Аргумент мастер и маргарита – Проблема Добра и Зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

Все аргументы из романа "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова » Рустьюторс


В чем заключается борьба добра и зла?  
 
 
Вечное противостояние добра и зла, света и тьмы, ада и рая, Бога и Сатаны – философская проблема, находящаяся в центре внимания романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». У многих персонажей борьба эта разворачивается в собственной душе, собственном сердце. Маргарите, Мастеру, Ивану Бездомному и другим персонажам каждый день приходится делать подобный выбор, как и всем их земным собратьям – людям. В вечности, которая окружает их, эта борьба навсегда персонифицирована в образах Князя Тьмы – Воланда и его антитезы – Бога и Сына Божьего, который в романе имеет имя Иешуа Га-Ноцри. 

В чем заключается рабство, в чем разница между рабством и свободой.

Освобожденный от страха смерти, человек способен творить чудеса. Огромная энергия, направленная на самосохранение, высвобождается для помощи другим людям. Бродячий философ Га-Ноцри верит, что люди от природы добры, жестокими их делает рабство. С момента осознания этой истины человек становится свободным и несет всю ответственность за свой выбор. Сознающий свое бессмертие, человек не станет подчинять свою жизнь достижению сиюминутных благ, свободен он и от страха перед наказанием типа отлучения от власти или даже лишения внешней свободы. Символична в этом отношении судьба всемогущего Прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Смалодушничав, поменяв «роскошь общения» со странным арестантом на призрачную власть Кесаря, которую он представляет, Понтий Пилат добровольно выбирает путь раба. Искупает он свое малодушие самой страшной ценой вечных нравственных мучений. Так наказаны в романе те, кто способен нравственно страдать, то есть люди, не окончательно погибшие для вечности, способные возродиться, а, значит, быть прощеными.

Какие качества в человеке раскрывает любовь, какова роль музы в жизни творческого человека, роль любви в жизни человека

Маргарита вне времени и социума, вечная спутница творца, готовая разделить все трудности и невзгоды, выпавшие на его долю. Она еще до встречи с мастером «угадала» свое предназначение, как Мастер «угадал» своего героя. Поэтому и мучилась она, как птица в клетке, среди всей той роскоши, которой могли бы завидовать тысячи ее современниц. Поэтому и нашли они друг друга в огромном городе, не предназначенном для счастья и любви. В то же время, она, истинное дитя своего сурового и противоречивого времени, умеет постоять за себя нецензурным словом и «острыми когтями», летает на половой щетке над бульварами и крышами Москвы, крушит оконные стекла и производит разгром в квартире врага – критика Латунского, наготу пытается безуспешно спрятать при помощи первой попавшейся ночной сорочки, курит папиросы и умеет называть вещи своими именами. Чего только стоит столь четко сформулированная ею стоимость пребывания в качестве королевы бала у Воланда: «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера!». 
Какие качества раскрывает в человеке любовь, на что способна любовь, как любовь влияет на человека, что делает любовь с человеком, роль любви в жизни человека, влияние любви на характер человека.  
 
 
 
М.В. Булгаков также обращался к теме любви. В его бессмертном романе «Мастер и Маргарита» мы наблюдаем духовное перерождение главной героини. Она и сама признается, что если бы не встретила своего возлюбленного, то, наверное, покончила бы жизнь самоубийством. В начале повествования мы видим в Маргарите женщину, чья жизнь лишена чудес и радости, несмотря на то, что у нее есть, казалось бы, все: богатый муж, дом, душевное спокойствие. Но, видимо, этого недостаточно для счастья. Только познав любовь, Маргарита становится необыкновенной женщиной. Чувство душевной привязанности толкает ее на сделку с дьяволом. И вот перед нами уже королева бала, женщина, способная в своей любви на самый высокий героизм.

rustutors.ru

Аргументы на тему: Искусство и ремесло в романе «Мастер и Маргарита» (М. А. Булгаков)

Не пропусти реальные темы и онлайн-помощь по ИС в нашем паблике 

Для итогового сочинения требуются аргументы из литературы. Этот материал поможет вам подкрепить свою точку зрения на тему искусства и ремесла примерами из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Также, если вы хотите вспомнить сюжет, можно прочитать краткое содержание книги по главам или вариант для читательского дневника от «Литерагуру».

  1. Искусство и ремесло: отличия. Иван Бездомный писал стихи по заказу председателя литературной организации МАССОЛИТ Михаила Берлиоза. Последним заданием была антирелигиозная поэма. Литература для Ивана – лишь работа, за которую он получал деньги и известность, поэтому это ремесло. Позднее Бездомный сам понял, что его стихи чудовищны, и он пообещал больше не писать. Мастер, напротив, посвятил своему роману о Понтии Пилате остаток жизни, и продолжал думать о нём, даже оказавшись в психиатрической лечебнице и без любимой женщины. Мужчина вложил в произведение душу. Именно поэтому оно заинтересовало Маргариту, и она утверждала, что в этом романе вся её жизнь. Этот эффект достигается за счет того, что истинный творец работает для вечности, посвящая свою деятельность потомкам. Ремесленник же – явление временное. Он делает продукт на потребу дня, зарабатывая себе на жизнь.
  2. Искусство и ремесло в любви. Жёны литераторов Михаила Берлиоза и Степана Лиходеева пропали. Одна оказалась в Харькове с каким-то балетмейстером. Другая – в Бажедомке. Ей директор театра, по слухам, добыл жильё, чтобы она не появлялась в квартире на Садовой. У этих женщин корыстные отношения с мужчинами: они искали для себя материальную выгоду, поэтому такое поведение можно назвать ремеслом. Тем временем, Маргарита любила мастера, не требуя ничего взамен. Она восхищалась его романом, когда критики отнеслись к произведению очень негативно. Женщина приняла мастера даже тогда, когда он оказался не нужен остальным, и отправилась за ним во владения сатаны, тем самым закрыв и себе дорогу к свету. Такая любовь – это искусство, которое под силу не каждому.
  3. Мистическая сила искусства. Конферансье Жорж Бенгальский видел на сцене фокусников, чудеса которых были не настоящими и объяснялись лишь хитростью, ловкостью рук и профессионализмом. Этим артисты завораживали публику и зарабатывали себе на жизнь, то есть занимались таким ремеслом. Однажды в театр Варьете приехал иностранный профессор Воланд, который на самом деле был сатаной. Именно поэтому поразительные вещи, которые показывали он и его товарищи, были не обычными трюками, а настоящей магией, которую можно назвать искусством, доступным лишь избранным. Сатана и его свита смогли устроить дождь из денег, позволить поменять старую одежду на новую, которая потом исчезла, а также оторвать голову конферансье и затем вернуть её обратно. Подобное дарование действительно граничит с мистикой. Только сверхъестественные способности дают человеку созидательную силу, которой он дополняет наш мир.
  4. Влияние искусства на людей. Понтий Пилат был прокуратором Иудеи и по долгу службы допрашивал осуждённых. Часто он произносил красивые речи, лаконично и образно аргументировал обвинение или защиту. Из-за этих умений его и назначили на такую ответственную должность. Однажды узником оказался Иешуа Га-Ноцри, который, не боясь казни и других наказаний, рассказывал людям о том, что власть — это насилие над человечеством, и настанет время, когда её на свете не останется. За такие слова заключённый поплатился жизнью, которая оборвалась на кресте. Проповеди Иешуа были искусством, потому что шли из сердца, а Понтий Пилат всего лишь занимался своим ремеслом. Если за философом шли толпы людей, а после его слов они бросали все, лишь бы последовать за ним, то прокуратор не имел реальной власти над умами и сердцами тех, кто ему подчинялся. Его власть держалась лишь на оружии подконтрольных ему солдат. Таким образом, настоящее искусство – это сила, способная изменить судьбу. Когда человек видит и чувствует его, он ощущает внеземную энергию, которая толкает его вперед. Она очищает душу и направляет личность к саморазвитию.
  5. Жертва ради искусства. Левий Матвей был мытарем, но, встретив странствующего философа Иешуа Га-Ноцри, бросил своё ремесло и пошёл к нему в ученики. Герой даже вышвырнул собранные подати на дорогу. Ради нового призвания (он записывал проповеди Иешуа) он пожертвовал всем, что имел. Но их славный путь закончился, когда Иуда из Кириафа, который тоже слушал проповеди, передал слова Иешуа про то, что власть является насилием над человечеством, и когда-нибудь её не будет, первосвященнику за деньги. За это философа казнили, и за свое искусство он поплатился жизнью. Левий Матвей был верен своему учителю, снял его тело с креста и унёс. Вся его дальнейшая жизнь была посвящена подготовке жизнеописания Иешуа. Оба героя были преданы своему делу до конца, ради него они были готовы на все. Творческий дар всегда требует от человека самоотречения.

Автор: Екатерина Степанова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

«Банк» аргументов из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» – Муравьёв Олег Анатольевич

Готовимся к сочинению (задание №25).

Проблема                                             Аргументы
1. Любви и милосердия Любовь Мастера и Маргариты автор романа называет «настоящей, верной, вечной». Маргарита способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь. Она –опора Мастера, его муза. Верна чувству, не теряет надежду на встречу (для неё безразлично, на каком свете). Пройдя через испытания на балу Воланда, отстояла право на любовь.

Потеряв Мастера, она не замкнулась в своем горе: видит горе другого человека и сочувствует ему. В награду за роль королевы на балу Воланда она просит не о Мастере, а о Фриде.

2. Проблема творчества и судьба художника Миру безнравственных чиновников-карьеристов у Булгакова противостоит мир вечных человеческих ценностей: историческая правда, творческий поиск, совесть, любовь.

Рукописи не горят»

– долг художника слова в том, чтобы вернуть человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину.

Жизнь требует от Мастера подвига, борьбы за свой роман.

Но Мастер не герой, он лишь служитель истины.

В условиях тоталитарного режима он падает духом, отказывается от своего романа. Сжигает его.

3. Проблемы выбора, ответственности за принятие своих решений, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческой жизни. Библейские главы романа. Иешуа и Понтий Пилат – носители определённых идей.

Иешуа силён духовно, он уверен, что нет плохих людей, он носители добра. Жизненный опыт научил Понтия Пилата другому: люди злы и корыстны, а потому «царство истины никогда не настанет».

Однако Иешуа ему глубоко симпатичен. Ситуация осложнилась тем, что Иешуа отрицает государственную власть. И Понтий Пилат встаёт перед выбором: спасти бродячего философии и лишиться власти (а возможно, и жизни) или  сохранить своё положение, казнив невиновного и поступив против совести.

Понтий Пилат выбирает второе. Он гибнет как личность, раздавленная трусостью.

Наказание П.Пилата « в его бессмертии и неслыханной славе»,которые он ненавидит, потому что это бессмертие и слава труса.

4. Добра и зла. Зло, по Булгакову, в людях.

Зло в том, что люди человечески слабы, ничтожны, трусливы, они не могут быть счастливыми.

Как победить зло?

Для этого нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неотвратимости наказания непрофессионализма, недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи ( Директор Варьете пьяница Стёпа Лиходеев, буфетчик Соков, домком Никанор Босой, дядя Берлиоза Поплавский, Аллоизий Могарыч, написавший донос на Мастера, что он якобы хранит нелегальную литературу и т.п.)

Однако окончательное добро могут внести в мир только любовь и милосердие – они и должны лежать в основе человеческих отношений.

 

oleg-muraviov.ru

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе «Мастер и Маргарита» (М. А. Булгаков)

Не пропусти реальные темы и онлайн-помощь по ИС в нашем паблике 

Порой жизнь бывает крайне непростой и непонятной. К сожалению, для правильных поступков не предусмотрены инструкции, поэтому такие вопросы, как «прощать — не прощать?» или «мстить – забыть?» становятся риторическими. Это стало почвой для многих литературных произведений, в частности, роман «Мастер и Маргарита» пропитан философией жизни и «напичкан» вопросами о человеческой добродетели.

  1. (Можно ли оправдать жестокость?). «Мастер и Маргарита» — роман, осветивший всевозможные философские темы и затронувший проблемы человеческой жизни. Произведение начинается с рассказа о двух приятелях — Берлиозе и Иване Бездомном, спорящих о вере людей, а точнее, о существовании Бога. В ход их беседы включается таинственный незнакомец, пытающийся рассудить господ в столь тонком вопросе. Однако товарищи проявили упрямство и отказались поверить в существование высших сил. Спустя совсем немного времени Берлиоз попал под трамвай. Мораль, заключенная устами Воланда: «Каждому воздастся по его вере». Можно ли считать это жестокостью со стороны Сатаны, и, если да, то оправданной ли? С его стороны, он заслуженно наказал неверующих, преподал урок. С этого урока началась месть Воланда людям – таким грешным и безбожным. Упрекнуть его можно лишь в радикальности принятых мер, но ведь нельзя не согласиться, что наказания были заслуженными.
  2. (Ложная доброта, превратившаяся в жестокость) Может ли доброта обернуться жестокостью? Да, если обратиться к роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд – воплощение Сатаны, он на протяжении всей книги даёт людям жизненные уроки. Стоит вспомнить эпизод из театра Варьете. Воланд решил изучить изменившуюся натуру москвичей, и его свита обнажила человеческие пороки своими фантастическими фокусами. Во время этого представления граждане были в буквальном смысле щедро осыпаны деньгами, женщины одарены последними моделями платьев и самыми модными аксессуарами. Сатана не скупился на такие подарки, которые полностью подчеркнули меркантильность и скупость людей. Жадность, с которой они пытались ухватить «лакомый кусочек», превратила их в животных, которые готовы грызться за желаемую вещь. За своё поведение жадные москвичи поплатились сполна: были раскрыты грешные похождения зрителей, деньги превратились в пыль, а женщины и вовсе оказали обнаженными на улицах города. Воланд проучил поколение, испортившееся квартирным вопросом. Отсюда необходимо вынести, что доброта, воплощенная в поступке, нередко имеет под собой совершенно иные мотивы. Нередко именно она является орудием изощренной жестокости, которой так знаменит Сатана.
  3. (Доброта невозможна без самопожертвования) Что такое доброта? Я думаю, это качество включает в себя такой элемент, как готовность к самопожертвованию. К примеру, главная героиня романа «Мастер и Маргарита», отличающаяся добросердечием, оказалась в довольно непростой жизненной ситуации, со своими проблемами и вопросами без ответов. Ей явно нужна была помощь высших сил, чтобы разобраться в сложившейся обстановке. К её счастью, если так можно сказать, она оказывается интересна явившемуся в город Сатане – Воланду. Она удостаивается чести быть приглашённой на его Великий бал, да ещё и в качестве королевы. По соглашению с дьяволом, в конце бала девушка имела право на просьбу, которую неоспоримо должен был исполнить Воланд. Оказавшись на торжестве нечистых сил, Маргарита заполняет своё одиночество и страх новыми знакомствами. Так, на её пути встречается порочная Фрида, тронувшая героиню своей печальной историей. Жертва страдает от мстительного испытания за свой грешный поступок – она удушила своего нежеланного новорождённого ребёнка. Маргарита настолько проникается судьбой новой знакомой, что в конце бала использует свою просьбу на спасение Фриды от мук. Попросив не за себя, а за другого человека, Маргарита обескуражила участников бала, да и многих читателей. Вместо своего счастья она выбрала помощь нуждающемуся человеку, такая доброта с её стороны заслуживает отдельного поклона. Таким образом, готовность к самопожертвованию – это основной элемент доброты, без которого проявление данного качества невозможно.

Автор: Карина Великая

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

«Искусство и ремесло» М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита».

Общее вступление по направлению «Искусство и ремесло».

(Материал авторский, публикация на других сайтах и в социальных сетях запрещена по закону РФ 2014года.)

Искусство и ремесло. Эти два понятия, имеющие различные значения, могут быть применены как контекстные антонимы, обозначающие два различных подхода к творческой деятельности. «Искусство» – это все произведения, созданные с душой, непреходящие по ценности, в которых авторы выразили свои сокровенные мысли. Настоящее искусство – это талантливые, творческие, неповторимые творения, способные пережить своё время. «Ремесло» же в данном контексте – это произведения, лишённые индивидуальности, мастерства, написанные в угоду публике; слава, почёт, высокие гонорары  – вот к чему стремятся авторы подобных «шедевров».

 

Тема искусства и мастерства всегда волновала М.А. Булгакова, а в романе «Мастер и Маргарита» – это одна из центральных, ключевых тем. Какими должны быть произведения искусства (любых жанров, в данном случае — литературы)? В чём ценность того или иного творения? Как отличить искусство от обычного ремесла? Над этими вопросами размышляет автор. Попытаемся понять, что именно ценит писатель в творчестве. Каким, по его мнению, должен быть деятель литературы?

В романе показано несколько героев, занимающихся литературной деятельностью. Среди них – литератор, председатель МАССОЛИТа  (вымышленной писателем организации), редактор журнала Михаил Александрович Берлиоз. Фамилия героя ассоциируется с другой – фамилией известного композитора 19 века – Г. Берлиоза. Однако герой словно противопоставлен своему однофамильцу, так как никакого таланта у него нет. Он занимает высокий пост в литературных кругах, один из героев так и называет его –  «генерал» в мире литературы. Берлиоз, хотя и начитанный человек, часто демонстрирующий свою эрудицию, приводящий в свое речи примеры из истории, далёк от понимания истинности искусства. Можно предположить, каков уровень журнала, редактором которого является герой. Он прекрасно пользуется всеми привилегиями, которые ему положены по должности: имеет элитную дачу в литературном посёлке, обедает в престижном ресторане на Грибоедова. Это типичный бюрократ, не дающей возможности продвинуться в литературе истинному таланту. Не без его поддержки был буквально затравлен критикой Мастер. Не могут принять такие бездарные люди, как Берлиоз, талант другого, желание правдиво высказывать свои мысли, быть честным с читателями. Трагична судьба героя  – он погибает под колёсам трамвая (смерть его была предсказана Воландом, словно это наказание за неверие в Бога и дьявола). Да и ресторан «Грибоедов» сгорает в конце романа, что словно символизирует неприятие халтуры, зависти, отсутствия таланта в литературе. Этим автор выражает своё отношение к людям, для которых писательство стало лишь «ремеслом», способом хорошо устроиться в этой жизни. Часто по руководителю можно судить и о самой организации. Берлиоза окружают подобные же люди.

К сожалению, Берлиоз не одинок в романе. Сколько ещё бездарных людей показал автор! Это и поэт Иван Бездомный, который всё же под воздействием Мастера осознал отсутствие таланта в себе, прекратил писать «стишки» и занялся другим видом деятельности. Он становится профессором истории и философии. Кстати, герой и псевдоним свой сменил на настоящую фамилию – Понырев. Псевдоним Бездомный тоже был данью моде, желанием подчеркнуть свою близость с народом (даже это  было заигрыванием с читателями).

Это и критик Латунский, так резко высказавшийся о романе Мастера, что началась буквально травля автора, приведшая  его  в сумасшедший дом. Его статья «Воинствующий старообрядец» была написана в духе атеизма, в ней осуждались мысли Мастера о Боге. Латунский  живёт в роскошном доме в Москве. Именно её квартиру разгромит Маргарита, превратившись в ведьму.

А «бездарность Сашка» — поэт Александр Рюхин!  Все понимают отсутствие таланта в нём, однако и он хорошо устраивается в литературной среде. Он тоже маскируется под пролетария, хотя ничего общего с рабочим классом не имеет. Бездарный сам, Рюхин позволяет себе критиковать самого Пушкина, считая, что ничего особенного нет в его поэзии и лишь тому случайно повезло. Зависть и злоба, душевная пустота – вот сущность характера этого человека.

Завершает «галерею» заместитель Берлиоза — Желдыбин, который может лишь заниматься организационными вопросами, например, похоронами. О его творчестве вообще ничего не сказано.

И это – «цвет» литературы! О какой свободе творчества, о каком таланте можно говорить, когда «элита» литературной среды так ограниченна и бездарна!

Трудно пробиться настоящему таланту в такой среде. Мастер – это истинный творец, создающий настоящее произведение искусства. Случайно выиграв деньги в лотерею, он бросает прежнюю работу в музее, снимает небольшую квартиру, покупает необходимые книги и пишет роман о прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри. Это философское произведение, в котором автор размышляет о лжи и правде, об истине, о страхе и трусости, о гибели невиновного человека и муках совести. Кончено, такое произведение члены МАССОЛИТа просто не могли ни понять, ни оценить по достоинству. Писать правдиво, искренне они уже давно разучились, да и не хотят , боясь потерять привилегии, почёт. Новое творение даже пугает их, и они решают «извести» автора критикой, полной злобы и обвинений, доводя героя до сумасшествия. Мастер просто не смог противостоять этой несправедливости. Автор оказался слабее своего героя. Если Иешуа не отрёкся от своих идей, пройдя нечеловеческие муки , то он решил сжечь роман, который принёс ему столько страданий. Но… «рукописи не горят!» Эта фраза, ставшая афоризмом, подчёркивает, что истинное творение всегда найдёт своего читателя, переживёт своё время, будет волновать души и сердца людей. В конце романа Мастер и Маргарита обретают долгожданную свободу.

Таким образом, проблема истинного искусства, несущего правду людям, созданного талантливыми мастерами, и ремесла, противопоставленного искусству своей бездарностью, бесталанностью, желанием угодить толпе и иметь почёт и славу – одна из основных в романе «Мастер и Маргарита». Автор уверен, что человек, посвятивший себя писательскому труду, должен осознавать важность своего дела, ответственность за созданные произведения. Только наличие таланта, высоких нравственных качеств могут позволить создавать высокохудожественные произведения. А если этого нет, то лучше просто не заниматься литературным трудом (как это сделал Иван Бездомный), а в другой области довести ремесло до совершенства, до искусства.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

literatura-ege.ru

Все аргументы из романа "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова

Чем опасно отсутствие веры, проблема религии, веры, бездуховности, атеизма. 


Так, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» появление Воланда в Москве 30-х годов вполне закономерно. Он как бы иллюстрирует библейскую мудрость о том, что место, откуда изгоняют Бога, тут же занимает Дьявол. Поэтому Воланд со своей свитой прибывает в атеистическую Москву, как в свои владения, принимает гостей, дает бал, а останавливается, естественно, у того, кто более других способствует расчищению места для Дьявола – в квартире Берлиоза, человека умного, но в желании угодить властям становящегося воинствующим атеистом. Он и «получает по вере» – уходит в небытие, а его череп – сосуд для мыслей и чувств, оскверненный бездуховностью и атеизмом, – становится чашей для вина на балу у Сатаны.

Можно ли оправдать измену?

Маргарита изменила своему нелюбимому мужу. Но только это позволило ей остаться верной самой себе. Брак без любви мог обречь ее на гибель (духовную и физическую). Но она смогла найти в себе силы, чтобы начать жизнь с чистого листа и стать счастливой.

Что можно назвать свободой творчества, разница между истинным и ложным искусством.  

Свободу творчества в романе выбирает мастер, когда, отказавшись от условного уюта социально-детерминированной жизни (комната в коммуналке, скучная служба, безликая жена), он исчезает для окружающих, посвятив свою жизнь написанию романа о том, что его волновало больше всего. Он не сочиняет, он «угадывает», потому что смог раскрепостить свои мысли и чувства от гнета современности с ее литературными начальниками и их «руководящими указаниями». Отсюда ярость критиков романа. Это ярость тех, кто продал свою свободу, против тех, кто сумел ее сохранить вопреки обстоятельствам. Сумев противостоять самому страшному тоталитарному режиму, Мастер выстрадал Покой. Это высшая оценка его жизни и его совести. Мастер, по сути, поднимается из Ада в вечность, где в его дом придут те, кого он любит. Покой – это не безделье и отсутствие всяких желаний, а высшая свобода, неотъемлемым качеством которой является очищение души через творчество, музыку, любовь.

Чем опасна личность для государства? Всегда ли интересы общества соответствуют интересам государства? Проблема противостояния человека и сложившейся системы. Может ли человек противостоять системе?

Роман Мастера, который представляет собой рассказ о поединке нищего философа Иешуа Га-Ноцри и могущественного прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Га-Ноцри является идеологом добра, справедливости, совести, а прокуратор – идеи государственности.

Га-Ноцри своей проповедью общечеловеческих ценностей, любви к ближнему, свободы личности, по мнению Понтия Пилата, подрывает единоличную власть кесаря и тем самым оказывается опаснее, чем убийца Варрава. Понтий Пилат симпатизирует Иешуа, он даже предпринимает слабые попытки спасти его от казни, но не более того. Жалок и слаб оказывается Понтий Пилат, испугавшийся доносчика Каифы, испугавшийся потерять власть наместника Иудеи и за это поплатившийся «двенадцатью тысячами лун раскаяния и угрызений совести».

Как условия жизни влияют на характер человека, человек и общество.  
 
 

В романе мы видим сатирическое изображение быта Москвы 30-х годов. Жизнь Москвы 30-х годов рисуется многообразно. Показывается всеобщая подозрительность, намёками говорится о репрессиях и доносах, шпиономании и слежках. Быт Москвы, неуютный и неналаженный, находит отражение в так называемом «квартирном вопросе», который, по признанию Воланда, сильно испортил московские нравы за последнее столетие. Страшная реальность бесчисленных «коммуналок» заставляет людей ради квартир обманывать, лжесвидетельствовать, давать и брать взятки, доносить, отказываться от родственников или, напротив, стремиться незаконно породниться со счастливыми «квартировладельцами».

М. Булгаков показывает и нравы пресыщенных, деморализованных слоев интеллигенции, продавшихся новой власти, забывших стыд и совесть в пьянстве и разврате, как Степа Лиходеев и Семплеяров, в желании обогатиться на дармовщину за счет власти, как члены правления Массолита и др.  

Предательство, совесть, подлость.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» очень точно выведен тип мерзавца, мелкого Иудушки, который ради своих интересов готов совершить любую подлость. Журналист Алоизий Могарыч написал донос на Мастера. Когда соседа арестовали, он переехал в его квартиру, обжился в ней, сделал ремонт, пристроил ванную. Такие внешне добропорядочные люди считают себя всегда правыми, потому что их ожиревшую совесть легко подкупить деньгами, должностью, захваченной квартирой.

rustutors.ru

Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Мастер и Маргарита - шедевр русской литературы, где переплелись настоящее и прошлое. Над своим творением автор работал большую часть жизни и в итоге подарил читателям грандиозное и уникальное произведение полное красок. Разнообразие героев, привлекающее внимание своей фантастичностью и необычностью. Это роман Булгакова, где поднимаются разные темы со всеми его проблемами, о чем и напишем наше сочинение.

Мастер и Маргарита проблемы

Как мы уже сказали, в своем романе Булгаков поднимает разнообразные проблемы, которые с помощью своих героев, их образов и действия писатель раскрывает их и ищет пути решения. Таким образом в романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, проблемы добра и зла, проблемы любви и одиночества, проблемы творчества и нравственности. Рассмотрим все более подробно.

Проблема выбора

Читая произведение Булгакова, мы замечаем первую проблему, которую поднимает писатель и это проблема выбора. Булгаков строит сюжет так, что от каждого персонажа зависит его судьба и то по каким законам будет развиваться жизнь. Писатель дает каждому из своих героев возможность менять жизнь к лучшему, вот только не каждый из них этим шансом пользуется. А ведь перед выбором поставлен каждый. Это и Маргарита, которой нужно выбирать жизнь с мужем в богатстве, либо жить с бедным Мастером. Это и выбор, который нужно было сделать Понтию Пилату. Выбор, который нужно было делать Рюхину и Бездомному. Дочитав работу Булгакова, мы увидели, что каждый из героев все-таки сделал свой личный выбор и он для каждого был по-своему правильным.

Нравственные проблемы

Ключевой в романе является и нравственная проблема, когда каждый человек должен определить для себя, что хорошо, что плохо, стать на путь предательства или остаться верным своим идеалам, быть трусом или же стать на справедливый путь. Все герои в определенный момент своей жизни решают для себя нравственные вопросы, выбирая тот или иной путь. Так Понтий должен для себя решить, оправдать невиновного или же вынести смертный приговор. Мастер должен делать выбор либо отказаться от своего произведения, подчинившись цензуре или же отстаивать собственный роман. Маргарите нужно решить быть с мужем или же разделить судьбу с любимым Мастером. При этом все персонажи сталкиваются с нравственной стороной проблемы.

Проблема добра и зла

Еще одной из вечных проблем, что раскрыл Булгаков, была проблема добра и зла. Данная тема интересовала многих писателей и была актуальна во все времена. Булгаков тоже не остался в стороне от проблемы добра и зла и раскрыл ее по-своему, используя жизнь и выбор своих персонажей. Две разные силы, что должны быть в равновесии и не могут существовать одна без другой, автор воплощает в образах Иешуа из Ершалаима и Воланда. Мы увидели, что две силы равноправны и стоят на одной ступени. Воланд и Иешуа не управляют миром, а лишь сосуществуют и противоборствуют, устраивая споры. При этом можно смело утверждать то, что борьба добра и зла вечная, так как не найдется в мире ни одного человека, кто бы не совершил греха, точно так же как нет того, кто бы ни разу в жизни не совершил добра. Главное уметь распознать эти две силы и выбрать правильный путь. Как раз роман помогает читателям понять, что есть добро, а что зло.

Проблема творчества

Не остался в стороне автор и от проблемы творчества. Уже с первых страниц мы замечаем поднятую проблему ложного и настоящего творчества. Данная тема также волновала и была болезненной для Булгакова. Видимо поэтому многие читатели и литературоведы в образе Мастера видят самого Булгакова.

Читая произведение, мы видим членов МАССОЛИТа, которые заботятся не о том, что написать, а как набить свои карманы. Автор изображает писателей, для которых храмом культуры и его достопримечательностью во все времена был ресторан, что расположен на первом этаже. А вот истинный писатель - это Мастер, в его образе изображается настоящий художник пера, который написал поистине хорошую работу. Но вот бездарные массолитяне ее не оценили, мало того, довели персонажа до сумасшествия. Однако автор говорит о том, что придет время и халтура будет наказана, высшие силы воздадут каждому за их деяния. В произведении сделан упор на то, что рукописи не горят, а значит каждый человек, который связал себя с литературой, должен относиться к творчеству ответственно. Справедливость была восстановлена благодаря Воланду и его свите. Весь рассадник лжи и халтуры был объят огнем. И пускай, новое здание отстроится, придут новые халтурщики, но на время истина восторжествовала. А у настоящих талантов появилось немного времени для того, чтобы нести в мир свои шедевры.

Проблема любви

Любовь чувство, которое волнует всех, и проблема любви также была раскрыта в романе Мастер и Маргарита. Любовь - воистину сильное чувство, которое толкает людей на разные поступки. Булгаков раскрывает тему любви с помощью образов двух героев: Маргариты и Мастера. Вот только имеются препятствия на пути их общего счастья. Во-первых замужество героини, во-вторых нахождение Мастера в психиатрической больнице. Но любовь героев настолько сильная, что Маргарита решается на сделку с дьяволом. Она продает свою душу ему, лишь бы тот вернул ей любимого человека. Какой мы видим любовь в романе? Прежде всего, это любовь, которая не делает героев хуже или лучше, она их делает просто другими. Любовь у писателя самоотверженная, бескорыстная, милосердная, вечная и верная.

Проблема одиночества

Среди философских проблем, что раскрывает автор, была и проблема одиночества, которая хороша раскрыта на примере главных героев. Здесь мы видим Мастера, чье произведение отвергает общество. А ведь оно для него было смыслом жизни. Тем самым автор раскрывает одиночество творческих людей. Видим одиночество Иешуа, которого отвергли люди не приняв правды, проповедуемой персонажем. Видим одиночество и в образе Понтия Пилата, который пренебрег совестью и переступил всевышний закон. К тому же, читая роман, увидели мы одиночество и в глазах героини Маргариты, чье сердце требовало любви.

Однако у Булгакова не угасает надежда на то, что люди все же обретут покой, услышат голос разума, познают любовь, а вместе с этим избавятся от одиночества.

Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

3 (60%) 2 votes
На этой странице искали :
  • проблематика мастер и маргарита
  • мастер и маргарита
  • эссе на тему вечные проблемы в романе мастер и маргарита
  • добро и зло
  • мастер и маргарита проблема

sochinyshka.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *