Аргументы влияния природы на человека – Проблема-Влияние человека на природу в направлении-Человек и природа — Итоговое сочинение 2017

Новые варианты аргументов для сочинений на ЕГЭ

Влияние природы на душу человека.

Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Она восторженно говорит Соне о прекрасной ночи, о тех чувствах, которые переполняют ее душу. Андрей Болконский тоже умеет тонко чувствовать красоту окружающей природы. Во время поездки в Отрадное ,увидев старый дуб, он сравнивает себя с ним , предаваясь грустным размышлениям о том, что жизнь для него уже закончилась. Но  изменения, которые впоследствии произошли в ду¬ше героя, связаны с красотой и величием могучего дерева, расцветшего под  лучами солнца.

 

 В рассказе  В. Астафьева «Царь – рыба» главный герой, рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни. В минуты отчаянной борьбы с рыбой он вдруг вспоминает всю свою жизнь, осознавая, что как мало он сделал для других людей. Эта встреча нравственно меняет героя.

О бережном отношении к природе.

Природа жива и одухотворена, наделена нравственно- карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева, героя рассказа Астафьева «Царь – рыба». Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

Взаимоотношение отцов и детей.

Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, ко¬гда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.

Утрата духовных ценностей.

События повести Бориса Васильева «Глухомань» позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценности утрачены, потому что культура ушла из нашей жизни. Общество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.

 Подлость и бесчестность.

Швабрин Алексей Иванович, герой повести А.С. Пушкина !Капитанская дочка», —дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.

Вандализм, бездумное отношение к своей культуре.

Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» рассказывает, какое негодование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бойцы старались сохранить, не разрушить. Лихачев считает, что «утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».

Экология.

Наш земляк , писатель Василий Иванович Юровских, в своих рассказах повествует о неповторимой красоте и богатстве Зауралья, о естественной связи деревенского человека с миром природы, поэтому так трогателен  его рассказ «Иванова память». 

В этом небольшом произведении Юровских поднимает важную проблему: влияние человека на окружающую среду.

Иван, главный герой рассказа, посадил на болоте, которое пугало людей и животных, несколько кустиков тальника.

 Прошло много лет. Природа вокруг изменилась: птахи всякие стали селиться в кустарнике, сорока каждый год начала гнездо свивать, сорочат  выводить. Никто больше не блуждал по лесу, потому что тальник стал ориентиром, как правильно найти дорогу. Возле кустарника можно и от жары укрыться, и водицы испить, и просто отдахнуть. 

Добрую память оставил о себе Иван среди людей, а окружающую природу облагородил.

Роль семьи в воспитании личности.

В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, уважении друг к другу и понимании, поэтому и дети — Наташа, Николай , Петя — стали по- настоящему хорошими людьми Они отзывчивы на чужую боль, способны понять переживания и страдания других. Достаточно вспомнить эпизод, когда Наташа дает приказ освободить телеги, нагруженные их семейными ценностями, Чтобы отдать их раненым солдатам.

 А в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравст¬венные эгоисты. Оба ищут в жизни только выгоды. Они не знают, что такое настоящая любовь и готовы свои чувства обменять на богатство.

Материнство как подвиг.

Бухара, героиня рассказа Л Улицкой «Дочь Бухары», совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.

 

Мария, героиня повести Закруткина «Матерь человеческая», во время войны, потеряв сына и мужа, взяла на себя ответственность за своего, только что родившегося ребенка и за  чужих детей, спасла их, стала для них Матерью. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но всех обездоленных войной детей мира. Вот почему она Матерь человеческая.

 

Роль учителя в жизни человека.

Учительница Лидия Михайловна из рассказа Распутина  преподала герою не только уроки французского языка, но и уроки доброты, сочувствия, сострадания. Она  показала герою , как важно уметь разделить с человеком чужую боль, как важно понимать другого.

Влияние родителей на детей.

В повести «Капитанская дочка» наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным человеком, верным себе и долгу. Поэтому герой вызывает уважение своим поведением.

Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительст¬ву, превратившись в человека без стыда и совести. Он со школьных лет  ценил только деньги, поэтому в его жизни никогда не было верных друзей, семьи, о которой герой мечтал.

О русском языке.

К.И. Чуковский в книге «Живой как жизнь» анализирует состояние русского языка, нашей речи и при¬ходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.

Соотношение имени и внутренней сущности героя.

В комедии многие герои имеют «говорящие» фамилии: Вральман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в коме¬дии изображена как тупая и на-глая невежда. Скотинин Тарас — дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамили

Чинопочитание и человеческое ничтожество.

Чиновник Червяков в рассказе Чехова «Смерть чиновника» в  невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания), герой настолько испугался, что после неоднократных униженных просьб простить его, умер от страха.

Герой рассказа Чехова «Толстый и тонкий», чиновник Порфирий, встретил на вокзале Ни¬колаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.

Молчалин, отрицательный персонаж комедии, уверен, что следует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». Необходимостью не¬устанно угождать порожден и его роман с Софьей, дочерью его господина и благодетеля Фамусова. Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, кото-рый Фамусов рассказывает в на¬зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.

Научный прогресс и нравственные качества человека

1) Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей. Давайте представим себе малыша, который облачился в костюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза … Не напоминает ли эта картина современного человека? Не успев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники, которая способна уничтожить все живое на Земле.

2) Человечество в своем развитии достигло огромных успе¬хов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом … Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожи¬дание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество похоже на этого молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.

3) В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры.

Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опасность, но любопытство было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостережение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу.

4) В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» — это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

б) «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» — писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный характер.

8) В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не вызвало прилива радости, на¬ против, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бессмертие?

9) До сих пор не угасают споры о том, насколько правомерны с моральной точки зрения эксперименты, связанные с клонированием человека. Кто появится на свет в результате этого клонирования? Что это будет за существо? Человек? Киборг? Средство производства?

10) Наивно полагать, что какими-то запретами, забастовками можно остановить научно-технический прогресс. Так, например, в Англии в период бурного развития техники  началось движение луддитов,  которые в отчаянии ломали машины. Людей можно было понять: многие из них лишились работы, после того как на фабриках стали использоваться станки. Но использование технических достижений обеспечило рост  производительности, поэтому выступление последователей подмастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своим протестом заставили общество задуматься о судьбе конкретных людей, о той пене, которую приходится платить за движение вперед.

11) В одном научно-фантастическом рассказе говорится о том, как герой, оказавшись в доме известного ученого, увидел сосуд, в котором был заспиртован его двойник — генетическая копия. Гость поразился безнравственности этого поступка: «Как же вы могли создать подобное себе существо, а потом его убить?» И услышали в ответ: «Почему вы думаете, что это я его сотво¬рил? Это он меня сотворил!»

12) Николай Коперник после длительных долгих исследований пришел к выводу, что центром нашей Вселенной является не Земля, а Солнце. Но ученый долго не решался опубликовать данные о своем открытии, потому что понимал, что такое известие перевернет представления людей о м:ироустройстве. а это может привести к непредсказуемым последствиям.

13) Сегодня мы еще не научились лечить многие смертель¬ные болезни, еще не побежден голод, не решены острейшие проблемы. Однако технически человек способен уже уничто¬жить все живое на планете. В свое время Землю населяли ди¬нозавры — огромные чудовища, настоящие машины для убий¬ства. В ходе эволюции эти гигантские рептилии исчезли. Не повторит ли человечество судьбу динозавров?

14) Бывали в истории случаи, когда некоторые секреты, могущие принести вред человечеству, уничтожались умышленно. В частности, в 1903 году русского профессора Филиппова, который изобрел способ передачи по радио на дальнее расстояние ударных волн от взрыва, нашли мертвым в его лаборато¬рии. После этого, по приказу Николая П, все документы были  изъяты и сожжены, а лаборатория разрушена. Неизвестно, ру¬ководствовался ли царь интересами собственной безопасности или будущим человечества, но подобные средства передачи силы

атомного или водородного взрыва были  бы действительно ги-бельными для населения земного шара.

15) Недавно газеты сообщили о том, что в Батуми снесли строящуюся церковь. А через неделю рухнуло здание районной администрации. Под развалинами погибло семь человек. Мно¬гие жители восприняли эти события не как простое совпадение, а как грозное предупреждение о том, что общество выбрало неверный путь.

16) В одном из уральских городов решили взорвать брошенную церковь, чтобы на этом месте было легче добывать мрамор. Когда взрыв прогремел, оказалось, что мраморная плита треснула во многих местах и стала непригодной для использования. Этот пример наглядно показывает, что жажда сиюминутной выгоды ведет человека к бессмысленному разрушению.

 

Человек и познание

1) Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору  пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глинистой земли. Император, испугавшись, что новый металл обес¬ценит его сокровища, велел отрубить изобретателю голову.

2) Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, предложил новые способы орошения земель. Благодаря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали бояться голода.

3) Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, которые прежде умирали от заражения крови.

4) Один английский инженер в середине 19 века предложил улучшенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: «Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия».

5) Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила: «Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой». Врач  не счел  эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, которые и привели к гениальному открытию.

6) Раннее Средневековье принято называть «темными веками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации  привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкского государства Карл Великий не умел  писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл  Великий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством  учителей старатель но выводил буквы.

7) Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению  какую-либо значимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привычный факт и открыть универсальный закон движения.

8) Невозможно подсчитать, сколько бедствий людям принесло их невежество. В Средние века всякое несчастье: болезнь ребенка, смерть домашней скотины, дождь, засуха, не урожай, пропажа какой-либо вещи — все объяснялось происками нечистой силы. Началась жестокая охота на ведьм, запылали костры. Вместо того чтобы лечить болезни, совершенствовать земледелие, помогать друг другу, люди огромные силы тратили на бессмысленную борьбу с мифическими «слугами Сатаны», не понимая, что своим слепым фанатизмом, своим темным невежеством они как раз служат Дьяволу.

9) Трудно переоценить роль наставника в становлении человека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим историком. Как-то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко ответил: «На рынок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродетелью?» Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу!» — пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика.

10) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии,  был поваром.  Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал лишь  свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

11) Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читал студентам лекции по физике, называл тео¬рию относительности Эйнштейна «досадным научным недоразумением» —

12) В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи скоро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда  не будет вытеснена электродвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять  цинк в батарее. Сегодня, когда электричество используется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающегося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно прогнозировать  будущее, трудно обозреть те возможности, кото¬рые откроются перед человеком.

13) В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяжелым: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о скалы. На суд не были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго отмеренными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, последние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточку … Прошло несколько лет, и кофейные деревья покрыли остров Мартиника.

Эта история иносказательно отражает нелегкий  путь всякой научной истины. Человек бережно лелеет в своей душе росточек пока еще неведомого открытия, поливает его влагой на¬дежды и вдохновения, укрывает от житейских бурь и штормов отчаяния … И вот он — спасительный берег окончательного озарения. Созревшее деревце истины даст семена, и целые плантации теорий, монографий, научных лабораторий, технических новинок покроют материки познания.

Людмила Ивановна Захарова, учитель из г. Шадринска

Добавить комментарий

xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Аргументы к сочинению по теме «Человек и природа»

Человек и природа.

  1. Проблема пагубного влияния человека на природу; потребительского отношения к ней.

— Как человек влияет на природу? К чему может привести такое отношение к природе?

1) Бездумное, жестокое отношение к природе может привести к ее гибели; уничтожение природы ведет к гибели человека и человечества.

2) Природа из храма превращается в мастерскую; она оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него.

3) Отношения человека и природы часто негармоничны, человек уничтожает природу, тем самым уничтожая себя.

В. Астафьев «Царь-рыба»

В. Распутин «Прощание с Матерой», «Пожар»

В. Белов «Бобришный угор», «Весна», «На родине»

Ч. Айтматов «Плаха»

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

2. Проблема отсутствия родства между человеком и природой.

— В чем это проявляется? Чем это грозит?

1) Человек является частью природы, составляет с ней единое целое, и разрыв этой связи приводит в конечном счете к гибели человечества.

2) Прямой, непосредственный контакт человека с землей необходим. Психологическая и духовная изоляция между человеком и землей гораздо опаснее физической.

В. Астафьев «Стародуб»

В. Распутин « Прощание с Матерой»

А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы…»

М. Ю. Лермонтов «когда волнуется желтеющая нива…»

3. Проблема благотворного влияния природы на человека.

— Как природа влияет на человека?

Природа способна облагородить и возродить душу человека, раскрыть его лучшие качества.

Л. Н. Толстой «Война и мир» (эпизод про дуб и Андрея)

Л. Н. Толстой «Казаки»

Ю. Нагибин «Зимний дуб»

В. Астафьев «Капля»

К. Паустовский «Скрипучие половицы»

Цитаты.

И. Васильев: «Человек скорее всего срывается с нравственных якорей, когда уходит с родной земли, когда перестает ее видеть, чувствовать и понимать. Он как бы отключается от источника, питающего его».

В. П. Астафьев: «Самый опасный браконьер в душе каждого из нас».

В. Распутин: «Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не только об изменении жизни, как прежде, а о ее спасении».

Р. Рождественский: «Все меньше окружающей природы, все больше – окружающей среды».

Джон Донн: «Нет человека, который был бы, как остров, сам по себе; каждый человек есть часть суши, часть материка, и, если волной снесет в море береговой утес, меньше станет Европа… А потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».

В. П. Астафьев: «Три опасности уничтожения человечества существуют, на мой взгляд, сегодня в мире: ядерная, экологическая и опасность, связанная с разрушением культуры».

В. Федоров: Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно, не теряя годы,

Забыть все культы

И ввести

Непогрешимый культ природы.

infourok.ru

Новые варианты аргументов для сочинений на ЕГЭ

Влияние природы на душу человека.

Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Она восторженно говорит Соне о прекрасной ночи, о тех чувствах, которые переполняют ее душу. Андрей Болконский тоже умеет тонко чувствовать красоту окружающей природы. Во время поездки в Отрадное ,увидев старый дуб, он сравнивает себя с ним , предаваясь грустным размышлениям о том, что жизнь для него уже закончилась. Но  изменения, которые впоследствии произошли в ду¬ше героя, связаны с красотой и величием могучего дерева, расцветшего под  лучами солнца.

 

 В рассказе  В. Астафьева «Царь – рыба» главный герой, рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни. В минуты отчаянной борьбы с рыбой он вдруг вспоминает всю свою жизнь, осознавая, что как мало он сделал для других людей. Эта встреча нравственно меняет героя.

О бережном отношении к природе.

Природа жива и одухотворена, наделена нравственно- карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева, героя рассказа Астафьева «Царь – рыба». Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

Взаимоотношение отцов и детей.

Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, ко¬гда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.

Утрата духовных ценностей.

События повести Бориса Васильева «Глухомань» позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценности утрачены, потому что культура ушла из нашей жизни. Общество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.

 Подлость и бесчестность.

Швабрин Алексей Иванович, герой повести А.С. Пушкина !Капитанская дочка», —дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.

Вандализм, бездумное отношение к своей культуре.

Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» рассказывает, какое негодование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бойцы старались сохранить, не разрушить. Лихачев считает, что «утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».

Экология.

Наш земляк , писатель Василий Иванович Юровских, в своих рассказах повествует о неповторимой красоте и богатстве Зауралья, о естественной связи деревенского человека с миром природы, поэтому так трогателен  его рассказ «Иванова память». 

В этом небольшом произведении Юровских поднимает важную проблему: влияние человека на окружающую среду.

Иван, главный герой рассказа, посадил на болоте, которое пугало людей и животных, несколько кустиков тальника.

 Прошло много лет. Природа вокруг изменилась: птахи всякие стали селиться в кустарнике, сорока каждый год начала гнездо свивать, сорочат  выводить. Никто больше не блуждал по лесу, потому что тальник стал ориентиром, как правильно найти дорогу. Возле кустарника можно и от жары укрыться, и водицы испить, и просто отдахнуть. 

Добрую память оставил о себе Иван среди людей, а окружающую природу облагородил.

Роль семьи в воспитании личности.

В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, уважении друг к другу и понимании, поэтому и дети — Наташа, Николай , Петя — стали по- настоящему хорошими людьми Они отзывчивы на чужую боль, способны понять переживания и страдания других. Достаточно вспомнить эпизод, когда Наташа дает приказ освободить телеги, нагруженные их семейными ценностями, Чтобы отдать их раненым солдатам.

 А в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравст¬венные эгоисты. Оба ищут в жизни только выгоды. Они не знают, что такое настоящая любовь и готовы свои чувства обменять на богатство.

Материнство как подвиг.

Бухара, героиня рассказа Л Улицкой «Дочь Бухары», совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.

 

Мария, героиня повести Закруткина «Матерь человеческая», во время войны, потеряв сына и мужа, взяла на себя ответственность за своего, только что родившегося ребенка и за  чужих детей, спасла их, стала для них Матерью. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но всех обездоленных войной детей мира. Вот почему она Матерь человеческая.

 

Роль учителя в жизни человека.

Учительница Лидия Михайловна из рассказа Распутина  преподала герою не только уроки французского языка, но и уроки доброты, сочувствия, сострадания. Она  показала герою , как важно уметь разделить с человеком чужую боль, как важно понимать другого.

Влияние родителей на детей.

В повести «Капитанская дочка» наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным человеком, верным себе и долгу. Поэтому герой вызывает уважение своим поведением.

Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительст¬ву, превратившись в человека без стыда и совести. Он со школьных лет  ценил только деньги, поэтому в его жизни никогда не было верных друзей, семьи, о которой герой мечтал.

О русском языке.

К.И. Чуковский в книге «Живой как жизнь» анализирует состояние русского языка, нашей речи и при¬ходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.

Соотношение имени и внутренней сущности героя.

В комедии многие герои имеют «говорящие» фамилии: Вральман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в коме¬дии изображена как тупая и на-глая невежда. Скотинин Тарас — дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамили

Чинопочитание и человеческое ничтожество.

Чиновник Червяков в рассказе Чехова «Смерть чиновника» в  невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания), герой настолько испугался, что после неоднократных униженных просьб простить его, умер от страха.

Герой рассказа Чехова «Толстый и тонкий», чиновник Порфирий, встретил на вокзале Ни¬колаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.

Молчалин, отрицательный персонаж комедии, уверен, что следует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». Необходимостью не¬устанно угождать порожден и его роман с Софьей, дочерью его господина и благодетеля Фамусова. Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, кото-рый Фамусов рассказывает в на¬зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.

Научный прогресс и нравственные качества человека

1) Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей. Давайте представим себе малыша, который облачился в костюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза … Не напоминает ли эта картина современного человека? Не успев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники, которая способна уничтожить все живое на Земле.

2) Человечество в своем развитии достигло огромных успе¬хов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом … Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожи¬дание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество похоже на этого молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.

3) В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры.

Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опасность, но любопытство было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостережение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу.

4) В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» — это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

б) «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» — писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный характер.

8) В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не вызвало прилива радости, на¬ против, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бессмертие?

9) До сих пор не угасают споры о том, насколько правомерны с моральной точки зрения эксперименты, связанные с клонированием человека. Кто появится на свет в результате этого клонирования? Что это будет за существо? Человек? Киборг? Средство производства?

10) Наивно полагать, что какими-то запретами, забастовками можно остановить научно-технический прогресс. Так, например, в Англии в период бурного развития техники  началось движение луддитов,  которые в отчаянии ломали машины. Людей можно было понять: многие из них лишились работы, после того как на фабриках стали использоваться станки. Но использование технических достижений обеспечило рост  производительности, поэтому выступление последователей подмастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своим протестом заставили общество задуматься о судьбе конкретных людей, о той пене, которую приходится платить за движение вперед.

11) В одном научно-фантастическом рассказе говорится о том, как герой, оказавшись в доме известного ученого, увидел сосуд, в котором был заспиртован его двойник — генетическая копия. Гость поразился безнравственности этого поступка: «Как же вы могли создать подобное себе существо, а потом его убить?» И услышали в ответ: «Почему вы думаете, что это я его сотво¬рил? Это он меня сотворил!»

12) Николай Коперник после длительных долгих исследований пришел к выводу, что центром нашей Вселенной является не Земля, а Солнце. Но ученый долго не решался опубликовать данные о своем открытии, потому что понимал, что такое известие перевернет представления людей о м:ироустройстве. а это может привести к непредсказуемым последствиям.

13) Сегодня мы еще не научились лечить многие смертель¬ные болезни, еще не побежден голод, не решены острейшие проблемы. Однако технически человек способен уже уничто¬жить все живое на планете. В свое время Землю населяли ди¬нозавры — огромные чудовища, настоящие машины для убий¬ства. В ходе эволюции эти гигантские рептилии исчезли. Не повторит ли человечество судьбу динозавров?

14) Бывали в истории случаи, когда некоторые секреты, могущие принести вред человечеству, уничтожались умышленно. В частности, в 1903 году русского профессора Филиппова, который изобрел способ передачи по радио на дальнее расстояние ударных волн от взрыва, нашли мертвым в его лаборато¬рии. После этого, по приказу Николая П, все документы были  изъяты и сожжены, а лаборатория разрушена. Неизвестно, ру¬ководствовался ли царь интересами собственной безопасности или будущим человечества, но подобные средства передачи силы

атомного или водородного взрыва были  бы действительно ги-бельными для населения земного шара.

15) Недавно газеты сообщили о том, что в Батуми снесли строящуюся церковь. А через неделю рухнуло здание районной администрации. Под развалинами погибло семь человек. Мно¬гие жители восприняли эти события не как простое совпадение, а как грозное предупреждение о том, что общество выбрало неверный путь.

16) В одном из уральских городов решили взорвать брошенную церковь, чтобы на этом месте было легче добывать мрамор. Когда взрыв прогремел, оказалось, что мраморная плита треснула во многих местах и стала непригодной для использования. Этот пример наглядно показывает, что жажда сиюминутной выгоды ведет человека к бессмысленному разрушению.

 

Человек и познание

1) Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору  пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глинистой земли. Император, испугавшись, что новый металл обес¬ценит его сокровища, велел отрубить изобретателю голову.

2) Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, предложил новые способы орошения земель. Благодаря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали бояться голода.

3) Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, которые прежде умирали от заражения крови.

4) Один английский инженер в середине 19 века предложил улучшенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: «Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия».

5) Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила: «Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой». Врач  не счел  эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, которые и привели к гениальному открытию.

6) Раннее Средневековье принято называть «темными веками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации  привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкского государства Карл Великий не умел  писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл  Великий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством  учителей старатель но выводил буквы.

7) Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению  какую-либо значимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привычный факт и открыть универсальный закон движения.

8) Невозможно подсчитать, сколько бедствий людям принесло их невежество. В Средние века всякое несчастье: болезнь ребенка, смерть домашней скотины, дождь, засуха, не урожай, пропажа какой-либо вещи — все объяснялось происками нечистой силы. Началась жестокая охота на ведьм, запылали костры. Вместо того чтобы лечить болезни, совершенствовать земледелие, помогать друг другу, люди огромные силы тратили на бессмысленную борьбу с мифическими «слугами Сатаны», не понимая, что своим слепым фанатизмом, своим темным невежеством они как раз служат Дьяволу.

9) Трудно переоценить роль наставника в становлении человека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим историком. Как-то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко ответил: «На рынок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродетелью?» Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу!» — пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика.

10) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии,  был поваром.  Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал лишь  свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

11) Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читал студентам лекции по физике, называл тео¬рию относительности Эйнштейна «досадным научным недоразумением» —

12) В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи скоро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда  не будет вытеснена электродвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять  цинк в батарее. Сегодня, когда электричество используется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающегося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно прогнозировать  будущее, трудно обозреть те возможности, кото¬рые откроются перед человеком.

13) В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяжелым: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о скалы. На суд не были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго отмеренными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, последние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточку … Прошло несколько лет, и кофейные деревья покрыли остров Мартиника.

Эта история иносказательно отражает нелегкий  путь всякой научной истины. Человек бережно лелеет в своей душе росточек пока еще неведомого открытия, поливает его влагой на¬дежды и вдохновения, укрывает от житейских бурь и штормов отчаяния … И вот он — спасительный берег окончательного озарения. Созревшее деревце истины даст семена, и целые плантации теорий, монографий, научных лабораторий, технических новинок покроют материки познания.

Людмила Ивановна Захарова, учитель из г. Шадринска

Добавить комментарий

xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Персональный сайт учителя русского языка

Аргументы к наиболее часто встречающимся проблемам:

    Цитаты из Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

     1.Влияние природы на душу человека. Бережное отношение к природе:

      1. В романе — эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташа Ростова, восхищаясь  красотой ночи в Отрадном, готова полететь: её окрыляет увиденное. Она чиста и прекрасна.

          Не только читатель любуется искренностью Наташа, но и сам автор ею восхищён.

      2.  Перу М.М.Пришвина принадлежит немало произведений, и все они посвящены природе. В сказке-быль «Кладовая солнца» автор высказал свои сокровенные мысли

        о взаимоотношении человека и природы: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». Только в гармонии с природой человек

        способен постичь смысл жизни.

      3. В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» главный герой призывал всех жить по правилу: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок-

         и сразу же приведи в порядок свою планету». Если бы каждый житель Земли жил по этому правилу, то наша планета, наша природа была бы в полной безопасности.

     4. У знаменитого поэта 20 века Эдуарда Асадова есть цикл стихов, посвящённый животным. Главными героями этого цикла являются медвежонок, гуси, тигры, орлы, комар и многие-многие другие братья наши меньшие.

       Особенностью этих стихов является то, что все герои этих произведений наделены чувствами: они переживают, тоскуют, грустят, защищают ближних. Поэт говорит нам, что и животные имеют душу, и человек не имеет 

       право распоряжаться судьбами других, пусть и животных, и об этом он говорит в  «Стихах о рыжей дворняге»:

                                                …Ты не знаешь природы:

                                      Ведь может быть тело дворняги,

                                          А сердце-чистейшей породы!

  5. Главный герой произведения Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей! Егор Полушкин кажется странным, неприспособленным к жизни. И работы постоянной не имеет, и семью прокормить не может.

    Даже простую канаву под канализацию выкопать прямо не может. Прораб лично верёвочки натянул. Егор работал с азартом, но прораб оказался недоволен, потому что вокруг муравейника канава делала аккуратную петлю. Не мог Егор нарушить жизнь простого мураша. Егора не понимали люди, а вот природа …принимала. И когда выпало ему великое счастье- стать лесником, душа Егора словно очнулась, проснулась от великого сна. И продолжит дело отца его сын, воспитанный на истинной любви к природе.

 6. В.П.Астафьев : «Природа- не только источник жизни. Она и воспитатель души».

 

    2.Проблема неизбежности научного и технического прогресса. Проблема ответственности учёных за свои открытия:  

       1.Центральный образ романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Е.Базаров занимается наукой, медициной, но, при этом,  бросает вызов вечным законам жизни, бытия, отвергает любовь, искусство.

         «Нигилизм» Базарова, его стремление отвергать духовные ценности , приводит героя к мировоззренческому кризису и неизбежной смерти. Человек, занимающийся наукой обязан заботиться и

          о своём духовном развитии.

    3.  Роль семьи в формировании личности:

       1. В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» одной из  важнейших  нравственных ценностей является роль семьи в формировании личности. В семье Ростовых

           взаимоотношения строились на искренности и доброте, доверии и честности, поэтому и дети- Наташа, Николай, Петя — стали по-настоящему  хорошими людьми,

            способными на героические поступки во благо своей семьи, друзей, Родины. 

          В семье же Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль- безнравственные эгоисты.

      2. В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» наставления отца, его личный жизненный пример помогли Петру Гринёву даже в самые критические минуты оставаться честным,

         верным себе, долгу, любви. Именно нравственные принципы  помогли Петру Гринёву спасти Машу Миронову.

     3. В рассказе Ю.Яковлева «Он убил мою собаку» мальчик Сашка очень полюбил бродячую собаку. Она, как считал он, его понимала и была настоящим другом. Но родители Сашки

        не могли ни принять  ни понять такой любви. И отец убил собаку, выстрелив ей в ухо. После этого Сашка «Просто отвечает на его вопросы» Почему взрослые не могут понять, что

       дети имеют право на свои чувства и свою привязанность. К сожалению, Сашке не повезло со своими родителями, они были слишком эгоистичны, чтобы понять своего сына.

    4. Проблема отцов и детей:

       1. В предисловии к своему произведению «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери написал, что посвящает его взрослым:»Ведь взрослые сначала были детьми, только мало

          кто из них об этом помнит». Конечно, если бы взрослые помнили, что были когда-то детьми, то и проблем «отцов» и «детей» стало гораздо меньше.

       2.Почету -то часто взрослые считают, что дети не реагируют на то, какие взаимоотношения царят между родителями. Анхель  де Куатье в своём произведении «Маленькая принцесса»

         говорит о том, что ребёнок бывает заложником родительской лжи. Машенька неизлечимо больна раком от того,  что родители постоянно лгут. Они не любят друг друга , и

        они сохраняют семью только ради дочери. Машенька же понимает это, она слышит их мысли и решает дать шанс родителям разобраться в себе. Это её драгоценный подарок. Для неё дороги оба: и мама, 

       и папа, она не сможет выбрать, а значит ей лучше уйти, умереть. Но как только родители начали говорить правду, пытаются разобраться в чувствах- Маша  выздоравливать.

     3.В стихотворении в прозе Тургенева «Воробей» мы видим героический поступок птицы. Пытаясь защитить потомство, воробей бросился в бой против собаки. Воробей не испугался животного больше и сильнее себя. Только от того, что он защищал свою семью.

    5. Развитие и сохранение русского языка:

       1. Чувство гордости за свой народ, свой язык проявилось в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Русский язык», в котором автор восторженно восклицает: «…ты один мне

            поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!…Данное произведение является гимном русскому языку. Необходимо ответить, что язык

            литературных произведений самого И.С.Тургенева бесконечно богатый, образный и музыкальный.

       2. Карамзин Николай Михайлович , русский историк, автор знаменитого труда «История государства Российского», в одной из публицистических статей определяет роль русского языка,

          сравнивая его с гордой, величественной рекой, которая «шумит, гремит- и вдруг, если надобно, смягчивается». Русский язык-душа русского народа.

       3. Слово. Какую огромную силу имеет всего лишь одно слово. Оно может ранить, заставить заплакать, простить, подарить надежду… К сожалению, далеко не каждый человек придаёт весомое значение своему слову. А ведь ещё наши предки 

         говаривали: «Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь». Нам необходимо учиться управлять своими словами. Учиться у таких великих мастеров как И.С.Тургенев, И.Бунин. Известный поэт Э.Асадов призывает нас:

                                                                …Чтобы не было в жизни ненужных бед

                                                                   Надо думать, ребята, над каждым словом,

                                                                   Ибо слов невесомых на свете нет!

    6. Проблема утраты духовных ценностей. Проблема нравственного выбора:

       1. В рассказе Ю.Мамлеева «Прыжок в гроб» родственники больной старушки Екатерины Петровны, устав ухаживать за ней, решили похоронить её заживо и тем самым избавиться от проблем.

          Похороны- страшное свидетельство того, во что превращается человек, лишённый сострадания, живущий только своими интересами. Умирает, заживо похороненная

         Екатерина Петровна, но ещё раньше умерла её сестра с братом, умерли духовно, в тот момент, как только эта мысль пришла им в голову.

       2. Главная героиня романа в стихах А.С. Пушкина «Татьяна Ларина» была верна своему супружескому долгу и данному слову. Она отвергает чувство тайно ею любимого Онегина. 

          Татьяна — олицетворение искренности и нравственной силы.

       3. Судьба героя рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» Андрея Соколова очень трагична. Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить герою: плен,

           известие о гибели жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже взять на воспитание Ванюшку, которого тоже осиротила война.

           Андрей имеет нравственный стержень.

       4. В рассказе Е.И.Носова «Кукла» поступок Акимыча , на первый взгляд, кажется совершенно непонятным: увидев куклу, над которой кто-то «цинично и жестоко глумился»,

         хоронит как человека. Копает яму, как настоящую могилу, стелет охапку сена на днище ямы… Но его поступок кажется странным только на первый взгляд. Акимыч фронтовик и

         истерзанная кукла напоминает ему искалеченных людей, но главное в том, что сегодня мы видим истерзанную куклу- подобие человека-а завтра можем не заметить

         и самого человека. Ведь равнодушие начинается с малого.

       5. В романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея» главного героя уничтожают человеческие пороки: жажда наживы, высокомерие, безнравственность, убийство. Все совершённые поступки отражаются

         на его портрете, ровно как и его возраст. Но неизбежна та минута, когда человеку придётся отвечать за свой выбранный жизненный путь. При всех «прелестях» жизни Дориан одинок: у него

         нет семью, любимого человека рядом, даже настоящих друзей. Его обуял страх, страх за свою тайну молодости и страх смерти. В конце романа он умирает одиноким и мгновенно постаревшим.

    7.Проблема утраты связи с отчим домом, связи поколений:

        1. В рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» Настя живёт яркой , наполненной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери. Она устраивает судьбы других людей,

          забыв при этом прочитать письмо от родной матери. Даже когда пришла телеграмма о болезни матери, Настя не сразу поехала, а потому и не застала Катерину Ивановну в живых.

          Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила. Оборвалась связь поколений , и эта утрата невосполнима.

       2. Евгений Базаров из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» пренебрежительно относится к своим «старикам», отрицает их нравственные устои,

          не принимает их желание подольше побыть рядом со своим Енюшкой…и умирает от пустяковой царапины. Этот драматический финал показывает 

          трагедию тех, кто оторвался от «почвы», от традиций своего народа. Только родной дом, родные люди способны принфть, научить и простить.

    8.В жизни всегда есть место подвигу. Героями не рождаются, ими становятся, даже в мирное время:

        1. Подвиг совершается не только в годы войны. Подвиг- это бескорыстный  поступок ради и воимя других. Именно так поступил Данко, герой рассказа

            М.Горького «Старуха Изергиль». Он освятил путь людям светом своего сердца. Люди вышли из непроходимых лесов. Данко погиб, спасая других.

     9.Проблема одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих):

         Только испытавший одиночество знает , что это такое. У М.Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нём повествуется

         о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Андрей Соколов знает, что такое одиночество. Однажды он встретил

         мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку

        силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

     10.Проблема истинных и ложных ценностей. Проблема разрушающего влияния денег, нравственное падение:

         1. Образ помещика Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности,

           без остатка поглощённый страстью скупости. Эта страсть стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, а сам Плюшкин

           просто потерял человеческий облик. Чичиков при первой встречи не мог понять, кто перед ним: «Мужик или баба».

          2.И.Бунин в  рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его кумиром, смыслом жизни.

         Но когда американский миллионер умирает и возвращается обратно в трюме, то оказывается, что подлинное счастье, истинный смысл жизни был совсем

        не в богатстве. Его помнили и почитали ровно столько, сколько он был жив, как только он умирает- о нём все забывают.

 

     11. Проблема верности своим убеждениям:

 

          1. Герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Петруша Гринёв остался верен своим убеждением несмотря на то, что это

            угрожала его жизни. Он не отказался от присяги, не отказался от своей любимой Маши Мироновой, за что и заслужил

            уважение у своего врага — Емельяна Пугачёва.

     12. Роль книги в становлении личности. Проблема влияния книги на судьбу человека:

           1. В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников совершает страшный грех: он разрешает 

           себе убить человека ради теории. Возрождение Родиона Раскольникова , его раскаяние происходит благодаря Евангелие, которое

             впервые он увидел у Сони.

     13. Проблема нравственного долга:

          1.Один из героев сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» сказал,  что у каждого человека есть своя звезда.Каждый человек

            стремится к своим идеалам, но основаны они должны быть на нравственных принципах.

          2.В романе Ю.Бондарева «Горячий снег» отражены самые трагические моменты войны, когда озверевшие танки Манштейна рвутся к окружённой в Сталинграде группировке. Молодые артиллеристы, вчерашние мальчишки, нечеловеческими усилиями сдерживают натиск фашистов. Небо было кроваво-копчёным, снег плавился от пуль, земля горела под ногами, но русский солдат выстоял — не дал прорваться танкам. За этот подвиг генерал Бессонов, презрев все условности, без наградных бумаг, вручает ордена и медали оставшимся солдатам. «Что могу, что могу…» — горько произносит он, подходя к очередному солдату. Генерал мог, а власть? Почему о народе государство вспоминает только в трагические моменты истории?

     14.Проблема соотношения внутренней и внешней красоты:

             1. В Рассказе А.П.Платонова «Юшка» рассказывается о помощнике кузнеца, который был совсем неприглядным, ребятишкам

              было позволительно обижать Юшку, взрослые им пугали. И только после его смерти односельчане узнали его имя , фамилию

              и отчество, а главное, что этот человек воспитывал сироту, давал ей образование. И эта девушка стала врачом и лечит больных.

              Так на вид совершенно неприметный человек имел очень доброе сердце. Внутренне Юшка прекрасен.

           2. Иван Васильевич, герой рассказа Л.Н.Толстого «После бала» был влюблен в Вареньку Б. и восхищался её отцом- полковником. 

               Полковник был очень красив внешне: подтянут, строен, аккуратен, хорошо двигался и производил самые приятные впечатления.

               Но, увидев его после бала, в момент , когда он отдавал приказания о наказании беглого солдата, уже не казался столь

               красивым. Внутреннее  уродство затмило внешнюю красоту и…погасило любовь к Вареньке. 

          3. У К.Г.Паустовского есть произведение под названием «Золотая роза». В нём рассказывается история парижского мусорщика Жанна Шамета.

             Когда-то он  служил солдатам, затем заботился о дочери командира Сюзанне. Через много лет они вновь встретились, Сюзанна была несчастна и Шамет 

            решил подарить ей золотую розу на счастье. Много лет он собирал золотую пыль и сумел отлить золотую розу. Жаль об этом не узнала Сюзанна.

            Автор подчёркивает внутренне богатство и внутреннюю красоту героя, его стремление подарить счастье совершенно чужому человеку

            и сделать это совершенно бескорыстно.

           4. Именно в классической литературе мы встречаем немало примеров, когда настоящими героями, носителями истинных нравственных ценностей становятся те, кто не обладал

             безупречными внешними данными, отличной фигурой. Ведь в жизни человеку необходимо взаимопонимание, поступки. Вот и в сказке-шутке Э.Асадова «Девушка и лесовик»

             мы убеждаемся в том, что душевная красота намного привлекательнее внешней: Леший,леший// А вроде, пожалуй,не так и плох!/

     15. Проблема поиска смысла жизни (счастья в жизни). вера в свои силы:

          1. Летчику Алексею Маресьеву из повести Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» только вера в свои силы и мужество

              помогли выжить в сложнейшей ситуации и впоследствии вновь вернуться в свою эскадрилью. Он доказал всем,

              что надо до конца верить в себя, не плыть по течению судьбы.

         2. В рассказе В.Г.Короленко «Парадокс» Ян Залуский не имел от рождения рук, но зарабатывал на пропитание не

              только себе, но и вполне здоровым родственникам.При этом не жалел денег и для нищих. Он считал, что 

             «человек создан для счастья, как птица для полёта». Ян нашёл свой смысл в жизни.

          3. Образ Обломова из одноимённого романа И.Гончарова-это образ человека, который только хотел. Он хотел

              изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей… Но у него не нашлось 

              сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами. Человек не должен

             только хотеть, человек должен верить в свои силы и действовать, тогда и придёт успех.

          4. Есть поэты, которых помнят, любят, носят в своих сердцах целые поколения. К таким поэтам относится Эдуард Асадов.Его светлая поэзия помогает понять , что есть жизнь и что главное в этой жизни.Стихи он писал всюду. Эдуард Константинович Асадов-

           участник Великой Отечественной войны. В ночь с 3 на 4 мая 1944 года он был тяжело ранен и потерял зрение. Жизнь словно бы рухнула, погасла, оборвалась…, но только не для Асадова. Что потом? Литературный институт имени Горького. Учёба, работа, 

           семья, поклонники и много стихов, воспевающих любовь, жизнь, доброту, милосердие. Ни это ли для всех нас является примером подражания и восхищения?!

        5. Что такое счастье? На эту тему можно рассуждать бесконечно, потому что категория счастья для каждого своя: кто-то счастлив в семье, а кто-то в работе. Кому-то для счастья нужны миллионы, а кто-то считает, что «не в деньгах счастье». Наиболее 

           верную формулу счастья, по-моему, вывел знаменитый поэт Э.К.Асадов:

                                           А счастье, по-моему, просто

                                           Бывает разного роста:

                                           От кочки и до Казбека,

                                           В зависимости от человека.

      6.У Михаила Александровича Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба че­ловека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата Андрея Соколова, ко­торый во время Великой Отечественной войны потерял всех родных. Однажды он  встре­тил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот по­ступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

     16.Роль музыки в жизни человека:

           1. Главный герой повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант» Петрусь родился слепым. Только через музыку он познавал жизнь.

               И именно музыка помогла ему выжить, стать по-настоящему талантливым пианистом. И главное- создать семью. 

               Музыка одержала победу, потому что сын Петруся родился совершенно здоровым.

          2. Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на то­нус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повы­шают и развивают интеллект. Музыка Бетховена пробуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок «Ленинградская». Но больше ей подходит название «Легендарная». Дело в том, что, когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шоста­ковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

     17.Проблема сохранения исторической памяти (культуры):

          1. В «Письмах о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёв рассказывает о том, какое негодование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван

           чугунный памятник на могиле Богратиона.в конце 60-х в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бойцы старались сохранить.

          В своём произведении автор пытается донести до читателя мысль, что «утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны»

     18.Проблема взаимоотношения власти и личности:

           1. В романе Е Замятина «Мы» говорится о том , как Единое Государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом, отобрав

           даже имя. «Нумера» живут по общему распорядку, достаточно рационально, но… бунт неизбежен, потому что каждый человек- это личность.

           Герои романа Е.Замятина уходят за Зелёную стену, они хотят быть свободными.

           2. Судьба известного писателя А.И.Солженицына совершила резкий поворот в годы Великой Отечественной войны:командуя батареей, он пишет письмо своему другу, в котором 

             высказывает критические замечания в адрес Сталина.И…арест на 8 лет, лагерь, поселение,  реабилитация лишь в 1957 году и «нутряная Россия». Власть не могла позволить 

                личности себя критиковать. Для власти судьба одной личности ничего не значила.

     19.Проблема недопустимости вмешательства в естественный ход вещей:

            1. Профессор Преображенский, герой повести М.А.Булгакова «Собачье сердце», задумывает своеобразное соревнование с природой.

            Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путём пересадки собаке части человеческих органов.

            В результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, Полиграф Полиграфович Шариков,

            наглое и опасное для человечества. Учёный должен понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным

            вторжением в жизнь.

yakovlevaen1.ucoz.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *