Цели и задачи экономической теории
Понятие экономической теории
Длительное время производство разнообразных продуктов для удовлетворения человеческих потребностей носило натуральный характер. Это значит, что все необходимое производилось и потреблялось на месте. Торговля была крайне ограничена. Регулировка производства была крайне простой. Производился только требуемый продукт и в требуемом объеме.
Но ситуация изменилась с развитием товарного производства и формированием рыночных отношений. Товаров стало производиться все больше и больше. Предложение и спрос не всегда совпадали. Возникали экономические противоречия.
Замечание 1
Самым главным противоречием в хозяйственной деятельности человека является необходимость сочетать ограниченные ресурсы и возможности с постоянно растущими неограниченными потребностями. Для тщательного анализа ситуации на рынке необходима была стройная научная теория, которая бы исследовала основные закономерности развития рыночной экономики. Важность этой задачи еще состоит и в том, что на основе экономических отношений формируются социальные отношения и условия.
Теоретическое обоснование экономических процессов начало формироваться еще с XVIII века. Особенно много внимания этому вопросу уделяли в ХХ веке. Экономическая теория окончательно превратилась в самостоятельную отрасль экономической науки.
Определение 1
Экономическая теория – это наука, которая изучает способы и методы налаживания производства товаров на основе ограниченных ресурсов с помощью денег или без них и закономерности распределения произведенных товаров между общественными группами и отдельными людьми.
Структура экономической теории и ее цели
Экономическая теория – это многогранная наука.
Так как предметом ее исследования являются закономерности развития разнообразных экономических систем, то она изучает следующие стороны производства:
- хозяйственные механизмы и их законы;
- закономерности и виды производственных отношений;
- разнообразие технико-экономических отношений и их закономерности;
- производительные силы и закономерности их развития.
Ввиду многообразия предметов исследований экономическая теория состоит из ряда структурных компонентов.
В ее структуре представлены:
- микроэкономика;
- макроэкономика;
- мировая экономика.
Микроэкономика исследует поведение на рынке отдельных субъектов хозяйственной деятельности (экономических агентов). Предметом изучения макроэкономики являются экономические процессы и явления государственного уровня (протекающие в отраслях и в хозяйственном комплексе в целом). Мировая экономика занимается изучением экономических отношений в мировом хозяйстве, принципов их функционирования и способов регулирования и управления.
Замечание 2
Конечной целью экономической теории является изучение законов развития различных экономических систем. На основании познания данных законов экономическая теория может строить прогнозы дальнейшего формирования и развития социально-экономических условий и отношений.
Основные задачи экономической теории
Задачей каждой науки (экономической теории в том числе) является стремление раскрыть сущность изучаемых ею явлений и процессов. Но экономическая теория представляет собой довольно специфическую отрасль науки. Поэтому перед нею стоят боле сложные задачи, чем просто описание.
Замечание 3
Одной из главных задач экономической теории является не просто дать описание явлений в экономике, но и раскрыть их взаимосвязи и взаимозависимость. То есть необходим системный подход. Только так можно раскрыть многогранную систему экономических явлений, процессов и законов.
Экономическая теория является основой, «несущей конструкцией» для всей системы экономических наук и отдельных учебных дисциплин. Другими словами можно сказать, что экономическая теория выполняет системообразующую задачу.
spravochnick.ru
Экономическая теория — Предмет, цели, задачи и методология экономической теории.
Предмет, цели, задачи и методология экономической теории.
Производственные отношения это объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства распределения обмена и потребления жизненных благ.
Общая экономическая теория-это общественная наука, кот. Изучает поведение людей и различных групп в процессе производства, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей, при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.
Т.о. экономику можно считать наукой о рациональном поведении людей (направленном на достижение максимальных результатов при имеющихся ограничениях) в процессе их хозяйственной деятельности.
Теоретическая экономика структурно включает в себя микроэкономику — поведение отдельных экономических субъектов и макроэкономику — поведение или функционирование национальной экономической системы в целом. Супермакроэкономика- поведение мировой экономики в целом. Основная задача теоретической экономики дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов.
Помимо метода научной абстракции применяются такие методы как: анализ и синтез, индукция и дедукция, исторические и логические, экономико-математическое моделирование и экономический эксперимент. Анализ-это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части. Путем синтеза воссоздается единая целостная картина. По средствам индукции обеспечивается переход от изучения единичных факторов к общим положениям. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к более частным. Анализ, синтез, индукция и дедукция применяются в теоретической экономики в единстве.
Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Используя исторический метод, эконом-я теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись другими. Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Он служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование логического метода помогает установлению и пониманию причинно-следственных зависимостей в экономике.
Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность. Поэтому в экономической науке широко используются математические и статистические приемы и средства исследования которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хоз-ой жизни. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования, который позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений экономических явлений, а также прогнозировать динамику экономических процессов. С помощью этого метода задаются экономические модели. Экономическая модель-это формализованное описание экономического процесса или явления. Метод экономического эксперимента –это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и устранения выявленных негативных тенденций.
cribs.me
Понятие и задачи экономической теории
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 23Следующая ⇒
Экономическая теория создана и развивается экономистами различных школ и направлений, поэтому ее определения различны.
Как наука, то есть систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в 16-17 веках. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внутренних и внешних рынков, интенсификации денежного обращения.
Возникает первое направление экономической теории – меркантилизм. Сущность теории сводилась к определению источника богатства, выводимого из сферы обращения, а само богатство отождествлялось с деньгами. Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на защиту национальной экономики от конкуренции со стороны других государств. Главными представителями этого направления стали Томас Ман (1571-1641гг.) и Антуан Монкретьен (1575-1621гг.).
Следующее направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые выражали интересы земледельцев. Сам термин «физиократы» происходит от греческих слов phisis и kratos и означает “власть природы”. Основателем и главным представителем этого направления стал Франсуа Кэне (1694-1774гг.). Источником богатства физиократы считали исключительно земледелие.
Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах А.Смита (1723-1780гг.) и Д. Рикардо (1727-1823гг.). А. Смит считается основоположником классической политической экономики. Он был сторонником идеи либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования (спрос и предложение он называл «невидимой рукой»). Кроме того, он заложил основы трудовой теории стоимости, создал учение о доходах, сформулировал принцип налогообложения и многое другое.
Опираясь на достижения классической школы, К.Маркс (1818-1883гг.) и Ф.Энгельс (1820-1895гг.) создали теоретическую концепцию – марксизм, представляющую собой всестороннее исследование развития капиталистического общества и концепцию социализма как новой экономической системы.
Во второй половине 19 века была сформулирована теория маржинализма. Представители этого направления – К.Менгер (1840-1921гг.), Ф.Визер (1851-1926гг.), Э.Бем-Баверк (1851-1914гг.) и другие. Маржинализм (от англ. marginal-«предельный») объясняет экономические процессы и явления исходя из использования предельных, крайних величин (предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки). Теоретической основой маржинализма является теория предельной полезности.
Главными направлениями современной экономической мысли являются неоклассическое, кейнсианское, институционально-социологическое.
Экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в процессе производства, распределения, обмена и потребления, благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах и в условиях конкуренции за их использование.
Экономика связана с объяснением и прогнозированием наблюдаемых явлений. Обоснование и прогноз основываются на теоретических положениях (предположениях). Экономическая теория служит фундаментом прогнозирования. При применении статистических и экономических методов возможно построение моделей, используемых для прогнозов. Полезность и значимость теории зависят от того, насколько успешно она объясняет и прогнозирует изучаемые явления. С этой целью теорию проверяют практикой.
В зависимости от уровня изучаемых процессов и явлений экономической жизни различают:
Микроэкономику, которая анализирует поведение отдельных элементов и структур, таких как домашнее хозяйство, фирмы, банки,
отрасли производства, товарные и финансовые рынки и т. д.
Макроэкономику, которая рассматривает экономику как единое целое и исследует процессы формирования совокупности спроса и предложения, НД и ВНП, влияние бюджетной и денежной политики государства на экономический рост, инфляцию и уровень безработицы (то есть регулирование со стороны государства макроэкономических процессов).
Мезоэкономику, которая изучает поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства.
Метаэкономику, которая характеризует функционирование мировой экономики в целом.
При изучении экономической теории целесообразно выделять:
1. Сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность.
2. Объект исследования – экономические явления, экономические процессы.
3. Субъект исследования – человек, группа людей, государство.
4. Предмет исследования – жизнедеятельность «экономического человека», группы людей, государства; их экономическое поведение.
Экономическая теория изучает хозяйственную деятельность людей, которая представляет собой целесообразную деятельность, основанную на известном расчете и направленную на удовлетворение потребностей людей, то есть хозяйственная жизнь – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни. Хозяйственная деятельность осуществляется в определенной среде – естественной или социальной.
Естественная среда – это климатические и почвенные условия, количество населения, качество питания и т. д.
Социальная среда – зависит, во-первых, от собственности, определяющей правила игры, которые, в свою очередь, определяют социальную среду; во-вторых, от различных государственных институтов (законов, правил, регламентаций), также оказывающих существенное влияние на условия хозяйственной деятельности.
Хозяйственная деятельность всегда, в любой экономической системе тем или иным способом скоординирована. Выделяют два способа координации (М.Фридмен в книге «Капитализм и свобода» сформулировал эти способы):
— централизованное руководство, сопряженное с принуждением, или иерархия;
— добровольное сотрудничество индивидов, носящее спонтанный, стихийный характер.
Как и любая другая наука, экономическая теория выполняет определенные функции.
1. Познавательная функция заключается в изучении и объяснении процессов и явлений жизни общества.
2. Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория открывает и исследует общие закономерности, формирует логические понятия (экономические категории), экономические законы. Экономическая наука является методологическим фундаментом для различных наук, связанных с экономикой.
3. Практическая функция. Практическая значимость экономической теории заключается в возможности и необходимости использования экономических знаний на практике. Экономическая теория должна лежать в основе экономической политики, представляющей целенаправленную систему мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики.
Большей частью экономическая теория объясняет, как функционирует экономика, как общество решает ключевые экономические задачи. Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций. Подобный подход называют позитивным, а аналитическую часть экономической теории – позитивной экономической теорией.
В отличие от позитивной нормативная экономическая теория дает рекомендации, рецепты действий. Естественно, что это та часть экономической теории, которая вызывает наибольшие споры среди экономистов.
На нормативной экономике основана экономическая политика, то есть принятие экономических решений. Чаще всего под этим термином подразумевают экономическую политику страны, точнее ее правительства. В экономической политике выделяют отдельные направления, называя их также политикой, например денежно-кредитная, налогово-бюджетная, валютная, промышленная политика и т. д.
В ходе реализации экономической политики страна преследует различные цели. Для развитой рыночной экономики это, прежде всего, экономический рост, полная занятость, низкая инфляция, положительный платежный баланс, повышение экономической эффективности, рост благосостояния населения, поддержание высокой степени экономической свободы для всех хозяйствующих субъектов, сохранение и улучшение окружающей природной среды и другие цели. В переходной экономике к ним добавляются создание частного сектора и рыночной инфраструктуры, либерализация хозяйственной жизни и др.
Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителем и потребителем материальных и нематериальных благ и услуг. Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам: по форме собственности на средства производства; по способу координации и управления экономической деятельностью.
При этом различают:
· Командную, или тоталитарную экономику. Все хозяйственные решения принимает государство. В экономике присутствует большой государственный сектор, государственное планирование.
· рыночную экономику, или капитализм свободной конкуренции, при котором существует частная собственность на ресурсы, а рынок является регулятором общественного производства и распределения ресурсов;
· смешанную экономику, в которой большую роль в экономике играет как частный сектор, так и государственный.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ — Мегаобучалка
Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу общественной жизни являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Это имело существенное значение, так как из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетариата и господства административно — командной системы хозяйствования.
Производственные отношения — это объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. |
Эта самая общая характеристика производственных отношений дает основание утверждать, что производственные отношения есть необходимая сторона общественного производства.
Мысль о том, что предметом политической экономии (экономической теории) являются общественные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым этот труд подчинен, была высказана еще в XVIII в. рядом экономистов, в том числе Кокленом. Наибольшее распространение она получила среди русских экономистов начала XX в. Многое для этого сделал Г.В.Плеханов. Он не только определил предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но и внес существенное уточнение, различая собственно производственные отношения — социально-экономические, имущественные, отношения собственности, и отношения производственно-организационные, относящиеся к общественной организации производительных сил, и выделяя противоречия внутри системы общественных отношений производства.
Такое понимание предмета политической экономии как науки вошло и в учебную литературу того и последующих периодов. Так, в «Очерках политической экономии» В.Я.Железнов писал, что политическая экономия имеет предметом своего исследования общественные отношения людей, возникающие на почве их хозяйственной деятельности, т.е. усилий, направленных на удовлетворение разного рода потребностей материальными средствами. Н. И. Бухарин рассматривал производственные отношения в качестве всеобщей категории и определял их как «отношения между людьми в процессе общественного труда и распределения продуктов этого труда», включая техническую организацию труда.
На рубеже 20-30-х годов в экономической литературе развернулась дискуссия по вопросу о предмете политической экономии, в которой приняли участие Г.Абезгауз, А.А.Богданов, Б.С.Борилин, Н.И.Бухарин, С.Кривцов, И.И.Рубин, И.И.Степанов и многие другие. И.И.Рубин отмечал, что политэкономия сложилась как наука о системе производственных отношений. А.А.Богданов и И.И.Степанов предложили различать предмет политической экономии в узком смысле, т.е. социально-трудовые отношения людей (отношения прямого и косвенного сотрудничества людей в производстве, кооперацию, разделение труда и пр.) и в широком смысле, куда включались также отношения присвоения, распределения, обмена и др. Если же мы обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего, то увидим еще большее различие в толковании предмета экономической теории.
Так, например, у представителей первой школы политической экономии — меркантилистов, отражающих интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось ими чаще с деньгами.
Школа физиократов перенесла предмет политической экономии национальное богатство из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя они ошибочно считали источником «богатства» только сельское хозяйство.
Представители английской классической школы политической экономии расширили ее предмет до исследования условий производства и накопления (А.Смит), а также распределения (Д.Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.
Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются и отдельные современные западные экономисты, рассматривая ее как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект, информацию как источники будущего общества.
Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В.Рошер и К.Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым они понимали отношение людей к природе. А.Богданов и И.Степанов в свое время отмечали, что определение политической экономии как «науки об общественном хозяйстве… совершенно неточно и ненаучно», ибо «в понятие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства», последнее же не включается в предмет политэкономии.
В известном всему миру учебнике П.Самуэльсона «Экономикс» среди множества определений предмета экономической теории указывается, что экономике — наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.
Еще раньше А.Маршалл определял предмет экономической теории, или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.
В современной экономической литературе распространено понимание предмета экономической теории как изучение «редкости», ограниченности ресурсов. Так, Дж. Робинсон пишет, что политическая экономия — это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения. И в постсоветской экономической литературе появляются определения экономической теории как науки о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить свои безграничные потребности с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.
Перечень определений экономической теории можно было бы продолжить, но в этом нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П. Самуэльсоном в том, что все определения экономической теории (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо за основу берутся различные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.
Однако, если принять во внимание, что большинство современных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, то наиболее общим (собирательным) и правильным можно считать определение экономической теории, данное А.И.Добрыниным.
Общая экономическая теория — это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах (понимая это не в физическом смысле, хотя это имеет место, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно), что порождает конкуренцию за их использование. |
Характеристика предмета общей экономической теории как изучение поведения людей и их групп не означает отказ от исследования производственных отношений. Это те же производственные отношения, где акцент делается не на объект отношений (средства производства, предмет потребления), а на субъект этих отношений человека. Такой акцент чрезвычайно важен для социально ориентируемого рыночного хозяйства, к формированию которого направлены современные преобразования в России и Узбекистане.
Экономическая теория структурно включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом). В ее составе также можно выделить мезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом).
При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования — экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования — экономические явления; субъект исследования — человек, группа людей, государство; предмет исследования — жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства и их поведение в экономической среде. При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории — дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.
Еще представитель исторической школы К. Менгер подчеркивал, что экономическое знание дает не одна экономическая теория, а целая сеть конкретных экономических дисциплин со своими особыми задачами, предметом и логическими приемами. Конкретные экономические дисциплины вырабатывают систему правил, необходимых для практической деятельности, а потому относятся не к общей теории, а к искусству хозяйственной практики. Важнейшая задача экономической теории — быть «несущей конструкцией» не только всей системы экономических наук, но и отдельных учебных дисциплин, что является основой всей высшей школы.
megaobuchalka.ru
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» — Мегаобучалка
Министерство образования и науки Российской Федерации
Бийский технологический институт (филиал)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет
Им. И. И. Ползунова»
МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации по изучению дисциплины
«Экономическая теория»
И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНых работ
Для студентов ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Направления подготовки
Торговое дело»
Профиль «Коммерция»
Бийск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи курса «Экономическая теория» 3
2 Методические рекомендации по самостоятельному изучению студентами дисциплины 4
3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8
4 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине
«Экономическая теория» 9
5 Варианты выполнения контрольных работ по разделу «Микроэкономика» 10
6 Варианты выполнения контрольных работ по разделу «Макроэкономика» 21
Список использованной литературы 33
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Дисциплина «Экономическая теория» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических учебных дисциплин и предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 100700.62 «Торговое дело», профиль «Коммерция».
«Экономическая теория» является фундаментальной социально-экономической дисциплиной. Ее изучение предполагает хорошее знание истории, философии, логики, математики.
Дисциплина «Экономическая теория» является теоретическим и методологическим основанием для других конкретных экономических дисциплин: финансы, денежное обращение и кредит, менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет и аудит, рекламная деятельность и др. и информационно-аналитических наук: математическое моделирование в экономике, статистика .
Анализ зарубежной и отечественной практики хозяйствования показывает, что высококвалифицированные специалисты экономического профиля, независимо от области своей конкретной профессиональной деятельности, должны обладать широтой экономического кругозора, знать фундаментальные тенденции развития хозяйственной жизни общества, уметь анализировать происходящие в обществе макроэкономические процессы, закономерности экономического поведения основных субъектов экономической деятельности, понимать какие и чьи интересы лежат в основе принимаемых решений на разных уровнях управления экономикой.
Целями учебной дисциплины «Экономическая теория» являются ознакомление с фундаментальной экономической наукой, лежащей в основе всей системы экономических знаний и формирование научного экономического мировоззрения; овладение методологией и инструментарием исследования экономических явлений и процессов; приобретение умений анализировать экономическую жизнь общества, функционирование рынков, деятельность и поведение хозяйствующих субъектов; формирование компетенций, необходимых в профессиональной деятельности бакалавра по направлению «Торговое дело».
Изучение дисциплины «Экономическая теория» позволяет решать следующие задачи:
− познавательные – изучение и объяснение процессов и явлений экономической жизни общества;
− методологические – освоение методов, способов, принципов и подходов к изучению и объяснению экономических процессов и явлений;
− мировоззренческие – формирование системы взглядов на природу происходящих в обществе социально-экономических процессов;
− практические – разработка принципов и методов рационального хозяйствования, на-учное обоснование социально-экономической политики государства, прогнозирование и моделирование социально-экономических процессов, выработка стратегического социально-экономического мышления;
− воспитательные – формирование ответственной в социально-экономическом отношении личности.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих как общекультурных, так и профессиональных компетенций.
К общекультурным компетенциям относятся:
ОК-1 − владение культурой мышления, способность к анализу и обобщению, воспри-ятие и критическое осмысление информации, постановка цели и выбор путей её достижения;
ОК-2 − умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь, последовательно и непротиворечиво излагать материал письменно;
ОК-10 − способность анализировать социально-значимые экономические проблемы и процессы и делать правильные выводы.
ОК-11 − готовность применять экономические законы и теории, определять экономические показатели
Важнейшей общепрофессиональной компетенцией является ПК-1 − способность применять основные законы и принципы экономических наук и их инструментарий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен:
1) Знать природу и содержание основных экономических понятий, принципиальные отличия различных теорий в исследовании экономических явлений и процессов, методы исследования экономических отношений, методики расчета важнейших экономических показателей и коэффициентов, теоретические принципы выработки экономической политики.
2) Уметь применять теоретические знания при анализе экономической действитель-ности и решений конкретных практических задач, выявлять экономические проблемы при макро- и микроанализе и предлагать способы их решения, давать оценку экономической политике государства, использовать методики расчета важнейших экономических показателей и коэффициентов, свободно ориентироваться и с сознанием дела использовать учебную, научную, справочную литературу.
3) Владеть (быть в состоянии продемонстрировать) категорийным аппаратом микро- и макроэкономики, методами экономической теории, умениями применения стандартных экономических моделей к анализу реальной хозяйственной действительности и расчета экономических показателей.
megaobuchalka.ru
ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу общественной жизни являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Это имело существенное значение, так как из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетариата и господства административно — командной системы хозяйствования.
Производственные отношения — это объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. |
Эта самая общая …
характеристика производственных отношений дает основание утверждать, что производственные отношения есть необходимая сторона общественного производства.
Мысль о том, что предметом политической экономии (экономической теории) являются общественные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым этот труд подчинен, была высказана еще в XVIII в. рядом экономистов, в том числе Кокленом. Наибольшее распространение она получила среди русских экономистов начала XX в. Многое для этого сделал Г.В.Плеханов. Он не только определил предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но и внес существенное уточнение, различая собственно производственные отношения — социально-экономические, имущественные, отношения собственности, и отношения производственно-организационные, относящиеся к общественной организации производительных сил, и выделяя противоречия внутри системы общественных отношений производства.
Такое понимание предмета политической экономии как науки вошло и в учебную литературу того и последующих периодов. Так, в «Очерках политической экономии» В.Я.Железнов писал, что политическая экономия имеет предметом своего исследования общественные отношения людей, возникающие на почве их хозяйственной деятельности, т.е. усилий, направленных на удовлетворение разного рода потребностей материальными средствами. Н. И. Бухарин рассматривал производственные отношения в качестве всеобщей категории и определял их как «отношения между людьми в процессе общественного труда и распределения продуктов этого труда», включая техническую организацию труда.
На рубеже 20-30-х годов в экономической литературе развернулась дискуссия по вопросу о предмете политической экономии, в которой приняли участие Г.Абезгауз, А.А.Богданов, Б.С.Борилин, Н.И.Бухарин, С.Кривцов, И.И.Рубин, И.И.Степанов и многие другие. И.И.Рубин отмечал, что политэкономия сложилась как наука о системе производственных отношений. А.А.Богданов и И.И.Степанов предложили различать предмет политической экономии в узком смысле, т.е. социально-трудовые отношения людей (отношения прямого и косвенного сотрудничества людей в производстве, кооперацию, разделение труда и пр.) и в широком смысле, куда включались также отношения присвоения, распределения, обмена и др. Если же мы обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего, то увидим еще большее различие в толковании предмета экономической теории.
Так, например, у представителей первой школы политической экономии — меркантилистов, отражающих интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось ими чаще с деньгами.
Школа физиократов перенесла предмет политической экономии национальное богатство из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя они ошибочно считали источником «богатства» только сельское хозяйство.
Представители английской классической школы политической экономии расширили ее предмет до исследования условий производства и накопления (А.Смит), а также распределения (Д.Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.
Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются и отдельные современные западные экономисты, рассматривая ее как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект, информацию как источники будущего общества.
Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В.Рошер и К.Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым они понимали отношение людей к природе. А.Богданов и И.Степанов в свое время отмечали, что определение политической экономии как «науки об общественном хозяйстве… совершенно неточно и ненаучно», ибо «в понятие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства», последнее же не включается в предмет политэкономии.
В известном всему миру учебнике П.Самуэльсона «Экономикс» среди множества определений предмета экономической теории указывается, что экономике — наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.
Еще раньше А.Маршалл определял предмет экономической теории, или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.
В современной экономической литературе распространено понимание предмета экономической теории как изучение «редкости», ограниченности ресурсов. Так, Дж. Робинсон пишет, что политическая экономия — это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения. И в постсоветской экономической литературе появляются определения экономической теории как науки о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить свои безграничные потребности с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.
Перечень определений экономической теории можно было бы продолжить, но в этом нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П. Самуэльсоном в том, что все определения экономической теории (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо за основу берутся различные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.
Однако, если принять во внимание, что большинство современных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, то наиболее общим (собирательным) и правильным можно считать определение экономической теории, данное А.И.Добрыниным.
Общая экономическая теория — это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах (понимая это не в физическом смысле, хотя это имеет место, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно), что порождает конкуренцию за их использование. |
Характеристика предмета общей экономической теории как изучение поведения людей и их групп не означает отказ от исследования производственных отношений. Это те же производственные отношения, где акцент делается не на объект отношений (средства производства, предмет потребления), а на субъект этих отношений человека. Такой акцент чрезвычайно важен для социально ориентируемого рыночного хозяйства, к формированию которого направлены современные преобразования в России и Узбекистане.
Экономическая теория структурно включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом). В ее составе также можно выделить мезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом).
При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования — экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования — экономические явления; субъект исследования — человек, группа людей, государство; предмет исследования — жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства и их поведение в экономической среде. При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории — дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.
Еще представитель исторической школы К. Менгер подчеркивал, что экономическое знание дает не одна экономическая теория, а целая сеть конкретных экономических дисциплин со своими особыми задачами, предметом и логическими приемами. Конкретные экономические дисциплины вырабатывают систему правил, необходимых для практической деятельности, а потому относятся не к общей теории, а к искусству хозяйственной практики. Важнейшая задача экономической теории — быть «несущей конструкцией» не только всей системы экономических наук, но и отдельных учебных дисциплин, что является основой всей высшей школы.
refac.ru