека к..соворотка г..ристая (местность) ор..гинальный
10. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
прин..шение р..стительность к..вычки щ..бетать\ хр..нитель
11. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
прил..гающийся ан..мальный обм..кнуть пож..леть р..сток
12. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
огл..шение б..ланс р..спублика к..талог приск..кать
13. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
уп..раться арт..ллерия прим..рять (друзей) бл..стательно подн..мающийся
14. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
см..родина пок..затель д..стоверный локом..тив заж..гательный
15. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
апл..дировать ук..ротить изл..жение д..ректор зад…рать
16. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
дор..гие к..сательная р..месленный заг..релый к..ридор
17. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
обж..гание г..тический (стиль) возр..стание ор..ентир сг..ревший
18. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пон..мание р..стовщик л..кторий г..релка тр..умф
19. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
р..зарий расст..лить предпол..гать ж..люзи юв..лир
20. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
г..ризонт пор..вну выт..реть к..медия к..собокий
21. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пож..леть дов..рять на..менование проп..гандистский обм..кнуть
22. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
обозн..чение р..сток к..сательная б..ланс р..спублика
23. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
к..соворотка омр..чить в..хтёр прил..гающийся ан..мальный
24. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
вн..дрение уп..раться арт..ллерия огл..вление оп..рение
25. пределите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
г..релка прож..вающий тр..умф загр..ждение р..зарий
26. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пон..мание предл..жение р..стовщик л..кторий г..ризонт
27. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пор..вну выт..реть од..нарный п..лемика сч..талка
28. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
вызв..лить выр..стающий предст..вительный вл..стелин ор..ентир
29. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пок..рать к..саться к..мпаньон з..ря ск..чок
30. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
од..ревенелый к..собокий г..ревать пл..вчиха прим..рять (платье)
www.metod-kopilka.ru
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: Задание 8 ЕГЭ
Слайд 1
Учебный тренажёр и проверочный тест Правописание безударных гласных в корне словаСлайд 2
Дорогой друг! В этом году тебе предстоит сдавать Единый государственный экзамен по русскому языку. Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажёр, с помощью которого ты можешь вспомнить определённое правило из курса русского языка и усовершенствовать свои умения и навыки. Второй уровень – проверочный тест по данной теме, за который ты получишь отметку. Надеемся, что эти занятия помогут тебе успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку. Желаем удачи! Перейти к тренажёру Перейти к тесту
Слайд 3
Инструкция по работе с учебным тренажёром Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный. 2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс». 3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус». 4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу. Желаем удачи!
Слайд 4
прик..сновение, дог..нять, ед..ница ап..лляция, прид..раться, экспер..мент разр..дить (ружье), уд..сятерить, выт..рпеть к..ртина, опт..мизм, взб..аться — — + — 1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
Слайд 5
обл..денение, поб..дитель, кр..тиковать з..рница, прик..саться, прор..сти м..рковь, ув..деть, пл..тить д..рога, уд..вление, ст..ловый — — + — 2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
Слайд 6
3 . В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная в корне? ч..родей, прил..гательное, поб..режье предл..гать, отп..рать, приг..реть прот..рать, впрог..лодь, т..шина прил..жить, ув..дание, р..стение — — + —
Слайд 7
4.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная? олицетв..рение, ар..матно, предл..жение подп..рать, фест..валь, обн..вленный к..нонада, ум..реть, обл..нившийся сл..боватый, подм..гнуть, отд..ление — — + —
Слайд 8
5. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная? подг..реть, осл..бить, прик..сновение пос..делки, бл..стательный, осл..пительный выб..раться, попл..вок, пром..кательная (бумага) ст..пендия, выск..чка, прил..жение — — + —
Слайд 9
6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? соб..рутся, заг..релый, к..ммерсант см..гчение, увл..кательный, упр..стить к..пошится, предв..рительный, зар..сли с..туация, ср..жаться, б..седующий — — + —
Слайд 10
7. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная в корне? выр..жение, пл..вец, прих..дить вл..жение, ст..лить, ур..внение прор..ти, зам..рать, отбл..ск б..лизна, заг..релый, з..рница — — + —
Слайд 11
8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная? покл..нение, прил..жение, з..мовщики в..стибюль, всп..хать, уед..нение р..внение, заг..релый, прик..сновение пож..лать, оч..рование, бл..стательный — — + —
Слайд 12
9 . В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? пот..плевший, л..петать, поб..дитель втр..слевой, огл..вление, гр..мадный выт..рать, л..ловый, зач..рстветь заг..релый, р..птать, обл..денеть — — + —
Слайд 13
10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? р..месленный, гр..мадный, тр..вянистый к..сательная, сбл..жаясь, л..тучий рел..гиозный, ож..влять, прим..риться д..гие, нар..чие, т..рмозить — — + —
Слайд 14
Как ты оцениваешь свою работу на тренажёре? Знания отличные! Перехожу к тесту!
Слайд 15
Инструкция по работе с тестом Проверочный тест состоит из 10 заданий. Каждое задание имеет 4 варианта ответа, один из которых — правильный. 2. Прежде чем нажимать переключатель хорошо подумай, потому что, ответив, ты перейдёшь к следующему вопросу и не сможешь внести изменения в свой ответ. 3. Чтобы узнать свой результат, нажми на кнопку «Результат». Ты увидишь общее число верных ответов, отметку за тест и таблицу результатов по каждому вопросу. 4. Ты можешь просмотреть свои ошибки, нажав на соответствующую кнопку. Переход от слайда к слайду в режиме просмотра ошибок важно производить по кнопкам в нижнем правом углу слайда. 5. Если хочешь повторить тест, то обнули результат (кнопка «Сброс результатов») и нажми на кнопку «Повторить тест».
Слайд 16
1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? встр..чая, в..рховье, у..звлённый апл..дировать, укр..тить, совм..щать изл..жение, пров..нциальный, р..дколесье д..ректор, зад..рать, нап..дающий — — + —
Слайд 17
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? сат..рический, перекл..каться, л..гичность пр..идиум, пр..вилегии, беспр..кословно ог..рчение, побл..дневший, в..риант п..лисадник, др..бить, просл..влять — — + —
Слайд 18
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? хр..никальный, обог..щать, с..риал возл..жить, оч..рстветь, раздр..жаться возр..ст, ок..нчание, переск..чить вост..ргаться, к..вычки, к..сательная — — + —
Слайд 19
4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? пер..одический, амн..стировать, умн..жать д..агноз, происх..дить, пож..лать приг..ревшая, сп..сать, в..стибюль покл..нение, ст..пендия, предпол..жение — — + —
Слайд 20
5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? г..тический (стиль), асф..льтированный, нак..рмить соб..раться, зам..нить, ап..лляция м..гистраль, м..теринский, опров..ргать г.ниальный, б..рлога, трад..ционный — — + —
Слайд 21
6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? бр..дячий, б..снописец, эк..логия сп..сение, с..мпатия, эт..кетка пл..нительный, г..мнаст, в..ренье сл..жение, л..рический, д..рожный — — + —
Слайд 22
7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? пож..леть, хр..нитель, мот..вировать разг..вор, зав..щать, ан..малия з..рница, возн..кновение, б..зироваться одр..хлеть, ог..рчение, инц..дент — — + —
Слайд 23
8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? д..йствительный, зач..рованный, либер..лизация в..кцина, приг..рающий, сп..сающий соб..раться, м..нимальный, р..внина кр..терий, изб..жать, проц..дура — — + —
Слайд 24
9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? об..зательный, осв..щение, прод..вец п..томки, состр..дание, безотлаг..тельно р..стение, патри..тический, т..ряться сист..матический, нар..диться, пр..пускной — — + —
Слайд 25
10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? х..дьба, сп..ртсмен, д..ждливый х..лодный, разб..рать, кв..нтэссенция ст..ловая, прик..сновение, мен..джмент с..колиный, г..рцогиня, м..ксиканский — — + —
Слайд 26
Подведём итоги Верных ответов Отметка Просмотр ошибок в в в в в в в в в в 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Слайд 27
Источники Миронова Ю. С. Русский язык. ЕГЭ. (Раздаточный материал тренировочных тестов.) СПб.: Тригон, 2009. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2007. Русский язык. Типовые тестовые задания.- М.: Экзамен, 2007. Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ-2007. Русский язык. Тренировочные задания. — М.: Просвещение, Эксмо, 2007. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=130742&tmpl=com Захарова Т.А., Байдакова Т.Б. Шаблон учебного тренажёра и проверочного теста по русскому языку.
nsportal.ru
Русский язык ЕГЭ Задание № 8 Теория
Задание 7 Грамматические ошибки
Задание №7 на ЕГЭ по русскому языку сформулировано следующим образом:
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Типы грамматических ошибок
1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
благодаря (кому) другу
вопреки (чему) ожиданию
согласно (чему?) расписанию
- Предлог «ПО» управляет предложным падежом:
по приездЕ в Казань
по истечениИ срока
по прибытиИ домой
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- Большинство возражали против подобных изменений в плане работы верно: большинство возражало).
Запомните правила:
1. согласование сказуемого со словами: РЯД,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО,МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.
А).Сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов( меньшинство поддержало оратора).
Б).Единственное число и при неодушевлённых подлежащих( ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву).
В). Множественное число в остальных случаях:
- Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое существительное).
- Часть вырученных средств пойдут на лечение больных детей ( если и подлежащем есть причастие или придаточное со словом КОТОРЫЙ).
- Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или сказуемых).
- Множество предложений по поводу изменения структуры выступления было предложено коллегами (если между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения).
Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:
- Если подлежащее имеет только единственное число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.
Например: Народ проголосовал аз принятие новой Конституции.
- Если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.
Например: Много лет прошло со дня окончания школы.
- Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.
Например: Лишь небольшая часть читателей предпочитает классику.
- Если подлежащим является местоимение КТО и слова, образованные от него
( никто, кое-кто и д.т.)
Например: Кто встал на путь добра, не может не быть счастливым.
- Если в качестве подлежащего выступают составные числительные , последнее слово в котором — ОДИН + существительное.
Например: Двадцать один человек пришёл на собрание.
3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение — название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?
- Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:
Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» ( Им.п.)
Моя мама работает на фабрике « Заря».
- Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:
Я восхищаюсь « Войной и миром» ( Тв.п.)
Она работает на « Заре» ( П.п.)
Какая же бывает ошибка в задании № 7?
Пример:
Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).
Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»( верно: книгу « Война и мир»).
4.Ошибка в построении предложения с однородными членами
- Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное:
Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)
- Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).
- Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых :
Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.
- Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
Настроение было НЕ ТОЛЬКЕО главным для создателя, НО И для читателей
( верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей).
Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).
- Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).
- Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:
На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов
(верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)
- Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив:
Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).
5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Сначала вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.
Правильное употребление деепричастного оборота:
- Запомните, что в правильно построенном предложении субъект действия — подлежащее- может одновременно выполнять и основное действие (сказуемое), и добавочное (деепричастие). В таких предложениях деепричастие легко заменить глаголом.
Например:
Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)
- Правильным будет и односоставное определённо-личное, так как в нём подлежащее легко можно вставить в предложение.
Например:
Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).
- Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ.
Например:
Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.
Примеры неправильного употребления деепричастного оборота:
- Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).
- Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).
6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом
- Нарушение согласования между определяемым словом и причастным оборотом. Необходимо задать вопрос от определяемого слова к причастию, и по его окончанию определить, какое окончание будет у причастия.
Например:
Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит серьёзный штраф (браконьерам каким? нарушающИМ).
- Нельзя определяемое слово употреблять внутри причастно оборота. Оно должно стоять либо ДО, либо ПОСЛЕ него.
Например:
Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение (верно: лодка, причалившая к берегу).
7.Неправильное построение предложения с косвенной речью
- Прямая речь — это чья-то речь, переданная без изменений. Косвенная речь — это передача чужой речи, её смысла в форме сложноподчинённого предложения. В предложениях с косвенной речью нельзя употреблять местоимения 1 и 2 лица, нужно только 3 лицо.
Примеры.
Неверно:
Некрасов писал, что « я лиру посвятил народу своему» (неправильное употребление 1 лица).
Верно:
Некрасов писал, что ОН «лиру посвятил народу своему»,
Таковы основные типы грамматических ошибок, примеры на которые предложены в демоверсии 2015 года. Конечно, ошибок подобного рода значительно больше. В следующей статье я напомню их вам. Пока учите данные правила, выполняйте побольше тестовых заданий.
Удачи вам!
Мельникова Вера Александровна
poznaemvmeste.ru
ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК | ||
Вид ошибки | Пример с ошибкой | Правка |
Ошибки в употреблении падежных форм | ||
Неверное управление зависимыми словами | Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количества вложенного в него труда. | Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количеству вложенного в него труда. |
описывать о происшествии | Описывать происшествие | |
оплатить за билеты | Оплатить билеты | |
Участковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов. | Участковый указал на то… | |
Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ употребляются только с дательным падежом (кому? чему?) | Вопреки обстоятельств | Вопреки обстоятельствам |
Предлог ПО значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с предложным падежом | По окончанию | По окончании |
Ошибки в употреблении двойных союзов при однородных членах | ||
Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены. | Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей. | Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей. |
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами | В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. | В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах. |
Ошибки в употреблении однородных членов | ||
Ошибка в построении предложения с однородными членами | Раскольников придумал и восхищается своей теорией. | Раскольников придумал (кого? что?) свою теорию и восхищается (кем? чем?) ею. |
Обобщающие слова при однородных членах. (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что обобщающее слово. ) | Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. | Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого. |
Пропуск предлога при однородных членах. | Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. | Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. |
Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов. | В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. | В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы. |
Ошибки в употреблении имён собственных | ||
Имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) употребляются в именительном падеже при наличии перед ними имени нарицательного. Если же нарицательное сущ-ное отсутствует, то имя собственное изменяется. | В картине «Спящем пастушке» Венецианов передал всю прелесть русской природы. | В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы. |
Построение в построении предложений с причастными оборотами | ||
Причастие должно быть согласовано с определяемым словом | Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате. | Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавших в чемпионате. |
Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. | Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. | |
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот. | Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться. | Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться. |
Нельзя употреблять как однородные причастный оборот и определительное придаточное | Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. | Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем. |
Построение сложноподчинённых предложений | ||
В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: кто+ед.ч.; все+мн.ч. и т.д. | Все, кто интересуется театром, знает имя Алексея Бахрушина. | Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина. |
Неверное присоединение придаточной части, создающее | В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет | В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник -Дмухановский, едет ревизор. |
Замена прямой речи косвенной | ||
В предложениях с косвенной речью в придаточной части употребляются только местоимения третьего лица | Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему». | Некрасов писал, что он лиру посвятил народу своему. |
Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым | ||
Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову | ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. | ООН (организация) объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. |
Сказуемое согласуется с главным словом сложного существительного | Кресло-качалка отремонтирована. | Кресло-качалка отремонтировано. |
www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai