Егэ русский язык теория задание 8 – 8

Содержание

"Задание 8" ЕГЭ по русскому языку, теория

Задание 8. Правописание корней

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2018, теория.

 

Это задание на орфографию, а именно на правописание корней.

Алгоритм выполнения:

  • Внимательно читаем задание.
  • Читаем все слова
  • Выделяем корни
  • Вспоминаем правила на каждый корень. 

Скачать правила

Итак, как правильно определить корень слова: 

Запомните: Корень слова — это неименяемая общая часть родственных слов, в которой заключено лексическое значение.

1) Выясните лексическое значение слова; 

2) Найдите максимальное количество слов, имеющих одно значение и один корень (как правило, это другие части речи или формы слова) 

Например: гора-горный-гористый.

Иногда в корнях происходит чередование согласных.

Например: река — речной.

3) Определите общую неизменную часть во всех этих словах.

!!! Если Вы имеете дело с чередующимися корнями, то их необходимо «знать в лицо». Помните, что важно запомнить примеры употребления чередующихся корней, чтобы избежать ошибки, если вы повстречаете корень-омоним.

Это такой корень, который выглядит как чередующийся, но на самом деле ее можно проверить.

Вымирать — Миротворец.

Вымирать  - это слово с чередующим корнем (мер — мир), зависящим от суффикса А. Например, вымирать, вымереть.

Миротворец — это слово можно проверить при помощи слова «мир», следовательно, это корень с проверяемой гласной.

Гласные в корне:

Правописание зависит:

От наличия суффикса а после корня

От ударения

От значения

От сочетания букв в корне

Правило

1. В корнях пишется и, если за корнем суффикс а

Бер- / бир-

Дер- / дир-

Мер- /мир-

Пер - / пир-

Тер- /тир-

Блест- /блист-

Жег- /жиг-

Стел- /стил-

Чет- / чит-

 

2. В корнях пишется а, если за корнем а

Лаг- / лож-

Кас- /кос

 

3. В корнях пишется и, если за корнем а

-им- //-а-(-я-)

-ин- //-а-(-я-)

 

1. В безударном положении пишется о

Гар- /гор-

Клан-/ клон-

Твар- /твор-

 

2. В безударном положении пишется а

Зар- /зор-

 

3. В корнях плав-/плов-/плыв- пишется а во всех случаях, кроме исключений

1. мак-/мок(моч_)

Мак – погружать в жидкость; макать

Мок – пропускать жидкость; мокнуть

 

2. равн-/ровн-

Равн – равный, одинаковый, наравне

Ровн- ровный, гладкий, прямой

1. раст-(ращ-)/рос-

Если в корне ст или щ -пишем а, если только с – пишем о

 

2. скак-/скоч-

Скакать, выскочит

Исключения

Сочетать

Сочетание

Полог

 

Пригарь

Выгарки

Изгарь

Утварь

Зоревать

Зорянка

Пловец

Пловчиха

Плывуны

Равнина

Ровесник

Поровну

уровень

Росток

Выросток

Ростовщик

Ростов

Ростислав

Подростковый

Подросток

Отрасль

Скачок

Скачу

 

 

2. Написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем и значением, в которых проверяемый гласный находится под ударением.

Нельзя проверять глагол несовершенного вида совершенным.

Например: вода(воды, водный),сады(сад, садик),свинья(свиньи),яйцо(яйца),говорить(говор, разговор),молодой(молод, молодость, молоденький),жара(жар, жаркий),шалун(шалость).

3. Для безошибочного написания непроверяемых гласных в корне требуется проверка по орфографическому словарю.

Зачастую эти слова являются заимствованными.

libaid.ru

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2019: теория и практика

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2019 по русскому языку

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть I содержит 26 заданий, часть II содержит 1 задание. В данной статье рассмотрена теоретическая часть задания номер 8 с разбором примера на практике.


#ADVERTISING_INSERT#

Часть I

Задание 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)

неправильное построение

предложения с

деепричастным оборотом

1)

Новая эстетика, возникшая в творчестве

художников русского авангарда,

коренным образом изменила прежние

«греко-римские» представления о

художественной ценности искусства.

Б)

нарушение в построении

предложения с

причастным оборотом

2)

У зачитывавшихся людей в детстве

русскими сказками, былинами дух

захватывало от богатырских подвигов.

В)

нарушение видо-

временной соотнесённости

глагольных форм

3)

Обладая более высокой надёжностью,

переносные приёмники потребляют

гораздо меньше энергии.

Г)

неправильное

употребление падежной

формы существительного

с предлогом

4)

Когда после окончания школы мой друг

поступит на завод, он за короткое время

приобретал квалификацию токаря.

Д)

нарушение в построении

предложения с

несогласованным

приложением

5)

По словам И.Н. Крамского, несмотря на

то что у многих пейзажистов изображены

на картинах деревья, вода и даже воздух,

душа есть только в картине «Грачах»

А.К. Саврасова.

6)

Большинство работ молодого учёного

посвящено проблемам теоретической

физики.

7)

Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

8)

Впоследствии он даже себе не мог

объяснить, что заставило его броситься

наперерез лошадей.

9)

Употребляя букву «ъ» на конце слов,

в XIX веке это была лишь дань традиции.

Теория и рекомендации

Начинайте выполнять задания с чтения предложений. Их 9, а ошибочных 5, т.е. во время первого прочтения необходимо исключить 4 или наметить предложения «на выбывание».

Если при чтении ничто «не режет слух», не кажется странным, то, скорее всего, в этом предложении нет ошибок. Для самоконтроля проверьте наличие опасных мест:

  1. Причастный оборот.
    Существуют два правила включения причастного оборота в предложение:
  2. согласование причастия в роде, числе и падеже с определяемым существительным;
  3. определяемое слово может стоять перед причастным оборотом или после него, но не разрывать причастный оборот.
  4. Деепричастный оборот.
    Деепричастие – это часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном. Оно тесно связано с глаголом. Предложений с деепричастиями без глагола не существует. Это и определяет основное правило употребления деепричастия в предложении: у глагола и деепричастия должен быть общий деятель. То есть подлежащее (деятель при глаголе) должно по смыслу соотноситься и с деепричастием.
  5. Однородные члены.
    Ошибки в рядах однородных членов связаны с употреблением при них сочинительных союзов: не только.... но и, как.... так и. А именно их позицией по отношению к однородным членам. Главное правило: части составных союзов употребляются непосредственно перед однородными членами.
    не только (одн. член) .... но и (одн. член)  
    как (одн. член) .... так и (одн. член)  
  6. Приложение.
    Приложения, что используются в данном задании, – это названия книг, журналов, предприятий, которые пишутся в кавычках. Слова в кавычках могут изменяться (если нет родового понятия: в «Отцах и детях») и не изменяться (если употреблено родовое понятие: в романе «Отцы и дети»)
Разбор задания и практика

В первом предложении (Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства) есть причастный оборот. Проверяем, выполнены ли правила его употребления:

  1. Причастие «возникшая» согласовано в роде, числе и падеже с существительным «эстетика».
  2. Определяемое слово не разрывает причастный оборот.

Следовательно: ошибок в построении причастного оборота нет.

Во втором предложении (У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.) есть причастный оборот, построение которого не соответствует норме: определяемое слово разрывает причастный оборот.

Правильный вариант: У людей, зачитывавшихся.

Или: У зачитывавшихся в детстве русскими сказками, былинами людей дух захватывало от богатырских подвигов

Следовательно, нарушение в построении предложения с причастным оборотом во втором предложении.

В третьем предложении (Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии.) есть деепричастный оборот («Обладая более высокой надёжностью»), который относится к глаголу «потребляют». Деятель при глаголе «приёмники» также по смыслу соотносится и с деепричастием «обладая»: приёмники потребляют и обладают. Значит здесь норма не нарушена.

В четвёртом предложении (Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря) нет причастных и деепричастных оборотов, нет однородных членов, нет приложений. Прочитаем перечень ошибок (неиспользованными остались два вида):

  1. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Делаем вывод, что в четвертом предложении либо все правильно, либо представлена одна из двух вышеназванных ошибок.

Прочитайте внимательно, обращая внимание на глаголы и существительные с предлогом.

Ошибка в употреблении глаголов: поступить (будущее время), приобретал (прошедшее время).

В пятом предложении обращаем внимание на слово в кавычках «Грачах», оно стоит в форме предложного падежа, родовое понятие при названии есть «картина». Следовательно, название в кавычках не должно меняться.

Норма в данном случае: в картине «Грачи».

Построение шестого предложения соответствует грамматическим нормам.

В седьмом предложении есть приложение (название в кавычках в именительном падеже «Василий Тёркин» при родовом понятии «поэма»).

Остались два предложения и две ошибки.

В восьмом – неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом: «наперерез лошадей». Наперерез не кого?, а кому? — лошадям.

В девятом предложении нарушена структура предложения с деепричастным оборотом.

Деепричастие «употребляя» связано с глаголом «была», деятелем при котором является существительное «дань». Однако слово «дань» не соотносится по смыслу с деепричастием: «дань употребляет».

Ответ: 92485.

ЕГЭ-2019. Русский язык. Сборник заданий: 1000 заданий с ответами

Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Книга адресована учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Издание содержит:
• более 1000 заданий разных типов по всем темам школьного курса;
• ответы ко всем заданиям. Пособие будет полезно учителям русского языка, так как даёт возможность эффективно организовать подготовку учащихся к ЕГЭ.

Купить


rosuchebnik.ru

Теория к заданию 8 ЕГЭ по русскому языку

Безударные гласные в корне слова

ТЕОРИЯ К ЗАДАНИЮ 8 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Проверяемые

Для того чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

# травА – трАвы

Нельзя проверять словами с суффиксами –ЫВА-/-ИВА-

#опоздАть – пОздний (НЕЛЬЗЯ: опАздывать)

Непроверяемые (словарные слова)

Их нужно запоминать:

# вокзал, комментарий

Чередующиеся

К словам с чередующимися гласными в корне НЕЛЬЗЯ подбирать проверочные слова!!!

  1. гар-\-гор-: в безударном положении О

# загорЕлый, загАР

Искл.: пригАрь, выгАрки, изгАрь

  1. клан-\-клон-: в БП – О

# приклонИть, поклОн

  1. твар-\-твор: в БП – О

#творИть, твОрчество

Искл.: утвАрь

  1. зар-\-зор-: в БП – А

#зарЯ, зОрька

Искл.: зОревать

  1. плав-\-плов: всегда А

#плавательный

Искл.: пловец, пловчиха, плывуны

  1. кас-А\-кос-НУ

#прикасаться, прикоснуться

  1. бер-\-бир-, -пер-\-пир-, -дер-\-дир-, -тер-\-тир-, -мер-\-мир-, -блест-\-блист-, -жег-\-жиг-, -чет-\-чит-,-стел-\-стил-: если есть суффикс А, то И, если нет или другой суффикс – пишем Е

#прибирать, постелить

Искл.: сочЕтание, сочЕтать, чЕта

  1. С чередованием а(я)\им, а(я)\ин пишем И, если дальше идет суффикс А:

# принимать (принять)

  1. лаг-\-лож-: перед Г пишем А, перед Ж – О

#прилагать, изложение

Искл.: полОг

  1. раст-\-рос-\-ращ-: перед СТ, Щ пишем А, перед С – О

#растительность, выросший, выращивать

Искл.: ростовщик, Ростов, Ростислав, росток, подростковый, отрасль

  1. скак-\-скоч-: перед К пишем А, перед Ч – О

# скакать, подскочить

Искл.: скачок, скачи, скачите, скачу

  1. мак- «погрузить в жидкость» \ -мок- «пропускать или не пропускать»

# обмакнуть сухарь в молоко, непромокаемый плащ

  1. равн- «одинаковый, равный» \ -ровн- «гладкий, прямой, ровный»

# уравнение, подровнять грядки

infourok.ru

Подготовка к ЕГЭ. Задание № 8 (теория + практика)

Практика 8

1. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

б..гаж зап..раются оф..рмлять в..новатый к..ридор

2. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обж..гаться приг..ревшая просл..влять кр..стьянин ш..птаться

3. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

зат..мнённый выт..раться бл..стеть комп..тентный м..тафора

4. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

землетр..сение прим..рить (друзей) выск..чка при..ритет пол..мист

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 

доск..нально распол..житься осв..тить (лампой) прик..снуться д..тектив

6. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ст..рожить к..нфорка прим..рять (платье) несг..раемый эксп..нат

7. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

с..рдитый пл..вчиха эл..мент выт..равший пром..кашка

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

альм..нах д..ректива обог..щение распол..гаться пор..сль

9. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 

вым..рать изд..лека к..соворотка г..ристая (местность) ор..гинальный

10. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прин..шение р..стительность к..вычки щ..бетать\ хр..нитель

11. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прил..гающийся ан..мальный обм..кнуть пож..леть р..сток

12. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

огл..шение б..ланс р..спублика к..талог приск..кать

13. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

уп..раться арт..ллерия прим..рять (друзей) бл..стательно подн..мающийся

14. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

см..родина пок..затель д..стоверный локом..тив заж..гательный

15. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

апл..дировать ук..ротить изл..жение д..ректор зад...рать

16. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

дор..гие к..сательная р..месленный заг..релый к..ридор

17. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обж..гание г..тический (стиль) возр..стание ор..ентир сг..ревший

18. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пон..мание р..стовщик л..кторий г..релка тр..умф

19. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р..зарий расст..лить предпол..гать ж..люзи юв..лир

20. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..ризонт пор..вну выт..реть к..медия к..собокий

21. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 

пож..леть дов..рять на..менование проп..гандистский обм..кнуть

22. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обозн..чение р..сток к..сательная б..ланс р..спублика

23. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 

к..соворотка омр..чить в..хтёр прил..гающийся ан..мальный

24. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 

вн..дрение уп..раться арт..ллерия огл..вление оп..рение

25. пределите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 

г..релка прож..вающий тр..умф загр..ждение р..зарий

26. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 

пон..мание предл..жение р..стовщик л..кторий г..ризонт

27. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 

пор..вну выт..реть од..нарный п..лемика сч..талка

28. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 

вызв..лить выр..стающий предст..вительный вл..стелин ор..ентир

29. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 

пок..рать к..саться к..мпаньон з..ря ск..чок

30. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

од..ревенелый к..собокий г..ревать пл..вчиха прим..рять (платье)

www.metod-kopilka.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: Задание 8 ЕГЭ

Слайд 1

Учебный тренажёр и проверочный тест Правописание безударных гласных в корне слова

Слайд 2

Дорогой друг! В этом году тебе предстоит сдавать Единый государственный экзамен по русскому языку. Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажёр, с помощью которого ты можешь вспомнить определённое правило из курса русского языка и усовершенствовать свои умения и навыки. Второй уровень – проверочный тест по данной теме, за который ты получишь отметку. Надеемся, что эти занятия помогут тебе успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку. Желаем удачи! Перейти к тренажёру Перейти к тесту

Слайд 3

Инструкция по работе с учебным тренажёром Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный. 2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс». 3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус». 4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу. Желаем удачи!

Слайд 4

прик..сновение, дог..нять, ед..ница ап..лляция, прид..раться, экспер..мент разр..дить (ружье), уд..сятерить, выт..рпеть к..ртина, опт..мизм, взб..аться - - + - 1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

Слайд 5

обл..денение, поб..дитель, кр..тиковать з..рница, прик..саться, прор..сти м..рковь, ув..деть, пл..тить д..рога, уд..вление, ст..ловый - - + - 2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

Слайд 6

3 . В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная в корне? ч..родей, прил..гательное, поб..режье предл..гать, отп..рать, приг..реть прот..рать, впрог..лодь, т..шина прил..жить, ув..дание, р..стение - - + -

Слайд 7

4.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная? олицетв..рение, ар..матно, предл..жение подп..рать, фест..валь, обн..вленный к..нонада, ум..реть, обл..нившийся сл..боватый, подм..гнуть, отд..ление - - + -

Слайд 8

5. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная? подг..реть, осл..бить, прик..сновение пос..делки, бл..стательный, осл..пительный выб..раться, попл..вок, пром..кательная (бумага) ст..пендия, выск..чка, прил..жение - - + -

Слайд 9

6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? соб..рутся, заг..релый, к..ммерсант см..гчение, увл..кательный, упр..стить к..пошится, предв..рительный, зар..сли с..туация, ср..жаться, б..седующий - - + -

Слайд 10

7. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная в корне? выр..жение, пл..вец, прих..дить вл..жение, ст..лить, ур..внение прор..ти, зам..рать, отбл..ск б..лизна, заг..релый, з..рница - - + -

Слайд 11

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная? покл..нение, прил..жение, з..мовщики в..стибюль, всп..хать, уед..нение р..внение, заг..релый, прик..сновение пож..лать, оч..рование, бл..стательный - - + -

Слайд 12

9 . В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? пот..плевший, л..петать, поб..дитель втр..слевой, огл..вление, гр..мадный выт..рать, л..ловый, зач..рстветь заг..релый, р..птать, обл..денеть - - + -

Слайд 13

10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? р..месленный, гр..мадный, тр..вянистый к..сательная, сбл..жаясь, л..тучий рел..гиозный, ож..влять, прим..риться д..гие, нар..чие, т..рмозить - - + -

Слайд 14

Как ты оцениваешь свою работу на тренажёре? Знания отличные! Перехожу к тесту!

Слайд 15

Инструкция по работе с тестом Проверочный тест состоит из 10 заданий. Каждое задание имеет 4 варианта ответа, один из которых - правильный. 2. Прежде чем нажимать переключатель хорошо подумай, потому что, ответив, ты перейдёшь к следующему вопросу и не сможешь внести изменения в свой ответ. 3. Чтобы узнать свой результат, нажми на кнопку «Результат». Ты увидишь общее число верных ответов, отметку за тест и таблицу результатов по каждому вопросу. 4. Ты можешь просмотреть свои ошибки, нажав на соответствующую кнопку. Переход от слайда к слайду в режиме просмотра ошибок важно производить по кнопкам в нижнем правом углу слайда. 5. Если хочешь повторить тест, то обнули результат (кнопка «Сброс результатов») и нажми на кнопку «Повторить тест».

Слайд 16

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? встр..чая, в..рховье, у..звлённый апл..дировать, укр..тить, совм..щать изл..жение, пров..нциальный, р..дколесье д..ректор, зад..рать, нап..дающий - - + -

Слайд 17

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? сат..рический, перекл..каться, л..гичность пр..идиум, пр..вилегии, беспр..кословно ог..рчение, побл..дневший, в..риант п..лисадник, др..бить, просл..влять - - + -

Слайд 18

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? хр..никальный, обог..щать, с..риал возл..жить, оч..рстветь, раздр..жаться возр..ст, ок..нчание, переск..чить вост..ргаться, к..вычки, к..сательная - - + -

Слайд 19

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? пер..одический, амн..стировать, умн..жать д..агноз, происх..дить, пож..лать приг..ревшая, сп..сать, в..стибюль покл..нение, ст..пендия, предпол..жение - - + -

Слайд 20

5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? г..тический (стиль), асф..льтированный, нак..рмить соб..раться, зам..нить, ап..лляция м..гистраль, м..теринский, опров..ргать г.ниальный, б..рлога, трад..ционный - - + -

Слайд 21

6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? бр..дячий, б..снописец, эк..логия сп..сение, с..мпатия, эт..кетка пл..нительный, г..мнаст, в..ренье сл..жение, л..рический, д..рожный - - + -

Слайд 22

7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? пож..леть, хр..нитель, мот..вировать разг..вор, зав..щать, ан..малия з..рница, возн..кновение, б..зироваться одр..хлеть, ог..рчение, инц..дент - - + -

Слайд 23

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? д..йствительный, зач..рованный, либер..лизация в..кцина, приг..рающий, сп..сающий соб..раться, м..нимальный, р..внина кр..терий, изб..жать, проц..дура - - + -

Слайд 24

9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? об..зательный, осв..щение, прод..вец п..томки, состр..дание, безотлаг..тельно р..стение, патри..тический, т..ряться сист..матический, нар..диться, пр..пускной - - + -

Слайд 25

10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? х..дьба, сп..ртсмен, д..ждливый х..лодный, разб..рать, кв..нтэссенция ст..ловая, прик..сновение, мен..джмент с..колиный, г..рцогиня, м..ксиканский - - + -

Слайд 26

Подведём итоги Верных ответов Отметка Просмотр ошибок в в в в в в в в в в 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 27

Источники Миронова Ю. С. Русский язык. ЕГЭ. (Раздаточный материал тренировочных тестов.) СПб.: Тригон, 2009. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2007. Русский язык. Типовые тестовые задания.- М.: Экзамен, 2007. Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ-2007. Русский язык. Тренировочные задания. - М.: Просвещение, Эксмо, 2007. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=130742&tmpl=com Захарова Т.А., Байдакова Т.Б. Шаблон учебного тренажёра и проверочного теста по русскому языку.

nsportal.ru

Русский язык ЕГЭ Задание № 8 Теория

Задание 7 Грамматические ошибки

Задание №7 на ЕГЭ по русскому языку сформулировано следующим образом:

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца  подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими  буквами

Типы грамматических ошибок

1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

  • Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:

благодаря (кому) другу

вопреки (чему) ожиданию

согласно (чему?) расписанию

  • Предлог «ПО» управляет предложным падежом:

по приездЕ в Казань

по истечениИ срока

по прибытиИ домой

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • Большинство возражали против подобных изменений в плане работы верно: большинство возражало).

Запомните правила:

1. согласование сказуемого со словами: РЯД,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО,МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.

А).Сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов( меньшинство поддержало оратора).

Б).Единственное число и при  неодушевлённых подлежащих( ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву).

В). Множественное число в остальных случаях:

  • Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое существительное).
  • Часть вырученных средств пойдут на лечение больных детей ( если и  подлежащем есть причастие или придаточное со словом КОТОРЫЙ).
  • Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или   сказуемых).
  • Множество предложений по поводу изменения структуры выступления было предложено коллегами (если между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения).

                                                                                                                                                                                               

Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

  • Если подлежащее имеет только единственное число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.

Например: Народ проголосовал аз принятие новой Конституции.

  • Если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.

Например: Много лет прошло со дня окончания школы.

  • Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.

Например: Лишь небольшая часть читателей предпочитает классику.

  • Если подлежащим является местоимение КТО и слова, образованные от него

( никто, кое-кто и д.т.)

Например: Кто встал на путь добра, не может не быть счастливым.

  • Если в качестве подлежащего выступают составные числительные , последнее слово в котором - ОДИН + существительное.

Например: Двадцать один человек пришёл на собрание.                                                

 3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение - название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?

  • Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:

Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» ( Им.п.)

Моя мама работает на фабрике « Заря».

  • Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:

Я восхищаюсь « Войной и миром» ( Тв.п.)

Она работает на « Заре» ( П.п.)

Какая же бывает ошибка в задании № 7?

Пример:

Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).

Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»( верно: книгу « Война и мир»).

4.Ошибка в построении предложения с однородными членами

  • Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное:

Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)

  • Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:

В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).

  • Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически

несовместимых :

Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.

  • Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:

Настроение было НЕ ТОЛЬКЕО главным для создателя, НО И для читателей

( верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей).

Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО  вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).

  • Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:

Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).

  • Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов

 (верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)

  • Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив:

Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).

5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Сначала вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.

Правильное употребление деепричастного оборота:

  • Запомните, что в правильно построенном предложении субъект действия - подлежащее- может одновременно выполнять и основное действие (сказуемое), и добавочное (деепричастие). В таких предложениях деепричастие легко заменить глаголом.

Например:

Готовясь к экзамену, я повторил все правила  (я готовлюсь и повторяю)

  • Правильным будет и односоставное определённо-личное, так как в нём подлежащее легко можно вставить в предложение.

Например:

Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).

  • Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ.

Например:

Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.

Примеры неправильного употребления деепричастного оборота:

  • Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).
  • Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).

6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом

  • Нарушение согласования между определяемым словом и причастным оборотом. Необходимо задать вопрос от определяемого слова к причастию, и по его окончанию определить, какое окончание будет у причастия.

Например:

Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит серьёзный штраф (браконьерам каким? нарушающИМ).

  • Нельзя определяемое слово употреблять внутри причастно оборота. Оно должно стоять либо ДО, либо ПОСЛЕ него.

Например:

Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение (верно: лодка, причалившая  к берегу).

7.Неправильное построение предложения с косвенной речью

  • Прямая речь - это чья-то речь, переданная без изменений. Косвенная речь - это передача чужой речи, её смысла в форме сложноподчинённого предложения. В  предложениях с косвенной речью нельзя употреблять местоимения 1 и 2 лица, нужно только 3 лицо.

Примеры.

 Неверно:

Некрасов писал, что « я лиру посвятил  народу своему»  (неправильное употребление 1 лица).

Верно:

Некрасов писал, что ОН «лиру посвятил народу своему»,

Таковы основные типы грамматических ошибок, примеры на которые  предложены в демоверсии 2015 года. Конечно, ошибок подобного рода значительно больше. В следующей статье я напомню их вам. Пока учите данные правила, выполняйте побольше тестовых заданий.

Удачи вам!

Мельникова Вера Александровна

poznaemvmeste.ru

Задание 8. ЕГЭ по русскому языку. Синтаксические нормы. Нормы согласования, управления - Теория заданий ЕГЭ - Русский язык - Публикации

ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

Вид ошибки

Пример с ошибкой

Правка

Ошибки в употреблении падежных форм 

Неверное управление зависимыми словами

Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количества вложенного в него труда.

Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количеству вложенного в него труда.

описывать о происшествии

Описывать происшествие

оплатить за билеты

Оплатить билеты

Участковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов.

Участковый указал на то…

Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ употребляются только с дательным падежом (кому? чему?)

Вопреки обстоятельств
Благодаря хорошей погоды

Вопреки обстоятельствам
Благодаря хорошей погоде

Предлог ПО  значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с предложным падежом

По окончанию
По прибытию
По приезду
По истечению срока
 

По окончании
По приезде
По прибытии
По истечении срока

Ошибки в употреблении двойных союзов при однородных членах

Части двойного союза должны соединять      непосредственно однородные члены.

Можно утверждать, что настроение было не только главным   для создателя стихотворения, но и для читателей.

Можно утверждать, что настроение было главным не только  для создателя стихотворения, но и для читателей.

Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами
не только … но и
если не…, то
как…, так и

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в  природе, а также и в людских нравах.
(нет союза не только…, а также)

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в  природе, так  и в людских нравах.

Ошибки в  употреблении однородных членов

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Раскольников придумал и восхищается своей теорией.
 
Натянуть и выстрелить из лука непросто.

Раскольников придумал (кого? что?) свою теорию и  восхищается (кем? чем?) ею.
Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто

Обобщающие слова при однородных членах. (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что обобщающее слово. )

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.

Пропуск предлога при однородных членах.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.

                                                  Ошибки в употреблении  имён собственных

Имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) употребляются в именительном падеже при наличии перед ними имени нарицательного. Если же нарицательное сущ-ное отсутствует, то имя собственное изменяется.

В картине   «Спящем пастушке» Венецианов передал  всю прелесть русской  природы.

В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианов передал всю прелесть русской  природы.
В картине «Спящий пастушок» (И.п.) Венецианов передал всю прелесть русской  природы.

Построение в построении предложений с причастными оборотами

Причастие должно быть согласовано с определяемым словом

Журналист  беседовал  с  командой  футболистов,  участвовавшими в чемпионате. 

Журналист  беседовал  с  командой  футболистов,  участвовавших в чемпионате. 

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.
 

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.
 

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот.

Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.

Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться.
Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться.

Нельзя употреблять как однородные причастный оборот и определительное придаточное

Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.
Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Построение сложноподчинённых предложений

В главной и придаточной  частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: кто+ед.ч.; все+мн.ч. и т.д.

Все, кто интересуется театром, знает имя Алексея Бахрушина.
Все, кто интересуются театром, знает имя Алексея Бахрушина.

Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина.

Неверное присоединение придаточной части, создающее
неоднозначность восприятия смысла предложения.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет
Сквозник – Дмухановский.

В письме говорилось, что в город, которым управляет   Сквозник -Дмухановский, едет ревизор.

Замена прямой речи косвенной

В предложениях с косвенной речью в придаточной части употребляются только местоимения третьего лица

Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».

Некрасов писал, что он лиру посвятил народу своему.

Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым 

Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову

ООН объявил  о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

ООН (организация) объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

Сказуемое согласуется с главным словом сложного существительного

Кресло-качалка отремонтирована. 

Кресло-качалка отремонтировано.  

www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *