Чередование гласных о а е и – Повторение и закрепление правил правописания чередующихся гласных а-о, е-и в корнях слов.

Чередующиеся гласные в корне слова

Корень

Правило

Примеры

Исключения

ар-

ор-

Под ударением пишется А, без ударения — О

загар, загорелый

ар-

ор-

Под ударением пишется О, без ударения — А

зори, заря

зоревать, зорянка

ас-

ос-

В корне перед Н пишется О, в остальных случаях — А

касаться, коснуться

аг-

ож-

Перед Г пишется А, перед Ж пишется О

предлагать, положит

полог

-клан-

-клон-

Без ударения пишется О, под ударением – как слышится

кланяться, поклон, поклониться

ак-

ок-

В словах со значением погружения в жидкость пишется А, в словах со значением пропускать, впитывать жидкость пишется О

обмакнуть, намокать

-плав-

-плов-

Всегда пишется А

поплавок, выплавлять

пловец, пловчиха

авн-

овн-

В словах со значением равный, одинаковый пишется А, со значением ровный, гладкий пишется О

сравнительный, заровнять

равнина

аст-

ащ-

ос-

Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О

расти, поросль

отрасль, росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, подросток

-скак-

-скоч-

Перед К пишется А, перед Ч пишется О

скакать, выскочить

скачок

-твар-

-твор-

Без ударения пишется О, под ударением – как слышится

творит, тварь

утварь

uchilegko.info

Упражнения: корни с чередованием гласных

Тема чередования гласных в корнях вызывает путаницу у школьников. Чтобы запомнить все чередования, нужно зубрить правила, запоминать исключения, регулярно выполнять упражнения.

В этой статье вы узнаете правила правописания, найдёте упражнения на чередование гласных в корне и ответы на них.

Чередование гласных

В целом чередуются и гласные, и согласные буквы. Одна морфема может встречаться с разными буквами.

Чередование гласных — это особенность некоторых корней менять гласную в зависимости от некоторых факторов. Другими словами, два однокоренных слова могут иметь разную гласную. Например, слово загар имеет букву «А» в корне, а слово загореть — букву «О».

Это кажется непонятным для школьников. Вроде бы слова однокоренные, но корни разные… Если не хотите запутаться и наделать ошибок в упражнениях на корни с чередованием, то читайте дальше нашу статью.

История чередующихся корней

Откуда в русском языке появилось чередование до конца не ясно. Считается, что сначала появилась традиция языка, то есть сложившаяся с годами привычка написания. Долгое время люди писали так, как им нравилось, поэтому однокоренные слова имели разные гласные. Когда лингвисты решили упорядочить язык и подчинить правописание правилам, корни с чередованием пришлось оставить такими, какими их привыкли видеть.

Постоянно филологи обнаруживают корни, которые до этого не знали. Обновляется и база упражнений на корни с чередованием гласных, которые ученикам приходится решать.

Существуют несколько факторов, влияющих на правописание чередующихся букв:

  1. следующая за чередующейся гласной согласная;
  2. ударение;
  3. суффикс;
  4. смысловое значение.

Правописание гласных А-О: соседняя согласная

Чередование «А» и «О» зависит от всех четырёх факторов. Нужно запомнить, какие корни от какого показателя зависят.

От соседней согласной зависят следующие корни: лаг-лож, скак-скоч, раст-ращ-рос.

После «Г», «К», «СТ» и «Щ» пишите букву «А» в корне. После «Ж», «Ч» ставьте в корне букву «О».

Например: располагаться — расположиться, предполагать — предположить (но полог), скакать – вскочить. (но скачок, скачу), расти — наращивать — взросление (но росток, отрасль, Ростов, ростовщик)

Правописание гласных А-О: ударение, суффикс

От ударения зависят шесть корней с чередованием: плав-плов, зар-зор, пай-пой, гор-гар, клон-клан и твор-твар.

В безударной позиции в корнях -плав-, -зар-, -пай- пишите букву «А».

Например: зорька — заря, припой — пайка, плавать (но зоревать, пловец, пловчиха).

В безударной позиции в корнях -гор-, -твор- и -клон- ставьте букву «О»:

Например: загар — загореть, тварь — творение, кланяться – поклониться (но выгарки, пригарь, утварь).

От суффикса зависят корни кас-кос, лаг-лож. Если после корня стоит суффикс «А», то в корне пишите букву «А».

Например: касаться — коснуться, отложить — безотлагательно.

Правописание гласных А-О: значение корня

От смыслового значения зависят только два корня: равн-ровн и мак-мок. По смыслу они скорее являются разными корнями, чем двумя вариантами одного корня. Тем не менее, их считают корнями с чередующимися гласными.

Корень равн употребляется в значении «равнять, становиться равным».

Например: уравнять права, сравнительный анализ.

Корень ровн употребляют в значении «ровнять, делать ровным».

Например: подровнять (чёлку), сровнять с землёй, ровесник. Исключения: равнина (ровная), равнение (становиться ровно).

Корень -мак- употребляется в значении «опускать в жидкость».

Например: промакнуть салфеткой, макнуть печенье в чай.

Корень мок означает «пропускать жидкость».

Например: промокнуть до нитки, замочить рубашку перед стиркой.

Чередование гласных А-О

Попробуйте проверить знания, решив упражнения с ответами на чередование корней.

Вставьте потерянные буквы:

1) Подл(_)жили булавку, наивно пол(_)гаем, правильно изл(_)гаем мысли, пол(_)жите игрушки на место, случайно к(_)снулся, не прик(_)сайтесь руками, нал(_)гаются обязательства, распол(_)гайтесь на диване, соприк(_)сновение, нал(_)женный платёж, Соборное ул(_)жение, предл(_)гают помощь; знаменитая пл(_)вчиха, выпл(_)вляется сталь, пл(_)вучесть судна; старые сапоги пром(_)кают, пром(_)кни руки салфеткой, пром(_)кнуть до нитки;

2) Р(_)внение в рядах, разр(_)внять бетон, ср(_)внить два варианта корня, неср(_)внимые суждения, выр(_)внять загар, повысить ур(_)вень жизни, р(_)вняются на лучших учеников, ур(_)внять яму, живописные р(_)внины; густая пор(_)сль, врожденное ср(_)щение пальцев, зар(_)стают сорняком, пор(_)стёт густой травой, современная отр(_)сль производства, нар(_)стили силы.

Ответы на упражнения на чередование «А» и «О» в корне слова:

1) Подложили булавку, наивно полагаем, правильно излагаем мысли, положите игрушки на место, случайно коснулся, не прикасайтесь руками, налагаются обязательства, располагайтесь на диване, соприкосновение, наложенный платёж, Соборное уложение, предлагают помощь; знаменитая пловчиха, выплавляется сталь, плавучесть судна; старые сапоги промокают, промакни руки салфеткой, промокнуть до нитки;

2) Равнение в рядах, разровнять бетон, сравнить два варианта корня, несравнимые суждения, выровнять загар, повысить уровень жизни, равняются на лучших учеников, уровнять яму, живописные равнины; густая поросль, врожденное сращение пальцев, зарастают сорняком, порастёт густой травой, современная отрасль производства, нарастили силы.

Чередование гласных е-и: правила правописания

Правописание чередующихся «Е» и «И» в корнях определяется с помощью одного показателя — суффикса «А». Если после корня этот суффикс есть, то ставим букву «И». Если суффикса нет, тогда пишем букву «Е».

Необходимо заучить корни, в которых происходит подобное чередование. А именно: бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил, чет-чит.

Например: заберёт — забирает, придерётся — придирается, замерли — замирает, запер — запирается, вытерся — вытирается, блестит — блистает, выжег — выжигают, постелить — расстилаться, вычет — вычитать.

Исключения: сочетать, сочетание.

Чередование гласных Е-И

Проверьте себя, решив упражнения с корнями с чередованием «Е» и «И».

1. Стекло бл(_)стит, звёзды бл(_)стают, грибы соб(_)рают, соб(_)рут игрушки, ум(_)раю со смеху, зам(_)р от восхищения, отп(_)реть дверь, отп(_)рают ворота, прот(_)реть лицо, прот(_)рают пыль, выд(_)рну скотч, выд(_)рают зубы; разм(_)наем мышцы, подж(_)мает хвост, припом(_)нают о домашних делах, произносят закл(_)нания.

Ответы:

Стекло блестит, звёзды блистают, грибы собирают, соберут игрушки, умираю со смеху, замер от восхищения, отпереть дверь, отпирают ворота, протереть лицо, протирают пыль, выдерну скотч, выдирают зубы; разминаем мышцы, поджимает хвост, припоминают о домашних делах, произносят заклинания.

И еще упражнение на правописание корней с чередованием Е и И:

2. Переб(_)рём старую одежду, переб(_)рается через дорогу, бл(_)снуть на солнце, зам(_)рла от страха, зап(_)реться в комнате, гармоничное соч(_)тание, выт(_)реть со стола, сд(_)рать скотч, переб(_)рать черешню, ум(_)рать со смеху, вым(_)рающий вид, отп(_)рать замок, изб(_)рательная кампания, выст(_)ранные футболки, подб(_)решь одежду, выд(_)рнут зуб, приж(_)гать рану, выт(_)рать пыль, прид(_)рется к опечаткам, зан(_)маться предприн(_)мательством.

Ответы:

Переберём старую одежду, перебирается через дорогу, блеснуть на солнце, замерла от страха, запереться в комнате, гармоничное сочетание, вытереть со стола, сдирать скотч, перебирать черешню, умирать со смеху, вымирающий вид, отпирать замок, избирательная кампания, выстиранные футболки, подберешь одежду, выдернут зуб, прижигать рану, вытирать пыль, придерется к опечаткам, заниматься предпринимательством.

И последнее упражнение на чередование гласных в корне слова («А» и «О», «Е» и «И»):

1. Р(_)стислав Иванович переб(_)рал пойманную утром рыбу. Чешуя ее ярко бл(_)стела на солнце.

2. В Р(_)стове-на-Дону провели изб(_)рательную кампанию. Скоро р(_)стовчане пойдут выб(_)рать депутатов.

3. Мы сг(_)раем от нетерпения увидеть бл(_)стательную игру этой актрисы.

4. Услышав шаги, все сначала зам(_)рли от страха, а потом мигом выск(_)чили на улицу, даже не зап(_)рев дверь.

5. После переезда в купленную квартиру нам пришлось переб(_)рать старые вещи, подм(_)тать пол и прот(_)рать вековую пыль.

Рекомендации

Выполняйте больше упражнений на корни с чередованием, так вы лучше их запомните. Устно или даже письменно группируйте корни по признакам при выполнении домашней работы. Это поможет запомнить правила правописания.

Учите теорию, не забывайте о практике, и вас ждёт успех!

fb.ru

Повторение и закрепление правил правописания чередующихся гласных а-о, е-и в корнях слов.

Тема. Повторение и закрепление правил правописания

чередующихся гласных а-о, е-и в корнях слов.

Цели:

  1. Закрепить знания учащихся в правописании чередующихся гласных в корнях слов.

  2. Формировать умения рассуждать при выборе чередующейся гласной.

  3. Воспитать любовь к слову.

Предполагаемые результаты.

Учащиеся должны:

  1. Знать корни с чередованием гласных, условия выбора а-о, е-и в известных корнях с чередующимися гласными

  2. Уметь находить орфограммы с чередованием гласных в корнях слов, объяснять их правописание, приводить примеры с изученными орфограммами

  3. Классифицировать корни с чередующими гласными; отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

  1. Организационный момент.

Учитель: Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Быстро, грамотно писать

Все ль на месте?

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Урок открытый сегодня у нас

Компьютер будет работать для нас

На наших гостей вы сейчас оглянитесь,

Доброй улыбкой всем улыбнитесь

(подарите свои улыбки)

Здравствуйте, ребята!

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

(откроем тетради и запишем число)

Слайд 1. Первое ноября

Классная работа.

  1. Актуализация учебной деятельности. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Слайд 2. Лингвистическая игра «Третий лишний»

  1. Огорчение, гора, загорать.

  2. Зарница, заряжать, подзарядка.

  3. Коса, коснуться, косарь.

(записываем в тетрадь одно слово из каждой строчки)

Проверка.

Слайд 3.Ответ: загорать, зарница, коснуться.

Работа с материалом игры.

Учитель:

— Что объединяет эти слова? (орфограмма – гласная в корнях с чередованием)

— Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? («Гласные в корнях с чередованием» или «Чередующие гласные в корнях слов». Дети сами формулируют тему урока.)

— Запишите тему урока в тетради.

Слайд 4: Правописание чередующихся гласных а-о, е-и в корнях слов.

Учитель:

— Изучали ли мы эту орфограмму раньше? (изучали в 5 классе и на предыдущих уроках)

— Какие корни с чередующимися гласными а-о, е-и мы изучили в 5, 6 классах?

Проверка.

Ученики.

Слайд 5.

5 кл.

— лаг- — -лож-

— раст- — -рос-

— стил- — -стел-

6 кл.

— кас- — -кос-

— гар- — -гор-

— зар- — -зор-

— Что такое чередующие звуки? (звуки последовательно заменяющие друг друга в определённых позициях)

— Кто расскажет стихотворение о чередующихся гласных в корне слова?

Слайд 6.

Жили-были две подружки,

Симпатичные вполне,

Две подружки – побегушки,

Буквы И и буква Е.

Корни нескольких глаголов

Рады были их принять,

Только нужно было знать,

Как в них встать без лишних споров.

Но подружки не ругались.

Скажет буква Е едва:

— Здесь за корнем суффикс -а-!

И без лишней кутерьмы

Примет корень букву И.

Если суффикс где-то бродит,

В корне место Е находит.

До сих пор живут согласно

Чередующиеся гласные.

— Что осталось непонятным?

— Давайте подумаем, что мы будем делать сегодня на уроке, какие цели мы должны поставить? (будем повторять корни с чередующимися гласными, объяснять их правописание, группировать их в зависимости от условия выбора написания гласной)

  1. Подготовка к обобщению понятий, правил.

1. Беседа

Учитель:

— Ребята, мы с вами изучили много корней с чередующимися гласными. Корней с чередованием гласных так много, что можно легко запутаться при их правописании.

— Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы мы быстро и безошибочно писали слова с этой орфограммой, не путали их? (заучить, сгруппировать)

— Заучить!!!

— А что вы заучили о корнях –кас- — -кос-?

Ученик 1: На урок пришли к нам в класс

Корень –КОС- и корень –КАС-.

Суффикс –А- примчался мигом,

Оглушил всех громким криком:

— Где вы, где вы, корень –кас-?

Не могу я жить без вас!

Если после корня –А-,

С корнем –кас- пиши слова!

(по материалам интернета)

— Кто расскажет правило о правописании гласных в корнях –кас- — -кос-? (в корнях с чередованием –кас- — -кос- в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит суффикс –а-, и буква о, если этого суффикса нет. Например: касаться, но коснуться.)

— Еще раз посмотрим на слайде графическое объяснение этой орфограммы.

Слайд 7

Касаться, коснуться (нет – а- за корнем)

— А что вы заучили о корнях –зар- — -зор-?

Ученик 2: На заре игра «Зарница»

Ровно в восемь состоится.

И корову Зорьку в поле

Гонят, когда ярки зори.

Зарево над горизонтом

От зарницы. Нужен зонтик…

Озаряет корень –зар-

Наши лица, как пожар.

В нем мы пишем без сомненья

В безударном положенье А.

И нет другого мненья.

(И.Л. Челышева)

— Кто расскажет правило о правописании гласных в корнях –зар- — -зор-? (в корнях с чередованием –зар- — -зор- в безударном положении пишется буква а, без ударения буква о. Например: заря, зори. Исключение: зарево.)

— Кто знает рифмограмму о корнях –гар- — -гор-, –зар- — -зор-?

Ученик 3: Всегда ударный корень –гар-,

Без ударенья –гор-,

К примеру: загорел – загар,

Наоборот –зар- — -зор-:

А – в положенье безударном.

«Заря на небе лучезарном».

— Расскажите правило написания а-о в корнях -гар- — -гор-? (в с чередованием –гар- — -гор- в безударном положении пишется буква о. например: подгореть.)

— Посмотрим на слайде графическое объяснение этой орфограммы.

Слайд 8

Подгореть, погорелец;

Загар, угар.

  1. Обобщение понятий и правил.

Учитель. Беседа.

— Как мы будем группировать слова с этой орфограммой? (правописание корней с чередующимися гласными а-о, е-и зависит от ударения, от суффикса, от последующей согласной) (но еще от значения) мы не изучили.

— Значит, на сколько групп можно разделить корни с чередованием гласных а-о, е-и. (на три – четвертую не изучили)

Проверка.

Слайд 9.

Чередование о-а, е-и зависит от

ударения

последующего согласного

суффикса -а-

значения

Учитель.

— Назовите эти корни. (дети называют)

Проверка.

Слайд 10.

-гор- // -гар-

-клон- // -клан-

-твор- // -твар-

Искл.: утварь

-зор- // -зар-

Искл.: зоревать,

зорянка

-плав- // -плов-

Во всех словах пишется корень

-плав-

Искл.: пловец, пловчиха.

-раст- //-ращ-//-рос-

Искл.: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль

-скак- // -скоч-

Искл.: скачок, скачу.

-бер- // -бир-

-дер- // -дир-

-мер- // -мир-

-пер- // -пир-

-тер- // -тир-

-блест- // -блист-

-жег- // -жиг-

-стел- // -стил-

-чет- // -чит-

-лаг- // -лож-

-кос- // -кас-

-мак- // -мок-

-равн- // -ровн-

Искл.: равнина

  1. Физическая зарядка.

Учитель.

— Настало время провести физическую зарядку «Мозговой штурм».

— Приведите примеры с корнями:

-лаг- // -лож- : излагать – изложить;

-раст- //-ращ-//-рос- : выросли, выращивают, растения;

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль

-стел- // -стил- : расстилать, расстелить;

-кос- // -кас- : касательная, коснуться;

-гор- // -гар- : загорел, загар;

-зор- // -зар- : зарница, зорька;

Исключение: зарево.

Учитель. Молодцы!!!

Вывод: чередование гласных в корне зависит от чего? (ударения, последующего согласного, суффикса)

  1. Закрепление изученных правил и понятий.

1. Послушайте интересную сказку «Как суффикс -А- стал VIP-персоной».

Слайд 11:

Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали. Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей. А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фоторграфии в журналы в рубрику «Ищу друга».

Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А- неразлучные друзья. И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом VIP-персона суффикс -А-.

«Тот, что с другом -А-, тот Корень с И, а т от, что один, тот Корень с Е», — говорят окружающие.

Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.

2. Работа с предложениями.

Слайд 12:

  1. За все б…рется, да не все удается.

  2. Добрые ум…рают, да дела их остаются.

  3. Р…сточком с мышь, а храбрый малыш.

  4. Ведрами разольешь, так каплями не соб…решь.

  5. Как пост…лешь, так и выспишься.

  6. Дидятко что тесто: как замесил, так и выр…сло.

Учитель.

— Прочитайте предложения на слайде.

— Что это такое? (половицы)

— Что такое пословица? (краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль)

— Выпишите слова с пропущенными чередующимися гласными в корне слова и объясните графически их правописание.

— Проверим.

Слайд 13:

Берется (не перед А), умирают, росточком (искл.),

соберешь (не перед А), постелешь (не перед А),

выросло (не перед ст, щ)

3. Самостоятельная работа с текстом.

Слайд 14:

Мы предпол…гали выехать рано, но зад…ржались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р…стительности. В полдень мы распол…жились на отдых у оз…ра, зар…сшего к…мышом. Заг…релые ребята плавали на пл…ту. Солнце п…кло так, что к песку нельзя было прик…снуться. В лучах солнца озеро св…ркало, как зеркало. Догорала вечерняя з…рька, когда мы в…рнулись домой.

— Ребята, что вы видите на слайде? Просмотрите. (Текст)

— Что такое текст? Любое ли сочетание предложений можно назвать текстом?

— Прочитайте текст.

— Подберите заглавие. (У озера. Отдых на озере.)

— Выписать слова с пропусками, сгруппировав их в зависимости от условия выбора гласной в корне.

— Какие встречаются здесь орфограммы гласные в корне? (Чередующиеся, проверяемые и непроверяемые безударные гласные)

— Сколько колонок у нас получится? (Три)

— Как вы назовете первую колонку? (Проверяемые гласные)

— Вторую? (Непроверяемые гласные)

— Третью? (Чередующие гласные)

Проверка (устно).

— Зачитать слова 1 столбика, 2, 3.

Ключ.

Проверяемые гласные

Непроверяемые гласные

Чередующие гласные

задержались

у озера

на плоту

пекло

камышом

ребята

сверкало

вернулись

предполагали

растительности

расположились

заросшего

загорелые

прикоснуться

зорька

4. Тест.

  1. Вариант.

  1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в корне слова?

  1. сохранился, задрожал

  2. залив, заметка

  3. движение, обращение

  4. запереть, озарение.

  1. Найдите лишнее слово.

  1. окрасить

  2. отрастить

  3. замереть

  4. собирать

  1. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. вспомнить

  2. касание

  3. броситься

  4. откликнуться

  1. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. расспрашивать

  2. затосковать

  3. прикоснуться

  4. погостить

  1. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. к…сить

  2. к…стный

  3. прик…сновение

  4. к…силка

  1. В каком слове пишется буква А?

  1. отр…сль

  2. подр…сли

  3. к…снуться

  4. разг…реться

  1. В каком слове пишется буква И?

  1. расст…лить

  2. зат…реть

  3. отп…реть

  4. разб…рать

  1. В каком слове пишется буква О?

  1. з…рница

  2. г…рящий

  3. прик…саться

  4. оз…рение

  1. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. (В.Г. Короленко)

  1. В слове выгорать выбор чередующейся гласной в корне зависит

  1. от суффикса, стоящего после корня;

  2. от ударения;

  3. от согласной, на которую оканчивается корень;

  4. от проверочного слова.

  1. Вариант.

  1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в корне слова?

  1. загораживать, носились

  2. выращивать, собирать

  3. перемигивались, испекутся

  4. пробивался, удивиться

  1. Найдите лишнее слово.

  1. зарастать

  2. приложение

  3. постелить

  4. умножение

  1. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. тянулись

  2. остановиться

  3. затирать

  4. прибрежные

  1. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. расспрашивать

  2. затосковать

  3. прикоснуться

  4. погостить

  1. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. к…смический

  2. к…солапый

  3. прик…снуться

  4. к…стрище

  1. В каком слове пишется буква А?

  1. г…рение

  2. р…сток

  3. пор…сль

  4. к…сание

  1. В каком слове пишется буква И?

  1. раст…рание

  2. ст…литься

  3. зам…реть

  4. отт…реть

  1. В каком слове пишется буква О?

  1. к…сательная

  2. оз…рять

  3. перег…реть

  4. соприк…саться

  1. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в нее зубами, навзрыд расплакался. (В.П. Астафьев)

  1. В слове прикосновение выбор чередующейся гласной в корне зависит

  1. от суффикса, стоящего после корня;

  2. от ударения;

  3. от согласной, на которую оканчивается корень;

  4. от проверочного слова.

Ответы.

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант

I

4

1

2

3

3

1

4

2

зарастали

2

II

2

4

3

3

3

4

1

3

вытирать

1

  1. Рефлексия.

Слайд 15:

— Что мы делали сегодня на уроке? (мы обобщали и систематизировали материал по теме «Правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и»)

— Как мы это делали? (мы находили орфограмму, опознавали ее в тексте, классифицировали, применяли изученную орфограмму.)

— Зачем мы это делали?

— Пригодиться ли вам это в жизни?

— Можно ли было обойтись без изучения этой орфограммы в школе?

Слайд 16:

Домашнее задание.

По выбору:

  1. Найти и записать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с чередующимися гласными в корне.

  2. Написать небольшое сочинение на тему «Золотая осень», используя слова с чередованием гласных о-а, е-и в корне. (7-8 предложений)

www.metod-kopilka.ru

Корни с чередованием гласных о//а




1. В какой строке во всех словах следует писать букву О?
пол..жить, заг..релся, к..сается
притв..ряться, уг..релый, з..ря
скл..нение, неук..снительно, р..стение
прик..снуться, отл..жить, подр..сли




2. В какой строке во всех словах следует писать букву А?
пол..гаться, з..рница, р..сток
выр..щенный, приг..рело, з..рянка
отр..слевой, р..стениеводство, к..сательная
разл..жить, водор..сли, прил..гательное





3. В каких  словах следует писать букву А?
перег..рели
оз..рять
отр..стить
отл..жить
притв..рить





4. В каких  словах следует писать букву 0?
прил..жение
прик..саться
накл..ниться
з..рница
раств..ритель




5. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
обг..рел, под..рить, оз..ренный
пор..сль, откл..нение, предл..жение
выр..сший, неприк..сновенный, зап..сной
предпол..гать, р..сточек, упл..тнение




6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
заг..родил, под..рожник, прил..гать
отр..сти, обр..мил, м..торный
ф..рфор, оз..рить,  неустр..шимый
м..роз, скл..нение, обл..ко

www.russiantests.narod.ru

Чередование гласных Е//И, А//О в корне слова



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:


Чередование гласных Е//И,А//О в корне слова Чередование гласных А//Ов зависимости от Последующих букв-лаг-//-лож;-раст-//-ращ-//рос;-кас-//-кос-;-скак-//-скач-//-скоч Ударения-гор-//-гар;-зор//-зар-;-плав-//-плов-;-твар-//-твор- Лексического значения_-мак-//-мок-;-равн-//-ровн- Перед г – а;Перед ж – о. -лаг-//-лож- -рос-//-раст-//-ращ- Перед ст – а;Перед щ – а;Перед с – о.Исключения: росток, Ростислав, отрасль, ростовщик, Ростов Перед суффиксом -а- – а,перед -н- – о. -кос-//-кас- Например:коснуться, касаться Перед к – а;Перед ч – о. -скак-//-скач-//-скоч- Исключение:скачок, скачу Под ударением – а; без ударения – о. -гор-//-гар- Исключение:утварь -клан-//- клон- -твар-//-твор- Под ударением – о, а; без ударения – о. Под ударением – о, а; без ударения – о. Под ударением о-а, без ударения – а. -зор-//-зар- Например:зарево, зори, заря. Исключение: зоревать Всегда – а. -плав-//-плов- Исключение:пловец, пловчиха,плывун -мак-//-мок-; -равн-//-ровн- -мак- -мок- «опускать или погружать во что-то» «впитывать жидкость, становиться мокрым» -равн- -ровн- «одинаковый, наравне» (что-то с чем-то сравнивать) «прямой, гладкий, ровный».Исключение: равнина «Друзья, распол…гайтесь поудобнее, сегодня мы расскажем вам сказку «Золушка», – предл…жили нам Феи. Они прик…снулись волшебными палочками к страничкам книги, и сказочный мир оз…рился разноцветными огнями. Жил-был один человек. Первая жена его ум…рла, и он женился во второй раз, да на такой высокомерной женщине, при виде которой зам…рало сердце. У нее было две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером. У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать. А мать ее была самая красивая и смиренная женщина на свете. Чередование гласных Е//И -бер-//-бира—дер-//-дира—тер-//-тира—стел-//-стила—пер-//-пира—мер-//-мира—жег-//-жига- Вижу суффикс а – пишу и, нет а – пишу е. Чередование гласных Е//И -бер-//-бира—дер-//-дира—тер-//-тира—стел-//-стила—пер-//-пира—мер-//-мира—жег-//-жига—блест-//-блиста Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она разж…гала огонь в камине, нат…рала пол до блеска, уб…рала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц, ст…лила им постели, а её зап…рали на чердаке, там она спала на колючей соломенной подстилке. Вечером, окончив работу, она заб…ралась в уголок возле камина, оп…ралась на кулачок , сидела там на ящике с золой и вспоминала мать. Сестры, а за ними и все в доме, прозвали ее Золушкой. Они постоянно прид…рались к бедной девушке, но она молча сносила все обиды. И вот как-то раз сын короля той страны устроил большой бал. Золушкины сестры тоже получили приглашение. Они сейчас же принялись выб…рать наряды, чтобы понравиться принцу.У бедной Золушки работы стало еще больше. Ей пришлось собирать сестер на бал так, чтобы они могли бл…снуть не только хорошими нарядами, но и красивыми прическами. Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала. Но девушке в её беде помогла крестная… И вот Золушка в красивой карете и нарядном платье уже едет на бал! Принц, увидев никому не известную принцессу, чуть не ум…р от восторга. Он, чуть ка…саясь её руки, повел незнакомку в зал. Они проб…рались сквозь толпу восхищенных гостей.   Чуть только заиграла музыка и кавалеры стали выб…рать себе дам, принц подошел к Золушке и пригласил ее на танец. Она танцевала так легко и плавно, что все залюбовались ею… Но на небе стали заж…гаться звезды, и дворцовые часы пробили одиннадцать и три четверти. Золу

univerfiles.com

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о