Университет Жизненной Речи
Онлайн тест по русскому: чередование гласных в корнях слов
Лимит времени: 0
0 из 12 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
Информация
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается…
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Правильных ответов: 0 из 12
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
Средний результат |
|
Ваш результат |
|
Место | Имя | Записано | Баллы | Результат |
---|---|---|---|---|
Таблица загружается | ||||
Нет данных | ||||
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- С ответом
- С отметкой о просмотре
Задание 1 из 12
Впишите правильную букву.
Впишите правильную букву.
- выр(о)сли, зар(а)стать, зар(о)сло, р(о)сток, недор(о)сль, подр(а)сти, возр(а)ст, подр(а)стать, р(а)стения, р(а)стущий, выр(а)щенный, отр(а)сль, водор(о)сли
-
Задание 3 из 12
Впишите правильную букву.
- зам(и)рать, зам(е)реть, соб(и)рать, расст(и)латься, выт(е)реть, бл(е)снуть, прид(и)раться, выж(и)гать, бл(и)стательный, зан(и)мать, пон(и)мать
Задание 4 из 12
Впишите правильную букву.
Задание 5 из 12
Впишите правильную букву.- г(о)реть, заг(о)релый, заг(а)р, г(о)релый, уг(о)реть, разг(о)раться, подг(о)рать, дог(о)реть, уг(а)рный газ, заг(о)реть, выг(о)реть, перег(о)реть, наг(а)р
Задание 6 из 12
Задание 7 из 12
Впишите правильную букву.
- ср(а)внить числа, р(а)вносторонний, всё р(а)вно, р(о)вняйтесь, р(а)внина, р(о)внять грядки, ур(о)вень, р(о)весник, пор(о)вну, подр(о)внять волосы, ур(а)внять условия, ср(а)внение
Задание 8 из 12
Впишите правильную букву.
Задание 9 из 12
Впишите правильную букву.
Задание 10 из 12
Впишите правильную букву.
Задание 11 из 12
Впишите правильную букву.
Задание 12 из 12
Впишите правильную букву.
freedom-language.com
Тест: Правописание чередующихся гласных и согласных в корне
Контрольная работа по русскому языку (5-6 классы). Тема: Правописание гласных и согласных в корне.
Русский язык 5 класс | ID: 1293 | Дата: 14.2.2014
«;} else {document.getElementById(«torf1″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(1)==»1″) {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(2)==»1″) {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(3)==»1″) {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(4)==»1″) {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(5)==»1″) {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(6)==»1″) {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(7)==»1″) {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(8)==»1″) {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(9)==»1″) {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(10)==»1″) {document.getElementById(«torf11″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf11″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(11)==»1″) {document.getElementById(«torf12″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf12″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(12)==»1″) {document.getElementById(«torf13″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf13″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(13)==»1″) {document.getElementById(«torf14″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf14″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(14)==»1″) {document.getElementById(«torf15″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf15″).innerHTML=»»;}; } }Получение сертификата
о прохождении теста
testedu.ru
Тест: Тестирование по русскому языку для обучающихся 5 класса по теме «Чередование гласных в корнях слов»
Тестирование по русскому языку для обучающихся 5 класса по теме «Чередование гласных в корнях слов»
Русский язык 5 класс | Автор: Наталья Николаевна Покровкова | ID: 3975 | Дата: 7.2.2015
Вопрос № 9В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
изл..гать, сл..жить, распол..жение, предпол..гатьпредл..жение, слаг..емое, изл..жение, дол..жить
возл..гать, предл..гать, предпол..гаемый, пол..гать
прил..жение, ул..жить, пол..жение, разл..жить
Вопрос № 10
В каком ряду во всех словах пропущена буква О?
зар..сло, прор..сли, пор..сль, отр..сльвыр..сли, подр..сли, выр..щенный, отр..стать
р..стение, разр..стаются, обр..стать, р..стущий
р..сли, р..сток, р..стовщик, недор..сль
Вопрос № 11
В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
прик..сайтесь, к..сательная, к..саюсь, соприк..саешьсяк..саться, к..саемся, соприк..саться, при..косновение
прик..сается, к..сание, к..снитесь, неприк..сновенный
к..снуться, прик..снешься, к..снись, соприк..снуться
Получение сертификата
о прохождении теста
testedu.ru
ТЕСТ Чередующиеся гласные в корне слова
ТЕСТ Чередующиеся гласные в корне слова вариант 1 1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова? 1) сохранился, задрожал 2) залив, заметка 3) движение, обращение 4) запереть, озарение 2. Найдите лишнее слово. 1) окрасить 2) отрастить 3) замереть 4) собирать 3. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне. 1) вспомнить 2) касание 3) броситься 4) откликнуться 4. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне. 1) перег..родка 2) заг..родный 3) заг..рать 4) г..рный 5. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне. 1) к..сить 2) к..стный 3) прик..сновение 4) к..силка 6. В каком слове пишется буква А? 1) отр..сль 2) подр..сли 3) к..снуться 4) разг..реться 7. В каком слове пишется буква И? 1) расст..лить 2) зат..реть 3) отп..реть 4) разб..рать 8. В каком слове пишется буква О? 1) з..рница 2) г..рящий 3) прик..саться 4) оз..рение 9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Капли росы падали с верхушек трясунки, с головок луговых цветов, когда я пробирался полями к загородной роще. (В.Г.Короленко.) 10. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. (В.Г.Короленко.) 11. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Тогда моё сердце загоралось жалостью и сочувствием. (В.Г.Короленко.) 12. В слове ВЫГОРАТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит 1) от суффикса, стоящего после корня; 2) от ударения; 3) от согласной, на которую оканчивается корень; 4) от проверочного слова
ТЕСТ
Чередующиеся гласные в корне слова
2 вариант
1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова?
1) загораживать, носились
2) выращивать, собирать
3) перемигивались, испекутся
4) пробивался, удивиться
2. Найдите лишнее слово.
1) зарастать
2) приложение
3) постелить
4) умножение
3. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) тянулись
2) остановиться
3) затирать
4) прибрежные
4. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) г..рсточка
2) подг..ревший
3) г..ревать
4) предг..рье
5. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) к..смический
2) к..солапый
3) прик..снуться
4) к..стрище
6. В каком слове пишется буква А?
1) г..рение
2) р..сток
3) пор..сль
4) к..сание
7. В каком слове пишется буква И?
1) раст..рание
2) ст..литься
3) зам..реть
4) отт..реть
8. В каком слове пишется буква О?
1) к..сательная
2) оз..рять
3) перег..реть
4) соприк..саться
9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Над замком зарисовался тонкий серп луны, загорелись звёзды. (В.Г.Короленко.)
10. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Когда же она заметила меня, в её глазах блеснула живая искорка. (В.Г.Короленко.)
11. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался. (В.П.Астафьев.)
12. В слове ПРИКОСНОВЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит
1) от суффикса, стоящего после корня;
2) от ударения;
3) от согласной, на которую оканчивается корень;
4) от проверочного слова
Чередующиеся гласные в корне слова
3 вариант
1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова?
1) расчищать, выросли
2) удерживать, пробиваться
3) убираться, загорать
4) провожать, отгородить
2. Найдите лишнее слово.
1) зарница
2) заражение
3) зоренька
4) зарастать
3. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) расспрашивать
2) затосковать
3) прикоснуться
4) погостить
4. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) г..рнир
2) г..рпун
3) г..рантия
4) ог..рок (свечи)
5. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) каскад
2) каспийский
3) каска
4) касательная
6. В каком слове пишется буква А?
1) выр..щенный
2) сг..раемый
3) прор..сший
4) кос..нувшийся
7. В каком слове пишется буква И?
1) заж..гать
2) бл..снул
3) соб..рётся
4) подп..реть
8. В каком слове пишется буква О?
1) предл..гать
2) прол..жить
3) отр..сль
4) отр..стать
9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Рядом с ней лежала злополучная кукла, с розовыми щеками и глупыми блестящими глазами. (В.Г.Короленко.)
10. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Я грустно ходил по саду и с тоской смотрел по направлению к горе, ожидая, кроме того, грозы, которая собиралась над моей головой. (В.Г.Короленко.)
11. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. (В.П.Астафьев.)
12. В слове ОЗАРЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит
1) от суффикса, стоящего после корня;
2) от ударения;
3) от согласной, на которую оканчивается корень;
4) от проверочного слова
Ответы:
Вопрос
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Вариант
I
4
1
2
3
3
1
4
2
пробирался
зарастали
загоралось
2
II
2
4
3
2
3
4
1
3
загорелись
блеснула
вытирать
1
III
3
2
3
4
4
1
1
2
блестящими
собиралась
продираться
2
infourok.ru
Тест по русскому языку: «Правописание корней с чередованием»
Тест по русскому языку:
«Правописание корней с чередованием»
Данный тест рассчитан на 20-25. На организационные вопросы выделяется 5 минут.
Актуальным будет проведение данной работы после освоения темы «Правописание корней с чередованием» в рамках обобщения или контрольной проверки знаний.
Контрольная работа по русскому языку (тест)
ученика(цы) 6__класса
_______________________________
(фамилия, имя)
Раздел I
Внимательно прочитайте задание. Обведите в кружок номер правильного ответа. У заданий 1-5 может быть только один правильный ответ.
1.Укажите, в каком слове на местах пропуска нужно вставить букву А:
а) г..релка;
б) тв..рец;
в) к..сание;
г) зар..сли.
2.Укажите, в каком слове на местах пропуска нужно вставить букву О:
а) выр..стить;
б) изл..гать;
в) соприк..саться;
г) р..сток.
3.Укажите, в какой строке на местах пропусков необходимо вставить одну и ту же букву:
а) ст..рать вещи, выт..реть досуха, выб..рать одежду;
б) бл..стать на балу, отп..рать дверь, проб..раться через заросли малины;
в) каша подг..рела, вечерняя з..ря, прекл..нить колени;
г) оз..рённый идеей, точка соприк..сновения, сжатое изл..жение.
4.Укажите, в какой строке на местах пропусков необходимо вставить одну и ту же букву:
а) г..рела роща, интересное предл..жение, немного подр..сти;
б) обг..реть на солнце, прик..снуться к прекрасному, сл..жение чисел;
в) зам..реть от неожиданности, соб..рать ягоду, расст..лать скатерть;
г) оз..рение, красивое р..стение, неожиданное предпол..жение.
5.Укажите слово, которое не подчиняется правилу «Правописание гласных в корнях с чередованием»?
а) к..сить;
б) нар..стить;
в) пол..жение;
г) приг..рать.
Раздел II
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.
Выполните задания 6-9.
(1)Нимфа Р..стислава живёт в домике, который распол..гается на дереве. (2) У неё много обязанностей. (3) На з..ре она солнышку заплетает к..сички. (4) Отр..сли волосы-лучики, стали длинными, красивыми. (5) К..саются крон деревьев, и становятся те разноцветными. (6) Г..рит лес осенними красками! (7) А когда листва начинает опадать, нимфа помогает ветру расст..лить роскошный ковёр.
6.Какая мысль противоречит содержанию данного отрывка?
А) Нимфа выполняет много дел.
Б) Осень деревья становятся разноцветными.
В) Утром нимфа подстригает волосы солнышка.
Г) Нимфа живёт на дереве.
7.Подберите антоним к слову «длинные».
Ответ:______________________________________________________
8.Выпишите грамматическую основу из предложения 3.
Ответ:______________________________________________________
9.Выпишите слово, которое не подчиняется правилу «Правописание гласных в корнях с чередованием».
Ответ: ____________________________________________________
Раздел III
10.Перепишите текст, исправив допущенные ошибки.
Ветка каснулась воды, и от него побижали в разные стороны круги. Витя завороженно наблюдал, как от одного лишь касания нарушилась гладь озера. Мальчик отлажил ветку и уже сам датронулся до поверхности. Вода приятно холодила. После палящего летнего солнца всё тело гарело. Очень хотелось освежится. Мальчик снял с себя одежду, расстилил её на траве, растущей пушистым ковром, и нырнул в озеро.
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы:
Раздел I
1.в
2.г
3.б
4.б
5.а
Раздел II
(1)Нимфа Ростислава живёт в домике, который располагается на дереве. (2) У неё много обязанностей. (3) На заре она солнышку заплетает косички. (4) Отросли волосы-лучики, стали длинными, красивыми. (5) Касаются крон деревьев, и становятся те разноцветными. (6) Горит лес осенними красками! (7) А когда листва начинает опадать, нимфа помогает ветру расстелить роскошный ковёр.
6.В
7.Короткие
8.Она заплетала
9.Косички
Раздел III
10.Ветка коснулась воды, и от него побежали в разные стороны круги. Витя завороженно наблюдал, как от одного лишь касания нарушилась гладь озера. Мальчик отложил ветку и уже сам дотронулся до поверхности. Вода приятно холодила. После палящего летнего солнца всё тело горело. Очень хотелось освежиться. Мальчик снял с себя одежду, расстелил её на траве, растущей пушистым ковром, и нырнул в озеро.
Рекомендации к оцениванию.
За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.
«5» | «4» | «3» | «2» |
23-22 правильных ответов | 21-17 правильных ответов | 16-12 правильных ответов | 11 и менее правильных ответов |
Картинка взята с сайта: http://webcommunity.ru/kartinki-osen-pozitiv/comment-page-1
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Упражнение 1. Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне. 1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении. (С.Алексеев)
Упражнение 2. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы. а) е – и Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться. б) о – а К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.
Упражнение 3. Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне. Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.
Упражнение 4. Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Вставьте пропущенные буквы. а) 1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним. (К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. (К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев) 10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев) 11. Над рекой накл_нясь, что-то шепчет камыш. (И.Суриков) 12. Слабый ветер чуть слышно переб_рает л_ству над головой. 13. От цв_тов в п_лисаднике шел дурманящий зап_х. 14. Здесь так внезапно обрывалась суша и расст_лалась вечная вода! (В.Ленцов) 15. Я предпол_гал, что льдина где-то уткнется в песок моего берега. (В.Ленцов) 16. И тогда из зар_слей орешника выск_чила большая белобокая собака. (В.Ленцов) 17. За широким окном св_ркала под лучами снежная р_внина. (В.Ленцов) 18. В к_ллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р_стений, зан_сенных в Красную книгу. (Н.Замятин) 19. Рев нар_стал, зап_лняя весь мир, разд_рая уши. (Стругацкие) 20. Не так часто приходится встречать людей, успешно соч_тающих умение работать и головой, и руками. 21. Ск_пт_цизм никогда не повредит, а вот излишний опт_мизм меня пугает. (М.Маринина) 22. Пароход, бл_стающий г_рляндами, поплыл дальше. (Е.Яковлева) 23. Сердце т_скливо зам_рало от прибл_жающихся звуков боя. (Б.Акунин) 24. Донесся быстро нар_стающий вой с_рены. 25. И долго потом на обг_релых холмах не р_сла трава. (В.Шкловский) 26. События разв_вались самым непредск_зуемым образом. 27. Прислонившись к стене, он см_трел на б_рюзовую воду б_ссейна, покрытую м_льчайшей п_утиной дождя. (Е.Крестовский) 28. Все попытки про_снить с_туацию ни к чему не прив_ли. 29. Приятно было видеть, что в к_мпании он имеет немалый вес, что с ним говорят ув_жительно. б) 1. Как всегда, вид вечернего города нав_вал п_чаль. 2. Мне запомнились только долгие в_лос_педные прогулки по одному из подмосковных шоссе. 3. Ф_нари за к_сым деревянным з_бором г_рели загадочным и неземным светом, а в пустом и чистом небе в_село несколько мелких звезд. 4. Лес уп_рался в высокий з_бор из некрашеных серых досок, по верху которого зм_илась ржавая к_лючая проволока. 5. Остальные ребята из нашего эк_пажа по_влялись в училище постепенно. 6. Склон перех_дил в л_биринт скал, между которыми пл_скалось море. (В.Пелевин) в) 1. Синие глаза его заг_рались веселым насмешливым огнем. 2. Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изл_жению своих мыслей. 3. А над деревней синим огнем г_рело июльское небо. 4. Д_леко-д_леко м_лькали з_рницы. 5. Все как-то не наступало желанное р_вновесие в душе его. 6. Вожак (волк) пор_внялся с лошадью и выб_рал момент, чтобы прыгнуть на нее. 7. Сердце зам_рает от необъ_снимой, тайной радости. 8. Князев в хорошем, мирном распол_жении духа прошелся по деревне. 9. Пос_девший Байкал с_рдито шумел, хл_стал каменистый берег, точно на нем х_тел вым_стить теперь всю злость, какую нак_пил за тр_вожную ночь.
Упражнение 5. Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне. Вставьте буквы, объясните графически их выбор. А. 1. Пл_вучий мост через своенравную реку был уже восстановлен. 2. Еще деды моих дедов соб_рали здесь камни. 3. Нас всегда учили см_рять чувства. 4. Люди зам_рли, пор_женные внезапной пугающей красотой, столь неожиданной среди зал_денелой пустыни. 5. В зар_слях травы прош_лестел ветер. 6. Со стороны станции полыхнула дальняя з_рница. 7. Т_мительный зной в _сел над г_рячим _сфальтом. 8. Г_рячий воздух над р_вниной др_жал и перел_вался, отчего дальше с_неватые кряжи к_робились и см_щались, словно отр_женные в подернутой рябью воде. 9. Все вокруг распол_гало к приятному отдыху. 10. В р_зетку через тройник был подключен осв_титель м_кроскопа, выч_слительная машинка и настольная лампа. 11. На меня ваше объ_снение произвело большое вп_ч_тление. 12. Он накл_нился над письменным столом и стал переб_рать бумаги. 13. Маленькие закругленные погончики выглядели на нем весьма эл_гантно и даже к_кетливо. 14. _птические алмазы совершенно незам_нимы для некоторых особо тонких отр_слей новой техники. 15. В к_бинет вошел пож_лой человек в черном к_стюме и выж_дательно остановился на п_роге. 16. Он с любопытством огл_дел выч_рченные тушью т_блицы и графики. (Е.Парнов) Б. 1. Автомобиль, скр_пя т_рмозами на спуске, остановился около к_литки. 2. Между ск_мейками проб_ралась девушка. 3. Его черный с_луэт выд_лялся на фоне д_лекой св_тящейся зелени. 4. Наконец между стволами сосен что-то бл_снуло. 5. Вверху, почти к_саясь снежного склона, плыло странное огненное обл_ко. 6. Позади на спокойной воде зам_рла яхта. 7. Остров был _бсолютно гол. 8. Шарф ее разв_вался по ветру, чуть накл_ненная вперед ф_гурка напр_глась. 9. Вместе со своим отр_жением замок словно в_сит в воздухе, оп_ясанный б_хр_мой густой зеленой тени. 10. Песок л_жился выт_нутыми ровными гр_дами по обочинам гладкого проспекта… 11. Он видел, как первые лучи солнца к_снулись ледяного поля. 12. Шаги гулко разд_вались под сводами. 13. В лодке ст_яла, упр_вляя веслом, женщина с разв_вающимися волосами. (А.Казанцев)
Упражнение 6. Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе оказались слова с орфограммами, написание которых регламентируется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы. Проб_раться, нагром_ждение, подск_чить, вым_кший, зан_маться, отобр_жать, расст_латься, бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить (числа), насл_ждаться, отт_ржение, акк_мп_нировать, уд_литься от берега, к_снуться руки, неукр_тимое ж_лание, несг_раемый шкаф, зам_рать от уд_вления; покл_нение; пор_вняться с домом; оч_рование, выж_гать рисунок, обм_кнуть кисть, проск_чить в щель; ск_чу на лошади; устойчивое словосоч_тание; подг_реть на к_стре; обн_женный лес; неисс_каемый р_дник; пл_вучий дом отдыха; безотл_гательное решение; прил_жение к журналу; прик_сновение к прекрасному; сл_жение дробей; просв_тительская работа; совм_щать должности; отр_сль промышленности; см_ркаться; разр_внять дорогу, пот_рять р_вновесие; выч_тание, зар_жение; г_рит з_ря; получить нар_кание; изн_могать от жары; играть в г_релки; з_рница; отважный пл_вец; нар_щение; зап_ч_тлеть на фотографии; к_сательная линия; дост_жения науки; об_ятельный человек; аб_туриент, ад_птация, инв_стиции, асс_циация, в_кансия, подн_маться в гору, тв_рить чудеса; ут_пический, ан_логия, _бсурд, тр_ктовать; острое об_няние; нав_ждение.
Тест по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) отр..сль, сокр..щать, р..скошный 2) предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания 3) благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ 4) предпол..жительно, прор..стать, п..норама
2. В каком ряду во всех словах пропущена буква И? 1) д..монстрация, зам..реть, ж..лтизна 2) выч..тать, д..сант, ч..рстветь 3) д..алог, зап..рать, выл..ли 4) бл..снуть, д..серт, нагр..вающий
3. В каком ряду во всех словах пропущена буква О? 1) инт..нация, м..ссажер, предл..жение 2) б..гаж, к..мбинат, накл..ниться 3) г..лодание, соприк..сновение, ох..рактеризовать 4) погл..тить, в..лейбол, прил..жение
4. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е? 1) неприм..римый, кам..ра, ном..р 2) прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант 3) нам..реваться, изм..рять, м..рцание 4) зам..рли, зам..рающий, сум..рки
5. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня? 1) к..лонна, водор..сли, б..калея 2) раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард 3) сл..гаемое, оз..рять, дор..сти 4) усл..жнять, в..робьиный, прил..скать
6. Из предложений 15—19 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне. (15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницей и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.
7. Из предложений 1—4 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне (1)Загрязнение — это нежелательное изменение физических, химических или биологических характеристик нашего воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, растений и животных. (2) Загрязнители — это остатки всего того, что мы производим, используем и выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из года в год каждый из нас выбрасывает всё больше неразлагающихся отходов. (4) На Земле становится всё больше и больше людей, на ней уже нет больше места для свалки мусора.
8. Из предложений 21—24 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне. (21) Беспечность человека — вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. (23) Ведь мы не просто касаемся паутины — мы оставляем в ней зияющие дыры. (24) За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют нашу прекрасную планету…
9. Из предложений 4—9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне. (4) Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. (5) Так между людьми и кошачьими зародилась их дружба, а вскоре из союзника по борьбе с грызунами кошка превратилась в домашнюю любимицу. (6) Прошло ещё немного времени, и она стала божеством: египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и её жестокой сестре с львиной головой — богине войны Сехмет. (7) Если кошка умирала, все члены семьи в знак траура выбривали себе брови, что являлось показателем уважительного отношения к этому животному. (8) Преднамеренное убийство кошки влекло за собой смерть, но даже случайное — наказывалось достаточно сурово. (9) Из Египта домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались долгие годы.
10. Из предложений 6—7 слово с чередующейся безударной гласной в корне. (6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
Ответы:
|
videotutor-rusyaz.ru