Теория для огэ по обществознанию – Теоретический материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию

Содержание

Разбор задания №3 ОГЭ по обществознанию


Человек и общество


В третьем номере ОГЭ по обществознанию, тема которого звучит как «Общество и человек», проверяются знания учеников по всем подразделам предметам, упомянутым в предыдущих двух заданиях. Следовательно, и сами задания по формулировке и тематике схожи: могут спросить про влияние общества на природу, сферы общественной жизни, типы обществ, виды социального прогресса, категории нравственности и т.д. Важный момент: в задании под номером 3 часто нужно классифицировать общество не в традиционном формате «аграрное-индустриальное-информационное», а по другим признакам. Например, простое или сложное, земледельческое или скотоводческое, письменное или дописьменное. Как правило, сделать это не очень сложно исходя из условия задания – предоставленных там данных вполне достаточно.

Третье задание также построено в тестовом формате: краткое описание ситуации либо прямой вопрос и четыре варианта ответа. Если выбран верный – ставится 1 балл, если нет – 0 баллов.


Разбор типовых вариантов задания №3 ОГЭ по обществу


Первый вариант задания

Люди, живущие в этом обществе, владеют алфавитом и фиксируют звуки на материальных носителях, к которым относятся: берестяные грамоты, клинописные таблицы, книги, газеты, компьютеры. К какому типу общества оно относится?

  1. Индустриальное
  2. Письменное
  3. Аграрное
  4. Дописьменное

В данном задании мы сталкиваемся с классификацией типов обществ, несколько отличной от самой популярной, в которой выделяются аграрное, индустриальное и постиндустриальное общества. В условии не приводится никаких данных, характеризующих это общество как аграрное или индустриальное: мы не знаем о способе его организации, о доминирующей отрасли экономики, поэтому сделать вывод об этом не можем. Зато известно, что жителям этого общества знакома письменность: не уточняется, каким именно способом они фиксируют звуки, но говорится, что они это делают. Следовательно, дописьменным такое общество быть не может. Варианты 1, 3 и 4 не подходят, верный ответ – 2.


Второй вариант задания

Максим – молодой человек высокого роста, у него темные волосы, голубые глаза и спокойный характер. Все это характеризует Максима как:

  1. Личность
  2. Друга
  3. Индивида
  4. Индивидуальность

Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно понимать тонкую грань между понятиями «индивид», «индивидуальность» и «личность», а именно – отличие между индивидом и индивидуальностью: очень важно не путать эти два термина. Индивид – это человек как отдельная особь среди всех людей, как носитель определенных природных особенностей. Индивидуальность – особенное сочетание биологических и социальных особенностей человека, которое отличает его от остальных. Индивидом человек рождается, а индивидуальность приобретает. В данном задании Максим охарактеризован как индивид, потому что описываются только его природные особенности. Если бы он был охарактеризован как личность, давались бы какие-либо социально значимые черты – например, он является редактором школьной стенгазеты. Конечно, некоторые могут подумать, что он характеризуется как индивидуальность, однако чаще всего на экзамене под индивидуальностью подразумевается набор черт, а не человек, поэтому правильный ответ – 3.


Третий вариант задания

Лена и Таня дружат еще с детского сада. Они любят гулять в свободное время, после школы часто ходят вместе в кино, два раза в неделю посещают один кружок бальных танцев. В этом проявляются их:

  1. Потребности
  2. Умения
  3. Задатки
  4. Способности

Это задание не такое сложное. В условии говорится о проявлении потребности девочек в дружбе: им нравится проводить вместе время, и даже в кружок они ходят вместе. Конечно, можно решить, что посещение кружка бальных танцев свидетельствует о наличии у девочек способностей, но в данном случае упор идет на их дружбу и потребность в общении друг с другом. Ответ: 1.

spadilo.ru

Тест №7 ОГЭ по обществознанию

Тестовые задания №7 ОГЭ по обществознанию. Теория к заданию №7 и разбор типовых вариантов по ссылкам под тестами!⇓⇓⇓

Лимит времени: 0

Информация

Тренировочные варианты типовых тестовых заданий №7 ОГЭ по обществу. 😉

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 10

    Какая из данных ниже формулировок отражает сущность экономики как науки?

    Экономика как наука изучает производство, распределение и потребление товаров и услуг, а также все экономические процессы и возникающие в связи с ними отношения.

  2. Задание 2 из 10

    Что из нижеперечисленного относится к факторам производства?

    Факторы производства – это определенные ресурсы, которые используются для производства товаров или услуг. Выделяют следующие факторы производства: труд, капитал, природные ресурсы, предпринимательские способности.

  3. Задание 3 из 10

    Пример отношений в экономической сфере жизни общества – отношения, возникающие между:

  4. Задание 4 из 10

    Отличие рыночной экономики от командной заключается в том, что в ней:

    При рыночной экономической системе капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, господствует частная собственность, существует конкуренция, отсутствует гарантия стабильности развития.

  5. Задание 5 из 10

    Какое из данных ниже понятий является обобщающим для всех остальных?

  6. Задание 6 из 10

    В стране Х выделяется два крупных района, природные условия в которых сильно отличаются. Первый район, находящийся южнее, специализируется на выращивании цитрусовых, а второй, более северный – на молочном и мясном скотоводстве. Это – пример такого явления в экономике, как:

  7. Задание 7 из 10

    Лилия купила в магазине книгу современного писателя-фантаста. Это действие является:

    Покупка товара в магазине – обмен денег на товар.

  8. Задание 8 из 10

    Готовность покупателей приобрести какие-либо товары или услуги по определенной цене – это:

    Желание покупателей приобрести конкретный товар, подкрепленное их возможностью приобрести его по определенной цене, называется спросом.

  9. Задание 9 из 10

    Причиной дефицита государственного бюджета может являться:

    Налоги, неналоговые поступления и заимствования являются источниками доходов государственного бюджета; затраты на социальную сферу, хозяйственные нужды, военную и оборонную сферу, внешнюю политику, платы по госдолгу и управленческие расходы – то, на что в основном расходуется госбюджет. Дефицит возникает, когда расходы превышают доходы, также это называется отрицательным сальдо бюджета.

  10. Задание 10 из 10

    Источником дохода государственного бюджета является:

    Налоги, неналоговые поступления и заимствования являются источниками доходов государственного бюджета; затраты на социальную сферу, хозяйственные нужды, военную и оборонную сферу, внешнюю политику, платы по госдолгу и управленческие расходы – то, на что в основном расходуется госбюджет. Дефицит возникает, когда расходы превышают доходы, также это называется отрицательным сальдо бюджета.

spadilo.ru

Разбор задания №29 ОГЭ по обществознанию


Привлечение сторонней информации


В задании С4 или №29 ОГЭ по обществознанию требуется привести примеры из окружающей нас общественной жизни для ответа на поставленный вопрос. Вопрос связан непосредственно с прочитанным текстом.


Теория к заданию №29 ОГЭ по обществознанию


Итак, как я уже упомянул выше, задание С4 предполагает выход за рамки содержания текста и привлекает  знания обществоведческого курса, фактов общественной жизни или нашего личного социального опыта.

Задание может иметь несколько модификаций:

  1. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите три проявления какого-либо явления…
  2. Используя содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, приведите три подтверждения … (дайте три объяснения)…
  3. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами …(приведите три примера, подтвердите тремя конкретными примерами)…
  4. С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт выскажите три предположения…
  5. Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два примера… и кратко поясните каждый пример…
  6. Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, объясните три ситуации…
  7. Проиллюстрируйте тремя примерами идею текста… (конкретными примерами проиллюстрируйте любые три приведенные в тексте характеристики)…
  8. На основе авторского текста сформулируйте три рекомендации…

Ниже мы разберем требования к выполнению заданий:

Во-первых, точность и корректность приводимых фактов, их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям.

Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений.

Положения или понятия, которые требуется конкретизировать, как правило, носят общий, иногда предельно абстрактный характер (такова специфика обществоведческого знания). «Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, очень большое и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации.

В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления, другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты общего.


Разбор типовых вариантов задания №29 ОГЭ по обществознанию


Разберем следующий пример:

Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева.

Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность – это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние.

Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.

К данному тексту нам предлагается следующее задание:

Почему человек «лишь в качестве члена общества может состояться как человек»? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.

Необходимо немного подумать, вспомнить какие-либо примеры или рассуждения. После этого наш ответ должен выглядеть примерно так:

  1. развитие личности человека возможно только в общении и взаимодействии с другими людьми
  2. человек может проявить свои личностные качества только в общении и взаимодействии с другими людьми
  3. многие свои потребности человек может реализовать только в процессе общественной жизни

Посмотрим еще один пример с уже знакомым нам текстом:

Средний класс – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами. В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса.

Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».

Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций. Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.

В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора – не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.

В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.

Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.

Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса.

Можно привести следующие три примера:

  1. преподаватель университета переехал работать по контракту в другую страну
  2. банковский служащий стал начальником отдела, а затем заведующим филиалом банка
  3. врач, защитив диссертацию, стал главврачом клиники

spadilo.ru

Разбор задания №20 ОГЭ по обществознанию


Право


Двадцатое задание экзамена по обществознанию для 9 класса завершает блок номеров, связанных с правом. По аналогии с предыдущими блоками, блок «право» кончается заданием на анализ двух суждений – определением, какое из них является верным, либо же указанием на то, что оба они верны/неверны. Данное задание проверяет все аспекты темы «право», упоминавшиеся в номерах 17, 18 и 19, однако, в отличие от них, относится к повышенному уровню сложности. Впрочем, несмотря на это, максимальный балл за него – 1. Чаще всего в 20 задании встречаются вопросы о Конституции нашей страны, структуре государственной власти РФ и ее органах, их полномочиях, а также – о том, что регулируют различные виды права: обычно именно эти аспекты вызывают сложности у ребят, поэтому нужно хорошо выучить всю относящуюся к ним теорию.


Разбор типовых вариантов задания №20 ОГЭ по обществу


Первый вариант задания

Являются ли верными данные ниже суждения о Конституции РФ?

А. Предложения о внесении поправок в текст Конституции могут вноситься только Президентом.

Б. Ни один закон, принимаемый в стране, не должен противоречить Конституции.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

Конституция – основной закон Российской Федерации, который обладает высшей юридической силой. Он закрепляет основы государственного устройства страны, осуществление принципа разделения властей, права и свободы, которыми обладают ее граждане. Законы, которые противоречат Конституции, не могут быть приняты, поскольку она обладает высшей юридической силой. Предложения о внесении поправок в Конституцию могут вноситься различными субъектами конституционной инициативы: Советом Федерации, Государственной Думой, законодательными органами субъектов, группой депутатов и, конечно, Президентом РФ. Итак, первое суждение неверно, а второе – верно, следовательно, ответ – 2.


Второй вариант задания

Верны ли приведенные высказывания о Федеральном Собрании?

А. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат.

Б. Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган РФ.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

Федеральному Собранию посвящена 5 глава Конституции РФ. В 95 статье говорится о том, что оно состоит из 2 палат: Совета Федерации и Государственной Думы; значит, первое утверждение верно. В 94 главе Конституции говорится о том, что Федеральное Собрание – парламент РФ – является высшим законодательным и представительным органом страны. Второе утверждение тоже верно, следовательно, ответ – 3.


Третий вариант задания

Верны ли данные суждения о семейном праве?

А. Вопрос о расторжении брака в случае наличия в семье детей или несогласия одного супруга решается в судебном порядке.

Б. Все имущество, которое было приобретено во время брака, является совместной собственностью супругов.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

Если один из супругов не согласен на развод или же уклоняется от него, то есть не подает заявление и не является в органы ЗАГС, а также если у супругов есть общие несовершеннолетние дети, расторжение брака производится в судебном порядке; первое утверждение правильное. О совместной собственности супругов говорится в 34 статье Семейного Кодекса РФ. Там сказано, что все имущество, нажитое парой во время брака – то есть в то время, когда они являлись мужем и женой – является совместной собственностью супругов. Выходит, что оба варианта верны, и ответ – 3.

spadilo.ru

Разбор задания №2 ОГЭ по обществознанию


Человек и общество


Во втором задании итогового экзамена для девятиклассников по обществознанию проверяются знания учащихся по следующим темам:

  • Биологическое и социальное в человеке
  • Личность
  • Деятельность человека, ее основные формы
  • Человек и его ближайшее окружение
  • Межличностные отношения и конфликты, их конструктивное разрешение
  • Общение
  • Особенности подросткового возраста

Как видно, спектр тем достаточно большой, однако большая часть из них не представляет особой сложности. Однако для успешного выполнения задания под номером 2 нужно особенно хорошо разбираться в таких аспектах, как:

  • Биологические и социальные факторы
  • Проявление биологического и социального в человеке, отличия человека от животного
  • Понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность – нужно четко различать разницу между ними, уметь давать определения
  • Этапы социализации, факторы становления личности – определение личности, ее качества
  • Определение деятельности, ее характерные черты, виды и структура, критерии классификации
  • Типы мышления
  • Социальные группы, их виды, признаки и структура
  • Виды и формы межличностных отношений, определение
  • Понятие общения в широком и узком смысле, его структура, виды, функции
  • Определение межличностного конфликта, причины его возникновения, виды конфликтов, его фазы и способы разрешения
  • Проявление основных особенностей подросткового возраста – примеры

Максимальный балл за это задание – 1. Оно, как и предыдущее, построено в формате теста с выбором одного верного варианта из четырех.


Разбор типовых вариантов задания №2 ОГЭ по обществу


Первый вариант задания

Валерия узнала, что Инна позвала на свой День Рождения всех одноклассниц, кроме нее. Она не стала выяснять причину этого поступка и просто перестала здороваться и разговаривать с Инной. Какой способ поведения в межличностном конфликте проиллюстрирован в данной ситуации?

  1. Сотрудничество
  2. Компромисс
  3. Приспособление
  4. Уход от конфликтной ситуации

В вариантах ответа перечислены 4 основные формы поведения в межличностном конфликте. Сотрудничество предполагает поиск такого выхода, который полностью удовлетворил бы обе конфликтующие стороны без какого-либо ущерба для них. Компромисс несколько схож с сотрудничеством, однако при достижении компромисса сторонам приходится идти на уступки. При приспособлении только одна конфликтующая сторона готова пойти на уступки – она как бы приспосабливается к интересам оппонента и не высказывает своего мнения, потому что боится дальнейшего усугубления конфликта. Ясно, что данные модели поведения не относятся к приведенной жизненной ситуации. Остается уход от конфликтной ситуации или избегание, при котором человек не высказывает свое мнение, не идет на уступки, а просто стремится выйти из конфликта, никак не пытаясь его решить. Как правило, такое поведение может стать причиной дальнейшего конфликта и усложнения ситуации. Следовательно, верный ответ – 4.


Второй вариант задания

В стране Х основная ячейка общества – родовая община, а в экономике доминирует аграрный сектор. К какому типу общества относится данная страна?

  1. Постиндустриальному
  2. Информационному
  3. Традиционному
  4. Индустриальному

Доминирование сельского хозяйства, земля как основной фактор производства и преобладание родовых общин – основные характеристики традиционного общества. Постиндустриальное и информационное общество – синонимы; основной фактор производства – информация, а продукт – услуги. О родовых общинах речи, естественно, не идет: яркий пример постиндустриального общества – Япония. В индустриальном обществе в экономике доминирует промышленный сектор. Ответ: 3.


Третий вариант задания

Формирование личности происходит под влиянием:

  1. Социального окружения
  2. Окружающей природы
  3. Природных способностей
  4. Собственных убеждений

Личность – это такой индивид, который обладает совокупностью социально-значимых черт: он участвует в жизни общества как социально-культурный субъект, осознает совокупность своих социальных черт, имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в процессе общения, труда и социальных отношений. Как известно, индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся. В какой-то мере все вышеперечисленные факторы влияют на формирование личности, однако в наибольшей степени это относится к фактору под номером 4 – собственные убеждения. Ведь личностными считаются только такие черты, которые определяют образ жизни человека, его самооценку. Итак, ответ – 4.

spadilo.ru

Разбор задания №7 ОГЭ по обществознанию


Экономика в обществе


Седьмое задание экзамена по обществознанию для девятого класса проверяет знания ребят в следующих темах:

  • Экономика и ее роль в общественной жизни
  • Товары, услуги, потребности, ресурсы
  • Экономические системы и собственность
  • Производство, труд
  • Торговля, рынок, рыночный механизм

Особенно хорошо нужно разбираться в таких аспектах, как:

  • Виды потребностей и ресурсов, ограниченность ресурсов
  • Производительность труда
  • Разделение труда и специализация
  • Экономика – определение, виды и отличие друг от друга, функции
  • Понятия спроса, предложения, распределения, производства, потребления
  • Номинальная и реальная стоимость
  • Экономические блага
  • Издержки производства
  • Налоги – виды, функции
  • Факторы производства
  • Инфляция – ее причины, виды определение, антиинфляционная политика
  • Государственный бюджет – определение, что приносит доход, что относится к расходам, что ведет к дефициту

Задание, как и все предыдущие, построено в форме теста: дается вопрос и четыре варианта ответа, из которых нужно выбрать один правильный. Если выбор сделан верно, ученик получает 1 балл, если нет – баллы за это задание не начисляются.


Разбор типовых вариантов задания №7 ОГЭ по обществу


Первый вариант задания

Что из перечисленного можно отнести к факторам (ресурсам) производства?

  1. Товары
  2. Обмен
  3. Труд
  4. Спрос

Факторы или ресурсы производства – это то, что необходимо для осуществления самого производственного процесса. Их всего четыре, так что лучше один раз хорошо их запомнить: это труд, земля, капитал и предпринимательские способности. Товары – не факторы производства, а его результат. Обмен и спрос к факторам производства также не имеют никакого отношения. Следовательно, ответ – 3.


Второй вариант задания

К расходной части государственного бюджета можно отнести:

  1. Акцизный сбор
  2. Подоходный налог
  3. Государственная пошлина
  4. Обслуживание госдолга

Государственный бюджет – это такой документ, в котором расписываются доходы государства за определенный период, обычно – за год. Налоги – прямые и косвенные, акцизный сбор, пошлины и неналоговые сборы относятся к доходам государственного бюджета; следовательно, варианты под цифрами 1, 2 и 3 не подходят. Остается обслуживание госдолга, которое на самом деле относится к расходам. Также государственный бюджет расходуется на здравоохранение, социальную сферу, оборону, внешнюю политику, сельское хозяйство, административные и управленческие нужды. Итак, ответ – 4.


Третий вариант задания

Какой из перечисленных признаков характеризует рыночную экономику?

  1. Уравнительное распределение благ
  2. Многообразие форм собственности
  3. Централизованное ценообразование
  4. Значительная роль промышленного производства

Рыночная экономика основывается на наличии частной собственности, конкуренции, свободы выбора и предпринимательства. Экономическая самостоятельность различных субъектов экономики достигается благодаря многообразию форм собственности – значит, ответ под номером 2 является верным. А вот варианты 1 и 3 относятся к командному типу экономики. Вариант 4 — значительная роль промышленного производства – скорее всего, характеристика не экономического типа, а индустриального общества. Ответ: 2.

spadilo.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *