Авторитарная личность адорно – Исследование авторитарной личности группой Т.Адорно. Причины и основная гипотеза исследования. Фашизоидный и авторитарный тип личности. F-шкала. Методы исследования. Респонденты. Выводы.

Теория авторитарной личности

Идея об индивидуальных различиях в проявлении аутгрупповой дискриминации легла в основу теории авторитарной личности, основателем которой является Т. Адорно и его коллеги (берклийская группа) (Адорно и др., 2001). Они так же, как и Фрейд, полагали, что причину негативного отношения к аут-группе стоит искать в личности его носителя. Однако их взгляды отличались от взглядов Фрейда. Фрейд полагал, что межгрупповой конфликт соответствует природе человека, а потому обязателен.

В теории Адорно и его коллег проводится идея о том, что межгрупповой конфликт — это аномалия, а его участником может стать не любой человек, а только тот, кто обладает определенными личностными особенностями.

В своем исследовании Адорно и его коллеги использовали целый ряд методик, среди которых были анкеты, включающие вопросы о социодемографических особенностях респондентов и их взглядах; клиническое интервью, в котором респонденты рассказывали о своем прошлом, а также высказывали свое мнение по ряду социальных проблем; тематико-апперцептивный тест, в котором участникам показывали серию картин с изображением драматических событий и предлагали рассказать в каждом случае о своих действиях.

Адорно и его коллеги начали свое исследование с создания шкалы антисемитизма, заполняя которую, респондент должен был определить степень своего согласия с рядом утверждений о евреях. Члены берклийской группы полагали, что антисемитизм является только частью синдрома этноцентризма, для измерения которого они создали еще одну шкалу (Е-шкалу), с помощью которой измерялось отношение людей к различным меньшинствам. После этого 80 респондентов, заполнивших шкалу этноцентризма и набравших по ней очень высокий или очень низкий балл, участвовали в клиническом интервью, с помощью которого исследователи пытались выяснить индивидуальные особенности людей, принадлежащих к двум разным типам.

Эти исследования позволили описать личность, склонную к дискриминации аутгрупп — авторитарную личность, которая обладала следующими чертами:
• конвенциализм: поддержка ценностей американского среднего класса;
• авторитарное раболепие: некритическое подчинение идеализированным авторитетам собственной группы;
• авторитарная агрессия: тенденция выискивать людей, не уважающих конвенциональные ценности, чтобы осудить, отвергнуть и наказать их;
• анти-интрацепция: неприятие всего субъективного, исполненного фантазии, чувственного;

• суеверность: вера в мистическое предначертание собственной судьбы, предрасположенность к мышлению в жестких категориях;
• силовое мышление и культ силы: мышление в таких категориях, как господство—подчинение, сильный—слабый, вождь—последователи; идентификация себя с образами, воплощающими силу; выставление напоказ силы и крепости;
• деструктивность и цинизм: общая враждебность, очернение всего человеческого;
• проективность: предрасположенность верить в мрачные и опасные процессы, происходящие в мире; проекция своих неосознанных, инстинктивных импульсов на внешний мир;
• сексуальность: чрезмерный интерес к сексуальным «происшествиям».

Для измерения степени авторитарности Адорно и коллеги создали F-шкалу. Ее отличительной особенностью являлся тот факт, что одно и то же утверждение могло быть связано сразу с несколькими субшкалами. Примерами утверждений шкалы авторитаризма являются:
• конвенционализм: «Послушание и уважение к авторитету — важнейшие добродетели, которым должны научиться дети»;
• авторитарное раболепие: «У молодых людей бывают порой бунтарские идеи; но когда они взрослеют, они должны это преодолеть и успокоиться»;

• авторитарная агрессия: «Большинство наших общественных проблем было бы решено, если бы мы избавились от асоциальных элементов, мошенников и слабоумных»;
• анти-интрацепция: «Бизнесмен и фабрикант намного важнее для общества, чем деятель искусств и профессор»;
• суеверность: «Науки оправдывают себя, но есть много важных вещей, которые человеческий ум никогда не поймет»;
• силовое мышление: «Людей можно подразделить на два класса; слабых и сильных»;
• деструктивность и цинизм: «Доверительность оборачивается неуважением»;
• проективность: «Сегодня, когда так много различных людей постоянно находятся в пути, и каждый с каждым встречается, нужно особо тщательно защищаться от инфекций и болезней»;
• сексуальность: «Гомосексуалисты ничем не лучше, чем другие преступники, и должны строго наказываться».

Корреляция между F- и E-шкалами была равна 0,75, и это означало, что степень авторитарности личности действительно напрямую связана с негативностью ее отношения к меньшинствам. Последующие экспериментальные исследования показали, что авторитарные люди демонстрируют больший ингруп-повой фаворитизм и аутгрупповую дискриминацию даже при оценке искусственных, сконструированных в ходе эксперимента групп.

Опираясь на идеи Фрейда, Адорно и коллеги полагали, что причиной формирования авторитарной личности является особая ситуация семейного развития (авторитарный отец и наказывающая мать; формальные, жестко регламентированные отношения в семье; отсутствие теплоты, доверительности и непосредственности между родителями и детьми).

Теория авторитарной личности так же, как и другие концепции, не избежала критики. Она происходит по следующим направлениям.
1. Определение авторитарной личности в том виде, в котором оно было сформировано в 50-х годах XX века, не отвечает сегодняшним реалиям, поскольку содержит в себе ряд черт, специфичных для взрослых людей, живших в то время. В ответ на это критическое замечание содержание синдрома авторитарной личности было изменено.

Современная интерпретация авторитарной личности принадлежит Б. Альтмейеру (Дьяконова, Юртайкин, 2000; Altemeyer, 1996), который связал ее с такими особенностями человека, как полное и безоговорочное подчинение власти и авторитету, приверженность традиционным социальным нормам (конвенционализм, конформизм), и агрессивность по отношению к тем группам, неприятие которых поощряется властями. В частности, американские исследования 90-х годов XX века показывают, что авторитаризм связан с расизмом (Roets, Van Hiel, Cornells, 2006), с отрицательным отношением к больным СПИДом, наркоманам, защитникам окружающей среды, абортам, бездомным (Peterson, Doty, Winler, 1993), нелегальным иммигрантам (Ommund-sen, Larsen, 1997), работающим женщинам (Pek, Leong, 2003), гомосексуалистам (Stones, 2006), а также к представителям иных религиозных течений, например, к мусульманам (для христиан) (Rowatt, Franklin, Cotton, 2005). Впоследствии Альтмейер создал шкалу «Авторитаризм правого толка», которая до сих пор применяется для изучения авторитаризма.

Однако некоторые исследователи полагают, что каждый из трех параметров авторитаризма, выделенных Альтмейером, обладает самостоятельной значимостью. Эта закономерность ярко проявляется у детей (Rigby, 1998). Это означает, что подчинение властям не обязательно подразумевает высокий уровень конформизма — подчинения групповым нормам, а конформизм — политическую интолерантность. Конформные люди не обязательно демонстрируют негативное отношение к другим группам, однако они более чувствительны к угрозе сплоченности ингруппы. Именно наличие такой угрозы приводит у них к росту аутгрупповой дискриминации (Feldman, 2003).

Самостоятельность различных измерений авторитаризма привела к идее создания новых шкал для его измерения. Одна из таких шкал была создана К. Ригби. Ее цель — измерение аттитю-дов людей к представителям различных социальных институтов, олицетворяющих власть (полиции, армии, судебной власти, образованию) (Rigby, Metzer, Ray, 1986).

2. Особенности семейной ситуации являются не единственной причиной возникновения авторитарной личности. В ответ на это критическое замечание сторонники теории занялись поиском других факторов, оказывающих влияние на степень авторитаризма. В результате были выделены следующие условия, способствующие формированию авторитарной личности.
а) Социальная обстановка в обществе. Степень авторитаризма зависит от восприятия людьми угрозы своему положению. Например, количество авторитарных американцев увеличивалось с повышением восприятия угрозы со стороны большой аутгруп-пы — СССР, а количество авторитарных новозеландцев — при восприятии будущего экономического спада, социальной дезинтеграции, высокого уровня преступности в своей стране (Doty, Peterson, Winter, 1991; Duckitt, Fisher, 2003; McCann, 1999).

Некоторые авторы выделяют поведенческие показатели, по наличию которых можно измерить уровень авторитаризма, не прибегая к опросникам. Среди них:
• политические предпочтения (конвенционализм). В периоды социальной напряженности увеличивается число сторонников консерваторов и падает число сторонников либералов;
• отношение к цензуре (авторитарное раболепие). В периоды социального напряжения растет количество сторонников введения цензуры;
• авторитарные религиозные течения (авторитарное раболепие). В периоды нестабильности увеличивается число сторонников авторитарных религиозных течений;
• отношение к аутгруппам (авторитарная агрессия). В периоды социального напряжения ухудшается отношение к аутгруппам;
• интерес к психологии (анти-интрацепция). В периоды социальной напряженности падает уровень продаж книг по психологии;
• оккультные науки (суеверность). В периоды социальной напряженности растет число людей, увлекающихся астрологией;
• порода собак (силовое мышление). В периоды социального напряжения увеличивается количество собак бойцовых пород;

• комедийные персонажи (силовое мышление). В периоды социальной напряженности комедийные персонажи становятся более агрессивными;
• политический цинизм (деструктивность и цинизм). В периоды социальной напряженности растет число людей, с недоверием и цинизмом относящихся к правительству и другим социальным институтам;
• наказания за сексуальные преступления (сексуальность). В периоды социального напряжения увеличиваются наказания за сексуальные преступления.
Возможно, что в данном случае важна не сама социальная обстановка, а ее восприятие человеком: более авторитарны люди, которые верят в то, что мир вокруг них опасен (Duckitt et.al., 2002).
б) Ситуативная угроза. Для того чтобы неприятие аутгрупп у авторитарных людей проявилось в полном объеме, достаточно временное ощущение угрозы, не связанное с обстановкой в обществе. Источником такой угрозы может служить напоминание человеку о неизбежности смерти. Такое напоминание приводит к более негативному отношению к людям, отличающимся от испуганного человека. Например, христиане, которым напомнили о неизбежности смерти, более негативно оценивали иудеев, чем те, кому о смерти не напоминали. Однако эта закономерность сильнее выражена среди авторитарных людей (Greenberg et.al., 1990).
в) Образование. Во-первых, некоторое влияние на авторитаризм оказывает уровень образования. Согласно американским данным, четырехгодичное обучение в колледже приводит к уменьшению авторитаризма (Peterson, Lane, 2001 ). Однако вероятность понижения уровня авторитаризма в ходе образования связана с его типом. Например, результаты исследования, проведенного в ЮАР и США, показали, что уровень авторитаризма был связан с уровнем образования только у жителей США, но не у жителей ЮАР. Одно из объяснений этого феномена связано с тем, что способность образования понижать авторитаризм проявляется в той степени, в которой образование нацелено на обучение диалектическому способу мышления и осуществляется при участии слабо авторитарных педагогов (Duckitt, 1992).
Во-вторых, уровень авторитаризма зависит от характера образования. В частности, студенты — биологи, химики и инженеры более авторитарны, чем студенты-гуманитарии (например, философы) и те, кто занимается социальными науками (социологией, психологией) (Rubinstein, 1997 ). Кроме того, авторитаризм негативно связан с успеваемостью по гуманитарным дисциплинам, которые предполагают умение видеть разные точки зрения (Peterson, Lane, 2001 ).
г) Профессия. Например, уровень авторитаризма у работников полиции выше, чем у профессиональных солдат и охраны аэропорта, а у них выше, чем у людей, не связанных с силовыми структурами (Rubinstein, 2006 ).
д) Религиозность. Одно из объяснений различия в уровне авторитаризма образованных жителей ЮАР и США заключается в том, что «белые» жители ЮАР религиозны и сильно идентифицируются со своей группой, что оказывает большее влияние на уровень авторитаризма, чем образование (Duckitt, 1992).
е) Тип культуры. Это косвенно подтверждается наличием межкультурных различий в уровне авторитаризма, который выше у представителей коллективистских культур (например, азиатских стран и Японии), чем у жителей индивидуалистских (например, США). Авторитаризм особенно сильно связан с так называемым вертикальным индивидуализмом и коллективизмом по сравнению с горизонтальным коллективизмом (Kemmelmeier et.al., 2003; Larsen et.al., 1990).

3. Наличие авторитарных черт не является гарантией того, что их носитель будет осуществлять аутгрупповую дискриминацию. В ответ на это критическое замечание сторонники теории авторитарной личности выдвинули следующую идею. Для авторитарной личности характерно желание не отличаться от большинства, поэтому авторитарный человек склонен к аутгрупповой дискриминации только в тех случаях, когда такое отношение к аутгруппе рассматривается в обществе как допустимое и обоснованное. В противном случае он будет ярым приверженцем равенства. Таким образом, личностные черты, поведение и взгляды авторитарного человека являются ярким, во много раз усиленным отражением процессов, происходящих в обществе.

В частности, авторитарная личность имеет тот локус контроля, который является ценностно значимым в той группе, к которой она принадлежит. Например, авторитарные жители США имеют внутренний локус контроля, тогда как для жителей России связь между авторитарностью и локусом контроля не установлена (Дьяконова, Юртайкин, 2000). Другой пример, связан с Россией 90-х годов XX века. Россияне постсоветского периода с высокой степенью авторитаризма были сторонниками принципа равенства, культивирующегося в Советском Союзе, и выступали против невмешательства правительства в торговые отношения. Однако авторитарные граждане США поддерживали противоположные идеи (McFarland, Ageyev, Abalakina-Paap, 1992).

Поэтому в настоящий момент, говоря об авторитарной личности, делают акцент скорее не на семейной ситуации ее развития, а на ее взаимоотношениях с группой. Например, Дж. Дакит (Duckitt, 1989, 2000) полагал, что авторитарность — это аспект групповой сплоченности: у авторитарной личности очень сильно развита потребность идентификации с группой, для нее очень важны ценности своей группы, и она отвергает значимость ценностей других социальных групп.

4. Авторитарность связана с отношением человека не только к аутгруппам, но и к другим аспектам существования. Современные исследования показали, что кроме уже перечисленных характеристик, для авторитарной личности свойственна поддержка некоторых аттитюдов и наличие личностных черт.
• Сопротивление социальным изменениям. С авторитаризмом близко связано отношение человека к социальным изменениям. Например, исследование, проведенное в 1991 г. в России перед выборами президента, показало, что авторитарные граждане были консервативны в том смысле, что сопротивлялись любому изменению коммунистического управления Советским Союзом (McFarland, Ageyev, Abalakina-Papp, 1992). На наличие подобной связи указывает и другое исследование, проведенное в России (Goertzel, 1989), результаты которого показали, что авторитаризм российских граждан связан с поддержкой централизации власти (не ее децентрализации), единообразия во мнениях (не плюрализма) и большей привлекательностью голубя по сравнению с ястребом. И наконец, подобные результаты были получены и в ходе исследования, недавно проведенного в Румынии (Krauss, 2002). В этом исследовании было показано, что авторитаризм позитивно связан с поддержкой коммунистического принципа распределения вознаграждения, плановой, регулируемой экономики и фашистской идеологии, и негативно — с поддержкой прозападных центристских партий. Это происходит вопреки идеологии правительства, которое ориентировано на капитализм.
• Слабый интерес к политической жизни (Peterson, Smirles, Wentworth, 1997).
• Неверие в заговоры, организованные представителями государства. Например, авторитарные американцы больше верят в то, что президент Кеннеди был убит одиночкой Освальдом, действующим от своего имени, чем в то, что это убийство было организовано представителями государственной власти (McHoskey, 1995).
• Поддержка военного вмешательства своей страны в дела других государств и негативная оценка политических лидеров этих стран. Например, авторитарные американцы больше поддерживали войну в Персидском заливе и чаще оценивали С. Хусейна как террориста (Crowson, DeBacker, Thoma, 2006).
• Сильная выраженность национальной идентичности (Blank, 2003).
• Определенное представление о причинах и возможности коррекции предрассудков и стереотипов. Авторитарные люди меньше верят в то, что причиной предрассудков является невежество, и чаще обвиняют в этом общество. Кроме того, они меньше верят в то, что воспитание толерантности является способом решения проблемы межэтнических конфликтов (Hodson, Esses, 2005).
• Неприятие прав человека: демократических прав, в т.ч. свободы слова и свободы проведения демонстраций, отсутствия у правительства права объявлять войну без проведения референдума (Crowson, DeBacker, Thoma, 2006; Duckitt, Far-re, 1994), а также прав транссексуалов (Tee, Hegarty, 2006).
• Позитивное отношение к закону и негативное — к заключенным (Na, Loftus, 1998).
• Оценка серьезности преступления: авторитарные люди оценивают преступление, совершенное представителем власти, например, работником правоохранительных органов или военным, как менее серьезное, чем совершенное человеком, выступающим против власти (Feather, 1998).
• Атрибуция ответственности преступнику: авторитаризм позитивно связан с ответственностью, приписываемой преступнику (Feather, 1998).
• Внимание к расе участников судебных процессов: чем более авторитарны люди, тем большее внимание они обращают на расу подсудимого и потерпевшего в уголовных процессах (Landwehr et.al., 2002).
• Интерес к преступлениям: авторитарным людям нравятся криминальные драмы, основанные на реальных событиях (Raney, 2004).
• Сексуальная агрессивность: чем выше авторитаризм, тем выше готовность мужчин совершить сексуальное нападение (Walker, Rowe, Quinsey, 1993). Однако эта связь опосредована принятием мифов об изнасиловании* и враждебным сексизмом: авторитарные люди соглашаются с мифами об изнасиловании и негативно относятся к женщинам (Begany, Milburn, 2002).
• Негативное отношение к психологам и психиатрам: авторитарные люди негативно относятся к психологическим и психиатрическим центрам и работающим в них профессионалам (Furr, Usui, Hines-Martin, 2003).
• Самостереотипизация, выбор жизненного пути в соответствии с полоролевыми стереотипами. Например, результаты американских исследований показывают, что после окончания колледжа мужчины с высоким уровнем авторитаризма стараются построить карьеру, а женщины испытывают разочарование и ожидают вступления в брак (Peterson, Lane, 2001 ). Кроме того, авторитарные мужчины стереотипизируют себя по половому признаку, отдавая предпочтение «традиционно мужским» профессиям и хобби (Lippa, Martin, Friedman, 2000).
• Отсутствие интереса к собственной личности: люди с высоким уровнем авторитаризма не занимаются интроспекцией, не стремятся к самопознанию (Peterson, Lane, 2001 ).
• Низкий уровень морального развития. Согласно американским данным, высокий уровень авторитаризма связан с низким уровнем морального развития по Колбергу, а низкий уровень авторитаризма — с высоким уровнем морального развития (Van Ijzendoorn, 1989).
• Неприятие идеи о множественности систем моральных норм. Так, согласно американским данным (McHoskey, 1996; Wilson, 2003), авторитаризм позитивно связан с принятием идеи о неизменности моральных норм и негативно — с поддержкой идеи их множественности. Кроме того, авторитарные люди меньше верят в то, что соблюдение моральных норм не должно наносить ущерба окружающим (Wilson, 2003).
• Стиль воспитания, опирающийся на наказание (Peterson, Smirles, Wentworth, 1997 ).
• Предпочтение развлечений, связанных с конфликтом и физическим воздействием участников друг на друга, и недооценка развлечений, подразумевающих внимание к своему внутреннему миру и внутреннему миру других людей (Peterson, Pang, 2006).
• Людям часто нравятся те, кто думает так же, как они. Чем выше степень авторитаризма, тем сильнее выражен этот эффект. Эта закономерность особенно сильно выражается в отношении человека, который не похож на окружающих, является членом меньшинства (например, считает, что наркотики также безопасны, как алкоголь или табак, и приветствует пирсинг) (Smith, Kalin, 2006 ).
• Поскольку авторитаризм является личностным синдромом, он связан с другими личностными особенностями, например, чертами, образующими «большую пятерку». Так, авторитаризм позитивно связан с экстраверсией и добросовестностью, негативно — с открытостью новому опыту (Akrami, Ekehammar, 2006; Butler, 2000; Ekehammar et.al., 2004; Heaven, Greene, 2001; Peterson, Smirles, Wentworth, 1997 ). Кроме того, чем выше авторитаризм, тем выше когнитивная ригидность (Crowson, Thoma, Hestevold, 2005).

Возникнув в начале 50-х годов XX века, теория авторитарной личности значительно изменилась, но до сих пор является одним из основных объяснений межгрупповых конфликтов. Одной из неизменных особенностей этого объяснения остается игнорирование специфики отношений между группами-участницами конфликта. Эта специфика учитывается в теории реального конфликта, речь о которой пойдет в следующей главе.

psyera.ru

Адорно т. Исследование авторитарной личности

Адорно Теодор. Исследование авторитарной личности. Под общей редакцией д. филос. н. В. П. Култыгина. - М.; Серебряные нити, 2001.-416с. ISBN 5-94396-020-1

ОГЛАВЛЕНИЕ

Религиозные представления по материалам интервью (Перевод М.Н. Попова и М.В. Кондратенко) ........... 247

А. Введение............................. 247 B.Общие наблюдения ...................... 250 С.Специфические выводы ................... 253 1.Функции религии у людей с предрассудками и без них............. 253 2.Вера в Бога, но не в бессмертие ....................256 3.Нерелигиозные и лишенные предубеждений ...........259 4.Религиозные и лишенные предубеждений .................263Примечания

Типы и синдромы. (Перевод М.Н. Попова и М.В. Кондратенко)....................265

А. Исходные данные........................ 265 В.Синдром лиц с предрассудками ............................ 274 1.Поверхностное неприязненное чувство .....................275 2.Конвенциональный синдром....................278 3.Авторитарный синдром ................................281 4.Бунтовщик и психопат ...................................285 5."Фантазер" ...............................................288 6."Манипулятивный тип".............................. 291

Синдромы свободных от предрассудков ................... 295

1. "Закостенелый" свободный от предрассудков ...........296 2."Протестующий" свободный от предрассудка .............. 298 3."Импульсивный" свободный от предрассудков ...................301 4."Непринужденный", лишенный предрассудков................. 304 5.Врожденный либерал ..............................307Примечания.............................................310

Психологическая техника в речах Мартина Лютера Томаса по радио. (Перевод М.Н. Попова и М.В. Кондратето)

1. Личностный элемент - самохарактеристика агитатора .....312 Вводные замечания..............................312Трюк "одинокий волк" ..............................314Трюк "освобождения от чувств" .....................316Трюк "преследуемая невинность" .................319Трюк "неутомимость" ...........................320Трюк "посланец"................322"Большой маленький человек" .............................................................324Человеческий интерес...........................................................................327"Доброе старое время" ........................................................................328

2. Метод Томаса ........................................................................ 330

Вводные замечания............................................................................... 330Трюк "движение" ................................................................................. 332Техника "бегства от мысли" .................................................................333"Слушайтесь своего вождя" .................................................................336Экскурс в технику "Fait accompli" ........................................................340Трюк единства ......................................................................................343Демократическая маска........................................................................ 345"Если бы вы тольиа знали" ...................................................................348Трюк "грязное белье"........................................................................... 351Трюк "содрогание от ужаса" ...............................................................354Трюк "последний час" .........................................................................356Трюк "черная рука" (тайное судилище) Feme ......................................358"Давайте будем практичными!" .......................................................... 360

3. Религия как средство ........................................................ 364

Вводные замечания ...............................................................................364Техника "языка" ...................................................................................366Техника разложения ..............................................................................368Трюк "овцы" и "козлища" ...................................................................371Трюк "личный опыт" ...........................................................................373Антиинституционный трюк ..................................................................376Антифарисейский трюк ........................................................................378Религиозные отвлекающие маневры в действии ...................................380Трюк "вера наших отцов".....................................................................382

4. Идеологическая травля ..................................................... 384

Вводные замечания...............................................................................384Имидж коммунизма ..............................................................................385Трюк "коммунист и банкир" ................................................................387Нападки на правительство и президента ...............................................391Трюк "возьми свою постель и ходи" ....................................................394"Евреи идут"......................................................................................... 396Трюк "проблемы" .................................................................................398Позиция Томаса в отношении внешней политики ................................400Заключительные замечания ..................................................................403Примечания ..........................................................................................404

Религиозные представления по материалам интервью

А. Введение

Связь между религией и предрассудками играла в этом исследовании относительно второстепенную роль. так как наша выборка не охватывала ни ярко выраженные религиозные группы, не составлялась в районах, где религиозная идеология имеет особую социальную значимость, как, например, в "библейском поясе" и в городах с однородным населением ирландцев-католиков. Если бы к подобным регионам применялись методы данного исследования, то, без сомнения, религиозный фактор был бы гораздо более очевиден. Кроме того, есть и более фундаментальное уточнение. Религия в мышлении большинства людей не является, как прежде, определяющим фактором. Представляется, что она достаточно редко определяет социальные взгляды людей и их поступки. По крайней мере, на это указывают полученные результаты. Результаты статистических исследований, приведенные в главе VI, не слишком нас удивляют', а собранный материал не вполне достаточен, хотя часть вопросов интервью и посвящена исключительно религии. По-видимому, вследствие религиозной индифферентности вся эта идеологическая сфера несколько отступает на задний план; она, без сомнения, менее эмоциональна, чем большинство других исследуемых нами идеологических сфер, а традиционное отождествление религиозного "фанатизма" и фанатичных предрассудков больше не соответствует действительности. Но есть достаточная причина, чтобы тщательно проанализировать наши результаты в сфере религии, как бы скудны они ни казались, поскольку значительное участие бывших и действующих священников в распространении фашистской пропаганды в США, непрестанное использование религии в качестве средства пропаганды позволяет сделать вывод, что общая склонность к религиозной индифферентности ни в коей мере не вызвала разрыва между религиозными убеждениями и нашей основной проблемой. Даже если религия давно избегает откровенного фанатизма, направленного против тех, кто не является ее приверженцем, все же можно предположить, что на глубинном и бессознательном уровне дают о себе знать и религиозное наследие, и древние верования и идентификация с определенными понятиями. В разработке данной темы мы исходим из следующих теоретических рассуждений, обусловливающих всю нашу систему определения отношений. Вначале мы думали, что связи и отношения между религиозной идеологией и этноцентризмом должны быть комплексными. С одной 247

стороны, существует противоречие между предрассудками и христианским учением о всеобщей любви, идеей "христианского гуманизма" - несомненно, важнейшими историческими предпосылками признания того, что "перед лицом Бога" меньшинство имеет равные права с большинством. Христианская релятивизация естественного, подчеркнутое выделение "духовного" препятствуют любым тенденциям оправдывать "расовые предрассудки" и оценивать людей по их происхождению. С другой стороны, христианство как религия "сына" содержит в себе антагонизм по отношению к религии "отца" и к их нынешним свидетелям - евреям. Этот антагонизм, продолжающийся еще со времен Павла, усугубляется еще и тем, что евреи придерживаются собственной религиозной культуры и отвергают религию "сына", а также тем фактом, что Новый Завет возлагает на них вину в смерти Христа. Великие теологи, от Тертуллиана и Августина до Кьеркегора, постоянно обращали внимание на то, что принятие христианства самими христианами содержит весьма двусмысленный элемент - доктрину Бога, становящегося человеком, то есть, конечного бесконечного. Пока этот элемент бессознательно ставится в центр христианской концепции, это будет способствовать росту враждебности по отношению к группе "чужих". Как уже указал Сэмюэл2, "слабые" христиане полны неприязни по отношению к евреям, которые откровенно отвергают религию "сына"; а сами же по причине парадоксальной, иррациональной природы своей веры замечают у себя следы некоторого негативного восприятия, в котором не смеют себе признаться и поэтому должны подвергнуть это строгому табу для других. Вряд ли будет преувеличением утверждать, что многие распространенные оправдания антисемитизма возникли на основе христианства или, по крайней мере, смешаны с его мотивами. Борьбу с евреями можно уподобить борьбе Спасителя с христианским дьяволом. То, что представление о евреях в большой степени является секуляризацией средневековых идей нечистой силы (сатаны), подробно описал Джошуа Тречтенберг3. Фантастические образы еврейских банкиров и ростовщиков имеют свои библейские архетипы в истории Иисуса, изгоняющего торгующих из храма; представление о еврейских мудрецах как о софистах соответствует христианскому осуждению фарисеев. Еврей - предатель Иуда, не только предает своего учителя, но и своих товарищей, которые приняли его. Эти мотивы усиливаются бессознательными побуждениями, выраженными в представлениях о распятии и кровавой жертве. Если эти побуждения с большим или меньшим успехом вытесняются "христианским гуманизмом", то все же нужно принимать во внимание их скрытые психологические корни4. Оценивая влияние таких религиозных элементов на возникновение или напротив, на запрет предрассудков, следует принимать во внимание положение христианства в современный период: ему угрожает "индифферентность" (равнодушие), которое зачастую практически полностью обес- 248

смысливает его. Процесс просвещения и успехи естественных наук очень глубоко коснулись христианской религии; "магические" элементы христианства и христианская вера в библейские истории как в реальные факты были поколеблены самым серьезным образом. Но это все же не означает конца христианской религии. Отступив в своих важнейших притязаниях, она сохранила по крайней мере часть своих социальных функций, приобретенных в течение веков, и тем самым достаточно сильно нейтрализовалась. Внешняя оболочка христианского учения, прежде всего его социальный авторитет и некоторые другие содержательные элементы, остались в прежнем виде и используются случайным образом как "культурное достояние", например, патриотизм или традиционное искусство. Примером нейтрализации религиозных убеждений могут служить высказывания Ml 09, Н, католика, регулярно посещающего церковь. В анкете он заявил, что рассматривает религию как чрезвычайно важный элемент нашего существования, который, пожалуй, нанимает 2-5 процентов нашего свободного времени. Причисление религии, которая первоначально считалась важнейшей сферой жизни, к "досугу", включение в распорядок дня, где ей отведено определенное время в процентах, символизирует радикальные изменения, происшедшие в отношении к религии. Вряд ли можно признать, что нейтрализованные пережитки христианства, отраженные в словах Mi 09, по-прежнему основаны на глубокой вере и существенном личном опыте; вряд ли они позволяют определить индивидуальное поведение, отличное от того, что можно ожидать по общепринятым меркам цивилизации. Тем не менее, некоторые формальные элементы христианства - устойчивая антитеза добра и зла, идеалы аскетизма, ценность неустанных трудов и стремлений человека все еще оказывают значительное воздействие. Оторванные от своего происхождения, лишенные специфического содержания, эти элементы христианства легко становятся застывшими формулами и принимают просто непримиримые формы, проявляющиеся у лиц, подверженных предрассудкам и предубеждениям. Распад позитивной религии и сохранение ее в качестве необязательной идеологической оболочки основывается на общественных процессах. В то время как религия утрачивала свое сокровенное право на истину, она все более становилась "общественным цементом"; чем нужнее этот цемент для сохранения статус-кво и чем уязвимее становится заключенная в нем истина, тем настойчивей защищается его авторитет и тем отчетливее проявляются его негативные и деструктивные свойства. Трансформация религии в оплот социального конформизма уподобляет ее большинству других конформистских тенденций. Придерживаясь в таких 249

условиях христианства, можно легко злоупотребить этой верой: в противоположность покорности, крайней конформности и лояльности в группе единомышленников возникает идейная направленность, в которой скрыта ненависть к неверующим, инакомыслящим, евреям. Принадлежность к вероисповеданию приобретает форму агрессивной фатальности, подобную чувству принадлежности к особой нации; она имеет тенденцию превращаться в довольно абстрактные отношения собственной группы и группы чужаков, подобно модели, разработанной при исследовании этноцентризма5. Эти теоретические положения не должны рассматриваться в качестве гипотезы, доказательствами которой становится наше исследование; это скорее фон, на котором с большой долей вероятности можно проинтерпретировать наши наблюдения.

studfiles.net

Авторитарная личность по т. Адорно*

Компонент

Описание

Авторитарное подчинение

Терпимость и некритичность по отношению к членам «мы»–группы

Авторитарная агрессия

Неприятие тех, кто нарушает принятые группой нормы морали и не признает ее ценностей

Антиинтрацепция

Враждебное отношение к творческим людям

Суеверия и стереотипы

Склонность к догматическим ответам

Власть и психическая тугоподвижность

Деление мира на сильных и слабых, желание идентифицироваться с лидером

Деструктивность и цинизм

Склонность к враждебности по отношению к слабым и членам «они»–групп

Проективность

Вера в существование опасных сил, угрожающих существующему общественному порядку

*Источник: Фернхем А. Личность и социальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен. – СПб.: Питер, 2001. – С. 133.

Авторитарные тип личности распространен и в России XXI в. К этому типу относятся те люди, которые стремятся к власти для преодоления внутренних психологических проблем – напряжения, комплексов, чувства неуверенности и т.п.

Интеракционистский подход к личности

Иной подход характерен для тех ученых, которые стали изучать личность «извне» – из сферы общественной жизни. Сначала они обращали внимание на факт человеческих взаимоотношений, а затем уже фокусировались на личности. Дж. Мид, Ч. Кули – основатели интеракционизма – считали, что человек получает свою личностную определенность через взаимодействие с группами – семьей, приятелями, профессиональным коллективом. Поэтому в структуру личности включены два компонента – «субъективное Я» – представление о себе самом в системе социальных отношений и «отраженное Я» – представление о себе, складывающееся из восприятия человека другими людьми. Соответственно существуют несколько типов личности.

  1. Статичная с интенсивным «субъективным Я» и слабым «отраженным Я». Такая личность имеет сложившиеся убеждения и ценности, не самокритична.

  2. Зависимая с сильным «отраженным Я» при ослабленном «субъективном Я». Такой человек отличается неуверенностью, зависимостью от оценок окружающих.

  3. Динамичная, когда происходит взаимное усиление двух компонентов.

  4. Вариабельная с неустойчивыми обоими компонентами, проявление которых зависит от жизненной ситуации.

Поведение личности описывается интеракционистами с помощью понятий «социальный статус» и «социальная роль». Дж. Мид полагал, что индивид становится социальным существом в той мере, в которой обучается «брать роли другого» (осваивать общие значения, предвидеть реакцию другого на свои действия, ставить себя на его место)85.

В русле данных идей ученый из Великобритании Р.М. Белбин исследовал рабочие группы. Посредством наблюдений и тестирования в течение девяти лет изучались сотрудники различных организаций по всему миру. По мнению ученого, эффективные команды состоят из людей, роли которых различны и определяются определенным стилем мышления и личностными качествами86. Девять предложенных ролей объединяются в четыре функции: лидерство внутри команды, выполнение работы, внутреннее поддержание команды, связь с людьми и ресурсами вне команды. Необходимо, чтобы команда имела следующий ролевой набор, (участники могут исполнять сразу несколько ролей):

Организатор – ориентирован на достижение цели любой ценой, стремится структурировать результаты деятельности, но может быть источником конфликтов.

Координатор – эффективно использует потенциал команды, способен воодушевлять и мотивировать работу коллег.

Исполнитель – ответственный и надежный работник, лоялен команде, отличается консерватизмом.

Перфекционист – отличается преданностью конкретной задаче, стремится все довести до совершенства.

Общественник – способен оказывать смягчающее воздействие на ситуацию общения, предотвращать конфликты, но не может принимать решения в моменты кризиса.

Генератор идей – ярко выраженный индивидуалист, чье мышление и поведение отличается большой оригинальностью и независимостью.

Критик – способен трезво анализировать чужие предложения, имеет иммунитет к энтузиазму.

Разведчик – общителен и любознателен, успешно ведет переговоры, задает хорошо продуманные вопросы.

Эксперт – обладает редкими знаниями и навыками, в работе проявляет большую самостоятельность и не терпит вмешательства, предан своей узкой области.

Оптимальный состав команды зависит от поставленных задач. На ранних стадиях осуществления проекта, когда разрабатываются стратегии и общие подходы, команде необходимы координатор в качестве руководителя, генератор идей, разведчик и критик. Когда идеи начинают претворяться в жизни ключевая роль достается организатору, исполнителям и общественникам. Таким образом, было выявлено, что трудовые коллективы, состоящие из далеко не выдающихся личностей, могут действовать весьма плодотворно, если в них распределены роли.

Когнитивистский подход к личности

Главная идея когнитивисткого подхода заключается в понимании социального поведения человека через мыслительные процессы. В теории развития познания Ж. Пиаже исследовался процесс обучения ребенка мышлению. На каждой стадии формируются новые навыки, есть пределы того, чему на данной стадии можно научить человека.

  1. Сенсомоторная стадия – с рождения до 2–х лет. Формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира

  2. Предоперациональная – 2–7 лет. Дети учатся различать символы и их значение.

  3. Стадия конкретных операций – 7–11 лет. Ребенок учится мысленно совершать действие.

  4. Стадия формальных операций – 12–15 лет. Появляется возможность решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем.

Дж. Адельсон в 1960–е гг. проверил идеи Ж. Пиаже о возрастных изменениях детского сознания на образцах политического мышления. Он изучал представления детей и подростков (11–18 лет) в ФРГ, Англии и США о правительстве, законах, правах граждан и общественном благе87. Были обнаружены восемь основных новообразований в развитии политического мышления.

  1. Развитие абстрактных представлений

  2. Расширение временной перспективы

  3. Развитие социоцентризма

  4. Появление дедукции

  5. Рост объема политических знаний

  6. Становление системы этико–политических принципов

  7. Снижение детского авторитаризма

  8. Появление социальных целей

Оказалось, что структура политического сознания личности развивается неравномерно. Мышление 11–летних конкретно, персонализировано и эгоцентрично. Когда говорят о законе, они видят перед собой полицейского. 15–летняя личность уже способна к абстрактному, обобщенному мышлению. К середине отроческого периода у ребенка складывается собственная автономная система этико–политических принципов. Подросток критически оценивает власть, ее стремление к привилегиям. В результате исследований Дж. Адельсона выяснилось, что к концу ХХ в. новое поколение подростков стало циничными и осторожными конформистами.

Ученые разных направлений знания разрабатывали типологии личности (см., табл. 4).

Таблица 4.

studfiles.net

Авторитарная личность по т. Адорно*

Компонент

Описание

Авторитарное подчинение

Терпимость и некритичность по отношению к членам «мы»–группы

Авторитарная агрессия

Неприятие тех, кто нарушает принятые группой нормы морали и не признает ее ценностей

Антиинтрацепция

Враждебное отношение к творческим людям

Суеверия и стереотипы

Склонность к догматическим ответам

Власть и психическая тугоподвижность

Деление мира на сильных и слабых, желание идентифицироваться с лидером

Деструктивность и цинизм

Склонность к враждебности по отношению к слабым и членам «они»–групп

Проективность

Вера в существование опасных сил, угрожающих существующему общественному порядку

*Источник: Фернхем А. Личность и социальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен. – СПб.: Питер, 2001. – С. 133.

Авторитарные тип личности распространен и в России XXI в. К этому типу относятся те люди, которые стремятся к власти для преодоления внутренних психологических проблем – напряжения, комплексов, чувства неуверенности и т.п.

Интеракционистский подход к личности

Иной подход характерен для тех ученых, которые стали изучать личность «извне» – из сферы общественной жизни. Сначала они обращали внимание на факт человеческих взаимоотношений, а затем уже фокусировались на личности. Дж. Мид, Ч. Кули – основатели интеракционизма – считали, что человек получает свою личностную определенность через взаимодействие с группами – семьей, приятелями, профессиональным коллективом. Поэтому в структуру личности включены два компонента – «субъективное Я» – представление о себе самом в системе социальных отношений и «отраженное Я» – представление о себе, складывающееся из восприятия человека другими людьми. Соответственно существуют несколько типов личности.

  1. Статичная с интенсивным «субъективным Я» и слабым «отраженным Я». Такая личность имеет сложившиеся убеждения и ценности, не самокритична.

  2. Зависимая с сильным «отраженным Я» при ослабленном «субъективном Я». Такой человек отличается неуверенностью, зависимостью от оценок окружающих.

  3. Динамичная, когда происходит взаимное усиление двух компонентов.

  4. Вариабельная с неустойчивыми обоими компонентами, проявление которых зависит от жизненной ситуации.

Поведение личности описывается интеракционистами с помощью понятий «социальный статус» и «социальная роль». Дж. Мид полагал, что индивид становится социальным существом в той мере, в которой обучается «брать роли другого» (осваивать общие значения, предвидеть реакцию другого на свои действия, ставить себя на его место)5.

В русле данных идей ученый из Великобритании Р.М. Белбин исследовал рабочие группы. Посредством наблюдений и тестирования в течение девяти лет изучались сотрудники различных организаций по всему миру. По мнению ученого, эффективные команды состоят из людей, роли которых различны и определяются определенным стилем мышления и личностными качествами6. Девять предложенных ролей объединяются в четыре функции: лидерство внутри команды, выполнение работы, внутреннее поддержание команды, связь с людьми и ресурсами вне команды. Необходимо, чтобы команда имела следующий ролевой набор, (участники могут исполнять сразу несколько ролей):

Организатор – ориентирован на достижение цели любой ценой, стремится структурировать результаты деятельности, но может быть источником конфликтов.

Координатор – эффективно использует потенциал команды, способен воодушевлять и мотивировать работу коллег.

Исполнитель – ответственный и надежный работник, лоялен команде, отличается консерватизмом.

Перфекционист – отличается преданностью конкретной задаче, стремится все довести до совершенства.

Общественник – способен оказывать смягчающее воздействие на ситуацию общения, предотвращать конфликты, но не может принимать решения в моменты кризиса.

Генератор идей – ярко выраженный индивидуалист, чье мышление и поведение отличается большой оригинальностью и независимостью.

Критик – способен трезво анализировать чужие предложения, имеет иммунитет к энтузиазму.

Разведчик – общителен и любознателен, успешно ведет переговоры, задает хорошо продуманные вопросы.

Эксперт – обладает редкими знаниями и навыками, в работе проявляет большую самостоятельность и не терпит вмешательства, предан своей узкой области.

Оптимальный состав команды зависит от поставленных задач. На ранних стадиях осуществления проекта, когда разрабатываются стратегии и общие подходы, команде необходимы координатор в качестве руководителя, генератор идей, разведчик и критик. Когда идеи начинают претворяться в жизни ключевая роль достается организатору, исполнителям и общественникам. Таким образом, было выявлено, что трудовые коллективы, состоящие из далеко не выдающихся личностей, могут действовать весьма плодотворно, если в них распределены роли.

Когнитивистский подход к личности

Главная идея когнитивисткого подхода заключается в понимании социального поведения человека через мыслительные процессы. В теории развития познания Ж. Пиаже исследовался процесс обучения ребенка мышлению. На каждой стадии формируются новые навыки, есть пределы того, чему на данной стадии можно научить человека.

  1. Сенсомоторная стадия – с рождения до 2–х лет. Формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира

  2. Предоперациональная – 2–7 лет. Дети учатся различать символы и их значение.

  3. Стадия конкретных операций – 7–11 лет. Ребенок учится мысленно совершать действие.

  4. Стадия формальных операций – 12–15 лет. Появляется возможность решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем.

Дж. Адельсон в 1960–е гг. проверил идеи Ж. Пиаже о возрастных изменениях детского сознания на образцах политического мышления. Он изучал представления детей и подростков (11–18 лет) в ФРГ, Англии и США о правительстве, законах, правах граждан и общественном благе7. Были обнаружены восемь основных новообразований в развитии политического мышления.

  1. Развитие абстрактных представлений

  2. Расширение временной перспективы

  3. Развитие социоцентризма

  4. Появление дедукции

  5. Рост объема политических знаний

  6. Становление системы этико–политических принципов

  7. Снижение детского авторитаризма

  8. Появление социальных целей

Оказалось, что структура политического сознания личности развивается неравномерно. Мышление 11–летних конкретно, персонализировано и эгоцентрично. Когда говорят о законе, они видят перед собой полицейского. 15–летняя личность уже способна к абстрактному, обобщенному мышлению. К середине отроческого периода у ребенка складывается собственная автономная система этико–политических принципов. Подросток критически оценивает власть, ее стремление к привилегиям. В результате исследований Дж. Адельсона выяснилось, что к концу ХХ в. новое поколение подростков стало циничными и осторожными конформистами.

Ученые разных направлений знания разрабатывали типологии личности (см., табл. 4).

Таблица 4.

studfiles.net

авторитарная личность - это... Что такое авторитарная личность?


авторитарная личность
Автор.

Т.Адорно.

Категория.

Характеристика личности.

Специфика.

Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным стереотипам, личностную близость рассматривают как неприемлемую. Адорно описывал этот феномен, исходя из взглядов З.Фрейда на значение ранней социализации. По его мнению, в результате слишком строгого воспитания, когда подавляются чувство обиды ребенка и его агрессия по отношению к родителям, возникает тенденция к их идеализации, с одной стороны, и к переориентации враждебности на замещающие объекты, с другой. Этот феномен был положен в основу объяснения отношения к национальным меньшинствам.

Литература.

Adorno T.W. Frenkel-Brunswick K., Levinson D.J. Sanford R.M. The Authoritarian Personality. N.Y., 1950


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ
(англ. authoritarian personality) — комплекс личностных характеристик, включающий, с одной стороны, переменные когнитивного стиля (ригидность, нетерпимость к неопределенности и когнитивной сложности, догматизм) и социально-политические установки — с другой (конформизм, консерватизм, этноцентризм, антидемократизм, предубеждения к меньшинствам, расистские взгляды).

Концепция А. л. разрабатывалась философами, социологами и психологами т. н. франкфуртской школы (сотрудники Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне), перед которыми были поставлены задачи выяснения психологических корней антисемитских и профашистских настроений. Ее главными теоретиками были Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас. Понятие и термин «А. л.» предложил Э. Фромм в рамках своего учения о социальных характерах. Большую известность концепция А. л. получила благодаря выходу в свет в 1950 г. коллективной монографии: Adorno T. W., Frenkel-Brunswik K., Levinson D. J., Sanford R. N. The authoritarian personality (N. Y.: Harper & Row, 1950). В ней были изложены результаты исследований, которые проводились под руководством Теодора Адорно (1903-1969).

Для диагностики А. л. разработано множество опросников, в т. ч. шкала антисемитизма (A-S scale), шкала этноцентризма (E scale), шкала политико-экономического консерватизма (PEC scale), а также California F scale («F» означает фашизм).

Критики концепции указывали, в частности, на неоднозначные отношения между переменными когнитивного стиля и социополитическими ориентациями людей (примитивный когнитивный стиль м. б. как у консерваторов, так и у левых бунтарей-нонконформистов), между этими ориентациями и реальным поведением. Недостаточно эмпирически обоснованно выдвигавшееся теоретиками франкфуртской школы представление о формировании синдрома А. л. под влиянием г. о. семейных практик воспитания. (Б. М.)


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

авторитарная личность

   АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ (с. 11) (от лат. autoritas - власть) - конкретный психологический тип, обладающий такими чертами, как реакционность, консерватизм, агрессивность, жажда власти. Понятие введено Э.Фроммом, который с его помощью пытался выявить истоки нацизма. Однако, по мнению Фромма, данный тип прослеживается в истории задолго до возникновения фашизма. Типичной авторитарной личностью Фромм считал главу бюргерской Реформации в Германии Мартина Лютера.

   По мнению Фромма, в сознании авторитарной личности отсутствует понятие равенства. Мир для такого человека состоит из людей, имеющих или не имеющих силу и власть, т.е. высших и низших. Типичной иллюстрацией авторитарной личности может служить биография А.Гитлера.

   В 1950 г. вышла книга «Авторитарная личность», написанная Т.Адорно с соавторами. Эта работа получила широкую известность, в силу чего авторство термина «авторитарная личность» иногда приписывается Адорно. В ней Адорно описывал данный феномен, исходя из взглядов З.Фрейда на роль ранней социализации. По его мнению, в результате слишком строгого воспитания, когда подавляются чувство обиды ребенка и его агрессия по отношению к родителям, возникает тенденция к их идеализации, с одной стороны, и к переориентации враждебности на замещающие объекты - с другой. Этот феномен был положен им в основу объяснения предубеждений в отношении национальных меньшинств.

   В предисловии к книге «Авторитарная личность» немецкий философ Макс Хокхаимер писал, что авторитарная личность - это новый антропологический тип человека, который сложился в XX в.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Авторитарная личность

Тип личности, характеризуемый нетерпимым отношением к неопределенности, чрезмерной почтитсльностью к власти и авторитету, а также враждебностью к любой группе, потенциально нарушающей существующий порядок. Идея авторитарной личности приписывается Адорно, который сам был жертвой аитисемитизма. После многочисленных интервью с людьми, обладавшими этим типом личности, Адорно обнаружил. что они имеют следуюшие общие черты:

• Они склонны идеализировать своих родителей. называя их «образцом добродетели».

• Они воспитывалнсь в очснь строгих условиях.

• Они проявляют признаки подавленной враждебности к своим родителям.

Подавленная враждебность переносится на друтих — то ссть на прсдставителей меньшинства. — которые воспринимаются как враждебные по отношению к власти, олицетворяемой авторитарной личностью. Считается. что родители косвенным образом передают детям черты авторитарной личности через предрассудки по отношению к группам меньшинства. Формирование авторитарной личности обусловлено специфическим стилем воспитания в особом культурном контексте.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

  • автономная речь
  • ага-переживание

Смотреть что такое "авторитарная личность" в других словарях:

  • АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ —     АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ понятие, предложенное Э. Фроммом для неофрейдистского истолкования “человека толпы”, представителя “массового общества”, которого отличают такие черты, как консерватизм, жажда власти, ненависть к представителям других… …   Философская энциклопедия

  • Авторитарная Личность — характеристика личности , автор Т. Адорно. Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдаю …   Психологический словарь

  • АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ — (лат. auctoritas власть, влияние) понятие и концепция Фромма, фиксирующие и объясняющие существование особого типа личности, являющегося основой тоталитарных режимов. По Фромму, для А. Л. характерны: непереносимость свободы; жажда самоутверждения …   Новейший философский словарь

  • АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ — англ. personality, authoritarian; нем. Personlichkeit, autoritare. Тип личности, характеризуемый предельным конформизмом, ригидностью, подавлением эмоций и чувств, верно подданичеством и высокомерием по отношению к нижестоящим. А. л. в принципе… …   Энциклопедия социологии

  • АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ — ( Authoritarian Personality ) Название труда группы ученых, исследовавших в 1940 х гг. наследие Дж. Беркли в поисках психологических источников антисемитизма (anti Semitism). Термин авторитарный используют по отношению к этноцентрическому типу… …   Политология. Словарь.

  • Авторитарная личность — Эта статья нуждается в дополнительных источниках для улучшения проверяемости. Вы можете помочь улу …   Википедия

  • АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ — (AUTHORITARIAN PERSONALITY) Это понятие указывает на предрасположенность определенной структуры личности к антидемократическим политическим убеждениям. В ранних исследованиях Э.Фромма и В.Райха утверждалось, что семейная структура… …   Социологический словарь

  • АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ — (authoritarian personality) человек, предпочитающий или верящий в систему, в которой к управляющим относятся лишь некоторые, в то время как к управляемым все остальные. Это, следовательно, предполагает господство и покорность, что может быть… …   Большой толковый социологический словарь

  • АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ — Это понятие указывает на предрасположенность определенного типа личности к антидемократическим политическим убеждениям, готовой к восприятию тоталитарной идеологии. Классическим исследованием является работа Т.Адорно и его коллег, озаглавленная… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • Авторитарная личность — – человек, почтительный и подобострастный по отношению к власть имущим и враждебно настроенный по отношению к другим, отличным от него людям. Авторитарная ЛИЧНОСТЬ не всегда готова отвечать за свои действия, считая, что ею руководят другие люди.… …   Словарь-справочник по социальной работе


psychology.academic.ru

Авторитарная личность по т. Адорно*

Компонент

Описание

Авторитарное подчинение

Терпимость и некритичность по отношению к членам «мы»–группы

Авторитарная агрессия

Неприятие тех, кто нарушает принятые группой нормы морали и не признает ее ценностей

Антиинтрацепция

Враждебное отношение к творческим людям

Суеверия и стереотипы

Склонность к догматическим ответам

Власть и психическая тугоподвижность

Деление мира на сильных и слабых, желание идентифицироваться с лидером

Деструктивность и цинизм

Склонность к враждебности по отношению к слабым и членам «они»–групп

Проективность

Вера в существование опасных сил, угрожающих существующему общественному порядку

*Источник: Фернхем А. Личность и социальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен. – СПб.: Питер, 2001. – С. 133.

Авторитарные тип личности распространен и в России XXI в. К этому типу относятся те люди, которые стремятся к власти для преодоления внутренних психологических проблем – напряжения, комплексов, чувства неуверенности и т.п.

Интеракционистский подход к личности

Иной подход характерен для тех ученых, которые стали изучать личность «извне» – из сферы общественной жизни. Сначала они обращали внимание на факт человеческих взаимоотношений, а затем уже фокусировались на личности. Дж. Мид, Ч. Кули – основатели интеракционизма – считали, что человек получает свою личностную определенность через взаимодействие с группами – семьей, приятелями, профессиональным коллективом. Поэтому в структуру личности включены два компонента – «субъективное Я» – представление о себе самом в системе социальных отношений и «отраженное Я» – представление о себе, складывающееся из восприятия человека другими людьми. Соответственно существуют несколько типов личности.

  1. Статичная с интенсивным «субъективным Я» и слабым «отраженным Я». Такая личность имеет сложившиеся убеждения и ценности, не самокритична.

  2. Зависимая с сильным «отраженным Я» при ослабленном «субъективном Я». Такой человек отличается неуверенностью, зависимостью от оценок окружающих.

  3. Динамичная, когда происходит взаимное усиление двух компонентов.

  4. Вариабельная с неустойчивыми обоими компонентами, проявление которых зависит от жизненной ситуации.

Поведение личности описывается интеракционистами с помощью понятий «социальный статус» и «социальная роль». Дж. Мид полагал, что индивид становится социальным существом в той мере, в которой обучается «брать роли другого» (осваивать общие значения, предвидеть реакцию другого на свои действия, ставить себя на его место)85.

В русле данных идей ученый из Великобритании Р.М. Белбин исследовал рабочие группы. Посредством наблюдений и тестирования в течение девяти лет изучались сотрудники различных организаций по всему миру. По мнению ученого, эффективные команды состоят из людей, роли которых различны и определяются определенным стилем мышления и личностными качествами86. Девять предложенных ролей объединяются в четыре функции: лидерство внутри команды, выполнение работы, внутреннее поддержание команды, связь с людьми и ресурсами вне команды. Необходимо, чтобы команда имела следующий ролевой набор, (участники могут исполнять сразу несколько ролей):

Организатор – ориентирован на достижение цели любой ценой, стремится структурировать результаты деятельности, но может быть источником конфликтов.

Координатор – эффективно использует потенциал команды, способен воодушевлять и мотивировать работу коллег.

Исполнитель – ответственный и надежный работник, лоялен команде, отличается консерватизмом.

Перфекционист – отличается преданностью конкретной задаче, стремится все довести до совершенства.

Общественник – способен оказывать смягчающее воздействие на ситуацию общения, предотвращать конфликты, но не может принимать решения в моменты кризиса.

Генератор идей – ярко выраженный индивидуалист, чье мышление и поведение отличается большой оригинальностью и независимостью.

Критик – способен трезво анализировать чужие предложения, имеет иммунитет к энтузиазму.

Разведчик – общителен и любознателен, успешно ведет переговоры, задает хорошо продуманные вопросы.

Эксперт – обладает редкими знаниями и навыками, в работе проявляет большую самостоятельность и не терпит вмешательства, предан своей узкой области.

Оптимальный состав команды зависит от поставленных задач. На ранних стадиях осуществления проекта, когда разрабатываются стратегии и общие подходы, команде необходимы координатор в качестве руководителя, генератор идей, разведчик и критик. Когда идеи начинают претворяться в жизни ключевая роль достается организатору, исполнителям и общественникам. Таким образом, было выявлено, что трудовые коллективы, состоящие из далеко не выдающихся личностей, могут действовать весьма плодотворно, если в них распределены роли.

Когнитивистский подход к личности

Главная идея когнитивисткого подхода заключается в понимании социального поведения человека через мыслительные процессы. В теории развития познания Ж. Пиаже исследовался процесс обучения ребенка мышлению. На каждой стадии формируются новые навыки, есть пределы того, чему на данной стадии можно научить человека.

  1. Сенсомоторная стадия – с рождения до 2–х лет. Формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира

  2. Предоперациональная – 2–7 лет. Дети учатся различать символы и их значение.

  3. Стадия конкретных операций – 7–11 лет. Ребенок учится мысленно совершать действие.

  4. Стадия формальных операций – 12–15 лет. Появляется возможность решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем.

Дж. Адельсон в 1960–е гг. проверил идеи Ж. Пиаже о возрастных изменениях детского сознания на образцах политического мышления. Он изучал представления детей и подростков (11–18 лет) в ФРГ, Англии и США о правительстве, законах, правах граждан и общественном благе87. Были обнаружены восемь основных новообразований в развитии политического мышления.

  1. Развитие абстрактных представлений

  2. Расширение временной перспективы

  3. Развитие социоцентризма

  4. Появление дедукции

  5. Рост объема политических знаний

  6. Становление системы этико–политических принципов

  7. Снижение детского авторитаризма

  8. Появление социальных целей

Оказалось, что структура политического сознания личности развивается неравномерно. Мышление 11–летних конкретно, персонализировано и эгоцентрично. Когда говорят о законе, они видят перед собой полицейского. 15–летняя личность уже способна к абстрактному, обобщенному мышлению. К середине отроческого периода у ребенка складывается собственная автономная система этико–политических принципов. Подросток критически оценивает власть, ее стремление к привилегиям. В результате исследований Дж. Адельсона выяснилось, что к концу ХХ в. новое поколение подростков стало циничными и осторожными конформистами.

Ученые разных направлений знания разрабатывали типологии личности (см., табл. 4).

Таблица 4.

studfiles.net

Психология авторитарной личности (Э. Фромм, А. Адлер, Т. Адорно, К. Хорни)

Проблема авторитаризма и демократии в политической науке обсуждается уже почти полвека. За это время накоплен большой теоретический потенциал, выработаны методологические подходы к анализу этих феноменов. Однако и в теоретических моделях, которые приобрели статус классических*, остается немало белых пятен в понимании природы демократии и авторитаризма как политических феноменов и еще больше неясности — в определении их психологических составляющих. Не пытаясь обобщить имеющиеся в литературе подходы и дискуссии, попробуем обозначить некоторые исходные положения, касающиеся понятий, используемых в данной главе, учитывая, что в литературе нет даже рабочего определения авторитаризма и демократии, с которым были бы согласны все исследователи.

Райх полагает, что одним из основных факторов, способствующих становлению фашистской ментальности, является сексуальное торможение, т.е. система запретов, налагаемая на ребенка в семье. В результате такого подавления возникает бессознательная тревога, которая служит источником патологических процессов в организме и социальной иррациональности. При этом важной чертой авторитарного сознания Райх считает стремление личности к самоидентификации с государственной властью или иным авторитетом, что позволяет избавиться от бессознательной тревоги.

Вслед за В. Райхом к проблеме авторитарного характера обратился Э. Фромм. В известной работе «Бегство от свободы», изданной в 1941 г., он анализирует такой феномен, как стремление отказываться от независимости своей личности и соединить свое «я» с кем-то или с чем-то, чтобы обрести силу, недостающую индивиду. Индивидов, обладающих такой склонностью, Фромм описывает как людей с авторитарным характером. Признаками авторитарного характера Э. Фромм считает:

• акцентированное отношение к власти и силе. Последняя бывает внешней (властные институты и их представители) и внутренней, или интериоризованной (долг, совесть, супер-эго, принятые в обществе нормы и условности). Для личности с авторитарным характером характерно построение двухполярнои системы взаимоотношений с миром. Фромм утверждает даже, что для такого человека существует два пола — но не мужской и женский, а имеющий власть и не имеющий ее. Соответственно, он делит всех людей на сильных и слабых. По отношению к сильным у такой личности возникают любовь и уважение, а по отношению к слабым — агрессия и презрение. Категория равенства в картине мира авторитарного характера отсутствует;



• особое значение имеет для авторитарного характера восприятие понятия «судьбы» как внешней силы, от которой зависит его жизненный путь. Преклонение перед этой внешней силой и следование ей для подобной личности является очевидным и необходимым. В целом авторитарному мышлению свойственно убеждение, что «жизнь определяется силами, лежащими вне человека, вне его интересов и желаний». Эту особенность современная психология определяет как экстернальность, она измеряется с помощью теста Дж. Роттера на локус-контроль. С. Реншон показал связь высоких значений экстернальности с отсутствием демократических убеждений*;

• неосознанное стремление примкнуть или подчиниться более высокоорганизованному, чем он, существу или силе.

Фромм показал, что личность с авторитарным характером обладает одновременно садистскими и мазохистскими чертами. Первые проявляются в желании иметь неограниченную власть над другими и в агрессии по отношению к подчинившимся этой личности людям. Мазохистские черты проявляются в готовности подчиниться и следовать указаниям внутренней или внешней власти.

Говоря о механизмах бегства от свободы, наряду с авторитарным характером Фромм выделил такие психологические механизмы, как деструктивностъ, проявляющуюся в тревоге, скованности и чувстве бессилия, и автоматизирующий конформизм. Оба эти свойства психики способствуют усилению авторитаризма, так как приводят, в свою очередь, к готовности подчиниться власти, предлагающей личности избавиться от сомнений.

В 1943 г. появляется работа «Структура авторитарного характера» А. Маслоу, который в отличие от двух предшествующих авторов показал, что в становлении авторитарных структур личности большую роль играют не только внутренние психологические факторы, но и ситуация, или «поле», в котором происходит становление индивида. Согласно Маслоу, авторитарный человек, как и все психологически незащищенные люди, воспринимает мир как опасные джунгли, несущие в себе потенциальную угрозу. Этот мир населен людьми, подобными животным, которые либо едят других, либо будут съедены ими, и, соответственно, их надо либо бояться, либо презирать. Маслоу указывает на следующие типичные черты авторитарного характера:

• иерархичное сознание (тенденция рассматривать всех остальных людей как соперников, которые либо превосходят, либо занимают более низкое положение по сравнению с самым авторитетным человеком. При этом значение имеют не внутренние характеристики человека, а внешние атрибуты власти;

• склонность обобщать характеристики превосходства или неполноценности;

• стремление к внешним атрибутам престижа — власти, деньгам, статусу и т.д.;

• наличие в характере враждебности, ненависти, предрассудков;

• идентификация доброты со слабостью и стремление использовать ее в своих целях;

• садомазохистские тенденции;

• постоянная неудовлетворенность и неспособность достичь удовлетворения в жизни;

• внутрипсихологический конфликт;

• чувство вины, которое, в свою очередь порождает чувство враждебности.

 

Помимо этих главных составляющих авторитарному характеру свойственны также более частные проявления:

 

• ущемление личности женщин и деление всех женщин на мадонн и проституток;

• гомосексуальность;

• стремление к милитаризованному (сверхорганизованному и упорядоченному) идеалу, стремление унижать других для подтверждения своего статуса;

• неприятие образования;

• тенденция избегать ответственности за свою судьбу. Эстетизация подчинения и отказ от своей независимости в обмен на покровительство.

 

Маслоу призывает проявлять осторожность и не идентифицировать всех незащищенных и зависимых индивидов с авторитарными личностями. Но при этом он подчеркивает, что покорные и пассивные граждане составляют значительную часть населения как в демократических, так и в авторитарных или фашистских странах.

Упомянутые работы Райха, Фромма и Маслоу представляют собой первый этап изучения феномена авторитарности. Следующий этап открывается знаменитой книгой Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсона и Н. Сэнфорда «Авторитарная личность», опубликованной в 1950 г. в Нью-Йорке и переведенной на русский язык в 2001 г.*.

Авторы этого исследования исходили из того, что основу авторитарного менталитета составляет особый склад характера — «более или менее устойчивая организация сил индивида, которые определяют его реакции в различных ситуациях и тем самым его консистентное поведение, будь то в вербальной или физической форме*». Вслед за основоположником психоанализа авторы полагают, что движущей силой личности являются ее потребности - стремление избежать наказания, желание поддерживать позитивное мнение окружающих о себе, стремление поддерживать гармоничность своего внутреннего мира.

 

Хотя работа была написана полвека тому назад и в последующие годы неоднократно подвергалась критике прежде всего методологического характера, она продолжает оказывать влияние на современных исследователей. Прежде всего заслуживает внимания теоретическая проработка самого понятия «авторитарный синдром», дающего инструмент для выявления и микроанализа макрополитических объектов. Эта задача остается для политической психологии чрезвычайно актуальной и в наше время.

После работы Т. Адорно и его соавторов понятие авторитарной личности получило развитие в трудах Г. Айзенка, М. Рокича, Ф. Тэтлока, Р. Кристи, X. Гибениша, Б. Альтемейера, С. Макфарленда, В. Агеева и других политических психологов, которые подтвердили, что авторитарность — это особый синдром или связка качеств, которые возникают у личности в ходе ее социализации, преимущественно первичной.

Эти личностные качества проявляются и в форме когнитивных особенностей, в частности — в форме догматизма, стереотипноcти мышления, нетерпимости к инакомыслию, ригидности, и в потребностно-эмоционалъных характеристиках личности:в авторитарном подчинении (потребности в подчинении властям), авторитарной агрессии, направленной против тех, кто нарушает общепринятые нормы, и на уровне системы ценностей в виде конвенционализма или высокой степени приверженности общераспространенным нормам и ценностям, которые воспринимаются как одобренные властью и обществом*.

Современные исследователи психологии авторитарности пришли к выводу не только о том, что авторитарность отражается на всех уровнях проявления личности, но и о том, что на ее основе складывается особый манипулятивный тип в политике, получивший название «маккиавсллиевского»*. Исследования также показали, что авторитарность представляет собой своего рода линзу, сквозь которую личность воспринимает власть и политиков**. При этом образы власти таких индивидов рассогласованы и противоречивы, имеют патерналистский характер.

Таким образом, исследования авторитарности вносят свой вклад и в понимание психологических закономерностей становления личности, и в понимание процессов трансформации политических систем. Современная транзитология исходит из убеждения, что одной из наиболее значительных тенденций современной политики является переход большой группы стран от авторитарных к демократическим режимам — исследования по авторитарной личности показывают, что условием такого перехода являются не только создание и консолидация новых демократических институтов, но и трансформация психологии больших масс населения этих стран.

megaobuchalka.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *