Аргументы измена – «Верность и измена», «Смелость и трусость», «Равнодушие и отзывчивость» из рассказа «Попрыгунья» А.П. Чехова. » Рустьюторс

Аргументы к итоговому сочинению по проблеме «Верность и измена». 2017-18 уч. год.

1. Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Катерина Измайлова – главная героиня повести Н.С.Лескова. Она ещё очень молода, но вышла замуж за мужчину в возрасте, которого совсем не любит. Заняться ей нечем. Книг она не читает, в Бога не верит, она не наделена особой духовностью и мается от скуки, пока не встречает дерзкого и красивого работника Сергея. Молодой человек сразу почувствовал слабину в характере хозяйки и той же ночью явился к ней в спальню. Катерина не смогла выгнать Сергея, более того, она с первого взгляда влюбилась в этого молодого и сильного мужчину. Но измена потому и измена, что за неё следует кара, однако Катерина не собирается быть игрушкой в руках судьбы. Она сначала отравила своего свёкра, который поймал её с поличным, а потом любовники вместе задушили внезапно вернувшегося мужа. И всё-таки наступит расплата, когда Катерину и Сергея поймают в момент убийства маленького наследника, приехавшего после смерти всех Измайловых. Каторга оборачивается адом для бывшей купчихи и хозяйки. Здесь, на каторге, Сергей изменяет своей бывшей любовнице с другой. Окончательно срывается Катерина, когда над нею начинают в открытую издеваться Сергей и Сонетка. В отчаянии молодая женщина пытается убить свою счастливую соперницу и гибнет вместе с ней в бурных водах холодной сибирской реки.

2. Л.Н.Толстой «Анна Каренина»

Главная героиня романа встречает молодого офицера Вронского. Кажется, случайная встреча, она никак не может повлиять на семейное счастье Анны. Она любит своего немолодого, но очень правильного супруга, у них растёт замечательный сын. Но страсть захватывает молодую женщину, и она, поправ все законы, предаётся страсти. Каренин давно заметил необычное поведение жены и не раз делал ей замечания. Однако Анна надеялась, что страсть пройдёт. Даже когда она чуть не умерла во время родов дочки от Вронского, она принимает решение вернуться к мужу. Такое состояние дел никого не устраивает. Анна страдает от чувств к Вронскому и не может жить с нелюбимым мужем, который её раздражает. Побег за границу был недолгим счастьем в её жизни. По возвращении из Европы Вронский начинает тяготиться Анной, которая стала подозрительной, ревнивой. Он ведёт прежнюю светскую жизнь, а Каренина не может выйти из дома, чтобы не почувствовать презрительные взгляды окружающих. Итогом этой измены становится самоубийство доведённой до отчаяния женщины.

3. М.А.Шолохов «Тихий Дон»

Григорий Мелехов полюбил соседку Аксинью Астахову. Молодая женщина, хотя и была замужем, счастья в её жизни не было. Красота Аксиньи стала её роком. Отец изнасиловал собственную дочь в шестнадцатилетнем возрасте. Это событие стало причиной вечной ревности Степана, его постоянных побоев. В результате у Аксиньи были выкидыши, она не могла родить ребёнка, а когда родился сынок, он не дожил до года. Григорий начал ухаживать за ней «с бугаиной настойчивостью», но молодая женщина сопротивлялась, как могла. Пыталась отбиваться, проявлять строгость. Однако сдалась. Любовь-страсть разгорелась с неистовой силой, она «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову». Можно ли считать измену мужу Степану изменой. Я считаю, что формально да, это измена. Но как прожить жизнь и не испытав любви – настоящей любви, ради которой и умереть - счастье. А время покажет, что именно Аксинью Григорий полюбил на всю жизнь.

litera.su

Верность и измена - аргументы для итогового сочинения 2017/2018



07.09.2017

Данная тема может рассматриваться в трёх аспектах верности:

  1. Верность и измена в любви.
  2. Верность и измена идеалам
  3. Верность и измена Родине, народу.

Рассмотрим подробно каждый аспект.

"Мастер и Маргарита", М.А. Булгаков

Измена мужу

Маргарита изменила своему нелюбимому мужу. Но только это позволило ей остаться верной самой себе. Брак без любви мог обречь ее на гибель (духовную и физическую). Но она смогла найти в себе силы, чтобы начать жизнь с чистого листа и стать счастливой.

Верность любимому

Маргарита любила своего избранника так сильно, что продала душу дьяволу. Она была готова искать его по всему миру и за его пределами. Она осталась верной ему, даже когда не было надежды найти Мастера.

Предательство

Понтий Пилат предал свои идеалы, почему и не смог обрести покой после смерти. Он понимал, что поступает неправильно, но из страха изменил себе и человеку, в невиновность которого верил. Этим человеком был Иешуа.

Верность своим идеалам

Мастер настолько верил в то, что он делает, что не смог предать дело всей своей жизни. Он не смог оставить его на растерзание завистливым критикам. Чтобы спасти свое произведение от неправильного толкования и осуждения, он даже уничтожил его.

"Война и мир", Л.Н. Толстой

Измена

-Наташа Ростова не смогла остаться верной Андрею Болконскому. Она духовно изменила ему с Анатолем Курагиным, даже хотела сбежать вместе с ним.
На измену ее толкнули 2 причины: отсутствие житейской мудрости, неопытность, а также неуверенность в Андрее и ее будущем с ним. Уезжая на войну, Андрей не выяснил с ней личные дела, не дал ей уверенности в ее положении. Анатоль Курагин же, воспользовавшись неопытностью Наташи, обольстил ее. Ростова, в силу своего возраста, не смогла подумать о последствиях своего выбора, от позора ее спас только случай.

Верность Родине

- Кутузов представлен в романе Война и мир как человек, верный своему Отечеству. Он сознательно принимает непопулярные решения, чтобы спасти свою страну от гибели.

- Большинство героев романа жертвуют жизнью ради победы в войне.

Верность родителям и своим принципам

- Марья Болконская посвятила всю свою жизнь служению близким., в частности своему отцу. Она терпела  упреки в свой адрес, стойко переносила грубость отца. Когда армия противников наступала, она не оставила больного отца, не изменила себе.Интересы своих близких она ставила выше, чем собственные.

- Марья была глубоко верующим человеком. Ни тяготы судьбы, ни разочарования не смогли потушить в ней огонь веры.

Верность своим моральным принципам

- Семья Ростовых показала, что даже в самые тяжелые времена можно сохранить достоинство. Даже когда в стране наступил хаос, члены этой семьи остались верными своим моральным принципам. Они помогали солдатам, принимая их у себя дома. Тяготы жизни не отразились на их характерах.

"Капитанская дочка", А.С. Пушкин

Верность и измена долгу, Родине

- Петр Гринев остается верен долгу и своему государству, несмотря на смертельную опасность. Даже его симпатия к Пугачеву не меняет положения дел. Швабрин, спасая свою жизнь, предает свою страну, пятнает честь офицера, предает людей, которые защищали крепость вместе с ним бок о бок.

- Также показательна следующая ситуация в романе: когда Пугачев захватывает крепость, у людей появляется выбор: остаться верным долгу и чести или сдаться Пугачеву. Большая часть жителей встречает Пугачева хлебом и солью, в то время как отважные люди, такие как комендант крепости (отец Маши)  Иван Кузьмич и Василиса Егоровна отказываются присягнуть «самозванцу», тем самым обрекая себя на гибель.

Верность в любви

- Маша Миронова – символ верности в любви. В сложной жизненной ситуации, когда она оказывается перед выбором: выйти замуж за Швабрина (без любви) или ждать своего любимого человека (Петра Гринева), она выбирает любовь. Маша остается верной Гриневу до самого конца произведения. Несмотря на все опасности, она отстаивает честь любимого перед императрицей и добивается помилования.

Верность себе, своим принципам, своим идеалам, слову и обещаниям

- Петр Гринев остается верен принципам, чести, истинам, которые ему открыл отец. Даже страх смерти не способен повлиять на его решения.

- Несмотря на то, что Пугачев представлен в романе как захватчик, по большей части отрицательный персонаж, тем не менее он обладает и положительным качеством – это верность своим словам. За все произведение он ни разу не нарушает данных обещаний и до последнего верит в свои идеалы, хоть их и осуждает большое количество людей.

По материалам rustutors.ru

Дополнительные ссылки

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.


Сохранить ссылку:
Добавить комментарий

Рекламные и несодержательные сообщения удаляются.

www.ctege.info

«Верность и измена» - аргументы для итогового сочинения

Транскрипт

1 «Верность и измена» - аргументы для итогового сочинения Верность-измена как категории, определяющие систему ценностей героя Верность заповедям Христовым, Закону Божию становится нерушимой категорией нравственной оценки человека еще в древнерусской литературе. Немыслима победа героя, предавшего свою веру. Таков нравственный канон. В «Житии Александра Невского» создан образ князя, чьи прославленные победы являются плодом убежденной веры. «Не в силе Бог, но в правде», говорит он дружине перед началом битвы с иноземными захватчиками. И помощь в борьбе за правое дело оказывают ему и «сродники» великомученики Борис и Глеб, и небесное воинство. Для русской литературы измена, предательство христианской веры есть прямой путь к гибели нравственной и физической. Отступничество и ересь приводят к возмездию и Божьему суду. В стихотворении Г.Р. Державина «Властителям и судиям» читаем: Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых? Обличение несправедливого судейства, отступничество от Божьих заповедей, по мнению лирического героя, грозит возмездием: И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Тема измены Божьим законам звучит и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскол в душе главного героя, еретическая теория, созданная им, ведут на край гибели. Любовь как основу мира Раскольников пытается изменить, заменить на силу: "Сила, сила нужна: без силы ничего не возьмешь; а силу надо добывать силой же..." Однако путь в никуда еще не пройден, покуда есть та, кто снова дарит веру: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на нём было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят».

2 Верность Богу немыслима без любви к человеку. Убить человека значит совершить великую измену, подобно Каину. ВЕРНуться (стать верным вновь) можно через покаяние. Верность измена Отчизне, родному краю Проблема верности Родине в трудные годы испытаний или в мирное время не остается без внимания русской классики. «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Клятва в верности братьям по оружию для героев «Бородино» М.Ю. Лермонтова это и клятва своей Отчизне. Быть верным родной земле значит, по мысли ветерана той битвы, быть готовым сложить за нее голову. Поэтому поколение новобранцев, живущих «под бременем познанья и сомненья», вызывает горькую усмешку. Способны ли они на тот же подвиг или изменят в трудную минуту, ибо вовсе не богатыри?.. Лермонтов оставляет читателя наедине с этой мыслью, дает возможность рефлексирующим современникам определиться с отношением к России родине и государству Верность своей стране, готовность служить ей до последнего вздоха является главной мыслью и в поэме «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Словно подхватывая и развивая мысль поэтапредшественника, он создает новую формулу верности: Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. Знаменитый рефрен не оставляет сомнений: ведь земля она та самая, родная! Измена ей это измена семье, детям, любимым, всему, что дорого и свято. Эта мысль становится лейтмотивом всей литературы периода Великой Отечественной войны. Свидетели событий: поэты, писатели, военные корреспонденты донесли до потомков идею верности и готовности к самопожертвованию как залога грядущей победы. Причины отступничества, измены интересовали классиков литературы не меньше героических этапов истории страны. На страницах книг мы знакомимся

3 не только с образами патриотов. Персонажи изменников, созданные в литературе, помогают нам определиться с собственной нравственной позицией. А.С. Пушкин «Полтава»: в 1708 году Мазепа перешел на сторону противника Российского государства в Северной войне шведского короля Карла XII. За измену и предательство его наградили орденом Иуды. В поэме Александр Сергеевич показал Мазепу как вероломного лицемера, для которого нет ничего святого ("не ведает святыни", "не помнит благостыни"). Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: младший сын Тараса Бульбы «мазунчик» Андрий жил не по законам Запорожской Сечи, а по зову сердца. Из-за любви казак предает свою Отчизну. "А что мне отец, товарищи и отчизна? Отчизна моя ты!" говорит он возлюбленной. Для казаков, чей закон гласит: «Нет уз святее товарищества», Андрий не кто иной, как предатель. Казалось бы, неразрешимую дилемму простить сына-изменника или покарать неверного Тарас Бульба разрубает как гордиев узел. Ведь атаман не мыслит себя вне Сечи и предательство Андрия он простить не может. Но не только на войне чтят верность. Не только на войне возможна измена. Иногда тихий подвиг Левши (Н.С. Лесков «Левша») звучнее и действенней батального грома. «Мы к своей родине привержены», говорит Левша, отказываясь остаться в Лондоне. Его образ, как и образ генерала Платова, по-казачьи прямодушного и грубого, противопоставлен образу императора Александра Павловича. Восхищение царя всем иностранным сказитель воспринимает с обидой. А вслед за ним и читатель задумывается о том, что чувствует Александр по отношению к стране, в которой поставлен быть царем... По-своему тема верности родной земле, своим корням развивается в «Прощании с Матерой» В.Г. Распутина. Пронзительной болью в душе читателя отдаются слезы старухи Дарьи: «Могилки, значитца, так и оставим? Могилки наши, и родные. Под воду?» Разоренные могилы, сожженные дома, затопленная деревня, погибший «царственный листвень» трагедия разыгрывается на фоне равнодушия и молчаливой измены. Андрей, Соня, Павел пока не осознают, как страшно может откликнуться предательство. Изменения необратимы: «Если мы с тобой кинули, нас с тобой не задумаются кинуть. О-ох, нелюди мы, боле никто...». С чего же начинается путь к измене? Как и любое зло, измена начинается с маленькой лжи, с минутного сомнения в том, в чем сомневаться нельзя. А.И. Солженицын свою Нобелевскую речь закончил русской пословицей: «Одно

4 слово правды весь мир перетянет». А самым простым, доступным ключом праведной жизни писатель считал личное неучастие во лжи: «пусть ложь всем владеет, но в малом упрёмся: пусть владеет не через меня!». Верность измена в отношениях между людьми Рассмотреть антитезу «любовь-измена» можно и под другим углом. Верность и измена в отношениях между людьми. Здесь уместно привести аргументы не только из отечественной литературы. Обратимся к трагедии В. Шекспира «Гамлет». Имена друзей-предателей Гильденстерна и Розенкранца уже давно стали символом вероломства. Решиться на обман принца Гамлета было не так уж трудно, когда измена оплачена. Размышления главного героя о собственной судьбе также связаны с рассматриваемой проблемой, ведь перед принцем неразрешимая дилемма: остаться верным памяти отца, выполнить его просьбу и отомстить, либо уподобиться изменщице-матери и жить, закрыв глаза на правду. Сомнения и метания Гамлета находят свое воплощение в известном монологе: Достойно ль Смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым морем бед Покончить с ними? Умереть. Забыться. Свой выбор принц все же делает. Окруженный изменниками Гамлет идет до конца, чтоб вывести вероломных на чистую воду. Не менее яркий пример измены в дружбе рисует А. Дюма в романе «Граф Монте-Кристо». Эдмон Дантес, преданный друзьями, через всю жизнь пронес мысль о мести, о возмездии. Но герою не чужда справедливость. Верный другу капитан Моррель получает неожиданную помощь в самую трудную минуту. Его семья, оказавшаяся на грани разорения, снова получает возможность жить безбедно, спокойно, не уронив ни чести, ни достоинства. Примеры верной дружбы в зарубежной литературе должны быть знакомы школьникам. Здесь и герои романа А. Дюма «Три мушкетера», и команда «Дункана», посвятившая себя поискам капитана Гранта (роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта»), и многие другие произведения.

5 Верность и измена в любви Этот аспект проблемы, очевидно, вызовет самый сильный резонанс. Любовь как чувство, обнажающее истинный нравственный облик героев, традиционно является темой уроков литературы в старших классах. Вот лишь несколько цитат, которые помогут начать размышление о природе верности и измены: Его любовь постыла мне. Мне скучно, сердце воли просит... (Земфира. А.С. Пушкин «Цыганы»). Героини поэмы Пушкина Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же. Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. «Ты для себя лишь хочешь воли», обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других. Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но и из мира свободы. Алеко изменяет не традициям, а общечеловеческим ценностям. Но я другому отдана; Я буду век ему верна. (Татьяна. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»). Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" содержит множество проблемных вопросов: супружеская верность, ответственность и страх быть ответственным. Герои в начале романа совершенно разные люди. Евгений городской сердцеед, который не знает, чем развлечь себя, чтобы спастись от скуки. Татьяна искренняя, мечтательная, чистая душа. И это первое чувство для нее отнюдь не развлечение. Она живет, дышит им, поэтому совершенно не удивляет, как скромная девушка, внезапно идет на такой смелый шаг, как письмо любимому. У Евгения тоже есть чувства к девушке, но он не желает потерять свою свободу, которая, впрочем, совсем не приносит ему радости.

6 По истечении трех лет герои встречаются снова. Они очень изменились. Вместо закрытой мечтательной девушки теперь рассудительная, знающая себе цену светская дама. А Евгений, как оказалось, умеет любить, писать письма без ответа и мечтать о единственном взгляде, прикосновении к той, что когда-то готова была вручить ему свое сердце. Время изменило их. Оно не убило любовь в Татьяне, но научило ее держать под замком свои чувства. А что ж до Евгения, то он, возможно, впервые понял, что такое любить, что такое быть верным. Татьяна Ларина не выбрала путь измены. Она честна: «Я вас люблю (к чему лукавить?). / Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Кто не помнит этих строк? Можно долго спорить: права ли героиня? Но в любом случае её верность долгу жены, верность принятым обязательствам вызывает и восхищение, и уважение. «Мы расстаемся навеки, однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды» (Вера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») Бэла и княжна Мери, Вера и ундина такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, пережившие и любовь к нему, и его измену. Княжна Мери гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но герой отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает. Сможет ли она поверить теперь кому-нибудь? Бэла наделена не только красотою. Это пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!». Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекла Печорина. Для него это один из витков судьбы. Для нее жизнь, где каждый борется за своё место. Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Не более того! Среди своих скитаний и приключений он оставлял Веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. Он не дал ей ничего, кроме душевных терзаний. И тем не менее она любила его,

7 готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, и честь мужа. Вера стала рабой своего чувства, мученицей любви. О её измене узнает муж, она теряет свою репутацию, разладились добрые отношения с супругом. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество героя и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других, будучи тем не менее постоянно неверным в отношениях с женщинами. «Ведь это нехорошо, ведь это грех, Варенька, что я другого люблю?» (А.Н. Островский «Гроза») Верность и измена это всегда выбор своего поведения в отношениях с любимым. И за этот выбор несёт ответственность не один, а оба Он и Она. Героиня пьесы Островского «Гроза» изменила мужу. Всем сердцем полюбила она Бориса, слабого, безвольного человека. Тайные встречи Катерины с ним это желание любви, взаимопонимания. Она осознает греховность своего поведения и страдает от этого. Самоубийство смертный грех, Катерина знает это. Но идет на это по разным причинам, в том числе, не сумев самой себе простить измены. Может ли читатель оправдать героиню? Понять может, сочувствовать может, но оправдать едва ли. И не только потому, что заповедь нарушена предательство трудно простить. «Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все...». (Наташа Ростова об Андрее. Л.Н. Толстой «Война и мир»). История размолвки Наташи и князя Андрея, крушение, казалось бы, идеальной истории любви возмущает, повергает в недоумение, заставляет вновь и вновь искать ответ на вопрос: «Чем подлый, недалекий Анатоль Курагин затмил блистательного, утонченного, умного Болконского в глазах юной Ростовой»? Что толкнуло Наташу в объятья «подлой, бессердечной породы»? Падение Наташи, ее слезы и боль читатель переживает всем сердцем и, сам того не замечая, делает свой выбор в пользу верности, сочувствуя, все-таки осуждает измену героини. «Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». (Надежда. И.А. Бунин «Темные аллеи»).

8 Произведения Бунина о любви трагичны. Для писателя любовь это вспышка, солнечный удар. Его любовь не терпит продления. Если герои и верны этой любви, то только в душе, в воспоминаниях. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в памяти верность своей первой и единственной в жизни любви к Николаю, где-то в глубине её души теплится огонёк этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту». А что же герой? Для него отношения с Надеждой мимолётное увлечение красавца-барина горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о ней. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Измена любви делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство. «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»). Это роман о любви двух людей, которые до встречи друг с другом были каждый по-своему одинок и несчастен. Маргарита будет искать своего Мастера, а когда найдет его, то больше они никогда не расстанутся, потому что именно любовь является той силой, благодаря которой можно пережить все тяготы и невзгоды бытия, не растеряв при этом таких качеств, как верность, надежда, доброта и сочувствие! Чистота нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю. Она до конца верна своему Мастеру. Но не забудем, что Маргарита совершает и предательство. В силу своей симпатии к героине литераторы никогда не делают акцента на том, что, полюбив Мастера, Маргарита изменила своему мужу. А ведь её любовь была изменой по отношению к нему. Ради Мастера героиня в какой-то степени предает и себя, ведь она соглашается продать душу дьяволу, быть на балу у Воланда, надеясь, что тот поможет вернуть ей любимого, чего, вероятно, не сделала бы при других условиях. Таков характер Маргариты она готова на все

9 ради любви. Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро ощущает свою вину. В романе М.Булгакова есть и другие вероломства. Иуда предает Иешуа. Пилат предает справедливость. Мастер предает дело своей жизни. Есть предатели и среди гостей на балу. А еще барон Майгель, Берлиоз. Страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность. Вот она, измена самому себе! Писатель убежден, что страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, но не делает этого из-за малодушия, что все, кто когда-либо пошел на поводу у трусости, так или иначе приходят к предательству. История зарубежной литературы дарит нам еще один пример удивительного свойства человеческой души способности верно ждать той самой минуты, той самой встречи... Любовь, забыть которую нет сил Тому из нас, кто истинно любил. (Данте Алигьери. «Божественная комедия»). Данте и Беатриче. Недосягаемой она была для Данте при жизни. Но он остался верен ей и после её смерти, открыто, не таясь, расточал самую возвышенную хвалу возлюбленной. Его Беатриче в поэме возвысилась, утратила земные черты, стала мечтой, идеалом жизни, светочем на скорбном пути поэта: «Если жизнь моя продлится ещё несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда ещё не было сказано ни об одной женщине». Данте исполнил свое обещание, он написал великую поэму, в которой воспел свою музу. Не случайно в Раю Данте и его спутник Вергилий встречают тех, кто был верен и добродетелен: святая Лючия, библейские пророки. Они рядом с ней, его божественной Беатриче. Это ли не пример удивительной верности возлюбленной? Измена Родине, любимой, друзьям Что может быть страшнее? Поэтому в девятом, самом страшном круге Ада находились, по мнению Данте, предатели родины, изменники. Там первый убийца на земле Каин, там Люцифер, восставший против Бога, там Иуда, предавший Христа, там Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря. Вот куда ведет путь изменника в ад! Нельзя не вспомнить о трагическом исходе еще одной истории любви: Нет, не клянись Обманчивой луной В любви до гроба деве молодой! Иль будешь, как луна, непостоянен...

10 (Джульетта. В. Шекспир «Ромео и Джульетта»). Любовь Ромео и Джульетты, в буквальном смысле любовь до гроба, трогательна и безгранична. Но разве не были «изменниками» два юных сердца? Ведь предали они традиции семьи, нарушили незыблемую (до тех пор!) истину: Монтекки и Капулетти враги навсегда. Но у кого поднимется рука осудить влюбленных. Их верность друг другу заставляет трепетать, а смерть кладет конец извечной вражде «двух равно уважаемых семей». Можно говорить о верности и измене, анализируя эпизоды из таких произведений, как «Мать изменника», сказки «IX, XI» из «Сказок об Италии» М. Горького; «Анна Каренина» Л. Толстого; «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» А. Куприна; «Сотников» В. Быкова; «Тихий Дон» М. Шолохова и др. Верность измена присяге, долгу При таком подходе к раскрытию темы мы явно увидим переклички с темой чести и бесчестия. Ведь измена присяге бесчестит человека. Вероломство делает героя клятвопреступником. "Швабрин упал на колени... В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. C омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака" (Гринев. А.С. Пушкин "Капитанская дочка"). Предатель Алексей Швабрин не берег честь смолоду. Автор характеризует его как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности, как низкого человека, изменника, труса, предателя. Когда во время штурма и взятия Белогорской крепости Швабрин понимает, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, он переходит на сторону Пугачева. Позже, для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым. Алексей Швабрин навсегда останется чужим среди своих, своим среди чужих. Он предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. И отношение "своих" к нему всегда будет презрительным. В. Шекспир "Король Лир" В "Короле Лир" представлена целая галерея предателей. Вот любящие дочери клянутся в верности и любви своему отцу, соревнуясь в пышности сравнений и изысканности гипербол. "Как не любили дети / Доныне никогда

11 своих отцов", начинает Гонерилья. Ей вторит Регана: "Не знаю радостей других, помимо / Моей большой любви к вам, государь!". И лишь одна младшая и любимая Корделия говорит просто, искренне: "Я вас люблю, как долг велит, / Не больше и не меньше". Но Лира такие слова не устраивают, подобное поведение дочери видится ему не просто непочтительным предательским. Поэтому он отдает все королевство ее сестрам. Среди этих разборок появляется и Эдмунд, незаконнорожденный сын графа Глостера, служившего Лиру много лет. Эдмунд задумал очернить своего брата Эдгара в глазах отца, чтобы завладеть его частью наследства. Корделия становится королевой Франции и выигрывает. Лир первый месяц живет у Гонерильи, которая его ни во что не ставит, давая понять, кто здесь главный. Дочерний долг забыт. От прежней любви и верности отцу не осталось и следа. Гонерилья предает родного человека, отказывает ему в заботе и внимании. Прилюдное унижение суждено испытать Лиру и от Реганы. И только тогда он осознает, как был несправедлив к Корделии. Эдмунд предает Глостера, который в итоге лишается глаз. Кажется, сама земля не может выдержать этот неиссякаемый поток измен, предательств. Все умерли. Говоря словами Эдмунда, "колесо судьбы свершило свой оборот". Лир сходит с ума. Верная дочь, Корделия, узнав о несчастьях отца, жестокосердии сестер, спешит к нему на помощь. Эдмунд приказывает убить их обоих. Корделию убивают по приказу Эдмунда. Лир не может этого пережить и умирает. Гонерилья закалывается, перед этим отравив сестру. О, эти лживые льстецы! Как крысы, Они перегрызают пополам Святые узы крови, угождают Страстям господ, льют масло в их огонь. И леденят их каменные души. Главная задача, стоящая перед автором сочинения, заключается в том, чтобы определить, какой из предложенных аспектов требует раскрыть заданная тема. Не стоит делать попытки «объять необъятное». Следует сориентировать учащихся на четкое определение заявленной в теме проблемы и подбор материала для рассуждения и аргументации таким образом, чтобы антитеза «верность-измена» не затерялась в рассуждениях о том, «как надо» и «как нельзя».

docplayer.ru

Итоговое сочинение на тему "Что такое измена?" - Итоговое сочинение 2017


Тема "Что такое измена?"
Литературные произведения, использованные в аргументации:
- рассказ И. А. Бунина "Кавказ";
- повесть В. Распутина "Живи и помни".

Введение: 

Что же в современном понимании значит слово "измена"? Для меня её понятие равноценно слову "предательство" и выражению "нож в спину". Это нарушение верности и подлый поступок, который человек совершает против другого человека. Порой измену можно расценивать также и как предательство государства, своей родины. Однако самое страшное, на мой взгляд, это измена собственным взглядам. Человек может запутаться в себе, в других, и вот уже ради мнимых ценностей он обманывает свою семью, его осуждают, но правильно ли это? Конечно, ситуации бывают разные, и никто из нас не застрахован от них, но как же в таком случае быть с изменниками? Неужели прощать?

Для того, чтобы простить, нужно сначала разобраться в ситуации. Ведь всем известна фраза о том, что предавшие один раз, предадут и второй. Поэтому, прежде всего необходимо задуматься, а настолько ли сильно вы доверяете изменившему вам человеку, чтобы давать ему второй и даже третий шанс. На самом деле, прощать или нет-дело лично каждого человека, и оно зависит только от его моральных устоев. Даже в том случае, если человек будет прощён, то простивший его будет время от времени задумываться об этом, вспоминать и припоминать. Простить раз и навсегда, я думаю, у многих бы не получилось, им бы попросту не хватило сил.

Аргумент:

Чтобы проиллюстрировать ситуацию, в которой измена сыграла с человеком злую шутку, рассмотрим рассказ И. А. Бунина "Кавказ". Замужняя женщина уезжает со своим любовником на юг. Её муж после долгих поисков совершает самоубийство. Причина такого поступка остаётся неразгаданной. Убил ли он себя из-за утраты любимого человека или из-за чести, благородства? И всё же, анализируя ситуацию со стороны изменившей ему жены, читатель может сделать вывод, что та поступила подло и неподобающе, в конце концов, она не подумала о чувствах, которые будут терзать её мужа и, самое главное, о последствиях. Измена в данном произведении сыграла ключевую роль в смерти главного героя. Такую измену он не смог простить.

Но вот пример и невозможной верности любимому человеку. В повести В. Распутина "Живи и помни" Настёна, жена дезертировавшего Андрея, на протяжении долгих месяцев помогала мужу выживать в совершенно диких условиях. За всё это время она могла бы его предать, ведь он совершил страшное деяние – предал свою родину. Однако это не помешало Насте проявлять к нему сострадание и человечность. Здесь мы находим пример того самого прощения измены, когда ситуация зависит от обстоятельств. Нам тяжело осуждать Андрея, ведь к дезертирству его побудила страсть к жизни, и также, вероятно, нам не понять всего того, что пережили главные герои в страшные годы войны.

Заключение:

В заключение своих мыслей, хочу дополнить, что измена, какой бы она не была-поступок, носящий ужасный характер. Она может легко разбить жизнь людей, привести к необратимым последствиям. Но также, в измене следует искать причины. Порой то, что кажется нам изменой, вовсе ей не является. Никогда не стоит осуждать людей почём зря, но и быть слишком доверчивым тоже не нужно. Во всём должна быть своя грань, от нас же требуется только внимательность.

 (471 слово)

 Автор: Паршина А. И.

decsoch.ru

Аргументы на тему: Верность и измена в дружбе

Не пропусти реальные темы и онлайн-помощь по ИС в нашем паблике 

Настоящая дружба остается крепкой и нерушимой вопреки времени и испытаниям. Дружеские отношения основаны на доверии и взаимопомощи, поэтому исключают эгоистические мотивы и предательство. Однако жизнь зачастую ставит человека перед сложным выбором, в котором лишь немногие выбирают правильный путь, остальные же – становятся жертвами ошибок, и могут совершить измену, предав самые лучшие чувства, в том числе и товарищескую привязанность. Многие писатели утверждали, что проблема верности и измены в дружбе – очень серьезный и актуальный вопрос. Поэтому они затрагивали его в своих книгах, мы же перечислим самые известные их примеры.

  1. В повести В. Железникова «Чучело» Лена Бессольцева умеет любить и сопереживать ближнему как никто другой. Она знает цену дружбе и одинаково готова разделить с другом радости и печали. Она верит в искренность и честность того, кому однажды поверила и подарила тепло. Ее выбор пал на Диму Сомова, который приходит на помощь Лене в ссоре с одноклассниками. Он кажется ей сильным и правильным, но только до тех пор, пока сам не оказывается в беде. Когда ребята обвиняют Лену в том, что она рассказала о пропущенном уроке учительнице, Дима молчит и позволяет другим издеваться над ней, хотя сделал это он сам. Страх осуждения и наказания заставляет его сознательно скрыть правду. Он боится признаться в собственном проступке и оставляет Лену в одиночестве в минуту, когда та особенно нуждалась в его помощи. Он осознает, что совершил предательство, но не может поступить иначе, потому что мнение окружающих оказывается для него важнее товарищества, которое он не в состоянии оценить и разделить в полной мере.
  2. Узы дружбы связывают людей совершенно разных, непохожих друг на друга, иногда совершенно противоположных в своих взглядах и стремлениях. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» дружба между Онегиным и Ленским представляется как взаимная борьба характеров и интересов. Онегин – разочарованный в жизни циник, Ленский – сентиментальный и трогательный в своих наивных стремлениях романтик, видящий красоту там, где Онегин примечает лишь скуку и пошлость. Герои сближаются друг с другом, но несхожесть их характеров рождает противоречие, которое оказывается переломным в жизни каждого из них. Раздраженный Онегин решает проучить своего восприимчивого друга, оказывая внимание его невесте, которая, к слову, ни капли не интересует Евгения. В результате друзья в одночасье становятся врагами, и Ленский погибает на дуэли от руки Онегина. Евгений боится чужого мнения и обвинений в трусости, тем самым предает дружбу по причине минутной слабости и эгоизма.
  3. Дружба – верное лекарство от одиночества, основанное на полном духовном взаимопроникновении и принятии другого человека со всеми его достоинствами и недостатками. Терпение, помощь, понимание, доверие – главные составляющие этого глубоко чувства.
    В сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» тема дружбы является центральной. Постичь глубину этих отношений, отдать им лучшие душевные порывы, научиться быть ответственным за того, кому дал обещание быть рядом  – это величайшее искусство, которому учится Маленький принц. В своем путешествии он открывает для себя много важных истин, одной из которых с ним делится Лис. «Мы в ответе за тех, кого приручили»,  — говорит он герою и дарит ему самое ценное, что у него есть – бескорыстную дружбу, которая соединяет сердца и делает их нужными друг другу. Лис верен себе и своему товарищу, поэтому терпеливо учит того, как нужно дружить, а не раздражается при виде неосведомленности мальчика.
  4. В романе В.А. Каверина «Два капитана» тема дружбы раскрывается на примере отношений двух центральных персонажей – Сани и Ромашки. Их связывает многолетняя дружба, которая оказывается сотканной из противоречий. Каждый из них проходит важные этапы взросления, в результате которых формирует собственные представления об ответственности, понимаемой и интерпретируемой героями по- разному. Ромашка решает поступиться дружбой во имя собственных интересов, которые для него остаются на первом месте. Саня остается прямым и честным, отвергая предательство как способ достижения личного счастья. Дружеские узы оказываются разорванными одним из героев, по причине нравственной ограниченности, которая доминирует над благородством души и становится причиной предательства.
  5. В романе И.А. Гончарова «Обломов» автор создает два глубоких и противоречивых образа — Штольца и Обломова, которых связывает бескорыстная дружба. Оба героя очень схожи по характеру, что делает их близкими и важными друг другу, однако разность стремлений, целей и воспитания в целом становится причиной противоречий, которые в конечном итоге разделяют их. Эти противоречия во многом носят внешний характер, ведь оба героя — яркие личности, которые находятся в постоянном поиске счастья. Штольц активен, деятелен, он всеми силами пытается привить жажду жизни Обломову, склонному к созерцательности, размеренности и лени. Однако, как только их дружба угасает из-за супружества, и деятельный Штольц, и пассивный Обломов в конечном итоге теряют себя, не находят гармонии в жизни: Илья Ильич умирает, а Штольц остается в растерянности и смятении перед лицом будущего.

Автор: Валерия Пронина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Верность/измена в любви. Аргументы для Декабрьского сочинения 2017 года по направлению «Верность и измена»

Автор статьи И. М. Храпова

Этот аспект проблемы, очевидно, вызовет самый сильный резонанс. Любовь как чувство, обнажающее истинный нравственный облик героев, традиционно является темой уроков литературы в старших классах. Вот лишь несколько цитат, которые помогут начать размышление о природе верности и измены:

Его любовь постыла мне.

Мне скучно, сердце воли просит...

(Земфира. А.С. Пушкин «Цыганы»).

Героини поэмы Пушкина Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же. Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко – это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. «Ты для себя лишь хочешь воли», – обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других. Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но и из мира свободы. Алеко изменяет не традициям, а общечеловеческим ценностям.

Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" содержит множество проблемных вопросов: супружеская верность, ответственность и страх быть ответственным. Герои в начале романа совершенно разные люди. Евгений – городской сердцеед, который не знает, чем развлечь себя, чтобы спастись от скуки. Татьяна – искренняя, мечтательная, чистая душа. И это первое чувство для нее отнюдь не развлечение. Она живет, дышит им, поэтому совершенно не удивляет, как скромная девушка, внезапно идет на такой смелый шаг, как письмо любимому. У Евгения тоже есть чувства к девушке, но он не желает потерять свою свободу, которая, впрочем, совсем не приносит ему радости. По истечении трех лет герои встречаются снова. Они очень изменились. Вместо закрытой мечтательной девушки теперь рассудительная, знающая себе цену светская дама. А Евгений, как оказалось, умеет любить, писать письма без ответа и мечтать о единственном взгляде, прикосновении к той, что когда- то готова была вручить ему свое сердце. Время изменило их. Оно не убило любовь в Татьяне, но научило ее держать под замком свои чувства. А что ж до Евгения, то он, возможно, впервые понял, что такое любить, что такое быть верным. Татьяна Ларина не выбрала путь измены. Она честна:

«Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Кто не помнит этих строк? Можно долго спорить: права ли героиня? Но в любом случае её верность долгу жены, верность принятым обязательствам вызывает и восхищение, и уважение.

«Мы расстаемся навеки, однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды» (Вера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, пережившие и любовь к нему, и его измену. Княжна Мери – гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но герой отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает. Сможет ли она поверить теперь кому-нибудь? Бэла наделена не только красотою. Это пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит… я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!». Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекла Печорина. Для него это один из витков судьбы. Для нее – жизнь, где каждый борется за своё место. Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Не более того! Среди своих скитаний и приключений он оставлял Веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. Он не дал ей ничего, кроме душевных терзаний. И тем не менее она любила его, готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, и честь мужа. Вера стала рабой своего чувства, мученицей любви. О её измене узнает муж, она теряет свою репутацию, разладились добрые отношения с супругом. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает как катастрофу: он предается отчаянию и слезам.

Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество героя и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других, будучи постоянно неверным в отношениях с женщинами. «Ведь это нехорошо, ведь это грех, Варенька, что я другого люблю?» (А.Н. Островский «Гроза») Верность и измена — это всегда выбор своего поведения в отношениях с любимым. И за этот выбор несёт ответственность не один, а оба — Он и Она. Героиня пьесы Островского «Гроза» изменила мужу. Всем сердцем полюбила она Бориса, слабого, безвольного человека. Тайные встречи Катерины с ним – это желание любви, взаимопонимания. Она осознает греховность своего поведения и страдает от этого. Самоубийство – смертный грех, Катерина знает это. Но идет на это по разным причинам, в том числе, не сумев самой себе простить измены. Может ли читатель оправдать героиню? Понять может, сочувствовать может, но оправдать – едва ли. И не только потому, что заповедь нарушена – предательство трудно простить.

«Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все...». (Наташа Ростова об Андрее. Л.Н. Толстой «Война и мир»).

История размолвки Наташи и князя Андрея, крушение, казалось бы, идеальной истории любви возмущает, повергает в недоумение, заставляет вновь и вновь искать ответ на вопрос: «Чем подлый, недалекий Анатоль Курагин затмил блистательного, утонченного, умного Болконского в глазах юной Ростовой»? Что толкнуло Наташу в объятья «подлой, бессердечной породы»? Падение Наташи, ее слезы и боль читатель переживает всем сердцем и, сам того не замечая, делает свой выбор в пользу верности, сочувствуя, все- таки осуждает измену героини.

«Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». (Надежда. И.А. Бунин «Тёмные аллеи»).

Произведения Бунина о любви трагичны. Для писателя любовь – это вспышка, солнечный удар. Его любовь не терпит продления. Если герои и верны этой любви, то только в душе, в воспоминаниях. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в памяти верность своей первой и единственной в жизни любви к Николаю, где-то в глубине её души теплится огонёк этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту». А что же герой? Для него отношения с Надеждой — мимолётное увлечение красавца-барина горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о ней. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Измена любви делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»). Это роман о любви двух людей, которые до встречи друг с другом были каждый по-своему одинок и несчастен. Маргарита будет искать своего Мастера, а когда найдет его, то больше они никогда не расстанутся, потому что именно любовь является той силой, благодаря которой можно пережить все тяготы и невзгоды бытия, не растеряв при этом таких качеств, как верность, надежда, доброта и сочувствие! Чистота нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга – это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю. Она до конца верна своему Мастеру.

Но не забудем, что Маргарита совершает и предательство. В силу своей симпатии к героине литераторы никогда не делают акцента на том, что, полюбив Мастера, Маргарита изменила своему мужу. А ведь её любовь была изменой по отношению к нему. Ради Мастера героиня в какой-то степени предает и себя, ведь она соглашается продать душу дьяволу, быть на балу у Воланда, надеясь, что тот поможет вернуть ей любимого, чего, вероятно, не сделала бы при других условиях. Таков характер Маргариты – она готова на все ради любви. Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро ощущает свою вину.

В романе М.Булгакова есть и другие вероломства. Иуда предает Иешуа. Пилат предает справедливость. Мастер предает дело своей жизни. Есть предатели и среди гостей на балу. А еще барон Майгель, Берлиоз. Страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность. Вот она, измена самому себе! Писатель убежден, что страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, но не делает этого из-за малодушия, что все, кто когда-либо пошел на поводу у трусости, так или иначе приходят к предательству.

История зарубежной литературы дарит нам еще один пример удивительного свойства человеческой души – способности верно ждать той самой минуты, той самой встречи...

Любовь, забыть которую нет сил

Тому из нас, кто истинно любил.

(Данте Алигьери. «Божественная комедия»).

Данте и Беатриче. Недосягаемой она была для Данте при жизни. Но он остался верен ей и после её смерти, открыто, не таясь, расточал самую возвышенную хвалу возлюбленной. Его Беатриче в поэме возвысилась, утратила земные черты, стала мечтой, идеалом жизни, светочем на скорбном пути поэта: «Если жизнь моя продлится ещё несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда ещё не было сказано ни об одной женщине». Данте исполнил свое обещание, он написал великую поэму, в которой воспел свою музу. Не случайно в Раю Данте и его спутник Вергилий встречают тех, кто был верен и добродетелен: святая Лючия, библейские пророки. Они рядом с ней, его божественной Беатриче. Это ли не пример удивительной верности возлюбленной?

Измена Родине, любимой, друзьям… Что может быть страшнее? Поэтому в девятом, самом страшном круге Ада находились, по мнению Данте, предатели родины, изменники. Там первый убийца на земле – Каин, там Люцифер, восставший против Бога, там Иуда, предавший Христа, там Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря. Вот куда ведет путь изменника – в ад!

Нельзя не вспомнить о трагическом исходе еще одной истории любви:

Нет, не клянись обманчивой луной

В любви до гроба деве молодой!

Иль будешь, как луна, непостоянен...

(Джульетта. В. Шекспир «Ромео и Джульетта»).

Любовь Ромео и Джульетты, в буквальном смысле любовь до гроба, трогательна и безгранична. Но разве не были «изменниками» два юных сердца? Ведь предали они традиции семьи, нарушили незыблемую (до тех пор!) истину: Монтекки и Капулетти – враги навсегда. Но у кого поднимется рука осудить влюбленных. Их верность друг другу заставляет трепетать, а смерть кладет конец извечной вражде «двух равно уважаемых семей».

Можно говорить о верности и измене, анализируя эпизоды из произведений таких авторов, как:

М. Горький «Мать изменника», сказки «№ IX, № XI» из «Сказок об Италии»;

Л. Н. Толстой «Анна Каренина»;

А.И Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»;

В. Быков «Сотников»;

М.А. Шолохов «Тихий Дон».

Читать далее Верность/измена присяге (долгу). Аргументы для Декабрьского сочинения 2017 года по направлению «Верность и измена»

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)                        +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

ege-study.ru

Аргументы: Верность и измена в романе «Евгений Онегин»

Не пропусти реальные темы и онлайн-помощь по ИС в нашем паблике 

В жизни человек постоянно сталкивается с проблемой нравственного выбора. Один из главных аспектов этой проблемы: остаться верным любимому, другу, своим убеждениям, идеалам общества – или пойти на измену ради собственной выгоды? Писатели всех времён на примере судеб своих героев показывают, как по-разному можно ответить на этот вопрос. Мы подобрали 5 аргументов для итогового сочинения по направлению «Верность и измена» из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  1. Говоря об измене, чаще всего подразумевают измену в любви. В произведении Пушкина такой поступок совершает Ольга Ларина. Будучи невестой Ленского, она на балу не противится ухаживаниям Онегина и принимает одно за другим его приглашения на танец. На следующий же день она ведёт себя как обычно, словно ничего не случилось. Но то, что Ленский ошибочно зовёт «нежной простотой», на самом деле кокетство и игра самолюбия, доказывающие, что привязанность Ольги к Владимиру не была глубокой. Изменив ему при жизни, она предает и память о нём, когда вскоре после смерти жениха выходит замуж за другого.
  2. А как расценивать поведение Онегина? Это – тоже измена, поскольку Евгений предаёт своего друга, флиртуя с его невестой. Однако, как прямо говорит сам Онегин, он не испытывает к Ольге никаких чувств. Каковы же причины его поступка? Первая и самая распространённая версия, подтверждённая текстом: он мстит Ленскому за то, что тот позвал его на бал к Лариным. Но, может, повидавший жизнь Онегин ещё и хочет показать юному и наивному другу, чего стоит его невеста? Тем более, что последующие события только подтверждают иллюзорность её любви.
  3. Увы, сам главный герой романа, Евгений Онегин, не является идеалом. Устав от светских развлечений, в том числе мимолётных романов, он и потом, живя в деревне, не обременяет себя серьёзными привязанностями. Онегин легко меняет возлюбленных, друзей, место жительства… В общем, верность точно не входит в список качеств его характера. Хуже всего, что он и других мерит по себе: пишет письма с признаниями уже замужней Татьяне и даже заявляется к ней домой без приглашения, не думая о том, к чему это может привести.
  4. В противоположность Онегину, Татьяна Ларина – олицетворение верности. И речь не только о любви, хотя Татьяна, храня в сердце чувство к Онегину, не нарушила священных уз брака. Кроме этого, она также дорожит своей родиной и часто вспоминает деревню, где прошло её детство. Наконец, героиня верна себе: и в деревне, и в светском обществе она остаётся собой, не притворяется и не лицемерит.
  5. Как известно, А.С. Пушкин изобразил в своём романе типичное общество той эпохи. Какие же представления о верности и измене в нём существовали? На примере семьи Лариных мы видим, как менялись традиции: мать Татьяны и Ольги была выдана замуж против воли, но её дочери уже могли выбрать себе возлюбленного, даже если он не «выгодная партия» (как, например, Онегин). Однако целью всё равно было замужество. С другой стороны, на примере юности Онегина ярко показано, как распространены были среди городской молодёжи несерьёзные романы, мелкие интрижки и измены.

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» вопрос верности и измены раскрывается как в рамках отношений между людьми – любви, дружбы, – так и в социальном плане, то есть во взаимосвязи личного выбора человека и принятых в обществе моральных норм.

Автор: Надежда Сидорова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *