Что стало с римскими городами европы в эпоху раннего средневековья – Что стало с римскими городами европы в эпоху раннего средневековья? почему в это время было очень мало городов в европе?

Конспект «Раннее средневековье в Европе»

«Раннее средневековье в Европе:
основные черты развития»

В раннем Средневековье Европа постоянно воевала. Период этот отмечен частыми вторжениями, переделом сфер влияния на территориях и вообще характерен большой нестабильностью.

Западная Римская империя рухнула, Восточная же Римская империя уцелела и просуществовала как Византийская до конца периода Средневековья. Византия продолжала совершенствовать полученные ею от античности военные технологии. Одним из крупнейших изобретений раннего Средневековья стал придуманный византийцами так называемый «греческий огонь». Но  вторгшиеся в «цивилизованную» Европу «варвары» стали перенимать римские методы. Им приходилось брать города, окруженные стенами из камня. Им требовались оборонительные сооружения, которые помогли бы выстоять против «продвинутых» римских технологий и вооружения.

Средневековое общество.

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции. Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны — они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.

Примерно в это же время начался процесс установления более прочных связей между королем и дружинниками. Если последние по традиции получали за службу боевого коня, оружие и угощение на пирах, то теперь им передается земля. Новая практика была вызвана к жизни действием следующих факторов: 1) исчерпанием земельного фонда, бывшего в распоряжении короля, и затруднением в связи с этим раздачи земель на правах аллода; 2) переходом при формировании войска от пешего народного ополчения к тяжеловооруженным конным отрядам, показавшим свою высокую эффективность в сражениях с арабами.

Именно тяжеловооруженные конники получали от короля за свою службу земельные наделы в пожизненное владение — бенефиции. Если высшие слои общества приобретали внутреннюю иерархию, основанную на личной службе и получении за нее бенефиций, то низшие слои формировали относительно однородную группу зависимого крестьянина. Средний слой — аллодисты — размывался: часть из них переходила в разряд бенефициариев, часть попадала в поземельную или личную зависимость от магнатов или церкви.

Политическая организация.

Основными элементами политической организации германского племени в период перехода от военной демократии к государству были следующие: 1) народное собрание и полноправие всех свободных членов племени, способных держать в руках оружие, для решения вопросов управления; 2) совет старейшин с правом суда; 3) выборные военные предводители, которые уже успели обзавестись постоянной дружиной.


Конспект урока «Раннее средневековье в Европе». Следующая тема: Франкское государство.

Раннее средневековье в Европе

4.5 (90%) 2 votes

uchitel.pro

§ 6. Европа в раннее Средневековье (V – X вв.)

§ 6. Европа в раннее Средневековье (V – X вв.)

Зарождение средневековой цивилизации. Европейскую средневековую историю можно разделить на два периода: раннее Средневековье (V – X вв.) – складывание новой цивилизации в результате взаимодействия античного наследия с традициями, которые привнесли варварские народы, объединённые христианской религией, и развитое Средневековье (XI – XV вв.) – время расцвета вассальных и сеньориальных отношений.

Кризис и распад античного общества начался задолго до 476 г. – принятой даты рубежа Античности и Средневековья. Для поздней Римской империи характерны явления, получившие развитие в Средние века: поселение части рабов на земельных держаниях, рост крупного землевладения и усиление политической власти виднейших землевладельцев, разложение полиса и начало упадка городов. В то же время гибель античной цивилизации не означала полной утраты созданного. Некоторые её черты унаследовало средневековое общество. Среди них – положения римского права, сохранявшиеся наряду с традиционными законами варваров. Несмотря на то что на закате античной эпохи и во время нашествия варваров жители покидали города, многие античные поселения продолжали существовать и в раннее Средневековье. Нередко на месте античных городов возникали новые.

Появившееся во времена Античности и унаследовавшее многие его культурные и религиозные традиции христианство стало фундаментом европейской средневековой цивилизации. Латынь долгое время являлась единственным языком письменности, что позволило сохранить многие научные и литературные достижения Античности. Она также стала официальным языком христианской церкви.

Вторжение варварских племён, большинство которых были германскими, привело к возникновению на обломках Западной Римской империи новых государств – варварских королевств.

Организация власти у германских племён до создания варварских королевств была догосударственной. Основными органами власти были народное собрание, совет старейшин и военные вожди (короли). После завоевания германцами территории Западной Римской империи и образования варварских королевств произошёл синтез племенных органов управления варварского общества (королевская власть, местные судебные собрания, военное ополчение всех свободных людей) и остатков римского государственного аппарата (судьи, сборщики налогов и др.), возглавлявшихся теперь королём варваров.

Основную массу германского населения составляли свободные общинники. Однако большинство населения завоёванных областей составляли их прежние романизированные жители. Сохранилось множество крупных и средних вилл (усадеб), где хозяйство велось прежними позднеантичными способами, продолжали существовать римские города и деревни. Их население составляли крупные и средние римские землевладельцы, духовенство, мелкие земельные собственники, купцы, ремесленники, колоны, рабы.

Варвары и романизированное население долгое время жили изолированно друг от друга. Даже законы у них были разные: местное население судилось по нормам римского права, а германцы подчинялись законам, основанным на нормах обычного права («варварские правды»). Постепенно происходило слияние завоевателей и побеждённых, формировались новые народы: итальянцы, французы, испанцы и т. д.

В V – VI вв. у варварских племён усилилась власть королей (ко?нунгов), которые из военных предводителей превратились в правителей государств. Конечно, государства германцев-варваров значительно отличались от государств Античности. Опорой королевской власти стала дружина. Правителям приходилось учитывать мнение дружинников и родоплеменной знати. Большую роль продолжало играть народное собрание, на котором избирались короли, решались вопросы войны и мира, раздела добычи и наказания виновных. Главную воинскую силу в варварских государствах наряду с королевской дружиной составляли племенные ополчения, формировавшиеся из свободных общинников.

Создание Франкской империи. Многие варварские королевства, созданные в V – VI вв. государства бургу?ндов, вандалов, свевов, остго?тов, – оказались непрочными. Самым сильным среди них было Франкское королевство.

В 486 г. франки, возглавляемые королём Хло?двигом (правил в 481 – 511) из династии Мерови?нгов, разбили войска последнего римского наместника и подчинили себе Северную Галлию. Возникшее Франкское государство достигло успехов благодаря не только военной силе, но и расчётливой политике правителей. Франки первыми среди варваров приняли христианство от папы римского, а не от проповедников-еретиков. Этим они значительно подняли авторитет государства в христианском мире и у населения завоёванной Галлии. Укреплению королевской власти способствовало и составление письменного сборника законов – «Сали?ческой правды», пришедшей на смену устному праву.

Во второй половине VI в. Франкское королевство было самым крупным варварским государством. Однако уже в VII в. оно вступило в полосу кризиса: участились междоусобицы, короли утратили реальную власть, а само королевство распалось на отдельные области.

С утверждением новой династии – Кароли?нгов Франкское государство испытало подъём. Видный представитель династии – майордо?м при «ленивых королях» (лат. «главный» + «дом»; управитель государства) Карл Марте?лл («Молот»; правил в 717 – 741) в 732 г. в битве у города Пуатье? сумел остановить продвижение арабов-мусульман в Западную Европу. Благодаря его энергичной политике влияние Каролингов укрепилось, а сын Карла Пипи?н Короткий (правил в 751 – 768) стал первым франкским королём из этой династии.

Крещение Хлодвига. Средневековая миниатюра

Франкские короли показали себя верными союзниками папы римского. После разгрома государства лангоба?рдов в Италии часть отнятой у них территории вокруг Рима была подарена Пипином папе, который создал здесь своё государство – Папскую область.

Наибольшего могущества Франкское государство достигло при Карле Великом (правил в 768 – 814), одном из самых уважаемых монархов средневековой Европы. Всю жизнь Карл провёл в войнах и снискал славу непобедимого полководца. Ему удалось значительно расширить границы государства, включив в него земли Италии, северо-востока Испании, подчинить непокорные племена саксов. Логичным итогом завоевательной политики Карла стало воссоздание империи – эта идея поддерживалась церковью, выступавшей за единство христианского мира. В 800 г. во время рождественской службы в соборе Святого Петра в Риме папа римский надел на голову Карла корону и объявил его императором римлян. Вскоре Византия, считавшая себя единственной законной наследницей Рима, была вынуждена признать нового императора.

Ж. В. Шнетц.

Карл Великий среди приближённых

В результате успешных завоеваний под властью Карла Великого оказалась огромная территория, что, естественно, потребовало внесения изменений в систему государственного управления. Важную роль начал играть королевский двор с входившими в него верховным судьёй, начальником императорской канцелярии, казначеем, командующим королевской конницей и другими приближёнными. Управлять страной императору помогало также собрание знатных франков, с согласия которого Карл издавал указы.

Власть прежних племенных вождей – герцогов – была ограничена. Карл Великий разделил империю на 200 областей, во главе которых поставил должностных лиц – графов и маркграфов, вершивших суд, собиравших налоги, командовавших местным ополчением. В качестве вознаграждения за службу они получали от короля землю. Император контролировал их деятельность с помощью ревизоров – «королевских посланцев».

Создание Франкской империи стало завершающим этапом длительного периода синтеза римского, варварского и христианского начал раннесредневековой Европы.

Западная Европа в период политической раздробленности. Созданная Карлом Великим империя распалась при его внуках, заключивших после длительных усобиц в 843 г. в Верде?не соглашение о её разделе. Так возникли королевства, положившие начало существованию современных государств – Франции, Италии и Германии. К началу X в. в ходе дальнейшего распада крупных государств в Европе появилось до полутора десятков независимых государств. Началась эпоха политической раздробленности.

Складывание ленного землевладения началось ещё в VIII в., когда Карл Мартелл провёл военную реформу, в результате которой была создана тяжеловооружённая конница. Воины-рыцари получали участки земли – бенефи?ции (от лат. «благодеяние»), населённые крестьянами, в пожизненное владение на условиях несения военной службы. Доходы от этих земель давали возможность воину приобрести необходимое вооружение и содержать себя. После смерти рыцаря бенефиций возвращался прежнему собственнику.

Впоследствии поместье, полученное за военную службу, стало передаваться по наследству при условии продолжения его владельцем несения военной службы. Такое владение получило название фео?д (или лен), а его владелец – сеньор (в исторической литературе именуется феодалом). Господин (сеньор или сюзерен) жаловал лен воину, получившему название вассал. Вассал обязан был принести сеньору клятву верности.

Термин «феодализм» происходит от слова «феод». Такой порядок характеризуется наличием феодального землевладения и системы вассалитета.

Сеньории (феоды), принадлежавшие герцогам и графам, нередко превышали личные земельные владения короля, а их вассалы – бароны и рыцари – получали лены и приносили присягу верности только своим сеньорам, но не королю. Некоторые сеньоры были значительно могущественнее королей.

Рыцари в битве. Средневековая миниатюра

Появлению в Западной Европе политической раздробленности способствовало господство натурального хозяйства. Местные сеньоры – владельцы укреплённых замков и частных армий – были практически полностью независимы и в хозяйственном отношении. К XI в. некогда свободные общинники перестали являться опорой королевской власти. Большинство мелких землевладельцев Западной Европы утратили хозяйственную самостоятельность, превратившись в зависимых крестьян, выполнявших повинности в пользу сеньоров (барщину, оброк и др.).

Сеньор, отдающий приказания своим крестьянам. Средневековая миниатюра

Развитие системы сеньориальных отношений привело к тому, что правители государств Западной Европы реально управляли только собственным владением – доме?ном. Крупные сеньоры обладали рядом важных политических прав в своих владениях: собирали налоги с подвластной территории, вершили суд, возглавляли ополчение, вели войны, издавали указы и даже чеканили монету.

Законодательные акты короля в сложившихся условиях либо не имели обязательной для всего государства силы, либо игнорировались местными властями. Королевские вооружённые силы составлялись из вассалов, служивших не более 40 дней в году; постоянное войско было малочисленным. Между сеньорами – владельцами ленов – часто вспыхивали междоусобицы, существенно ослаблявшие центральную власть монарха.

К концу XI в. сеньориальный порядок и вассальные отношения господствовали почти на всей территории Западной Европы. Во Франции и Италии переход к ним состоялся раньше, в Англии, Германии и других государствах – позже.

Сословное деление общества. Для периода Средних веков характерно особое устройство общества, которое делилось на три сословия: «молящихся», «воюющих» и «работающих». Считалось, что людей на сословия поделил сам Бог и наличие каждого из них необходимо для нормального существования всего общества.

«Молящимися» являлись христианские священнослужители, обязанности которых заключались в том, чтобы молиться о спасении человеческих душ и помогать людям искупить грехи. Они не платили податей, а сама же церковь содержалась за счёт десятины – десятой части доходов, которую выплачивало всё население страны.

Организация западной христианской церкви была строго иерархична. Во главе стоял папа римский, считавшийся наместником Иисуса Христа на земле. Он назначал кардиналов, собрание которых в случае смерти папы выбирало нового из своей среды. Кроме того, папа являлся ещё и светским владыкой, управлявшим Папской областью. Во главе крупных церковных округов стояли епископы и архиепископы, назначавшиеся папой. Им подчинялись приходские священники. Высшие церковные чины также были крупными землевладельцами. В знак светской власти епископы получали от светского сеньора посох и кольцо и приносили ему вассальную клятву.

«Воюющие» – король и рыцари – должны были бороться с противниками христианской веры, а также защищать «молящихся» и «работающих» от врагов.

Во многих странах Западной Европы в условиях отсутствия сильной центральной власти, усиления местных сеньоров и политической раздробленности сложилась система взаимоотношений в среде рыцарской аристократии. Её особенностью были чётко разграниченные права и обязанности сеньора и вассала.

Папа римский с приближёнными. Средневековый рисунок

Главной обязанностью вассалов считалась военная конная служба сеньору, который должен был оказывать им покровительство.

В Средние века существовала формула: «Нет человека без господина». Императоры и короли считали себя вассалами Господа Бога (иногда они приносили вассальную клятву папе римскому). Герцоги, графы, маркизы (маркграфы) – высшая титулованная аристократия – находились в прямой вассальной зависимости от королей. В свою очередь их вассалами были бароны, которые раздавали лены рыцарям – простым воинам. Простые (однощитные) рыцари вассалов не имели.

Принесение вассальной клятвы. Средневековая миниатюра

«Работающие» – крестьяне, а впоследствии и горожане – обязаны были кормить «молящихся» и «воюющих». Крестьянство было самым многочисленным сословием средневекового общества. Лично свободные крестьяне несли повинности только в пользу государства и церкви. Обязанности зависимых крестьян по отношению к сеньору регулировались законами и старинными обычаями. Обрабатываемая в хозяйстве сеньора земля делилась на барскую запашку и крестьянские наделы. За пользование землёй, лесными угодьями и пастбищами господина крестьяне выполняли в его пользу барщину и платили оброк.

* * *

В Средние века в Западной и отчасти в Центральной Европе продолжалось начавшееся в эпоху поздней Античности формирование западного варианта христианской цивилизации. Для Средних веков характерен новый тип деления общества на три сословия: «молящихся» (духовенство), «воюющих» (рыцарство) и «работающих» (крестьяне, горожане). Особенностью жизни западного средневекового общества стала система сеньориальных отношений. Другая особенность этого периода – полное господство церкви в сфере культуры, идеологии и науки.

Вопросы и задания

1. Каковы истоки и характерные черты средневековой цивилизации?

2. Проанализируйте отличия средневекового общества от античного.

3. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте проект на тему: «Почему идея воссоздания империи на Западе получила поддержку церкви?»

4. Чем империя Карла Великого отличалась от Западной Римской империи?

5. Классифицируйте основные черты сеньориальных отношений в Западной Европе.

6. Можно ли считать период политической раздробленности в Западной Европе временем анархии и хаоса? Обоснуйте свою точку зрения.

7. Почему деление на три сословия оказалось очень устойчивым на протяжении всей эпохи Средневековья? Какие особенности средневекового общества отражало это деление?

8. В записках дьякона Флора Лионского говорится:

«Франкская нация блистала в глазах всего мира. Иностранные королевства – греки, варвары и сенат Ла?циума – посылали к ней посольства. Племя Ромула, сам Рим – мать королевства – были подчинены этой нации: там её глава, сильный поддержкой Христа, получил свою диадему как апостолический дар… Но теперь, придя в упадок, эта великая держава утратила сразу и свой блеск, и наименование империи; государство, недавно ещё единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя – маленькие правители, вместо государства – один только кусочек. Общее благо перестало существовать, всякий занимается своими собственными интересами: думают о чём угодно, одного только Бога забыли. Пастыри Божьи, привыкшие собираться, не могут больше при таком разделе государства устраивать свои синоды, нет больше собрания народного, нет законов, тщетно вздумало бы прибыть посольство туда, где нет двора. Что же сталось с соседними народами на Дунае, на Рейне, на Роне, на Луаре и на По? Все они, издревле объединённые узами согласия, в настоящее время, когда союз порван, будут раздираемы печальными раздорами… В то время как империя разрывается на клочья, люди веселятся и называют миром такой порядок вещей, который не обеспечивает ни одного из благ мира».

Как оценивал империю Карла Великого Флор Лионский? Какое впечатление на него произвёл её распад? К каким последствиям, по мнению средневекового священнослужителя, привёл раздел империи? Почему некоторые современники автора радовались этому событию?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V

Экономическое развитие. В экономической жизни Западной Европы в V — IX вв. продолжались процессы аграризации и упадка городской (полисной) системы, начавшиеся еще во времена поздней Римской империи. Мощным катализатором для них стали германские вторжения начала V в. и создание захватчиками собственных королевств в Испании, Галлии, Италии и Северной Африке.
В результате значительного сокращения торговли, прежде всего сухопутной, что было связано с разрушением прежних путей сообщения, закреплялся принцип экономической самодостаточности, означавший обеспечение жизнедеятельности компактного региона или хозяйственного комплекса исходя из собственных ресурсов, без выхода на рынок.
В то же время необходимо учитывать, что в начале IX в. реализация этой тенденции затормозилась. В государстве франков, занимавшем большую часть континентальной Западной Европы, наблюдался экономический подъем, выражавшийся в проведении еженедельных ярмарок в большинстве епископских городов, трех-четырехкратном увеличении чеканки монеты, активизации межобластной и транзитной торговли. Стабилизация, однако, была недолгой. Во второй половине IX в. тенденция к экономической самодостаточности набирает новые обороты, что не в последнюю очередь было связано с междоусобной борьбой, начавшейся в 843 г. после распада франкской империи, и набегами викингов.
Основной хозяйственной единицей в Западной Европе в начале периода был аллод — свободно отчуждаемая земельная собственность, которую можно было продать, передать по наследству, обменять. Владение аллодом было связано с выполнением определенных обязательств перед государством, в первую очередь с участием в походах, строительством укреплений, ремонтом мостов. Несколько позднее с алло-дов начинают взыскивать налоги.
Первоначально аллоды отличались один от другого только количественно. Знатные германцы при расселении на новых территориях получали намного больше земли, чем простые воины. Во владениях первых трудились бывшие римские рабы и колоны, вторых — по-прежнему члены семьи. Однако с течением времени между крупными и мелкими аллодами начали возникать и качественные различия.
Крестьянское хозяйство постепенно, но неуклонно дробилось между наследниками, доходя в конце концов до такой границы, за которой становилось невозможным обеспечение семьи даже минимумом продуктов. Разоряли крестьян также непрестанные войны и растущий налоговый-гнет государства.
Основными вариантами выхода из создавшегося положения были следующие: 1) коммендация — переход под патронат крупного землевладельца, принимавшего на себя крестьянские обязательства перед государством; 2) прекарий — получение от крупного землевладельца надела во временное пользование на определенных условиях. Первый вариант приводил к оформлению полной или частичной личной зависимости крестьянина, второй — к поземельной зависимости.
Аллоды знатных германцев превратились в поместья. Однако для получения дохода с них требовалось соединить землю и рабочие руки. Это достигалось двумя путями, которые часто совмещались: во- первых, крестьяне получали наделы и выплачивали арендную плату натурой либо отработками; во- вторых, часть имения отводилась под господскую запашку, где на постоянной основе работали бывшие римские рабы, колоны и лично зависимые крестьяне.
Социальная структура общества. В течение пеп вых полутора столетий социальная структура обще ства была двойственной. Коренные жители, бывшие римские граждане, жили по законам уже не суще-ствующего государства, сохраняли свои социальные и частично политические (на уровне местного самоуправления) институты. У пришельцев-германцев началось структурирование рыхлой племенной организации: выделяются король и его приближенные родовая знать, постоянная дружина, члены которой имели более высокий социальный статус, чем другие воины.
Постепенно общество двигалось по направлению к достижению внутреннего единства. Германцы приняли католицизм, что сблизило их с римлянами, были отменены запреты на германо-римские браки, появилось законодательство, в одинаковой степени обязательное для исполнения и римлянами, и германцами. Германцы начинают платить налоги, чего ранее не делали, а римляне — служить в армии, куда прежде их допускали только в исключительных случаях. Окончательно о достижении обществом внутреннего единства можно говорить в VI — VII вв.

Примерно в это же время начался процесс установления более прочных связей между королем и дружинниками. Если последние по традиции получали за службу боевого коня, оружие и угощение на пирах, то теперь им передается земля. Новая практика была вызвана к жизни действием следующих факторов: 1) исчерпанием земельного фонда, бывшего в распоряжении короля, и затруднением в связи с этим раздачи земель на правах аллода; 2) переходом при формировании войска от пешего народного ополчения к тяжеловооруженным конным отрядам, показавшим свою высокую эффективность в сражениях с арабами.
Именно тяжеловооруженные конники и начали получать от короля за свою службу земельные пожалования в пожизненное владение — бенефиции. Бенефициарий мог быть лишен земли в случае акта фелонии, т.е. уклонения от выполнения своих обязанностей. После смерти бенефициария земля возвращалась к прежнему владельцу, но могла быть и передана сыну умершего при условии отдельной присяги и выполнения отцовской службы. С течением времени бенефициариев начали заводить себе и магнаты.
Новая форма землевладения не сразу стала пользоваться доверием у бенефициариев. С этим связано их стремление поправить за счет полученных земель хозяйственное положение своих аллодов.
Если высшие слои общества приобретали внутреннюю иерархию, основанную на личной службе и получении за нее бенефиций, то низшие слои формировали относительно однородную группу зависимого крестьянина. Средний слой — аллодисты — размывался: часть из них переходила в разряд бенефициариев, часть попадала в поземельную или личную зависимость от магнатов или церкви.
Политическая организация. Основными элементами политической организации германского племени в период перехода от военной демократии к государству были следующие: 1) народное собрание и полноправие всех свободных членов племени, способных держать в руках оружие, для решения вопросов управления; 2) совет старейшин с правом суда; 3) выборные военные предводители, которые уже успели обзавестись постоянной дружиной.
По мере развития общества эта форма начинает наполняться новым содержанием. Народное собрание распадается на две части: простые воины собираются в рамках мелких административных единиц государства и решают вопросы местного уровня, бенефициарии созываются королем несколько раз в год на отдельные съезды. Совет старейшин превращается в совет знати при короле. Королем же становится бывший выборный военный предводитель. Он стоит над обществом, имеет символ своей власти — корону. В различных формах закрепляется принцип наследвенной власти: выборы королей из представителей
ределенного рода, введение института совместного правления, когда при жизни короля и под его конт ролем воины возводили на трон его сына.
Прочным фундаментом для королевской власти стали ее право на распределение земельного фонда страны через бенефиции и пожалования, контроль над налоговой системой, административной и судебной властью, право высшей юрисдикции («право жизни и смерти»).
Страна в целом была под более-менее эффективным контролем центральной власти. Территория разбивалась на сотни. Несколько сотен объединялись в графства во главе с королевскими должностными лицами — графами, маркграфами, виконтами.
Потенциальными конкурентами короля в деле управления страной выступали крупные землевладельцы, представлявшие бывшую племенную знать (магнаты). Чтобы заручиться их поддержкой, короли давали им иммунные грамоты, гарантировавшие невмешательство центральной власти в дела их владений. Фактически это означало передачу магнатам части административных и фискальных функций в отдельном регионе страны.
Претендовали на свою долю власти и графы, получившие от короля право на передачу должности и титула своим сыновьям по наследству.
В итоге политическая власть на территории страны начинает перераспределяться между королевским дворцом и альтернативными центрами политического влияния, становящимися проводниками тенденции к сепаратизму.

www.istmira.com

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Количество просмотров публикации ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ — 1272

ЕВРОПА В V — XV ВЕКАХ

Роль античного наследия в становлении средневекового европейского общества.Формирование средневекового европейского общества произошло в результате сложного взаимодействия нескольких факторов — античного наследия, общественного строя и традиций “варварского” мира, а также христианского вероучения, придавшего средневековой Европе характер христианской цивилизации. В позднеантичном обществе значительное распространение получили хозяйственные и социально-политические явления, в определœенной мере типичные и для средневековой Европы. Кризис рабовладельческой системы хозяйства обусловил наделœение земельным участком (пекулием) сельских рабов и развитие вольноотпущенничества. Распространяются различные формы арендных отношений — от эмфитевсиса (“вечно наследственной” аренды) до прекария. Уже в раннесредневековую эпоху эволюция прекария станет одним из факторов, способствовавших развитию крупного землевладения феодального типа. Но особенно большое значение в позднеримском обществе имел институт колоната. Колоны (первоначально — мелкие свободные арендаторы) в IV — V вв. всœе в большей степени зависят от землевладельца и постепенно утрачивают личную свободу. Владельцы крупных поместий (латифундий) оказывают покровительство мелким и даже средним землевладельцам — в трудных условиях того времени надежда на защиту со стороны более могущественного лица казалась важнее собственного гражданского полноправия. Развитие патроната и коммендации (коммендация — акт перехода под покровительство) вело к установлению частной власти крупных землевладельцев над населœением многих областей Римской империи. Это в свою очередь способствовало ослаблению публичной (государственной) власти, так как многие ее прерогативы (судебные, военные, полицейские и т.п.) переходили в руки позднеримских магнатов.

Отмеченные выше перемены в социальных порядках римского общества были неразрывно связаны с изменениями в его экономике. Ранее, в течение многих веков, средоточием не только хозяйственной, но и политической, культурной жизни античного мира был город (полис), имевший, как правило, оживленные торговые связи с другими аналогичными центрами. Начиная с III в.н.э. рыночные связи ослабевают. Неуклонно развивается процесс натурализации римской экономики. Но было бы преувеличением говорить о полном упадке торговли и городов в IV — V вв. Речь идет лишь о вполне определœенной и весьма важной для дальнейшего исторического развития тенденции.

Кризис охватил не только сферу экономики. Не менее отчетливо он проявился в повсœедневной жизни римского общества, в его морали, в его идеологии. Гражданские доблести эпохи республиканского Рима в первые века нашей эры были утрачены. Упадок нравов стал едва ли не всœеобщим. Такие черты, как праздность, жестокость и развращенность, в равной мере были присущи как знатным римлянам, так и римскому плебсу. Это объясняется в числе других причин и тем, что было нарушено единство интересов отдельного человека и общества в целом: на смену связям соучастия в системе “община — гражданин” пришли связи подчинœения (“империя — подданный”). Все больше отстраняясь от общественных дел, многие римляне уходят в семейный быт, другие — проводят время в праздности и увеселœениях, исповедуя принцип “жить сегодняшним днем”, третьи — углубляются в свой внутренний мир и в поисках выхода из духовного тупика, в котором оказалось позднеантичное общество, обращают свои взоры к новым религиозным учениям, возникшим на Ближнем Востоке.

Наиболее авторитетным среди этих учений стало христианство. Оно соответствовало уже ранее проявившимся в античном мире тенденциям к космополитизму и монотеизму (единобожию), отвечало социальным чаяниям и нравственным устремлениям римлян, прежде всœего — низших социальных слоев населœения империи. Ставшее в IV в. государственной религией, христианство наложило неповторимый отпечаток на всœе стороны жизни европейского общества, поскольку миросозерцание людей средневековой эпохи определялось прежде всœего их религиозными представлениями. А мировоззрение человека, его ментальные, то есть социально — психологические установки (часто даже неосознанные) в свою очередь воздействуют и на хозяйственную деятельность, и на характер складывающихся в обществе социальных связей, и на политические институты. Это нужно иметь в виду, чтобы осознать роль христианства в становлении средневековой европейской цивилизации.

Рим и ʼʼварварыʼʼ. Образование ʼʼварварскихʼʼ государств.Христианство, однако, не смогло предотвратить национального кризиса, потрясшего Римскую державу в V в.н.э. Речь идет о нашествиях т. н. варварских племен на территорию империи, завершившихся завоеванием большей части ее территории и образованием здесь “варварских” государств. “Варварами” (от греческого слова “барбарос” — “бормочущий”) греки, а вслед за ними и римляне называли многочисленные племена, жившие на окраинах античного мира и время от времени вступавшие в контакты с ними (но не умевшие говорить ни по-гречески, ни на латинском языке). Среди варваров, живших на территории Европы, принято выделять три большие группы: кельтов, германцев и славян. К кельтам, занимавшим первоначально значительные пространства Западной и Центральной Европы, относятся галлы, кельтоиберы, бритты (отсюда название Британия), скотты (отсюда — Шотландия), эйры или иры (отсюда — Ирландия). Германские племена, вначале жившие в Южной Скандинавии и на Ютландском полуострове, постепенно распространили свою власть на обширные территории не только Центральной, но также Западной и Восточной Европы. В дальнейшей истории Европы германские народы сыграли исключительно важную роль. По этой причине следует внимательнее присмотреться к тому, что же представляли собой общественные порядки германцев.

В течение длительного времени ученые характеризовали общественный строй древних германцев на основании свидетельств античных авторов, прежде всœего — Юлия Цезаря (середина I в. до н.э.) и Корнелия Тацита (конец I в.н.э.). Из их сообщений явствует, что германские племена занимались преимущественно скотоводством, а земледелие, игравшее в хозяйстве германцев всœе большую роль, оставалось, однако, на втором плане. Землей германцы владели сообща, причем община оставалась собственником всœей, в т.ч. и пахотной, земли. У германцев еще существовало народовластие, при котором всœе полноправные члены племени участвовали в управлении. Но, наряду с народным собранием и советом старейшин, всœе большее значение приобретала власть племенного вождя — “конунга” (это древнегерманское слово близко славянскому понятию “князь”). Поскольку военные занятия являлись повсœедневным делом германцем, важную роль в их обществе играла дружина и особенно ее предводители. Перечисленные выше черты древнегерманского общественного устройства вызывают сомнение у некоторых современных ученых, особенно — археологов. Дело в том, что материалы археологических исследований во многом опровергают свидетельства античных авторов. Оказалось, что германцы хорошо знали желœезо и другие металлы, земледелием занимались постоянно на протяжении жизни многих поколений, пахотные наделы, вероятно, находились в индивидуальной собственности отдельных домохозяйств, а община не играла в жизни древних германцев той определяющей роли, которую ей приписывали историки предшествующих десятилетий… Дискуссия о характере общественного строя древних германцев продолжается в современной науке.

Но, как бы ни оценивать социальные порядки германцев, несомненным остается сам факт их огромного влияния на последующую историю Европы. Как и другие варварские племена, германцы в III -IV вв. н.э. пришли в движение. Начинается период, вошедший в историю под названием эпохи “Великого переселœения народов” и продолжавшийся вплоть до VI -VII вв. Чем же были вызваны массовые передвижения варваров? Вероятно, важную роль сыграл природно-географический (похолодание на значительной территории континœента) и демографический (рост численности населœения) факторы. Большое значение безусловно имели и те социальные сдвиги, которые происходят в данный период в варварском мире. То обстоятельство, что вскоре после расселœения на территории Римской империи у варварских народов складываются государства, свидетельствует о существовании значительной социальной дифференциации в обществе варваров.

Среди германских племен III — IV вв. нужно назвать в первую очередь готов, расселившихся в Северном Причерноморье, где у них сложились два крупных племенных объединœения — вестготов (западных готов) и остготов (восточных готов). Разгром остготского союза в 375 ᴦ. гуннами (это были кочевые племена тюркского происхождения, вторгшиеся в Восточную Европу из Центральной Азии) заставил их ближайших сосœедей — вестготов — переселиться на правый берег Нижнего Дуная. Начинается новый этап во взаимоотношениях римлян с варварами. Теперь уже речь шла не о захвате римлянами новых территорий и даже не об уступке варварам тех или иных земель — речь шла о самом существовании Римской державы. Огромное впечатление на современников произвели события 410 ᴦ., когда вестготы, возглавляемые Аларихом, взяли Рим и разграбили “Вечный город”. Через несколько лет (418 ᴦ.) они основали в Южной Галлии свое государство, ставшее первым варварским королевством на территории империи.

Другое варварское королевство, возникшее в то же время, — Бургундское — просуществовало совсœем недолго, так как было завоевано гуннами в 436 ᴦ. В серединœе V в. гунны, обосновавшиеся на Среднем Дунае, стали представлять для Рима наибольшую опасность. Знаменитый римский полководец Аэций в союзе с вестготами, франками и бургундами сумел разгромить в 451 ᴦ. в битве на Каталаунских полях (в Шампани у ᴦ.Труа) войско грозного вождя гуннов Аттилы, на стороне которого сражались остготы, гепиды, скиры и другие племена варваров. Но через несколько лет римлян ожидало новое потрясение: германские племена вандалов, пройдя с войнами через Галлию и Испанию и основав свое государство в Северной Африке, в 455 ᴦ. захватили Рим, разграбив город и разрушив многие памятники античной культуры (отсюда происходит термин “вандализм”).

В серединœе V в. римская администрация уже практически не контролировала многие территории империи — реальная власть была либо в руках местных магнатов, либо у предводителœей варварских дружин. Одним из последних и был Одоакр, низложивший последнего западноримского императора Ромула Августула и отославший знаки императорского достоинства в Константинополь. Это, по тем временам довольно рядовое, событие (476 ᴦ.) для позднейших историков стало своеобразным рубежом, отделяющим античную эпоху от средневековья. Но правление Одоакра в Италии оказалось не чересчур продолжительным, поскольку в 493 ᴦ. Италия была завоевана остготами. К остготам в годы правления конунга Теодориха Великого на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время перешла гегемония в Западной Европе. Но в серединœе VI в. Византийская империя завоевала сначала государство вандалов (534 ᴦ.), а потом, несмотря на упорное сопротивление, и государство остготов (555 ᴦ.). Бедствия измученного бесконечными войнами населœения Италии не закончились на этом : в 568 ᴦ. большую часть Апеннинского полуострова завоевали германские племена лангобардов. Покорение ими Италии имело особенно разрушительный характер.

Исключительно важные по своим последствиям события происходили и на самом западе Европе. Германские племена англов, саксов, ютов и фризов с середины V в. начинают завоевывать Британию. Бритты мужественно сопротивлялись (об этом повествуют легенды о короле Артуре), но в конечном итоге отступили в западные районы острова. В VI — VII вв. на территории Британии сложилось сначала множество, а потом — семь англосаксонских королевств, объединившихся в единое государство только в IX в.

Франкское общество. Эпоха Меровингов.Остановимся более подробно на истории еще одного варварского государства — Франкского королевства. Складывание на территории Франкского государства феодальных отношений, а затем их расцвет во Франции X — XIII вв. принято считать своего рода “классической моделью” феодального строя в Европе.

Франки были германскими племенами, жившими первоначально по среднему и нижнему течению Рейна. Οʜᴎ особенно усилились в конце V в., хотя уже давно имели контакты с римлянами. О завоевании франками Северной Галлии подробно рассказывает Григорий Турский в своей “Истории франков”. Первым королем франков был Хлодвиг (481 — 511 гᴦ.), происходивший из рода легендарного франкского вождя Меровея. По этой причине первая династия франкских королей принято называть династией Меровингов. Захватив в 486 ᴦ. Северную Галлию, франки к серединœе VI в. покорили почти всю территорию Галлии. Государство франков оказалось гораздо более долговечным, чем всœе другие варварские королевства. Это можно объяснить рядом обстоятельств. В первую очередь, франки подчинили своей власти территории, непосредственно примыкавшие к области их первоначального расселœения. Это обеспечивало поддержку со стороны соплеменников в ходе завоевания. Во-вторых, источники ничего не сообщают о захвате франками земельных владений местного галло-римского населœения. Очевидно, франки селились отдельно. Значит, отношения между завоевателями — франками и местными жителями складывались не столь враждебно, как во многих других варварских государствах. Наконец, важное значение имел тот факт, что Хлодвиг принял крещение по официальному обряду католической церкви (многие варварские короли крестились по т.н. арианскому обряду, осужденному церковью). Этот шаг Хлодвига обеспечил ему и его преемникам поддержку галло-римского духовенства.

О хозяйстве, социальных порядках и повсœедневном быте франков мы узнаем из такого знаменитого памятника, как “Салический закон” (в русских изданиях данный источник обычно именуется “Салической правдой” — по аналогии с “Русской правдой”). “Салический закон” представляет собой запись правовых обычаев франков (“салическими”, то есть “приморскими”, называли те франкские племена, которые жили в устье Рейна). По своему характеру это судебник, каждая статья которого не устанавливает общую правовую норму, а излагает конкретный факт. Записанный в последние годы правления Хлодвига, “Салический закон”, наряду с последующими дополнениями к нему, отражает переходный этап в развитии франкского общества. Об этом, в частности свидетельствует глава “Об аллодах”, где речь идет о наследовании имущества. В случае если движимое имущество могло свободно передаваться по наследству, то право наследования земельного надела было ограничено ближайшими родственниками по мужской линии: даже дочь не могла наследовать земельный надел. В случае отсутствия прямых наследников по мужской линии земля переходила вновь в руки общины. Во второй половинœе VI в. франкский король Хильперик своим эдиктом изменит данный обычай: земля сможет передаваться по наследству гораздо более широкому кругу родственников, в т.ч. дочери или сестре умершего. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, налицо тенденция к укреплению индивидуальной собственности на землю во франкском обществе.

Франки, однако, составляли меньшую часть населœения в собственном государстве. Как уже было сказано, их отношения с галло-римлянами складывались достаточно миролюбиво. Это позволяло франкам многое заимствовать у местных жителœей. В свою очередь обычаи варваров — франков влияли на образ жизни галло-римского населœения. Современные историки спорят о том, чье воздействие на формирующиеся во Франкском государстве общественные отношения было значительнее — галло-римлян или же пришлых франков? Во всяком случае в VI — первой половинœе VII вв. позднеантичные институты сохраняли свою роль — континуитет, ᴛ.ᴇ. преемственность римских и раннесредневековых порядков, прослеживается для этого периода достаточно четко.

Из этого, конечно, не следует делать вывод, что на территории Галлии в течение нескольких столетий почти ничего не менялось. Речь идет о соотношении нового и традиционного. У самих франков роль рядовых воинов неуклонно уменьшается. В первую очередь, им становится всœе труднее совмещать хозяйственные занятия и военную службу. Во-вторых, при решении как общественных, так и военных вопросов франкская знать уже мало считалась с мнением рядовых общинников. Некоторые из них попадают в ту или иную форму зависимости от более богатых и влиятельных (“лучших”, по терминологии источников ) людей. Исподволь шла трансформация франкского общества, которая была ускорена преобразованиями VIII в.

Эпоха Каролингов.Преемники Хлодвига часто враждовали между собой, и к концу VII в. реальная власть сосредоточилась в руках т.н. майордомов (первоначальное значение — управляющий при дворе). Майордом Карл Мартелл (715-741 гᴦ.), хотя и не был коронован (на престоле формально оставались представители династии Меровингов), но очень много сделал для укрепления Франкского государства. В это время реальную опасность для европейцев представляли арабы, завоевавшие в начале VIII в. почти весь Пиренейский полуостров. У арабов была превосходная конница, и сражаться с ними в пешем строю было трудно. По этой причине главной задачей Карла Мартелла было создание конного войска. Но конь и соответствующее вооружение стоили дорого — рядовой франк был не в состоянии обеспечить свою службу в кавалерии. Значит, крайне важно было провести и социальную реформу. Она заключалась в том, что Карл Мартелл стал раздавать воинам земельные наделы (с жившими на этих землях крестьянами, которые и приносили доход новому владельцу, благодаря чему он мог приобрести вооружение и коня для службы в войске). Но земля представлялась не в полную собственность, а на условиях несения службы в конном войске. Такое владение еще не являлось наследственным и называлось бенефицием (“благодеяние”). Поскольку свободных земель для раздачи в форме бенефиция у Карла Мартелла не было, ему пришлось конфисковать некоторые церковные земли. Бенефициальная реформа имела исключительно важное значение для дальнейшего развития франкского общества. Оно свидетельствовало о том, что уходит в прошлое время, когда воин и земледелœец “сочетались” в одном и том же лице. Отныне стал формироваться новый социальный слой — рыцарство, а многие ранее свободные общинники стали зависимыми людьми. Карл Мартелл сумел приостановить продвижение арабов в Европу, одержав победу над ними в битве при Пуатье (732 ᴦ.).

Сын Карла Мартелла Пипин Короткий низложил последнего короля из династии Меровингов и был коронован в 751 ᴦ. Новая династия стала в дальнейшем именоваться династией Каролингов — ведь имя Карл имел не только отец Пипина, но и его сын — самый знаменитый представитель новой династии и вообще самый легендарный монарх средневековой Европы — Карл Великий (768 — 814 гᴦ.). Как явствует из жизнеописания Карла, оставленного его младшим современником Эйнгардом, почти всю свою жизнь франкский государь провел в походах. Он продолжал политику Пипина Короткого, направленную на укрепление союза с церковью, поколебленного в годы проведения бенефициальной реформы Пипин совершил ранее поход в Италию против лангобардов, передав папе римскому часть владений лангобардов; Карл Великий осуществил две подобных военных экспедиции, сверг с престола лангобардского короля и присоединил области Северной и Средней Италии. Продолжались при Карле Великом и столкновения с арабами, но теперь уже франки переходят в наступление. В 801 ᴦ. была основана Испанская марка — укрепленная пограничная территория на северо-востоке Пиренейского полуострова. Наибольших усилий потребовали войны против саксов — германских племен, живших между Нижним Рейном и Эльбой. Οʜᴎ продолжались около 30 лет. Саксы ожесточенно сражались против франков, так как понимали: франкское завоевание влечет за собой глубокие перемены в их жизненном укладе. К началу IX в. территория Франкского государства стала огромной, сам папа римский возложил на Карла Великого в Риме императорскую корону. На Западе снова возродилась империя, но она лишь внешне напоминала Западную Римскую Империю.

В последние десятилетия своего правления Карл Великий много внимания уделял организации управления в своем обширном государстве. В случае если при Меровингах свободные воины — ополченцы собирались на смотр в марте, то теперь на подобные собрания являлись лишь более знатные люди (бенефициарии) и проходили они в мае (“майские поля”). Власть на местах осуществляли назначаемые монархом графы. Οʜᴎ собирали налоги, выполняли судебные и полицейские функции, в случае крайне важно сти возглавляли военный отряд и т.п. Обычно графы назначались из среды местных крупных землевладельцев. Но местным магнатам этого было мало. Οʜᴎ стали добиваться от короля передачи им непосредственно административных, судебных, фискальных и т.п. полномочий. Такое пожалование, а также территория, на которую оно распространялось, называлось иммунитетом. Предоставление иммунитетных прав укрепляло независимость крупных землевладельцев, а, с другой стороны, способствовало втягиванию ранее свободных общинников в ту или иную форму зависимости от этих магнатов.

Хотя Карл Великий так и не научился до конца жизни хорошо писать, но он очень ценил образованных людей и привлекал их ко двору. Посоветовавшись с представителями духовной и светской знати, Карл издавал постановления — капитулярии. В них затрагивались не только вопросы управления государством, но и самые различные юридические, политические, церковные и даже нравственные проблемы. Религии и воспитанию Карл Великий всœегда уделял большое внимание. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, при Карле Великом была воссоздана империя и предпринята попытка возрождения античной образованности. Это объясняет, почему время правления Карла Великого нередко называют “Каролингским возрождением”.

Ни укрепление пограничных областей (марок), ни издание многочисленных капитуляриев, ни успехи в делœе образования не “спасли” детище Карла Великого — гораздо сильнее оказались объективные процессы, которые с неизбежностью вели ко всœе большей замкнутости отдельных крупных владений, ко всœе большей разобщенности различных областей империи. Усобица между внуками Карла Великого завершилась в 843 ᴦ. заключением договора в Вердене. По этому соглашению старший внук Карла Лотарь сохранил императорский титул и получил земли вдоль Рейна и итальянские области. Его брат Людовик Немецкий — Восточно-Франкское королевство (земли к востоку от Рейна). Младший из братьев Карл Лысый стал государем Западно-Франкского королевства, включавшего области будущей Франции. В Западной Европе приближалось время наиболее полного развития феодальных порядков. Но прежде чем дать характеристику феодального строя, давайте посмотрим что происходило в эпоху раннего средневековья на территории Восточной Римской Империи.

referatwork.ru

Раннее средневековье — это… Что такое Раннее средневековье?

Раннее Средневековье — период европейской истории, начавшийся вскоре после распада Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 500 по 1000 гг. В эпоху Раннего Средневековья произошло Великое переселение народов, появились викинги, возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове и образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов, появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Киевская Русь.

Падение Рима

Начиная со второго столетия могущество Римской империи пошло на убыль — постепенно пришли в упадок морская торговля и развитие городов, сократился прирост населения. В 150 году население империи равнялось приблизительно 65 миллионам человек, а к 400 году эта цифра уменьшилась до 50 миллионов. Вероятно, это было связано с изменением климата в Европе и снижением среднегодовых температур, что привело к потерям урожаев. Со 2 века в Римской империи начался кризис. После успехов Марка Ульпия Нервы Траяна, в 117 году к власти пришёл Публий Элий Адриан. При нём империя потеряла Месопотамию. В 3 веке начинаются столкновения с германцами. Рим теряет Дакию, когда-то с трудом завоёванную Траяном. В 330 году император Константин переносит столицу в город на берегу Босфора. Он был основан в 7 веке до н. э. и назывался Византий. На его месте закладывается Константинополь (греч. город Константина, слав. Царьград, Цареград). Этот город объявляется вторым Римом. В 395 году последний общеримский император Феодосий делит империю между двумя сыновьями — Аркадием и Гонорием. Императором Западной Римской империи с центром в Риме Становится 11-летний Гонорий, а императором Восточной Римской империи (Византийской, от «Византий», Византии, Ромейской, «Римской») с центром в Константинополе — 18-летний Аркадий. Первый Рим начинает терять свою важность и через некоторое время подвергается разграблению. Феодосий предпочитал жить в Милане, а с 402 г. столица Западной империи, постоянно подвергавшейся нашествиям варваров, переносится в небольшой, но хорошо укрепленный город Равенна. В 410 году Рим подвергся нападению вестготов и был сильно разорён. В 455 году Рим был захвачен вандалами, другим германским племенем, которое к этому времени основало независимое государство в римской Северной Африке. Они не только разграбили город, но и уничтожили множество памятников архитектуры и искусства, которые не могли вывезти из Италии в Африку, поэтому их название стало нарицательным. Окончательное падение Западной империи было инспирировано византийским императором Зеноном. 23 августа (4 сентября) 476 года в ходе очередной междоусобной войны полководец Одоакр захватил Рим, а 16-летний последний римский император Ромул Август (или Августул — маленький Август) был свержен. С согласия Зенона Одоакр признал императором Запада предшественника Ромула Августула императора Юлия по прозвищу Непот («племянник», т.к. слабый Непот правил Западом как ставленник византийского императора, своего родственника; в наше время непотизмом называют занятие должностей благодаря родственным связям, кумовство). Однако в 480 г. Непот был убит собственными телохранителями, а его корону отослали в Византию, после чего Зенон решил более западных императоров не назначать. Большинство учёных считают 476 г. началом Средневековья. Другие утверждают, что Средневековье началось в 313 году, когда в Римской империи были запрещены гонения на христиан, и христианство превратилось в господствующую религию.

Великое переселение народов

Византийская империя

Возрождение Европы

Распространение христианства

Христианизация германских племен началась в IV веке с обращения готов и продолжалась на протяжении всего периода Раннего Средневековья. В VI и VII вв. христианскую веру распространяли ирландские и шотландские миссионеры (Св. Ниниан, Св. Колумба), в VIII и IX веке — англо-саксонские, которые подобно Алкуину, сыграли важную роль в формировании эпохи Каролингского возрождения. К 1000 г. христианство распространилось по всей Европе, за исключением отдаленных регионов Скандинавии и Балтики, обращение которых произошло позднее, в период Высокого Средневековья.

Рост исламского влияния

Основная статья: Исламские завоевания

Основная статья: Вторжение мусульман в Испанию

Каролинги

Викинги

Эпоха викингов охватывает период с 793 по 1066 гг. За два с половиной столетия этот народ во время военных рейдов и торговых путешествий исследовал значительную часть Европы, юго-запад Азии, север Африки и северо-восточное побережье Северной Америки.

Основание Священной Римской империи

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Раннее Средневековье (V—перв. пол. XI в.)

Условия и предпосылки генезиса феодализма в Западной Европе

Несмотря на то, что в процентном отношении германцы составляли меньшинство в покоренных провинциях (от 2 до 10 %), последствия завоевания и появления здесь нового этнического элемента, захватившего доминирующие политические позиции, оказались очень глубокими и повлекли за собой важные социально-политические изменения. Оседая рядом с покоренным населением, германцы чаще всего конфисковывали 2/3 земель фиска, а также местной знати – так поступали, в частности, вестготы и бургунды. Остготы забрали себе 1/3 земель всех римских землевладельцев. Лангобарды истребляли или совершенно изгоняли прежних жителей, полностью конфискуя их земли. Франки же чаще селились на пустующих землях или на территории бывшего императорского домена. Дележу подлежали и угодья, и рабы. Перераспределение земельного фонда нанесло серьезный удар по позднеримской системе крупного рабовладельческого хозяйства. Значительная часть прежних землевладельцев погибла или покинула свои поместья, их рабы разбегались, порой присоединяясь к завоевателям. Но даже там, где сохранились крупные виллы (преимущественно в Галлии и Испании), организация их хозяйства менялась: оно приобретало натуральный характер вследствие упадка городов и прекращения торговых связей. Все большее распространение получал колонат, рабов наделяли землей и имуществом, чтобы заинтересовать в результатах их труда. Огромное значение имело появление с приходом германцев большого количества мелких свободных земельных собственников, не испытывавших презрения к труду, столь свойственного для поздней Империи. Они селились здесь родственными группами, принося свои обычаи и нормы землепользования. В Западной Европе создались, таким образом, предпосылки для преодоления кризиса экономики, основывавшейся на рабском труде, и для складывания нового общественного и экономического уклада.

Его формирование, как и становление средневековой европейской цивилизации в целом, происходило на основе тесного взаимодействия римского и германского миров. Их сосуществование и взаимное влияние имело к тому времени уже долгую традицию, однако Великое переселение активизировало их конвергенцию. Именно в рамках варварских королевств, возникших на месте Западной Римской империи, начался длительный процесс генезиса феодальных отношений, в основе которого лежал синтез протофеодальных элементов, зарождавшихся как в позднеантичном, так и в варварском обществе.

Романо-германский синтез имел место практически повсеместно в Западной Европе. Даже в слабо романизированных провинциях или тех регионах, которые римляне не сумели покорить (внутренние области Германии, Скандинавии), их влияние осуществлялось благодаря торговому обмену, денежному обращению, деятельности христианских миссионеров, проповедовавших среди германских народов. Можно говорить о регионах с менее ярко выраженным синтезом (Скандинавия, Германия, Британия) и преобладанием германского элемента; областях, где он осуществлялся на основе относительного баланса римских и германских традиций, и – с преобладанием римского элемента (Италия, Пиренейский полуостров, Северная Африка). Показательно, что как в первом, так и в последнем случае (когда становление феодальных отношений шло либо преимущественно на основе разложения родового строя, либо на основе эволюции позднеантичного общества) генезис феодализма проходил медленнее, чем в условиях «паритетных» отношений местного и пришлого населения.

Взаимодействие германцев с романизированным населением осуществлялось на самых разных уровнях. В сфере хозяйственной деятельности и материальной культуры варвары заимствовали многие достижения римлян: трехполье, удобрения, высокоурожайные культуры, колесный плуг; приобщились к овощеводству, виноградарству и садоводству. Соседство с римлянами не могло не ускорить разложения родовых отношений у варваров. Сохраняя нормы германского обычного права, они все же усваивали и более развитые представления о собственности, детально разработанные в римском праве, что способствовало формированию этой юридической категории у новых хозяев бывших римских провинций.

В сфере социальных отношений синтез выражался в складывании новой социальной структуры варварских королевств, в которую были включены как германские, так и римские элементы. В состав политической элиты наряду с германскими королями, родовой аристократией и профессиональными дружинниками вошли и римские магнаты, крупные землевладельцы, приближенные завоевателями и получившие статус «сотрапезников короля». На противоположном общественном полюсе благодаря медленному стиранию различий между римскими рабами, колонами, вольноотпущенниками, а также германскими рабами и полусвободными – литами, со временем оформился слой зависимого крестьянства. Однако пока основу социальной структуры составляли свободные германцы – общинники, мелкие землевладельцы, самостоятельно обрабатывавшие свою землю, вооруженные и обладавшие юридическим полноправием.

Политическое устройство варварских королевств также сочетало в себе римские и германские начала. Варвары заимствовали территориально-административную систему империи, с которой были хорошо знакомы, начали чеканить монету в подражание римской. Их короли, власть которых значительно упрочилась в период завоевания, видели в себе законных преемников императорской власти и присвоили ее внешние атрибуты – пурпурные мантии и сапожки, скипетры и венцы. В то же время элементы германской военной демократии еще долго оставались неизжитыми.

Несмотря на то, что различие в культурном уровне завоевателей и покоренного населения было значительным (по сути эти народы принадлежали к разным цивилизациям), взаимовлияние римских и германских норм осуществлялось и в сфере культуры. В ходе долгого соседства не только варвары попадали под обаяние римских культурных ценностей, но и позднеантичное общество пережило определенную «варваризацию», усваивая некоторые германские или кельтские обычаи и манеры, украшения, элементы костюма и т. д. Важным фактором культурного сближения стало распространение христианства среди германцев. В IV веке епископ Ульфила обратил в христианство готов, для чего ему пришлось перевести Библию на готский язык и создать для своей новой паствы письменность на основе греческого алфавита. (При этом христианство, проповедуемое Ульфилой, оказалось неортодоксальным, это было арианство, заклейменное как ересь на ряде Вселенских соборов.) Другие германские племена восприняли новую веру в ортодоксальной форме. Ее усвоение, на первых порах поверхностное, потребовало нескольких столетий, в течение которых германцы, будучи формально христианами, сохраняли множество традиционных верований и пережитков язычества.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

3.1 Европа в эпоху Средневековья » СтудИзба

Глава 2

 Европа в эпоху Средневековья (V-1/2 XVII вв.)

 

Термин Средние века был введен в языковой оборот в XV веке итальянскими гуманистами для обозначения периода истории от падения Римской империи (476 г.) до современной им эпохи Возрождения. В XVII веке в историческую науку уже прочно вошло деление всемирной истории на античность, средние века и новое время. Хронология Средних веков – тема проблемная в зарубежной и отечественной историографии. Начальной вехой средневековья разные историки считают  либо низложение последнего римского императора (Ромул Августул, 476 г.), либо время правление Константина (306-337 гг.), либо нападение арабов на Европу (начало VIII в.). Ещё более произвольно датировали завершение Средних веков. Для одних – это падение Константинополя (1453 г.), для других – открытие Америки (1492 г.), для третьих – начало реформации в Германии (1517 г.). Столь же разноречиво понимается и характер эпохи Средних веков. Историки эпохи Просвещения вслед за гуманистами оценивали Средние века как время культурного регресса, невежества и мракобесия. Католическое направление буржуазной историографии, напротив, идеализирует средневековье. Наиболее распространенной в отечественной исторической науке является следующая схема:

1.     ранее Средневековье (VXI вв.)

2.     развитое (классическое) Средневековье (конец XIXV вв.)

3.     позднее Средневековье (XVI – середина XVII вв.).

Значительная часть историков полагает, что античная эпоха заканчивается с падением Римской империи и массовым движением  варварских племён с востока. Варварами в Римской империи называли жившие за ее пределами племена и народы, не знавшие латыни и чуждые римской культуре. Наиболее значительные группы варварских народов, соприкасавшихся с империей, были кельты, германцы и славяне.

Передвижение варварских племен и нападения их на римские провинции стали обычным явлением уже со II века до н.э. Однако Римской империи удавалось сдерживать этот натиск. В конце IV века начались массовые передвижения германских и других варварских племен, получившие названия  Великого переселения народов, закончившееся  завоеванием всей территории Западной Римской империи. Огромные массы народов: вестготы, остготы, вандалы, лангобарды, гунны и др. двинулись в Западную, Центральную Европу, Северную Африку с востока. Это переселение было вызвано ростом населения варварских племен из-за повышения жизненного уровня вследствие интенсификации земледелия и перехода к оседлости. Варварские племена стремились захватить плодородные земли Римской империи и создать на них постоянные поселения.

Завоевание римских провинций и расселение варваров среди романского населения, жившего в условиях более высокой материальной и духовной культуры, ускорили разложение рабовладельческих отношений и образование  феодального строя в римском обществе. По всей Европе стали образовываться варварские королевства.

Одним из таких королевств было Франкское государство, достигшее наибольшего могущества при Карле Великом (768 – 814 гг.). Карл Великий был выдающимся полководцем и политическим деятелем. По описанию его биографа, он обладал большим красноречием, знал несколько языков, занимался науками, но не умел писать.

Карл Великий проводил завоевательную политику с целью создания мировой империи. Созданная Карлом Великим империя занимала значительную часть территории Западной Римской империи. В 800 году римский папа Лев III короновал Карла Великого короной «римских императоров». Свой титул императора Карл Великий использовал для укрепления своей власти внутри государства и повышения международного престижа. Предпринимались попытки создать централизованный аппарат управления по римскому образцу. В этом активно ему помогала римская церковь.

Созданная Карлом Великим империя оказалась непрочным образованием и распалась вскоре после смерти ее создателя. Причинами этого неизбежного распада явились отсутствие экономического и этнического единства и рост могущества крупных феодалов. После междоусобной борьбы сыновей Карла Великого империя была поделена на три части (843 г., г. Верден): западная – Карлу Лысому, восточная – Людовику Немецкому, в центре – Лотарю.

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики – сельское хозяйство, в котором трудилось большинство населения. Труд был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные темпы технико-экономической эволюции.

Средние века – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов определил развитие главным образом внешней торговли, ориентированной в основном на высшие слои общества. Промышленность существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.

Средневековое общество – общество сословное. Основных сословий было три: знать, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и  обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Важнейшей характеристикой средневекового общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто её давал, — сеньором. Земля давалась на определённых условиях, важнейшим из которых была служба сеньору (обычно 40 дней в году). Важнейшими обязанностями вассала были участие в войске сеньора, защита его владений, чести и т.д.

Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений через формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями. Первый путь – через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, передавался от отца к сыну (а с VI в. к дочери) и являлся их собственностью.  Так постепенно оформлялся аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в общине, а постоянные войны и неурожаи способствовали концентрации земли в руках общинной верхушки, которая выступала как часть сословия феодалов.

Второй путь складывания феодальной системы – через практику земельных пожалований королём или другими крупными феодалами. Сначала участок земли (бенефиций)давался только при условии несения службы и на время службы. Поскольку сыновья многих вассалов продолжали служить сеньору, бенефиций всё чаще становился почти полной собственностью вассалов, переходя от отца к сыну. Земля, переходящая по наследству называлась лен, или феод, владелец феода – феодал. Бенефиций становится феодом к IX-XI вв.

Подавляющая часть населения на протяжении всего Средневековья жила вне города.

В X-XI веках произошли существенные сдвиги в развитии производительных сил стран Западной Европы, прежде всего в сельском хозяйстве. За счет расширения обрабатываемой площади, улучшения обработки земли, появления новых отраслей сельского хозяйства (виноградарство, овцеводство, маслоделие) увеличивается урожайность и количество сельскохозяйственной продукции. У крестьян стали накапливаться излишки сельскохозяйственных продуктов, которые они могли обменять на изделия ремесла, вместо того, чтобы изготавливать их самим.

Возрастала производительность сельскохозяйственного труда, совершенствовалась техника и технология. Особенно заметный прогресс наблюдался в металлургии, обработке металлов, выделке тканей, особенно шерстяных. Постепенно сукноделие и железоделательное ремесло отделилось от сельского хозяйства и стало основным занятием ремесленников этих специальностей. Позднее отделились от сельского хозяйства обработка кожи, гончарное, строительное дело. Ремесленник превратился в мелкого товаропроизводителя, обладающего высокой квалификацией. Отделение ремесла от сельского хозяйства создало предпосылки возникновения средневекового города.

Возникновение средневекового города – это научная проблема, возникшая примерно 200 лет назад. За это время родилось множество теорий возникновения городов в Европе. Это и теория  непрерывного развития от римского города к средневековому, и теория возникновения города из рынка, из феодальной вотчины и пр.

Современная наука признает, что города в разных районах Европы возникали в силу разных причин. В городах средиземноморского типа были сильны галло-римские традиции, в заальпийский городах – германские.

Города появлялись в различных местах: около замков и крепостей (Страсбург, Бранденбург), вокруг монастырей, где собиралось большое количество народа (Сен-Жермен, Сант-Яго), около мостов (Брюгге, Кембридж), около переправ через реки (Оксфорд).

Раньше всего города как центры ремесла и торговли поднялись в Италии (Венеция, Генуя, Флоренция, Неаполь), а несколько позже на юге Франции (Марсель, Тулуза). С XI в. начали возникать города в Англии, Германии, Нидерландах. В XII-XIII вв. – на севере Европы (Скандинавия, Ирландия;  Венгрия).

Города с населением 4-6 тыс. жителей считались средними. Были и крупные города, как Париж, Милан, Флоренция, где проживало по 80 тыс. человек.

Средневековые города возникали на землях королей, а также светских и духовных феодалов. Феодалы были заинтересованы в появлении на своих землях городов, т.к. города приносили им немалые доходы. Горожане требовали ограничения поборов, начали вести борьбу за политические привилегии. Исход борьбы определялся конкретными историческими условиями. Порой горожанам удавалось откупиться от сеньоров крупными суммами денег. Но во многих случаях городам приходилось добывать себе свободу силой, с помощью вооруженного восстания.

В Италии, где не было централизованной государственной власти, многие города добились независимости уже в IX-XI вв. Генуя, Венеция, Флоренция стали городами-государствами, т.е. обладали правом объявлять войну, заключать мир, чеканить монету. Некоторые имперские  и епископские города в Германии (Любек, Бремен, Нюрнберг) приобрели те же права. Города Северной Франции, Англии добились лишь части привилегий. Большинство крупных городов Западной Европы добилось упразднения крепостной зависимости своих жителей. Горожане (патрициат) избирали совет, Мэра, имели суд, военное ополчение, собственные финансы. Горожане не работали на барщине, не несли оброк, не платили денежную ренту и выставляли сеньору вооруженный отряд на войну.

 

 

studizba.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *