Что такое религия спасения каковы их особенности – Формирование представлений о мире сквозь призму зарождения религий спасения |  Читать онлайн, без регистрации

Параграф 7 (2007г.) Духовный мир древних обществ


1. Что такое картина мира?


Картина мира – это осознанное или полуосознанное представление, передающееся из поколение в поколение с периодическими эволюционными изменениями, зафиксированное в конкретных произведениях культуры, которое включает в себя представления о личности и её отношении к обществу, о свободе, равенстве, чести, зле и добре, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе.


2. Каковы особенности мифологической картины мира?


Человек в мифах не отделяет себя от природы, наоборот, ощущает себя органической её частью. Миф отражает мир не в понятиях, а в конкретных, наглядных, чувственных образах, которые одновременно подлежат символическому толкованию, направленному на постижение тайного смысла явлений. В мифологической картине мира мало объяснений и причинно-следственных связей в современном смысле этого слова. В мифах мир устойчив, извечен, предсказуем и целостен.


3. Что такое осевое время? Какой смысл вкладывал в это понятие К. Ясперс?


Осевое время – это VIII-II века до н.э., когда началось преодоление мифологической картины миры. В то время согласно концепции К. Ясперса в разных цивилизациях появились выдающие мыслители, которые полностью изменили картину миру, повернули всё мышление людей. Таким образом около 500 года до н.э. можно провести своего рода ось мировой истории.


4. Что вам известно о возникновении буддизма? Какие идеи лежали в основе раннего буддизма?


Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама или Шакьямуни – принц небольшого государства племени шакьев, который жил когда-то в VII, VI или V в. до н.э. (точные годы жизни вызывают споры). В 29-летнем возрасте он бросил всё и стал аскетом. После 49 дней размышлений он достиг просветления и стал Буддой. Тогда он начал проповедовать своё учение. Согласно буддизму душа человека постоянно перерождается в разных телах в зависимости от дел, которые он делал в предыдущей жизни. Человек должен сделать целью своей жизни достижение состояния нирваны (отрешённости от мирской суеты) и таким образом прервать постоянный круг перерождений. Для этого человек должен пройти так называемый восьмеричный путь, то есть достичь:


(a) правильных взглядов;


(b) правильных намерений;


(c) правильной речи;


(d) правильных действий;


(e) правильного образа жизни;


(f) правильных усилий;


(g) правильной памяти;


(h) правильного сосредоточения.


5. Когда возникло конфуцианство? В чем вы видите его особенности? Чем конфуцианство отличаюсь от буддизма?


Конфуцианство создал Конфуций или Кун-цзы за годы своей жизни (551-479 годы до н.э.). Буддизм – это учение лишь о самосовершенствовании самого человека, конфуцианство включает также и идеи об идеальном общественных порядках. Главная особенность конфуцианства – рассмотрение государственного устройства, власти, управления, поведения чиновников, долга правителей и обязанностей подданных через призму моральных норм.


6. Что такое иудаизм? Каковы его особенности?


Иудаизм – это монотеистическая религия еврейского народа. Она основывалась на священной книге (Библии). Его последователи должны жить согласно договору (завету), который бог Яхве заключил с людьми. Главной особенность иудаизма можно назвать развитое эсхатологическое учение (учение о конце света и судьбе человеческих душ после него).


7. При каких исторических условиях «возникла христианская духовная традиция? В чем причины быстрого распространения христианства в Римской империи?


Христианство возникло в I в. н.э. в Палестине, которая тогда находилась под властью Римской империи, в среде монотеистов иудаистов, которых тяготило подчинение язычникам римлянам. Христианство было религией бесправных, оно уравнивало всех людей. Особенно помогло распространению христианства его учение о скором царстве антихриста, всеобщих бедствиях. В III в. н.э. на римских землях как раз и начались повсеместные страшные бедствия и казалось, что царство антихриста скоро должно наступить. То есть во первых, люди видели, что христиане оказываются правы, во вторых, христианство давало утешение и смысл жизни среди окружающего хаоса действительности в то время.


8. Что такое религии спасения? Каковы их особенности?


Религии спасения отвечают на духовные вопросы людей и сулят им жизнь вечную и лучшую (спасение). К их числу относятся буддизм, иудаизм, индуизм, христианство, зороастризм, ислам.


9. Чем научное знание в древних цивилизациях отличалось от мифов? Каковы особенности древней науки?


Научные знания в отличии от мифов выявляли причинно-следственные связи и универсальные для природы законы. На Древнем Востоке научные знания ориентированы, прежде всего, на практическое применение. В Древней Греции учёные лишь снисходили до практического применения своих выводов, главной их целью было познание истины.

resheba.com

? Нужно определение этого понятия, или ссылку на него.

Не существует такого отдельного понятия как «религия спасения», другое дело, что каждая религия утверждает, что именно она даёт спасение. А спасение это путь к Богу.
И какая религия Истинна, то есть права можно рассудить следующим образом.

Для того чтобы понять, какая религия Истинна, нужно, во-первых, определиться с тем, кто есть Бог. Бог есть Творец всего Бытия, Всемогущ, то есть Абсолют. Если какая-нибудь религия говорит о Боге иначе, то она не истинна, потому что никак не могло в чём-то слабое существо сотворить такой сложный Мир.
Язычество можно назвать неистинным по многим понятиям, в частности и по этому понятию. Так в язычестве верховный бог не является творцом Мира, а является революционером, свергнувшим творца. Например, Зевс сын Кроноса, а Кронос, сын Урана. Кронос оскопляет Урана, а Зевс заключил Кроноса в Тартар – то есть, очевидно, не всемогущество творца. Примерно по тем же причинам нельзя считать за истину шаманизм.
Разумеется, что раз даже человек, который является творением Бога, ничего не создаёт просто так, то и Бог не просто так создал человека. Не может быть такого, чтобы Бог создал человека, и оставил его. То есть, конечно же, Бог дал связь человека с Богом, и эта связь – религия, таким образом, нужно признать неистинными такие течения как деизм.
Поскольку Бог есть Абсолют, то нелогично думать, что Он создал такой сложный мир, а сам себя сформировать не смог, и находится в неком аморфном состоянии, и поэтому, конечно же, отбрасываются как неистинные такие теории как агностицизм.
Конечно же, Истинная религия должна быть древней, потому что не может быть такого, чтобы Бог не дал связи с Ним, то есть религии, а потом вдруг дал эту религию. Таким образом, отбрасываем все секты и новые религии, которые появились недавно. Древнейшая монотеистическая религия это Иудаизм, целью Иудаизма было подготовить Мир к пришествию мессии, который спасёт весь Мир. Когда пришёл Иисус Христос – Истинный Мессия, то Иудаизм выполнил свои функции, и возникла новая Истинная религия – Христианство. Возник также Новый Иудаизм, он продолжает ждать мессию, но это уже неистинная религия. Истинное Христианство было единым до раскола в 1054 году, теперь та конфессия, является Истинной, которая полностью соответствует всем правилам и догматам Единого Христианства, а это есть Православное Христианство. Ведь общеизвестно, что Католичество ввело новые догматы, такие как «филиокве» , «непогрешимость Папы» , «непорочное зачатие» и др. Разумеется, истинными не могут быть протестанты, которые унаследовали часть ереси от Католичества, и при этом ещё и добавили свои ошибки, так, например, они оказались лишены Таинства рукоположения. Такие же размышления применимы и к иным христианским конфессиям, вышедшим из Единого Христианства путём того, что отказались от части догматики и ввели новые понятия.
Также ошибочно думать, что все религии ведут к Богу, потому что все религии говорят о разном Боге, то есть о различных его качествах, о различных путях достижения духовного совершенства. Не может быть такого, чтобы Бог одинаково принимал все людские действия, и ничегонеделание, и принесение в жертву животных, и принесение в жертву людей, и бескровную жертву – свечу.

otvet.mail.ru

Религии спасения «желания власти» | МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ КАББАЛЫ

Апогей Осевой революции совпал с тем временем, когда эпоха древности близилась к завершению. Рубеж, отделивший ее от средневековья, был ознаменован Великим переселением народов. Начиная со II в. н.э. на необозримых пространствах Евразийского континента – от Китая до Римской империи – пришел в движение пестрый мир варварских племен. Массовые миграции шли с Востока на Запад. Под натиском воинственных кочевников одна за другой рушились могущественные империи Древнего мира.

В V в. на территории Западной Римской империи появились варварские королевства, а в 476 г. был низложен последний римский император. В Китае на рубеже II-III вв. пала империя Хань, а в начале IV в. в Поднебесную хлынули кочевые племена, которые, как и на Западе, стали создавать свои царства и мини-империи. В VI в. на севере Индии под ударами гуннов-эфталитов погибла империя Гуптов, простиравшаяся от Аравийского моря до Бенгальского залива. Лишь некоторые крупные государства – Сасанидский Иран и Византия – не слишком пострадали и сумели устоять в вихре варварских нашествий.

Так бурно и трагично начинался очередной, третий этап развития эгоизма, когда доминантой стало желание власти и славы. Создание мировых империй, о которых шла речь в предыдущей главе, было лишь предвестием будущих грандиозных перемен – переформатирования мирового пространства. Все средневековье прошло под знаком имперских завоеваний, масштабы которых неуклонно возрастали.

Византия – наследница Римской империи – в эпоху расцвета располагалась на трех континентах, ее общая площадь составляла около 1 млн кв. км, многонациональное население – 30-35 млн человек. В VII в., одновременно с появлением ислама, начался расцвет и территориальная экспансия молодой исламской цивилизации. В VIII в. под властью Арабского халифата оказались земли от Испании до Северной Индии и Северной Африки. В XIII в. турки-сельджуки, выходцы из Центральной Азии, создали в Малой Азии Османское княжество, которое вскоре стало одной из ведущих мировых держав. Западная Европа с трудом сдерживала ее натиск: в 1529 г. османские войска разорили Вену. На исходе средневековья, в XVII в., три исламских государства: Османская империя, Персия и империя Великих Моголов в Индии, возникшие после распада Арабского халифата, – держали под своим контролем широкий территориальный «пояс», протянувшийся от границ Австрии и Марокко до Китая, подножия Гималаев и Бенгальского залива.

Сходные процессы разворачивались в степях Евразии: в XIII в. стремительную экспансию начали монголы, нанося сокрушительные удары по главным центрам цивилизаций Востока и Запада. Империя Чингисхана, размеры которой превышали все известные доселе империи, охватила большую часть Евразийского континента: Китай, всю Центральную Азию, Иран, Поволжье, Древнюю Русь. Последний великий монгольский завоеватель Тимур, или Тамерлан (1370-1405), также создал обширную, хотя и недолговечную державу. Империи формировались и в Западной Европе. Впервые имперскую идею воплотил в жизнь король франков Карл Великий, короновавшийся в 800 г. в Риме, что давало ему право считать новое государство преемником Римской империи. Впоследствии в Европе одержала верх другая тенденция – к образованию национальных государств, хотя в новое время она компенсировалась созданием гигантских колониальных империй.

Прорывы Осевого времени, таким образом, не могли изменить ход истории, приостановить развитие эгоизма – оно продолжалось и шло по предустановленному пути. Это не означало, конечно, что достижения «духовной революции» пропали втуне. Сила их воздействия была достаточно велика и вместе с тем ограничена и искажена соединением с эгоистическими свойствами. Этим объясняются многие особенности и противоречия средневековья – эпохи кровавых завоеваний и мирного распространения религий, их соперничества, насаждения веры огнем и мечом, крестовых походов, жестоких религиозных войн, ужасов инквизиции, расправ над инакомыслящими и смертельных схваток из-за толкования тех или иных фраз из Писания.

Осевое время сформировало совершенно особый тип «человека религиозного», который стал главным героем средневековья и начал сдавать свои позиции под натиском секуляризации только в XVIII-XIX вв., да и то не везде, а преимущественно на Западе. Неважно, насколько чиста была его вера и насколько твердо он придерживался заповедей, важно, что он идентифицировал себя с той или иной религией – был, прежде всего, православным, католиком, конфуцианцем или мусульманином и в соответствии с этим делил мир на «своих» и «чужих». Русский крестьянин, который тайком совершал языческие обряды и не понимал языка богослужения, исправно ходил в церковь и совершенно искренне считал себя христианином, а всех остальных, в том числе и католиков – «басурманами». И точно так же истинно верующими считали себя рыцари-тамплиеры, уничтожавшие «сарацин», и инквизиторы, которые затем сжигали на кострах тех же тамплиеров.

Нельзя сказать, что альтруистический закон, приоткрывшийся человечеству в идее заповеди «возлюби ближнего», был совершенно забыт, однако он слишком часто попирался в реальной жизни, на практике. Поэтому неслучайно на протяжении всего средневековья постоянно возникали религиозные движения, призывавшие вернуться к изначальной чистоте веры, очистить ее от «мирской скверны».

Каким же образом складывалась дальнейшая судьба религиозных учений в «миру», в обществе, среди людей, которые «отрабатывали» третью стадию эгоизма? Эмоциональный накал, присущий кульминационным, «пиковым» моментам Осевого времени, когда умирали старые и рождались новые религии, не мог держаться долго. Духовное брожение постепенно успокаивалось, страстный порыв к духовному совершенствованию входил в рамки разумного, утрачивая первоначальный максимализм. Фаза бурного, взрывного роста сменялась фазой экстенсивного развития: откровения основоположников религиозных учений систематизировались и превращались в догматы, вырабатывались организационные формы религиозной деятельности, утверждались культы и обряды.

Благодаря этому новые религии все глубже проникали в сознание масс, становились органичной частью жизни общества, оказывали влияние на хозяйственную деятельность, обычаи, этику, политику и право, даже на военную стратегию, как было, например, в Китае. Религиозные ценности утверждались как нормативы, закладывали основы разнообразия различных культурно-цивилизационных традиций, которые сохранялись почти неизменными на протяжении многих столетий, а в некоторых странах существуют и возрождаются и в наши дни.

Но при этом происходила «рутинизация» религий: стихия личных религиозных переживаний ограничивалась строгими регламентациями, ежедневным соблюдением определенных действий, которые надлежало совершать в определенное время. Молитвы, посещение богослужений, отправление религиозных празднеств и т.д. – все это стало частью повседневной жизни миллионов людей, независимо от того, насколько крепка была их вера и насколько глубоко они понимали ее суть.

Став достоянием социума, религия неизбежно должна была вступать в «диалог» и с обществом, и с государством. В разных цивилизациях он происходил по-разному, но всегда вел к тем или иным преобразованиям, видоизменениям первоначальной формы религиозного учения.

Необходима и неизбежна была адаптация к массовому сознанию, сложные идеи приходилось упрощать, а слишком завышенные требования заменять на более приемлемые. Так, на IV буддийском соборе, который был созван по инициативе правителя Кушанского царства (север Индии) Канишки, буддизм разделился на две ветви: Хинаяну (Малая Колесница) и гораздо более популярную и распространенную Махаяну (Большая Колесница). Махаяна, в отличие от раннего буддизма, предлагала «широкий путь» к спасению, доступный для больших масс мирян. Идя навстречу верующим, абстрактную и трудно постижимую идею нирваны (пустоты) дополнили представлениями о рае и аде – ее преддверии, предназначенном для простых смертных, не достигших высшего просветления. Еще одним нововведением было учение о бодисатвах – посредниках и заступниках человеческого рода: стоя на пороге Нирваны, они из альтруистических соображений остаются на земле и помогают людям.

Точно так же христианская церковь была вынуждена время от времени идти на уступки пастве. Отношения между народной культурой, в которой на протяжении всего средневековья сохранялись языческие традиции, и культурой «официальной», богословской, не сводились только к конфликтам и противоборству. Искореняя язычество, католичество, например, старалось «приручить» его и само испытывало ощутимое воздействие дохристианских верований и ритуалов. Поскольку церковь стремилась держать под контролем религиозную и нравственную жизнь прихожан, духовенству приходилось принимать в расчет народную культуру, находить общее смысловое поле и принимать идущие от нее импульсы. В определенной мере культ святых был «навязан» народом, который нуждался в сверхъестественных помощниках, поэтому к святым относились, прежде всего, как чудотворцам – вопреки официальной доктрине. Потребностями паствы, очевидно, объясняется появление в XII-XIII вв. в Европе идеи чистилища: благодаря этому смягчалась резкая оппозиция ада и рая и увеличивалась надежда на спасение души [104].

Еще более сложно складывались отношения с государственной властью. Религии Осевого времени не были привязаны к какому-либо государству, а в большинстве случаев – и к определенному народу. Не только мировые, но и так называемые национальные религии распространялись далеко за пределы стран, где впервые возникли, объединяли представителей разных национальностей общностью веры. В сфере влияния конфуцианства, которое стало государственной религией в Китае, оказались Япония, Вьетнам, Корея. Буддизм, вытесненный на своей родине индуизмом, распространился по всей Юго-Восточной Азии, Тибету, нашел благодатную почву в Китае и других странах Дальнего Востока. Западная Европа, Византия и Россия образовали христианский мир, который после раскола церквей в XI в. разделился на православный и католический регионы. Влияние ислама охватило Ближний Восток, Северную Африку, часть Индии, Средиземноморье.

Религии и возникавшие на их основе культурные традиции чаще всего оказывались гораздо более устойчивыми и долговечными, чем структуры власти. Именно они стали важнейшей силой, которая интегрировала общество и регулировала социальную жизнь. Конечно, эта сила не могла полностью устранить социальные конфликты, избавить от внешних и внутренних потрясений. Но, когда государство слабело и разрушалось, религии помогали укрепить правопорядок и социальную стабильность, сохранить цивилизационную самобытность.

Вспомним историю еврейского народа, который на протяжении многих столетий был лишен государственности, однако сохранил свою культуру и цивилизацию. И это не единственный пример. В эпоху варварских завоеваний, когда пала Западная Римская империя, христианская церковь играла роль главного организатора, помогая преодолеть разруху и беспорядки, восстановить хозяйственную жизнь: вступала в переговоры с варварами, распределяла среди населения продовольствие, защищало слабых [105].

Государство, со своей стороны, прекрасно осознавало силу религии, а потому старалось ввести религиозные нормы в общество, но одновременно использовало их в своих целях. Очень интересна и показательна в этом отношении судьба конфуцианства. Учение не было принято при жизни его создателя, только во II в. до н.э. правители империи Хань, оценив по достоинству огромный консолидирующий потенциал конфуцианства, сделали его официальной религией. И этот высокий статус оно сохраняло до начала ХХ в., постепенно превращаясь в жесткую догму, обрастая многочисленными толкованиями и комментариями, которые сами по себе приобретали авторитет традиции. Конечно, были в Китае и оригинальные мыслители, которые творчески развивали идеи основоположника и создавали новые, оригинальные философские теории. Однако государство было заинтересовано совсем не в этом, оно старалось обеспечить стабильность и неприкосновенность официального конфуцианства – общепризнанной нормативной системы взглядов, «жесткой консервативной схемы, имевшей для любого случая заранее подготовленный ответ» [106], и, в общем, добилось немалых успехов, ограничив право размышлять и сомневаться. Конфуций хотел сплотить разобщенное враждующее общество, сделать власть гуманной и нравственной, повысить доверие к ней народа, превратить государство в «большую семью», где преданность и покорность будут органичны и естественны. А в результате реформированные, «подправленные» конфуцианские принципы служили для властей оправданием деспотизма, системы государственного крепостничества, всевластия и произвола бюрократии.

Такая ситуация была характерна не только для Китая. Государство, осознавая роль религиозной этики, чаще всего пыталось ее «узурпировать», приспособить для своих нужд, не слишком заботясь о духовной сути религии. В тех случаях, когда религии имели организованные формы в виде церкви, светская власть стремилась поставить ее себе на службу, подчинить своим интересам. Духовенство, в свою очередь, тоже не оставалось в стороне и могло очень активно включаться в политическую жизнь, оспаривая лидерство у монархов. В разных странах это соперничество приводило к разным результатам.

Например, в Византии еще в IV в. появилась идея симфонии – единства духовной и светской власти, которые должны действовать вместе, во имя одной цели. Но в действительности отношения церкви и государства были очень далеки от идиллических. Византийская церковь экономически и административно зависела от императоров и не сумела стать самостоятельной политической силой. Константинопольские патриархи периодически претендовали на руководящую роль в государстве, а императоры в ответ смещали их, как неугодных чиновников, отправляли в ссылку и даже казнили. Приблизительно так же обстояло дело в России, где церковь оказалась в подчинении у абсолютистского государства. А в эпоху Петра I произошло ее окончательное «огосударствление»: патриаршество было заменено Синодом и превратилось в одно из государственных ведомств. «Царство» победило «священство».

Сложно и драматично складывались отношения церкви и государства в Западной Европе: временные перемирия чередовались там с конфликтами и соперничеством. Борьба шла с переменным успехом: временами католической церкви приходилось признавать главенство светских владык, а временами, наоборот, папы римские вмешивались в государственные дела и даже в личную власть монархов, диктуя им свою волю. Однако такие победы, как правило, оборачивались моральным поражением: так, католическая церковь утрачивала свой духовный авторитет среди паствы, подвергалась критике за политические интриги, стремление к богатству и власти.

И все-таки моральные нормы религий спасения были важнейшим фактором, который сдерживал и контролировал развитие эгоизма, не давал ему выйти за пределы допустимого. Большую роль играли и традиции, ибо в традиционном обществе всегда преобладает ориентация на старину, на признанный авторитет обычая, на те нормы поведения, которые были приняты в древности. Оба эти фактора перестали действовать, когда человечество совершило переход на четвертую стадию эгоизма.

www.kabbalah.info

1. Христианство – религия Спасения

Христианство
— мировая монотеистическая авраамическая
религия. Возникла в первом веке нашей
эры в Палестине в среде иудеев. Название
«Христианство» происходит от греческого
слова «христос», что означает «помазанник».
Христом называется Иисус, живший в
первом веке нашей эры. Последователи
Его учения называются христианами.
Христианство настолько повлияло на
мировую историю, что от рождения ее
Основателя стали отсчитывать новую
мировую эру. В настоящее время Христианство
— самая многочисленная религия в мире,
насчитывает около 2,1 миллиарда
последователей.

Христианство
является религией Откровения, то есть
основана на явлении Бога человеку. Это
Богоявление произошло в воплощении
Бога в виде человека. Бог стал человеком
Иисусом Христом. Слово Божие было со
временем частично зафиксировано в
Священном Писании Нового Завета.

Христианство
не отвергает и Ветхозаветного Откровения,
но считает его единым целым с Новым
Заветом.

Христианство
– религия спасения, и спасение происходит
через Иисуса Христа. Смысл христианской
жизни заключается в обожении, т.е.
богоуподоблении.

Главные
заповеди: возлюбить Бога всем сердцем,
разумом и волей, а также возлюбить
ближнего как самого себя. Причем, если
человек не любит своего ближнего, то
тем более он не может любить Бога.

Сущность
Христианства полагается в Самом Иисусе
Христе, воплощенном Боге. Он пришел на
землю, дабы спасти людей от власти греха
над человеком, исцелить человеческую
природу, зараженную грехом. Бог воспринял
человеческую природу, но Сам не имел
личных грехов, а исцелил Он ее Своим
воскресением в котором произошло
преображение человеческой природы. По
этой причине, учение о Воскресении
Иисуса Христа является центральным
догматом Христианства, и без этого
догмата Христианство теряет свой смысл.

Основы
христианской веры

зафиксированы в документе принятом на
1-2 Вселенских соборах – «Символе веры».
Символ веры, кроме сказанного выше,
утверждает:

  • что
    Бог является Творцом всего сущего –
    «неба и земли, видимого и невидимого»,
    то есть и земного мира и ангельских
    сил;

  • активное
    участие в деле нашего спасения Духа
    Святого – Третьего Лица Святой Троицы;

  • существование
    Церкви, идущей от Апостолов, как
    сообщества людей, объединенных общей
    истинной верой;

  • что
    в конце Истории мира будет всеобщее
    воскресение из мертвых и суд, на котором
    определиться вечная судьба каждого
    человека;

  • что
    после всего наступит блаженная вечность
    – «жизнь будущего века», в которой в
    общении с Господом обретут место все
    верные Ему.

2. История Христианства

2.1 Возникновение Христианства

Христианство
возникло в Палестине, которая входила
тогда в состав Римской империи, в первом
веке нашей эры среди иудеев. В
средиземноморье иудеи были единственной
монотеистической религией. К моменту
возникновения Христианства в иудаизм
переходило много не иудеев, их называли
прозелитами. В Римской империи иудеям
разрешалось исповедовать свою национальную
религию, иудаизм имел особый статус.
Остальные люди исповедовали государственную
религию – язычество, которое носило
синкретический характер. В каждом
регионе были свои особенности. Так,
например, в Эфесе особо почитали богиню
Артемиду. Язычество Римской империи
объединяло то, что необходимо было
почитать царя как бога, только для иудеев
делалось исключение. Иудеи ко времени
рождения Иисуса отчаянно ждали Мессию
(Христа), надеясь, что он освободит народ
иудейский от владычества Римской
империи. В такой среде и родился основатель
Христианства – Иисус Христос.

studfiles.net

Формирование представлений о мире сквозь призму зарождения религий спасения |  Читать онлайн, без регистрации

Формирование представлений о мире сквозь призму зарождения религий спасения

Наиболее решительный удар по мифологическому сознанию был нанесен в I тысячелетии до н. э., примерно c VIII по II вв. В эту эпоху независимо друг от друга, почти одновременно многие цивилизации древности стали строить новую систему представлений о мире. Разрушение мифологического восприятия мира заставило человека решать новые сложные вопросы. Начал создаваться образ идеального мира, в котором человечество стремилось осознать, какими должны быть мир, люди и отношения между ними. Теперь уже смерть не воспринималась как простое продолжение земного существования. Создается четкая нравственная система координат: греховность земного мира противопоставляется чистоте небесного.

В эту эпоху формируются религии спасения, основанные на детально разработанной этике, с помощью которой можно освободиться от грехов, перестроить себя и жизнь таким образом, чтобы она отвечала высоким требованиям божественной справедливости.

Данные религии возникли как определенный социальный заказ.

Так, христианство возникает в первом веке н. э. на просторах Римской империи, в ее восточных районах. Римская империя в ту пору представляла собой мощное государство с не менее мощным военным и бюрократическим аппаратом, созданным для выкачивания природных, денежных и человеческих ресурсов из колоний могучей империи. Христианство появилось на свет как религия угнетенных, религия рабов. Им ничего не оставалось, кроме как проклинать свою горькую судьбу. Плетки римских надсмотрщиков не оставляли им право выбора. Несчастные рабы очень рано умирали. Римские рабовладельцы жалели денег на приобретение механизмов, облегчающих человеческий труд, а жизнь раба ценилась невысоко. Рабы редко доживали до сорока лет, а дожить до глубокой старости было бы вообще фантастикой.

Ключевой фразой новой религии стали два слова: терпение и молитва. Бессильные что-либо изменить с помощью военных восстаний, рабы Римской империи не видели другого выхода, кроме как терпеливо переносить все жизненные невзгоды, утешая себя в будущем райским блаженством. Изнуренные непосильным трудом, который загонял большую половину в могилу раньше тридцати лет, они часто погибали для забавы высшего света Рима на арене Колизея, где пресыщенная публика требовала все новых зрелищ. Несчастных скармливали под бешеные овации голодным хищным зверям, нужно не прибегать к магии, а совершенствовать себя или окружающий мир. Религии спасения обновили, «омолодили» те цивилизации, которые дали им рождение, и произошло это как раз накануне завершения истории Древнего мира и приближения новой эпохи – Средневековья.

Таким образом, религии спасения завершили развитие исторического цикла. Религиозные воззрения прошли в данном случае свою непростую эволюцию: от политеистических религий, зовущих к радостям бытия, религии перешли к монотеистическим, говорящим о спасении. Религии спасения значительно отличаются друг от друга: вопросы о соотношении земного и небесного, о возможности или невозможности преобразовать окружающий мир решаются в них по-разному. И во многом именно от варианта решениях этих вопросов зависело дальнейшее существование цивилизации, т. к. религиозная этика имела большое значение в процессе складывания цивилизованных традиций – наиболее устойчивых элементов в историческом развитии цивилизаций. Характер религиозных верований зависел от конкретных исторических условий региона. На религиозные воззрения оказывали большое влияние даже ландшафтные и климатические условия.

velib.com

8. Типология религий

  1. Предмет религиоведения.

Человек — часть природы, его
тело состоит из тех же химических
элементов, что и окружающий мир, однако
человек обладает сознанием и это выделяет
его из неодушевленных объектов. Одно
из проявлений процессов сознания —
вера, которая есть у всех людей. Как
показывает опрос всемирный опрос
Галлопа, проведенный в 1999 году, 87 %
населения земли имеют религиозную веру
(опрос проводился в 60 странах, представляющих
население 1,25 миллиарда человек; всего
было опрошено 50,000 человек). Даже если
человек не имеет религиозной веры, он
верит в то, что Бога нет, поскольку знать
это как эмпирический факт нельзя. В
любом случае, бытие человека не объясняется
лишь физическими законами.

Наличие многих религий
приводит к вопросу о том, какая же из
них истинна. Для исповедующих любую
веру естественно считать свою религию
единственно верной, а все прочие —
неистинными, не ведущими к подлинному
спасению. Вопрос об истинной вере вне
компетенции науки, так как ее методы
разрабатывались для познания зримого
мира. Попытки создать синкретическую
религию также не увенчались успехом.
Говоря об истинности религии, следует,
прежде всего, основываться на том, что
понятие Абсолюта, о котором учит религия,
превосходит конечного человека и
церковную организацию. Богословы говорят
о степени приближения к Абсолютной
Истине.

  1. Понятие религии.

Религиоведение — это
гуманитарная дисциплина, изучающая
совокупность явлений, в которых люди
выражают сознание радикальной конечности
своего существования и ее реальное
преодоление. В этом определении охвачены,
по крайней мере, те религии, а также
духовные процессы, которые с трудом
могут быть идентифицированы как
религиозные, которые ставят общую цель
— трансцендирование индивида, выход
за пределы обыденного телесного опыта.
Если учитывать, что есть и религии
индифферентно относящиеся к проблеме
преодоления человеком его смертности,
то можно определить религиоведение как
дисциплину, изучающую вероисповедальные
практики человечества. За короткую
историю развития религиоведения,
выделились такие более узкие направления,
как: философия
религии, феноменология религии, история
религии, социология религии, психология
религии
. Ядро
религиоведения составляет философия
религии,
 которую
можно понимать двояко, либо как религиозная
философия, либо
как философствование
о религии. Религиозная
философия – это картина мира в тех или
иных вероучениях, включающая в себя
ответы на вопросы: что такое человек?
что есть внешний мир? что я должен делать?
В той или иной форме все религии дают
ответы на эти фундаментальные вопросы,
а некоторые и еще и углубляются в такие
темы как устройство вселенной,
причинно-следственная зависимость,
понятия времени, пространства, сущего,
сознания.

  1. Объект религии.

объектом науки является
мир, человек и отношения между ними.
Объектом религии – БОГ. Предметом науки
являются процессы,  причинно-следственные
связи, причинность конкретных явлений.
Предметом религии являются отношения
между Богом, миром и человеком.
Что
же может быть между ними общего? Жизнь
человека. Наука и религия предоставляет
выбор. Наука отличается на онтологическом
уровне от религии тем, что не допускает
существование творческого акта
непознаваемого существа – Бога. Однако
так же как и религия познает мир. Их
объединил процесс познания, но разделила
цель познания. Сегодня наука, так же как
и религия стремиться улучшить качество
жизни человека, способствуя его развитию
и сохранению. Разница заключается в
том, что если религия склоняет голову
перед неизбежным, то наука стремиться
познать это неизбежное, изменяя ход
событий. Существование двух онтологических
альтернатив объяснения существования
мира  необходимое условие развитие
человеческой культуры, человека. 

  1. Структура религии.

Вструктурной форме, в
религии выдвигаются два основных
требования, обеспечивающие трансценденцию
индивида – управление психофизической
деятельностью и символическая практика.
История религииисследует
движение религии во времени. С помощью
сопоставительного, структурного,
системного анализа она обрабатывает
массив исторических фактов, прямо и
косвенно имеющих отношение к возникновению,
сохранению и угасанию религиозных
процессов. Социология
религии
ставит своей задачей
исследовать функционирование религии
в обществе, ее влияние на формирование
социальных групп, а также взаимоотношения
религии и политики, религии и власти.
Здесь религия рассматривается как
общественная подсистема.
Психология религии изучает
религиозное сознание и поведение
индивида, а также процессы принятия
религиозных убеждений, приспособление
адепта религии к общественной жизни,
воздействия религиозных практик на
психику. Наша страна,
долгое время не участвовавшая в процессе
становления религиоведческого знания
подарила миру такой раздел
каксвободомыслие (ex-научный
атеизм). Мало признанный где либо еще,
этот раздел, в действительности, ставит
серьезную герменевтическую проблему
интерпретации религиозных текстов. За
свою историю человечество накопило
множество моделей недогматического
подхода к религиозным учениям и идеям.
«Научный атеизм» или вообще безбожие
– это  лишь одно из проявлений
свободомыслия, наряду со многими другими,
такими какдеизм («внебожие»),
пантеизм 
 («всебожие»),
панентеизм 
 («вбожие»),
скептицизм, нигилизм, секуляризм.
В
частности, такое явление как секуляризация
(становление нейтрального отношения к
вопросам религии) возможно больше
нанесла урона религии, нежели атеистическая
пропаганда. Люди, эмоционально убеждающие
других, что Бога нет, скорее способствуют
распространению религии, чем ее
сдерживанию. В то время как холодные
безразличные потребители, игнорирующие
трансценденцию, формализуют религию и
превращают ее в незаметный социальныйинститут.

  1. Типы религиозных организаций

Исследователи религии выделяют четыре
основных типа ре­лигиозных организаций:
церковь, секту, харизматический культ
и деноминацию.Церковь— это тип
религиозной организации со слож­ной
строго централизованной и иерархизированной
системой взаи­модействия между
священнослужителями и верующими,
осуще­ствляющей функции выработки,
сохранения и передачи религиозной
информации, организации и координации
религиозной деятель­ности и контроля
за поведением людей. Церковь, как правило,
имеет большое количество последователей.
Принадлежность к церкви оп­ределяется
не свободным выбором индивида, а
традицией. Фактом своего рождения в той
или иной религиозной среде, на основе
опре­деленного обряда индивид
автоматически включается в данную
ре­лигиозную общность. В церкви
отсутствует постоянное и строго
кон­тролируемое членство.
Сектаже возникает в результате
отделения от церкви части верующих и
священнослужителей на основе изменения
вероучения и культа. Характерными
чертами секты являются: сравнительно
не­большое количество последователей,
добровольное постоянно кон­тролируемое
членство, стремление отгородиться от
других религи­озных объединений и
изолироваться от мирской жизни, претензия
на исключительность установок и
ценностей, убеждение в «избран­ничестве
Божьем», проявление оппозиционности и
непримиримости к инакомыслящим,
отсутствие деления на священнослужителей
и мирян, провозглашение равенства всех
членов организации.
Харизматический культ
можно рассматривать в качестве одной
из разновидностей секты. Он имеет те же
основные характери­стики. Особенность
же харизматического культа связана с
процес­сом его формирования. Данная
религиозная организация создается на
основе объединения приверженцев какой-то
конкретной личное’ ти, которая признает
себя сама и признается другими в качестве
но­сителя особых божественных качеств
(харизмы). Основатель и руко­водитель
такой религиозной организации объявляется
либо самим Богом или представителем
Бога или какой-либосверхъестественной
силы (например, Сатаны). Харизматический
культ, как правило, ма­лочислен, в нем
в более яркой степени выражены претензии
на ис­ключительность, изоляционизм,
фанатизм, мистицизм.
Деноминация это
промежуточный тип религиозной
организа­ции, в зависимости от характера
образования и тенденции эволюции
соединяющей в себе черты церкви и секты.
От церкви она заимству­ет относительно
высокую систему централизации и
иерархический принцип управления, отказ
от политики изоляционизма, признание
возможности духовного возрождения, а
следовательно и спасения души для всех
верующих. С сектой же ее сближает принцип
добро­вольности, постоянства и строгой
контролируемости членства, пре­тензия
на исключительность установок и
ценностей, идея богоизбранничества. 

  1. Социальные
    функции религии

Человек в своей деятельности ставит
перед собой какие-то определенные цели,
придающие ей определенный смысл. На
каком-то этапе своего исторического
развития человек осознает конечность
своего бытия и встает перед вопросом
не о смысле отдельных лишь своих действий,
поступков, а об общем смысле жизни.
Важнейшей из этих функций является
компенсаторная, состоящая в
религиозном «восполнении» действительности,
в религиозном утешении. В религии
происходит мнимое снятие противоречий
и конфликтов: реальное угнетение
преодолевается «свободой в духе»,
социальное неравенство превращается
в равенство греховности перед богом,
разобщенность заменяется «братством
во Христе», фактическое бессилие человека
компенсируется всесилием бога, смертный
оказывается бессмертным, вообще мир
зла и несправедливости заменяется
«царством божиим». Важное значение при
этом имеет психологический аспект
компенсаторной функции, который особенно
отчетливо проявляется в молитве и
покаянии. На определенных исторических
этапах религия может выступать как
фактор интеграции общества, выполняя,
таким образом,интегративную функцию.
Суммируя поведение и деятельность
индивидов, объединяя их мысли, чувства,
стремления, направляя усилия социальных
групп и институтов, религия может
способствовать стабильности данного
общества или становлению нового. Активная
роль религии в этом плане историкам
хорошо известна. Под идеологическим
знаменем христианства проходило крушение
рабовладения в Западной Европе,
религиозной была и идеология ранних
буржуазных революций. Известна и активная
роль религии и церкви во многих
революционных процессах современности,
например, в Латинской Америке. Религия
выполняет ирегулятивную функцию.
Это значит, что религиозные идеи,
ценности, установки, культовая деятельность
и религиозные организации выступают в
качестве регуляторов поведения людей.
Подобную функцию, религия способна
выполнять потому, что она аккумулировала
в себе нравственный опыт огромного
множества предыдущих поколений людей,
который мы в сжатом, афористическом
виде обнаруживаем в знаменитых заповедях
Моисея («не убий!», «не укради!» и т. д.),
в моральных канонах ислама, буддизма.
Существует еще одна важная функция
религии —коммуникативная:
религия служит средством общения
верующих, а всем понятно, как важно
общение для человека. Общение развертывается
для верующих в двух планах: в плане их
общения с богом и «небожителями» и в
плане их общения друг с другом. Общение
осуществляется, прежде всего, в культовой
деятельности.

  1. Религия в системе культуры.

Религия представляет собой
одно из важнейших измерений культуры.
Она является фактором, определяющим
категориальные структуры и особенности
менталитета. Многие культурные процессы
протекают под существенным влиянием
религии. Религиозная традиция формирует
ценностную систему, духовно ориентирует
человека, предлагает интерпретацию
бытия. Именно религия во многом
обуславливает сакральное измерение
культурного пространства, организует
иерархию ценностей.

Существует несколько
подходов к пониманию места религии в
культуре:

1) Религия – одна из сфер
культуры, имеющая самостоятельную
ценность наряду с такими ее формами,
как искусство, мораль, философия. Религия
— результат человеческого творчества.
В западной мысли (К.Гирц и др.) религия
рассматривается как система символов,
смыслов и ценностей культуры, влияющих
на практическое поведение человека.
Вопрос об истинности или ложности
основополагающих символов и смыслов
при таком прагматически ориентированном
подходе не является решающим для оценки
их роли в действиях человека.

2) Духовный первоисток всякой
деятельности человека — отношение к
Высшему, поэтому культура порождается
религией и предоставляет творчески
развитые формы для ее воплощения — в
нравственности, в искусстве, в общественных
идеалах, в мировоззрении и теологии и
пр. Так, например, христианство говорит,
что способность человека к творчеству
была заложена в него как в «образ и
подобие» Бога-Творца изначально. Первое
приглашение человека к творчеству
исходило из самого Бога, который предложил
Адаму дать имена всему живому. Николай
Бердяев считал, что человек может
оправдаться перед Богом своим творческим
деланием, направленным на духовное
преображение, очищение мира. «Люди, —
писал Гете, — дотоле бывают продуктивны
в поэзии и искусстве, пока они остаются
религиозными; а потом они начинают
только повторять и подражать».

3) В концепции русского
религиозного философа Павла Флоренского
(1882-1937) свое отношение к Высшему человек
выражает в форме правильно осуществляемого
культа, следовательно, культ и культура
— неразрывны, культ – это «бутон культуры»
и всякая автономная творческая
деятельность за пределами религии —
внетеургична и преступна.

В науке существует множество
различных классификаций религий. Каждая
из них имеет свои особенности, свои
достоинства и недостатки. В самом общем
виде все религиозные учения можно
выделить в две большие группы.

1. Ритуальные религии, или
религии жертвоприношения, которые можно
назвать термином «Язычество».

2. Религии Откровения
(спасения), которые можно назвать термином
«Монотеизм».

В первый блок входят все
древние и современные пантеистические
религии. Во второй – так называемые
мировые религии (Христианство, Ислам).
Язычество – комплекс
религиозных верований, имеющих в своей
основе принцип обожествления сил
природы, либо всей природы в целом.

Все языческие религии составляют два
направления:

1. Политеизм (многобожие)
– куда входят все первобытные религии,
религии древних цивилизаций, религии
античного мира, дохристианские религии
европейских племен и народов.

2. Пантеизм (от
греческого Пан- все, Теос – Бог) – вид
язычества, основанный на неразличимости
Бога и природы, либо на их безусловной
слитности.

Сюда относятся, в основном,
религии Востока. Из религий прошлого
это Брахманизм, Джайнизм. Из современных,
это религии Индии и Китая – Индуизм,
Конфуцианство, Даосизм, Буддизм в форме
Махаяны, японский Синтоизм. К пантеизму
также можно отнести некоторые доктрины
иудаизма (каббалистическая традиция).
Религии Откровения
(спасения) – это религии, в которых Бог
являет Себя человеку с целью сообщить
ему Свою высшую божественную истину и
дать людям дар в виде спасения их от
тления и смерти.
Всего
в мире имеется три религии откровения:
Христианство, Ислам, Иудаизм. Все эти
религии имеют свои основания в так
называемой Ветхозаветной религии,
которая существовала до появления этих
религий и выполнила свою миссию после
появления христианства. Христианство
в современном виде существует в трех
конфессиональных формах:

1. Православное
христианство
, которое
охватывает народы Юго-восточной и
Восточной Европы – (русские, украинцы,
белорусы, грузины, сербы, греки, болгары,
румыны, черногорцы).

2. Католическое
христианство
,
охватывающее, за редким исключением,
народы Юго-западной Европы и Латинской
Америки;

3. Протестантское
христианство
,
приверженцами которого являются, в
основном, народы Центральной и Северной
Европы, Северной Америки.

Ислам в наше время имеет
два направления:

Суннизм,
приверженцами которого являются 80
процентов всех мусульман мира.

Шиизм, приверженцами которого
являются, в основном, персидские народы
( Иран, часть Ирака, часть Афганистана,
Таджикистан).

Современный иудаизм также включает в
себя два направления:

Раввинизм– традиционный иудаизм.

Хасидизм– новое направление,
возникшее 200 лет назад.

Особняком в этой классификации
стоит буддизм. Дело в том, что
буддизм в его классическом виде невозможно
классифицировать как религию. Это скорее
религиозно-философское учение, причем,
как это ни парадоксально звучит,
атеистического характера. Это, конечно,
не тот атеизм, который обычно понимается
в европейской традиции, но, тем не менее,
атеизм. Разумеется, в последствии, он
подвергся столь существенной трансформации,
что современные формы буддизма имеют
весьма мало общего с учением Будды и,
например, буддизм в Тибете и Монголии
можно отнести, скорее всего, к политеизму.
Тем не менее, буддизм будет рассмотрен
в силу традиционного отнесения его к
религии. Наряду с христианством и исламом
буддизм составляет так называемыемировые
религии
, которые называются так не
по распространенности, как обычно
принято думать, и не по количеству
приверженцев, что прежде всего приходит
в голову. Так, например, китайцев-конфуцианцев
больше буддистов. А евреи живут в
большинстве стран мира. Но ни конфуцианство
ни иудаизм в число мировых религий не
входят. Мировыми же вышеизложенные
религии являются в силу их безразличия
к цвету кожи и национальности тех людей,
которые являются приверженцами
христианства, иудаизма, ислама и буддизма.
Именно наднациональность и есть главная
составляющая мировых религий.

  1. Ранние формы религиозных верований

Тотемизм

Понятие «тотемизм»(от слова
«тотем» индейского племени оджибве
Северной Америки, означающего «его
род») как религиозной формы одним из
первых получило распространение в науке
и литературе. Под этим термином принято
понимать деление племени на группы,
связанные родством по женской или
мужской линии, притом, что каждая из них
верит в свое таинственное родство с тем
или иным классом материальных предметов
— «тотемом» группы, чаще всего видом
животных или растений; связь с тотемом
обычно проявляется в запрете убивать
его и употреблять в пищу, в вере в
происхождение группы от своего тотема,
в магических обрядах воздействия на
него.Тотемизм, таким образом, —
это вера в сверхъестественное родство
между человеческой группой и легендарным
предком-прародителем, имеющим вид
животного, растения, или, реже, какого-либо
природного явления, неодушевленного
предмета. Тотемическое животное — это
священное животное клана, кровь которого
символизирует единство клана, единение
его со своим божеством; ритуальное
умерщвление и поедание тотемического
животного — это прототип всякого
жертвоприношения — есть не что иное, как
заключение «кровного союза» клана с
его богом. В тотемизме человек переносит
на природу черты своего общественного
устройства: природа здесь делится на
группы, общества по типу человеческих
обществ.

Фетишизм

фетишизм(от португ. abretas — амулет)
— вера в сверхъестественную силу
обожествленного предмета. Обнаруженный,
впервые, португальскими моряками в
Западной Африке, фетишизм в ходе его
изучения был признан универсальным
явлением в религиях самых различных
народов, на всех стадиях развития.
Фетишем мог стать любой предмет,
почему-либо поразивший воображение
человека: камень необычной формы, кусок
дерева, зуб животного, оружие, ювелирное
изделие. Считается, что на основе
фетишизма в дальнейшем возникает и
развивается идолопоклонничество. В
основе же этого феномена лежит наделение
тех или иных предметов сверхъестественными
свойствами (способность исцелять,
охранять от врагов, помогать на охоте
и т.п.). Если после обращения к предмету
человеку удавалось достичь успеха в
практической деятельности, он мог
посчитать, что в этом ему помог фетиш,
и оставлял его себе. Если же человека
постигла какая-либо неудача, то фетиш
мог быть наказан или даже уничтожен.

Анимизм

анимизм —
(лат. anima — душа) — вере в существование
души у любого предмета и явления. Впервые
детальный анализ анимистических
верований предпринял английский
антрополог Тайлор в работе “Первобытная
культура”. Согласно теории Тайлора эти
верования развивались в двух направлениях.
Первый ряд анимистических представлений
возник в ходе размышления древнего
человека над такими явлениями как сон,
видения, болезнь, смерть, а также из
переживаний транса, обморока и
галлюцинации. “Первобытные философы”
вырабатывают понятие о душе, находящейся
в теле человека и покидающей его время
от времени. В дальнейшем формируются
более сложные представления: о
существовании души после смерти тела,
о переселении душ в новые тела, о загробном
мире. Для первобытных людей вся окружающая
действительность была одухотворена.
Древний человек рассматривал все явления
и предметы мира как нечто подобное себе,
наделяя их желаниями, волей, чувствами,
мыслями. Отсюда вера в отдельно
существующих духов гор, леса, пустыни,
грозных сил природы — бури, грома и
молнии, болезней , растений, животных. 

Магия

Магия— деятельность, основанная
на вере сверхъестественные способности
человека общаться с духами и с их помощью
влиять на людей и на явления природы. С
магией связаны специфические обряды.
Магические действия имеют своей целью
достижение конкретного результата. Это
получение нужного результата особым,
не “прямым” способом. Например, можно
добиться успеха на охоте за счет
выносливости, смелости, опытности и
прочего, а можно добиться успеха охоты,
предварительно имитируя приемы,
используемые для сбора урожая.

Древние религии Ближнего Востока
(Египет, Месопотамия, Иран)

Около шестидесяти веков назад, в IV
тысячелетии до н.э. на берегах Нила,
Тигра, Евфрата, возникли ранние
цивилизации. Родопле­менные сообщества
уступили место государственному
объединению людей.

Зороастризм —
дуалистическая религия, сформировавшаяся
в Древнем Иране, в основе вероучения
которой лежит идея зависимости миропорядка
от борьбы добра и зла и участия в этой
борьбе человека. Основы зороастризма
зафиксированы в древнейшей священной
книге зороастрийцев — Авесте. Согласно
учению Зороастра миру добра, света и
справедливости, который олицетворяет
Ахура-Мазда (по-гречески — Ормузд)
противостоит мир зла и тьмы, его
олицетворяет Анхра-Манью (по-гречески
— Ариман). Между этими двумя началами
идет борьба не на жизнь, а на смерть.
Ахура-Мазде помогают в этой борьбе духи
чистоты и добра, Анхра-Манью — силы зла,
разрушения.

Античность

Другая великая цивилизация Восточного
Средиземноморья — цивилизация
античная. Античность объединяет
Древнюю Грецию и Древний Рим.
ВерованияДревней Грециидогомеровского
периода воспринимают окружаю­щее
как нечто одушевленное, как населенное
слепыми демоническими силами, которые
воплощены в священных предметах и
явлениях. Демонические силы получают
и персональное воплощение в бесчисленные
демонических существах, обитающих в
пещерах, горах, источниках, деревьях и
т.д. Силен — демон источников и в то же
время, как сатир, он является демоном
плодоро­дия. Гермес, который в более
позднее время занимает свое место в
пантеоне главных греческих богов,
живущих на горе Олимп, первоначально,
как об этом говорит его имя (дословно:
груда камней), был демоном камня.
Догомеровская религия архаических
греков (до IX-VII вв. до н.э.) привязана к
земле, из которой все проистекает,
которая все порождает, включая небо.
Земля как порождаю­щая основа всего
сущего представлена в преданиях
легендарного греческого мифосказателя
Гомера.

Иудаизм

Термин “иудаизм”, обозначающий
монотеистическую религию древних и
современных евреев, происходит от
названия еврейского племенного
объединения Иуды, считавшегося по
библейскому повествованию самым
многочисленным из 12 еврейских колен.
Выходцем из рода Иуды был царь Давид
(конец XI века — ок. 977 года до н.э.), при
котором Израильско-Иудейское царство
в конце XI века до н.э. достигло наивысшего
могущества. Это обстоя­тельство
подчеркнуло привилегированное положение
иудейского рода в древнееврейском
государстве, а также тот факт, что термин
“иудей” стал использоваться как
эквивалентный слову “еврей”. В узком
смысле под иудаизмом подразумевается
религия, возникшая на рубеже II — I
тысячелетий до н.э. среди еврейских
племен; в более широком смысле иудаизм
— это комплекс правовых, морально-этических,
философских и, конечно, религиозных
представлений, определяющий на протяжении
вот уже четырех тысячелетий уклад жизни
евреев. Иудаизм— религия, основанная
на вере в единого Бога, богоизбранности
еврейского народа и ожидании Мессии
(Спасителя).

РЕЛИГИИ ИНДИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
(КИТАЙ, ЯПОНИЯ)

В современном мире существуют национальные
и мировые религии. Главное их отличие
— количество приверженцев и ареалы
распространения. Религии Индии и Дальнего
Востока в большинстве своем национальные.

  1. Религии Древнего
    Востока (Египет, Месопотамия).

Около шестидесяти
веков назад, в IV тысячелетии до н.э. на
берегах Нила, Тигра, Евфрата, возникли
ранние цивилизации. Родопле­менные
сообщества уступили место государственному
объединению людей. Возникшая на берегах
Нила цивилизация — одна из самых древних.
Религия — это почва, на которой выросла
вся египетская цивилизация. В Египте все
начиналось с религии и развивалось на
ее основе: искусство, письменность,
литература, театр, медицина, политика,
административное управление, право.
Это особенно очевидно в силу того, что
цивилизация возникла без чужеземного
влияния. В религии древних египтян
сильны влияния тотемизма. Все божества
наиболее древнего периода представляются
звероподобными — в виде сокола, быка,
коровы, кошки, змеи и т.д. Бог может иметь
человеческое тело или голову.
Постепенно тотемы заменяются божествами,
складывается пантеон (иерархическое
собрание всех богов) с верховным
Богом-владыкой. Египтяне обоготворяли
Солнце. Фараон считался сыном Солнца.
Власть в Египте считалась божественной,
ее происхождение вели от сверхчелове­ческих
существ. Фараон как бы становился
царем-богом, власть которого распространялась
не только на людей, но и на всю Вселенную.
В Египте, таким образом, возникла
государственная форма религии, в которой
фараон играл главенствующую роль.
Символом обожествления власти фараона
являются знаменитые египетские пирамиды.

В Месопотамии(Междуречьи) или
Двуречьи рек Тигра и Евфрата существовали
долгое время независимые города-государства
— Ур, Ниппур, Киш, Лагас и др. Власть в
городах принадлежала в древнейший
период жрецам храма, и только потом,
позже, чем в Египте, она перешла в руки
царя. Храм и дворец царя — два столпа
шумерского общества. Вождь-правитель
часто был и первосвященником, высшим
жрецом, жившим в храме-дворце. Храм-дворец
разительно выделялся на фоне остальных
построек шумерского города. Храм был
обиталищем богов-покровителей горожан,
каждый храм посвящался какому-то одному
богу. Все горожане, включая рабов,
принадлежа­ли к определенному храму.
Храм брал на себя заботу о сиротах,
вдовах, нищих — всех неспособных к
самостоятельной жизни. Храм выполнял
административные функции: управление
строительством оросительных каналов,
сбор налогов, судебные функции. Мифология
сохранила сведения о шумерском пантеоне.
Главными считались бог неба Ан и богиня
земли Ки, которые породили могущественного
Энлиля — бога воздуха, Энки, сотворившего
первых людей, бога вод Эа, который нередко
изображался в виде человека-рыбы. Но
вообще большинство шумеро-аккаддо-вавилонских
богов имели человекоподобный облик,
лишь немногие несли зооморфные черты,
угасающее воспоминание о тотемистических
представлениях. Семь главных богов
отождествлялись с планетами. По
представлению древних шумеров Боги
упорядочили мир и владеют им.Вавилонская
религия сложилась в более или менее
окончательном виде во II тыс. до н.э. На
первое место выдвигается Мардук —
бог-покровитель Вавилона. Большое
развитие у вавилонян получили верования,
в которых действовали многочисленные
низшие злые духи, демоны, виновники
болезней и несчастий. Вавилонская
демонология оказала влияние на более
поздние религии, и это влияние было еще
весьма ощутимым в средневековой Европе.

Зороастризм— религия ДревнегоИрана
заметно отличается от религиозных
систем Месопотамии и Египта. Он относится
к более позднему типу пророческих
религий. Его основатель — иранский пророк
Зороастр (Заратуштра), живший в VIII-VII вв.
до н.э., был вероучителем, реформировав­шим
традиционные верования древних иранцев.
Зороастризм, несмотря на то, что он
возник в древней цивилизации, трудно
отнести к ранним формам религиозного
сознания. Недаром он сохранился до
настоящего времени в виде национальной
религии парсов в Индии и гебров в Иране.

Зороастризм— дуалистическая
религия, сформировавшаяся в Древнем
Иране, в основе вероучения которой лежит
идея зависимости миропорядка от борьбы
добра и зла и участия в этой борьбе
человека. Основы зороастризма зафиксированы
в древнейшей священной книге зороастрийцев
— Авесте. Согласно учению Зороастра миру
добра, света и справедливости, который
олицетворяет Ахура-Мазда (по-гречески
— Ормузд) противостоит мир зла и тьмы,
его олицетворяет Анхра-Манью (по-гречески
— Ариман). Между этими двумя началами
идет борьба не на жизнь, а на смерть.
Ахура-Мазде помогают в этой борьбе духи
чистоты и добра, Анхра-Манью — силы зла,
разрушения.

Зороастризм принадлежит к числу уже
развитых религий, он философски
осмысливает мир на основе дуалистических
идей о непримиримости и постоянной
борьбе света и тьмы, добра и зла, от
других религий отличается дуализмом
тем, что добро и зло первоначально
наделяются равными возможностями и на
протяжении всей истории эти две силы
ведут борьбу на равных, исход борьбы
определится только в конце времен. В
зороастризме магическая религия
заменяется этической: на первый план
выступают нравственные требования.
Приблизительно в это же время и позже
все прочие национальные и мировые
религии становятся такими.

Человек должен быть на стороне добра,
стать лучше, не жалеть сил для борьбы
со злом и силами тьмы, всякой нечистью.
Он должен быть доброжела­тельным,
умеренным в помыслах и страстях, помогать
ближнему. Человек — творец своего счастья,
от него зависит его судьба. Для борьбы
со злом человек прежде всего должен
очиститься и не только духом и помыслом,
но и телом. Физической чистоте зороастризм
придавал ритуальное значение. Трупы
покойников — символ нечистоты, они
не должны соприкасаться с чистыми
стихия­ми — землей, водой, огнем. Отсюда
— особый обряд захоронения: в открытые
башни специальные служители сносили
тела умерших, где их склевывали хищные
грифы, а кости сбрасывались на дно
вырытого в башне, облицованного камнем
колодца. Нечистым считались больные,
женщины после родов и многое другое.
Они должны были проходить особый обряд
очищения. Главную роль в обрядах очищения
играл огонь. Ритуалы в честь Ахура-Мазды
совершались не в храмах, а на открытых
местах, с пением, вином и обязательно
огнем. Отсюда еще одно название сторонников
зороастризма — огнепоклонники.

  1. Национальные религии Индии. Индуизм

Национальной религией Индии
является индуизм. Название
религии произошло от названия реки Инд,
на которой располагается страна. Это
название было введено англичанами. Сами
же индусы называют свою религию санатана
дхарма
, что можно
перевести как извечный порядок, извечный
закон. Последователей индуизма
насчитывается более 700 млн. Они живут и
в других странах Южной Азии, особенно
много их в Непале. Становление индуизма
происходило на протяжении длительного
времени и прошло несколько стадий
развития. Одной из первых религиозных
систем на территории Индии был ведизм.

Ведизм

Становление индуизма имеет
богатую историю. Первые религии Индии
возникли в результате синтеза нескольких
этнокультурных компонентов. В IV-III тыс.
до н.э. на территории Индии в городах
Мохенджо-Даро и Хараппа уже сложилась
развитая цивилизация. Открытие этой
цивилизации произошло только в XX в., и
до сих пор в ней остается много загадочного.
Однако уже можно сказать, что элементы
верований народов, населявших эти
города, вошли в более поздние религиозные
системы. Так, кулып
буйвола
, о котором можно
судить по сохранившимся отпечаткам,
существует и в современной Индии.
Сохранились также культы некоторых
деревьев. Предположительно, характер
священнодействия носил оргастическую
форму с сильным элементом эротики, с
возбуждающими пением и плясками.

Веда

Основным системообразующим
фактором индийской религии стала религия
древних ариев,
которые во II тысячелетии до н.э. стали
проникать на территорию Индии. Арии
были светлокожими и светловолосыми
людьми, а местные племена — дравиды ипрото-
дравиды
 имели
иссиня-черный цвет кожи. Древние арии
были язычниками, обожествлявшими и
одухотворявшими животных, растения,
явления природы. Главным религиозным
действием был ритуал жертвоприношений,
в том числе и человеческих. Вся сложная
религиозная практика постепенно была
сведена к каноническим, священным
текстам — Ведам.Всего
их четыре:

  • Ригведа —
    сборник гимнов богам;

  • Яджурведа —
    сборник жертвенных формул;

  • Сама-веда —
    сборник жертвенных песнопений;

  • Атхарваведа —
    сборник заговоров и заклинаний.

Позднее Веды были
дополнены брахманами,
содержащими разъяснения и толкования
Вед, араньяками
— 
наставлениями для
отшельников, упанишадами
 размышлениями,
поучениями по поводу устройства мира,
сущности человека и смысла ритуала. На
основе всех этих текстов можно составить
представление о ведийской религии.

Боги ведизма

В Ведах можно найти упоминание
о множестве богов. Большая часть гимнов
посвящена Индре
 богу грозы, дождя,
молодому царю богов. Индра играет
ключевую роль в ведийском пантеоне. Он
сделал возможным переход от хаоса к
порядку, одержав победу над огромным
змеем Bритрой, олицетворявшим
изначальный хаос. В целом пантеон богов
не поддается однозначной систематизации. 

studfiles.net

Христианство для Начинающих: Спасение — ruBible.com

«Христианство для начинающих» – специальная серия уроков для тех, кто, возможно, не знаком с христианством, а также для тех, кто просто хотел бы освежить в памяти свои знания этого предмета.

Мы уже обсудили:

Предметом нашего разговора сегодня станет спасение – самый важный вопрос, о котором говорит Иисус, Библия и христианство в частности.

Общее представление о спасении

В каждой религии существует понятие спасения. Обычно имеется в виду некоторое измененное или улучшенное состояние бытия в этой жизни или какое-то новое существование после смерти. Как мы уже знаем, каждая религия называет «спасение» по-своему:

  • даосизм зовет это балансом – инь-ян;
  • буддисты именуют нирваной;
  • индусы – мокша;
  • ислам говорит о рае.

Независимо от того, как бы другие религии ни называли это или описывали свой опыт достижения этого, они все идут одной дорогой к их собственному понятию спасения.

Во всех религиях, кроме христианства, спасение достигается какими-то человеческими усилиями.

Например:

  • для достижения спасения буддизм проповедует медитацию, знание, самоотречение;
  • ислам требует, чтобы его последователи придерживались 5 духовных правил, если они желают достигнуть рая.

Это только два примера, но и все другие религии (кроме христианства) требуют соблюдения морального или религиозного закона в каком-либо виде, чтобы стать достойными и быть угодными высшей силе и, таким образом, спасенными.

Основная предпосылка всегда одинакова: человечество порочно и обречено на смерть. Бог или высшая власть/сила дают знание и способ улучшить это порочное состояние и в конечном счете каким-то образом избежать смерти. Это знание и способ передаются религиозными лидерами, которые преподают и поддерживают духовную дисциплину для того, чтобы быть «спасенными» в конечном итоге. Если человек достаточно упорно трудится, хорошо учится, усердно соблюдает религиозные обычаи и правила – его ожидает вознаграждение: спасение.

На протяжении всей истории человечества большинство главных мировых религий давали именно такую общую схему достижения спасения; отличаются только имена и обычаи. Преставление и подход христианства к проблеме спасения абсолютно иные.

Христианство и спасение

А. Проблема

Христианство начинается с той же самой предпосылки относительно общего состояния человечества. Люди порочны, обречены на моральную погибель, физическое страдание и смерть. Библия, которая показывает взгляд христианства на проблему спасения человека, учит, что причина этого состояния – греховность человечества. Апостол Павел подытоживает эту мысль в его Послании к римлянам, когда он говорит:

«…потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23 ).

И затем он определяет последствие этой греховности:

«Ибо возмездие за грех – смерть» (Рим 6:23 ).

В другом послании Апостол Иоанн описывает, что такое грех:

«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин 3:4 ).

В книге Исайя ветхозаветный пророк объясняет более подробно, как грех влияет на нас и почему он приводит к смерти:

«Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице [Его] от вас» (Ис 59:2 ).

Итак, если подытожить эти несколько строк о грехе и его последствиях, мы могли бы сказать, что:

  • грех – это неповиновение воле Бога;
  • все когда-либо грешат;
  • это неповиновение отделяет нас от Бога;
  • это разделение в конечном счете приводит к нашей физической смерти так же, как и к нашему духовному страданию, потому что наш дух не может быть спокойным или испытывать радость, если он отделен от Божьего Духа, по образу которого он был первоначально создан (Быт 1:26 ).

Позвольте я приведу вам визуальный пример этого явления. Например, растение. Скажем, растение и его основной стебель – это Бог, а листья – люди. Пока листья связаны с растением, они живы и со временем на них появится еще больше листьев и цветов, и т. д. Но если бы я отделил этот лист от стебля – что случилось бы? Он выглядел бы так же, был бы того же самого цвета, даже сохранял бы свежесть до определенного момента. Однако через некоторое время он бы высох и умер. Этот лист стал бы коричневым и, в конечном счете, превратился бы в пыль, которая уже никогда не оживет. Однако само растение и его листья продолжали бы жить и цвести.

Это не идеальный пример, но он действительно демонстрирует процесс, который является результатом человеческой греховности и потребности во спасении (или избавлении). Мы рождаемся безгрешными и едиными с Богом, который создает нас и придает силы для физической и духовной жизни. В конечном счете мы грешим. Мы не повинуемся Его заповедям и законам относительно морального и духовного поведения. Делая это, мы отделяем себя от Него, обрекаем на дальнейшее моральное разложение, физическую смерть и духовное отделение от Бога после смерти.

Проблема здесь состоит в том, что, как только мы отлучены от Бога, у нас больше нет возможности вернуться к Нему и, таким образом, мы обречены. Точно так же, как мертвый лист не может снова прикрепиться к растению. В этом состоит существенное различие между христианством и всеми другими религиями. Другие религии верят и учат, что люди в состоянии снова прийти к Богу через какое-либо человеческое усилие. Например:

  • благодаря получению религиозных знаний и проникновению в их суть;
  • путем практики религиозных дисциплин, таких как богослужение, медитация, секретные ритуалы, паломничества, и т. д.;
  • некоторые даже пытаются достигнуть этого, полностью отказываясь от утоления инстинктивных человеческих потребностей или ограничивая себя в пище и т. д.

Несмотря на различия культур, традиций или религий, способ остается одинаковым – это попытка воссоединиться с Богом посредством человеческого усилия, чтобы избежать страдания, смерти и отделения души от ее естественного места рядом с Богом.

Христианство уникально тем, что спасение души человека основывается на действиях Бога, а не человеческом усилии.

Б. Решение проблемы

Ответить на вопрос, как именно Бог спасает или избавляет нас от смерти, на которую мы обречены из-за наших грехов и отлучения от Него, мы попробуем с помощью Библии. Вот как это происходит:

1. Бог искупает наш моральный долг перед Ним

Каждый грех, совершенный нами, и каждый закон, который мы нарушаем, создает моральный долг, в котором мы находимся перед Богом. Мы знаем, что виновны, поэтому моральный долг является причиной нашей вины, стыда и страха перед смертью и судом. Мы не можем возместить этот моральный долг, потому что греховны и не можем вести безгрешную идеальную жизнь, которая потребовалась бы для того, чтобы искупить наше несовершенное и греховное бытие. Бог искупает наш моральный долг через Своего Сына Иисуса Христа – именно таким образом Бог «спасает» нас. Вот как Апостол Павел объясняет это:

«Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение» (Рим 5:6-11 ).

Этот отрывок объясняет и указывает на определенные особенности христианства.

Почему Бог принял человеческое обличие Иисуса Христа? Только безупречная жизнь могла искупить моральный долг человека, и только Бог в человеческом обличии мог осуществить эту безупречную жизнь.

Почему Иисус должен был умереть, чтобы искупить моральный долг человека? Смерть требовалась потому, что, согласно Божьим духовным законам, человеческая греховность могла быть искуплена только смертью. Как пишет автор послания к евреям:

«Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евр 9:22 ).

Безупречная жизнь должна была восполнить нашу несовершенную жизнь, разрушенную грехом. Бог принимает человеческое обличие Иисуса Христа и приносит эту невинную и безупречную жизнь в жертву, чтобы заплатить моральный долг греха всего человечества.

Как жертва одного человека может заплатить за грехи всех? Если бы Иисус был просто человеком, хорошим и святым человеком, жертва, принесенная им, могла бы искупить его грехи или грехи другого человека. Один человек платит за одного человека. Но так как Иисус – Бог, цена Его жизни и Его жертвы иная. Так как Он является Богом, Его Божественная жизнь, принесенная в жертву, может искупить грехи всего человечества.

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,» (1 Пет 3:18 ).

Какова была роль еврейского народа? Бог выбрал одного человека, Авраама, который дал начало особенному народу. Он дал им их религию, страну, законы, сформировал их культуру и историю (читайте об этом процессе в Ветхом Завете). Это было сделано для того, чтобы обеспечить религиозную, культурную и историческую почву для появления Его в обличии Иисуса Христа. Он должен был пожертвовать Своей жизнью ради искупления грехов человечества, и еврейский народ был посредником в процессе Его человеческого появления, а также был первым народом, которому было предложено спасение.

Какова роль Библии? Библия – это богодухновенное изложение Божьего плана спасения человечества через Иисуса Христа. Она ведет повествование от начала мира, но потом сосредотачивается на формировании иудейского народа и продолжает рассказывать его историю до появления Иисуса. Затем следуют рассказы очевидцев Его смерти, захоронения и воскрешения. Заканчивается она историей формирования Его церкви и распространения христианства в 1-м столетии. Однако главная тема Библии – спасение человечества через жертвенную смерть Иисуса Христа. В разговоре со своим верным и любимым учеником апостол Павел так подытоживает эту идею:

«Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим 3:15 ).

Итак, христианство предлагает уникальный способ спасения от последствий человеческой слабости и морального падения. Нечеловеческим усилием и практикой религиозных обрядов или попытками достигнуть морального совершенства, но Бог приносит Себя в жертву через Своего Сына Иисуса Христа в качестве платы за грехи мира. В христианстве Бог спасает нас от смерти, отделения и осуждения, потому что мы сами не в силах сделать это. Нельзя сказать, что люди совсем не участвуют в спасении. Мы все же кое-что отдаем Богу, но то единственное, что мы действительно должны Ему отдать, – это наша вера.

Это приводит нас ко второму важному Библейскому постулату касательно спасения.

2. Спасение дается человеку благодаря его вере, а не человеческому усилию.

В христианстве Бог делает то, что невозможно человеку, – искупает моральный долг за грех, и человек делает то, что ему под силу, – он верит в Бога. Это и есть суть спасения. Бог дает человеку спасение от смерти и отлучения, причина которых — грех, а человек верит и доверяет Богу, чтобы получить спасение, дарованное Им. Библия так описывает это великое примирение:

«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим 5:1 ).

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16 ).

Возвратимся к примеру «отделения» листа от растения, к которому я обращался ранее в уроке. В христианстве – это как будто Бог берет отрезанную ветвь и снова прикрепляет ее к Себе. Люди часто делают так с растениями и поврежденными деревьями, это называется прививание. Они вырезают клин в стволе и снова прикрепляют отрезанную ветвь, оборачивают ее чем-либо, и она держится в этом месте. Таким же образом Бог прививает нас назад к Себе, и вера – это то, что держит нас, если можно так выразиться. Это ключевая доктрина христианства – спасение благодатью Божьей через веру. Другими словами, по своей доброте (милости) Господь предлагает нам избавление (спасение), основанное на нашей вере в Иисуса Христа, а не на личном совершенстве или человеческом усилии. Апостол Павел описывает это так:

«Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия» (Рим 3:21-22 ).

Конечно, есть много других аспектов и деталей христианской религии, о которых я не упомянул сегодня и буду обсуждать в наших следующих двух уроках, но проблема спасения и ее решение, данное Богом и полученное человеком, являются основным учением Библии и христианства.

Теперь появляются вопросы, которые естественным образом возникают из этого учения и того, что большинство из нас уже знает о христианстве.

Что такое вера и чему мы все-таки должны верить? Вера, согласно простому определению, – это принятие чего-либо как истины. В христианстве мы считаем истинным то, что Иисус Христос – сын Бога. Однажды усомнившись, Петр, один из апостолов, продемонстрировал сущность христианской веры, когда сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф 16:16 ). Существует много других элементов и учений христианской веры, которые нам нужно знать и понимать, однако в ракурсе понимания спасения самое главное – это вера в Иисуса Христа. Конечно, эта вера включает и веру в то, что Его смерть платит за наши грехи, а наша вера в Него помогает нам быть угодными Богу.

А как же раскаяние и крещение? В Библии вера почти всегда сопровождается понятиями раскаяния и крещения. Раскаяние означает изменение взглядов. Переход из неверия и греха к вере и желанию угождать и повиноваться Богу. Английское слово «крещение» (baptism) происходит от греческого слова, что означает опускать или погружаться в воду. В Библии те, кто верил в Иисуса, выражали свою веру через раскаяние и крещение.

Например, когда Апостол Петр проповедовал о смерти и воскрешении Иисуса, он призывал людей верить, а когда они его спросили, как именно они должны выразить свою веру, он сказал:

«…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян 2:38 ).

В другом отрывке Павел пишет о том, что сказал ему перед крещением человек по имени Анания:

«Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян 22:16 ).

Итак, Бог дарует нам спасение, принося жизнь Иисуса Христа в жертву. Мы признаем эту жертву ради искупления наших грехов, веруя, что Иисус – Сын Бога. И мы выражаем эту веру, согласно Божьей заповеди, в раскаянии и крещении.

Кто может стать христианином и когда человек может креститься? Иисус отвечает на этот вопрос во время разговора со Своими учениками:

«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:15-16 ).

Сам Иисус говорит о том, что Благая весть о спасении – для всех. Каждый, кто верит и будет крещен, наследует спасение – без исключений, основанных на цвете кожи, расе, образовании, половых признаках или социальном положении. Однако Он также ясно дает понять, что у тех, кто отказывается верить, нет никакого другого способа спастись. Это означает, что, когда мы обретаем веру, мы не должны смущаться выражать эту веру именно так, как того хочет Господь, – через раскаяние и крещение.

В заключение этого урока о спасении позвольте мне призвать вас верить в Иисуса и принимать только то спасение, которое дарует Он. Если Вы еще не выразили свою веру через раскаяние и крещение, тогда, пожалуйста, сделайте это как можно скорее.

Следующий урок будет о церкви.

rubible.com

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о