Аннотация рецензия и – аннотация и рецензия

Аннотация. Рецензия

Поделиться статьёй:

Каждый книголюб, читатель или филолог знаком с понятиями рецензии и аннотации. Каждое из них связано с характеристикой произведения, может привлечь к нему внимание, а может оттолкнуть. Первая является профессиональным отзывом на книгу и всегда появляется уже после прочтения и выхода произведения в свет. Как правило, рецензии пишут критики, журналисты, писатели или рядовые читатели на форумах или блогах. Аннотация – это, скорее крючок, который заманивает читателя, тот сыр в мышеловке и сладкие речи Лисицы, которые заставили Ворону выронить сыр. В двух этих понятиях есть немало общего, хотя есть и отличные черты.


Аннотация
Аннотация – это интригующее краткое описание произведения, которое должно заставить читателя прочитать, а лучше купить книгу. В книжных магазинах, беря в руки незнакомую книгу, каждый первым делом смотрит на аннотацию, читает пусть даже очень краткое и часто загадочное описание романа или истории. Поскольку каждый должен представлять, о чем выбранная книга. Перед автором аннотации стоит удивительная задача: сказать много и не сказать ничего. Этим аннотация, рецензия и отзыв отличаются друг от друга. Автор должен вовремя прервать себя, остановить описание для того, чтобы каждому захотелось приобрести книгу, получить историю до конца.

При этом аннотация должна быть достаточно интересной и интригующей, но ни в коем случае не может быть негативной. Ведь главная цель ее – продать произведение, выставить его в положительном свете.

Рецензия
Это совершенно иная история. Не зря многие писатели и авторы с благоговейным ужасом относятся к литературным критикам, которые одним словом могли погубить или вознести автора. Значит, рецензия может быть не только хвалебной или нейтральной, а может быть и резко негативной, уничтожительной, что также возможно. При этом критика может быть как профессиональной, так и любительской. Дополнительное отличие аннотации и рецензии в том, что первые пишут исключительно профессионалы, представители издательства или сами авторы, тогда как рецензии должны «крапать» критики, журналисты и все, кто прочитали произведение и готовы сказать о нем свое мнение.

Важно, что рецензия должна быть максимально аргументированной и обоснованной. Независимо от ее тона и направленности, каждая фраза в ней должна подтверждаться реальными фактами, цитатами или приведением примеров. В противном случае она становится дилетантской и унылой, поскольку походит на пустой обмен мнениями, школьное сочинение или невыразительное высказывание по поводу важной проблемы.

Поделиться статьёй:

videoforme.ru

Что такое аннотация и рецензия их отличие

Аннотация (от лат. annotatio — замечание) — краткая характеристика издания: рукописи, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.
Аннотация даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первичном документе? »
Перед текстом аннотации присутствуют выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме.
Аннотация содержит основную тему статьи или книги, кроме этого она может перечислять (называть) основные положения описываемого источника.
Аннотация может не упоминать субъект действия (предполагая, что он известен из контекста) , и содержать пассивные конструкции — глагольные и причастные.

Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) — разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т. д. ) , научного или научно-популярного произведения; жанр газетно-журнальной публицистики и литературной критики.
Рецензирование — процедура рассмотрения научных статей и монографий перед публикацией учёными-специалистами в той же области (отсюда название в некоторых языках — «рассмотрение коллегами» , «равными» : англ. peer review, исп. revisión por pares). Цель рецензирования — удостовериться и в необходимых случаях добиться от автора следования стандартам, принятых в конкретной области или науке в целом. Публикации произведений, не прошедших рецензирования, часто воспринимаются с недоверчивостью профессионалами во многих областях.
Аннотация может описывать, может рекомендовать, быть общей или содержать какую-либо специальную направленность.

Рецензирование используется издателями для отбора и оценки представленных рукописей, а также различными фондами при принятии решения о выделении средств на исследование.
В последнее время появились попытки проверить систему рецензирования путём предоставления явно бессмысленных произведений, но написанных псевдонаучным языком. Успешные попытки такого рода принадлежат компьютерной программе SCIgen — несколько статей, сгенерированных случайным образом, были приняты к публикации в американском, иранском и российских журналах.
Аннотированные библиографические указатели помогают читателю ориентироваться в выборе произведений печати.
Рецензия – это письменный разбор любого художественного или научного произведения (от спектакля до диссертации) . В рецензии обязательно присутствуют следующие основные пункты: предмет рецензии, актуальность темы, краткое содержание и основные положения рецензируемого произведения, общая оценка произведения, недостатки и выводы рецензента. Написание рецензии уже является нормальной контрольной работой, даже в школе.
Рецензия – это отзыв о книге, фильме или спектакле. Очень удобно, ведь прежде чем покупать книгу или билеты, полезно знать мнение критика. После прочтения рецензии читать и смотреть само произведение также интересно, это абсолютно ни на что не влияет.
Вот еще тут посмотри http://www.zabspu.ru/info/student/uu/01.php
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

otvet.mail.ru

§ 2.Аннотация, реферат, рецензия как основные

жанры научно- учебных текстов

В научном стиле современного русского языка выделяют три основных подстиля: собственно научный подстиль (монография, научная статья и др.) и научно популярный подстиль (очерк статья и др.).

Наиболее ярко научный стиль языка проявляется в посменной форме речи, но с развитием научных знаний он становится и неотъемлемой частью устной речи, сохраняя при этом свою специфику.

К основным жанрам научной речи в учебно-профессиональной сфере относятся аннотация, реферат, рецензия и отзыв.

Аннотация (от лат. Аnnotatio замечание)- статья краткая характеристика книги, статьи, сборника), ее содержания, назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция). Аннотация отвечает на вопрос: “О чем говорится в первичном тексте?”

Структура аннотации: содержательная характеристика первоисточника, цель автора; адресат первичного текста. Кроме того, могут быть факультативные части: композиция, структура первичного текста; иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике. Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов.

Аннотация, в отличие от реферата, не раскрывает содержания текста, а лишь информирует о существовании текста определенного содержания и характера, дает самое общие представление о его содержании.

Аннотации бывают справочные (описательные или информационные), рекомендательные, общие и специализированные (разновидность последней — аналитическая: дает характеристику только некоторым, отдельным частям по определенной теме).

Реферат (от лат.refеere — докладывать, сообщать)- адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отвечает на вопрос: “Какая информация содержится в первоисточнике? Что излагается в нем?”.

Основные требования, предъявляемые к реферату информативность, полнота изложения, объективность, неискаженное фиксирование всех положении первичного текста, корректность в оценке материала.

Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предлагают критическое или творческое осмысление литературы.

Виды рефератов

репродуктивные продуктивные

реферат- реферат- реферат- реферат-

конспект резюме обзор доклад

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях применения.

Реферат-резюме — приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Реферат-обзор — охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад — дает анализ информации, приведенной в первоисточниках и объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата выделяется три основных компонента, библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.

Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста.

Объем реферата — 15-30% объема реферируемой работы, опускаются доказательства, аргументы, примеры, нет повторения для закрепления материала.

Рецензия (лат.

Recensio— рассмотрение, разбор) — жанр, отражающий актуальность рецензируемого материала, содержащий ее оценку с определением аргументированности авторских выводов, достоинств языка и стиля, выявлением недостатков.

Два жанра: рецензия и отзыв тесно связаны между собой по своей цели — выражение отношения к книге, статье, фильму и т.п. Рецензия — осуществляется через — рассуждение-доказательство и рассуждение-размышление. Отзыв реализуется через рассуждение с объяснением.

Рецензия пишется на что- либо. Круг вопросов более широкий, есть оценка методов исследования, особенности классификации фактов, определение значимости полученных результатов. Особое место в рецензии занимают замечания, которые идут после аргументации каждого тезиса или конце рецензии.

Образец аннотации:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г.

Культура и искусство речи. Ростов-на — Дону: Феникс, 1995.-576 с.

В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений, умению вести конструктивный диалог.

Предназначено для студентов вузов, а также учащихся школ, лицеев, гимназий. Представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научится говорить правильно и убедительно.

studfiles.net

2. Аннотация, рецензия и отзыв как жанры научного стиля речи. Общая характеристика: цели, языковые особенности.

1. Русский язык как язык делового и профессионального общения, место и роль русского языка в официально-деловой жизни Казахстана. Русский язык-это язык русского народа. Он объединяет людей, живущих друг от друга за тысячи километров. На нем говорят, читают и пишут людиразных национальностей.Русский язык входит в число шести языков, которые ООН объявила мировыми. Русский язык, как мировой язык, активно используемый в разных странах, развивающийся в окружении разных инонациональных языков, приобретает качества полинационального, поскольку в каждом конкретном государстве отражает реалии окружающей его действительности и испытывает на себе влияние близкоконтактирующего языка (языков).Таким образом, состояние русского языка на рубеже веков можно исследовать с четырех позиций: язык исконной территории проживания этноса, язык стран содружества, язык иммигрантов и иностранный язык. Оссобенность русского языка состоит в том, что он является государственным языком в Россий и служит средством межнационального общения в Казахстане. Русский язык в Казахстане — второй по числу носителей и первый по владению и уровню распространения язык в республике Казахстан.Согласно части 2 статьи 7 Конституции Республики Казахстан от 1995 года, «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык».Русский язык является родным языком для русского населения Казахстана, а также для большинства европейских народов Казахстана. Традиционно выступает как второй язык или же первый иностранный язык для всего нерусского населения республики, в первую очередь казахов.Сферы использования русского языка в Казахстане формируют собственную социофункциональную модель, то есть совокупность форм существования языка, в рамках которой реализуются речевые потребности данного социума во всех жизненных ситуациях и позволяют считать русский язык Казахстана одним из национальных вариантов.Для обозначения соответствующих языковых единиц в русском языке Казахстана нами принимается термин «регионализм» в тех случаях, когда эти единицы находятся либо в оппозиции общеупотребительному литературному стандарту, либо расширяют его границы. Словарный состав казахстанского варианта русского языка является репрезентативным для всех национальных разновидностей — состоит из трех основных слоев: лексики литературного уровня, обиходно-разговорных лексических единиц и, гораздо реже, диалектных слов.Практику использования в русской речи лексических единиц казахского языка можно назвать типичным явлением для настоящего времени, поскольку действительность, окружающая носителя языка, требует употребления адекватных для ее отражения средств. Русский язык сохраняя свою уникальность и идентичность на протяжений громадного пространства и длительного времени, вобрал в себя богатства языков Востока и Запада. Русский язык стал высокоразвитым, богатым, раскрытым в своих потенциях, упорядоченным, стилистически дифференцированным, историчеси сбалансированным языком, способным обслуживать все потребности — не только национальные, но и общечеловеческие.

Аннотация (от лат. annotatio — замечание) или резюме (от фр. resume — «сокращённый») — краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе. Аннотация даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первичном документе?». Перед текстом аннотации присутствуют выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Аннотация содержит основную тему статьи или книги, кроме этого она может перечислять (называть) основные положения описываемого источника. Аннотация может не упоминать субъект действия (предполагая, что он известен из контекста), и содержать пассивные конструкции — глагольные и причастные. Аннотация может присутствовать в статье. В современных научных журналах аннотацию, как правило, ставят в начале статьи (сразу после заголовка, авторов и списка ключевых слов), несмотря на то, что в ней могут содержаться выводы.Аннотация имеет 2 обязательные части: содержательная характеристика первоисточника, цель автора и адресат аннотируемого текста. Смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише (в статье рассматривается, в книге изложены, статья посвящена, книга заинтересует). Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации. Рецензию традиционно относят к аналитическим жанрам. Основанием для этого является, прежде всего, цель, которую ставит перед собой автор. Анализ художественного произведения, лежащий в основе рецензии, является способом аргументации автора своего субъективного мнения. Читатель интуитивно разделяет рецензии на «положительные» и «отрицательные». И особенностью этого жанра является стремление к объективности оценки. Следует отметить, что в структуре рецензии традиционно выделяют компонент «общая оценка произведения», а в речевом оформлении рецензий присутствуют различные языковые средства оценки. Особенностью речевого воплощения указанного структурного элемента является использование наречий со значением оценки: важно, значительно, значимо, актуально, необходимо. Отзыв — один из видов литературной критики: небольшое литературно-критическое произведение, которое кратко оценивает художественное произведение, книгу. Отзыв на лит. произведение должен содержать:

а) информация о содержании произведения (достаточно краткая – ~5 предложений) .

б) какие проблемы затронул автор в этом произведении и их оценка.

в) композиция и ее особенности (если есть эти особенности, если интересна эта композиция)

г) критическая оценка того,

— какая тема и как она раскрыта;

— идейное содержание;

— язык и стиль.

д) указывается назначение этой работы (этого произведения) в ряду других произведений этого автора; либо какое место это произведение занимает в литературном процессе вообще.

studfiles.net

Рецензия

Количество просмотров публикации Рецензия — 951

Аннотация

Переходим к следующему малому жанру – аннотации. Возможно, для вас это будет сюрпризом, но, по сути, чуть раньше мы уже проговорили о том, что такое, аннотация, когда разбирали анонс.

Дело в том, что непосредственное отношение к жанру аннотации имеет один из жанровых признаков анонса. А именно — краткое изложение сути события. Аннотация — это и есть краткое изложение сути события или явления: книги, музыкального альбома, фильма, спектакля. Давайте подтвердим нашу точку зрения авторитетными источниками.

Большая советская энциклопедия: ʼʼА. – (от лат. annotatio — замечание), краткая характеристика книги, статьи или рукописи, их идейно-политической направленности, содержания, назначения, ценности и др.
Размещено на реф.рф
А. должна быть описательной или рекомендательной, общей или специализированной. Аннотированный библиографические указатели помогают читателю ориентироваться в выборе произведений печатиʼʼ.

Словарь реклама и полиграфия: ʼʼА. – краткая характеристика печатного издания, дающая представление о его содержании, назначении и направленностиʼʼ.

Издательский словарь-справочник: ʼʼА. – 1. Краткая характеристика тематического содержания издания (произведения), его социально-функционального и читательского назначения, формы и других особенностейʼʼ.

Я бы обратил внимание на две важные составляющие, которые есть во всœех определœениях, что я привел выше. В первую очередь, краткость формы. Во-вторых, раскрытие содержания. В случае если вы хоть раз читали разные форумы и блоги в интернете, наверняка натыкались на комментарии типа ʼʼтема раскрытаʼʼ. Так вот, главное назначение аннотации — это раскрытие темы художественного произведения. Наверняка, каждый из вас хоть раз открывал любую книгу на третьей странице или на предпоследней странице обложки, смотрел на оборотную сторону DVD-диска. Вот то краткое изложение сюжета или содержания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ там публикуется, и есть пример аннотации, на которые мы натыкаемся чаще всœего.

Самая главная ловушка, которая подстерегает любого человека, пишущего рецензию или аннотацию — это так назывемый ʼʼспойлерʼʼ (от английского глагола ʼʼto spoilʼʼ — гадить, портить). ʼʼСпойлеромʼʼ, применительно к рецензии или аннотации, называют текст, который не просто сообщает тему произведения, но и впрямую раскрывает сюжетную интригу. Портит впечатление, удовольствие от просмотра фильма или прочтения книги. Написать ʼʼспойлерʼʼ — значит на первой же странице детектива указать имя убийцы. В Википедии есть отличный пример титров, которыми заканчивался триллер ʼʼДьяволицыʼʼ 1955 года: ʼʼНе уподобляйтесь дьяволицам! Не лишайте удовольствия своих друзей, которые могут проявить интерес к этому фильму. Не рассказывайте им то, что вы видели. Спасибо вам от их имениʼʼ.

Классический учебник жанров, по которому учат в МГУ, книга Александра Алексеевича Тертычного ʼʼЖанры периодической печатиʼʼ вообще не рассматривает аннотацию в качестве самостоятельного жанра. Тем не менее, в современной журналистике, а особенно в журналах-гидах вроде ʼʼАфишиʼʼ, Time Out, ʼʼВаш досугʼʼ, ʼʼЧто читать?ʼʼ и книжном приложении к ʼʼНезависимой Газетеʼʼ ʼʼНГ-Exlibrisʼʼ — они занимают очень важное место. В случае если возвращаться к определœению из БСЭ, то они помогают ʼʼориентироваться в выбореʼʼ: какую книгу почитать, какой спектакль посмотреть, на какую выставку сходить. И тут, естественно, возникает вопрос: а чем аннотация отличается от рецензии?

Главное отличие рецензии от аннотации — это оценка. В случае если аннотация — это, скорее и прежде всœего, ʼʼкраткое содержаниеʼʼ, то рецензия — это журналистское произведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ставит своей целью не столько рассказать о содержательной стороне, сколько дать оценку произведению, обозначить его важность в общем контексте, помочь вам как читателям определиться с приоритетами.

Вот, как формулирует отличительные особенности жанра рецензии Александр Алексеевич Тертычный (я процитирую достаточно большой отрывок из него, но, поверьте, он этого заслуживает):

Слово ʼʼрецензияʼʼ латинского происхождения (ʼʼrecensioʼʼ) и в переводе означает ʼʼпросмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либоʼʼ. Можно сказать, что рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всœего критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п. В какой бы форме ни был бы дан такой отзыв, суть его – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению. Отличие рецензии от других (…) жанров состоит, прежде всœего, в том, что предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления — книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телœепередачи.

Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач. В том же случае, когда журналист на базе глубокого анализа произведения выдвигает какие-то общественно-значимые проблемы, его произведение будет скорее не рецензией, а литературно-критической статьей, обозрением или искусствоведческим исследованием…

Рецензия должна быть ясной по содержанию и форме, доступной для адресатов разной категории, читателœей, слушателœей, зрителœей, Для этого рецензенту нужно глубоко изучить рецензируемое произведение, учитывая те принципы и правила, которыми руководствовался писатель, ученый или художник, уметь использовать методы анализа и свободно владеть языком рецензируемого произведения.

Но основная задача рецензента — увидеть в рецензируемом произведении то, что незаметно непосвященному. А это трудно сделать, не обладая специальными знаниями в определœенной сфере (литературе, театральной жизни, искусстве и пр.) Эти знания не может заменить обычный жизненный опыт или интуиция. Чем большим запасом знаний обладает журналист, тем больше у него шансов подготовить действительно профессиональную рецензию.

Я процитировал такой большой отрывок специально. Потому что в нем обозначены основные принципы написания любой рецензии. Давайте повторим их отдельно:

1. Краткость формы. Конечно, ничто кроме внутренних требований нашего издания не ограничивает нас в объёме специально. Но, как правило, для рецензии достаточно небольшого объёма. ʼʼНебольшой объёмʼʼ — конечно, понятие относительное для любого издания, но, тем не менее, для того чтобы изложить внятно взгляд журналиста или издания на то или иное явление культурной жизни, небольшого объёма достаточно. В случае если же под рецензию выделяют большую площадь, то это означает, что журналисту либо нужно уходить в другие жанры. К примеру, в литературно-критическую статью, как говорит Тертычный. Либо использовать симбиоз различных журналистских жанров, в котором рецензия будет лишь составной частью.

2. Ясность изложения. Вообще-то данный пункт должен относиться к любому журналистскому тексту, но к рецензии – особенно. Дело в том, что рецензия – жанр, который должен помогать читателю, а не быть текстом, написанным ради красоты самого текста. Мы уже говорили о том, что задача рецензии – помочь читателю определиться со своим отношением к явлению, сделать выбор.
Размещено на реф.рф
Я искренне люблю журнал ʼʼАфишаʼʼ и считаю его школу музыкальной журналистики одной из самых сильных, но, к сожалению, их рецензии часто не соответствуют данному тезису. Понятно, что пример моей жены не самый верный социологический показатель, но она, к примеру, именно в связи с этим перестала читать ʼʼАфишуʼʼ и переключилась на английский ʼʼNew Musical Expressʼʼ.

3. Доступность для аудитории. Аудитория должна понять и тот предмет, о котором вы хотите высказаться, и вашу мысль, и вашу оценку. Опять же, данный тезис, по-хорошему, должен относиться к любому журналистскому тексту. Но для рецензии это особенно важно. Вас должен понять человек, который может не разбираться, скажем, в нотной грамоте. Или в тенденциях современной электронной музыки. Или передовых театральных постановках. Чем понятнее вы расскажете про то, что вы описываете, дилетанту, тем лучше написана ваша рецензия. Правда, не стоит забывать про то, что у каждого издания есть своя целœевая аудитория. И в рамках разных целœевых аудиторий разные дилетанты. У ʼʼАфишиʼʼ — одни. У ʼʼКомсомольской правдыʼʼ — другие.

4. Аргументация. Опять же, аргументировать свою точку зрения нужно в любом тексте. Но, пожалуй, в рецензии, как ни в каком другом жанре, нужно уметь подтверждать свою точку зрения грамотно сформулированными аргументами. Фанаты различных музыкальных коллективов очень любят ругать музыкальных критиков за отсутствие аргументации. И, довольно часто, бывают правыми. Точку зрения нужно уметь объяснять и доказывать.

5. Оценка — в обязательном порядке. На это мы уже обратили внимание. Просто подчеркнем это еще раз.

Поскольку оценка в рецензии должна содержаться в обязательном порядке, давайте подумаем, как мы можем ее выразить. Кто, что может сказать по этому поводу?

На самом делœе есть два способа выражения оценки — вербальный и невербальный. Вербальный — это когда мы прописываем нашу оценку с помощью слов. К примеру, в журнале Empire № 10 за октябрь 2009 года про фильм ʼʼКрамер против крамераʼʼ в подрубрике ʼʼВердиктʼʼ прямо говорится: ʼʼОдин из лучших феминистских фильмов в истории кинœематографаʼʼ или, к примеру, в журнале ʼʼАфишаʼʼ № 19 (259) за 2009 год об игре ʼʼS.T.A.L.K.E.R: Зов припятиʼʼ: ʼʼКогда появилось с чем сравнивать, ʼʼСталкерʼʼ моментально стал провинциальной, неряшливой и не очень интересной игройʼʼ.

Невербальный способ — это когда мы прописываем нашу оценку при помощи некой визуальной символики, так называемой ʼʼинфографикиʼʼ. К примеру, звездочками или нотками. Мы, к примеру, делали это в журнале BRAVO или журнале ʼʼYES!-Звездыʼʼ.

В прессе есть еще один достаточно эффектный способ выражения оценки тому или иному произведению — это объём, который выделяется на странице или полосœе. К примеру, в журнале ʼʼYES!-Звездыʼʼ или в свое время в журнале BRAVO мы выдели наибольшую площадь на полосœе под наиболее значимую и интересную на наш взгляд пластинку или фильм. В случае с ʼʼYES!-Звездамиʼʼ это была пластинка месяца, в случае с BRAVO – пластинка недели.

Кстати, учитывая огромную плотность потока продуктов, который индустрия развлечений практически в ежедневном режиме обрушивает на голову ʼʼпростого слушателяʼʼ, сам факт отбора пластинки, фильма или книги для рецензии в том или ином журнале должна быть своеобразной оценкой. Пластинка, которая удостоилась нескольких строк в журнале GQ означает, что эту пластинку так или иначе не грех послушать успешному, состоятельному и модному джентльмену из целœевой аудитории журнала. И пластинки, которые, соответственно, лучше не слушать, на страницах издания не упоминаются. Это тоже своего рода оценка, которая выражается вот таким вот образом.

Опять же — с плотностью потока индустрии развлечений связана еще одна очень важная роль рецензий. Рецензии играют роль своеобразного гида — проводника по темному лесу десятков тысяч фильмов, сотен тысяч книг и музыкальных дисков. Рецензент, выбирая и отмечая те или иные диски, рассказывает своему читателю про то, что действительно важно и интересно. Естественно, на его вкус и взгляд. Рецензии, таким образом, отчасти похожи на потребительского гида, хотя не на 100%, естественно.

Еще один важный момент, на котором мне бы хотелось остановиться особо. В случае если журналист, согласно определœению Тертычного, должен обладать некоторым запасом знаний в той области, в которой он пишет свою рецензию, то читатель таким запасом обладать не обязан. Вспомните, что я говорил по поводу доступности изложения.

То есть если вы пишите музыкальную рецензию, то не стоит злоупотреблять музыковедческими терминами или кинœематографическими понятиями в случае кинорецензии. Особое внимание этому моменту стоит уделить в том случае, в случае если вы пишите рецензию в глянцевой, популярной прессе. В случае если речь идет о прессе специализированной, — скажем, журнале ʼʼИскусство Киноʼʼ, — то, естественно, там можно позволить себе большую свободу, оперируя специальными терминами.

В популярной прессе нужно говорить, прежде всœего, об эмоциональной составляющей (то, кстати, ради чего музыку и слушают). О соотношении, скажем, нынешнего альбома исполнителя с его предыдущими работами и так далее, а не о том, что нынешние его песни на две октавы сложнее предыдущих. По этой причине еще одно правило всякой хорошей рецензии: излагайте свои мысли без злоупотребления специализированной терминологией.

В истории отечественной журналистики новейшего времени было несколько примеров создания и выпуска изданий, целиком основанных на рецензиях. К примеру, журнал PLAY, который писал исключительно про свежие компакт-диски. Или киношные журналы – ТotalFilmили ТotlDVD. К сожалению, я немного хуже знаю журналы о компьютерной индустрии, в связи с этим ничего не могу сказать об изданиях вроде PC Gamer. Но и там – рецензии на компьютерные игрушки – основная часть содержательной модели журнала.

referatwork.ru

§ 2.Аннотация, реферат, рецензия как основные

жанры научно- учебных текстов

В научном стиле современного русского языка выделяют три основных подстиля: собственно научный подстиль (монография, научная статья и др.) и научно популярный подстиль (очерк статья и др.).

Наиболее ярко научный стиль языка проявляется в посменной форме речи, но с развитием научных знаний он становится и неотъемлемой частью устной речи, сохраняя при этом свою специфику.

К основным жанрам научной речи в учебно-профессиональной сфере относятся аннотация, реферат, рецензия и отзыв.

Аннотация (от лат. Аnnotatio замечание)- статья краткая характеристика книги, статьи, сборника), ее содержания, назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция). Аннотация отвечает на вопрос: “О чем говорится в первичном тексте?”

Структура аннотации: содержательная характеристика первоисточника, цель автора; адресат первичного текста. Кроме того, могут быть факультативные части: композиция, структура первичного текста; иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике. Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов.

Аннотация, в отличие от реферата, не раскрывает содержания текста, а лишь информирует о существовании текста определенного содержания и характера, дает самое общие представление о его содержании.

Аннотации бывают справочные (описательные или информационные), рекомендательные, общие и специализированные (разновидность последней — аналитическая: дает характеристику только некоторым, отдельным частям по определенной теме).

Реферат (от лат.refеere — докладывать, сообщать)- адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отвечает на вопрос: “Какая информация содержится в первоисточнике? Что излагается в нем?”.

Основные требования, предъявляемые к реферату информативность, полнота изложения, объективность, неискаженное фиксирование всех положении первичного текста, корректность в оценке материала.

Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предлагают критическое или творческое осмысление литературы.

Виды рефератов

репродуктивные продуктивные

реферат- реферат- реферат- реферат-

конспект резюме обзор доклад

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях применения.

Реферат-резюме — приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Реферат-обзор — охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад — дает анализ информации, приведенной в первоисточниках и объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата выделяется три основных компонента, библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.

Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста.

Объем реферата — 15-30% объема реферируемой работы, опускаются доказательства, аргументы, примеры, нет повторения для закрепления материала.

Рецензия (лат.Recensio— рассмотрение, разбор) — жанр, отражающий актуальность рецензируемого материала, содержащий ее оценку с определением аргументированности авторских выводов, достоинств языка и стиля, выявлением недостатков.

Два жанра: рецензия и отзыв тесно связаны между собой по своей цели — выражение отношения к книге, статье, фильму и т.п. Рецензия — осуществляется через — рассуждение-доказательство и рассуждение-размышление. Отзыв реализуется через рассуждение с объяснением.

Рецензия пишется на что- либо. Круг вопросов более широкий, есть оценка методов исследования, особенности классификации фактов, определение значимости полученных результатов. Особое место в рецензии занимают замечания, которые идут после аргументации каждого тезиса или конце рецензии.

Образец аннотации:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г.

Культура и искусство речи. Ростов-на — Дону: Феникс, 1995.-576 с.

В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений, умению вести конструктивный диалог.

Предназначено для студентов вузов, а также учащихся школ, лицеев, гимназий. Представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научится говорить правильно и убедительно.

studfiles.net

§ 2Аннотация, реферат, рецензия как основные жанры

научно-учебных текстов

В научном стиле современного русского языка выделяют три основных подстиля: собственно научный подстиль (монография, научная статья и др.) и научно-популярный подстиль (очерк статья и др.).

Наиболее ярко научный стиль языка проявляется в письменной форме речи, но с развитием научных знаний он становится неотъемлемой частью устной речи, сохраняя при этом специфику.

К основным жанрам научной речи в учебно-профессиональной сфере относятся аннотация, реферат, рецензия и отзыв.

Аннотация (от лат. Annotatio – замечание) – статья. Краткая характеристика книги, статьи, сборника) ее содержания, назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы. Проблемы первичного текста. Иногда характеризуется его структура 9композиция). Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?»

Структура аннотации: содержательная характеристика первоисточника, цель автора; адресат первичного текста. Кроме того, могут быть факультативные части: композиция, структура первичного текста; иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике. Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов.

Аннотации, в отличие от реферата, не раскрывает содержания текста. А лишь информирует о существовании текста определенного содержания и характера, дает самое общее представление о его содержании.

Аннотации бывают справочные 9описательные или информативные), рекомендательные, общие и специализированные (разновидность последней – аналитическая: дает характеристику только некоторым, отдельным частям по определенной теме).

Реферат (от лат. Referee – докладывать, сообщать) – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отвечает на вопрос: «Какая информация содержится в первоисточнике? Что излагается в нем?».

Основные требования, предъявляемые к реферату: информативность, полнота изложения, объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста, корректность в оценке материала.

Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предлагают критическое или творческое осмысление литературы.

Виды рефератов

Репродуктивные

Продуктивные

Реферат-конспект

Реферат-резюме

Реферат-обзор

Реферат- доклад

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал. Сведения о методах исследования. О полученных результатах и возможностях применения.

Реферат-резюме — приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Реферат-обзор – охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад – дает анализ информации, приведенной в первоисточниках и объективную оценку состояния проблемы. В структуре реферата выделяется три основных компонента, библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.

Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста. Объем реферата – 15-30% объема реферируемой работы, опускаются доказательства, аргументы, примеры, нет повторения для закрепления материала.

Рецензия (лат. Recensioрассмотрение, разбор) – жанр, отражающий актуальность рецензируемого материала, содержащий ее оценку с определением аргументированности авторских выводов, достоинств языка и стиля, выявлением недостатков.

Два жанра: рецензия и отзыв тесно связаны между собой по своей цели — выражение отношения к книге, статье, фильму и т.п. Рецензия – осуществляется через – рассуждение-доказательство и рассуждение-размышление. Отзыв реализуется через рассуждение c объяснением.

Рецензия пишется на что-либо. Круг вопросов более широкий, есть оценка методов исследования, особенности классификации фактов, определение значимости полученных результатов. Особое место в рецензии занимают замечания, которые идут после аргументации каждого тезиса или конце рецензии.

Образец аннотации: Введенская Л.А., Павлова Л.Г.

Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 576 с.

В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений, умению вести конструктивный диалог.

Предназначено для студентов вузов, а также учащихся школ, лицеев, гимназий. Представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научиться говорить правильно и убедительно.

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *