Афинский полис – Афинское государство. Афинский полис от возникновения до конца архаической эпохи

Древние Афины — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 октября 2017; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 октября 2017; проверки требуют 15 правок. Парфенон — главное святилище города, посвященное богине Афине Парфенос, шедевр золотого века Перикла

Древние Афины, Афинский полис или город Афины — древнегреческий полис, город-государство в Аттике, игравшее с V века до н. э. наряду со Спартой ведущую роль в истории Древней Греции. В Древних Афинах сформировалась демократия, получили классические формы философия и искусство театра. По мнению Курта Раафлауба в тот период был крайне незначительный уровень урбанизации и поэтому нельзя говорить о массах городского населения[1].

ru.wikipedia.org

Возникновение полиса Афины История

Восстановление производительных сил к IX – VIII веку до нашей эры, стабилизация социальных связей, общее возрождение культуры стали основными факторами возникновения греческого полиса, первого в мировой истории типа правового общества. Полис (от греч. Πολις) отличался от городских поселений предшествующего времени – протополисов – наличием сообщества граждан (Πολιτης), которому принадлежал верховный суверенитет, то есть права учреждать собственные органы управления, создавать свою военную организацию, устанавливать законы, отправлять судопроизводство, вводить собственные денежные и измерительные единицы и т. д. Собственно, полис являл собой город-государство, форму социально-экономической и политической организации общества и государства. Полисы составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения города в полис не входила и не имела прав граждан (метеки, периэки, вольноотпущенники, лишенные всяких прав рабы). В дальнейшем форма власти в полисе была различной (олигархия, демократия и др.).


Древние строители города-государства Афины

Ранее всего полис начал получать правовое оформление в Афинах. В IX столетии до нашей эры вся полнота власти была сосредоточена в народном собрании – экклессии. Собрание избирало пожизненного правителя – архонта, который отличался от прежних басилевсов отсутствием царских инсигний и привилегий, отсутствием священнических и судебных полномочий. С 752 года до нашей эры архонты стали избираться только на 10 лет, а с 682 года до нашей эры стала избираться коллегия 9 архонтов сроком на 1 год. Первый архонт, самый старший, назывался эпоним, и его именем обозначался год в Афинах; эпоним ведал внутренними делами, попечением о сиротах, несовершеннолетних, семейными и наследственными делами. Второй архонт – басилевс – наблюдал за религиозной жизнью, осуществлял первосвященнические функции. Третий архонт – полемарх – возглавлял войско. Остальные шесть архонтов назывались фесмофетами, то есть судьями и законодателями. Все афинские граждане делились на три сословия: эвпатридов (благородных), демиургов (ремесленников) и геоморов (земледельцев). Все они обладали избирательными правами, но только эвпатриды имели право избираться на должности.

Основание города-государства Афины предание относит к XVI-XIII векам до нашей эры. Назван в честь богини Афины (миф о ее споре с Посейдоном за право дать городу имя, возможно, отражает борьбу различных племен за господствующее положение). После покорения Греции Македонией в VI столетии до нашей эры начался упадок города, но он еще долго держался остатками своей былой славы столицы философов и поэтов, лучших педагогов Греции. Так, регулярные пожертвования делались династией Птолемеев, династией Атталидов. Уже в эллинистический период Афины стали местом паломничества для всякого образованного грека, где бы он ни жил, а впоследствии и для римлян.

История древних цивилизаций →

Афинский свод законов →

godsbay.ru

Конспект "Полисный период. Афины" - УчительPRO

«Древняя Греция: полисный период. Афины»

Ключевые слова конспекта: полисный период, Афины, темные века, гомеровский период, архаическая Греция.



История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры.

Полисный период (XI—IV вв. до н. э.) — второй период в истории Древней Греции. Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

Полисный период делится на:

  1. Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.). Народы Греции вновь оказались на стадии родового общества, т.к. дорийцы находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Была забыта письменность, прекратилось каменное строительство, пришли в упадок ремесла.
  2. Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.). В Греции заново возникают небольшие государства — полисы — это особый тип государства, в территорию которого входил город, расположенные вокруг него поселения, усадьбы богатых землевладельцев, сельскохозяйственные угодья. Центром полиса был город. Здесь не было царей, власть находилась в руках знати, которая выбирала на определенный срок правителей. По мере развития производительных сил и обмена появляются рабы (пленные).
  3. Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.).

Растущая потребность полисов в земле, сырье, рабочей силе способствовала великой греческой колонизации (VIII—VI вв. до н. э.). Было основано около 300 колоний по берегам Средиземного и Черного морей. Направления колонизации:

  •  Западное — колонии Тарент, Капуя (Италия), Сиракузы (о. Сицилия), Массилия (юг Франции).
  •  Южное и юго-восточное — колонии Навкратис, Кирена (Африка).
  •  Северо-восточное — колонии Танаис (устье р. Дон), Пантикапей (Крым) и др.

Последствия колонизации:

  •  развитие кораблестроения и мореплавания, торговли;
  •  улучшение положения трудового населения;
  •  рост значимости средних слоев населения.

Полис Афины

Наиболее крупными полисами были Спарта и Афины. В Афинах (Средняя Греция, Аттика) зародилась

аристократическая олигархия (власть немногих). Граждане Афин делились на эвпатридов (рабовладельческая аристократия) и демос (рядовое земледельческое население). Не являлись гражданами метеки (переселенцы из других полисов) и рабы.

Полисом управляли девять архонтов — высшие должностные лица из числа знати, избираемые сроком на один год. По окончании срока полномочий архонты становились членами ареопага — орган управления в Афинах, осуществлявший высшие судебные и контролирующие функции. Архонтами и членами ареопага могли быть только аристократы.

 Народное собрание (экклесия) в этот период особого значения не имело. Демос в управлении не участвовал.

Пришедший к власти в Афинах Драконт ввел смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды (621 г. до н.э.).  Позже драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Солоном, который провел реформы: простил долги, запретил обращать в рабство за долги (594 г. до н.э.). Все мужчины — уроженцы Аттики были поделены на 4 разряда и стали называться гражданами афинского государства.

Регулярно созывалось Народное собрание, в котором участвовали все граждане. На нем решались все важные вопросы и выбирались должностные лица: стратеги, судьи и др. Судьи выбирались независимо от богатства и знатности. Вводилась обязательная военная служба.

Дальнейшие реформа провел архонт Клисфен (509 г. до н.э.). Аттика была разделена на 10 территориальных фил, на смену кровнородственному принципу пришел территориальный принцип административного деления.

Был образован Совет пятисот. Введен институт остракизма (т.н. суд черепков) — форма тайного голосования, когда на черепке голосующий писал имя человека, подозреваемого в стремлении в свержении демократии. Осужденный большинством голосов подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества.


Это конспект по теме «Древняя Греция: полисный период». Выберите дальнейшие действия:

 

Полисный период. Афины

5 (100%) 2 votes

uchitel.pro

Что такое полис в Древней Греции? Государства-полисы Древней Греции

В этой статье мы поговорим о Древней Греции. Точнее, постараемся найти ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции.

В 8-9-м веке до н. э. Греция не являлась единственным государством, как, например, государства Древнего Востока во время своего расцвета. Греция была страной полисов.

Полис в Древней Греции - это община граждан, коллектив земледельцев и скотоводов, которые вместе живут и вместе защищают свою землю. Постепенно полис видоизменялся, приобретая черты государства. Его центром становился окруженный стенами город, с торговой площадью - агорой, храмом, посвященным богу-покровителю города, различными домами и тому подобное. Вокруг города селились земледельцы и пастухи. Вся пригодная для земледелия земля, угодья и природные богатства считались собственностью общины.

Владельцем земли мог быть только гражданин. Все граждане были членами ополчения, которые брались за оружие во время военной угрозы. Народному собранию принадлежала вся власть в полисе. Участвовать в нем имели право только граждане селения. Существовали разные типы полисов в Древней Греции.

Их насчитывались десятки. Могущественными были полисы Древней Греции. Названия их - Афины и Спарта. Самым богатым был город Коринф. Каждый полис имел свое правительство, войско и казну, чеканил монету.

Афины

Отвечая на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, первое государство, которое следует рассмотреть, - это Афины. Территория Афинского полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции. Сами Афины расположены в центре плодородной равнины в 5 км от моря.

Господствующее положение в новом государстве принадлежало родовой знати. Главные правительственные должности занимали аристократы. Высшая власть принадлежала ареопагу, состоящему из представителей родовой знати, и архонтам - государственным чиновникам (голове, верховному жрецу, главнокомандующему, шести общественным судьям).

Постепенно бедные члены общины распахивались и были вынуждены брать займы у богачей. На земле заемщиков ставили долговой камень. Когда же они не могли вернуть долг с процентами, то теряли землю. Принимающие землю в аренду оставляли себе лишь шестую часть урожая, а остальное отдавали владельцу земли. Крестьяне скудели, становились должниками, впоследствии превращаясь в рабов.

Реформы Солона

В 8-7-м веке до н. э. определенная часть демоса - купцы, владельцы мастерских и кораблей, зажиточные крестьяне - разбогатела. Теперь они стремились участвовать в управлении полисом, однако были лишены этого права. Именно они развернули и возглавили борьбу демоса с аристократией.

В разгар смуты граждане обратились к афинскому политику Солону, который возглавлял полис в Древней Греции - это привело к осуществлению нескольких реформ. Прежде всего он отменил долги афинян и запретил долговое рабство. Земельные участки вернули должникам. Афиняне, которые попали в рабство за долги, получили свободу. Отныне ни один афинянин не мог быть рабом!

Солон ввел разделение граждан на четыре разряда - самые богатые, состоятельные, среднего достатка и бедняки - в зависимости от размера их имущества и доходов. Граждане разных разрядов имели разные права и выполняли различные обязанности перед государством.

Преобразования, которые совершил Солон в афинском обществе, переориентировали Афины на путь развития демократии.

Тирания в Афинах

Прошло 20 лет с начала правления Солона, и в Афинах снова начались смуты. Родственник Солона, полководец Писистрат, в 560 году до н. э. захватил власть и стал править в Афинах единолично, силой обеспечив в Афинском полисе мир и согласие. Так в Афинах была установлена тирания.

Земли аристократов, покинувших страну, распределили между крестьянами. Для них тиран ввел налог (десятую часть урожая), чем обогатил государственную казну.
Писистрат пытался способствовать развитию земледелия, ремесел, торговли, кораблестроения. Он начал большое строительство в Афинах: по его приказу воздвигались храмы, пути и водопроводы. В город приглашались знаменитые художники и поэты, были написаны «Илиада» и «Одиссея», которые к тому времени передавались устно. Собственно, именно в период правления Писистрата Афины превратились в культурный центр Греции. С тех пор берет начало и их морское могущество.

Завершение формирования Афинского полиса

Тирания пала вскоре после смерти Писистрата (поскольку его наследники правили жестоко), и первым архонтом был избран законодатель Клисфен. Всю территорию Афинского государства он разделил на 10 округов, каждый из которых состоял из трех равных частей - приморской, сельской и городской. Гражданство теперь определялось принадлежностью не к роду, а к определенному округу. Ранее территории страны делились по родовому признаку. Этой реформой Клисфен «перемешал» граждан и дал всем им одинаковые права. Таким образом, влияние родовой знати в управлении государством было уменьшено.

Все граждане теперь считались равными независимо от имущественного положения: даже бедняки могли занимать любые государственные должности. Так, в Афинах власть снова оказалась в руках народа.

Спарта

Могущественным полисом в Древней Греции называли Спарту. В 9-м веке до н. э. на полуострове Пелопоннес, в области Лаконика, дорийцы основали несколько поселений. Впоследствии они окончательно покорили местные ахейские племена. В 7-м в. до н. э. дорийцы присоединили к своим владениям соседнюю область Мессению. Во время двух Мессенских войн и сложилось государственное образование, получившее название Лакедемон (Спарта).

В статье мы ищем ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции. Поэтому подробнее остановимся на государственном устройстве Спарты.

Государственное устройство

Граждане Спарты жили по законам, которые, по преданию, ввел мудрец Ликург. Ведущую роль в управлении спартанского государства играл совет старейшин. Решение совета старейшин утверждало народное собрание. Участие в нем принимали только граждане-воины, которые достигли 30 лет.

Ликург позаботился о том, чтобы все граждане Спарты имели равные права, чтобы среди них не было ни бедных, ни богатых. Спартанские семьи получали во владение одинаковые земельные участки, их нельзя было продавать или дарить, поскольку вся земля в Спарте считалась собственностью государства.

Спартанцам запрещалось заниматься ремеслом, торговлей, единственным их занятием было военное дело. Оружие и ремесленные изделия изготавливали для них периэки. Земельный надел спартанца обрабатывали илоты. Спартанцы не могли продать, уволить или убить илота - семьи илотов, как и земля, принадлежали государству.

Быт спартанцев

Анализируя вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, расскажем коротко о быте спартанцев.

Спартанцы были храбрыми, выносливыми воинами. Они носили грубую одежду, жили в одинаковых одноэтажных деревянных домах. Имели определенные формы причесок, бород и усов. При строительстве разрешалось использовать топор, и только при изготовлении дверей - пилу. С 16 лет и до старости спартанец был обязан служить в армии. В 30 лет он считался совершеннолетним и имел право получить участок земли и жениться.

Так жили и развивались государства-полисы Древней Греции.

fb.ru

Становление Афинского полиса - часть 4

родоначальником греческой демократии. Энгельс дал высокую

оценку преобразований Клисфена, назвать их революцией,

низвергнувшей «последние остатки родового стоя».1

Столетний период острой борьбы между родовой аристократии

и демосом, завершили реформами Клисфена.

III .Характерные черты и классовая сущность афинского полиса.

Афины достигают наивысшего расцвета, достаточно чётко

сложились основные классы – рабы и рабовладельцы. Рабы не

имели никаких политических и гражданских прав. Свободное

население Афин было далеко не единым по своему составу.

Господствующее положение занимал класс рабовладельцев, хотя

большую часть свободного населения составляли труженики,

которые жили своим трудом. Некоторым удавалось

разбогатеть, а некоторые наоборот разорялись. В основном же,

как мы видим, все преобразования в стране осуществились в

пользу господствующего класса.

«В какой степени сложившиеся в главных своих чертах

государство оказалось приспособленным к новому

общественному положению афинян, свидетельствует быстрый

расцвет богатства, торговли и промышленности. Классовый

антагонизм, на котором покоились теперь общественные и

политические учреждения, был уже не антагонизмом между

знатью и простым народом, антагонизмом между рабами и

свободными, между находившимися под покровительством и

полноправными гражданами»1

Энгельс считал, что не демократия погубила Афины, а рабство,

которое сделало труд свободного гражданина презренным.

Греческие города – государства-полисы – имели некоторые

отличия от ранних городов – государств Востока.

Греческий полис представлял собой гражданскую общину,

которая опиралась на форму античной рабовладельческой

собственности.

Характерные черты этой собственности – это частная

собственность на рабов и основное средство производство –

землю. Частным собственником мог быть только полноправный

член гражданской общины. Потеряв землю, лишались и

гражданских прав. В Афинах, когда победила рабовладельческая

демократия, политические права распространялись на всех

граждан вне зависимости владения ими землей.

Однако, во всех полисах, независимо от особенностей их

политического устройства, входило в состав и пользовалось

гражданскими правами не всё население полиса. Рабы и

неполноправные в важнейших городах государствах

представляли большую часть населения полиса, а граждане –

лишь привилегированное меньшинство.

Меньшинство использовало политическую власть для

поддержания, существующего строя.

Ещё одна характерная черта полиса – это то, что территория,

принадлежавшая городу – государству, как правило, занимала

незначительную площадь. Владения полиса обычно

исчерпывались примыкающей к нему непосредственно сельской

округой.

В целом полис представлял собой явление исторически

прогрессивное.

IV .Заключение

Познакомившись с первоисточниками и литературой по

истории формирования Афинского полиса можно сделать

следующие выводы: процесс возникновения общественного и

имущественного неравенства в Аттике поначалу протекал в

знакомых нам формах.

Рабовладельческий строй складывался в Греции в формах,

создающих возможности для мощного роста культуры,

оказывает громадное влияние на последующую историю

человечества.

Развитие производительных сил греческого общества,

социально – экономическая дифференциация и распад общества

на классы привели в VIII-VII вв. до н.э. к образованию в Греции

античного города – государства – полиса, имевшего некоторые

отличия от большинства ранних городов – государств Востока.

В целом полис, особая форма рабовладельческого государства, по

сравнению с древневосточными рабовладельческими деспотиями

того времени, безусловно, представлял собой явление

исторически прогрессивное.

Крупная победа была одержана афинским демосом в его борьбе с

аристократией в 594 г. до н.э., когда были проведены так

называемые реформы Солона. Однако, реформы Солона, не довели

начатого дела до конца и в этом смысле носили компромиссный

характер. Высшие слои демоса почили доступ к власти, но ценз

определялся доходами с земли, в связи, с чем богатые

представители демоса должны были делить власть с той же

родовой, землевладельческой аристократией. Общего передела

земли демос не добился. Поэтому вскоре после проведения

реформы социально – политическая борьба в Афинах

возобновилась с новой силой.

В 560 г. до н.э. в Афинах произошёл переворот. Писистрат,

опираясь на диакриев захватил афинский кремль – акрополь и

установил свою власть в Афинах. Наступили эпоха называемая в

истории – тирания Писистрата.

Вслед за ней последовали реформы Клисфена. Реформами

Клисфена завершается длившийся более чем столетие период

острой борьбы между родовой аристократией и демосом.

В это время в афинском обществе уже с достаточной

чёткостью сложились основные классы – рабы и рабовладельцы.

Свободное население Афин было далеко не единым по-своему

составу. Господствующее положение занимал класс

рабовладельцев.

Список использованной литературы

1. Аристотель. Афинская полития. М. 1996;

2. Геродот. История в девяти книгах. Пер., предисл. И указатель

Ф.Г. Мищенко. Изд.2. Т.1. М. 1888;

3. Геродот. История греко – персидских войн. Т. VIII . М. 1888;

4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания, (Тесей, Ликург,

Солон). Пер. Алексеева В. Спб. 1891;

5. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т.1. М., 1961;

6. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и

государства. Соч. изд. 2-е, Т.20;

7. Колобова К.М. Возникновение и развитие Афинского

государства. Л. 1988;

8. Лурье С.Я. История Греции. Ч.1 с древнейших времён до

образования Афинского государства. Л. 1940;

9. Тюменев Л.И. Очерки экономической и социальной истории

древней Греции. Т.1. М. 1986.

[1] Маркс К., Введение к «Критике политической экономии», Маркс К., Энгельс Ф., Соч., Т.12, ч.I, С.203.

1 Геродот, История греко-персидских войн, VII, С.139.

1 Маркс К. Энгельс Ф. Соч. изд. 2-е, Т. 20, С 185-186.

1 Ленин В.И. О государстве, Соч., Т. 29, С. 441.

1 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частн. собст. и гос – ва, С. 117.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч._2-е издание, Т. 20, С. 185.

1 Хрестоматия по истории Древней Греции/Под ред. Каллистова Д.П. – М., 1964., С. 140.

1 Хрестоматия по истории Древней Греции/Под ред. Каллистова Д.П. – М., 1964., С. 140.

2 Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е издание., Т. 21., С. 114-115.

3 Хрестоматия по истории Древней Греции/Под редакцией Каллистова Д.П. – М., 1964., С. 140.

1 Хрестоматия по истории Древней Греции/Под редакцией Д.П. Каллистова. М. 1964., С. 145.

1 Маркс К., Энгельс Ф., Соч., издание 2-е., Т. 21., С. 116.

1 Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, С. 133.

1 Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства., Соч., Т.20., С.

mirznanii.com

АФИНЫ, ПОЛИСЫ И колонии. Классическая Греция

АФИНЫ, ПОЛИСЫ И колонии

В отличие от Рима Афины никогда не считались абсолютным центром Греции. Это был лишь один из ряда городов, никогда не обладавший тотальным превосходством. Другие города, в свою очередь, в разные периоды истории играли в той или иной степени лидирующие роли — особенно Спарта и Фивы. Но именно Афины представляют интерес в качестве модели греческого «полиса».

Прежде всего, это был крупный культурный центр, особенно в V веке, изобиловавший писателями, художниками, политиками и имеющий множество роскошных памятников. Афины привлекали путешественников, играя роль маяка в Греции. Археологические раскопки предоставили важную информацию об учреждениях, религиозных практиках, похоронных ритуалах и повседневной жизни граждан. Отметим, что обнаруженные памятники в целом сохранились там лучше, чем в других городах. То же можно сказать и о литературных источниках, будь то источники, описывающие современные им события или же повествующие о давно прошедших исторических явлениях, например, работы Ксенофонта, Плутарха...

Условно противопоставим идею «полиса» в ее греческом смысле обиходному представлению о «городе». Поговорим о полисе как объединении в еди-

ное целое зданий, свидетельствующих о политической и административной организации, в отличие от простого территориального группирования жилищ. Так, большинство греческих полисов расширяются спонтанно, сводя в своем едином целом фундаментальные элементы: Акрополь, расположенный на возвышенном месте, играющий оборонительную роль (обычный же город будет расширяться с краев, порой постепенно переходя в равнинную местность), и Агора, первоначально место Народного собрания, позднее — центр административной жизни и рыночная площадь. Должно иметь место какое- то масштабное бедствие или же должна наличествовать централизованная форма правления для того, чтобы был намечен некий урбанистический план. Гипподам Милетский первый применил схему расположения зданий по типу шахматной доски; он использовал такой план застройки в Пирее. К сожалению, им не оставлено никаких комментариев касательно своих концепций и работ.

Афины создаются без какого-либо заранее намеченного плана. В их развитии не заложена рациональность. К тому же они никогда не являлись тем, что мы называем большим городом. Афины, считавшиеся одним из самых растянувшихся городов в Древней Греции, покрывали лишь 2600 км (территория современного Люксембурга).

В противоположность Риму полис создается без каких-то особых ритуалов, которые были бы связаны с его закладкой. Между тем нельзя сказать, что религия во всем этом процессе отсутствует. Перед закладкой города следует проконсультироваться у оракула, и основатель, получивший одобрение богов, будет пользоваться значительным авторитетом. В каждом полисе находится герой, реальный или чаще мистический, который предоставляет свое имя родовой общине и охраняет ее. В Афинах Клисфен дает каждой из десяти родовых общин имя героя- основателя, так называемого эпонима. Статуи этих героев ставятся на Агоре на специально огороженном участке, устроенном там в середине IV века. Эти памятники представляют собой связь между религией предков и политическими практиками. На их основаниях вывешивались распоряжения, законы, извещения, списки эфебов1... После консультации у оракула переходили к жертвоприношениям и молитвам. Очертание города, его композиция находились в ведении архитектора.

Колонизация не была достоянием одних только Афин. Таким образом, важная роль колоний будет анализироваться, когда пойдет разговор в целом о «городах-матерях».

АФИНЫ

? Эволюция города

В древнюю эпоху греки жили в убогих деревнях. Соседние деревни, объединяясь, дают рождение городу. Так обстояло дело с Афинами. На равнине, обращенной к морю, ограниченной горами Парнет, Пантелик и Гиметт, образуется агломерация, центр которой располагается в Акрополе. Это объединение деревень, по легенде приписывающееся Тесею, получает название Афины по имени богини.

В начальный период своего существования город включает в себя Акрополь и нижний город — с южной стороны, изначально там находились бо-

1 Эфебы — так назывались ученики эфебии, учреждения, готовившего юношей к военной и гражданской службам. — Примеч. ред.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Становление Афинского полиса - часть 3

«… большинство народа было в порабощении у немногих, народ

восстал против знатных. Смута была сильная, и долгое время

одни боролись против других; наконец они избрали сообща

посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство

государства».1

По происхождению Солон принадлежал к эвпатриодам, но он

был разорён, занялся торговлей, посетил множество городов.

«По происхождению и по известности Солон принадлежит к

первым людям в государстве, по состоянию же и по своему

складу жизни – к средним …»1 . Главная цель Солона была

удовлетворение настойчивых требований демоса путём

некоторых уступок, которые бы могли поднять благосостояние

и обороноспособность Афин. Для этого Солоном был проведён

ряд реформ, которые явились крупной вехой в истории Греции.

Ф. Энгельс характеризует эти реформы следующим образом:

«Солон… открыл ряд так называемых политических революций,

причём сделал это вторжением в отношения собственности»2

А Аристотель по поводу реформ Солона отмечал:

«Государственный строй, который установил Солон, и законы,

которые он издал, были новые; законы же Драконта перестали

применяться, за исключением законов об убийствах. Написав

эти законы на кирбах, афиняне остановили их в царском

портике, и все поклялись их соблюдать»3 .

Солоном были отменены поземельные долги, отменена долговая

кабала, была установлена свобода завещания, цензорная реформа.

Все афинские граждане были разделены на четыре разряда

независимо от их происхождения. Это политическое

мероприятие Солона имело огромное значение для дальнейшего

развития Афин. За основу разделения граждан на разряды был

принят доход с земли.

Сам Аристотель так описывал эти законы Солона: « Солон

установил эти законы на сто лет и дал государству следующее

устройство. На основании оценки имущества он ввёл разделение

на четыре класса, каковое разделение было уже и раньше, - на

пентокосиомедимнов, всадников, зевгистов и фетов. Притом все

вообще должности предоставил исполнять гражданам из

пентокосиомедимнов, всадников и зевгитов – должности девяти

архонтов, казначеев, полётов, одиннадцати колакретов.

Каждому классу он предоставил должность сообразно с

величиной имущественной оценки, а тем, которые

принадлежат к классу фетов, дал участие только в народном

собрании и судах»1 .

Была принята единица ёмкости для зерна – медими. К первому

разряду относились граждане, имеющие сельскохозяйственный

доход не менее 500 медимнов. Ко второму 300медимнов, к

третьему 200, и к четвёртому менее 200 медимнов. После

проведения такого мероприятия Солона политические права

граждан стали зависеть от размера частной собственности.

«… Таким образом, в организации управления вводится совсем

новый элемент – частная собственность»1

Реформы Солона затронули и политическое устройство Афин.

Был создан новый орган – «совет четырёхсот», в который

избиралось по 100 человек от каждой филы.

Учреждение в Афинах нового судебного органа – присяжных –

- гилиэи, так же связано с именем Солона. По мнению

Аристотеля, гелиэи – были одной из самых демократических

реформ Солона, потому что в нём участвовали даже феты.

В результате, победа рядовых свободных в их борьбе с

рабовладельческой аристократией долговым рабством привела к

возникновению рабовладельческих отношений античного типа и

появлению рабовладельческой демократии. Реформы Солона

оформили государственный строй Афин, как рабовладельческого

полиса – города-государства, выдвинули новый принцип

имущественного ценза.

Однако, реформы Солона, не довели начатое дело до конца.

Поэтому вскоре после реформы социально – политическая борьба

в Афинах вспыхнула с новой силой. Население Аттики

разделилось на несколько групп, имевших свои политические

требования.

В 560 г. до н.э. в Афинах произошёл переворот. Захватил

афинский кремль – акрополь и установил свою власть в Афинах –

Писистрат.

В ходе дальнейшей борьбы Писистрат дважды вынужден был

оставлять Афины. И только в третий раз, разбив народное

ополчение, Писистрат захватил верховную власть в Афинах, где

правил до своей смерти, до 527 г., и вошёл в историю Древней

Греции, как тиран. Потому что, несмотря на то, что

конституция Солона продолжала существовать, Писистрат

помимо неё управлял единолично.

Через тиранию прошли многие греческие города, в том числе и

Афины, но нигде режим тирании не оказался долговечным.

Потому что в глазах большинства граждан эта форма

государственного строя оправдывала себя лишь постольку,

поскольку она была направлена против господства родовой

аристократии. Но когда господство родовой аристократии

было сокрушено, то тиранический режим перестал отвечать

интересам демоса. В результате чего тирания теряла свою

социальную опору, и приходили другие политические формы,

которые в большей степени отвечали интересам рабовладельцев.

Так же и при Писистрате. Экономическое развитие Афин

привело к росту демократических элементов, которым тирания

была в тягость и которые стали стремиться к её низвержению.

Следует отметить, что государственная централизация при

Писистрате чувствуется уже гораздо резче, чем при Солоне,

Афины начинают вести широкую внешнюю политику. Главное

своё внимание Писистрат направил на усиление экономической

мощи Афин. Афины стали крупным внутренним рынком.

Предоставление долгосрочного кредита нуждающимся

крестьянам из государственных средств было самой серьёзной

мерой Писистрата, которая несколько облегчила положение

мелких землевладельцев, но прирезков к своим землям они так и

не получили.

Изучив различные документы можно сказать что,

государственная организация была тогда очень слабой, техника

очень примитивной. Об этом свидетельствует хотя бы тот

факт, что Писистрат произвёл государственный переворот при

помощи отряда, вооружённого дубинами.

Идея государственной централизации служила и религиозная

политика Писистрата. При нём получили признание

панафинейсике и всенародные празднества дионисии. Из

олимпийских божеств особым вниманием и почётом

пользовалась Афины, символом объединенного Афинского

государства.

Аристотель изображает Писистрата, как популярного

политика, который умел действовать одновременно в интересах

всех классов и избегавшего крутых мер. Ну, здесь нужно сказать,

что Аристотель идеализировал тиранию Писистрата.

После смерти Писистрата, в Афинах к власти пришли его

сыновья. В Афинах усилилось движение против тирании.

Во главе движения против Писистратидов стал род

Алкмеонидов. Алкмеониду Клисфену удалось освободить Афины и

сломить сопротивление родовой аристократии.

И уже с именем Клисфена связаны следующие реформы в

Афинах. Клисфен заменил не отменённые Солоном четыре филы

на десять новых территориальных фил. Аттика, была разбита

на три территориальных округа. Первый – это город Афины с

пригородами, второй – центральная внутренняя полоса,

третий – береговая полоса. Каждый округ состоял из десяти

разных частей – триттий. Три триттии, по одной из каждого

округа, составили одну новую филу. Составлялось десять

территориальных фил. Целью реформы – скорей всего было

смещение населения, разъединение родов и ослабление силы

эвпатриодов. По конституции Клисфена права граждан

определялись принадлежностью к тому или иному делу, а не

роду. Внесение в гражданские списки новых элементов, увеличило

число афинских граждан и укрепило демократию.

Государственный строй стал гораздо более демократичным, чем

солоновский. Был создан новый совет – совет пятисот,

выбираемых по пятидесяти человек на каждую филу. Внутри же

филы всё зависело от дема. И поэтому как мы видим основной

ячейкой оставалась мелкая единица – дем.

Клисфену удалось создать коллегию, состоящую из десяти

стратегов – предводителей афинского ополчения, которые

сменяли поочерёдно друг друга по посту главнокомандования.

Клисфен установил «суд черепков» – остракизм.

Законодательство Клисфена явилось заключительным этапом

реформ, начатых Солоном. Греки считали Клисфена

mirznanii.com

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о