|
director.edu54.ru
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2010-2011у г
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2010-2011у.г.
11 класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
В благоприятных условиях спора бактерии:
а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
б) сливается с другой спорой с последующим делением;
в) погибает;
г) прорастает в новую бактериальную клетку. +Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
а) зеленых;
б) красных;
в) бурых;
г) сине-зеленых. +Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет:
а) гаплоидный набор хромосом; +
б) диплоидный набор хромосом;
в) триплоидный набор хромосом;
г) тетраплоидный набор хромосом.Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты:
а) видоизмененную верхушечную почку;
б) утолщенный реповидный стебель;
в) видоизмененное соцветие; +
г) боковые видоизмененные почки.Корневые шишки – это сильно утолщенные:
а) придаточные корни; +
б) корневые волоски;
в) главные корни;
г) воздушные клубни.Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:
а) корненожки;
б) жгутиконосцы;
в) солнечники;
г) споровики. +Муха цеце является переносчиком трипаносом, вызывающих у человека:
а) сонную болезнь; +
б) восточную язву;
в) малярию;
г) кокцидиоз.Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:
а) при температуре 37оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
б) при температуре 20-30оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
в) при температуре 37оС, высокой концентрации О2, в течение недели;
г) при температуре 20-30оС, высокой концентрации О2, в течение двух недель. +В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система; +
г) нервная система.Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых не развиты половые железы; +
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик; +
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака.Целлюлоза, попавшая в желудочно-кишечный тракт человека:
а) не расщепляется из-за отсутствия специфического фермента;
б) частично расщепляется бактериями в толстом кишечнике; +
в) расщепляется α-амилазой слюны;
г) расщепляется панкреатической α-амилазой.Какова реакция среды в двенадцатиперстной кишке:
а) слабокислая;
б) нейтральная;
в) слабощелочная; +
г) щелочная.К вирусным заболеваниям не относится:
а) корь;
б) клещевой энцефалит;
в) краснуха;
г) дифтерия. +Пищевая цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего; +
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана;
г) агроценозов. +В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:
а) птицы;
б) грызуны; +
в) копытные;
г) человек.В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
а) к смене лесных экосистем болотными; +
б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус.Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:
а) одного вида, но с разными внешними признаками; +
б) двух видов, одного рода и одного семейства;
в) двух видов, двух родов, но одного семейства;
г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
а) лучеперых;
б) кистеперых; +
в) цельноголовых;
г) двоякодышащих.Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием:
а) дивергенции;
б) конвергенции; +
в) параллелизма;
г) случайного совпадения.Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
а) митоза;
б) мейоза; +
в) оплодотворения;
г) опыления.При партеногенезе организм развивается из:
а) зиготы;
б) вегетативной клетки;
в) соматической клетки;
г) неоплодотворенной яйцеклетки. +Матрицей для трансляции служит молекула:
а) тРНК;
б) ДНК;
в) рРНК;
г) иРНК. +Кольцевая ДНК характерна для:
а) ядер грибов;
б) клеток бактерий; +
в) ядер животных;
г) ядер растений.Ионы магния входят в состав:
а) вакуоли;
б) аминокислот;
в) хлорофилла; +
г) цитоплазмы.В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
а) АТФ
б) глюкоза;
в) вода; +
г) углекислый газ.Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:
а) митохондрии;
б) хлоропласты; +
в) ядро;
г) вакуоли.В хлоропластах растительных клеток светособирающие комплексы расположены
а) на наружной мембране;
б) на внутренней мембране;
в) на мембране тилакоидов; +
г) в строме.При браках между людьми европеоидной и негроидной расы во втором поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи. Это связано с:
а) неполным доминированием гена пигментации кожи;
б) полимерностью генов пигментации кожи; +
в) эпигеномной наследственностью;
г) нехромосомной наследственностью.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.Максимальное количество баллов, которое можно набрать 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
Бактерии вызывают заболевания:
I. возвратный тиф. +
II. сыпной тиф. +
III. малярия.
IV. туляремия. +
V. гепатит.
а) II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV; +
г) II, III, IV, V.Корни могут выполнять функции:
I. образования почек. +
II. образования листьев.
III. вегетативного размножения. +
IV. поглощения воды и минеральных веществ. +
V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов. +
а) II, III, IV;
б) I, II, IV, V;
в) I, III, IV, V; +
г) I, II, III, IV.Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится. +
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни. +
а) III, IV, V;
б) III, V; +
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:
I. пауков.
II. клещей. +
III. сольпуг.
IV. сенокосцев.
V. скорпионов.
а) II; +
б) II, III;
в) I, IV;
г) I, II, III, V.Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
I. окуня.
II. осетра. +
III. акулы.
IV. миноги. +
V. ланцетника. +
а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V. +Нерестится только один раз в жизни:
I. севрюга.
II. сардина.
III. горбуша. +
IV. красноперка.
V. речной угорь. +
а) II, III, V;
б) III, V; +
в) I, III, V;
г) I, II, III, V.В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
I. вода.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. гемоглобин. +
V. альбумин плазмы. +
а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V. +Каждая популяция характеризуется:
I. плотностью. +
II. численностью. +
III. степенью изоляции.
IV. независимой эволюционной судьбой.
V. характером пространственного распределения. +
а) I, II, V; +
б) I, IV, V;
в) II, V;
г) II, III, IV.К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся:
I. волк.
II. рысь. +
III. ягуар. +
IV. гепард.
V. медведь. +
а) II, III, IV, V;
б) I, IV;
в) I, II, III, V;
г) II, III, V. +Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят:
I. белка.
II. хорек.
III. песец. +
IV. лемминг. +
V. зеленая жаба.
а) I, II, III, IV;
б) II, III, IV, V;
в) III, IV; +
г) III, IV, V.
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
Печеночные мхи – низшие растения.
Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом. +
После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.
Первые крокодилы были сухопутными рептилиями. +
Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.
Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов. +
Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.
При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов. +
С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.
Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы. +
Суккуленты легко переносят обезвоживание.
Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии. +
Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях. +
Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.
Каждой аминокислоте соответствует один кодон.
У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте. +
Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК. +
Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.
Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 10 (по 2,5 балла за каждое тестовое задание).
[2,5 балла] Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.
А)
раскручивание спирали молекулы
Б)
воздействие ферментов на молекулу
В)
отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК
Г)
присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов
Д)
образование двух молекул ДНК из одной
Последовательность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Процессы |
[2,5 балла] Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).
1. Компонент клеточной стенки грибов 2. Компонент клеточной стенки растений 3. Компонент клеточной стенки бактерий 4. Запасной полисахарид растений 5. Запасной полисахарид грибов | А. Крахмал Б. Гликоген В. Целлюлоза Г. Муреин Д. Хитин | |||||||
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Соединение |
3. Установите соответствие между классами брюхоногих и двустворчатых моллюсков.
Классы | Признаки | ||
1. Брюхоногие моллюски 2. Двустворчатые моллюски | А. Тело расчленено на голову, туловище и ногу Б. Органы дыхания — жабры В. Органы дыхания — легкие Г. Наличие в глотке особого образования — терки Д. Имеется два сифона | ||
1 | 2 | ||
4. Установите соответствие между семействами розоцветные и мотыльковые.
Семейства | Признаки | ||
1. Розоцветные 2. Мотыльковые | А. В цветке много тычинок и пестиков Б. В цветке десять тычинок и один пестик В. Плод — боб Г. Плоды – костянка, яблоко, ложная ягода Д. Тычинки сросшиеся в трубку (9) и одна свободная | ||
1 | 2 | ||
Матрица
ответов на олимпиады школьников по
биологии.
2010/2011 уч. год. 11 класс
Задание 1. [30 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | Г | Г | В | В | А | Г | А | Г | В | Б |
11-20 | Б | Б | В | Г | А | Г | б | А | А | Б |
21-30 | Б | Б | Г | Г | Б | В | В | Б | В | Б |
Задание 2. [20 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | В | В | Б | А | Г | Б | Г | А | Г | В |
Задание 3. [25 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
прав. «ДА» | Х | Х | Х | Х | |||||||||||
неправ «нет» | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | ||||
№ | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||
прав. «ДА» | Х | Х | Х | Х | Х | ||||||||||
неправ «нет» | Х | Х | Х | Х | Х |
Задание 4. [10 баллов]
[2,5 балла]
Последовательность
1
2
3
4
5
Процессы
Б
А
В
Г
Д
[2,5 балла]
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Соединение | Д | В | Г | А | Б |
3.[2,5 балла]
1 | 2 |
БРЮХОНОГИЕ А В Г | ДВУСТВОРЧАТЫЕ Б Д |
3.[2,5 балла]
1 | 2 |
РОЗОЦВЕТНЫЕ А Г | МОТЫЛЬКОВЫЕ Б В Д |
gigabaza.ru
]]> Олимпиадные задания по биологии.11 класс Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 60 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
|
uchitel.edu54.ru
Примеры Заданий Всероссийской олимпиады школьников по биологии Содержание заданий
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 60 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
В благоприятных условиях спора бактерии:
а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
б) сливается с другой спорой с последующим делением;
в) погибает;
г) прорастает в новую бактериальную клетку. +
Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
а) зеленых;
б) красных;
в) бурых;
г) сине-зеленых. +
В клетках грибов нельзя обнаружить:
а) вакуоли;
б) митохондрии;
в) пластиды; +
г) рибосомы.
Сфагнум размножается:
а) семенами;
б) пыльцой;
в) спорами; +
г) зооспорами.
Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет:
а) гаплоидный набор хромосом; +
б) диплоидный набор хромосом;
в) триплоидный набор хромосом;
г) тетраплоидный набор хромосом.
Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты:
а) видоизмененную верхушечную почку;
б) утолщенный реповидный стебель;
в) видоизмененное соцветие; +
г) боковые видоизмененные почки.
Соцветие колос характерно для:
а) ландыша;
б) сирени;
в) ржи;
г) подорожника. +
Семена без эндосперма у:
а) клещевины;
б) липы;
в) томата;
г) частухи подорожниковой. +
Корневые шишки – это сильно утолщенные:
а) придаточные корни; +
б) корневые волоски;
в) главные корни;
г) воздушные клубни.
Соплодие характерно для:
а) груши;
б) ананаса; +
в) банана;
г) айвы.
К корнеотпрысковым растениям относят:
а) облепиху крушиновидную;
б) осот полевой;
в) осину дрожащую;
г) все перечисленные растения. +
Ваниль душистая – многолетняя цепляющаяся лиана сем. Орхидные. В кондитерском производстве используют ее:
а) стебли;
б) стебли и листья;
в) соцветия;
г) плоды. +
Манную крупу изготовляют из:
а) пшеницы; +
б) проса;
в) овса;
г) ячменя.
Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:
а) развитие из спор;
б) наличие цветка;
в) развитие из семени; +
г) редукция спорофита.
Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:
а) корненожки;
б) жгутиконосцы;
в) солнечники;
г) споровики. +
Муха цеце является переносчиком трипанозом, вызывающих у человека:
а) сонную болезнь; +
б) восточную язву;
в) малярию;
г) кокцидиоз.
Изучение добытого экземпляра губки выявило наличие у нее прочного, но хрупкого кремниевого скелета. Наиболее вероятно, что данная губка является:
а) мелководным обитателем;
б) глубоководным обитателем; +
в) наземным обитателем;
г) обитателем приливно-отливной зоны.
Спектр цветового зрения у медоносной пчелы:
а) такой же, как у человека;
б) сдвинут в инфракрасную часть спектра;
в) сдвинут в ультрафиолетовую часть спектра; +
г) значительно шире, чем у человека, в обе стороны спектра.
Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:
а) при температуре 37оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
б) при температуре 20-30оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
в) при температуре 37оС, высокой концентрации О2, в течение недели;
г) при температуре 20-30оС, высокой концентрации О2, в течение двух недель. +
В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система; +
г) нервная система.
Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
а) груди и брюшка;
б) груди; +
в) головогруди и брюшка;
г) головогруди.
Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых на развиты половые железы; +
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.
Морские игуаны, живущие на Галапагосских островах, выводят избыток соли из организма:
а) с мочой;
б) через солевые железы; +
в) через поры в коже;
г) с экскрементами.
У страуса нанду насиживает яйца и опекает птенцов:
а) только самка;
б) только самец; +
в) по очереди оба родителя;
г) приемные родители, в гнездо которых подброшены яйца.
Самые большие гнезда среди птиц строят:
а) орлы;
б) пеликаны;
в) страусы;
г) африканские ткачики. +
Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладают:
а) амеба;
б) дождевой червь; +
в) гидра;
г) вольвокс.
Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик; +
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака.
Наибольшее видовое многообразие обитателей Мирового океана наблюдается:
а) на коралловых рифах; +
б) в открытом океане в тропиках;
в) в приполярных областях;
г) в глубоководных впадинах.
Считается, что при переносе информации из кратковременной памяти в долговременную теряется информации:
а) 5%;
б) 10%;
в) 50%;
г) более 90%. +
Целлюлоза, попавшая в желудочно-кишечный тракт человека:
а) не расщепляется из-за отсутствия специфического фермента;
б) частично расщепляется бактериями в толстом кишечнике; +
в) расщепляется α-амилазой слюны;
г) расщепляется панкреатической α-амилазой.
Какова реакция среды в двенадцатиперстной кишке:
а) слабокислая;
б) нейтральная;
в) слабощелочная; +
г) щелочная.
Не известны гормоны, которые являются производными:
а) белков;
б) аминокислот;
в) липидов;
г) углеводов. +
В процессе пищеварения переваривании белки расщепляются до:
а) глицерола;
б) жирных кислот;
в) моносахаридов;
г) аминокислот. +
Такие симптомы как поражение слизистой оболочки рта, шелушение кожи, трещины губ, слезоточивость, светобоязнь, указывают на недостаток:
а) токоферола;
б) пиридоксина;
в) рибофлавина; +
г) фолиевой кислоты.
Рецептор кожи, реагирующий на холод:
а) тельце Пчини;
б) тельце Мейснера;
в) нервное сплетение вокруг волосяной луковицы;
г) колба Краузе. +
К вирусным заболеваниям не относится:
а) корь;
б) клещевой энцефалит;
в) краснуха;
г) дифтерия. +
Пищевая цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего; +
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.
Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана;
г) агроценозов. +
В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:
а) птицы;
б) грызуны; +
в) копытные;
г) человек.
В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
а) к смене лесных экосистем болотными; +
б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус.
Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются:
а) редуцированными устьицами; недифференцированным мезофиллом; отсутствием кутикулы; развитой аэренхимой;
б) частым рассечением, отсутствием механической ткани;
в) толстой кутикулой; мощным восковым налётом; клетками с крупными вакуолями; погружёнными устьицами; +
г) хорошо развитой склеренхимой; преобладанием связанной воды.
Из названных организмов к надцарству прокариот относится:
а) эвглена зеленая;
б) инфузория-туфелька;
в) амеба;
г) стафилококк. +
Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:
а) одного вида, но с разными внешними признаками; +
б) двух видов, одного рода и одного семейства;
в) двух видов, двух родов, но одного семейства;
г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.
Наука, изучающая развитие живой природы по отпечаткам и окаменелостям, которые находят в земной коре:
а) систематика;
б) история;
в) палеонтология; +
г) эволюция.
Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
а) лучеперых;
б) кистеперых; +
в) цельноголовых;
г) двоякодышащих.
Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием:
а) дивергенции;
б) конвергенции; +
в) параллелизма;
г) случайного совпадения.
Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
а) митоза;
б) мейоза; +
в) оплодотворения;
г) опыления.
Одно из положений клеточной теории гласит:
а) при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению;
б) новые клетки образуются при делении исходных клеток; +
в) в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды;
г) клетки способны к росту и обмену веществ.
При партеногенезе организм развивается из:
а) зиготы;
б) вегетативной клетки;
в) соматической клетки;
г) неоплодотворенной яйцеклетки. +
Матрицей для трансляции служит молекула:
а) тРНК;
б) ДНК;
в) рРНК;
г) иРНК. +
Кольцевая ДНК характерна для:
а) ядер грибов;
б) клеток бактерий; +
в) ядер животных;
г) ядер растений.
Разделить клетки, органоиды или органические макромолекулы по их плотности можно с помощью метода:
а) хроматография;
б) центрифугирование; +
в) электрофорез;
г) авторадиография.
Мономерами нуклеиновых кислот являются:
а) азотистые основания;
б) нуклеозиды;
в) нуклеотиды; +
г) динуклеотиды.
Ионы магния входят в состав:
а) вакуоли;
б) аминокислот;
в) хлорофилла; +
г) цитоплазмы.
В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
а) АТФ
б) глюкоза;
в) вода; +
г) углекислый газ.
Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:
а) митохондрии;
б) хлоропласты; +
в) ядро;
г) вакуоли.
Из названных белков ферментом является:
а) инсулин;
б) кератин;
в) тромбин; +
г) миоглобин.
В хлоропластах растительных клеток светособирающие комплексы расположены
а) на наружной мембране;
б) на внутренней мембране;
в) на мембране тилакоидов; +
г) в строме.
Неаллельное взаимодействие генов при дигибридном скрещивании может дать во втором поколении расщепление:
а) 1:1;
б) 3:1;
в) 5:1;
г) 9:7. +
При браках между людьми европеоидной и негроидной расы во втором поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи. Это связано с:
а) неполным доминированием гена пигментации кожи;
б) полимерностью генов пигментации кожи; +
в) эпигеномной наследственностью;
г) нехромосомной наследственностью.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
Бактерии вызывают заболевания:
I. возвратный тиф. +
II. сыпной тиф. +
III. малярия.
IV. туляремия. +
V. гепатит.
а) II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV; +
г) II, III, IV, V.
Корни могут выполнять функции:
I. образования почек. +
II. образования листьев.
III. вегетативного размножения. +
IV. поглощения воды и минеральных веществ. +
V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов. +
а) II, III, IV;
б) I, II, IV, V;
в) I, III, IV, V; +
г) I, II, III, IV.
Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится. +
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни. +
а) III, IV, V;
б) III, V; +
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.
Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:
I. пауков.
II. клещей. +
III. сольпуг.
IV. сенокосцев.
V. скорпионов.
а) II; +
б) II, III;
в) I, IV;
г) I, II, III, V.
Животными, ведущими прикрепленный (сидячий) образ жизни, но имеющими свободноплавающих личинок, являются:
I. кораллы. +
II. губки. +
III. асцидии. +
IV. коловратки.
V. усоногие раки. +
а) I, II, III, IV;
б) I, II, III, V; +
в) I, III, IV;
г) I, II, III, IV, V.
Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
I. окуня.
II. осетра. +
III. акулы.
IV. миноги. +
V. ланцетника. +
а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V. +
Нерестится только один раз в жизни:
I. севрюга.
II. сардина.
III. горбуша. +
IV. красноперка.
V. речной угорь. +
а) II, III, V;
б) III, V; +
в) I, III, V;
г) I, II, III, V.
Аллантоис выполняет у амниот функцию:
I. газообмена. +
II. терморегуляции.
III. запасания воды.
IV. накопления мочи. +
V. пищеварения.
а) I, III, IV;
б) I, IV; +
в) I, II, IV, V;
г) I, II, III, IV.
В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
I. вода.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. гемоглобин. +
V. альбумин плазмы. +
а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V. +
Каждая популяция характеризуется:
I. плотностью. +
II. численностью. +
III. степенью изоляции.
IV. независимой эволюционной судьбой.
V. характером пространственного распределения. +
а) I, II, V; +
б) I, IV, V;
в) II, V;
г) II, III, IV.
К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся:
I. волк.
II. рысь. +
III. ягуар. +
IV. гепард.
V. медведь. +
а) II, III, IV, V;
б) I, IV;
в) I, II, III, V;
г) II, III, V. +
Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят:
I. белка.
II. хорек.
III. песец. +
IV. лемминг. +
V. зеленая жаба.
а) I, II, III, IV;
б) II, III, IV, V;
в) III, IV; +
г) III, IV, V.
Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции:
I. жабры рыбы и жабры рака. +
II. крылья бабочки и крылья птицы. +
III. усики гороха и усики винограда. +
IV. волосы млекопитающих и перья птицы.
V. колючки кактуса и колючки боярышника. +
а) I, III, IV, V;
б) I, II, IV, V;
в) I, II, III, V; +
г) I, II, III, IV.
Из названных полимеров к неразветвленным относятся:
I. хитин. +
II. амилоза. +
III. гликоген.
IV. целлюлоза. +
V. амилопектин.
а) I, II, IV; +
б) I, II, III, IV;
в) II, IV, V;
г) III, IV, V.
В организме человека гормональные функции выполняют соединения:
I. белки и пептиды. +
II. производные нуклеотидов.
III. производные холестерина. +
IV. производные аминокислот. +
V. производные жирных кислот. +
а) III, IV, V;
б) I, III, IV, V; +
в) III, V;
г) II.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25.
Печеночные мхи – низшие растения.
Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом. +
После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.
Первые крокодилы были сухопутными рептилиями. +
Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.
Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов. +
Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.
При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов. +
С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.
Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы. +
Суккуленты легко переносят обезвоживание.
Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии. +
Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях. +
Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.
Каждой аминокислоте соответствует один кодон.
У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте. +
Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК. +
Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
textarchive.ru
Урок 5б
Разнообразие цветковых растений. В мире растений цветковые являются самой высокоразвитой и самой многочисленной группой. Около 250 000 цветковых произрастают на Земле -от тундр до тропических лесов, от болот до пустынь, от морских побережий до высоких гор. Они образуют основную массу вещества биосферы и являются самыми важными для человека. Все культурные растения — хлебные злаки, овощные растения, плодовые деревья это цветковые растения. Известный русский ботаник М. И. Голенкин назвал цветковые растения «победителями в борьбе за существование». Что же позволило им победить?
Цветковые — растения семенные. Но и голосеменные растения тоже образуют семена. Все остальные растения расселяются с помощью спор. Основное преимущество цветковых перед голосеменными заключается в том, что они имеют цветок. Цветок -это орган размножения растений. В центре цветка, защищенные околоцветником, находятся тычинки и пестик. В замкнутой полости пестика — завязи — образуются стенка завязи и околоцветник.
В каждой семяпочке развиваются четыре крупные клетки -макроспоры (макрос — большой), три из них отмирают, а четвертая спора образует зародышевый мешок.
В пыльниках формируются мелкие микроспоры (микрос -малый). Из них образуется огромное количество пыльцевых зерен.
Развитие половых клеток у цветковых растений крайне упрощено. Зародышевый мешок у цветковых растений — это женский гаметофит. Он развивается внутри семяпочки из макроспоры в результате всего трех делений. Три деления дают восемь ядер, которые в полости зародышевого мешка затем образуют клетки. Каждая клетка играет свою роль.
Три клетки зародышевого мешка — яйцеклетка с двумя клетками-помощницами (синер-гидами) — составляют яйцевой аппарат. Он располагается в той части зародышевого мешка, которая примыкает к пыльцевходу. Это узкое отверстие на верхушке семяпочки. На противоположном конце находятся три клетки-антиподы (антиподы и значит «лежащие напротив»). Антиподы недолговечны, они разрушаются, как правило, еще до опыления цветка. В центре зародышевого мешка, между яйцевым аппаратом и антиподами, находится клетка, которая так и называется — центральная клетка. Она первоначально имеет два ядра, которые затем сливаются, образуя одно крупное ядро центральной клетки. Таким образом, перед оплодотворением зрелый зародышевый мешок содержит всего четыре клетки.
Мужской гаметофит цветковых растений — пыльцевое зерно. Его развитие сводится всего к двум делениям. Первое деление дает две клетки — генеративную и вегетативную. При втором делении генеративная клетка образует два спермия. А клетка вегетативная больше не делится.
Таким образом, формирование половых клеток — яйцеклетки в зародышевом мешке и спермиев в пыльцевом зерне — происходит очень быстро, это дает цветковым растениям свои преимущества.
Только у цветковых существует двойное оплодотворение. Пыльцевое зерно, попадая на рыльце пестика, прорастает тонкой трубкой к семяпочке. В образовании пыльцевой трубки участвует вегетативная клетка. Через пыльцевход семяпочки пыльцевая трубка проникает к зародышевому мешку и освобождает спермин. В зародышевом мешке один из спермиев сливается с яйцеклеткой, в результате этого образуется зигота. Зигота дает начало зародышу семени.
Второй спермий сливается с ядром центральной клетки, образуя крупное ядро, содержащее три набора хромосом. Это ядро очень быстро и энергично делится, создавая питательную ткань для развивающегося зародыша, она называется эндосперм. Таким образом, развивающийся зародыш семени не только защищен стенками завязи, но еще снабжен питанием для своего развития. В зерне злаков, например, эндосперм составляет основную его часть. Мука, из которой пекут булочки, — это размолотый эндосперм, очищенный от оболочек зерна и зародышей семян.
Образование зародыша обозначает, что цветок вступает в завершающую стадию развития — образование плода. В плодах скрыты семена, поэтому цветковые называют еще покрытосеменными растениями. Плоды не только защищают семена, но и участвуют в их распространении. Разнообразие плодов очень велико.
Итак, вот главные преимущества цветковых растений:
—цветок, защищающий околоцветником тычинки и завязь с нежными семязачатками;
—быстрое развитие зародышевого мешка и пыльцы, которое происходит тут же, в цветке;
—двойное оплодотворение, которое обеспечивает развитие зародыша питательными веществами из эндосперма;
—семена, защищенные стенкой плода.
Все это вместе взятое позволило цветковым растениям достигнуть самого высокого уровня развития и стать победителями среди растений на Земле.
Удачи!
Татьяна Михайловна
скачать задания контрольной работы № 5
aleks-6zklass.narod.ru
Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет
Вопрос задан 18.05.2018 в 19:03. Предмет Биология. Спрашивает Горбачёв Максим.Ответы на вопрос
Отвечает Капсалим Абылайхан.
На вопрос «Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет» ответ был предоставлен пользователем Гость по предмету «Биология». Чтобы ознакомиться с ответом нажмите кнопку «Показать ответ»
Показать ответ
Последние заданные вопросы в категории Биология
Ответов: 1
Ответов: 1
Ответов: 1
Ответов: 1
Ответов: 1
Ответов: 1
Ответов: 1
Ответов: 1
Ответов: 1
Ответов: 1
uznavalka.pro