Чем цивилизация отличается от первобытности – ? —

Чем отличаются древние цивилизации от первобытного общества

Первые цивилизации появились в конце четвертого тысячелетия до нашей эры. Сразу стоит оговориться: термин «цивилизация» многозначен, и здесь он применяется в значении «древнее государство», хотя многие историки используют его и для обозначения культур, не достигших стадии государства. Итак, чем отличаются древние цивилизации от первобытного общества и как они образовались? Начнем с самого начала.

Трансформация первобытного общества

Согласно классификации американского социолога и историка Льюиса Моргана, человеческое общество проходит три стадии развития:

  • дикость;
  • варварство;
  • цивилизация.

Дикость характеризуется присваивающей экономикой (охота, рыболовство, собирательство) и отсутствием частной собственности. С наступлением варварства возникает социальная иерархия, появляются частная собственность и производящая экономика (земледелие, скотоводство, ремесла). И, наконец, цивилизация. Главное ее отличие от двух предыдущих этапов – образование государства со всеми сопутствующими институтами: армией, полицией, чиновниками, правителями. Нетрудно догадаться, что первобытное общество существует на этапах дикости и варварства.

Отличие древних цивилизаций от первобытного общества – не только в разных типах ведения хозяйства (кстати, при варварстве и цивилизации такой тип один – производящий), но и в появлении писаного права. Хотя система общепринятых правил поведения есть и у варваров, она зиждется на обычаях, традициях, поэтому называется «обычным правом». Позже право как необходимое условие существования государства оформляется в виде законов и кодексов и фиксируется документально, в зависимости от страны и эпохи – на папирусе, пергаменте, камне, глиняных табличках, бересте или бумаге. Так возникает писаное право, ius scriptum на латыни. И, наконец, в древних цивилизациях появляется такой социальный институт, как рабство.

к содержанию ↑

Сравнение

Цивилизация отличается от предыдущих этапов еще и бурным развитием гуманитарной сферы. Человечество, сумев накормить и обезопасить себя, принимается самовыражаться через искусство. Конечно, начало этому процессу положено еще в дикости, а во время варварства возникают порой сложные художественные произведения эпического характера – сказания о богах и героях. Однако подлинный расцвет искусство получает именно на стадии цивилизации.

Если для создания былин или саг нужен талант и больше ничего, то, например, для строительства шедевров архитектуры или сложных технических сооружений – еще и точный инженерный расчет, и согласованные действия большого количества людей. А добиться этого возможно только при наличии государства. Именно оно способно и обеспечить подготовку инженеров (а это дело очень не простое и не быстрое), и собрать достаточное количество квалифицированных (да и неквалифицированных тоже) рабочих, и поставить надсмотрщиков, чтобы никто из них не сбежал домой. А ведь бегали, и еще как, даже восстания поднимали: 1600 лет до нашей эры в Египте строители пирамид взбунтовались из-за того, что им не выдали чеснок, который, как считалось, восстанавливает силы. Понятно, что это только повод, главной причиной стали плохие условия труда. Однако не будь государства, подавившего восстание, пирамида так и осталась бы недостроенной.

к содержанию ↑

Таблица

В чем разница между древними цивилизациями и первобытным обществом, наглядно показано в приведенной ниже таблице.

Первобытное обществоДревние цивилизации
Право (юриспруденция)Обычное право, базирующееся на традициях, привычкахПисаное право, зафиксированное в исторических документах (Салическая правда, Русская Правда, Законы XII таблиц и так далее)
Социальная организацияРодовая община, на последнем этапе – соседская община; социальное равенствоГосударство; появляется социальная дифференциация, возникает рабство
ИскусствоРазвитие получает в основном устное народное творчество, которое часто не записывается (так как письменность еще не создана), а передается из поколения в поколение; изобразительное искусство и малая пластика находятся в зачаточном состоянии; монументальная скульптура и сложные архитектурные формы отсутствуютБурно развиваются все виды искусства
НаукаПервичные научные знания (движение небесных тел, начало счета, медицины и так далее)Развиваются все виды науки

thedifference.ru

Введение. Цивилизация. Первобытное общество

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык

resheba.me

чем древность от первобытности отличается? подробно плз

ОТЛИЧИЕ ДРЕВНОСТИ ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ Древние цивилизации при всей их несхожести между собой представляют все же некое единство в отличие от прежних состояний общества и культуры. Не случайно еще сравнительно недавно некоторые ученые даже называли первобытное общество «доисторическим».

Сейчас, когда исследование периода, предшествовавшего цивилизации, обогатилось новыми данными, от этого определения пришлось отказаться. Тем не менее возникновение и развитие городов, письменности, усложнение социальных отношений наполнили историческое время качественно новым, гораздо более богатым содержанием. Безусловно, цивилизации древности сохраняли многое из первобытного общества, и прежде всего зависимость от природы, мифологические формы мышления, культ и ритуалы, ориентированные на природные циклы.

Так, в религиозных верованиях древних народов отражалась смена времен года, умирание и возрождение природы. Однако характер взаимодействия общества с природой при переходе от первобытного общества к древним цивилизациям существенно меняется. Это связано с расширявшимися знаниями людей о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства для удовлетворения потребностей общества, с заменой потребляющего типа хозяйства производящим.

Зависимость людей от природы была все еще велика, что особенно сильно проявлялось в экстремальных ситуациях наводнениях, землетрясениях, извержениях вулканов и т. п. Но овладение металлами, накопление знаний и передача их с помощью письменности меняли формы этой зависимости. Невозможно представить себе Древний Египет или Междуречье без ирригации, Древнюю Грецию без мореплавания и морской торговли.

Однако главным, что знаменовало переход от первобытности к древним цивилизациям, было начало организованной производственной деятельности человека. Этот скачок в развитии общества получил название «аграрная революция». И хотя на всем протяжении древности общество осознавало себя как часть природы, связанную с ней самыми тесными узами, тем не менее в период аграрной революции человек нередко играл роль творца и созидателя.

otvet.mail.ru

Чем цивилизация отличается от первобытного общества — GameCollector

Комментарии пользователей bodhiyarik 05.10.2017 — 07:45

главное бог 😂 Главное СУТЬ, а суть этого термина — любовь.Выкинь уже этот ветхий завет,догматик!Третья религия по количеству — буддизм,и в нем о т с у т с т в у е т боог

Jana Benuykh 06.10.2017 — 20:28

Гарри Поттера учитель не читал)))))) иначе бы он знал — Бог там есть!

рексвет рексвет 08.10.2017 — 08:07

Я непанимаю что окаких грехах говорится? Разве повашему все грешны толька за то что ты родился? Я непанимаю! ЗНАЧИТ НАША ЗЕМЛЯ ТОЖЕ ГРЕШНА РАЗ АНА НАС ПОРОДИЛА, АТАГ ЖЕ БОГ ГРЕШЕН РАЗ ОН ПАРАДИЛ НАС ВОВСЕЛЕННОЙ! так можно до обсурда довести сваих читателей и до шизо.

Диагностика КАРМЫ 11.10.2017 — 00:12

Грехи — гнев, алчность, блуд, чревоугодие, зависть, гордость, уныние списокгрехов

MrTim 10.10.2017 — 06:31

Браво! Человек это Клетка Бога, это частица Бога которая находясь в материальном мире учится: ВЕРЕ в Бога (или Целого), любви -(гармонии) и мудрости -(взвешенности решений) становясь ТВОРЦОМ.

Irina Shalina 12.10.2017 — 05:55

Молодежь уже другая, она лучше нас умнее, трансформируется быстро!

Aya Sidorenko 14.10.2017 — 12:57

Это не 2018 год

Диагностика КАРМЫ 15.10.2017 — 19:05

Aya, это видео — отрывок из семинара Новое время — проходил онлайн семинар (вебинар) 5 января 2018 года

Анатолий Анатольевич 16.10.2017 — 06:14

Удивительно, столько времени существует православие. Оказалось, что это ширма, за которой стояло учение Христа, которое православие интерпретировало по своему. Теперь, благодаря Богу и трудам Лазарева С. Н. стало ясно, о чем нам ведал Иисус Христос! Ура! На языке тех же православных — это воскресение из мертвых! Выход из тьмы невежества. imho

Валентина Андель 18.10.2017 — 01:23

Личность Христа сильно отличается от принятого символа в современном христианстве. Ключ к отличию можно обнаружить в некой форме проклятия на иудеев — евреев — иереев: отречение от Бога Творца. Это же проклятие на христианстве. Потому что иереи основы его и создали. Только Бог Творец это не старик на небе. А Христос творец. Та сторона деятельности, которая была проигнорирована сначала, потом забыта, и наконец отвергнута. Остался только учитель и проповедник. То есть бездельник. Существо исключительно духовное. А это ложь. Выводы сделаны по материалам Новой Хронологии Фоменко и Носовского. Где приведены доказательства деятельности Андроника -Христа как воина, князя, императора, музыканта, поэта, математика, медика, конструктора, астронома, ученого. и только в последнюю очередь болтуна-проповедника. Есть основания подозревать, что в тексте Библии, слова, приписываемые Христу, ему не принадлежали. И едиственным письменным наследием его является Псалтырь, первоначально написанный в стихотворной форме на древнерусском. Или, или. на хва стани. Или, или. на кого оставил.

Юльчик Видящий 19.10.2017 — 10:57

Нет, гармония во взаимодействии между личностью и обществом. Личность служит обществу, а общество служит личности. Так и только так может выжить человечество. Тысячелетия единоличников закончились навсегда.

Натусик Кучерина 22.10.2017 — 05:30

Полный бред. Но Лазарев хорошо служит своему эгрегору. Интересно, по какой причине?

Cлово Гой 25.10.2017 — 04:51

не видел, но надеюсь, что он с пользой сделан, с волей добра, без гордыни и высокомерия и не для того что бы насолить, а спасти, открыть глаза.

Не умное видео 27.10.2017 — 12:45

Согласен,правильно говорите,я снял ролик про лазарева

Cлово Гой 30.10.2017 — 01:24

по причине гордыни и самомнении! Забыл что любовь есть свобода, палёт и суровая справедливость!

Не умное видео 31.10.2017 — 06:56

Согласен с вами

Lucio Ferro 24.10.2017 — 21:06

А был ли мальчик. это о Христе и пр. сказок типа Библии, что подсунули миру евреи.

Не умное видео 27.10.2017 — 13:56

Согласен с вами

Ренат Гареев 26.10.2017 — 08:56

Гарри Поттер аукнется тем народам и спецслужбам которые заинтересованы в уничтожении мира и человечества.Кому транслируется и внедряется в сознание те народы должны или выжить или отсеятся как плевелы

GO DJ 28.10.2017 — 04:24

Он не прав. Он из Бога делает словно верховного царя, а не что-то доброе и хорошее. То есть везде надо говорить о Боге. А не задумывались вы на секундочку, что такому высшему существу как Бог, который создает планеты и галактики, нет особой разницы верят в него или нет. Не лучше ли действительно самим становиться добрее и делать кому то добро в первую очередь а не себе. И что плохого он увидел в Гари Потере? Я не читал книги, но после просмотра фильма хочется ити и помогать людям и творить добрые дела и бороться с плохим в мире. Разве это плохие чувства? Разве не вызывают они добро внутри и Бога внутри. Ведь Бог это как самый лучший твой друг. Самый добрый и веселый, который любит каждого человека. Все люди хотят попасть в Рай после смерти и готовы молиться и прославлять Бога а кто нибудь хотел после смерти стать рядом с Богом с оружием в руках против армии дьявола и защищать добро? Нет! Все готовы все что угодно сделать лишь бы попасть под защиту доброго Бога и быть в Раю. А стать защитником добра? Кто захочет после смерти выступить против армии зла? Вт даже прямо как в том же Гари Потере. Чтобы прочувствовать всю мощь зла и понять как важно быть добрым и помогать добром.

Бубузюк Охует 29.10.2017 — 09:58

Добро относительно,ка к и зло Зло ведёт к деградации или к короткому достижению и деградации Добро в бесконечности ведёт к развитию в бесконечность-называется Любовью

Не умное видео 31.10.2017 — 02:01

Я снял ролик про лазарева

GO DJ 02.11.2017 — 08:03

Cлово Гой Согласен

Cлово Гой 04.11.2017 — 11:05

В мироздании нет зла. Зло есть творение только самого человека. И если бороться, то только с самим собой! А что бы в рай (домой) попасть нужно ему соответствовать.

Не умное видео 07.11.2017 — 08:09

Согласен с вами

Юрий Бойко 30.10.2017 — 00:39

Если Бог есть любовь, то почему он уничтожил людей в потопе? Значит природа Бога противоречива!

Jana Benuykh 01.11.2017 — 18:26

Творец! Вы, когда картинку нарисуете криво — тоже ее уничтожаете и никто вам слова не говорит)))

Анатолий Анатольевич 04.11.2017 — 07:29

Есть законы земные и небесные. Вы же по дорогам не ходите без знаний дорожного движения.

lana vov 06.11.2017 — 21:52

Юрий Бойко Получается драгоценный это не Бог уничтожает людей, а зло сидящее в них.0

lana vov 08.11.2017 — 05:53

А каких людей уничтожил Бог в потопе, праведных! Иль моральных уродов! На сегодняшнем этапе люди сами уничтожают себя и друг друга.

Cлово Гой 09.11.2017 — 10:32

исповеди мы — если вы живёте в духе, по совести в заповедях.

Irina Chmilenko 31.10.2017 — 23:37

По моим ощущениям Сергей Николаевич — пророк, которого ждут не одну сотню лет. Долгие годы свою болезнь я считала злом. А ведь именно она, болезнь, свела меня с книгами Сергея Николаевича. Вот тебе и зло. Пути Господни неисповедимы. Благодарю Отца за все! Благодарю Вас, уважаемый Сергей Николаевич!

Яна Бен 03.11.2017 — 23:20

Спасибо. Очень глубокое видео.

Алина Ревякина 05.11.2017 — 12:46

Во многих голливудских фильмах и современных книгах заметила один такой усилитель вкуса — богоизбранность главного героя. Меня прямо тошнит от этой темы. В традиционных сказках, в том числе в русских сказках, герой становится героем не по предопределению, а потому что делает нужный выбор, демонстрирует правильное поведение и за это награждается. В Царевне лягушке — не унывал, принял жену, пошёл за неё сражаться — выиграл. В По щучьему велению не стремился к успеху, не унывал, жил душою (на печке) — получил царевну. Нет вот этой пафосной избранности, предопределённости, которая всегда так подчеркивается практически во всех героях голливудских фильмов и в нео-сказках (Нео из Матрицы, Гарри Поттер). Например, всё, что бы ни сделал герой — верно и правильно, он не ошибается, в нем уже всё заложено, и после небольших формальных сомнений и ломок, которые преподносятся, как сложный нравственный выбор, герой всё же решается использовать свои сверхспособности на благо человечества. Богоизбранность — это иудейская тема, по-моему. И все голливудские фильмы, не смотря на то, что конструируются архитекторами мира для управления массами, сами достаточно хорошо отображают идеологию их создателей. Они раскрываются через свои сюжеты. Не только они нас программируют, но и мы можем видеть как на ладони их мировоззрение и планы — достаточно проанализировать их фильмы.. А потом увидеть это в себе! И понять — что портрет врага, это и мой портрет. (Рекомендую: Четверикова о Голливуде:

Не умное видео 08.11.2017 — 05:49

Согласен с вами

Sam Hs 07.11.2017 — 16:03

Благадарю вас С Никалаевич за вашы труды. В вере Бахаизм схожые учение о будушем. Но они предлагают как строить и гасударство. Это очен интересны подход.

Ирина Масалова 09.11.2017 — 10:44

Очень актуальная тема! Развивайте, говорите, показывайте. Многим будет интересно и познавательно. Спасибо.

Сергей Егоров 11.11.2017 — 08:10

Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, потому что дела их были злы ибо всякий, делающий злое, ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к Свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Доколе Свет с вами, веруйте в Свет, да будете сынами Света. Господь есть Свет. Шесть дней работай и дела добрые делай а седьмой день посвяти Господу т. е. Сделай доброе дело ближнему твоему. Вера добрыми делами укрепляется. Кто добрые дела не делает у того веры нет. Всякое доброе дело, делай как для Господа. Иисус сказал Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд не воспрекословит, не возопит, и никто не услышит на улицах голоса Его трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы и на имя Его будут уповать народы.

asc-lada.ru

4.1 Отличия древних цивилизаций от первобытности.

Приблизительно в III – II тысячелетиях до н.э. часть человечества совершила гигантский прорыв – перешла от первобытности к цивилизации. Древние цивилизации, зародившиеся на заре истории человечества, некоторые ученые называют первичными. Это название подчеркивает, что они выросли непосредственно из первобытности. В отличие от более поздних цивилизаций им еще не предшествовала цивилизационная традиция, плодами которой можно было бы воспользоваться. Напротив, древние цивилизации должны были создавать ее сами, преодолевая первобытность.

Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно осуществлялся постепенно. Зависимость людей от природы была все еще велика, что особенно сильно проявлялось в экстремальных ситуациях природных бедствий – наводнений, землетрясений, извержений вулканов и т.п. Мировоззрение человека все еще сохраняло первобытные черты: было мифологичным, синкретичным. И тем не менее, грани, отделявшие цивилизацию от первобытности, вполне ощутимы. Где и почему появились первые цивилизации? Какие факторы способствовали переходу человечества на качественно иной уровень общественного развития? Для этого давайте проанализируем условия, в которых происходило становление первых цивилизаций на земле. Уже в IV – III тысячелетиях до н.э. очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии – между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилизации. Несколько позднее – в III–II тысячелетиях до н.э. зародились индийская и китайская цивилизации. Примерно в это же время складываются цивилизации хеттов в Малой Азии, финикийцев – в передней Азии, древнееврейская – в Палестине. На рубеже III–II тысячелетий до н.э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилизация, из которой выросла древнегреческая. Ученые уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Среднегодовая температура была достаточно высока – около +20С. Лишь в Китае в некоторых районах зимой иногда выпадал снег. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизаций стала распространяться к северу, где природа была более сурова.

Многие цивилизации родились в долинах рек либо на морском побережье. Реки играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации нередко называют речными (Индия, Китай, Египет, Вавилон) либо приморскими (Греция и Рим). Плодородная почва в долинах рек способствовала развитию земледелия, а выход к морю и островное положение привели к возникновению навигации и мореходства. Реки связывали разные районы и создавали возможность для установления торговых, культурных и политических связей с соседями. Благоприятные природные условия и удобное географическое положение способствовали заселению этих территорий. Достаточно высокая плотность населения на сравнительно небольшой территории приводит к своеобразной конкуренции между представителями различных народностей. В результате такой «борьбы» в обществе закреплялись те традиции и обычаи, и тот образ жизни, которые были наиболее приспособлены к существующим условиям. Так происходил естественный отбор, в результате которого первые цивилизации усваивали наиболее «передовые» способы выживания. Кроме того, морские и речные путешествия дали возможность общаться и обмениваться социальным опытом с другими народами – все это способствовало развитию первых цивилизаций. Цивилизации древнего мира при всем их разнообразии и уникальности, все же имеют ряд общих черт. Этот этап развития человечества существенно отличается от последующих эпох. Итак, каковы же были основные черты древних цивилизаций?

  • Достаточно высокий уровень технического развития. Для ряда речных земледельческих цивилизаций характерно развитое ирригационное орошение. Искусственный полив позволил увеличить урожаи, получить излишки зерна и наладить торговлю с соседними народами. Появились также первые механизмы – повозки, мельницы. В городах – выложенные камнем дороги, водопровод. Время древних цивилизаций – это эпоха бронзы и железа. К традиционным для первобытного строя ремеслам – ткачеству, прядению и гончарному делу, добавились металлургия и кузнечное дело. Собирательство как способ добывания пропитания отошло в прошлое. На смену добывающему типу хозяйства пришло производящее. Продолжало усложняться общественное разделение труда. К земледелию и скотоводству добавилось ремесло, торговля, политика, военное дело, мореходство, наука и искусство.
  • Усложнилась структура общества: в нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному положению, объему прав и привилегий. Образовалось государство – система органов управления обществом. При этом принадлежность к власти стала считаться почетной. Власть передавалась по наследству. Объем прав и привилегий напрямую зависел от того, насколько человек был далек или, наоборот, близок к верховной государственной власти. Именно в первых цивилизациях появляются первые города как центры ремесла, торговли, оборонительные пункты, как религиозные центры.
  • Еще одним важнейшим фактором развития цивилизаций стало появление письменности. Для догородской бесписьменной культуры было характерно отсутствие специальных каналов передачи накопленного жизненного опыта. Навыки и умения прививались в процессе непосредственной практики. Дети вместе с взрослыми трудились и учились на собственных ошибках и примере родителей и соплеменников. Знания о мире передавались устным путем от одного поколения к другому. Но постепенно количество знаний об окружающем мире становилось все больше и для хранения и передачи этой информации требовался более эффективный, чем человеческая память, механизм. Постепенно стала складываться письменность. Появился алфавит как система условных знаков-символов, каждый из которых обозначает отдельный звук или понятие. Появление письменности окончательно отодвинуло древние цивилизации от первобытности. Начали развиваться науки, появилась литература.

Однако при всей своей похожести, каждая из древних цивилизаций уникальна, обладает неповторимыми, только ей присущими особенностями. Уже тогда в зависимости от характера социальной жизни выделяются два больших региона – Восток и Запад, в которых начинают складываться разные цивилизационные традиции, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху средневековья, и в новое время. Дальнейший наш обзор коснется в основном цивилизаций Средиземноморья – Древней Греции и Древнего Рима, ведь именно на их развалинах выросла европейская цивилизация.

vtk34.narod.ru

Особенности древних цивилизаций, мире древних цивилизаций, ОТЛИЧИЕ древности от первобытности

Что представляет собой загадочный и неповторимый мир древних цивилизаций?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Взаимодействие человека с природой, общество как сложная динамическая система: локальная цивилизация

Эпохи, как и люди, неповторимые. Каждая имеет свой характер, только ей присущие черты. Удаленность древних цивилизаций от нас во времени и пространстве не позволяет в точности воспроизвести их вид, реально почувствовать и дыхание жизни, до конца осознать высокие духовные устремления и самые обыденные дела людей, ранее живших. Однако мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы поняв его, лучше понять себ е. Древность манит нас, восхищает своей загадочностью и необъяснимой очарованиеістю.

мире древних цивилизаций

Одни цивилизации прошли перед нами в курсе древней истории:»Дар. Нила»- цивилизация. Древнего. Египта;. Месопотамия — одна из древнейших в мире цивилизаций; загадочный. Древний. Китай;; цивилизация. Древней. Индии, названной еще в те времена»страной мудрецов»; древнегреческая цивилизация, чьи достижения легли в основу европейской культуры; цивилизация эллинизма, в которой будто встретились я. Запад и. Восток, породив высокие проявления культуры;. Древний. Рим с его особой системой цинносте.

О других цивилизации вы узнавали, изучая историю как нашей, так и других стран. Это цивилизации. Средней. Азии, сохранявшие культурное своеобразие и в греко-македонскую эпоху; самобытные цивилизации. Закавказья, которые отличались необычайной устойчивостью культурных традиций. Особое место занимала цивилизация скифов, не имела собственной письменности, а память о ней сохранилась в литературных памятник ах других народов, в археологических находкаах.

Мир древних цивилизаций включает и малоизвестные нам цивилизации. Африки и. Южной. Аравии, традиции которых сохранялись много веков и повлияли на развитие. Египта; цивилизации. Древнего. Ирана,. Древнего. Афганистана,. Малой. Азии, была естественным мостом в передаче культурных достижений между. Европой и. Азией; древние цивилизации. Юго-Восточной. Азии — региона неповторимой культуры, сравнительно поздно. Откуда. Ритой европейскими учеными и относительно мало изученной; древнеяпонской цивилизация, и сейчас поражающая своей загадочностью, которая доказывает, что ее культурные ценности обладают достаточной устойчивостью во времени и в прост ори; цивилизации. Нового. Света, где представлены почти все стадии развития человечеств.

В кратком очерке невозможно дать подробное описание мира древних цивилизаций. Наша задача — взглянуть на тот путь, который человечество прошло от древних цивилизаций до современной эпохи

ОТЛИЧИЕ древности от первобытности

Древние цивилизации при всей их несхожести между собой представляют все же некое единство, в отличие от прежних состояний общества и культуры. Не случайно еще сравнительно недавно некоторые ученые нав ветвь называли первобытное общество»доисторическим»Сейчас, когда исследование периода, предшествовавшего цивилизации, обогатилось новыми данными, от этого определения пришлось отказатьсяся.

Однако возникновение и развитие городов, письменности, усложнение социальных отношений наполнили историческое время качественно новым, гораздо более богатым содержанием. Безусловно, цивилизации древности сохраняли многие то чего с первобытного общества, и прежде всего зависимость от природы, мифологические формы мышления, культ и ритуалы, ориентированные на природные циклы. Так, в религиозных верованиях древних народов отражала ся смена времен года, умирания и возрождения природы. Однако характер взаимодействия общества с природой при переходе от первобытного общества к древним цивилизациям существенно меняется. Это связано с. Распространи енням знаний о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства для удовлетворения потребностей общества, с заменой потребляющего типа хозяйства производяючим.

Зависимость людей от природы была все еще велика, что особенно сильно проявлялось в экстремальных ситуациях: наводнениях, землетрясениях, извержениях вулканов и т.п.. Но овладение металлами, накопление знаний и и передача их с помощью письменности меняли формы этой зависимости. Невозможно представить себе. Древний. Египет или. Междуречье без ирригации,. Древнюю. Грецию без мореплавания и морской торговли. Однако голов ним, знаменующим переход от первобытности к древним цивилизациям, было начало организованной производственной деятельности человека. Этот скачок в развитии общества получил название»аграрная революция»И хотя пр отягом всей древности общество осознавало себя как часть природы, непосредственно связанную с ней, однако в период аграрной революции человек нередко играла роль. Творцаворця.

Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменением характера взаимодействия людей в обществе, с рождением нового типа общественных отношений, вызванных ростом городов, сосредоточением в них значительно й части населения и экономической деятельности, с усложнением социальной структуры, становлением государственности, с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с изменением способе в хранения и передачи информации.

Для домиськои бесписьменных культурах первобытной эпохи характерно отсутствие самостоятельных каналов передачи информации, жизненного и производственного опыта: обучение необходимым хозяйственным, промышленным и рем мисничим навыкам, а также религиозному ритуалу осуществлялось в процессе непосредственной практики. Человек был целиком погружена в деятельность, она не оценивала свои поступки, ощущенийя.

Ее мышление было»нерасчлененное», она еще не могла определить сущность событий и процессов, происходивших. Над всем господствовал обычай, который заменял обобщенные представления. Жизнь текла медленно, изменения отбыл вались редко, в самом укладе жизни мало что менялось от поколения к поколениюня.

Овладение новыми видами деятельности способствовало развитию иного типа сознания и появлению более современных каналов передачи информации от человека требовалось уже не простое повторение принятых образцов повед. Динка, а рассуждения, анализ собственных действий и состояний. Однако сначала аналитический тип мышления был присущ лишь части древнего общества, прежде всего чиновникам и ученым писцам. Люди, упр али сложным царским или храмовым хозяйством, планировали крупные строительные работы или военные походы, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письм а и подготовкой будущих ученых, не могли ограничиться автоматическим воспроизведением действий по образцу традиции. Требовались новые знания, нетрадиционные способы ди дій.

Новые возможности сохранения и передачи информации дала письменность. Письменные памятники древности, дошедшие до наших дней, приоткрывают завесу времени и позволяют проникнуть в мир древних цивилизаций

Чтение и понимание древних письменных источников со всей остротой ставят задачу воссоздания целостной картины древних цивилизаций

uchebnikirus.com

ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ — К ЦИВИЛИЗАЦИИ


Стр 1 из 47Следующая ⇒

 

Приблизительно в III—II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв — перешла от первобытности к цивилизации. Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно, осуществлялся постепенно, начиная с IV—III тысячелетий до н. э. И тем не менее грани, отделяющие цивилизацию от первобытности, вполне определенны.

История превратила человека в существо, стремящееся выйти за свои пределы.

К. Ясперс, современный немецкий философ

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений резко повысилась производительность сельского хозяйства.

Усложнилась структура общества: в нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному положению, объему прав и привилегий. Образовалось государство — система органов управления обществом и его подавления.

Была создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству.

Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского труда. Начали возводиться монументальные сооружения (пирамиды, храмы), не имеющие хозяйственного назначения.

Древние цивилизации, зародившиеся на заре истории человечества, некоторые ученые называют первичными. Это название подчеркивает, что они выросли непосредственно из первобытности. В отличие от более поздних по происхождению цивилизаций им еще не предшествовала цивилизационная традиция, плодами которой можно было воспользоваться. Напротив, древние цивилизации должны были создавать ее сами, преодолевая первобытность. Но полностью эта первобытность не исчезла, в большей или меньшей

 

Древние цивилизации в середине I тысячелетия до н. э.

 

степени оставаясь и в сознании людей, и в жизни общества. В этом заключается одна из важнейших особенностей цивилизаций древнего мира.

Географическая зона, в пределах которой возникли очаги древних цивилизаций, по сравнению с остальной площадью мировой суши кажется островком среди бескрайнего моря народов, стоявших на ступени дикости или только приближавшихся к порогу цивилизации.

Уже в IV—III тысячелетиях до н. э. очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии — между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилизаций. Несколько позднее — в III—II тысячелетиях до н. э. — в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во II тысячелетии — китайская (в долине реки Хуанхэ). Примерно в это же время складываются цивилизация хеттов в Малой Азии, финикийская — в Передней Азии, древнееврейская — в Палестине. На рубеже III—II тысячелетий до н. э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилизация, из которой выросла древнегреческая. В I тысячелетии до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалас цивилизация Урарту, на территории Ирана — могущественная цивилизация персов, в Италии — римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не тольк Старый Свет, но и Америку, где в центральной ее части (Мезоамерика) сложились цивилизации майя, ацтеков и инков. Однако здесь развитие цивилизации началось лишь на рубеже нашей эры.

Цивилизация и природа

Ученые уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температура в таких районах была достаточно высока — около +20 °С. Самые большие ее колебания были в некоторых районах Китая, где зимой мог выпадать снег. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизаций стала распространяться к северу, где природа более сурова.

Но можно ли сделать вывод, что для возникновения цивилизаций обязательно нужны благоприятные природные условия? Конечно, в глубокой древности, обладая еще несовершенными орудиями труда, люди в очень сильной степени зависели от окружающей их среды, и, если она создавала слишком большие препятствия, это замедляло развитие. Но образование цивилизаций не проходило в идеальных условиях. Наоборот, оно сопровождалось суровыми испытаниями, изменением привычного образа жизни. Чтобы дать достойный ответ на вызов, который бросила им природа, людям нужно было искать новые решения, совершенствовать природу и самих себя.

Многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек. Реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие) играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации нередко называют речными. И действительно, плодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия. Реки связывали воедино разные районы страны и создавали возможности для торговли внутри нее и с соседями. Но использовать все эти преимущества было отнюдь не просто. Низовья рек обычно заболачивались, а чуть подальше земля уже высыхала от зноя, превращаясь в полупустыню. Кроме того, русло рек часто менялось, а разливы легко уничтожали поля и посевы. Требовался труд многих

Теория «вызова-и-ответа»была сформулирована известным английским историком А. Тойнби (1889— 1975): естественная среда самим фактом своего существования посылает вызов людям, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней.

поколений, чтобы осушить болота, провести каналы для равномерного снабжения водой всей страны, уметь противостоять наводнениям. Однако эти усилия дали свои плоды: урожайность повысилась так резко, что ученые называют переход к ирригационному земледелию «аграрной революцией».

Реки — это великие воспитатели человечества. Л. И. Мечников, русский историк, XIX в.

Конечно, не все древние цивилизации были речными, но каждая из них сталкивалась с трудностями, зависевшими от особенностей ландшафта и климата.

V

Вызов побуждает к росту… слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста.

А. Тойнби

Так, в особой географической ситуации развива-| лись Финикия, Греция и Рим — приморские цивилизации. Земледелие здесь не требовало (в отличие от многих цивилизаций Востока) ирригации, зато полуостровное положение было еще одним вызовом природы. И ответом на него явилось зарождение навигации, которая сыграла важнейшую роль в жизни этих морских держав.

Итак, при всем многообразии природных условий, в которых существовали цивилизации древности, цивилизационный процесс везде шел в неразрывной связи с освоением и преобразованием естественной среды.

Цивилизации древнего мира имеют целый ряд общих черт. Этот этап развития человечества, как мы увидим дальше, существенно отличается от последующих эпох. Однако уже тогда выделяются два больших региона — Восток и Запад, в которых начинают складываться цивилизационные особенности, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху

средневековья, и в новое время. Поэтому мы будем рассматривать отдельно цивилизации Древнего Востока и средиземноморские цивилизации, на развалинах которых родилась Европа.

Вопросы и задания

1. Вспомните, что представляла собой жизнь людей в первобытном обществе. Назовите основные отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации.

2. Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, существовавшие з I тысячелетии до н. э., и покажите их на карте.

3. Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда? Как строились взаимоотношения человека и природы в первобытнообщинном и цивилизованном обществах? Можно ли найти здесь какие-либо различия?

 

 

§2


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *