Минутки чистописания в 1 классе
ГУ «Фрунзенская средняя школа»
1 класс
Цель: формирование навыка правильного
написания букв, их соединений,
четкое безотрывное письмо,
развитие правильной, грамотной речи.
Подготовила Учитель начальных классов Григоренко Л.А.(в помощь начинающим учителям)
2014-2015учебный год
1урок.
1.Аа Аа Ак ра
2.Аккуратность человека красит.
3.Снег,кружится,в,воздухе,белый.
(Составить предложение, записать.)
2 урок.
1.Бб Бб бу бы бе бо
2.Без труда хлеб не родится никогда.
3.Живут,в,зайцы,лесу,медведи,и.
(Составь предложение, запиши. Какой речью пользовался?)
3 урок.
1.Вв Вв вс ве ва вы
2.Век живи-век учись.
3.Выпиши слова вежливости.
который час? Будьте добры, повторите еще раз.
Простите, я не знал.
4урок.
1.Гг Гг ги Ге гл
2.Глаза страшатся, а руки делают.
3.Спиши .Поставь где надо точки.
Зимой воробей живет около дома он ест там крошки хлеба и зерна голодно ему зимой.
5урок.
1.Дд Дд де да до ду
2.Делаешь наспех –сделаешь на смех.
3.Допиши предложения.
Зимой дети гуляли в… .Они увидели на дереве… .
Она была очень… .
(красивая, белка, лес)
6 урок.
1. Ее Ее ест ем ели
2. Ест за вола, а работает за комара.
3.Найди нужные слова для начала предложений.
Запиши их.
1. …читает книгу. 2. …очень интересная.
3. …подарил щенка.
7 урок.
1.Ее Ее ем ме ле те
2. Елка ежик ершик
3.Сколько букв и звуков в каждом слове?
(Дом, куст,столб,яблоко,сом,стук,весло,конь,коньки.)
8урок.
1.Жж Жж жужжит
2. Жизнь дана на добрые дела.
3.Сделай звуковой анализ слов: мыло, кровать.
9 урок.
1.Зз Зз за зл зе
2.Зеркало человека- его труд.
3. Из букв составь слова и запиши их.
а, р, у, к о, к, в, р, е
и, р, г, а и, н, т, к, а
о, н , к ,о л ,а ,о, д, к
10 урок.
1.Ии Ии ию ия иа
2.Июль – макушка лета.
3.Спиши слова. Подчеркни гласные буквы.
Утюг , молоток, ножницы, коса,лопата,пила,серп,
топор,грабли.
11 урок.
1.Кк Кк ко Ки ке ок ик ек
2.Кошке — игрушки, мышке – слезки.
3.Раздели слова на слоги.
Король, королева, замок, дочка, сын, злая,колдунья,
колдовать, превратить.
12 урок.
2.Лень хуже болезни.
3.Спиши и поставь ударение.
Солнце село за село. Купи соли и соли капусту.
13 урок.
1.Мм Мм им ом ум
2. Мир строит, а война разрушает.
3. Спиши, вставь пропущенные буквы.
В скобках пиши проверочное слово.
Пришла з . ма (зимы ). Д . ревья и д . ма покрылись
сн . гом. Во дв . рах много д . тей. Они рады з . ме.
14 урок.
1.Нн Нн
2. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
3. Спиши. Какими буквами различаются слова?
Подчеркни их.
Дом – сом, коса – коза, бить – пить, шар – жар,
горка – корка ,вить – выть, жить – шить, лук — луг.
15 урок.
1.Оо Оо по во од ом ои
2.Один в поле не воин.
3. Спиши слова в два столбика. В первый слова,
которые начинаются с твердого согласного, во
второй – с мягкого.
Пила, пол, пел, пуговица.
Лес, лось, ласка, лиса.
Мел, малыш, мука, миска.
16 урок.
1.Пп Пп по пе пы пу пи
2. Поспешишь – людей насмешишь.
3. Спиши, подчеркни букву, которая обозначает
мягкость согласного.
Конь – кон, ел — ель, брат – брать, угол – уголь,
шест – шесть.
17 урок.
1.Рр Рр ро Ра ри ре ру ер ор
2. Рот до ушей, хоть завязочку пришей.
3. Напиши слова, изменяя их по образцу:
Кулек-куль-кульки.
Пенёк, денёк, огонек, окунёк, уголёк.
18 урок.
1.Сс Сс со сы си ст св
2.Своя земля и в горести мила.
3.Спиши, изменяя слова по образцу. Подчеркни
согласную на конце слова.
Стадо (козы) коз….
Стадо(коровы)….
Стайка(рыбы)….
Несколько(березы)….
Стопка(книги)….
Пара(сапоги)….
19 урок.
1.Тт Тт три т ет та то ту
2. Труд кормит и одевает.
3. Раздели слова для переноса.
Коньки, пальто, письмо, деньги, кольцо, пальцы,
серьги, рельсы, жильцы.
20 урок.
1.Уу Уу ум р у к у
2.Умелые руки не знают скуки.
3.Запомни скороговорки . Запиши их по памяти.
В живом уголке жили ежи да ужи.
Хороши наши малыши.
21 урок.
1.Фф Фф
2.Филин не к добру кричит.
3. Спиши, вставляя слоги жи, ши.
Белый снег пу..стый,
В воздухе кру…тся
И на землю тихо
Падает, ло..тся.
22 урок.
Хх Хх хо хи хе
Хорошо того учить, кто хочет все знать.
Вставь слоги ча или ща.
Встре.., ча.., ку.., мол.., тыся.., све.., гу..,
ро.., ту.. .
23 урок.
1.Цц Цц
2. Цыплят по осени считают.
3. Спиши, измени слова по образцу.
Скачи-скачу, плати-…, стучи-…, кричи-…,
прости-…,сообщи-…, угости-….
24 урок.
1.Чч Чч
2. Что посеешь, то и пожнешь.
3. Напиши слова в алфавитном порядке.
Завод, масло, робот, народ, барабан, картофель,
тарелка, станок, постель, город, дежурный.
25 урок.
1.Шш Шш еш иш ши ше
2. Шила в мешке не утаишь.
3. Вставь слова.
Прачка стирает(что?)…
Повар готовит(что?)…
Ткачиха ткет(что?)…
Маляр красит(что?)…
(белье, обед, полотно, стена)
26 урок.
Щщ Щщ щи щу ща
Щи да каша-пища наша.
Подбери к названиям предметов нужные слова.
Запиши .
Врач… Дерево…
Ракета… Малина…
27 урок.
Юю Юю
Юлит юла , вот и все дела.
Подбери к каждому слову близкое по значению
слово.
Горел, скала, варить, красный, врач.
28 урок.
Яя Яя яз зя ям ял мя
Язык острее мяча.
Подбери к данным словам слова, противоположные по смыслу.
Друг… Длинный… Шум…
Молодой… Соль… Знай…
Горький… Смех… День…
(старый, врач, плач, короткий, сахар, тишина,
прохлада, ночь)
infourok.ru
Поурочные планы по чистописанию, 1 класс
Урок 1 Чистописание ( 1 класс ) Дата проведения __________________
Тема: Звуки и буквы.
Цель: 1. Научить распознавать в речи звуки и буквы, определять гласные и согласные звуки и буквы.
2. Развитие устной речи учащихся, умений обозначать в схеме гласные и согласные звуки, составлять
рассказ по картинке.
3. Воспитание культуры поведения на уроке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Сюжетные картинки, схемы слов, карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
2. Поэтическая минутка. Заучивание стихотворения:
Здравствуй, осень золотая!
Здравствуй, школа!
На урок
Нас зовёт, не умолкая,
Переливчатый звонок.
Мы с весёлыми друзьями
Вдаль на школьном корабле
Поплывём по морю Знаний
К неизведанной земле.
3. Развитие устной речи. Составление рассказа по картине « В школе»:
4. Работа по теме урока:
А) Упражнение в отличие звуков от букв;
Б) Упражнение в произношении гласных и согласных звуков.
Физминутка « Буратино».
5. Работа в тетради:
А) Упражнение в печатани букв Аа, Оо, Уу, Ии;
Б) Упражнение в написании прямых коротких палочек с наклоном: ///
В) Упражнение в написании прямых длинных палочек с наклоном: ///
6. Итог урока:
— Что нового узнали на уроке?
— Чему научились?
— Какие задания были сложными?
— Какие задания вам понравились?
7. Поощрение учащихся за урок.
kopilkaurokov.ru
Минутки чистописания в 1 классе Из опыта работы учителя начальных классов Спиридоновой Надежды Григорьевны
Минутки чистописания в 1 классеИз опыта работы учителя начальных классов
Спиридоновой Надежды Григорьевны
Цель минуток чистописания в 1 классе: формирование навыка правильного написания букв, их соединений в словах, чёткое безотрывное письмо.
К концу 1 класса учащиеся должны сознательно овладеть навыками письма. Они должны знать и уметь рассказать, как пишется каждая буква, понимать и видеть ошибки в начертании и соединении букв и знать, как их устранить.
Занятия по чистописанию провожу ежедневно, согласно требованиям программы. До конца первого полугодия отрабатывала наиболее сложные для учащихся формы букв, которые им труднее всего даются при письме. В третьей четверти я проводила письмо строчных букв, их соединений с другими буквами, а в четвёртой четверти упражняла первоклассников в написании заглавных букв и их соединений.
Все буквы строчные и заглавные можно разделить на три группы, сходные по написанию, и распределить их в порядке усложнения начертания:
Строчные буквы.
1 группа: и,ш, щл,м,я,ц,щ,й,
2 группа: г,п,т,р,к,н
3группа: о,а,ф,ю,б
4группа: с,э,х,ж,
5 группа: у,з,д,в,е,ё
6 группа: ч,ь,ъ,ы,
Заглавные буквы.
1 группа: И, Й, Ш,Щ, Ц, Ч
2 группа: Г, П, Т, Р, У, Д, Ф.
3группа: Л, М, А, Я
4группа: О, С, Э, Х, Ж
5 группа: Н, Ю, К, Б, В
6 группа: Е, З
После прописывания каждой группы букв предлагаю самостоятельное списывание слов или текстов, где встречаются эти буквы, с предварительным анализом качества письма (наклон, расстояние между элементами и буквами, высота букв). Это даёт возможность проверить как вырабатываются у учащихся навыки правильного написания данных букв и правильное соединение с другими, плавность и равномерность письма. Если первоклассники плохо усвоили написание каких-либо букв и их соединений, то я провожу повторение.
Слова и предложения к минуткам чистописания в четвёртой четверти имеют тематическую направленность: знакомство учащихся с географией нашей страны, названиями рек, озёр, населённых пунктов.
Все минутки чистописания связываю с уроками русского языка. Слова и предложения подбираю такие, чтобы в них были орфограммы, изучаемые в первом классе.
Особое внимание уделяю в словах ударению, ударным и безударным слогам и гласным в словах. В конце каждой четверти даю контрольное списывание текстов. Каждый учитель может проводить его на выбор и по своему усмотрению.
Объём каждой работы – 2 строки, кроме самостоятельного и контрольного списывания. Минутки чистописания помогут начинающим учителям в планировании своих уроков.
Привожу некоторые упражнения, которые знакомят с особенностями группировки букв, последовательностью отработки их начертания, структурой занятия.
Третья четверть
Ш щ ш щ ша ща шу щу
Шура ловит щуку
и й и й й й й ой ей ай, бой,
Мой руки перед едой.
е е е е е е е е ен ел ев дело
мало хотеть, надо уметь.
е ё ё ё ё ё ё ё ё ё ё ё нёс ёлка
Сёма вёз воз сена.
Ооо Ооо о о о о о о Обь
Город Одесса- морской порт.
Н Н Н Нн Нн Нн Нн Нура
Наурыз – начало года
В В Вв Вв Вв Ввв Ввв
Вода- источник жизни.
Очень важно с самого начала урока заинтересовать учеников и побудить их к действию, поставив перед ними задачу, развивающую аналитико-синтетическое мышление. Структурно данный этап делится на две фазы: подготовительную и исполнительную. На подготовительной фазе ученикам предлагается определить и сформулировать тему минутки чистописания, а затем составить план предстоящих действий по написанию букв и их элементов.
Например, учителем даётся задание: «Внимательно посмотрите на данную запись и определите, какую букву будем сегодня прописывать».
Задание на доске:
Грустный сладкий поздний
в г ?
Найти антонимы к этим словам.
Весёлый горький ранний.
Определить порядок, прописать.
Ослик крокодил курочка
И Г ?
Что общего в записанных словах? Из каких сказок герои? Какие существительные пишем с большой буквы?
Запись слов
Учащиеся, мобилизуя внимание, наблюдательность, сообразительность, выявляют искомые буквы или слова и дают полный обоснованный ответ.
От урока к уроку задания и их принцип составления меняется и усложняется. Таким образом, на минутке чистописания ребята не только совершенствуют свой графический навык, но и развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитические способности
Подготовка кисти руки к письму.
Исходное положение – взять ручку, согнуть руку в локте и поставить на парту. Упражнение в воздухе:
1)« курочка пьёт воду»- наклоны кистью вниз, возвращаясь в исходное положение;
2) « красим кистью забор» — движение сверху вниз и снизу вверх.
« красим крышку парты» — движения слева направо и наоборот.
3) « рисуем грабли» — движения, имитирующие « зубья», — прямые с закруглением внизу
Физкульминутка с речёвкой.
Учитель. Руки подняли и покачали (показывает)
Дети. Это деревья в лесу (повторяют движения учителя)
Учитель. Руки согнули, кисти встряхнули (руки сгибает к плечам)
Дети: Ветер сбивает росу ( повторяют движения учителя)
Учитель: В сторону руки, плавно помашем ( показывает)
Дети: Это к нам птицы летят лесу ( повторяют движения учителя)
Учитель: Как они сядут, тоже покажем.
Дети: Крылья сложили назад (заводят руки за спину, слегка наклоняясь вперёд)
Физкультминутка ( сидя на месте): вытянули руки вперёд, встряхнули кисти, подняли руки вверх, потянулись, отклонились к спинке стула, убрали руки назад, прогнулись, затем наклонились вперёд.
Физкультминутка « Запуск ракеты»
— Завести моторы.
Дети начинают перед собой интенсивное вращение рук (правую за левую), согнутых в локте
— Соединить канаты.
Производятся частые касания (с лёгким нажимом) кончиками пальцев рук друг о друга.
— Подготовиться к запуску ракеты
Все приседают
— Пуск!
Резко выпрямляются, поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем свободно и быстро встряхивают кистями.
Строчные буквы.
1группа:и,ш,щ,л,м,я,ц,щ,й,
2 группа: г,п,т,р,к,н
3группа: о,а,ф,ю,б
4группа: с,э,х,ж,
5 группа: у,з,д,в,е,ё
6 группа: ч,ь,ъ,ы,
Заглавные буквы.
1группа:И,Й,Ш,Щ,Ц, Ч
2 группа: Г, П, Т, Р, У, Д, Ф.
3группа: Л, М, А, Я
4группа: О, С, Э, Х, Ж
5 группа: Н, Ю, К, Б, В
6 группа: Е, З
Ш щ ш щ ша ща шу щу
Шура ловит щуку
и й и й й й й ой ей ай, бой,
Мой руки перед едой.
е е е е е е е е ен ел ев дело
мало хотеть, надо уметь.
е ё ё ё ё ё ё ё ё ё ё ё нёс ёлка
Сёма вёз воз сена.
Ооо Ооо о о о о о о Обь
Город Одесса- морской порт.
Н Н Н Нн Нн Нн Нн Нура
Наурыз – начало года
В В Вв Вв Вв Ввв Ввв
Вода- источник жизни.
infourok.ru
Минутки чистописания и словарная работа на уроках русского языка в 1 классе.
Кононенко С.В.
Учитель МБУ «Школа№70»
Г а зета, г а зетный, г а зетчик .
Глаза страшатся, а руки делают.
Звонит, позвонишь, позвонит
Уч е ник, уч е ница, уч е нический.
Уч е н ь е – свет, а неучен ь е – тьма.
Уч е нику – уда ча , а учителю – радость.
Г оро д, г оро док, г оро дской.
Говори мало, слушай много, а думай ещё больше.
Кла сс , кла сс ный, первокла сс ник.
З а дал, задал а , з а дали.
Как сне… на гол…ву.
Д оро га, д оро жка, под оро жник.
Упражнение 7.
Ленивомувсегдапраздник.
Дорогуосилитидущий.
Д оро га, д оро жка, под оро жник.
Упражнение 7.
Ленивому всегда праздник. Дорогу осилит идущий.
Г а зета, уч е ник, г оро док, кла сс , кла сс ный, я зык, п о д оро жник, д оро жка.
Ру сс кий я зык, …зычок, д…р…га, п…д…р…жник, д..р…жка, кла…, кла…ный, г…р…д, г…р…док, г…р…дс- кой, уч…ник.
Б е рёза, б е рё з ка, б е рёзовый, п о дб е рёз о вик.
Без труда не выта -щишь и рыбку из пруда.
Д …р… га, д …р… жка, под …р… жник.
К оро ва, к оро вник, к оро в ь е м оло ко, кла сс , кла сс ный, первокла сс ник.
Кто много читает, тот много знает.
В оро бей, в оро бушек, в оро бьиный клюв.
Повтор и м, повтор и те, повтор и т.
Д е ревня, д е р е венский дом, д е р е вушка, д …р… га, д …р… жка, под …р… жник.
Друг познаётся в беде.
Ру сс кий я зык, Р осс ия, р осс ияне, р осс ийский герб.
Источники изображений
http://www.quia.com/files/quia/users/matmet/Graphics/Fancy-geometry-learn.gif
http://www.grafamania.net/uploads/posts/2008-08/1219611582_7.jpg
intolimp.org
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ ЧИСТОПИСАНИЯ В 1 КЛАССЕ
Все письменные буквы можно разделить на три группы.
К первой группе можно отнести те буквы, в которых нечетко видны их элементы:
Для этой группы предварительную работу полезно проводить на нелинованных листах бумаги. После объяснения учителем написания букв дети во весь лист полученной бумаги, как им позволит рука, пишут букву или ее элементы.
Например:
Можно сразу же проконтролировать, как ученик воспринимает данную букву, и помочь ему устранить ошибки до письма в тетради.
Вторую группу составляют буквы, в которых четко видны их элементы, все эти буквы разные по форме, трудны для восприятия первоклассниками своим соотношением.
Это буквы:
Подготавливая детей к написанию таких букв, желательно давать им образ той или иной буквы в виде рисунка, напоминающего её по конфигурации. Так, предварительная работа по восприятию прописной буквы А может быть начата с рассмотрения рисунка гимнаста, который если изменит свою «позу», то упадет. Буква А – она не сможет ровно стоять на строчке, если будет написана «широко» или «узко».
БукваО –
Буквы Ы —
Буквы У –
Буквы К –
Третью группу составляют буквы, в которых важным элементом является петля:
Это наиболее сложные по написанию буквы. Обучение их письму важно предупредить практической работой с проволокой, нитками и др. Дети как бы модулируют из ниток или проволоки буквы с петлями. Учитель проверяет ход работы, и только после того, как все будет сделано правильно, школьники смогут записать букву в тетради. Если при письме возникает ошибка, то работа повторяется.
Дифференцированный подход в обучении письму проводится и при индивидуальной работе с каждым из учащихся. Прежде всего, это касается детей, которые пишут левой рукой. Для них доминирующим приемом может стать копирование.
Леворукие дети при начертании букв часто путают траекторию движений, пишут буквы в обратном направлении, поэтому образцы должны иметь стрелки, которые бы показывали начало и дальнейшую траекторию движения при написании буквы:
Для детей, которые при письме в рабочей строке из-за боязни не довести перевести букву за ограничительную линию рабочей строки сильно сжимают ручку (а это вызывает значительное перенапряжение руки), может практиковаться предварительная работа на нелинованном листе, где ребе нок без ограничительных линий свободно пишет буквы или ее элементы:
Для детей, которые неправильно соотносят и воспроизводят отдельные элементы букв, следует подбирать специальную разлиновку:
Такая разлиновка поможет ученику проконтролировать свои действия при выписывании элементов букв.
С детьми, у которых обнаруживается высокая степень неустойчивости внимания, нужно проводить предварительную работу, вызывающую у них живой интерес. До письма буквы или ее элементов в тетради ребенку надо заранее записать в рисунке целую букву или ее элементы.
Осуществляя дифференцированное обучение на уроке письма, учитель
получает возможность предупредить ошибки детей, оказать конкретную помощь долго действующего характера, при которой ученики начинают писать правильно. Такой подход к обучению письму позволяет выработать навыки добросовестного труда, ибо рассчитан на способности каждого ученика.
МИНУТКИ ЧИСТОПИСАНИЯ В 1 КЛАССЕ
Минутка чистописания в зависимости от цели урока может быть проведена в начале, середине или в конце урока. Далее представлен практический материал по дальнейшему совершенствованию каллиграфического навыка у первоклассников (3-я и 4-я четверть).
Некоторые буквы даны обычным шрифтом. При проведении занятий по чистописанию учитель показывает детям образцы письменных букв.
Я ЧЕТВЕРТЬ
1. и и и и и и и и и
лисица ученик русский
2. ш ш ш ш ш ш ш
карандаш машина
3. г г г г г г г г г
город сапоги газета
4. п п п п п п п п п
пальто пенал петух
5. т т т т т т т т т
тетрадь учитель лопата
6. н н н н н н н н н
пенал ворона стакан
7. Р р р р р р р р р
ребята работа русский
8. уу / уу уу / уу уу / уу
учебник учитель петух
9. ллл / ллл ллл /ллл ллл /ллл
лопата платок пальто
10. Мм / мм мм / мм мм/мм
мебель мороз машина
11. цц цц цц цц цц цц цц цц
цапля цирк
12. щщ щщ щщ щщ щщ щщ
щука щи щавель
13. ъ ъ ь ь // ь ь ь ь // ь ь
медведь пальто пень
14. ы ы ы ы / ы ы ы ы
лыжи язык
15. Оо/оо оо / оо оо / оо
молоко одежда осина
16. Аа// аа аа // аа аа // аа
девочка заяц стакан
17. Юю юю / юю юю / юю
юла вьюга юг
18. Ф ф // ф ф // ф ф // ф ф
февраль флаг
19. Д д д д д д д д д
девочка деревня
20. б б б б б б б б
работа ребята
21. яия // яия // яия //
январь яблоко язык
22. С С / С С С С
сентябрь сорока собака
23. е е / е е е е / е е ее / ее
петух деревня
24. ё ё / ё ё ё ё / ё ё ёё / ёё
ёж ёлка весёлый
25. ч ч ч ч / ч ч ч ч / ч ч
часы чулки
26. ъ ъ ъ ъ / ъъ ъъ / ъ
объявление подъезд
27. хх хх хх хх хх хх хх
сахар хорошо петух
28. вв // вв вв // вв вв // в
ворона воробей корова
29. жж // жж жж // жж жж // жж
одежда жизнь
30. ээ ээ / ээ ээ / ээ ээ /
эхо этот этаж
З1. З / з з /з з /з з /з з/з з/з
завод мороз заяц
32. ккк // ккк ккк // ккк ккк // ккк
класс коньки карандаш
33. ЗСЗС ЗЗЗз
Зоя Зеленогорск Зверев
34. XОХО XXХх
Харьков Хармс Харитонов
35. ЕЗЕЗ ЕЕЕе
Елена Енисей Егоров
36. ЭСЭС ЭЭЭэ
Эмма Эдуард
37. Я Я Я я
Яша Ярославль Яковлев
38. ЖСЖС ЖЖЖж
Женя Жора Житков
39. Н Н Н н
Нина Носов
40. К К К к
Катя Киев Конотоп
41. Ю Ю Ю ю
Юрий Юлия Юсупов
42. Р Р Р р
Рачев Валентин Фрунзе
Я ЧЕТВЕРТЬ
1. А А А Аа ааа
Алла Анапа Александра
2. БББ Бб ббб
Борис Брест Барто
З. ВВВ Вв ввв
Владимир Волгоград Верейск
4. ЖЖЖ Жж жжж
Женя Житомир Житков
5. 333 Зз зз
Зинаида Зеленоград
6. ИИИ Ии иии
Ирина Иртыш Ильин
7. ККК Кк ккк
Кирилл Киев Катаев
8. ЛЛЛ Лл ллл
Лариса Ленинград Лермонтов
9. МММ Мм ммм
Марина Минск Маяковский
10. ННН Нн ннн
Нина Некрасов
11. ООО Оо ООО
Ольга Одесса Осеева
12. ППП Пп ппп
Полина Пенза Пушкин
13. ТТТ Тт ттт
Татьяна Тула Толстой
14. РРР Рр ррр
Римма Рига Рылеев
15. С С С Сс ссс
Сима Саратов Сладкое
16. УУУ Уу ууу
Ульяна Уфа Ушинский
17. Ф Ф Ф Фф ффф
Фаина Фрунзе Фадеев
18. XXX Хх ххх
Харитонов Харьков Хармс
19. ЦЦЦ Цц ццц
Целиноград Цыферев
20. ЧЧЧ Чч ччч
Чита Челябинск Чарушин
21. ЩЩЩ Щщ щщщ
Щорс Щепкин
22. Ш Ш Ш Шш шшш
Шолохов Шура
23. Э Э Э Ээ эээ
Эмма Эстония
24. ЮЮЮ Юю ююю
Юрий Юлия
25. ЯЯЯ Яя яяя
Яков Ярославль Яковлев
26. ааа Аа А А А
арбуз аптека машин
27. ббб Бб БББ
барабан барсук белка
28. яяя Яя ЯЯЯ
яблоко земля язык
29. ссс Сс ССС
сапоги сахар песок
30. ччч Чч ЧЧЧ
человек рабочий часы
31. ввв Вв ВВВ
ворона валенки вторник
32. ххх Хх ХХХ
сахар хлеб халва
33. ззз Зз 333
завод мороз заяц
34. ллл Лл ЛЛЛ
лопата лисица пенал
35. щщщ Щщ ЩЩЩ
щи щетка щавель
З6. Ррр Рр РРР
работа ребята осень
37. Ггг Гг ГГГ
газета горох город
stydopedia.ru
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог: 677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения; • Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается); • Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации. • Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года). |
infourok.ru
Конспект-статья по чистописанию «Обучение чистописанию»(1 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Калининская средняя общеобразовательная школа»
Кунгурского района, Пермского края
Формирование каллиграфических, или графических, навыков письма у младших школьников.
подготовила
учитель начальных классов
Курочкина Татьяна Викторовна
с. Калинино
2018 г.
Тема: Формирование каллиграфических, или графических, навыков письма у младших школьников.
Цель: формирование графически правильного, чёткого, отчётливого, скоростного и плавного почерка и письма.
Задачи: сформировать у учащихся навыки скорого письма;
способствовать сохранению чёткости почерка;
обеспечить достаточную быстроту выполнения письменных работ;
помочь сформировать полноценный навык письма;
Формирование каллиграфических, или графических, навыков письма у младших школьников является важным моментом в обучении. Усилия методистов всегда были направлены на формирование у учащихся отчётливых, скорых, ритмических и плавных почерков. В практике школы возникла потребность внести некоторые изменения в организацию обучения каллиграфическим навыкам, порядок отработки формы букв, приёмам безотрывного письма, и т. д.
Основанием для этого стали психологические и психофизиологические исследования пальцев и кистей рук младших школьников в процессе письма при построении письменных знаков.
Из истории обучения чистописанию
Развитие методики красивого и правильного письма тесным образом связано с историей письменности, на возникновение и развитие которой, в свою очередь, оказали влияние этапы исторического развития общества, расширяющиеся и усложняющиеся потребности людей в общении, достижения научно – технического и культурного прогресса человечества, резко повлиявшие на отбор орудий, материалов и способов письма. Очень давно люди, желая передать свои мысли, записать их, высекали, вырезали свои письмена на камне, металле, глине, дереве. Позднее появляются мягкие материалы: папирус, пергамент, полотно, бумага; новые орудия письма: тростниковая палочка, кисть, гусиное перо, наконец, шариковая ручка.
Обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механических упражнений, переписывания. Учащиеся по несколько месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой.
Только при Петре I был упрощён шрифт. Письмо значительно упростилось. Процесс обучения письму был достаточно длительный, а желаемой скорописи достичь было трудно. Важно было писать красиво и скоро.
В начале ХХ века с новой остротой встал вопрос об упрощении письменного шрифта. Распространение машинописи, введение в обиход авторучек, особенно шариковых, увеличение потока и объёма информации, предназначенной для быстрой записи в различных сферах обучения, общения, настоятельно потребовали внесения изменений в письменный шрифт.
В 1970 году в школах был принят новый школьный письменный шрифт, значительно упрощенный, приспособленный к безнажимному письму шариковой ручкой и способствующий развитию навыков безотрывного скоростного письма.
Исторические изменения претерпевали и методы обучения детей чистописанию. До середины XIX века обучение письму шло в отрыве от обучения чтению. Буквы писались в алфавитном порядке от «а» до « ижицы» Основным методом обучения письму было механическое повторение бесчисленных упражнений в письме букв, слов, предложений.
К.Д.Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением, на базе чтения, то есть осмысленно. Таким образом, порядок обучения письму зависел от порядка обучения чтению. К.Д.Ушинский, будучи не только методистом и педагогом, но и психологом, выдвигал принцип одновременного обучения чтению и письму потому, что осознанное овладение графическим знаком проще, доступнее и интереснее для ребёнка. Этот принцип сохранился и применяется в школах в настоящее время.
В системе обучения письму получают распространение такие методы (или) способы, как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из них.
Методы обучения письму
Копировальный метод (способ)
Обучение чистописанию копировальным (или стигмографическим) методом заключалось в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом. Метод был введён в школу в XIX веке и был рассчитан на то, что длительное, хотя и механическое, обведение красивых образцов письма должно в итоге выработать правильную форму букв. Передовые методисты конца XIX и начала ХХ века критиковали этот метод, прежде всего за то, что обучение путём обведения готовых образцов не ведёт к сознательному овладению почерком, а построено на механическом, притупляющем ум упражнении. Однако многие методисты признавали, что использование копировального метода для специальных целей в условиях индивидуальной работы с детьми на ранней стадии обучения вполне целесообразно. Даже умелое применение этого способа может дать определённый эффект и при исправлении почерков учащихся третьих классов.
Таким образом, понимая, какой вред может нанести обучению чистописанию копировальный способ как единственный или один из ведущих, методисты допускали его ограниченное применение в каких- то специальных целях.
Линейный метод (способ)
Этот метод также берёт своё начало в далёком прошлом. В основе его лежит шрифтовый подход к обучению – точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и её частей, то есть букву, а следовательно, и слова можно было писать, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы в целом и её половины, наклон, расстояние между элементами и т.д.
Графическая сетка стала применяться с 1857 года в Германии. Она быстро распространилась в других странах. К концу XIX века в той же Германии она была уже отвергнута на том основании, что косая сетка вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки.
В России сначала обучали письму учителя – художники. Они склонны были обучать письму так, как обучали рисованию, – со вспомогательной сеткой для построения буквы при письме. Этот метод как единственный тоже не оправдал себя. Частая косая сетка не способствовали развитию навыка письма, формированию глазомера и прочее. Большинство методистов и до революции, и в советское время видели вредное влияние частой косой сетки, рекомендовали пользоваться ею очень ограниченно, а многие призывали к отказу от неё.
Некоторые учителя успешно решали задачи обучения письму первоклассников при работе в тетрадях в одну линию (без верхней линии рабочей строки).
Генетический метод (способ)
Генетический способ заключается в том, что буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы, к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности.
Генетический способ был известен с давних пор. Ещё в XVI веке впервые о нём упоминал немецкий художник Дюрер, доказавший, что всё письмо состоит из определённого количества основных линий. В течение XIX века генетический способ находил применение при обучении письму в школах Европы. Перенесённый в русскую школу, он в своё время сыграл очень положительную роль, придя на смену механическим упражнениям от «а» до «ижицы». Д.А. Писаревский считал, что генетический способ наиболее подходящий для первоначального овладения письмом. При письме же букв в порядке алфавита или в порядке, данном в букваре, изучение начинается с трудных форм. Однако все методисты понимали, что нельзя писать буквы без их осмысливания, учить писать в отрыве от обучения чтению. Поэтому генетический способ у нас в школах применяли после того, как уже все дети научились писать буквы в порядке их изучения чтению, то есть только для усовершенствования письма отработки формы букв. В методических разработках последнего времени этот способ применялся для отработки формы букв в послебукварный период.
Тактический (или ритмический) метод (способ)
Тактический способ – это способ письма под счёт, в одинаковом для всех учащихся в темпе, ритме. Некоторые методисты в своё время очень увлеклись этим способом, считая, что только таким методом возможно образование красивого почерка. Впоследствии оказалось, что ритмический способ имеет свои недостатки и достоинства, и, пользуясь им, нельзя разрешить все трудности обучения чистописанию. Однако большинство методистов признают положительные черты тактического способа (при ограниченном его применении), так как ор удобен для работ со всем классом, повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма.
Но при длительном и постоянном применении такого способа дети быстрее утомляются, у них притупляется интерес к работе.
Метод Карстера
Ещё один из распространённых методов – обучение письму путём прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Этот метод вошёл в историю чистописания как метод англичанина Карстера, описавшего его в начале XIX века. При применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми элементами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие расчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и лёгкости движения руки.
По мнению многих методистов, система упражнений Карстера была больше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправления почерков, чем для детей, так как многие расчерки были сложны по технике исполнения. Однако впоследствии отдельные упражнения успешно использовались и для обучения детей.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели традиционные способы обучения чистописанию. Как видим, в практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного не оправдал себя. Наилучшие результаты всегда достигались путём разумного сочетания этих способов на определённых этапах обучения письму.
Формирование каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и воспитательное значение. Приучая школьников к аккуратному и чёткому письму, заботясь об устойчивости почерка, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию.
Формирование индивидуальных почерков в начальной школе не заканчивается, продолжается и дальше в среднем звене.
Дальнейшие поиски и разработки учёных в области графических навыков письма и творческий опыт учителя поведут к дальнейшему совершенствованию методов формирования каллиграфических навыков письма.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. «Формирование каллиграфических навыков у младших школьников», М: Просвещение, 1987 г.
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф., «Уроки обучения грамоте», М: Просвещение, 1988 г.
infourok.ru