Дизайн в архитектуре – Архитектурный дизайн: что из себя представляет, для чего нужен, архитектура как вид искусства, архитектурные стили, основные области архитектурной деятельности.

Содержание

Архитектурный дизайн: что из себя представляет, для чего нужен, архитектура как вид искусства, архитектурные стили, основные области архитектурной деятельности.


 

Под архитектурой люди подразумевают искусство проектирования, построение всевозможных зданий и сооружений, а также их комплексов.

Посредством архитектуры человек создает себе особую материальную среду, необходимую для его существования и деятельности. Каждая эпоха в соответствии с ее техническими возможностями и эстетическими взглядами того или иного поколения, формирует свое пространство посредством зодчества.

Мы так же термином «архитектура» обозначаем облик построений, а так же сами построения.

Архитектурные работы люди часто воспринимают как произведения искусства, а так де как культурные или политические символы. У каждой цивилизации были собственные архитектурные достижения. Жизненные функции общества отчасти выполняются  благодаря архитектуре. Она как бы направляет жизненные процессы. Создание построений происходит в соответствии с потребностями и возможностями людей.

Организация населенного места так же является предметом работы с пространством, что, кстати, вылилось в особое направление – градостроительство. Оно решает ряд строительно-технических, санитарно-гигиенических, общественно-экономических и архитектурно-художественных проблем. Поэтому достаточно трудно правильно оценить архитектурное сооружение, не имея знаний в области градостроительства. Многие прославившиеся градостроители обучались архитектурным премудростям.

Как вид искусства архитектура является одним из элементов духовной культуры человека. Она позволяет выразить общественные идеи в худ. образах, формирует окружающее пространство. По способу создания образов относится к тектоническим, или неизобразительным, видам искусства.  По их развертыванию – к пространственным, или пластическим.

Историческим развитием общества определяются типы и функции сооружений, их художественный строй и технические конструктивные системы.

Архитектурные стили

  • Архитектура первобытного общества
  • Античная архитектура
  • Романский стиль
  • Конструктивизм
  • Постмодернизм
  • Деконструктивизм
  • Динамическая архитектура

Основные области архитектурной деятельности

  • Градостроительная деятельность
  • Ландшафтная архитектура
  • Дизайн интерьера
  • Архитектура малых форм
  • «Бумажная архитектура»

 

Похожие записи:


Эта запись была опубликована в рубрике Архитектура и отмечена метками архитектурный, дизайн. Добавить в закладки ссылку.

yanajy.com

связь, различия, направления и приёмы

Такие понятия как дизайн интерьера и архитектура очень тесно связаны и практически не могут существовать друг без друга. А есть ли различия? И какие элементы дизайна и архитектуры применяются в современном мире искусства?

Содержание статьи

Чтобы выяснить различия, следует начать с расшифровки понятий. Так, архитектура – это совокупность определённых знаний о пространственном и художественном проектировании различных сооружений. Дизайн же – это художественное и архитектурное оформление внутреннего пространства здания, то есть его интерьера. В современном понимании эти два понятия практически не различаются.

Но всё же есть два мнения на этот счёт. Так, одни считают дизайн частью архитектуры, одной из её областей. Другие же полагают, что архитектура расценивается как разновидность дизайна. Так или иначе, эти понятия действительно не должны чётко разделяться и разграничиваться, ведь только в совокупности они помогут достичь основной цели – оформления не просто пригодного для проживания, но и комфортного и приносящего эстетическое удовольствие интерьера.

Подробнее об архитектуре

Что можно рассказать об архитектуре? Она делится на отдельные области им направления, а также включает в себя некоторые элементы. Основные области современной архитектуры:

  • Градостроительство – глобальная область, охватывающая решение задач развития и проектирования среды в пределах города.
  • Объёмное проектирование – это практически основной раздел, включающий проектировку и строительство отдельных сооружений и зданий.
  • Ландшафтная архитектура подразумевает организацию парков, садов и прочих сред, основным элементом которых является естественная растительность.
  • Зелёная архитектура – прикладной раздел, направленный на снижение потребления разных ресурсов в ходе сооружения и эксплуатации зданий, а также охватывающий влияние на окружающую среду.
  • Архитектура малых форм. В данную область входит проектирование объектов, имеющих декоративное, мемориальное, информационное или функциональное назначение (памятников, оград и так далее).
  • Дизайн интерьера тесно связан именно с оформлением интерьеров, то есть непосредственной среды обитания людей.
  • Криволинейная архитектура охватывает организацию внутреннего условно замкнутого пространства.

Архитектурные элементы и стили

Архитектура, как и дизайн интерьера, включает несколько разных направлений. Основная и наиболее популярная классификация стилей предполагает использование в качестве основного критерия принадлежность к той или иной эпохе, то есть временные рамки. Выделяют такие направления как доисторическая архитектура, античная, романская, готическая, барокко, рококо, архитектура эпохи Возрождения, классицизм, ампир, модерн, эклектика, модернизм, экспрессионизм, постмодернизм, конструктивизм, брутализм, хай-тек, функционализм, деконструктивизм и некоторые прочие. Но современные архитекторы вносят в стили что-то новое, а также разрабатывают собственные приёмы, и это является нормальным ходом развития любого искусства.

Архитектура включает не только стили, но и отдельные элементы. Подробно рассматривать все нет смысла, но наиболее популярными являются такие как арка, балясины, колонна, карниз, лепнина, консоль, портал, ниша, подиум, ротонда, парапет, цоколь, фронтон и прочие.

Дизайн, популярные стили

Дизайн интерьера также считается довольно обширным понятием и охватывает несколько стилей и множество как популярных, так и современных и экспериментальных приёмов. В дизайне есть самые разные стили: классические, лаконичные, сдержанные и даже несколько аскетичные, консервативные, вычурные, элегантные, простые, а также яркие, современные и креативные.

К классическим можно отнести такие направления как английское и классическое. Броскими и вычурными можно считать рококо, барокко, готический стиль. Яркие и многогранные направления: арт-деко, модерн, поп-арт, фьюжн, эклектика. Простые и скромные стили – японский, минимализм, эко-стиль. Кантри и прованс – это разные трактовки деревенского жилья. Региональные черты имеют средиземноморский стиль, скандинавский, африканский. Современными можно считать лофт, хай-тек.

Несколько полезных дизайнерских приёмов

Дизайн интерьера – это целая совокупность приёмов, но среди самых популярных и универсальных можно отметить следующие:

  1. Использование цветов для визуальной корректировки пространства.
  2. Зонирование – деление на зоны с помощью архитектурных или интерьерных элементов, отделочных материалов, цветов.
  3. Функциональность. Каждый предмет должен иметь своё место и выполнять определённые функции.
  4. Удачные цветовые сочетания способны преобразить дизайн любого интерьера.
  5. Дополнение декором. Без аксессуаров помещение может выглядеть безликим и скучным.

Совмещаем архитектуру и дизайн: полезные советы

Чтобы комната была гармоничной, практичной и уютной, в ней должны совмещаться и грамотно использоваться дизайн интерьера и архитектура. И это значит, что следует относиться внимательно к выбору тех или иных архитектурных и дизайнерский приёмов и элементов и стремиться к гармонии, достижение которой, по сути, является главной задачей как профессионального архитектора, так и талантливого дизайнера.

Несколько полезных советов:

  • Если вы выбрали определённый стиль, то придерживайтесь его при оформлении. Да, некоторые направления допускают смешение элементов, относящихся к разным эпохам, но сочетать их следует крайне аккуратно. Если же смешивать стили неумело, то любая комната будет казаться безвкусной, перегруженной и нелепой.
  • Пропорциональность, соразмерность и сочетаемость. Что значат эти три понятия, казалось бы, не связанные друг с другом? Некоторые элементы интерьера смотрятся стильно и выигрышно по отдельности, но совершенно не сочетаются или даже не совмещаются в одном помещении. Во-первых, они должны гармонировать по форме. То есть округлый предмет стоит разместить рядом с похожим по очертаниям, но не с квадратным и угловатым. Во-вторых, желательна соразмерность. И это значит, что не стоит располагать объёмные элементы рядом с мелкими.
  • Гармония – не значит однообразие. Некоторые дизайнеры и архитекторы «старой закалки» или не имеющие достаточного практического опыта боятся экспериментировать и используют универсальные тона и максимально простые элементы. Но от этого дизайн интерьера точно не станет гармоничным, как и его архитектура. И умение специалиста, занимающегося оформлением, должно заключаться как раз именно в грамотном и талантливом сочетании деталей и тонов.
  • Стоит всегда помнить о влиянии цвета на восприятие предмета. Оттенок способен изменить не только размер, но иногда и форму. Например, светлые тона визуально увеличивают элементы в пространстве, делая их более объёмными. Тёплые оттенки зрительно смягчают формы, а насыщенные и глубокие приближают поверхности. И зная особенности влияния тех или иных цветов, можно применять их для корректировки пространства.
Архитектура и дизайн неразлучны, и знание основных направлений, приёмов и элементов позволит создать практичный, стильный и комфортный интерьер.

roomwiki.ru

Концепция архитектуры жилого интерьера: 75 фото, схемы

Капитальное и частное строительство начинается с проекта, в нем гармонично сочетаются выбранный архитектурный стиль, современные технологии и уникальная идея, передающая концепцию будущей постройки с функциональным назначением. Эффективное архитектурное проектирование и эксклюзивный дизайн интерьеров от высококлассных и квалифицированных специалистов, это возможность реализовать собственное видение будущего проекта и воплотить все мечты в одном проекте.

Архитектурный стиль это набор общих характеристик, присущих определенному зданию с любым хозяйственным назначением, а внутренний дизайн интерьера подчеркнет статус владельца жилья, повысит комфорт и уют в помещении, отвечая следующим принципам.

Большой загородный дом в архитектурном стиле

Проект дома в архитектурном стиле

Дизайн загородного дома в архитектурном стиле

Большой красивый дом в архитектурном стиле

Красивый дизайн загородного дома в архитектурном стиле

Практичная функциональность и эргономика

Все предметы интерьера жилой или рабочей зоны должны отлично сочетаться, дополняя концепцию создаваемого стиля и соответствовать гармоничной комбинации акцентного дополнения оформления.

Повышенная экологическая чистота

Используемая мебель, предметы интерьера, украшения и аксессуары, материалы для оформления и декора отвечают стандартам повышенного качества, изготавливаются из экологически чистых, надежных и природных материалов.

Модель дома в архитектурном стиле

Эскиз дома в архитектурном стиле

3D модель дома в архитектурном стиле

Большой синий дом в архитектурном стиле

Большой проект дома в архитектурном стиле

Высокотехнологичность и простота

Развитие современных технологий находит отражение в архитектуре и дизайне, оригинальные проекты дополняются инновационными наработками, заменяющими устаревшие конструкции и неактуальное оформление.

Сочетание эстетики и функциональности

Является основой концепции стиля в современной архитектуре и дизайне помещений, все многообразие оформления подчиняется простому правилу гармонии и эксклюзивной комбинаторики презентабельного внешнего вида и функциональных возможностей.

Архитектурный стиль в дизайне дома

Схема для дома в архитектурном стиле

3D модель дома в архитектурном стиле

Проект дома в архитектурном стиле

Модель дома в архитектурном стиле

Разнообразие стилистик и возможности архитектуры и дизайна

Классический архитектурный стиль находит воплощение в современном мире, он остается актуальным для истинных приверженцев строгих традиций и оптимального сочетания практичности и изысканности, поэтому так популярен во многих дизайнерских решениях. Квартира в готическом квартале Барселоны, как исходный проект, силами мастеров может быть воссоздана в любом уголке мира с дополнением современными декорирующими материалами, имитирующими необходимую структуру и цвет.

Схема для дома в архитектурном стиле

Большой красивый дом в архитектурном стиле

Модель загородного дома в архитектурном стиле

Архитектурный стиль в дизайне дома

Красивый дом в архитектурном стиле

Дачный и приусадебный участок может украсить лесной домик из Бразилии, возведенный из натуральных, оригинальных материалов, полнофункциональная постройка гармонично «впишется» в ландшафтный дизайн определенной стилистики. Архитектурные и дизайнерские решения воплощают концептуальную идею, дополненную функциональными предметами интерьера, экстерьер выступает визитной карточкой постройки, а внутреннее оформление усиливает общее впечатление.

Модель дома в архитектурном стиле

Проект дома в архитектурном стиле

Модель дома в архитектурном стиле

Большой красивый дом в архитектурном стиле

Схема дизайна дома

Видео: Состав рабочего проекта загородного жилого дома

50 фото примеров архитектурного дизайна дома:

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

dizainvfoto.ru

Дизайн и архитектура: гармония интересов в гармонизации форм


Автор: Селищева В.

Содержание

Введение

Глава 1. Трансформация архитектурной формы

Глава 2. Дизайн и архитектура: слияние и поглощение

Глава 3. Дизайн и архитектура торгового центра. Объединение усилий

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Дизайн и архитектура – являются ли они совершенно разнородными видами деятельности, имеют ли точки соприкосновения, служат ли общему делу, являются ли дополнением или продолжением друг друга? Раньше дизайнер мог не обладать познаниями в области архитектуры, а архитектор —  знаниями и навыками дизайн-проектирования. Сейчас все поменялось. Порой бывает трудно определить, где заканчивается одно и начинается другое.

Архитектурное сооружение может восприниматься лишь как коробка, наполненная определенным содержанием, представляющим собой продукт дизайна, если очевидно выражено пренебрежение его внешней формой. А может являться самостоятельной единицей архитектурного пространства, имеющей собственную функциональную и смысловую нагрузку. «Каждое есть часть большего, и все диалектично цельно. Цельность в границах определенного общества, цельность каждого города, каждого здания – вот в чем хотелось бы увидеть смысл сказанного. Вот почему представляется неудовлетворительным «укороченный» синтез архитектуры с одним лишь монументальным искусством. Вот почему при создании отдельного ли объекта, среды ли жизни в целом все играют свои роли: и архитектор-проектировщик, и архитектор пейзажей… и художник – мастер в области живописи и скульптуры городского масштаба… и дизайнер, конструирующий все предметы быта и ближайшего окружения человека… и многие другие – все они выполняют свои участки общего дела».[1] Но по большей части, цельность и гармоничность между внешней формой и наполнением – в особенности применительно к современным многофункциональным торговым комплексам – не наблюдается.

Попробуем вычленить те связи, благодаря которым объект может (или не может) считаться целостным, гармоничным, сочетающим в себе одновременно лучшее из того, что в него привносят архитектор и дизайнер. В практической части работы с точки зрения сочетания в себе архитектурного и дизайнерского замысла будет рассмотрен торговый центр.

Глава 1. Трансформация архитектурной формы

Прежде всего, в отношении архитектуры необходимо заметить, что «в отличие от теории искусств изобразительных, которые, как правило, вырабатывали искусствоведы, теория архитектуры делалась (и делается по сей час) самими мастерами архитектуры. Архитектор-практик, если он в свою работу не вкладывает самые высшие свои идеи, свои мысли, свою теорию, он ремесленник. Не более того. Нет идеи – нет идеологии. Нет мастеров – нет оригинальных, не универсальных, конечно, а субъективных, но достаточно доказательных теорий построения вещи»[2]. Без замысла не может быть архитектуры, любому объекту, рождающемуся сначала в воображении, должна соответствовать идеология, посредством которой создатель, архитектор выражает себя, самореализуется.

Не следует забывать, что «архитектурное сооружение, архитектурное пространство имеет не только утилитарный смысл и конструктивную идею, но и художественное содержание».[3] Любой архитектурный объект во времена классической древности непременно являлся произведением искусства. Вместе со сменой эпох менялись ценности, потребности в тех или иных сооружениях и их функциональная нагрузка. Соотношение внешней формы, содержания и окружения также претерпевали изменения: «Игнорирование эстетических качеств окружения – следствие ведущего принципа функционализма – «форма следует функции»[4], —  или, напротив, существовало такое течение, как природная архитектура, когда природа рассматривалась как контекст, а здание – как элементы, которые должны стать его продолжением. В современной архитектуре, особенно когда речь идет о коммерческих проектах, мало кто вспоминает о природных характеристиках местности, не говоря о том, чтобы их учитывать в процессе работы над проектом. Если сооружение стоится за пределами города, все, что относится к природе и мешает осуществлению планов, безжалостно вырубается, уничтожается, сравнивается с землей.

Несмотря на разницу подходов, в конечном итоге архитектурная мысль стала тяготеть к непротиворечивости одних элементов другим, сочетаемости и, в конечном итоге, к комплексности. Этого требует прагматичная организация городских пространств. «Комплексность» – это все еще тем или иным способом организованная сумма, набор отдельных сооружений различного (нужного) назначения, объединенных требованиями общего процесса: бытового, общественного, производственного и т.д. Комплексной застройкой (в проекте и в натуре) считается такая застройка, которая по возможности полностью удовлетворяет утилитарным потребностям населения определенной единицы градостроительства (бытовым, культурным, торговым и пр.)».[5] Такой подход оставлял немного места для творчества. Хотя нельзя не учитывать необходимое присутствие архитектурно-художественных качеств компонентов, входящих в так называемый комплекс, их обязательную взаимосвязность, стилевое единство. В рамках такого подхода новые постройки и новые районы «должны создаваться не безразлично к существующим частям, а как-то подхватывать и развивать схемы, ранее сложившиеся… Все «прошлое» существует рядом с нами, и оно в полный голос требует внимания при любых попытках внедрения «нового» в сложившуюся среду. Это и верно и неверно. Верно потому, что «прошлое» действительно ценно и как архитектурное, и как историко-культурное прошлое. И потеря любого из памятников очень тягостна. А неверно потому, что оно очень серьезно затрудняет проблемы реконструкции города как целого».[6] Конечно, было бы замечательно, если бы новые торговые сооружения хотя бы не вступали в противоречие с городской архитектурой, перенимали какие-то характерные ее черты, повторяя линии, формы, очертания. Но не наблюдается даже малейшего стремления к гармонизации. Новые постройки возводятся на ничтожно маленьких клочках земли прямо в историческом центре города, помещаются в промежутках между другими объектами, надстраиваются над старыми, порой представляющими немалую архитектурную ценность зданиями. Получается полнейшая архитектурная безграмотность.

Новое еще и потому сложно вписать в сложившийся архитектурный облик, что с течением времени складывается определенные образцы восприятия и стандарты красоты. Но архитектурный облик зданий наряду с прогрессом во всех сферах жизни также претерпевал изменения. «Металл, бетон и стекло обступают нас со всех сторон. Эта новая архитектура выглядит совсем не похожей на каменную и деревянную архитектуру прошлого. Чаще всего это различие оценивается не в пользу новой архитектуры. Новые здания кажутся многим непонятными и раздражающими, гораздо понятнее и милее старинные дома с колоннами. Мы отказываемся воспринимать язык новой архитектуры, хотя прекрасно понимаем, что новые материалы и конструкции подразумевают и новый язык».[7] Архитектура настойчиво демонстрирует свою неразрывную связь с техническими устройствами. Элементы инженерного оборудования – воздуховоды, электроника, ремонтные устройства, лифты и эскалаторы – играют все более заметную роль в облике здания.

Индустриализация строительства может являться одной из причин однообразия архитектуры. Однако появился целый ряд приемов, которые избавляют процесс индустриального изготовления деталей сборных зданий и их монтаж от «обязательности» однообразия. Это и очень большой выбор монтажных элементов, большой выбор целых блоков зданий, более совершенная свобода построения планов, и следовательно богатство плановой конфигурации, различная отделка поверхностей элементов и т.д. Здания действительно стали сборными, состоящими из металлических конструкций и опор. Зачастую они представляют собой безжизненную коробку (самое большое — стеклянную). Тогда внутреннее их «оживление» передается в руки дизайнеру, который решает, как правильно организовать пространство, применив в качестве исходного материала доставшиеся ему, например, несущие колонны. Может быть он завуалирует их или, напротив, привлечет к ним внимание? Использует для организации направления движения людского потока. Вариантов может быть множество.

Глава 2. Дизайн и архитектура: слияние и поглощение

Когда в 30-е годы XX века строился Московский метрополитен, он создавался как единая система. «Архитекторы и дизайнеры комплексно решали задачи проектирования вестибюлей, отделки подземных залов, внешнего вида и отделки вагонов, шрифта надписей, униформы обслуживающего персонала».[8] Это свидетельствует о том, что создание целостного объекта требует непременного совместного участия специалистов своего дела, взаимопроникновения идей, —  без этого реализованный проект не сможет в полной мере быть осмыслен и воспринят как целое.  «Профессиональный дизайнер должен решать множество специальных задач и одновременно выступать в роли координатора усилий различных специалистов в создании промышленного изделия… Дизайнер должен стремиться к тому, что продукт массового потребления или специального потребления был приспособлен к нуждам потребителя».[9] Данное суждение могло бы быть применено и к понятию дизайна внутренних и внешних пространств сооружений, предназначенных массовому потребителю – дизайну интерьера; средовому дизайну; световому дизайну; ландшафтному дизайну. «Дизайн – специфическая деятельность, связанная с проектированием всех объектов среды, окружения человека: от предметов обихода до орудий производства, от убранства жилых помещений до комплексного оборудования промышленных предприятий».[10] Опираясь на данное определение, мы не можем исключить тот факт, что дизайн (в большей степени это относится к дизайну интерьерному, средовому) будет учитывать исходное состояние объектов: будь то архитектурно-планировочные решения, взаиморасположение элементов или доминирующая форма. «Самая характерная тенденция подлинного дизайна, поддерживаемая передовыми художниками-конструкторами, это стремление проектировать не отдельные вещи, а целостные по форме комплексы, изменяющие и гармонирующие окружающую нас предметно-пространственную среду и вносящие тем самым свой посильный вклад в дело развития передовой человеческой культуры».[11]Сравнительно недавно стали говорить о новом виде проектной деятельности – дизайне архитектурной среды. Речь идет о профессии архитектора-дизайнера, специалиста в области искусства проектирования предметной среды.Объектом проектной работы в дизайне архитектурной среды является сложно-динамическая система среды обитания человека, точнее достижение оптимальной предметно-пространственной организации и образности различных средовых объектов. Внимание архитектора-дизайнера должно поэтому, прежде всего, быть направлено на те типы объектов архитектурной среды, которые должны обладать специфическими качествами комплексности, динамичности, гуманистичности и целостности. К таким весьма распространенным типам архитектурной среды относятся[12]:

  • Городской дизайн, или дизайн городской среды, включающий общественные пространства города, жилую среду, объекты, принадлежащие инфраструктурным функциональным системам (транспорта, городских служб, общения и торговли
  • Интерьерный дизайн, включающий общественную и жилую среду
  • Дизайн производственной среды, включающий разнообразные как открытые, так и закрытые пространства

Дизайнер-архитектор, создавая внутренний интерьер, должен очень отчетливо представлять себе специфику структуры объекта, которая в дальнейшем будет ведущей в решении всех композиционных задач. Основа будущей гармоничной композиции — правильное построение структуры сооружения, правильно найденный характер его объемно-пространственной организации. Строя пространство, постоянно необходимо помнить, для кого именно оно предназначено, для каких людей, то есть учитывать «человеческий фактор».

«Интерьеры помещений в архитектурных объектах общественного назначения предназначены для осуществления самых различных процессов, существование которых можно свести к одному: общественному потреблению продукта – либо материального, либо духовного. При том, что сам продукт создается в процессе производства, интерьер общественного здания предоставляет условие для его потребления, что подразумевает наличие некоторых процессов по обслуживанию, требующих специального производства. Из этого следует, что внутреннее пространство общественных объектов также делится на две основных зоны – служебную, предназначенную для обслуживающего персонала, и собственно общественную, предназначенную для посетителей – соприкасающиеся и взаимодействующие вместе, где и происходит сам процесс потребления».[13] Поэтому, разные зоны по-разному будут решены в проекте интерьерного пространства, в соответствии со своей функциональной нагрузкой. Это может быть выражено в использовании материалов, планировок, оформлении предметной среды. Существенная особенность композиции интерьера заключается в его активной связи с находящимися внутри или снаружи людьми. Особенно активно взаимодействуют с людьми нижние уровни здания. В торговом заведении – это входные зоны, витрины, идентифицирующие объекты (вывески, указатели). Дизайнер, организующий внутреннее интерьерное пространство, должен стремиться делать это вне разрыва с архитектурным наполнением сооружения – по крайней мере, до определенной степени. Полная оторванность и разрозненность архитектурной и дизайнерской мысли вводит в заблуждение и размывает содержание объекта.

Глава 3. Дизайн и архитектура торгового центра. Объединение усилий

Организация и дизайнерские решения современных торговых пространств создаются с расчетом на то, чтобы их посетители чувствовали себя максимально комфортно, с одной стороны и приобщались к новому, неизведанному – с другой. «Поиск формы «жизни» продукта как основную задачу дизайнера формулирует представитель службы компании «Лорьер»: «Искать образ магазина, характер магазина, индивидуальность магазина – мистические ингредиенты, которые приводят к тому, что покупатели предпочитают один супермаркет другому».[14] Всякое торговое заведение стремится привлечь потребителя как своей внешней формой, расположением и окружением, так и внутренним наполнением.

При рассмотрении дизайна торговых заведений мы имеем дело изначально с массовым дизайном, потому как предусмотреть индивидуальные параметры дизайна при таком большом количестве его «потребителей» практически не представляется возможным. «Он (дизайнер) проектирует не для избранной группы друзей, каждый из которых обладает утонченным рафинированным вкусом, а для большинства людей, представляющих широкий диапазон вкусов».[15] Небольшие же бутики в рамках торгового центра, имеющие узких круг постоянных потребителей, со вкусами и предпочтениями которых они знакомы, могут позволить себе осуществить оригинальные и индивидуальные дизайнерские решения, тогда как на огромных площадях торговых центров они будут выглядеть неуместно.

Российские торговые центры внешне зачастую выглядят как сараи или ангары, разрушая все принципы гармонизации и эстетизации формы. Многие застройщики считают, что архитектура магазинам не нужна, главное – месторасположение. С точки зрения их функциональности и экономической целесообразности это вполне оправданно. Примечательно, что если обратиться к ориентации на определенную аудиторию, можно увидеть: для торговых центров нижнего ценового сегмента архитектура вообще не важна. Здесь получается палка о двух концах. Многочисленные нормы и требования к архитектуре, с одной стороны, не позволят возвести в центре города такую коробку, как «МЕГА», а с другой стороны слишком оригинальное решение городская администрация тоже вряд ли согласует. В комплексах высшего ценового сегмента обычно применяются довольно сдержанные решения и дорогие отделочные материалы. А средний сегмент прибегает к оригинальному оформлению. Порой зачатки оригинальных архитектурных решений упрощаются или вовсе упраздняются, проект видоизменяется в процессе застройки. Архитектура в итоге подменяется обычным строительством, труд архитектора используется для генерации идей, которые бессистемно применяются в надежде придать зданию торгового центра мнимую осмысленность и хоть какую-то внешнюю привлекательность. Доминирующей формой для торговых центров со времени их тотального распространения стал ровный правильный параллелепипед, который, правда, считается агрессивным по отношению ко всему, что его окружает. Позже, с осознанием необходимости создания более привлекательного «фасада», появилось много проектов, использующих округлые, цилиндрические, сферические формы.

Продумать внутреннее оформление ТЦ, взаиморасположение элементов пространства необходимо для создания соответствующей обстановки внутри магазина таким образом, чтобы она способствовала обдумыванию покупателем покупки. В основу правильного оформления среды внутри ТЦ ставится именно воздействие на конкретного человека, на его эмоциональное состояние для побуждения его к совершению покупки. Дизайн ТЦ должен быть в целом неброским, чтобы не оттягивать на себя внимание. Оригинальные решения по оформлению торговых помещений принимают магазины – арендаторы. Как правило, материалы, которые применяются во внутренней отделке общих пространств торгового центра, не отличаются оригинальностью, являясь практичными, нейтральными. Переходы – как цветовые, так и фактурные – могут быть использованы для отделения друг от друга функциональных зон (отдыха и развлечений, приема пищи, торговой зоны).

Прежде всего, дизайнеру необходимо выстроить модель внутреннего пространства, в котором будут передвигаться посетители торгового центра, с тем, чтобы наметить все маршруты и направления их движения, которые в конечном итоге будут заданы (а не выбраны самими посетителями) в том числе и положением элементов дизайна. Навигационная составляющая дизайна очень важна, потому что в торговом центре, похожем на лабиринт запутанных коридоров, передвигаться и находиться будет некомфортно. То же касается и месторасположения эскалаторов и других устройств. Как уже упоминалось выше, для организации навигации дизайнером могут быть использованы архитектурные элементы здания. Проходы в торговом центре лучше всего делать широкими, а потолки высокими. Хотя потолки как таковые особенно в новых торговых центрах отсутствуют. Пространство, если оно сквозное, устремляется высоко вверх и заканчивается панорамным остеклением, дающим дополнительное естественное освещение. Мало приемлемый вариант, когда в бутиках торговых центров ангарного типа не делают потолков – вместо них наверху располагаются ничем не прикрытые коммуникации (возможно, таковы технические требования), но эстетическая составляющая не менее важна. Цветовое решение торгового центра должно учитывать особенности физиологического воздействия цвета на потребителей: во время продолжительного шоппинга им необходимо расслабиться и спокойно, без спешки обстоятельно осмотреть приглянувшиеся магазины.

Что касается психологического воздействия, то здесь используется понятие заученной и более естественной реакции — практически на уровне безусловного рефлекса. Например, использование теплых или холодных цветов в оформлении ТЦ. Теплые тона можно посоветовать для оформления внешнего вида центра, мест размещения рекламных материалов на фасаде, входов в ТЦ, галерей с витринами арендаторов, торгующих популярными товарами, в том числе и по низким ценам.

Холодные тона используются в оформлении интерьера, торговых площадей, посещение которых является запланированным. На покупки в таких местах затрачивается много времени. В холодных тонах оформляются также места покупок дорогих товаров, внушающих ощущение риска, финансового или социального.[16]

Дизайн торговых центров предусматривает организацию мест отдыха посетителей: устанавливаются скамейки, диваны. Для того чтобы вызвать ощущение комфорта, имитируются природные оазисы с использованием водопадов, искусственных насаждений, водоемов, фонтанов и других подобных мотивов. Можно организовать живой уголок с аквариумом – созерцание его обитателей будет умиротворять посетителей, вызывать положительные эмоции. Очевидно, степень оригинальности дизайнерского решения и сумма затрат на его воплощение, не всегда будут прямо пропорциональны ценовому сегменту торгового центра. Интересный проект можно погубить некачественной его реализацией, а банальный – преподнести как нечто особенное. Здесь все будет зависеть от опыта, способностей к творчеству и новаторству. Но прежде всего при разработке дизайн-концепции торгового центра необходимо помнить о функциональности и практичности во всем, что касается общественного использования.

Заключение

Неброские однотипные формы торговых центров, единственным украшением и привлекающим взор элементом которых служит крупная вывеска, постепенно будут отходить на второй план. Будущее за проектами, в равной степени обладающими заметной, оригинальной, концептуальной архитектурой, находящейся в смысловой и функциональной связи с оформлением и дизайном внутреннего пространства. Необходим поиск новых визуальных решений: к примеру, пока панорамное остекление являлось чем-то новым и диковинным, к нему проявлялся повышенный интерес. Но в виду того, что ко всему происходит привыкание (хорошо, если не вырабатывается стойкое неприятие, что вполне характерно для восприятия всего нового и дерзкого), то и интерес резко начинает ослабевать. Привлечь формой и дизайном? Тогда они должны быть многовариантными, чтобы не пропадало чувство новизны. Даже простое изменение цвета может изменить форму объекта и наше восприятие очень сильно. Это будет сюрпризом: вроде бы все по-прежнему, но появилось что-то новое, что-то поменялось.

И архитектура, и дизайн современных торговых центров имеют одну общую цель, направленную на потребителя. Поэтому, они должны гармонировать и работать друг на друга – иначе получится ситуация, как в небезызвестной басне Крылова. Пренебрежение архитектурной формой неприемлемо, так как посыл зайти внутрь не дойдет до потребителя, и он не увидит, что там находится. Обманная привлекательная внешность, ничем не подкрепленная – тоже не подействует. Именно гармоничное сочетание, целостность, возможность соотношения одного с другим служит ориентиром для достижения максимальных результатов – в чем бы то ни было.

Список использованной литературы:

  1. Бархин М.Г. Динамизм архитектуры. – М.: Наука, 1991. – 192 с.
  2. Вячеслав Глазычев. Дизайн как он есть. Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство «Европа», 2006. – 320 с.
  3. Гутнов А.Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры – М.: Молодая гвардия, 1985. – 351 с., ил. – (Эврика).
  4. Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов/ Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Г. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов – М.: Архитектура – С, 2006  — 504 с., ил.
  5. Курбатов Ю.И. Архитектурные формы и природный ландшафт: композиционные связи. – Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988 – 136 с.
  6. www.mallmag.ru : Андрей Васюткин, «Математика комфорта», Журнал Молл, октябрь 2004г

[1] Бархин М.Г. Динамизм архитектуры. – М.: Наука, 1991. –  с. 23-24

[2] Бархин М.Г. Динамизм архитектуры. – М.: Наука, 1991. –  с. 184

[3] Гутнов А.Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры – М.: Молодая гвардия, 1985. – 351 с., ил. – (Эврика) – с. 13

[4] Курбатов Ю.И. Архитектурные формы и природный ландшафт: композиционные связи. – Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988 – с. 12

[5] Бархин М.Г. Динамизм архитектуры. – М.: Наука, 1991. –  с. 27

[6] Там же – с. 50

[7] Гутнов А.Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры – М.: Молодая гвардия, 1985. – 351 с., ил. – (Эврика) – с. 45

[8] Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов/ Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Г. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов – М.: Архитектура – С, 2006. – с. 18

[9] Вячеслав Глазычев. Дизайн как он есть. Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство «Европа», 2006. – с. 22

[10] Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов/ Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Г. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов – М.: Архитектура – С, 2006. – с. 19

[11] Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов/ Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Г. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов – М.: Архитектура – С, 2006. – с. 22

[12] Там же – с. 28

[13] Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов/ Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Г. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов – М.: Архитектура – С, 2006. – с. 133

[14] Вячеслав Глазычев. Дизайн как он есть. Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство «Европа», 2006. – с. 34

[15]Вячеслав Глазычев. Дизайн как он есть. Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство «Европа», 2006– с. 59

[16] www.mallmag.ru : Андрей Васюткин, «Математика комфорта», Журнал Молл, октябрь 2004г

www.taby27.ru

Архитектурные элементы в дизайне интерьера

Сегодняшняя статья носит, скорее, познавательный характер, так как в ней собраны пять наиболее значительных, основополагающих архитектурных элементов, которые используются всегда и везде в строительстве, дизайне интерьеров и декорировании помещений.

Речь пойдет о «пяти столпах архитектуры» — элементах, без которых мы более не представляем убранство жилых и общественных помещений, но знать о них необходимо подробнее особенно тогда, когда вы намерены заняться строительством собственного дома.

 

Колонны

Колонны – это вертикальные опорные конструкции, состоящие из базы, ствола и капители.

интересно

В Древней Греции колонны несли антаблемент и вместе с ним поддерживали крышу. Римляне, в отличие от греков, использовали колонны в декоративных целях, и предпочитали арочную систему с колоннами.

Колонны могут парными, как римские, пучками колонн, как норманнские, отдельно стоящими, как индийские. Ствол, в свою очередь, может быть простым, или же богато украшенным (к слову, в современных интерьерах используют, скорее, первый вариант, более универсальный и демократичный). 

Если вы хотите использовать колонны в конструкции дома, который строите, следует знать об основных ордерных системах, имеющих определенные признаки, по которым колонны относят к тому или иному ордеру.

 

Три ордера

Дорический ордер, внешне наиболее простой, но самый древний, развился в Греции. Дорическая колонна состоит из низкой базы, монументального ствола, лаконичной капители. Идеально для современных минималистских помещений, гостиных и холлов в классическом и средиземноморском стиле.

1

Ионический ордер развивался почти одновременно с дорическим, но окончательную свою форму приобрел лишь к середине V в. до Р.Х. Облик ионической колонны более изящный: легкость пропорций, утонченность более расчлененных форм, обильное применение декора.

Характерными чертами ионической колонны является обязательное установление ее на базу, а также, капитель с подушкой, увенчанной двумя волютами (завитками).

Для эклектичных интерьеров установка ионических колон будет прямым попаданием в цель, поскольку они могут уживаться с различными формами и цветами предметов обстановки.

Коринфский ордер – наиболее разнообразный и богато декорированный, такие колонны подойдут для пафосно украшенных помещений, обязательно с высокими сводами и роскошной мебелью в исторических стилях.

Коринфский ордер легче всего узнать по капители колонны, так как остальные его части заимствованы из ионического. Вершина колонны, капитель, напоминает корзинку, увитую листьями аканта (растения с побережья Средиземного моря), завитыми в спирали.

 

Арки

Аркой называют конструкцию, перекрывающую проем в стене или пространство между двумя опорами. Обычно вершина арки закруглена, но форма ее варьируется от полукруглой до стрельчатой. Арки нередко используются в качестве опоры в стенах и фундаментах домов.

 

Полукруглые арки в интерьере

Их еще называют французскими, а отличает этот вид арок закругленный верх, орнамент, и колонны, будто несущие нагрузку, но на самом деле играющие роль декоративного элемента.

Полукруглые арки – один из наиболее универсальных вариантов оформления дверных и оконных проемов для помещений в классическом стиле, эклектике и даже гранжевом интерьере.

 

Стрельчатые и подковообразные АРКИ В ИНТЕРЬЕРЕ

Стрельчатые арки – это напоминание о готической архитектуре, а также, прямая ассоциация с восточным колоритом Марокко. Подковообразная форма арок – это дань исламской архитектуре, имеет свод, который заходит за пяту арки, и может быть как с закругленной, так и со стрельчатой подковообразной вершиной.

 

Ренессансные АРКИ В ИНТЕРЬЕРЕ

Еще один, очень красивый и изысканный тип арок, который следует римскому образцу полукруглых конструкций с замковым камнем, фризом и карнизом, расположенными в рамках классического ордера.

В современных интерьерах можно увидеть вариацию ренессансной арки, несколько расширенной и приземистой, с помощью которой может быть акцентирован проем между двумя смежными комнатами, например, гостиной и столовой, кухней и коридором.

 

Окна

интересно

Только в 1840-х гг. начали производить листовое стекло, тонкое и достаточно широкое, позволившее любоваться видами, не разбитыми на части оконным переплетом.

Древнейшие окна были незастекленными отверстиями в стенах, сквозь которые в помещение попадал свет и свежий воздух. А первые оконные стекла, исполнявшие как функциональную, так и декоративную роль, появились в Риме около 65 г., но широкое распространение остекление получило в церковной архитектуре в XIII, а в жилых домах — в XVI в.

О важности окон в архитектурной эстетике свидетельствует возникшее многообразие их стилей, а дизайн остекленных окон во все времена зависел от развития процесса изготовления стекла.

 

Стрельчатые окна в интерьере

Заостренная стрельчатая арка впервые появилась в исламской архитектуре. Эта форма встречается и в готической архитектуре, где окна, к тому же, дополняли цветным стеклом и ажурной резьбой по камню. Примечательно, что позже готические окна были возрождены в сознательно «антикварном» виде в конце XVIII в., и широко использовались викторианскими архитекторами.

В настоящее время при строительстве домов могут быть использованы различные вариации стрельчатых окон, которые придают помещению загадочный восточный характер.

 

Круглые ОКНА В ИНТЕРЬЕРЕ

Окно-роза – это искусные, имитирующие лепестки цветка или спицы колеса, архитектурные элементы в конструкции окон, бывших очень популярными в архитектуре зданий в Романском стиле.

Теперь круглые окна являются таким же эффектным украшением дома как снаружи, так и внутри, но представляют собой упрощенную версию «розы»: с тонкими рамами или вообще без них.

Круглые окна еще называют «световыми», и используют в высоких помещениях загородных домов в верхней части стены, чтобы лучше осветить внутреннее пространство.


 

Эркеры

Эркеры и альковные окна выступают за стену здания. Часто интересно украшенные, они пропускают больше света, нежели просто окна.

Альковные окна всегда были расположены на верхних этажах, но эркеры квадратного и углового типа могут располагаться на любом этаже.

В интерьере эркер может служить зоной для творчества, работы за письменным столом, или использоваться для размещения столовой группы в помещении кухни, столовой или гостиной.


 

Французские эркеры

Французское окно – это вариация створчатого окна, увеличенного до размера двери и начинающегося прямо от пола. Как и створчатое, французское окно может открываться либо внутрь, либо наружу.

В квартирах французские окна могут быть одновременно выходом на балкон или террасу, а расположенные в нижних этажах частного дома — выходить в сад или оранжерею.

1
1

 

Венецианские эркеры

Этот вид окна состоит из трех частей – центрального арочного проема и двух узких боковых проемов с плоским верхом. Венецианское окно, также, носит название «серлианского» или «палладианского», в честь итальянских архитекторов Андреа Палладио и Себастьяно Серлио, популяризовавших его.


 

Термальные эркеры

Полукруглое окно, разделенное на три просвета стойками, так называемыми, средниками. Особенно популярным данный тип окон был в палладианской архитектуре, а основан на образцах, найденных в термах Диоклетиана в Риме, за что, также, называется «диоклетианским».

Для интерьера наличие термального окна является большим успехом, так как используют этот тип при строительстве довольно редко, а дизайнеры и архитекторы склонны романтизировать полукруглые, невероятно декоративные окна.


 

Подъемные эркеры

Застекленное окно в деревянном переплете, опускаемое и поднимаемое с помощью шкивов. Было особенно популярно в XVIII — XIX вв. и ассоциируется с георгианской эпохой в архитектуре. Существуют, также, английские варианты, например, йоркширское окно, сдвигающееся в сторону.


 

Фронтоны

Для современных интерьеров фронтоны являются показателем незаурядного вкуса хозяев, их статуса, а также, совершенно классическим, а потому, беспроигрышным и вневременным элементом, способным преобразить сдержанный или дополнить изысканный интерьер.

Фронтоны – отличительная черта классической и подражавшей классической архитектуры – это стороны пологой крыши, обычно расположенной над портиком. Часто фронтоны украшали горельефной скульптурой, соответствующей общей теме здания.

В интерьере фронтоны, зачастую, используют как архитектурные мотивы в обрамлении окон и дверей.

 

Классические фронтоны в интерьере

В архитектуре Возрождения широко использовались классические формы в качестве внутренних и внешних декоративных элементов. А сегодня окна и двери, массивная мебель может быть украшена колоннами, пилястрами и фронтонами с крутыми скатами, обрамленными стреловидной лепниной.


 

Разорванные фронтоны

Форма фронтонов может варьироваться от треугольной до изогнутой сегментальной, но также популярен особенный тип — разорванный фронтон, контур которого разделен проемом либо в вершине, либо в основании.

С течением времени и сменой стилей архитектуры были изобретены новые формы фронтонов, например, разорванный на вершине, увенчанной урной.

 

Фронтонные украшения

Некогда украшения фронтонов были главными в голландских и североевропейских знаниях, поэтому становились особенно искусными и экспрессивными: с вогнутыми и выпуклыми линиями скатов, рельефным декором, скульптурными формами.

Сегодня подобные фрагменты фронтонов смело могут соперничать с привычным настенным декором, или полностью его заменить. Например, над изголовьем кровати, на стене возле обеденного стола, в простенке между арочными проемами.

 

Фронтоны

Этот элемент стал ключевым еще до римского периода, а изначально свод состоял из двух параллельных стен, постепенно наклоняющихся друг к другу и соединенных замковым камнем в верхней точке.

В кафедральных соборах Средневековья своды были необходимой частью огромных соборов, в это же время они достигли своего расцвета, будто не подчиняясь силе притяжения.

На наш взгляд, в настоящее время особенного внимания заслуживают цилиндрический и крестовый своды, которые формируют совершенно неподражаемую аутентичную атмосферу в помещениях дома.

 

Цилиндрический свод в интерьере

Цилиндрический или бочарный свод — вогнутый, одинаковый по всей длине свод, является основным и самым древним видом, который появился еще в IX в. до Р.Х. Цилиндрические своды возводят на основе деревянной скелетной формы, которую разбирают после того, как камни образуют полную арку, поддерживающую саму себя.

 

Крестовый СВОД В ИНТЕРЬЕРЕ

Когда два цилиндрических свода пересекаются под прямым углом, они образуют выступы, или ребра. В тех случаях, когда эти ребра лежат на каменных опорах, образуется крестовый свод, его еще называют парусным.

Такой вид свода действительно выглядит невесомым, создавая подобие купола над помещением. Согласитесь, скучным пространство под крестовым сводом быть просто не может.

Простейший крестовый свод представляет собой, разумеется, форму креста, но в некоторых готических соборах можно увидеть сложную систему первичных, или коньковых ребер, вторичных (тьерсеронов), и третичных (звездчатых) ребер.


2

homester.com.ua

Архитектура & Дизайн – Дизайн & Архитектура

Архитектурный дизайн

Жизнь не стоит на месте. Меняется человек, развивается общество, выдвигаются все новые и новые требования к среде обитания. Архитектура всегда отражала в своих произведениях как в зеркале периоды человеческого бытия, их тенденцию, моду, социально-экономический уклад, эстетические взгляды. И мы можем видеть, как на этом пути постоянно менялись цели, которые ставили себе зодчие, менялись средства для их достижения, но всегда присутствовало стремление к совершенству и совершенствованию.

Нельзя не заметить, что нынешний этап развития человеческой цивилизации добавил к традиционным средствам архитектурного творчества новую форму искусства – дизайн. В современном мире архитектура и дизайн стали неотъемлемыми составляющими жизнедеятельности человека. Дизайн – явление XX в. – активно развивался в течение всего столетия. Архитектура к началу ХХI в., хотя и с очень большим сопротивлением, позволила ему войти в свои владения, начиная проектировать не отдельные детали и фрагменты нашего окружения (дома, дороги, благоустройство), а все обстоятельства и формы существования вместе как целое – т.е. среду. И мировая архитектурная практика показывает, что там, где есть творческое содружество архитектуры и дизайна, есть произведение искусства.

Мы живем в материальном окружении, где активной трансформации подвержены многие аспекты человеческой жизни, тенденции развития сознания, нравов, технических и научных достижений, а во главе данных изменений становятся технология и коммуникация. Город находится на сложном и противоречивом этапе своей эволюции. “Современный город – это своеобразное отражение информационного общества, его кризисов, тупиков и его возрождений”. Городская среда стала более многоликой, сложной по своей структуре, связям, возникающим между элементами систем. Перед современным архитектором возникает такое многообразие задач, которое порой выходит за рамки традиционных для архитектурной школы объектов изучения и проектирования. И начинаешь понимать, что для их решения уже не хватает ни практических (традиционных технологий проектирования), ни теоретических знаний.

Необходим другой, новый мировоззренческий взгляд на средовое творчество. В этом плане будущее видится за содружеством архитектуры и дизайна, имеющих больше схожести, чем различий. Самостоятельной задачей средового проектирования стало сегодня формирование не столько окружения некоего процесса или события, сколько самого этого события. Именно так “оформляются” праздничные мероприятия. Тот же принцип – проектирование сначала процесса, “сценария”, а уже затем сопровождающих его обстоятельств – действует при организации световых “шоу” в среде исторических городов, при строительстве развлекательных парковых комплексов, крупных мемориальных ансамблей. Особую сферу архитектурно-дизайнерских поисков образуют мобильные средовые объекты. В проектировании, базирующемся на принципах средового подхода, изменяется отношение к объектам дизайна и архитектуры. Так, “их создание уже не является конечным результатом проектирования… они рассматриваются не как самоценные формы, а как средства, обеспечивающие оптимальные условия жизнедеятельности”. Развитие новых технологий трансформируют многочисленные процессы метаболизма города, добавляя к урбанистической структуре дополнительный пласт – информационный. Меняется и роль дизайна в формировании городской среды. Она смещается от преобразования материального наполнения и формирования ее стилистической окраски к осмыслению ее цифрового аспекта, выявлению коммуникационного потенциала и приведению к согласию с современной моделью мира, где доминирующей материей оказывается информация.

Необходимо осмысление этих сложных, неоднозначных процессов, происходящих в среде обитания человека. Это непростая задача. И решать ее надо, используя все возможные средства, потому что среда обитания человека должна быть средой для Человека. Полная переоценка целей и возможностей архитектурного искусства наблюдается и в сегодняшней мировой практике. Жан Нувель, может, и несколько радикально, заявил нечто для “нормальных” архитекторов немыслимое: “будущее архитектуры – неархитектурно”. Разъяснив свой тезис не менее загадочно: “архитектура не является… предметом необоримых законов… она движется поверх рамок, определяемых временем, и приспосабливает его законы к новому развитию. Сущность архитектуры – нарушать собственные пределы”.

Архитектурный дизайн видится следующим шагом в развитии архитектуры как искусства. Современная городская среда предоставляет комплекс условий для творческой деятельности, формирующей новые направления в науке, искусстве, культуре и т.д. Архитектурный дизайн как раз и является тем новым в искусстве, которое позволяет использовать не только традиционные средства архитектуры и дизайна, но и задействовать современные, такие как интерактивная архитектура, интерактивный дизайн, причем в комплексе решая функциональные и эстетические задачи.

Архитектурный дизайн вбирает в себя интерьерный дизайн, включающий общественную и жилую среду; дизайн производственной среды, состоящей из разнообразных открытых и закрытых пространств; дизайн экстерьерного архитектурного пространства, куда входят визуальные коммуникации и реклама; городской дизайн, или дизайн городской среды, включающий общественные пространства города, жилую среду, объекты, которые принадлежат инфраструктурным функциональным системам (транспорта, городских служб, общения и торговли); ландшафтный дизайн; цветовой дизайн – колористика предметно-пространственной среды и объемно-пространственной среды; световой дизайн – уличное и архитектурное освещение (установки освещения территорий и отдельных объектов), световая реклама (светоинформационные установки), многопрограммное освещение, дизайн элементов осветительных установок; интерактивный дизайн.

С помощью средств архитектурного дизайна возможно полностью изменить восприятие среды; изменить сценарии, по которым живут городские пространства; при реконструкции превратить рядовой городской интерьер в средовой ансамбль.

Архитектурный дизайн – относительно молодая сфера проектной деятельности, отсюда некоторая фрагментарность рекомендательных указаний и правил по нему. Еще предстоит выработать общие подходы и условия применения стандартов и правил, используемых в проектных решениях компонентов среды. Так как это направление довольно новое для республики, сейчас можно говорить лишь об участии профессионалов в отдельных направлениях архитектурного дизайна: Е. Агранович-Пономарева, А. Боярина, П. Войницкий, Л. Еременко, Н. Клинова, А. Литвинова, А. Локотко, О. Минаков, А. Мыцких, А. Новиков, Д. Сидельников, В. Сокол, О. Телепнева, А. Трусов, В. Ционская, В. Щедрин и др.

Идет теоретическое осмысление архитектурного дизайна, методологическое обоснование. На это направлена тематика кандидатских и магистерских исследований, проводимых в рамках научных исследований кафедры “Дизайн архитектурной среды”. Новое направление развивается. В нем уже работают выпускники архитектурного факультета по специализации “Урбодизайн”. В 2011 г. состоится первый выпуск архитекторов-дизайнеров. Вот за ними – будущее.

Архитектор-дизайнер – это не дань моде. Это нормальная реакция на возникающие задачи в профессиональной деятельности, которая отвечает государственной стратегии развития архитектуры и строительства, связанной с качественным улучшением существующей предметно-пространственной среды дома, села, города, пространства страны. Исходным и важнейшим моментом концепции архитектурно-дизайнерского образования является представление об архитектурном дизайне как о новом виде пластического искусства, основанном на традициях архитектуры с использованием возможностей современного дизайна эстетически обогатить архитектурную среду и экологически оптимизировать урбанизированные пространства. Данная концепция базируется на развитии традиций белорусской архитектурной школы – это теория комплексного художественно-композиционного и научно-технического образования на общей широкой гуманитарной основе. Стержнем профессиональной подготовки архитекторов-дизайнеров является постоянная учебная проектная работа в рамках дисциплины “Архитектурно-дизайнерское проектирование”, изучение которой начинается с 1-го семестра 1-го курса и заканчивается выполнением дипломного проекта или дипломного проекта с развитой научно-исследовательской частью.

Динамично модифицирующиеся виды и формы традиционной организации предметно-пространственных комплексов, меняющиеся жизненные реалии требуют появления, а стало быть, прогнозирования и проектирования новых средовых объектов и систем. Одни появляются в ходе проведенных “поисковых” конкурсов среди студентов архитектурно-дизайнерских специальностей, цель которых – выявить нестандартные, даже фантастические варианты развития нынешних ситуаций. Другие темы возникают из требований реальности. Некоторые становятся результатом дипломной или магистерской работы студентов, чьи проекты уже достаточно масштабны, чтобы быть учебной работой, но еще не скованы грузом норм и правил, выработанных практикой вчерашнего дня.

Возникают работы по комплексной организации облика среды в масштабе большого градостроительного образования, это архитектурно-дизайнерское проектирование в классе крупных средовых систем. Здесь необычность двойная – впервые облик городской среды рассматривается как интегральное воздействие на зрителя всех ее слагаемых, в том числе мероприятий по временному оформлению городских пространств, но результатом проектирования является не единичная форма городского интерьера – площадь или улица, а совокупность городских пространств, подчиненных общей архитектурно-дизайнерской идее создания определенного образа. Такой в реальном проектировании стала научно-проектная разработка “Архитектурно-дизайнерская концепция пешеходного пространства в районе улиц Суворова и Ленина в г. Витебске” (рук. А.А. Литвинова, исполнители: С.Я. Слаук, И.В. Порубова, Е.Г. Козакова, М.Ю. Борисова, Н.В. Лукина, Е.А. Терентьев), в учебном проектировании – дипломный проект “Интегральные варианты композиционных структур в дизайне архитектурной среды (на примере Логойска)”, выполненный студентом А.А. Локотко под руководством А.А. Литвиновой (диплом 1-й степени Республиканского смотра-конкурса лучших дипломных проектов в Минске, 2007).

Для создания оптимального диалога между человеком и урбанистической средой XXI в. современная проектная практика вырабатывает единую методологическую базу, стратегию и логику организации города, опираясь на возможности реализации цифровых интерактивных систем. Работой в этом направлении стала магистерская диссертация А.В. Новикова (рук. А.А. Литвинова) “Современные принципы восприятия и формирования интерактивной среды в городском интерьере”, в которой рассмотрены особенности интерактивности в архитектуре, предложен алгоритм формирования интерактивной среды города, опирающийся на средства интерактивных дизайна и искусства.

Особую форму поискового средового проектирования составляет чисто художественный, эстетический эксперимент. Он зачастую связан с проверкой, освоением какого-нибудь содержательного начала в проектировании: новое понимание пространственных ощущений, использование новых средств создания декоративного эффекта, неожиданное сочетание материалов, непривычная работа традиционной формы и т.д., но результатом всегда является художественное открытие: непривычное эмоциональное состояние, новая выразительность старых слагаемых, свежая визуальная идея. Иначе говоря – новый способ организации и восприятии среды. Такой поисковой работой стал дипломный проект “Архитектурный дизайн в диалоге “Человек – Urban space” дипломника Е.Г. Козакова, руководитель А.А. Литвинова (диплом 1-й степени Республиканского смотра-конкурса лучших дипломных проектов высших архитектурных школ РБ в Минске, диплом 2-й степени Международного смотра-конкурса лучших дипломных проектов архитектурных школ, Самара, Россия, 2008).

Совместное рассмотрение многообразия форм и видов средовых систем, которые составляют предмет профессиональной деятельности архитектора-дизайнера, позволяет сделать вывод о принципиальных тенденциях изменения сути проектного дела в современном обществе. Появилась новая форма синтеза искусств, подключающая к традиционной триаде “архитектура – живопись – скульптура” и другие виды предметного и художественного творчества – от инженерно-технического до сценографии процессов труда и быта (магистерские диссертации А.А. Локотко “Современные тенденции урбодизайна”, рук. А.А. Литвинова, и Л.Г. Бицютко “Произведения пластических видов искусств в пленэре (открытых городских пространствах), рук. А.А. Литвинова, П.В. Войницкий). Синтез на новом уровне мировосприятия всех компонентов нашего окружения подразумевает и новые глубины знания о путях эмоционально-чувственного освоения сложности мира, и новые технологии формирования создаваемой “второй природы”, и ее экологическое единство с естественной природной основой.

Анализ различного рода поискового проектирования в области дизайна архитектурной среды показывает, что оно дает двоякий результат. Во-первых, обогащается номенклатура тем проектирования, указывающая на необходимость и неизбежность появления в нашем окружении новых типов сред, во-вторых, появляется возможность обобщения проектно-исследовательской теории и практики, возможность выявления тенденций архитектурно-дизайнерской деятельности.

Для профессии архитектора и дизайнера созрела объективная и настоятельная потребность в овладении искусством архитектурного дизайна с целью решения разноаспектных архитектурных и дизайнерских задач, которые возникают в процессе проектирования города, его фрагментов, отдельных объектов в комплексе с традиционными задачами создания градостроительной, архитектурной и дизайнерской формы.

ais.by

Вопрос 12.Доклад Архитектура и дизайн

 Едва оформившись в самостоятельный вид искусства, дизайн быстро вышел за рамки разработок серийных промышленных изделий и появился на улицах городов. Сначала это были различные типы транспортных средств, затем объекты малой архитектуры — киоски, павильоны, рекламные установки, телефонные будки. Стали появляться новые материалы, и оборудование улиц было поставлено на поток.

      Конечно, в создании облика города главенствующая роль принадлежит искусству архитектуры, ее «штучным» произведениям — храмам, дворцам, особнякам, музеям, жилым и производственным зданиям. Однако такие «городские аксессуары», как фонари, ограды, реклама, павильончики и киоски, являются не просто добавкой к архитектуре, а неотъемлемой составляющей городской среды. Рост городов поставил проблему художественной выразительности среды человеческого обитания, ориентации человека в этой среде, реконструкции информативного насыщения городских пространств.

     В такой же степени, как и пища, человеку для нормальной жизни нужны визуальные впечатления. Городской дизайн — это «мостик» между архитектурой и человеком, потому что он сомасштабен человеку. Он — на уровне глаз.

      Современный дизайн, вступая во взаимодействие с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, порождает не только новые формы объектов, но и такой новый вид проектной деятельности, который назван дизайном архитектурной среды. Дизайн архитектурной среды не обладает такой масштабной мощью, как сама архитектура, но его воздействие на человека и роль в его жизни достаточно велики.

      У городского дизайна, как и у любого другого вида дизайна, двуединая задача — создание красоты и удобства. Однако направления дизайнерской деятельности и сам ее характер могут различаться в зависимости от архитектуры района. Так, например, в районе с преобладанием исторических памятников объекты дизайна должны быть незаметными и ненавязчивыми. В новых жилых районах, наоборот, они будут разнообразить пространство, создавать визуальные доминанты. В районах со старой, невыразительной архитектурой, но с уже сложившимся «душевным» обликом объекты городского дизайна (киоски, телефонные боксы, остановки транспорта, городская мебель, вазоны, фонари, ограды и пр.) должны подстраиваться под общую архитектурную стилистику. Иногда в отдельных районах мегаполисов или в небольших городках объекты городского дизайна образуют специфический фирменный стиль. Предметное наполнение делается на модульной основе, что позволяет комбинировать мебель и другие элементы, сообразуясь с различными пространственными ситуациями.

      В последнее время и в старых, и в новых кварталах городов стали обустраивать пешеходные зоны, защищающие дома в исторической части от автомобильного воздействия и образующие в новых районах торговые моллы. Часто также промежуточные пространства образуют единую ленту торговых и бытовых предприятий. Иногда вдоль домов создают подобную галерею при помощи единого навеса или козырька.

      Информационное насыщение городского пространства стилистически тесно связано с объектами дизайна архитектурной среды. В арсенал средств визуальной информации входят прежде всего указатели на транспортных и пешеходных артериях города. Выдержанные в едином общегородском стиле, для быстрого усвоения они снабжаются дополнительными пиктограммами.

      Важнейшей составляющей городского дизайна является так называемая наружная реклама, которая вносит цветовое и пластическое разнообразие в городской пейзаж. Впрочем, иногда реклама существенно портит городской пейзаж. Проблема заключается, во-первых, в количестве рекламных щитов, заслоняющих в конечном счете саму архитектуру. Во-вторых, в гигантских размерах некоторых логотипов, также подавляющих иногда исторические здания. И, в-третьих, в низком художественном качестве (тексты, кстати, тоже пишутся самым низким стилем). Это в основном касается плакатов и растяжек, висящих поперек улиц. Благополучнее обстоит дело с вывесками и витринами магазинов, с отдельно стоящими на тротуарах пояснительными рекламами магазинов и кафе — штéндерами. Крупные магазины иногда выставляют дополнительные витрины посреди пешеходной панели — стеклянные аквариумы с товарами и рекламой.

      Перечисляя рекламные носители, следует вспомнить традиционные, в стиле ретро, тумбы с театральными и киноафишами и сверхсовременные носители кинетической рекламы, такие, как призма-вижн (наружная реклама с троекратно меняющимся на наших глазах рекламным изображением), и, конечно же, мультимедийные рекламные экраны с кольцовками рекламных клипов, а также бегущую строку и мигающую световую рекламу.

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *