8 класс литература рассказы – Краткое содержание рассказов по литературе 8 класса

Список литературы 8 класс

Список литературы 8 класс
Программные произведения

1. Крылов И.А. Басни (Лягушки, просящие царя; Обоз)

2. Пушкин А.С. Капитанская дочка

3. Лермонтов М.Ю. Мцыри

4. Гоголь Н.В. Ревизор

5. Тургенев И.С. Ася

6. Лесков Н.С. Старый гений

7. Толстой Л.Н. После бала

8. Чехов А.П. О любви

9. Бунин И.А. Кавказ

10. Куприн А.И. Куст сирени

11. Горький М. Челкаш

12. Зощенко М.М. История болезни

13. Твардовский А.Т. Василий Теркин

14. Астафьев В.П. Фотография, на которой меня нет

15. Шекспир У. Ромео и Джульетта

16. Свифт Дж. Путешествия Гулливера

17. Скотт В. Айвенго

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

Литература для самостоятельного чтения

Л.Н.Толстой «Хаджи Мурат»

Н.В.Гоголь «Женитьба»

И.С.Тургенев «Первая любовь», «Ася»

М.Горький «Дед Архип и Ленька», «Ма-ленькая», «Сказки об Италии»

К.Г.Паустовский «Телеграмма»

ФМ.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

Л.Андреев «Ангелочек»

И.Лажечников «Ледяной дом»

В.Гаршин «Красный цветок»

А.Грин «Зеленая лампа»

В.Астафьев «Кража», «Последний поклон», «Фотография, на которой меня нет»

Б.Васильев «В списках не значился», «Завтра была война», «Не стреляйте в белых лебедей»

В.Короленко «Слепой музыкант», «Парадокс», «Огоньки», «Дети подземелья»

В.Киселев «Девочка и птицелет»

А.Алексин «Узнаете, Алик Деткин», «Мой брат играет на кларнете», «Звоните и приезжайте» и др.

В.Каверин «Два капитана»

Г.Троепольский «Белый Бим Черное Ухо»

В.Железников «Чучело»

Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

А.Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица»

О.Генри «День благодарения», «Родственные души», «Последний лист», «Персики» и др. рассказы

М. Сервантес «Дон Кихот»

Р.Брэдбери «Ветер», «Звук бегущих ног», «Пришло время дождей», «451 по Фаренгейту», «Ревун», «Космонавт», «И грянул гром», «Машина времени», «Здравствуй и прощай» и др. рассказы

Р.Шекли «Запах мысли» и др. рассказы

Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

А.Дюма «Десять лет спустя», «Двадцать лет спустя»

О.Уайльд «Сфинкс без загадки», «Преступление лорда Севиля», «Кентервильское привидение»

Д.Олдридж «Последний дюйм», «Акулья клетка»

Ж.Безье «Легенда о Тристане и Изольде»

Г.Уэллс «Человек-невидимка», «Машина времени»

Ф.Купер «Последний из могикан», «Зверобой», «Следопыт» и др.

И.Ефремов «Звездные корабли», «На краю Ойкумены»

Д.Лондон «Мексиканец», «Белый клык»

Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан»

А.Беляев «Человек-амфибия», «Ариэль», «Голова профессора Доуэля»

М.Рид «Всадник без головы»

В.Скотт «Квентин Дорвард»

А.Конан Дойл «Подвиги бригадира Жерара», «Затерянный мир», «Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки»

Ж. Уилсон «Влюбленные девчонки», «Плохие девчонки», «Девчонки в слезах» и др.

Для тех, кто много читает (из 9 – 11 кл.)
С.Цвейг «Мария Стюарт», «Нетерпение сердца»

Джованьоли Р. «Спартак»

Э.Булвер-Литтон «Последние дни Помпеи»

Р.Сатклиф «Орел девятого легиона»

Лондон Д. «Под палубным тентом», «Маленькая хозяйка большого дома», «Морской волк»

О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»

О Бальзак «Шагреневая кожа», «Отец Горио», «Обедня безбожника», «Полковник Шабер», «Гобсек»

У.Коллинз «Лунный камень»

Э.По «Рукопись, найденная в бутылке», «Лигейя», «Колодец и маятник», «Падение дома Ашеров», «Убийство на улице Морг», «Низвержение в Мальстрем», «Черный кот», «В смерте — жизнь», «Маски красной смерти», «Очки», «Украденное письмо», «Лягушонок» и др.

Л.Войнич «Овод»

В.Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеётся»

Дж.К.Джером «Трое в лодке, не считая собаки», «Трое на четырех колесах» и др. рассказы

М.А.Булгаков «Собачье сердце»

И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»

Ф.Саган «Здравствуй, грусть», «Любите ли вы Брамса…», «Немного солнца в холодной воде» и др.

Э.М.Ремарк «Три товарища»

Э.Л.Доктороу «Всемирная выставка»

Стендаль «Красное и черное»

Моэм У. «Луна и грош»

Ирвин Шоу «Богач, бедняк», «Нищий, вор»

М. Митчелл «Унесённые ветром»

А.Рыбаков «Дети Арбата»

l.120-bal.ru

Материалы школьной программы по литературе за 8 класс

Wiki-учебник
Поиск по сайту
Реклама от партнёров:

 

В 8 классе продолжается изучение художественной литературы, главным объектом которой является человек. В произведениях различных авторов, рассматриваются некоторые общечеловеческие проблемы: поиск смысла жизни,  нравственные идеалы и принципы. Рассматриваются мысли, чувства, действия различных типичных литературных героев.

Изучаются творчество следующих авторов: Н.В. Гоголь, Ж.-Б. Мольер, М.А. Булгаков, В. Шекспир, Т.Н. Толстая, А.П. Чехов, Н.М. Карамзин, И.С. Тютчев, М.Ю. Лермонтов, Н.А, Некрасов, Л.Н. Толстой, М.Сервантес, К.Ф. Рылеев, Э.Хемингуэй,  В, Шаламов, М. Горький. С.Д. Довлатов.

  • На данной странице представлены все темы школьной программы по литературе, изучаемые в 8 классе.  Каждая тема является ссылкой на подробный ответ по этой теме, написанный нашими репетиторами.

Темы школьной программы 8 класс Литература:

Главный предмет познания в литературе: человек как основной объект изображения Художественный образ в литературе: образное отражение жизни в искусствеГоголь «Шинель»: протест против неравенства и несправедливости«Ревизор» Гоголя: система образов в комедии, сатирическая действительностьМольер «Мещанин во дворянстве»: образ Журдена, позиция герояБулгаков «Собачье сердце»: проблема нравственного сознания личностиЮмор: ирония, сатира, сарказм, как способ создания характера герояПоиск смысла жизни в литературе: идеал и действительность в литературеУильям Шекспир «Гамлет»: мыслящие герои, мечты и их крушениеОсмысление Гамлетом бренности и скоротечности человеческой жизниЧехов «Крыжовник»: ответственность героя за выбор жизненной философииТолстая «Река Оккервиль»: столкновение выдуманного мира с реальностьюТрагедия как драматургический жанр и рассказ как эпический жанрМир чувств литературного героя и способы их выражения в литературе«Бедная Лиза»: чувства героев и глубокое проникновение в душу человекаТургенев «Стихотворения в прозе» как лирическая исповедь автора.Стихи о родине и тема отчизны: Тютчев, Блок, Евтушенко, ГаличСаган «Здравствуй, грусть» — герои, чувства, краткое содержаниеДовлатов «Наши»: герой и обстоятельства, человек и родина, судьбы людейПсихологизм и стихотворения в прозе как жанрЛермонтов «Песня про царя…»: герои личности, Калашников, КирибеевичРомантический герой «Мцыри»: мечта и действительность, образы поэмыГоголь «Тарас Бульба»: вольный мир Запорожской Сечи, Остап и АндрейНекрасов: «Мороз Красный нос» и «Русские женщины», самоотверженность героиньТолстой «Кавказский пленник»: герой пассивный и действующийСервантес «Дон Кихот»: борец с несправедливостью или пародия на рыцаряРылеев «Иван Сусанин»: национальный русский характер, героическое начало«Завтра была война» Васильева: борьба за справедливость и достоинствоОлдридж «Последний дюйм» — преодоление страха и бессилияГероический характер в литературе: способы создания характера литературного герояЧеловек как главная ценность: гуманистический характер литературыГорький «Симплонский туннель»: история создания и великая сила маленького человекаХемингуэй «Старик и море»: смысл повести, сила характера старикаШаламов «Последний бой майора Пугачева»: борьба героя за свое человеческое Я

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Материалы школьной программы по литературе за 7 класс
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspМатериалы школьной программы по литературе за 9 класс

Все неприличные комментарии будут удаляться.


www.nado5.ru

Введение. Литература и история. Видеоурок. Литература 8 Класс

Сегодняшний урок положит начало вашей работе в 8 классе. На уроках литературы в этом году вы будете изучать произведения в их неразрывной связи с историей. Дело в том, что в центре внимания как литературы, так и истории находится человек, человеческое общество. Исторические процессы формируют общественные взгляды. Общество влияет на человека, и он начинает задумываться о своей жизни, стремится изменить ее к лучшему. Таким образом, неизбежно вновь запускаются механизмы истории. Мы с вами понимаем, что связь литературы и истории очевидна.

В литературе используется понятие «литературный процесс». Этот термин возник в отечественном литературоведении в 1920-е годы. Однако само понятие было сформулировано в русской критике  еще в XIX веке. «Взгляд на русскую литературу 1946 года» русского критика В.Г. Белинского – одна из первых попыток представить особенности и закономерности литературного развития того или иного периода отечественной литературы, особенности и закономерности литературного процесса. (Рис. 1.)

Рис. 1. Обложка книги В.Г. Белинского (Источник) 

Литературный процесс – историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации.

Этапы мирового литературного процесса

  1. Древнейшая литература (до VIII в. до н. э.)
  2. Эпоха Античности (VIII в. до н. э. – V в. н. э.)
  3. Литература Средневековья (V–XV вв.)
  4. Эпоха Возрождения (XV–XVI вв.)
  5. Классицизм (XVII в.)
  6. Эпоха Просвещения (XVIII в.)
  7. Литература нового времени (XIX в.)
  8. Современная литература (XX в.)

Русская литература развивалась примерно по такому же принципу, но имела свои особенности. Периоды развития русской литературы:

  1. Долитературный. До Х века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Произведения передавались в устной форме.
  2. Древнерусская литература развивалась с XI по XVII век. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Происходит становление письменной литературы.
  3. Литература XVIII века. Эту эпоху называют «русским Просвещением». Основу русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
  4. Литература XIX века – «Золотой век» российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гениям – Пушкину, Грибоедову, Достоевскому, Толстому, Чехову – и многим другим великим писателям.
  5. Серебряный век – период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилева, прозы Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала XX века.
  6. Русская литература советского периода (1922–1991) – время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и на территории Запада, куда эмигрировали русские писатели после революции.
  7. Современная русская литература (конец XX века – наши дни)

Долгое время литература и история были неотделимы друг от друга. Достаточно вспомнить древние летописи, например «Повесть временных лет». Она является памятником и литературы, и истории. Уже в XVIII веке история отделилась от литературы как самостоятельная наука, однако связь литературы и истории осталась. В литературе появляется большое количество произведений на историческую тему: романы, повести, поэмы, драмы, баллады, в сюжете которых мы читаем о событиях прошлого. Ярким примером тому является творчество А.С. Пушкина, который провозгласил: «История народа принадлежит поэту!». Многие его произведения отражают события далекого прошлого, предания старины глубокой. Вспомните его балладу «Песнь о вещем Олеге», трагедию «Борис Годунов», поэмы «Руслан и Людмила», «Полтава», «Медный всадник» и его знаменитые сказки. В этом году мы с вами продолжим изучение Пушкина и узнаем о его интересе к периоду крестьянской войны и образу Емельяна Пугачева.

Это всего лишь один пример. Нужно отметить, что многие русские писатели создавали произведения на исторические темы. В первую очередь такой интерес к истории объясняется любовью к своей стране, народу, желанием сохранить историю и донести ее до следующих поколений. Также писатели обращались к истории для того, чтобы там, в далеком прошлом, найти ответы на вопросы, которые задавала настоящая эпоха.

О неразрывной связи исторических эпох писал французский поэт и писатель XIX века Виктор Мари Гюго. (Рис. 2.)

 

История
В судьбе племен людских, в их непрестанной смене
Есть рифы тайные, как в бездне темных вод.
Тот безнадежно слеп, кто в беге поколений
Лишь бури разглядел да волн круговорот.
    

Над бурями царит могучее дыханье,
Во мраке грозовом небесный луч горит.
И в кликах праздничных и в смертном содроганье
Таинственная речь не тщетно говорит.

И разные века, что братья исполины,
Различны участью, но в замыслах близки,
По разному пути идут к мете единой,
И пламенем одним горят их маяки.

Рис. 2. Виктор Гюго (Источник)

Читая произведения, написанные авторами в разные эпохи, мы убеждаемся, что мир вокруг меняется, а человек по сути своей остается прежним. Как и тысячи лет назад, люди мечтают о счастье и свободе, власти и деньгах. Как и тысячу лет назад, человек мечется в поисках смысла жизни. Человечество формирует свою общественно-философскую систему ценностей.

Долгое время в литературе работало одно правило: произведение в обязательном порядке должно было быть написано на историческую тему. В качестве примера можно вспомнить творчество Шекспира. Этот автор эпохи Возрождения все свои произведения писал на исторические темы. Однако его современник Сервантес в своем романе о Дон Кихоте описал современную ему Испанию. Таким образом, уже в начале XVII века в литературе все чаще появляются произведения, адресованные современности. Но даже если произведение написано не на историческую тему, этому произведению обязательно присущ историзм.

Историзм – правдивое отражение в художественном произведении конкретно-исторических, характерных черт изображаемой в нём действительности. Историзм в художественном произведении находит наиболее глубокое выражение в характерах – в переживаниях, поступках и речи действующих лиц, в их жизненных столкновениях, а также в деталях быта, обстановки и т. п.

Таким образом, в более широком смысле слова мы вправе говорить об историзме как о воспроизведении правды времени. Выходит, что чем лучше автор понимает свою эпоху и разбирается в социальных, общественных и политических, духовных, философских вопросах своего времени, тем ярче в его произведении будет выражаться историзм. Так, например, правдиво и точно отразилось историческое время в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который Белинский назвал «энциклопедией русской жизни первой половины XIX века». Ярко проявил себя историзм в поэме Гоголя «Мертвые души» и во многих других произведениях русских писателей.

Даже интимная лирика глубоко исторична. Мы читаем стихи Пушкина и Лермонтова, Есенина и Блока и представляем лирический образ, который несет в себе черты конкретной исторической эпохи. Когда мы читаем произведение, то помним, что художественный историзм отличается от научного.

Задача художника состоит не в том, чтобы точно сформулировать закономерности исторического развития в ту или иною эпоху, а в том, чтобы запечатлеть тончайшие отражения общего хода истории в поведении и сознании людей. Пушкин писал: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».

Таким образом, литературному произведению присущи художественный вымысел и художественное обобщение.

Вымысел художественный – одна из основных характеристик литературно-художественного творчества, состоящая в том, что писатель, исходя из реальной действительности, создает новые художественные факты.

Как утверждал уже Аристотель, поэт говорит «…не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном по вероятности или необходимости».

Художественное обобщение – способ отражения действительности в искусстве, раскрывающий наиболее существенные и характерные стороны изображаемого в индивидуально-неповторимой образной художественной форме.

Такое обобщение осуществляется по принципу типизации.

Типизация – создание образа путем отбора в действительности типического характера или явления или создания образа путем собирания, обобщения черт, признаков, рассеянных во многих людях.

 

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. – 2009.
  2. Н. Пруцков. Древнерусская литература. Литература XVIII века. // История русской литературы в 4-х томах. – 1980.
  3. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVII – первая четверть XVIII в.). – М., 1976.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Magazines.russ.ru (Источник).
  2. Socionauki.ru (Источник).
  3. Litdic.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  • Ответьте на вопросы.

1. В каком году историческая наука выделилась в отдельную отрасль?

2. Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения.

  • Напишите развернутый ответ на вопрос: почему история и литература навсегда останутся неразрывно связанными?
  • Вспомните, с какими выдающими деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.

interneturok.ru

Литературные произведения для программы по литературе 8

Литературные произведения для программы по литературе 8 — 10 классов (задание на каникулы)

Литературные произведения для программы по литературе 8-го класса

(задание на каникулы)

Автор

Название

Объем по заданию

Дополнительно

1

Михаил Васильевич Ломоносов

Оды

Две

(на выбор)

Отрывок из любой, наизусть

2

Гавриил Романович Державин

Стихи

Два

(на выбор)

Отрывок из любого, наизусть

3

Александр Николаевич Родищев

Путешествие из Петербурга в Москву

Одну главу

4

Николай Михайлович Карамзин

Бедная Лиза

Читать все

Отрывок из любой главы, наизусть

5

Александр Сергеевич Пушкин

Капитанская дочка

Читать все

Прочитать другие источники об истории «пугачевского бунта»

6

Денис Иванович Фонвизин

НЕДОРОСЛЬ

Читать все

Отрывок из любой главы, наизусть

7

Николай Васильевич Гоголь

Ревизор

Читать все

Отрывок из любой главы, наизусть

Вечера на хуторе близ Диканьки

Одну часть на выбор

Отрывок из любой главы, наизусть

8

Александр Трифонович Твардовский

Василий Теркин

Две главы на выбор

Отрывок из любой главы, наизусть

9

Александр Александрович Блок

На поле Куликовом

Читать все

Отрывок из любой главы, наизусть

10

Сергей Александрович Есенин

Стихи

Три стихотворения

Отрывок из любого, наизусть

11

Виктор Васильевич Заболотский

Стихи

Три стихотворения о природе

Отрывок из любого, наизусть

12

Виктор Петрович Астафьев

Последний поклон

Три главы на выбор

13

ШЕКСПИР УИЛЬЯМ (Shakespeare, William)

Ромео и Джульетта

Читать все

Отрывок из любой главы, наизусть

14

Вальтер Скотт

Айвенго

Читать все

Отрывок из любой главы, наизусть

8 класс (кл. рук. Татьяна Васильевна У., Андрей Евгеньевич Л.)

  1. Произведения для изучения в классе:
    1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    2. М.Ю. Лермонтов «Мцыри», Лирика
    3. Н.В. Гоголь «Ревизор»
    4. И.С. Тургенев «Ася»
    5. В. Шекспир «Ромео и Джульетта»
  2. Произведения для внеклассного чтения:

1. Н.В. Гоголь «Петербургские повести» («Нос», «Портрет», «Шинель»)
2. В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
3. А. Грин «Алые паруса», рассказы («Акварель», «Победитель», «Гнев отца», «Комендант порта»)
4. К. Воробьев «Убиты под Москвой»
5. Е. Шварц «Дракон»
6. В. Тендряков «Хлеб для собаки»
7. В. Шекспир «Двенадцатая ночь»

  1. Произведения для самостоятельного чтения:

1. Жюль Верн «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Двадцать тысяч лье под водой»
2. Вальтер Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард»
3. Ш. Бронте «Джен Эйр»
4. Ж. Санд «Консуэло»
5. Р.Л. Стивенсон «Черная стрела»
6. Майн Рид «Всадник без головы»
7. О. Генри Новеллы
8. Дж. Адамсон «Рожденная свободной»
9. М. Сервантес «Дон Кихот»
10. А. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
11. В. Гаршин «Красный цветок»
12. Мифы и легенды народов мира

Для свободного чтения:
1. Н. Носов Рассказы
2. Ч. Айтматов «Ранние журавли», «Белый пароход»
3. А. Алексин «В тылу, как в тылу», «А тем временем где-то»
4. В.П. Беляев «Старая крепость»
5. В.К. Железняков «Чучело»
6. М. Шолохов «Судьба человека»
7. Р. Фраерман «Дикая собака динго или Повесть о первой любви»
8. Р. Джованьоли «Спартак»
9. А. Дюма «Три мушкетера»
10. Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «20 тысяч лье под водой», «Таинственный остров»

Список книг для чтения — 9 класс ( классн. рук. -Виктор Иосифович В., Александр Николаевич К.)


1. Произведения для изучения в классе:

1. «Слово о полку Игореве»
2. В. Шекспир «Гамлет»
3. Б.Ж. Мольер «Мещанин во дворянстве»
4. Д.И. Фонвизин «Недоросль»
5. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
6. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
7. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
8. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
9. М. Шолохов «Судьба человека»
10. А.С. Пушкин: «Евгений Онегин» , «Борис Годунов» , «Пиковая дама»

2. Произведения для внеклассного чтения:
1. В.М. Гаршин «Красный цветок»
2. Е.А. Шварц «Дракон»
3. К.Г. Паустовский «Драгоценная пыль»

Список книг для чтения в 10 классе

  1. А.Н.Островский «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Бесприданница»
  2. И.А.Гончаров «Обломов»
  3. И.С.Тургенев «Рудин», «Отцы и дети»
  4. Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  5. М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города», «Господа Головлевы», сказки
  6. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
  7. Н.С.Лесков «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда»
  8. Л.Н.Толстой «Война и мир»
  9. А.П.Чехов «Чайка», «Вишневый сад», рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Палата № 6», «Дом с мезонином», «Студент»
  10. Б.Васильев «Завтра была война», «В списках не значился», «А зори здесь тихие…»

Зарубежная литература:

  1. Ги де Мопассан. «Ожерелье», «Произведение искусства», «Лунный свет»
  2. И.В.Гете «Фауст»
  3. О.де Бальзак «Гобсек», «Шагреневая кожа», «Отец Горио»
  4. П.Мериме «Кармен», другие новеллы

sch1784s.mskobr.ru

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 8 КЛАСС

 

История создания

Древнерусская литература складывается после принятия хри­стианства и охватывает семь веков. Основная ее задача — раскрытие христианских ценностей, приобщение русского народа к религиоз­ной мудрости. «Повесть временных лет» («Первоначальная лето­пись», или «Нестерова летопись») — одно из древнейших произве­дений русской литературы. Оно создано в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры летописцем Нестором. В названии летопи­си Нестор сформулировал свою задачу: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть», Оригинал «Повести…» до нас не дошел. В настоящее время имеется несколько копий. Из них самые известные две: рукописный пергаментный сборник 1337 года — хранится в Государственной публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (Лаврентьевская летопись) и рукописный сборник начала XV века — хранится в библиотеке Академии наук РФ (Ипатьевская летопись).

Лаврентьевская летопись названа по имени её писца — монаха Лаврентия, который переписал её для Суздаль­ского Великого князя Дмитрия Константиновича в 1337 году и по­ставил в конце свое имя. Лаврентьевская летопись — это сборник, в состав которого вошли два произведения: сама «Повесть временных лет» и «Суздальская летопись», доведённая до 1305 года. Ипатьевская летопись названа по бывшему месту хранения — Ипатьевскому мо­настырю в Костроме. Это тоже сборник, в состав которого входит несколько летописей и в том числе «Повесть временных лет». В дан­ном документе повествование доводится до 1202 года. Главное раз­личие между списками в их конце: Лаврентьевская летопись дово­дит повествование до 1110 г., а в Ипатьевском списке повесть переходит в летопись Киевскую.

Подробнее…

 

История создания

«Житие Сергия Радонежского» (так кратко именуется это произ­ведение) представляет собой ярчайший образец древнерусской лите­ратуры. Преподобный Сергий — самый почитаемый и самый люби­мый русский святой. Не случайно известный историк прошлого В.О. Ключевский сказал, что Россия будет стоять до тех пор, пока теп­лится лампада у раки преподобного Сергия. Епифаний Премудрый, известный книжник начала XV века, инок Троице-Сергиевой Лавры и ученик Преподобного Сергия, написал самое первое Житие Сергия Радонежского через 26 лет после его смерти — в 1417-1418 гг. Для этого труда Епифаний в течение двадцати лет собирал документаль­ные данные, воспоминания очевидцев и свои собственные записи.

Великолепный знаток святоотеческой литературы, византийской и русской агиографии, блестящий стилист, Епифаний ориентировался в своем сочинении на тексты южнославянских и древнерусских жи­тий, мастерски применив изысканный, насыщенный сравнениями и эпитетами стиль, получивший название «плетение словес». Житие в редакции Епифания Премудрого кончалось преставлением Препо­добного Сергия. В самостоятельном виде эта древнейшая редакция Жития не дошла до нашего времени, а ее первоначальный облик уче­ные реконструировали по позднейшим сводам. Помимо Жития, Епи­фаний создал также Похвальное слово Сергию.

Подробнее…

 

История создания

Д.И. Фонвизин является одним из наиболее ярких деятелей про­светительского движения в России XVIII в. Он воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, жил во власти пред­ставлений о высоких нравственных обязанностях дворянина. По­этому писателя особо огорчало неисполнение дворянами своего долга перед обществом: «Мне случилось по своей земле поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие. Я видел множество таких, которые служат, или, паче, занимают места в службе для того только, что ездят на паре. Я видел множество других, которые пошли тотчас в отставку, как скоро до­бились права впрягать четверню. Я видел от почтеннейших предков презрительных потомков. Словом, я видел дворян раболепствую­щих. Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце». Так писал Фон­визин в 1783 г. в письме к сочинителю «Былей и небылиц», авторст­во которых принадлежало самой императрице Екатерине II.

Имя Фонвизина стало известно широкой публике после созда­ния им комедии «Бригадир». Затем более десяти лет писатель занимался государственными делами. И только в 1781 г. им была за­вершена новая комедия — «Недоросль». Фонвизин не оставил свиде­тельств о создании «Недоросля». Единственный рассказ, посвящен­ный созданию комедии, был записан много позже Вяземским. Речь идет о сцене, в которой Еремеевна защищает Митрофанушку от Скотинина. «Пересказывают со слов самого автора, что, приступая к упомянутому явлению, пошел он гулять, чтобы в прогулке обдумать его. У Мясницких Ворот набрел он на драку двух баб. Остановился и начал сторожить природу. Возвратясь домой с добычею наблюде­ний, начертал он явление свое и вместил в него слово зацепы, под­слушанное им на поле битвы» (Вяземский, 1848).

Подробнее…

 

История создания

Николай Михайлович Карамзин — один из самых образован­ных людей своего времени. Он проповедовал передовые просве­тительские взгляды, широко пропагандировал западноевропей­скую культуру в России. Личность писателя, многогранно одаренного в самых разных направлениях, сыграла значительную роль в культурной жизни России конца XVIII — начала XIX веков. Карамзин много путешествовал, переводил, писал оригинальные художественные произведения, занимался издательской деятель­ностью. С его именем связано становление профессиональной ли­тературной деятельности.

В 1789-1790 гг. Карамзин предпринял поездку за границу (в Германию, Швейцарию, Францию и Англию). По возвращении Н.М. Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), «Письма русского путе­шественника» (1791-92), поставившие его в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в литературно- критических статьях выражалась эстетическая программа сенти­ментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям. В 1890-е гг. возрас­тает интерес писателя к истории России; он знакомится с историче­скими сочинениями, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т.п. В 1803 г. Карамзин начал работу над «Историей государства Российского», которая стала главным делом всей его жизни.

Подробнее…

 

История создания

Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина стала по-настоящему «золотой», так как именно в это время созданы им многие произведе­ния. Среди них «Повести Белкина». В письме другу П. Плетневу Пуш­кин писал:«… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Хронология создания этих повестей выглядит сле­дующим образом: 9 сентября закончен «Гробовщик», 14 сентября — «Станционный смотритель», 20 сентября — «Барышня-крестьянка», после почти месячного перерыва написаны две последние повести: «Выстрел» — 14 октября и «Метель» — 20 октября. Цикл «Повестей Белкина» явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Пять повестей были объединены вымышленным лицом ав­тора, о котором «издатель» рассказал в предисловии. Мы узнаем, что И.П. Белкин родился «от честных и благородных родителей в 1798 го­ду в селе Горюхино». «Был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав». «Вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось… видеть его навеселе…, к женскому полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая». Осенью 1828 года этот симпатичный персонаж «занемог простудною лихорадкою, об­ратившеюся в горячку, и умер…».

Подробнее…

 

История создания

Тема народных восстаний под предводительством Разина и Пу­гачева заинтересовали Пушкина еще в 1824 г., вскоре после его при­езда в Михайловское. В первой половине ноября 1824 г. в письме к брату Льву он просит прислать ему «Жизнь Емельки Пугачева» (Пушкин, Т. 13, с. 119). Пушкин имел в виду книгу «Ложный Петр III, или Жизнь, характер и злодеяния бунтовщика Емельки Пугачева» (Москва, 1809). В следующем письме к брату Пушкин пишет: «Ах! боже мой, чуть не забыл! Вот тебе задача: историческое, сухое из­вестие о Сеньке Разине, единственном поэтическом лице русской истории» (Пушкин, т. 13, с. 121). В Михайловском же Пушкин обра­батывал фольклорные песни о Разине.

Интерес поэта к теме был обусловлен также тем, что вторая по­ловина 1820-х годов была отмечена волной крестьянских возмуще­ний, беспорядки не обошли стороной и Псковскую область, в кото­рой жил Пушкин до осени 1826 года и где он неоднократно бывал и позднее. Крестьянские беспорядки конца 1820-х годов создавали тревожную ситуацию.

17 сентября 1832 года Пушкин уехал в Москву, где П.В. Нащокин рассказал ему о судебном процессе белорусского дворянина Ост­ровского; этот рассказ лег в основу повести «Дубровский»; замысел повествования о дворянине-пугачевце временно был оставлен — Пушкин вернулся к нему в конце января 1833 года.

Подробнее…

 

История создания

Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 г. Семнадцатилетний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, мо­наха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17 лет. — С детства он в монастыре; кроме священных, книг не чи­тал. Страстная душа томится. — Идеалы…». На возникновение за­мысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, зна­комство с кавказским фольклором. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили на воды лечиться. Позже впечатления от кавказской природы еще более уси­лились.

Биограф поэта П.А. Висковатов пишет (1891): «Старая воен­но-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красо­тами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Од­на из таких легенд — народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.

Подробнее…

 

История создания

В 1835 году Гоголь приступает к работе над своим главным тру­дом — «Мертвыми душами». Однако работа была прервана. Гоголь писал Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и кля­нусь, будет смешнее чёрта. Ради Бога. Ум и желудок мой оба голо­дают». В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия. История была типичной для своего времени. Известно, что в Бессарабии приняли за ревизора издателя журнала «Отечественные записки» Свиньина. В провин­ции также некий господин, выдав себя за ревизора, обобрал весь город. Были и другие подобные истории, о которых рассказывают современники Гоголя. То, что пушкинский анекдот оказался столь характерным для русской жизни, делало его особенно привлека­тельным для Гоголя. Позже он писал: «Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков на сцену их, на смех всем!»

Итак, на основе истории, рассказанной Пушкиным, Гоголь соз­дал свою комедию «Ревизор». Написал всего за два месяца. Под­тверждением тому служат воспоминания писателя В.А. Соллогуба: «Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай, быв­ший в г. Устюжне Новгородской губернии — о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобрав­шем всех городских жителей». Известно также, что во время работы над пьесой Гоголь неоднократно сообщал А.С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу над «Ревизором».

Подробнее…

 

История создания

Гоголь, по словам русского философа Н. Бердяева, является «са­мой загадочной фигурой в русской литературе». По сей день произ­ведения писателя вызывают споры. Одним из таких произведений является повесть «Шинель».

В середине 30-х гг. Гоголь услышал анекдот о чиновнике, поте­рявшем ружье. Он звучал так: жил один бедный чиновник, был стра­стным охотником. Он долго копил на ружье, о котором долго меч­тал. Его мечта сбылась, но, плывя по Финскому заливу, он его потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства умер.

Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 г. Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Повесть печатается, завершая цикл «Петербургских повестей». В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 гг. Объединены повес­ти по общему месту событий — Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повес­тей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники — «маленькие люди». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот камен­ный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку». Впервые эта тема была открыта А.С. Пушкиным. Она ста­новится ведущей в творчестве Н.В. Гоголя.

Подробнее…

 

История создания

Стихотворение «Железная дорога» — одно из самых драматич­ных произведений Некрасова. Впервые стихотворение с указанием автора «Посвящается детям» было опубликовано в десятом номере журнала «Современник» за 1865 год. Опубликованное стихотворе­ние вызвало негодование цензуры — после двух предостережений в июне 1866 года журнал закрыли. Особые нарекания были в адрес эпиграфа, который, по мнению цензуры, придал стихотворению острый общественный смысл и бросал тень как на бывшего главно­управляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, так и на его умершего покровителя, то есть царя.

Реальной основой стихотворения «Железная дорога» явилась постройка (1842-1855 гг.) первой в России Николаевской железной дороги (ныне Октябрьской). Первого ноября 1851 года открылось постоянное движение поездов по магистрали Санкт-Петербург — Москва, величайшей по протяженности и наиболее совершенной в мире по техническому оснащению двухпутной железной дороги.

Подробнее…

 

История создания

Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже по­сле смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действи­тельное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жесто­кое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пе­режил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в па­мяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколь­ко вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».

Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоя­тельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять со­бой или все дело в среде и обстоятельствах.

Подробнее…

znaew.ru

Что входит в список обязательной литературы 8 класса?

Примерный список литературы для летнего чтения в 8 классе (с 7 на 8 класс)

Обязательная литература

«Слово о полку Игореве»
А. Данте «Божественная комедия» (перевод М. Лозинского)
Ф. Петрарка Сонеты.
Д. Боккаччо «Декамерон» (перевод Н. Любимова)
У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Сонеты.
М. де Сервантес «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский» (в сокращении)
Ж. -Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
Н. Карамзин «Бедная Лиза»
Д. Фонвизин «Недоросль»
М. Лермонтов «Мцыри», лирика
А. Пушкин «Капитанская дочка», «Пиковая дама»
Н. Гоголь «Ревизор»
И. Тургенев «Ася»
М. Горький «Челкаш»
А. Твардовский «Василий Тёркин»
В. Шукшин Рассказы
Б. Васильев «А зори здесь тихие…»

Литература для внеклассного чтения в 8 классе (с 7 на 8 класс)

Русская классика

А. Пушкин «Полтава»
А. Чехов «Душечка», «Дом с мезонином» и др. рассказы
М. Зощенко. Рассказы
М. Алданов «Чертов мост» (главы)
Б. Васильев «Завтра была война», «В списках не значился», «Утоли мои печали»
Л. Леонов «Золотая карета»
А. Островский «Свои люди — сочтёмся», «За двумя зайцами», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не всё коту масленица»
И. Тургенев «Первая любовь»
Ф. Достоевский «Неточка Незванова»
Л. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»
А. Грин «Бегущая по волнам»
Д. Хармс «Старуха»

Зарубежная классика

Ч. Диккенс «Оливер Твист»
Г. Х. Андерсон «Три льва и три сердца»
Р. Желязны «Джек-из-тени», «Колокола Шоредана»
К. Саймак «Всё живое», «Когда в доме одиноко», «Поколение, достигшее цели»
М. Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Э. По «Колодец и маятник», «Метценгерштейн»
Т. Томас «Целитель»
Р. Шекли «Ордер на убийство»
Ф. Браун «Арена»
Дж. Г. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда»
Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Лопе де Вега «Собака на сене»

Приключения и фантастика

А. и Б. Стругацкие «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу»
А. Азимов «Стальные пещеры», «Поющий колокольчик»
Е. Шварц «Тень», «Обыкновенное чудо»
Г. Уэллс «Когда спящий проснётся», «Пища богов», «Машина времени»
Р. Брэдбери «451˚по Фаренгейту»,
Р. Грин «Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола»
К. де Труа «Ивейн, или Рыцарь со львом»
Э. Т. А. Гофман «Песочный человек»
С. Лем «Магелланово облако»

Прочтение книг из обязательного рекомендательного списка в 8 классе займет примерно 1-1,5 часа в день или 20 страниц текста. Для того чтобы легко вспомнить прочитанное при изучении произведений на уроках литературы, полезно будет вести читательский дневник, в который по мере чтения записывать имена литературных героев, основы сюжета, свои впечатления.

Список составила: Етко Анна Геннадиевна, учитель русского языка и литературы, к. ф. н.

otvet.mail.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *