Диффузная теория гребнер – 2.15. : .

Диффузная теория возникновения государства — доклад

Диффузная теория возникновения государства.

Гребнер — автор диффузионной теории. Она была выдвинута как результат осмысления процессов государствообразования, интенсивно развивавшихся в XIX — XX вв.

Суть теории.

Слово «диффузия» (лат. diffusio) означает распространение, растекание, рассеяние.

Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался.

Процесс смешения народов носит  объективный характер и идет все  более ускоренными темпами с развитием общества в целом. На это влияет:

1. совершенствование производительных сил общества и транспортных средств;

2. изменение производственных отношений;

3. возрастание личностного потенциала людей (в первую очередь интеллекта человечества, что позволяет увидеть в других людях не противников, а сообщников, партнеров и перенять то положительное, чего достигли другие народы).

Сторонники диффузионной теории отмечают процесс распространения опыта государственно-правовой жизни среди других народов и на другие континенты и не считают это основанием для деления народов на высшие и низшие.

Разность потенциалов народов — это результат различия условий природной среды, в которой им приходится проживать. Постепенно за передовыми в области организации общественной жизни народами подтянутся и другие народы.

Возможно народы, перенявшие опыт государственно-правовой жизни, будут  полезны всем остальным народам  в другом отношении. Таким образом от диффузионного процесса выиграют все.

Оценка теории.

Достоинства диффузионной теории.

1. Государственность — это труднопроходимая часть человеческого пути, и здесь не исключены ошибки. Народы, уже вступившие на путь развития государственности, могут поделиться своим опытом (положительным и отрицательным, который надо стараться не повторять, а всячески избегать). Тем самым они помогают другим странам, идущим позади, преодолевать этот путь быстрее.

2. Сторонники диффузионной теории не отзываются уничижительно о народах, позднее вступивших или вступающих только сейчас на путь государственности.

3. Разные народы приобретают исторический опыт в разное время, движутся к единой цели с разной скоростью. Появление государственности — это одна из стадий человеческого развития на пути достижения цели. Этот отрезок пути обязательно должны пройти все народы. Но подходят к этому отрезку пути народы разных континентов и регионов земли в разное время: одни раньше, другие позднее, так как не у всех одновременно создается материальная база для образования государства. Причины разновременности перехода к государственности: климатические, географические, природные условия проживания.

Недостатки  диффузной теории.

1. Диффузная теория глубинных  причин возникновения государства  не раскрывает. С позиций данной  теории нельзя объяснить неудавшиеся попытки «введения» государственности во многих регионах: у австралийских племен (они до сих пор пребывают в первобытном состоянии), у многих африканских народов и т.д.

2. Если согласиться с тем,  что многие народы построили свою государственность, используя государственно-правовой опыт других стран, то не ясно, как появилось государство впервые. Тогда получается, что перенять опыт государственного управления было неоткуда и не у кого.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что диффузионная теория при всех её несомненных достоинствах не может претендовать на роль универсальной и всеобъемлющей.


yaneuch.ru

Диффузионная теория происхождения государства

 /   /   /  Диффузионная теория происхождения государства


Автором диффузионной теории происхождения государства был немецкий этнограф Фриц Гребнер, который отвергал исторические законы развития различных человеческих обществ.

Возникновение государства диффузионная теория объясняет как результат передачи опыта управления обществом от одних народов другим. Таким образом, такая форма управления обществом как государство распространилась и заняла доминирующую позицию, среди других форм управления обществом. Сторонники данной теории предполагали, что существует объективный процесс распространения опыта государственного строительства одного народа на другие народы. Различия между конечным результатом такого строительства они объясняли исключительно природными и экологическими факторами, которые оказывали существенное воздействие на процесс государственно-правового строительства.

Достоинства диффузионной теории Фрица Гребнера

Многие авторы отмечают, что Фриц Гребнер в своей диффузионной теории изложил последовательное и логичное понимание процессов происхождения государства. Так, они отмечают, что он обратил особое внимание на то, что любой народ движется к единой цели улучшение условий бытия и государство является одной из форм достижения данной цели. Однако разные народы, в первую очередь в силу экологических причин в разное время проходят этот путь (зарождение, формирование и развитие государства).

Недостатки диффузионной теории Фрица Гребнера

Основным недостатком диффузионной теории можно назвать тот факт, что она не объясняет первоисточник происхождения государства, в результате чего государство как форма достижения целей общества возникла впервые.

Кроме того, многие авторы отмечали, что диффузионная теория не раскрывает глубинные связи происхождения государства.


Интересное:

www.student-pravo.ru

Диффузионная теория


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 14Следующая ⇒

Автором диффузионной теории является Гребнер. Она была вы­двинута как результат осмысления процессов государствообразова-ния, интенсивно развивавшихся в XIX—XX вв.

Суть теории. Слово «диффузия» (лат. diffusio) означает распро­странение, растекание, рассеяние. Государство, согласно этой тео­рии, возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на тс регионы земного шара, где он еще не использовался. Процесс смешивания народов носит объективный характер, и он идет все более ускоренными темпами с развитием общества в целом. На это влияет прежде всего совершенствование производи­тельных сил общества и транспортных средств в частности, измене­ние производственных отношений, возрастание личностного по­тенциала людей, и в первую очередь интеллекта человечества, что позволяет увидеть в других людях не противников, а сообщников, партнеров в деле, что дает возможность при этом перенимать то положительное, что достигли другие народы.

Распространение и усвоение опыта управления большими струк­турными образованиями людей с помощью государства — это всего лишь одна из сторон конвергенции, т.е. сближения народов и их взаимообогащения.

Сторонники диффузионной теории, в отличие от представите­лей расовой теории, отмечая процесс распространения опыта государственногправовой жизни среди других народов и на другие кон­тиненты, не считают это основанием для деления народов на выс­шие и низшие, на умные и не отличающиеся в этом отношении на­роды. По их мнению, разность потенциалов народов — это резуль­тат различия условий природной среды, в которой им приходится проживать. Постепенно за передовыми в области организации об­щественной жизни народами подтянутся и другие народы. Им не следует в этом деле стремиться «изобретать велосипед». Ничего нет зазорного в том, чтобы взять и перенять в области управления то, что «наработали» другие народы. Возможно народы, перенявшие опыт государственно-правовой жизни, будут полезны всем осталь­ным народам в другом отношении. Таким образом, от диффузион­ного процесса выиграют все. .

Оценка теории. Диффузионная теория имеет по меньшей мере три достоинства.

1. Ее автор уловил процесс, существующий объективно: разные народы проходят исторический опыт в разное время, движутся к единой цели (повышение благосостояния людей и качества их жизни) как бы с разной скоростью. Появление государственности — это одна из стадий человеческого развития или один из способов, используемый на пути достижения этой цели. Этот отрезок пути (назовем его условно «государственность») обязательно должны пройти все народы. Но подходят к этому отрезку пути народы раз­ных континентов и регионов Земли, в разное время: одни раньше, другие позднее, поскольку не у всех одновременно создается мате­риальная база для образования государства. Климатические, геогра­фические, природные условия проживания у разных народов могут существенно разниться и именно в этом заключаются причины раз­новременности перехода к государственности. Они носят, конечно, объективный характер. Образно говоря, если в пути погода благо­приятствует, то и скорость его прохождения будет высокой, а если в пути изнуряющая и нестерпимая жара, или дождь и слякоть, или, того хуже, метели с заносами, то достижение цели откладывается.

2. Кроме того, государственность — это труднопроходимая часть человеческого пути и здесь не исключены ошибки. Вполне понятно, что народы, вступившие на путь развития государственности, могут поделиться и делятся своим опытом (положительным и отрицатель­ным, который надо стараться не повторять, а всячески избегать). Тем самым они помогают другим странам, идущим сзади, преодоле­вать этот путь.

Считается, что государственность впервые возникла в регионах с жарким климатом и необходимыми для проживания источниками пресной воды, а именно в долинах крупных рек (Нил, Янцзы, Тигр, Евфрат), а затем распространилась на все Средиземноморье. К X в. Р.Х. государственность возникла почти на всей территории Европы. Надо отметить, что с упрочением государственности в Ев­ропе она все более и более распространяется среди других народов, еще не перешедших к государственной жизни. Перешли к государст­венности и славяне. В дальнейшем колонизация народов, проводи­мая Англией, Францией, Испанией, а позднее и Россией (переселение русских в Сибирь, на Дальний Восток), сопровождалась передачей опыта государственно-правовой жизни этим народам. В настоящее время на большей части земного шара существует государствен­ность. Вероятно, только в Африке, где очень жесткие климатичес­кие условия, есть регионы, где прочная государственность еще не сложилась. Скорей всего человеческие образования, имеющиеся прежде всего в срединной части Африканского континента, можно назвать протогосударственными образованиями, или протогосудар-ствами. В средине Австралийского континента, а также в средине Южно-Американского континента есть местности (где живут абори­гены), в которых еще отсутствует государственность. Этим народам высокоразвитые страны, уже убедившиеся в эффективности госу­дарства как социального явления, помогают обрести государствен­ность.

Еще одно замечание. Ранее такие страны, как Англия, Франция, Испания, Португалия, будучи морскими державами, как говорится на свой страх и риск, колонизировали дальние менее развитые стра­ны. Конечно, они пытались обогатить прежде всего себя, но волей или неволей способствовали прогрессу своих колоний. Уместно будет напомнить о Гонконге, Сингапуре, английских колониях, до­стигших небывалых экономических высот. Сейчас же помощь сла­боразвитым странам и регионам поставлена на другую — междуна­родную основу: Организация Объединенных Наций планомерно выделяет финансовые средства, оказывает этим странам экономи­ческую и гуманитарную помощь.

Таким образом, диффузионная теория носит не умозрительный характер, а опирается на многочисленные исторические факты. Она научна, потому что ее положения многократно проверялись на практике, да и еще не один раз, думается, будут проверены и пере­проверены.

3. Отрадно и то, что сторонники диффузионной теории, объяс­няя процесс возникновения государства, не отзываются уничижи­тельно о народах, позднее вступивших или вступающих только сей­час на путь государственности. Они смотрят при этом в корень и

понимают, что от народов, движущихся с меньшей скоростью, мало что зависит и что это никак их не компрометирует.

Вместе с тем’при всей справедливости практически всех положе­ний диффузионной теории нельзя не видеть и недостатков, ей при­сущих.

Во-первых, если согласиться с тем, что, действительно, многие народы построили свою государственность, используя государст­венно-правовой опыт других стран, то непонятно, как появилось государство впервые. Перенять опыт государственного управления ведь было неоткуда и не у кого!

Во-вторых, отмечая научность, присущую диффузионной тео­рии, нельзя не отметить, что глубинных причин возникновения го­сударства она все же не раскрывает. С позиций данной теории нель­зя объяснить неудавшиеся попытки «введения» государственности во многих регионах Земли: у индейцев в Америке (их пришлось ас­симилировать), у австралийских племен (они до сих пор пребывают в первобытном состоянии), у многих африканских народов (напри­мер, «голубые каски» вынуждены были убраться восвояси из Сома­ли, так и не прекратив там межплеменную вражду) и т.д. Вероятно, одного вмешательства развитых стран в ход развития отставших на­родов, пусть даже и доброжелательного и подкрепленного матери­альными средствами, недостаточно. Необходимо, чтобы отсталые народы, пройдя определенную часть исторического пути и подняв­шись на некоторую высоту, смогли воспринять «чужой опыт», об­разно говоря, протянуть руку, ухватившись за которую можно было бы их подтянуть по дороге общественного прогресса. Если они свою руку не протянут, то помощь им проблематична. Отсталые на­роды должны «почувствовать» необходимость в государстве. У них должны сложиться для этого экономические или политические ус­ловия. Они должны перейти от присваивающей экономики к произ­водящей либо осознать, что в результате межплеменной войны ни­чего хорошего не будет и необходима внешняя сила, которая бы умерила все воюющие стороны, т.е. государство.

Одним словом, диффузионная теория при всей ее привлекатель­ности и несомненных достоинствах не может претендовать на роль универсальной и всеобъемлющей.

mykonspekts.ru

Теории происхождения государства — реферат

Диффузная теория 

Автор диффузной теории Гребнер полагал, что государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов к другим. Происходит своего рода диффузия (от лат. diffusio — распространение) государственно-правового опыта управления общества в те регионы, населению которых еще неизвестна данная форма организации общественной жизни.

Безусловно, государства  возникали у разных народов в  разное время, в том числе и  в результате заимствования опыта  соседей, однако диффузная теория не дает ответа на главные вопросы — когда  и почему государство появилось  впервые. 

Классовая теория 

Создателями классовой теории являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основная идея авторов данной концепции заключается в том, что возникновение государства есть результат объективных социально-экономических процессов, приводящих к возникновению в обществе антагонистических классов. Государство возникает там и тогда, где и когда происходит разделение общества на классы. 
 
 

2)Сущность государства определяется социальным назначением, природой государства.

Любому государству  как социальному институту присуща  двойственная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой — долговременные интересы всего населения. Таким образом, с одной стороны  сущность государства обусловлена  классовой природой, а с другой — общесоциальной.

Рассмотрим классовую  природу государства. Государственная  власть для правящей элиты является мощным средством реализации и защиты своих собственных интересов, подчас через подавление всех остальных  слоев населения. Последнее может  осуществляться в форме прямого  насилия или пропагандистского  навязывания своей воли большинству  населения через средства массовой информации (СМИ). Недаром сегодня  всё чаще СМИ называют четвёртой  властью.

В качестве правящей элиты могут выступать класс, династия, политическая партия, единоличный  деспот с приближенными (С. Хусейн, М. Каддафи и др.). Классовый характер в наибольшей степени присущ деспотическим, тоталитарным государствам. Демократические государства также не могут избежать классового элемента в своей природе. Однако демократия предполагает наличие механизмов, позволяющих ограничивать и контролировать узкоэгоистические притязания правящей элиты.

Рассмотрим общесоциальную природу государства. Любому, особенно демократическому, государству присущ надклассовый характер. Поэтому государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения.

Будучи главным  управленческим центром общества, официально объединяя и представляя все  население, государство выполняет  функцию управления наиболее важными  сферами жизни общества, выражает общенациональные интересы. Государство  является социальным арбитром, средством  социального компромисса между  правящими и управляемыми. Его  задача — преодоление социальных противоречий, конфликтов, разногласий, учет и координация  интересов различных групп населения.

Таким образом, государство  призвано одновременно выполнять как  сугубо классовые задачи, так и  общие дела, вытекающие из природы  всякого общества.

Одним из показателей  прогресса цивилизации является историческое движение от классовой  к общесоциальной природе государства.

Сущность государства  обусловливается объективной закономерностью: при несовпадении, противоречивости текущих, частных интересов в  обществе существует единство коренных, долговременных интересов всех членов общества. Это так называемое общее  благо, которое призвано выразить и  реализовать государство. Общее  благо определяется в результате согласования индивидуальных и коллективных интересов всего населения по коренным вопросам жизнедеятельности  общества и государства. Общее благо, сформулированное и реализуемое  на общемировом уровне, в масштабах  человеческой цивилизации, определяется категорией «общечеловеческие ценности», которая сегодня в развитых государствах вышла на первое место. 

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Онопозволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства: 

форму правления, 

форму территориального (государственного) устройства 

политический (государственный) режим.

 
В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

это, как правило, единоличное правление;

власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

Выделяют две разновидности монархической формы правленияабсолютную(неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время  ограниченная монархическая форма  правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная — в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридическиепризнаки:

высшие  органы власти формируются  путем выборов  на определенный срок, либо должности в  них замещаются путем  назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

должностные лица несут политическую и юридическую  ответственность  за невыполнение или  ненадлежащее выполнение возложенных на них  полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Республиканская форма  правления также относится к  одной из древних. Республики были и  в рабовладельческом мире, при  феодальном строе (аристократическая  республика в Древнем Риме или  демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарнуюРазличие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских  в настоящее время относятся  США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция  и др. К парламентарным республикам — Италия, Турция, Финляндия и др.

В «чистом» виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются  редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентскиеили полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

Форма государственного устройства представляет собой  административно-территориальную  и национально-государственную  организацию государственной  власти, раскрывающую взаимоотношения  между отдельными частями государства, в частности между  центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное государство имеет следующие признаки:

полное территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

единая  структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;

единая  система законодательства для всего государства;

одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация — это сложное государство, состоящее из различных  государственных  образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:

существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

субъекты  федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время  в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они  образованы по разным основаниям, имеют  различное устройство, различную  степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают  федерации, построенные по национальному  и территориальному признакам.

По национальному  признаку в основном строились такие  федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена  как по территориальному, так и  по религиозно-этническому признаку.

student.zoomru.ru

Теории происхождения государства — реферат

      Ж.-Ж.  Руссо говорит о естественном  состоянии как «о золотом веке  человечества». Все в этот «век» равны, свободны, так как нет частной собственности. Причины возникновения государства Руссо видит в «способностях человека к совершенствованию и порче нравов». Человек изобретает и совершенствует орудия труда, повышает его производительность. Поэтому появляется прибавочный продукт и частная собственность. А это, в свою очередь, приводит к порче нравов, результатом чего становится захват безнравственными членами общества общественной земли и т.д. После этого богатые убеждают легковерных людей объединиться, установить общие правила поведения. На основе общего соглашения – договора – создается государство.

     Таким  образом, государство возникло  в результате общественного договора, по которому люди оказались  от части своих прав и свобод  в пользу государства в обмен на гарантии личной безопасности. В соответствии с учением Руссо, общественный договор не конкретный документ, а определенное состояние общества. Люди в случае его нарушения кем-либо (прежде всего властью) имеют право на ответные действия: народ – на восстание против деспота, монарх – на наказание виновных. В своем учении Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления, поскольку согласно общественному договору, только общая воля может управлять государством.

     Спорным моментом теории общественного договора является то , что нет достоверных научных данных, подтверждающих реальность этой теории, в реальной действительности общественный договор никогда не заключался. Да и вряд ли возможно, чтобы большое количество людей могло договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними.

      Положительные моменты:

  • теория общественного договора была крупным шагом вперед в осмыслении закономерностей развития общества. Она имела глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя. Данная теория противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству перед законом;
  • она во многом способствовала развитию демократической традиции на практике. Так, под ее влиянием сформировалась государственность США.
 
 

                                                      Теория насилия  (завоевания) 

      Наиболее  видными представителями теории  насилия являются немецкие мыслители Е. Дюринг (1833 – 1921) и К. Каутский (1854 – 1938), а также польско-австрийский социолог и правовед Л. Гумплович (1838 – 1909).

    Краеугольный камень теории насилия – утверждение о том, что государство возникает в результате акта насилия. Одно племя завоевывает другое, и для того чтобы держать его в повиновении,  образуется государство. Таким образом, причина образования государства не в социально-экономическом развитии общества и в возникновении классов, а в силе,  пришедшей извне. На подчиненных территориях необходимо установление нового порядка, так как старая родовая система не может удовлетворить требований завоевателей. Появляются рабы, которых нужно держать в подчинении, выделяются военачальники, начинают складываться сословия. Экономические отношения напрямую связываются с насилием и угнетением. Данная точка зрения представляет собой так называемую теорию внешнего насилия. Сторонниками ее были Гумплович и Каутский. Дюринг же был сторонником теории внутреннего насилия, в соответствии с которой первичным в возникновении государства является насилие одной части общества над другой.

     Спорные моменты:

  • насилие  часто  являлось не причиной, а лишь фактором, ускоряющим образование государства. Если общество не созрели внутренние условия, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. То же самое можно возразить сторонникам норманнской теории возникновения Древнерусского государства, которые считают, что варяги принесли государственность на Русь;
  • завоевания одного народа другим происходили  чаще всего в условиях уже сложившихся раннегосударственных структур. В этом случае вновь можно говорить о насилии как о катализаторе процесса формирования государственности.

     Положительное: 

     Исторический  опыт подтверждает в некоторых случаях данную теорию. Элементы насилия сопровождали процесс возникновения, например, древнегерманского государства. Или Золотая Орда – реальный пример образования государства путем покорения других народов. 

                                                       Психологическая теория 
 

     Наиболее  видными представителями психологической  теории происхождения государства  являются французский ученый  Г. Тард (1843 – 1904) и русский ученый Л. И. Петражицкий (1867 – 1931).

     Оба  мыслителя утверждали, что происхождение государства обусловлено особыми свойствами человеческой психики. У одних людей есть психологическая потребность повелевать слабыми, у других – подчиняться более сильным. Они связывают появление государственности с данными свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать. Кроме того, всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные инстинкты. Для удержания их  в соответствующих рамках необходима сила. Это также является одной из причин возникновения государства. Следовательно, государство есть продукт, обусловленный человеческой психикой.

     Спорным моментом  в данной теории, на мой взгляд, является то, что процесс государственности не может  в полной мере обусловливаться лишь свойствами человеческой психики.  Ведь она формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий, т.е. человеческая психика вторична по отношению к социально-политической действительности.

     Но  с другой стороны, в психологической  теории есть и  рациональное зерно. Общественное развитие осуществляется через человеческое поведение и деятельность человека. А человеческая деятельность реализуется с помощью психологических закономерностей. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на все социальные институты. 

                                                     Органическая теория 
 

     Автором  этой теории происхождения государства  является английский ученый  Г. Спенсер (1820 – 1903) . Появление этой теории было во многом обусловлено успехами естествознания в XIX в. Ее суть сводится к следующему. Государство – произведение сил природы, так как общество похоже на человеческий организм, а государство – дитя общества. Поэтому его сущность можно объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Таким образом, государство не продукт общественного развития, а некое биологическое существо, все части которого специализируются на выполнении определенных функции (например, деятельность правительства аналогична функциям человеческого мозга). Государство как произведение сил природы развивается так же, как и человеческий организм.  Как в живой природе выживают самые сильные, так и в обществе наиболее приспособленные становятся правителями.

     С данной  теорией трудно согласиться. Нельзя  механически переносить закономерности  биологии и анатомии на социум. Человеческое общество имеет  свои закономерности развития, присущие только ему. 

                                   Ирригационная ( гидравлическая ) теория 

     Автор  ирригационной теории возникновения  государства немецкий ученый  К. Виттфогель ( 1896 – 1988) исходит из того. Что государство возникает из необходимости организовывать большие массы людей для строительства ирригационных сооружений.

     Общество  в отдельных районах планеты  не может существовать без  того, чтобы не строить оросительные  каналы. Мобилизовать огромные массы  на их строительство может только постоянно действующая организация власти и управления. Эта организация и является основой государства.

     В этой  интересной теории несомненно  есть спорные моменты:

  • процесс появления государства мог начаться до ирригационных работ. Организовать столь крупные и скоординированные действия населения могло только государство;
  • данная теория имеет локальный характер. Она может служить для объяснения процесса происхождения государства только в отдельных местностях, т.е. не может являться всеохватывающей.

      Однако  в некоторых районах  (Междуречье, Египет, Китай) ирригационный фактор  оказал решающее влияние на  первоначальный процесс развития  государства.

                                                                  Расовая теория 

      Основателем  расовой теории считается французский  ученый Ж.А. де Гобино (1816 – 1882). Значительный вклад в ее разработку внес и немецкий философ Ф. Ницше (1844 – 1900).

     В соответствии  с этой теорией причиной возникновения  государства является разделение общества на «высшие» и «низшие» расы. Избранная ( высшая) раса должна властвовать над низшей. К первой относятся прежде всего арийцы, призванные господствовать в обществе, вторые – «недочеловеки» (славяне, евреи, цыгане и т. д.) – должны слепо повиноваться первым. Государство – инструмент господства одной расы над  другой.

     Ни  с позиций науки, ни с позиций  нравственных ценностей современного  общества нет никаких основания  для деления рас на высшие  и низшие. Данная теория носит   не научный, а политический характер: ее положение об изначальном неравенстве различных рас и народов использовались фашистами для обоснования права арийской расы на захват территорий других народов и уничтожение последних во время Второй мировой войны. Следует отметить, что эта теория используется и некоторыми идеологами современности. 

                                                      Инцестная (половая) теория 

     Данную  теорию в  XIX в. Выдвинул французский  этнограф и социолог    К. Леви-Строс (р. 1908).  Суть ее составляет идея о том, что запрет инцеста ( кровосмешения) является значимым фактором в выделении человека из мира природы и в конечном итоге – возникновении государства. Необходимость следить за соблюдением запрета кровосмешения между родственниками потребовала создания в обществе особой группы людей. Эти люди применяли принуждение в случае его неисполнения. Что требовало создания специальных органов, которые и стали прообразом государственных органов.

      Спорные моменты.  Вряд ли введение запрета инцеста было сознательным: уровень развития не позволял первобытным людям в полной мере представить все негативные последствия кровосмешения. К этому следует добавить, что элементы запрета инцеста имеются и у некоторых животных.

Рациональным  зерном в данной теории является то, что она основана на реальных фактах развития общества. 

                                                     Диффузная теория 

      Автор  диффузной теории Ф. Гребнер (1877 – 1934) считал, что государство возникает в результате диффузии (от лат. diffusio – распространение), передачи государственно-правового опыта управления обществом в те регионы, населению которых еще неизвестна данная форма организации общественной жизни, т.е. опыт управления переходит от одних народов к другим.

     С этим нельзя не согласиться. Государства возникали у разных народов в разное время, в том числе и в результате заимствования опыта соседних государств. Однако данная теория не дает ответа на вопросы, когда и почему государство появилось впервые. 

                                                     Спортивная теория 

     Автор  спортивной теории происхождения  государства испанский ученый Х. Ортега-и-Гассет (1883 – 1955) связывает процесс его возникновения с воспитанием подрастающего поколения и развитием спорта в человеческом обществе. По мнению автора теории, подготовка членов племени к труду и военному делу осуществлялась с помощью физического воспитания. У многих первобытных народов существовал обряд инициации (посвящения), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую. К этому обряду люди готовили юношей, используя спорт. С этой целью создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства. Эти же органы готовили масштабные спортивные игры (например, Олимпийские игры в Древней Греции). Данные органы со временем становились частью возникающего государственного аппарата.

     Спорное положение. Обряд  инициации существовал у многих народов. Однако вряд ли он мог явиться причиной возникновения государства. В первобытном обществе существовало множество обрядов, однако они не приводили к появлению государства. В основе теории лежат факты из истории древнегреческих государств-полисов. Однако Греция не была единственным местом на земном шаре, где возникла государственность. Кроме того, Олимпийские игры в Древней Греции так и не привели к появлению единого государства. 
 
 
 

turboreferat.ru

9. Органическая и психологическая теории.

Органическая— возникает в 19 веке. Г. Спенсер.

3 фактора:

-наследственность

-изменчивость

-естественный отбор

Согласно этой теории – государство представляет собой единый организм, в котором высшие классы это голова, низшие – руки, ноги. В государстве как в организме каждый элемент, т.е. класс, выполняет свою функцию. Государства возникают по мере усложнения общественных функций и погибают не сумев адаптироваться к изменяющимся условиям.

Плюсы: биологические факторы играют определенную роль в социальной жизни

Минусы: социальные закономерности нельзя сводить к биологическим…жизнь общества регулируется не только биологическими, но прежде всего социальными закономерностями.

Психологическая — возникает в 19 веке, Петражицкий, Тард, Фрейд, Юнг и д.р. В основе образования государства лежат психологические факторы. Все люди делятся на 2 категории, большинство это те кто хочет подчинятся, т.е. ведомые и активное меньшенство это лидеры. 1 признают власть, 2 люди осознают справедливость такого типа отношений. Лидеры по характеру становятся во главе государства.

Достоинства:

Главная из них заключается в том, что психологические факторы играют определенную социальную роль

Недостатки:

-не учитываются др. объективные факторы;

-человеческая психика сама производна от соц. факторов.

10. Ирригационная и теория насилия.

Ирригационная возникает в 20 веке. К. Витфогель. Государство создается для осуществления крупных ирригациаонных работ и организует больших масс людей на эти работы.

Плюсы: наличие ряда исторических фактов подтверждающие теорию

Минусы: фактор ирригации не был актуальным для многих государств.

Теория насилия возникает в Древнем Китае. Шан-Ян, Людвиг Гумплович, Карл Каутский. Государство возникает как результат завоевания одного племени другим или, как вариант, одной части общества другой. Для держания завоеванных подчинением завоеватели создают государства, которое путем насилия удерживает власть под подчиненными.

Преимущества: фактор насилия играл и играет важную роль

Минусы: насилие чаще является не причиной образования госадарства, а фактором ускоряющим этот процесс.

11. Инцестная, диффузная и спортивная теории.

Спортивная теория. Автор этой теории Ортега X. Гассет.

Суть теории. Возникновение государства автор напрямую связывает с происхождением игр и физических упражнений, в также спорта в целом. Физкультурно-тренировочный или эмоционально-возбудительный характер имеют распространенные охотничьи и военные танцы, исполняемые перед отправлением на охоту или в поход. Сама же охота и другие важные занятия требовали внимательного к себе отношения, а также определенных умений и навыков. Нередко перед тем как отправиться на охоту, человек изображал на скале или земле то животное, на которое ему предстояло охотиться, и наносил по изображению удары или стрелял по нему из лука. Совершая эти магические действия, человек в то же время закалял свою волю, вырабатывал точность глаза и меткость руки и т.п. Развитие сознания первобытного человека привело к тому, что он стал осознавать важность своей физической силы и необходимость ее тренировки. С возникновением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культовые танцы, пляски, игры.

Развитие производительных сил и расширение трудового опыта привели к усложнению воспитания людей вообще и появлению физического воспитания. Физическое воспитание в этих условиях выполняет функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу.

У многих первобытных народов существовал своеобразный обряд с педагогической направленностью — инициации (посвящения), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя и т.д. Так создавалась специальная организация, в которую входили: организаторы инициации, люди, имеющие опыт их проведения, люди, обучающие молодежь, а также почетные члены рода, которые следили за правильностью проведения инициации. Возможно, что существовали специальные органы, которые применяли санкции к не прошедшим испытания. Отсюда — автор проводит параллель со структурой государства.

Таким образом, родовая и военная аристократия своим появлением обязана военно-физической подготовке и необходимости определять победителей в состязаниях юношей и зрелых мужчин. Постепенно рядовые члены племени все больше отстраняются от участия в общественной жизни, занятий физическими упражнениями и играми. Их уделом становится тяжелый физический труд и обслуживание аристократии. В этих условиях связь между физическим воспитанием и трудом утрачивается все больше и больше. Однако общество дифференцируется на две группы: управляющие и управляемые.

Оценка теории. Оценивая эту теорию, нельзя сказать, что она создана на пустом месте. Напротив, она опирается на достоверные факты, в частности на многочисленные факты проведения Олимпийских игр, традиция организации которых жива и поныне. Прав ее создатель и в том, что сила и ловкость имели в то далекое время большое, если не решающее, значение. Он также справедливо подчеркивает, что организаторы инициации, Олимпийских игр — это люди почтенного возраста, имеющие большой жизненный опыт, отличающиеся мудростью. С позиции прожитых лет они и оценивали состязания.

И все же… Греция — не единственный регион, где возникла государственность. В других же частях Земли мы не наблюдаем столь масштабных спортивных состязаний, как Олимпийские игры, хотя инициации встречаются повсеместно. Поэтому данная теория, даже если априорно признать ее правильность, не объясняет процесс возникновения государства во всех регионах земного шара. Это во-первых.

Во-вторых, спортивная теория не объясняет глубинных процессов образования государства. Это результат того, что ее сторонники берут для рассмотрения интересующего вопроса (вопроса о происхождении государства) всего лишь одну сторону жизни человечества — воспроизведение самого человека.

Инцестная (половая) теория.

Ее выдвинул французский этнограф и социолог Леви-Строс.

Суть теории. Посвятив свою жизнь исследованию развития первобытного общества, он выдвинул и обосновал идею о том, что особенности производства человека (или иначе воспроизводства рода человеческого), а именно введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения, явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшим в дальнейшем к возникновению государства.

Итак, не изменение в материальном производстве и не совершенствование орудий труда привели к дифференциации общества и возникновению государства, а осознание того, что запрет на кровосмешение будет способствовать развитию рода человеческого.

Поддержание запрета инцеста требовало, в свою очередь, наличия особой группы людей, которые бы занимались, во-первых, контролем за соблюдением запрета, а во-вторых, применением принуждения за его неисполнение. Первоначально же родовые органы управления поддерживали запрещение инцеста как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей между соплеменниками в целях обмена женщинами. В дальнейшем эта группа людей, специализировавшаяся на поддержании запрета инцеста, стала одновременно выполнять и другие общественные функции. Именно таким образом постепенно и происходило образование государственной структуры

Оценка теории. Анализируя эту теорию, нельзя, во-первых, не отметить, что ее создатель, Леви-Стросс, исходил из непреложного исторического факта, наличие которого нельзя опровергнуть, а именно того, что общество от эндогамных половых отношений постепенно перешло к экзогамной форме брака. Во-вторых, правильно указывается, что переход общества к экзогамии был выдающимся рубежом в развитии человечества. Запрет инцеста был выходом общества из длительного исторического периода его развития, показавшего, что кровосмешение ведет к вырождению рода, ставившего на грань гибели. В-третьих, верно то, что сам по себе этот запрет не исполнялся всеми членами первобытного общества добровольно и во многих случаях необходимо было применять принуждение. Однако есть ряд моментов, которые упускают или сознательно игнорируют сторонники инцестной теории, объясняя процесс происхождения государства. Прежде всего не принимается во внимание момент, в общем-то очевидный, а именно то, что не только и особенностях воспроизводства человека заключен прогресс человечества в целом. Переход общества от присвоения средств для жизни к их производству или переход общества от собирательства к производящей экономике — вот тот рубеж, который отделяет его от мира животных. Итак, не только, а может быть и не столько воспроизводство самого человека приводит к возникновению государства, хотя это ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов и даже просто недооценивать. Появление у человека рефлексии, т.е. способности его сосредоточиться на самом себе, осознать себя и свои действия (или иначе возникновение способности мыслить) дало ему возможность заняться производством продуктов, необходимых для существования.

Диффузионная теория.

Автором диффузионной теории является Гребнер.

Суть теории. Государство, согласцо этой теории, возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим .или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался.

Сторонники диффузионной теории, в отличие от представителей расовой теории, отмечая процесс распространения опыта государственно-правовой жизни среди других народов и на другие континенты, не считают это основанием для деления народов на высшие и низшие, на умные и не отличающиеся в этом отношении народы. По их мнению, разность потенциалов народов — это результат различия условий природной среды, в которой им приходится проживать. Возможно народы, перенявшие опыт, государственно-правовой жизни, будут полезны всем осталь ным народам в другом отношении.

Оценка теории. Ее автор уловил процесс, существующий объективно: разные народы проходят исторический опыт в разное время, движутся к единой цели (повышение благосостояния людей и качества их жизни) как бы с разной скоростью. Появление государственности — это одна из стадий человеческого развития или один из способов, используемый на пути достижения этой цели. Этот отрезок пути (назовем его условно «государственность») обязательно должны пройти все народы. Но подходят к этому отрезку пути народы разных континентов и регионов Земли в разное время: одни раньше, другие позднее, поскольку не у всех одновременно создается материальная база для образования государства. Климатические, географические, природные условия проживания у разных народов могут существенно разниться и именно в этом заключаются причины разновременности перехода к государственности.

Однако эта теория обладает и недостатками. Во-первых, если согласиться с тем, что, действительно, многие народы построили свою государственность, используя государственно-правовой опыт других стран, то непонятно, как появилось государство впервые.

Во-вторых, отмечая научность, присущую диффузионной теории, нельзя не отметить, что глубинных причин возникновения государства она все же не раскрывает. С позиций данной теории нельзя объяснить неудавшиеся попытки «введения» государственности во многих регионах Земли. Вероятно одного вмешательства развитых стран в ход развития отставших народов, пусть даже и доброжелательного и подкрепленного материальными средствами, недостаточно. Необходимо, чтобы остальные народы, пройдя определенную часть исторического пути и поднявшись на некоторую высоту, смогли воспринять «чужой опыт.

Также Кашанина говорит и о классовой теории, сторонниками которой являлись Маркс, Энгельс, Ленин. Наиболее полно данная теория изложена Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» .Суть теории в том, что государство возникло в результате появления прибавочного продукта.

studfiles.net

Диффузионизм

На рубеже XIX и XX вв. эволюционизм стал терять свое монопольное положение в этнологии. В это время появились так называемые диффузионистские школы, противопоставившие эволюционизму исследование локальных исторических проблем. Сторонники этого направления стремились показать пространственное распространение культур или отдельных культурных элементов, выявить области их происхождения, а также пути и способы их распространения.

В этнологии под диффузией (от лат. diffusio — распространение) понимают распространение культурных явлений через контакты между народами — торговлю, переселение, завоевание. Диффузионизм как научное направление рассматривал главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, заимствование, взаимодействие культур. В рамках теории диффузионизма имелись различные течения: историко-географическое, культурно-историческое, антропогеографическое, теория культурных ареалов и др.

Утверждение теории диффузионизма связано с именем немецкого ученого Ф. Ратцеля (1844 — 1904), который первым обратил внимание на закономерности распределения явлений культур по странам и регионам. По мнению Ратцеля, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются человеческие cooбщества. Эти идеи Ратцель изложил в своих научных трудах «Антропогеография» (1882), «Народоведение» (1885) и «Земля и жизнь» (1891).

[adsense]

В передвижениях народов Ратцель видел основополагающий фактор истории человечества. Исходя из этого, он проанализировав
географическое распространение предметов материальной
культуры, т. е. этнографических предметов, в связи с распространением народов — носителей этих предметов. Различия между культурами народов, утверждал Ратцель, постепенно сглаживаются благодаря пространственным перемещениям этнографических предметов через культурные контакты народов. Каждый из культурных элементов имеет географическую привязку, возник в конкретном регионе и оттуда распространялся по планете. Главные факторы развития культуры связаны с заимствованиями, переносом, смешением ее элементов. Перемещение культур затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы, культы, обычаи и т. п. Это происходит через различные формы взаимодействия народов: переселение
племен, завоевание, смешение расовых типов, обмен, торговлю и т. п. Именно в процессе этих взаимодействий происходит пространственное распространение культур.

Ратцель сформулировал основные положения диффузионизма как самостоятельного направления в изучении культур: принцип взаимовлияния культур, их изменение путем заимствования
идея одного или нескольких центров начала человеческой культуры. В своей концепции культуры Ратцель отводил человеку второстепенную роль в культуре (носитель этнографических предметов) и считал культуру относительно независимой от него. Идея об относительной независимости явлений культуры в дальнейшем получила свое развитие в трудах представителей других школ немецкого диффузионизма: школы «культурной морфологии» Фробениуса, кельтской школы Гребнера и венской школы Шмидта.

Лео Фробениусу (1873 — 1938), ученику Ратцеля, принадлежит заслуга создания в рамках диффузионизма концепции морфологии культуры и авторство теории «культурных кругов». Он был Я специалистом по африканским культурам, исследовал не только культуры народов Африки, но и Австралии и Океании. Свои материалы и научные выводы он изложил в фундаментальном труде «Происхождение африканских народов» (1898), где рассматривал культуры как живые организмы, рождающиеся и развивающиеся в определенных географических условиях. Как живые организмы культуры переживают рождение, детство, зрелый возраст, старость и, наконец, умирают. При этом культуры не создаются людьми, а растут сами по себе. Человек, по Фробениусу, скорее продукт или объект культуры, а не ее творец. Человек (народ) — лишь носитель культуры.

Такое понимание сущности культуры, отождествление ее с биологическим организмом Фробениус представлял как открытые им природные закономерности в области изучения культуры, а значит, этнологии. Отсюда он делает вывод, что изучение культуры должно осуществляться не историческим методом, а методом естественных наук. Вполне очевидно, что он представлял культуру как некое внесоциальное мистическое явление.

Для Фритца Гребнера (1877 — 1934), известного представителя диффузионизма в Германии, главной проблемой этнологии стала разработка метода исследования культурно-исторических связей или самостоятельного происхождения культур. Свою методологию и взгляды по этим вопросам он изложил в работе «Метод этнологии» (1911). Гребнер является создателем теории культурных кругов, представляющую собой попытку глобальной реконструкции всей первобытной истории. Ему удалось объединить культурные достижения народов всей планеты на догосударственной стадии развития в б культурных кругов (или культур), каждый из которых состоит из 19 — 20 элементов. К числу последних Гребнер относил явления материальной и духовной культуры.

Гребнер сделал вывод, что в истории человечества и его культуры
нет повторяемости, а следовательно, нет и никаких закономерностей. Каждый элемент культуры, по Гребнеру, возникает только однажды, в конкретном регионе, принадлежа с самого начала какой-то одной культуре и вместе с ней распространяясь по другим культурным мирам. Сходные явления культуры Гебнер объявляет принадлежащими к одному определенному культурному кругу и, следовательно, происходящими из одного географического центра. Повторяемость этнических процессов — кажущаяся, на самом деле все явления в культуре строго индивидуальны. Отсюда следует, что этнология имеет дело не с массовыми, не с типичными, а с единичными явлениями. У каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения; найти эти центры каждой культуры — главная задача этнологии.

Представителями теории диффузионизма являются: в США К. Уисслер (1870 — 1947), в Англии — У. Риверс (1864 — 1922) К 20-м годам XX в. диффузионистское направление стало терять свое значение. Становилось очевидным несоответствие искусственно сконструированных «культурных кругов» и других подобных теоретических конструкций эмпирическим наблюдениям.

В этот день:
  • Дни рождения
  • 1907 Родился Николай Афанасьевич Прокошев — специалист по археологии Урала. Погиб, защищая Ленинград, в марте 1942 года.
  • 1955 Родился Николай Андреевич Макаров — советский и российский археолог и историк, академик Российской академии наук, директор Института археологии РАН с 2003 года по настоящий момент. Специалист по археологии и средневековой истории Русского Севера.
  • Дни смерти
  • 1985 Умер Игнас Джей Гельб — американский лингвист польского происхождения, ассириолог, главной заслугой которого является попытка создать общую теорию развития письменности (грамматология).
Свежие записи

arheologija.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *