Чередующиеся безударные гласные в корне – Безударная чередующаяся гласная корня – примеры проверяемых слов в таблице

Содержание

Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова

В группу орфограмм «Безударные гласные в корне слова» включены несколько правил написания:

  • Безударная проверяемая гласная в корне слова.
  • Безударная непроверяемая гласная в корне слова.
  • Чередующиеся гласные в корне слова.
  • Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные.

Безударная проверяемая гласная в корне слова

Чтобы верно написать безударную проверяемую гласную в корне слова, следует подобрать такое однокоренное слово или изменить само слово так, чтобы на данную гласную падало ударение.

Внимание! Нельзя проверять глагол одного вида глаголом другого вида, например: опоздать — опаздывать. В данном случае следует подобрать однокоренное слово другой части речи или изменить глагол, не изменяя его вида.

Безударная непроверяемая гласная в корне слова

В данной орфограмме слова невозможно проверить путем подбора однокоренных слов или изменением самого слова. В данном случае написание того или иного слова следует запомнить. Такие слова называют словарными.
Например: вокзал, атмосфера и т.д.

Чередующиеся гласные в корне слова

В данной орфограмме написание буквы не зависит от ударения и ударением проверить ее нельзя. Написание чередующихся гласных зависит от нескольких условий, а потому их можно разделить на несколько групп:

  • написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-;
  • написание зависит от ударения;
  • написание зависит от конечной согласной корня;
  • написание зависит от значения слова.

Написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-

В эту группу включено правописание таких корней, как -кас-/-кос(н)- и всех корней с чередованием е/и.

-кас-/-кос(н)-: если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, есди данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.

Корни с чередованием и/е (-бер-/-бир; -дер-/-дир-; -тер-/-тир-; -пер-/-пир-; -мер-/-мир-; -стел-/-стил-; -жег-/-жиг-; -чет /-чит-; -блест-/-блист-): если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, если данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.

Написание зависит от ударения

В эту группу включено правописание таких корней, как -гар-/-гор, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-, -скоч-/ (-скач-), -гар-/-гор-: под ударением пишется -а-, без ударения пишется -о-.

Исключения: выгарки, пригарь. -зар-/-зор-: под ударением пишется -о-, без ударения — -а-.

Исключения: зоревать, зоревой, зорянка.

-клан-/-клон-; -твар-/-твор-: под ударением пишется -а- и -о-, без ударения — -о-.

-скоч-/-скак- (-скач-): в безударном положении перед к пишется -а-, а перед ч пишется -о-.

Исключения: скачок, скачу, скачкообразный.

Написание зависит от конечной согласной корня

В эту группу включено правописание таких корней, как -лаг-/-лож- и -раст- (-ращ-)/-рос-.
-лаг-/-лож-: перед г пишется -а-, перед ж пишется -о-.

Исключения: Ростов, Ростислав, отрасль, ростовщик, росток.

Написание зависит от значения слова

В эту группу включено правописание таких корней, как -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-.
-равн-/-ровн-: если корень имеет значение «ровный, гладкий, прямой», то пишется -о-, если значение «одинаковый, наравне», то пишется -а-.

Исключения: равнение, равняться, равнина, сровнять с землей, ровесник, поровну.

-мак-/-мок-: если корень имеет значение «пропускать, впитывать жидкость», то пишется -о-, если имеет значение «погружать в жидкость», пишется -а-.

Корни -плов-/-плав- (-плыв-)

В отдельную группу можно отнести корни -плов-/-плав- (-плыв-), в которых в словах пловец, пловцы, пловчиха всегда пишется -о-, в слове плывуны всегда пишется -ы-, в остальных случаях пишется -а-.

4. Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные

После русскоязычных приставок, окачивающихся на согласную, в корне слова начальная и меняется на ы.
Например: подыграть, предыдущий, безысходный.

Исключениями являются приставки меж- и сверх-, которые не меняют гласную.
Например: сверхинтересный, межинститутский.

Кроме того, исключением является слово взимать.

После иноязычных приставок (дез-, транс-, суб-, контр-) начальная корневая гласная И не меняется на Ы.
Например: дезинфекция, контригра, трансиндийский.

Внимание! Следует отличать сложные и сложносокращенные слова от слов с приставками, окачивающимися на согласную.

В сложных и сложносокращенных словах начальная И корня не меняется на Ы.
Например: спортинвентарь, двухигольчатый.

 

xn—-7sbfhivhrke5c.xn--p1ai

Презентация «Чередующиеся безударные гласные в корне»

Презентация на тему: Чередующиеся безударные гласные в корне

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Чередующиеся безударные гласные в корне (задание В2)

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№1. Голубые масленые волны бродили по полю. Это цвёл лен. Высокий небесный купол упирался в лесные верхушки, окружавшие поле со всех сторон. (Ю.Коваль) Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия /отсутствия суффикса –А-.

№ слайда 4

Описание слайда:

№2. Повернувшись к столу, Аким вновь склонился над бумагой. Он записывал свои впечатления в дневник. (М.Алексеев) Найдите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.

№ слайда 5

Описание слайда:

№3. Сады висели и над головой, на крышах зданий, защищённые от непогоды прозрачными раздвижными куполами. В промежутках между окнами, которые перепоясывали здания блестящими лентами, тоже была зелень: вьющиеся растения цеплялись за камни и бетон. (Е.Велтистов) Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной(-ых) на конце корня.

№ слайда 6

Описание слайда:

№4. Облака, подожжённые солнцем, уходили за горизонт. Горела их нижняя часть, а верхняя, охлаждённая первыми звёздами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки. (Ю.Коваль) Найдите слово с безударной чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.

№ слайда 7

Описание слайда:

№5. Стремительно Пётр вскочил, размахивая руками, забегал от озарённых ликов святителей до двери вкривь и вкось по спальне. (А.Толстой) Найдите слово с безударной чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.

№ слайда 8

Описание слайда:

№6. Суетливо шаркая валенками, сторож побежал вперед, зажигая свет на нашем пути. (Л.Платов) Найдите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия/ отсутствия суффикса –А-.

№ слайда 9

Описание слайда:

№7. Окно из комнаты Федина выходило на террасу над морем. Во время штормов плетёные кресла с террасы сваливали в кучу около этого окна, чтобы они не намокали от брызг. На этой куче кресел всегда сидели собаки и смотрели сверху на Федина, писавшего за столом. Псы подвывали от желания попасть в его освещенную и теплую комнату. (К.Паустовский) Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от лексического значения.

№ слайда 10

Описание слайда:

№8. Дверь отворилась, и в комнату, прихрамывая, вошел молодой человек небольшого роста, но очень коренастый, в плотно облегавшем морском кителе. Смуглая кожа, с чуть проступавшим под ней румянцем, была туго натянута на могучих, как бы каменных, скулах. Казалось, они подпирают снизу глаза и делают прищур их еще более узким. (Л.Платов) Найдите слово с безударной чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.

№ слайда 11

Описание слайда:

№9. И вот, выбившись из сил, а может быть затем, чтобы освободить когти и задать трёпку сороке, сова выпустила из лап мышь. Полёвка камнем полетела вниз. И тотчас, задрав хвост и сложив крылья, за уроненной добычей помчалась сорока, быстро нагнала ее, ловко подхватила на лету и скрылась в кустах.(Е.Носов) Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной на конце корня.

№ слайда 12

Описание слайда:

№10. Хватая с дороги подмёрзшие комья снега, я кидал их в моего преследователя и мчался за ним изо всех сил, словно хотел догнать. Волк удирал во все лопатки. Он сбежал с дороги, миновал кювет. Я – тоже. Он рванул по полю, по твердому насту. Я – за ним и только тогда остановился, когда серый исчез в лесу. (В.Свинцов) Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия /отсутствия суффикса -А-:

№ слайда 13

Описание слайда:

№11. Грохотом падающих деревьев всколыхнулась гарь. Шум возрастал, надвигался на нас всё громче, яснее. Казалось, огромное стадо слонов бежало через гарь, сбивая и ломая по пути деревья.(Г.Федосеев) Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласных на конце корня.

№ слайда 14

Описание слайда:

№12. Танк командира роты миновал низину, проскочил березовую рощу и поравнялся с косогором, заросшим развесистыми, кудрявыми соснами. Кольцов невольно повернул голову в сторону косогора. (А.Беляев) Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от лексического значения.

№ слайда 15

Описание слайда:

№13. Барс прижал уши и замахнулся на собаку лапой, злобно оскалившись. Но та залаяла еще громче, с визгом, как бы прося защиты. Вдруг серой тенью зверь мелькнул вниз. Но собака отскочила в сторону еще быстрее и барс промахнулся. Он не погнался за собакой, а вернулся обратно к барсятам. (М.Зверев) Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной на конце корня.

№ слайда 16

Описание слайда:

№14. Деревня, казалось, еще спала. На улице ни души, все ворота заперты, собаки и те не лаяли. (А.Рыбаков) Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия или отсутствия суффикса -А-.

№ слайда 17

Описание слайда:

№15. В парке мы остановились возле скамейки, с двух сторон сжатой кустами сирени. Рядом росла рябина с красно-коричневой блестящей корой и обильными гроздьями красных ягод, и крушина с чёрно-синими жиденькими гроздьями. (С.Пономарёва, Н.Пономарёв) Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия или отсутствия суффикса -А-.

№ слайда 18

Описание слайда:

№16. Позади остаются заросшие кручи правого берега, уткнувшаяся в небо колокольня Лавры, железнодорожный мост. Берега отступают, словно приседают, и укутываются мелкой порослью лозняка. (Н.Дубов) Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной на конце корня.

№ слайда 19

Описание слайда:

№17. Утро разгоралось всё ярче и роскошнее. Длинные облака, лежавшие над горизонтом, поднялись выше, распушились, округлились и, сверкая белизной, тихо плыли по краю голубого неба, как белогрудые фрегаты. Море искрилось и блистало тысячами солнечных зайчиков. (В.Тренев) Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия или отсутствия суффикса -А-.

№ слайда 20

Описание слайда:

№18. Крупные следы, найденные Аманчиным среди других, говорили о том, что в стаде находится белый марал. Два гонца поскакали в долину, а старый охотник до самой ночи пробирался по свежему следу, оставляя на своем пути разные отметки.(М.Зверев) Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной на конце корня.

№ слайда 21

Описание слайда:

№19. Далеко внизу к подножью гор подходила равнина. На многие десятки километров она тянулась к западу, исчезая в далекой дымке. Казалось, что там степь соприкасается с небом. Справа виднелись снежные вершины гор. (М.Зверев) Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия или отсутствия суффикса -А-.

№ слайда 22

Описание слайда:

№20. Наступила глубокая осень, пора добычи пушного зверя. Оделись в белые шубы леса, полегли травы под мягкими одеялами, выстроченными лапками зайцев, лисиц, куниц, белок, горностаев. Яков Тимофеевич съездил в Глухариное стойбище и привёз из своего колхоза выращенных в питомнике двух собак — лаек Звонкого и Стрелу, пополнил боеприпасы. (В.Савин) Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной на конце корня.

№ слайда 23

Описание слайда:

Корни с чередующимися гласными, правописание которых зависит от лексического значения:

№ слайда 24

Описание слайда:

Корни с чередующимися гласными, правописание которых зависит от наличия или отсутствия суффикса –А-

№ слайда 25

Описание слайда:

Корни с чередующимися гласными, правописание которых зависит от ударения:

№ слайда 26

Описание слайда:

Корни с чередующимися гласными, правописание которых зависит от согласной(-ых) на конце корня:

№ слайда 27

Описание слайда:

Источники основного содержания Использованы авторские тесты, созданные на основе фрагментов из художественных произведений: 1 – Ю.Коваль «По лесной дороге». 2– М.Алексеев «Грозное лето». 3 – Е.Велтистов «Электроник — мальчик из чемодана». 4 – Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами». 5 – А.Толстой «Пётр Первый». 6 – Л.Платов «Страна Семи Трав». 7 – К.Паустовский «Как будто пустяки». 8 – Л.Платов «Архипелаг исчезающих островов». 9 – Е.Носов «Разбой на большой дороге». 10 – В.Свинцов «Я и волк». 11 – Г.Федосеев «Злой дух Ямбуя». 12 – А.Беляев «Взлётная полоса». 13, 18 – М.Зверев «Ущелье барсов». 14 – А.Рыбаков «Кортик». 15 – С.Пономарёва, Н.Пономарёв «Фото на развалинах». 16 – Н.Дубов «Мальчик у моря». 17 – А.Тренёв «Бриг «Меркурий»». 19 – М.Зверев «Там, где белеют палатки юннатов». 20 – В.Савин «Прошу к нашему шалашу».

№ слайда 28

Описание слайда:

Иллюстрации Лён http://landingaday.files.wordpress.com/2010/03/flax_flowers_good_big.jpg?w=560&h=747 Пётр I http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/961329 Волк http://www.rusnovosti.ru/upload/contents/312/volk-1.jpg Барс http://s60.radikal.ru/i169/1004/70/cc19f030feaa.jpg Цыплёнок http://im0-tub.yandex.net/i?id=414603607-16-72

ppt4web.ru

Правописание безударных гласных в корне слов.

Орфограмма (греч «орфо» -правильный, «грамма» — буква, знак) – такое написание  в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.

Самое большое количество орфограмм связано с написанием гласных в корне слова. Нужно различать три вида безударных гласных в корне слов:

  • безударные гласные в корне слов не проверяемые ударением;
  • безударные гласные в корне слов  проверяемые ударением;
  • чередующиеся безударные гласные в корне слов.

Есть такие слова, в которых гласные в корне всегда находятся в безударном положении, поэтому проверить ударением их нельзя, например:  капу`ста – капу`стный, сапо`г – сапо`жник. Правописание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю. 

Для проверки безударного гласного в корне надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое слово, чтобы этот звук оказался под ударением, например: нос`ить – но`сит, но`ша;

Правила правописания корней с чередованием гласных а – о

Их можно объединить в три группы:

  • правописание корней зависит от места ударения;
  • правописание корней зависит от звука, следующего за корнем;
  • правописание корня зависит от его лексического значения.

1От места ударения зависит правописание корней -зар (-зор) ;  -гор (-гар); -клон ( -клан); -твар  (-твор); -пазд (-позд); Под ударение во всех этих корнях мы пишем ту гласную, которую слышим: зо`рька, за`рево; зага`р; накло`н, кла`няться; тва`рь, тво`рчество; опа`здывать, по`здний. В безударном положении только в корне зар(-зор) пишется а. В остальных перечисленных корнях пишется о: зар`я, но загор`еть, поклони`ться, творе`ние, опозда`ние. Слова исключения: зоревать, зоревой, зорянка;

 

2От последних букв в корне зависит правописание гласной: росли, но растут, предлагать, но предложить. Слова исключения: росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, отрасль. Полог.

 

3В корне -кас (-кос) пишется буква а, если за корнем тоже буква а: касаться, НО коснуться.

 

4От лексического значения зависит правописание корня -равн (- ровн). В корне пишется буква о, если слово со значением «гладкий», пишется буква а, если слово со значением «одинаковый»: подровнять грядки, но равнобедренный треугольник. Слова исключения: равнина, подровняться (в шеренге).

 

5В корне -плов(-плав)  только в двух словах пишется буква о: пловец и пловчиха. В остальных словах пишется буква а: поплавок, сплавляться и т.д.

 

Правописание корней с чередованием гласных е – и

В корнях с чередованием гласных е – и пишется и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется -е-. умереть – умирать, подстелить – подстилать, блестеть – блистать, запереть – запирать, соберут – собирать, протереть – протирать.

В корнях с чередованием а (я) – им(ин) пишется  им, ин, если после них идёт суффикс  -а- . Например: пожать – пожимать, замять – заминать.

likbez24.ru

«Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слова»

Тема «Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слова»

Цели урока:

— Систематизировать имеющиеся у учащихся знания о правописании безударных гласных в корне слова (проверяемые безударные гласные, чередующиеся гласные), а также закрепить правописные навыки узнавания, анализа и выбора соответствующей буквы.

— Развивать умение видеть и находить, правильно писать слова с изучаемой орфограммой, развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы, формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.

— Включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе. Воспитывать интерес к предмету и любовь к родному языку.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум

Оборудование: дидактические материалы «Подготовка к ЕГЭ», учебник «Русский язык.10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». Авторы : Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин и др..

Ход урока.

I.Орг. момент.

II. Подготовка к повторению и систематизации изученного материала.

А) Ребята, сегодня мы с вами повторим и обобщим некоторые орфографические правила.

Основной принцип орфографии заключается в единообразном написании морфем. Что это значит?

Давайте представим себе, что было бы, если бы мы писали слова так, как они слышатся. Стихотворение, предлагаемое вашему вниманию, детское, но именно по нему мы можем понять суть основного принципа орфографии.

         Грустные вести.

Пришло письмо мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу»-

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно шутит плут.

Читаю дальше:

«Здесь лиса, красивый длинный прут»,-

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идет вперед, я запиваю песни.

На днях в лису нашел я грусть, и очень был доволен».

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен!

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить.

Как видите, именно из-за несоблюдения орфографических правил и возникло непонимание смысла письма. А вот если морфемы всегда будут писаться нами единообразно, несмотря на то, что звуки в них могут стоять не только в сильной, но и в слабой позициях, то непонимания не возникнет.

Б) Давайте назовем известные нам орфограммы в корнях.

                        Гласные                                                          

Проверяемые     Непроверяемые   Чередующиеся      

(подобрать проверочное  слово)   (запомнить)  (запомнить причину  чередования)                

— Итак, мы продолжаем работать с гласными буквами в корнях слов. Нами уже отработаны правила проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.

 — А вот правописанию корней с чередующимися гласными мы и посвятим большую часть нашего урока.

— Существует 4 причины чередования гласных в корнях (Работа со справочным материалом)

1) написание зависит от  ударения в слове;

2) написание зависит от  согласной в корне;

3) написание зависит от  суффикса -а, следующего за корнем;

4) написание зависит от  лексического значения слова.

(Обратите внимание на слова-исключения. Часто именно они включены в задания ЕГЭ!)

III. Тренировочные упражнения.     

1.Распределить слова по группам, вставить пропущенные буквы и подобрать, если это необходимо, проверочные слова. В корнях с чередованием графически объяснить выбор гласной. (Коллективная работа)

Безударные гласные корня,

проверяемые ударением

чередующиеся

не проверяемые ударением

глота’ть – гло‘тка

убирать

кастрюля

 

 

 

 

 

 

Слова для справок: гл.тать, уб.рать, к.стрюля, д.ректор, х.лодный, заг.рать, р.сток, в.кзал, г.довалый, оц.нить, предл.гать, апп.рат.

2. Распределите слова в две колонки: в одну – с чередующимися гласными в корнях, в другую – с проверяемыми гласными корня.

С чередующимися гласными в корнях

С проверяемыми гласными корня

 

 

Слова для выбора

Соб.ру ко.екцию, сп_шу на работу, зап.вать водой, пост.лить простыню, раст.реть в порош.к, бл.стеть на со?нце, выб.раю ка.ету, выт.реть п.тно, изб.рательная к.мпания, бл.стящий ответ, ум.рать от нет.рпения, прим.рять к.стюм, прим.рить поссорившихся друзей, соб.ратель марок, зап.вать песню, сп.шу задачу, ч.стота пульса, ч.стота комнаты, посв.тить фонарем, посв.тить стихи маме, разв.вать память, разв.ваться на ветру, быть ст.рожилом, ст.рожить дачу, ув.дал Петю, ув.дал цветок, ст.ранные дж.нсы, зап.реть в кл.довке, зап_вать л_карство, зап.рать на ключ, зам.реть от ужаса, соб.рать грибы, бл.снуть умом, мета.ическая заж.галка, ож.г руку, расст_лать постель, ож.г руки, ст.лить ц.новку, выт.райте ноги, поп.рчить суп, п.ровать на свежем воздухе, вып.рает лопатка, какая-то неразб.риха, скр.петь зубами, скр.пить подписью, выж.чь знак, выж.гание по дереву.

3.Дифференцированные задания.

Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.

Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль, отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.

Вариант II: осложненное списывание. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

IV. Выполните тесты (2 варианта.). Самопроверка.

V. Итог урока.

— Над чем мы сегодня работали на уроке?

— Как проверить безударную гласную букву в корне слова?

— Как отличить безударную гласную букву в корне слова от чередующейся?

Выводы. Рефлексия.

Домашнее задание.

  1. Создать лингвистическую сказку. / Презентация «Гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)» (на выбор)

  2. Подобрать текст, в котором встречаются орфограммы «Гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)». (К тексту подобрать задания аналогичные заданиям в демоверсии).

  3. Упр. № 107 (учебник) + &19-20.

Лингвистическая сказка

В некотором царстве, в некотором государстве жили — были братья -близнецы -ГАР- и -ГОР- (загар, загореть), жили дружно, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горе и гора спокойствию братьев и решили разрушить их покой.

«Мы твои истинные братья, — нашептывали они корню –ГОР-. Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горевать, горец. Бери нас в свою семью, а корень –ГАР — гони подальше».

Засомневался корень -ГОР-:и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?

— Помогите корню -ГОР-! (ответы учащихся) Может ли корень -гор-принять в свою семью слова горевать, горец? Почему? (Нет, у них разное лексическое значение). Как называются корни в этих словах? (омонимичные корни)

— Вывод: какое основное значение имеет корень -ГОР- с чередующейся гласной? (Поддаваться огню, уничтожаться огнем).

В корне пропущена безударная проверяемая гласная или чередующаяся?

1)прикоснуться к стеклу,

2) косой взгляд,

3) касаться горячей плиты,

4) касаться этого вопроса,

5) острая коса,

6) коснуться ногами дна реки,

7) касательная линия,

8) неосторожные прикосновения,

9) русая коса,

10) лучи, касавшиеся деревьев

kopilkaurokov.ru

примеры. Корни с чередующимися гласными

Правописание гласных в корне слова только на первый взгляд кажется элементарной темой. На самом деле здесь есть множество своих нюансов, без знания которых писать грамотно практически невозможно.

С безударными гласными всё легко: просто подбирается однокоренное слово, в котором нужный звук будет под ударением, – и вставляется по аналогии (мячи – мяч, волна — волны). Но другой вопрос – чередующиеся гласные в корне. Примеры этого правила встречаются нам постоянно: вытер — вытирай, загар – сгореть, заря – зори – эти слова встречаются ежедневно, и интуиция не всегда подскажет, какую же букву вставить на месте пропуска. Гадать или не гадать – вот в чём вопрос. Лучше, наверное, разобраться и чувствовать себя уверенно.

Закорневой суффикс – первый случай

В принципе примеры чередования гласных в корне слова условно можно разделить на пять частей. Самая маленькая из них – чередование о//а, зависящее от наличия закорневого суффикса.

Единственным корнем, подходящим под это правило, называют кас//кос. Если после него есть суффикс «а» – нужно писать «кас» (касание), в противном случае пишется «о» (прикосновение).

Закрепляем первые корни с чередующимися гласными практикой. Нужно расставить буквы на месте пропусков:

К…саться, к…снуться, к…сой, к…сательная, к…сный (ум), зак…тать (рукава), кас…ание, неприк…сновенный, к…сательно, соприк…сновение.

Закорневые согласные

Другая небольшая группа – корни с чередующимися гласными, правописание которых зависит от следующей после корня согласной. К ним относятся раст//ращ//рос, скак//скоч и лаг//лог.

В первом случае гласная «о» пишется только перед «с» (вырос), иначе нужно вставлять «а» (растение, выращенный) – всего три сочетания букв, влияющих на чередующиеся гласные в корне. Примеры и одновременное закрепление: выр…стить, возр…сли, отр…щивать, прир…сли, отр…стить, взр…щивать. Кстати, ещё одно важное уточнение: в этом правиле есть слова-исключения, написание которых нужно запомнить: отрАсль, РОстов, рОстовщик. РОстислав, рОсток.

Далее идёт корень скак//скоч, где перед «к» нужно писать «а», а перед «ч» – «о». Правда, и тут есть свои исключения: скАчу, скАчок и все производные от них. Практикуем этот пункт правила: ск…кать, выск…чить, вск…кивать, вск…чить, выск…кивать, ск…чет.

И последний корень этого правила – лаг//лож, здесь тоже всё предельно ясно: перед «г» — «а» и перед «ж» — «о». Слова с чередующимися гласными в корне-примеры этого правила для закрепления: пол…жить, прил…гательное, изл…жение, изл…гать, л…жка, предл…гать. Но и тут есть своё исключение: полОг.

Смысл

Третья, отнюдь не большая группка, – чередующиеся гласные в корне, примеры написания которых зависят от смысла. Это, кстати, один из самых запутанных пунктов правила, несмотря на то, что корней в нём только два: мак//мок и равн//ровн.

Если подразумевается полное погружение в жидкость, то пишется корень «мак», если же способность пропускать воду – «мок». Попробуем разобраться с примерами: м…кать в чай, непром…каемый, обм…кнуть в чернила, пром…кнуть написанное пром…кательной бумагой.

С корнем равн//ровн всё немного сложнее. Если говорится о том, что что-то равно чему-то, «одинаковости» – нужно писать корень «равн», если же о гладкой поверхности – «ровн». Запоминать этот пункт, кстати, можно с ассоциациями: равенство – «равн», ровный – «ровн». Но и тут есть свои исключения: рАвнина, рАвняйсь, рАвнение, рАвняться. Закрепляем: выр…внять, ур…внять, ур…вень, ср…внение, зар…внять, р…внина.

Ударение

Идём дальше. Чередующиеся гласные в корне, примеры которых мы уже разбирали выше, совершенно не касались ударения. Но существует ряд корней, постановка ударения в которых влияет на пишущуюся в них букву.

Корни зар//зор, плав//плов//плыв, пай//пой – без ударения пишется «а», под ударением – «о». Сразу же запоминаем исключения: плОвец, плОвчиха, плЫвун и зОревать (с последним словом вопрос спорный – в некоторых пособиях оно даётся как исключение, но в других не указывается вообще). Закрепляем: з..ри, п…яльник, з…рька, пл…вать, прип…й, з…ря.

В корнях гар//гор, твар//твор и клан//клон всё с точностью до наоборот: под ударением пишется «а», а без ударения – «о». Исключений, правда, чуть больше: пригАрь, изгАрь, выгАрки, утвАрь. Запоминаем: покл…нение, г…реть, кл…няться, заг…р.

Закорневой суффикс – второй случай

И самая масштабная группа, аналогичные примеры чередования гласных в корне слова которой уже разбирались выше, – зависящее от суффиксов правописание е//и в ряде слов. Плюс в том, что, несмотря на большое количество корней, подходящих под это правило, исключений практически нет, да и запоминать можно по мнемонической фразе. Вот она: «Ноги вытЕр? — ВытИрай!».

Уже догадались? Да, чередование гласной в этом случае зависит от наличия суффикса «а», как в кас//кос. Этому правилу подчиняются корни бир//бер, тир//тер, мир//мер, дир//дер, пир//пер, стил//стел, блист//блест, жиг//жег, чит//чет. И на всё это огромное количество корней всего два исключения: сочЕтание и сочЕтать. Некоторые, правда, относят сюда ещё слова задИра и протИрка, но здесь гласная находится под ударением, поэтому написать её с ошибкой очень проблематично.

Закрепляем самую масштабную группу: бл…снуть, заб…рать, прот…р, зам…рать, уд…ру, расст…лить, разж…г, проч…тать, отп…рать, соч…тать.

Обобщение и повторение

Вспомнить всё вышенаписанное поможет таблица «Чередующиеся гласные в корне».

Группа

Корни

Правило

Исключения

По смыслу

мак//мок

равн//ровн

Погружать в жидкость//пропускать воду

Делать равным//делать ровным

рАвнина

рАвняйсь

рАвнение

рАвняться

От закорневого суффикса

кас//кос

Суффикс «а»//нет суффикса «а»

От закорневого суффикса

бир//бер

тир//тер

мир//мер

дир//дер

пир//пер

стил//стел блист//блест

жиг//жег

чит//чет

Суффикс «а»//нет суффикса «а»

сочЕтание

сочЕтать

От сочетания согласных

раст//ращ//рос

скак//скоч

лаг//лож

перед «ст» и «щ»//перед «с»

перед «к»//перед «ч»

перед «г»//перед «ж»

рОсток,

отрАсль

рОстовщик

РОстов

скАчок

скАчу

полОг

От ударения

зар//зор

плав//плов//плыв

пай//пой

без ударения//под ударением

зОревать

плОвец

плОвчиха

гар//гор

твар//твор

клан//клон

под ударением//без ударения

изгАрь

пригАрь

выгАрки

утвАрь

Как видно из таблицы, всё длинное правило умещается в несколько ячеек. В принципе, достаточно запомнить несколько примеров из каждой категории, чтобы писать грамотно, правда, об исключениях забывать нельзя ни в коем случае. Со временем чередующиеся гласные в корне, примеры которых встречаются повсеместно, совсем перестанут вызывать трудности.

fb.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о